В этом видео вы увидите как можно легко и просто, а главное - быстро, сделать классные валентинки к 14 февраля.

Захотелось создать керамическое панно из листьев...

В магазине Леонардо (Все для творчества) на глаза попались силиконовые молды листьев производства Таиланд. 140-160 рублей за штуку! Однако, дорого! Мастеру для творчества необходим целый десяток таких формочек!

Делюсь простым, но очень эффективным и недорогим (я потратил всего 150 рублей и пару часов, а изговил 15 формочек!) способом изготовления молд.

Интересная имитация жатой кожи из полимерной глины позволит создать очень необычные украшения.

Познавательный мастер-класс по переводу изображения на полимерную глину. Эта техника дает большой простор для декорирования изделий из полимерной глины. Пир этом не требует каких-то специализированных материалов.

В настоящее время большую популярность приобрела полимерная глина. Из этого материала можно выполнять разнообразные фигурки, украшения, кукол, пуговицы, игрушки... И этот список можно ещё долго продолжать! А всё благодаря её свойствам.

Полимерная глина – это пластичная масса, по внешнему виду и на ощупь напоминающая пластилин. Для придания пластичности используют пластификаторы, которые целиком впитываются в основной материал при нагреве от 100 до 130°С (в домашних условиях изделия «выпекают» в духовке).В результате материал теряет пластичность и способность менять форму. Отвердевшие изделия могут быть раскрашены акриловыми красками, склеены между собой и с другими материалами.

Полимерные глины выпускают как бесцветными, так и предварительно окрашенными. Для специальных эффектов в них добавляют блестки, флуоресцентные вещества.

Производителей полимерной глины очень много, представлен большой ассортимент, и свойства выпускаемых материалов также несколько отличаются. Я хочу рассказать о некоторых из них.

Лепка пустотелых бусин (полых бусины) из полимерной глины своими руками. Полые бусины обычно делаются в два слоя из контрастных цветов. Также весьма популярно на таких бусинах применение соляной техники.

Мастер-класс по имитации кожи рептилии на полимерной глине без применения текстурных листов, только с помощью подручных инструментов.

Полимерная глина - не просто материал, обладающий свойствами пластилина до запекания, но становящийся прочным после него. В силу того, что лепка из пластики покоряет все большее количество людей, производители постоянно расширяют цветовую линейку своих пластик и их свойств, что позволяет увлеченным полимерщикам изобретать все новые и новые техники. Сейчас мы попробуем в общих чертах разобраться в уже существующих на данный момент техниках, что надеюсь будет интересно не только начинающим лепильщикам, но и тем, кто уже знаком с глиной не понаслышке)).
Итак, приступим.

Акварель
Достаточно несложная техника даже для начинающего мастера. Принцип состоит в наслоении. Пласты контрастных цветов (например, оранжевого, белого, черного), раскатанные на паста-машине, либо всеми удобными сподручными средствами до нужной вам толщины, укладываются друг на друга, прикатываются, дабы образовалась определенная монолитность, разрываются или нарезаются на кусочки нужного вам размера и наклеиваются на основу, например, бусину, или заготовку, из которой в последствии будет вырезана нужная вам форма.

Баргелло

Очень интересная техника, названная так потому, что очень похожа на настоящий баргелло - вышивку флорентийских мастериц, позволяющая при сноровке получать чрезвычайно красивые узоры. Правда придется потрудиться для приобретения умения, но, поверьте, количество потраченной на это пластики того стоит))

Брейн Кейн (Мозговая техника)

Техника тоже принципиально не сложная, смысл которой заключается в накладывании на черный и белый раскатанные пласты слоя пластики с градиентной растяжкой двух, трех и более цветов, которого не сложно добиться на паста-машине. Впоследствии из полученного пласта выкладывается узор. По изображению понятно, почему техника получила такое название.

Имитация

Количество цветов и эффектов, которые все время изобретаются производителями полимерной глины, раскрывают безграничные возможности для имитации различных материалов. Дерево, кость, камень - все это крохотный список того, что может быть имитировано пластикой.



Калейдоскоп
Помните, в детстве родители покупали нам смешные трубочки, в которых, если посмотреть в них на свет, складывались забавные красивые узоры? Техника калейдоскоп добивается такого же эффекта. Из маленьких кусочков пластики складывается простой узор, который в свою очередь собирается в более сложную композицию.

Мика Шифт

В переводе означает "сдвиг слюды", ведь для исполнения работы в этой технике вам понадобятся так называемые металлики. За счет того, что частицы слюды по разному отражают свет, можно создавать объемные узорные эффекты на абсолютно плоской поверхности. Например, на рисунке мы видим выпуклое изображение, хотя на самом деле пластиковый кабошон абсолютно гладкий.



Миллифиори (Колбаса, трость, кэнинг)
Очень популярная техника. Суть заключается в составлении рисунка из пластов и/или колбасок. В последствии деталь ужимается, вытягивается и нарезается на пластинки необходимой для работы толщины.

Многослойная

Название говорит само за себя) Многослойная техника очень разнообразна и позволяет делать совершенно необычайные по красоте, абсолютно оригинальные и не похожие друг на друга украшения.

Мокуме-Гане

Сама техника была позаимствована у японских оружейников. Мокуме (текстура древесины) гане (металл) было изобретено Денбеем Шоами в XVII веке. Речь идет о обработке металла, а именно изготовлении первоклассной стали для мечей. Сложность технологии состоит в том, что разные, порой практически не сочетаемые металлы соединяются между собой в причудливые и очень красивые узоры, которые никогда не повторяются. Именно этот прием был адаптирован и для полимерной глины.

Перевод изображения на пластику

Метод, позволяющий перенести на пластику практически любой рисунок с бумажного носителя. Способы перевода рисунка достаточно многочисленны: спирт, вода и т.д., но суть - закрепление на пластики верхнего, красочного слоя - остается неизменным.

Перевод изображения с помощью геля
Так же как и в предыдущем способе картинка переводиться на пластику, но если в вышеуказанном способе используется жидкость, то в этом способе картинка переводится при помощи запекаемого полимерного геля.


Переход цвета (Skinner blend)

Свое название техника Skinner Blend получила по фамилии дизайнера по полимерной глине Джутит Скинер, впервые применившей эту технику в своих работах. Эта техника позволяет получать изделия с плавным переходом одного цвета в другой.

Сквозная

Техника, позволяющая получать бусины, кабошоны и т.д., полые внутри. Материалы, используемые в технике, разнообразны - клей, воск, бумага... Но конечный результат одинаков - ажурное, полое внутри изделие.

Соляная

Самая простая, на мой взгляд техника, которую может освоить даже совершенно неопытный лепильщик. И название само объясняет принцип действия: из пластики делается бусина, которая потом обкатывается в соли - морской или пищевой - или в сахаре. Поделка запекается, промывается под струей воды, после чего ее поверхность приобретает красивую пористую поверхность.

Филигрань
Очень кропотливая техника, результатом которой являются потрясающие по красоте, ажурные работы. Пластика раскатывается на тонюсенькие колбаски и крохотные шарики, из которых в последствии выкладывается узор.

Лепка из полимерной глины – увлекательное, интересное и очень полезное хобби. Во время работы массируются кончики пальцев, разрабатываются суставы и развивается воображение. Готовые изделия, в отличие от пластилиновых фигурок, не боятся воды и солнечных лучей, они твердые и прочные, долговечные и практичные. Ничего общего с природной глиной этот материал не имеет – по сути это пластмасса с добавлением пластификаторов и разноцветных пигментов.

Для лепки из полимерной глины используют два вида пластики:

  • Термопластику;
  • Самозатвердевающую.

Термопластика обретает необходимую прочность только после термической обработки, в результате которой испаряются пластификаторы. Готовые детали запекают в духовке или варят в кипятке. Температура запекания должна быть не выше 130 градусов, иначе поделка сгорит, наполнив кухню токсичными газами.

Для варки нужно использовать отдельную посуду, обязательно изолировав ее от других кастрюль. Термофиксация в кипятке проще, чем запекание в духовке, но изделия получаются менее прочными, поэтому важно учитывать назначение поделки.

Время термообработки зависит от толщины изделия – ориентироваться нужно на рекомендации в мастер-классах и инструкции на упаковке производителя пластики.

Помимо твердой термопластики, существует гель – жидкая форма незаменима для создания всевозможных эффектов после запекания и склеивания мелких деталей. С помощью геля создают на поверхности изображения в технике фотопечати или карандаша.

Самозатвердевающая пластика по виду похожа на зефир, она отличается нежной структурой и высокой эластичностью. Материал твердеет на открытом воздухе в течение суток, потому работать с ним проще и безопаснее. К недостаткам этого легкого в работе материала стоит отнести боязнь воды, но от него можно избавиться, покрыв готовое изделие лаком.

Особенности техники

Техника лепки из полимерной глины на начальном этапе мало отличается от работы с пластилином или соленым тестом – из податливой массы сначала создают фигуры, используя различные цвета и оттенки. В продаже есть наборы глины, включающие несколько цветов, но этим возможности начинающих скульпторов не ограниваются. Оттенки несложно смешивать между собой и разбавлять белым, придавая нужный тон.

Пластику можно раскатывать и резать, подобно тесту. Рельеф придают с помощью текстурных поверхностей, беря за основу фактурную бумагу, кожу, дерево. Для получения изделий используют формочки и штампы, похожие на те, которыми вырезают и формуют печенье, а при отсутствии специальных, можно взять обычные кулинарные трафареты.

Лепку из пластики используют для создания всевозможного декора:

  1. Оригинальной бижутерии (бус, колье, сережек, браслетов, брошей, подвесок);
  2. Красивых цветочных композиций;
  3. Небольших сувениров;
  4. Елочных украшений;
  5. Магнитов на холодильник;
  6. Авторских кукол.

С помощью пластичной массы получаются правдоподобные фрукты и ягоды, аппетитные торты и пирожные, румяные булочки и кексы с глазурью, поджаристая яичница и дырчатый сыр. Отдельное направление – куклы из термопластики, эти игрушки настолько реалистичны, что некоторые люди даже пугаются, видя игрушечных младенцев.

Лепка из полимерной глины одинаково интересна и детям, и взрослым. Обязательно попробуйте сделать свою первую бусинку, чтобы начать путь к мастерству.

В последнее время большим спросом пользуются изделия, сделанные своими руками. Очень популярна лепка из полимерной глины и холодного фарфора, такие поделки с помощью мастер-классов и даже без инструментов получатся у любой начинающей рукодельницы. Чтобы готовое изделие получилось качественным, необходимо соблюдать определенную технику и последовательность действий.

Что такое полимерная глина

Это вещество было создано искусственным путем немецкой женщиной Фифи Ребиндер для создания голов куклам ручной работы. Полимерная глина для лепки имеет специфический травяной запах, содержит пластификаторы, которые и придают ей пластичность. При запекании они впитываются, масса затвердевает и больше не может менять свою форму. Полимерная глина (или пластика) бывает двух видов: самозатвердевающая и термопластика.

Последняя требует термической обработки, но из нее можно вылепить все, что угодно – от маленьких деталей до фигур больших размеров. Самозатвердевающий материал высыхает естественным путем на солнце, на это уйдет не менее суток. Если раньше вы не слышали о свойствах глины, то знайте, что после просушки готовое изделие немного уменьшается в размерах, поверхность получается неравномерной, но его можно сверлить и обрабатывать пилкой. Этот вид материала больше подходит для лепки кукол и других крупных поделок. Хранить массу нужно в закрытой упаковке.

Что можно слепить из полимерной глины

Лепка из полимерной глины открывает большие просторы для фантазии. Вы можете сделать все, что угодно: от изящных ювелирных украшений до кукол ручной работы и статуэток. Благодаря уникальным свойствам пластики, работать с ней легко и просто. Некоторые виды термопластики способны имитировать свойства разных природных материалов: камня, дерева, металла, ткани. Новичкам в лепке лучше начинать с простых техник, приемов, постепенно переходя к более сложным.

Изделия

Часто из пластической глины лепят украшения, бижутерию, брелочки, кулоны, сувениры, магниты на холодильник. Пластика не токсична, поэтому ее можно использовать в играх с детьми. Малыша легко научить делать овощи, фрукты, простые цветы. Более опытные рукодельницы лепят сложные изделия из полимерной глины, например, кукольные головы, руки и ноги. Свойства массы позволяют сделать поделки максимально похожими и реалистичными.

Идеи для лепки из полимерной глины

Вдохновение для создания шедевров из полимерной глины можно черпать в разных источниках. В продаже есть специальные печатные издания, обучающие такой лепке. Там вы сможете найти массу полезной информации, пошаговые инструкции и много вариантов поделок. Современные рукодельницы находят идеи для лепки на просторах интернета, где есть фото/видео инструкции с подробным описанием действий.

Как лепить из полимерной глины

Для творчества из полимерной глины особые навыки не нужны, ведь масса похожа на пластилин. В руках она становится мягкой и податливой, готовой к созданию любых поделок. Чтобы изделие получилось красивым, обладало прочностью, выбирайте для творчества качественный материал. Существует много видов полимерной глины: Sculpey, Cernit, Viva Pardo, Deco (японская), Kato Policlay, Сонет, Профи, Цветочек (продается в наборах) и другие. Большинство украшения создаются из глины Decoclay и Fimo.

Инструменты

Инструменты для полимерной глины можно приобрести в любом магазине для творчества и рукоделия. Некоторые предметы можно заменить подручными материалами, но без некоторых специальных инструментов не обойтись. Перед началом работы нужно подготовиться к процессу. Вам понадобятся:

  1. Рабочая поверхность из стекла или пластика больших размеров.
  2. ПВА клей. Он пригодится для соединения частей термопластики между собой.
  3. Острые ножи, можно канцелярские.
  4. Наждачная бумага для устранения шероховатостей.
  5. Кусочек замшевой ткани, которая придает блеск готовому изделию.
  6. Зубочистки, скалка для раскатывания.
  7. Каттеры – специальные формочки для вырезания фигурок.
  8. Экструдер, скалка.

Техники лепки

Есть несколько популярных техник, которые применяются в создании поделок из разных видов пластики:

  1. Плавный переход. Способ заключается в смешивании двух разных цветов.
  2. Колбасная (сапе, трость, миллефиори). Соединяется несколько слоев разной полимерной глины, а затем масса скатывается в рулет.
  3. «Калейдоскоп». Многослойная, в технике калейдоскоп узор получается симметричным, разноцветным.
  4. Акварельная. Техника по плавному переходу цвета при лепке.
  5. Филигрань. Сложная, требует профессиональных навыков, терпения.
  6. Соляная техника. В лепке используется соль для придания творению фактурности.
  7. Мика-шифт. Создает эффект 3D.
  8. Мокуме Гане. Заключается в наслоении нескольких пластов пластической глины разных цветов.

Некоторые детали нужно склеивать между собой уже после обжига, во избежание повреждений при запекании. Используйте для этой цели жидкий или гелеобразный клей, лучше, если он быстрого действия и схватится за 15-20 секунд. Так у вас будет возможность подогнать детали как можно лучше друг к другу. Не наносите клей полосками, чтоб не было подтеков, делайте это в виде отдельных капелек.

Запекание

Этот процесс требует соблюдения определенных условий. Самое главное – придерживаться температуры запекания, которая указана на упаковке производителем. Если нарушить этот показатель, изделие может не запечься или поменять цвет. Выпекать массу лучше в духовке на керамической плитке или обычном противне, застеленном пергаментной бумагой. Мелкие детали нужно накалывать на зубочистку, устанавливать на шар из фольги, так они лучше пропекаются. Плоские детали укладываются на ровную поверхность.

Сложные поделки могут запекаться в несколько этапов, например, если они сделаны в технике «филигрань». Каждый этап длится определенное количество времени (от 1 до 15 минут), а общая продолжительность процесса может занять до получаса. Необходимо также помнить, что в сыром виде материал не токсичен, а вот при термообработке он источает неприятный, вредный запах. Соблюдайте технику безопасности: обеспечьте проветриваемость помещения, уберите из кухни еду, вымойте после обжига духовку.

Лакирование

Готовые изделия покрывают специальным лаком, который придает им завершенный вид. Есть лаки матовые и глянцевые, их нужно выбирать исходя из желаемого эффекта вашей поделки. Многие производители пластики делают и лаки, поэтому можно приобрести продукцию одной марки. Она имеет состав, который не поблекнет со временем и не начнет прилипать к рукам. Некоторые рукодельницы лакирую свои творения лаками для деревянных полов на водной основе. Главное, чтоб они не содержали латекс, который несовместим с термопластикой.

Наносить лак можно кисточкой, но лучше «надеть» изделие на зубочистку и окунуть в жидкость целиком, прокручивая его вокруг своей оси. Так вещество распределится равномерно, лишнее его количество стечет. Далее зубочистка с поделкой вставляется в кусок пенопласта (или другой материал), оставляется для просушки. Если через время внизу образуется капля лака, ее нужно аккуратно удалить. Покрывать поделки необходимо несколькими слоями, просушивая каждый из них определенное количество времени (указано на упаковке), иногда это время составляет несколько часов.

Техника безопасности

Работа с любым материалом, даже продуктами питания, имеет свои правила техники безопасности. Если вы решили лепить из пластики, соблюдайте следующие меры предосторожности:

  1. После лепки обязательно мойте руки с мылом, а лучше работайте в резиновых перчатках.
  2. Не обжигайте массу в печи, где готовите. Если же другой нет, и вы вынуждены это делать, тщательно вымойте печь и хорошо проветрите.
  3. Соблюдайте температурный режим запекания, а если материал пригорел, обязательно проветрите помещение и вымойте печь.

Подготовив все необходимые материалы, инструменты, можно приступать к созданию разных шедевров. Просмотрите несколько простых уроков лепки и начинайте с азов, переходя к сложным поделкам с приобретением определенных навыков. Со временем это увлекательное хобби может перерасти в небольшой бизнес, приносящий неплохой регулярный доход.

?

Поделки из полимерной глины для новичков

Тем, кто обладает базовыми знаниями и приступает к работе с пластикой впервые, поможет простой мастер-класс по лепке из полимерной глины магнита на холодильник:

  1. Запаситесь: самозатвердевающей полимерной глиной розового, желтого, белого, зеленого, салатового цветов, мягким магнитом, акриловыми красками, клеем, ножницами, зубочисткой, бусинами.
  2. Из желтой, белой, розовой полимерной глины скатайте маленькие шарики, сформируйте из них капельку, разрежьте толстый край ножницами на 4-5 частей.
  3. Приплюсните их, придайте рельефности зубочисткой. У вас получатся цветочки.
  4. Сформируйте капельки из материала зеленых оттенков, приплюсните их, сделайте прожилки зубочисткой. Это будут листья.
  5. Делаем бутончики: на капельке белого цвета продавливаем полоски, имитируя нераспустившиеся лепестки. Низ заготовки оборачиваем кусочком зеленой массы.
  6. Покрасьте магнит краской подходящего оттенка и приклейте на него полученные заготовки, создавая композицию. Дополните ее декоративными бусинами. Оставьте до полного высыхания.

Новогодние поделки

Отличным подарком на Новый год станет волшебный шар, сделанный в домашних условиях из полимерной глины:

  1. Приготовьте: маленькую прозрачную банку из-под пряностей с закручивающейся крышкой, пластику (белую, черную, красную, розовую, бежевую), блестки, глиттер, глицерин, водку, штифт, клей.
  2. Скатайте 2 белых шара разного размера, наденьте их на штифт (тонкую проволоку), чтоб получился снеговик.
  3. Сделайте углубления для глаз, вставьте туда 2 черных шарика. В углубление для носа вставьте морковку из красной пластики. Прорисуйте улыбку.
  4. Скатайте 4 белых шарика, 2 приплюсните с одной стороны – это ноги. Из остальных сделайте вытянутые капельки – это руки. Соберите снеговика.
  5. Из бежевой, розовой полимерной глины раскатайте 2 тонких длинных колбаски. Скрутите их жгутом. Сформируйте из них шарф и шапку для снеговика. Таким же образом делаем конфету в виде крючка (используем красную, белую массу), вставляем ее в руку. Запекаем.
  6. Крышку от банки промажьте изнутри водостойким клеем, в центр поставьте снеговика, вокруг посыпьте блестками.
  7. В банку насыпьте разные глиттеры среднего размера, налейте по 1 ст. л. глицерина и водки, добавьте воду, учитывая, что должен еще поместиться снеговик.
  8. Резьбу крышки промажьте кремом, закрутите, дайте просохнуть. Встряхните, переверните.

Украшения

В качестве украшения попробуйте сделать несложный «вязаный» браслет на руку, имитирующий настоящую пряжу:

  1. Вам понадобятся: основа для браслета, пластика желаемого цвета, жидкая гель-пластика, экструдер, нож.
  2. Поместите пластичную массу в экструдер, выдавите. Возьмите 2 полоски, скрутите жгутом. Проделайте то же самое с другими двумя полосками, скрутив их в другом направлении.
  3. Промажьте поверхность основы гелем, приложите первый жгут, отрежьте необходимую длину. Затем приложите второй жгут как можно плотнее к первому, отрежьте.
  4. У вас получится имитация вязки. Повторяйте действия, пока не «провяжете» весь браслет. Сделайте то же самое с внутренней стороны (по желанию). Запеките.

Игрушки

Лепка игрушек с помощью термопластики – прекрасное времяпрепровождение с детьми. Попробуйте сделать такую черепашку:

  1. Запаситесь запекаемой полимерной массой (голубой, салатовой, розовой), кисточкой и 2 маленькими черными бисеринками.
  2. Из голубого цвета сделайте 4 больших капли – это заготовка ножек.
  3. Из кусочка салатовой пластики сформируйте заготовку в виде колокола с выемкой внутри – это будущий панцирь.
  4. Поставьте рядом ножки широкой частью вниз, сверху наденьте панцирь. Ручкой кисточки, держа ее вертикально, сделайте углубление спереди будущей черепашки – место для головы.
  5. Формируем заготовку головы: скатайте из голубой пластики шарик и цилиндр, соедините их. У вас должна получиться голова на шее. Присоедините ее к туловищу.
  6. Скатайте розовые шарики, приплюсните, прилепите к панцирю – это пятна. Из бисера слепите глаза. Запеките черепаху.

Цветы

По такому понятному пошаговому мастер-классу лепить цветы из полимерной глины легко и просто:

  1. Приготовьте такие материалы: белая и синяя термопластика, зубочистка, 2 белые бусины, нож.
  2. Сделайте 2 шарика разных цветов, соедините, разминайте их, пока не добьетесь мраморного рисунка.
  3. Разделите полученный шар пополам, каждую половинку вылепите в виде плоской пластины с 1 вытянутым краем.
  4. Сверните каждую в виде бумажных кулечков для семечек, чтобы вытянутый край был вверху. Прищепните его, а свободные края расправьте, будто цветок раскрывается. Запеките, приклейте в середину бусину.
  5. Если перед обжигом предварительно сделать в середине дырку зубочисткой, то потом можно будет вставить фурнитуру и сформировать из цветов сережки.

Детские поделки

Дети очень любят мультфильмы, поэтому им будет интересен процесс создания популярных героев из полимерной глины. Давайте слепим Кроша из Смешариков:

  1. Подготовьте: пластику (белую, мятную, красную), 2 черных бисерины, нож.
  2. Скатайте шар мятного цвета – это заготовка головы, отдельно приготовьте еще 6 небольших кусочков массы.
  3. Возьмите 2 маленьких белых кусочка, скатайте одинаковые шарики, придавите, присоедините к голове вплотную друг к другу – это белки глаз. Прилепите к ним черные бусины – зрачки.
  4. Скатайте маленький шарик из красной полимерной глины, прилепите чуть ниже глаз – это нос.
  5. Ножом вырежьте рот Кроша, заполните его красным цветом, прилепите 2 маленьких зуба белого цвета.

Полимерная глина, она же пластика или холодный фарфор, широко применяется в малых формах декоративного искусства. Что творят из нее мастера, не поддается описанию; на рис. лишь отдельные примеры. И все это делается дома, на столе, в свободную минуту, людьми, не бывшими учениками Микельанджело или Челлини. Техника работы с пластикой доступна для начинающих и позволяет добиваться выдающихся, даже феноменальных, результатов буквально любому, сырье недорого, а готовые изделия из нее достаточно прочны и долговечны.

Любителями, уделяющими пластике свободное время, более используется полимерная глина, приготовленная своими руками. Дело в том, что срок хранения самотвердеющей полимерной глины ограничен. Во вскрытой и обратно закупоренной оригинальной упаковке качество массы непрерывно ухудшается и она приходит в негодность задолго до его истечения. Если в очередную задумку нужно чуточку, скажем, желтого, то покупать целую тубу, баночку или пакет нет смысла: когда дойдут руки до следующей вещицы, материал может уже подпортиться.

Примечание: если же вы изготовляете предметы из пластики регулярно, на продажу или для себя, то лучше пользоваться покупным сырьем. Особенно, когда требуется получить нежные цвета и тонкие их переходы. См., напр., мастер класс по работе с пластикой в технике «Акварель»:

Видео: мастер-класс по работе с полимерной глиной


Пластика или фарфор?

Собственно говоря, холодный фарфор и пластика – материалы разные. Первый это т. наз. термореактивная полимерная глина (брусковая пластика), требующая термообработки (запекания в духовке) отформованных изделий. Приготовляется она в промышленных условиях. Срок годности материала – годы и годы, а готовых предметов практически неограничен. У автора этих строк пока не вполне израсходован запас брусковой пластики еще советского производства 80-х. В дело она пригодна до сих пор.

Изделия из термореактивной пластики прочны, как поликарбонат или карболит, выдерживают механическую обработку, покраску, лакировку. Термостойкость после запекания – до 180 градусов, не гигроскопична. Но мять ее трудно, нужно сочетать лепку с резьбой. Тонких цветовых переходов добиться нельзя. В общем, это материал для изготовления подставок светильников, лицевых панелей корпусов каких-то небольших самодельных установок, рукояток к ним, моделей летательных аппаратов и т.п.

Вещицам изящным и красивым более уделяют внимания, разумеется, мастерицы. Вот для дамских пальчиков другая разновидность полимерной глины – самозатвердевающая, или просто мягкая – создана как нарочно, то того она чутка и податлива. Мягкая пластика позволяет имитировать даже такие камни, как каррарский мрамор, агат, орские яшмы (в т.ч. пейзажные) и нефрит. Дополнительной обработки, кроме сушки не на прямом свету при температуре 15-25 градусов, не требуется. Термостойкость просохшей – до 90 градусов.

От регулярного смачивания или пребывания в атмосфере с влажностью более 85% предметы из мягкой пластики быстро, за 3-9 мес., портятся. Защита – акриловые краски и лаки на водной основе. Красить и лакировать можно только полностью просохшие изделия, см. далее. Нательные украшения покрывать акриловым лаком нужно в 2 слоя ; жиропот – первейший враг мягкой пластики.

Срок годности изделий из самотвердеющей пластики, носимых на теле – до 5 лет; такой же стационарных, периодически освещаемых прямыми солнечными лучами через стекло, а в притененном помещении – до 12-15 лет. Поделки из самозатвердевающей полимерной глины прочны примерно как ПВХ с наполнителем. Гамма цветов – богатейшая, и очень плавные градиенты цвета получаются без каких-либо сложностей, см. далее.

Примечание: в процессе механической обработки самотвердеющая полимерная глина склонна к выкрашиванию и растрескиванию, поэтому формовать изделия из нее желательно сразу с отверстиями и пр., см. далее о бусах.

О лепнине на мебели

Тот и другой виды пластики хорошо годятся для оформления самодельной или покупной мебели в домашних условиях, см. рис: декоративные элементы из них прочно приклеиваются к дереву ПВА, а любому другому твердому материалу, включая стекло – акриловым клеем. Защита от выгорания на прямом свету – 3-4 слоя обычного акрилового лака или 1-2 слоя специального защитного от УФ (ультрафиолета), т. наз. анти-UV или просто UV-лака. Последний обеспечивает защиту от выцветания в комнате с большим южным окном лет на 10 и более.

Применение пластики для декора мелкой мебели – шкафчиков, тумбочек, полочек, вешалок, ключниц и т.п. – общеизвестно. Но с не меньшим успехом, только в большим трудом из самотвердеющей пластики можно делать большую лепнину, выводя ее частями по проволочному каркасу (если ажурная) или деревянной основе. Напр., нижний ряд фото на рис. – изголовья кроватей. Крайняя справа – в спальне Жанны Фриске, она сама когда-то это фото выложила. А чем хуже остальные, вылепленные потихоньку-полегоньку, но при многократно меньших затратах?

Материал

Переходим к тому, как сделать полимерную глину самостоятельно дома. Тонкой и богатой цветовой гаммы сразу не получим, но для освоения техники пластики самодельная исходная масса вполне пригодна. Ее долговечность и потребительские качества при аккуратном приготовлении не уступят покупной. Исходная масса состоит из наполнителя – крахмала – связующего (клея ПВА), и пластификатора/стабилизатора на основе глубоко рафинированного растительного масла. Для окрашивания в нее добавляются пигменты или готовое изделие красится поверху.

Примечание: состав пластификатора-стабилизатора для разных видов крахмала различен, см. далее.

Ингредиенты

Прежде всего – масло, преимущественно от него зависит качество пластики. Раффинаж масла должен быть полным, т.е. – никаких следов желтизны, прозрачное и бесцветное. «Желтенькие» компоненты даже на слабом рассеянном свету со временем битуминизируются, деталь посереет, как древесина на улице, и начнет крошиться. Поэтому для приготовления пластики нужно использовать детские или косметические масла; предпочтительно – на основе масла какао.

Следующее – крахмал. У растительного крахмала различного происхождения размеры, форма и структура зерен разнятся. Для пластики годится крахмал кукурузный или картофельный. Из первого (точнее, из пластики на его основе) лучше получаются мелкие изделия, напр. бижутерия. Он дает массу более зернистую на изломе по высыхании, но и более стойкую к химическим воздействиям. Изделия побольше из самодельной пластики на кукурузном крахмале при сушке могут дать трещины или пойти морщинами.

Микроструктура картофельного крахмала тоньше, поэтому и сохнет пластика на нем равномернее. Прочность пластики «на картошке» на скол меньше, поэтому из нее предпочтительнее делать фигурки достаточно большой величины, размером где-то от детского кулачка. Барельефы и лепнина также лучше получаются из пластики на картофельном крахмале: он при лепке податливее, тонкие детали выводить легче. Также и цветовые переходы в «картофельной» пластике выходят плавнее, более размытыми.

Наконец – клей. Он подойдет, если флакон/банка до того ни разу не открывались. Если упаковка ранее хоть чуть-чуть «глотнула воздуха», то масса или не створожится и/или не вымесится как надлежит (см. далее), или при сушке проявятся дефекты. Игрушки и галантерею желательно делать из пластики на ПВА для дерева (продается в строительных магазинах), а для безделушек или лепнины (кроме как на изголовье кровати) пойдет канцелярский ПВА.

Приготовление

Рецепты и способы приготовления пластики различны в зависимости от вида крахмала. «Картофельная» пластика делается из таких компонент:

  • Крахмал (разумеется, картофельный) – 100 г.
  • Клей ПВА – 100 мл.
  • Детское или косметическое масло – 2 полных чайных ложки.
  • Жирный бесцветный косметический крем – 1 полная чайная ложка без верха.

Пошаговая инструкция по приготовлению полимерной глины на картофельном крахмале осуществляется следующим образом:

Примечание: окрашивание пластики в массе, если нужно, производится непосредственно перед употреблением, см. далее.

«Кукурузную» пластику можно готовить так же, но более качественной она получается при прогреве сразу по всему объему. Для этого нужна микроволновка, а рецептура и технология упрощаются:

  1. Готовят подстилку из многократно простиранной (чистой старой) х/б ткани, сложенной в 4-5 слоев;
  2. Смазывают руки нежирным косметическим кремом, но только на натуральной основе, без силикона;
  3. В термостойкой стеклянной миске (которые специально для микроволновок) смешивают крахмал (100 г) и ПВА (100 мл). Клей наливают в миску и вводят крахмал при непрерывном помешивании;
  4. Не прекращая месить, вводят 2 ст. ложки осветлителя – лимонного сока. Несколько хуже будет лимонная кислота на кончике ножа или 1/4 чайной ложки пищевой соды;
  5. Выставляют на микроволновке максимальный нагрев (без гриля!), время – 30 с. Если такого нет на шкале, печку нужно будет выключать вручную;
  6. Ставят посуду с массой в печь, включают нагрев;
  7. Через указанные полминуты вынимают, массу быстро, не давая остыть, но тщательно перемешивают;
  8. Снова греют в микроволновой печи 30 с, вынимают;
  9. Снимают и удаляют корочку;
  10. Массу выкладывают на подстилку и прокатывают в толстенькую колбаску, пока избыток воды не впитается в ткань;
  11. По остывании примерно до 40-42 градусов (рукам горячо, но не жжется) смазывают «колбасу» вазелином или ланолином;
  12. Упаковка в пластик, дозревание и хранение – как в пред. случае.

Осветление лимонным соком (тоже, кстати, осветленным медицинским или для детского питания) при использовании крахмала высшего качества и конторского ПВА позволяет получить поверхность изделия слегка просвечивающую, как нефрит. Лимонная кислота и сода такого эффекта не дают.

Примечание: для первых блинов из пластики, которые комом будут, возможно приготовить полимерную глину без варки, см. видео ниже. Употреблять ее нужно немедленно по приготовлении. Изделия из нее прочными и долговечными не будут, но механические свойства свежей те же, учиться лепить можно.

Видео: изготовление холодного фарфора своими руками без варки


Краски, лаки, дырки

Из вопросов собственно приготовления пластики осталось решить, как ее красить и лакировать. Еще – об отверстиях в бусах, т.к. сверлить готовые бусины нельзя, дырочка получится внутри рваной и нитка в ней быстро протрется.

Красители

Пигменты вводятся в пластику непосредственно перед употреблением: массу раскатывают в тонкий пласт, присыпают красящим порошком, сворачивают в рулон и разминают, прокатывая между ладонями, пока краситель не разойдется полностью или насколько нужно. Для окрашивания пластики с массе пригодны цветные молотые пищевые продукты (напр. какао и кофе), пищевые красители и краски для грима. Недостаток всех их – высокая стоимость. Особенно он сказывается в больших изделиях. В таком случае их можно красить поверху акриловой краской, но ее слой истираем. Можно также вводить тонко молотые сухие акварельные или гуашевые краски, но в продажу нужные фракции не поступают. Здесь возможны 3 выхода из положения:

  • Истолочь в ступке и распушить – краски мало, маеты много.
  • Смолоть на электрической кофемолке – для кофе и каждого следующего колера придется покупать новую.
  • Размолоть на самодельной шаровой мельнице из обрезка трубы и шариков от подшипника – придется привлекать кого-то, кого больше тянет не на гламур, а к слесарному верстаку.

Отверстия

Самодельные бусы из пластики – на рис. Об узорах немного поговорим далее, а пока присмотритесь: в таких дырочках нитка не протрется. Как их проделать? Нужно знать, что скорость высыхания пластики – ок. 2 мм/сутки. Т.е., корочка толщиной 0,25-0,35 мм образуется прим. за 3-4 часа. Корочка такой толщины будет уже достаточно прочной, но еще эластичной. Вот из нее и нужно сформировать кратеры отверстий, а уж затем досушить детали, сколько нужно. Довольно долго; шарик из пластик диаметром 10 см, т.е. радиусом 50 мм, при 20 градусах полностью сохнет 25 суток, чуть ли не месяц.

Примечание: на всякий случай напомним – сушить пластику на прямом свету или при температуре выше 25 градусов нельзя, потрескается. Ниже 15 градусов тоже нельзя, получится хрупкой и крошащейся.

Сверлим бусы из полимерной глины следующим образом:

  1. Лунки с округлыми краями формируем кончиком зубочистки, не протыкая корочки;
  2. Набираем в медицинский шприц глицерин и выпускаем его обратно;
  3. Снимаем иглу и проходим ею отверстие, непрерывно ее вращая;
  4. Сверление ведем попеременно с 2-х сторон до сбойки посередине;
  5. Керн (столбик) вязкой пластики из иглы выдавливаем тонкой, впритирку по внутри, жесткой проволочкой;
  6. для следующей бусины повторяем пп. 2-5.

Примечание: как просто руками на доске сделать из пластики ровные бусины, см. сюжет ниже.

Видео: ровные бусины из полимерной глины своими руками

Соль и лак

Нередко поверхность изделий из пластики требуется шероховатая, напр., чтобы цветы и листья из нее выглядели натуральнее, как на рис. справа. Также шероховатость поверхности, но более мелкая, нужна под лакировку бижутерии, чтобы лак держался. Того и другого добиваются т. наз. соляной техникой, см. рис. ниже. Изделие подсушивают, как описано выше, обваливают в кухонной соли (она удобна хорошей растворимостью в воде и тем, что выпускается разного помола), затем выдерживают в воде, пока соль не растворится. Если делаются бусы, отверстия в них сверлят тут же, а прочие изделия досушивают, как надо.

Немного об искусстве

Статья эта вообще-то технологическая, но художественная лепка из пластики непосредственно прилегает к производственному циклу, т.к. начинается сразу же по объемном окрашивании и даже сливается с ним. Поэтому нельзя не сказать несколько слов о том, как из пластики лепить.

Простейшая техника – слоеная, или слойка. В ней абсолютно никаких сложностей, см. рис. ниже. Слои могут быть прямыми ровными, косыми, выклинивающимися и вообще хаотичными. Но – немного умения, фантазии, и можно делать штучки, которые проголодавшимся гостям без предупреждения можно показывать разве что 1 апреля, и то не всяким, см. след. справа. Впрочем, в этот день можно показаться и самой, в колье из таких пирожных и в новом праздничном платье. Надеюсь, понимаете – шутка.

Развитие слойки – слоистые палочки, или круглая слойка. Этих 2-х техник достаточно, чтобы сделать почти все, что показано на рис. в начале и еще многое другое. Напр., очень популярные дольки цитрусовых, см. след рис. Цветовой переход на поз. 2 получают, вставив клин дополнительного цвета в надрез на колбаске основного. Затем колбаску долго и энергично, но не зажимая сильно, прокатывают между ладонями. От тепла рук, если пластика мягкая, цвета разойдутся друг в друга. Таким же способом избавляются от полостей на поз. 6 и 7.

То, что показано на рис. справа, делается таким же способом, но требует уже гораздо большего мастерства. Называется – техника внутреннего контура. По ней делают заготовки под поверхностную окраску; каждый предмет выходит единственно-неповторимым.