Итак, девятиклассники понемногу начинают волноваться. Русский язык – непростой экзамен, ведь кроме знания правил, нужно уметь писать изложения, понимать главную мысль текста, четко излагать свои мысли и подбирать правильную аргументацию в развернутых ответах на вопросы по тексту.

В нашей первой статье, посвященной ОГЭ, мы попробуем дать несколько полезных советов по подготовке к первой части экзамена по русскому - изложению. В марте уже пора начинать активно тренироваться.

1. Фокус на главном!

Изложения в школе пишут в каждом классе, поэтому часто школьники считают, что здесь проблем возникнуть просто не может. С одной стороны, тренировка всегда помогает, с другой – есть несколько моментов, на которые имеет смысл обратить пристальное внимание.

На экзамене в первом задании требуется написать сжатое изложение.

При сжатом изложении не нужен подробный пересказ текста. От школьника требуется другой важный навык – понять основное содержание и ключевые моменты, поддерживающие главную мысль. Все остальное не только можно, но и нужно опустить.


Чем меньше вы растекаетесь мыслью по древу, чем четче формулируете, тем лучше. Главное в формате сжатого изложения – ясно передать ядро текста с авторскими аргументами и примерами (их называют микротемами). Вот именно в этом направлении и нужна тренировка. Тексты для прослушивания есть в открытом доступе на сайте ФИПИ. Как же с ними работать?

2. Первое прослушивание = план

Включите аудиозапись, внимательно прослушайте текст. Записывать во время чтения ничего не надо! Попытка стенографирования – большая ошибка школьников. Часто при таком подходе ускользает смысл текста, пропущенные куски очень трудно восстановить, ведь они пролетели мимо ушей.

Попробуйте просто сосредоточиться и понять, о чем вам рассказывают. Сразу схватите главную тему, обратите внимание на аргументы или примеры автора. И обязательно – на стиль!

Замена стиля в изложении – одна из самых частых и печальных ошибок. Придерживайтесь авторского стиля, не меняйте художественный на деловой, ведь вы не переписываете произведение, а всего лишь пересказываете его.


После того, как вы прослушали текст, запишите основную тему и важные моменты, которые вы отметили. То есть составьте краткий план работы. Так у вас перед глазами появится схема, на которую вы будете опираться.

3. От второго прослушивания к черновику

А вот во время второго прослушивания работайте уже с составленным планом, обозначьте абзацы к каждому авторскому утверждению.

Совет – пишите не подряд, оставляйте между намеченными абзацами достаточно места, чтобы вписать туда по памяти недостающее.

Итак, у вас есть план изложения и намеченные абзацы. Теперь пишем черновик. Не торопитесь, не бойтесь что-то упустить. Тексты для изложений по силам каждому школьнику. Пишите по абзацам, вспоминая услышанное. Старайтесь сохранять авторский стиль, не допускать отсебятины.


Написав черновик, обязательно сверьте свой первоначальный план с получившимся текстом. Подумайте, все ли вы учли, «прокрутите» текст в голове. Раскрыли ли вы тему? Соответствует ли написанное авторской логике? Достаточно ли внятно изложены микротемы и ведут ли они к главной мысли, высказанной в тексте? Если вы удовлетворены работой, переходите к проверке орфографии и пунктуации.

4. Проверяем себя

Уровень грамотности во время экзамена также оценивается, а баллы за ошибки снижают. Но вы пишете не диктант, а изложение, этот формат работает на вас. При любых сомнениях в написании слова вспоминайте синонимы. Меняйте слова, словосочетания, даже предложения, если не уверены в правильности орфографии и пунктуации. В изложении важно не использование точных авторских слов, а передача смысла.


Но помните, что писать телеграфным стилем позволено или Хэмингуэю, или ученику начальной школы. От девятиклассника все же ждут развернутых предложений, поэтому не нужно хитрить в надежде избежать ошибок, это может обернуться против вас.

5. Как понять, что все получилось

Итак, вы тренируете свои навыки, но как понять, что все получается? Во-первых, можно для начала потренироваться на печатных текстах. Так вы лучше будете видеть соответствие изложения и оригинала. Попробуйте прочитать текст самостоятельно вслух, убрать текст, записать план. Прочитайте второй раз, уберите, запишите план по абзацам. Напишите черновик. Проверьте грамотность. А потом сверьте оба текста.

Во-вторых, можно привлекать родителей и друзей – пусть прочитают вам текст, а вы действуйте по вышеизложенной схеме. С друзьями тренироваться очень удобно – можно читать по очереди и проверять работы друг друга.

Ну, и в-третьих, если вы чувствуете неуверенность, еще есть время прокачать свои навыки на курсах или с помощью репетиторов.


Изложение – это, прежде всего, анализ текста, быстрое понимание главной мысли. Этому можно научиться даже если до экзамена осталось всего ничего.


Удачи в подготовке к экзаменам!

Или же золототысячник появился у нас (название, конечно) в то время, когда наша интеллигенция стала изучать немецкий язык.

Но ведь у нас в истории были времена, когда - слава богу! - не было интеллигенции, а народ - слава богу! - был, и трава тоже - слава богу! Значит, наш народ как-то называл ее. Наши древляне не ждали, пока придут немцы и назовут эту траву, а мы потом переведем ее на наш кодовый язык.

И я стал копаться. И докопался. Народ ее называет и до сих пор «игольник», «грыжник», «травенка» и «турецкая гвоздика» в зависимости от области, края.

Так же в свое время я интересовался происхождением названия «бессмертник». Оказывается, в этом опять виновата наша - на этот раз не интеллигенция, а аристократия. Привыкнув с детства балакать по-французски, они название этих цветов (травы) просто перевели с французского. Там она называется «иммортели», это в переводе и означает - «бессмертник». А наш великий народ называет эту траву «неувядка», «живучка». Куда там французикам тягаться с нами в любви к природе. «Бессмертник» и «неувядка» - канцелярщина и поэзия!

Еще нашел я тебе о траве в некоторых книгах. Вот «Записные книжки» Эффенди Капиева.

«Как бедны мы, горцы! Как беден наш язык! Виноград у нас называется «черный цветок», подсолнух у нас называется «пышный цветок», розу у нас зовут «многознающий цветок» (с. 198).

Это я привел для сравнения с нашими многообразными и многозначительными названиями трав. А теперь - Куприн:

«Для своего обихода, для своих несложных надобностей русский крестьянин обладает языком самым точным, самым ловким, самым выразительным и самым красивым, какой только можно себе представить. Счет, мера, вес, наименование цветов, трав…» (Куприн, «Бредень»).

Примечание: И это писал человек, знавший немецкий и французский!

Вы бы, мужички, сеяли мяту. Э… вы бы мяту сеяли (Лев Толстой, «Плоды просвещения»).

Примечание: Так аристократ Вово учил крестьян сельскому хозяйству.

Снова Куприн:

«Обхожу его (древнеримский цирк. - В. С. ) по барьеру. Кирпич звенит под ногами, как железный, кладка цементная, вековая, в трещинах выросла тонка трава, иглистая, жесткая, прочная, терпкая. Вот и теперь она лежит передо мной на письменном столе. Я без волнения не могу глядеть на нее» («Лазурный берег»).

«Потом Зоя затуманилась, развздыхалась и стала мечтательно вспоминать Великую неделю у себя в деревне.

Такие мы цветочки собирали, называются «сон». Синенькие такие, они первые из земли выходят. Мы делали из них отвар и красили яйца. Чудесный выходил синий цвет» («По-семейному»).

Примечание: Зоя - проститутка.

«Сегодня троица. По давнему обычаю, горничные заведения ранним утром, пока их барышни еще спят, купили на базаре целый воз осоки и разбросали ее, длинную, хрустящую под ногами, толстую траву, всюду: в коридорах, в кабинетах, в зале» («Яма»).

Примечание: У нас в Волгоградской области посыпают полы богородской травой, на Украине - чабрецом. Есть о травах и у Марко Поло, но я не выписывал, а память изменяет, начинается склероз. Да и читал-то я его лет сорок назад.

Жером Бок. «Книга трав» издана в 1557 году. Есть в нашей библиотеке. (В библиотеке Центрального Дома литераторов. - В. С. ) В ней много интересного, вплоть до средневекового салата из крапивы, листьев фиалки и репейника. Без уксуса (тогда еще не знали его) и без масла (оно в то время считалось роскошью). В салат для остроты прибавляли хрен.

Я еще покопаюсь в записных книжках. Привет!»

Существует точное человеческое наблюдение: воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова «замечать» употребить слово «дорожить». Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нем, пока нормально и беспрепятственно дышим. Но все же, неправда, - замечаем. Даже и наслаждаемся, когда потянет с юга теплой влагой, когда промыт он майским дождем, когда облагорожен грозовыми разрядами. Не всегда ведь мы дышим равнодушно и буднично. Бывают сладчайшие, драгоценные, памятные на всю жизнь глотки воздуха.

По обыденности, по нашей незамечаемости нет, пожалуй у воздуха никого на земле ближе, чем трава. Мы привыкли, что мир - зеленый. Ходим, мнем, затаптываем в грязь, сдираем гусеницами и колесами, срезаем лопатами, соскабливаем ножами бульдозеров, наглухо захлопываем бетонными плитами, заливаем горячим асфальтом, заваливаем железным, цементным, пластмассовым, кирпичным, бумажным, тряпичным хламом. Льем на траву бензин, мазут, керосин, кислоты и щелочи. Высыпать машину заводского шлака и накрыть и отгородить от солнца траву? Подумаешь! Сколько там травы? Десять квадратных метров. Не человека же засыпаем, траву. Вырастет в другом месте.

Однажды, когда кончилась зима и антифриз в машине был уже не нужен, я открыл краник и вся жидкость из радиатора вылилась на землю, там, где стояла машина - на лужайке под окнами нашего деревенского дома. Антифриз растекся продолговатой лужей, потом его смыло дождями, но на земле, оказывается, получился сильный ожог. Среди плотной мелкой травки, растущей на лужайке, образовалось зловещее черное пятно. Три года земля не могла залечить место ожога, и только потом уж плешина снова затянулась травой.

Под окном, конечно, заметно. Я жалел, что поступил неосторожно, испортил лужайку. Но ведь это под собственным окном! Каждый день ходишь мимо, видишь и вспоминаешь. Если же где-нибудь подальше от глаз, в овраге, на лесной опушке, в придорожной канаве, да, господи, мало ли на земле травы? Жалко ли ее? Ну, высыпали шлак (железные обрезки, щебень, бой-стекло, бетонное крошево), ну, придавили несколько миллионов травинок. Неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как человек, думать и заботиться о таком ничтожестве, как травинка. Трава? Трава она и есть трава. Ее много. Она везде. В лесу, в поле, в степи, на горах, даже в пустыне… Разве что вот в пустыне ее поменьше. Начинаешь замечать, что, оказывается, может быть так: земля есть, а травы нет. Страшное, жуткое, безнадежное зрелище! Представляю себе человека в безграничной, бестравной пустыне, какой может оказаться после какой-нибудь космической или не космической катастрофы наша земля, обнаружившего на обугленной поверхности планеты единственный зеленый росточек, пробивающийся из мрака к солнцу.

Не помню где, в воспоминаниях какого-нибудь революционера, я вычитал трогательную историю о травинке.

Арестанту, заключенному в одиночке, принесли из большого мира стопу книг. Кроме самого арестанта в камере не было ничего живого. Каменные стены, железная кровать, тюфяк, набитый мертвой теперь соломой, табуретка, сделанная из бывшего живого дерева.

Ученый человек тотчас прервет меня и скажет, что плесень в углу тоже есть жизнь и разные там бактерии в воздухе… Но не будем педантами. Забудем даже про то, что в тюремном тюфяке могли водиться совсем уж живые существа. Будем считать условно, что кроме самого арестанта никакой жизни в камере не было. И вот ему принесли стопу книг. Он стал книги читать и вдруг увидел, что к книжной странице прилипло крохотное, право же, меньше булавочной головки семечко. Арестант аккуратно это семечко отделил и положил на лист бумаги.

Непонятное волнение охватило его. Впрочем, если вдуматься, то волнение арестанта можно понять.

Как дышим воздухом, точно так же бездумно мы обдуваем головки одуванчиков, раздавливаем в пальцах созревшую ромашку, пересыпаем с ладони на ладонь сухое зерно, лузгаем семечки подсолнуха, щелкаем кедровые орешки.

Но в особенной обстановке, в безжизненном (как мы условились) каменном мешке, в оторванности от обыденной жизни планеты, арестант посмотрел на семечко другими глазами. Он понял, что перед ним на листе бумаги лежит величайшее чудо из всех возможных чудес и что все это поистине величайшее чудо (и в этом еще дополнительное чудо) помещается в крохотной, едва различимой соринке.

В работе содержится материал для проверки сформированности лингвистической, языковой, коммуникативной компетенций, подробно проанализировано, какие умения проверяются теми или иными заданиями, даны методические рекомендации к проведению работы. Предложено 2 варианта заданий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Спецификация

итоговой работы по русскому языку в формате ГИА

Цель работы:

  1. Оценить уровень подготовки по русскому языку учащихся VIII класса.
  2. Проверить, сформированы ли следующие виды компетенций:

Лингвистическая компетенция , то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых умений;

Языковая компетенция , то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

Коммуникативная компетенция , то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь как в устной, так и в письменной форме, а также умением обрабатывать воспринятую информацию и создавать собственные высказывания на её основе.

3. Познакомить учащихся с процедурой проведения экзамена по русскому языку в форме ГИА.

Время проведения работы:120 минут.

Структура работы.

Работа состоит из трёх частей.

Часть 1 – задание с развёрнутым ответом (сжатое изложение)

Часть 2 – 7 заданий с выбором ответа и 9 заданий с кратким ответом.

Часть 3 – задание с развёрнутым ответом (сочинение-рассуждение).

Таблица 1

Обозначение задания в работе

Проверяемые элементы

Проверяемые умения

Тип задания

Максим. балл

время (мин)

Часть1 (С1)

Адекватное понимание устной речи. Письменное воспроизведение текста (сжатое изложение содержания прослушенного текста). Текст как продукт речевой деятельности.

Умение адекватно понимать информацию устного сообщения, сжато излагать содержание текста, умение обрабатывать информацию звучащего текста.

Часть 2

Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения.

Задание с выбором ответа

Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста.

Умение понимать цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию.

Задание с выбором ответа

Извлечение информации из различных источников.

Задание с выбором ответа

Антонимы

Умение определить антонимы

Задание с выбором ответа

Лексическое значение слова

Задание с выбором ответа

Лексический анализ слова

Умение определять лексическое значение слова

Задание с выбором ответа

Выразительность русской речи

Умение определять языковое средство

Задание с выбором ответа

Выбор языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем речи.

Задание с выбором ответа

Правописание корней

Задание с выбором ответа

Правописание приставок

Умение применять знания по орфографии

Задание с выбором ответа

Правописание суффиксов

Умение применять знания по орфографии

Задание с выбором ответа

Знаки препинания в простом осложнённом предложении

Задание с выбором ответа

Словосочетание

Умение применять знания по синтаксису

Задание с выбором ответа

Предложение. Грамматическая основа предложения

Умение находить грамматическую основу предложения

Задание с выбором ответа

Умение применять знания по синтаксису

Задание с выбором ответа

Простое осложнённое предложение

Умение применять знания по синтаксису

Задание с выбором ответа

Часть3 (С2)

Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально- смысловым типом речи

Умение создавать текст, последовательно излагать собственные мысли, использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка, оформлять речь в соответствии с орфографи –

ческими, грамматическими, пунктуационными, речевыми нормами литературного языка

Задание с развёрнутым ответом

Методика чтения текста изложения.

Текст читается дважды.

Первое чтение проводится в обычном темпе, занимает 5-6 минут. После этого учащимся даётся 5 минут для осмысления текста, записи плана или основных сюжетных линий.

Второе чтение должно быть в более медленном темпе, позволяющем учащимся зафиксировать главные смысловые опоры текста. Оно занимает 6-7 минут.

После этого учащиеся переходят к написанию сжатого изложения текста.

Текст для прослушивания.

Не помню где, я вычитал одну трогательную историю.

Арестанту, заключённому в одиночке, принесли из большого мира стопу книг. Он стал книги читать и вдруг увидел, что к странице прилипло крохотное семечко. Непонятное волнение охватило его. В безжизненном каменном мешке арестант посмотрел на семечко другими глазами. Он понял, что перед ним на листе бумаги лежит величайшее чудо из всех возможных чудес и что всё это поистине величайшее чудо помещается в крохотной, едва различимой соринке.

У арестанта появилась банка с землёй. Дрожащими руками человек опустил семечко в землю. Оно в конце концов проросло, и это очень обрадовало человека. Да и как могло не обрадовать. Чудо, к которому мы так привыкли только потому, что оно происходит вокруг нас всегда в миллионном повторении, начало происходить и развёртываться на глазах у потрясённого узника.

Первым делом из земли показалось нечто нежно-зелёное, собранное в комочек и покрытое серебристыми ворсинками. Кустик был красив, а вернее сказать – прекрасен. Два листа, протянувшихся горизонтально, держались почти около земли. Три стебля росли прямо вверх и поддерживали там каждый по листу… Ещё один стебель держал два белых цветка. Всё вместе радовало глаз законченностью, стройностью и той разумностью, которая не поддаётся анализу и объяснению, но которая воспринимается человеком, может быть, потому, что и сам он содержит в себе частицу всё той же разумности, а вернее, является её частицей.

Арестант в воспоминаниях утверждал, что у него в жизни ни до тюрьмы, ни в тюрьме, ни после тюрьмы не было радости более полной и острой, нежели та, которую подарила ему земляника, выросшая в разбитой плошке.

А между тем ласкать глаз человека, вливать тихую радость в его душу, смягчать его нрав, приносить успокоение и отдых – вот одно из побочных назначений всякого растения и в особенности цветка.

(По В.Солоухину)

1 вариант

Часть 1

Часть 2

(1)Дорога частью идёт по Ангаре, и лёд по дороге зелёный, порезанный тракторами, потом выезжаем в поле. (2)Машина наша едет и едет. (3)И всё пеньки да пеньки. (4)Глаз быстро устаёт от такой ряби, и тогда всё кажется то сплошь белым, то чёрным. (5)И вдруг среди этого неживого пространства берёзка. (6)Тонкая и тихая.

(7)Милая ты моя! (8)Как же ты сохранилась здесь, среди снегов? (9)Как же тебя не спилили, не порубали и не сожгли?

(10)Одна – непонятно, чудо – среди горелых пней стоит, прозрачная, белее белых снегов, что вокруг неё. (11)И я уже фантазирую и готов сочинять какую-то новую сказку… (12)Но шофёр рядом говорит:

- (13)Знаю я, отчего она здесь. (14)Всё очень просто. (15)Красота – вот вам и причина.

(16)И я узнаю.

(17)Пилила здесь лес бригада леспромхоза, что котлован под будущее море очищает. (18)Вон сколько поснесли и ничего, а тут наши бородачи вроде спасовали. (19)Поглядели. (20)Берёзка. (21)Вздохнули и чего-то так начали пилить, что минули её, не сговариваясь, и пошли дальше. (22)Мол, хоть не мы, сучкорубы всё равно прикончат.

(23)А там половина баб, усталых, крикливых. (24)Наткнулись, постояли, почему-то примолкли. (25)Потом по-хозяйски ветки от ствола отгребли, чтобы весною солнце до корней достало, и двинулись дальше, только минуту постояли. (26)А берёзка – словно небо сеет сквозь себя. (27)Удивительная красота! (28)Да ведь будут трактора лес возить, всё равно сомнут.

(29)Трактор узколоб, два глаза равнодушно вперёд глядят. (30)Тракторист чёрен от соляры да мороза, от холода на лицо словно густая сетка легла. (31)Посмотрел тракторист на берёзку и сощурился, словно его встречная машина ослепила, и удивился, и сказал вдруг: (32) «Ох ты, доченька!» (33)А трактор в это время изгиб на дороге сделал. (34)Посмотрел он назад: идут следом другие машины по его загибу, вот наделал дел! (35)И берёзка стоит – боже мой, до чего же она приятная, берёзка эта! (36)Жаль, но остатки будут жечь, спалят.

(37)А тут девчонки песни заорали. (38)Дымище кругом. (39)Посмотрели, берёзка стоит. (40)Развели огни подальше. (41)Посидели. (42)Посмотрели. (43)Дым да грязный снег за спиной. (44)Отогрелись, пошли дальше, опять оглянулись. (45)Даже песню петь захотелось. (46)Вот и вся история.

(По А.Приставкину)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос «Почему среди пустынного неживого пространства осталась расти одна-единственная берёзка?»

  1. Берёзка никому не мешала, и её решили не рубить.
  2. Берёзка служила ориентиром для строителей.
  3. Тому причина красота берёзки, поразившая человека.
  4. Вырубка берёз запрещена, так как это дерево занесено в Красную книгу.

А2 Какое предложение связано с предыдущим при помощи сочинительного противительного союза и наречия?

  1. 5 2) 23 3) 28 4) 33

А3 Как характеризует людей информация, заключённая в предложениях 24-25?

  1. Это были люди хозяйственные, привыкшие оставлять после себя порядок.
  2. Эти люди были очень уставшие, у них не было сил рубить берёзку.
  3. Это были люди безответственные, не выполняющие своих обязанностей.
  4. Это были люди, умевшие ценить красоту родной природы.

А4 Укажите предложение, в котором употреблены антонимы .

  1. 4 2) 6 3) 9 4) 44

А5 В каком значении употреблено слово ТИХАЯ в предложении 6?

  1. Слабо звучащая, плохо слышная
  2. Погружённая в безмолвие
  3. Спокойная
  4. Небольшой скорости, не быстрая

А6 Выберите верное продолжение ответа на вопрос «Почему автор на протяжении всего текста называет берёзу “берёзкой”?»

Такая форма слова говорит…

  1. об особом трепетном чувстве автора к этому дереву.
  2. о том, что дерево было очень маленьким, невысоким.
  3. об умении автора давать предметам наиболее точные наименования.
  4. о том, что автор любит употреблять слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

А7 Укажите предложение, в котором содержится метафора.

  1. Машина наша едет и едет.
  2. Пилила здесь лес бригада леспромхоза, что котлован под будущее море очищает.
  3. А берёзка – словно небо сеет сквозь себя.
  4. Да ведь будут трактора лес возить, всё равно сомнут.

В1 Замените слово СПАСОВАЛИ из предложения 18 синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Из предложений 7-16 выпишите слово с в корне.

В3 Из предложений 33-43 выпишите слова, правописание приставки в которых определяется правилом

На конце приставки пишется –З, если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный.

В4 Из предложений 36-46 выпишите слово, в котором правописание буквы О определяется правилом После шипящих и Ц под ударением в суффиксах существительных, прилагательных и наречий пишется буква О.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(-ие) запятую (-ые) при однородных членах .

Глаз быстро устаёт от такой ряби, (1) и тогда всё кажется то сплошь белым, (2), то чёрным.

В6 Из предложения17 выпишите словосочетание (-я), построенное (-ые) на основе подчинительной связи примыкание .

В7 Из предложения 29 выпишите грамматические основы .

В8 Среди предложений 30-35 найдите предложение с обращением.

В9 Среди предложений 17-23 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Часть 3

С2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста (предложение15): «Красота – вот вам причина».

Приведите в сочинении два

2 вариант

Часть 1

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 90 слов.

Часть 2

  1. Однажды мы с Васькой поехали за грибами. (2)В корзинах у нас лежали хлеб с луком, у Васьки ещё картошка, а у меня книга. (3)Я в ту пору всюду таскал за собой книжки, особо я любил фантастику. (4)Эта книга также была фантастическая, называлась она «Серебряный шар». (5)В общем, там какие-то люди прилетели на Луну и продвигались к тому месту, где начиналась неведомая часть планеты, потому что Луна повёрнута к нам только одной стороной. (6) Я как раз успел прочитать строки, как они перешагнули эту роковую черту видимого и невидимого и их глазам открылось совершенно необычное зрелище…

(7) Что открылось их глазам, я так и не узнал и до сих пор не знаю, потому что я потерял в лесу свою книжку.

(8)Мы до ночи искали мою книгу. (9)Мы нагибались к каждому кусту и ползали по траве. (10)Мы забрели в заросли черники, которой никогда прежде не встречали. (11)Потом мы рвали яркую калину для букета на комод. (12)В сыроватой низине нашли несколько листьев ландыша, с красной, как пуговица, завязью.

- (13) Они перешагнули эту роковую черту видимого и невидимого, и их глазам открылось совершенно…

- (14)Иди сюда, тут родник, - закричал Васька.

(15)Это была ямка, выложенная по краям тонкими стволиками, чтобы не обвалилась земля. (16)В тёмной, но видимой глубине словно бы извергались крошечные вулканчики, нося над собой серую пыль. (17)По стенкам, как живые, шевелились белые червеобразные корни от светлых поднимающихся струй, и пугливый лягушонок сидел, уцепившись за лист и закрыв от страха глаза…

(18)Смыкаясь головами, мы тихо смотрели в глубь родника, а Васька, который всё любил потрогать, протянул руку и коснулся дна. (19)Взвилась серая лёгкая муть, и всё скрылось. (20)И мы пошли к станции.

-(21)Они перешагнули роковую черту видимого и невидимого, и их глазам открылось совершенно необычное зрелище… - сказал на память Васька и посмотрел на меня. – (22)Как ты думаешь, что всё-таки им открылось?

- (23)Им открылась страна, которой они никогда прежде не видели… (24)Правда, Васька?

- (25)Ага, - сказал Васька и оглянулся на лес.

(По А.Приставкину).

А1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос «Почему Васька оглядывается на лес, соглашаясь с тем, что открылась страна, которой они никогда прежде не видели?»

  1. Для мальчишек такой страной стал в этот день лес.
  2. Ребята провели в лесу целый день.
  3. В лесу была потеряна книга.
  4. Ваське не хотелось возвращаться домой.

А2. Какое предложение связано с предыдущим при помощи лексического повтора?

  1. 3 2) 5 3) 7 4) 16

А3. В каком предложении текста наиболее полно отражена основная мысль?

  1. 19 2) 22 3) 23 4) 25

А4. Укажите предложение, в котором употреблены антонимы .

  1. 2 2) 5 3) 7 4) 13

А5. В каком значении употреблено слово ОТКРЫЛАСЬ в предложении 23?

  1. Стала открытой
  2. Перестала заживать
  3. Стала видной, обнаружилась
  4. Обнаружила перед кем-нибудь свои мысли

А6. О каком человеческом качестве идёт речь в предложении 18?

  1. вседозволенность
  2. любознательность
  3. невоспитанность
  4. несдержанность

А7. Укажите предложение, в котором содержится сравнение .

  1. Я в ту пору всюду таскал за собой книжки, особо я любил фантастику.
  2. Мы забрели в заросли черники, которой никогда прежде не встречали.
  3. В сыроватой низине нашли несколько листьев ландыша, с красной, как пуговица, завязью.
  4. Взвилась серая лёгкая муть, и всё скрылось.

В1. Замените слово ТАСКАЛ из предложения 3 синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Из предложений 18-22 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

В3. Из предложений 1-6 выпишите слово(-а), правописание приставки в котором (-ых) определяется правилом Если приставка имеет значение приближения, то в ней пишется буква И. Это приставка ПРИ-.

В4. Из предложений 13-17 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом В причастии, образованном от глагола с приставкой, пишется две буквы НН.

В5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном определении.

Это была ямка, (1) выложенная по краям тонкими стволиками,(2) чтобы не обвалилась земля.

В6. Замените словосочетание ЗАРОСЛИ ЧЕРНИКИ (предложение 10), построенное на основе подчинительной связи управление , синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание.

В7. Из предложения 22 выпишите грамматические основы.

В8. Среди предложений 1-6 найдите предложение (-я) с вводным словом. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения (-ий).

В9. Среди предложений 8-14 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

С2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последних предложений текста (предложение 23-25): «Им открылась страна, которой они никогда прежде не видели…Правда, Васька? – Ага, - сказал Васька и оглянулся на лес».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Система оценивания работы.

Таблица 2

Критерии оценивания сжатого изложения

Баллы

ИК1

Учащийся передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы.

но упустил или добавил 1 микротему.

Учащийся передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы.

ИК2

Сжатие исходного текста

Учащийся правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 3 микротем текста,

или

учащийся правильно применил 1 приём сжатия, использовав его на протяжении всего текста.

Учащийся правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия 2 микротем текста,

или

учащийся правильно применил 1 приём сжатия и использовал его для сжатия 3 микротем текста.

Учащийся правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия 1 микротемы текста,

или

учащийся правильно применил 1 приём сжатия и использовал его для сжатия 2 микротем текста.

Учащийся правильно применил 1 приём сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал его для сжатия 1 микротемы текста,

или

учащийся не использовал приёмы сжатия текста.

ИК3

Работа учащегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

но

и/ или

но

и/или

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1-ИК3

Таблица 3

Критерии оценивания сочинения-рассуждения

Баллы

СК1

Понимание смысла фрагмента текста

Учащийся дал верное объяснение содержания фрагмента текста. Ошибок в интерпретации нет.

Учащийся дал в целом верное объяснение содержания фрагмента текста, но допустил 1 ошибку в его интерпретации.

Учащийся дал неверное объяснение содержания фрагмента текста,

или

учащийся допустил 2 или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента,

или

объяснение содержания фрагмента в работе отсутствует

СК2

Наличие примеров-аргументов

Учащийся привёл из текста 2 примера – аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента.

Учащийся привёл из текста 1 пример – аргумент, который соответствуют объяснению содержания данного фрагмента.

Учащийся не привёл ни одного примера – аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента,

или

учащийся привёл в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или её часть,

или

учащийся привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста.

СК3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа учащегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

Логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

В работе нет нарушений абзацного членения текста.

Работа учащегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

но

допущена 1 логическая ошибка,

и/ или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

В работе учащегося просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более одной логической ошибки,

и/или

имеются 2 случая нарушение абзацного членения текста.

СК4

Композиционная стройность

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.

Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершённости.

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям СК1-СК4

Внимание!

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов по всем критериям проверки.

Практическая грамотность и фактическая точность речи учащегося оценивается на основании проверки изложения и сочинения в целом .

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи

Баллы

ГК1

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки

Допущены 2 ошибки

Допущены 3 ошибки и более

ГК2

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет , или допущено не более 2 ошибок

Допущены 3 ошибки

Допущены 4 ошибки и более

ГК№

Соблюдение грамматических норм

Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка

Допущены 2 ошибки.

Допущено 3 ошибки и более

ГК4

Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок

Допущены 3 ошибки

Допущены 4 ошибки и более

ФК1

Фактологическая точность изложения и сочинения

Фактических ошибок в изложении материала нет

Допущена 1 ошибка

Допущено 2 и более ошибки

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям ФК1, ГК1-ГК4

Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся за выполнение всей работы, -

40 баллов. Девчонки

Пилила здесь

трактор узколоб,

два глаза глядят

Не помню
где в воспоминаниях какого-нибудь революционера, я вычитал трогательную историю
о травинке. Арестанту заключенному в одиночку принеси большую стопу
книг. Он стал читать книги. И вдруг увидел, что к книжной станице прилипла
крохотное семечко. Не понятное волнение охватило его. В Безжизненном каменном
мешке Арестант посмотрел на семечко другими глазами. Он понял, что перед ним на
листе бумаги лежит величайшее чудо из всех возможных чудес. И что оно
помешается в крохотное едва различимое соринки. У Арестанта появилось банка с
землёй. Дрожавшими руками человек поместил семечко в землю. Семечко наконец
проросло. И это очень обрадовало человека. Да и как могло не обрадовать. Чудо
которому так привыкли только потому, что оно происходить вокруг нас всегда в миллионно
повторенном повторении начало происходить и развёртываться на глазах у
потрясённого узника. Кустик был красив а вернее всего прекрасен. Он радовал
глаз законченностью, стройностью и той разумностью, которая не поддаётся
анализу и объяснений, но воспринимается человеком может быть потому что сам он является
её частицей. Арестант всегда утверждал что у него в жизни не было радостей
более полной и устрой нежели той, что подарила ему земляника выросшая в
разбитой плошке. А между тем радовать глаз человека вливать сихул радости в его
всякого из растений и в особенности цветка.

Где-то я вычитал трогательную историю о травинке.
Арестанту, заключенному в одиночку, принесли стопу книг. Он стал читать книги. И вдруг увидел: к книжной станице прилипло
крохотное семечко. Арестант посадил семечко в банку с землей. Семечко проросло. Человека обрадовался. Кустик был прекрасен.
Арестант всегда говорил, что это семечко подарило ему высшую радость. А между тем радовать глаз человека вливать сихул радости в его
душу, смягчать его нрав, приносить успокоение и отдых. Вот одно из побочных значений
любого растения.

Ответить

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

Читайте также

Напишите сочинение- рассуждение или хотя бы примеры,которые можно привести в доказательство вот по этой теме:

"Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, совсем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах"
ВОТ ПО ЭТОМУ ТЕКСТУ:

1. Восстановите последовательность действий при написании сжатого изложения по тексту, воспринимаемому на слух. 1. Зафиксируйте

последовательность событий, рассуждений и составьте план текста.

2. Выберите способы компрессии для каждой части текста и сократите текст, сохраняя главную информацию и все микротемы.

3. Напишите сжатое изложение.

4. Прослушайте исходный текст и сформулируйте основную тему и идею текста.

5. Проверьте связь между частями изложения и наличие авторского замысла.

О каком русском учёном идет речь? Запишите фамилию в именительном падеже без инициалов.

«Он заложил основы научного изучения фразеологии русского языка, установил три типа фразеологических оборотов (фразеологические сращéния, фразеологические единства, фразеологические сочетания)».

Определите, о каком разделе языкознания идет речь в следующих высказываниях. Правильный ответ в именительном падеже внесите в таблицу ответов.

[Она] «изучает эмоциональную экспрессию элементов языковой системы, а также взаимодействие речевых фактов, способствующих формированию выразительных средств того или другого языка» (Ш. Балли).

[Её следует определить как науку не только] «о средствах речевой выразительности», но и «о закономерностях функционирования языка, обусловленных наиболее целесообразным использованием языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации и сферы общения» (М.Н. Кожина).

О каком слове идет речь в тексте?

Слово … образовано от названия двух кириллических букв. В современном русском языке это слово обозначает то же, что и греческое слово … . В то же время наблюдается тенденция различения этих понятий: … нередко называют только совокупность букв, но не обязательно в порядке …

Об одной из букв русского алфавита М.В.Ломоносов сказал: «Немой место занял, подобие как пятое колесо ». Правильный ответ запишите в виде буквы в таблицу ответов.

озаглавьте текст так, чтобы в названии была отражена его основная мысль.... составьте план, и напишите сжатое изложение... ребята прошу

помогите озаглавить текст, написать сжатое изложение и план....

прошууу...

очень нужно

к-то перед вечером, когда мы возвращались домой, вдруг сорвался сильный ветер и погнал нас прямиком на волнорез, а разгулявшиеся буйные волны словно задались специальною целью шваркнуть нас со всего размаха о гранит волнореза и разнести наше суденышко в щепки. Мы гребли из последних сил; все свое спасение мы видели в том, чтобы добраться до гавани, прежде чем нас ударит о камни. Это оказалось невозможным, и вот нас подняло так высоко, что мы на мгновение увидели море по ту сторону мола, потом бросило вниз, как с пятиэтажного дома, потом обдало огромным водопадом, потом с бешеной силой стало бить нашу лодку о мол то кормою, то носом, то бортом. Я пробовал было отпихнуться от волнореза веслом, но оно тотчас сломалось. Я одеревенел от отчаяния и вдруг заметил, или, вернее, почувствовал, что Житкова уже нет у меня за спиной. Была такая секунда, когда я был уверен, что он утонул. Но тут я услыхал его голос. Оказалось, что в тот миг, когда нас подняло вверх, Житков с изумительным присутствием духа прыгнул с лодки на мол, на его покатую, мокрую, скользкую стену и вскарабкался на самый гребень. Оттуда он закричал мне: - Конец! "Конец" - по-морскому канат. Житков требовал, чтобы я кинул ему веревку, что лежала свернутой в кольцо на носу, но так как в морском лексиконе я был еще очень нетверд, я понял слово "конец" в его общем значении и завопил от предсмертной тоски. К счастью, сторож маяка увидал катастрофу и поспешил мне на помощь. Со страшными ругательствами, которых не могло заглушить даже завывание бури, с искаженным от злобы лицом он швырнул мне конец веревки и вместе с Житковым втащил меня, дрожащего, но невыразимо обрадованного, на мокрые камни мола и тотчас же занялся нашей лодкой: зацепил ее длинным багром и велел подручному ввести ее в гавань, после чего с новым ассортиментом ругательств накинулся на меня и Житкова, требуя, чтобы мы следовали за ним на маяк. Я ожидал необыкновенных свирепостей, но он, не переставая браниться, дал нам по рюмке перцовки, приказал скинуть промокшее платье и бегать нагишом по волнорезу, чтобы скорее согреться. Потом уложил нас на койку в своей конуре, прыкрыл одеялом и, усевшись за опрокинутый ящик, взял перо, чтобы составить протокол о случившемся. А я был поражён храбростью своего верного и надёжного товарища...

прошууууу.....

ПОМОГИТЕ!!По этому тексту сжатое изложение будет,ПРОШУ ВАС НУЖНО ЕГО СЖАТЬ,сожмите пожалуйста текст,заранее спасибо.

Андрей увидел, как из узких вагонных дверей с вертикальными неудобными ступенями какие-то женщины в белых халатах, военные в бушлатах и сапогах и просто люди в темных ватниках выносили детей и ставили, сажали, а то и клали тут же у рельсов на землю.
--Блокадные… Ленинградские… Из Вологды привезли…- было произнесено в толпе, рядом с Андреем.
Никто никак не среагировал на эти слова. Все знали, что такое блокада и что такое Ленинград. Но было в детях что-то такое, что люди, и не слышавшие последних слов, останавливались и замирали, не в силах оторвать глаз. А на ними подходили всё новые и так стояли, выстроившись на краю платформы и забыв про свой поезд.
Люди видели на войне всё. Их ничем ни удивить, ни поразить было нельзя. Но вот они смотрели, а кто бы посмотрел на них: столько боли, скорби, мучительной жалости, потрясения, страдания, но и горькой радости было в их глазах. Ибо, хоть это были дети войны, жалкие обгарки на черном пепелище, но это были живые; дети, спасенные и вынесенные из гибельного пламени, а это означало возрождение и надежду на будущее, без чего не могло быть дальше жизни и у этих, также разных на платформе людей.
Дети тоже были разные. Но что-то их всех объединяло. Не только необычный цвет лица, сливавшийся с выпавшим снегом, не только глаза, в которых застыл, будто заморозился, навсегдашний ужас блокады, не только странные неразомкнутые рты. Было в них ещё одно, общее-и в облике, и в тех же лицах, и в губах, и в глазах, и ещё в чём-то, что рассмотреть можно было лишь не поодиночке, а только когда они все вместе, и что выражалось в том, как вели они себя по отношению друг к другу и к взрослым, как стояли, как брались за руки, выстраивались в колонну,--и можно выразить так: дети войны. Страшное сочетание двух противоестественных, невозможных рядом слов. Дети здесь своим присутствием выражали самую низкую, самую адскую, разрушительную сущность войны: она била в зародыше, в зачатке по всем другим детям, которые не были рождены, по всем поколениям, которых ещё не было.

напишите сжатое изложение по этому тексту:

Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательнымчеловеком – реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл,когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля!.. Мы сНиколаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что быливоздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками. И это здесь, на поленашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни:был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершилипреступление против самого благородного из чувств – признательности герою,защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину.Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурномоблике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова,Воронихина. По дороге с главного аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли.Дворец был в очень плохом состоянии – стоял близко от линии фронта, но нашибойцы сделали всё, чтобы сохранить его. Прикоснись к нему руки реставраторов –и какой праздничной стала бы увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в концешестидесятых годов. И ничего нет на этом месте.Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. И – горько,потому что утрата любого памятника культуры невосстановима: они всегдаиндивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой, конкретными мастерами.«Запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается спрогрессирующей скоростью. Всё дело в том, что к патриотизму долго призывали,а его надо воспитывать с детства. Любовь к родному краю, к родной культуре, кродной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. И ещё –с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, своё –пусть и непонятное тебе – родное слово

Вы находитесь на странице вопроса "плиииз....завтра писать по этому тексту сжатое изложение.надо использовать приёмы сжатия. ", категории "русский язык ". Данный вопрос относится к разделу "5-9 " классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "русский язык ". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Как научиться сжимать текст? Для начала напомним, что сжатое изложение - проверка навыков информационной обработки текста. Сжатое изложение - это краткая, обобщённая передача содержания исходного текста.

Ученику необходимо максимально отразить содержание первоначального текста, минимально используя речевые средства. Определим стоящие перед собой задачи, выберем определённый ход действий.

Согласно критериям оценивания сжатого изложения, необходимо выполнить ряд задач.

Задачи:

1) Передать основное содержание прослушанного текста, не упустив ни одной микротемы.

2) Применить не менее одного способа сжатия текста.

3) Написать работу без логических ошибок и нарушений абзацного членения текста (примерный объём 90-110 слов).

Прослушивание текста

Исходный текст воспроизводится дважды. Между первым и вторым прочтением у вас будет 10 минут на осмысление текста.

При первом прочтении попытайтесь понять суть текста, его основную проблему. Проследите за развитием микротем, запомните их расположение и последовательность.

Если не успеваете, не стремитесь записать весь текст. Записывайте ключевые слова и словосочетания, которые составляют смысловую основу этого текста. Между записями оставляйте просветы: это даст вам возможность при втором прочтении и редактировании вставлять слова, словосочетания и даже предложения. Постарайтесь составить план, формулируя в виде тезиса каждую микротему.

При втором прочтении проверьте, правильно ли вы запомнили последовательность раскрытия темы и рассуждений автора. Дополните свои записи.

В процессе прослушивания текста необходимо мысленно разделить его на составляющие части - микротемы.

Микротема - содержание нескольких предложений, объединённых одной мыслью. Микротема является частью общей темы текста и, как правило, представляет собой отдельный абзац (или несколько). В тексте сжатого изложения следует отметить все микротемы исходного текста, иначе оценка будет снижена.

Читаем текст 1

Внимательно прочитав данный текст, выделим в нём следующие микротемы:

1 абзац: Алгоритм чёрной неблагодарности – ответ на добро злом.

2 абзац – Нравственность – это путеводитель по жизни.

3 абзац – Счастье творить добро дано только возвышенным натурам.

Способы сжатия (компрессии) текста

Смысл сжатия текста в том, чтобы оставить главную информацию, сократив второстепенную. Существует три языковых способа компрессии текста: исключение, обобщение и замена.

При использовании исключения необходимо определить главную информацию и второстепенные детали (вводные конструкции, повторы, однородные члены, синонимы, несущественные фрагменты и целые предложения). Исключив эти детали, вы сформируете сжатый текст.

При обобщении вычленяем единичные факты, подбираем средства их краткой передачи и составляем новый текст. Используя этот способ, мы можем заменять однородные члены обобщённым наименованием, прямую речь косвенной, несколько простых предложений сложным.

Упрощение (замена) – это прием сжатия текста, основанный на упрощении синтаксических конструкций:

Замена части сложного предложения причастным или деепричастным оборотом;

Слияние нескольких предложений в одно;

Замена части текста одним предложением;

Сокращение количества частей сложного предложения;

Замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

Замена предложения или его части указательным местоимением.

Редактируем 1 абзац:

Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях: «Да не может быть! – воскликнул человек. – Я ничего хорошего для него не сделал…». Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности.

Исключаем прямую речь, вводное словосочетание, упрощаем 2 последних предложения абзаца:

Алгоритм чёрной неблагодарности – это зло в ответ на добро. Так поступают люди, перепутавшие ориентиры на компасе нравственности.

Редактируем 2 абзац:

Нравственность – это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же.

Применяем способ замены во 2 предложении и исключения в 3 предложении:

Нравственность – это путеводитель по жизни, и, если отклониться от дороги, можно заблудиться или даже погибнуть. Если неблагодарно вести себя по отношению к другим, то в ответ можно получить то же самое.

Редактируем 3 абзац:

Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Уверяю вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры.

Исключаем вопросительное предложение, применяем способ упрощения, составив из нескольких предложений одно сложное с первой осложнённой частью (однородные члены, обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом):

Относиться к явлению неблагодарности нужно философски: совершать добро, получая от этого наслаждение, а значит, и ощущение счастья, что и составляет цель жизни возвышенной натуры. (71 слово)

Читаем текст 2

Выделяем микротемы:

1 абзац – Жестокая школа войны.

2 абзац – «Душевный опыт» военного детства.

3 абзац – Память о войне должна жить.

Редактируем 1 абзац:

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

Исключаем одно из прилагательных в 1 предложении. Исключаем одно из однородных обстоятельств места во втором предложении и обобщаем однородные подлежащие. Упрощаем третье предложение и получаем:

Жестокую школу войны дети проходили в мёрзлых окопах с оружием в руках вместо тетрадей. У них ещё не было жизненного опыта, чтобы по-настоящему оценить то, чему не придаёшь значения в мирной жизни.

Редактируем 2 абзац:

Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

Упрощаем: из трёх предложений составляем одно, осложнённое обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. «Лучезарный и чистый мир» заменили на «чистоту мира»:

Война наполнила их душевный опыт, заставив не только плакать от ненависти, но и радоваться журавлиному клину, с нежностью хранить тепло уходящей юности, сберечь в себе чистоту мира, веру и надежду, стать добрее и в то же время непримиримее к несправедливости.

Редактируем 3 абзац:

Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.

Исключаем последнее предложение абзаца как повторяющее мысль первого:

Война стала историей, но о ней надо помнить, ведь главные участники истории – Люди и Время. (87 слов)

Читаем текст 3

Меня предал родной человек, меня предал лучший друг. Такие высказывания мы, к сожалению, слышим довольно часто. Чаще всего предают те, в кого мы вложили душу. Закономерность здесь такова: чем больше благодеяния, тем сильнее предательство. В таких ситуациях вспоминается высказывание Гюго: «Я безразлично отношусь к ножевым ударам врага, но мне мучителен булавочный укол друга».

Многие терпят издевательство над собой, надеясь, что у предателя проснется совесть. Но не может проснуться то, чего нет. Совесть – функция души, а у предателя её нет. Предатель обычно объясняет свой поступок интересами дела, но для того, чтобы оправдать первое предательство, совершает второе, третье и так до бесконечности.

Предательство полностью разрушает достоинство человека, в результате предатели ведут себя по-разному. Кто-то отстаивает своё поведение, пытаясь оправдать содеянное, кто-то впадает в ощущение вины и страха перед надвигающимся возмездием, а кто-то просто старается всё забыть, не обременяя себя ни эмоциями, ни размышлениями. В любом случае, жизнь предателя становится пустой, никчемной и бессмысленной.

Задание1:

Самостоятельно выделите микротемы данного текста и запишите их в тетрадь.

Задание 2:

Прочитайте текст сжатого изложения и укажите способы сжатия:

Закономерность такова, что чаще всего предают близкие люди – те, в кого мы вложили душу. В таких ситуациях как не вспомнить высказывание Виктора Гюго о том, что удары врага переносятся легче булавочных уколов друга.

Предатель объясняет свой поступок интересами дела, но в действительности его издевательство над другими объясняется отсутствием души, а значит, и совести.

Предательство разрушает достоинство человека, и тогда он пытается оправдать содеянное, или впадает в отчаяние перед неотвратимым возмездием, или старается всё забыть, а жизнь его становится никчёмной. (84 слова)

Задание 3:

Отредактируйте текст, выделив микротемы и используя известные вам способы сжатия:

Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растёт ровно вверх. Но даже если ему не удаётся расти ровно, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них выйти и опять тянуться вверх. Так и человек. Рано или поздно он захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу», то они нередко и сами превращаются в тиранов.

Если командовать везде и всеми, то человека ждёт одиночество как финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он чувствует себя спокойно только тогда, когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов.

Командовать и управлять людьми – это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье и самого человека, и окружающих.