Бывают слова - как привет от давнего друга. Весточка, долетевшая через Неведомое.

Это анонимный текст, появившийся в Твиттере в сентябре этого года.
Радуюсь встрече. Делюсь с вами.

1. Ворон сказал: Получишь то, что хочешь и заплатишь столько, сколько сможешь.

2. Ворон сказал: Не скажу тебе ничего нового.

4. Ворон сказал: Орёл ничему не научит, попробуй учиться у ворона.

5. Ворон сказал: Можно поклоняться орлу, и можно поклоняться столбу, и можно поклоняться ворону.

6. Ворон сказал: Слово — это просто шум. Мудрое слово — просто мудрый шум.

7. Ворон сказал: Видишь, что перед деревом, но не видишь, что за деревом. Видишь, что под небом, но не видишь, что над небом.

8. Ворон сказал: Когда берёшь, быстро наполняется. Когда даёшь, никогда не опустеет.

10. Ворон сказал: Не нужно большого ума, чтобы быть сильным.

11. Ворон сказал: Грех — не убить ворона, а желать его смерти или жалеть о ней.

12. Ворон сказал: Если стоишь перед выбором, делать или не делать — делай.

13. Ворон сказал: Ворон не был ни в аду, ни в раю и не расскажет, как там и есть они или нет их.

14. Ворон сказал: Если стоишь перед выбором — делать или не делать, не делай.

15. Ворон сказал: Думаешь, что стал выше ростом, а на самом деле просто подпрыгнул.

16. Ворон сказал: Стоишь — плохо, идёшь — ещё хуже, лежишь — совсем плохо, но хуже всего — если подпрыгнешь.

17. Ворон сказал: Когда колодец пуст, не скреби по дну, собирая последние капли, а наполняй колодец.

18. Ворон сказал: Чтобы сделать что-то, нужно просто сделать это. И нет другого способа сделать это, кроме как сделать это.

19. Ворон сказал: Время дороже денег, спокойствие дороже радости, равновесие дороже победы.

20. Ворон сказал: Самое важное — разница между «есть» и «нет». И разница эта несущественна.

21. Ворон сказал: Ты можешь проходить сквозь стены и смотреть сквозь стены. Но зачем тогда двери и окна?

22. Ворон сказал: Чтобы иметь, надо не хотеть и не просить, а брать.

23. Ворон сказал: Когда просишь — иногда получаешь, а иногда нет. Когда берёшь, получаешь всегда.

24. Ворон сказал: Если упёрся в стену — значит, идёшь неправильным путём. Или твоей целью была стена?

25. Ворон сказал: Будь Невидимым.

26. Ворон сказал: Когда не останется Невидимых, мир закончится и начнётся сначала.

27. Ворон сказал: Быть Невидимым — труднее и почётнее, чем быть врачом, учителем или правителем.

28. Ворон сказал: Есть только четыре призвания и нет пятого: врач, учитель, правитель и Невидимый.

29. Ворон сказал: Право быть Невидимым нельзя купить.

30. Ворон сказал: Право быть Невидимым нельзя заслужить.

31. Ворон сказал: Когда говоришь неправду, берёшь на себя ношу. Сколько нош ты можешь унести?

32. Ворон сказал: Человек, который сгибается под тяжестью, не может быть Невидимым, он притягивает все взгляды.

33. Ворон сказал: Если хочешь, чтобы работник хорошо копал, научи его хорошо копать, а не смотреть в небо.

34. Ворон сказал: Есть люди, которым нужно смотреть в небо и есть люди, которым это не нужно.

35. Ворон сказал: Нет другой вины, кроме той, что признана виной.

36. Ворон сказал: Ворон несёт Невидимого на своих чёрных крыльях через ночь.

37. Ворон сказал: Невидимый не нуждается в поклонении.

38. Ворон сказал: Только два греха не имеют прощения: идти по следу Невидимого и искать следов Невидимого.

39. Ворон сказал: Нельзя быть частично невидимым.

40. Ворон сказал: Нельзя потратить время на то, чтобы быть Невидимым.

41. Ворон сказал: Не нужно проходить путь, чтобы стать Невидимым.

42. Ворон сказал: Если кто-то потратил десять лет на то, чтобы стать Невидимым, значит, он потратил десять лет на то, чтобы не быть Невидимым и мгновение — на то, чтобы стать Невидимым.

43. Ворон сказал: Ангелы и демоны — это твои отражения. У Невидимого нет отражений. 44. Ворон сказал: Борьба с видимостью также делает борющегося видимым.

45. Ворон сказал: Если думаешь по-другому, не спорь и не соглашайся.

46. Ворон сказал: Действие — это не борьба с течением, а выбор попутного течения из множества.

47. Ворон сказал: Всё, что вызывает споры, несущественно и должно быть отброшено.

48. Ворон сказал: Кто обманывает себя, взваливает на себя двойную ношу.

49. Ворон сказал: Доступное упражнение — видение, невидение и сравнение.

50. Ворон сказал: Доступное упражнение — разговор, молчание и сравнение.

51. Ворон сказал: Доступное упражнение — питание, голод и сравнение.

52. Ворон сказал: Доступное упражнение — бодрствование, сон и сравнение.

53. Ворон сказал: Доступное упражнение — делание, неделание и сравнение.

54. Ворон сказал: Самые ничтожные вопросы — жизнь и смерть, причинность и случайность, конечность и бесконечность.

55. Ворон сказал: Прошлое принадлежит воинам, будущее принадлежит Невидимым.

56. Ворон сказал: Никто не сможет игнорировать Невидимого.

57. Ворон сказал: Борьба с желаниями делает борющегося видимым в качестве стрелка с луком, лишённым стрел.

58. Ворон сказал: Откажись от цели, тогда сначала станет невидимой цель, потом лук, потом стрела, потом стрелок.

59. Ворон сказал: Всё, что тебе нужно, всегда находится на расстоянии вытянутой руки от тебя.

60.Ворон сказал: Проявление силы делает тебя видимым, проявление слабости делает тебя видимым, накопление силы делает тебя видимым, расход силы делает тебя видимым.

61. Ворон сказал: Один Невидимый равен тысяче Невидимых, но не равен отсутствию Невидимых.

62. Ворон сказал: Невидимый не радуется тому, что неудача не увидела его.

63. Ворон сказал: Невидимый не огорчается оттого, что удача не увидела его.

64. Ворон сказал: Ты слышишь ворона, потому что не слышишь себя.

65. Ворон сказал: Быть Невидимым лучше, чем быть защищённым, потому что Невидимый не нуждается в защите.

66. Ворон сказал: Все учителя учат тому, чтобы быть Невидимым.

67. Ворон сказал: Все окольные пути ведут к тому, чтобы быть Невидимым.

68. Ворон сказал: Невидимый не может нарушить равновесие.

69. Ворон сказал: Единственное, что достойно поклонения, это равновесие, если бы в поклонении был хоть какой-то смысл.

70. Ворон сказал: Согласие с неправильным утверждением приносит меньше вреда, чем несогласие с неправильным утверждением.

71. Ворон сказал: Нельзя угнетать того, кто не бунтует.

72. Ворон сказал: Год в жизни будь невидим, месяц в году будь невидим, день в неделю будь невидим, час в день будь невидим, минуту в час будь невидим.

73. Ворон сказал: Движение после остановки делает видимым.

74. Ворон сказал: Остановка после движения делает видимым.

75. Ворон сказал: Сначала думай о пище для себя, потом — для своей семьи, потом — для всех остальных.

76. Ворон сказал: Отказ в просьбе делает тебя видимым.

77. Ворон сказал: Услуга без просьбы делает тебя видимым.

78. Ворон сказал: Одиночество не делает тебя Невидимым.

79. Ворон сказал: Ненависть делает тебя видимым.

80. Ворон сказал: Любовь делает тебя видимым.

81. Ворон сказал: Благодарность ценнее любви.

82. Ворон сказал: Значимые вопросы разъяснены, незначимые оставлены без ответа.

83. И это было всё, что сказал Ворон, и Ворон замолчал.

Иллюстрация - фрагмент картины Susan Seddon Boulet

Ворон, ворон, что ты делаешь?

Яков Петрович не любит марать бумагу без повода. И сейчас перо в его руках выписывает силуэт ворона с расправленными крыльями только потому, что это помогает мыслям скользить в голове быстрее. Нужным мыслям; свои думы о писаре Яков тщетно отгоняет в сторону, считая их странными, неверными. Быть такого не может.

Писарь витает в своем личном мире, масштабы которого Яков не ведает, но видит, что в их привычном мире Гоголю неуютно. Сжимается, как нахохлившийся ворон, и со своей громоздкой писарской коробкой выглядит еще меньше, еще комичнее. И волосы черные, как воронье крыло… Вороны, вороны, черт! Гуро смотрит на собственного ворона и со злостью комкает лист.

Что бы он ни делал, мысли возвращаются только к одному. Чем-то успел схватить его этот нескладный юноша, тем ли, что выглядел слишком слабым, болезненным, и хотелось защитить? Яков чувствует, что взял его не из-за странных способностей; моментально раскрытого дела. Да при чем тут оно.

Ямку рою…

Они встречаются за ужином, и Николай, как успевает подметить следователь, почти ничего не ест, сжимая в руках кружку с горячим чаем. Гоголь смотрит то в кружку, то в пронзительные жучиные глаза, в них как будто совсем нет зрачков. Для него видеть эти глаза всю дорогу до Диканьки было страшной пыткой. Пронзительные, будто вытягивают душу и беспристрастно рассматривают, обшаривая каждый уголок.

Яков наблюдает за ним с чисто детективным любопытством, и то, что писарю кажется пронзающим, для него вовсе не страшно. Впрочем, в поездке он и сам не знает, что за мысли таились в голове, что заставляло неотрывно смотреть на спящую скорченную фигуру, такую же беззащитную, как и в жизни.

Как спалось? - учтивый вопрос, не несущий в себе ничего, кроме элементарной вежливости. Сам же знает, что спал плохо. Интересно, у него всегда так?

Зачем ямку?

Гоголя бьет крупная дрожь, такая, что перо едва держится в руках, а горло сковывает тошнотворный, болезненный обруч. Он ослабляет воротник, потирая шею и изо всех сил борясь с приступом дурноты. Царапает нервным, скачущим почерком то, что диктует Яков. Его руками движет азарт, желание узнать больше, вскрыв, разворотив мертвое тело. Хруст ломающихся костей долго не выходит из головы, писарь на секунду закрывает глаза, чтобы тут же широко распахнуть их.

Все в порядке. Нет никакой слабости, страхов, волнения и удушья, нет никакого смысла беспокоиться. Яков Петрович видит, что его помощник становится все бледнее, и, кажется, у мертвой дивчины румянца больше. Ничего не говорит, устремив свой взгляд в бескровную дыру в груди. Бескровную… что за чертовщина?

Махнув рукой, Гуро отпускает мертвенно-бледного писаря и погружается в собственные раздумья, пока тот стрелой вылетает за дверь, пытаясь отдышаться. В груди больно колотится сердце, и трясущиеся руки приходится успокаивать холодной водой из ближайшей речки. Николаю жарко, душно, несмотря на то, что стоит промозглая серая осень и собственные страхи мешаются с реальностью.

Будто за кулисами всех болезных видений на него смотрят темные жучиные глаза почти без зрачков.

Деньгу найти…

Девушка из его видений смотрит с легкой полуулыбкой, обтирая взмокший лоб холодным платком. Ее любопытство не похоже вовсе на любопытство Гуро, и глаза не такие страшные, и руки… не притягивают никакого внимания. Николаю вовсе не хочется смотреть на ее руки, что бы они ни делали - выжимали платок, мягко проводили им по лбу или перебирали прядку кудрявых волос.

Почему тяжелые, холеные руки в перчатках, почти любовно поглаживающие грузный набалдашник - голову орла или, быть может, коршуна, заставляют смотреть на них, сглатывая противный комок в горле?

Девушку из его видений зовут Лиза. Николай надеется, что она действительно существует, а не видится снова, только вот жалость - она замужем, но ведет себя ласково с гостем, будто не боится сурового мужа. Ревнивый? Гоголь трясет головой, гулко гудящей после ночи в бреду. Он желает разобраться хоть в чем-нибудь; сложнее всего разобраться в себе.

В конце концов, ему нужно вернуться. Не для того он здесь, чтобы у девиц коротать время да пить вино. К еде, впрочем, Николай не притрагивается - слишком свежи воспоминания страшной ночи вперемешку с реальностью - спеша покинуть дом. Яков ждет его; наверняка нужна помощь. Не слишком ли самонадеянно так думать?

Зачем деньгу?

Вам нужно научиться прочерчивать грань между своими снами и реальностью, - поучает Яков за ужином, разрезая ножом кусок мяса. Даже не подозревает, что нож в его руке вызывает у собственного помощника ужас, а кусок жареной птицы превращается в человеческую плоть, - Пока что вы не можете различить, что есть что.

Николай уже собирается извиниться, пробормотав что-то невразумительное, как Гуро, будто бы снисходительно, добавляет:

И это даже хорошо, разумеется, это хорошо в нашем деле.

Гоголь выдыхает. Для него почему-то важно получить одобрение этого человека. Для него важно получить одобрение чему-то, что волнует его - хотя бы собственному творчеству, за которое мучительно стыдно, как будто в этих виршах Николай раскрывает собственные секреты, а они оказываются скелетами в шкафу, позорными и никому не нужными.

Только что бы он сделал с собой, если бы не нравился Якову? Не сожжешь же свое нутро, спутанный клубок мысли в печь не бросишь и страницы своей души не вырвешь, скомкав и бросив в печь. Да и глупо это как-то. Для Николая книги, залитые критикой, как дождем в грозу, становятся ненужной частью себя, как гнилой зуб. От него бы избавиться, вот тогда будет легче.

Он опускает глаза, мелко кивая, как будто до сих пор бьет дрожь. Избегает встречаться с колючим взглядом темных глаз, обжигая горло чаем. У мяса во рту противный привкус крови, и затолкать в себя больше одного куска не получается.

Иглу купить…

Они сидят по разным комнатам, занятый каждый своим делом - Николай выслушивает деловитое ворчание Якима, а Яков Петрович снова марает бумагу, рисуя то воронов, то - внезапно - обнаруживает на листе росчерк, похожий на профиль писаря. И снова комкает лист, понимая в эти минуты Гоголя - сжег бы с радостью эти липкие чернильные комки, чтобы никто не увидел, чтобы самому не видеть их.

Яков вспоминает сбивчивую, пересказанную историю о ночном событии и о том, что случилось после - о знакомстве с супружеской парой, живущей в том доме на отшибе, знакомстве с миловидной Лизонькой - и сжимает перо в руках, случайно порвав бумагу острым концом. Это ревность? Или же бессильная злость на то, что мысли и без того отвлеченного от дела писаря будет занимать какая-то миловидная девушка?

Ревность. Если бы Яков Петрович падал в обмороки, как Гоголь, его рука выводила бы на бумаге только это слово, бессчетное количество раз: «ревность, ревность, ревность». Собственничество. Яков трясет головой и задувает свечу, понимая, что лучше ему лечь в постель, стараясь не думать о воронах и безызвестной пока еще Лизоньке.

За стеной Николай смотрит перед собой, отстраненно слушая Якима. Тот ворчит что-то насчет всех этих потрясений, беспокоясь за хозяина. Его голос мешается в голове в однородный гул, и Гоголь думает, что ему лучше поспать. Выгоняет Якима в другую комнату, забираясь под одеяло и зябко поводя плечами - тяжесть жесткого меха холодная, согреется не слишком скоро.

Он закрывает глаза и чувствует где-то на задворках сознания колючий взгляд глаз без зрачков.

Зачем иглу?

Утром Николай встречает Лизу - вчера она видела лошадь, вернувшуюся без всадника, и беспокоилась так, как только может беспокоиться юная девушка о полюбившемся ей господине. Он с трудно скрываемой радостью успокаивает ее, совершенно не замечая, как сгорает от ревности за его спиной Яков Петрович, и его пальцы крепче сжимают набалдашник. Он чувствует, как летит в пропасть от этого дурацкого ощущения.

Ревность, ревность, собственничество - руки дергаются так, будто готовы взять перо и выводить эти слова, как провинившийся школьник, много сотен раз.

Яков Петрович, познакомьтесь… - окрыленный этой встречей, Гоголь оборачивается, но видит лишь ровную спину следователя, стремительно от него удаляющегося.

Он не понимает, что сделал не так и за что чувствовать себя виноватым. Почему Гуро уходит? Все в его фигуре показывает раздражение, будто повисшее в воздухе натянутой нитью, от кончика трости до воротника красного пальто. Николай смущенно прощается с девушкой и спешит догнать его, придумывая на ходу слова неловкого извинения.
Хотя Яков думает, что это он должен извиняться.

Мешочек сшить…

Гоголь пьян. Впервые перед глазами двоится не оттого, что реальность и мир в голове снова меняются местами, а от горького пойла местных баб, что повисает на губах белесыми каплями. Его шатает и ведет, но внутри горячо, голова будто в тумане, а грудь разбирает совершенно ненужный смех. Николаю впервые становится смешно и легко-легко, он мог бы взлететь, если бы захотел.

Он вламывается не в свою комнату, перепутав двери, и падает на кровать, а на деле - в чужие сонные объятия.

Кого черт принес? - сонно ругается Яков Петрович, открывая глаза, - Николай Васильевич, вы…?

Тот смотрит на него непонимающе, расстегивает пуговицы и стаскивает пиджак, пытаясь самостоятельно расправиться с рубашкой. Кажется, совершенно не соображает, где находится, жадно пытаясь разглядеть в темноте фигуру лежащего. Гуро зажигает свечу.

Да вы пьяны! - восклицает он, наконец. Гоголь стряхивает рубашку на пол.
- Лиза… Лизонька, - хрипло вырывается у него. Он видит девушку, и виной ли тому алкоголь - неизвестно.

Ревность. Ревность, ревность, ревность застилает глаза Якову и тот подается вперед изо всех сил, кажется, ударив опешившего писаря носом. Жадно целует, и Николай чувствует, что из него высасывают остатки смятой души - разве девушки могут так целоваться? Он мягко обнимает фантом за плечи, гладит приятную, будто бархатную кожу.

Следователь не понимает, почему Гоголь не спешит его оттолкнуть. Все случается слишком быстро, и за хриплым шепотом «Лизонька» нет ни малейшего намека на имя «Яков». Николай шепчет имя фантома, быстро и щекотно оставляя поцелуи на шее, груди, пока руки Якова бесцельно гладят его по спине.

Лизонька, я люблю вас, - несколько поцелуев и горячее дыхание в живот. Гуро отталкивает его, болезненно взвыв внутри. К черту Лизоньку!

Подождите… - это «выканье» звучит так неуместно, что Яков исправляется почти сразу же, - Подожди.

Запускает руку в чемоданчик, выискивая там пузырек с маслом, льет его в ладонь, не заботясь о пятнах, что наверняка останутся на простыне. Ни у кого из них еще не было такого, но следователю кажется, что он делает все правильно - лучше начать с пальцев. Николай ждет, сплетая руки в замок за спиной и снова целуя. Губы фантома тонкие, будто не женские, сухие и потрескавшиеся. Оттого ему кажется слаще.

Ника, - странное уменьшительное звучит таким нужным, а пальцы натыкаются на место, прикосновения к которому слишком приятны. Яков тихо стонет.

Николай прижимает к себе горячее тело, еще больше пьянея от близости и вседозволенности. Входит осторожно, боясь причинить фантому боль, но на секунду Лизонька уходит - вместо нее появляется Яков Петрович, и Гоголь трясет головой, моргая несколько раз. Видения, неужели они не могут оставить его в такой момент?!

Что реально, что нет? Да какая разница, если становится слишком узко, горячо, и уже все равно, кто под ним, чье тяжелое прерывистое дыхание и чьи руки скользят по спине, царапая короткими ногтями. «Ника…» - еле слышно стонет Яков, запрокидывая голову, и фантом покидает Гоголя окончательно.

Я люблю вас, - повторяет он, и Гуро сквозь стоны мотает головой.
- Нет, - жарко выдыхает он, - Это я люблю тебя.

Их руки и тела переплетаются, образуя причудливые тени на бревенчатых стенах, дыхания - одного на двоих - не хватает.

Я люблю вас, Яков Петрович, - с грудным смехом произносит Николай, когда силы покидают их. Следователь не видит ничего смешного, пытаясь поймать звезды перед глазами, мешающиеся с темными пятнами.

Неужели Гоголь говорит это ему?

Зачем мешок?

Утром писарь просыпается в своей комнате и снова не может понять, что было явью, ведь Яков молчит. Становится еще холоднее и отстраненнее, а фантом приходит еще раз. Желанная Лизонька сменяется утопленницей, и оба видения меняются, заставляя закрыть глаза, чтобы не видеть смену лиц, тел, губ и голосов.

Просыпайся, - нежно шепчет утопленница, - Ты сейчас сгоришь.

Николай выбегает в одной ночной рубашке на улицу, в смятении глядя на то, как горит соседний дом, тот сарай, в котором они нашли таинственный знак. В окне две дерущиеся фигуры, пламя слепит, но писарь щурится и мучительно узнает одну из них. Яков Петрович. Его Яков! Сквозь языки огня его темная фигура пытается уклониться от взмахов клинка Нечистого Всадника.

Гоголь рвется к горящему дому в исступленном желании помочь, но его валят на землю, силой удерживая на месте. Оконный проем закрывает тяжелая балка, из которой сыплются снопами искры, и уже ничего не разглядеть - ни фигур, ни клинков. Писарь бьется на земле в осознании, что не смог помочь. Сам чудом спасся, а хочешь большего, ах.

Соли купить…

Он не может поверить, что тело в закрытом сундуке принадлежит Якову. Тому, что был вечно рядом, светлее, умнее, и за ним было чуть спокойнее - он словно распутывал сложный клубок видений, успокаивал и подбадривал. У Николая будто вырвали кусок и кинули в тот пожар, как в печь - это уж дороже никчемных виршей будет.

Ну что ты, как баба, в самом деле, - ворчит Яким, стоя в дверях и неодобрительно глядя на хозяина.

Гоголь лежит, уткнувшись в жесткую подушку, и пытается справиться со слезами, но не может, и Яким делает все только хуже. Нет сил даже пригрозить крымскими татарами, или чем еще, что будет страшнее. Вместо этого бьются тупые, тяжелые мысли: «зачем, зачем, за что, зачем, зачем…», без конца и начала. Зачем он пошел в тот сарай, зачем принял бой с Всадником, зачем не спасся и зачем Николай - Ника - не смог спасти?

Слишком пусто, слишком больно.

Зачем соль?


Щи посолить…

Николай становится следователем, пока из Петербурга не выпишут нового, и рана затягивается, оставляя лишь смазанные воспоминания. Нет времени на бабские слезы и горькие слова, слишком страшна реальность для скорби, как бы не почувствовать жгучую зависть к тем, кто ушел. Видения донимают.

Но острием иглы, сломавшей спину верблюда, становится силуэт в лесу - гордая, прямая спина и трость, упертая в землю. Яков.

У Николая перехватывает дыхание, и прежде чем он успевает крикнуть, сказать, подумать хоть что-нибудь, силуэт исчезает. Надежда, что умирает последней, выскальзывает из груди так, будто это острый клинок. Гоголь до слез в глазах всматривается в туман, но никого там не видит.

Зачем щи?


Глаза твоим детям залить!

Примечания:

Если понравилось - оставьте отзыв, вам не сложно, а мне приятно!

Ворон (Corvus corax) - птица, овеянная множеством легенд и предрассудков и, по утверждению ученых, самая умная среди всех пернатых планеты.
Ворона и ворон – это разные птицы, а не самка и самец одного вида, как думают многие. Ворон (corvus corax) – это более крупный вид. Его представители имеют длину тела на 10-15 см больше, чем представители видов «черная ворона» (corvus corax) и «серая ворона» (corvus corone).
Т.е среди вОронов есть самцы и самки и среди ворон есть свои самцы и свои самки.

Ворон – одна из самых больших птиц в роду - взрослый ворон достигает иногда более 60 сантиметров и весит при этом около 1,5 кг. Крылья ворона в размахе достигают 120 сантиметров. У взрослых воронов черный однотонный окрас становится блестящим и переливается в солнечном свете всеми цветами радуги.

В дикой природе продолжительность жизни ворона составляет 10 - 15 лет. Эти птицы могут в неволе прожить значительно дольше. Есть сведения о жизни в 60-70 и более лет

Ворон имеет одну особенность: перед тем, как подняться на крылья, он делает несколько прыжков. Полёт ворона больше похож на полёт хищной птицы, чем на полёт других врановых.

ВОроны считаются самыми умными птицами в мире

Когда в магазинах в 70-80 годы двадцатого века продавалось молоко в полулитровых картонных пирамидках-тетраэдрах, вОроны эти пакеты часто воровали, уносили в укромное место, пробивали клювом в картоне дыру и пили молоко, при этом для того, чтобы в полете пакет не выскальзывал из клюва, ворон заранее клювом перегибал один из углов пакета.

ВОроны помнят своих врагов и друзей

У воронов есть язык жестов

Вороны умеют считать
Биологи из университета Уцуномии (Utsunomiya University) провели эксперимент, показавший, что Вороны имеют представление о счете и реагируют на символы. Вронам были представлены условия, при которых они получали еду, только если выбирали таблички с бОльшим количеством символом. Маркировка была представлена в разных формах, цветах и видах, поэтому чистота эксперимента не может ставиться под сомнение..

Документальный фильм о врановых


В преданиях многих народов ворон – олицетворение мудрости.

Вороны могут использовать зеркало
10 подопытных ворон доказали, что могут использовать зеркальное отражение для обнаружения кусочков мяса, скрытых от прямого взора.

Вороны способны выжидать
Выдержать длительную паузу перед принятием решения в условиях, когда ожидание может быть вознаграждено, - такое до сих пор замечали только за человеком и некоторыми обезьянами. Эксперимент, в котором вороны были обучены обменивать жетоны на еду (хлеб, виноград, сыр и колбасу). В процессе птице предлагался один менее лакомый кусочек и другой, более вкусный кусочек. Условием было то, что «десерта» надо было дождаться. Оказалось, что вороны вполне способны сдерживать себя, не набрасываться на первое угощение, а сохранять его (некоторые клали еду на землю), чтобы после томительного ожидания обменять презент на более желанное блюдо. Вороны проявили все свое терпение и ждали лакомства от 0 до 320 секунд (более 5 минут).

Католическая церковь прокляла птицу, считая ее порождением темных сил.

Вороны способны просчитывать наперед действия окружающих и соответственно корректировать свои.

Вороны очень осторожны, избегают человека, но легко приручаются в неволе и, если вскормлены из птенца, привязываются к человеку и могут выпускаться на прогулку в свободный полет. Привязанный к человеку ворон может даже пытаться защищать его, проявляя агрессию ко всем посторонним.

Вороны – преданные друзья. Если какая-либо из ворон получила травму, то ее товарищи обязательно будут о ней заботиться и кормить до полного выздоровления.

Могут воспроизводить услышанные звуки, имитировать голоса других птиц, при обучении - речь человека.

ВОроны - мастера-приспособленцы
Вороны знают, что разбивать орехи лучше всего швыряя на твердый асфальт, а еще лучше - под колеса машин. Прич этом они рассчитывают скорость транспортного средства и знают, что подбирать разбитый орех можно только при красном свете светофора, что машины несут опасность.

Еще вороны четко знают, что достать еду можно из мусорных баков. Но обычно баки плотно закрыты, зато их содержимое становится доступным после приезда работников и перегрузки в мусорную машину.
Так что вОроны, впрочем как и ворОны, прекрасно запоминают графики и маршруты уборки мусора

а) Украинская ночь и песня ЛЕВКО.

Берег пруда. Старый панский дом с запертыми окнами. Лунная ночь. К берегу подходит Левко.

Как тихо, как прохладно тут!

Как искрится красиво пруд!

Как сладок запах тополей!.

Все спит, не спит лишь соловей,

И громко песня раздается;

Как тихо: лист не шелохнется,

А месяца сиянье льется..

Ах! Что-то снится Гале милой?

И помнит ли во сне о Левке?

Спи, моя красавица, сладко спи!

Радостный, светлый сон на тебя слети!

Думаешь ли, грезишь ли обо мне?

Я ж день и ночьеньку мыслю о тебе.

Пусть тебе пригрезится сладкий, сладкий сон:

Долюшка счастливая со милым дружком.

Сниться пусть, что вместе мы, вместе жизнь с тобой,

О, моя красавица, светлую ведем.

(Садится на камень.)

Нет! Так, пожалуй, я засну!

(Встает, играет на бандуре.)

Ой! ты месяц, светел месяц,

Светел месяц ясный,

Посвети ты путь-дорожку

Ко дивчине красной!

Окно в панском доме отворяется: головка панночки показывается в нем и отражается в пруду.

ПАННОЧКА. Пой, пой еще, козак!

Как это странно! Панский дом

Все люди старым называют,

А он новехоньким глядит;

Сегодня словно только крашен.

Окно затворяется, Левко играет и поет.

Ой! ты месяц, светел месяц,

Светел месяц ясный,

Посвети ты путь-дорожку

Ко дивчине красной!

Садится на камень, окно снова отворяется.

ПАННОЧКА. Спой еще, чернобровый мой.

Да, в доме отперто окно..

Тут верно кто-нибудь живет.

(Окно затворяется.)

Но что со мной?

Во сне я, что ль?

Русалки показываются на берегу.

б) Хор русалок

Я вижу, русалки на берег

Одна за другою выходят;

При месяце бледны их лица,

С кос длинных струится вода,

Как тени, прозрачны тела их,

Одежды их белы, как снег.

При шорохе ветра ночного,

Как чудно и сладко их пенье.

Не верится диву такому.

Последние три строки Левко произносит на фоне хора русалок.

ХОР РУСАЛОК.

Заманивать молодца пеньем,

И старого смехом пугать

Мы любим и легкою тенью

При месяце петь и играть.

И в омуте темном кружиться,

И в темную глубь уходить,

И снова на зыби резвиться,

И парубка песней манит,

И слушать порою ночною,

Как ветер шумит в тростниках,

И легкой, воздушной стопою

На берег выйти толпою,

При месяца греться лучах.

ТРИ РУСАЛКИ (корифеи)

Мы любим, мы любим,

При месяце греться лучах.

ХОР РУСАЛОК.

Позабудем мы,

Что в земную жизнь,

Доля горькая нам досталася.

Позабудем мы,

Как нас молодцы,

Полюбивши нас,

Насмехалися.

Как тогда себя,

От кручины злой,

От тоски-змеи,

От безвыходной,

В темном омуте

Хоронили мы.

Позабудем же

Жизнь бездольную,

Будем, девицы,

Петь при месяце,

Будем хоровод плясать.

Заманивать молодца пеньем,

Иль старого смехом пугать

Мы любим и легкою тенью

При месяце светлом играть.

При месяце петь и играть.

ЛЕВКО. То дивный, несбыточный сон.

в) Хоровод русалок

1-Я РУСАЛКА (обращается к прочим утопленницам.)

Собирайтесь, девицы,

Собирайтесь, красные,

Будем хоровод водить,

Будем заплетать венок!

Становитесь, девицы,

Становитесь, красные!

Заводите песенку,

Песенку русальную.

ХОР РУСАЛОК.

Ой, полуночной порой,

На лужайке озерной

Собирайтесь в хоровод,

Заплетайте вен-венок.

Ветерочек, ветерок

Все колышет тростничок,

Все порхает он да ласкается,

А дружочек-то, дружок он милуется.

Он милуется да целуется,

А и шепчет речь разудалую:

Полюби меня красна девица!

Ой, ты месяц золотой,

Сударь-батюшка ты мой,

Не свети ты старику,

Немилому жениху.

Ой, ты месяц, золотой,

Сударь-батюшка ты мой,

Ты милому посвети,

Путь-дорожку укажи!

Садятся с венками на берегу пруда.

Нет, то не сон.. Я не сплю.

То не сон, значит правда.

Месяц по-прежнему с неба сияет,

Светлыми блестками искрится пруд.

Чудо мне все это, словно во сне!

ПАННОЧКА. Панночка бедная, – я пред тобой.

ЛЕВКО. Но отчего же не боязно мне?

ПАННОЧКА.

Выйдя из темного омута вод,

Видишь: прозрачный утопленниц рой

Водит ночной хоровод.

ЛЕВКО. Панночка, сердце щемит у меня.

ПАННОЧКА. Парубок милый, пригожий козак.

ЛЕВКО. Жаль горемычную, жаль мне тебя.

ПАННОЧКА.

Слушать игру твою сладко нам так;

Ты не откажешь мне в просьбе одной:

Их позабавить игрой.

Наигрыш им хороводный сыграй,

Будет девицам повольней плясать.

На все, на все готов я,

Что, панночка, велишь.

(Играет на бандуре.)

ЛЕВКО И ХОР РУСАЛОК. (Левко запевает.)

Светел месяц золотой,

Да нейдет ко мне милой..

Свою милую забыл.

(Хор повторяет эти слова.)

Ой, полуночной порой

Собирайтесь в хоровод

Расплетайте вен-венок.

Вен-веночек уплывай,

Доля-долюшка прощай,

Красна девка пропадай!

г) Танцы и игры русалок

ПАННОЧКА.

Молодец милый, найди мне ее;

Мачеху злую мою мне найди!

Я награжу тебя, молодец мой!

Молодец, золото есть у меня!

О, отыщи же мне, молодец,

О, отыщи лиходейку мою!

О, посмотри, ох, здесь она,

Здесь, среди девиц, при месяце греется,

Здесь она, здесь.

О, найду я ее.

Все глаза прогляжу я.

ХОР РУСАЛОК.

Давайте, девицы,

Давайте, в ворона!

1-Я РУСАЛКА. Кому ж быть вороном?

ХОР РУСАЛОК.

Кому быть вороном?

Быть вороном тебе.

1-Я РУСАЛКА (наседка). Ворон, ворон, что ты делаешь?

2-Я РУСАЛКА (ворон). Ямку рою.

1-Я РУСАЛКА. На что роешь ямку?

2-Я РУСАЛКА. Чтоб деньгу найти.

2-Я РУСАЛКА. Иглу купить.

1-Я РУСАЛКА. Зачем иглу?

2-Я РУСАЛКА. Мешочек сшить.

1-Я РУСАЛКА. Зачем мешочек?

2-Я РУСАЛКА. Чтоб соли купить.

1-Я РУСАЛКА. Зачем тебе соль?

2-Я РУСАЛКА. Чтоб щи посолить.

1-Я РУСАЛКА. Зачем тебе щи?

2-Я РУСАЛКА. Твоим детям глаза залить.

1-Я РУСАЛКА. За что, про что?

2-Я РУСАЛКА. Городьбу они мою сломали.

1-Я РУСАЛКА. А как высока твоя городьба?

2-Я РУСАЛКА (показывает). Смотри, вот так.

1-Я РУСАЛКА.

Мою городьбу козел бородою достанет,

А и той не сломать им.

2-Я РУСАЛКА. Вот я заклюю их.

1-Я РУСАЛКА (защищает птенцов).

Не дам, они мои!

Ш-ш, ш-ш, ш-ш.

Долой, злой ворон!

2-я русалка ловит, – 1-я русалка защищает птенцов.

ПАННОЧКА.

Много мне, в жизни моей, от нее,

Много мне горя, от ведьмы досталося.

О, посмотри, на лицо мое белое!

Выбела краску с него она чарами.

Очи мои, ясные очи мои!

О, не глядят мои очи от слез!

Душно мне, душно мне, молодец.

Душно мне, душно мне здесь от нее.

Я не могу плавать вольно, как рыбка.

Я ко дну иду!

Для тебя я готов!

Все глаза прогляжу!

Как ее мне найти,

Злую ведьму твою,

О, найду я ее;

Все глаза прогляжу!

ХОР РУСАЛОК.

Еще раз, девицы,

Еще раз в ворона!

2-Я РУСАЛКА (ворон).

Я не хочу быть вороном:

Мне жалко отнимать цыплят

У бедной матери!

ЛЕВКО. Нет, это не ведьма!

ХОР РУСАЛОК.

Кто будет вороном?

Быть вороном кому?

3-Я РУСАЛКА (мачеха, выступая вперед).

Я буду вороном.

1-Я РУСАЛКА (наседка). Ворон, ворон, что ты делаешь?

3-Я РУСАЛКА (ворон). Рою ямку.

1-Я РУСАЛКА. На что тебе ямку?

3-Я РУСАЛКА. Чтоб деньгу найти.

1-Я РУСАЛКА. На что тебе деньгу?

3-Я РУСАЛКА. Иглу купить.

1-Я РУСАЛКА. Зачем иглу?

3-Я РУСАЛКА. Мешочек сшить.

1-Я РУСАЛКА. Зачем мешок?

3-Я РУСАЛКА. Чтоб соли купить.

1-Я РУСАЛКА. Зачем тебе соль?

3-Я РУСАЛКА. Чтоб щи посолить.

1-Я РУСАЛКА. Зачем тебе щи?

3-Я РУСАЛКА. Твоим детям глаза залить.

(Хочет броситься.)

ЛЕВКО (указывает на мачеху). Вот она! Вот ведьма!

Русалки с хохотом бросаются на мачеху, увлекают ее в воду и исчезают в пруде вместе с мачехой.

д) Дуэтино.

ПАННОЧКА (с большим чувством).

О, как легко мне теперь, как отрадно, мой добрый казак!

Стану отныне я вольною рыбкой кружиться в волнах.

Чем наградить тебя, молодец мой?

Знаю, не золото надо тебе.

О, как рад я, как рад за тебя!

Мне не надо награды твоей.

ПАННОЧКА.

Любишь ты Галю, счастью ж мешает

Батько суровый.

Да, люблю я,

Меня тоже Галя любит.

ПАННОЧКА.

Молодец добрый, пригожий козак,

Возьми... Отдай это отцу,

(Подаёт Левко записку.)

Боле мешать он не будет.

Вот уж заря занялася,

Скоро уж солнце взойдет,

Парубок, ты никогда

Боле меня не увидишь.

Счастлив будь с Галей твоей.

е) Восход солнца

Солнце всходит, Левко озирается вокруг.

Нет, нет! Я не спал... в руке записка..

Эх! Как бы грамоте я знал!