Ил-20 является самолётом радиоэлектронной борьбы и разведки. Создан опытно-конструкторским бюро С. В. Ильюшина в 1968 году.

История разработки и эксплуатации Ил-20

В середине 60-х годов XX века в Советском Союзе было принято решение о начале разработки самолёта, который бы смог вести радиоэлектронную разведку вдоль государственной границы СССР, а также, в случае необходимости, и радиоэлектронную борьбу. Работы по созданию такого самолёта были поручены опытно-конструкторскому бюро Ильюшина.

После тщательных расчётов и проведённого анализа выбор основы для разработки нового самолёта пал на пассажирский самолёт Ил-18 , который в то время был одним из наиболее популярных советских лайнеров. Надёжность Ил-18 также позволяла использовать его в различных климатических условиях.

При изготовлении нового самолёта, получившего название Ил-20, было решено отказаться от двигателей АИ-20, использовавшихся на Ил-18, в пользу более мощных и экономичных АИ-20М. Ещё одной особенностью стала серьёзно уменьшенная взлётная масса самолёта, а также увеличенная вместимость топливных баков, благодаря чему дальность полёта Ил-20 была увеличена до 5400 километров. Из внешних отличий от Ил-18 можно назвать: установленные по бокам от кабины фотоаппараты, предназначенные для ведения перспективной аэрофотосъёмки, а также антенну радиолокационной станции бокового обзора, расположенную в гондоле под фюзеляжем.

Ил-20 стал первым самолётом подобного типа, разработанным в Советском Союзе. Разработка его шла достаточно быстрыми темпами, и уже к весне 1968 года первый опытный образец самолёта был полностью изготовлен. В марте произошёл и первый полёт Ил-20, в котором машина показала хорошую устойчивость в воздухе и надёжность.

После этого начался период испытаний самолёта, которые Ил-20 прошёл хорошо и в 1969 году был принят на вооружение. Однако стоит отметить, что самолёты не поступали в состав авиационных подразделений. Ввиду уникальности Ил-20, его особенной «специальности», самолёты находились в прямом подчинении у штабов военных округов или флотов Советского Союза.

Боевая служба самолётов заключалась в участии в различных учениях, несении боевого дежурства, а также выполнении разведывательных полётов. Тем не менее, с началом устаревания Ил-20 и радиоэлектронной аппаратуры, установленной на них, самолёты переоснащались в транспортно-грузовые.

В 1980 году на базе усовершенствованного пассажирского самолёта Ил-18Д был создан Ил-20РТ. Ил-20РТ использовался в качестве самолёта телеметрии при испытаниях ракет и базировался в районе Байконура. Также в это же время создавался и воздушный командный пункт на базе всё того же Ил-18Д, получивший название Ил-22. Интересной деталью является то, что практически все самолёты Ил-20 и Ил-22 были окрашены в стандартные цвета «Аэрофлота», а также имели на бортах надпись «Ил-18».

Уже в 2009 году было принято решение о начале работ по переоборудованию Ил-22 в самолёт-постановщик помех, получивший обозначение Ил-22ПП. Уже через два года начались испытания готовой машины, а в 2018 году три самолёта Ил-22ПП были переданы заказчику.

Обзор Ил-20 и его лётно-технические характеристики

Аэродинамически Ил-20 представляет собой низкоплан нормальной схемы. Хвостовое оперение самолёта – однокилевое. Шасси – трёхстоечное. Носовая стойка шасси располагается под фюзеляжем, а боковые – под гондолами двигателей самолётов. Силовая установка Ил-20 представлена 4 одновальными турбовинтовыми двигателями АИ-20М.

Самолёт оборудован фотоаппаратами перспективной аэрофотосъёмки модели «А-87П», а также станцией радиотехнической разведки «Ромб-4». Также на Ил-20 установлена радиолокационная станция «Игла-1» и станция радиотехнической разведки «Квадрат-2». Пассажирский салон самолёта оборудован для размещения шестерых (затем восьми) операторов, обслуживающих радиолокационное оборудование.

Лётно-технические характеристики самолёта Ил-20:

Модификации самолёта Ил-20

Существует девять модификаций самолёта Ил-20:

  • Ил-18Д «Игла» – опытная модель самолёта Ил-18, переоборудованного для ведения радиоэлектронной разведки. Оборудован радиолокационной станцией «Игла-1», от которой и получил название. Другое название модели: «Изделие 20».
  • Ил-18РТЛ – модификация Ил-18Д, переоборудованная в самолёт телеметрии, использовавшийся при испытаниях ракет.
  • Ил-20М – основная модель самолёта Ил-20. Самолёт радиоэлектронной разведки и борьбы.
  • Ил-20М1 – самолёт, оснащённый модернизированными системами радиоэлектронной борьбы и радиотехническим комплексом.
  • Ил-20РТ – модификация Ил-20, переоборудованная в самолёт – летающую лабораторию для телеметрии. Использовался при испытаниях ракет.
  • Ил-22 «Бизон» – модификация самолёта, используемая в качестве воздушного командного пункта.
  • Ил-22М-11 «Зебра» – усовершенствованная модель самолёта Ил-22.
  • Ил-22М-15 – последняя разработанная модификация самолёта, используемая в качестве воздушного командного пункта.
  • Ил-22ПП «Порубщик» — модификация Ил-22, используемая в качестве самолёта радиоэлектронной борьбы, а также постановщика помех.

Сильные и слабые стороны Ил-20

Ил-20 создавался на основе пассажирского самолёта Ил-18, поэтому имеет практически идентичную конструкцию, а значит, все положительные и отрицательные аэродинамические характеристики он целиком «унаследовал» от своего пассажирского собрата. Устойчивость самолёта в воздухе и его надёжность также стали следствием этого «родства».

Если говорить о характеристиках Ил-20, связанных исключительно с его основной деятельностью, то здесь следует отметить, что он был первым в подобном роде самолётом, разработанным и производимым в Советском Союзе. Тем не менее, за годы службы в Вооружённых Силах СССР самолёт показал себя с хорошей стороны. Так, Ил-20 исправно нёс службу и не подводил на учениях. А большое количество модификаций самолёта доказывают, что концепция его была выбрана весьма удачно, благодаря чему Ил-20 состоит на вооружении и сегодня, спустя почти 50 лет после своего первого полёта.

Однако неутешительным является тот факт, что Ил-20 уже морально устаревает, и это может стать причиной скорого его снятия с вооружения, причём сразу после появления нового самолёта радиоэлектронной борьбы и разведки.

Заключение

Ил-20 является самолётом, по количеству своих модификаций и спектру выполняемых функций, весьма уникальным. Тем не менее, следует отметить, что период основного рассвета самолёта уже позади, и больших перспектив он в будущем не имеет ввиду своего морального устаревания.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

18 сентября Минобороны России сообщило о крушении в Сирии самолёта-разведчика российских Воздушно-космических сил Ил-20, на борту которого находились 15 человек. Спустя несколько часов военное ведомство уточнило – самолёт был сбит сирийскими силами противовоздушной обороны, однако виновны в этом израильские пилоты, якобы подставившие российскую машину под огонь сирийского комплекса ПВО. «Наша Версия» разбиралась, как получилось, что Ил-20 попал под дружественный огонь сирийских сил ПВО.

Российский самолёт-разведчик был сбит в момент возвращения на российскую военную базу Хмеймим, когда он уже заходил на посадку. Как сообщается, во время полёта экипаж должен был определить места хранения и сбора беспилотников боевиков, действующих против сил сирийского правительства. Примерно в это время четыре израильских истребителя F-16 нанесли удар управляемыми авиационными бомбами по сирийским объектам в районе города Латакия. Заход на цели осуществлялся на малой высоте со стороны Средиземного моря. При этом, по заявлению Минобороны, о планируемой операции Израиль предупредил командование российской группировки войск в Сирии слишком поздно – уведомление поступило за одну минуту до удара, что не позволило вывести российский самолёт в безопасную зону.

В связи с этим в российском военном ведомстве считают, что израильские самолёты преднамеренно создали опасную ситуацию и, по сути, прикрылись российским самолётом, подставив его под огонь средств ПВО Сирии. Министр обороны России Сергей Шойгу прямо заявил, что вина за инцидент лежит на Тель-Авиве, пригрозив «ответными шагами». Впрочем, как считают эксперты, ситуацию замнут и никаких санкций не будет – Израиль сейчас слишком важный союзник для России, чтобы ссориться с ним. Тем более что сбили всё-таки сирийцы.

Израиль-Сирия: корни конфликта

Израиль расценивает Сирию как вражеское государство. Между двумя государствами никогда не было двусторонних дипломатических отношений с момента создания каждого из них в середине XX века. Израиль официально придерживается позиции невмешательства в события в Сирии. На деле же он регулярно проводит военные операции в стране, не скрывая этот факт. Свои действия израильские власти объясняют стремлением помешать усилению ливанского движения «Хезболла», которое израильтяне считают террористическим, и не допустить попадания в руки его бойцов новейших видов вооружения.

Вот так вышло, что самолёт сбили в боевом конфликте союзники РФ. Россия изображает дружбу и с Израилем, и с Сирией, и с Турцией. Хотя все эти страны обвиняют друг друга в пособничестве террористам и предъявляют территориальные претензии. Война тем временем продолжается с нашим участием, и смерти 15 наших соотечественников не последние.

Не оценили риски

Однако как могла сложиться такая ситуация? В Армии обороны Израиля сразу же заявили, что крушение Ил-20 было вызвано «обширным и беспорядочным» огнём сирийских средств противовоздушной обороны. В переводе с дипломатического языка на обычный это можно понять так: не умеющие обращаться со сложной техникой сирийцы палили в белый свет как в копеечку, вот и попали по ошибке в российский самолёт.

По одной из версий, предотвратить трагедию могла система опознавания «свой-чужой», которой был оборудован Ил-20. Она гарантирует, что самолёт не будет поражён ракетой собственных вооружённых сил. Однако проблема в том, что стреляли по Ил-20 сирийцы, а сведения о национальной системе радиолокационного опознавания никому не передаются. Это один из главных государственных секретов, поэтому у сирийских войск ПВО нет кодов к ней. Оттого и не удалось избежать трагедии.

Впрочем, ряд экспертов полагают – вина за гибель Ил-20 и 15 членов его экипажа лежит в том числе и на российском военном командовании, которое не оценило риски операции израильских ВВС в Сирии. В последнее время Россия находится в «особых отношениях» с Израилем, позволяя ему регулярно наносить удары по территории Сирии. Москва запрещает израильским самолётам полёты только в районе собственных военных баз. После инцидента бесполётная зона может быть существенно расширена. Тем более что опасные инциденты во время ударов ВВС Израиля уже были. В этом году израильской ракетой был уничтожен комплекс «Панцирь»: по официальной версии – с сирийским, а по неофициальной – с российским экипажем.

АКЦЕНТ

Те, кто следит за событиями в Сирии, заметили: как только Россия объявляет о сокращении присутствия наших армейских подразделений в этой горячей точке, за этим следует ЧП и становится ясно – наших парней там всё ещё много. Военные объясняют: состав российской авиагруппы в Сирии с момента своего формирования «претерпевал изменения в зависимости от выполняемых задач». Даже несмотря на заявление о частичном выводе авиагруппы, на аэродроме постоянно базируется порядка 20 самолётов различных типов. Российская авиация постоянно ведёт разведку в регионе.

Не заметили

Впрочем, проблема дружественного огня в случае действий зенитных ракетных комплексов (ЗРК) большой дальности возникает довольно часто. Только в ходе вторжения в Ирак в 2003 году американские Patriot уничтожили американский и британский истребители. В августе 2008 года в ходе войны за Южную Осетию Россия потеряла шесть самолётов. Половина из них также была сбита «дружественным» огнём.

«Подход к самолёту противника – это обычный приём, такой манёвр мог быть проведён специально, чтобы подстраховать свои самолёты от возможного ракетного нападения, – говорит экс-командующий 4-й воздушной армией ВВС и ПВО генерал-лейтенант Валерий Горбенко. – Предварительно можно сказать, что израильские самолёты наносили удар группой по одной цели, идя в плотном строю на расстоянии порядка 30–100 метров друг от друга. Однако этот приём не считается эффективным, в боевой обстановке его используют крайне редко. Окончательные выводы о том, что произошло, можно будет сделать после того, как будут получены данные объективного контроля и снята информация с локационных средств, которые видели российский и израильские самолёты в момент атаки. По всей видимости, израильтяне приблизились к Ил-20 где-то на 300–400 метров и выстроились в одну линию по отношению к стреляющей С–200. После ракетных пусков истребители выполнили противоракетный манёвр с максимальными перегрузками, отчего ракета потеряла цель и перенацелилась. Похожий случай был, когда украинцы сбили российский Ту-154 над Чёрным морем во время учений ПВО. Там тоже ракета ушла на цель с большей отражающей поверхностью, чем учебная мишень».

Тем не менее вряд ли стоит говорить только о вине израильтян. «Экипаж Ил-20 должен был обнаружить истребители и немедленно сообщить о сближении с ними на пункты управления, – считает бывший начальник зенитных ракетных войск ВВС генерал-лейтенант Александр Горьков. – В свою очередь, опасное сближение также должно было наблюдаться всеми российскими средствами контроля, которые сейчас находятся в Сирии. Воздушную обстановку отслеживают на командных пунктах и в разведывательно-информационных центрах, им предписывается обобщать и анализировать воздушную обстановку. Эти данные также передаются союзникам, которые принимают решение о ракетной атаке средствами ПВО». Возникает вопрос – взлёт израильских самолётов оказался не замечен? Или же контроль над небом в Сирии вовсе не настолько эффективен, как заявляют в Минобороны? В таком случае вряд ли можно поручиться, что нынешние жертвы были последними.

ХРОНИКА ЧП

Всего за время операции в Сирии ВКС РФ потеряли восемь военных самолётов:

24 ноября 2015 года истребитель F-16 ВВС Турции сбил российский бомбардировщик Су-24М в районе сирийско-турецкой границы, пилот погиб

13 ноября 2016 года во время тренировочного полёта с авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» в Средиземном море потерпел крушение истребитель МиГ-29К. Лётчик катапультировался

5 декабря 2016 года истребитель Су-33 при посадке на палубу «Адмирала Кузнецова» выкатился за пределы посадочной полосы и упал в воду. Пилот катапультировался

10 октября 2017 года при взлёте с аэродрома Хмеймим в Сирии разбился бомбардировщик Су-24, два члена экипажа погибли

3 февраля 2018 года был сбит штурмовик Су-25 «при выполнении облёта зоны деэскалации «Идлиб». Лётчик катапультировался, но попал в окружение боевиков и погиб во время перестрелки

6 марта 2018 года при заходе на посадку на аэродроме Хмеймим разбился российский транспортный самолёт Ан-26, погибли 39 человек

3 мая 2018 года российский истребитель Су-30СМ упал в море на западе Сирии, погибли два пилота. Причиной авиакатастрофы могло стать попадание в двигатель птицы

18 сентября Минобороны России сообщило, что военный самолёт Ил-20 пропал над Средиземным морем. На его борту находились 15 военнослужащих. Отмечается, что это произошло во время атаки израильских истребителей F-16 по объектам в провинции Латакия.

Также в ходе сирийской кампании было потеряно шесть вертолётов:

24 ноября 2015 года во время операции по спасению лётчиков сбитого Су-24М был подбит и совершил вынужденную посадку вертолёт Ми-8, впоследствии уничтоженный боевиками. Экипаж был эвакуирован

12 апреля 2016 года в районе города Хомс потерпел крушение боевой вертолёт Ми-28Н «Ночной охотник», погибли два члена экипажа

8 июля 2016 года боевики «Исламского государства»* (запрещено в РФ) сбили вертолёт Ми-35М, выполнявший боевое задание вблизи Пальмиры. Два члена экипажа погибли

1 августа 2016 года в результате обстрела с земли был сбит вертолёт Ми-8. Вертолёт возвращался на авиа­базу Хмеймим после доставки гуманитарной помощи в город Алеппо. Погибли пять военнослужащих

31 декабря 2017 года в 15 километрах от аэродрома Хама в Сирии потерпел крушение российский вертолёт Ми-24. Погибли два пилота. Причиной аварии могла стать техническая неисправность

В ночь на 7 мая 2018 года на востоке Сирии потерпел катастрофу вертолёт ВКС РФ Ка-52 «Аллигатор», оба пилота погибли. Согласно официальной версии, машина могла потерпеть крушение из-за технической неполадки, по неофициальной – она была сбита радикальными исламистами из ПЗРК.

* «Исламское государство» признано террористической организацией, деятельность которой в России официально запрещена решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года.

«Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират») - официально запрещенная в России международная организация.

«Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана») - официально запрещенная в России международная организация.

THE PLANE OF COMPLEX ELECTRONIC,

ELECTRONIC AND PHOTOGRAPHIC IL-20

02.11.2013
Япония подняла в воздух истребители F-2 национальных сил самообороны для перехвата самолета ВВС России, который пролетел сегодня над водами Японского моря, хотя нарушения воздушного пространства Японии зафиксировано не было. Об этом сообщило сегодня японское Министерство обороны.
По данным оборонного ведомства, российский самолет радиоэлектронной разведки Ил-20 пролетел над островами Оки и Такэсима (Токто), которые многие годы являются предметом территориального спора между Токио и Сеулом. ИТАР-ТАСС




07.02.2014
Истребители США F-15C, патрулирующие воздушное пространство стран Балтии, зафиксировали российский военный самолет «Ил-20» над нейтральными водами Балтийского моря. Воздушное судно американский патруль заметил у внешней границы латвийских территориальных вод
Согласно информации, размещенной в официальном блоге Латвийской армии в Twitter, российский самолет летел без заранее согласованного плана полета и не отвечал на попытки контроля воздушного пространства установить связь.
«Росбалт»

07.03.2014
ВВС Турции подняли в воздух 8 истребителей F-16 в ответ на полет российского военного самолета Ил-20 вдоль турецких границ, сообщает defence24.pl 4 марта. Российский разведывательный самолет совершил полет вдоль турецкого побережья Черного моря, заявили официальные лица в Анкаре. Эта еще одна информация, связанная с напряженностью в Крыме.
Инцидент произошел в понедельник, но согласно заявлению Главного командования вооруженных сил Турции, не было никакого нарушения воздушного пространства Турции. Разведывательный самолет Ил-20 может быть оснащен аппаратурой для сбора информации о турецкой системе ПВО. Тем не менее, в понедельник турецкое правительство дало общественности четкий сигнал, что постоянно следит за ситуацией в Крыму из-за обеспокоенности положением татар, исторически и культурно связанных с Анкарой.
Военный Паритет




23.10.2014


Минобороны России опровергает информацию о том, что российский самолет-разведчик Ил-20 нарушил воздушную границу Эстонии. Об этом сообщает РИА Новости.
По информации ведомства, российский военный самолет совершал плановый учебно-тренировочный полет с аэродрома «Храброво» над нейтральными водами Балтийского моря. «Полет проходил в строгом соответствии с Международными правилами использования воздушного пространства», — говорится в сообщении Минобороны.
Ранее эстонские власти заявили, что самолет нарушил воздушную границу страны. Послу РФ в Таллине Юрию Мерзлякову была передана нота протеста.



17.01.2015


На ресурсе «russianplanes.net» размещена красивая фотография самолета радиотехнической разведки Ил-20М после модернизации. В кадр на аэродроме Чкаловский попал самолет с бортовым номером RF-95980 (серийный номер 175011706).
Как известно, программа модернизации самолетов Ил-20 уже на протяжении нескольких лет ведет ОАО «Экспериментальный машиностроительный завод им. В.М. Мясищева». Указанный самолет прошел модернизацию по ОКР «Монитор», предположительно, в середине 2000-х гг.
bmpd.livejournal.com

30.05.2015
На блоге http://alexeyvvo.livejournal.com приведена Деятельность ЭМЗ им. Мясищева в 2014 году. Эта же информация переиздана блогом http://bmpd.livejournal.com.
ОАО «Экспериментальный машиностроительный завод имени В.М. Мясищева» на своей странице раскрытия информации разместило достаточно содержательный отчет за прошлый год (ссылка — http://www.e-disclosure.ru/portal/FileLoad.ashx?Fileid=1074760).


Головной модернизированный по программе ОКР «Рецензент» разведывательный самолет Ил-20М («изделие 17МС», регистрационный номер 90924, заводской номер 174011603). Жуковский, март 2015 года (с) Анатолий Бурцев / russianplanes.net

Гособоронзаказ по договорам с головными исполнителями СЧ ОКР «Рецензент» — Модернизация авиационного, радиоэлектронного оборудования и систем изделия «17М» (Ил-20М) (головной исполнитель – ОАО «Ил», договор от 01.02.2011 г. №02/11, Д/С №4)
Модернизация авиационного, радиоэлектронного оборудования и систем изделия «17М»:
— проводились работы по монтажу систем и доработке планера самолета;
-проведены доработки самолета по результатам летных испытаний.
Объем финансирования — 40,5 млн.руб.

06.06.2015


Опубликованы Планы работы ЭМЗ им. Мясищева на 2015-17гг.
«Порубщик»
ОКР: Участие в проведении ГИ – июнь 2015
Корректировка КД по результатам ГИ, присвоение КД – сентябрь 2015
«Порубщик» 1-ый серийный:
Сопровождение изготовления– октябрь 2015
«Порубщик» 2-ой серийный:
Сопровождение изготовления – июнь 2016
Порубщик» 3-ий серийный:
Сопровождение изготовления – с января 2016г. по октябрь 2017г.
Изд. 17М (Рецензент)
Устранение замечаний по результатам ГСИ, доработка РКД и ЭТД, присвоение КД литеры О1 – январь 2016г.
http://bmpd.livejournal.com

05.10.2015
Военно-воздушные силы РФ направили в Сирию самолет-разведчик Ил-20М, который обеспечивает поддержку авиаударов по объектам инфраструктуры террористической организации ИГ, а также отслеживает передвижение военной техники в регионе.
По информации Flightglobal.com, самолет радиоэлектронной разведки Ил-20М прибыл в Сирию через несколько дней после того, как первый Ил-76 начал разгружать военную технику на авиабазе в Латакии.
В состав оборудования самолета включены РЛС обнаружения целей, электрооптические/ИК датчики и аппаратура спутниковой связи для оперативной передачи данных.
За последние несколько недель на аэродроме «Хмеймим» близ Латакии сформирована полноценная смешанная авиагруппа из фронтовых бомбардировщиков Су-24М и Су-34, штурмовиков Су-25СМ и многоцелевых истребителей Су-30СМ, а также ударных вертолетов Ми-24 и многоцелевых Ми-8 из числа состоящих на вооружении ВКС РФ.
Группировка приступила к нанесению ударов по объектам ИГ 30 сентября, предварительно уведомив о начале операции США и Израиль.
ЦАМТО



05.05.2018


Британские истребители «Тайфун» в пятницу поднимались с авиабазы в Румынии на перехват российского разведывательного самолета Ил-20, выполнявшего полет в западной части Черного моря, сообщили в своем твиттере британские Королевские ВВС.
«Тайфуны» Королевских ВВС, базирующиеся в Румынии, поднимались в воздух в связи с полетом российского Ил-20 «Лысуха» (по кодификации НАТО — ИФ) вблизи воздушного пространства НАТО над Черным морем», — говорится в сообщении.
INTERFAX.RU

ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ ИНЦИДЕНТОВ

01.06.2018


Прошедший глубокую модернизацию самолет-разведчик Ил-20М передан военным для госиспытаний, сообщил «Интерфаксу» источник в авиаотрасли.
«На данный момент опытно-конструкторские работы (ОКР) «Рецензент» по модернизации разведывательного самолета Ил-20 в облик Ил-20М завершены», — сказал собеседник агентства. «Модернизированный Ил-20М передан военным на государственные совместные испытания (ГСИ)», — подчеркнул он.
В декабре прошлого года источник «Интерфакса» в оборонно-промышленном комплексе сообщил, что в начале 2018 года ВКС РФ получат очередной спецсамолет марки «Ил». Он не стал уточнять, о каком именно типе самолета идет речь и о его предназначении, отметив, что в процессе модернизации бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) машины, в частности, устанавливается новейший радиотехнический комплекс.
Работы по модернизации самолетов спецназначения Ил-20 и Ил-22 ведет компания «Ильюшин» (входит в ОАК) с участием «Экспериментального машиностроительного завода (ЭМЗ) имени Мясищева».
Интерфакс

19.09.2018


Авиабаза «Хмеймим» в Сирии вечером 17 сентября потеряла связь с самолетом Ил-20 ВКС РФ, на борту которого находились 14 военнослужащих.
Об этом сообщает министерство обороны России.
«Семнадцатого сентября около 23.00 мск при возвращении на авиабазу Хмеймим над акваторией Средиземного моря в 35 километрах от побережья Сирии пропала связь с экипажем российского самолета Ил-20», - отмечается в сообщении.
Самолёт исчез с радаров управления авиацией во время атаки четырех самолетов F-16 ВВС Израиля по сирийским объектам в провинции Латакия. Также, в это же время российскими радиолокационными средствами контроля воздушного пространства были отмечены пуски ракет с находившегося в данном районе французского фрегата «Овернь» («Auvergne»).
Судьба находившихся на борту военнослужащих в настоящее время неизвестна.
Командованием авиабазы организована поисково-спасательная операция.
Позже в Пентагоне заявили, что российский самолёт сбила ракета САР.
rusvesna.su

ИЗРАИЛЬ ВОЗЛОЖИЛ ВИНУ ЗА СБИТЫЙ ИЛ-20 НА СИРИЮ, ИРАН И «ХЕЗБОЛЛУ»
РОССИЙСКИЙ ИЛ-20 СБИТ ПВО СИРИИ ИЗ-ЗА БЕЗОТВЕТСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ИЗРАИЛЯ
РОССИЙСКИЙ САМОЛЕТ ИЛ-20 ОШИБОЧНО СБИТ СИРИЙСКОЙ ПВО
ШОЙГУ ВОЗЛОЖИЛ ВИНУ ЗА СБИТЫЙ ИЛ-20 НА ИЗРАИЛЬ
В ПЕНТАГОНЕ ЗАЯВИЛИ, ЧТО РОССИЙСКИЙ САМОЛЁТ СБИЛА РАКЕТА САР


19.09.2018


После исчезновения самолета командованием российской военной группировки в САР немедленно была организована поисково-спасательная операция.
Спасательный буксир Черноморского флота «Профессор Николай Муру» вышел в море из порта Тартус и направился в район предполагаемого падения Ил-20.
Аварийно-спасательное буксирное судно «Профессор Николай Муру» обладает необходимыми средствами для поддержания аварийных кораблей на плаву и выполнения сложных водолазных работ на глубине до 60 метров. Судно может производить различные виды поисковых работ, обследуя морские районы.
Особенностью СБС «Профессор Николай Муру» является наличие системы динамического позиционирования, обеспечивающей удержание судна в назначенной точке моря без использования якорей. Это позволяет с большей точностью производить обследование объекта на глубине подводными аппаратами с борта судна, что особенно важно при спасательных и судоподъёмных операциях.
rusvesna.su

ОБНАРУЖЕНЫ ОБЛОМКИ ИЛ-20 И ТЕЛА РОССИЙСКИХ ВОЕННЫХ
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО СБ-45 ПРОЕКТА 22870


24.09.2018


Минобороны России в ходе специального брифинга представило детальную информацию о всех обстоятельствах катастрофы самолета Ил-20 ВКС России у побережья Сирии, произошедшей вечером 17 сентября
Официальный представитель российского военного ведомства генерал-майор Игорь Конашенков представил поминутную хронологию трагического события, составленную по объективным данным радиолокационных средств, в том числе системы отображения информации о воздушной обстановке «Плотто».
Израильские ВВС ввели российскую сторону в заблуждение относительно района нанесения удара в Сирии 17 сентября, причиной чего стала катастрофа Ил-20, который не смог выйти в безопасную зону, заявил в воскресенье официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков.
На сегодняшнем брифинге представитель Министерства обороны России заявил, что Израиль заблаговременно не оповестил российскую сторону о проведении своей операции в Сирии, когда был сбит самолёт Ил-20, тем самым нарушив договорённости между двумя странами от 2015 года. В ходе брифинга генерал-майор Игорь Конашенков подчеркнул, что оповещение о проведении операции Израиль сделал «не заблаговременно, а одновременно с началом ударов», в нарушение упомянутых выше договорённостей.
Минобороны считает, что вся вина за сбитый в Сирии разведывательный самолет Ил-20 лежит на израильских ВВС, заявил официальный представитель военного ведомства генерал-майор Игорь Конашенков.
«Представленные объективные данные свидетельствуют, что действия израильских летчиков-истребителей, приведшие к гибели 15 российских военнослужащих, говорят или об их непрофессионализме, или, как минимум, о преступной халатности», - сказал он в ходе брифинга.
ВТС «Бастион»

В МИНОБОРОНЫ РФ ЗАЯВИЛИ О НАЛИЧИИ ДРУГИХ НЕОПРОВЕРЖИМЫХ ДАННЫХ ПО КРУШЕНИЮ ИЛ-20
АРМИЯ ИЗРАИЛЯ ВЫПУСТИЛА НОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ПО СБИТОМУ В СИРИИ ИЛ-20
ИЗРАИЛЬ ПРОДОЛЖИТ ОПЕРАЦИИ В СИРИИ, НЕСМОТРЯ НА ИНЦИДЕНТ С ИЛ-20
БРИФИНГ ПО ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ КРУШЕНИЯ САМОЛЕТА ИЛ-20 ВКС РОССИИ У БЕРЕГОВ СИРИИ
ВИДЕО И СЛАЙДЫ С БРИФИНГА ПО ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ КРУШЕНИЯ САМОЛЕТА ИЛ-20 ВКС РОССИИ У БЕРЕГОВ СИРИИ


25.09.2018


Минобороны представило дополнительные данные о крушении Ил-20. Новая информация по секундам отражает положение израильских самолетов и ракет комплекса С-200. Данные получили с индикаторов пункта боевого управления системы С-400 с авиабазы «Хмеймим».
Официальный представитель военного ведомства генерал-майор Игорь Конашенков показал на специальном экране отметку ракеты С-200, выпущенной сирийскими ПВО.
«Ей присвоен номер 158Б. Индекс Б обозначает воздушную цель, летящую по баллистической траектории с большой скоростью. Присвоение воздушным объектам номеров и буквенных индексов производится самостоятельно автоматизированной системой управления в зависимости от характеристик цели», - пояснил он.
На экране отчетливо видно, что направление полета ракеты С-200 нацелено на израильский самолет.
Также Минобороны показало, как располагались российское и израильские воздушные суда. Отмечается, что F-16 был на высоте от 9 до 10 километров на одном азимуте с Ил-20.
Российский самолет имел отметку 007, израильский - 149. При этом высота полета ракеты была выше положения обоих самолетов.
По словам Конашенкова, затем, в 22.02 головка самонаведения ракеты перезахватила цель с большей эффективной отражающей поверхностью и меньшей скоростью, которой был российский самолет.
«Как видно, ракета, приближаясь к израильскому самолету, резко изменила направление полета и пошла на Ил-20″, - отметил он.
Конашенков отметил, что пункту боевого управления удалось зафиксировать момент поражения зенитной ракетой самолета Ил-20.
«Израильский F-16, укрывшийся от ракеты за российским Ил-20, остается в районе патрулирования западнее сирийского побережья. Время 22 часа 2 минуты 45 секунд. Остальные три израильских самолета продолжают занимать зону дежурства в воздушном пространстве западнее побережья Латакии», - заявил он.
Представитель Минобороны отметил, что после крушения Ил-20 израильские F-16 продолжают находиться в зоне трагедии, причем один из них в непосредственной близости к месту попадания ракеты.
Он обратил внимание, что номер воздушной цели израильского самолета изменился.
«Это свидетельствует, что сразу после трагедии он резко поменял направление и высоту полета. Все это четко зафиксировано радиолокационными средствами С-400″, - отметил Конашенков.
Представитель Минобороны подчеркнул, что новые данные не свидетельствуют, а доказывают, что вина за трагедию с российским Ил-20 в Сирии целиком лежит именно на ВВС Израиля.
Кроме того, он отметил, что «все робкие заявления» представителей израильского военного ведомства о якобы непричастности к трагедии с гибелью 15 российских военнослужащих являются ложными.
РИА Новости


САМОЛЁТ КОМПЛЕКСНОЙ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ,

РАДИОТЕХНИЧЕСКОЙ И ФОТОРАЗВЕДКИ ИЛ-20


27 марта 1965 г. вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, а 12 апреля того же года — и соответствующий приказ министра авиационной промышленности о разработке самолета комплексной разведки приграничной полосы без пересечения государственной границы. Работа поручалась ОКБ завода №240, возглавлявшегося генеральным конструктором Сергеем Ильюшиным (с 1966 г. — Московский машиностроительный завод «Стрела», ныне — Авиационный комплекс им. СВ. Ильюшина). Самолет предлагалось делать на базе серийного авиалайнера Ил-18Д с четырьмя турбовинтовыми двигателями АИ-20М.
Самолет-разведчик на базе Ил-18Д получил название Ил-20 или «изделие 20». Основным средством ведения разведки на этой машине стала радиолокационная станция бокового обзора «Игла», поэтому самолет нередко именовался Ил-18Д «Игла».
Некогерентная РЛС бокового обзора «Игла-1» разрабатывалась в СКБ-1 ленинградского НИИ радиоэлектроники (НИИ-131 Госкомитета СССР по радиоэлектронике, НИИРЭ Минрадиопрома СССР), преобразованного вскоре во Всесоюзный научно-исследовательский институт радиоэлектронных систем (ВНИ-ИРЭС), а затем вошедшего в состав НПО (ныне — холдинговой компании) «Ленинец». Главным конструктором станции стал В.М. Глушков, его заместителем — СЕ. Конторов.
Помимо собственно РЛС, комплекс радиолокационного оборудования «Игла-1» самолета Ил-20 включал в себя средства радиотехнической и фоторазведки, сопряженные с навигационным оборудованием самолета. Комплекс позволял получить детальное радиолокационное изображение, по качеству близкое к аэрофотосъемке, но в любых метеоусловиях, и, кроме того, вести радиотехническую разведку и аэрофотосъемку.
Антенну РЛС «Игла» разместили на Ил-20 в большой (длина — около 8 м) подфюзеляжной гондоле сигарообразной формы, установленной между шпангоутами №8 и 27. Нижняя часть гондолы была выполнена радиопрозрачной. Блоки РЛС размещались в переднем багажном отсеке фюзеляжа.

Помимо перспективной радиолокационной разведки местности с помощью аппаратуры «Игла» Ил-20 мог вести и традиционную аэрофотосъемку. Для этого он оснащался комплектом аэрофотоаппаратов А-87П, размещенных по обоим бортам передней части фюзеляжа в зоне передней пары иллюминаторов. Объективы фотоаппаратов располагались под сдвижными шторками на двух боковых обтекателях — другой характерной внешней особенности Ил-20. В задней части этих обтекателей монтировались антенны системы общей радиотехнической разведки «Ромб», служившей для обнаружения радиолокационных средств противника, определения направления на источник излучения и его частоты.
Пилотажно-навигационный комплекс ПНК-20М разработан для применения на самолете Ил-20М и его модификациях. Управляющая вычислительная система обеспечивает выполнение полетного задания в различных географических регионах, при полетах по оборудованным в радиотехническом отношении трассам и вне трасс. Комплексная система электронной индикации и сигнализации предоставляет экипажу информацию, необходимую для выполнения задач самолетовождения.
Первый полет опытного самолета Ил-20 провел экипаж под командованием ведущего летчика-испытателя С. Г. Близнюка 21 марта 1968 г.
Испытания полностью оборудованного самолета Ил-20 были завершены летом 1969 г.
Этап «Б» совместных государственных испытаний Ил-20 прошел в 1970–1971 гг., после чего начал поступать в войска.
Самолеты Ил-20, а также последовавшие за ними модернизированные Ил-20М и Ил-20М1 с более совершенным оборудованием не входили в состав разведывательных авиаполков или эскадрилий ВВС Советского Союза, а подчинялись непосредственно командованию военных округов (в каждом округе имелось по несколько таких самолетов).
Начиная с 1970 г. самолет принимал участие в различных учениях, проводя оперативно-тактическую авиационную разведку. Работа самолета получила высокую оценку, и он был принят на вооружение ВВС.
Серийное производство самолетов Ил-20 было освоено на заводе «Знамя Труда» и продолжалось до 1976 г. Всего было выпущено около 20 самолетов этого типа, и они эксплуатировались до начала 1990-х гг. Применялся в Восточной Европе, Закавказье и на Дальнем Востоке.
Ил-20 был первым отечественным самолетом, предназначенным для комплексного использования средств разведки, основанных на различных принципах получения информации. Создание и освоение серийного производства и эксплуатации таких самолетов стало заметной вехой в развитии отечественной авиационной техники.
Межремонтный ресурс Ил-20М составляет почти 10 лет, что тоже является большим плюсом машины. Главное - защитить планер от коррозии и усталости металла. Действующие Ил-20М имеют исправные планеры, а остальные детали вполне ремонтопригодны, считает источник в ОПК.
Министерство обороны России намерено провести модернизацию самолетов радиотехнической разведки Ил-20М, принятых на вооружение в 1969 году, пишет газета «Известия». Сейчас в составе ВВС числятся 20 таких самолетов, приписанных к аэродромам в Чкаловском и Кубинке. Один из них уже прошел через программу модернизации и до конца 2012 года должен вернуться на базу.

В 1980 году поступили на вооружение самолёты телеметрии Ил-18РТЛ и Ил-20РТ, с базированием на аэродроме Ленинск (Байконур). В состав экипажа входили шесть человек летного состава, дополненных инженером-электриком, а также пять человек, эксплуатировавших бортовой измерительный комплекс - начальник СИПа, оператор СЕВ, оператор АФУ, инженер по системе БРС-4С и инженер по МА-9 МКТС. Все самолёты числились за ВКС, тем не менее регулярно выполняли задачи в интересах РВСН или ВМФ при испытаниях баллистических и крылатых ракет. В дальнейшем самолёты переданы в авиацию ВМФ, где использовались по усмотрению командования, самолёт 75840 продан и в 2001 году потерпел катастрофу. Только один самолёт модернизирован и применяется по прямому назначению.

Также на базе Ил-18Д строились воздушные командные пункты (ВКП или ВзКП) Ил-22, оснащенные аппаратурой закрытой кодовой связи (ЗАС). В состав экипажей этих самолётов входят операторы аппаратуры ЗАС и офицеры боевого управления. На правом борту самолёта погрузочный люк багажного отсека Ил-18 соединён с салоном шахтой и служит для аварийного покидания самолёта. Все рабочие места экипажа оснащены креслами с чашкой под парашют. Установлена другая кислородная система

12 июня 1979 г. вышло Постановление советского правительства о создании на базе Ил-18Д специализированного самолета Ил-24Н с радиолокационной аппаратурой инструментальной ледовой разведки «Нить-К». Система разрабатывалась тем же ВНИИРЭ НПО «Ленинец» (руководитель работ В.М. Глушков, главный конструктор РЛС С.Е. Конторов). Разместить «Нить» решили в подфюзеляжной гондоле – точно такой же, как на самолете-разведчике Ил-20 с РЛС «Игла». Информация от радиолокационной станции «Нить-К» отображалась на специальных индикаторах на рабочих местах шести операторов в пассажирской кабине самолета. Кроме РЛС «Нить-К» Ил-24Н оснащался современным навигационным комплексом «Мальва-4» и аппаратурой комплекса «Ирис» с РЛС ближней и дальней навигации, управлявшимися цифровыми бортовыми вычислителями. Новейшее навигационное оборудование обеспечивало автоматизированное самолетовождение Ил-24Н в Арктике.
По типу Ил-24Н в начале 1980-х гг. было переоборудовано два серийных пассажирских самолета Ил-18Д (№10004 и 10403, регистрационные номера СССР-75449 и СССР-75466). Один из них, в частности, обеспечивал в мае 1987 г. проводку атомного ледокола «Сибирь» в ходе эвакуации дрейфующей станции «Северный полюс-27». На самолетах Ил-24Н много летали опытные экипажи летчиков-испытателей ГосНИИГА. Однако широкого применения в полярной авиации самолеты Ил-24Н так и не получили. Изменение экономической ситуации в стране привело к тому, что возможности воздушных ледовых разведчиков до конца востребованы так и не были.

МОДИФИКАЦИИ
Ил-18Д «Игла» («изделие 20») - опытный самолёт радиотехнической разведки, переоборудована одна машина.
Ил-20 («изделие 20») - проект самолёта радиотехнической разведки на базе Ил-18Д.
Ил-20М («изделие 17») - самолёт радиотехнической разведки. Изготовлено 20 машин.
Ил-20М1 - самолёт с доработанным комплексом радиотехнической разведки.
Ил-18РТЛ - опытный самолётный измерительный пункт для испытаний ракетной техники (телеметрическая летающая лаборатория). Переоборудована одна машина.
Ил-20РТ - самолётный измерительный пункт для испытаний ракетной техники (телеметрическая летающая лаборатория). Изготовлено 4 машины.
Ил-22 (изд. 36 «Бизон») - воздушный командный пункт со спецсвязью. Модернизация проводилась в ОКБ Мясищева. Построено 14 самолётов.
Ил-22М-11(изд. 40 «Зебра») - дальнейшая модификация ВзКП. Построен 21 самолёт.
Ил-22М-15 (изд. 41) - последняя модификация ВзКП. Построен 1 самолёт, после развала СССР достался Казахстану.
Ил-24Н – самолет ледовой разведки для использования в Арктике, он оборудован радиолокационной аппаратурой инструментальной ледовой разведки «Нить-К».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг
пустого самолета 33760
максимальная взлетная 64000
Размах крыла, м 37.42
Длина самолета,м 35.90
Высота самолета,м 10.17
Площадь крыла,м2 140.60
Тип двигателя 4 ТВД АИ-20М
Мощность, л.с. 4 х 4250
Скорость полета, км/ч:
максимальная на высоте - 685
крейсерская - 650
Практическая дальность, км 4300 — 6200
Практический потолок, м 10000
Длина разбега, м: 1000
Длина пробега, м: 800
Экипаж, чел 13 (лётный – 5, радиотехнический — 8)

ВООРУЖЕНИЕ

РЛС бокового обзора «Игла-1»
комплект аэрофотоаппаратов А-87П
система общей радиотехнической разведки «Ромб-4»
станция детальной радиотехнической разведки «Квадрат-2»
аппаратура радиоперехвата УКВ диапазона «Вишня»

Самолет радиотехнической разведки Ил-20.

Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР
Первый полет: 1968 г.

Самолет-разведчик на базе Ил-18Д получил название Ил-20 или «изделие 20». Ил-18Д представлял собой последнюю и наиболее совершенную модификацию семейства авиалайнеров Ил-18 , находившихся в производстве с 1957 года. В отличие от предыдущей серийной версии Ил-18В, он оснащался более мощными и экономичными двигателями АИ-20М VI серии и дополнительными топливными баками, что обеспечивало ему увеличенную дальность полета. С максимальным запасом топлива она достигала почти 6400 км (у Ил-18В — 4850 км). Летные испытания Ил-18Д начались 26 июля 1965 года, и в том же году он был запущен в серийное производство на московском заводе «Знамя труда», сменив в цехах Ил-18В. Всего до 1969 года было построено 122 самолета Ил-18Д, ставших последними серийными авиалайнерами данного типа. Именно Ил-18Д послужил основой для разработки всех последующих «военных» вариантов пассажирской машины.

Основным средством ведения разведки на этой машине стала радиолокационная станция бокового обзора «Игла», поэтому самолет нередко именовался Ил-18Д «Игла».

Некогерентная РЛС бокового обзора «Игла-1» разрабатывалась в СКБ-1 ленинградского НИИ радиоэлектроники (НИИ-131 Госкомитета СССР по радиоэлектронике, НИИРЭ Минрадиопрома СССР), преобразованного вскоре во Всесоюзный научно-исследовательский институт радиоэлектронных систем (ВНИ-ИРЭС), а затем вошедшего в состав НПО (ныне — холдинговой компании) «Ленинец». Главным конструктором станции стал В.М.Глушков, его заместителем — С.Е.Конторов.

Помимо собственно РЛС, комплекс радиолокационного оборудования «Игла-1» самолета Ил-20 включал в себя средства радиотехнической и фоторазведки, сопряженные с навигационным оборудованием самолета. Комплекс позволял получить детальное радиолокационное изображение, по качеству близкое к аэрофотосъемке, но в любых метеоусловиях и кроме того, вести радиотехническую разведку и аэрофотосъемку.

Антенну РЛС «Игла» разместили на Ил-20 в большой (длина — около 8 м) подфюзеляжной гондоле сигарообразной формы, установленной между шпангоутами №№ 8 и 27. Нижняя часть гондолы была выполнена радиопрозрачной. Блоки РЛС размещались в переднем багажном отсеке фюзеляжа.

Помимо перспективной радиолокационной разведки местности с помощью аппаратуры «Игла» Ил-20 мог вести и традиционную аэрофотосъемку. Для этого он оснащался комплектом аэрофотоаппаратов А-87П, размещенных по обоим бортам передней части фюзеляжа в зоне передней пары иллюминаторов. Объективы фотоаппаратов располагались под сдвижными шторками на двух боковых обтекателях — другой характерной внешней особенности Ил-20. В задней части этих обтекателей монтировались антенны системы общей радиотехнической разведки «Ромб», служившей для обнаружения радиолокационных средств противника, определения направления на источник излучения и его частоты.

Однако этими системами не ограничивался состав специального оборудования Ил-20. В нижней части фюзеляжа за крылом устанавливались антенны станции детальной радиотехнической разведки «Квадрат», позволявшей, в отличие от системы «Ромб», получать более подробные сведения об обнаруженных радиоизлучающих объектах. Над передней частью фюзеляжа располагались антенны системы перехвата открытых радиопереговоров в эфире «Вишня».

Специальное разведывательное оборудование, установленное на борту Ил-20, обслуживал тактический экипаж из шести операторов, размещавшихся в передней и средней кабинах самолета. Кроме того, как и на всех других Ил-18, в состав экипажа Ил-20 входили два пилота (командир и правый летчик), штурман, бортинженер и бортрадист. Стандартное для Ил-18 пассажирское оборудование салона было упразднено, но в задней кабине была организована комната для отдыха экипажа с креслами и буфет, здесь же были помещения гардероба и туалета. Для аварийного покидания самолета с парашютами предусматривался аварийный люк в правом борту задней части фюзеляжа.

В первый экземпляр Ил-20 решено было переоборудовать серийный Ил-18Д № 9403. Переоборудование его на московском заводе «Знамя труда» началось 6 мая 1967 года и завершилось в начале следующего года. На летные испытания самолет поступил в марте. Первый полет на Ил-20 выполнил 21 марта 1968 года экипаж во главе с летчиком-испытателем Станиславом Близнюком, пришедшим на фирму после окончания в 1965 году Школы летчиков-испытателей ЛИИ и ставшим позднее шеф-пилотом ОКБ им. С.В.Ильюшина. Ведущим инженером по испытаниям Ил-20 был назначен В.Володько.

Первый этап летных испытаний (еще без аппаратуры «Игла»), завершенный в том же 1968 году, выявил, что по пилотированию Ил-20 отличается от серийного Ил-18Д незначительно. Управление им было легким и удобным, вместе с тем наличие подфюзеляжной гондолы с большой боковой поверхностью вызвало уменьшение запаса путевой статической устойчивости. Однако проявлялось это в основном только при полете с зафлюгированным крайним двигателем, когда отклонение самолета по курсу и крену происходило более интенсивно, чем на пассажирском Ил-18Д. Но и в данном случае значения крена не выходили за ограничения.

Второй этап летных испытаний (с аппаратурой «Игла») начался в том же 1968 году и завершился летом следующего 1969 года с положительной оценкой. Полеты были зачтены в качестве этапа «А» совместных государственных испытаний и самолет был рекомендован к серийному производству. Разработка чертежей для серийного производства на заводе «Знамя труда» началась еще в 1968 году и на рубеже нового десятилетия из цехов начали выходить уже первые серийные машины. Этап «Б» совместных государственных испытаний Ил-20 прошел в 1970-1971 годах, после чего начал поступать в войска.

Вслед за Ил-20 появился модернизированный Ил-20М. Экипаж Ил-20М состоит из тринадцати человек, восемь операторов разведаппаратуры дополняют обычных пилотов, штурмана, бортинженера и радиста. В распоряжении операторов достаточно солидный набор средств разведки — не только радиотехнической, но и оптической.

Передний салон отдан оператору аэрофотоаппаратов А-87П, установленных по обоим бортам в месте расположения первой пары окон. Для их объективов в обшивке были сделаны фотоокна, закрытые оптическими стеклами. Впрочем, увидеть фотоокна не просто, поскольку они располагаются под обтекателями, а использование фотоаппаратуры обеспечивается при открытии специальных шторок.

Задняя часть этих же обтекателей служит для размещения антенн станции РТР «Ромб-4», позволяющую осуществлять общую разведку радиолокационных средств (направление на источник, рабочая частота). Кроме того, в передней части правого обтекателя расположен воздухозаборник воздухо-воздушного радиатора системы охлаждения блоков станции «Игла».

Помимо «Ромба», самолет оснащен станцией РТР «Квадрат-2» (антенны в нижней части фюзеляжа за крылом) для детальной разведки (помимо направления и частоты, отслеживались такие параметры, как частота следования импульса, скважность, мощность излучения, и другие). Станция перехвата открытых переговоров «Вишня» (антенны над передней частью фюзеляжа) обслуживается особым оператором, не только хорошо знающим соответствующий иностранный язык, но и ориентирующимся в тонкостях слэнга военного радиообмена.

Для повышения достоверности информации разведка ведется одновременно по нескольким каналам, что позволяет уточнять данные, полученные от «Иглы» при помощи АФА, или наоборот, подтверждать результаты работы «Квадрата» радиолокационной картинкой той же местности.

«Квадрат», «Ромб», «Игла» и другую разведаппаратуру обслуживают семь операторов, работающих в основном салоне самолета.

В связи с установкой многочисленного оборудования, конструкция фюзеляжа была частично усилена, а уменьшение числа «обитателей» вызвало демонтаж большей части бытового оборудования и помещений (туалеты, гардероб, буфет).

Вместе с тем специфика применения Ил-20М обусловила изменения в кислородном и спасательном оборудовании. Все кресла экипажа приспособлены для размещения парашюта, а с правой стороны, на месте люка заднего багажного отсека, оборудован люк аварийного покидания самолета, соединенный с основным салоном шахтой. (Впрочем, «огрызок» от бывшего люка багажного отсека остался).

Самолеты Ил-20, а также последовавшие за ними модернизированные Ил-20М и Ил-20М1 с более совершенным оборудованием не входили в состав разведывательных авиаполков или эскадрилий ВВС Советского Союза, а подчинялись непосредственно командованию военных округов (в каждом округе имелось по несколько таких самолетов). Всего до 1976 года завод «Знамя труда» построил около двух десятков самолетов Ил-20 и Ил-20М.
Самолеты данного типа неоднократно привлекались к различным учениям Вооруженных Сил. Так, в период с 4 по 10 февраля 1970 года Ил-20 принял участие в войсковых учениях «Двина» (самолет пилотировал экипаж летчика-испытателя С.Близнюка). В мае следующего года Ил-20 выступил в качестве самолета-лидера на показе авиационной техники под условным названием «Кристалл», проводившемся для высшего руководства страны на аэродроме ГНИКИ ВВС в г.Ахтубинске.

Появление строевых Ил-20 над нейтральными водами не прошло незамеченным для потенциального, как тогда говорили, противника. Однако идентифицирован иностранной разведкой он был только в 1978 году, когда НАТО присвоило ему кодовое наименование «Coot-А».

Экипажи Ил-20 постоянно выполняли разведывательные полеты над нейтральными водами мирового океана, где неоднократно их «перехватывали» самолеты вероятного противника. Так, весной 1985 года разведчик был встречен «Си Харриером» 801-й эскадрильи авиации ВМС Великобритании над Северной Атлантикой вблизи Норвегии.

31 августа 1993 года Ил-20М (командир майор И.Антипов), выполнявший учебно-боевое задание, был условно перехвачен над нейтральными водами Японского моря сначала истребителями вооруженных сил республики Корея, а затем самолетами японских сил самообороны.

7 декабря 1995 года Ил-20М привлекался для поисков в Татарском проливе обломков разбившегося пассажирского самолета Ту-154Б № 85164 Хабаровского авиаотряда, куда он, взлетев с Сахалина, по первым предположениям мог упасть. Применялся самолет и в ходе боевых действий в Афганистане.

В 1990-е годы из-за старения бортовой радиоэлектронной аппаратуры Ил-20М стали сниматься с боевого дежурства, однако должной замены им так и не последовало. Частично заменить Ил-20М могли самолеты комплексной воздушной разведки из состава Дальней авиации, созданные на базе Ту-22Р и Ту-22МР . Однако устаревшие Ту-22РДМ также в 90-е годы были сняты с вооружения, а современные Ту-22МР поступили в строевые части в крайне ограниченном количестве. В результате сегодня основной объем задач комплексной воздушной разведки в ВВС России решают самолеты фронтовой авиации Су-24МР и МиГ-25РБ (с различными вариантами оснащения). В тоже время некоторое количество Ил-20М по-прежнему еще остается в строю. Правда с 90-х годов многие из них чаще всего привлекаются исключительно для транспортных перевозок. Некоторые из этих машин, располагающие большим летным ресурсом, прошли соответствующее переоборудование и превратились в «обычные» Ил-18Д.

Ил-20 вошел в историю российской военной авиации как первый отечественный самолет, предназначенный для комплексного использования средств воздушной разведки, основанных на разных принципах получения информации.

Модификация: Ил-20
Размах крыла, м: 37,42
Длина самолета, м: 35,90
Высота самолета, м: 10,17
Площадь крыла, м2: 140,60
Масса, кг
-пустого самолета: 33760
-максимальная взлетная: 64000
Тип двигателя: 4 х ТВД АИ-20М
-мощность, л.с.: 4 х 4250
Максимальная скорость, км/ч: 675
Крейсерская скорость, км/ч: 620
Практическая дальность, км: 6200
Практический потолок, м: 10000
Экипаж, чел: 13.

Ил-20 заходит на посадку.

Ил-20 заходит на посадку.

Ил-20М заходит на посадку.

Содержание отчёта ВВС Израиля. И заголовок хорош:

Не дошло, хотя и по-русски: стали известны подробности отчета о гибели Ил-20

Делегация ВВС Израиля во главе с Амикамом Норкиным представила на встрече с представителями министерства обороны России в Москве 40-страничный отчет на русском языке : в документе представлены четкие свидетельства того, что Израиль не имеет ни малейшего отношения к гибели российского военного самолета Ил-20 в небе Сирии.

Отчет был также переведен на английский язык, сообщает «Коммерсант».

Сразу интересно. Зачем экземпляр отчёта на английском языке при наличии русскоязычного экземпляра? Специально для Мутко, который один среди ближайшего окружения Путина знает английский язык? Или английский экземпляр для того, чтобы Минобороны России могло проконсультироваться у англоязычных экспертов потому, что российские «эксперты» ?
В отчете указывается, что сбившая ИЛ-20 ракета сирийских ПВО была выпущена спустя час после того, как самолеты ВВС Израиля покинули данное место.

Российское издание привело мнение израильского военного эксперта, бывшего корреспондента 9-го канала ИТВ Андрея Кожинова. Кожинов отметил отсутствие необходимости у F-16 ВВС Израиля прикрываться российским самолетом.


  • «Во-первых, без всякого прикрытия израильтяне за последние 18 месяцев нанесли по Сирии свыше 200 ударов. Во-вторых, технически F-16 не могли спрятаться за тихоходным Ил-20. Их скорость при угле атаки как минимум в три раза превосходила скорость российского самолета»,— цитирует издание эксперта.

Кожинов со ссылкой на официальные заявления российских и израильских военных отметил достаточное количество нестыковок по таким параметрам, как высота, время, расстояние.

  • «К моменту, когда сработали сирийские ПВО, F-16 уже вернулись в воздушное пространство Израиля. Истребители вышли из оперативной зоны обстрела еще до того, как туда вошел российский самолет », — подчеркнул Кожинов. Он акцентировал внимание собеседника на том, что оператору радара невозможно перепутать F-16 и Ил-20 .

Кожинов предположил, что в отчете ВВС Израиля представлены карты полетов, раскадровка нахождения израильских и российского самолетов.

Как мы сообщали ранее, ливанские СМИ сообщили, что в Москве отвергли данные предоставленного Израилем отчета .


То есть, когда экипаж Ил-20 отправлялся на дно Средиземного моря, израильские лётчики уже выпивали дома после тяжелого трудового дня. Надеюсь, евреи пили не кровь христианских младенцев. Минобороны России такого пока не сообщало. Хотя оно может сообщить всё что угодно - всё, что придёт в больные головы путинских генералов. Больная голова генерала прикрывает его здоровую жопу.

Теперь я расскажу, как работает героическая ПВО Башара нашего Асада.

Когда на экране радаров появляется что-то похожее на вражеские самолёты или ракеты, героические стражи неба Сирии быстро быстро отключают передатчики РЛС. Потому, что есть такая простая штука - противорадиолокационные ракеты. - ракеты наводящиеся по лучу РЛС и взрывающиеся в расположению батареи ПВО. Хорошо, если от взрыва такой ракеты пострадает только РЛС, но ведь может сдетонировать и боезапас ракет. Тогда шансов остаться живым и не покалеченным у членов расчётов ПВО будет немного. Понятно, что воинам Асада такого не хочется. Они любят воевать только с безоружными женщинами и детьми. Поэтому они и отключают радары, чтобы не привлекать внимание врага.

Когда враг отбомбиться и взрывы на земле прекратятся. Расчеты ПВО Асада включают радары и начинают пулять ракеты в пустое небо. Зачем?

Во-первых, чтобы показать вылезавшим из бункеров начальникам и российским кураторам расход боезапаса и избежать неприятного вопроса: «Что же вы, суки, не стреляли?»

Во-вторых чтобы заснять на видео вспышки в небе от взрывов при самоликвидации ненашедших цели ракет ПВО выдать их за поражение томагавков и авиационных ракет «воздух-поверхность». «Самолётов нам сбить не удалось, но ракет мы насбивали немеренно. Ищите их обломки». Обломки томагавков как правило находят там, где они поразили цель, превратив в руины военные объекты Асада. Потом их показывают по российскому телевидению и хвастают успехами в отражении налёта противника.

Такую особенность работы сирийского ПВО подметили американцы ещё во время первого обстрела томагавками. Засечь работают или не работают советские РЛС ПВО нет никаких проблем издалека. Американцы и отметили, что сирийская ПВО начала работать только тогда, когда все томагавки уже поразили цели.

Что касается происшествия с Ил-20 есть два варианта:

1. Проснувшиеся после отлёта домой F-16 ракетчики Асада вдруг обнаружили на экранах вновь включенного локатора большой и медленный самолёт, приняли его за израильский или американский разведчик, решили сбить и сбили.

2. Ил-20 погиб при самоликвидации ненашедшей цели ракеты С-200, случайно оказавшейся поблизости от Ил-20. Нужно сказать, что этот вариант значительно менее вероятен. Небо-то большое и трёхмерное. Чтобы завалить самолёт, боеголовка ракеты должна была взорваться в радиусе не более 100 метров от него. Это было бы редким совпадение. Впрочем степень поражения самолёта, плотность шрапнели и расстояние от точки взрыва можно приблизительно определить по записям чёрных ящиков самолёта, если они там были, и по обломкам самолёта.

Полагаю, что связаны с выяснением, какой из этих двух вариантов произошёл и «не было ли у тебя умысла на теракт». Полагаю, что автоматической записи работы комплекса С-200 не было. Даже если бы была техническая возможность такой записи, она была бы отключена, типа, сломалась. Такая запись крайне неприятна для расчета.