Современные средства популяризации научных знаний разнообразны. К ним относятся и кино, и телевидение, и радио, и периодическая печать. Особая роль принадлежит книжным и журнальным изданиям. В нашей стране издается множество научно-популярных журналов. Широко известны такие, как «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Природа» и др.

Наиболее фундаментальным средством популяризации продолжают оставаться книжные научно-популярные издания. В широком значении научно-популярным книжным изданием следует считать издание, которое содержит сведения о теоретических и/или экспериментальных исследованиях и предназначено для популяризации и пропаганды основ и достижений науки и техники, культуры и результатов прикладной деятельности среди широких масс читателей в доступной для них форме.

В общем предметом содержания научно-популярного издания можно считать все, что имеет отношение к науке и научным исследованиям: результаты научных исследований, научную область, в которой проводятся (проведены) исследования; объект исследования; научную проблему (задачу), цель и метод исследования; условия, в которых проводятся исследования, и используемые аппаратура и материалы; факты, составляющие основу исследования (науки), включая данные наблюдений и экспериментов, открытия, изобретения, теории, законы, гипотезы и др. Характеризуя предмет содержания научно-популярного издания, можно сказать словами Н. Г. Чернышевского: «...Популярные книги перечеканивают в ходячую монету тяжелый слиток золота, выплавленный наукою».

Тематика научно-популярных изданий может быть весьма широкой. Она должна определяться потребностями и задачами общества, интересами и спросом читателей. С этим связаны целевое назначение и функциональные свойства научно-популярных изданий.

Целевое назначение научно-популярного издания - популяризация и пропаганда основ и достижений науки, техники, культуры и результатов прикладной деятельности среди широких масс читателей. Что касается функциональных свойств, то они весьма разнообразны.

Важнейшей функцией научно-популярной книги является популяризация и пропаганда научных знаний. Именно это в самом общем определении составляет целевое назначение рассматриваемой книги. Данная функция, наряду с просветительской и ознакомительно-образовательной, во все времена являлась ведущей. Пропагандируя научные знания, ученый передает массам последнее слово в науке и тем самым знакомит их с этим новым знанием, способствуя повышению их образовательного уровня и решая просветительскую задачу. Научные знания духовно обогащают читателя научно-популярной книги, пробуждая в нем дальнейший познавательный интерес, способствуют развитию его творческой инициативы, наконец, приобщают к знанию. Широко известен призыв Н. К. Крупской к ученым прийти на помощь рабочим в их учебе. В своих выступлениях в печати и в переписке с известными учеными она приглашала их отдавать свои знания народу. Ее обращения были адресованы С.И. Вавилову, В.Л. Комарову, А.Н. Баху, Н.Д. Зелинскому, А.Е. Ферсману и др.

Одной из главных целей научно-популярной книги является формирование научного мировоззрения читателя. Мировоззренческая функция предполагает изложение в научно-популярной книге естественнонаучных знаний и законов природы, освещение достижений в разработке теоретических проблем, открывающих новые перспективы науки и на ее основе новые возможности прогресса производства. Примерами научных решений, оказавших особое влияние на понимание объективной реальности мира, были теория естественного отбора Дарвина, периодический закон Менделеева, учение об условных рефлексах Павлова.

Соединение науки и демократии как условия формирования научного мировоззрения было программой научного творчества К. А. Тимирязева. Он утверждал, что цели и потребности науки и демократии, истинной науки и истинной демократии, одни и те же. Цели формирования научного мировоззрения читателей послужила и популяризаторская деятельность К.А. Тимирязева по распространению дарвинизма. Благодаря его мастерской пропаганде «Теория происхождения видов» Ч. Дарвина получила в нашей стране быстрое и широкое признание.

Реализация функции формирования научного мировоззрения непосредственно связана с приобщением человека к научным знаниям, воспитанием у читателя восприимчивости, понимания сути науки, научно-технического прогресса. Популярные издания по искусству выполняют важную функцию эстетического воспитания.

Для каждого, кто следит за развитием науки, научно-популярные издания, независимо от того, относятся ли они к техническим, гуманитарным наукам, к искусству или другим отраслям научного познания, нужны и полезны как средство расширения научно-познавательного кругозора. Эта их функция имеет не менее широкое значение, чем перечисленные выше. Во всяком случае можно предполагать, что цель ознакомиться с последними достижениями науки достаточно часто выступает в качестве стимула для прочтения различных изданий и особенно журнальных и газетных статей и заметок, а также для прослушивания сообщений по радио или просмотра телепередач.

Содействие расширению у читателей научно-познавательного кругозора может быть связано с выполнением научно-популярным изданием и других функций: содействия решению читателем практических задач; профессиональной ориентации читателя; адаптации его к определенным условиям и др. Важность предоставляемых научно-популярным изданием возможностей будет зависеть от целей действия и интересов читателя, а также от его стремления к реализации полученных сведений.

Названные функциональные свойства научно-популярного издания должны быть учтены при подготовке издания к печати. Необходимо видеть, какому читателю адресуется издание. Понятно, что вопрос о профориентации, к примеру, может быть актуальным в первую очередь для молодых людей, вступивших на путь самостоятельной жизни и работы.

Известны точки зрения, согласно которым научно-популярное издание должно выполнять информативные функции. Это не вызывает возражений. В принципе любая книга является средством фиксирования, хранения и передачи информации.

Оценивая таким образом научно-популярную книгу, следует признать ее как средство научной коммуникации. Конечно, не в таком качестве, как научная книга. Ее можно рассматривать в качестве источника научной информации не только в сфере отечественной науки, но и науки зарубежной. Поэтому важно (и об этом следует заботиться редактору), чтобы научная популяризация не обходила стороной достижения мировой науки.

Еще сравнительно недавно научно-популярная книга адресовалась большей частью читателю, не имеющему систематического образования. Авторы научно-популярных книг при изложении научного материала шли по пути упрощения, приводили возможно больше элементарных понятий из физики, химии, астрономии, математики, геологии, биологии и других наук, которые являются базовыми для естествознания и техники, и давали им популярное толкование.

В современных условиях задачи научной популяризации расширились и усложнились, потому что «вырос» и сильно изменился читатель. Расширились, как было показано, и функции научно-популярной книги. В ней нуждаются не только широкие массы читателей, но и ученые и специалисты самых разных направлений. Она нужна тем, кто учится, и тем, кто окончил учебное заведение. Нужна она и в послевузовском образовании. На этом этапе знания дает самостоятельная работа, и этому помогает научно-популярная книга. Проблемы современной науки и техники в широком плане интересуют и врача, и педагога, и юриста, и артиста, и художника.

Таким образом, получается, что ныне научно-популярная книга стала всеобщей потребностью. Вместе с тем очевидно, что она не может быть единой для всех. Следовательно, редактору необходимо отчетливо представлять уровень подготовки и потребности конкретных групп читателей. Только при этом условии можно обеспечить читателя нужной ему книгой.

Строгое деление читателей научно-популярной книги по группам - дело трудноразрешимое. Ее читательская аудитория включает всех - от школьника до ученого. Это - по образовательному уровню, возможностям восприятия научных знаний и целям их получения. Существуют и другие факторы, обусловливающие потребности в научно-популярных книгах: характер постоянных занятий, специальность, отношение читателя к той области научных знаний, которую отражает книга (непосредственное, косвенное и т.п.), возраст, познавательные склонности и многое другое.

Выявление читательских потребностей осуществляется путем маркетинговых исследований.

Читательскую аудиторию научно-популярной книги можно разделить на две части: ту, которая является массовой и включает читателей-неспециалистов, и ту, в которую входят специалисты из смежных отраслей.

Массовый читатель весьма разнообразен, и его деление на какие-либо определенные группы, возможно, во многом условно. Можно обозначить значительную читательскую категорию, которую представляют люди, обладающие достаточно высокой общей подготовкой, в том числе имеющие высшее профессиональное образование, которые следят за развитием науки, техники, искусства, проявляют систематический интерес к достижениям научно-технического и общественного прогресса. В научно-популярной книге эти читатели ищут ответы на актуальные вопросы мироздания, бытия, духовной жизни. Их интересы могут быть обусловлены потребностью дальнейшего самообразования, желанием заполнить досуг полезным чтением. Наравне с любознательностью ими может владеть склонность к познавательной деятельности, к анализу, обобщению и оценке новых научных и технических достижений, а также к выявлению возможностей их использования.

Другую группу составляют читатели, которые имеют общее, цельное представление о мире и интересуются новыми знаниями о нем в порядке самообразования и с желанием более широкого его познания. Такими читателями могут быть люди со средним образованием и определенным жизненным опытом. Для них научно-популярная книга может представлять ценное пособие при решении практических вопросов. Конечно, тут дело не только в образовании. О нем приходится упоминать главным образом постольку, поскольку редактор должен учитывать при создании книги возможности ее прочтения и восприятия читателем. В принципе читатели, которых мы относим к данной группе, - это люди начитанные, порой обладающие систематическими знаниями предмета и устойчивым определенным мировоззрением.

Широкую массовую группу представляют учащиеся всех видов и форм образования - от младшего школьника до студента - выпускника вуза. Очевидно, что эту группу следует рассматривать, подразделяя ее на ряд подгрупп хотя бы по образовательным и возрастным признакам. Можно также учитывать психологический настрой, познавательный интерес, которые во многом зависят от ступени обучения, возраста, пола.

Для учащихся научно-популярная книга может представлять специальный интерес в качестве обучающего средства, которое дополняет обязательные учебные издания и служит расширению программных знаний.

Рассматривая категорию читателей, которую составляют специалисты из смежных отраслей, нужно учитывать одну из особенностей современной науки и техники. В ходе научно-технической революции осуществляются дробление функции и структуры производства, дифференциация наук. Но преобладающей и определяющей является другая тенденция - интеграция, ведущая к становлению науки как единой сложной системы. С одной стороны, на стыках двух, даже трех традиционных наук возникают новые (биохимия, физико-химическая механика). С другой стороны, рождаются науки синтезирующего характера, объединяющие ряд далеко отстоящих наук, нередко естественных и гуманитарных (кибернетика, науковедение), и происходит взаимопроникновение методов исследования. Например, в результате математизации наук возникли математическая геология, математическая лингвистика. Все чаще решаются проблемы, требующие знаний в области ряда наук (бионика).

Еще одним примером является развитие и применение в различных сферах, в том числе в самой науке, новых информационных технологий, широкая информатизация всего общества.

Ученые признают, что современная наука развивается так стремительно, стала настолько сложной и многогранной, что человек, чтобы в полную меру жить жизнью своего времени, не может обойтись без научных знаний, популярно изложенных. Вот мнение академика Б. М. Кедрова: «...В большинстве своем ученые знакомятся с достижениями коллег из других отраслей, с новинками советской и мировой науки через популярную литературу. Ныне в той же химии фронт исследований настолько широк, что ученый с правого фланга вряд ли уяснит... что творится на левом». Следовательно, можно сказать, что одной из новых функций научно-популярной книги является взаимная информация ученых и инженерно-технических работников о состоянии и проблемах, о достижениях и новых методах исследования, применяемых в самых разнообразных отраслях знаний.

"

Научно-популярное издание

Научно-популярное издание (НПИ) -- издание, содержащее сведения о теоретических или экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и техники, изложенные в форме, доступной читателю-неспециалисту. Кушнаренко Н.В. Делопроизводство: Учебное пособие. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.

Целевое назначение НПИ -- распространение и пропаганда научных и иных специальных знаний в области науки, техники, производства, в том числе их истории. Они содержат сведения научного или прикладного характера, но не во всем объеме, а только в виде общих законов, понятий, выводов, знание которых необходимо обществу в целом. Райцхаум А.Л. Функции научного издания//Секретарское дело. - 2001 - №2.

По читательскому адресу НПИ подразделяются на издания, рассчитанные: 1) на массового читателя; 2) на лиц, не являющихся специалистами в данной области; 3) на специалистов, работающих в смежных областях науки; 4) на практических работников, желающих использовать результаты научных исследований в своей профессиональной деятельности.

Среди НПИ наиболее распространены научно-популярные монографии, очерки, тематические сборники, серии, избранные сочинения, обзоры, энциклопедии.

Научная монография содержит всестороннее изложение научно-популярным языком результатов исследования научной проблемы.

Научно-популярный очерк -- описание научно-популярным языком отдельных периодов истории науки, техники, производства.

Тематические сборники научно-популярного изложения могут быть посвящены отдельной актуальной проблеме науки либо носить подытоживающий характер.

Многотомные издания посвящены проблеме, требующей подробного описания или многоаспектного раскрытия.

Научно-популярный обзор содержит вторичную научную информацию, представляющую собой описание научно-популярным языком совокупной характеристики современных достижений науки, техники, культуры, производства. Эти виды НПИ предназначены для ознакомления с ними специалистов и неспециалистов.

Научно-популярная энциклопедия -- это популярное изложение в систематизированном виде содержания лексических единиц определенной отрасли знания. Она обеспечивает ориентацию неспециалистов в понятийном аппарате отрасли знания.

Структура и справочный аппарат НПИ имеют ряд особенностей. Характер предисловия к изданию во многом зависит от конкретного адресата. Научные термины используются крайне умеренно. В изданиях, рассчитанных на читателей с начальной подготовкой, имеются контрольные вопросы, список рекомендованной литературы. В изданиях, ориентированных на более подготовленного читателя, представлены научные произведения. ПИ представляют собой, как правило, малообъемные издания с большим количеством иллюстраций. Среди них большой процент брошюр. В книгах по естественным и прикладным наукам в качестве иллюстраций нередко применяется карикатура -- рисунок, в котором в юмористической форме изображаются различные явления и процессы. НПИ выходят в основном в сюжетно-шрифтовых многокрасочных обложках.

Научно-популярное издание (НПИ) - издание, содержа­щее сведения о теоретических или экспериментальных ис­следованиях в области науки, культуры и техники, изложен­ные в форме, доступной читателю-неспециалисту.

Целевое назначение НПИ - распространение и пропа­ганда научных и иных специальных знаний в области науки, техники, производства, в том числе их истории. Они содер^ жат сведения научного или прикладного характера, но не во всем объеме, а только в виде общих законов, понятий, выво­дов, знание которых необходимо обществу в целом.

По читательскому адресу НПИ подразделяются на изда­ния, рассчитанные: 1) на массового читателя; 2) на лиц, не являющихся специалистами в данной области; 3) на специа­листов, работающих в смежных областях науки; 4) на практи­ческих работников, желающих использовать результаты науч­ных исследований в своей профессиональной деятельности.

Среди НПИ наиболее распространены научно-популяр­ные монографии, очерки, тематические сборники, серии, избранные сочинения, обзоры, энциклопедии.

Научная монография содержит всестороннее изложение научно-популярным языком результатов исследования на­учной проблемы.

Научно-популярный очерк - описание научно-популяр­ным языком отдельных периодов истории науки, техники, производства.

Тематические сборники научно-популярного изложения могут быть посвящены отдельной актуальной проблеме на­уки либо носить подытоживающий характер.

Многотомные издания посвящены проблеме, требующей подробного описания или многоаспектного раскрытия.


Гтава 8. Текстовое издание 181

Научно-популярный обзор содержит вторичную научную информацию, представляющую собой описание научно-попу­лярным языком совокупной характеристики современных достижений науки, техники, культуры, производства. Эти виды НПИ предназначены для ознакомления с ними специалис­тов и неспециалистов.

Научно-популярная энциклопедия - это популярное изложение в систематизированном виде содержания лекси­ческих единиц определенной отрасли знания. Она обеспечи­вает ориентацию неспециалистов в понятийном аппарате

отрасли знания.

Структура и справочный аппарат НПИ имеют ряд осо­бенностей. Характер предисловия к изданию во многом за­висит от конкретного адресата. Научные термины использу­ются крайне умеренно. В изданиях, рассчитанных на читате­лей с начальной подготовкой, имеются контрольные вопросы, список рекомендованной литературы. В изданиях, ориенти­рованных на более подготовленного читателя, представлены научные произведения.

НПИ представляют собой, как правило, малообъемные издания с большим количеством иллюстраций. Среди них большой процент брошюр. В книгах по естественным и при­кладным наукам в качестве иллюстраций нередко приме­няется карикатура - рисунок, в котором в юмористической форме изображаются различные явления и процессы. НПИ выходят в основном в сюжетно-шрифтовых многокрасочных обложках.


Контрольные вопросы

1. Что такое научно-популярное издание?

2. Каково целевое назначение НПИ?

3. Какому читателю адресованы НПИ?

4. В чем существенные различия между научными и НПИ по характеру информации?

5. Каковы основные виды НПИ?

6. В чем состоит специфика конструктивных элемен­тов НПИ?


182 Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов документов

8.4. Производственное издание

Производственное издание (ПИ) предназначено для ис­пользования в сфере производства и других областях практи­ческой деятельности, содержит материалы прикладного харак­тера, рассчитанные на специалистов разной квалификации.

Целевое назначение ПИ - обеспечение информацией всех сфер практической деятельности, в т. ч. производства.

ПИ отличаются четким читательским адресом. Каждое из них рассчитано на определенную категорию специалис­тов. В основном читатели делятся по уровню их общей и профессиональной подготовки: а) специалисты с высшим образованием; б) специалисты среднего звена (технологи, медсестры и т. д.); в) специалисты массовых профессий (сле­сарь, токарь и т. д.). Кроме того, различают ПИ, рассчитанные на специалистов, и ПИ для любителей, т. е. неспециалистов.

ПИ содержат информацию, касающуюся всех сфер прак­тической деятельности, т. е. деятельности по созданию мате­риальных благ, преобразованию природы и общества. Они кумулируют сведения по технологии, технике и организации производства, а также других областей общественной прак­тики. Тематика этого вида изданий ограничивается вопросами, которые имеют прикладное значение. Многие произведения рассматриваемого вида носят характер рекомендаций, указа­ний по выполнению технологических процессов, операций.

В зависимости от широты охвата материала ПИ могут подразделяться на издания:

1) по специальности или профессии в целом;

2) по отдельным направлениям или темам профессио­нальной деятельности.

По целевому назначению и характеру информации вы­деляют следующие виды ПИ: научно-производственное, про­изводственно-практическое, нормативное производственно-практическое, производственно-практическое для любителей.

Научно-производственное издание (НПИ) содержит све­дения о результатах теоретических или экспериментальных исследований, а также конкретные рекомендации относитель­но их внедрения в практику.


{"пава 8. Текстовое издание

Разновидности НПИ - монография, сборник статей, док­ладов, материалов практических конференций.

Производственная (практическая) монография - изда­ние, содержащее полное и последовательное изложение темы, включающее научное обоснование материала. Ее отличает узкоотраслевая тематика и практическая направленность выводов и рекомендаций. По конструкции производствен­ные монографии аналогичны научным изданиям: сравни­тельно большой объем, наличие переплета, иллюстраций спе­циального характера: чертежей, схем, графиков, технических рисунков, фотографий.

К НПИ относятся также сборники статей, докладов, материалов практических (научно-практических) конферен­ций. Они содержат изложение практической задачи, проме­жуточные и конечные результаты научно-производственных исследований, рекомендации по их внедрению в практику.

Производственно-практическое издание (ППИ) содержит сведения по технологии, технике и организации производ­ства, а также из других областей производственной практи­ки. Оно предназначено для повышения квалификации, со­вершенствования профессионального труда. Эта задача вы­полняется, в основном, тремя путями: 1) распространением передового опыта; 2) информированием о научных достиже­ниях, имеющих прикладное значение; 3) описанием рацио­нальных приемов труда. Издания такого содержания выпус­каются в большом количестве.

ППИ имеют четкий читательский адрес, издаются для специалистов разной квалификации и для любителей.

В зависимости от широты охвата материала ППИ могут подразделяться на следующие группы изданий:

1) технология производства;

2) организация и экономика производства;

3) оборудование;

4) охрана труда и техника безопасности;

5) обмен передовым опытом.

К ППИ относят: паспорт, практическое пособие, прак­тическое руководство.

Паспорт - производственно-практическое издание, со-

Окт 16, 2013

Мы уже говорили о известных российских научно-популярных журналах, однако не стоит говорить, что Россия это не весь мир, а стало быть и за границей есть издания, которые могут удивить ничуть не меньше, а зачастую и куда больше, чем отечественные аналоги. Именно поэтому сегодня речь пойдет о научно-популярных журналах зарубежья.

Стоит отметить, что существует их огромное количество, но далеко не каждый ресурс или журнал могут похвастаться особенными достижениями или материалами, которые они публикуют. Для того, что бы отсеять зерна от плевел, мы будем говорить о самых знаменитых и именитых, о тех, кто доказал, что на первом месте всегда стоит качество материала. Перейдем к топ-5 научно-популярных зарубежных журналов.

5. Журнал Scientific American

На пятом месте — Scientific American — от меньшего к большему, таков сегодняшний девиз. И пятую позицию смело и уверенно занимает старейший научно-популярный журнал США, который вышел в свет еще в 1845 году — Scientific American.

Изначально Scientific American журналом как таковым не являлся, это была газета состоящая из четырех страниц в которой писали о новых изобретениях. Большую часть внимания газета уделяла отчетам патентного ведомства США, что не удивительно, так как ведомство было самым лучшим источником полезной информации на тот момент. Со временем журнал все более и более развивался, его объем увеличился, а писать стали не только о том, какие открытия произошли.

Кроме этого журнал в начале XX века отличился тем, что издал энциклопедию The Americana (которая считается одной из самых крупных энциклопедий на английском языке) в 16 томах. Интересно так же посмотреть и за тем, как журнал изменил свое направление в рамках выбора целевой аудитории.

Нельзя не отметить и тот факт, что существует отечественный вариант журнала — «В мире науки», который выходил с 1983 по 1993 год, а после остановки печати вновь запустился в 2003 году. Однако собрать такую же аудиторию ему не удалось, определить это не сложно, достаточно сравнить тираж классического «SciAM», который составляет около 500 тысяч экземпляров и чуть более чем 12 тысячный «В мире науки».

Наравне с печатной, существует и электронная версия журнала, найти ее в интернете не составляет никакого труда.

4. Научно-популярный журнал Discover

Четвертое место журнал Discover — изначально выбрал своей аудиторией непрофессионалов в мире науке, однако упростив концепцию подачи материала, журнал не стал использовать в своих публикациях материалы о различного рода «таинственных» явлениях таких как НЛО, снежный человек и пр. — Discover. По сути, цель журнала изначально можно было трактовать как поиск «золотой середины» между научными публикациями и легкими научно-популярными заметками. Впервые выйдя в 1980 году, журнал практически сразу смог завоевать доверие аудитории. Помимо того, что именно здесь публиковались довольно серьезные научные материалы, не забыли авторы и о том, что поможет заманить читателя. Именно такой приманкой и стали статьи о психологии и психиатрии. Впрочем, журналу было чем заинтересовать своего читателя. Одной из самых популярных рубрик стала «Скептично о», в которой автор попытался раскрывать мифы и подделки научного мира. Таким образом эта рубрика стала наиболее читаемой на протяжении нескольких лет. Однако через два десятилетия (в 2006 году) политика журнала претерпит видоизменения связанные со сменой руководства и многие из рубрик исчезнут, а дизайн журнала изменится.

Несмотря на то, что журнал на протяжении своего существования писал о серьезных вещах это не помешало возникнуть традиции «первоапрельского розыгрыша», когда одна статья выходила шуточной и по своей сути являлась мистификацией о чем писалось в следующем выпуске журнала. Впрочем не заметить ее было нельзя, но даже опровержение статьи-розыгрыша все равно вызывало негодование у читателей журнала.

Выходит журнал и на данный момент, однако выпускается лишь за рубежом, не имея русскоязычных аналогов. Владеющие языком могут почитать электронную версию, а для тех у кого со знанием английского не сложилось, можем посоветовать поискать в сети научно-популярные передачи на русском языке от журнала «Дискавер» (такие имеются).

3. Журнал Popular Mechanics

На третьей позиции стоит журнал Popular Mechanics (Популярная Механика), который имеет колоссальную популярность как за рубежом так и на территории СНГ, о его российском аналоге мы уже . Итак, встречайте — Popular Mechanics . Много говорить о данном журнале не имеет смысла, часть известна, а часть мы упоминали в прошлый раз.

Однако пару слов сказать все же стоит. Popular Mechanics выходит с 11 января 1902 года и является классическим представителем журналов научно-популярного жанра. Нынешний тираж составляет более 1 миллиона 200 тысяч копий, выпускает свои издания в некоторых странах мира (в том числе Россия, страны Южной Африки и другие). Существовало издание в Латинской Америке, однако его вынуждены были закрыть.

Не смотря на то, что тираж по сравнению с 80-ми годами XX века сократился, нельзя сказать, что журнал потерял аудиторию. Уменьшение тиража на 400 тыс в большей мере связан не с падением заинтересованности читателей, а с развитием интернета, который позволил создать электронные версии печатных вариантов изданий.

К слову сказать, сайт у англоязычной Популярной Механики имеется, а подписка на это престижное издание обойдется вам всего лишь в 12$ в год, а вот на отечественном аналоге сайта оформить подписку не получится, однако можно зарегистрироваться и свободно покупать журналы (старый номер - 59 рублей, новый - 99 рублей, а годовой архив обойдется в 590 рублей).

2. Научный журнал Popular Science

На втором месте в нашем топе стоит Popular Science , который являет собой настоящее воплощение популярной науки, на данный момент выпускается в 45 различных странах мира, более чем на 30 языках, имеет множество премий и наград - Popular Science.

Как и с журналом «Популярная Механика», в дополнительном представлении это издание не нуждается, однако не сказать ничего о нем тоже нельзя. Изначально журнал публиковал работы ученых-современников, таких как Дарвин, Хаксли, Пирс, Кеттел и прочих, однако популярность, «популярная наука» обрела не сразу. И если во время своего появления журналу удалось приковать к себе внимание, то с каждым годом его популярность угасала, пока, наконец, в начале XX века его не продали новому издателю (к слову, этим издателем был Джеймс Кеттел, статьи которого не единожды публиковались в Popular Science). Однако и это не помогло журналу и в 1915 он вновь был продан. Именно с этого времени и началась активная жизнь журнала и его расцвет. Практически через столетие Popular Science организовывает новаторский проект - букмекерская платформа для ставок на предсказание самых новых изобретений человечества.

Сейчас журнал является добился уважения и популярности, которая воздвигла его практически на вершину, по крайней мере по тиражу(1.323.041 шт. экземпляров - внушительно, не так ли?), Popular Science занимает на данный момент вторую строчку, а интересен он или нет уже судить вам.

1. Победитель рейтинга журнал National Geographic

Приз за первое место мы решили отдать журналу National Geographic — наконец-то мы добрались до издания, которое по нашему мнению заслуженно занимает лидирующую позицию среди научно-популярных журналов мира. National Geographic. Его издают во многих странах, журнал выпускается на 33 языках и не просто так добился такой популярности.

Появившись на свет в 1888 году, его родителем стало Национальное географическое общество, которое возникло всего за 9 месяцев до этого. Изначально публиковались лишь научные статьи, а иллюстрации не появлялись в журнале вплоть до 1905 года. Именно с 1905 года и начинается история журнала как научно-популярного.

С этим годом у журнала многое связано, однако самое ключевое, несомненно это появление в номере журнала фотографии загадочного и неизвестного в те времена Тибета. А ключевым событием это стало потому, что данные фотографии фактически спасли журнал от разорения и создали ему фирменный стиль. Примечательно то, что на территории России эти же фотографии люди увидели еще в 1901 году и лишь спустя 4 года авторы фотографий (российские путешественники — бурят Гомбожаб Цыбиков и калмык Овше Норзунов) продали свои работы National Geographic.

Анализ современного российского научно-популярного издания «Знание-сила»

Литвякова Лариса Александровна

Иркутский государственный университет, кафедра журналистики и медиаменеджмента

Орлова А.Э., кандидат философских наук

Аннотация:

В статье рассматривается история развития журнала «Знание-сила», особое внимание уделено его рубрикам. Также проводится анализ деятельности издания на современном этапе.

The article discusses the history of the magazine "Knowledge is power", special attention is paid to its rubrics. Also, the analysis of publication activities at the present stage.

Ключевые слова:

научно-популярный журнал; тираж; рубрика; читательская аудитория.

popular science magazine; edition; heading; readership.

Введение. Журнал «Знание-сила» вышел в свет в 1926 году в СССР. Первоначально издание ориентировалось на юношескую и молодежную аудиторию. Например, нередко на страницах издания можно было заметить призыв: «Юные техники! Читайте журнал «Знание-сила»».

Таким образом, в начале своей деятельности журнал позиционировал себя как ежемесячный научно-популярный и приключенческий журнал для подростков. Со временем «Знание-сила» стало обращаться ко все более взрослой аудитории. В послевоенное время он стал журналом, адресованным рабочей молодежи.

Актуальность. На сегодня журнал ориентирован на широкую аудиторию. Так, издание видит своей задачей «разговор с думающими людьми всех возрастов и специальностей о новых тенденциях в науке и обществе, о связях между различными областями науки и мысли - выявления человеческого смысла знания» . Целью журнала является поднятие престижа отечественной науки среди российского общества. Основной задачей журнала является популяризация науки, просвещение за счет этого личности. Поэтому представляется актуальным рассмотрение функционирования журнала в исторической перспективе, а также его роли в процессе распространения научных знаний среди читательской аудитории.

В связи с этим, целью исследования является анализ журнала «Знание-сила», для чего необходимо рассмотреть основные содержательные характеристики данного издания, проследить развитие журнала в историческом отрезке и в современности.

Следовательно, научная новизна данной работы заключается в комплексном анализе наиболее важных сторон научно-популярного журнала «Знание-сила», что позволяет выявить тенденции функционирования научно-популярной прессы в современной России.

Соответственно, для решения вышестоящей проблемы целесообразным представляется применить аналитический, исторический методы исследования.

Основная часть. Изначально журнал был изданием ЦК ВЛКСМ, Наркомпроса и ЦДТС. В 1930-х гг. на первых страницах издания публиковались помимо важнейших дат в том или ином месяце письма читателей о самом журнале, которые содержали благодарность редакции, критику, пожелания, рекомендации к улучшению. Кроме того, по отзыву одного из читателей можно узнать, для кого предназначался журнал: «Ваш журнал есть верный товарищ и помощник каждому рабочему подростку как в школе, в общественной работе, так и в домашнем быту...» .

В 1960-х гг. «Знание-сила» позиционировал себя как журнал рабочей молодежи и был органом государственного комитета Совета министров СССР по профессионально-техническому развитию. К тому времени журнал стал содержать материалы о гуманитарном знаний. Позже, вплоть до 1990-х гг. «Знание-сила» принадлежало ордену Всесоюзного общества «Знание». Однако, в течение 2016 г. журнал «Знание-сила» выпускается при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Более того, журнал является членом Российского исторического общества. Журнал также имеет свой научный совет, состоящий из членов Академии РАН.

Главные проблемы, раскрываемые в современных номерах журнала охватывают: научные сенсации и открытия; лица современной науки; прошлое в зеркале современности, будущее; интеллектуальная жизнь современного общества; приключения; история культурных форм; культурные смыслы науки; искусства и повседневности; связи между разными областями знания; между наукой обществом и повседневностью и т.д.

Журнал также содержит увлекательные рубрики. В 1930-м г. основные рубрики имели отношение к советской науке, советской идеологии, обществу (например, можно привести названия статей «Мировой красногалстучный слет», «Мы строим социализм», «Герои красной звезды», «Советские часы» и др.). В 1960-е гг. основные темы касались строительства новых городов, промышленности, космоса, изобретений советских ученых, также публиковались материалы о великих русских писателях, художниках. То, что журнал научно-популярный подтверждала рубрика «Веселая наука». Помимо этого, на последних страницах были помещены вопросы и задания для читателей.

В 1980-х гг. можно было увидеть такие, как «Природа, общество, человек», «Во всем мире», «Время и мы», «Курьер науки и техники», «Понемногу о многом», «Фотоокно «Знание-сила»», «Мыслители XX века», «Мозаика», «Страна фантазия» и др. В 1990-м г. журнал не раз открывался рубрикой «Лицом к лицу с катастрофой» . Тогда же журнал под рубрикой «Вести с противоракового фронта» поднимал проблему заболевания раком, его профилактике и лечения .

Со временем рубрики изменили свое название. Так, на первых страницах журнала в 2000-е гг. продолжали размещаться рубрики «Письма читателей», «Колонка редактора», но уже сегодня вначале публикуются «Заметки обозревателя», в которой редактор рассуждает о главной проблеме номера, «Новости науки», в которых представлены последние открытия и научные исследования в виде коротких заметок с небольшими иллюстрациями. Сам журнал открывается рубрикой «Главная тема», в которой объясняется выбор актуальной проблемы, охватывающей практически все материалы номера. Стоит отметить также, что тема космоса затрагивается в журнале довольно часто. Возможно это связано с возрастающим интересом к космологии, актуальностью данной отрасли знания в научной среде. Содержание новостей определяют последние исследования из области астрофизики, физики, современной географии, нейробиологии, нанонауки.

Сами статьи довольно небольшие по объему, содержат фактический материал. Кроме того, в журнале представлены ссылки на первоисточники - различные зарубежные научно-популярные журналы, сайты, данные научно-исследовательских институтов. Затем более подробно рассматриваются новейшие открытия. Есть в журнале и рубрика, которая посвящена материалам о будущем человечества, в которых прогнозируются последствия глобальных угроз, экологической катастрофы, идет размышление о гибели цивилизации. Внимание создателей журнала также обращено на социокультурные явления современной эпохи. Помимо этого журнал содержит проблемные материалы о микро- и макросреде.

Интерес представляет и рубрика «Чтение вчера, сегодня, завтра», в которой представлено интервью с современными отечественными деятелями науки, культуры и искусства. Помимо этого, в 2005 г. существовала рубрика «Беседы с учеными», а в 2010 г. «Беседы об экономике.

Немаловажно, что после больших текстов публикуются короткие занимательные заметки о здоровье, исторические заметки. В конце журнала размещен календарь важных дат в мире науки.

В целом, наиболее часто «Знании-силе» освещаются различные научные исследования, открытия. В достаточной мере представлены также темы, связанные с космосом. Немало материалов посвящено и проблемам будущего. Вместе с тем, нередко публикуются и исторические материалы.

Не менее важно и то, что журнал иногда посвящает номер какой-либо знаменательной дате или событию. Например, в 2005 г. существовала рубрика «200 сражению по Аустерлицем», в 2010 г. - рубрика «150 лет со дня рождения Антона Чехова».

Знаменательно, что в поддержку научной популяризации журнал осуществляет несколько проектов. Сами проекты представляют собой исследования, предпринимаемые журналом в отношении комплексов проблем, которые связаны с развитием науки, культуры и общества . Для рассмотрения проблем журнал привлекает специалистов из разных областей науки, философов, журналистов. Среди них проект «Культура: точки роста и инерции развития», который реализуется вместе с Автономной некоммерческой организацией «Единство журналистики и культуры» и Союзом журналистов России. Этот проект направлен на рассмотрение проблем в области культуры, ее смысла (статья «Смысл культуры - самосоздание человека»), литературы (статьи «Об энтомологии смысла к литературе открытых возможностей», «Творить мир, которого до тебя не было», «Ад и рай Антона Чехова»), фольклора и т.д. Есть и проект ««Знание-сила» 90», посвященный 90-летию журнала и содержащий подборку статей, отражающих этапы жизни самого издания. Среди авторов статей замечены известные ученые такие, как К. Циолковский, Лев Ландау, М. Водопьянов, А. Чижевский и др. Также существует проект «Знание-сила: Фантастика», являющийся по своей сути литературным приложением к журналу.

Интерес представляет проект «Музеи мира», в котором авторы рассказывают о музеях, размышляют над музеем как особым способом памяти о человеке, его истории и его науке. Например, некоторые статьи посвящены Кунсткамере, музею Шагала, музею Богородицкого поля и т.д.

Существует и проект «Монументальная память России: двойное прочтение», статьи которого содержат взгляд авторов на историю отечества через призму российских памятников времен империи. Отдельно проект посвящен Отечественной войне 1812 г., в материалах которого пересматриваются различные события того времени с иной точки зрения.

Журналом также с 2013 г. совместно с Мемориальным музеем космонавтики проводился лектории «Знание-сила», в котором ученые рассказывают о собственных исследованиях, охватывающих проблемы звездообразования (статья «Звездная спектроскопия», медико-биологических аспектов, планет Солнечной системы (статьи «Жизнь Солнечной системы», «Экзопланеты: в поисках второй Земли»), астропалеонтологии (статья «В поисках истоков жизни во Вселенной») и т.д. .

Также, как и в других авторитетных научно-популярных изданиях, в текстах журнала «Знание-сила» соблюдается научно-популярный стиль изложения, установлены причинно-следственные связи между явлениями и проблемами, материал изложен доступным для широкого читателя языком, есть ссылка на авторитетные компетентные источники.

Очевидно, что материалы журнала в основном имеют познавательный характер. Тем не менее, многие материалы также являются информационными, поскольку несут функцию донесения новейшей информации из мира науки, культуры, техники до читателя. Кроме того, журнал содержит фактографическую и проблемную информацию.

Примечательно, что материалы в журнале дополнены различными иллюстрациями, фотографиями, что несомненно привлекает интерес читателя.

Сам журнал распространяется по подписке на печатную и электронную версию или продается по свободной цене. Подписная цена одного номера составляет 208-216 руб. Исходя из этого, журнал доступен читателям с достаточно высоким доходом. Однако, сам журнал рекомендует себя и для читателей старше 6-ти лет. В целом, подобное положение можно наблюдать и у других научно-популярных журналов. Например, «Наука и жизнь», «Химия и жизнь». Однако, эти журналы имеют, несмотря на высокую стоимость, стабильный тираж.

Помимо выпуска тиража, издание получает доход и с издательской и рекламной деятельности. В частности, журнал осуществляет услуги литературного редактирования, корректуры, оформления издания, верстки, создании макета периодического издания, создании макета книг, рекламы в самом журнале, создании рекламного блока издания, создании баннера издания, создании фильмов, рекламных видеороликов, видео-лекции, мультимедийных дисков по научно-популярной тематике. Подобно этому, издание «Наука и жизнь» также занимается не только изданием журнала, но и выпуском книг, дисков.

Заключение. Таким образом, на основе результатов анализа издания можно сделать вывод, что журнал «Знание-сила» является современным научно-популярным журналом, который имеет длинную историю развития. Сам журнал пытается соответствовать тенденциям времени, при этом в нем соблюдается традиционный стиль, сложившийся за долгое время существования. В частности, материалы журнала имеют информацию, подтвержденную авторитетным мнением. Также большинство статей достаточно подробно раскрывают ту или иную проблему. Помимо этого, журнал публикует после объемных материалов интересную информацию в виде коротких новостей, что делает чтение журнала увлекательным для многих его читателей.

Библиографический список:


1. Сайт «Знание-сила» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.znanie-sila.su/?issue=issues/contents_iss.php&id=143&razd=1 (дата обращения: 10.09.16).
2. Журнал Знание-Сила». – №12. – 1990. – С.4.
3. Журнал Знание-Сила». – №11. – 2016. – С.4.

Рецензии:

2.03.2017, 8:00 Барлыбаева Сауле Хатиятовна
Рецензия : Статья Литвяковой Ларисы Александровны "Анализ современного российского научно-популярного издания "Знание-сила" содержательна, актуальна, раскрывает значимость журнала в распространении научных знаний, популяризации науки. Автор показывает как меняются темы, рубрики данного журнала в зависимости от исторического развития страны. Каждое время выдвигает свои темы, и журнал в соответствии акцентирует свое внимание, освещение на актуальных отраслях знаний в научной среде. Л.А.Литвякова выявляет тенденции развития научно-популярной прессы в Советском Союзе, позже в современной России, анализирует рубрики советского периода (1930,1960, 1980-х годов), главные темы современного периода: открытия, выдающиеся личности науки,искусство, общество и др.Особое исследовательское внимание автора уделено современным тенденциям развития журнала "Знание-сила". Сам журнал осуществляет проекты, которые представляют собой исследования, автор приводит конкретные примеры.Несмотря на новые тенденции ХХ1 века, журнал сохранил традиционный стиль, который был заложен с 1926 года,т.е. свыше 90 лет. Я рекомендую данную интересную и актуальную статью Л.А.Литвяковой к изданию в журнале. Примечание -небольшое замечание: -3-й абзац снизу текста статьи, последняя строчка "....эти журналы, не смотря на.."(несмотря-пишется слитно) С уважением -проф.С.Х.Барлыбаева