Современные средства популяризации научных знаний разнообразны. К ним относятся и кино, и телевидение, и радио, и периодическая печать. Особая роль принадлежит книжным и журнальным изданиям. В нашей стране издается множество научно-популярных журналов. Широко известны такие, как «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Природа» и др.

Наиболее фундаментальным средством популяризации продолжают оставаться книжные научно-популярные издания. В широком значении научно-популярным книжным изданием следует считать издание, которое содержит сведения о теоретических и/или экспериментальных исследованиях и предназначено для популяризации и пропаганды основ и достижений науки и техники, культуры и результатов прикладной деятельности среди широких масс читателей в доступной для них форме.

В общем предметом содержания научно-популярного издания можно считать все, что имеет отношение к науке и научным исследованиям: результаты научных исследований, научную область, в которой проводятся (проведены) исследования; объект исследования; научную проблему (задачу), цель и метод исследования; условия, в которых проводятся исследования, и используемые аппаратура и материалы; факты, составляющие основу исследования (науки), включая данные наблюдений и экспериментов, открытия, изобретения, теории, законы, гипотезы и др. Характеризуя предмет содержания научно-популярного издания, можно сказать словами Н. Г. Чернышевского: «...Популярные книги перечеканивают в ходячую монету тяжелый слиток золота, выплавленный наукою».

Тематика научно-популярных изданий может быть весьма широкой. Она должна определяться потребностями и задачами общества, интересами и спросом читателей. С этим связаны целевое назначение и функциональные свойства научно-популярных изданий.

Целевое назначение научно-популярного издания - популяризация и пропаганда основ и достижений науки, техники, культуры и результатов прикладной деятельности среди широких масс читателей. Что касается функциональных свойств, то они весьма разнообразны.

Важнейшей функцией научно-популярной книги является популяризация и пропаганда научных знаний. Именно это в самом общем определении составляет целевое назначение рассматриваемой книги. Данная функция, наряду с просветительской и ознакомительно-образовательной, во все времена являлась ведущей. Пропагандируя научные знания, ученый передает массам последнее слово в науке и тем самым знакомит их с этим новым знанием, способствуя повышению их образовательного уровня и решая просветительскую задачу. Научные знания духовно обогащают читателя научно-популярной книги, пробуждая в нем дальнейший познавательный интерес, способствуют развитию его творческой инициативы, наконец, приобщают к знанию. Широко известен призыв Н. К. Крупской к ученым прийти на помощь рабочим в их учебе. В своих выступлениях в печати и в переписке с известными учеными она приглашала их отдавать свои знания народу. Ее обращения были адресованы С.И. Вавилову, В.Л. Комарову, А.Н. Баху, Н.Д. Зелинскому, А.Е. Ферсману и др.

Одной из главных целей научно-популярной книги является формирование научного мировоззрения читателя. Мировоззренческая функция предполагает изложение в научно-популярной книге естественнонаучных знаний и законов природы, освещение достижений в разработке теоретических проблем, открывающих новые перспективы науки и на ее основе новые возможности прогресса производства. Примерами научных решений, оказавших особое влияние на понимание объективной реальности мира, были теория естественного отбора Дарвина, периодический закон Менделеева, учение об условных рефлексах Павлова.

Соединение науки и демократии как условия формирования научного мировоззрения было программой научного творчества К. А. Тимирязева. Он утверждал, что цели и потребности науки и демократии, истинной науки и истинной демократии, одни и те же. Цели формирования научного мировоззрения читателей послужила и популяризаторская деятельность К.А. Тимирязева по распространению дарвинизма. Благодаря его мастерской пропаганде «Теория происхождения видов» Ч. Дарвина получила в нашей стране быстрое и широкое признание.

Реализация функции формирования научного мировоззрения непосредственно связана с приобщением человека к научным знаниям, воспитанием у читателя восприимчивости, понимания сути науки, научно-технического прогресса. Популярные издания по искусству выполняют важную функцию эстетического воспитания.

Для каждого, кто следит за развитием науки, научно-популярные издания, независимо от того, относятся ли они к техническим, гуманитарным наукам, к искусству или другим отраслям научного познания, нужны и полезны как средство расширения научно-познавательного кругозора. Эта их функция имеет не менее широкое значение, чем перечисленные выше. Во всяком случае можно предполагать, что цель ознакомиться с последними достижениями науки достаточно часто выступает в качестве стимула для прочтения различных изданий и особенно журнальных и газетных статей и заметок, а также для прослушивания сообщений по радио или просмотра телепередач.

Содействие расширению у читателей научно-познавательного кругозора может быть связано с выполнением научно-популярным изданием и других функций: содействия решению читателем практических задач; профессиональной ориентации читателя; адаптации его к определенным условиям и др. Важность предоставляемых научно-популярным изданием возможностей будет зависеть от целей действия и интересов читателя, а также от его стремления к реализации полученных сведений.

Названные функциональные свойства научно-популярного издания должны быть учтены при подготовке издания к печати. Необходимо видеть, какому читателю адресуется издание. Понятно, что вопрос о профориентации, к примеру, может быть актуальным в первую очередь для молодых людей, вступивших на путь самостоятельной жизни и работы.

Известны точки зрения, согласно которым научно-популярное издание должно выполнять информативные функции. Это не вызывает возражений. В принципе любая книга является средством фиксирования, хранения и передачи информации.

Оценивая таким образом научно-популярную книгу, следует признать ее как средство научной коммуникации. Конечно, не в таком качестве, как научная книга. Ее можно рассматривать в качестве источника научной информации не только в сфере отечественной науки, но и науки зарубежной. Поэтому важно (и об этом следует заботиться редактору), чтобы научная популяризация не обходила стороной достижения мировой науки.

Еще сравнительно недавно научно-популярная книга адресовалась большей частью читателю, не имеющему систематического образования. Авторы научно-популярных книг при изложении научного материала шли по пути упрощения, приводили возможно больше элементарных понятий из физики, химии, астрономии, математики, геологии, биологии и других наук, которые являются базовыми для естествознания и техники, и давали им популярное толкование.

В современных условиях задачи научной популяризации расширились и усложнились, потому что «вырос» и сильно изменился читатель. Расширились, как было показано, и функции научно-популярной книги. В ней нуждаются не только широкие массы читателей, но и ученые и специалисты самых разных направлений. Она нужна тем, кто учится, и тем, кто окончил учебное заведение. Нужна она и в послевузовском образовании. На этом этапе знания дает самостоятельная работа, и этому помогает научно-популярная книга. Проблемы современной науки и техники в широком плане интересуют и врача, и педагога, и юриста, и артиста, и художника.

Таким образом, получается, что ныне научно-популярная книга стала всеобщей потребностью. Вместе с тем очевидно, что она не может быть единой для всех. Следовательно, редактору необходимо отчетливо представлять уровень подготовки и потребности конкретных групп читателей. Только при этом условии можно обеспечить читателя нужной ему книгой.

Строгое деление читателей научно-популярной книги по группам - дело трудноразрешимое. Ее читательская аудитория включает всех - от школьника до ученого. Это - по образовательному уровню, возможностям восприятия научных знаний и целям их получения. Существуют и другие факторы, обусловливающие потребности в научно-популярных книгах: характер постоянных занятий, специальность, отношение читателя к той области научных знаний, которую отражает книга (непосредственное, косвенное и т.п.), возраст, познавательные склонности и многое другое.

Выявление читательских потребностей осуществляется путем маркетинговых исследований.

Читательскую аудиторию научно-популярной книги можно разделить на две части: ту, которая является массовой и включает читателей-неспециалистов, и ту, в которую входят специалисты из смежных отраслей.

Массовый читатель весьма разнообразен, и его деление на какие-либо определенные группы, возможно, во многом условно. Можно обозначить значительную читательскую категорию, которую представляют люди, обладающие достаточно высокой общей подготовкой, в том числе имеющие высшее профессиональное образование, которые следят за развитием науки, техники, искусства, проявляют систематический интерес к достижениям научно-технического и общественного прогресса. В научно-популярной книге эти читатели ищут ответы на актуальные вопросы мироздания, бытия, духовной жизни. Их интересы могут быть обусловлены потребностью дальнейшего самообразования, желанием заполнить досуг полезным чтением. Наравне с любознательностью ими может владеть склонность к познавательной деятельности, к анализу, обобщению и оценке новых научных и технических достижений, а также к выявлению возможностей их использования.

Другую группу составляют читатели, которые имеют общее, цельное представление о мире и интересуются новыми знаниями о нем в порядке самообразования и с желанием более широкого его познания. Такими читателями могут быть люди со средним образованием и определенным жизненным опытом. Для них научно-популярная книга может представлять ценное пособие при решении практических вопросов. Конечно, тут дело не только в образовании. О нем приходится упоминать главным образом постольку, поскольку редактор должен учитывать при создании книги возможности ее прочтения и восприятия читателем. В принципе читатели, которых мы относим к данной группе, - это люди начитанные, порой обладающие систематическими знаниями предмета и устойчивым определенным мировоззрением.

Широкую массовую группу представляют учащиеся всех видов и форм образования - от младшего школьника до студента - выпускника вуза. Очевидно, что эту группу следует рассматривать, подразделяя ее на ряд подгрупп хотя бы по образовательным и возрастным признакам. Можно также учитывать психологический настрой, познавательный интерес, которые во многом зависят от ступени обучения, возраста, пола.

Для учащихся научно-популярная книга может представлять специальный интерес в качестве обучающего средства, которое дополняет обязательные учебные издания и служит расширению программных знаний.

Рассматривая категорию читателей, которую составляют специалисты из смежных отраслей, нужно учитывать одну из особенностей современной науки и техники. В ходе научно-технической революции осуществляются дробление функции и структуры производства, дифференциация наук. Но преобладающей и определяющей является другая тенденция - интеграция, ведущая к становлению науки как единой сложной системы. С одной стороны, на стыках двух, даже трех традиционных наук возникают новые (биохимия, физико-химическая механика). С другой стороны, рождаются науки синтезирующего характера, объединяющие ряд далеко отстоящих наук, нередко естественных и гуманитарных (кибернетика, науковедение), и происходит взаимопроникновение методов исследования. Например, в результате математизации наук возникли математическая геология, математическая лингвистика. Все чаще решаются проблемы, требующие знаний в области ряда наук (бионика).

Еще одним примером является развитие и применение в различных сферах, в том числе в самой науке, новых информационных технологий, широкая информатизация всего общества.

Ученые признают, что современная наука развивается так стремительно, стала настолько сложной и многогранной, что человек, чтобы в полную меру жить жизнью своего времени, не может обойтись без научных знаний, популярно изложенных. Вот мнение академика Б. М. Кедрова: «...В большинстве своем ученые знакомятся с достижениями коллег из других отраслей, с новинками советской и мировой науки через популярную литературу. Ныне в той же химии фронт исследований настолько широк, что ученый с правого фланга вряд ли уяснит... что творится на левом». Следовательно, можно сказать, что одной из новых функций научно-популярной книги является взаимная информация ученых и инженерно-технических работников о состоянии и проблемах, о достижениях и новых методах исследования, применяемых в самых разнообразных отраслях знаний.


Подобные документы

    Проект оформления издания и его характеристики. Назначение издания в зависимости от возраста читателя. Разработка макета издания. Наиболее популярные форматы. Формат полосы набора и соотношения полей. Общие правила верстки. Элементы внешнего оформления.

    курсовая работа , добавлен 09.05.2012

    Основные этапы проектирования печатных изданий. Произведение расчёта затрат труда, времени и расхода материалов для оценки эффективности выбранного оборудования и облегчения процесса изготовления издания. Требования к внутреннему оформлению издания.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2012

    Под научно-техническим книжным изданием понимают издание, которое содержит результаты теоретических или экспериментальных исследований. предмет содержания научного издания - наука как форма общественного сознания и как сфера человеческой деятельности.

    контрольная работа , добавлен 13.01.2009

    Представление технологической схемы допечатного процесса изготовления издания. Характеристика особенностей глубокой, высокой, офсетной и цифровой печати. Выбор технологии изготовления печатных форм. Подбор необходимого оборудования и формных пластин.

    курсовая работа , добавлен 25.05.2014

    Общая характеристика книги. Описание внешнего и внутреннего оформления издания. Требования к текстовым и иллюстрационным оригиналам. Метод прохождения издания в производстве. Верстка, векторная и растровая графика. Процесс производства печатной продукции.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2014

    Художественное оформление произведения как важный этап подготовки издания. Назначение иллюстраций при создании печатной продукции. Характер, подбор и расположение иллюстраций, их соответствие назначению. Жанры, способы и технологии иллюстрирования.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2013

    Понятие детского периодического издания. Возрастные и психологические особенности современной детской аудитории. Особенности электронных периодических изданий. Система российской прессы. Анализ детских электронных периодических изданий в Интернете.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2016

    Исследование современного российского научно-популярного телевидения. Его взаимосвязь с образованием, функции с точки зрения источника знаний. Особенности и жанры научно-популярного телевидения. Комплексная система оптимизации его развития в стране.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2013

    Выбор формата проектирумого издания, подготовка текста, операции набора и техника его верстки. Подбор иллюстраций. Выбор технологического процесса изготовления печатных форм. Подготовка печатной машины к печатанию тиража. Изготовление книжного блока.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2012

    Обзор понятия, форматов и видов корпоративного издания. Изучение его структуры и принципов работы в организации. Анализ российского и зарубежного опыта корпоративных изданий в спортивных организациях. Исследование PR-деятельности фитнес-клуба "Техноджим".

ПРОЕКТИРОВАНИЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ИЗДАНИЙ

Характеристика научно-популярной литературы

Предметом описания произведений научно-популярной литературы является наука, а задачей - популяризация, распространение научных знаний среди широкой аудитории читателей.

Этот вид литературы считают ответвлением литературы научной, так как содержание и той и другой - достоверный материал науки. Различие же между ними определяется степенью сложности и характером изложения. В этом плане тексты научно-популярной литературы специфичны.

Научно-популярную литературу следует рассматривать как явление массовое и по жанрово-тематическому направлению, и по охвату читательской аудитории.

Тематический диапазон научно-популярной литературы широк: все без исключения области наук и виды человеческой деятельности. Она должна рассказывать о науке и ее методах, результатах исследований, достижениях, открытиях, проблемных вопросах, гипотезах и направлениях научного поиска читателям самой широкой аудитории, читателям, не являющимся специалистами в области, которая рассматривалась в издании.

Существуют разновидности научно-популярной литературы: научно-художественная и научно-фантастическая литература. Последняя относится к художественной фантастике в более широком смысле этого слова. Отличие научно-художественной литературы от научно-популярной видят в присущей автору (популяризатору) более активной способности художественного видения (вернее, изображения) научных фактов.

«Научно-популярное издание есть издание, содержащее сведения о теоретических и (или) экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и прикладной деятельности, изложенные в форме, доступной читателю-неспециалисту» (ГОСТ 16447-78 «Издания. Термины и определения основных видов»).

Под изданием понимают отдельное литературное произведение, прошедшее редакционно-издательскую обработку и наделенное вследствие этого специфическими социально-коммуникативными функциями. Таким образом, научно-популярное издание в отличие от самого литературного произведения (произведения научно-популярной литературы) есть конкретная реализация социально-коммуникативной функции художественно-техническими средствами.

Издательская установка на оформление

Предназначение научно-популярных изданий - нести научную информацию в основном широким кругам читателей - в общих чертах определяет основную издательскую позицию на оформление изданий названного типа. Она определяется требованиями научности и образности, рациональности и эмоциональности, требованиями той особой ситуации общения читателя с предлагаемым научным материалом, которая вовлекает в чтение и доступно передает сложные понятия.

Издательская установка на оформление отдельного издания или отдельной серии является «проекцией» основной издательской позиции на конкретное литературное произведение научно-популярной литературы.

Издательская установка на оформление отдельного конкретного произведения должна быть понята как разной степени активность художественно-конструктивных работ относительно произведения, т.е. рукописи, особенно ее данных, которые могут быть подвергнуты изменениям, обработке в ходе оформления и конструирования книги.

Для примера рассмотрим две крайние издательские установки на оформление:

    а) пассивная издательская установка - наиболее нейтральная в отношении «воспроизведения» рукописи автора. Оформление издания в этом случае ограничивается в основном задачей предоставления читателю возможности спокойного, по собственному выбору и в достаточной степени удобного прочтения текста произведения. Оформительские проблемы при этом сводятся к обеспечению удобочитаемости словесного изложения, т.е. сужаются и упрощаются. При такой установке ОСТ 29.62-81 «Издания книжные и журнальные» рекомендуются основные параметры оформления (форматы, полосы набора, гарнитуры и пр.);

    б) активная оформительская установка предполагает определенную проектную идею, более конкретную, чем замысел отдельного издания или целой серии, потвержденную конкретной (конструктивной) формой (принципиальным макетом). Принципиальный макет может даже опережать наличие авторского текстового материала. Текст будет дописываться и заполнять макет согласно проектной идее одновременно с созданием наглядных иллюстративных материалов.

Путь сопровождения авторского труда мыслью конструктивно-художественной следует считать перспективным, особенно при создании книг научно-популярных разнообразного ассортимента: справочного характера, инструктивного уклона, альбомного типа и пр., а также для детей или малоподготовленного читателя с расчетом на процесс активного рассматривания и осмысления материалов, исключающего механичность прочитывания.

В пределах между названными крайними издательскими установками может быть спроектировано множество самых разнообразных «форм» изданий, т.е. конкретных издательских решений научно-популярной литературы.

Произвести целесообразный выбор «формы» и призвана издательская установка. Ее можно представить в виде ответов на приблизительно следующие вопросы:

    Общий объем текста.

    Отношение объема текста к объему иллюстративного материала.

    Однородность текстов, их состав и пр.

    Порядок расположения материалов (свободный, жесткий, поразворотный) в зависимости от характера чтения, рассматривания издания и пр.

    Привязанность иллюстраций к текстам.

    Создание иллюстративных рядов или подбор отдельных рисунков.

    Серийность, элементы, ее формирующие.

Как исходные данные при проектировании, предваряющем оформительские работы, должны быть также зафиксированы: целевое назначение, читательский адрес (характер читательской аудитории), характер информации (тематические и структурные данные текстового сообщения) и прочие отправные специфические моменты, конкретизирующие типологические показатели данного научно-популярного издания.

Типологическая характеристика научно-популярного издания

Целевое назначение этих изданий - повышение общекультурного и научно-технического уровня масс. При этом можно видеть три направленности: просветительную, информационную, пропагандистскую.

Задача изданий просветительной направленности - распространение научных знаний в дополнение к изданиям учебным в системе воспитательно-образовательных учреждений:

Научно-популярные издания информационной направленности можно определить как включающие сведения актуального и справочного характера о различных явлениях науки и социальной жизни.

Издания пропагандистской направленности призваны распространять и утверждать идеи, научные взгляды ради активизации практической деятельности.

Это предназначенность издания читателю определенного уровня общей и профессиональной подготовки, квалификации, возраста и т.д.

Читатели научно-популярных изданий, обычно называемые «широкие круги читателей», - явление подвижное и многообразное. Специфика научно-популярной литературы, казалось бы, не требует подобной классификации своих читателей. В роли читателя изданий данного типа литературы выступает представитель любой либо возрастной категории, либо общеобразовательной подготовки и профессиональной классификации. Важно одно обстоятельство - в каждом конкретном случае читатель выступает как «неспециалист» относительно той области знаний и сферы науки, которой посвящено издание, предлагаемое чтению. Таким образом, специалист высокой квалификации подчас оказывается в ранге массового читателя-неспециалиста, как не имеющий специального образования в данной области знаний

В процессе проектирования научно-популярных изданий аудиторию читателей дифференцируют по:

    Возрасту (дети, подростки, юноши, взрослые).

    Степени подготовленности к восприятию информации, которая определяется с учетом:

      а) уровня и характера образования (школа, техникум, вуз и т.д.);

      б) вида трудовой деятельности (практики, теоретики, творческие работники и т.д.);

      в) профессионального профиля.

Определение «возрастной» характеристики читательского адреса имеет первостепенное значение. Такие признаки, как целевое назначение и характер информации, также являются определяющими и позволяют в свою очередь спроектировать целесообразное оформление и иллюстрирование.

Подача в издании текстового сообщения читателю есть собственно организация процесса чтения, которую художник книги должен спланировать и подготовить к реализации с помощью всех наборных и иллюстративно-оформительских средств. Поэтому методически правильный анализ содержательной стороны издания необходим.

Признак «характер сообщаемой информации» , охватывающий содержательную сторону издания (изложение материала с определенной установкой воздействия на читателя), конкретизируется следующими основными показателями:

  1. Характер изложения материала произведений научно-популярной литературы в зависимости от двух способов осмысления, освоения и отображения действительности - научного и художественного. Художник-оформитель достигнет большей соотнесенности графической формы к текстовому сообщению при особом внимании к характеру изложения материала.

    Степень адаптации художника-конструктора как показатель сложности текста, включающего объем научных понятий, терминов, цифрового материала и т.д. В произведениях научнопопулярной литературы она колеблется от высокого показателя научности до значительной степени популяризации текста.

    Тематический охват (широта, глубина, полнота или степень систематизации взятой темы), имеющий самое непосредственное значение для иллюстрирования. Он может и должен в известной степени служить признаком для замысла серий, библиотечек и пр.

Иллюстрирование и конструирование научно-популярных изданий

Анализ текстового ядра

Художник научно-популярной книги может прибегнуть к методу анализа текстов, основанному на учете их субъективно-предикатной структуры.

Понять текст - значит выделить в нем смысловые (единицы) ситуации. Смысловая единица текста состоит из темы текста (субъекта), т.е. того, о чем говорится, и словесного раскрытия темы (предиката), т.е. того, что именно говорится, а также связующего отношения между ними, которое может быть причинно-следственным, доказывающим, конкретизирующим, иллюстрирующим и т.п.

Анализ текста поможет художнику:

    правильно проиллюстрировать издание, т.е. создать требуемые условия, облегчающие читателю понимание прочитанного, и правильно организовать свою работу: составить список ведущих тем, которые должны быть проиллюстрированы как главные;

    найти побочные темы, которые могут быть «развиты», дополнены наглядными иллюстративными средствами и т.д.;

    определиться в выборе сюжетов и в известной степени в выборе «методов» их трактовки, опираясь на связующие отношения между субъектом и предикатом.

Общую логически-смысловую структуру произведения, как правило, передают оглавлением, реже - составлением к каждой главе краткого перечня тем. Художник-оформитель поддерживает эту функционально-тематическую линию автора уже простым введением иллюстрированных шмуцтитулов, тематических заставок и пр. Однако действия художника будут более активными и целенаправленными, а изображения - более точными, если он будет яснее представлять систему иллюстрирования, в чем ему и призван помочь анализ логически-смысловой структуры произведения при соответствующей помощи литературного редактора.

Художнику-иллюстратору полезно также знать метод последовательного авторского изложения (помощь литературного редактора обязательна): от общего к частному (дедукция) или от частного к общему (индукция) - и продуктивную последовательность, которая может развиваться от причины к следствию и обратно, от ошибочного к истинному, от сходства к различиям, от известного к неизвестному и т.п.

В структуре научно-популярных текстов следует выделять части, несущие, передающие научную информацию (так называемые информанты), и отличать их сопутствующих им частей-распространителей.

Части-информанты реализуют функцию научного сообщения. Сопутствующие части выполняют функции эмоционального воздействия, привлечения, удержания внимания и дополняющего разъяснения и пр.

В целом текст научно-популярного произведения состоит из разнообразных комбинаций двух названных частей (информантов и распространителей). При построении и решении этих частей, в их сочетании обычно проявляются авторская литературная индивидуальность и степень адаптации.

К сожалению, нередко художники-оформители предпочитают иллюстрировать легко изобразимые сюжетно-эмоциональные сопутствующие части текста, т.е. части-распространители, в то время как основные научно-информационные узлы, к которым действительно бывает трудно подобрать изобразительный аналог, остаются без внимания. В результате иллюстрации «проходного» значения начинают в издании «забивать» информацию научную. Подобное отвлечение читателя от основной научной информации (особенно для читателя неподготовленного или детского возраста) совершенно недопустимо, так как смысл научно-популярного издания заключается именно в такой информации. Художникам следует откликаться иллюстрированием на части-информанты.

Художником должны быть отмечены все особенности текста научно-популярной литературы, не только вычленены идейные сюжетно-тематические линии, но и определена логически-смысловая его организация.

Выбор сюжетно-тематических линий или узлов, особенно влияющих на выявление тех, которые должны быть пояснены иллюстративным материалом, акцентированы им, требует от художника научно-популярной книги особого внимания. Непонимание внутренней организации (структуры) научно-популярных текстов часто ведет к оформительским ошибкам.

Структурная организация научно-популярных изданий

Структуру издания составляют следующие его элементы:

    а) все виды текстов:

      основной,

      дополнительные (дополнительные разъяснения, дополнительная информация, цитирование других источников и т.д.),

      вспомогательные (напоминания, отсылки, обращения),

      методические (вопросы, задания, резюме и пр.),

      тексты, относящиеся к научному аппарату книги (примечания, сноски, библиография, перечни понятий, имен, терминов и пр.);

    б) все подрисуночные подписи (многие дополнительные тексты могут быть одновременно и развернутой подрисуночной подписью);

    в) элементы, подлежащие акцентированию (это могут быть термины, имена, названия, даты, научные формулировки, выводы и пр.);

    г) все иллюстративные материалы:

      иллюстрации «прямые» к основному тексту,

      иллюстрации «косвенные», не связанные прямо с текстом,

      иллюстрации к дополнительным, вспомогательным и прочим видам текстов,

    д) элементы ориентации (оглавление, компендиумы, колонтитулы, колонцифры, мнемонические знаки и др.).

Наиболее простую структурную организацию имеют, например, издания, тексты которых идут почти без иллюстративного сопровождения. Основной составляющей их структуры является сплошной текст, не считая сносок, примечаний, заголовков, колонтитулов и пр.

Самые сложные в структурном отношении - это издания с несколькими видами текстов, со смысловыми акцентировками и соответственно с несколькими видами иллюстративных материалов, со сложной системой рубрикации и пр. Такие издания по форме как бы приближаются к изданиям журнальным, альбомным, энциклопедическим и пр.

По мере включения в основной текст все большего числа дополнительных текстов или иллюстративных материалов структура издания будет усложняться.

Формирование структуры издания - необходимый и важный этап проектирования - есть этап реализации лучших условий для восприятия научной информации в «форме» издания.

Само литературное произведение - авторская рукопись - может поначалу иметь чрезвычайно простую структурную организацию: однородный для сплошного прочтения текст и, например, одноступенную рубрикацию. Однако исходные авторские данные не всегда являются условием для однопланового решения издания. Простая в структурном отношении рукопись может, а часто и должна быть разработана художником как своеобразное и интересное в конструктивном плане издание. Специфика изданий научно-популярной литературы позволяет и предполагает значительное разнообразие и даже оригинальность структурных «форм» изданий.

Элементы структуры приобретают активность в момент, когда читатель пользуется книгой. Очередность просматривания материалов определяется «движением» читателя внутри книги, которое в свою очередь должно быть запланировано художником-конструктором.

Возможны следующие схемы «движения» читающего:

    от текста - к рисунку или, наоборот, от рисунка - к тексту;

    от рисунка - к поясняющей подписи и к тексту;

    от основного текста - к дополнительному тексту и далее к рисунку;

    от колонтитула - к отдельной части текста и т.д.

Проектируя различные пути «движения» читателя по изданию композиционными и конструктивными средствами, художник структурно организует издание.

Наглядный материал как система иллюстрирования

Само словесное изложение научно-популярного произведения нередко является уже достаточно удобной формой для усвоения научной информации. Однако это не снимает необходимости введения зрительной наглядности, а в ряде случаев просто требует ее.

Общие цели и задачи иллюстрирования научно-популярной литературы определяются назначением изданий и читательской аудиторией. Характер иллюстрирования очерчивается издательской установкой.

Назначение научно-познавательных иллюстраций - давать определенные, конкретные сведения из области науки и техники, создавать необходимые условия для раскрытия научного содержания изданий, создавать условия, благоприятные для целенаправленной, организованной, познавательной деятельности читателя в процессе общения с книгой.

Конкретная задача иллюстрирования - показать нечто, о чем рассказывается. Показ может вестись с разной степенью активности. В одних случаях задача ограничивается простой, нейтральной фиксацией объекта; в других - предъявляемый изобразительный материал должен быть для читателя объектом довольно напряженного осмысления; в третьих - средством формирования эмоционального отношения к воспринимаемому. Поэтому конкретная задача иллюстрирования научно-популярных изданий не исчерпывается вопросом, что должно быть изображено. Необходимы уточнения функционального плана: для чего помещается иллюстрация, т.е. способ ее воздействия.

При дидактической направленности иллюстрации призваны вызывать у читателя логически-осмысленное представление о прочитанном. Чтобы «прочтение», восприятие иллюстраций в должной степени опиралось на логику мышления, т.е. на активный смысловой анализ изображения, иллюстрация должна давать материал для зрительных соспоставлений, сравнений, самостоятельного раскрытия последовательности доказательств и т.д.

Для изданий пропагандистской направленности, ставящих целью активно заинтересовать читателя, привлечь его внимание к научным проблемам, характерна эмоционально-оценочная функция иллюстраций. Иллюстрации, выполняющие названную функцию, призваны создавать у читателя активную эмоциональную установку на восприятие содержания, помогать формировать в его сознании правильные оценки того или иного описываемого события.

Известно, что усвоение передаваемой информации зависит от ее ценности. Психологические барьеры препятствуют восприятию и усвоению, производят частичный отсев информации. Поэтому истинно полезной информацией считается не та, которую содержит сообщение по замыслу передающего, но лишь та, что воспринята и усвоена читателем. Можно обратить внимание на сообщение и воспринять сообщение, но не осознать его смысл; можно воспринять, осознать информацию, но без каких-либо эмоциональных реакций, и т.д.

Эстетическая функция обязательна для любого графического изображения в изданиях научно-популярной литературы. Стремление сделать иллюстрацию художественно значимой сохраняется у художника вне зависимости от содержания изображаемого, будь то чертеж, образные или метафорические иллюстрации. Эстетическая функция облегчает восприятие и оценку изображенного.

Классификация научно-познавательных иллюстраций

При всем многообразии изображений, используемых для иллюстрирования научно-популярных книг, при всем разнообразии их содержания научно-познавательные иллюстрации можно легко разделить на две основные группы:

    Иллюстрации конкретные, передающие объекты описательно.

    Иллюстрации условные, использующие тот или иной кодовый язык.

Книга (научно-популярная)
Слово
(литературное произведение, текстовое сообщение
Изображение
(научно-познавательная иллюстрация)
Непосредственное изображение реальных объектов окружающей действительности «прямым портретом», т. е. изображение объектов, признаки которых (форма, размер, цвет, фактура и пр.) могут быть восприняты визуально. Опосредованное изображение реальных объектов окружающей действительности «косвенным портретом», т. е. изображение объектов, признаки которых не могут быть восприняты визуально (запах, вес, концентрация и пр., изменений и процессов, проявляющихся через иные признаки); явлений и процессов с помощью условных обозначений; научных понятий.

Виды познавательных изображений

Рисунок описательный, фотография, чертеж, карта и т. п. Рисунок «условный» (понятийный), диаграмма, схема, таблица, карта-схема и т. п.

В группу описательных иллюстраций входят как подробнейшие, так и несколько упрощенные изображения (рисованные или фотографические) внешнего вида животных, растений, природных явлений и т.д., а также фотографии или изображения исторические и архивные, имеющие документальную ценность и включающиеся в книгу для сохранения объективности излагаемого.

Цель иллюстраций «условных» - дать представление о невидимом, а также попытаться раскрыть сущность, структурные связи происходящих явлений, «изобразить», сделать наглядным отдельное научное понятие и т.д.

В зависимости от того, что мы характеризуем в научно-познавательной иллюстрации, - форму или графические средства - можно эти иллюстрации поделить на группы:

    Иллюстрации конкретного и условного плана (об этом уже сказано выше). Характеризуем информацию, которую передает изображение, ее научное содержание.

    Иллюстрации образные и необразные. Характеризуем форму, в которой передается информация.

    Иллюстрации рисованные (черно-белые, цветные) и фотографические (черно-белые и цветные). Характеризуем графические средства, которыми создано изображение.

Требования к научно-познавательным иллюстрациям и критерии их оценки

Научно-познавательные иллюстрации, выполняемые с любой графической выразительностью, должны восприниматься и хорошо запоминаться; быть художественно выразительными, чтобы воздействовать на эстетические чувства читателя.

Критерии оценки иллюстраций в изданиях научно-популярной литературы устанавливаются следующими положениями:

    Соотнесенностью с текстовыми материалами. Под этим следует понимать оправданность данной иллюстрации самим словесным изложением и замыслом издания.

    Степенью их наглядности, т.е. степенью доступной информативности (согласно квалификации и возрастной категории читателя). Наглядность и информативность научно-популярных иллюстраций зависит от того, насколько правильно и точно художник передал в изображении смысл популяризуемой темы, ее идею, содержание научного понятия, т.е. насколько сумел художник данному научному содержанию подобрать форму изображения, доступную читателю определенной подготовленности и возраста.

    Рассмотрим систему иллюстрирования как ответ на издательскую установку.

Если текстовая научная информация доступна и для читателя без дополнительных средств к запоминанию, можно считать, что издание не требует иллюстративного сопровождения. Вопрос доступности читателю научного содержания, естественно, окончательно решается после внимательного рассмотрения категории читателей, которой издание предназначается.

Наиболее простой путь иллюстрирования - это путь следования всем прямым отсылкам автора, т.е. указаниям в тексте на изобразительный материал, как вспомогательный к словесному изложению.

Чтобы работа иллюстратора не сводилась только к грамотному выполнению требований и указаний автора, художнику следует самому просмотреть литературное произведение, выбирая графическое решение для предлагаемых автором тем (сюжетов) и размеры рисунков, так как менее значимые моменты не должны быть графически более выделены, чем основные.

Издательская установка на достаточно широкое иллюстрирование требует от художника углубленной работы над рукописью.

Прежде чем приступить к исполнению отдельных иллюстраций, художник должен сформулировать конкретную задачу иллюстрирования и согласно ей определить систему иллюстрирования. Принципиальная позиция иллюстрирования определяется общей издательской установкой на оформление. Конкретизирование ее происходит непосредственно при изучении рукописи. Конкретная задача иллюстрирования предопределяет назначение и состав графических изображений. Например:

    б) иллюстрации, поясняющие наиболее трудные для понимания смысловые узлы. Ими могут быть: неизвестные читателю предметы, объекты, явления и пр.; устройство или действие отдельных агрегатов, систем и пр.; связь отдельных факторов в явлениях, событиях и пр.; какое-либо научное понятие и т.д.;

    в) иллюстрации, акцентирующие ключевые фазы рассуждения, повествования, рассказа;

    г) иллюстрации, фиксирующие «информационные узлы», «отсекающие» широкие тематические линии. Такого рода иллюстрации обычно «привязываются» к рубрикам;

    д) иллюстрации, дополняющие словесные объяснения, расширяющие научную информацию. Могут быть привязаны к крупным рубрикам, например разработаны как шмуцтитулы;

    е) иллюстрации вспомогательного плана, зрительно воспроизводящие ход мысленного рассуждения, ход формирования умозаключения;

    ж) иллюстрации (именно отдельные иллюстрации, хотя в каких-то случаях задача выполнима на уровне хорошо найденной изобразительной манеры для всего иллюстративного ряда), создающие ситуацию заинтересованности либо дающие паузы, отдых в процессе длительного чтения. (Возможно включение рисунков юмористического плана.)

Определить систему иллюстрирования - значит установить, какие иллюстративные ряды из перечисленных выше должны разрабатываться для данного произведения. Оформление отдельного научно-популярного издания может включать два и более иллюстративных ряда.

И только после формирования системы иллюстрирования в целом следует приступать к разработке каждой отдельной иллюстрации. Причем выбранные «ряды» иллюстраций могут быть равнозначными или один ряд может быть в отношении других ведущим, т.е. иллюстрации какой-либо группы вводятся в издание по мере необходимости. Так, например, возможны различные варианты включения в издание иллюстраций группы «е»:

    только в необходимых случаях по тексту;

    как основной ведущий тип иллюстрации;

    как резюме в конце глав и пр.;

    в качестве пояснений с небольшим объемом текста.

Учитывая, что группы «г», «д» предпочтительны для включения в систему рубрикации, а группы «в» или «е» облегчают процесс повторения материала, художник, формируя систему иллюстрирования, одновременно решает архитектонические и функционально-конструктивные задачи оформления издания в целом.

В конструктивно-оформительском плане система иллюстрирования требует решить: основную графическую манеру каждого из изобразительных рядов, относительные размеры для иллюстраций каждого ряда, принцип размещения их на полосе (развороте).

Ни одна иллюстрация в издании не воспринимается сама по себе, а только в ряду прочих изображений. И чем этот ряд продуманнее, логичнее и ближе к изложению, тем яснее читатель воспримет весь наглядный материал и без текстовых пояснений.

Системность в оформлении - это принцип сочетания, «монтажа» познавательных изображений. Практикой потверждено, что читатель легко воспринимает изобразительный ряд, сочетающий изображения разного плана, например «прямые» (непосредственные изображения объекта) и «условные» (схемы действия, схемы устройства, карты, планы и т.д.). Подобное системное сочетание изображений эффективно в силу легкости зрительного сопоставления, сравнения, т.е. самостоятельно проводимого читателем смыслового анализа наглядного материала.

Различные познавательные изображения, сгруппированные продуманно, могут «изобразить», сделать наглядным, казалось бы, неизобразимое, а следовательно, полнее и правильнее выполнить требуемые функции доступности, разъяснения,

Психологические факторы иллюстрирования

Психологические факторы иллюстрирования научно-популярных изданий - это учет подготовленности читателя к восприятию материалов издания и учет особенностей самого процесса восприятия (чтения, запоминания, усвоения, мышления и пр.).

Подготовленность читателя к восприятию характеризуется:

    общеобразовательной и квалификационной подготовкой;

    степенью ожидаемости новой научной информации (определенной подготовкой в этом отношении является рекламная информация, помещаемая в предшествующих изданиях, в периодических или серийных выпусках).

Процесс восприятия и усвоения новых научных материалов имет две стороны:

    формальную - неограниченное расширение системы знаний. Отвечает этому максимально широкое иллюстрирование издания;

    логическую - активизация мыслительного процесса, развитие умения мыслить. Способствовать этому будет иллюстративный материал, помогающий сравнивать, анализировать, рассуждать, длительно сохранять внимание.

Для квалифицированного и имеющего опыт работы с научной литературой читателя, заинтересованного в научно-информирующей литературе, достаточно небольшого числа поясняющих иллюстраций. Однако для подрастающего читателя, для детей и подростков, восприятие которых в значительной степени базируется на эмоциях, сложность и новизна темы требуют, чтобы изобразительные элементы активизировали их внутреннее отношение к содержанию. При этом важно, чтобы восприятию не мешало избыточное «содержание» иллюстраций, каким, например, могут стать детали, не имеющие существенного информационного, смыслового, тематического значения; чтобы излишки «интриги» не запутывали смысл и научную информативность; чтобы иллюстративный ряд заставлял думать, рассуждать. Для младшего возраста целесообразно включение в оформление игровых моментов.

Чтобы побудить человека к принятию той или иной идеи и особенно направить его на достижение определенного результата, недостаточно изложить ему логическую сторону дела. Надо вызвать у него положительные эмоции. Эмоциональная активность является также условием продуктивной интеллектуальной деятельности.

Чем больше читатель готов к чтению (внутренняя установка) и чем сильнее в книге создается установка к определенному восприятию, тем легче для него процесс понимания и усвоения. Восприятие улучшается, если то, что узнает читатель, совпадает с ожидаемым, с тем, на что он был настроен. Поэтому не следует создавать общим характером оформления издания (характером шрифта, решением титульных и спусковых полос, легковесным стилем рисования и пр.) ложной установки на легкое, развлекающее чтение, если усвоение содержания книги требует серьезного, вдумчивого чтения.

Активному усвоению научной информации способствует соединение в иллюстрациях прямых изображений и условноформализованных (комбинированные иллюстрационные ряды). Изображения конкретные делают иллюстрацию понятнее, доступнее, а условные - точнее, полнее в ее понятийном, научном смысле.

Если при иллюстрировании решается вопрос о замене какой-либо текстовой части изображением как более емкой и конкретно-наглядной формой информации, то следует учитывать, что самостоятельное понимание содержания данного «текста» возлагается на самого читателя. Ситуация, когда у иллюстраций нет специальных словесных пояснений, делает издание более действенным в плане активизации самостоятельных мыслительных процессов. Самостоятельно освоенные понятия становятся для читателя (особенно для детей) сравнительно глубоко запоминающимися. Следует добавить, что нередко одной иллюстрацией выгоднее заменить текст большого объема, если он далеко не полно описывает требуемое явление или предмет. Представьте себе попытку описать вид виноградной грозди. Сколько потребуется характеристик? И как емок ее рисунок.

Иллюстрации должны учитывать возрастные особенности восприятия читателя.

Особенно остро стоит вопрос, когда речь идет об изданиях для детей. В детском возрасте процесс приобретения новых знаний представляет собой активную и сложную психологическую деятельность, которая включает внимание, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь. На каждой стадии развития дети обладают различными способностями видеть, понимать текст и изображение в книге благодаря своеобразию каждого из проходящих психических процессов в различном возрасте.

В учете психических возрастных различий детей надо искать источник различия в оформлении и иллюстрировании научнопопулярных книг для младшего, среднего и старшего школьного возраста. В поисках характера изобразительного материала и методов конструктивной организации книги, отвечающих каждой из названных возрастных групп, можно обращаться к «опыту», накопленному практикой создания школьных учебников.

Композиционно-конструктивная организация

Композиционно-конструктивная организация издания есть выражение структуры литературного произведения средствами оформления, а именно книжной графики. Задача оформителя - задать форму и расположение текста и его структурных элементов.

Композиционно-конструктивная организация издания, т.е. оформление, заключается в следующем:

    композиционно-шрифтовое выражение отдельных составляющих текста;

    акцентирование подлежащих выделению элементов;

    зонирование полос набора и функциональное размещение на них (в пределах полосы, разворота) текстовых и иллюстративных элементов;

    типизация расположения и оформления однородных элементов (возможно, с помощью модульных систем) и т.д.

Композиционно-конструктивная организация будущего издания осуществляется в макетной проработке с учетом всех ранее названных факторов.

Решая композиционные вопросы оформления издания, художник стремится с помощью пространственно-шрифтовой организации облегчить процесс прочтения текста.

Оформление изданий научно-популярной литературы будем определять (и оценивать) как поиск лучшего способа представления информации.

Размер кегля должен устанавливаться в зависимости от:

    формата (общих габаритов) издания;

    формата (строки) набора и его выключки;

    структурных особенностей текста (литературного произведения);

    композиционно-конструктивных решений издания и пр.

Он должен отвечать требованиям удобочитаемости (согласно общей издательской установке на данное конкретное издание либо серию).

Нежелательно делать мелким кегль набора и уменьшать поля при значительных массах сплошного текста, добиваясь таким образом экономичности за счет удобства пользования и чтения. Характеристики оформления, особенно такие, как доходчивость, привлекательность, проявляются для читателей научно-популярной литературы как фактор психологический - подсознательное желание читать либо не читать данную книгу. Приятность связана с комфортностью чтения.

Оформление абзацных членений текста научно-популярной литературы может быть значительно более разнообразным по сравнению с изданиями иных типов и видов литератур. Для оформительского решения будут иметь значение характер текстового материала и характер его прочтения:

    а) материал издания, рассчитанный на длительное, последовательное, сплошное прочтение больших объемов текста, лучшe сильно не «разрывать» и при оформлении сохранять традиционное решение абзацного отступа (втяжкой);

    б) при структурно сложном тексте, рассчитанном на выборочное чтение и просматривание для замедления прочтения, облегчение поиска и пр., допустимы и различные иные приемы оформления, например абзацные отступы, отбивки и т.д.

Выбирая между двухколонником и одноколонником, т.е. сплошным заполнением текстом всего поля полосы набора, следует учитывать, что решение о числе колонок на странице должно диктоваться не только длиной строки, определяющей скорость чтения (быстрое или замедленное), но и структурными особенностями текста:

    а) для последовательного, сплошного, непрерывного, текучего изложения предпочтительнее сплошное заполнение полосы нaбopa текстом;

    б) частые разрывы сплошного текста рисунками (особенно оборочными), таблицами, дополнительными текстами и т.д. будут мешать непрерывности прочтения, и в этом случае можно подумать о двухколоннике, диктующем модульное и возможно более целесообразное по размерам расположение всех элементов;

    в) учитывая опыт газетно-журнальных изданий, можно предпочесть двухколонник для изданий с активно акцентированным текстовым набором, позволяющим свободное, подчас непоследовательное, выборочное прочтение (быстрое ознакомление, просматривание и т.д.);

    г) набор в несколько колонок текста может оказаться целесообразным для изданий с инструктивным или справочным уклоном, где преобладающим явится иллюстративный материал, где неразрывны при чтении рисунок и «свой» текст, где на развороте довольно большого формата окажется достаточно разнородный материал.

Не обнаружено существенных различий в скорости прочтения текстов с выключенной строкой и текстов флагового набора. Считая, что невыключенный набор не снижает удобочитаемости текста, можно выбор характера выключки отнести к области вопросов композиционных. При наборе текстов «флагом» достигается равная отбивка слов в строках, что придает композиционную равномерность набору. Общий вид полосы лучше и приемлем при длине строк около 5 квадратов.

Одним из способов активного представления информации можно считать способ перекомпоновки текстов или замены их таблицами. При табличной подаче материала, несмотря на ее необычность, читатель легко воспримет систематизацию и с меньшей затратой времени усвоит информацию. Организация материалов в виде таблиц не исключает возможности их иллюстрирования.

Художник научно-популярного издания должен средствами оформления создавать условия, обеспечивающие точную передачу научной информации. Усвоению научной информации способствуют:

    удобочитаемость текста;

    наглядность иллюстративных материалов;

    зрительно удобное расположение текста, иллюстраций и подробных подрисуночных подписей;

    ясное оформительское решение системы рубрикации.

Удобочитаемость текста обеспечивается кеглем, гарнитурой, форматом, набором, а также факторами, связанными с качеством набора.

Наглядность иллюстраций определяется соответствием изобразительного языка содержанию излагаемого и подготовленностью (способностью) читателя его воспринимать.

Зрительно удобное расположение текста, иллюстраций и подрисуночных подписей предполагает определенный порядок и способ их расположения друг относительно друга:

    Если словесный текст переходит в изобразительный, графический «текст» иллюстраций, то последние располагаются в непосредственной близости от того текста, который они продолжают. Желательна не слишком сильная перебивка основного текста изображением. Удобно параллельное расположение рисунков на расширенных полях при обуженной полосе набора (хотя не очень экономично при малом количестве иллюстраций) или незначительное обтекание иллюстрации текстовой оборкой; зонированное расположение рисунков, например по верху и по низу страницы (однако это требует большой редакционной и макетной работы для сохранения содержательно-смысловой связи между текстом и рисунком, располагающимися на каждой из страниц издания).

    Если иллюстрации комментируют текст, дополняют его, не будучи связанными с ним непосредственно, или создают параллельный рассказ, то желательно, чтобы их расположение в момент рассматривания не нарушало последовательного и непрерывного процесса прочтения текста. Их размещение должно быть таково, чтобы читатель понял некоторую самостоятельность иллюстративного материала относительно текстового изложения. Оформительские средства: зонирование; отсечение линейками, рамками; сосредоточение иллюстраций в отдельных блоках, на отдельных полосах; привязывание их к рубрикационным элементам и пр.

    Если состав структурных элементов издания многообразен и сложен, если процесс последовательного прочтения текста заменяется выборочным восприятием материалов, то от художника требуется особо тщательная компоновка материалов на разворотах, диктующая читателю порядок их рассматривания, облегчающая ориентацию в них и улавливание смысловых связей между ними.

При сложной структуре издания, при наличии большого количества изобразительных и текстовых элементов размерная систематизация их помогает организовать материалы издания так, что однозначные элементы будут иметь и равнозначные решения. А это способствует правильной зрительно-смысловой ориентации читателя в книге.

Общий объем текстового материала

Большой объем текстового материала для научно-популярного издания нежелателен. Подготовленный читатель спокойно воспринимает издание, значительное по текстовому объему. Для читателя малоподготовленного малообъемная книга будет психологически восприниматься как более доступная.

Увеличение объема текстового материала ведет к расширению и углублению определенной научной темы, а следовательно, к разрастанию материала иллюстративного, к увеличению объема и формата, к увеличению габаритов книги, что не всегда желательно.

Большая и тяжелая книга усложняет процесс чтения и сокращает число ситуаций, в которых читатели научно-популярной литературы могут ею пользоваться. Возможными для работы с крупноформатной книгой остаются только условия, близкие к кабинетным, библиотечным, которые не всегда удобны для читателя данного вида литературы.

При введении большого количества дополняющего иллюстративного материала следует думать и об объеме издания в целом и о соотношении объемов для чтения и наглядности; о принципе введения иллюстраций; о текстах, которые останутся в ранге основного, и тех, которые перейдут в ранг дополнительных (в качестве уточнений, подрисуночных подписей, объяснений к иллюстрационным комплексам и пр.).

Менее подготовленный читатель, как и читатель более низкой возрастной категории, легче и с большим интересом воспримет сложную научную информацию, переданную в издании почти равным отношением текста и наглядности.

Могут быть (особенно для младших школьников) разработаны издания с преобладающим массивом рисунков, в которых научная информация прочитывается благодаря монтажу иллюстраций разного вида, и где текстовая часть будет выступать в качестве пояснений для правильного понимания и осмысления наглядности.

Поиск информации в издании традиционно обеспечивается системой: оглавление - рубрика - колонцифра. Предполагается предварительное отыскание желаемой рубрики в оглавлении и затем нахождение ее на страницах издания. В более сложных структурах возможны колонтитулы и нетекстовые средства поиска.

Оглавление (содержание) может быть активно решено, разыграно графическим изобразительным материалом, вынесено в начало книги, т. е. может быть целесообразно акцентированным оформительскими средствами только в том случае, если текст его рубрик доступно и понятно выражает содержательную и логически-смысловую стороны. Наибольшая развернутость оглавления дает читателю и наибольшую информацию о содержании, предоставляет ему свободу выбора при предварительном ознакомлении с книгой, допускает более легкий возврат к материалам при желании их повторения. В ином случае, когда по авторскому замыслу текст рубрик интригующ, загадочен, ради большей их привлекательности достаточно само оглавление решить оформительски просто, так как в этом случае оно способно выполнять только одну функцию - одностороннего поиска: от заголовка в оглавлении - к странице текста.

В правильно решенном научно-популярном издании оглавление должно выполнять более сложную функцию - и поиска, и ориентации (не учитывая справочной): от заголовку - к тексту, от темы - к теме (для чтения по выбору), от текста - к заголовку (как средству вспомогательно-справочному) и при повторном чтении (для облегчения поиска желаемого материала).

Система рубрикации в научно-популярных изданиях, как правило, не сложна. Для повествовательного характера изложения и предполагаемого последовательного его прочтения достаточно одной-двух ступеней членений.

Система заголовков в этих изданиях выполняет несколько функций (аналогично оглавлению). Все они в равной мере важны для оформительских решений. Доминирующей следует делать ту, что соответствует замыслу автора и основной издательской установке.

    Преобладание сплошного текста, малая насыщенность издания иллюстративным и другим материалами потребует от рубрик лишь функции разделения, создания пауз для удобного чтения текста.

    Чем сложнее по структуре издание и чем оно насыщеннее материалами, тем труднее сделать рубрику заметной.

Вплетение в систему рубрикации изобразительного материала (заставок, шмуцтитулов и пр.) возможно, если этот изобразительный материал решен системно и в тематическом, и в графическом плане. Иллюстративное решение системы рубрикации должно дисциплинировать художника. Ему следует помнить о смысловой связи изображения со «своим» текстом и об отношении всех изобразительных рубрик между собой.

Даже если у автора преобладает фактор занимательности, художник не должен сбиваться на второстепенные сюжеты. Изображения, связанные с рубриками, должны обязательно нести определенную научную информацию: может быть выбран отдельный конкретный «сюжет» из данного рубрикационного отрезка и выведен в ранг заставки; могут быть осуществлены попытки к графическому выражению сложного понятия, которое является главной темой данной части текста, или поиск графически адекватного выражения теме главы и пр. Напомним, что простой, локальный сюжет, достаточно ясно закомпонованный с рубрикой, как заставка, будет экономичнее и полезнее, чем декоративное и непонятное решение шмуцтитула на всю полосу или, хуже, на разворот.

Следует учитывать, что не только с помощью колонцифр, колонтитула, активно оповещающего о теме изложения, оглавлении и системе рубрик, читатель ориентируется в издании, но и благодаря своим чисто зрительным восприятиям, принимая наиболее крупные и яркие формы (например, иллюстративные) за более важные.

Введение автором развернутого небольшого перечисления тем в начале раздела или главы (экстензо) может потребовать от оформителя (для облегчения читателю поиска) акцентирования оформительскими средствами в сплошном тексте мест, соответствующих перечисленным темам.

Условия, при которых читатель пользуется научно-популярным изданием, разнообразны, что может активно влиять на весь характер оформления содержания:

    Возможный характер чтения (просматривания): от внимательного, сквозного и последовательного изучения до быстрого, выборочного и непоследовательного чтения с целью поиска интересующего читателя материала или ориентации в данной области науки.

    Условия (ситуация), в которых проходит процесс чтения: от библиотечных (чтение за рабочим столом) до неудобных, далеко не располагающих к научной работе (транспорт и пр.).

Названные факторы ведут к разнообразию художественно-конструкторских решений изданий научно-популярной литературы: от удобных для глаза и руки брошюр (типа справочных карманных серий), от наглядных альбомных форм энциклопедического вида до оригинальных конструкций блоков (вырубки, раскладушки и пр.). Это позволяет художнику выбирать целесообразные для каждого случая варианты.

Издательская установка на оформление призвана ориентировать художника на определенный комплекс факторов. Например, издания предназначаются для внимательного прочтения достаточно объемного и сложного материала в не всегда удобных условиях или серия небольших по объему изданий рассчитана на легкое просматривание и ознакомление (и рассматривание) с целью привлечения внимания читателей к данной области науки.

Конкретные композиционно-оформительские действия художника должны отвечать принятой установке.

Внешнее оформление издания должно быть информативным в своем художественном решении, оно формирует установку на чтение и облегчает читателю поисковую деятельность при выборе издания (как данного источника информации) среди прочих и равных.

Информативно-рекламная функция внешнего оформления реализуется благодаря изобразительным решениям ансамбля внешнего оформления (включая две, три и четыре сторонки обложки или форзацы при переплете), а также благодаря подробным титульным данным, аннотации и другим поясняющим текстам.

Выбор материальной конструкции для внешнего оформления и способа шитья блока определяется издательской установкой на оформление, а не одним показателем объема.

В ГОСТ 5773-76 «Книги, брошюры и журналы. Форматы» для научно-популярных изданий с небольшим количеством иллюстраций предлагаются форматы: 70×108/16, 75×90/16, 70×90/16, 60×90/16, 60×84/16, 84×108/16, 75×90/32, 70×108/32, 70×100/32, 70×90/32; для изданий с большим количеством иллюстраций предусмотрены в дополнение форматы 60×90/8, 60×84/8, 84×108/16 и 60×90/32. Для научно-популярных изданий улучшенного типа стандартом допускается весь ассортимент форматов. Это говорит о том, что при соответствующей организации текстового и иллюстративного материалов, при определенных условиях пользования, при издательской установке на читателя и других факторах любой из книжных форматов для научно-популярного издания может быть рационален и экономичен.

Надо признать, что оформление художественной литературы день ото дня становится все лучше и лучше, а вот разнообразная научная и техническая книга пока еще далека от необходимого уровня.

А ведь выпуском научно-технической литературы занимаются много издательств. И если улучшилось качество внешнего оформления за счет широкого введения суперобложек и их различной обработки (например, лакировка), большого количества различных переплетов, использования полимеров и т.п., то во внутреннем оформлении книги явно еще не все в порядке.

Частенько приходится слышать, что заниматься всеми этими «мелочами» - не такая уж обязательная задача для дизайнера или верстальщика технической литературы.

Оно и понятно, ведь оформление научно-технической книги проводится довольно ограниченными средствами - формат издания, шрифт, отношение полос набора и полей, ритм рубрик, чертежи и документальные иллюстрации, незначительные декоративные элементы. У этого типа литературы нет того богатства возможностей, которые присущи художественной литературе. Однако не все так плохо.

Что характерно для оформления научно-технической книги?

Внутреннему строю такой книги свойственны общие черты современного оформления: простота, лаконизм, декоративность. Это выражается в четкой конструкции всех элементов оформления, в пропорциях массы набора и полей, в более контрастных соотношениях черного и белого, в композиции титулов, шмуцтитулов, спусковых полос, в более свободных принципах верстки.

Рассмотрим несколько интересных наборных титулов. В качестве композиционного приема довольно часто используется сильное смещение пятна набора к верхнему краю полосы. При зауженных форматах, применяемых, как правило, в наших научных изданиях, этот прием оправдан, так как при этом укрепляется верх полосы, увеличивается броскость заголовков, масса набора становится активнее, большое поле просвета уравнивает несколько асимметричное членение полосы и дает возможность свободно разместить дополнительные тексты.

Титулы часто оформляются в одной гарнитуре, но чередование светлых и жирных шрифтов курсивных и прямых начертаний делают композиции живыми и разнообразными. Удачно используются простые украшения - линейки и звездочки (рис. 1). Для повышения декоративности иногда вводится вторая краска.

Неплохой эффект получается когда курсивное начертание шрифта, выбранное для основной массы набора, и его асимметричное построение придают композиции впечатление активного движения и легкости (рис. 2). Все заголовки на спусковых полосах этого издания построены на крупном кегле строчного курсива. Таким образом, правильно примененный здесь шрифт обладает достаточной выразительностью.

В оформлении спусковых полос не стоит избегать наборных украшений. Декорирование рубрик простыми элементами (линейками, звездочками и т.п.) придает им некую торжественность и значимость. Выбор крупного кегля строчных шрифтов жирного начертания, линейки, выделение названия главы делают спуски довольно выразительными (рис. 3).

Довольно часто в современных изданиях акцентируется порядковый номер раздела или главы с пропуском слов «раздел», «глава». И действительно, читатель обычно ищет нужную ему часть книги лишь по номеру. Этот прием дает дизайнерам немало возможностей для создания новых композиций спусковых полос (рис. 4).

В построениях заголовков внутри текста широко используются выключки к краям полос. При сложных рубрикациях такой прием лучше использовать для самых нижних ступеней. В этом случае заголовки органически сливаются с текстом, лучше запоминаются и легче отыскиваются в книге.

Реже всего привлекают внимание таблицы, выводы, сноски и оглавления. Но интересные композиции могут быть и тут.

Почему-то при верстке научных изданий утвердилась традиция обязательного применения в таблицах вертикальных линеек (прографок). Они перегружают набор и контрастируют с основным текстом, для которого несвойственны вертикальные выделения. Практика показывает, что таблицы без вертикальных линеек смотрятся ничуть не хуже.

Немало интересного может быть и в оформлении содержания или оглавления.

В очень сложных рубрикациях следует активнее отделять основные части от второстепенных, не бояться больших втяжек и повышенного количества отбивок (рис. 5). При небольшом тексте содержания можно располагать номер страницы над текстом, с выключкой по центру. Удачно могут быть использованы отточия с увеличенной отбивкой (1,5-2 круглых); интересными могут быть варианты композиций отточий, располагаемых в шахматном порядке.

Названия глав можно вынести на шмуцтитулы (рис. 6). Обратите внимание на сильно увеличенный порядковый номер раздела, это дает возможность быстро находить нужную часть.

Чтобы излишне не уменьшать иллюстрации, которые имеют большое значение в любом издании, их можно вывести за формат полосы и даже под обрез. Тогда композиция разворотов становится динамичной и оригинальной. К сожалению, такой прием используется крайне редко.

Приведенные примеры не охватывают всех элементов внутреннего оформления научно-технических изданий. Они лишь говорят о том, что возможностей для различных находок, принципиально новых приемов оформления - множество.

Пришла пора начать активные творческие поиски в области оформления научно-технической литературы.

Научно-популярное издание (НПИ) - издание, содержа­щее сведения о теоретических или экспериментальных ис­следованиях в области науки, культуры и техники, изложен­ные в форме, доступной читателю-неспециалисту.

Целевое назначение НПИ - распространение и пропа­ганда научных и иных специальных знаний в области науки, техники, производства, в том числе их истории. Они содер^ жат сведения научного или прикладного характера, но не во всем объеме, а только в виде общих законов, понятий, выво­дов, знание которых необходимо обществу в целом.

По читательскому адресу НПИ подразделяются на изда­ния, рассчитанные: 1) на массового читателя; 2) на лиц, не являющихся специалистами в данной области; 3) на специа­листов, работающих в смежных областях науки; 4) на практи­ческих работников, желающих использовать результаты науч­ных исследований в своей профессиональной деятельности.

Среди НПИ наиболее распространены научно-популяр­ные монографии, очерки, тематические сборники, серии, избранные сочинения, обзоры, энциклопедии.

Научная монография содержит всестороннее изложение научно-популярным языком результатов исследования на­учной проблемы.

Научно-популярный очерк - описание научно-популяр­ным языком отдельных периодов истории науки, техники, производства.

Тематические сборники научно-популярного изложения могут быть посвящены отдельной актуальной проблеме на­уки либо носить подытоживающий характер.

Многотомные издания посвящены проблеме, требующей подробного описания или многоаспектного раскрытия.


Гтава 8. Текстовое издание 181

Научно-популярный обзор содержит вторичную научную информацию, представляющую собой описание научно-попу­лярным языком совокупной характеристики современных достижений науки, техники, культуры, производства. Эти виды НПИ предназначены для ознакомления с ними специалис­тов и неспециалистов.

Научно-популярная энциклопедия - это популярное изложение в систематизированном виде содержания лекси­ческих единиц определенной отрасли знания. Она обеспечи­вает ориентацию неспециалистов в понятийном аппарате

отрасли знания.

Структура и справочный аппарат НПИ имеют ряд осо­бенностей. Характер предисловия к изданию во многом за­висит от конкретного адресата. Научные термины использу­ются крайне умеренно. В изданиях, рассчитанных на читате­лей с начальной подготовкой, имеются контрольные вопросы, список рекомендованной литературы. В изданиях, ориенти­рованных на более подготовленного читателя, представлены научные произведения.

НПИ представляют собой, как правило, малообъемные издания с большим количеством иллюстраций. Среди них большой процент брошюр. В книгах по естественным и при­кладным наукам в качестве иллюстраций нередко приме­няется карикатура - рисунок, в котором в юмористической форме изображаются различные явления и процессы. НПИ выходят в основном в сюжетно-шрифтовых многокрасочных обложках.


Контрольные вопросы

1. Что такое научно-популярное издание?

2. Каково целевое назначение НПИ?

3. Какому читателю адресованы НПИ?

4. В чем существенные различия между научными и НПИ по характеру информации?

5. Каковы основные виды НПИ?

6. В чем состоит специфика конструктивных элемен­тов НПИ?


182 Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов документов

8.4. Производственное издание

Производственное издание (ПИ) предназначено для ис­пользования в сфере производства и других областях практи­ческой деятельности, содержит материалы прикладного харак­тера, рассчитанные на специалистов разной квалификации.

Целевое назначение ПИ - обеспечение информацией всех сфер практической деятельности, в т. ч. производства.

ПИ отличаются четким читательским адресом. Каждое из них рассчитано на определенную категорию специалис­тов. В основном читатели делятся по уровню их общей и профессиональной подготовки: а) специалисты с высшим образованием; б) специалисты среднего звена (технологи, медсестры и т. д.); в) специалисты массовых профессий (сле­сарь, токарь и т. д.). Кроме того, различают ПИ, рассчитанные на специалистов, и ПИ для любителей, т. е. неспециалистов.

ПИ содержат информацию, касающуюся всех сфер прак­тической деятельности, т. е. деятельности по созданию мате­риальных благ, преобразованию природы и общества. Они кумулируют сведения по технологии, технике и организации производства, а также других областей общественной прак­тики. Тематика этого вида изданий ограничивается вопросами, которые имеют прикладное значение. Многие произведения рассматриваемого вида носят характер рекомендаций, указа­ний по выполнению технологических процессов, операций.

В зависимости от широты охвата материала ПИ могут подразделяться на издания:

1) по специальности или профессии в целом;

2) по отдельным направлениям или темам профессио­нальной деятельности.

По целевому назначению и характеру информации вы­деляют следующие виды ПИ: научно-производственное, про­изводственно-практическое, нормативное производственно-практическое, производственно-практическое для любителей.

Научно-производственное издание (НПИ) содержит све­дения о результатах теоретических или экспериментальных исследований, а также конкретные рекомендации относитель­но их внедрения в практику.


{"пава 8. Текстовое издание

Разновидности НПИ - монография, сборник статей, док­ладов, материалов практических конференций.

Производственная (практическая) монография - изда­ние, содержащее полное и последовательное изложение темы, включающее научное обоснование материала. Ее отличает узкоотраслевая тематика и практическая направленность выводов и рекомендаций. По конструкции производствен­ные монографии аналогичны научным изданиям: сравни­тельно большой объем, наличие переплета, иллюстраций спе­циального характера: чертежей, схем, графиков, технических рисунков, фотографий.

К НПИ относятся также сборники статей, докладов, материалов практических (научно-практических) конферен­ций. Они содержат изложение практической задачи, проме­жуточные и конечные результаты научно-производственных исследований, рекомендации по их внедрению в практику.

Производственно-практическое издание (ППИ) содержит сведения по технологии, технике и организации производ­ства, а также из других областей производственной практи­ки. Оно предназначено для повышения квалификации, со­вершенствования профессионального труда. Эта задача вы­полняется, в основном, тремя путями: 1) распространением передового опыта; 2) информированием о научных достиже­ниях, имеющих прикладное значение; 3) описанием рацио­нальных приемов труда. Издания такого содержания выпус­каются в большом количестве.

ППИ имеют четкий читательский адрес, издаются для специалистов разной квалификации и для любителей.

В зависимости от широты охвата материала ППИ могут подразделяться на следующие группы изданий:

1) технология производства;

2) организация и экономика производства;

3) оборудование;

4) охрана труда и техника безопасности;

5) обмен передовым опытом.

К ППИ относят: паспорт, практическое пособие, прак­тическое руководство.

Паспорт - производственно-практическое издание, со-