РЕОРГАНИЗАЦИЯ за последние 5 лет калинковичских клубов коснулась, но некоторые переформатировались: стали клубами-библиотеками. Заместитель начальника отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкома Инна Губар объясняет:

— Оптимизация сети клубных объектов на селе - вопрос не простой. С одной стороны, смотрим на экономическую составляющую, с другой - прислушиваемся к мнению жителей. Они весть о том, что СДК может закрыться, воспринимают болезненно. Если видим, что клуб невостребован (причина, как правило, неблагоприятная демография), берем непопулярный объект культуры на карандаш. Затем наблюдаем и принимаем решение: либо объединить его с большим СДК, либо закрыть.

С экономической точки зрения, подход разумен: культура - тоже бизнес. Потратиться на аппаратуру, коммунальные расходы и ремонт, выдать зарплату персоналу - финансовая нагрузка, которую несет районный бюджет. Кстати, заработки культработников (которые меньше, чем в образовании и медицине) в прямой зависимости от прибыльности их деятельности. Как показал личный мониторинг, в Калинковичском районе в лучшем случае культработник зарабатывает в месяц 3,5 миллиона рублей. С учетом премий, доплат. Негусто. А с чего взять, если стоимость билетов на концерты и дискотеки не больше 10 тысяч, доходы от продажи поделок декоративно-прикладного творчества, шоу-программ, культурно-массовых акций скромны. Дотации со стороны местных властей невелики. Руководители Золотушского СДК и Центра фольклора в Березовке на деликатный вопрос о зарплате отвечают: привыкли, когда «культуру финансируют по остаточному принципу». Нередко на призы для зрителей, костюмы и инструменты, а то и обои и шпатлевку для косметического ремонта культработники выкраивают из своих и без того невысоких зарплат. Это справедливо?

Деньги - на сцену!

Кадры, как бриллианты

Штаты клубов выстроены по универсальной формуле: директор, художественный руководитель, технический работник. Золотушский СДК в этом смысле преуспел больше Березовского: им повезло заполучить в штат молодого художественного руководителя, способного и энергичного.

Эдуард Ковальчук - учитель музыки. В деревню приехал вместе с женой после отработки по распределению в Наровлянском районе. Не смогли обосноваться там из-за сложностей с жильем. А в калинковичской деревне поиск работы завершился покупкой долгожданной недвижимости. Эдуард доволен:

Родили детей, сад посадили. Для комфортной жизни в Золотухе есть все условия. Но главное - работа.

На молодого худрука в СДК нарадоваться не могут: 29-летний Эдуард - «локомотив» в культурной жизни деревни. Оживить номер или сценарий, выбрать репертуар и хорошую музыку на дискотеку - с проектом любой сложности справится Ковальчук. Еще успевает курировать кружки по интересам: драматический, декоративно-прикладного творчества, вокальный. На все находит силы и время.

Березовскому центру фольклора с поисками столь ценных кадров пока не везет. Полина Лапатик понимает, что рано или поздно придется оставить свое «хозяйство», передать все ценное, что добыла в этнографических экспедициях:

Будем реалистами: молодежь в сельскую культуру не рвется. Цену себе знает, а абы кого руководить клубом не поставишь: без таланта делать в учреждении культуры почти нечего. Особенно в век новых технологий, когда сельчанам стали доступны Интернет, домашние кинотеатры, караоке.

«Это наш клуб. Еще и платить?»

Не секрет, что львиная доля доходов сельских ДК - дискотеки. С каждым годом зарабатывать на них все сложнее, танцы стали проводить не несколько раз в неделю, а один. Да еще и сократили время дискотеки - с пяти часов до трех. Плюс ужесточили законодательство: молодежь до 18 лет может находиться в клубе до 22.00. Как же им «поклубиться», если на танцпол запускают в девять вечера, а через час просят его покинуть? Если работники СДК до указанного времени не выдворили из клуба несовершеннолетних, на учреждение культуры налагается штраф. Хоть паспорт при входе в клуб никто не обязан предъявлять, завклубом или худрук приблизительно знают, кто на танцах какого возраста.

Уроки современного порядка на сельской дискотеке усвоила Полина Лапатик из Березовки. Несколько раз даже санкции к худруку применяли, когда приехавшая проверка обнаружила несовершеннолетних в клубе после 22.00. Полина Павловна вспоминает:

На свой страх и риск разрешила 11-классникам остаться на танцполе после десяти вечера. За доброту поплатилась. Теперь иду на принцип.

В Золотушском СДК та же проблема. Директор Дома культуры разводит руками. Худрук Эдуард Ковальчук предлагает проблему решить другим путем: проводить танцы на несколько часов раньше 22.00. Но в дневные часы молодежь (особенно в теплую пору года) нередко занята на подворьях и приусадебных участках, раньше восьми вечера с домашними делами мало кто справляется.

Культработники вообще бьют тревогу: чем доступнее сельчанам развлечения вне клуба, тем сложнее заманить их в СДК. Зачем, к примеру, идти на фильм, который привозит киновидеоустановка, когда можно его скачать в Интернете? Или почему бы дома не попеть под караоке, купив нужный диск с «минусовкой»? Полина Лапатик делится:

В дни концертов иногда мне несется вслед: «Это наш клуб. Почему мы должны платить за концерт?» В этой связи вспоминается поездка в Польшу на фестиваль, когда там меня попросили дать мастер-класс по игре на «бердачцы». Для поляков инструмент был в диковинку, особенно когда они узнали, что в его основе деталь от ткацкого станка. Час рассказывала о корнях самобытного шумового инструмента, в каких композициях его используем. По окончании мастер-класса выхожу, а организаторы мне по ведомости 200 злотых протягивают. Удивилась, ведь Америки на музыкальном уроке я не открыла. Мне объяснили, что за любой урок или выступление у них принято платить. Причем любому самодеятельному артисту. У нашей публики исключительно потребительское отношение к культработе. Не хотят сельчане понимать, что, отдавая деньги за концерт, они платят за конкретную работу.

Вместо послесловия

Возвращалась из Калинковичей со смешанными чувствами.

С одной стороны, радостно, что в сельской культуре работают люди, преданные своему делу, которое не подпитывается астрономическими зарплатами. Наоборот. Чтобы содержать учреждения культуры, свою копейку им не жалко вложить в ремонт.

С другой стороны, стыдно за то, какими мы стали. Нонсенс: в клуб людей клещами не затянуть! И дело не столько гаджетах, изобилующих в нашей жизни, сколько в нерасторопности и неподъемности нас самих. Ленимся прочесть актуальную книгу, сходить в кино или на концерт, позволяем себе возмущаться, когда за концерт на площадке СДК придется заплатить. Чем хуже самодеятельные артисты столичных? Ведь на концерт или спектакль, который ставят профессионалы - из районного, областного и других центров, покупаются билеты, - на стоимость которых роптать не приходится. Возможно, к процессу поощрения людей, задействованных в сельской самодеятельности, могут подключиться администрации предприятий. Ведь если человек на сцене, в культуре, он и работать будет с большим интересом, аккуратнее, соблюдать трудовую дисциплину.

Хорошо бы привлечь в клубную систему и меценатов, благо законодательно у нас есть преференции для бизнеса, который спонсирует культуру. Есть возможность создавать попечительские советы, которые курируют театры, филармонии, музеи… Но, к сожалению, пока с практикой создания таких советов сталкивалась на уровне крупных центров культуры. Мне кажется, сами клубы могут заручиться финансовой поддержкой спонсоров, инициировать процесс денежных вливаний. Кто они - потенциальные спонсоры? Знаменитые уроженцы из деревень, которые успешны и хотят оставить на родной земле память о себе. Благодаря им отстраиваются в селах церкви, появляются в местных краеведческих музеях уникальные экспонаты.

На ум приходит яркий пример из деревни Ревятичи Березовского района. Один из ее уроженцев постоянно поддерживает и школу, и СДК, и сельсовету помогает со строительными материалами. Или еще пример: Ржавская библиотека Славгородского района. Ее ведь тоже на свои деньги создал и снабдил книгами знаменитый земляк.

Основываясь на услышанном и увиденном, пришла и к выводу, что целиком перекладывать всю ответственность за развитие сельских учреждений культуры на профильное Министерство культуры как на главный регулятор в сфере искусства не слишком справедливо. Ведь в ручном управлении СДК находятся у управлений культуры обл- и райисполкомов. Это в чистом виде менеджмент на микроуровне, только в арт-сфере. Лучше, чем органы местной власти, проблемами клубов не владеет никто. Эффективные управленческие решения - и по оптимизации, и по кадрам, и по материальному обеспечению - должны вызревать и претворяться в жизнь именно на местах.

Триединая модель, по которой строится сельская культура, проста: центр - клуб - зритель. Но как держать ее в балансе, чтобы связь между звеньями этой цепи не прерывалась? Одними энтузиастами культуры в клубах эту цепочку не укрепишь. Начинать нужно с себя, с культуры личности. Ведь то, как мы одеваемся, что говорим, как себя ведем дома, в общественных местах, какие книги читаем и читаем ли… Это все наша культура. «Забаррикадироваться» своими привычками, бытом, во всем видеть только финансовую подоплеку - неуважение по отношению к собственной судьбе. Не хлебом единым жив человек, а душа всегда будет тянуться к прекрасному. И старый добрый сельский клуб на пути культурного обогащения - мощный маяк.

Характеристика работы любительского объединения

клуба «ВЕТЕРАН»

Уже на протяжении 6 лет в МБУК «Умётский РДК» действует клуб «Ветеран», который решает вопросы культурного досуга ветеранов рабочего посёлка Умёт.

Руководитель клуба «Ветеран» - Власова Оксана Викторовна.

Председатель клуба- Жукова Таисия Владимировна.

Совет клуба - 3 человека

Состав клуба : граждане пожилого возраста, являющимися активными участниками мероприятий и благодарными зрителями. Именно поэтому клуб «Ветеран» - одно из самых многочисленных клубных формирований дома культуры, его состав около 30 человек.

Пожилые люди выступают хранителями нравственных ценностей, народных традиций, жизненного опыта поколений, опорой семьи. Поэтому возникла потребность организовать досуг этой категории граждан, создать возможность для общения с единомышленниками. Это любительское объединение, в котором люди старшего поколения чувствуют себя членами большого и дружного творческого коллектива,

Ведь именно здесь за чашкой чая рождаются новые идеи, устраиваются тёплые посиделки, обсуждаются свежие новости и вспоминаются былые года. А за душевной беседой, как правило, появляются новые друзья.

Занятия проводятся по различным творческим направлениям: хоровое и сольное пение, декламация стихов и прозы, рукоделие, садоводство. Есть среди членов клуба и свои композиторы и поэты. Участники клубной самодеятельности постоянно задействованы в районных праздничных мероприятиях и концертах. Своим заводным настроением и шумными песнями эти люди создадут праздник в любой день! Они рады каждому пришедшему на огонёк клуба «Ветеран»!

Основными задачами клуба являются:

Реализация творческих и организаторских способностей его членов, их потребности в общении;

Организация содержательного досуга путём заседаний внутри клуба, подготовки и проведении культурно- массовых мероприятий для широкого зрителя.

Свою работу клуб «Ветеран» осуществляет по ежегодно разработанному плану. Клуб «Ветеран» -это самостоятельное любительское объединение. Клуб осуществляет свою деятельность совместно с организациями: ветеранской организацией р.п. Умёт, центральной межпоселенческой библиотекой, краеведческим музеем.

В свой план работы клуб «Ветеран» включает мероприятия из районных долгосрочных программ:

По патриотическому воспитанию «Компас памяти», «Памятные дни России».

По эстетическому воспитанию «Мир красотой спасётся»

- «За здоровый образ жизни»

В рамках данных программ были проведены следующие мероприятия:

Митинг посвящённый Дню Победы, огонёк «Была война, была Победа».

Творческий вечер Умётской поэтессы Л. А. Майской «Я с этой музой родилась», встреча с почётным гражданином Умётского района Шароватовым П. В. «Люди и судьбы».

Занятия в клубе «Ветеран» проводятся по различным творческим направлениям: Хоровое и сольное пение, декламация стихов и конферанс.

В клубе регулярно проводятся «Огоньки», посвящённые различным праздникам и памятным датам. Частым гостем на этих встречах является почётный гражданин р. п. Умёт, ветеран труда – Шароватов П. В. ,почётный гражданин р.п.Умёт,ветеран труда –Кадыков Н.А.

Устные журналы, «Добрые советы для вашего здоровья»,

« Эликсир молодости»

Тематические вечера: «И выстояли и победили», Живые родники».

Конкурсно - развлекательные программы: «Жили, были дед и баба», «Самый классный –Дед»

Клуб «Ветеран» принимает активное участие во многих мероприятиях:

Вечер семейного отдыха «Семья –убежище души»,огонёк «Не стареют душой»,огонёк «Я женщина и имя мне любовь»,вечер «Каждый возраст подольше длиться,любой хорош,но лучший впереди»,День семьи,любви и верности»,праздник-«Сердце материнское,думы бесконечные»,встреча с поэтами «Так рождаются стихи»,вечер –встреча «Спас –яблочко припас»,вечер-концерт «Песни, военных лет»,творческий вечер «Я с этой музой родилась», рождественские посиделки «Зимние святки».





Клуб «Ветеран» в 2012 году стал победителем областного смотра –конкурса клубов по интересам и любительских объединений в номинации «Лучший клуб ветеранов».


Подведены итоги областного конкурса на получение денежного поощрения лучшими муниципальными учреждениями культуры, находящимися на территориях сельских поселений Тверской области, и их работниками в 2016 году. По результатам оценки заявок на соответствие критериям конкурсного отбора, победителем конкурса в номинации «Лучшее культурно-досуговое учреждение, находящееся на территории сельского поселения Тверской области», в числе лучших из 17-ти муниципальных районов Тверского региона отмечен Ивановский сельский дом культуры Весьегонского района. Результаты рейтинга озвучила заместитель председателя Правительства Тверской области С.В.Вержбицкая 28 марта в Тверском академическом театре драмы на торжественном мероприятии , посвящённом Дню работника культуры.


Ивановский сельский дом культуры - типовое кирпичное здание, введённое в эксплуатацию в 1971 году. Расположенный в центре села,он всегда был и остаётся центром общественной жизни односельчан, востребованным местом отдыха, источником народного творчества, где поколение за поколением приобщаются к культуре, храня деревенские традиции. В нём работают квалифицированные, инициативные, преданные своему делу специалисты культуры: Маргарита Алексеевна Узикова и Марина Александровна Филипова. Ч исло личных наград М.А.Узиковой в 2015 году пополнила грамота районного конкурса профессионального мастерства, присужденная ей в номинации "Верность профессии" .


Марина Александровна в 2015 г. награждена Почётной грамотой губернатора "за значительный личный вклад в развитие культуры Тверской области"


Благодаря тому, что, кроме традиционных форм, они стремятся использовать в своей работе новые подходы, стараются выйти из определенных рамок, стереотипов, шаблонов и всегда находятся в творческом поиске, на их счету немало заслуг. В ерным помощником культорганизаторам на протяжении многих лет остается библиотекарь Галина Александровна Абрамова. Сельская библиотека расположена на втором этаже клуба. Вместе, онипостоянно поддерживают чистоту и создают уют в своём очаге культуры. Совместно сактивистами села занимаютсяблагоустройством памятника воинам-землякам, погибшим в ВОВ, который находится возле их учреждения

Гордостью клуба, по мнению самих работников, является музей боевой и трудовой славы, где представлена летопись колхоза, начиная с первых послевоенных лет. О боевых и трудовых подвигах односельчан рассказывает уголок боевой славы «Мы помним, мы гордимся!».

Отдельное место занимает краеведческий уголок крестьянского быта, в котором представлены подлинные предметы старинной утвари, ими пользовались односельчане. На сегодняшний день музейная экспозиция насчитывает более ста предметов, и постоянно пополнятся новыми экспонатами.

К 70-летию Победы подготовлена фотовыставка «Вспомним всех поимённо»,об односельчанах – участниках Великой отечественной войны.В 2015 году в фойе клуба была оформлена документальная выставка«Моё село: век нынешний и век минувший».С 2012 года специалистами сельского дома культуры собирается и пополняется портфолио об односельчанах, прославивших родную деревню. О многофункциональном характере деятельности клуба рассказывают разнообразные выставки декоративно-прикладного творчества, детского рисунка и информационные стенды: «Подвиг твой бессмертен» (к 73 -летию снятия блокады в г. Ленинград); «Быстрее, выше, сильнее» (к открытию олимпиады в г. Сочи); «Мы выбираем жизнь» (антинаркотическая пропаганда); «Российский триколор» (к Дню герба и флага) и т.п.

В текущем году домом культуры проведено 206 культурно-массовых мероприятий, в т.ч. - 98 платных. Доход от предоставления платных услуг по сравнению с предыдущим годом составил 116%.








Одно из направлений работы дома культуры – создание условий для досуга пожилых людей. Совместно с администрацией сельского поселения и Советом ветеранов в клубе проводятся различные мероприятия, посвящённые календарным датам: Дню Защитника Отечества, Дню Победы, Дню пожилого человека, Дню инвалида и др.Работники СДК организуют для пожилых людей экскурсии (в 2015 г. посетили краеведческий музей в г. Весьегонске, турбазу в д. Противье и город Мышкин Ярославской области). Большое внимание уделяется чествованию долгожителей и супружеских пар, проживших долгую совместнуюжизнь. Для поздравления пожилых людей приглашаются школьники. Примеры лучших семейных традиций и жизненного опыта воспитывают у них уважительное отношение к людям старшего поколения. Новой нетрадиционной формой работы стал клуб «Хулиганки». В непринуждённой атмосфере пожилые люди вспоминают события из своей жизни, по их воспоминаниям ставятся инсценировки, в которых они принимают непосредственное участие.

Специалисты активно внедряют инновационные формы работы с учетом особенностей различных категорий населения: молодёжный флэшмоб «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»;патриотическая акция «Помоги ветерану»;шествие к памятнику погибшим односельчанамв День Победы.

На базе СДК проходят районные мероприятия: в 2013 году (второй раз) – районный фестиваль самодеятельного художественного творчества «Родники российских деревень». в 2014 – районный фестиваль смеха «Смеяться,право, не грешно». Так же дом культуры является базовой площадкой встречи ветеранских организаций Весьегонского и Краснохолмского муниципальных районов. Заключительное итоговое мероприятиепрошло в сельском доме культуры в декабре у новогодней елки.

Совместно с администрацией сельского поселения организовываютвыезды в отдалённые деревни, пропагандируют работу учреждения там, где отсутствуют стационарные очаги культуры.

На сайте "Народная Экспертиза".

Сельские клубы масштабно начали появляться в российских деревнях и селах в послевоенный период. В то время организация помещения клуба соответствовала основным запросам населения для проведения досуга: большая танцплощадка, сцена для выступлений, кинобудка для просмотра фильмов и большое количество сколоченных в ряды откидных кресел - в дни танцев и массовых гуляний эти кресла расставляли по периметру помещения, а в моменты концертов, показа фильмов или партийно-народных заседаний их составляли в стройные ряды, дабы все присутствующие могли наблюдать за выступлениями на сцене. Из этого назначения вытекала и типичная архитектура здания - одноэтажный домик прямоугольной формы с входом по центру.

В таком виде большинство сельских клубов просуществовало вплоть до распада Советского Союза, да и в последующие двадцать лет не претерпело никаких кардинальных изменений. В один из таких клубов ходил в детстве и автор этих строк, и было это уже в 2000-х. Кинобудка, правда, уже в то время не работала, по субботам из полуживого магнитофона раздавались звуки музыки, призванные организовать "дискотеку", а сельская молодежь использовала клуб в качестве "перевалочного пункта" - всё основное "движение" происходило за зданием клуба, и характеризовалось оно одним ёмким словом: "Побухать ".


Современные реалии

Практически в таком же виде большинство сельских клубов существует и сейчас. В большинстве своем они носят статус "бюрократической отписки": раз в селе есть клуб, значит в нем есть "социально-культурные объекты для населения". Соответственно, участие государства в жизни современных сельских жителей (и в первую очередь молодежи) имеет место быть. Но так ли это на практике?

Да, клубы в деревнях и селах работают. Сотрудники этих домов культуры получают зарплаты, а вместе с ними и обязательства проводить культурно-массовые мероприятия для населения. Не будем кривить душой и обманывать себя - по большей степени это делается для галочки, но не для реального вклада в культурное развитие населения. Молодежь сейчас увлечена совершенно другими интересами, и её не затащишь в помещение с деревянным полом и музыкальным центром, даже если в нем проведен "евроремонт", чем так любят бравировать главы районов и сельских поселений. Более взрослое поколение тоже сидит по домам - концерты и кинопоказы давно перешли из кинобудок в экраны телевизоров. Интереса и мотивации "сходить вечером в клуб" нет ни у молодых, ни у старых. Единственные завсегдатаи этих "домов культуры" - подвыпившие селяне, для которых клуб - место, где можно погреться (зимой).

Между тем сельский клуб по прежнему остается практически единственным вариантом культурно-массового досуга в сельской местности. Более того, он может и должен являться площадкой не просто для культурного и современного отдыха, но и базой для формирования самосознания местного населения. Просто необходимо кардинально пересмотреть формат подачи и организации досуга. И сейчас, когда Губернатор Белгородской области говорит о "курсе на деурбанизацию" и привлечении молодежи в сельские территории, вопрос организации культурно-досугового отдыха в сельских поселениях должен стоять одним из ключевых приоритетов, наравне с обеспечением сельской молодежи жильем и рабочими местами.

Запросы сельской молодежи

Чего хочет сельская молодежь? Возможно, ответ покажется странным - но она хочет того же, чего и городская. И первоочередное желание - коммуникации со сверстниками. Посредством танцев, совместных игр либо же распития алкогольных напитков и драк происходят эти коммуникации - это уже, как раз, вопрос социально-культурный. Зависит он от среды и от того, что эта среда молодежи дает. Если у городской молодежи есть такие варианты вечернего досуга, как сходить в кино либо посидеть с друзьями в кафе-пиццерии, то для сельской варианты менее прозаичны - сидеть дома либо идти "за клуб".

Задача "возрождения" социально-культурной роли сельского клуба состоит в том, чтобы по возможности максимально перенести реалии городского досуга на тело сельского клуба. Вычеркнуть из программы то, что является атавизмом, пережитком прошлого. Например - дискотеки. Дискотека в сельском клубе - это от силы человек десять, девять из которых пьяны. С учетом текущего количества населения в деревнях и селах, сама идея сельских дискотек изжила себя. Молодежи нужно как можно больше сверстников вокруг. Сейчас дискотеки сосредоточились в районных центрах. Опять же, реалии XXI века - у значительного количества молодых людей есть автомобили. По крайней мере один на компанию из 3-4-х человек находится. Пусть даже отцовский. И эта компания лучше проедет 10-15 километров до райцентра, где на дискотеку собралось человек сто, чем останется сидеть в сельском клубе, где народу едва ли наберется с десяток. В сельских клубах дискотеки не нужны.

А что же нужно? Совместный просмотр кинофильмов я уже отметал выше - во-первых, телевизоры есть практически у каждого, во-вторых, оборудование для просмотра фильмов есть далеко не в каждом клубе и, в-третьих, в эпоху авторских прав коллективный просмотр киноновинок может влететь в копеечку для заведения. То есть танцы и фильмы мы отметаем. Что остается?

Остается вернуться к изначальному смыслу английского слова "клуб" (club) - место встречи людей с едиными интересами (деловыми, познавательными, развивающими, развлекательными), носящими культурно-развлекательный характер . Идеальным современным примером такой организации населения являются набирающие популярность в молодежной среде "антикафе", где пространство организовано таким образом, что человеку (компании) предоставлен широкий выбор вариантов проведения культурного досуга в приятной обстановке.

Почему в Белгороде так популярны кофейни? Неужели потому, что выросло целое поколение "гурманов и ценителей" настоящего вкуса кофе? Отнюдь. Кофейни и антикафе стали интересным и популярным местом проведение совместного культурного досуга, это и есть "клубы" XXI века. Поэтому - да, если утрированно - сельский клуб должен взять за основу своего устройства модель современных "антикафе".

Организация пространства клуба

Итак, основная цель, которую мы ставим перед помещением "современного клуба" - комфортное размещение населения для проведения досуга. Какую задачу должно решать это помещение? Время работы клуба - вечер. К этому моменту школьники заканчивают обучение в школе, взрослые возвращаются с работы. Самая первая целевая аудитория - это молодежь. Клуб должен предлагать этой категории населения достойную альтернативу прозибанию перед экранами телевизоров или бесцельному блужданию по подворотням.

В основном зале нашего клуба должны разместиться кресла (диваны) с журнальными столиками между ними. Вокруг одного такого столика смогут собраться до шести человек. Здесь компания может поиграть в настольные игры ("мафия", "элиас", "активити", "свинтус", "монополия", даже классические шахматы - сейчас тысяча их, и они являются достойной заменой алкогольному застолью - проверенно на собственном опыте многократно!), почитать книги-журналы, посмотреть видео с ноутбука - я пересказываю вам всё то, чем молодежь занимается в городских заведениях подобного формата.

Рядом с основным залом расположена детская игровая комната. Она может быть отделена от основного зала прозрачной перегородкой по типу пластиковых окон - с одной стороны, детский шум и визг не проникает в основное помещение и не отвлекает взрослых, с другой стороны родители всегда видят, чем занимаются их ребятишки.

Обязательно в клубе наличие туалета (да, сейчас их в подавляющем большинстве случаев нет). Во-первых, дети - это дети. Во-вторых... хм, да неужели в 2014-м году еще нужно приводить аргументы в пользу наличия туалета в общественном заведении?!.

Рядом с детской комнатой и туалетом должна быть небольшая комната-"кухня", как я её назвал. Здесь, опять же, принцип "антикафе" - любой желающий может налить себе чашку чая и перекусить печеньем. Люди могут приносить сюда пакетики чая из дома и что-нибудь сладкое. Соглашусь, что первое время это будет чем-то диковинным и отчасти немыслимым - но сознание людей способно меняться под влиянием примера окружающих (меняться как в хорошую сторону, так и в плохую). Людям нужно показать, что это - реально, что это так же естественно, как принимать гостей у себя в доме, как пить чай у себя на кухне. В деревнях практически все друг друга знают - просто за отсутствием консолидирующих моментов все привыкли жить разобщенно, по принципу "моя хата с краю". Совместное проведение досуга, совместная покупка чая для вечерних посиделок - это ли не шаг в сторону формирования "солидарного общества"?

В помещении клуба должен быть кабинет заведующего. Ведь работа заведующего - это не только "открыть клуб, включить музыку, выключить музыку, закрыть клуб". Это еще и отчеты (куда без них!), планирование работы, прочее, прочее.

Техническое помещение - это комната для коммуникаций. Счетчики воды, света. Система отопления. По площади (да и по структуре) помещение сельского клуба должно быть похоже на большой и уютный жилой дом - в соответствии с этим должны быть обеспечены и все коммуникации.

Еще одну комнату на схеме ниже я назвал "конференц-зал". За громким иностранным словом скрывается помещение, суть которого - большой стол и стулья вокруг. Здесь можно собраться большой компанией для какой-либо дискуссии, презентации, совещания, да и просто задушевного разговора за чашкой чая. Днем здесь могут проходить мастер-классы (или, говоря родным языком, "творческие кружки"), вечером - собираться компании старшей возрастной категории. Играть в домино или обсуждать последние деревенские новости за посиделками - и не отвлекаться на шум из соседнего зала.

Схематично всё вышеописанное выглядит так:


Главный мотив "нового сельского клуба" - собрать людей под одной крышей, предоставить им комфортное место для общения и проведения досуга, позволить им почувствовать себя "как дома". Это площадка, призванная вернуть людям в селах то, что утрачено уже не одно десятилетие - чувство единства, общности. Это не формальная "отписка" об успешной работе социально-культурного кластера на селе - это источник культуры и среда комфортного развития социума.

Организация досуга населения

Основа успешного функционирования подобного заведения, особенно на первых порах, когда это будет "в диковинку" для большинства посетителей - четкое регламентирование правил поведения и осознание меры ответственности каждого посетителя за помещение. Нет больше принципа "Всё вокруг колхозное - всё вокруг моё", и если ты что-то поломал или украл, то понесешь соответствующую материальную или уголовную ответственность. Пришел в заведение с паспортом, распишись у заведующего, что "С правилами поведения ознакомлен, меру ответственности сознаю" - а далее пользуйся всей "инфраструктурой" на здоровье.

А теперь давайте рассмотрим схему функционирования "нового сельского клуба" на конкретном, пусть и гипотетическом примере.

Я - молодой специалист, который переехал в сельскую местность со своей семьей. В плане жилья сейчас в Белгородской области существует несколько хороших программ для молодых семей, поэтому будем считать, что жильем мы обеспечены. В плане трудоустройства на селе тоже работает ряд областных программ, на крайний случай считаем, что супруга работает в социальной сфере, а я развиваю собственный бизнес по программе поддержки малого предпринимательства. На территории сельского поселения есть и детский сад, и школа - пока родители работают, дети тоже при деле.

Вечер. Работа окончена. Домашние хлопоты тоже разрешены. Возникает вопрос о досуге. Придя в сельский клуб мы встречаемся с друзьями - скажем, семьей моего одноклассника, который тоже живет в этом селе. Взрослые, то есть мы, садимся за один из столиков и общаемся на интересующие нас темы, а маленьких детей можно отправить развлекаться в детскую комнату. Я четко знаю, что у ребенка здесь есть развлечения не хуже, чем в белгородских заведениях вроде "Лукоморья" или игровой зоны в каком-нибудь "Мега-Гринне". В помещении есть Wi-Fi (Ростелеком, насколько я знаю, в настоящее время проводит высокоскоростной Интернет во все населенные пункты области - по крайней мере в моей деревне Интернет уже года полтора, как появился), и я по привычке обновляю ленту новостей в какой-нибудь из социальных сетей. А, может быть, даже и пишу какой-нибудь пост в блог.

Я могу встать и заварить себе чашку чая (конечно же принес с собой целую упаковку, да еще и с печеньем!). За соседним столиком сидят мальчишки постарше и что-то рисуют в своих раскрасках. В соседнем "конференц-зале" водитель школьного автобуса о чем-то бурно дискутирует с компанией друзей. Тем не менее, я могу быть спокоен за уши окружающих детей - в клубе четко действует правило трех НЕ: не пить, не курить и не материться.

И, главное, мы все не чувствуем ущербности в том, что это - сельский клуб. В эпоху глобализации границы просто обязаны стираться, и по-хорошему не должно быть разницы, сидим ли мы в сельском клубе или каком-либо заведении областного центра.

Да, я не считаю всё вышеописанное утопией. Это все может быть реальностью. Главное - захотеть.

Цена вопроса

По моим приблизительным расчетам, даже если строить такой клуб "с нуля", то общая смета не превысит семи миллионов рублей. Строительство одноэтажной "коробки" площадью до 250 кв. м обойдется в сумму до 4-х миллионов, еще около трех потребуется вложить во "внутреннее содержание" клуба. В таком помещении смогут комфортно разместиться до 50-ти человек единовременно.

С коммерческой точки зрения эти деньги невозможно будет "отбить". Однако социальная сфера - не то поле, на котором растут деньги. Здесь произрастает куда более важное со стратегической точки зрения зерно - культура общества, его консолидирующая идея, потенциал для реализации роста и развития людей.

Как реалист, я не вижу скорой реализации вышеописанного мною проекта в самом ближайшем времени. Однако посчитал своим долгом изложить своё видение ситуации. Как знать, может быть не сейчас, но через пять, десять лет сфера социально-культурной жизни в сельских поселениях выйдет на качественно новый уровень, которого требуют меняющиеся реалии нашего мира. Я верю, что когда-нибудь система перейдет от слов к делу, и заявленный процесс "деурбанизации" в нашем регионе затронет не только финансово-материальные аспекты жизни, но и духовно-нравственные. Когда-нибудь мы его построим.

Фото: Владимир Романов / krassever.ru

Три миллиарда рублей потратит государство на развитие сельских домов культуры. Об этом сообщил на прошлой неделе на омском форуме «Культура - национальный приоритет» премьер-министр России Дмитрий Медведев. Задача не только в строительстве сельских клубов или реконструкции прежних, но и в том, чтобы вдохнуть в них новую жизнь и наделить новыми общественными функциями, которых требует время. Корреспондент «Русского мира» расспросил руководителей сельских ДК, каким они видят деревенский клуб будущего.

Окно в мир

По словам Дмитрия Медведева, выделенные средства на строительство сотни новых домов культуры на селе, кроме того, двести ДК будут отремонтированы и получат новое оборудование. В частности, компьютеры с выходом в Интернет. Кроме того, при муниципальных культурных центрах появятся автоклубы, которые будут находиться в непрерывных гастролях по деревням и селам. После реализации этих планов программу не планируют останавливать, а объём средств может даже вырасти.

Споры о будущем сельских клубов и прочей культурной инфраструктуры в глубинке активно ведутся в последние годы. В какой-то степени их спровоцировала появившаяся в разных регионах России мода на переезд из городов в деревню. Избалованные городскими возможностями переселенцы не желают мириться с покосившейся холодной избой с полустёршейся вывеской, в которой раз в неделю устраивают танцы «под радиолу». И пытаются влиять на ситуацию.

И зачастую спор перерастает в обсуждение вопроса о том, каким должен быть современный сельский дом культуры. Вопрос остаётся риторическим. В советские времена сельские ДК были призваны если не стереть, то уменьшить различие города и деревни. Там показывали фильмы и концерты, которые колхозникам негде было посмотреть, и читали лекции, в том числе научные, которые, опять-таки, деревенским негде было услышать. В современной ситуации, когда спутниковые телеантенны и быстрый Интернет добрались до самых отдалённых уголков страны, обгоняя подчас газификацию, фильмом или рассказом об освоении космоса селянина не удивишь.

Какую же функцию в таком случае должен (и может) нести сельский клуб сегодня? Некоторые убеждены в том, что ДК нужно напичкать чипами и пикселями, транслировать театральные постановки или открыть интернет-филиалы ведущих музеев России и мира – в городах, крупных и поменьше, такие отделения, дающие возможность видеть новые и постоянные экспозиции в высоком качестве, пользуются большим спросом. Другие уверены, что сельский дом культуры не должен существенно меняться, дабы остаться в нашу электронную эпоху оазисом подлинной народной культуры и живого общения. С кружками рукоделия, авиамоделирования и фольклорными ансамблями.

Третьи считают, что сельский дом культуры может привлечь людей, если будет предлагать широкий спектр услуг. В прошлом году было объявлено о разработке типового проекта сельского ДК с библиотекой, зрительным залом, а также залами для занятий хореографией и гимнастикой.

Из деревни – в Англию

Подобные дома культуры в России уже существуют, но типовыми их не назовешь. Разбирая, отчего ДК в одном посёлке зачах, а в другом – превратился в комплекс и оброс «допуслугами», почти всегда натыкаешься на закономерность: клубы выжили и развиваются там, где сложился триумвират из понимающей местной власти, бизнеса и активного населения.


Концерт в Фёдоровском доме культуры. Фото: страничка ДК «Вконтакте»

Дом культуры деревни Фёдоровское, расположенной в Тосненском районе Ленинградской области, как раз из таких. Многие годы ДК занимает первые места в районных и областных конкурсах и смотрах. А директор Татьяна Изотова как заурядную новость сообщает: «На днях девочка из Фёдоровского, которая у нас занимается тхэквондо, вернулась из Англии с соревнований с золотой медалью. Две наших танцовщицы поступают в Санкт-Петербург на хореографическое отделение».

При доме культуры существуют народный танцевальный коллектив, ансамбль русской песни, оркестр народных инструментов, детская вокальная группа, театральная студия, студия изобразительного искусства, хореографический кружок, упомянутое тхэквондо и футбольная секция. «В наших кружках и секциях, а они все до одной бесплатные, занимаются около четырехсот детей, а всего в деревне Фёдоровское проживают три с половиной тысячи человек Многие не верят этой цифре. Спрашивают, у вас что, все дети Фёдоровского занимаются? Получается, что почти все. Знаете, от нашей деревни до Павловска ехать 10 минут, а до Санкт-Петербурга – полчаса. Некоторые дети туда в кружки ездят, но большинство ходят к нам. Близко и удобно, многие на несколько кружков ходят».

В здании, которые было капитально отремонтировано несколько лет назад, имеются зрительный зал и зал для тренировок, а рядом с ДК расположено футбольное поле.

«Каким должен быть современный сельский ДК? Во-первых, доступным и бесплатным, на детях зарабатывать нельзя , – говорит Татьяна Изотова. – Если ввести плату, возможности для детей не будут равными, а одной из главных функций домов культуры на селе я бы назвала выявление талантливых ребятишек и помощь в развитии их способностей. В городе возможностей несравнимо больше, и ребенок не останется незамеченным. А в деревне – запросто».

Коня на ходу остановит. И клуб восстановит

В старом советском фильме «Дело было в Пенькове» сельская молодёжь, которой надоело мёрзнуть в ветхом клубе, выстроила новый, работая по вечерам и в выходные. В карельском селе Берёзовка, в котором без малого 700 жителей, тоже «дело было», и оно продолжается до сих пор. Местная жительница Надежда Варлевская выкупила пустовавшее здание старого клуба и восстановила его силами своей семьи и с участием неравнодушных односельчан.


Надежда Варлевская. Фото: asi.org.ru

Она известна на всю Карелию, про неё снимают сюжеты и пишут статьи с обязательными цитатами из Некрасова – «есть женщины в русских селениях» . Вместе с мужем Надежда Варлевская вырастили 11 детей, организовали семейную ферму, на которой все и работают. Днём дел полон рот, только поворачивайся, а вечером некуда выйти. Так и возникла идея с домом культуры.

«Это отняло много сил и средств, но результатом я довольна , – говорит Надежда. – Наш клуб объединил сельчан, стали вместе отмечать Новый год, Рождество и другие праздники. Мероприятия для детей и взрослых готовим, что называется, всем миром, люди сами вызываются. Как таковых работников в клубе нет, но оказалось, что в Берёзовке живёт много творческих людей».

По мнению Надежды Варлевской, сельские клубы необходимы современным жителям глубинки как место встреч представителей разных поколений для передачи местных традиций и мудрости. «В городе эта нить давно нарушена, люди съехались из разных мест и часто имени соседа не знают , – говорит она. – А в деревне живую преемственность ещё можно сохранить. Когда из уст в уста, из глаз в глаза передаётся. Я сама много раз видела: сидят бабушки и рассказывают молодым, где в молодости под гармошку плясали, где произошло то или иное событие из жизни села и о тех, кто жил в нём в прежние годы. И это раскрывает посёлок с новой стороны и порождает ту самую любовь к малой родине, без которой никакое развитие глубинки невозможно».

В селе Кай Кировской области «завклубом» сам Феликс Дзержинский. В Кае одна достопримечательность – музей «железного Феликса», расположенный в доме, где он отбывал ссылку. И откуда убежал, несмотря на дремучие леса, окружающие село. Современное население Кая, в котором живёт менее двухсот человек, пошло другим путем – вышло с инициативой к местным властям и депутатам реконструировать музей Дзержинского, дабы придать импульс развитию села. Инициативу поддержали, и в сентябре в Кае откроется настоящий культурно-исторический центр (к музейной избе пристроили новое большое здание) с экспозицией об истории села и окрестностей. «Мы ждём интереса от туристов, а для местных жителей работают кружки по интересам , – рассказала нам хранитель музея Дзержинского Татьяна Копчикова . – Дети изучают историю и культурные традиции нашего края, а взрослые собираются для бесед на различные темы» .

Чего хочет молодёжь?

Блогер из Белгорода Михаил Койнов не занимает государственных и муниципальных должностей, не состоит в общественных объединениях и даже не является деревенским жителем. Но он много ездит по глубинке и общается с людьми. Его статья о современных сельских клубах писалась им как комментарий к проекту возрождения сельских ДК. И породила обсуждение в обществе. Да такое, что Михаила пригласили представить свои инициативы перед экспертной комиссией администрации Белгородской области. В своём обращении блогер попытался посмотреть на развитие сельских клубов глазами молодёжи.


Сельский клуб в Белгородской области. Фото М. Койнова

«В сельских клубах дискотеки не нужны, кинопоказы тоже отметаем, это атавизм, – считает он. – Остаётся вернуться к изначальному смыслу английского слова "клуб" (club) – место встречи людей с едиными интересами (деловыми, познавательными, развивающими, развлекательными), носящими культурно-развлекательный характер. Идеальным современным примером такой организации населения являются набирающие популярность в молодёжной среде "антикафе", где пространство организовано таким образом, что человеку (компании) предоставлен широкий выбор вариантов проведения культурного досуга в приятной обстановке. В зале клуба разместятся кресла с журнальными столиками между ними. Здесь компания может поиграть в настольные игры, почитать книги-журналы, посмотреть видео с ноутбука. Я пересказываю всё то, чем молодёжь занимается в городских заведениях подобного формата».

Так вот она, наверное, искомая смычка города и деревни. Ведь от сельских домов культуры ждали и, наверное, всегда будут ждать выхода в большой мир.