Иерархическая структура принятия управленческих решений это структура, в которой объем полномочий по принятию решений распределяется по вертикали и четко зафиксирован. Каждая должность на более низком уровне подконтрольна и подотчетна должности на более высоком уровне. Это позволяет избежать ненужной конкуренции, она отвечает достаточно простым и четко поставленным задачам, а также рутинным заданиям, допускающим возможность ошибки.

В иерархической структуре принятия управленческих решений основное средство воздействия - это отношения власти-подчинения, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.

Закон иерархичности принятия управленческих решений состоит в упорядочении взаимодействий между уровнями организации в порядке от высшего к низшему и рассмотрении организации как сложной многоуровневой системы.

В соответствии с законом иерархичности принятия управленческих решений каждый из уровней организации выступает как управляющий по отношению ко всем нижележащим и как управляемый, подчиненный по отношению к вышележащим.

В иерархически построенной организации существуют структурная и функциональная дифференциация, т.е. каждый уровень специализируется на выполнении определенного рода функций, причем на более высоких уровнях иерархии осуществляются преимущественно функции согласования и интеграции.

Иерархическое построение принятия управленческих решений в организации объясняется тем, что управление в них связано с получением, переработкой и использованием больших массивов информации. Нижележащие уровни используют более детальную и конкретную информацию, охватывающую только отдельные стороны функционирования организации; на более высокие уровни поступает обобщенная информация, относящаяся к организации в целом.

Закон иерархичности принятия управленческих решений проявляется в том, что структура организаций никогда не бывает абсолютно жесткой: иерархия, как правило, сочетается с большей или меньшей автономией нижележащих уровней по отношению к вышележащим, и в управлении организацией используются присущие каждому уровню возможности самоорганизации.

Иерархическая структура принятия управленческих решений организации имеет структуру пирамиды с высшим руководителем в верхней точке, который распределяет весь объем работы организации и делегирует ответственность за каждую часть общей задачи своим заместителям. Последние, в свою очередь, делегируют ответственность на более низкие уровни управления по цепочке команд, которая доходит до каждого работника. В ряде крупных компаний в прошлом насчитывалось десять и более уровней управления между управляющим высшего ранга и рабочим.

Внедрение цепочки команд явилось мощным фактором наведения порядка в больших подразделениях на предприятиях. Цепочка команд разрешала потенциальные конфликты, четко распределяя обязанности, полномочия и ответственность за возможное решение. Каждому руководителю и его заместителям в цепочке команд были предоставлены все полномочия для решения задач или осуществления отдельной функции, а также ответственность за ее исполнение. Это значительно упрощало задачу руководителя и давало уверенность в выполнении команды.

Использование иерархии в принятии решений осуществляется большинством фирм с целью координации деятельности и усиления централизации в управлении.

В американских компаниях менеджеры обычно делегируют свои полномочия в принятии решений ближе к тому уровню, на котором имеется больше необходимой информации, и который непосредственно участвует в реализации конкретного решения. Американские менеджеры при принятии решений предпочитают не вступать в прямые контакты с подчиненными, находящимися более чем на один иерархический уровень ниже, чтобы не нарушать принцип звенности в управлении.

Совокупность решений руководителей различных рангов, находящихся в отношениях подчинения, составляет иерархию решений, которая определяет структурные связи между ними. В процессе образования иерархии могут превалировать различные тенденции:

снизу вверх (то есть общие решения на более высоких уровнях принимаются на основании частных решений, принятых на нижних уровнях); такое построение характерно для информационных решений;

сверху вниз , что характерно для организационных решений;

навстречу, когда решения на нижних уровнях развивают (применительно к собственным условиям) и реализуют решения верхних уровней, а решения на верхних уровнях принимаются с учетом ранее принятых решений на нижних уровнях; такое построение характерно для технологических решений.

Внутри иерархии решений циркулируют потоки информации, которые обеспечивают поступление и согласование входящих данных. Непрерывно изменяющаяся система решений вместе с причинными связями между ними образует ту логическую основу, на которой развивается вся деятельность организаций. Поскольку всякое решение принимается с учетом связей с другими и, прежде всего, на основании вышестоящего решения, возникают ограничения, которые определяют «степени свободы», допустимой вариантности данного решения. В пределах этих «степеней свободы» решение может варьироваться, изменяться, приниматься в том или ином своем варианте. Следует отметить, что для обеспечения согласованности решений недостаточно выполнения ограничений. Необходим еще целенаправленный, согласованный стиль мышления руководителей. Большое значение имеет содержание решений верхних уровней иерархии и контроль сверху вниз. К такому контролю относится и утверждение решений нижних уровней на верхних уровнях.

При разработке и принятии управленческого решения

Тема 1.1. Власть, влияние, сила и источники их формирования

Концепция власти в управлении организацией. Средства использования власти, успех и неудачи в ее применении. Источники власти и их характеристика. Власть, основанная на личностной основе: законная, экспертная, эталонная, информационная. Власть, имеющая организационную основу, основанная на вознаграждении, принуждении, власть связей.

Понятие харизмы. Лидерство и лидер. Понятия, связанные с властью: право на власть, потребность во власти, влияние на принятие решений, ба­ланс власти, сила власти. Силы, действующие при применении власти на менеджера, подчиненных, ситуацию.

Тема 1.2. Делегирование управленческих полномочий

Факторы, влияющие на масштаб полномочий. Понятия распределения и делегирования полномочий. Сущность и методология управленческих полномочий, их цели и виды (распоряди­тельные, рекомендательные, контрольные и координационные).

Особые об­стоятельства распределения полномочий. Два подхода к распределению полно­мочий в организациях: единоначалие и поглощение пол­номочий.

Тема 1.3. Централизация и децентрализация процесса разработки решений

Проблема и сущность централизации и децентрализации в теории организаций. Понятие «центра принятия решений». Требова­ния передачи полномочий. Факторы, влияющие на уровень децентрализации. Преимущества и недостатки процесса принятия решения.

Тема 1.4. Власть и организационная иерархия в качестве внерыночных средств принятия управленческих решений

Идеологическая основа управленческого решения, понятия, ее опре­деляющие. Зарождение власти, отношение власти и иерархии. Проблемы контроля и власти. Мотив власти в управлении организацией. Ценность власти для организации и уменьшения сложности принятия решений.

Тема 1.5. Процедурный характер принятия управленческого решения и его коллективистское измерение

Основные закономерности и процедурный характер процесса принятия управленческих реше­ний в иерархической организации. Правила принятия решений: оперативные, стратегические, институцио­нальные.



Формальная схема процесса принятия решений как принцип после­довательного разрешения неопределенности. Пути рационального построения процесса принятия решений и структурирования организации для поиска принимаемых решений.

Раздел 2. Особенности управленческих решений

Органов государственной власти и местного самоуправления

Тема 2.1. Сущность решений, принимаемых в органах государственной власти и местного самоуправления

Понятие управленческих решений, принимаемых в органах государственного и муниципального управления. Классификация решений органов государственной власти и местного самоуправления. Принятие решений представительными органами государственного и муниципального управления.

Тема 2.2. Состав документов органов государственной власти и местного самоуправления

Порядок оформления докумен­тов органами государственного и муниципального управления. Состав распорядительных, организационных, организационно-распорядительных и информационно-спра­вочных документов, порядок их подготовки. Модельный устав муниципально­го образования.

Раздел 3. Процесс подготовки управленческих решений

В органах государственной власти и местного самоуправления

Тема 3.1. Особенности процесса подготовки решений, принимаемых в органах государственной власти и местного самоуправления

Особенности процесса подготовки решений органами государственного и муниципального управления, характеристика этапов процесса. Научные методы подготовки управленческих решений. Типовая организационно-технологическая схема подготовки распорядительного документа в органах государственного и муниципального управления, основные требования к его тексту.

Тема 3.2. Информационно-аналитическая поддержка решений, принимаемых в органах государственной власти и местного самоуправления

Организационная система, ее цель и характеристики. Управление системой. Управленческая задача, ее описание. Отношения организационной системы и внешней среды. Особенности организационного управления.

Современные проблемы подготовки решений, принимаемых в органах государственной власти и местного самоуправления. Сущность информационной поддержки управленческих решений. Услуги автоматизированных систем организационного управления.

Тема 3.3. Подготовка сложных единоличных решений

Основные принципы и типовая структура подготовки сложных единоличных решений, их принятие. Проблемы подготовки сложных единоличных решений, принимаемых в органах государственной власти и местного самоуправления. Деятельность должностных лиц при обработке замысла и проекта решения.

Иерархия и власть как объективные предпосылки процесса управления

В процессах управления в каких бы масштабах оно ни осуществлялось, всегда возникает проблема власти. Её успех зависит от того, каков объем власти и каков ее характер. Объем власти отражает силу влияния в комплексе проблем функционирования и развития фирмы, а характер власти – те опорные факторы, которые являются фундаментом власти (полномочия, авторитет и пр.).

Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта. Субъектом может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН. Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Прежде всего он должен стоять выше по иерархическому признаку и иметь возможность отдавать приказы и распоряжения.

Иерархия – «служебная лестница», последовательное расположение служебных званий, чинов от низших к высшим в порядке их подчинения. Различают иерархию властную, бюрократическую, военную, партийную и т.д. Иерархия (от греч. hieros -священный и arche – власть) – расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Термин в социологии употребляется для обозначения социальной структуры общества, бюрократии, а в теории организации – как принцип управления. Этот термин связан с властью.

Иерархический признак, во-первых, означает централизацию, линейную соподчиненность низших звеньев системы высшим. Особую форму разделения труда не только по горизонтали, но и по вертикали, закрепление за людьми и подразделениями управленческих и исполнительных функций. Во-вторых, иерархия обусловливает целенаправленную личную зависимость одного человека от другого. В-третьих, иерархия функционирует как власть, то есть действует принцип подчинения члена организации правилам, стандартам организации. За отклонение от этих безличностных, формальных правил и норм к отдельным сотрудникам организации могут быть применены санкции и меры принуждения.



В практике управления в организациях применяются две системы распределения прав и ответственности или полномочий но уровням иерархии (Рис. 13). Первая система строится на основе принципа единства подчинения, а ее схема чем-то похожа на «елочку». Историческими и культурными корнями системы «елочки» являются комбинация отношений частной собственности на землю и базирующихся на уважении и расчете отношений, воспроизводимых в западноевропейской семье между ее старшими и младшими членами.

Рис. 13. Распределение в организации прав и ответственности по системам «елочка» и «матрешка»

Принцип единства подчинения заключается в том, что работник должен получать распоряжение, относящееся к выполняемой работе, только от одного начальника. Исходя из этого, система «елочка» построена так, что права и ответственность вышестоящего руководителя поглощают только часть прав и ответственности нижестоящего руководителя.

Такая система является основой по М. Веберу бюрократической организации и отличается высокой четкостью в фиксации прав и ответственности руководителя каждого уровня. Она позволяет легко найти ответственного за неудачу в организации. Её недостатком является то, что в рамках распространенной функциональной департаментализации она ослабляет функциональные права.

Вторая система – система двойного или множественного подчинения «матрешка» – исторически строилась на комбинации отношений совместной или общественной собственности на землю и отношений, воспроизводимых в семьях с азиатской культурой. В отличие от «елочки», система «матрешка» построена так, что права и ответственность всех вышестоящих руководителей полностью поглощают права и ответственность всех нижестоящих руководителей. При такой системе права и ответственность размыты между многими уровнями организации, и здесь практически невозможно найти виновного за случившееся. Им может стать руководитель любого уровня, и определяться это будет не в рамках установленной политики и процедур, а субъективным мнением вышестоящего руководителя, преследующего свои политические цели.

Система сознательно допускает наличие двух и более лиц, имеющих одинаковые полномочия относительно объекта управления. Такое положение уводит окончательное решение на самый верх организации и позволяет тем самым осуществлять тотальный контроль. Однако надо помнить, что власть только отчасти определяется иерархией. Сколько власти имеет тот или иной человек, определяется не только уровнем его формальных полномочий, но и степенью зависимости от другого лица. Помимо возможности и прав субъект власти должен иметь желание руководить и готовность брать на себя связанную с этим ответственность, а также быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом.

Власть никогда не является свойством или отношением лишь одного действующего лица (органа). Власть всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя, взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления до добровольного, воспринимаемого с радостью подчинения. В принципе подчинение так же естественно присуще человеческому обществу, как и руководство. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от того, как исполнитель воспринимает субъект в зависимости от наличия у него авторитета.

Качества объекта властвования определяются его политической культурой. Преобладание в обществе людей, привыкших повиноваться, жаждущих «твердой руки» является благоприятной средой авторитарных и тоталитарных режимов. Вопросы властного управления особенно остро встали в России при переходе к новым формам государственности и новым социально-экономическим отношениям, когда началось становление рынка и предпринимательства, развитие многообразных форм собственности, а также в связи с перспективами вступления современного мира в стадию информационного общества. Требуется поэтому заново осмыслить всю властную практику и радикально ее изменить. Без этого невозможно создать условия для действенного функционирования всех видов и уровней власти.

Власть (англ, право управления) –

1) способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность, нравы и традиции людей с помощью различного рода средств – закона, права, авторитета, воли, принуждения;

2) политическое господство над людьми, их общностями, организациями, над странами и их группировками;

3) система государственных органов;

4) лица, органы, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями, или обладающие разного рода влиянием, полномочиями по обычаю, или присвоивших их себе.

В управленческой литературе власть понимается как возможность действовать или способность воздействовать на ситуацию или поведение других людей. Власть может относиться к индивиду, группе и организации в целом. Определение власти как организационного процесса подразумевает, что:

· власть – это потенциал, имеющейся не только тогда, когда применяется;

· между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость;

· тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий.

Власть может существовать, но не использоваться. Если сотрудник работает по правилам, то у начальника нет необходимости применять к нему имеющуюся власть. Власть – это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Обладание властью – это возможность влияния на удовлетворение потребностей. Власть пронизывает всю жизнь организации, поддерживает ее структуру. Без власти нет организации. Успех и неудачи в применении власти или реакция на нее в основном определяются пониманием власти, знанием, как и когда ею пользоваться, а также способностью предвидеть последствия ее использования. Власть никогда не бывает абсолютной и не изменяющейся. Власть – это отношения в динамике, отношения, меняющие и ситуации, и тех, кто в нее вовлечен.

Личная власть – это степень уважительного, хорошего и преданного отношения к ее обладателю со стороны подчиненных. Она основывается на близости целей. Личная власть в организации приходит снизу – от подчиненных. Личная власть может быть отнята подчиненными у руководителя как реакция на его неправильные действия. Личную власть необходимо регулярно получать от подчиненных. Лучшая ситуация, когда руководитель обладает и должностной и личной властью. Необходимо также учесть предрасположенность человека к власти. Данное предрасположение выступает как черта характера человека.

Руководитель получает власть над своими подчиненными через их зависимость от него в заработной плате, удовлетворении социальных потребностей, предоставлении работы и тому подобное. Но и подчиненные обладают определенной степенью власти над руководителем. Она проявляется в зависимости руководителя от получения информации, неформальных контактов, желания выполнять работу.

Сила власти зависит от нескольких факторов:

· участия в управлении, при котором возникает понимание своей роли в общем процессе движения к цели. Участие в управлении является средством самоутверждения личности, потребность участия в управлении является одной из реальных потребностей человека.;

· социально-психологических особенностей личности (уровень образования, тип характера, возраст и т.д.);

· цели управления. Люди должны знать, на какие цели ориентирован руководитель и соответствуют ли эти цели их интересам, насколько они реальны;

· типа управления должен соответствовать конкретной обстановке и реально существующей ситуации;

· достаточности полномочий руководителя при принятии управленческих решений;

· авторитета руководителя и доверия его опыту, квалификации, интеллекту и воле. Он формируется на базе общей заинтересованности и убежденности подчиненных в особых способностях руководителя. Авторитет представляет собой высокоценимые качества, которыми подчиненные наделяют руководителя и которые детерминируют их повиновение без угрозы санкций или убеждения;

· социально-психологической атмосферы деятельности которая благоприятствует позитивной реакции на управленческое решение;

· влияния внешней среды в деятельности фирмы.

Виды власти

Специалистами разработано много разных подходов к классификации власти. Основой власти называется то, откуда она происходит, а источником власти – то, через что данная основа используется. Выделяют две группы источников власти. Первая имеет личностную основу власти и включает следующие источники власти: экспертная власть, власть примера, право на власть, власть информации, потребность во власти.

Под экспертной властью понимается способность руководителя влиять на поведение подчиненных в силу своей подготовки и уровня образования, опыта и таланта, умений и навыков, а также наличия специализированных знаний. Экспертная власть не связана жестко с определенной должностью. Уровень экспертной власти определяется уровнем, на котором руководитель демонстрирует свою компетентность в анализе, оценке и контроле работы подчиненных. Специализация в знаниях ограничивает применение экспертной власти. Недостатком такой власти страдают молодые руководители, и им требуется время для того, чтобы ее обрести и эффективно использовать.

Власть примера связана со способностью руководителя влиять на поведение подчиненных благодаря его привлекательности, наличию у него харизмы. Харизма – это власть, основанная на силе личных качеств и стиль руководства.

Выделяются следующие качества харизматической личности:

· свойство заряжать своей энергией окружающих;

· внушительная внешность;

· независимость характера;

· уверенная манера держаться;

· хорошие риторические способности.

Власть примера нередко формируется по мере отождествления подчиненными себя со своим руководителем, вплоть до подражания ему во всем. Это стремление незаметно подводит подражателя под влияние того, кому он подражает. Чем больше руководитель является для кого-то идеалом, тем больше его уважают, подкрепляя тем самым его личностную основу власти.

Каждый руководитель использует свое право в пределах своих способностей. Это проявляется в том, что каждый руководитель как бы обладает разным правом на власть.

Власть информации базируется на возможности доступа к нужной и важной информации и умении использовать ее для влияния на подчиненных. Координация информационных потоков и контроль за коммуникационной сетью делают человека властным.

Потребности во власти – дача настойчивых советов и стремление оказать помощь; вызов эмоций у других; укрепление своей репутации.

Вторая группа – организационная основа власти, куда входят: законная власть, принятие решения, вознаграждение и принуждение, власть над ресурсами и власть связей.

Законная или традиционная власть основана на том, что руководитель обладает системой правовых, производственных рычагов воздействия на подчиненных, которые законодательно закреплены в его статусе и должностных обязанностях. Как правило, люди подчиняются начальникам, занимающим должности, стоящие на более высоком уровне управленческой иерархии. В этом случае подчиненный реагирует не на личность, а на должность.

Принятие решения как источник власти проявляется в той степени, в которой носитель этой власти может влиять на конкретное решение на протяжении всего процесса его принятия. Поэтому этот источник власти не связан только с тем, кто принимает окончательное решение. В основном решения в той или иной мере – групповые решения, так как в их подготовке, принятии и выполнении участвуют более одного человека.

Вознаграждая подчиненного, руководитель использует это как источник власти. В зависимости от ожидаемого уровня компенсации, получаемой от руководителя в форме благодарности, продвижения, премии, дополнительного отпуска и т. п., подчиненный прилагает те или иные усилия для выполнения указания или распоряжения. Отмечено, что этот тип власти является достаточно эффективным способом влияния на людей. Сила власти вознаграждения нередко используется для подкрепления права на власть. В значительной мере сила она определяется уровнем формального права на власть. Руководители могут ослабить силу данного источника, давая обещания поощрить за работу и не выполняя их. К этому приводит поощрение подчиненных, не выполнивших порученные задания. Трудность использования власти, основанной на вознаграждении, определяется прежде всего тем, что не просто определить, что же сочтут за вознаграждение. Деньги и более престижная должность не всегда способны произвести впечатление на человека и повлиять на его поведение. И поскольку все люди разные, то, что одному представляется ценным, может не показаться таковым другому или тому же первому только в иной ситуации. Поэтому хороший руководитель должен использовать как эти, так и другие способы влияния.

Принуждение как источник власти строится на реализации руководителем своей способности влиять на поведение подчиненного посредством наказания, выговоров, штрафов, понижения в должности, увольнения и т.д. Подчиненные следуют указаниям, поскольку боятся быть уволенными. Поэтому в основе этого источника лежит страх. Следует помнить, что вообще власть чаще используется там, где поведение отклоняется от установленных образцов. Однако надо помнить, что страх ограничивает инициативу, творчество и может даже вести к свертыванию работы. Руководители, как и в случае с вознаграждением, могут сами ослаблять власть принуждения своими неверными действиями, несправедливо наказывая подчиненных.

Организация обладает различными ресурсами (сырье и материалы, рабочая сила, финансовые средства и т.д.). Регулирование доступа ресурсам образует источник власти. В организации обычно поток распределения ресурсов имеет направленность сверху вниз. Разделение организации по уровням иерархии дает возможность высшим эшелонам власти контролировать ограниченные ресурсы и тем самым еще больше укреплять свое право на власть. Ряд руководителей, в основном неспособных эффективно применять другие источники власти, для влияния на людей, сознательно создают так называемый дефицит ресурсов.

Власть связей строится на способности индивида воздействовать на других людей через воспринятую ими ассоциацию этого индивида с влиятельными людьми как в организации, так и вне ее. При этом речь идет не о существовании реальных связей у индивида, а о восприятии реальности этого существования теми, на кого оказывается влияние. Поэтому, только будучи усвоенной, данная связь добавляет человеку влиятельности в отношениях с другими людьми. Нередко желающие приобрести эту власть прибегают к созданию относительно себя легенд или слухов.

В психологии управления, помимо названных типов, выделяют еще некоторые виды власти.

1. Власть влияния. Общаясь с руководителем, подчиненные ощущают властную функцию как их непосредственного начальника, так и вышестоящего начальника. Сила власти в таком случае носит обобщенный характер.

2. Власть компетенции. Благодаря своей профессиональной подготовленности руководитель наделен правом выступать не только в качестве эксперта, но и «судьи» по всем решаемым вопросам.

4. Власть награждать и миловать. Люди охотно повинуются тем, кто имеет право награждать и миловать. Этот способ власти часто называют методом «кнута и пряника». Власть такого рода сродни силе.

5. Власть группового давления – влияние группы, ее позиции, поведения, отношения.

6. Власть традиции. Традиции – это совокупность привычек и ожиданий, которые ведут к некоторому автоматизму действий и нарушение которых вызывает отрицательные эмоции. Но каждый человек старается их избежать и поэтому находится во власти. Традиции могут возникать как стихийно, так и сознательно в процессах управления. Хотя с незапамятных времен традиция была эффективным средством влияния, за последние годы ее эффективность падает. Чтобы соответствовать окружению, организация должна вносить изменения в свою политику, стратегию, методику организации и т.д. Те организации, которые настойчиво выдвигают традицию в качестве аргумента, сопротивляются переменам, могут оказаться перед проблемой вымирания.

7. Власть убеждений проявляется в подчиненности своим убеждениям. Как правило, путь формирования убеждений очень сложный и противоречивый. Каждый человек обладает убеждениями, и убеждения эти различны. Но когда убеждения действительно сложились, они оказывают устойчивую связь и определяют поведение человека, иногда даже вопреки формальным распоряжениям. Власть убеждений может быть весьма сильной и устойчивой. Используя убеждение, руководитель молчаливо допускает, что исполнитель обладает какой-то долей власти, которая может уменьшить возможность руководителя действовать. Другими словами, руководитель признает зависимость от исполнителя. Активно добиваясь согласия, он оказывает сильное воздействие на потребность исполнителя в уважении. Если исполнитель, в свою очередь, испытывает потребность в знаниях и авторитете, сила влияния путем убеждения возрастает. Это происходит потому, что руководитель признал компетентность исполнителя, а исполнитель ощущает, что, сделав так, как хочет руководитель, он удовлетворит собственную потребность, какой бы она ни была. При этом руководитель может пользоваться логикой или эмоциями. Руководитель должен заслужить доверие. Поэтому его аргументация определяется интеллектуальным уровнем подчиненных. Цель, которую ставит перед собой руководитель, не должна противоречить системе ценностей его подчиненных. Слабая сторона такого влияния – медленное воздействие и неопределенность. Чтобы убедить кого-либо в чем-либо, требуется много времени и усилий. Однако то преимущество которое мы имеем от этого типа власти, несравненно выгодно. Подчиненный постарается выполнять больше, чем требуется по минимуму, так как его действия помогут удовлетворить его личные потребности на многих уровнях.

Все рассмотренные формы власти, как правило, сочетаются в деятельности руководителя, а одним из важнейших его профессиональных качеств является не только комплексная опора на все эти формы, но и их дозировка в зависимости от ситуации, в отношении которой они используются.

Стили руководства

Категория власти, а также существование ее основных форм лежит в основе ряда закономерностей теории управления и в частности в социологии и психологии управления. Властные регуляторы управленческой деятельности определяют стиль руководства. Главный критерий, заложенный в самой сути управления, заключается в формах реализации руководителем своих полномочий. Степень, до которой руководитель делегирует свои полномочия и типы власти, используемой им, решающим образом влияют на манеру его поведения, на стиль руководства.

Под стилем руководства понимаются «стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием как объективных и субъективных условий управления, так и индивидуально-психологических особенностей личности руководителя»

Использование руководителем навыков профессионального общения наиболее ярко проявляется в стилях руководства. Самой распространенной классификацией стилей руководства является деление их на: авторитарный, демократический, либеральный (Рис. 14).

Если руководитель стремится концентрировать власть в своих руках, берет на себя всю ответственность за результаты, оставляет за собой решающее слово в любом вопросе, то возникает авторитарный тип руководства. Авторитарный стиль также характеризуется преобладанием единоличных способов управления, применением главным образом административных средств воздействия на подчиненных. Руководитель – автократ не советуется с подчиненными, решения принимает единолично, тон обращения к подчиненным категоричный, приказной, инициативные предложения отвергает, часто прибегает к санкциям, не проявляет должной заботы о подчиненных, исполнителях.



73. Какие виды контроля существуют
74. Какие показатели позволяют достигнуть поставленные цели
75. Каковы составляющие системы контроля
76. С чем связан процесс организовывания?
77. Какой характер носит процесс принятия управленческого решения?
78. Какие факторы позволяет выявить причинно - следственный анализ?
79. В каком соотношении находятся срочность и важность проблемы?
80. Что может снизить появление нежелательных ситуаций?
82. Эффективность УР - это
83. Как оценивается эффективность управленческого решения
...
Полное содержание Подобный материал:
  • Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой Менеджмента , 1155.21kb.
  • Учебно-методический комплекс подготовлен Юдиной А. С. Учебно-методический комплекс , 1284.72kb.
  • Учебно-методический комплекс подготовлен Махалин В. Н., кандидат экономических наук , 1257.4kb.
  • , 968.1kb.
  • Учебно-методический комплекс подготовлен Махалиным В. Н., кандидатом экономических , 1272.83kb.
  • Учебно-методический комплекс подготовлен Махалиным В. Н., кандидатом экономических , 1424.59kb.
  • Учебно-методический комплекс подготовлен Махалиным В. Н., кандидатом экономических , 1362.45kb.
  • Учебно-методический комплекс подготовлен Махалиным В. Н., кандидатом экономических , 1429.43kb.
  • Учебно-методический комплекс подготовлен Махалиным В. Н., кандидатом экономических , 896.82kb.
  • Учебно-методический комплекс подготовлен Махалиным В. Н., кандидатом экономических , 782.01kb.
Тема 8. Власть и организационная иерархия при разработке и принятии управленческих решений

Тесты

63. Каково основное свойство организации:

A) Имеет одного учредителя.

B) Всегда имеет линейную организационную структуру.

C) Имеет иерархическую структуру управления.

D) Правильного ответа нет.

64. Назовите главную составляющую системы управления организацией:

A) Внешняя среда.

B) Информация.

C) Управленческие неблагоприятные ситуации.

D) Внутренняя ситуация.

65. Как происходит обмен информацией в иерархической структуре управления:

A) Только по вертикали.

B) Только по горизонтали.

C) И по вертикали и по горизонтали.

D) Правильного ответа нет.

66. Информация, поступающая от вышестоящего подразделения к нижестоящему, должна быть:

A) Детализированной.

B) Носить обобщенный характер.

C) Структурированной.

D) Четкой.

67. Какова последовательность действий нижестоящими структурами после получения задания от вышестоящих:

A) Распределение ресурсов.

B) Уточнение целей.

C) Сбор информации о проблеме.

D) Назначение ответственных исполнителей.

68. Под действием каких факторов может потребоваться корректировка принятых ранее управленческих решений:

A) Смена руководства.

B) Изменение факторов внешней среды.

C) Потребность в техническом переоснащении предприятия.

D) Все ответы верны.

69. Являются ли власть и манипулирование ею задачами управления?

3) только власть;

4) только манипулирование властью;

70. Какие вы знает формы власти?

1) утилитарная, объединенная;

71. Что входит в рассудочное влияние руководителя на подчиненного?

1) подражание, просьбы, убеждение, угрозы;

2) внушение, подкуп, угрозы, приказы, просьбы;

3) приказы, «заражение», внушение, подкуп, просьбы;

4) убеждение, внушение, подражание, подкуп, «заражение»;

5) подкуп, приказы, внушение, заимствование, угрозы.

1) управленческий, определяемый опытом;

2) фактический, основанный на реальном доверии;

3) формальный, определяемый должностным статусом;

4) официальный, определяемый должностью;

5) организационный, искусственный.

Тема 9. Организация и контроль выполнения управленческих решений

Тесты

73. Какие виды контроля существуют:

A) Предварительный контроль.

B) Прогнозируемый контроль.

C) Текущий контроль.

D) Заключительный контроль.

74. Какие показатели позволяют достигнуть поставленные цели:

A) Статистические показатели.

B) Количественные показатели.

C) Динамические показатели.

D) Качественные показатели.

75. Каковы составляющие системы контроля:

A) Принятие необходимых корректирующих решений.

B) Выявление отклонений от поставленных организацией целей.

C) Выявление качественных показателей.

D) Правильного ответа нет.

76. С чем связан процесс организовывания?

A) с принятием решений по вопросам о структуре производства и управления, об организации производственного процесса, вспомогательных служб и обслуживающего производства, об организации труда рабочих и специалистов;

B) с принятием таких решений, как цели деятельности, необходимые ресурсы, способы достижения поставленных задач;

C) с принятием решений о том, что, как и когда контролировать, какие виды и формы контроля использовать, как производить анализ полученной информации и каким образом корректировать процессы в соответствии с данными контроля;

D) с необходимостью воздействия на объект управления с целью приведения его в желаемое состояние;

E) с принятием решений о том, что, как и когда прогнозировать, какие виды и формы прогноза использовать, как производить анализ полученной информации.

77. Какой характер носит процесс принятия управленческого решения?

A) постоянный;

B) циклический;

C) монотонный;

D) последовательный;

E) волновой.

78. Какие факторы позволяет выявить причинно - следственный анализ?

A) ошибочные критерии оценки деятельности фирмы, подразделения, коллектива или отдельного работника: заниженные критерии приуменьшат реальное значение проблемы, а завышенные покажут ее наличие там, где в действительности проблемы не существует;

B) неверные принципы, на которых основывается деятельность фирмы;

C) нарушения в процессе достижения поставленных целей, которые могут иметь в качестве причины не только случайные, но и умышленно инспирированные ошибки, обусловленные стремлением нанести ущерб фирме или отдельному лицу;

D) непредвиденные обстоятельства;

E) все вышеназванные.

79. В каком соотношении находятся срочность и важность проблемы?

A) важность прежде всего;

B) срочность и важность понятия не сопоставимые;

C) срочность превыше важности;

D) они равны;

E) в обратном.

80. Что может снизить появление нежелательных ситуаций?

A) проведение профилактических мероприятий;

B) усиление контроля;

C) анализ прошлых мероприятий;

D) оценка деятельности руководителя;

E) уклонение от плана.

81. Задание.

Рассмотрите ситуацию

Предположите, что на Вашей фирме сложилась неблагоприятная управленческая

Ситуация. Вы приняли управленческое решение. Теперь, используя полученные знания о системе контроля, о проведении контроля на предприятии, подумайте, как Вы будете мотивировать своих сотрудников для выполнения поставленных целей. Как Вы отреагируете на изменения окружающей среды (например, изменение законодательства). В какие периоды реализации управленческого решения будет осуществляться предварительный, текущий, заключительный контроль.

Проанализируйте конкретную ситуацию, примите управленческое решение.

Тема 10. Оценка эффективности и качества управленческих решений

Тесты

82. Эффективность УР - это:

А) ресурсная результативность, полученная по итогам разработки или реализации УР в организации;

Б) степень соответствия результатов, полученных от реализации УР, поставленным целям;

В) степень удовлетворенности персонала от разработки и реализации УР;

Г) Г) все варианты не верны.

83. Как оценивается эффективность управленческого решения:

А) степенью достижения результата на единицу затрат

Б) сокращением капиталовложений

В) уменьшением затрат

Г) уменьшением времени

Д) уменьшением качества

84. Какова средняя величина риска при принятии управленческого решения:

85. Какой метод применяется для выбора наилучших, оптимальных вариантов, определяющих хозяйственные решения в сложившихся или планируемых экономических условиях:

A) Экономико-математические методы.

B) Балансовый метод.

C) Метод элиминирования.

D) Метод цепных подстановок.

86. Каковы приемы анализа управленческих решений:

A) Прием сводки и группировки.

B) Прием абсолютных и относительных величин.

C) Прием математических рядов.

D) Прием детализации и обобщения.

E) Прием средних величин.

F) Прием статистических рядов

G) Прием сплошных и выборочных наблюдений.

H) Прием динамических рядов.

I) Прием группировки и обобщения.

87. Какой подход к оценке эффективности управленческих решений предусматривает анализ ретроспективы и прогноз:

А) ситуационный

Б) динамический

В) функциональный

Г) системный

Д) маркетинговый

88. Выполните задание

Дайте развернутые ответы на поставленные вопросы.

1) Дайте определение анализа.

2) Перечислите специфические принципы анализа.

3) Какие основные методы сравнений применяются при анализе?

4) Какие методы анализа Вы знаете? Какова их область применения?

5) Охарактеризуйте каждый прием анализа управленческих решений.

89. Задание.

Рассмотрите ситуацию

Индивидуально предположите, что на Вашей фирме сложилась неблагоприятная

Управленческая ситуация. Вы приняли соответствующее управленческое решение.

Проблема и решение должны быть конкретны.

90. Задание.

Используя полученные знания об анализе управленческих решений, о ме-

Тодах приемах анализа, проанализируйте свое управленческое решение.

Охарактеризуйте его, найдите положительные и отрицательные моменты.

Примерная тематика для подготовки докладов и сообщений

  1. Методы генерирования идей и их использование при разработке управленческих решений.
  2. Использование метода Дельфи в разработке управленческих решений.
  3. Роль метода экспертных оценок в принятии решений в условиях полной неопределённости.
  4. Применение морфологического анализа при принятии управленческих решений.
  5. Сущность алгоритма решения изобретательских задач.
  6. Корреляционно-регрессионный анализ и его роль в разработке управленческих решений.
  7. Синектика как метод разработки управленческих решений.
  8. Применение метода разработки сценариев при решении нестандартных проблем.
  9. Роль эволюционного моделирования в разработке альтернативных вариантов решений.
  10. Ситуационное управление и его использование при разработке управленческих решений.
  11. Теория игр и область применения теории при разработке управленческих решений.
  12. Психологическая теория решений.
  13. Сущность методов разработки решений в условиях неопределенности.
  14. Методы, применяемые при разработке решений в условиях риска.
  15. Особенности использования метода «дерево решений».
  16. Анализ основных методов моделирования управленческих решений.
  17. Программно-целевой метод и возможности его использования при разработке управленческого решения.
  18. Анализ безубыточности как метод принятия решений.
  19. Использование методов прогнозирования при принятии управленческих решений.
  20. Применение теории статистических решений при разработке проблем управления предприятием.
  21. Функции решения в методологии и организации процесса управления.
  22. Модели, методология и организация процесса разработки управленческого решения.
  23. Целевая ориентация управленческого решения.
  24. Условия неопределенности и риска.
  25. Контроль реализации управленческих решений.
  26. Качество и эффективность управленческих решений.
  27. Воздействие стратегии организации на целевую ориентацию управленческих решений.
  28. Прогноз развития организации, взаимосвязь с управленческими решениями.
  29. Фундаментальные научные методы подготовки и принятия решений.
  30. Неопределенность и риск в управленческом решении.
  31. Особенности управленческих решений в области инвестиционной деятельности.
  32. Управленческие решения, связанные с неопределенностью выбора результата.
  33. Диалоговые компьютерные системы принятия управленческих решений.
  34. Технология интеллектуальной поддержки управленческих решений.

Задания

1. Задача.

Маркетинговые исследования рынка товара фирмы показали, что для удержания своих позиций на рынке фирма должна перейти на новую модель товара с показателями качества, отвечающими требованиям конкурентоспособности. Новая модель товара требует больших производственных затрат. Вместе с тем более качественный, конкурентоспособный товар будет реализовываться по более высокой цене. Исходные данные для выбора решения приведены в таблице. Необходимо определить наиболее выгодный вариант из имеющихся альтернатив.

Таблица1. Исходные данные по альтернативным вариантам конструкции товара

2. Ответьте: да или нет:

1. Обмен информации в иерархической структуре управления происходит только по вертикали.

2. Управленческий цикл на каждом конкретном предприятии зависит от технологии производственного процесса, периодичности возникновения внешних и внутренних проблем, требующих своего решения.

3. Для подразделения организации управленческий цикл начинается с момента по лучения задания.

4. Информация, поступающая от нижестоящей организации к вышестоящей, должна быть более детализированной.

5. Принятое управленческое решение можно откорректировать на любом этапе управленческого цикла.

6. Отсутствие обратной связи в организации может привести к кризисной ситуации.

7. Функцию контроля может выполнять любой сотрудник организации.

8. Осмысленность и однозначное восприятие стандартов сотрудниками приводит к повышению эффективности системы контроля.

9. Эффективное функционирование системы контроля невозможно без вычислительной техники и современных систем поддержание и сопровождения процесса выработки и принятия управленческих решений.

10. Двустороннее общение с сотрудниками повышает эффективность системы контроля.

Раздел VI. Организация самостоятельной работы студентов

6.1 Таблицы распределения времени, выделенного на самостоятельную работу по видам заданий

6.1.1 Очная форма обучения


Номера тем (по тематическому плану)

Время на СРС (по тематическому плану)

в том числе:

Конспектирование учебной и другой литературы

Решение практических задач

Выполнение тестовых заданий

Выполнение письменной работы

Анализ позиций по проблемам учебного материала

Изучение рекомендуемой литературы

Подготовка докладов, сообщений

Тема 1

5

1

1

1

2

Тема 2

6

1

1

1

1

2

Тема 3

5

1

1

1

2

Тема 4

6

1

1

1

1

2

Тема 5

6

1

1

1

1

2

Тема 6

6

1

1

1

1

2

Тема 7

6

1

1

1

1

2

Тема 8

6

1

1

1

1

2

Тема 9

5

1

1

1

2

Тема 10

5

1

1

1

2

Всего

56

10

6

10

10

20

Курсовая работа

Всего

56

10

6

10

10

20
Главная > Учебно-методический комплекс

Семинарское занятие 8 по теме:

Власть и организационная иерархия при разработке и принятии управленческих решений - 2 часа

Цель и задачи: получение знаний в области властной и организационной иерархии при разработке и принятии управленческих решений

Вопросы к обсуждению:

1. Характеристика взаимодействия участников выбора управленческого решения.

2. Власть, влияние, сила, источники их формирования.

3. Власть и организационная иерархия в качестве внерыночных средств принятия управленческих решений.

4. Характеристика социальных, психологических, этических методов достижения взаимодействия при принятии управленческих решений и их сочетание с организационной иерархией.

5.Управление конфликтными ситуациями в процессе принятия и реализации управленческих решений.

подготовить доклады на темы: «Влияние авторитета личности на процесс разработки и принятия управленческого решения», «Причины возникновения конфликтов в процессе принятия и реализации управленческих решений и их классификация»

Номер задания по практикуму: 62,63,64,65,66,67,68,69,70 Источники:
    обязательные: 1, 2,3,4. дополнительные: 5,6,7,8,9.

Семинарское занятие 9 по теме:

Цель и задачи: получение знаний в области организация и контроля выполненияуправленческих решений

Вопросы к обсуждению:

1. Проблемы организации исполнения принятых управленческих решений.

2. Особенности процедуры организации выполнения управленческих решений.

3. Стимулирование и кадровое обеспечение реализации решения.

4. Значение, функции и виды контроля.

5. Методы контроля и оценки исполнения решений.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклады на темы: «Социально - психологические аспекты контроля и оценки исполнения решений», «Сущность и виды ответственности за выполнение управленческих решений»

Номер задания по практикуму: 71,72,73,74,75,76.77,78,79 Источники:
    обязательные: 1, 2,3,4. дополнительные: 8,9,10.11.

Семинарское занятие 10 по теме:

Оценка эффективности и качества управленческих решений - 1 час

Цель и задачи: получение знаний в области оценки эффективности и качества управленческих решений

Вопросы к обсуждению:

1. Решения как инструмент реализации изменений в функционировании и развитии предприятий.

2. Особенности оценки эффективности управленческих решений.

3. Понятия «качество управленческой деятельности», «качество управленческого решения», «супероптимальное решение».

4. Приемы и методы разработки супероптимальных решений

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклады на темы:«Значение стандартизации процессов управления качеством процесса разработки и принятия управленческого решения», «Роль синергического эффекта в формировании супероптимальных решений»

Номер задания по практикуму: 80,81,82,83,84,85,86,87,88 Источники:
    обязательные: 1, 2,3,4. дополнительные: 10.11,12.

4.2 Планы семинарских занятий для студентов очно-заочной формы обучения

Семинарское занятие 1 по темам 2 и 4:

Типология управленческих решений и требования, предъявляемые к ним и

Цель и задачи: получение теоретических знаний в области основ требований, предъявляемых при разработке управленческих решений и. этапов процесса принятия управленческих решений

Вопросы к обсуждению:

1. Характеристика основных типов управленческих решений.

2. Понятия «ситуация» и «проблема». Классификация ситуаций и проблем, возникающих в деятельности организации.

3. Классификация управленческих решений.

4. Требования, предъявляемые к качеству и содержанию управленческих решений (реальность, устойчивость к возможным ошибкам, контролируемость и т.п.).

5. Целевая ориентация управленческих решений.

6. Типы прогнозирования. Значение фактора времени для принятия управленческих решений.

7. Выбор критерия принятия управленческого решения. Классификация критериев и их шкалы.

8. Разработка и развитие альтернатив.

9. Роль компьютерных технологии в интеллектуальной поддержке управленческих решений.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклады на тему «Современные подходы к классификации управленческих решений: по числу влияющих на решение субъектов, по характеру процесса принятия решений по технологии разработки, в соответствие с прогнозной эффективностью и т.п.», «Стратегические и тактические решения, их особенности и взаимосвязь», «Сравнительная характеристика современных типовых процессов принятия решений: процесс принятия решений при решении производственных задач, при создании автоматизированных систем управления, процедура обоснования наилучшего решения» и «Особенности разработки управленческих решений в корпоративных и индивидуалистических организациях».

Номер задания по практикуму: 9,10,11,12,13,14,15,16, 26,27,28,29,30,31,32,33,34 Источники:
    обязательные: 1, 2,3,4. дополнительные: 5,6, 7,8,9,10.11.

Семинарское занятие 2 по темам 5 и 6:

Анализ внешней среды и ее влияние на принятие и реализацию

управленческого решения и Методы и модели, используемые при принятии управленческих решений - 2 часа

Цель и задачи: рассмотрение основных параметров процесса анализа внешней среды для принятия и реализации управленческого решения и основных методов и моделей, используемых при принятии решений

Вопросы к обсуждению:

1. Характеристика элементов внешней среды организации.

2. Анализ параметров объектов и субъектов принятия решения и учет динамики их изменения.

3. Характеристика системы рыночных институтов процесса разработки управленческого решения.

3. Методы анализа внешней среды.

4. Правила выбора консультантов.

5. Понятия «метод», «модель», «алгоритм», «моделирование».

6. Характеристика этапов процесса моделирования.

7. Характеристика методов принятия управленческих решений: состав, область использования, основные характеристики.

8. Характеристика моделей, используемых при принятии управленческих решений: определение, параметры классификаций, характеристика особенностей.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклады на тему «Свойства объектов и субъектов принятия управленческих решений», «Современные рыночные институты как условия, в рамках которых организация осуществляет выбор управленческого решения», «Преимущества и недостатки привлечения российских и зарубежных консультантов», «Проблемы использования моделирования в управлении организацией», «Методы принятия управленческих решений», «Модели, используемые при принятии управленческих решений».

Номер задания по практикуму: 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45 ,46, 47, 48, 49, 50, 51, 52 Источники:
    обязательные: 1, 2,3,4. дополнительные: 7,8,9,10.11,12.

Семинарское занятие 3 по темам 7 и 9:

«Разработка и выбор управленческого решения в условиях

неопределенности и риска» и

Организация и контроль выполнения управленческих решений - 2 часа

Цель и задачи: рассмотрение основных принципов при разработке и выборе управленческого решения в условиях неопределенности и риска и получение знаний в области организация и контроля выполненияуправленческих решений

Вопросы к обсуждению:

1. Понятие «риск» и «неопределенность».

2. Характеристика типичных ошибок, возникающих в организации при большой степени неопределенности в процессе принятия и реализации управленческого решения.

3. Источники и виды неопределенности.

4. Технологии поведения руководителя в условиях риска.

5. Характеристика приемов разработки и выбора управленческих решений в условиях риска и неопределенности.

6. Применение механизма интуиции для разработки решений.

7. Проблемы организации исполнения принятых управленческих решений.

8. Особенности процедуры организации выполнения управленческих решений.

9. Стимулирование и кадровое обеспечение реализации решения.

10. Значение, функции и виды контроля.

11. Методы контроля и оценки исполнения решений.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклады на тему «Риск и его разновидности», «Особенности выбора критерия оценки эффективности управленческого решения, принятого в условиях риска и неопределенности» и «Теория полезности и ее использование для поиска решений в условиях неопределенности и риска», «Социально - психологические аспекты контроля и оценки исполнения решений», «Сущность и виды ответственности за выполнение управленческих решений»

Номер задания по практикуму: 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 71, 72, 73, 74, 75, 76.7 7, 78, 79 Источники:
    обязательные: 1, 2,3,4. дополнительные: 6,7,8,9,10,11.

4.3. Планы семинарских занятий для студентов заочной формы обучения

Семинарское занятие 1 по темам 1 и 4:

Понятие, значение и функции управленческого решения и

Основные этапы процесса принятия управленческих решений - 2 часа

Цель и задачи: получение теоретических знаний в области основ разработки управленческих решений и рассмотрение основных этапов процесса их принятия

Вопросы к обсуждению:

1. Характеристика понятий «управленческая проблема» и «управленческое решение».

2. Характеристика функций управленческих решений.

3. Сравнительная характеристика особенностей принятия решения в бизнес-организациях и в системе государственного и муниципального управления.

4. Современные концепции и принципы выработки решений.

5. Зависимость принятия решений в организациях от типа менеджмента.

6. Роль мотивации и организационной культуры при разработке и реализации управленческого решения.

7. Целевая ориентация управленческих решений.

8. Типы прогнозирования. Значение фактора времени для принятия управленческих решений.

9. Выбор критерия принятия управленческого решения. Классификация критериев и их шкалы.

10. Разработка и развитие альтернатив.

11. Роль компьютерных технологии в интеллектуальной поддержке управленческих решений.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклады на тему «Типы менеджмента по взаимодействию с объектом управления и алгоритмы принятия решений при различных типах менеджмента» и «Преимущества и недостатки опыта принятия управленческих решений различными типами организаций в России и за рубежом», «Сравнительная характеристика современных типовых процессов принятия решений: процесс принятия решений при решении производственных задач, при создании автоматизированных систем управления, процедура обоснования наилучшего решения», «Особенности разработки управленческих решений в корпоративных и индивидуалистических организациях».

Номер задания по практикуму: 1,2,3,4,5,6,7.8, 26,27,28,29,30,31,32,33,34 Источники:
    обязательные: 1, 2, 3,4; дополнительные: 6,7,8, 9,10.

Семинарское занятие 2 по темам 6 и 7:

Методы и модели, используемые при принятии управленческих решений и Разработка и выбор управленческого решения в условиях неопределенности и риска - 2 часа

Цель и задачи: рассмотрение основных методов и моделей, используемых при принятии решений и основных принципов при разработке и выборе управленческого решения в условиях неопределенности и риска

Вопросы к обсуждению:

1. Понятия «метод», «модель», «алгоритм», «моделирование».

2. Характеристика этапов процесса моделирования.

3. Характеристика методов принятия управленческих решений: состав, область использования, основные характеристики.

4. Характеристика моделей, используемых при принятии управленческих решений: определение, параметры классификаций, характеристика особенностей.

5. Понятие «риск» и «неопределенность».

6. Характеристика типичных ошибок, возникающих в организации при большой степени неопределенности в процессе принятия и реализации управленческого решения.

7. Источники и виды неопределенности.

8. Технологии поведения руководителя в условиях риска.

9. Характеристика приемов разработки и выбора управленческих решений в условиях риска и неопределенности.

10. Применение механизма интуиции для разработки решений.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклады на темы: «Проблемы использования моделирования в управлении организацией», «Методы принятия управленческих решений» и «Модели, используемые при принятии управленческих решений», «Риск и его разновидности», «Особенности выбора критерия оценки эффективности управленческого решения, принятого в условиях риска и неопределенности» и «Теория полезности и ее использование для поиска решений в условиях неопределенности и риска».

Номер задания по практикуму: 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61 Источники: обязательные: 1, 2,3,4. дополнительные: 6,7,8, 9,10.11,12.

Раздел V. Практикум

Тема 1. Понятие, значение и функции управленческого решения

Тесты. 1. Управленческое решение – это:

a) Результат выбора из нескольких возможных вариантов.

b) Результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обосно-вания и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.

c) Выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью.

d) Результат мыслительной деятельности человека.

2. Что такое решение?

а. решение- это выбор альтернативы

б. решение- это разработка альтернативы

в. решение- это поиск альтернативы

3. Что является основными характеристиками качества управленческого решения?

а. научная обоснованность

б. логичность

в. своевременность

г. адаптивность

д. перспективность

4. «Школа принятия решений» как самостоятельная наука сложилась :

а. в середине 60-х годов

б. в 70-е годы

в. в середине 80-х годов

5. Выбор, обусловленный знаниями и накопленным опытом – это:

а) запрограммированное решение

б) организационное решение

в) рациональное решение

г) незапрограммированное решение

д) решение, основанное на суждении

6. Цель управленческого решения – это

а) обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам

б) определение миссии организации

в) проверка и контроль служащих

г) минимизация издержек

7. К разработке и принятию решений могут быть подходы:

а) статистический

б) логический

в) научный

г) исторический

д) ненаучный

8. Каим требованиям должно отвечать решение:

а) обоснованность

б) четкость формулировок

в) своевременность и эффективность

г) реальная осуществимость

д) всем выше перечисленным

9. Задание Рассмотрите ситуацию

Закрытое акционерное общество «С» работает на рынке 5 лет. Занимается поставкой автозапчастей на российский рынок. За это время успело зарекомендовать себя. Сложилась следующая ситуация: на рынке появилась конкурирующая фирма. Автозапчасти данной фирмы стоит в 1,5 раза дешевле, чем у фирмы «С». Что в данной неблагоприятной управленческой ситуации делать фирме «С»?

Задание. Попробуйте решить данную проблему. Какие действия должна предпринять данная фирма? Какую информацию ЗАО «С» будет использовать для решения данной проблемы? Почему необходимо для получения лучшего результата использовать как качественную, так и количественную информацию? Примите управленческое решение. Подумайте, как принятое Вами решение отразится на деятельности организации в целом и на сотрудниках данной фирмы. От каких факторов в данном случае будет зависеть качество и эффективность управленческого решения? Каково в данной ситуации будет влияние личностных оценок руководителя, среды принятия решения, информационных ограничений, поведенческих ограничений на процесс принятия управленческих решений? Какова будет ответственность в случае принятия неверного, непродуманного, необоснованного управленческого решения? К чему это может привести?

Тема 2. Типология управленческих решений и требования, предъявляемые к ним

Тесты 10. С точки зрения цели управленческие решения классифицируются:

а) коммерческие

б) одноцелевые

в) многоцелевые

г) некоммерческие

д) стратегические

11. По способу принятия управленческие решения делятся на:

а) консультативные

б) совместные

в) индивидуальные

г) групповые

12. Какие факторы, снижают вероятность принятия качественного и эффективного управленческого решения:

a) Личностные пристрастия или лояльность руководителя к одному из сотрудников.

b) Структуризация проблемы.

c) Внутрифирменные конфликты.

d) Функционирование системы ответственности.

13. Для принятия качественного управленческого решения, решение должно быть описано:

a) Только качественными показателями.

b) Только количественными показателями.

c) Как качественными, так и количественными показателями.

d) Правильного ответа нет.

14. Многовариантность решений и правовая обоснованность принимаемого решения обеспечивают: 15. Совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя и обеспечивающих реальность его реализации – это:

a) Эффективность управленческого решения.

b) Качество управленческого решения.

c) Надежность управленческого решения.

d) Оптимальность управленческого решения.

16. В каком случае возникает необходимость принятия управленческого решения:

a) В случае ликвидации неблагоприятной управленческой ситуации.

b) В случае достижения поставленных перед организацией задач.

c) В случае удовлетворения потребностей организации.

d) В случае улучшения существующей ситуации.

17. Задание Рассмотрите ситуацию

Открытое Акционерное Общество «Б» работает на рынке консалтинговых услуг 10 лет. Штат организации свыше 100 человек. Сначала сотрудники работали с клиентами по одиночке либо произвольно сгруппированной бригадой. Затем было принято управленческое решение, в результате чего все сотрудники были разбиты на бригады по 4 человека. В результате сложилась неблагоприятная ситуация: внутриорганизационные разногласия, в результате чего снизилась производительность труда.

Задание. Примите управленческое решение по выходу их сложившейся ситуации. Подумайте, как Вы, если бы были руководителем данной организации, вышли из данной неблагоприятной управленческой ситуации. Какие управленческие решения должны быть приняты в данной ситуации? Как принятые Вами решения отразятся на Ваших сотрудниках и на работе самой организации? Какое решение (инертное, импульсивное, рискованное, осторожное, рациональное, основанное на суждении или интуитивное) Вы примите?

Тема 3. Роль и значение лица, принимающего решения (ЛПР), и информационное обеспечение процесса принятия управленческих решений

Тесты 18. Зависит ли процесс принятия решения от индивидуальных качеств руководителя?

в. процесс принятия решения зависит только от индивидуальных качеств руководителя

19. Что такое стиль руководства?

а. стиль руководства - умение руководителя подчинить себе ниже стоящие иерархические уровни

б. стиль руководства - распределение должностных обязанностей по иерархическим уровням

в. стиль руководства - правильное поведение руководителя по отношению к подчиненным в ситуации, требующей выбора

20. Какие признаки не характеризуют поведение лица с конфликтной устремленность?

а. действует осторожно;

б. часто подтасовывает факты;

в. ищет слабое место в позиции оппонента;

г. считает, что отступление ведет к потере лица.

21. Лицо, принимающее решение несет ответственность за:

a) «Непродуманные» решения.

b) «Моральные» решения.

c) Решения, принятые в условиях неопределенности и риска.

d) За все принимаемые им решения.

  1. Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой Менеджмента протокол от 24 января 2011 №5 Рецензент: Самойлова К. Н., кандидат экономических наук, доцент (2)

    Учебно-методический комплекс

    Материалы учебно-методического комплекса по дисциплине «Управление проектами» разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования организации» по направления

  2. Учебно-методический комплекс подготовлен Махалиным В. Н., кандидатом экономических наук. Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой Менеджмента протокол от 24 января 2011 №5 Рецензент: Самойлова К. (2)

    Учебно-методический комплекс

    Материалы учебно-методического комплекса по дисциплине «Организация и деятельность гостинично-туристических комплексов» разработаны в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального

  3. Учебно-методический комплекс подготовлен Махалиным В. Н., кандидатом экономических наук. Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой Менеджмента протокол от 24 января 2011 №5 Рецензент: Самойлова К. (7)

    Учебно-методический комплекс

    Материалы учебно-методического комплекса по дисциплине разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

  4. Учебно-методический комплекс подготовлен Махалин В. Н., кандидат экономических наук Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой Менеджмента протокол от 24 января 2011 №5 Рецензент: Самойлова К.

    Учебно-методический комплекс

    Материалы учебно-методического комплекса по дисциплине разработаны в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки 080500.

  5. Учебно-методический комплекс подготовлен Махалиным В. Н., кандидатом экономических наук. Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой Менеджмента протокол от 24 января 2011 №5 Рецензент: Самойлова К. (1)

    Учебно-методический комплекс

    Таблица распределения времени, выделенного на самостоятельную работу, и задания студентам очной формы обучения специальности «Менеджмент организации» 36