2.2.1 . Понятие «клуб по интересам», «любительское объединение».

Клуб по интересам или любительское объединение – одна из традиционных форм объединения людей, деятельность которых направлена посредством самодеятельности и самоуправления на реализацию своих культурных и социальных интересов, потребностей и общественно значимых инициатив.

В «Положении о любительском объединении и клубе по интересам» дается следующее определение:

Любительским объединением, клубом по интересам является организационная форма общественной самодеятельности населения, создаваемая на основе общих творческих интересов и индивидуального членства участников с целью удовлетворения многообразных духовных запросов и интересов людей в сфере свободного времени.

Клуб – это добровольное общение людей. Клуб способствует совершенствованию знаний людей в той или иной отрасли науки, литературы, искусства, становления личности. Обязательным условием членства в клубе является активное участие во всех делах клуба, дружная коллективная работа и отдых.

Понятие «объединение» (любительское, творческое) означает тот же клуб, только с другой организационной и функциональной структурой. Объединение – это ряд людей, секций или клубов, объединившихся на базе общего интереса или цели, вошедших в него с кругом своих единичных или частных задач. Добавление слов «любительское», «по интересам» свидетельствуют о том, что в основе подобного типа клубов и объединений лежит интерес человека к чему-то, его увлеченность, заложенный в нем творческий потенциал. Все остальные названия – клубы «старшеклассников», молодежные клубы», «любителей поэзии» и т.д. являются свидетельством их дифференциации по определенным признакам или характеру деятельности. Дифференциация обеспечивает определенную однородность аудитории, позволяет активизировать взаимодействие людей. Она выступает главным функциональным признаком и механизмом развития клубов и объединений.

Любительское объединение отличается от клуба по интересам по своим характеристикам и назначению. В основе создания любительского объединения лежит тоже дифференциация, но уже не по ряду признаков, обеспечивающих однородность аудитории, а только по одному признаку – личному интересу. В остальном состав любительских объединений, как правило, самый разнообразный: в одном объединении можно встретить людей разного пола, возраста, с разным уровнем образования, представителей разных профессий, работающих и учащихся. В клубе по интересам членский состав может быстро обновляться. Любительские объединения имеют довольно стабильный состав членов и представляют собой малую социальную группу. Это контактная группа, в процессе общения которой вырабатывается определенная общность целей, интересов. Неотъемлемая черта любительских объединений – создание определенной морально-психологической атмосферы: взаимное уважение, симпатия, солидарность.

2.2.2 . Типы и виды любительских объединений и клубов по интересам.

Любительские объединения и клубы по интересам могут быть двух основных видов:

1) объединения и клубы, осуществляющие свою деятельность по принципу частичной самоокупаемости с использованием средств участников объединения, полученных от членских взносов, деятельности объединений и клубов, а также за счет средств организации-учредителя;

2) объединения и клубы, осуществляющие свою деятельность по принципу полной самоокупаемости с использованием средств участников (членские взносы), средств, полученных от деятельности объединений и клубов.

По характеру деятельности клубы и объединения можно условно разделить на следующие профили: общественно-политические, научно-познавательные, художественно-эстетические, спортивно-оздоровительные, мировоззренческие.

По направлению деятельности объединения и клубы могут быть:

    Общественно-политические. По тематике работы среди них выделяются клубы и объединения боевых и трудовых традиций, военно-патриотического воспитания, по изучению правовых знаний и др.

    Производственно-технические. К ним относятся клубы и объединения технического творчества: изобретателей, моделирования (авиа-, судо-, авто- и др.), проектирования и др.

    Естественнонаучные. Эти клубы привлекают к себе любителей путешествий, астрономии, огородников, садоводов, собаководов, цветоводов и др.

    Художественные. Являются самыми распространенными и вносят большой вклад в программу эстетического воспитания населения. К клубам этого направления относятся клубы любителей музыки, кино, литературы, живописи, танца, театра и др.

    Физкультурно-оздоровительные. К ним относятся клубы закаливания, любителей бега, туризма, шейпинга, аэробики и др.

    Коллекционно-собирательские. Такие клубы организуются для объединения собирателей марок (филателистов), монет (нумизматов), значков, орденов и медалей (фалеристов), открыток (филокартистов), звукозаписей (филофонистов), спичечных этикеток (филуменистов) и др.

Могут создаваться клубы, объединяющие определенную категорию людей: клубы женщин, знакомств, молодой семьи, подростков и др.

Организация их работы.

2.2.1 . Понятие «клуб по интересам», «любительское объединение».

Клуб по интересам или любительское объединение – одна из традиционных форм объединения людей, деятельность которых направлена посредством самодеятельности и самоуправления на реализацию своих культурных и социальных интересов, потребностей и общественно значимых инициатив.

В «Положении о любительском объединении и клубе по интересам» дается следующее определение:

Любительским объединением, клубом по интересам является организационная форма общественной самодеятельности населения, создаваемая на основе общих творческих интересов и индивидуального членства участников с целью удовлетворения многообразных духовных запросов и интересов людей в сфере свободного времени.

Клуб – это добровольное общение людей. Клуб способствует совершенствованию знаний людей в той или иной отрасли науки, литературы, искусства, становления личности. Обязательным условием членства в клубе является активное участие во всех делах клуба, дружная коллективная работа и отдых.

Понятие «объединение» (любительское, творческое) означает тот же клуб, только с другой организационной и функциональной структурой. Объединение – это ряд людей, секций или клубов, объединившихся на базе общего интереса или цели, вошедших в него с кругом своих единичных или частных задач. Добавление слов «любительское», «по интересам» свидетельствуют о том, что в основе подобного типа клубов и объединений лежит интерес человека к чему-то, его увлеченность, заложенный в нем творческий потенциал. Все остальные названия – клубы «старшеклассников», молодежные клубы», «любителей поэзии» и т.д. являются свидетельством их дифференциации по определенным признакам или характеру деятельности. Дифференциация обеспечивает определенную однородность аудитории, позволяет активизировать взаимодействие людей. Она выступает главным функциональным признаком и механизмом развития клубов и объединений.

Любительское объединение отличается от клуба по интересам по своим характеристикам и назначению. В основе создания любительского объединения лежит тоже дифференциация, но уже не по ряду признаков, обеспечивающих однородность аудитории, а только по одному признаку – личному интересу. В остальном состав любительских объединений, как правило, самый разнообразный: в одном объединении можно встретить людей разного пола, возраста, с разным уровнем образования, представителей разных профессий, работающих и учащихся. В клубе по интересам членский состав может быстро обновляться. Любительские объединения имеют довольно стабильный состав членов и представляют собой малую социальную группу. Это контактная группа, в процессе общения которой вырабатывается определенная общность целей, интересов. Неотъемлемая черта любительских объединений – создание определенной морально-психологической атмосферы: взаимное уважение, симпатия, солидарность.

2.2.2 . Типы и виды любительских объединений и клубов по интересам.

Любительские объединения и клубы по интересам могут быть двух основных видов:

1) объединения и клубы, осуществляющие свою деятельность по принципу частичной самоокупаемости с использованием средств участников объединения, полученных от членских взносов, деятельности объединений и клубов, а также за счет средств организации-учредителя;

2) объединения и клубы, осуществляющие свою деятельность по принципу полной самоокупаемости с использованием средств участников (членские взносы), средств, полученных от деятельности объединений и клубов.

По характеру деятельности клубы и объединения можно условно разделить на следующие профили: общественно-политические, научно-познавательные, художественно-эстетические, спортивно-оздоровительные, мировоззренческие.

По направлению деятельности объединения и клубы могут быть:


  1. Общественно-политические. По тематике работы среди них выделяются клубы и объединения боевых и трудовых традиций , военно-патриотического воспитания, по изучению правовых знаний и др.

  2. Производственно-технические. К ним относятся клубы и объединения технического творчества: изобретателей, моделирования (авиа-, судо-, авто- и др.), проектирования и др.

  3. Естественнонаучные. Эти клубы привлекают к себе любителей путешествий, астрономии, огородников, садоводов, собаководов, цветоводов и др.

  4. Художественные. Являются самыми распространенными и вносят большой вклад в программу эстетического воспитания населения. К клубам этого направления относятся клубы любителей музыки, кино, литературы, живописи, танца, театра и др.

  5. Физкультурно-оздоровительные. К ним относятся клубы закаливания, любителей бега, туризма, шейпинга, аэробики и др.

  6. Коллекционно-собирательские. Такие клубы организуются для объединения собирателей марок (филателистов), монет (нумизматов), значков, орденов и медалей (фалеристов), открыток (филокартистов), звукозаписей (филофонистов), спичечных этикеток (филуменистов) и др.
Могут создаваться клубы, объединяющие определенную категорию людей: клубы женщин, знакомств, молодой семьи, подростков и др.

2.2.3. Организационная и функциональная структура любительских объединений и клубов по интересам.

Клубы по интересам – это форма дифференцированной работы не только с различными социальными группами и категориями населения, но и по отдельным социально актуальным проблемам и сферам деятельности человека. Клубы по интересам – это деятельные, общественно активные, целенаправленные организации, ведущие работу с разными категориями населения.

Главным характерным признаком клубов по интересам является наличие объекта воздействия, т.е. определенной категории людей или аудитории, с которой в течении определенного времени ведется работа. Объектом воздействия являются непосредственно и члены клуба, и приглашенная на массовые мероприятия аудитория.

Организационная структура клуба по интересам состоит из пяти компонентов: руководитель, Совет клуба, инициативная группа, члены клуба, объект воздействия. Каждый из них играет определенную роль в функциональной зависимости и во взаимосвязи с другими компонентами.

Функциональная структура клубов по интересам делится на две части и состоит из активного звена и объекта воздействия. В активное звено входят: руководитель клуба, Совет, инициативная группа, члены клубы. Вторую функциональную часть составляют слушатели, зрители – посетители массовых мероприятий. Выступая в качестве потребителей информации, они являются главным стимулятором деятельности активного звена клуба. Они определяют форму работы клуба: тематические вечера, конференции, диспуты, встречи с интересными людьми.

Структура любительского объединения отличается от структуры клуба по интересам: здесь все – руководитель, члены Совета, члены клуба – равноправные участники внутриклубного действия, происходящего в основном в форме межличностного общения.

Программа деятельности клубов по интересам – это цикл мероприятий общественно-политического, нравственно-этического или культурно-массового характера, составленный с учетом особенностей той социальной группы или общности, с которой ведется работа. направление и программа деятельности клубов по интересам диктуются интересами и запросами членов клуба и зависят от того, какие проблемы их волнуют и какие задачи стоят перед обществом в данный момент.

Основным содержанием работы любительских объединений является не внешняя сторона их деятельности, направленная на объект воздействия, как в клубах по интересам, а внутриклубная работа, способствующая приобретению знаний, навыков, обмену мнениями, информацией. В любительском объединении человек надеется получить квалифицированные советы, чему-то научиться, принять участие в совместном поиске ответов.

Функционально здесь каждый активен, ибо на равных участвует в процессе общения.

Любительское объединение – это общность людей, складывающаяся в результате более или менее длительного общения, основанного на взаимодействии индивидов как личностей и на личном выборе связей.

2.2.4. Принципы организации деятельности любительских объединений и клубов по интересам.

Любительские объединения и клубы по интересам создаются по решению организации-учредителя. Организациями учредителями могут быть органы и учреждения культуры и спорта , учебные заведения, учреждения дополнительного образования, общественные организации и творческие союзы.

Созданию клуба по интересам или любительского объединения предшествует подготовительный период. Прежде, необходимо изучить региональные условия развития самодеятельных объединений, выявить потенциальных участников самодеятельности и привлечь их к клубу. Для выявления направления работы клуба или объединения, поиска заинтересованных лиц можно провести социологический опрос, анкетирование посетителей ДУ, жителей близлежащего микрорайона, учащихся школ и т.д. Следующий этап в организации работы клуба или объединения – это определение интересов, формулировка идеи, трансформация этой идеи в общность. Также необходимо определиться с видами деятельности, реальными для осуществления. Заключительный этап – организационное оформление объединения, «превращение» в коллектив.

Из числа инициативных, активных людей формируется актив клуба или объединения. Актив решает все организационные вопросы, отвечает за подготовку мероприятий, разрабатывает план работы, документацию.


      1. Правовое обеспечение любительских объединений и клубов по интересам.
Деятельность любого клуба или объединения не проходит стихийно, она подчиняется определенным законам, нормам, традициям, что должно быть документально оформлено. К обязательному минимуму документации относятся: устав или положение клуба, объединения, программа, план работы, дневник мероприятий, списки членов.

Устав – установленный клубом или объединением свод правил, регулирующих деятельность данной общности людей. По своему смыслу, содержанию и назначению уставы и положения однозначны. В них оговариваются все стороны организации и деятельности клуба:


  1. Наименование клуба, кем организован и для кого. При формировании этого пункта устава необходимо прежде решить вопросы о материальной базе, о том, кто будет руководить, кто войдет в состав клуба, где и когда можно встречаться и проводить мероприятия , с кем установить деловые связи и контакты.

  2. Цели и задачи клуба, объединения. Сформулировать цели и задачи – значит определить направление деятельности клуба, объединения и создать предпосылку для успешной и эффективной работы. Цели могут быть перспективными и ближайшими. Ближайшие задачи очерчивают определенные рубежи на каждом этапе выполнения перспективных целей и подсказывают, как составить программу и выполнить ее, какие средства, формы и методы выбрать для этого, каковы место, время, периодичность клубных встреч, кого привлечь к работе клуба.

  3. Права и обязанности членов клуба, объединения. Члены объединения, клуба имеют право: избирать и быть избранными в руководящие и ревизионные органы объединения; принимать участие во всех видах деятельности; пользоваться в установленном порядке имуществом объединения. Члены объединения, клуба обязаны: активно участвовать в его работе, соблюдать правила внутреннего распорядка, а при условии индивидуального платного членства своевременно уплачивать членские взносы.

  4. Построение клуба, объединения и органы самоуправления. Высшим решающим органом управления является общее собрание участников. Собрание избирает Совет, утверждает направление и программу деятельности, проект сметы доходов и расходов, заслушивает отчеты Совета, определяет размер и порядок уплаты членских взносов. Члены Совета избирают председателя (руководителя) объединения, его заместителей, которые осуществляют практическое руководство его деятельностью, составляют планы организационно-творческой и учебно-воспитательной работы, обеспечивают выполнение этих планов. Ответственность за содержание деятельности и финансовую работу объединения несут организация-учредитель и председатель (руководитель) объединения.

  5. Атрибуты клуба. Это – девиз, гимн, эмблема, флаг. Какие атрибутивные знаки установить и взять на вооружение решают организаторы и члены клуба, объединения. Атрибуты клуба дисциплинируют, организуют, развивают чувство товарищества, солидарности, взаимопомощи.
Разработка и принятие устава клуба, объединения является не только мерой, 3определяющей направление и характер деятельности клуба , его структуру, упорядочивающей взаимоотношения людей, но и важной предпосылкой, содействующей выработке групповых норм, групповой психологии, что необходимо для успешной работы клуба, объединения.

Важным документом клуба является программа. Она составляется на год и должна быть оформлена:


№ п/п

Наим-ние мероп-я

Когда проводится

Где проводится

Совмест-но с кем

Отв.

Примеч.

Программа – это план реализации целей и задач, стоящих перед клубом, объединением. В первом варианте программа обсуждается с членами клуба, затем согласовывается с организацией-учредителем. Программа окончательно дорабатывается с учетом замечаний, пожеланий, утверждается и обретает силу руководящего документа. В процессе работы по разным причинам в нее могут быть внесены коррективы об изменении сроков, замене одного мероприятия другим и т.п.

В план работы клуба входят вопросы создания и улучшения материальной базы, установление связей с другими организациями, учреждениями, учебными заведениями.

Дневник клуба – основной документ, отражающий работу клуба. В нем в хронологическом порядке фиксируется, описываются и анализируются все основные мероприятия клуба, объединения.

К обязательному минимуму относятся и списки организаторов, членов клуба, членов Совета. Списки должны содержать максимум сведений:

В число необходимых документов входят протоколы заседаний клуба и Совета клуба, сценарии мероприятий.

Первичная документация – это не только объективное свидетельство пройденного пути, но и материал для анализа, средство стимулирования и совершенствования деятельности клуба, объединения.


      1. Материальное обеспечение и контроль за деятельностью любительских объединений и клубов по интересам.
Для нормального функционирования клубов, объединений необходима материальная база (помещение, оборудование, технические средства и т.д.). помещения для работы клубов предоставляются организацией-учредителем, она же обеспечивает их необходимым оборудованием , инвентарем и материалами в установленном порядке. Объединения, которые осуществляют свою деятельность по принципу полной или частичной самоокупаемости, могут сами приобретать необходимое для их деятельности.

Объединения, клубы могут использовать в качестве базы деятельности помещения учреждений культуры, спортивных сооружений, учебных заведений, общественных организаций, при этом они несут ответственность за соблюдение установленного порядка, режима работы, а также за сохранность материальных ценностей.

Финансовая база объединений, клубов образуется за счет6 индивидуальных членских взносов, доходов от платных мероприятий, поступлений от организации-учредителя, поступлений за выполненные услуги, работы. Финансирование объединений создаваемых при бюджетных учреждениях производится со счетов специальных средств этих учреждений.

Общее руководство и контроль за деятельностью объединения или клуба осуществляет организация-учредитель. Ответственность за содержание деятельности и финансовую работу несут организация-учредитель и председатель (руководитель) объединения.

Научно-методическое руководство объединениями осуществляют органы культуры; творческую и организационную помощь оказывают научно-методические центры культуры и народного творчества.

Работа клуба, объединения учитывается в журнале учета, где указываются сведения о членах, содержании и посещаемости занятий, деятельности работников объединения, выполнении сметы доходов и расходов.

2.3. Деятельность досуговых учреждений по сохранению и развитию народного художественного творчества.

К досуговым учреждениям относятся клубные учреждения, библиотеки, музеи, учреждения искусства, парки культуры и отдыха, учреждения спорта и туризма, внешкольные учреждения для детей, культурно-досуговые центры. Многие из них занимаются делом сохранения и развития народного искусства в той или иной мере , но особая роль принадлежит клубным учреждениям. Культурно-досуговая деятельность направлена на организацию свободного времени, развитие творческих способностей людей и осуществляется через массовые мероприятия, которые пропагандируют народное творчество, через деятельность творческих коллективов, систему конкурсов, фестивалей, смотров народного самодеятельного творчества.

Проводя народные праздники (Новый год, Масленица, Иван Купала, Чыл Пазы, Тун Пайрам, Чир Ине и др.), организаторы обращаются к истокам, изучают традиции, обычаи, обряды различных национальностей. Народный праздник не обходится без народных гуляний – изобилия песен, частушек, скоморошьих забав.

Организуя свободное время людей разного возраста, досуговые учреждения ведут большую работу по созданию и развитию кружков, коллективов различных жанров самодеятельного творчества, клубов по интересам, любительских объединений, студий, школ. Концерты – как результат творческой деятельности коллективов художественной самодеятельности, играют большую роль в пропаганде народного искусства. Этому же способствуют конкурсы, фестивали, смотры самодеятельного творчества, которые в то же время ставят задачи сохранения и приумножения культурных традиций, повышения художественного уровня исполнительского мастерства.

В нашем городе ведущая роль в сохранении и развитии народного художественного творчества принадлежит республиканскому государственному учреждению «Центр культуры и народного творчества им С.П.Кадышева». В его стенах приобщаются к самодеятельному творчеству участники разных возрастов в коллективах:

Хакасский народный ансамбль песни и танца «Жарки», Русский народный хор, Ансамбль народного танца «Саяночка», который в прошлом году отметил свой 25-летний юбилей, Детская эстрадно-фольклорная студия «Час ханат» и др. Республиканский Центр культуры и народного творчества ставит перед собой задачи сбора, обработки и пропаганды лучших образцов устного, музыкального, танцевального и изобразительного фольклора. Также решается задача обобщения и пропаганды опыта работы ведущих руководителей творческих самодеятельных коллективов. Центр занимается также вопросами методического обеспечения развития народного творчества – это разработка положений о конкурсах, фестивалях народного творчества , в том числе семейного художественного творчества, эстрадной национальной песни, народных промыслов и др., собрание фонотеки хакасской традиционной музыки, разработка программ республиканских выставок мастеров ДПИ и самодеятельных художников. Также Центр организовывает мероприятия повышения квалификации специалистов, занятых в сфере народного искусства, от которых и зависит результат деятельности по сохранению и развитию фольклора: проводятся конференции, семинары, мастер-классы, работают творческие лаборатории.

С каждым годом увеличивается результативность работы творческих объединений Центра детского творчества. В 2000 году начала свою работу школа художественных ремесел «Харитина», которая своей деятельностью сохраняет и развивает народные традиции в области декоративно-прикладного искусства. На высоком уровне работают хореографические коллективы: ансамбль «Эксперимент», «Контрасты», «Каприз» и др. Фольклорные коллективы Центра детского творчества известны не только в нашем городе, но и за его пределами – это ансамбль «Звонница», руководитель Фокина, «Русичи», руководитель А.А. Толстенко.

Свою лепту в общее дело сохранения и развития народного творчества вносит ГЦК «Победа». В стенах городского центра культуры реализуют свои творческий потенциал любители бардовской песни, рок-музыки, русской песни.

Таким образом, деятельность досуговых учреждений по сохранению и развитию народного художественного творчества в нашем городе широко представлена и имеет положительные результаты.

Сложившаяся практика формирования и деятельности любительских объединений и клубов по интересам представляется как коллективный носитель интереса. Их характеризует свободное времяпрепровождение, включающее общественный и личный интерес.

Время «перестройки» внутри страны и его позитивные и негативные стороны неоднозначно воспринимаются народом. Значительное сокращение вложений государственных средств в развитие детско-юношеских, молодежных досуговых учреждений открыли путь прогрессирующему росту подростково-молодеж-ной преступности. В поисках различных средств повышения эффективности воспитания подрастающего поколения, возможности расширения сферы досуга, особое внимание отводится любительским объединениям, клубам по интересам, работе по месту жительства. Немаловажным фактором, отмеченным многими теоретиками и практиками в области социокультурной сферы, является включение населения в различные виды деятельности. Во многих регионах осуществляются поддержка и стимулирование творческих инициатив различных возрастных групп населения.

К существующим видам объединений относят: инициативные клубы, клубные объединения (кружки, студии, секции и т.д.), клубы по интересам, любительские объединения и т.п. Развиваются новые организационнные формы клубов – детские, многопрофильные досуговые, семейного общения, работающие по авторским программам. Их много и они разделяются в зависимости от целевой установки, от возрастных особенностей, а главное – по направлениям деятельности. «Разрушенная любительско-учеб-ная и социально-досуговая инфраструктура возрождается ныне в формах школ – комплексов, дворовых клубов, педагогических и психолого-методических объединений, консультационных центров и т.п.» . Действуют в настоящее время и отдельные типы клубов, которых еще очень мало, – клубы-сообщества, молодежные досуговые центры.

В городе Тамбове и ее области за 2000-2001 годы отмечается незначительное сокращение любительских объединений, клубов по интересам, кружков, студий. Заметное перепрофилирование многих Домов культуры в коммерческие структуры вылилось в сокращение деятельности многих клубных объединений, произошел отток профессиональных руководителей художественной самодеятельности, энтузиастов социокультурной сферы. Наряду с этим отмечается активная работа Домов творчества, станции юннатов, клубов по месту жительства, общественных организаций, студий и клубов по интересам при образовательных учреждениях города. Все они имеют различную направленность деятельности.



Рассмотрим основные виды любительских объединений и клубов по интересам, которые официально зафиксированы в положении о любительских объединениях и клубах по интересам (1986 г.).

1. Общественно-политические (политические клубы, клубы избирателей, клубы философов, клубы международников, клубы революционной и боевой славы, информационно-просве-тительные клубы, правовые, интернациональной дружбы, воинов защитников). Работа по организации этих различных клубов ведется в парках, музеях, общежитиях, на предприятиях, зеленых площадках по месту жительства, в Домах культуры. Во многих городах России действуют молодежные общественно-полити-ческие клубы, которые организуют встречи с ветеранами, создают поисковые отряды. При многих школах созданы музеи боевой славы. В Тамбове действует региональное общественно-политическое движение «Возрождение Тамбовщины». Большую работу в этом направлении проводит Комитет по делам молодежи при администрации области, на базе которого действует комплексная программа «Молодежь». Главным разделом программы является содействие гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи. В рамках данного направления проходят крупные мероприятия – фестивали солдатской песни, встречи с ветеранами и другое. В современной России происходят радикальные изменения во всех сферах жизни общества. Мы являемся свидетелями изменения общественного мнения, наряду с изменением системы ценностей. Сегодня все больше внимания стало уделяться человеческим ценностям и личным запросам в сфере образования. Это, в свою очередь, привело к большей дифференциации учебных заведений и услуг, которые являются причиной и следствием расслоения общества. Становится очевидным, что наиболее острой потребностью государства и общества является воспитание в духе демократических ценностей граждан России, которые могли бы активно участвовать в построении правового государства.

В настоящее время необходимо найти равновесие между потребностями каждого человека, социальных групп, регионов и т.д. и необходимостью обеспечения национальной безопасности, тем более что сейчас как регионы, так и каждое образовательное учреждение могут свободно выбирать свой собственный путь развития. Подобное равновесие также необходимо поддерживать между сохранением традиций и обновлением содержания образования. Одной из актуальных задач воспитания молодежи является формирование культуры мира, которая требует всесторонних действий в области образования, культуры и социального развития, конечная цель которых сделать так, чтобы культура мира была неотделима от культуры вообще, чтобы она глубоко укоренилась в умах и сердцах людей. Первостепенную роль в распространении идей культуры мира играют политические лидеры, деятели науки, культуры и образования.

Образование и воспитание молодежи, как целостный педагогический процесс, предстающий в виде самых разнообразных организационно-методических проявлений, оказывающих конструктивное влияние на формируемую личность конкретного молодого человека и на молодежь в целом как социальную группу, является главным инструментом по строительству культуры мира. Необходимо использовать все аспекты образования: содержание, формы, методы, организацию, отношения между администрацией, педагогами и учащимися, между учебными заведениями и семьями – для активного содействия развитию и укреплению в умах людей идей терпимости, добрососедства, равноправия. Воспитание молодежи в духе культуры мира является многоуровневой системой адаптации личности к условиям социума и способом активного преобразования собственной жизнедеятельности в конкретной ситуации, под воздействием формирующих принципов культуры мира.

В связи с этим разработка программ формирования культуры мира учитывает специфику разных возрастных групп, начиная с дошкольного возраста, так как основы воспитания закладываются в раннем детстве. Отсутствие таких программ и методик для воспитания в духе мира с раннего возраста отрицательно сказывается на процессе формировании мировоззрения и поведения детей и в дальнейшем ведет к восприятию мира через призму воинствующих отношений, так как общество на данной ступени развития отличается агрессивностью. Руководящая роль в воспитании должна принадлежать высшим учебным заведениям, особенно занимающимся подготовкой преподавателей, психологов и социально-культурных работников.

Нами на протяжении трех лет проводилось экспериментальное научное исследование, посвященное изучению социально-педагогических проблем образования и воспитания молодежи в духе культуры мира. Разработанная и апробированная на практике программа учебного курса «Культура мира» позволила ознакомить студентов со следующими проблемами:

· историческим развитием проблемы мира и опыта международного сотрудничества в этом направлении;

· процессом развития концепций культуры мира за рубежом и в России;

· рассмотреть основные этапы распространения движения «На пути к культуре мира»;

· ознакомить с социально-педагогическими проблемами образования и воспитания молодежи в духе культуры мира;

· рассмотреть методы популяризации и распространения идеи культуры мира и ненасилия.

Помимо этого, в ТГУ был создан клуб ЮНЕСКО «Юнона», который явился центром духовной жизни студентов и аспирантов, вовлекающим молодежь в мир культуры и миротворчества.

Членами клуба были разработаны и внедрены культурно-досуговые программы для учреждений социально-культурной сферы, которые позволили познакомить работников различных социальных институтов с основными проблемами, возникающими на пути движения к культуре мира.

Основными направлениями работы клуба являются:

· Расширение содержания образовательных программ и учебных курсов.

· Взаимодействие и переписка с университетами – клубами ЮНЕСКО в России и за рубежом.

· Изучение различных культур народов мира.

· Проведение семинаров и научно-практических конференций.

· Участие в изучении, охране и использовании культурно-исторического наследия родного края.

· Организация праздников, концертов, фестивалей.

· Сбор фольклорного материала, предметов старины.

· Организация выставок, конкурсов художественного и декоративно-прикладного искусства.

· Взаимодействие с различными центрами детского и юношеского творчества.

· Организация семинаров, лекций, конференций для педагогов дополнительного образования и организаторов социально-культурной деятельности.

· Участие в проведении летнего оздоровительного отдыха детей.

Таким образом, четкое выявление социально-педагогического аспекта образования и воспитания молодежи в духе культуры мира как в образовательных учреждениях, так и социально-культурных институтах, а также комплексная разработка и внедрение программ учебных курсов, позволяют добиться понимания возможности развития человечества в соответствии с концепцией культуры мира, как альтернативы существующему направлению развития, что в свою очередь является определяющим фактором выхода человечества из сложившегося всестороннего кризиса.

В последние время стала возрождаться военно-спортивная игра «Зарница», которая успешно проходит во многих городах и районах Тамбовской области. Интересен опыт создания в 1991 году школы «демократической культуры», которая первоначально оформилась как движение юных парламентариев, а затем переросла в Ассоциацию. Это 24 организации, которые действуют в 41 регионе – Московской области, Кемерово, Оренбурге, Перми, Липецке, Челябинске, Краснодаре, Рязани, Екатеринбурге и ряде других городов России. Движение считает своей целью формирование гражданственности у подрастающего поколения, а конечным результатом должно стать самоопределение членов ассоциации посредством эффективной демократии. Данная Ассоциация объединяет старшеклассников государственных и частных школ, лицеев, гимназий, клубов. Здесь стремятся к углубленному изучению политологии, экономики, права; в ее рядах педагоги вышеуказанных учебных заведений, студенты-выпуск-ники Ассоциации, а также ученые, в первую очередь – специалисты в области педагогики, истории, права, политологии.

В последнее время заметно проявилась тенденция к интеграции, различных клубов и групп в решении каких-то общих задач. И здесь заметную роль играют экологические, историко-патриотические и национально-культурные объединения. Гражданское и патриотическое воспитание молодежи всегда было первоочередным делом организаций, занимающихся работой с детьми и молодежью.

Не исключением являются и ныне действующие по всей России Комитеты по делам молодежи, которые проводят большую работу в этом направлении. Для того, чтобы полнее показать все многообразие досуговых ориентаций подрастающего поколения по общественно-политическому воспитанию, приведем в качестве иллюстрации лишь некоторые фрагменты из информации Комитета по делам молодежи администрации Тамбовской области об этой деятельности в 1997 году. Данные материалы свидетельствуют о том, что работа по общественно-поли-тическому и патриотическому воспитанию молодежи велась по нескольким направлениям. Это, в первую очередь, работа областного поискового благотворительного центра «Искатель», сформированного из студентов и школьников города Тамбова, которые неоднократно выезжали в Брянскую, Калужскую и Смоленскую области с целью поиска захоронений останков советских солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны. Во-вторых, продолжалась работа военно-патриотического клуба десантного профиля «Рейд», в котором занимается свыше 50 курсантов военных училищ. Также был создан военно-патриотический клуб пограничного профиля. В-третьих, Комитет по делам молодежи совместно с поисковым центром «Искатель» организовали и провели IX Международный молодежный лагерь по уходу за военными могилами, в работе которого приняли участие более 40 молодых людей из Германии, Англии, России.

2. Производственно-технические (клубы технического творчества – радио, моделирование, автомототехника, картинг и др.; дизайн; конструирование и проектирование; компьютерная техника; клубы профессиональной направленности и др.). Привлекательным, но по-прежнему пока еще малодоступным направлением является техническое творчество. Участие подростков и молодежи в техническом творчестве способствует не только формированию у них разносторонней технической культуры, навыков конструктивного мышления и деятельности, но и расширяет познания в других видах науки и техники.

Формы участия культурно-досуговых и внешкольных учреждений в распространении технического творчества могут быть различны. Несомненно, что развитие этого вида творчества зависит от заинтересованности административных органов и наличия профессиональных кадров (руководители, преподаватели, общественники). Сегодня мы уже не всегда можем говорить о развитии технического творчества детей и подростков, которое совсем недавно являлось частью общеобразовательного педагогического процесса многих учреждений культуры и досуга. Тем, не менее, в Академии детства города Тамбова 40 лет работает клуб радиолюбителей. В 1961 году их было создано сразу четыре по области. В настоящее время существует коллективная радиостанция Академии детства, которая является одной из лучших в России и ведущей в Тамбовской области. Действует и детская радиостанция коллективного пользования, которая своей задачей ставит профессиональное ориентирование школьников и учащихся по приобретению необходимых навыков радистов. Здесь осуществляется практическая работа по проведению радиосвязи, подготовке и участию в соревнованиях по радиоспорту. Участники детской радиостанции изучают основы радиотехники, электроники, приобретают практические навыки радиоконструирования, работы с электроизмерительными приборами. Они изучают телеграфную азбуку и иностранные языки для ведения радиолюбительской связи, приобретают навыки операторской работы в эфире. В существующем отделе технического творчества и спорта действуют детские объединения – телерадиомеханика, школа юных летчиков, обучение на компьютере, делопроизводство и программирование.

Сегодня наибольшую популярность имеют компьютерные клубы, которые созданы во многих учебных заведениях, Домах культуры, Академиях детства. Любители часами просиживают у компьютеров, которые привлекают подростков и молодежь игровыми программами, созданием новых образов – озвучивание инструментального оркестра, сочинение музыки на любые стихи, создание кино и мультипликации. Хорошо поставлена работа по развитию научно-технического творчества в высших учебных заведениях и лицеях. Так, например, под руководством аспирантов и студентов технического университета (ТГТУ) в инновациях студенческого конструкторского бюро принимают участие и школьники. При ТГТУ существует совет ВОИР (Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов). Члены совета – организаторы городских, областных и зональных выставок-ярмарок изобретений и конкурсов инноваций учащихся, студентов и молодых ученых. Однако существует ряд причин, которые не позволяют молодежи активно заниматься этим видом творчества. К таким причинам можно отнести:

1) отсутствие необходимой материально-технической базы, начиная от приспособленных помещений и заканчивая необходимыми материалами и инструментами;

2) отсутствие координационных советов, центров, которые могли бы объединить людей, способных к техническому творчеству;

3) малооплачиваемая должность руководителя.

Клубы естественно-научной направленности. Среди них чаще встречаются клубы любителей природы, селекционеров, цветоводов и садов, любителей животных, птицеводов, собаководов, аквариумистов, клубы огородников, пчеловодов, охотников, клубы любителей астрономии, математики, физики и многое другое.

Разнообразие форм и методов поисковой и исследовательской работы привлекает большое количество ребят в библиотеки, музеи, клубные учреждения, где подростки могут встретиться с участниками краеведческих и экологических экспедиций, стать очевидцами различных событий, самостоятельно проводить краеведческие наблюдения, работать в фондах музеев. В последнее время, среди школьников и студентов, стало популярным участие в экспедициях научных институтов и общественных организаций. Ими инициируются трудовые десанты, благоустройство памятников и памятных мест, природоохранные работы.

Серьезная озабоченность по поводу экологических проблем находится в центре внимания многих зарубежных и российских ученых. Последние 80 лет объявлены решением ЮНЕСКО годами экологического образования и воспитания. В целях формирования экологической культуры подрастающего поколения предпринимаются различные меры учреждениями образования, социально-культурными институтами. Среди них наиболее важными являются:

· создание системы непрерывного экологического образования и воспитания;

· пересмотр учебных курсов по экологии и введение разделов «экологическая культура» и «экологическая этика»;

· подготовка и повышение квалификации специалистов по вопросам эколого-валеологического образования.

Работа эта должна начинаться уже с дошкольного возраста, и здесь большую помощь могут оказать любительские объединения и клубы по интересам экологической направленности. Опыт работы таких объединений существует во многих регионах России. Остановимся на работе экологических клубов для детей молодежи, которые работают по программе «Экология и дети». В ее основе лежит разработка системы деятельности детских и молодежных экологических объединений в регионе, способных выбирать посильные экологические проблемы и решать их. Назовем основные направления деятельности, которые пытаются решать участники этих клубов:

· общение с природой. На этом пути юным экологам и их руководителям предстоит вернуться к тому изначальному пониманию, что воробьи и одуванчики столь же интересны, как и люди;

· наблюдение за происходящим в природе;

· слежение за состоянием окружающей среды – экологический мониторинг;

· экологические игры, которые позволяют сделать более доступными для детей и молодежи экологические связи, законы, проблемы;

· деловые игры. Назначение этих игр – моделирование реальных ситуаций во взаимоотношениях людей при разрешении экологических конфликтов;

· сбор и анализ экологической информации;

· экологические акции, которые могут включать операции «Ель», «Первоцвет», «Чистая вода» и многое другое.

При этом следует отметить, что основными задачами таких клубов является необходимость пробудить в молодом поколении стремление к изучению законов экологии. А для этого следует соблюдать правовые и этические нормы отношения к природе; углублять знания об окружающей среде родного края; способствовать формированию экологической чистой зоны по месту жительства.

4. К объединениям физкультурно-оздоровительной направленности относят: клубы закаливания, любителей бега, туризма, клубы «болельщиков», истории спорта, подводного плавания, шахматные и шашечные, клубы народных спортивных развлечений и игр, дельтапланеризма и т.д.

Сфера свободного времени представляет огромные возможности выбора человеком направлений деятельности. Все они осуществляются по-разному – на отдыхе или в результате труда, которые объединяет понятие «досуг».

Всегда актуальной была проблема оздоровления разновозрастных групп населения, а особое внимание уделялось организационной работе с подрастающим поколением. На сегодняшний день – это главная цель всех учебных и внеучебных учреждений, различных объединений, так как медицинские исследования последних лет свидетельствуют о том, что каждый второй ребенок имеет достаточно серьезные проблемы со здоровьем. Начинать работу в этом направлении надо с семьи, детского сада – это закаливание, посещение спортивных секций и воспитание культуры самооздоровления. Примером физического самосовершенствования подростков и молодежи можно назвать действующие при городском Центре по работе с детьми и молодежью в городе Тамбове клубы «Атлет», «Серебряные спицы», «Феникс». Руководители-профессионалы, совместно с тренерами спортивных школ создают условия для занятий спортом, развивают физические возможности ребят через специальные упражнения и тренажеры. Новой формой оздоровления детей младшего возраста (с четырех лет) является разработанная специальная программа «Голиаф» (клуб «Феникс»), куда входят, помимо физподготовки, игры, участие в культурно-досуговой деятельности, знакомство с основами различных единоборств. В ребятах воспитывается мужество, любовь к своей Родине, своим близким, дружба и взаимовыручка. Здесь принимают всех слабых и не подготовленных к спорту, так как основной целью клуба является создание условий для интеллектуального и физического развития полноправного гражданина.

5. Объединения коллекционеров-собирателей существуют сегодня повсеместно. Взрослые и дети собирают самые разнообразные вещи, начиная от конфетных оберток и спичечных этикеток до видеофильмов и картин. И если раньше клубы коллекционеров относились к объединениям художественной направленности, то с принятием нового положения о клубах по интересам и любительских объединений в 1986 году коллекционеры выделились в отдельную группу. Сегодня действуют клубы филателистов, филафонистов, филокартистов, нумизматов и многие другие.

Интересна творческая деятельность тамбовчанина, любителя-коллекционера, искусствоведа, доцента кафедры культурологии института «Культуры и искусства» ТГУ им Г.Р. Державина Ивана Ивановича Алпацкого. В его домашней коллекции открытки с репродукциями картин русских и зарубежных художников (около 20 тыс. экземпляров, среди них 3 тыс. дореволюционные). Он коллекционирует художественные медали, посвященные юбилеям знаменитых людей или памятным событиям (около 300). Среди его многочисленной коллекции около 10 тыс. книг – по искусствоведению, мемуары, краеведческая литература. Есть более 2 тыс. этикеток от спичечных коробков, коллекция экслибрисов и многое другое. С собранными коллекциями И.И. Алпацкий постоянно знакомит студентов вуза, школьников, устраивает выставки. Он на протяжении 20 лет являлся председателем городского клуба книголюбов.

Объединения художественной направленности (любителей музыки, театра, кино, изобразительного искусства, литературы, танца, песни, фотоискусства, декоративно-прикладного творчества, фольклорные клубы и т.п.).

Диапазон жанров искусства в самодеятельных коллективах велик – кружки, студии, любительские объединения, клубы по интересам, которые способствуют развитию самодеятельности и инициативы масс. В них применяются и используются различные формы организованного досуга, которые способствуют приобщению неорганизованного населения к участию в социально-культурной деятельности в сфере свободного времени. Так, формы организации фольклорных коллективов привносят особую самостоятельность регионам, включают многообразие видов и жанров творчества. При наличии фольклорного певческого увлечения участники клубных объединений могут познать основы: игры на ложках, трещотках; танцевальных движений; пошива и украшения своего костюма; принять участие в массовых играх и забавах.

Объединения художественной направленности чаще всего подразделяют на две группы: учебно-творческие и искусствоведческие. В свою очередь учебно-творческие делятся на авторские и исполнительские коллективы. эти две группы объединений представлены на рис. 4.

Активизация личности в сфере свободного времени, развитие культурной самодеятельности масс усложняет функции клубных художественно-творческих коллективов. Культурная самодеятельность масс реализуется в культурно-досуговой деятельности и обеспечивается всей системой социально-культур-ных учреждений страны, для которых творческое развитие личности составляет одну из важнейших проблем.


Рис. 4. Виды объединений художественной направленности

Если в художественной самодеятельности преобладали прежде исполнительские виды, в которых творческое начало состояло лишь в интерпретации авторского замысла, то сегодня она включает в себя творческую деятельность личности по созданию оригинальных художественных ценностей. Сейчас все большее распространение получают авторские виды художественного творчества, такие, как сочинительство, музицирование, съемки фильма, рисование, изготовление изделий народных ремесел и т.д. Это обстоятельство, в свою очередь, видоизменяет художественную самодеятельность в учреждениях культуры и досуга по формам, требует от нее большей систематичности, ставит на повестку дня все более и более настойчиво вопрос о предварительной подготовке человека к художественному творчеству. Здесь раскрываются также вопросы о развитии задатков и способностей к тому или иному виду художественного творчества в детском возрасте, о создании единой системы художественного воспитания личности в школах и внешкольных учреждениях, в первую очередь – клубах.

Особое внимание необходимо уделять подготовке студентов отделения социально-культурной деятельности к работе с проблемными группами населения. Статистика последних лет свидетельствует, что среди нас живет множество людей с особенностями в интеллектуальном развитии, имеющих право на развитие и воплощение своих творческих возможностей. Вовлечение подобного контингента (умственно ограниченных) в сферу досуга способствует формированию индивидуальных творческих способностей, помогающих им самовыразиться в различных формах художественного творчества.

Благоприятное воздействие искусством помогает почувствовать удовлетворение тем, кто немногословен, имеет трудности в языковом выражении. «Проявляющаяся в художественном произведении изобразительная сила – есть выражение исключительной личности творящего, независимо, например, от показателя интеллекта. В этом все художники равны. Творческие способности – движущая сила художественного процесса – не могут идентифицироваться с интеллектуальностью. Они и результаты, которые они приносят, не являются ни благоразумными, ни неблагоразумными, ни толковыми, ни глупыми – они соответствуют индивидуальным возможностям и средствам языка художника. Созидательная творческая сила существует независимо от интеллектуальных способностей или умственных ограничений. Индивидуально разно, в разных областях и разной мере человек развивает свои таланты. Обусловливается это лишь творческими задатками и общественными условиями, в которых работает художник» . Существует множество примеров, когда умственно ограниченный художник получает рецензию на свои произведения. Его работами восхищаются и критикуют. Этим создается благоприятная атмосфера доброжелательности, где уважительное отношение окружающих людей к умственно ограниченному человеку дает силу к новому творчеству, возможность почувствовать свое самоуважение и полезность существования. Необходимо содействовать различным проектам и их финансирование осуществлять из социальной сферы, сферы здравоохранения, бюджета культуры и местного бюджета.

Важно проводить выставки, где наравне с обычными художниками могли выставлять экспозиции и умственно ограниченные художники. Организовывать мастерские – как учреждения для включения умственно ограниченных людей в трудовую жизнь. Создавать условия для воплощения художественных идей умственно ограниченных людей (помещение, отдельные комнаты в общежитиях, домах, интернатах). Важным является создание в микрорайонах при подростковых клубах кружков, осуществляющих раз в неделю по два-три часа занятия художественной деятельностью. Можно создать центры, где одновременно с группами людей без умственных ограничений занимались бы и пять-десять человек, имеющих проблемы в умственном развитии. К этой работе можно привлечь Дома творчества районов. Формами организации могут быть: посещение публичных мастерских; сотрудничество с музыкальными школами (классы для занятий с умственно ограниченными людьми и совместные группы), театральными группами, музыкально-народными ансамблями; творческие недели и др.

Современная тенденция развития клубов по интересам и любительских объединений проявляется также в возрастании роли разнообразных выставок, смотров, конкурсов. Они являются ярким свидетельством глубоких социальных преобразований в нашем обществе. Однако выставки отражают лишь общую картину состояния художественного вида творчества, за которой не видны многие проблемы, существующие в организации любительского движения. Деятельность всех клубов по интересам и любительских объединений осуществляется по следующим основным видам: познавательная, пропагандистская, учебно-исследовательская, коллекционно-собирательская и организаторская, что закреплено в положении о клубах по интересам и любительских объединениях за 1986 год. В целом же, говоря о работе любительских объединений, можно отметить, что сегодня повсеместно действуют многофункциональные объединения – это клубы ветеранов войны и труда, подростков и молодежи, молодой семьи, кому за 30, психологической помощи, трезвости, семейного отдыха и т.п. Так, например, клубы, организующие досуг подростков и молодежи, – клубы по месту жительства, имеющие дополнительную направленность деятельности. Наряду с основными перечисленными нами направлениями, в них применяются самые разнообразные формы и методы деятельности, реализуются различные программы и проекты.

А.И. Лучанкин и А.А. Сняцкий, рассматривая современные приоритеты практической клубной работы с подростками и молодежью в клубах по месту жительства, выделяют наравне с основными, дополнительные направления. Это:

1. Прикладное творчество (чеканка, макраме, мягкая игрушка, выжигание, фриволите и т.п.).

2. Спортивно-туристическое (туризм, спортивные секции, шахматы, ГО).

3. Культурно-образовательное (литературный салон, краеведение, учебно-образовательные объединения, интеллектуальные клубы и т.п.).

4. Психолого-коммуникативное направление (группы встреч и общения, тренинговые программы и семейные клубы и т.п.).

5. Военно-патриотическое .

6. Эколого-природоведческое (кинологическая станция, кружок «Юный биолог», экология и т.п.).

7. Досуговое направление (игротека, празднично-тематиче-ские мероприятия и т.п.).

8. Социально-педагогическое (организация детских коллективов, индивидуальная работа с подростками, имеющими трудности со школой и семьей, с трудоустройством, комплексные летние лагеря и т.п.).

Эти виды деятельности реализуются в детских многопрофильных досуговых и семейных клубах, клубах общения .

Современным представлением типологии клубности по месту жительства выступают клубы встреч, клубы по интересам, клубы сообщества. Так, например, на базе городского Центра по работе с детьми и молодежью Комитета по делам детей и молодежи мэрии города Тамбова действуют в настоящее время 28 подростковых клубов, где организуется интересный социально-полезный досуг детей. При Центре с 1998 года работает интеллектуальный игровой клуб для старшеклассников, ставящий следующие задачи: развитие эрудиции у детей, углубление познаний в различных областях знаний, развитие творческого потенциала ребенка в процессе игры, развитие коммуникативных способностей у детей, повышение статуса эрудированного человека. Команды клуба формируются на базе общеобразовательных учреждений, где они проходят несколько этапов, а результатом является формирование Лиг. Развитие в клубе получила новая форма сотрудничества детей и родителей – проведение совместных заседаний клуба интеллектуальных игр, вечеров отдыха, праздников и походов. При подростковых клубах действуют кружки, секции различной направленности, руководят ими грамотные специалисты. Есть и клубы по интересам, где руководители-энтузиасты сплачивают вокруг себя подростков и молодежь, вовлекают в деятельность клубов родителей, местное население.

Таким образом, при всем многообразии направлений самодеятельности важно отметить вовлечение интересующих нас в той или иной мере различных групп населения в формы культурно-досуговой деятельности, в соответствии с опытом и подготовкой. Именно в процессе деятельности формируется личность, происходят межличностные общения и все это подвергается воздействию с помощью искусства, самодеятельного поиска истины, побуждения к общественно-полезным видам деятельности.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные виды любительских объединений и клубов и клубов по интересам.

2. Дайте краткую характеристику каждому виду любительских объединений.

3. Охарактеризуйте социально-художественный (творческий) портрет художника, поэта на конкретном примере.

4. Назовите современные приоритеты практической клубной работы с подростками и молодежью в клубах по месту жительства.

1. Григорьева Е.И., Великанова Е.В. Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных традиций: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та. 2000.

2. Долженкова М.И. Традиционная тамбовская народная художественная культура. Тамбов, 2000.

3. Искусство и творчество людей с особенностями в умственном развитии. Мн.: Белорусский Экзархат Белорусской православной церкви, 1999.

4. Кругликов Г.И., Симоненко А.Ф., Цырлин М.Д. Основы профессионального творчества. Курск, 1995.

5. Каргин А.С. Самодеятельное художественное творчество: История, теория, практика. М., 1988.

6. Каргин А.С. Воспитательная работа в коллективе художественной самодеятельности. М., 1984.

7. Каган М.С. Морфология искусства. Л., 1972. С. 175-194.

8. Клубоведение. М.: Просвещение, 1980. С. 283-302.

9. Лучанкин А.И., Сияцкий А.А. Социально-клубная работа с молодежью: проблемы и подходы. 3-е изд., исправ. и реком. Екатеринбург: УрО РАН, Ин КОТ, 1997. 396 с.

10. Лихачев Д.С. Великое наследие. М., 1975.

11. Организация и методика художественной самодеятельности: Учеб. пособие. Л., 1981.

12. Творчество и педагогика. Т. 1, 2. М., 1998.

13. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 мес. М., 1995.

ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И КОЛЛЕКТИВЫ ВИШНЕВСКОГО СЕЛЬСКОГО КЛУБА

Любительское объединение

«Академия домашних волшебников»

Кружок «Академия домашних волшебников» был создан в 2003 году.

Участники кружка это дети 8-14 лет, в количестве 12 человек.

Цель программы кружка - сформировать у детей практические навыки ведения домашнего хозяйства, сформировать основы поведения в семье, изучить правила этикета.

На примере кулинарных работ у детей формируется учтивое отношение к женщине, как к хозяйке дома, уважение к старшим, навыки поведения за столом, обхождение с гостями, правила сервировки стола и уборки дома. Все продукты и материалы участники кружка приносят из дома, предварительно договариваясь между собой.

Любительское объединение

Фитнес-клуб «Грация»


Фитнес-клуб «Грация» существует с 2000 года.

В клубе 10 участников в возрасте 27-48 лет.

Женщины поселка Вишневка, почувствовав необходимость в физической культуре и ее социальную значимость, объединились для самореализации. В клубе собираются женщины разного возраста, но они все предъявляют повышенные требования к своей фигуре и внешности. Современные спортивно-оздоровительные занятия, позволяют привести в порядок свое тело; избавиться от лишних килограммов, улучшить фигуру, осанку, походку.

Задачи объединения - повышение физической привлекательности и оздоровление.

Принцип - красота, как непременный атрибут совершенства, как процесс его формирования, как единая совокупность содержания и формы. Девиз - "От здоровой, красивой личности - к счастливому обществу". Результат - исчезают психологические комплексы, появляется уверенность в себе и привлекательность.

Участники клуба охотно посещают занятия.

Любительское объединение

"Избиратель"

Клуб «Избиратель» существует с 2001 года.

В клубе 5 участников в возрасте 39-48 лет.

Клуб «Избиратель» - общественное объединение, не имеющие формального членства, существующее на принципах добровольного участия.

Миссия клуба «Избиратель» - помощь в становлении гражданских позиций личности, приобретении правовых знаний.

Программа клуба включает множество мероприятий, предусматривающих большие творческие усилия. Она построена так, чтобы участники клуба были не пассивными слушателями, а могли проявлять себя как личности, высказывать свое отношение к рассматриваемым вопросам, открыто выражать личное мнение.

Любительское объединение

«Досуг»

Клубное любительское объединение «Досуг» существует с 2003 года и является добровольным объединением жителей поселка, увлеченных, творческих людей. Руководит объединением с 2009 года Радченко Нина Владимировна уборщик служебных помещений. В коллективе 15 человек в возрасте 27-54 лет.

Цель работы клуба - организация интересного содержательного досуга людей.

Вовлечение людей в активную культурно-творческую деятельность.

Это любительское объединение, в котором люди чувствуют себя членами большого и дружного творческого коллектива, ведь именно здесь за чашечкой чая рождаются новые идеи, устраиваются тёплые посиделки, обсуждаются свежие новости и вспоминаются былые года.

Занятия проводятся по различным творческим направлениям: хоровое и сольное пение, декламация стихов и прозы, рукоделие, садоводство. Участники клуба постоянно задействованы в праздничных мероприятиях и концертах. Своим заводным настроение и шумными

песнями эти люди создают праздник в любой день! Они рады каждому пришедшему на огонёк клуба «Досуг»!

Награждены дипломом за II- место в отборочном туре районного проекта «Я живу на Донщине» , благодарственным письмом за участие в районном мероприятии «Грековское лето».

Любительское объединение

Клуб любителей настольных игр


Клуб любителей настольных игр был создан в 2011 году.

В клубе 15 участников от 18 до 45 лет. Это клуб единомышленников - любителей настольных игр. Репертуар клуба разнообразен; шашки, шахматы, теннис, бильярд.

Цель клуба: активное содействие физическому, духовному и гражданско-

патриотическому воспитанию граждан России, внедрение физической

культуры и спорта в повседневную их жизнь.

В клубе проходят вечера настольных игр. На этих вечерах, люди, объединенные страстным увлечением - настольными играми, собираются вместе, чтобы пообщаться, поиграть в хорошей компании. Кроме того в клубе проходят турниры по настольным играм.

Клуб любителей настольных игр - это один из вариантов, как с пользой провести вечер в кругу друзей.

ДТС -«Закулисье»

Детская театральная студия «Закулисье» была создана в 2000 году.

Детский театральный коллектив проявляет себя на тематических программах, театрализованных представлениях, календарно-обрядовых праздниках таких как «Масленица», а так же других детских праздниках, изображая самых разных персонажей: Карлсона, Бабу-Ягу, Лешего, Кикимору, Василису Премудрую и др.

Активное участие в жизни коллектива принимают родители детей, оказывая помощь не только в пошиве костюмов, изготовлении декораций, но и принимая непосредственное участие в мероприятиях: в новогодних программах в роли Зимы, Бабы -Яги, Деда Мороза, Снегурочки и др.

Участники коллектива награждены грамотой за участие в районной игре «Веселый аукцион творчества» и дипломом за III -место в четвертом туре игры «Азарт» Морозовского района.

Коллектив самодеятельного народного творчества

ИЗО-студия

Детский кружок «ИЗО-студия» был создан в 2000 году. Участники кружка, это дети 8-12 лет, увлеченные изобразительным искусством.

Программа кружка имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества.

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании

детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления,

колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала

личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребѐнка, его

эмоциональной отзывчивости.

Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств,

развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное.

Выставки рисунков участников кружка всегда вызывают живой интерес зрителей.

В коллективе 10 человек.

Коллектив самодеятельного народного творчества

«Умелые Ручки»

Кружок «Умелые ручки» был создан в 2001 году.

Участники кружка, это дети 8-14 лет, в количестве 13 человек.

Основные цели кружка:

Вызвать у детей интерес к творчеству;

Пробудить желание творить самостоятельно;

На занятиях кружка ребята занимаются изготовлением плоских игрушек, аппликаций из бумаги и ткани, изделиями из соленого теста, пластилина.

В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов.

Программа кружка вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Целью программы кружка является развитие художественно-творческих способностей каждого ребенка в процессе мастерства по лепке, изо и оригами и аппликации, раскрытие творческого потенциала ребёнка художественными средствами.

Коллектив самодеятельного народного творчества

Кружок художественного чтения

Кружок Художественного чтения был создан в 2003 году.

Участники кружка, это дети 8-13 лет, в количестве 15 человек.

Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого - превратить слово, написанное в слово звучащее. На занятиях ребята постоянно «дышат» воздухом творчества: они хотят играть на сцене, петь, сочинять, читать стихи… Дети учатся рифме и ритму стихотворных произведений, умению к сочинительству. Только в речевой практике учащиеся поймут, что «с помощью родного языка можно творить чудеса». (К.Г. Паустовский)

Цель программы кружка: вооружение детей культурной, выразительной речью, позволяющей свободно передавать свои мысли и чувства;

формирование подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности

В целом работа направлена на привитие навыков культурного общения, поддержание интереса выдумывать, проявлять оригинальность, нешаблонность. Добиваться развития навыков выразительного художественного чтения со сцены.Участники кружка участвуют в праздничных программах; ко дню пожилого человека, ко дню семьи, на день матери и др. В литературно-музыкальных программах посвященных памятным датам; день Победы, день памяти и скорби, и др.

Коллектив самодеятельного народного творчества

ДТС -«Радуга»

Детская творческая студия «Радуга» была создана в 2000 году.

Участники кружка это дети 9-13 лет, в количестве 9 человек.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природного материала и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребенок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказывать о том, что узнал, увидел, пережил.

Рисование, лепка и аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей.

Все участники кружка с удовольствием посещают занятия.

СЕМЬЯ
КЛУБ, ТОВАРИЩЕСТВО, КРУЖОК
ФЕДЕРАЦИЯ, КОНФЕДЕРАЦИЯ
БЛОК, ФРОНТ, КОРПОРАЦИЯ
СИНДИКАТ, КАРТЕЛЬ, ТРЕСТ
СОДРУЖЕСТВО, ЛИГА

ГРУППА - совокупность
людей, объединенных
общностью интересов
ПАРТИЯ - группа людей,
объединенная общностью
идей, интересов
ОБЪЕДИНЕНИЯ
ЛЮДЕЙ
ФРАКЦИЯ
устарелое название группы
людей, объединенных
профессиональными
интересами
СООБЩЕСТВО объединение людей,
народов, государств,
имеющих общие интересы,
цели

Отличительными
признаками
политических движений являются:
общественно-
- стремление не к достижению власти, а к воздействию на
власть;
- имеют добровольное членство, либо вообще не имеют
формальных процедур, связанных с членством;
- не имеют строгой иерархии, то есть четкого распределения
между центром и периферией;
- ориентируются на выражение частных интересов той или
иной группы людей;
- по достижению цели могут прекратить своё
существование.

Политическая партия – особая общественная организация,
непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть
политической властью в государстве или принять в ней
участие
через
своих
представителей
в
органах
государственной власти и местного самоуправления.
Можно привести другое определение: политическая партия –
организованная группа людей, разделяющих общую
политическую программу и стремящихся законным путем
прийти к власти, поставив своего президента и сформировав
свое правительство.

Определённая идеология, система общих ценностей и норм
Стремление обеспечит себе поддержку избирателей
Длительность по времени существования
Наличие программы и устава партии
Нацеленность партии на реализацию интересов тех социальных групп,
которые она выражает
Наличие руководящих органов и аппарата управления

По идеологическому признаку: либеральные, консервативные, социалдемократические, коммунистические, фашистские, клерикальные
(ориентирующиеся на религиозные учения), националистические и др.
В зависимости от программных установок: крайне левые, левые,
центристские, правые, крайне правые.
По организационной структуре: кадровые (в них только те члены, которые
голосуют на выборах за данную партию, осуществляют деятельность только в
период выборов) и массовые (включающие большое количество сторонников).
По отношению к проводимой политике: правящие и оппозиционные.
Оппозиция – это партии, которые не поддерживают существующее
государственное руководство и стремятся стать правящими, сформировать
правительство.

политическая – борьба за государственную власть и участие в
политическом управлении
представительская – выражение интересов определенных
групп и слоев населения: партия выступает в качестве
посредника между обществом и государством
идеологическая – формирование и принятие политической программы, в которой
излагаются цели и задачи, средства и методы политической деятельности. Эти функции
являются внешними, различают еще и внутренние функции партии, такие как: обеспечение
финансирования партии, координация взаимодействия членов партии и т.п.»
социализаторская – воспитание преданных членов и
формирование политической культуры граждан
электоральная – организация и участие в избирательных
кампаниях

10.

Компартия стала первой политической партией в истории ДНР. До этого
момента политические организации существовали в форме
общественных движений.
10.2015 года состоялось организационное заседание Донецкого
городского комитета Компартии Донецкой Народной Республики.
Первым секретарем Донецкого городского комитета Компартии
ДНР была избрана Якина Ирина Александровна. По ее
предложению секретарями были избраны Данилова Ольга
Владимировна и Блан Андрей Викторович.
Центральный Комитет Коммунистической партии Донецкой
Народной Республики

11.

Символика общественной организации «Донецкая Республика» представляет собой флаг,
состоящий из трёх горизонтальных полос одинаковой ширины (верхняя - чёрная, средняя
- лазурная, нижняя красная). На флаге расположен взлетающий двуглавый орёл белого
цвета, с распростёртыми крыльями. Над головой орла расположена лента увенчанная
державой. На груди орла, в красном щите - серебряный архангел Михаил с поднятым
золотым мечом. Ниже щита - лента с надписью «Донецкая Русь». Над орлом - слово
«ДОНЕЦКАЯ». Под орлом - слово «РЕСПУБЛИКА».
Наименования ОД «ДР» и Общественное движение «Донецкая Республика» имеют
одинаковую юридическую силу, являются равнозначными и могут использоваться во всех
документах общественного движения, в том числе на бланках и печатях, а также в
избирательных бюллетенях.

12.

«Свободный Донбасс» - блок, включающий в себя несколько партий и движений. Как
организация оформилась в 2014 г., в первые полгода после провозглашения
независимости ДНР от Украины. Удовлетворив требования ЦИК ДНР, данная партия стала
одной из двух (наряду с партией «Донецкая республика») допущенных к участию во
всеобщих выборах в Донецкой Народной Республике 2 ноября 2014 года. После
регистрации партия включилась в агитационную работу с избирателями, в том числе и
в интернете. Партия является сторонником выхода историко-культурного региона
Новороссия из состава Украины

13.

Объединение всех действующих в стране партий называется партийной
системой, которая представляет собой механизм взаимодействия и соперничества
партий в борьбе за власть и ее осуществление. Партийные системы могут быть:
- Однопартийными (характерны для авторитарных и тоталитарных обществ)
(СССР, Куба, Индия, Япония).
- Двухпартийными: когда две крупные партии чередуются кто у власти, а кто в
оппозиции США (демократы-республиканцы), Великобритания (лейбористыконсерваторы).
- Многопартийными: действуют три и более партий (Россия, Франция, Италия,
Испания).
Многопартийность – это легальная деятельность в государстве множества
политических партий, внедряющих в сознание и практику людей
альтернативность мышления и действий.

14.

Домашнее задание
1)знать основные понятия и термины
2)указать достоинства и недостатки
многопартийной и однопартийной