Из этой статьи вы узнаете:

  • В чем суть пирамиды потребностей по Маслоу
  • Как правильно понимать теорию иерархии потребностей
  • Применима ли пирамида потребностей по Маслоу в маркетинге
  • Какая есть альтернатива пирамиде потребностей по Маслоу

В литературе по теме психологии и менеджмента очень часто можно встретить ссылки на эту теорию об иерархии потребностей человека. Есть предположения, что выводы автора, изложенные в ней, основаны на изучении биографий известных людей, реализовавших себя в жизни и творческой деятельности. Как вы уже, наверное, поняли, речь пойдет о пирамиде потребностей по Маслоу.

Суть пирамиды потребностей по Маслоу

В своей работе «Мотивация и личность» (1954 г.) Абрахам Маслоу сделал предположение о том, что врожденные потребности человека имеют иерархическую структуру, включающую пять ярусов. Это следующие потребности:

  1. Физиологические.

Их удовлетворение необходимо для того, чтобы обеспечить выживание и существование. Любое живое существо имеет свои физиологические нужды. Пока не удовлетворены потребности данного уровня (к примеру, в питании, сне), человек не сможет трудиться или заниматься другими видами деятельности. Например, если он очень голоден, то не будет способен наслаждаться созерцанием произведений искусства, любоваться видами природы, интересоваться содержанием художественной литературы и т. п.

  1. В безопасности.

Ощущение безопасности необходимо людям в любом возрасте. Младенцам чувство защищенности дает присутствие рядом матери. Взрослые люди тоже стремятся к тому, чтобы чувствовать себя под защитой: устанавливают в квартирах хорошие двери с надежными замками, покупают страховку и пр.

  1. В любви и принадлежности.

Пирамида потребностей по Маслоу включает и социальные нужды. Для человека важно чувство принадлежности к какой-либо группе людей, чтобы ощущать себя полезным и значимым. Это мотивирует его к социальным контактам и взаимодействию с другими индивидуумами: он заводит новые знакомства, ищет спутника жизни. Человеку необходимо испытывать чувство любви и самому быть любимым.

  1. В признании.

После того как будут удовлетворены потребности, включенные в предыдущие ярусы пирамиды (в любви и в принадлежности к социуму), у индивидуума появляется желание заслужить уважение окружающих, стремление к тому, чтобы значимые для него люди признали его таланты и умения. Если эти желания реализуются, то он обретает уверенность в себе и своих силах.

  1. В самореализации.

Это уровень духовных потребностей: желание личностного развития и самореализации, стремление к творческой деятельности, к развитию своих талантов и способностей. Если нужды, входящие в предыдущие ярусы пирамиды, удовлетворены, то на пятом уровне человек начинает заниматься поисками смысла существования и изучением окружающего мира, может обрести новые убеждения.

Так в общем виде выглядит пирамида потребностей по Маслоу с примерами желаний для каждого уровня иерархии. Позже Абрахам Маслоу включил в нее еще два яруса: познавательных способностей и эстетических потребностей.

В окончательном своем виде пирамида имеет 7 уровней.

Ученый считал, что потребности более высокой ступени проявятся в том случае, если будут удовлетворены нужды, находящиеся на более низких ярусах. По Маслоу, это является весьма закономерным.

Однако исследователь отмечал, что данная тенденция может иметь исключения: для некоторых людей самореализация важнее привязанностей, для других будут значимы только потребности первых уровней пирамиды, даже в том случае, если все они, казалось бы, удовлетворены. Маслоу считал, что подобные особенности связаны с развитием у человека невроза либо они обусловлены неблагоприятными обстоятельствами.

Теория иерархии потребностей

Все вышеизложенное может привести читателя к неверным выводам. Ведь можно подумать, что потребности, входящие в более высокие ярусы пирамиды, возникают сразу после того, как реализованы нужды предыдущих уровней.

Отсюда может сформироваться предположение, что пирамида по Маслоу подразумевает, что желания каждой следующей ступени появляются только после полного удовлетворения всех предыдущих. Однако можно сказать, что практически ни у одного современного человека базовые потребности не реализованы на 100 %.

Чтобы приблизить наше понимание иерархии к реальности, следует ввести понятие «Мера удовлетворенности потребностей». Предполагается, что нужды, входящие в первые ярусы пирамиды, всегда реализуются в большей мере, чем те, что находятся выше. Наглядно это можно представить следующим образом (возьмем условные цифры): например, физиологические потребности обычного гражданина удовлетворены на 85 %, его потребность в безопасности – на 70 %, в любви – на 50 %, в признании – на 40 %, а в самореализации – на 10 %.

Мера удовлетворенности потребности даст нам лучшее понимание того, как возникают нужды более высоких уровней после того, как реализованы желания, находящиеся на предыдущих ярусах пирамиды (согласно Маслоу). Это процесс постепенный, не внезапный. Переход ко всем последующим ступеням осуществляется плавно.

Например, вторая потребность не возникнет, если первая удовлетворена только на 10 %. Однако при закрытии ее на 25 % вторая нужда проявится на 5 %. Если реализовано 75 % первой потребности, то вторая покажет себя на 50 %.

Применение пирамиды потребностей по Маслоу в маркетинге

По поводу пирамиды потребностей маркетологи часто говорят, что она не применима на практике. И это действительно так.

Первое. Дело в том, что данная теория создавалась Маслоу не для маркетинговых целей. Ученого интересовали вопросы человеческой мотивации, ответов на которые не давали ни учение Фрейда, ни бихевиоризм. Теория пирамиды потребностей, созданная Маслоу, посвящена мотивации, но она имеет скорее философское значение, чем методическое. Каждый маркетолог, специалист по рекламе или PR должен быть знаком с ней, чтобы иметь представление о многообразии человеческих нужд и их сложной взаимосвязи, но считать ее руководством к действию нельзя, поскольку формировалась она совсем для других целей.

Второе. Задача работы маркетолога – побудить потребителя к действию, повлиять на его решения. Теория пирамиды потребностей посвящена мотивам человека, но не их взаимосвязи с поведением. Она не подходит для маркетологов, поскольку не объясняет, какой мотив определяет то или иное действие, говоря, что нельзя понять мотивы по внешним проявлениям, что решение может быть обусловлено несколькими поводами.

Третья причина, почему теория пирамиды потребностей по Маслоу не подходит для маркетологов, связана с социокультурным контекстом: в современном мире физиологические нужды людей и их потребность в безопасности в общем и целом реализованы.

Поэтому нельзя сказать, что продукт, помогающий каким-то образом решать вопросы безопасности, будет более востребованным, чем тот, который нужен для удовлетворения желаний, включенных в более высокий уровень пирамиды. Например, моющее средство с антибактериальным эффектом (дающее защиту) не будет более желанным, чем напиток, который позиционируется как товар, употребляемый в ситуации дружеского общения (то есть решающий некие социальные задачи).

Когда маркетологи пытались применять пирамиду потребностей в маркетинге, она не работала. Что неудивительно, ведь это психологическая теория, которую совершенно некорректно пытаться использовать в тех сферах, для которых она не создавалась. Получается, что критика пирамиды Маслоу по поводу того, что она неэффективна в маркетинге, совершенно неуместна, так как ее цели и задачи были изначально совсем другими.

Теория Маслоу о мотивациях и потребностях человека неоднозначна. Говорят, ее создатель отказался от своих идей, признал методику несколько упрощенной и доработал ее в более поздних трудах. Познакомьтесь со знаменитой пирамидой Маслоу в познавательных целях.

Абрахам Маслоу – известный американский психолог, уроженец Бруклина. Его родители – Роза и Самуил Масловы – в начале прошлого века эмигрировали из России в Америку. Они были очень разными: отец –любитель женщин, выпивок и драк, а мать – очень строга и религиозна.

Сложности их характеров сказались и на воспитании Абрахама – первого из их семерых детей. Отец считал мальчика некрасивым и недостаточно сообразительным, о чем ему постоянно напоминал. Мать же за малейшую провинность пугала карой Всевышнего, результатом чего стало неприятие Абрахамом религии вообще. (Со временем он смог простить отца, но так и не простил мать.)

К семейным сложностям добавилась еще одна: еврейская семья переехала в нееврейский район, и Абрахам с его типичной для сынов Израилевых внешностью чувствовал себя там чужаком. А уверенность в своей непривлекательности довела его до того, что порой он пропускал несколько вагонов метро, дожидаясь пустого, потому что ему казалось, что пассажиры будут смотреть на него с сожалением или отвращением.

Когда он, став психологом, будет вспоминать свое детство, то скажет, что ему самому непонятно, каким образом он смог избежать какого-либо психического заболевания или серьезных психологических комплексов. Наверно, ему помогли книги, ставшие для него друзьями, и много времени он проводил в их обществе, в читальном зале библиотеки.

Закончив школу одним из лучших, он поступил в юридический колледж, но быстро понял, что юриспруденция –это совсем не то, чем бы он хотел заниматься. Делом его жизни стала психология – «наука о душе». Ее он изучал в Висконсинском университете в Мадисоне, получив звание бакалавра, магистра, а затем и доктора психологии.

В это же время он сделал предложение девушке, в которую был давно влюблен, но из-за боязни получить отказ не признавался в этом. Он был счастлив, получив согласие. И эти два события – женитьба и профессиональный успех – стали ключевыми в его жизни. Он скажет потом: «…по сути, жизнь началась для меня лишь тогда, когда я переехал в Висконсин и у меня появилась своя семья».

Вместе с женой Абрахам Маслоу вернулся в Нью-Йорк, который в 30-е годы прошлого века стал центром мировой психологии. Сюда из Западной Европы, спасаясь от нацизма, перебрались многие ученые с мировым именем, в том числе и психологи. Некоторые из них стали друзьями и учителями Маслоу – теперь уже профессора Бруклинского колледжа.

Благодаря дружбе с двумя из них, Максом Вертгеймером и Рут Бенедикт, он создал теорию самоактуализации. По его словам, ему было мало любить этих людей и восхищаться ими. Ему хотелось понять, почему они совершенно отличаются от остальных людей.

Любопытно, что студенты обожали Маслоу, но американские психологи долго не признавали его идей, коллеги избегали, а научные издания не спешили публиковать его работы. Очевидно, что студенты оказались более прозорливыми, так как в 1967 г. Абрахама Маслоу, к тому времени возглавляющему кафедру психологии Брандейского университета, выбрали главой American Psychological Association.

В 1970 г. у Маслоу случился сердечный приступ, от которого он умер.

«Я выступаю против всего того, что закрывает перед человеком двери и отрезает возможности»

Абрахам Маслоу – один из основателей гуманистической психологии, где человек рассматривается не как «постоянная величина» с присущими ему от рождения чертами характера, а личность, которая может развиваться, совершенствоваться, творить себя и полностью раскрыть заложенные в ней природой возможности. «Чтобы жить в гармонии с самими собой, нужно оставаться верными своей природе, стараться быть теми, кем предназначено быть», – писал А. Маслоу. Развить же свои способности могут все, а не только творчески одаренные люди.

Один из принципов гуманистической психологии подразумевает, что все люди от рождения добры, а злыми и агрессивными по отношению к другим их делают внешние обстоятельства. Изучая человеческую психику, нужно ориентироваться на полноценную личность, реализовавшую себя, а не на людей с отклонениями в психике, считал Маслоу.

Пирамида потребностей Маслоу – что это?

В 1943 г. в научном издании Psychological Review Маслоу представил главные человеческие потребности в виде нескольких уровней – от более простых к более сложным. К удовлетворению потребности, находящейся уровнем выше, можно перейти только после того, как будет удовлетворена та, что находится уровнем ниже.

Более подробно на характеристике этих потребностей Маслоу остановился в книге «Мотивация и личность» (1954 г.). А в виде схемы иерархия потребностей была представлена в 1975 г. в учебном пособии У. Столпа через 5 лет после смерти Маслоу.

Иерархия потребностей Маслоу состояла из пяти уровней. Первый, нижний, связан с удовлетворением физиологических потребностей; уровень над ним – с удовлетворением потребности в безопасности; следующий, располагающийся еще выше, – с удовлетворением социальных потребностей. Над ним находится уровень, где заключена потребность в признании и самоуважении; и на самом верху – духовные потребности, среди которых– стремление к самоактуализации, как можно более полному развитию своих возможностей.

Маслоу писал, что если человеку не хватает хлеба, то есть еды, то для счастья ему будет достаточно только хлеба. Но когда он удовлетворит свою потребность в еде, то у него появятся другие потребности – «не хлебом единым жив человек». «Когда и они удовлетворяются, еще более высокие потребности выходят на сцену, и так далее», – писал Маслоу. То есть удовлетворение высших потребностей возможно, лишь когда будут удовлетворены более простые.

Все эти потребности, считал он, присущи людям от рождения.

Маслоу говорил именно об иерархии потребностей, а название «пирамида потребностей Маслоу» она получила позже. Кроме того, позже она была дополнена еще двумя уровнями. Итак:

  • под физиологическими потребностями подразумевается все то, что нужно человеку для того, чтобы выжить, – еда, вода, отдых, секс;
  • под потребностью в безопасности – отсутствие угрозы для жизни, уверенность в защите;
  • под социальными потребностями – общение, привязанность к кому-то, поддержка и забота о ком-то и получение ответных поддержки и заботы;
  • под потребностью в необходимости ощущать свою значимость – самоуважение и признание себя другими людьми;
  • под духовными потребностями – стремление к развитию.

И два новых уровня – это эстетические потребности (стремление к прекрасному) и познавательные (жажда новых знаний, открытий, исследований).

Маслоу не считал уровни человеческих потребностей строго фиксированными и говорил, что нередко случается так, что, например, потребность в самоактуализации у кого-то оказывается сильнее, чем в любви. Или человек, полностью удовлетворивший физиологические потребности и потребности в безопасности, не стремится перейти на более высокий уровень духовного развития. Довольно часто бывает и так, что высокоразвитая творческая личность испытывает значительные материальные трудности, что не мешает ей самосовершенствоваться.

Однако такое смещение приоритетов в уровнях Маслоу называет нарушением нормального развития, вызванным неврозом либо неблагоприятными внешними обстоятельствами. По мнению Маслоу, идеальное общество – это общество людей сытых и уверенных в своей безопасности, которые, удовлетворив базовые потребности, могут заняться самоактуализацией.

После ознакомления с пирамидой Маслоу возникает любопытная мысль: а не намеренно ли власть имущие удерживают людей на более низких уровнях потребностей, искусственно создавая дефицит продуктов, запугивая негативными новостями, чтобы они не имели возможности задуматься «о высоком»? Людей с высоким духовным потенциалом невозможно держать в повиновении, и они станут прямой угрозой тем, кто облечен властью и уютно пристроился возле «кормушки».

Критика пирамиды Маслоу

Многие современные психологи подвергают пирамиду Маслоу критике за то, что благодаря ей делаются неверные обобщения, а значит, она неприменима на практике. Некоторые люди, считают они, смогли добиться в жизни больших успехов именно потому, что не были удовлетворены их базовые потребности. Например, известно немало случаев, когда толчком к саморазвитию послужила безответная любовь. Опять же, человек одинокий, не признанный обществом, вполне может быть самодостаточной личностью.

Одним людям, чтобы удовлетворить свою потребность в признании, достаточно заслужить любовь и уважение своих друзей и близких, другим же для этого нужно завоевать полмира. К тому же, говорят психологи, человек никогда не сможет удовлетворить все свои потребности полностью – ему постоянно будет нужно что-то еще. И тем более, по мнению критиков, невозможно применить пирамиду Маслоу в маркетинге, бизнесе или рекламе.

Сам же Маслоу говорил, что не ставил целью создать методическое пособие – его работа носит, скорее, философский характер, где он стремился объяснить мотивы человеческих поступков. И предназначение созданной им иерархии человеческих потребностей в том, чтобы люди научились удовлетворять свои желания в соответствии с потребностями, в противном случае их ждет жизненное разочарование.

Практическое применение

И все же, несмотря на критику, теория Маслоу таки применяется на практике. Например, ее используют в системе управления персоналом при выстраивании , при долгосрочном планировании для составления прогнозов о будущих потребностях в различных товарах и услугах.

В книге Джона Шелдрейка «Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации», где собраны труды теоретиков и практиков, «отцов» менеджмента, в главе 14 «Абрахам Маслоу и иерархия потребностей» речь идет о том, что деятельность компаний зависит от состояния рынка потребностей. Например, при экономическом кризисе человеческие потребности снижаются и преимущественно сводятся к физиологическим, находящимся на нижней ступени пирамиды, которые актуальны в любые времена. Причем спрос на медицинские услуги будет всегда, в то время как в условиях кризиса интерес к модным тенденциям падает.

Поэтому при стратегическом планировании важно наблюдать за рынком потребностей и настраиваться на обслуживание той из них, которая развивается. И наоборот, если необходимость в той иной потребности снижается, нужно вовремя уйти с данного рынка. Таким образом, сказать, что пирамида Маслоу совершенно неприменима в маркетинге, нельзя. Однако автор вышеупомянутой книги предостерегает, что для анализа работы крупных компаний и организаций она не подходит.

«Пирамида Маслоу» — неофициальное название теории мотивации, разработанной в 1950-е годы ХХ века выдающимся американским психологом (1908-1970).

В основе теории мотивации (пирамиды) Маслоу лежит тезис о том, что поведение человека детерминировано рядом базовых потребностей, которые можно выстроить в определенной иерархии. С точки зрения Маслоу, эти потребности являются универсальными, т.е. объединяют всех людей независимо от цвета кожи, национальности, стиля жизни, привычек, манеры держаться и прочих внешних проявлений. Иерархия потребностей у Маслоу выстроена по принципу насущности их удолетворения для человека.

1. Физиологические потребности

Самые насущные, самые мощные из всех потребностей. Человек, живущий в крайней нужде, обделенный всеми радостями жизни, согласно теории мотивации Маслоу , будет движим, прежде всего, потребностями физиологического уровня. Если человеку нечего есть и если ему при этом не хватает любви и уважения, в первую очередь он будет стремиться утолить свой физический, а не эмоциональный голод. По мнению Маслоу, если в организме доминируют физиологические позывы, то все остальные потребности могут даже не ощущаться человеком. Желание писать стихи, приобрести автомобиль, интерес к родной истории, страсть к желтым ботинкам — на фоне физиологических потребностей все эти интересы и желания либо блекнут, либо пропадают вовсе, т.к. человека, чувствующего смертельный голод, не заинтересует ничего, кроме еды.

2. Потребность в безопасности

После удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности (потребность в стабильности, защите, свободе от страха, тревоги и хаоса, в порядке, законе, ограничениях). Согласно теории мотивации Маслоу , эти желания также могут доминировать в организме и узурпировать право на организацию человеческого поведения. Как отмечает Маслоу, потребность в безопасности здорового и удачливого представителя нашей культуры, как правило, удовлетворена. В нормальном обществе, у здоровых людей потребность в безопасности проявляется только в мягких формах, например, в виде желания устроиться на работу в компанию, которая предоставляет своим работникам социальные гарантии и т.п.В самом общем виде потребность в безопасности и стабильности обнаруживает себя и в консервативном поведении (большинство людей склонно отдавать предпочтение знакомым и привычным вещам). В свою очередь, как указывает Маслоу, неожиданно возникшая угроза хаоса у большинства людей вызывает регресс мотивации с высших ее уровней к уровню безопасности. Естественной и предсказуемой реакцией общества на такие ситуации бывают призывы навести порядок, причем любой ценой, даже ценой диктатуры и насилия.

3. Потребность в принадлежности и любви

После того, как потребности физиологического уровня и потребности уровня безопасности удовлетворены, согласно теории мотивации Маслоу, актуализируется потребность в любви, привязанности, принадлежности. Человек как никогда остро начинает ощущать нехватку друзей, отсутствие любимого, жены или детей, жаждет теплых, дружеских отношений. Ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями. Именно эта цель становится самой значимой и самой важной для человека. Стремительное развитие в современном мире разнообразных групп личностного роста, а также клубов по интересам, по мнению Маслоу, в какой-то мере продиктовано неутоленной жаждой общения, потребностью в близости, в принадлежности, стремлением преодолеть чувство одиночества. Невозможность удовлетворить потребность в любви и принадлежности, с точки зрения Маслоу, как правило, приводит к дезадаптации, а порой и к более серьезной патологии.

4. Потребность в признании

Каждый человек, по мнению Маслоу, (за редкими исключениями, связанными с патологией), постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств. Каждому из нас необходимы как уважение окружающих нас людей, так и возможность уважать самого себя. Потребности этого уровня Маслоу разделил на два класса. В первый класс входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. Во второй класс потребностей автор включил потребность в репутации или престиже, т.е. в завоевании статуса, внимания, признания, славы. Удовлетворение всех этих потребностей, согласно теории мотивации Маслоу , порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, собственной значимости и силы. Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния, запускают компенсаторные и невротические механизмы.

5. Потребность в самоактуализации (самореализации)

Даже в том случае, если все вышеперечисленные потребности удовлетворены, по мнению Маслоу, человек вскоре вновь почувствует неудовлетворенность — оттого, что он занимается не тем, к чему предрасположен. Если человек хочет жить в мире с собой, он обязан быть тем, кем он может быть. Эту потребность Маслоу назвал потребностью в самоактуализации. В понимании Маслоу самоактуализация — это стремление человека к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций. Это стремление можно назвать стремлением к идиосинкразии, к идентичности. Это наивысшая потребность человека, согласно иерархии потребностей Маслоу . Как правило, человек начинает ощущать потребность в самоактуализации только после того, как удовлетворит потребности всех нижележащих уровней.

В своих более поздних работах, изданных в 1960-70-е годы, Маслоу относит потребность в самоактуализации не к базовым потребностям, а к более высокой категории потребностей, которые он описал как «потребности (личностного) роста» (их также называют «ценностными» или «бытийными потребностями», либо «метапотребностями»). В этот список вошли также потребность в понимании и познании (когнитивная потребность) и потребность в прекрасном (эстетическая потребность), которые ранее упоминались вне основной иерархии, а также потребность в игре.

Предпосылки удовлетворения потребносте й

Маслоу выделяет ряд социальных условий, необходимых для удовлетворения базовых потребностей: свобода слова и самовыражения, право на исследовательскую активность и получение информации, право на самозащиту, а также социальный уклад, характеризующийся справедливостью, честностью и порядком. Эти условия, по его мнению, нельзя отнести к разряду конечных целей, но люди часто ставят их в один ряд с базовыми потребностями. Как пишет Маслоу, люди ожесточенно борются за эти права и свободы именно потому, что, лишившись их, они рискуют лишиться и возможности удовлетворения своих базовых потребностей.

Мера жесткости иерархии

Маслоу отмечает, что иерархия потребностей вовсе не так стабильна, как это может показаться на первый взгляд. Базовые потребности большинства людей, в общем виде, подчиняются описанному порядку, но встречаются и исключения. У некоторых людей, например, потребность в самоутверждении проявляет себя как более насущная, чем потребность в любви. Это самый распространенный случай реверсии.

Мера удовлетворенности потребности

Ошибочно думать, что возникновение новой потребности возможно только после стопроцентного удовлетворения нижележащей. Как пишет Маслоу, процесс актуализации потребностей не внезапный, не взрывной, скорее следует говорить о постепенной актуализации более высоких потребностей, об их медленном пробуждении и активизации. Например, если нижележащая потребность А удовлетворена только на 10 %, то потребность более высокого уровня В может не обнаруживаться вовсе. Однако, если потребность А удовлетворена на 25 %, то потребность В «пробуждается» на 5 %, а когда потребность А получает 75 %-ое удовлетворение, то потребность В может обнаружить себя на все 50 % и так далее.

Замечания и комментарии FORMATTA

А была ли пирамида?

Образ пирамиды, широко распространенный во всем мире для иллюстрации теории мотивации Маслоу , в действительности является далеко не бесспорным. Сам Маслоу в своих работах о пирамиде не упоминает (ни в словесной, ни в изобразительной форме).

Напротив, в трудах Маслоу встречается иной визуальный образ — спираль (Маслоу так пишет о переходе индивида к потребностям более высокого уровня: «мотивационная спираль начинает новый виток»). Образ спирали, несомненно, лучше отражает основные постулаты теории мотивации Маслоу: динамичность, развитие, плавное «перетекание» одного уровня в другой (в противовес статичности и строгой иерархичности пирамиды).

Статья является реферативным изложением книги Abraham H. Maslow. Motivation and Personality (2nd ed.) 
N.Y.: Harper & Row, 1970; СПб.: Евразия, 1999, терминологическая правка В.Данченко, Киев: PSYLIB, 2004. Цитаты приводятся без кавычек, максимально близко к оригиналу.

Пирамида потребностей по Маслоу, это общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека. Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации - теорию иерархии потребностей. Эта теория известна также как теория потребностей или теория иерархии.

Теория иерархии потребностей

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании - физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней - потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень - потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая, - стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация).

Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью - достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.

«Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет, - разъяснял Маслоу. - Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии - наивысшей из них».

Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей - основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество - это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Однако человек, переполненный любовными переживаниями, все равно нуждается в пище, причём регулярно (даже если любовные романы и утверждают обратное). Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна и секса.

Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, здесь нет единого стандарта. У каждого из нас свои мотивации и способности . Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности).

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней приоритетов:

  1. (низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.
  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
  3. Потребность в принадлежности и любви.
  4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
  5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
  6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
  7. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Также можно обратить внимание на некоторую перекличку с теорией Гумилёва о развитии культурных потребностей с ростом уровня цивилизации и быстрой их деградации (например, при нарушении основания пирамиды Маслоу, то есть физиологических или охранительных потребностей).

Критика

Теория иерархии потребностей, несмотря на свою популярность, не подтверждается и имеет низкую валидность (Hall and Nougaim, 1968; lawler and Suttle, 1972)

Когда Холл и Ноугейм (Hall и Nougaim) проводили своё исследование, Маслоу написал им письмо, в котором отметил, что важно учитывать удовлетворение потребностей в зависимости от возрастной группы испытуемых. «Счастливчики» с точки зрения Маслоу удовлетворяют потребности в безопасности и физиологии в детстве, потребности в принадлежности и любви - в подростковом возрасте и т. д. Потребность же в самоактуализации удовлетворяется к годам 50 у «счастливчиков». Именно поэтому нужно учитывать возрастную структуру.

Главная проблема при проверке теории иерархии в том, что нет надежного количественного измерителя удовлетворенности потребностей человека. Вторая проблема теории связана с разбиением потребностей в иерархии, их последовательностью. Сам Маслоу указывал, что порядок в иерархии может меняться. Тем не менее, теория не может объяснить, почему некоторые потребности продолжают быть мотиваторами даже после того, как они были удовлетворены.

Поскольку Маслоу исследовал биографии только тех творческих личностей, которые, по его мнению, были успешными («счастливчиками»), то из исследуемых личностей выпал, например, Рихард Вагнер, великий композитор, лишенный практически всех личностных черт, ценимых Маслоу. Учёного интересовали необычайно активные и здоровые люди, такие как Элеонора Рузвельт, Авраам Линкольн и Альберт Эйнштейн. Это, конечно, накладывает неизбежные искажения на выводы Маслоу, так как из его исследований не ясно было, как устроена «пирамида потребностей» большинства людей. Также Маслоу не проводил эмпирических исследований.

Любопытные факты

  • Маслоу утверждал, что «стадии самореализации» достигает не более 2 % людей.
  • В основополагающей статье Маслоу нет изображения пирамиды

Заключение

От автора. Тем не менее пирамида Маслоу объясняет многие процессы в жизни людей и один из факторов, почему люди не строят свой бизнес в компании МЛМ или остаются за чертой бедности — это не желание развиваться и работать над собой. Необходима мечта, с мечтой надо ложиться спать и просыпаться утром, тогда будут силы и возможности достичь успеха, роста как личности и гармонии с собой и окружающим миром.

Для тех людей, кто мечтает и стремится быть лучше, достигать высот в карьере, получить дополнительный доход и самореализоваться, открыт наш учебный сайт и моё обучение. , пишите или звоните, с удовольствием отвечу на ваши вопросы.

(“пирамида” А. Маслоу ) – теория мотивации, согласно которой все потребности индивида можно поместить в “пирамиду” следующим образом: в основании “пирамиды” располагаются наиболее важные человеческие потребности, без удовлетворения которых невозможно биологическое существование человека, на более высоких уровнях “пирамиды” располагаются потребности, характеризующие человека как социальное существо и как личность.

краткая информация по термину

Иерархия потребностей А. Маслоу – одна из наиболее известных теорий содержания мотивации – основана на результатах многочисленных психологических исследований. Потребности рассматриваются как осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Потребности подразделяются на первичные, характеризующие человека как биологический организм, и культурные или высшие, характеризующие человека как социальное существо и личность.

Согласно теории А. Маслоу, потребности первого уровня – физиологические (потребность в пище, отдыхе, тепле и т.д.) – являются врожденными и присущи всем людям. А потребности более высоких уровней “пирамиды” могут появиться только в том случае, если достигнут определенный уровень удовлетворения потребностей предыдущего уровня.

Так, потребность в безопасности , защите и порядке возникает, если физиологические потребности человека удовлетворены не менее, ем на 85%.

Социальные потребности (в дружбе, уважении, одобрении, признании, любви) возникают при удовлетворении потребности в безопасности на 70%.

Социальные потребности также должны быть удовлетворены на 70% для того, чтобы у человека возникла потребность в самоуважении , которое подразумевает достижение определенного социального статуса, свободы действий.

При удовлетворении потребности в самоуважении на 60% личность начинает испытывать потребность в самоактуализации , самовыражении, реализации своего творческого потенциала. Эту последнюю потребность удовлетворить сложнее всего, и даже при достижении 40% уровня самоактуализации человек чувствует себя счастливым, но достигают этого уровня только 1–4% населения Земли.

С точки зрения управления персоналом и внедрения системы мотивации труда, крайне важно достичь необходимого уровня удовлетворения физиологических, социальных потребностей и потребности в безопасности, с тем, чтобы у работника появилась потребность в самовыражении, а также создать условия для ее реализации на данном предприятии.

Публикации

Брандин В.А. Персонал как заинтересованная сторона в системе менеджмента предприятия
Рассматривается роль персонала в эффективности деятельности предприятия. Мотивация персонала рассматривается как одна из главных составляющих менеджмента.

Мотивация и вознаграждение
Подборка материалов по мотивации и материальному стимулированию труда персонала.

Громова Д. Мотивация персонала в условиях антикризисного управления и реструктуризации
Рассматриваются подходы к мотивации персонала на ОАО “Волгоградский тракторный завод” на различных этапах(антикризисное управление, реструктуризация, осуществление реформ) деятельности этого предприятия.

Волгина О.Н. Особенности и механизмы мотивации труда в финансово-кредитных организациях
Рассмотрены и проанализированы как существующие принципы, так и новые подходы к усилению мотивации труда и наиболее эффективного использования потенциала наёмных работников финансово-кредитных организаций (на примере коммерческого банка).