Возможность карьерного роста - очень привлекательная строчка в любой вакансии, она успешно зазывает многочисленных претендентов на такую вакансию. Но в реальности получается, что далеко не каждый получает обещанное, точнее получает каждый, но воспользоваться могут далеко не все. Почему-то некоторые работники застывают на одной должности на много лет, а более «удачливые» новички быстро скачут по карьерной лестнице.




Начинать карьеру нужно с себя!

Успешная карьера во многом зависит от образования, причем гораздо в большей степени не от полученного в институте диплома, а от профильного самообразования и целенаправленного повышения собственной квалификации. Образование - это первая ступенька успешной карьеры.

Сейчас модно ссылаться на богатых и знаменитых бизнесменов, которые бросили университеты, но стали миллиардерами и построили головокружительную карьеру. Любителям таких ссылок стоит вспомнить какие учебные заведения они покинули и насколько их уровень образования отличается от уровня большинства претендентов только мечтающих о карьере. Ссылаться на эти примеры и думать, что у них получится также имеют право только те, кто сам без труда поступил бы в эти университеты и мог бы их добровольно покинуть. Остальным же - учиться, учиться и еще раз учиться, и тем самым готовить себя к успешной карьере и создавать безупречное резюме для старта или продвижения.

Не стоит отказываться от любых повышающих уровень профессионализма обучающих программ и курсов. Часто компании устраивают семинары и профильные программы, организуют курсы в обучающих центрах. Их посещение и успешная сдача всех нормативов покажет руководству, серьезное отношение к работе и желание быть полезным компании, а это уже повод для повышения.





Правильная постановка целей

Если образование получено и желание повышать квалификацию на месте, то стоит разобраться с распределением собственных сил и времени. Если мечтать о должности президента компании, попивая кофе за столом менеджера младшего звена, то ничего хорошего не выйдет. Нужно направлять свои силы и время на достижение реальных целей и ставить их последовательно, выбрав направление и четко следуя пунктам плана:

  1. начальник подразделения;
  2. начальник отдела;
  3. директор городского филиала;
  4. куратор направления;
  5. региональный руководитель.

Вот примерно в таком духе стоит составить список своих целей и четко следовать ему, направляя все силы и средства для достижения следующей цели, перепрыгивать через пункты никто не запрещает, но надеяться на такой успех не стоит. План можно даже не писать, а просто взять штатное расписание компании и рассмотреть градацию должностей от низшей к высшей. На самом деле руководству будет гораздо ближе и понятней желание шагнуть на одну ступень вверх, чем витание в облаках и мечты о том же, о чем мечтает сам начальник.


Профессионализм открывает двери

В каждой организации есть такие люди, которых очень ценит руководство, постоянно продвигает, никогда не предложит увольнение или сокращение. Таких людей обычно знают все - вот у них как раз и есть возможность карьерного роста без каких-либо проволочек. Речь не о личных связях, родственниках или любимчиках, речь о крутых профессионалах.

Такие работники ценятся везде, и иногда за них ведутся целые войны в конкурирующих организациях. Чем выше профессионализм работника, тем шире его карьерные возможности. Поэтому, кроме хорошего образования, на любом рабочем месте нужно стараться стать лучшим в своем деле. Когда руководитель понимает, что человеку можно поручить любую работу по его профилю, и она будет выполнена качественно и в срок, то ценность такого работника возрастает в разы.

Добиться высокого профессионализма быстро и без усилий никак не получится, не существует волшебного средства, формирующего опыт и анализ. Только непосредственное занятие делом и желание получить опыт, постоянное самообразование, анализ проделанной работы и обучение у других специалистов в своей области, проработка и воплощение методов и наработок собственного изобретения и даже конкурирующих организаций формируют классного специалиста. Анализ чужих неудач и собственных ошибок дает возможность их не повторять и стать ценным сотрудником компании, которому открыты все двери ведущие наверх.

Для чего человек работает? Если ответом будет «для работы» или «так положено», то этот человек изначально не настроен на карьерный рост в организации и достижение высоких результатов своей профессиональной деятельности. Это люди, которые всегда предпочитают работать под чьим-то руководством и выполнять только поставленные задачи - то есть менеджеры среднего звена, которые никогда не стремятся стать руководителем.

Но если человек отвечает на этот вопрос: «Для зарабатывания денег» или «Для реализации своих возможностей», то это однозначно амбициозный, целеустремленный и трудолюбивый человек, который готов работать, учиться и развиваться для обеспечения карьерного роста в компании и повышения своего финансового положения.

Перспектива карьерного роста в организации

С первых дней работы такие сотрудники пристально изучают все возможности карьерного роста в компании. Это достаточно просто, если компания небольшая и имеет не более 50-ти сотрудников.

В компаниях с количеством сотрудников более 200 человек новому сотруднику сложно сориентироваться, каким же образом он сможет обеспечить себе возможность карьерного роста в предприятии. И основная сложность состоит в запутанной организационной структуре компании, множестве департаментов, руководителей, их заместителей и ответственных лиц.

Такая сложная организационная паутина приводит к тому, что талантливые и целеустремленные сотрудники теряются и зачастую им тяжело разобраться в последовательности действий для профессионального развития и карьерного роста в предприятии. Результатом является временный профессиональный «застой» из-за использования большого количества времени на визуализацию полной картины перспектив карьерного роста и развития в рамках организации.

Управление карьерным ростом в компании

Для каждой компании очень важно, что бы сотрудники развивались не «из под палки», а самостоятельно стремились стать первоклассными профессионалами. Ведь при этом сотрудник прикладывает значительные усилия для выполнения своих производственных обязанностей и старается добиться для себя карьерного роста в предприятии. В результате организация получает качественно выполненную работу и отличные результаты.

Существует несколько способов для сотрудников HR-департамента объяснить работникам предприятия возможности карьерного роста в организации. Одним из самых эффективных способов на сегодняшней день является карьерный компас - схематический рисунок, на которой отображено все этапы карьерного роста в предприятии и профессионального развития сотрудников.

Этапы карьерного роста в предприятии

Карьерный компас прекрасно показывает каждому сотруднику его путь и этапы карьерного роста в организации. В крупных компаниях будет несколько карьерных компасов для более удобной визуализации схемы возможности карьерного роста и достижения профессионального развития поэтапно. При этом рассылать или вывешивать в людном месте схематические рисунки карьерного компаса будет неэффективно, ведь далеко не каждый сотрудник стремиться обеспечить себе перспективу карьерного роста и заработать повышение по службе.

Портал и карьерный рост сотрудников

Одним из инструментов, который помогает реализовать полноценное информирование о возможности карьерного роста в предприятии, стимулировать к профессиональному развитию и эффективной работоспособности на сегодняшний день является внутрикорпоративный портал, созданный на платформе Microsoft SharePoint и . С его помощью у руководства компании появляется возможность быстро и качественно создавать и размещать информацию о перспективах карьерного роста в компании в виде различных карьерных компасов. Каждый сотрудник, заинтересованный в собственном развитии и управлении карьерным ростом в предприятии, может обратиться к специальному разделу «Карьерный компас» на портале. В данном разделе сотрудник найдет исчерпывающую информацию о возможностях карьерного роста и профессионального развития на предприятии.

Возможность карьерного роста сотрудников

Корпоративный портал позволяет не только быстро и эффективно показать все способы развития и возможности карьерного роста сотрудников, но и проводить онлайн-тренинги, тестирования и опросы для выявления действительно талантливых и перспективных сотрудников. Также при помощи портала сотрудники могут найти необходимую информацию и рекомендации к успешному профессиональному развитию, перечень необходимых тренингов и дистанционных курсов, книг, статей и массу другой полезной информации для управления карьерным ростом в компании.

Таким образом, заинтересованные сотрудники будут иметь эффективный инструмент для собственного карьерного роста и развития, а организация получит высокопрофессионального специалиста.

Клинические психологи могут специализироваться в области психотерапии, осваивая новые способы, приемы работы с клиентами и пациентами, нуждающимися в психологической помощи.

Карьерный рост связан с получением руководящих должностей медицинских психологических центров, учреждений, отделений и т.д. Возможно практическая деятельность в частной практике.

Клиническая (медицинская) психологияhttp://www.Syntone.Ru/library/parables/content/3477.Html введение

История развития клинической психологии представляет собой извилистый путь. Располагаясь на границе между медициной и психологией, новая наука то и дело прибивалась то к одному, то к другому берегу реки под названием «человекознание». Ради справедливости следует отметить, что до настоящего времени месторасположение клинической психологии не вполне определено, что можно объяснить междисциплинарным характером этой науки.

Точкой отсчета зарождения клинической психологии можно считать призыв медиков «лечить не болезнь, но больного». Именно с того времени начало происходит взаимопроникновение психологии и медицины. Вначале клиническая психология, которую активно разрабатывали психиатры, была нацелена на изучение отклонений интеллектуального и личностного развития, коррекцию дезадап-тивных и делинквентных форм поведения. Однако впоследствии сфера интересов клинической психологии была расширена за счет изучения психического состояния лиц с соматическими заболеваниями.

Термин «клиническая психология» происходит от греческого kline, что обозначает постель, больничную койку. В современной психологии, как правило, термины «клиническая» и «медицинская» психологии используются как синонимы. Учитывая данный факт, в дальнейшем изложении мы будем использовать лишь один из них. Однако, учтем существующую традицию медиков обозначать эту область знаний «медицинской психологией», а психологов - «клинической психологией».

Клиническая (медицинская) психология - наука, изучающая психологические особенности людей, страдающих различными заболеваниями, методы и способы диагностики психических отклонений, дифференциации психологических феноменов и психопатологических симптомов и синдромов, психологию взаимоотношений пациента и медицинского работника, психопрофилактические, психо-коррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам, а также теоретические аспекты психосоматических и соматоп-сихических взаимовлияний.

Сегодня существует достаточно большое количество родственных психологических дисциплин, имеющих отношение к клинической психологии: патопсихология, психопатология, нейропсихология, психология девиантного поведения, психиатрия, неврозоло-гия, психосоматическая медицина и др. Каждая из перечисленных дисциплин сочетает в себе медицинские и психологические знания. Однако, все они имеют отношение к клинике и вследствие этого могут быть признаны составными частями клинической психологии. В соответствии с традициями в клиническую психологию включаются следующие разделы:

    психология больного

    психология лечебного взаимодействия

    норма и патология психической деятельности

    патопсихология

    психология индивидуальных различий

    возрастная клиническая психология

    семейная клиническая психология

    психология девиантного поведения

    психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия

    неврозология

    психосоматическая медицина

Клиническая психология тесно связана с родственными дисциплинами, в первую очередь, с психиатрией и патопсихологией. Сферой общего научного и практического интереса клинической психологии и психиатрии является диагностический процесс. Распознавание психопатологических симптомов и синдромов невозможно без знания их психологических антонимов - феноменов обыденной жизни, отражающих индивидуально-психологические особенности человека и располагающихся в пределах нормальных вариаций психического реагирования. К тому же, процесс диагностики психических заболеваний не может обойтись без «патопсихологической верификации».

Методы исследований психических особенностей соматически больных клиническая психология заимствует у психодиагностики и общей психологии; оценку адекватности или девиантности поведения человека у психиатрии, психологии развития и возрастной психологии. Изучение клинической психологии невозможно без медицинских знаний, в частности, из области неврологии, нейрохирургии и смежных дисциплин. Психосоматический раздел клинической психологии зиждется на научных представлениях из таких областей как: психотерапия, вегетология, валеология.

Наиболее полно перечень теоретических знаний и практических навыков клинического (медицинского) психолога можно почерпнуть из квалификационной характеристики специалиста в данной обалсти. В соответствии с приказом МЗ РФ №391 от 26.11.96 медицинский психолог обязан иметь следующие

Теоретические знания:

Психология и её значение для медицины: предмет, задачи и междисциплинарные связи медицинской психологии, история становления медицинской психологии как области психологической науки; медицинская психология как профессия; основные разделы медицинской психологии.

Основные теоретико-методологические проблемы медицинской психологии: мозг и психика, психосоматические и соматопсихические соотношения. Соотношения биологического и социального, проблема нормы и патологии, генетическое и приобретенное, наследственное и личностно-средовое, развитие и распад психики, органическое и функциональное, сознательное и бессознательное, адаптация и дезадаптация, дефицитарное и приспособительное.

Системный подход как теоретическая основа понимания психологической структуры болезни, восстановительного лечения и реабилитации больных.

Основные (фундаментальные) медицинские понятия: этиология, патогенез и саногенез, симптом, синдром, клинический диагноз, функциональный (многомерный или многоосевой) диагноз.

Смежные знания: основы общей и частной психиатрии, основы неврологии, учение о пограничных психических расстройствах, саморазрушающее поведение, основы психофизиологии и психофармакологии.

Психологические (психогенные) факторы в этиологии, патогенезе и патопластике психических и психосоматических нарушений, концепция предболезни, нарушение психической адаптации, социально-стрессовые расстройства, кризисные состояния.

Классификация методов медицинской психологии, психологическая диагностики как инструмент целенаправленного изучения личности, методы психологической диагностики в клинике, компьютерная психодиагностика, психологическая коррекция.

Понятие психологического диагноза, функциональный диагноз как результат интеграции клинического, психологического и социального аспектов болезни, понятие психологического контакта.

ности, стресс, фрустрация, сознание и самосознание, самооценка, конфликт, кризис, психогенез, психологическая зашита, копинг, алекситимия.

Теория эксперимента, понятия стандартизованных и не стандартизованных методик, теория и классификация тестов, основные психометрические понятия (валидность, надёжность, стандартизация, норма и др.).

Основы клинической нейропсихологии: системные механизмы мозга в организации высших психических функций, процессов и состояний, функциональная специализация полушарий - основные концепции и практика, соотношения обшемозгового и локального в нейропсихологии, нозологическая специфика нарушения высших психических функций, специфика нейропсихологического исследования в детском возрасте; основные нейропсихологические синдромы и методы их диагностики.

Понятие патопсихологии: соотношение качественного и количественного подходов в анализе психодиагностических данных, Патопсихологическая феноменология, закономерности и структурные особенности нарушений познавательных процессов, свойств и состояний, вызванных болезнью, нозологическая и синдромологическая специфика патопсихологической феноменологии, дифференциально-диагностическое и экспертное значение патопсихологического эксперимента, патопсихологические исследования в оценке динамики лечения.

Возрастные аспекты психологических расстройств: возрастные особенности психологических нарушений при различных заболеваниях, психическое развитие аномального ребёнка, детский аутизм, проблема дизонтогенеза и задержки психического развития, психологические аномалии подросткового возраста, особенности детских и подростковых форм патологического реагирования, психологические аспекты психического инфантилизма, психологические проблемы гериатрии и геронтологии.

Учение о характере: понятие акцентуации и психопатии, классификация акцентуаций характера, методы диагностики.

Учение о личности: основные концепции личности в отечественной и зарубежной психологии, методы диагностики, понятие о защитных механизмах личности, личность и болезнь.

Основные концепции психосоматических соотношений. Психосоматическое и соматопсихическое. Внутренняя картина болезни и отношение к болезни, методология и методы исследования, нозологическая специфика психологических феноменов и внутренняя картина болезни. Теоретические и методологические аспекты, методы психологической диагностики в различных видах экспертизы.

Теоретические, методологические и методические подходы в решении задач психопрофилактики и психогигиены, понятия массовых исследований, психологического скрининга, факторов риска, психической дезадаптации и болезни.

Реабилитационный подход в медицине: понятие, концепции, основные принципы, формы и методы.

Психология экстремальных и кризисных состояний, понятие травматического стресса, социальной фрустрированности и социально-стрессовых расстройств.

Основные принципы психологического сопровождения лечебного процесса: организация психотерапевтической среды в лечебных подразделениях. Взаимоотношения врач-больной, психолог-врач-лечебный кабинет и др.

Психологические аспекты лекарственной и нелекарственной терапии, плацебо-эффект, психологические проблемы подготовки больных к операции, протезированию, психологические проблемы хронически больных, инвалидов и умирающих.

Медико-психологические аспекты социального поведения: общение, ролевое поведение, взаимодействие в группах, социальная нормативность и др.

Особенности работы медицинских психологов в стационарных, ам--булаторных и профилактических учреждениях различного типа, психологическое консультирование, профотбор, профориентация.

Психологические основы психотерапии, восстановительного обучения и реабилитации.

Базисные психотерапевтические теории: психодинамическая, поведенческая, экзистенциально-гуманистическая; личностно-ориенти-рованная психотерапия; медицинская и психологическая модели психотерапии; основные формы психотерапии: индивидуальная групповая, семейная, терапия средой, психотерапевтическое сообщество, социотерапия; механизмы лечебного действия психотерапии; нозологическая специфика и возрастные аспекты психотерапии и психологического консультирования; психологические проблемы невербальных методов психотерапии: музыкотерапия, хореотерапия, арттерапия и др.

Психотерапия и психологическое консультирование при кризисных состояниях.

Правовые аспекты деятельности медицинских психологов.

Деонтологические аспекты поведения медицинского психолога.

Многие заметили, что я шустрый карьерист, и у меня начали просить совета на тему: как обеспечить карьерный рост в IT-индустрии. Во избежание повторения одних и тех же советов разным людям в личных сообщениях я и пишу эту статью, делясь в ней историей своего собственного карьерного роста и основными наблюдениями, которые я сделал за 13 лет опыта работы в больших и не очень компаниях.
Сразу предупрежу, что не претендую на изложение универсальной теории карьерного роста сферического коня в вакууме, и большинство замечаний искривлено призмой моего восприятия. То, что неоднократно работало в моем случае, необязательно сработает в вашем.

Кратко о моих карьерных достижениях, чтобы было с чем сравнивать.

На работу я устроился еще студентом, когда учился на третьем курсе и сразу на полный рабочий день писать GUI на Qt под Linux. Linux я видел до этого полтора раза, пока мой брат натаскивал меня для поступления на работу. До этого имел академические познания в C++ и C, так что по уровню знаний был самым злостным новичком. Буквально через четыре месяца я стал де факто (но не де юре) ведущим разработчиком проекта по миграции продукта на ncurses. Настолько де факто, что безболезненно разругался со своим непосредственным начальником на тему использования STL в базовых классах, и в этом конфликте высшее начальство приняло мою, а не его сторону.

С тех пор я упорно ругался со всеми своими начальниками, и несмотря на это (или может, именно благодаря этому) моя карьера и зарплата шли наверх. За 13 лет стажа я увеличил свою зарплату в 15 раз (в среднем 23% в год), хотя сам активно требовал повышения всего два раза:

  1. Потому что мне обещали после испытательного срока и забыли
  2. Потому что мне нужна была минимальная ставка для получения разрешения на работу высококвалифицированного специалиста (ВКС), что облегчало мне хлопоты с московской регистрацией. В этот второй раз начальник даже не поинтересовался, какое повышение я прошу – он просто написал письмо в бухгалтерию, чтобы мне повысили настолько, насколько мне надо.

А теперь размышления, как у меня так получалось.

Размышления о карьере

Во-первых, что такое карьера? Для многих карьера и зарплата являются чуть ли не синонимами. На этой неочевидной синонимичности и кроется много недопонимания. Многие люди, увольняясь, ратуют на отсутствие перспективы карьерного роста, хотя на самом деле они имеют в виду «хочу больше бабла». Наверное потому, что говорить о деньгах в обществе неприлично. А карьера – это же так возвышенно!

Для меня этой синонимичности никогда не было. Да, мне было приятно, когда мне повышали зарплату, и да, на аттестациях я надеялся, что ее поднимут. Да, я бы высказал начальнику в лицо все, что я о нем думаю, если бы узнал, что зарплату подняли всем, кроме меня. И все равно, для меня зарплата всегда являлась чем-то второстепенным. Следствием из чего-то другого. Именно того, что составляет суть карьеры. А именно – влияния . Я расширял свое влияние, чтобы иметь больше возможностей получать конечный результат.

Карьерный рост – это расширение области своего влияния. И логично, чем шире ваше влияние, тем больше вам платят. Неважно почему – из благодарности или из страха вас лишиться. Но факт остается фактом:

Нет карьерного роста без расширения влияния.

Иерархии и Принцип Питера

Так уж получилось, что в нашей цивилизации для управления большими организациями и процессами избрана иерархия. Т.е. одному узлу подчинены многие другие. Чем выше узел, тем больше у него влияния. Т.е. по нашему определению, тем выше он на карьерной лестнице.


В таких организационных структурах действует принцип, сформулированный канадским исследователем иерархического строя Лоуренсом Питером. Принцип звучит так:
В иерархической системе любой работник поднимается до уровня своей некомпетентности.

Обоснование простое: если вы заслуживаете повышения, вас повысят. Если нет, то вы будете занимать ту должность, которую занимаете. Доказательство занимательное, но без специальной оговорки, в общем и целом, неверное. Ведь есть вариант, что если человек не справляется, то его увольняют. Однако сама суть иерархии такова, что выяснение, справляется ли данный узел со своими обязанностями, настолько дорогая операция, что она часто приносится в жертву другим деятельностям. Грубо говоря, вместо того, чтобы анализировать, как работают подчиненные, менеджер будет раздавать пинки и команды, которые точно так же получает от своего менеджера. Из всей этой истории делаем самый важный вывод:
Ваш начальник не знает и особо не стремится узнать, как вы работаете.

Начальнику по барабану

Конечно, могут быть исключения, но мне не посчастливилось с ними пересечься.

То, что начальники не стремятся узнать, как работают их подчиненные, видно хотя бы из того, что аттестации сделаны аналогом переписи населения в больших организациях. Если бы начальники не забивали на качество работы своих подчиненных, всеобщая аттестационная повинность не была бы нужна – просто грамотный начальник, завидев старания и компетенцию своего подчиненного, сам бы проявлял инициативу его повышать, а лоботрясов, коих накапливается великое множество в любой большой организации, тут же выгонял.

В теории менеджмента, кстати, озабоченность карьерным ростом подчиненного является одним из важнейших пунктов. В теории. За 13 лет ни один из моих менеджеров моей карьерой не озаботился. Даже несмотря на то, что мне повезло, и у меня был чудесный американский менеджер. Ни разу он со мной не обсуждал перспективу моего карьерного роста. Хотя мой случай особый (детали ниже). Но он также не обсуждал карьерные перспективы с моими коллегами.

Менеджер звезд

Есть начальники, у которых люди растут как грибы после дождя. У них в отделе самое большое количество работников с приставками senior, lead, experienced, advanced, супер-пупер и разные их комбинации. Как правило, этим начальникам тоже по барабану, как работают их подчиненные, и раздувают они своих людей ради себя самих, так как звездной командой, естественно, тоже должна управлять звезда. Горе тому, кому достался «звездный» менеджер. Ничто так не ставит на карьере (в моем понимании) крест, как тщеславный менеджер. Сложно угомонить собственное тщеславие, когда ваш менеджер ни с того, ни с сего заявляет, что люди из других команд вам в подметки не годятся. Знаю о чем говорю – испытывал такое внушение на себе.

Если ваш менеджер превозносит вас на пустом месте, бегите от него! Он вас надувает!

Карьерная лестница, а не эскалатор

Карьерный рост обеспечивается карьерной лестницей, а не эскалатором. Если вы хотите оказаться наверху, вам надо идти самим, а не ждать, что вас туда кто-то привезет. А это определяется одним единственным словом – инициатива. Под лежачий камень вода не течет. Если вы не проявите инициативу по расширению сферы вашего влияния, она сама по себе не расширится. Вот тут-то и находится основной перекресток при выборе пути расширения сферы влияния:
  1. Путь карьериста
  2. Путь профессионала
Путь карьериста
Сразу оговорюсь, что это не тот путь, которым шел я (естественно!), так что сужу я о нем по наблюдениям за другими. Лейтмотивом этого пути является формула:
Чтобы расширить сферу своего влияния, надо повлиять на начальника.

Карьерист влияет на начальника всеми возможными способами. Проявляется подчеркнутое рвение, подлизывается, занимается показухой, хлопает глазками, показывает разные части тела (если они красивые) итд. Конечная цель – получить возможность пропихивать начальнику свои идеи по выделенному каналу. Так как начальник – это усилитель сигнала, то тем самым достигается расширение влияния карьериста в организации.

Путь карьериста можно назвать путем вертикального виляния:

Недостаток пути карьериста заключается в том, что его влияние на коллектив окрашено в тона начальника. Коллеги ощущают привкус начальника в идеях своего однокашника и испытывают к нему искреннюю неприязнь и презрение. Чаще всего, карьеристов это не особо напрягает, так как они поднимаются наверх, оставляя неприятелей вне сферы своих интересов. Ну и пес с ними, с карьеристами, как сказал бы Иван Васильевич.

Путь профессионала
Профессионал расширяет свое влияние горизонтально.


Формула профессионала звучит так:
Чтобы расширить сферу своего влияния, надо решать те проблемы, которые мешают мне достигать эффективности.

Профессионал рассматривает коллектив, как источник проблем, которые он может решить. Тут один очень важный момент, на который следует обратить внимание. Говоря о решаемых проблемах, речь идет не о задачах, спущенных работнику сверху, а именно о проблемах, которые делают достижение своих непосредственных обязанностей неэффективными. Чаще всего эти проблемы всплывают в результате вопроса: «Почему я занимаюсь этим бредом?», т.е. это поиск первопричины проблемы с точки зрения компании. Это фундаментальный момент ментального выхода из своего контекста, за которым следует расширение влияния, а за ним и карьерный рост.

Влияние на начальника достигается в рамках вашего расширенного влияния на все окружение. Начальник узнает, что вы работаете хорошо потому, что об этом узнают все. Поэтому, ни для кого не является сюрпризом, когда вас повышают. Ведь это назрело.

Дополнительным бонусом к подходу профессионала является то, что сотрудник расширяет свою экспертизу в разных областях. Вместо того, чтобы углубляться в свою область, принимая предоставленную ему задачу за аксиому, он узнает контекст ее появления. Узнает, чем живут люди, которые до этого додумались. Узнает и зачастую даже свою задачу делает правильнее, так как понимает контекст.

Профессионал vs. Специалист

Если профессионалом я называю того, кто идет от проблемы наверх, ища ее первопричины, тем самым расширяя свой ареал и сферу влияния, то специалист в моем понимании идет в обратную сторону – он копает вглубь. Специалисту неинтересно, почему возникла проблема, ему интересно, как ее решить. В результате этого углубления специалист получает глубокое познание своей предметной области, настолько глубокое, что никто кроме него не понимает, насколько он крут. В этом и кроется секрет сложностей специалиста на аттестации: понять его квалификацию может только другой специалист его уровня, коим его менеджер, очевидно, не является. Тем самым, самое лучшее, что может думать о нем его шеф – это «занимается какой-то магией». О степени силы магии он вынужден судить по косвенным признакам – молчаливому уважению, которое испытывают коллеги к специалисту. Однако, не будем забывать, что для этого менеджеру надо проявить инициативу, что менеджеры в иерархиях делают только в теории.

Я ни в коей мере не хочу доказать, что специалисты хуже профессионалов. Я всего лишь пытаюсь проиллюстрировать, почему множество хороших специалистов недооцениваются своими начальниками.

Итак, вывод:

Узкая специализация не способствует карьерному росту.

Алгоритм профессионального карьерного роста

Итак, забыв о бяках-карьеристах, формализуем, как достигается расширение влияния профессионала, что, как уже было сказано выше, ведет к карьерному росту.
1. Обнаружьте проблему
Если что-то в вашей деятельности или в деятельности вашего коллеги вызвало у вас здоровый вопрос WTF?, значит, у вас есть шанс, расширить сферу своего влияния и вырасти в карьере.
2. Идентифицируйте проблему
Отследите проблему к ее первопричине. Если она в вас, устраните ее, сим повысив свою квалификацию. Выход из алгоритма. Чаще всего проблема бывает не в вас (вы же идеальны, не правда ли?). Исследуйте, откуда она растет. Чаще всего проблемы бывают в замыленности чьего-либо глаза или его недостаточной компетенции (привет принципу Питера). Изучайте. Это изучение и повысит вашу квалификацию. Найдя того, в чьей сфере ответственности лежит косяк, опишите ему (вот она – инициатива!) суть проблемы и как это проявляется на вашем уровне. Придумайте и доступно донесите другие потенциальные проблемы, которые могут всплыть из-за этого косяка. Скорее всего, кстати, они уже и всплыли, что вам расскажет багтрекер. Так или иначе, посоветуйте коллеге, как можно исправить этот косяк. Если коллега согласится, вы сделали доброе дело для компании, получили благодарного соратника, т.е. несколько расширили сферу своего влияния. И заодно получили новые знания вне вашей области. Кстати, заодно вы исправили косяк чужими руками, что тоже довольно отрадно.

Следует признать, что чаще всего коллега пошлет вас куда подальше. Люди в иерархиях и так перегружены всякими обязанностями, чтобы и полезным делом заниматься. Но я все равно рекомендую обращаться с советом, даже если вы предвкушаете от ворот поворот. Это важно для того, чтобы потом не могли обвинить в рейдерстве сферы влияния, ведь у вас будет железное «я же говорил(а)».

Так или иначе, если нам отказали, мы переходим к самому важному шагу:

4. Сделайте чужую работу сами
Исправьте обнаруженный косяк сами, даже несмотря на то, что он в чужой зоне ответственности. Во-первых, это даст вам возможность проверить вашу гипотезу, во-вторых, вы исправите саму проблему, а не симптом, что должно вдохновлять даже в отрыве от остальной теории - вы сделали мир лучше!

Так или иначе, если вы были правы, народ быстро заметит улучшенный процесс. Люди быстро привыкнут к нововведению, принимая его за норму, не в состоянии вернуться к предыдущему состоянию, которое точно так же считали нормой. Вы только что стали незаменимы, поздравляю!

От де факто к де юре

Следует понимать, что по вышеописанному алгоритму вам всегда будут недоплачивать. Ведь вы будете все время загружены обязанностями, за которые получают деньги другие. Но данная ситуация имеет несколько плюсов:
  1. Так как вы уже делаете эту работу, получение ее юридически не составляет труда, так как вы уже доказали свою состоятельность
  2. Вы вольны двигаться в том направлении, которое вам наиболее интересно, так как видите весь спектр потенциальных путей развития
  3. Вы свободный художник. Компания понимает, что делаете вы намного больше, чем получаете, поэтому вам позволительно то, что не позволительно другим. Например, можете потроллить президента

Заключительные размышления о карьере

Компании и коллективы разные бывают. То, что я описал, работало во всех коллективах, где я работал, а таких было 5. Во всех этих коллективах я получал эксклюзивную свободу, так что мог говорить то, что думаю, как с глазу на глаз, так и публично аж владельцам компаний. Следует признать, что на заре моей карьеры я наткнулся на довольно неадекватного босса, что привело к моему уходу из компании, что привело к карьерному и финансовому росту в другой.

Основной секрет описанного мною пути заключается в том, что растете вы изнутри, а карьера всего лишь гонится за вашим ростом. Как ребенок вырастает из детских штанишек, так и вы вырастаете из своей текущей должности. Ребенок не потому вырастает, что ему дают штаны размером больше. Карьера – это одежда, которую вы носите. Вы – это ваша квалификация, и она должна вырасти в первую очередь. А куда ей расти, показывают проблемы, которыми запружена ваша компания.

Описанный алгоритм карьерного роста является следствием вашего профессионального роста. А так как вы профессионал, вы сгодитесь везде. Ведь как можно перерасти свои детские штанишки, так же можно перерасти свою текущую компанию. И дорасти до своей собственной. Ведь, как это ни поразительно, примерно такими же словами

результат осознанной позиции и поведения человека в , связанный с должностным или профессиональным ростом.

Деловая карьера — поступательное продвижение личности, связанное с ростом профессиональных навыков, статуса, социальной роли и размера вознаграждения.

  • Карьера вертикальная — вид карьеры, с которым чаше всего связывают само понятие деловой карьеры. Под вертикальной карьерой понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии (повышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем ).
  • Карьера горизонтальная — вид карьеры, предполагающий либо перемещение в др. функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре; к горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения).

Управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением

Карьеру — траекторию своего движения — человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри и внеорганизационной реальности и главное — со своими собственными целями, желаниями и установками.

Начинается деловая карьера с формирования субъективно осознанных собственных суждений работника о своем трудовом будущем, ожидаемом пути самовыражения и удовлетворения трудом.

В процессе реализации карьеры важно обеспечить взаимодействие всех видов карьеры.

Виды деловой карьеры

Виды и типы карьеры

предполагает прохождение всех ступеней карьерного роста (обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию) в рамках одной . Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной.

Межорганизационная карьера предполагает, что работник проходит все ступени карьерного роста в разных организациях. Она может быть специализированной и неспециализированной.

  • Специализированная карьера отличается тем, что работник различные этапы своей профессиональной деятельности проходит в рамках одной профессии. При этом организация может оставаться одной и той же или меняться.
  • Неспециализированная карьера предполагает, что разные этапы своего профессионального пути работник проходит в качестве специалиста, владеющего разными профессиями, специальностями. Организация при этом может как меняться, так оставаться той же.

Неспециализированная карьера широко развита в Японии. Японцы твердо придерживаются мнения, что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке компании, а не по какой-либо отдельной функции . Поднимаясь по служебной лестнице, человек должен иметь возможность взглянуть на компанию с разных сторон, не задерживаясь на одной должности более чем на три года . Так, считается вполне нормальным, если руководитель отдела сбыта меняется местамис руководителем отдела снабжения. Многие японские руководители на ранних этапах своей карьеры работали в профсоюзах. В результате такой политики японский руководитель обладает значительно меньшим объемом специализированных знаний (которые в любом случае потеряют свою ценность через пять лет) и одновременно владеет целостным представлением об организации, подкрепленным к тому же личным опытом. Ступени этой карьеры работник может пройти как в одной, так и в разных организациях.

Вертикальная карьера предполагает подъем с одной ступени структурной иерархии на другую. Происходит повышение в должности, которой сопровождается ростом оплаты труда.

Горизонтальная карьера — вид карьеры. Который предполагает перемещение в другую функциональную область, расширение и усложнение задач или смену служебной роли в рамках одного уровня структурной иерархии, сопровождаемые увеличением .

Ступенчатая карьера — вид карьеры — совмещающий элементы вертикальной и горизонтальной карьеры. Ступенчатая карьера встречается довольно часто и может принимать как внутриорганизационные, так и межорганизационные формы.

Скрытая (центростремительная) карьера — вид карьеры наименее очевидный для окружающих, предполагающий движение в ядру, к руководству организацией. Скрытая карьера доступна ограниченному кругу работников, как правило, имеющих обширные деловые связи вне организации. Например, приглашение работника на недоступные др. сотрудникам встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные, важные поручения руководства. Такой работник может занимать рядовую должность в одном из подразделений организации. Однако уровень оплаты его труда существенно превышает вознаграждение за работу в занимаемой должности.

Модели деловой карьеры

На практике существует большое многообразие вариантов карьеры, которые базируются на четырех основных моделях:

«Трамплин». Подъем по служебной лестнице происходит, когда занимают более высокие и лучше оплачиваемые должности. На определенном этапе работник занимает высшую для него должность и старается удержаться на ней в течение длительного времени . А потом прыжок с «трамплина» — уход на пенсию. Эта карьера наиболее характерна для руководителей периода застоя, когда многие должности занимались одними людьми в течение 20-25 лет. С другой стороны, данная модель является типичной для специалистов и служащих, которые не ставят перед собой целей продвижения по службе в силу ряда причин — личных интересов, невысокой загрузки, хорошего коллектива — работника устраивает занимаемая должность и он готов оставаться на ней до ухода на пенсию.

«Лестница». Каждая ступень служебной лестницы представляет собой определенную должность, которую работник занимает определенное время (не более 5 лет). Этого срока достаточно, чтобы войти в новую должность и проработать с полной отдачей. С ростом квалификации, творческого потенциала и производственного опыта руководитель или специалист поднимается по служебной лестнице. Каждую новую должность работник занимает после повышения квалификации. Верхней ступеньки он достигает в период максимального потенциала, и после этого начинается планомерный спуск по служебной лестнице с выполнением менее интенсивной работы. Психологически эта модель очень неудобна для руководителей из-за нежелания уходить с «первых ролей». Здесь можно порекомендовать внимательно относиться к таким работникам — включать в совет директоров, использовать в качестве консультанта.

«Змея». Она предусматривает горизонтальное перемещение работника с одной должности на другую путем назначения с занятием каждой непродолжительное время, а потом занимает более высокую должность на более высоком уровне. Главное преимущество этой модели — возможность изучить все функции деятельности и управления, что пригодится на вышестоящей должности. Эта модель характерна для , так как они связывают себя не только с отдельной профессией, но и с будущим всей фирмы. При несоблюдении ротации кадров эта модель теряет значимость и может иметь негативные последствия, т.к. часть работников с преобладанием темперамента меланхолика и флегматика не расположены к смене коллектива или должности и будут воспринимать ее очень болезненно.

«Перепутье». Когда после определенного периода работы проводится аттестация (комплексная оценка персонала) и по результатам принимается решение о повышении, перемещении или повышении работника. Это похоже на , характерна для совместных компаний.

Карьера и особенности ее формирования

Конфигурация карьеры по Драйверу

Как видно из предыдущего раздела в процессе работы меняется уровень профессионализма и статус, но сочетание этих изменений в карьерах разных людей разное, что и рождает рисунок индивидуальной карьеры специалиста. Существует несколько типовых конфигураций карьеры.

Целевая карьера

Целевая карьера — сотрудник раз и навсегда выбирает профессиональное пространство, планирует соответствующие этапы своего продвижения к профессиональному идеалу и стремиться к его достижению.

Монотонная карьера

Монотонная карьера — работник намечает раз и навсегда желаемый профессиональный статус и достигнув его не стремиться к карьерному продвижению в организационной иерархии даже при наличии возможностей улучшения своего социально профессионального и материального положения.

Спиральная карьера

Спиральная карьера — работник мотивирован к перемене видов деятельности и по мере их освоения продвигается по ступеням организационной иерархии.

Мимолетная карьера

Мимолетная карьера — перемещение с одного вида деятельности в другой происходит стихийно, без видимой логики.

Стабилизационная карьера

Стабилизационная карьера — специалист растет до определенного уровня и остается на нем достаточно долго, более семи лет.

Затухающая карьера

Затухающая карьера — сотрудник растет до определенного статуса, останавливается на нем, затем начинается нисходящее движение.

Типы и этапы карьеры

Можно выделить несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках или , которые приведут к разным типам карьеры.

Профессиональная карьера — рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности).

Внутриорганизационная карьера — связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии:

  • вертикальной карьеры — должностной рост;
  • горизонтальной карьеры — продвижение внутри организации, например, работы в разных подразделениях одного уровня иерархии;
  • центростремительной карьеры — продвижение к ядру организации, центру управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений.

Этапы карьеры

Встречаясь с новым сотрудником, менеджер по персоналу должен учитывать этап карьеры, который он проходит в данный момент. Это может помочь уточнить цели профессиональной деятельности, степень динамичности и главное — специфику индивидуальной мотивации. Представим краткое описание этапов карьеры следующей таблицей:

Потребности человека на этапе карьеры

Этап карьеры

Возрастной период

Краткая характеристика

Особенности мотивации (по Маслоу)

Предварительный

Подготовка к трудовой деятельности, выбор области деятельности

Безопасность, социальное признание

Становление

Освоение работы, развитие профессиональных навыков

Социальное признание, независимость

Продвижение

Профессиональное развитие

Социальное признание, самореализация

Завершение

После 60 лет

Подготовка к переходу на пенсию, поиск и обучение собственной смены

Удержание

социального признания

Пенсионный

После 65 лет

Занятие другими видами деятельности

Поиск самовыражения в новой сфере деятельности

Предварительный этап

Предварительный этап включает учёбу в школе, среднее и высшее образование и длится до 25 лет . За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его и отвечающего его возможностям .Если он сразу находит такой вид деятельности, начинается процесс самоутверждения его как личности, он заботится о безопасности существования.

Это период, когда закладывается база как общетеоретических, так и практических знаний, человек успевает получить среднее или высшее профессиональное образование.

Этап становления

Далее наступаетэтап становления, который длится примерно пять лет от 25 до 30 . В этот период работник осваивает профессию , приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация , происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости. Работника беспокоят вопросы, безопасности, здоровья. Появление у большинства работников семьи, рождение детей, приводит к увеличению потребности в более высокой .

Этап продвижения

Этап продвижения длится от 30 до 45 лет . В этот период идет процесс роста квалификации, продвижения по службе . Происходит накопление практического опыта, навыков, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение как личности. В этот период гораздо меньше внимания уделяется удовлетворению потребности в безопасности, усилия работника сосредоточены на увеличении размеров оплаты труда и заботе о здоровье.

Этап сохранения характеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов и длится от 45 до 60 лет . Наступает пик совершенствования квалификации. Появляется потребность передачи знаний другим. Для этого этапа характерно творчество в работе, пик самовыражения и независимости, усиливается потребность в уважении. Растет потребность в увеличении оплаты труда и интерес к дополнительным источникам доходов.

Этап завершения

Этап завершения длится от 60 до 65 лет . Работник готовиться к уходу на пенсию, идет поиск замены и обучение претендентов. Это период кризиса, физиологического и психологического дискомфорта. Увеличивается потребность в уважении и самоутверждении. Работник заинтересован в сохранении уровня оплаты труда, но стремятся увеличить другие источники дохода, которые заменили бы им заработную плату данной организации при уходе на пенсию и были бы хорошей добавкой к пенсионному пособию.

Пенсионный этап

На последнем - пенсионном этапе карьера в данной организации (виде деятельности) завершена. Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности, которые были невозможны в период работы в организации или выступали в виде хобби.Внимание уделяется здоровью и поддержанию финансового положения. Такие специалисты часто с удовольствием соглашаются на временные и сезонные работы в своей организации.

Практика показала, что работники часто не знают своих перспектив в данном коллективе. Это говорит о плохой постановке работы с персоналом, отсутствии планирования и контроля карьеры в организации.