Орбитальная космическая станция "Салют"

«Союз-10» - пилотируемый космический корабль, запущен 22 апреля 1971 года для отработки усовершенствованной системы стыковки космического корабля с орбитальной станцией «Салют-1» . Экипаж корабля: Владимир Шаталов (командир), Алексей Елисеев (бортинженер) и Николай Рукавишников (инженер-исследователь).
Несмотря на то что космический корабль «Союз-10» успешно состыковался со станцией «Салют-1», экипаж не смог перейти в станцию из-за проблем со стыковочным механизмом. Корабль вернулся на Землю 24 апреля.


«Союз-11» - пилотируемый космический корабль, доставивший первый экипаж на орбитальную станцию «Салют-1». Экипаж корабля: Георгий Добровольский (командир), Владислав Волков (бортинженер) и Виктор Пацаев (инженер-исследователь). Корабль стартовал 6 июня 1971 года. Выход на орбиту, сближение и стыковка со станцией «Салют-1» прошли в штатном режиме, 7 июня экипаж приступил к расконсервированию станции и работе на орбите. Пребывание на станции было продуктивным и включало ТВ-связь с Землёй. Однако на 11-й день произошло возгорание, и было принято решение прекратить полёт и оставить станцию. 29 июня «Союз-11» отделился от станции. 30 июня аппарат приземлился в заданном районе. Поисковая группа обнаружила экипаж без признаков жизни.
После изучения причин катастрофы последовал 18-месячный перерыв в запусках кораблей «Союз». За это время были пересмотрены многие концепции: изменилась компоновка органов управления корабля, став более эргономичной; операции подъёма-спуска стали проводить только в скафандрах, экипаж стал состоять из двух человек.
Подробнее о катастрофе и её причинах в Википедии .

Естественно, никаких карикатур в «Крокодиле», посвященных полету «Союз-11», не было. Да и вообще оптимизма заметно поубавилось, и рисунки на космическую тему стали появляться лишь изредка, в основном к праздничным датам - 1 мая и 7 ноября.

«Союз-19» - пилотируемый космический аппарат, запущенный по программе «Союз-Аполлон». Первый международный космический полет, стыковка с американским космическим кораблём «Аполлон-18». Полёт продолжался с 15 по 21 июля 1975 года . Экипаж: Алексей Леонов (командир) и Валерий Кубасов (бортинженер)

«Союз-22» - советский пилотируемый космический корабль. Он был предназначен для многозональной съёмки Земли. На корабле был установлен многозональный космический фотоаппарат МКФ-6, обеспечивавший съёмку одновременно в шести участках видимой и инфракрасной области спектра с разрешением около 15 метров. Космонавты Валерий Быковский и Владимир Аксенов провели неделю на орбите (с 15 по 23 сентября 1976 года ), фотографируя поверхность Земли.

«Союз-27» - советский пилотируемый космический корабль, находившийся в космосе с 10 января по 16 марта 1978 года . Это была первая экспедиция посещения орбитальной научной станции «Салют-6» . В это время на станции «Салют-6» работал первый долговременный экипаж: Юрий Романенко и Георгий Гречко . Впервые долговременный экипаж орбитальной станции принимает посетителей в космосе. Впервые два пилотируемых корабля, одновременно, пристыкованы к орбитальной станции.
Четверо космонавтов проводили успешные научные и технологические эксперименты в течение пяти дней. Космонавты Владимир Джанибеков и Олег Макаров вернулись на Землю на корабле «Союз-26» 16 января 1978 года . Корабль «Союз-27» остался пристыкованным к станции, на нём 16 марта 1978 года на Землю вернулись космонавты Юрий Романенко и Георгий Гречко.

И ещё парочка шутливых карикатур:


Продолжение следует...

Мы были первыми:: Первая в мире долговременная орбитальная станция.

7 июня 1971 года стыковка космического корабля "Союз-11", пилотируемого космонавтами Г. Д. Добровольским, В. Н. Волковым и В. И. Панаевым, с орбитальной станцией "Салют", запущенной 19 апреля 1971; впервые в мире стала функционировать долговременная орбитальная станция.
***
Первая орбитальная станция «Салют», предназначенная для длительных полетов по орбите вокруг Земли, была запущена 19 апреля 1971 года. Мощная ракета «Протон» вывела на орбиту высотой от 200 до 222 километров над Землёй.

После отделения последней ступени ракеты были сброшены защитные крышки, освободились прижатые к корпусу антенны, раскинулись вправо и влево солнечные батареи. Орбитальный блок стал похож на гордо парящую гигантскую птицу. Крылья его начали ловить солнечные лучи, превращать их в электрический ток. Он побежал по бесчисленным проводам и оживил станцию. Зашумели моторы, проснулись приборы, заработала радиосвязь с Землёй.

Орбитальный блок – солидное сооружение! Он больше троллейбуса! Длина – около 16 метров, поперечник – 4 метра, вес – около 19 тонн. Он летит в автоматическом режиме. 23 апреля в космос запускается транспортный космический корабль «Союз–10», на борту которого командир В. А. Шаталов, борт-инженер А. С. Елисеев и инженер-испытатель Н. Н. Рукавишников. Через день они успешно стыкуются с орбитальным блоком, проверяют надёжность стыковки, пробуют управлять орбитальным блоком с корабля - всё в порядке. Они отделяются и 25 апреля благополучно возвращаются на Землю.

Орбитальный блок готов к приёму своего основного экипажа. 5 июня 1971 г. стартует транспортный космический корабль «Союз–11»: командир Г. Т. Добровольский, бортинженер В. Н. Волков и инженер-испытатель В. И. Пацаев. 7 июня корабль стыкуется с орбитальным блоком - теперь орбитальная станция «Салют» собрана окончательно, т.к. орбитальный блок был лишь ее частью. Вторая часть – транспортный корабль «Союз». Всё сооружение в целом длиной двадцать три метра и весит уже больше двадцати пяти тонн.

Космонавты переходят в орбитальный блок, но люк за собой не закрывают – это уже их новый большой дом.

Устройство станции

Вначале самая узкая её часть – переходной отсек, поперечником всего два метра. Через люк космонавты проплывают в рабочий отсек – он более просторный, хотя вокруг много различного оборудования. Все продумано для жизни космонавтов: столик для еды, «бегущая дорожка» для занятий, эспандеры…

Сложнейшая техника: система ориентации и управления движением (позволяет разворачивать станцию и удерживать её в нужном положении; разгоняя или притормаживая – менять орбиту); комплекс средств жизнеобеспечения – это разные приспособления, которые создают космонавтам нормальные условия жизни; радиокомплекс для радиосвязи с Землёй. Связь самая разная: телефонная, телевизионная. Есть возможность автоматически передавать на Землю записи результатов научных работ. В случае необходимости можно с Земли по радио управлять станцией; система электропитания - вся техника станции работает с помощью электроэнергии, которую дают в основном солнечные батареи. Попутно они заряжают аккумуляторы, за счёт которых станция работает ночью, когда солнца нет.

Работа на станции

Работа на станции началась 7 июня 1971 г. Космонавты разгоняют «Салют» чуть быстрее и поднимают его на более высокую орбиту - от 239 до 265 километров и приступают к научной работе.

С помощью особого телескопа «Орион» фотографируют звёзды. Наблюдают и фотографируют Землю – облака, океаны, материки. Внимательно следят за своим здоровьем. Старательно ухаживают за опытным огородом. Там были посажены и проросли семена хибинской капусты, льна. Они ведут дневники, записывая в них и подробности своего быта, и научные наблюдения.

Экипаж работал на «Салюте» 23 дня. 29 июня они переносят все научные материалы в корабль «Союз–11», 30 июня сами переходят туда, закрывают за собой люк, отделяются от орбитального блока и идут на посадку. Все трое в прекрасном настроении. Но случается непредвиденное: ещё до входа в атмосферу, за тридцать минут до приземления, происходит авария. Нарушается герметичность кабины, в которой находятся космонавты. Через образовавшуюся щель воздух начинает стремительно вытекать наружу... Произведена мягкая автоматическая посадка корабля «Союз–11», но космонавты погибли...

Опустевший орбитальный блок «Салюта» после трагедии летает в космосе ещё три с половиной месяца, постепенно теряя высоту. 11 ноября 1971 г. он входит в плотные слои земной атмосферы и сгорает над Тихим океаном.

Научные материалы экспедиции имели важное значение для науки, а опыт космонавтов (24 дня) доказал, что человек может долго жить и работать в условиях невесомости.

Станция «Салют» была первой в мире долговременной орбитальной научной станцией.

25 июня 1974 г. в СССР запускают станцию «Салют–3». Затем будут «Салют-4», «Салют-5»… Это была серия пилотируемых одномодульных орбитальных станций СССР, они функционировали до 1999 г. Под общим названием «Салют» на орбиту выводились орбитальные станции по гражданской программе «Долговременная орбитальная станция» (ДОС), а по военной программе - «Алмаз».

19 апреля 1971 года на околоземную орбиту с космодрома Байконур стартовала первая в мире обитаемая космическая станция Сегодня новости об очередном эксперименте или завершении цикла работ на орбитальной Международной космической станции волнуют гораздо меньшее число людей, чем, скажем, три десятка лет назад. Да и не факт, что вообще волнуют: человечество, попробовав вырваться в космос и застряв на околоземной орбите, вернулось к традиционным земным заботам. А ведь еще совсем недавно, человек только-только начал осваивать ближний космос, построив в нем первый дом! Ведь первая обитаемая орбитальная станция «Салют-1» была запущена на орбиту 19 апреля 1971 года — и стала первой подобной станцией в мире. Тогда эта новость произвела, ну разве что чуть меньшее впечатление на человечество, чем случившееся десятью годами ранее, когда в космос отправился первый человек (кстати, тоже русский — Юрий Гагарин).

Рисунок, изображающий космический корабль «Союз-11» и орбитальную станцию «Салют-1» К тому моменту, как космический корабль «Восток-1» с первым космонавтом Земли на борту готовился к старту, работа над обитаемой орбитальной станцией уже переходила от стадии обсуждения концепции к стадии первых планировочных чертежей. Ведь дискуссия о том, какой быть станции — постепенно собираемой из отдельных частей, доставляемых на орбиту кораблями, или единой, «заброшенной» в рамках одного запуска и сразу готовой к эксплуатации, начались еще в середине 1950-х.

Сторонником модульной системы был Сергей Королев и его подчиненные из ОКБ-1, и поначалу всем казалось, что авторитет «главного по космосу» перевесит все аргументы противников. Но вышло иначе. Военные — а именно они были главными заказчиками орбитальной станции, которая должна была взять на себя функции разведывательного поста в космосе, — спешили и не хотели ждать. И потому им больше пришлось по душе предложение ОКБ-52 и его руководителя Владимира Челомея, который отстаивал идею запуска готовой станции. Причем он же сразу предложил и идею использовать для этого разработанные в «пятьдесят втором» тяжелые ракеты-носители «Протон». Все бы ничего, но предложение Владимира Челомея, при всех его плюсах, обладало одним минусом. Поскольку станцию запускали с помощью уже имеющейся ракеты, ее габариты не могли быть больше, чем допускали возможности «Протона», он же УР-500, а они были достаточно скромными. Поэтому станция в итоге получилась достаточно тесной: максимальный диаметр ее составлял всего лишь 4,15 м, а основного обитаемого отсека — и того меньше, 2,9 м. И поскольку существенная часть внутреннего пространства «съедалась» конструктивными элементами и оборудованием, обитаемый объем оказался весьма небольшим.

А вскоре выяснилась еще одна проблема, связанная с тем, что верх одержала идея ОКБ-52. Его специалисты не имели достаточного опыта по работе с оборудованием обитаемых космических кораблей, и это поставило под угрозу сроки выполнения задания.

А сдвигать их было некуда: запуск станции хотели приурочить к XXIV съезду КПСС, который должен был открыться в Москве в конце марта 1971 года. Поэтому, а также потому, что совсем «отодвинуть» КБ Сергея Королева от работ над орбитальной станцией означало создать ненужное напряжение в отрасли, решено было использовать для оборудования станции элементы хорошо показавших себя космических кораблей серии «Союз».

Тем более, что два корабля этого типа — «Союз-4» и «Союз-5» — 16 января 1969 года впервые в мире осуществили пилотируемую стыковку, образовав своего рода орбитальную станцию краткосрочного действия. В итоге этой кооперации на свет появилась первая в мире долговременная орбитальная станция (ДОС), которая получила шифр «изделие 17К», а в историю вошла как орбитальная станция «Салют-1».

В конце февраля 1971 года станцию и ракету-носитель «Протон», которая должна была вывести ее на орбиту, доставили на космодром Байконур, и вроде как успевали поставить на стартовый стол до начала очередного партийного съезда. Но в итоге опоздали на 10 дней: съезд завершил работу 9 апреля, а станция отправилась на орбиту только 19-го. Конструктивно «Салют-1» представлял собой соединение четырех цилиндров разного диаметра, каждый из которых был самостоятельным отсеком станции. Средний, самый крупный, который состоял из двух частей, назывался рабочим: именно в нем располагались рабочие места космонавтов и практически вся необходимая аппаратура для экспериментов и наблюдений, а также спортивные тренажеры.

Под них была отведена большая часть отсека, а в меньшей располагался центральный пост управления станцией, спальные места космонавтов, обеденный стол и место отдыха. Со стороны этой «спальной» части станции располагался переходный отсек, к которому должны были пристыковываться космические корабли «Союз». А со стороны более крупной секции рабочего отсека располагался агрегатный отсек, в котором находилось оборудование, отвечавшее за движение и жизнеобеспечение станции: там находились двигатели с запасом топлива и панели солнечных батарей.

Подготовка орбитальной станции «Салют 1». Первая экспедиция к «Салюту» отправилась почти сразу после его запуска: «Союз-10» (экипаж — Владимир Шаталов, Алексей Елисеев и Николай Рукавишников) стартовал к станции 24 апреля 1971 года. Но успешным этот полет не был: завершить стыковку со станцией космонавтам не удалось, и после суток напряженной работы, связанной с попытками задействовать резервную схему отстыковки, «Союз» наконец отделился и 25 апреля вернулся на Землю.

Второй полет, в который 6 июня 1971 года отправился космический корабль «Союз-11» с экипажем в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева, завершился удачной стыковкой на следующий день, 7 июня.

Трое космонавтов стали первым в мире экипажем обитаемой космической станции, а 23 дня, которые они провели на орбите — первым в мире периодом существования на орбитальной станции. Увы, возвращение триумфаторов на Землю оказалось трагическим: после разделения отсеков при сходе с орбиты спускаемый аппарат «Союза-11» разгерметизировался, и все трое погибли. «Салют-1» проработал на орбите 175 дней.

По команде с Земли 11 октября 1971 года на станции включились тормозные двигатели, расположенные в агрегатном отсеке, она сошла с орбиты и частично сгорела в атмосфере, а то, что уцелело, утонуло в Тихом океане. Но путь к «космическим домам» был проложен, и он оказался торным. 3 апреля 1973 года на орбиту вывели «Салют-2»,

26 июня 1974 года — «Салют-3», причем обе эти станции работали прежде всего на военных и заметно отличались по конструкции от первой. А 26 декабря 1974 года на орбиту отправился «Салют-4», представлявший собой «гражданский» вариант станции и созданный не в челомеевском ОКБ-52, а в ОКБ-1. Он проработал на орбите существенно дольше своих предшественников — два с лишним года, до 3 февраля 1977-го. Но еще до того, как «четверку» свели с орбиты, к ней 22 июня 1976 года присоединился «Салют-5» — последняя станция Владимира Челомея и последний из чисто военных «Салютов». «Салют-5» до 8 августа 1977 года, а 29 сентября его сменил на орбите «Салют-6» сборки ОКБ-1 — первая станция, время пребывания космонавтов на которой перевалило за сто дней. Последним среди «Салютов» стал «Салют-7», стартовавший на орбиту ровно через 11 лет после первой космической станции этой серии — 19 апреля 1982 года. На нем были поставлены еще два рекорда длительности проживания на орбите — 211 и 237 суток, и он же стал самым долгоживущим «Салютом», проведя на орбите почти девять лет, до 7 февраля 1991 года.

30 июня 1971 года первый в истории космонавтики экипаж орбитальной космической станции «Салют» в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева погиб при возвращении на Землю. Это трагическое происшествие стало самым крупным в истории отечественной космонавтики – погиб весь экипаж…

Советская и американская космические программы действовали в условиях крайне жёсткой конкуренции. Каждая из сторон стремилась во что бы то ни стало опередить конкурента и стать первой. Поначалу пальма первенства принадлежала СССР: первый запуск искусственного спутника Земли, первый запуск человека в космос, первый выход человека в открытый космос, первые полёт женщины-космонавта остались за Советским Союзом.
Американцы сосредоточились на лунной гонке и победили. Хотя и СССР имел теоретическую возможность успеть первым, но программа была слишком ненадёжна и слишком высока была вероятность катастрофы, поэтому советское руководство не посмело рисковать жизнью своих космонавтов. Советский лунный отряд космонавтов был переведён на подготовку по программе «Стыковка» для первого полёта на орбитальную станцию.
Благополучно высадившись на Луне, американцы доказали сами себе, что тоже кое-что могут, после чего чрезмерно увлеклись спутником Земли. СССР в то время уже разрабатывал проект пилотируемой орбитальной станции и одержал в этой сфере очередную победу, запустив свою орбитальную станцию на два года раньше, чем это сделали США.
Станцию «Салют» планировали вывести на орбиту к началу 24-го съезда КПСС, однако немного опоздали. Станция была выведена на орбиту только 19 апреля 1971 года, через десять дней после закрытия съезда.


«Союз-10»
Практически сразу на орбитальную станцию был отправлен первый экипаж. 24 апреля, через пять дней после выхода станции на орбиту, с Байконура стартовал корабль «Союз-10». На его борту находились командир корабля Владимир Шаталов, бортинженер Алексей Елисеев и инженер-испытатель Николай Рукавишников.
Это был весьма опытный экипаж. Шаталов и Елисеев уже совершили по два полёта на кораблях «Союз», новичком в космосе был только Рукавишников. Планировалось, что «Союз-10» успешно произведёт стыковку с орбитальной станцией, после чего космонавты пробудут на ней три недели.
Но всё пошло не так, как было запланировано. Корабль благополучно добрался до станции и начал стыковку, но тут начались сбои. Штырь стыковочного узла сцепился со станцией, однако произошёл сбой автоматики и заработали корректирующие двигатели, из-за чего «Союз» раскачался и стыковочный узел сломался.


О стыковке больше не могло быть и речи. Более того, под угрозой оказалась вся программа станции «Салют», поскольку космонавты не знали, как избавиться от штыря стыковочного узла. Его можно было «отстрелить», но это сделало бы невозможной стыковку с «Салютом» любого другого корабля и означало крах всей программы.
В дело включились находившиеся на Земле инженеры-конструкторы, которые посоветовали установить перемычку и с её помощью открыть замок и извлечь штырь «Союза». После нескольких часов это наконец удалось сделать - и космонавты отправились домой.


Смена экипажа
Началась подготовка к полёту «Союза-11». Этот экипаж был чуть менее опытным, чем предыдущий. Никто из космонавтов не был в космосе более одного раза. Зато командиром экипажа стал Алексей Леонов - первый человек, совершивший выход в открытый космос. Кроме него в состав экипажа входили бортинженер Валерий Кубасов и инженер Пётр Колодин.
Несколько месяцев они тренировались в стыковке как в ручном, так и в автоматическом режиме, ведь нельзя было второй раз подряд ударить в грязь лицом и вернуться из полёта так и не пристыковавшись.
В начале июня была определена дата вылета. На заседании Политбюро дата была одобрена, как и состав экипажа, который все однозначно аттестовали как наиболее умелый.
Но случилось невообразимое. За два дня до старта с Байконура пришло сенсационное известие: во время стандартного предполётного медосмотра врачи сделали Кубасову рентгеновский снимок и обнаружили в одном из лёгких небольшое затемнение.
Все указывало на острый туберкулёзный процесс. Правда, оставалось непонятным, как его можно было просмотреть, ведь такой процесс развивается не за один день, а космонавты проходили тщательные и регулярные медицинские осмотры. Так или иначе, но лететь в космос Кубасову было нельзя.


А ведь и Госкомиссия и Политбюро уже одобрили состав экипажа. Что же делать? Ведь в советской программе космонавты готовились к полётам тройками и если выбывал один, то требовалось менять всю тройку, так как считалось, что тройки уже сработавшиеся, а замена одного члена экипажа приведёт к нарушению согласованности.
Но, с другой стороны, никто прежде в истории космонавтики не менял экипаж менее чем за двое суток до вылета. Как выбрать правильное решение в такой ситуации? Между кураторами космической программы произошёл горячий спор.
Помощник главкома ВВС по космосу Николай Каманин настаивал на том, что экипаж Леонова опытный и если заменить выбывшего Кубасова Волковым, который также имел опыт космических полетов, то ничего страшного не будет и согласованность действий от этого не нарушится.
Однако конструктор Мишин, один из разработчиков «Салюта» и «Союза», выступил за полную смену тройки. Он считал, что дублирующий состав будет гораздо лучше подготовленным и сработавшимся, чем основной, но подвергшийся изменению состава накануне полёта. В итоге победила точка зрения Мишина.
Экипаж Леонова отстранили, заменив дублирующим экипажем, в составе командира Георгия Добровольского, бортинженера Владислава Волкова и инженера-исследователя Виктора Пацаева. Никто из них не был в космосе, за исключением Волкова, уже летавшего на одном из «Союзов».


Экипаж Леонова очень болезненно воспринял отстранение от полёта. Борис Черток позднее вспоминал слова конструктора Мишина: «Ох, какой же тяжёлый был у меня разговор с Леоновым и Колодиным! - сказал он нам. - Леонов обвинил меня в том, что я якобы сознательно не пожелал заменить Кубасова Волыновым, чтобы ещё раз протащить в космос Волкова. Колодин сказал, что он так и чувствовал до последнего дня, что его в космос не пустят под любым предлогом. Колодин говорит: „Я у них - белая ворона. Они все лётчики, а я ракетчик“.
Никто из разгневанных космонавтов и представить не мог, что ошибочный рентгеновский снимок (никакого туберкулёза у Кубасова не оказалось и позднее он успешно летал в космос) спас им жизнь. Но тогда обстановка накалилась до предела.
Черток лично наблюдал эту картину: „На Госкомиссии я оказался рядом с Колодиным. Он сидел с низко опущенной головой, нервно сжимал в кулаки и разжимал пальцы, на лице играли желваки. Нервничал не только он. Оба экипажа чувствовали себя неважно. Первый был потрясён отстранением от полёта, второй - внезапным изменением судьбы.
После полёта второму экипажу предстояло подниматься по мраморной лестнице Кремлёвского дворца под фанфары, музыку Глинки, получать звёзды героев. Но радости на их лицах не было“.


Полёт
Корабль „Союз-11“ стартовал с Байконура 6 июня 1971 года. Космонавты волновались не только потому, что двое из них прежде не были в космосе, но и из-за пышных проводов: за день до отлёта провожающие устроили настоящий митинг, на котором выступали с речами.
Тем не менее запуск корабля прошёл в штатном режиме и без каких-либо сбоев. Космонавты успешно и без проблем состыковались с орбитальной станцией. Это был волнительный момент, ведь им предстояло стать первыми землянами на борту космической станции.
Космонавты благополучно разместились на орбитальной станции, которая хотя и была небольшой, казалась им огромной после невероятно тесного „Союза“. Первую неделю они привыкали к новой обстановке. Помимо прочего, космонавты на „Салюте“ имели телевизионную связь с Землёй.


16 июня на станции произошло ЧП. Космонавты почувствовали сильный запах гари. Волков связался с Землёй и сообщил о пожаре. Решался вопрос о срочной эвакуации со станции, но Добровольский принял решение не торопиться и отключить некоторые приборы, после чего запах гари прошёл.
Всего космонавты провели на орбите 23 суток. У них была достаточно насыщенная программа исследований и экспериментов. Кроме того, им предстояло законсервировать станцию для следующих экипажей.
Вечером 29 июня экипаж произвёл успешную расстыковку с „Салютом“ и отправился домой.


Катастрофа
В целом полёт проходил нормально - никто не ждал никаких ЧП. Экипаж вышел на связь и провёл ориентацию. Как оказалось, это был последний сеанс связи с экипажем.
Как и ожидалось, в 1:35 включилась тормозная двигательная установка. В 1:47 произошло разделение спускаемого аппарата с приборным и бытовым отсеками. В 1:49 экипаж должен был выйти на связь и сообщить об успешном отделении спускаемого аппарата.
Спускаемый аппарат не имел телеметрической системы и на Земле никто не знал, что происходит с космонавтами. Планировалось, что сразу после разделения Добровольский выйдет на связь. Молчание в радиоэфире очень удивило специалистов, ведь экипаж отличался большой словоохотливостью и порой говорил с Землёй куда больше, чем того требовала ситуация.
Возвращение на Землю происходило в плановом режиме, без эксцессов, поэтому поначалу не было оснований считать, что с экипажем что-то случилось. Наиболее вероятной версией была неисправность радиооборудования.
В 1:54 системы ПВО засекли спускаемый аппарат. На высоте 7 тысяч метров раскрылся основной парашют спускаемого аппарата, который был оборудован антенной. Космонавты обязаны были связаться либо по КВ- либо по УКВ-каналам и доложить об обстановке. Но они молчали, не отвечая на запросы с Земли. Это уже настораживало, ни один из благополучно вернувшихся „Союзов“ не имел проблем со связью на этой стадии.


Около 2:05 встречающие спускаемый аппарат вертолёты обнаружили его и доложили в Центр управления полётами. Через десять минут аппарат благополучно приземлился. Внешне аппарат не имел никаких повреждений, но экипаж по-прежнему не выходил на связь и не подавал признаков жизни. Уже было ясно, что произошло какое-то ЧП, но ещё была надежда, что космонавты, может быть, потеряли сознание, но всё-таки живы.
Сразу же после посадки рядом с аппаратом приземлился встречающий вертолёт, а через две минуты спасатели уже открывали люк аппарата. Черток вспоминал: „Спускаемый аппарат лежал на боку. Внешне не было никаких повреждений.
Постучали по стенке - никто не откликнулся. Быстро открыли люк. Все трое сидят в креслах в спокойных позах. На лицах синие пятна. Потёки крови из носа и ушей. Вытащили их из СА. Добровольский был ещё тёплым. Врачи продолжают искусственное дыхание“.
Попытки врачей реанимировать экипаж путём искусственного дыхания и массажа сердца не увенчались успехом. Вскрытие показало, что экипаж погиб от декомпрессионной болезни, вызванной резким падением давления в спускаемом аппарате.

Расследование
Обстоятельства гибели однозначно указывали на разгерметизацию корабля. Уже на следующий день начались исследования спускаемого аппарата, однако все попытки обнаружить утечку провалились.
Каманин вспоминал: „Закрыли люк и все другие штатные отверстия в корпусе корабля, создали в кабине давление, превышающее атмосферное на 100 миллиметров, и… не обнаружили ни малейших признаков негерметичности. Повысили избыточное давление до 150, а затем до 200 миллиметров. Выдержав корабль под таким давлением в течение полутора часов, окончательно убедились в полной герметизации кабины“.
Но, если аппарат был полностью герметичен, тогда как могла произойти разгерметизация? Оставался только один вариант. Утечка могла произойти через один из вентиляционных клапанов. Но этот клапан открывался только после раскрытия парашюта для выравнивания давления, как он мог открыться при отделении спускаемого аппарата?
Единственный теоретический вариант: ударная волна и подрывы пиропатронов при отделении спускаемого аппарата заставили преждевременно сработать пиропатрон открытия клапана. Но на „Союзе“ ни разу не было таких проблем (да и вообще не было ни одного случая разгерметизации как на пилотируемых, так и на беспилотных кораблях).
Более того, после катастрофы многократно проводились эксперименты, моделирующие эту ситуацию, но ни разу не произошло нештатного раскрытия клапана из-за ударной волны или подрыва пиропатронов. Ни один эксперимент так и не воспроизвёл эту ситуацию.
Но, поскольку других объяснений не было, в качестве официальной была принята именно эта версия. Оговаривалось, что это событие относится к разряду крайне маловероятных, поскольку в экспериментальных условиях его так и не смогли воспроизвести.


Комиссии удалось приблизительно восстановить события, происходившие внутри спускаемого аппарата. После штатного отделения аппарата космонавты обнаружили разгерметизацию, поскольку давление быстро падало.
На то, чтобы найти и устранить её, у них было менее минуты. Командир экипажа Добровольский проверяет люк, но он герметичен. Пытаясь обнаружить утечку по звуку, космонавты отключают радиопередатчики и аппаратуру. Вероятнее всего, им удалось обнаружить утечку, но уже не хватило сил, чтобы закрыть вентиль.
Падение давления было слишком сильным, и уже через минуту космонавты потеряли сознание, а примерно через две минуты они были мертвы. Всё было бы по-другому, будь у экипажа скафандры. Но советские космонавты возвращались в спускаемом аппарате без них. Против этого выступали и Королев, и Мишин.
Скафандры были очень громоздкими, как и необходимая для них аппаратура жизнеобеспечения, а корабли и без того были слишком тесными. Поэтому пришлось выбирать: либо дополнительный член экипажа, либо скафандры, либо коренное переустройство корабля и спускаемого аппарата.
Итоги


Погибшие космонавты были похоронены в Кремлёвской стене. На тот момент это была самая крупная катастрофа в космосе по числу жертв. Впервые погиб целый экипаж. Трагедия „Союза-11“ привела к тому, что полёты по данной программе были заморожены более чем на два года.
За это время коренным образом была пересмотрена сама программа. С тех пор космонавты в обязательном порядке возвращаются назад в защитных скафандрах. Чтобы получить больше места в спускаемом аппарате, было решено отказаться от третьего члена экипажа. Была изменена компоновка органов управления, чтобы космонавт, не вставая с места, мог дотянуться до всех важнейших кнопок и рычагов.
После внесения доработок программа „Союз“ зарекомендовала себя в качестве одной из самых надёжных и с успехом действует до сих пор.

19 апреля 1971 года на орбиту была выведена первая в истории космическая станция. Она доказала приоритет советской космонавтики, опередив аналогичную американскую разработку на два года. Но за это была заплачена большая цена.

1. Спор Королева с Челомеем

Идею орбитальной станции, на которой длительное время могут работать космонавты, высказывал еще Циолковский . Реальная возможность осуществить ее появилась сразу после того, как в октябре 1957 года Советский Союз запустил первый искусственный спутник Земли. Поскольку американцы несколько отставали по части создания ракеты-носителя необходимой мощности, то первой на орбиту вышла наша станция «Салют».

Дискуссии по концепции станции развернулись в конце 50-х годов. Главными «противоборствующими лагерями» были ОКБ-1 Королева и ОКБ-52 Челомея . Королев предлагал сделать станцию сборной: несколько ракет доставят в космос ее узлы, и на орбите они будут смонтированы. Но победило предложение Челомея — станция цельная, доставляется одной ракетой. И ее габариты определяются возможностями ракеты-носителя.

Работы над проектом начались осенью 1964 года. А в 1967 году он был принят межведомственной комиссией, главную скрипку в которой играло Министерство обороны.

2. Хочешь «Мира» — готовься к войне

И проект, и станция назывались «Алмаз». Главным ее предназначением был сбор разведывательной информации. То есть находящийся на станции экипаж должен был фотографировать интересующие военных наземные объекты и периодически отправлять на Землю в специальной баллистической капсуле отснятые пленки. Столь «варварская» передача информации на Землю объясняется тем, что тогда не существовало ни сканеров, ни цифровых камер. Да и радиоканал связи с Землей имел низкую пропускную способность. С его помощью можно было передавать лишь самые важные снимки.

Спускаемая капсула имела пороховой заряд, парашютную систему, сбрасываемый теплозащитный экран и спускаемый отсек с радиомаяком.

Следует сказать, что во время работы над проектом Советский Союз уже имел спутники-шпионы, которые решали именно эту проблему. Однако они фотографировали поверхность земли не выборочно, и процент ценных кадров при этом был невелик.

Станция должна была выводиться на орбиту тяжелой ракетой «Протон» УР-500 разработки Челомея. Предполагалось, что тот же носитель будут использовать и для отправки на станцию сменяемых экипажей из трёх космонавтов каждый. Однако затем сочли, что это слишком дорогое удовольствие, поскольку «Протон» стоит дороже ракет Королева.

3. Для работы и для отдыха

Масса станции составляла 18,6 тонны, длина — 13,6 м, максимальный диаметр — 4,15 м. Общий герметичный объем составлял 82 куб.м. Станция имела три отсека. В первом, условно названным носовым, располагались спальные места, столик для приема пищи, кресло для отдыха и обзорные иллюминаторы.

За ним — рабочий отсек с пультом управления, рабочим местом, оптическим визиром, позволяющим останавливать «бег» земной поверхности и наблюдать отдельные детали, панорамно-обзорное устройство для широкого обзора Земли, перископическое устройство для осмотра окружающего космического пространства. Далее находился отсек, в котором был расположен большой оптический телескоп для наблюдения и фотографирования Земли.

Предполагалась установка авиационной скорострельной пушки для защиты от американских спутников-перехватчиков. При запуске станции она была закрыта обтекаемым кожухом. В космосе он отстыковывался. После чего разворачивались антенны и солнечные батареи.

4. Дорого «яичко» к съезду КПСС

В начале 1970 года были готовы два летных блока станции и начались их стендовые испытания. И в это время из Политбюро поступили пожелания сделать «космический подарок» к XXIV съезду КПСС, намеченному на март 1971 года. Запуск военной орбитальной станции не мог стать достоянием гласности. И в Министерстве общего машиностроения потребовали, чтобы станция стала гражданской. В результате конструкторы стали экстренно переделывать документацию и модернизировать уже имеющиеся корпуса «Алмаза». Гражданская станция получила название «Салют».

Главное отличие «Салюта» от «Алмаза» состояло в использовании другого стыковочного узла, в более мощных солнечных батареях. Новым стыковочным узлом предстояло также оснастить корабль «Союз», которому предстояло доставить экипаж на станцию. Что касается исследовательской и фотографической аппаратуры, то на «Салюте» ее стало меньше. Разумеется, не было и пушки.

5. Жесткая стыковка

«Салют» благополучно вышел на орбиту 19 апреля 1971 года. Правда, съезд к тому времени уже неделю как закрылся.

23 апреля на корабле «Союз-10» на станцию отправился первый экипаж (Шаталов, Елисеев и Рукавишников ), которому предстояло работать на орбите месяц. В процессе стыковки произошло неверное срабатывание системы управления. После касания и захвата стыковочного штыря система коррекции не была отключена. Касание было воспринято системой управления как возникшее возмущение, которое она попыталась скомпенсировать включением корректирующих двигателей. В результате произошла деформация стыковочного узла. Пять часов ушло на то, чтобы все же отсоединить корабль от станции. И «Союз-10» через двое суток благополучно вернулся на землю.

6. Во всем виноват клапан

Следующий экипаж (Добровольский, Волков и Пацаев ) отправился на станцию 7 июня 1971 года. Стыковка прошла нормально, и космонавты приступили к расконсервированию «Салюта». Однако их встретило сильное задымление. После ремонта вентиляционной системы космонавты сутки провели в корабле, дожидаясь окончания регенерации воздуха.

24 дня космонавты работали на станции без каких-либо проблем, выполняя намеченную программу исследований. Но 29 июня произошло возгорание, после чего было решено экстренно возвращаться на землю.

Неприятности продолжились. После закрытия люка корабля индикатор продолжал показывать, что люк открыт. После консультации с ЦУП было решено заблокировать датчик и стартовать.

Во время посадки в результате разгерметизации корабля экипаж погиб. Это произошло из-за того, что в момент расстыковки со станцией открылся один из клапанов, которые впускают воздух при вхождении спускаемого аппарата в атмосферу.

«Салют» был затоплен в Тихом океане 11 октября 1971 года. Драматический полет первой в мире пилотируемой орбитальной станции продолжался 175 суток.

Фото на открытии: РИА Новости/Стыковка на орбите космического корабля «Союз-10» с орбитальной научной станцией «Салют».