Издательский бизнес невероятно популярен у российских предпринимателей. В России работают 16 тыс. издательств. Во многом это объясняется крайне невысокой стоимостью выхода на этот рынок - издание одной книги стоит не больше $5–10 тыс. Однако удержаться на нем крайне сложно: успех того или иного издания невозможно просчитать.

Издательский рынок достаточно открытый. Это обусловлено его спецификой. Потребление продуктов питания весьма лимитировано, больше определенного количества пива или молока человек просто физически потребить не может. Поэтому перед ним неизбежно встает дилемма: купить продукт X или его конкурента, продукт Y.

Потребление же книг организовано по-иному. Человек может читать больше или меньше книг в зависимости от того, есть в данный момент на рынке хороший продукт или нет. И если покупает какую-то книгу, делает это не в ущерб другой. Скажем, появился «Гарри Поттер» - рынок детской литературы моментально вырос в разы, нет- на рынке начинается стагнация.

Об открытости рынка свидетельствует и разнообразие участников. Многие издательские проекты их собственники задумывали совсем не как бизнес. Некоторые из них начались с такой мотивации: «Я сталкивался с проблемой - книги, которые были нужны мне по предыдущему бизнесу или которые нравились мне, имели либо плохой перевод, либо плохое оформление, либо я вовсе не мог их купить в России. Решил своими силами компенсировать пробел». Такая идея была, например, в основе издательства «Манн, Иванов и Фербер». Учредители сталкивались с проблемой выбора необходимой бизнес-литературы. Организовали издательство, которое специализируется исключительно на деловых изданиях.

Прежде чем запускать издательский проект, нужно понять его цели и возможности: какие книги будет выпускать издательство, какова целевая аудитория этой литературы, каким образом доносить продукт до потребителя и т. д. Если это условие выполнено, шансы на успех достаточно велики: Россия - страна большая, и любая хорошая книга имеет миллионы потенциальных читателей.

Инвестиции в издательство

На руку новому издателю сыграет и достаточно низкая цена входа на рынок. Больших инвестиций издание одной-двух книг не потребует. Себестоимость выпуска одной книги при тираже до 10 тыс. экземпляров составляет около $1. Соответственно, вложения в первое издание составят $5–10 тыс.

Правда, придется рассчитывать преимущественно на собственные ресурсы. Я не помню примеров участия, например, банков в начинающих издателях. Им это не интересно, поскольку книгоиздательство - высокорискованный бизнес.

Новая книга может оказаться невостребованной, автор может не написать новую книгу в оговоренные сроки или вовсе уйти в другое издательство и т. д. Подобные форс-мажорные обстоятельства- обычная ситуация для рынка. Залогов под кредиты издатель также предоставить не может, потому что если книга «не пошла», это уже неликвидный товар, и в качестве залога она никому не интересна.

На рынке распространены два варианта финансирования новых проектов. Во-первых, привлечение частных инвесторов. Учитывая небольшой объем первоначальных инвестиций, некоторые инвесторы вкладываются в книгоиздательство не как в бизнес-проект, а как проект «для души», либо статуса- все-таки «издатель книг» звучит весьма статусно. Во-вторых, небольшие начинающие издательства часто приглашают к участию в проекте крупные издательские компании. «Малыши» приходят с идеей, большие издательства, если идея интересна и оригинальна, финансируют ее реализацию, прибыль делят.

Практика очень распространена. Небольшие компании в данном случае выступают как подрядчики: готовят продукт, более крупный партнер готовит книгу непосредственно к выпуску, занимается полиграфией и продажей книги через свою дистрибуторскую сеть. Начинающее издание получает в таком альянсе финансирование и хорошую дистрибуцию. Крупным компаниям это также интересно: небольшие компании могут быть специалистами в узких нишах, в которых универсальные операторы часто не сильны. Кроме того, преимуществом мелких подрядчиков является оперативность, которой зачастую лишены компании-лидеры. Мы, например, постоянно участвуем в четырех-пяти подобных альянсах.

Специализация

Быть универсальным издательством может себе позволить только очень большая компания. Для этого необходим как минимум большой штат сотрудников. У нас, например, издательство разделено на четыре редакции разной специализации: профессиональной литературы, остросюжетной (детективы, женские романы), прикладной книги, современной и классической прозы. Кроме кадрового вопроса универсальным издательствам приходится решать массу проблем, связанных с большим объемом разноплановых книг: вести одновременно работу сразу с несколькими типографиями, иметь разветвленную дистрибуцию и т. д. Новичку не стоит создавать себе такие проблемы.

Оптимальная модель стартапа - выбрать узкую нишу, в которой он хорошо ориентируется: владеет материалом, знает вкусы, интересы и возможности целевой аудитории и т. д. Замечу, речь не о художественной литературе. С нее, кстати, сложнее всего начинать. На рынке всегда востребованы книги по кулинарии, цветоводству, приусадебному хозяйству, эзотерике, психологии и т. д. В общем объеме продаж литературы в России по 20% занимает остросюжетная литература, а также прикладная и школьная обучающая, 15% - художественная, детская и подростковая и по 7–8% - фантастика и фэнтези, современная проза и бизнеслитература. Из структуры рынка видно, что не художественная литература- шанс для молодого издательства. Тем более что в узкой нише всегда можно успешно конкурировать с крупным издательством. В крупных компаниях процесс принятия и реализации решений идет дольше, и универсальное издание не так глубоко знает ту или иную специализированную нишу, как издатель, работающий только в ней.

Примеров узкоспециализированных и успешных изданий достаточно много: «Росмэн» выпускает только детские книги, BBPG - только книги по вину, «Армада» - только фантастику, «Альпина бизнес букс» специализируется только на деловой литературе и т. д.

Авторы

Поиск новых авторов - возможно, самая сложная часть в работе издательства. Для начинающего издательства эта задача сложна вдвойне. Во-первых, уже состоявшиеся авторы наверняка откажутся работать с новичком хотя бы в силу того, что крупные издательства предлагают гораздо более привлекательные условия работы.

Например, у нас годовой бюджет на продвижение некоторых авторов может достигать $100 тыс. Во-вторых, вероятность того, что издательство сможет успешно выйти на рынок с новым автором, крайне мала. Конечно, есть и успешные примеры сотрудничества двух новичков - издателя и автора.

Например, издательство «Захаров» поверило в Бориса Акунина и издало его, когда тот был совсем неизвестным автором.

Тандем оказался успешным.

А издательство «София» стало широко известным благодаря только одному автору - Паоло Коэльо. Но такие примеры единичны. Просчитать, окажется автор востребованным или нет, невозможно. К нам ежегодно приходит до 2 тыс. рукописей, из которых всего лишь пятая часть рекомендуется к изданию. Но и из этих 420 авторов тиражом больше чем 2–4 тыс. экземпляров продаются не больше 20, бестселлерами станут и того меньше - один-два автора. Прибыль от продажи оставшихся 400 авторов крайне незначительна.

Персонал

Формирование штата начинайте с поисков редактора. В отличие от производителей продуктов, где человек номер один- это директор по продажам, в издательствах все держится на редакторах. Они отбирают те рукописи, которые в итоге будут изданы. Они должны хорошо представлять, кто является читателем будущей книги, как донести до него информацию об этой книге: чтобы обложка соответствовала содержанию, цена была доступна для целевой аудитории, и даже выбрать правильный канал продаж (бывает, что книги становятся бестселлерами в каталожной торговле, но совершенно не продаются через магазины, и наоборот). Директор по продажам- человек номер два.

Но я не случайно говорил, что издательский рынок очень специфический. Да, крупные компании содержат штат из 500 и более сотрудников. Но при этом, чтобы быть эффективным издательством, иметь такой штат необязательно. Например, издательство «Манн, Иванов и Фербер» работает без штата. Трое учредителей участвуют в процессе создания своих книг только на уровне создания концепции книги и мерчендайзинга книг в магазинах, все остальные процессы выполняют подрядчики. С поиском подрядчиков проблем сегодня нет.

Большинство типографий готовы не только отпечатать книгу, но и провести ее полную предпечатную подготовку.

Дистрибуция Больших средств, как я говорил, издание книги не требует. Производство занимает немного времени - от одобрения рукописи до выхода книги в свет проходит в среднем тричетыре месяца. Но это лишь часть работы издателя. Вторая проблема рынка - отсутствие эффективной системы распространения. В России очень тяжело донести книгу до читателя: страна большая, а книжных магазинов мало.

Все оптовые и дистрибуторские компании, занимающиеся распространением книг из Москвы в регионы, ориентированы только на большие объемы и крупные издательства. На начальном этапе развития издательского проекта, если на его книге нет известного и популярного имени или книга не является очевидным бестселлером, шансы, что дистрибутор захочет работать с новичком, невелики. Впрочем, если даже оптовик согласится взять новую книгу на реализацию, это не гарантирует ее высоких продаж- в большом объеме изданий, поставляемых оптовиком в магазин, книга просто потеряется где-нибудь на краю полки.

Риски

С одной стороны, для издателя это хорошо - не приходится распыляться на нескольких писателей, публика привыкает к одному имени и т. д. С другой - издатель попадает в зависимость от успехов или неуспехов своего главного пера.

Между тем любой автор имеет свой жизненный цикл. У кого-то он может длиться два года, у кого-то десятилетиями, но рано или поздно продажи любого автора начинают снижаться: появился новый, более интересный автор, или ваш автор «исписывается» и т. д. Если издательство не смогло диверсифицироваться, оно остается ни с чем. Весьма типичная ситуация для нашего бизнеса.

Могут начаться разногласия с авторами. Например, писателя перестанут устраивать условия работы или ему захочется творческих экспериментов, результаты которых не будут устраивать издателя, поскольку окажутся невостребованными читателем. В лучшем случае издатель может потребовать возврата аванса за будущие книги, однако оперативно найти замену автору практически невозможно.

В конце концов, автор может быть перекуплен конкурентом. Законодательство в этом вопросе полностью на стороне авторов, так как издательства не могут заключать с авторами договоры на будущие книги, поэтому инструментов для удержания писателей практически никаких. Тем более что небольшое издательство не может предложить авторам таких гонораров (около 10–12% от продаж тиража) и продвижения, как крупные игроки.

Также, начиная бизнес, не стоит забывать два важных момента. Во-первых, успех книг непросчитываем. Весьма распространенная ситуация: по всем критериям книга должна стать бестселлером - автор известный, сюжет интересный, язык хороший. А продаж нет! Все технологии продвижения книг на рынке гарантируют только 20% успеха, на 80% он зависит только от того, понравится книга читателю или нет. Во-вторых, шансов продать бизнес крайне мало. В издательском деле нет активов, которые были бы интересны инвестору. Нереализованные остатки книг на складах никому не нужны. Всех интересуют только авторы.

Издательский бизнес - сфера сложная, трудности связаны не только с выбором произведений, но и с тиражами, работой с авторами, подготовкой изданий, их распространением. Если вы ориентируетесь в книгоиздании, попробуйте взвесить шансы и оценить перспективность бизнеса.

В настоящее время существует множество видов частного предпринимательства, от в кадках до высокотехнологичных стартапов.

Однако одним из самых интересных не только с точки зрения зарабатывания денег, но и с точки зрения социальной функции, является издательский бизнес. Издание газет и журналов, книг и электронных приложений – это разнообразная и достаточно интеллектуальная сфера деятельности, которая принесёт не только стабильный доход, но и интересные знакомства.

Чтобы начать издательский бизнес, нужно обладать не только коммерческой жилкой, но и очень хорошо разбираться в ситуации на рынке. Впрочем, это важно в любом деле, поэтому важно правильно выбрать место приложения сил.

Для начала нужно будет зарегистрироваться в качестве или создать . Второе требует несколько больше документов, однако предпочтительнее для расчётов с крупными организациями и для работы с крупными суммами.

Если же планируется открыть небольшое издательство или , на первых порах достаточно просто стать индивидуальным предпринимателем. Затем нужно выбрать сферу деятельности, и тут нужно очень точно представлять себе, чем придется заниматься в дальнейшем. Рассмотрим по порядку.

Одна из самых интересных и почётных работ – это издательство книг. Достаточно сложно быть издателем книжной продукции, хотя бы даже потому, что для этого нужно быть начитанным человеком, постоянно следить за новыми авторами, однако при этом вполне хорошо ориентироваться в современном законодательстве, в методах заключения экономических сделок, понимать принципы работы рынка книг, знать условия работы с типографиями.

И даже этого, возможно, будет мало. Чтобы быть хорошим издателем книг, то есть успешно вести деятельность издательства и публиковать , которые хорошо покупаются, нужно быть на короткой ноге с авторами, понимать, какие тексты наиболее востребованы, а может быть, иметь какие-то связи в специализированных компаниях или государственных учреждениях – знакомые помогут получить крупный заказ или хотя бы подскажут, в каком тендере нужно участвовать.

Несмотря на все сложности, издание книг это очень интересное и полезное дело, которое помогает увековечить тексты и кто знает, может быть, какой-то выдающийся писатель, которого вам удалось найти и издать, принесет вам отличный доход и известность.

Интересное продолжение этого вида бизнеса в современном мире и планшетных компьютеров – издание электронных книг. Конечно, пока что это зарождающаяся сфера деятельности, однако её экономическая модель вполне внятно описана и понятна даже далёким от высоких технологий людям.

Суть в том, что книги издаются в электронном виде, то есть в виде файла, который затем покупается читателями у издателя или у крупных . В этом виде бизнеса отсутствуют такие издержки, как типографская печать и дистрибуция, а также наценка крупных книжных сетей, которая порой увеличивает стоимость книги на несколько сотен процентов.

Вместе с тем книжный бизнес – достаточно спокойная и размеренная сфера, и кому-то нравится более динамичные виды деятельности. Как раз для таких людей существует издание средств массовой информации – газет и журналов. Как и книжный бизнес, эта отрасль достаточно сложная, к тому же сейчас она несколько стагнирует. Вместе с тем важно заметить, что в издательском бизнесе периодических изданий совершенно иные принципы заработка, нежели в книжном.

Здесь тоже важны тиражи, однако основная прибыль делается за счёт продаж рекламы. Лишь некоторые издания наподобие «Здорового образа жизни» и «Комсомольской правды» имеют возможность заработка за счёт миллионных тиражей. Большая часть журналов и газет существует за счёт рекламы. И особенно выгодно издавать журнал – ведь рекламодатели предпочитают глянец, иногда даже в ущерб охвату аудитории. Именно поэтому стоит заметить, что в журнальном бизнесе можно достичь больших заработков.

Однако это и несколько сложнее, чем издание газеты – ведь читатели ожидают не просто новостей, а взвешенных, хорошо написанных текстов, качественных фотографий, красочных рекламных макетов и неожиданных редакционных ходов. Все это требует определённых затрат, поэтому важно хорошенько прикинуть, сколько денег планируется затрачивать на развитие редакционной составляющей издания.

Ведь если читатели платят деньги за то, чтобы читать журнал, они должны видеть усилия журналистов, авторов, художников, редакторов, фотографов. Если даже не стараться сделать качественный продукт, читатели сразу же увидят это и продажи начнут резко падать.

Не менее интересным видом издательской деятельности, который появился лишь в последнее время, однако уже набрал огромную популярность и продолжает увеличивать долю рынка и прибыли, является издание мини-игр для всевозможных платформ – как для мобильных телефонов и смартфонов, так и для различных сайтов и социальных сетей.

Здесь, как и во всех остальных сегментах издательского бизнеса, важно хорошо знать рынок и точно представлять, что нужно покупателям вашей продукции. Как правило, все компании, которые издают игры, работают по одной и той же схеме – сначала придумывается игровой сюжет, затем дизайнеры рисуют основных персонажей и игровые пейзажи, а затем программисты соединяют все это воедино.

Далее методы действия издателей игр расходятся. Получившуюся игру для мобильных телефонов, как правило, публикуют на специальных интернет-магазинах, в каталогах которых покупатели могут ознакомиться с игрой и скачать её. Если же игра предназначена для пользователей интернета, её продают игровым порталам, которые занимаются скупкой подобного рода игр и предоставления их конечному посетителю, зачастую бесплатно.

В сети есть много интервью с различными издателями игр, как правило, это молодые амбициозные люди, очень часто программисты, которые изучили рынок мини-игр и стали успешно работать на нем.

* В расчетах используются средние данные по России

Данный анализ рынка выполнен на основании информации из независимых отраслевых и новостных источников, а также на основании официальных данных Федеральной службы государственной статистики. Интерпретация показателей производится также с учетом данных, доступных в открытых источниках. В аналитику включены репрезентативные направления и показатели, обеспечивающие наиболее полный обзор рассматриваемого рынка. Анализ проводится в целом по РФ, а также по федеральным округам; Крымский федеральный округ не включен в некоторые обзоры по причине отсутствия статистических данных.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Издательская деятельность (издательское дело) – отрасль экономики, специализирующаяся на подготовке, создании, издании и массовом распространении информации в печатной, музыкальной и других формах продукции. Исторически специализировалась на печатной продукции, однако с развитием технологий стала охватывать издание и распространение информации в электронном виде – на цифровых носителях, в информационных сетях и т.д.

В классическом понимании издательская деятельность включает в себя поиск авторов и рукописей, подготовку рукописи к началу печати (редактура, корректура, оформление), печать и распространение.

Издатель – организация, выступающее в качестве посредника между автором (обладателем авторских прав на произведение, текст и т.д.) и конечным потребителем. Издательства классифицируются на книжные, газетные, журнальные, музыкальные, онлайн и т.д.

При составлении аналитики, отрасль, как правило, разбивается на сегменты: книги, журналы, газеты, интернет-издания.

КЛАССИФИКАТОР ОКВЭД

Согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, издательское дело относится к разделу ОКВЭД 22.1 «Издательская деятельность», имеющему следующие подразделы:

    22.11 «Издание книг»

    22.11.1 «Издание книг, брошюр, буклетов и аналогичных публикаций, в том числе для слепых»

    22.11.2 «Издание карт и атласов, в том числе для слепых»

    22.11.3 «Издание нот, в том числе для слепых»

    22.12 «Издание газет»

    22.13 «Издание журналов и периодических публикаций»

    22.14 «Издание звукозаписей»

    22.15 «Иные виды издательской деятельности»

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ В ОТРАСЛИ

По данным Роскомнадзора, на начало 2016 года в России зарегистрировано более 8 тысяч средств массовой информации, из которых 65% приходится на печатные СМИ – газеты (28%) и журналы (37%). Далее идут онлайн СМИ – 11%, телевизионные – 10%, радио – 7%.

В целом, в отрасли наблюдается постоянные рост количества игроков. С 1990 года все основные средства массовой информации ежегодно увеличивали свое количество; единственное падение прироста пришлось для некоторых типов СМИ на 2004-2005 год.

Рисунок 1. Количество зарегистрированных СМИ по основным категориям в России в 1990-2015 гг., шт.


Несмотря на стабильный рост количества СМИ в категориях газеты и журналы, в общем, спрос на их продукцию в последние годы снижается. Особенно обострилась ситуация в 2015 году. Эксперты, в первую очередь, связывают это со снижением платежеспособности населения на фоне роста цен на печатную продукцию – произошло удорожание бумаги, типографской краски, типографских пластин и других материалов. Население, расходуя более 50% доходов на продукты питания, отказывается от товаров не первой необходимости, к которым, безусловно, относится и печатная пресса. При этом, за IV квартал 2015 года цены на нее выросли на 5%, а в январе 2016 произошел рост еще на 2% по сравнению с декабрем 2015 года. На некоторые периодические издание, однако, наблюдалось снижение розничных цен. В частности, снижение произошло по таким группам как ежедневная и деловая пресса, молодежные и рекламные издания, издания о здоровье, коллекционные и деловые журналы. Выросли в цене такие категории как журналы для мам, по рукоделию, кулинарии, научно-популярные журналы. На вторую половину 2016 года экспертами ожидается сдерживание роста цен за счет падения спроса – рост составит порядка 1-2%.

В связи с ростом цен на печатные СМИ происходит логичное смещение спроса в сторону онлайн-СМИ с бесплатным доступом. Прогнозируется снижение емкости рынка как в денежном, так и в натуральном выражении (Рис. 2).

Рисунок 2. Прогноз развития отрасли печатных СМИ России на 2016 год, млн. руб. и млрд. экз.

По данным Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), в 2015 году объем печатных СМИ, распространяемых в розницу, снизился на 15% в натуральном выражении, а распространяемых по подписке – на 16%. Рынок рекламы в печатных СМИ упал на 29%, что привело к значительному снижению прибыли издательств.

Готовые идеи для вашего бизнеса

На снижение инвестиционной привлекательности издательского бизнеса в России повлияли также законодательные ограничения. Первым из них является запрет на рекламу в печатных СМИ отдельных видов товаров, что существенно снизило количество потенциальных рекламодателей. Оценочно, запрет на рекламу табака и алкоголя снизил доходы издательств на 15-20%. Второе – это Федеральный закон от 14.10.2014 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»», установивший предельный объем долей иностранного капитала в бизнесе российских СМИ в 20%. Вследствие этого, многие международные издательские дома были вынуждены снизить деловую активность и закрыть ряд успешных изданий.

На снижение тиражей повлияло также снижение количества торговых точек. Продажи большинства изданий через филиалы Почты России не показали сколько-нибудь серьезного эффекта.

Рисунок 3. Динамика объемов рынка распространения печатной прессы в России, 2005-2018 гг. (прогноз), млрд. экз. (по данным АРПП, Почта России, экспертные оценки)

Основным трендом последних лет в печатных СМИ считается создание электронных версий своих изданий. Это позволяет создать симбиоз, направленный на расширение аудитории и привлечение рекламодателей, доля прибыли от которых составляет в среднем 48%; 51% - доходы от розничной продажи изданий, 1% - от подписки на электронные издания.

Некоторые издательства полностью отказываются от печати и реорганизуются в интернет-издания, что позволяет во много раз сократить расходы. По данным TNS Россия, ежегодно до 5% аудитории печатных СМИ перемещается в онлайн; интернет-изданиям проще привлечь внимание к себе за счет создания более современных и удобных сайтов, разработки мобильных приложений и т.д.

В электронных изданиях эксперты видят очень большой потенциал. По темпам развития инновационных форм интернет-СМИ Россия очень сильно отстает от западных стран, где даже на классические онлайн-версию издания приходится в 3-4 раза больше аудитории, чем на его печатную версию. При этом, в Европе печатная пресса имеет льготы по НДС и ряд других преференций.

Большую роль играет и вопрос доверия населения к источникам информации. Согласно данным Synovate Comcon, наибольшим доверием пользуются именно интернет-издания, далее – примерно на одном уровне находятся телевидение и газеты; наименьшее доверие у населения вызывает радио.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Однако, есть и противоположное мнение. Согласно статистике, интернет-пользователи тратят не более 1% времени на чтение новостей, формируя иную аудиторию, чем у печатных изданий. Кроме того, классическая газета способствует «погружению» в информация, заставляя читателя игнорировать внешние раздражители, чего очень сложно добиться в интернете.

Объем государственной поддержки печатных СМИ в России достаточно велик, однако средства расходуются на покрытие дефицита оборотных средств и прочие текущие нужды, а не на развитие бизнеса, внедрение инноваций и т.д. В частности, на поддержку печатных СМИ в 2015 году в региональных бюджетах было совокупно заложено 36,2 млрд. руб.

В то же время, Россия на сегодняшний день является единственной из развитых стран, где отсутствует государственная поддержка подписки на газеты и журналы. Доля подписных тиражей в общем объеме в 2015 году составила 33%. Такой низкий уровень, по мнению экспертов, обусловлен тем, что цены на подписку превышают барьер психологической приемлемости.

Единственным выходом из сложившейся ситуации, по мнению экспертов, для печатных СМИ может стать только полная реорганизация бизнес-процессов, формирование лояльной аудитории с понятными для рекламодателей характеристиками.

Рисунок 4. Распределение аудитории газет по платформам, 2015 г. (по данным Association of Audited Media)


На рынке книжных изданий ситуация несколько лучше, однако, по различным данным, присутствует либо незначительный прирост, либо незначительное падение спроса. В денежном выражении рынок однозначно вырос за счет роста цен на книги, который повлекло за собой удорожание бумаги и полиграфических материалов. Таким образом, в 2015 году было продано книг на общую сумму 51,8 млрд. руб., что на 2,1% больше, чем в 2014 году. Однако, в натуральном выражении объем продаж снизился на 10,3% (в 2014 г. – на 13,1%). Средняя цена при этом выросла на 13,6%. Рост цен обусловлен не только повышением стоимости расходных материалов, но также и подорожанием прав на перевод и издание иностранной литературы. По мнению экспертов, в 2016 году следует ожидать дальнейшего роста цен – не менее чем на 10-20%.

Рисунок 5. Совокупный тираж книг и брошюр в 2008-2015 гг., млн. экз.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Важной тенденцией рынка книжной продукции является постоянный рост числа переизданий книг – в период с 2008 по 2015 год количество переизданий увеличилось с 26,2% до 37,3%. Доля переводных изданий остается стабильной в течение всего рассматриваемого периода – на уровне 10%. При этом, основная доля переводной литературы приходится на произведения детской и художественной литературы. Лидируют книги и брошюры, переведенные с английского языка.

Совокупный тираж по основным видам книг с 2008 по 2015 год стабильно снижается. При этом количество издаваемых наименований остается примерно на одном уровне. На сегодняшний день издательская система в России характеризуется преобладанием небольших издательских организаций, выпускающих в среднем одну книгу (наименование) в год. На такие организации приходится около трети всего количества издательств. Только у 8,5% издательств общий тираж превышает 500 тыс. экземпляров в год.

Рисунок 6. Динамика выпуска отдельных видов книг в 2008-2015 гг., млн. экз.

Рисунок 7. Соотношение различных видов литературы в общем выпуске книжной продукции в 2015 г. (внешнее кольцо – в общем тираже, внутреннее – по количеству наименований)


АНАЛИЗ ДАННЫХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

Данные Росстата, которые служба получает путем сбора официальных данных с участников рынка, могут не совпадать с данными аналитических агентств, аналитика которых основана на проведении опросов и сборе неофициальных данных.

Рисунок 8. Динамика основных финансовых показателей отрасли по ОКВЭД 22.1 в 2007-2015 гг., тыс. руб.

Рисунок 9. Динамика основных финансовых коэффициентов отрасли по ОКВЭД 22.1 в 2007-2015 гг., тыс. руб.

Как видно из приведенных диаграмм, основные финансовые показатели и коэффициенты демонстрируют определенную стабильность. Выручка растет на фоне роста себестоимости и розничных цен на издательскую продукцию. При этом растет и прибыль отрасли. Валовая рентабельность и рентабельность продаж в течение всего рассматриваемого периода остаются практически на одном уровне. В некоторой степени изменяется структура займов в пассивах организаций – снижается доля долгосрочных, повышается доля краткосрочных займов. Это может быть связано с удорожанием банковских кредитов в последние годы.

Рисунок 10. Отгружено товаров собственного производство в 2007-2015 гг., тыс. руб.


Рисунок 11. Доли регионов в совокупном объеме выручки в 2015 г.


Ожидаемо основную долю в совокупной выручке имеет Центральный ФО, поскольку здесь расположены крупнейшие издательства и штаб-квартиры федеральных средств массовой информации. Доля остальных регионов обеспечивается в первую очередь за счет региональных СМИ; в значительно меньшей степени – за счет книжных издательств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, можно сказать, что все сегменты издательского бизнеса сегодня подвержены влиянию ряда негативных факторов таких как рост цен на расходные материалы, снижение спроса на печатную продукцию и смещение его в сторону интернет-изданий СМИ и электронных версий книг. Сказывается также недостаточный уровень государственной поддержки отрасли.

В отношении печатной продукции, как книжной, так и периодических изданий, прогноз однозначно негативный. При незначительном росте цен объем потребления будет существенно снижаться. Роста можно ожидать только в сегменте интернет-изданий.

Денис Мирошниченко
(c) - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

49 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 22006 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

аренда + зарплаты + коммунальные услуги и т.п. руб.

Консультирование с метафорическими картами (МАК) - услуга, которая все чаще предлагается психологами, тренерами и специалистами смежных отраслей. Какие форматы практик с МАК существуют, каковы...

На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что строительная отрасль в настоящий момент находится на завершающем этапе роста последних лет, за которым последует длительный спад. Длительност...

На сегодняшний день сельское хозяйство в России является одним из наиболее перспективных объектов инвестирования. Инфраструктура сельского хозяйства – производство кормов, премиксов, удобрений – также...

По прогнозам, совокупный объем производства тарных картонов в России в 2017 году составит 3 976 тыс. тонн, что на 5,6% больше, чем в 2016 году.

Несмотря на ряд трудностей, связанных с общей сложной экономической ситуацией в стране, а также с несовершенством законодательства и недостаточном уровне государственной поддержки, отрасль демонстриру...

К нам часто обращаются наши постоянные читатели с вопросами о том, как реализовать ту или иную идею, представленную на портале «1000 идей». Поэтому мы решили запустить новый цикл статей, в которых рассказывается о том, как в российских условиях можно воплотить многие проекты, которые с успехом работают за рубежом.

Ситуация в книгоиздательском бизнесе сейчас далеко не самая благоприятная. С распространением интернета и различных мобильных устройств, которые позволяют читать книги в электронном виде – начиная с телефонов и заканчивая специальными электронными книгами и планшетами, наступили «черные» времена для компаний, которые занимаются изданием и продажей печатной книжной продукции.

Буквально несколько десятилетий назад Россия была одной из самых читающих стран мира. И до сих пор отечественные издательства выпускают большое количество литературы. Однако до лета 2012 года можно было назвать лишь две самые крупные компании, работающие на этом рынке, – АСТ и Эксмо. Согласно данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, только в 2011 году два гиганта издали свыше 130 миллионов книг. Эти же компании владеют крупнейшими в стране розничными книжными сетями.

С конца июня этого года два ведущих игрока превратились в одного: стало известно, что Эксмо будет контролировать бизнес группы АСТ, что по сути превратило и без того небольшой книгоиздательский рынок в монополию. По разным данным, Эксмо принадлежит от 50 до 80 % рынка художественной литературы. В конце 2011 года Эксмо приобрела у финской компании Sanoma Independent Media издательство «Альпина бизнес букс». Этой же компании принадлежит 30 % акций известного издательства деловой литературы «Манн, Иванов и Фербер» (сейчас компания намерена увеличить пакет до контрольного). После объединения компания, как ожидается, будет контролировать свыше 60 % российского рынка деловой и профессиональной литературы.

В целом, сама отрасль уже давно находится в кризисе. По данным Роспечати, за последний год производство книг в нашей стране сократилось на 6,3 %, а всего на протяжении последних трех лет тиражи упали почти на 30 %. По оценкам самих издательств, в 2011 году объем отечественного рынка книжкой продукции составил 62 миллиарда рублей, сократившись за четыре года на 16,9 %.

Столь не радужная ситуация складывается не только в России, но и за рубежом. Например, в прошлом году было объявлено о банкротстве и закрытии почти четырехсот магазинов по всей стране второй по величине в Америке книготорговой сети Borders Group Inc. Как сообщает компания Nielsen Book Scan, объем продаж печатных книг в США снизился за предыдущий год на 8,9% и составил 651,2 миллиона экземпляров. В Великобритании объемы сократились на 6,2%, в Германии и Дании на 5%, в Италии на 3,7%. Менее всего падение объемов затронуло Францию, там рынок «просел» лишь на 1,5%.

Российские эксперты считают, что снижение объемов продаж книг связано напрямую с кризисом 2008 года, из-за которого покупатели были вынуждены отказаться от дополнительной статьи расходов семейного бюджета, связанной с покупкой печатной продукции. Более того, согласно докладу Роспечати о проблемах российского книгоиздания, последствия мирового финансового и экономического кризиса для этой отрасли до сих пор не были преодолены до конца. Впрочем, проблемы возникли задолго до 2008 года. На протяжении предыдущих двадцати лет этот сегмент рынка развивался хаотично. Полки магазинов оказались переполнены некачественной и невостребованной литературой. Как и следовало ожидать, спрос на книги резко упал. Издатели были вынуждены поднять цены, чтобы выжить, что лишь усугубило ситуацию.

Значит ли это, что в книгоиздательской отрасли все плохо, и бизнес в этой области обречен на провал? На самом деле, больше всего пострадал сегмент художественных книг для взрослой аудитории, а вот интерес со стороны читателей к научной и учебной литературе лишь возрастает с каждым годом.

Большим спросом пользуются издания для детей, в том числе и художественные. Конечно, многие книги (тем более, традиционные народные и авторские известные сказки) можно найти в интернете в электронном виде. Но родители все же предпочитают покупать привычные книги, даже несмотря на их высокую стоимость, обусловленную качественной полиграфией, красивыми иллюстрациями и небольшими тиражами. Популярность электронных книг растет, но преимущественно среди взрослых жителей крупных российских городов (там книги в электронном формате читают около 30% населения).

Детям родители предпочитают читать традиционные печатные книги с яркими красочными картинками. Некоторые собирают даже целые библиотеки детской литературы. Ребенок учится читать также с помощью печатных букварей и азбук, и первые книги, которые он прочитывает самостоятельно, не на экране мобильного устройства, а на обычной бумаге.

Другой сегмент литературы, который не так сильно затронули последние изменения, представлен дорогими тематическими подарочными изданиями. Как правило, они выпускаются небольшими тиражами, посвящены определенной узкой тематике, носят справочно-информационный характер и нередко отличаются роскошным оформлением. Главная их ценность не в тексте, а в иллюстрациях, поэтому читать такие книги в электронном виде нет смысла.

Бывают издательства, которые выпускают книги разной ценовой категории, но на одну тематику. В качестве примера такого узкоспециализированного книжного издательства можно привести компанию Dogwise, расположенную в Сиэтле. Основана она была в 1986 году предпринимательницей Шарлин Вудворд (Charlene Woodward). Изначально это был самый обычный розничный магазин, который оказывал специальную услугу по поиску редких книг для школ, библиотек или частных лиц.

Выполняя очередной заказ на доставку книг для собак своим клиентам, Шарлин обнаружила, что люди, которые хотят приобрести качественные книги о своих питомцах, сталкиваются с определенными сложностями при поиске такой литературы. Вооружившись поддержкой своих клиентов, предпринимательница стала продавать специализированную литературу на выставках собак. Когда же ей начали задавать вопросы о том, где можно приобрести книги о собаках во время, когда выставки не проводятся, Шарлин решила печатать и распространять простой каталог с возможностью заказа понравившихся изданий.

Ее бизнес рос стремительными темпами. В скором времени Вудворд открыла собственное издательство, которое выпускает книги исключительно о собаках. В его штате работают всего лишь восемь человек, так как основной бизнес по доставке книг почтой ведется через сайт компании. В год издательство Dogwise выпускает от восьми до десяти новинок, которые охотно покупают не только жители США, но и владельцы собак из других стран, включая Японию и Россию. При этом компания не тратит деньги на перевод своих изданий на другие языки. Оно просто перепродает права на литературу зарубежным издательствам. Стоимость прав на одну книгу составляет от $1000 до $10000, в зависимости от условий договора.

Подобное узкотематическое книжное издательство может стать выгодным бизнесом и в нашей стране, невзирая на достаточно сложное положение дел на книжном рынке в России. Цена входа на этот рынок, как ни странно, сравнительно низкая. Для издания двух-трех книг потребуется небольшая сумма. К примеру, по данным книжных издательств себестоимость выпуска одной книги при тираже менее десяти тысяч экземпляров составляет менее $2,5 за единицу. Значит, вложения в первое издание составят порядка $20000. Правда, речь идет об обычной неподарочной книге стандартного объема и размера в твердой обложке, с черно-белыми иллюстрациями или, вообще, без них.

Так как издание книг считается бизнесом с высокими рисками, банки обычно не кредитуют начинающих предпринимателей, которые хотят работать в этом сегменте. Ведь одно дело издать книгу и совсем другое – успешно продать ее. Всегда есть вероятность, что авторы подведут издателя, не закончат писать свои книги или и вовсе уйдут к конкурентам. Поэтому новые компании финансируются либо за счет частных инвесторов, либо приглашая к сотрудничеству крупные издательства. Если у вас нет собственных средств для начала собственного дела, то первый вариант выглядит более привлекательно для специализированного проекта.

Не стоит обходить своим вниманием и производство электронных книг. Если для вашей ниши это возможно, то обозначьте это направление своей работы еще на этапе составления бизнес-плана, который вам необходим для себя или для поиска инвестора. К примеру, вышеупомянутое издательство Dogwise, помимо производства специализированной литературы, также выпускает книги в электронном виде. Причем именно это направление является для него одним из самых прибыльных и быстро развивающихся. «Мы занимаемся изданием электронных книг на протяжении уже трех лет, и наша прибыль увеличилась за этот период в десятки раз. Электронные книги не требуют дополнительных расходов на печать и доставку, для их хранения не нужен склад», - рассказывает глава компании. Также, кроме печатных и электронных книг о собаках, издательство Dogwise выпускает диски, буклеты с различными методическими материалами и игрушки для собак.

Издавать книги можно двумя способами. Первый – традиционный – заключается в производстве книжного тиража в типографии. Это подразумевает довольно большой объем работы, на который потребуется некоторое время (на печать одного тиража офсетным способом уходит, в среднем, 3-4 месяца). Прежде всего, верстаются страницы будущего издания. Затем после проверки корректором они печатаются на офсетной машине. Офсетная печать книг является самым распространенным способом книжного производства, который особенно выгоден при средних и больших тиражах. Чем больше тираж, тем меньше себестоимость печати одного экземпляра книги. Отдельные листы издания, которое должно быть в твердом переплете, собираются в так называемые тетради. Тонкие брошюрки сшиваются в единый книжный блок. Для этого используется ниточная прошивка (считается самой оптимальной), прошивка проволокой и склейка. «Тетради» подбираются в блок вручную, после чего их загружают в ниткошвейную машину. Книжный блок подрезается на специальной машине, чтобы придать ему полукруглый профиль. После чего тираж опрессовывается в книжном прессе.

При изготовлении книг с твердым переплетом на следующем этапе производства подготавливается переплетная крышка издания. Она состоит из двух боковых картонных сторон и корешковой части, которая называется «отставом». Затем на картонную основу наклеивается бумвинил, балакрон или другой материал, который используется для переплета. В некоторых случаях на этапе приклейки обложки к внутреннему блоку к корешку головки блока прикрепляется тесьма таким образом, чтобы оставшийся снаружи конец ленточки мог вкладываться между страницами книги и выступал за нижний конец блока. Так делают ляссе – узкую ленту, которая служит в качестве книжной закладки в изданиях средней и высокой ценовой категории. Ляссе может быть плетеной или же тканевой одного, двух или нескольких цветов.

После того, как переплетная крышка и книжный блок соединяются вместе, вся книга снова помещается под пресс. Последний этап изготовления книги представляет собой операцию штриховки. В результате этой процедуры создаются узкие продавленные полоски вдоль всего корешка издания у края его обложки. Благодаря этому книга легче раскрывается и может находиться в раскрытом состоянии без дополнительной помощи. Перед упаковкой книг в коробки, если это предусмотрено, они оборачиваются в бумажные суперобложки или же обтягиваются пленкой.

При таком традиционном способе производства большое значение имеет правильно рассчитанный тираж вашей книжкой новинки. Если книга, изданная тиражом 3-5 тысяч экземпляров, не была продана в течение одного года, она оказывается убыточной для издательства. Для небольшого предприятия, оборот которого должен быть выше, эти сроки еще меньше.

Реализуют готовую книжную продукцию через специализированные розничные магазины. Проблема заключается в том, что в розничной торговле, как и в книгоиздательском бизнесе, есть лишь две крупнейших федеральных игрока – книготорговая сеть «Буква», которая принадлежит АСТ (насчитывает около 450 магазинов), и объединенная сеть «Новый книжный – Буквоед» издательства Эксмо (свыше 100 магазинов). Безусловно, в первую очередь владельцы этих сетей продвигают собственную продукцию. По некоторым данным, около 70% ассортимента сети «Новый книжный» составляют издания Эксмо и лишь 30% - продукция других компаний. Сотрудничество с такими сетями затруднено для молодых издательств еще и из-за высокой скидки, которую они требуют за возможность выставлять другие книги в своих магазинах. Если для отдельных небольших книжных магазинов скидка составляет около 10-15 % от оптовой цены, то крупные федеральные сети требуют скинуть иногда до 60 %, что делает для мелких издательств невыгодной работу с ними. Количество же независимых торговых точек уменьшается с каждым месяцем, что неудивительно. Ведь при прочих неблагоприятных факторов уровень рентабельности книжных магазинов колеблется в зависимости от формата от семи до пятнадцати процентов.

Альтернативой обычным книжным розничным магазинам стали интернет-магазины. По данным игроков этого рынка, ежегодный прирост продаж через интернет составляет для книжных компаний около 100 %. Но все же большая часть изданий продается через специализированные площадки, которые за счет отсутствия обычных для розницы расходов могут предложить своим клиентам более выгодные цены и огромный ассортимент. Кроме того, они могут доставлять книги по всей стране, в то время как большинство крупных книжных издательств находятся в Москве и Санкт-Петербурге. Единственный их недостаток заключается в том, что покупатель не может «вживую» оценить приобретаемую им книгу, зато имеет возможность ознакомиться с отзывами других читателей.

Второй способ производства книг, который наиболее распространен на Западе, заключается в том, что книга сначала продается, а лишь потом печатается. Так называемая цифровая печать по требованию пока только набирает популярность в нашей стране, но специалисты настроены более чем оптимистично. Ее несомненные преимущества состоят в отсутствии больших расходов на печать издания (теперь цена не зависит от тиража, можно напечатать даже один экземпляр книги, пусть даже он будет стоить и немного дороже, нежели при печати офсетом) и в простоте изготовления книги.

Теперь издание книги занимает несколько дней, а не месяцев, как раньше. Печать осуществляется с помощью нехитрого оборудования, которое включает в себя компьютер, принтеры, резаки и термоклеевую машину. Можно купить и специальные автоматизированные линии, которые осуществляют весь цикл работ – от печати до переплета. Машины занимают около 5-6 кв. метров и могут обслуживаться одним лишь оператором. Печать книги, не считая редактуры, верстки, корректуры, занимает менее получаса. Этот вариант издания является скорее вспомогательным, а не основным. С его помощью можно производить небольшие тиражи (в том числе и штучные экземпляры) редкой литературы под заказ или же для изучения спроса.

Штат небольшого специализированного книжного издательства включает в себя редакторов и менеджеров по продажам. В принципе, все остальные функции можно переложить на подрядчиков, как это делают многие небольшие компании. Среди их штатных сотрудников зачастую даже нет верстальщиков и корректоров. Многие типографии предлагают услуги не только по печати книги, но и по подготовке ее к печати.

Сысоева Лилия
- портал бизнес-планов и руководств

Время изменилось и теперь писатель (даже начинающий) больше не зависит от издательств, теперь он сам может не только сделать свою книгу достоянием широких читательских масс и заработать на ней, но и открыть собственное издательство. Мало того – для этого от него даже не потребуется особых денежных вложений...


Для начала вы создаете на Блоггере аккаунт, и . Но пусть слово «блог» не пугает вас», т.к. благодаря невероятному обилию бесплатных шаблонов для блоггера, вы можете создать сайт, который не уступит профессиональным разработкам ни качеством, ни дизайном, ни функциональностью.

Создав, вы размещаете на нем свои книги, а они, скорее все у вас уже есть. Для этого вы сперва переводите их в различные форматы, позволяющие читать эти книги как на компьютере, так и на моборльных телефонах или ридерах, после чего каждый из этих форматов отдельным файлом размещаете на любом бесплатном сервисе хранения файлов, выбрав тот из них, что не требует от вас «перезаливки» файла или его обязательного скачивания каждый две недели или раз в месяц.

В любой графическом редакторе выставляете в вертикальный прямоугольник картинку, найденную в интернете и соответствующую теме вашей книги, добавляете название и имя автора, а внизу размещаете логотип или название вашего издание. Обложка готова.

На странице блога рядом с ней и активными ссылками на скачивание вы размещаете наиболее удачные, по вашему мнению, фрагменты из книги, которые заставят читателей скачать ваше творение, и...

Первый «тираж» вашей книги готов к тому, чтобы разойтись по всему миру! А согласитесь, после нескольких лет бесцельных переписок и телефонных переговоров с «бумажными» издательствами это – лучшее из всего, что вы могли сделать.

Теперь идем дальше. Обязательно создаем отдельную страницу с информацией о себе – гениальном. Там должны присутствовать несколько фотографий, биография, фрагменты из написанных книг, и все то, что расскажет о вас исключительно с позитивной и положительной стороны.

Создайте эту страницу так, словно вы решили выгодно продать себя, и не стесняйтесь писать о себе так, словно вы являетесь (а мы не сомневаемся в этом) самым лучшим современным писателем во всей нашей страны.

Зачем это делать? В любом , как в «бумажном» так и электронном, в любом продюсерском агентстве и телестудии, занимающихся производством сериалов, на любом телеканале есть специальные люди, которые ищут в Сети оригинальные сюжеты как для бедующих изданий, так и для фильмов и сериалов.

Вероятность того, что рано или поздно они окажутся на вашем сайте, равна почти 100 процентам. А раз так, то попав туда, они должны увидеть не только ваши книги, но и узнать о вас, а так же получить доступ к вашим контактным данным.

Но если ваши амбиции не идут так далеко, и вы решили оставаться издателем. То тогда займитесь привлечением на свой сайт авторов. А по статистике того же АСТ в нашей стране книги пишут порядка 300-500 тысяч человек.

Даже если каждый сотый из них станет сотрудничать с вами, то у вас наберется более чем солидная библиотека современной литературы.

Ну а теперь как заработать на этом. Вариантов заработка на собственном Е-издательстве существует довольно много, но мы расскажем всего о 3-ех из них.

1. Вы можете размещать предназначенные для бесплатного скачивания файлы на так называемых «файлообменниках», которые платят за каждый 100 или 1000 скаченных с них фалов довольно неплохие деньги, живя за счет того, что рядом со ссылкой на ваш файл размещают свою рекламу. Причем – на своих страницах, а не на вашем файле.

2. Вы делаете платный доступ к каждой из размещенных на книг, беря от 10 центов до 5 долларов – сумму определяете вы. Если предположить, что в среднем с вашего сайта будут скачивать 10.000 книг по минимальной цене в 50 центов, то можете подсчитать, сколько вы заработаете.

Конечно то, о чем мы вам рассказали – лишь приблизительная схема ваших действий по создание Е-издательства. Однако она позволяет вам понять, в каком направлении вам следует двигаться, для того, чтобы уже через пару лет создать конкуренцию таким издательствам как Вагриус и ЭКСМО.

А, кроме того, как мы надеемся, благодаря ей вы наконец получаете возможность заявить о себе, как о писателе, вытащив наконец-то рукописи из пыльных ящиков письменного стола...