Успешное тестирование Северной Кореей межконтинентальной баллистической ракеты, которая якобы способна достичь территории США, стало возможным благодаря закупке КНДР мощных ракетных двигателей на черном рынке, пишет газета The New York Times со ссылкой на исследование Международного института стратегических исследований (IISS) и американские спецслужбы.

Специалист IISS по ракетным вопросам Майкл Эллеман пришел к выводу, что за последние два года КНДР сменила поставщиков деталей для своих ракет и теперь закупает их у Украины.

«Вероятно, эти двигатели были поставлены из Украины — возможно, незаконно. Большой вопрос, сколько [двигателей] у них есть и помогают ли им теперь украинцы. Я очень переживаю», — заявил он.

Фоторепортаж: СМИ: двигатели для ракет КНДР могли быть получены из Украины

Is_photorep_included10831736: 1

По данным IISS, КНДР, вероятно, приобрела двигатели у украинского Южного машиностроительного завода имени А.М. Макарова («Южмаш»), расположенного в городе Днепр (бывший Днепропетровск). Изучив фотографии осмотра новых ракетных двигателей лидером КНДР Ким Чен Ыном, эксперты института пришли к выводу, что их детали похожи на двигатели, произведенные еще в СССР.

Во время «холодной войны» «Южмаш» производил двигатели для самых мощных ракет в советском арсенале, в том числе для стратегического ракетного комплекса третьего поколения Р-36М (SS-18 Satan по классификации НАТО). «Южмаш» также оставался одним из основных производителей ракет для России даже после обретения Украиной независимости.

Как рассказал Эллеман, в ООН пришли к выводу, что шесть лет назад Северная Корея пыталась похитить технологии производства ракетных двигателей у «Южмаша». В результате два северокорейца были пойманы, а информация, которую они пытались украсть, по данным Вашингтона, касалась передовых «ракетных систем, жидкостных ракетных двигателей, космических аппаратов и ракетных топливных систем».

По мнению экспертов IISS, Пхеньян мог снова попытаться это сделать, воспользовавшись политическим кризисом на Украине после переворота в 2014 году.

В «Южмаше» информацию, изложенную в The New York Times, опровергли. «Предположение авторов публикации и процитированного ими «эксперта» касательно возможной связи Украины с прогрессом КНДР в развитии ракетных технологий не имеют отношения к реальности», — говорится в заявлении, опубликованном на сайте предприятия.

В нем подчеркивается, что «Южмаш» никогда ранее не имел и не имеет сейчас никакого отношения к северокорейским ракетным программам космического или оборонного характера.

«Ракеты и ракетные комплексы военного назначения в годы независимости «Южмашем» не выпускались и не выпускаются. Единственный серийный двигатель, поставляемый в последние годы на экспорт (РД-843 в Италию для европейской ракеты-носителя «Вега»), предназначен для запуска и работы в условиях открытого космоса и по своим характеристикам (в том числе по силе тяги) не пригоден для использования в баллистических ракетах военного назначения», — отмечается в сообщении.

В «Южмаше» также подчеркивают, что предприятие не является основным производителем ракет для России и вообще не поставляет российской стороне ни ракеты, ни их детали и сборочные единицы, в том числе и ракетные двигатели.

5 августа Совбез ООН единогласно проголосовал за проект резолюции по ужесточению санкций в отношении КНДР. Документ был разработан США в ответ на два запуска межконтинентальных баллистических ракет Северной Кореей. Согласно проекту резолюции, КНДР запрещается экспорт угля, железа, железной руды, свинца, свинцовой руды, а также морепродуктов. Кроме того, государствам - членам ООН запрещается увеличивать число рабочих из Северной Кореи внутри страны и осуществлять инвестиции в совместные проекты с северокорейскими компаниями.

12 августа президент США Дональд Трамп в ходе телефонного разговора со своим французским коллегой Эммануэлем Макроном заявил, что готов применить силу против КНДР в ответ на развитие Пхеньяном своей ядерной программы, которую американский лидер назвал «угрозой», а также запуски баллистических межконтинентальных ракет.

Ранее в КНДР заявили, что 3,5 млн человек присоединились к армии страны после ужесточения санкций Совбеза ООН и обострения отношений с США, сообщала местная газета «Нодон Синмун». По ее данным, в армию записали 3 млн 475 тыс. человек, среди которых студенты, молодые рабочие и отставные военные.

Очередной виток противостояния Северной Кореи с Западом начался 4 июля, когда Пхеньян отчитался об успешном испытании межконтинентальной баллистической ракеты. По данным северокорейских СМИ, приказ о запуске баллистической ракеты был отдан лично Ким Чен Ыном. По официальной версии КНДР, ракета пролетела 933 км и достигла высоты 2802 км, время полета составило 39 минут.

Представители властей Южной Кореи, Японии и США заявили, что ракета приземлилась в исключительной экономической зоне Японии, в которой действует особый правовой режим. Запуск произошел в районе аэродрома Панхен, в ста километрах от северокорейской столицы Пхеньяна. Позже американские власти сообщили, что ракета, по всей видимости, была двухступенчатой. Кроме того, ее радиус мог достигать 3,5 тыс. км. Таким образом, она способна достичь территории Аляски.

Двигатели, установленные на северокорейских стратегических ракетах, очень похожи на те, что когда-то производились на украинском заводе «Южмаш», утверждают эксперты и американская пресса. Украина оправдывается, привычно кивая на соседа.

В начале 90-х от высокопоставленных источников на российском военном флоте доводилось слышать о попытках латиноамериканских посредников за сущие гроши приобрести прошедшие фиктивное списание миниподлодки «Пиранья» — для перевозки наркотиков, и вооруженные малые корабли — для их охраны.

Нечто подобное происходит сейчас в связи со скандалом вокруг северокорейских стратегических ракет, нацеленных, по утверждению Пхеньяна, на базу США на Гуаме. Центр тяжести общественной дискуссии сдвинулся на данные о происхождении двигателей для этих ракет, которые приводятся в находящихся в свободном доступе докладах Международного института стратегических исследований (IISS) и немецкого ученого Норберта Брюгге. Максимальное распространение эти доклады получили после выхода описывающей их статьи в «Нью-Йорк Таймс» .

На сегодня украинские участники событий дали американской прессе ответ. Турчинов, глава СНБО Украины, сообщил, что

информация придумана российскими шпионами и пропагандистами, дабы опорочить движущуюся к демократии страну. Мнение это, прямо скажем, не от великого ума.

Поскольку расследования, приведшие на украинский «Южмаш», вели крупнейшие американские и европейские аналитические и разведывательные организации. Получается, что все они работали на Россию.

Украинское телевидение продемонстрировало рассказ ветерана отрасли, который сообщил, что такие двигатели на «Южмаше» никогда не производились. Каково содержание беседы до монтажа видеосюжета неизвестно. Но трудно предположить, что пенсионер не узнал РД-250 (этот двигатель опознали западные эксперты на пропагандистском видео Пхеньяна), которые еще в мае 1964-го, когда он был юношей, прошли на его родном заводе более 140 огневых испытаний. Официальный ответ компании на расследование заключается в том, что после распада СССР такие двигатели на Украине не производились. Строго говоря, руководство «Южмаша» могло сказать чистую правду, не упомянув при этом, что двигатели могли храниться на предприятии (как это всегда и было) в больших количествах.

Американские эксперты считают, что в России, на заводе «Энергомаш», и на Украине хранятся сотни РД-250. Главная характеристика двигателя в нашей истории: он двухкамерный, то есть имеет два сопла с одним общим турбонасосом, хорошо видным на снимках. Ниже я поясню, почему это важно.

Разумеется, никто не считает правительства наших стран причастными к утечке двигателей. Главная версия американцев и англичан — тайная покупка со складов и контрабанда РД-250 в Северную Корею преступными организациями. Изрядная часть голливудских боевиков использует этот сюжет в разных вариантах. И действительно

в 2012 году два северокорейских агента были арестованы на «Южмаше» якобы при попытке купить чертежи и образцы двигателей.

Образцы баллистических ракет первого поколения в музее Военной академии ракетных войск. Фото: РИА Новости

По мнению Международного института стратегических исследований (IISS), передача двигателей (или технологии их производства) Пхеньяну произошла в течение последних двух лет. Американские и немецкие эксперты исключают возможность самостоятельного создания аналогичных двигателей в КНДР в такие короткие сроки.

Андрей Ионин, признанный эксперт в области ракетостроения, подтвердил «Новой газете» всю серьезность ситуации. По его словам, «Южмаш» не умеет проектировать крупные двигатели, но всегда занимался их производством. При этом изготовление однокамерного двигателя из двухкамерного (если особо не заботиться об эффективности) — задача не такая уж сложная и вполне по силам такому предприятию. Например, современные двигатели для ракет «Ангара» происходят от четырехкамерного двигателя и тоже получены путем разделения. Возможность контрабанды двигателей из России Ионин не рассматривает даже как запасную гипотезу, так как хаотическое состояние, в котором случаются подобные утечки, мы прошли 20 лет назад — современное состояние отрасли такое исключает.

В отличие от западных коллег, Ионин считает возможным самостоятельное производство аналога РД-250 в КНДР при наличии чертежей и нескольких образцов. Но для этого необходимы живые специалисты на месте, чтобы организовать производство. Самостоятельно скопировать такое изделие в такие сроки корейцы вряд ли смогли. Однако отследить судьбу нескольких сотен обладающих соответствующими компетенциями специалистов вполне возможно. Главное, чтобы этим кто-то все-таки занимался.

В качестве уникальных маркеров, которые позволяют идентифицировать двигатель, Андрей Геннадьевич называет сочетание внешних обводов, габаритных размеров и конфигурации турбонасосной группы, которая определяется выбранными техническими решениями конкретного КБ и нигде в мире не повторяется. Точность идентификации он полагает близкой к абсолютной. Заметим, что именно этими параметрами и оперировали западные эксперты, определяя марку двигателя по видеосюжету с испытаний, показанному КНДР.

Таким образом, в расследовании есть позиции, которые твердо считаются доказанными (в том числе и российскими специалистами). Двигатель северокорейских стратегических ракет, угрожающих США, — РД-250 советской разработки, переделанный из двухкамерного (и за всю историю советской космонавтики он существовал только в таком виде, в России не производился вовсе) в однокамерный. Западные эксперты посетили «Южмаш» в 2016-м, где им продемонстрировали уже местную разработку: однокамерный двигатель на базе РД-250.

Старый советский двигатель РД-250. Фото: www.b14643.de И его северокорейская реинкарнация на огневых испытаниях. Фото: www.b14643.de

Либо Пхеньян в обход всех запретов закупил их целую партию, достаточную для испытаний и комплектации боевых ракет, либо ввез чертежи, описание технологии, несколько действующих образцов и хотя бы одного инженера, согласившегося организовать производство на месте. Наиболее вероятной страной утечки РД-250 названа Украина. Авторы расследования связывают это с критическим финансовым положением «Южмаша» и общим ослаблением контрольных функций государства после свержения президента Януковича в 2014 году и последовавшего за этим периода политического и управленческого хаоса.

Межконтинентальные ракеты с ядерными боеголовками на стартовых площадках в КНДР — ночной кошмар любого американского президента,

независимо от цвета кожи и политических убеждений. По мнению Андрея Ионина, самое страшное обстоятельство — не утечка двигателя 60-х годов. КБ «Южное» самостоятельно спроектировало и произвело систему разведения боевых блоков боеголовки знаменитой «Сатаны», самой мощной стратегической ракеты на вооружении России. Мало создать ракету, которая долетит до США. Надо еще создать боеголовку, которая гарантированно сработает над целью, пройдя невероятные физические нагрузки после входа в атмосферу с космической скоростью. Некоторые задачи, которые для этого надо решить, сложнее создания ракетного двигателя. И на «Южмаше» есть готовое современное решение, позволяющее преодолевать даже нынешнюю систему противоракетной обороны США.

Я советую всем прочесть очень добросовестное исследование The Carnegie Endowment for International Peace «Сохранение оборонной промышленности Украины» от 30.07.2014 года .

В разгар грандиозного сражения под Саур-Могилой в Донбассе эксперты Карнеги призвали Россию и США предотвратить утечку ракетных и ядерных технологий из попавших в тяжелое положение ракетных предприятий Украины, описывая ситуацию на близком к краху «Южмаше» следующим образом: 250 тысяч рабочих производят и экспортируют оружие на 300 предприятиях. Единой системы контроля не существует. Никто не знает в подробностях текущие процессы. Инженеры увольняются или не получают зарплату месяцами. Заказы почти потеряны. Экспорт падает стремительно. Директора привыкли к полной самостоятельности, которая является оборотной стороной общей слабости государства и десятилетней практикой выживания, когда ради сохранения коллективов и технологий оборонные заводы Украины пускались во все тяжкие, экспортируя значительную часть продукции на сером и черном рынках. Для этого предприняты попытки продавать технологии даже Бразилии, но безуспешно. Вывод: если в ближайшее время не дать инженерам работу, а предприятию — нового профиля экспорта, возможность утечки двигателей стратегических ракет и технологий их производства вырастет до критического уровня.


Российская мини-подлодка «Пиранья» очень интересовала наркокартели Южной Америки. Фото: navy.su

…В начале 90-х предотвратить продажу миниподлодок «Пиранья» удалось буквально на последнем этапе. Это говорит о том, что

в охваченной коррупцией бедной стране со слабым контролем центрального правительства купить можно все что угодно. Это относится ко всем странам. Прошла через такое и Россия.

Понятно, почему НАТО и США заинтересованы в укреплении власти закона в любой державе, обладающей ракетными и ядерными технологиями. Расследование происхождения северокорейских двигателей еще только начинается. Основные данные будут получены уже с помощью разведки и обязательно станут предметом неофициальных переговоров. То, что Россию привлекут к ним в числе первых, не вызывает сомнений.

UPD. 16 августа пранкеры Вован и Лексус (Владимир Кузнецов и Алексей Столяров) опубликовали аудио телефонного разговора, в котором гендиректор «Южмаша» рассказал о поставках украинских ракетных двигателей в КНДР.

Северная Корея сама могла изготовить ракетные двигатели, а не закупать за рубежом готовые изделия или технологии, сообщило агентство Reuters со ссылкой на представителя разведки США.

"У нас есть определенные сведения, которые позволяют предположить, что КНДР не зависит от импорта двигателей. Мы предполагаем, что Пхеньян мог произвести эти технологии самостоятельно", – сказал источник.

Ранее газета The New York Times цитировала доклад, в котором эксперты предположили, что двигатели для ракет дальнего радиуса действия могли быть изготовлены на украинском заводе "Южмаш".

Двигатели для ракет произведенные в Украине могли попасть в КНДР из России, заявил руководитель Украинского космического агентства Юрий Радченко.

Он объяснил, что предприятие "Южмаш" перестало их производить и передало России оставшиеся ракеты Циклон-2 и Циклон-3, оснащенные двигателями РД-250. В России осталось от семи до двадцати таких ракет. Документация есть, подчеркнул он.

За время независимости Украины не выдано ни одного разрешения на поставки ракетных двигателей из Украины в КНДР, утверждают чиновники. В 2011 году украинские спецcлужбы арестовали двух граждан Северной Кореи, которые пытались шпионить на предприятии "Южмаш", рассказал сегодня исполняющий обязанности главы Украинского космического агентства Юрий Радченко.

Скажите, пожалуйста, значит ли это, что на заводе "Южмаш" существует какая-то оснастка для производства двигателей, станки, условно говоря, и металл, который позволяет эти двигатели делать?

Нет. Примерно в середине 90-х годов мы отказались от производства двигателей РД-250 как бесперспективных для дальнейшего использования. И готовые изделия, которые у нас были – от 7 до 20 ракет – отправлены были в Москву, я имею в виду в Россию. В какой степени они использовались – трудно сказать. По нашим оценкам, от 7 до 20 ракет у них может быть готовых. Кроме этого, двигатели РД-250 отдельно никогда не поставлялись Украиной, они всегда поставлялись в составе ракет "Циклон-2" или "Циклон-3".

То есть они уже были в сборе. Скажите мне, как специалист, чтобы в поле построить завод со всем необходимым оборудованием для того, чтобы делать двигатели РД-250 – это в принципе посильная задача для государства? Это вообще реализуемая вещь?

Для государства, такого, как Северная Корея, например, это посильная задача, но она потребует лет 10 времени.

- Но у них было это время на самом деле.

И миллиардов 5, наверное, долларов.

То есть так? Это в принципе можно найти необходимый металл или купить его на рынке, поставить станки? Это не самый сложный двигатель?

Это очень сложный двигатель и без документации на этот двигатель, даже имея подготовку производства, его никто не в состоянии изготовить. Для того, чтобы его изготовить, мало иметь подготовку производства, но и необходимо иметь конструкторскую документацию на сам двигатель.

- Которая находится в Химках на "Энергомаше".

Да, разработчик находится в Химках.

Как вы считаете, сколько есть в мире специалистов, имеющих отношение к производству этого двигателя, пусть они будут из Украины или из России, которые не работают больше ни на "Южмаше", ни на "Энергомаше", вообще неизвестно где находятся? Если можно, порядок.

Вопрос, конечно, интересно. Порядок - я думаю, что это тысячи людей, которые имели раньше доступ к этим технологиям, а сегодня они не работают ни на "Энергомаше", ни на "Южном машиностроительном заводе". В какой-то степени, я не говорю о том, что это ведущие конструкторы или головные конструкторы, но люди, которые имели отношение, их может быть тысячи.

Двигатель в готовом виде получить и экспортировать сегодня с территории Украины невозможно. То есть невозможно решить две задачи: построить этот двигатель и отсюда его вывезти. То есть двигатель размером два на один метр – это же не коробка спичек, мы понимаем, это серьезный груз, его просто так не переместишь, даже если бы он был.

- Сколько таких двигателей в одной ракете?

Четыре двигателя: три в первой ступени и один во второй. То есть одним двигателем никакая проблема не решается, то есть нужно как минимум четыре двигателя для одной ракеты.

- Ваши двигатели гептиловые, не так ли? В смысле те, которые были – РД-250?

Да. Из-за чего их производство было остановлено.

- Они очень вредные, опасные двигатели?

Да, совершенно верно, и это было главным критерием в остановке производства этих двигателей. Они бесперспективные с точки зрения дальнейшего использования.

- Россия может делать гептил в неограниченном количестве без иностранных комплектующих химических?

Я думаю, что в России существует полный цикл изготовления жидкого высокоэнергетического ракетного топлива. Есть в мире три страны, которые могут производить это ракетное топливо – это Россия, это Китай и это Иран в меньшей степени.

- Больше никто?

Поэтому учитывая те отношения, которые есть у России с Корейской Народно-Демократической Республикой, из России они могли получить все – и топливо, и ракету, и двигатель. То есть двигатель и составные части, узлы ракеты.

Ракеты «Зенит-3SL» и «Зенит-3SLБ» предназначены для запуска полезной нагрузки в рамках проектов «Морской старт» (с плавучей платформы проекта Sea Launch) и «Наземный старт» (с площадки на космодроме Байконур) соответственно. Первая ракета семейства полетела в 1985 году, фактически она представляет собой боковой ускоритель советской сверхтяжелой ракеты «Энергия».

На «Зенит-3SL» и «Зенит-3SLБ» устанавливается РД-171 - самый мощный в мире жидкостный ракетный двигатель. Ближайшим конкурентом «Зенитов» можно считать Falcon 9 . С приэкваториальной площадки «Зениты» могут выводить на геостационарную орбиту больше полезной нагрузки, чем «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» (4 тонны против 3,7). Именно «Зениты» должны были прийти на смену ракетам семейства Р-7, производимым самарским . Под них современной подмосковной на смену пилотируемым кораблям «Союз» проектировалась «Заря». Перспективы у «Зенитов» были замечательные.

Все изменилось после распада СССР. Россия продолжала реализовывать пилотируемую космонавтику на старых технологиях и занялась разработкой ракет семейства «Ангара». Космическая отрасль Украины, ориентированная практически исключительно на советский рынок, существовала благодаря заказам из России.

Соглашение о строительстве единственного в мире плавучего космодрома «Морской старт» было подписано в 1995 году. К 26 мая 2014 года было осуществлено 36 запусков: 32 успешных и четыре - нештатных. В рамках «Наземного старта» к 1 сентября 2013 года все девять пусков «Зенитов» были успешными. Статистика оставляет желать лучшего по традиционной причине - человеческий фактор.

Хотя «Зениты» были разработаны в Днепропетровске, в КБ «Южное», и собирались там же на заводе «Южмаш», они более чем на 70 процентов состоят из российских комплектующих. Двигатель РД-171 первой ступени «Зенита», разгонный блок и система управления делались в России. Украинское участие сводилось к производству первых двух ступеней ракеты и двигателя второй ступени.

События 2014 года положили конец запускам «Зенитов». 22 августа 2014 года «Морской старт» объявил о приостановке своей работы, а 24 декабря того же года вице-премьер сообщил о невозможности продолжения сотрудничества по проекту «Морской старт» с «Южмашем».

«Морской старт» в Калифорнии фактически принадлежал РКК «Энергия». Космодром российская корпорация использовать не могла, поскольку с , одним из бывших соучредителей консорциума, по вопросам кредитных обязательств. Конфликт удалось разрешить в августе 2016 года. Российская сторона должна погасить задолженность, оцениваемую в 330 миллионов долларов, предоставлением услуг и участием в совместных проектах, часть долга спишут. Фактически РКК «Энергия» расплатилась с Boeing местами на кораблях «Союз». Сделка была взаимовыгодная. В частности, благодаря ей американская компания выполнит свои обязательства перед по доставке астронавтов на МКС.

Судебные разбирательства между совладельцами Sea Launch касались выполнения «Соглашения о создании компании Sea Launch» 1995 года и «Соглашения о гарантиях и обеспечении» 1996 года. При создании консорциума в 1993 году 40 процентов компании находилось у Boeing, 20 процентов - у Aker Kvaerner (Норвегия), 25 процентов - у «Энергии», 5 процентов - у КБ «Южное» (Украина) и 10 процентов - «Южмаша».

В «Соглашении о гарантиях и обеспечении» говорилось о пропорциональной ответственности для каждого акционера за взятые компанией кредитные обязательства. В 2004 году Sea Launch привлекла 270 миллионов долларов, в 2005 году - 200 миллионов долларов. В 2009 году Sea Launch подошло время выплат, которые компания самостоятельно сделать не смогла.

К этому времени из проекта вышел Boeing, заплатив кредиторам 448 миллионов долларов, из которых 179 миллионов долларов приходилось на ее кредитные обязательства. Компания Aker Kvaerner расплатилась с Boeing к 2010 году. «Энергия» и «Южмаш» платить отказались. Первая при этом выкупила контрольный пакет акций Sea Launch.

Через месяц после заключения предварительного контракта между РКК «Энергия» и Boeing , что российская корпорация продаст «Морской старт» компании «С7 космические транспортные системы», сто процентов акций которой принадлежат «Группе компаний С7» (S7 Group). Гендиректор «С7 космические транспортные системы» - , ранее возглавлявший «Авиализинг» и « ». Покупателя на «Морской старт» искали давно, и нет никаких сомнений в том, что решение по проекту было принято только тогда, когда «Энергия» нашла способ дистанцироваться от проблемного проекта.

Стоит отметить, что свои обязательства по «Морскому старту» выполнили все стороны, кроме «Южмаша». Ясно, что украинское предприятие не может в настоящее время самостоятельно выполнить кредитные обязательства. Скорее всего, долговую нагрузку взяли на себя РКК «Энергия» или S7 Sea Launch Limited - представляющая «С7 космические транспортные системы» зарегистрированная в США компания.

Сопов в августе 2016 года, когда РКК «Энергия» и Boeing , презентовал проект в . «К нам было благожелательное отношение», - отмечал российский бизнесмен в интервью . По его словам, «кроме как с РКК "Энергия", с которой у нас подписано соглашение о сотрудничестве, больше ни с кем никаких договоренностей на бумаге не заключено», и «если "Южмаш" не будет производить ракеты, мы возьмем паузу на пять лет и будем вместе с российскими предприятиями делать другую ракету под наш космодром».

Теперь, похоже, планы «С7 космические транспортные системы» прояснились. «С7 ушли от санкций, "Энергия" избавилась от долгов, теперь они попытаются заработать. В этой истории нет победителей и проигравших», - сообщил источник «Ленте.ру». По его мнению, без американского участия и создания S7 Sea Launch Limited сотрудничество между предприятиями Государственного Украины и «Роскосмоса» было бы невозможно, поскольку «обе организации придерживаются официальных линий».

Действительно, обе стороны не в восторге от соглашения между «Южмашем» и S7 Sea Launch Limited. На официальном сайте Государственного космического агентства до сих пор ничего не сообщается о возобновлении производства «Зенитов», последняя новость там на момент написания данной статьи датируется 23 мая 2017 года и посвящена сотрудничеству Украины и Литвы в космической сфере. Между тем, «Южмаш» 31 мая провел пресс-конференцию с говорящим названием «Действия Государственной исполнительной службы уничтожают главного конкурента российских космических предприятий - завод "Южмаш" о блокировании хозяйственной деятельности», видео мероприятия выложено в сеть. Спустя три дня, когда было обнародовано соглашение между «Южмашем» и S7 Sea Launch Limited, украинское предприятие выразило «глубокую благодарность законодательной и исполнительной ветвям власти за предоставленную беспрецедентную нормативную и финансовую поддержку».

В «Роскосмосе» довольно скептически оценивают перспективы сотрудничества с Украиной по производству «Зенитов». «Промышленная кооперация очень важна, один раз выпав из цикла производства в космической отрасли, вернуться очень сложно - происходит замещение. Мы с сожалением видим, что процессы, которые начались в 2014 году, ни к чему хорошему не привели - украинцы сами прекрасно понимают, что сейчас у них нет условий для производства этих ракет. А у "Роскосмоса" нет никаких обязательств по поставке двигателей на Украину», - сказал исполнительный директор «Роскосмоса» по коммуникациям .

Генеральный директор РКК «Энергия» напомнил, что Украина не располагает необходимыми для самостоятельного производства ракет двигателями. «Проще им полететь на метле, чем на ракете без российских двигателей»,- отметил он.

В настоящее время на «Южмаше» собираются два «Зенита», запуски планируется возобновить в 2018 году. О поставках на Украину для новых 12 ракет российских двигателей пока ничего не сообщается. С другой стороны, создаваемая РКК «Энергия» и РКЦ «Прогресс» ракета «Союз-5» (она же «Феникс» и «Сункар») - фактическая альтернатива «Зенита» - будет готова к 2022 году. Вероятно, до этого времени в S7 Sea Launch Limited решили задействовать «Зениты».

В «Южмаше» отмечают, что по состоянию на начало июня 2017 года портфель заказов предприятия на ближайшие годы превышает 350 миллионов долларов США. Среди заказчиков, кроме S7 Sea Launch Limited, называются компании из США и Италии. Для американцев «Южмаш» производит основную конструкцию первой ступени ракеты Antares, для итальянцев - маршевый двигатель РД-843 верхней ступени ракеты-носителя Vega легкого класса. В обозримом будущем США не планируют отказываться от услуг украинской стороны, в Италии этого не исключают.

Контракт с S7 Sea Launch Limited вряд ли позволит сохранить ракетный потенциал «Южмаша», где активно разворачивается диверсификация производства. В тяжелых экономических условиях другого выхода нет - Украине не нужны космические ракеты, а «Роскосмосу» - украинский «Южмаш». Позиция госкорпорации по этому поводу вполне понятна. С ее точки зрения было бы предпочтительнее, если бы «С7 космические транспортные системы» вкладывались в российскую космическую отрасль, а не поддерживали потенциального конкурента.

На самом деле позиция «Роскосмоса» в вопросе с «Южмашем» - проверка госкорпорации на лояльность к российским частным космическим компаниям. До сих пор «Роскосмос» ее проваливал, однако в этот раз проигнорировать интересы такого крупного игрока, как «С7 космические транспортные системы», будет сложно. В сложившейся ситуации предприятия Государственного космического агентства Украины и «Роскосмоса» выступают не заказчиками, а исполнителями работ, формально выбирать носитель для «Морского старта» предстоит его собственнику - компании «С7 космические транспортные системы».

Нынешняя Украина хорошо иллюстрирует то, что может произойти в российской космической отрасли без ее интеграции в международное сообщество. Главный партнер Украины - Россия, а России - США. Без сотрудничества с НАСА российская пилотируемая космонавтика рискует прекратить свое существование, без контактов с ULA и Orbital ATK ракетное двигателестроение начнет деградировать, в этом случае останется только военная составляющая космической программы.

08:54 21.07.2015

Не менее 826 образцов вооружения и военной техники будут изготовлены в период до 2025 года без применения импортных комплектующих.

Ставка на отечественное Фото:eurasian-defence.ru Не менее 826-ти образцов вооружения и военной техники будут изготовлены в период до 2025 года без применения импортных комплектующих. Об этом доложил в минувшую пятницу заместитель Министра обороны России Юрий Борисов, курирующий в ведомстве вопросы взаимодействия с организациями ОПК, в ходе проведения Единого дня приемки военной продукции, .При этом, как подчеркнул замглавы Минобороны России, уже за первое полугодие этого года были найдены возможности по полному замещению комплектующих в семи образцах из 127, производимых в странах Евросоюза и НАТО, а также в 57 из 102, выпускаемых на Украине.«Все графики импортозамещения взяты на контроль, по наиболее проблемным направлениям создан страховой запас, - проинформировал Борисов. - Невысокий результат по комплектующим изделиям стран НАТО и ЕС объясняется тем, что работы по импортозамещению начаты только с этого года и требуют времени на разработку, адаптацию и проведение испытаний». импорта стало вынужденной мерой, принятой в ответ на санкции США и ряда других государств, прежде всего европейских. Тем не менее это оказалось на руку нашей стране: сокращение зарубежных поставок вкупе с развитием собственных технологий дало толчок реализации принятых ранее решений в сфере выпуска стратегически важной продукции, прежде всего обороной, локализация производства в России. Как изначально подчеркивали эксперты, это не «дань патриотизму», а реальные меры укрепления национальной безопасности.
Фото: unian.net Что же касается Украины, то здесь ситуация оказалась продолжением откровенно русофобской политики новых властей. Так, указом Петра Порошенко в августе прошлого года было введено в действие решение так называемого совета национальной безопасности и обороны, определившего «меры по совершенствованию государственной военно-технической политики». Фактически украинские власти объявили о разрыве годами выстроенных отраслевых контактов, свертывании производств, ликвидации взаимовыгодных кооперационных связей. Несмотря на тяжелое положение собственной экономики, строящейся в немалой степени на сотрудничестве с российским ОПК и на его заказах, украинские власти вынесли вердикт: прекратить экспорт в Россию товаров военного и двойного назначения, за исключением космической техники, используемой в рамках международных космических проектов.Российское – снова лучшее О том, что российский оборонно-промышленный комплекс способен в короткий срок обеспечить независимость от импорта при производстве военной техники, замминистра обороны РФ Юрий Борисов заявлял еще в начале «раскрутки» нынешнего санкционного противостояния.«Ну, перестали нам поставлять отдельные узлы и блоки наши коллеги из стран НАТО и ЕС. Простите, но мы не одни в мире. Мы поменяем логистику там, где нам по тем или иным соображениям нецелесообразно осваивать производство внутри России», - подчеркнул замглавы Минобороны РФ.Как подчеркивал Юрий Борисов, военное ведомство вместе с предприятиями ОПК предпримут меры, которые позволят производить нужную для оборонной промышленности продукцию, не поставляемую в нашу страну из-за санкций.Сегодня эксперты в один голос утверждают: санкции оживили российский ОПК, заставили вспомнить о собственных разработках, о производствах, о специалистах. Так, прекращение поставок украинской компанией «Мотор Сич» малоразмерных газотурбинных двигателей Р95 дало старт давно разрабатываемому российским НПО «Сатурн» проекту двигателей 36MT для крылатых ракет Х59. Двигатель российского производства обладает целым рядом преимуществ в сравнении с украинским. Здесь и более высокая тяга, и меньший вес устройства, и пониженный расход топлива.
Фото: asialive.info.jpg Перестанет «Мотор Сич» быть и ключевым поставщиком двигателей для российской авиационной техники. Так, еще в прошлом году в войска пошла первая серия вертолетов , выпущенных Улан-Удэнским авиазаводом с новыми, более мощными двигателями ВК-2500-03, произведенными ОАО «Климов» на предприятии «Петербургские моторы». Полный цикл производства двигателей теперь обеспечивается на нашей производственной базе. Двигатели ВК-2500-03 – это более высокая надежность и безопасность боевого применения, увеличенный ресурс, повышение летно-технических качеств вертолета.Еще одним направлением модернизации вертолетной техники стала замена вспомогательной силовой установки АИ-9В украинского производства на российскую модель ТА-14 производства НПП «Аэросила». ТА-14 имеет более высокую мощность, увеличенное время работы в генераторном режиме, а также лучшие показатели высотности запуска (6 тысяч метров против 4 тысяч у АИ-9В). То есть возможности вертолета при эксплуатации в высокогорье и при автономном базировании стали выше.По словам гендиректора холдинга «Вертолеты России» Александра Михеева, «на примере Ми-8АМТШ-В результаты работы по импортозамещению свидетельствуют о том, что применение российского оборудования в ряде случаев позволяет добиться улучшения характеристик вертолета».От надводных кораблей… Украинская госкомпания «Зоря - Машпроект» до недавнего времени поставляла газотурбинные двигатели почти для всех военных кораблей в России, действуя в кооперации с российско-украинским предприятием «Турборус» и российским НПО «Сатурн». Со сменой политического вектора ВМФ России не останется без техники.Как сообщили в Объединенной двигателестроительной корпорации, уже созданы и успешно прошли государственные испытания двигатели М75РУ и М70ФРУ, которые сейчас являются базовыми высокоэкономичными автоматизированными судовыми газотурбинными двигателями 4-го поколения. Кроме того, в украинской силовой установке для фрегатов проекта 11356 продукция НПО «Сатурн» заменит реверсивную силовую турбину устройством с более высоким КПД и меньшим расходом топлива. Как подчеркнул гендиректор ОДК Владислав Масалов, на «Сатурне» будет осуществляться весь комплекс работ: и производство, и испытания, и ремонт.Неприятный сюрприз ждет и компанию MTU Friedrichshafen GmbH, чье производство располагается в Германии. Как заявили в начале этого года Главком ВМФ России адмирал Виктор Чирков и президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов, при строительстве модернизированных корветов проекта 20385 немецкие дизельные двигатели будут заменяться на отечественные - производства ОАО «Коломенский завод». Его агрегатами ДДА12000 уже оснащен корвет «Стойкий»: на корабле они выполняют функцию главной энергетической установки.«По своим параметрам наши двигатели не уступают зарубежным моделям фирм MAN, MTU и Wartsila, - подчеркивают в ОАО «Коломенские заводы». - Федеральная программа по развитию дизелестроения, осуществляемая с 2011 года, - первый серьезный шаг, обеспечивший материальную поддержку предприятий, который позволил за короткий срок создать образцы двигателей нового поколения».О готовности работать над турбинами для силовых установок фрегатов заявил и «Уральский турбинный завод» в Екатеринбурге. Представители предприятия предложили перепрофилировать некоторые линии производства под изготовление в ближайшей перспективе газовых турбин для надводных кораблей.В целом, как отмечает вице-премьер Дмитрий Рогозин, «импортозамещение в области газотурбинных двигателей - одна из сложнейших задач, но она может быть выполнена на территории России за 2-3 года».…до космических аппаратов Фото:gorodskoyportal.ru Альтернативу украинским изделиям представил и Воронежский механический завод, на котором будет развернуто производство титановых шар-баллонов для ракет-носителей «Ангара» и «Протон». Ранее эти комплектующие делали на ПО «Южный машиностроительный завод им. А.М. Макарова» в Днепропетровске. Шар-баллоны - это составляющие практически всех жидкостных двигателей ракет-носителей, представляющие собой герметичные сферические конструкции, где под большим давлением хранится гелий для использования в пневмосистеме ракетных двигателей. К 2016 году на ВМЗ должно быть налажено производство более ста таких изделий в год с дальнейшим ростом к 2023 году до 550 штук.Лишится «Южмаш» и российского заказа на ракеты-носители «Зенит». Как сообщил недавно официальный представитель Федерального космического агентства Игорь Буренков, космические аппараты, которые планировалось запустить с их помощью, будут доставлены на орбиту с помощью новейших российских ракет семейства «Ангара». К слову, в декабре 2014 года состоялся успешный испытательный пуск первой ракеты космического назначения тяжелого класса «Ангара-А5», все комплектующие которой - исключительно российского производства.«Российский ОПК более пяти лет назад начал реализацию программы по замещению украинских комплектующих на отечественные, - сообщил недавно журналистам заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Олег Бочкарев. - Такие стратегические решения по работе с оборонно-промышленным комплексом Украины были приняты давно: специалисты давно понимали, как развивается ситуация в этой стране. К тому же надо понимать, что 95 % комплектующих, которые производятся на Украине, еще старого, советского образца. Взять что-то современное оттуда просто невозможно - там этого нет».Отвечать придется рублем. А лучше - евро Если нынешние санкционные «капризы» Запада не отразятся даже на планах нашей страны по вводу в строй новых военных кораблей, самолетов и космических ракет, то что уж говорить о полигонах. Здесь России и вовсе не трудно положиться на собственных разработчиков. Предложенное в свое время сотрудничество иностранным партнерам было жестом доброй воли. Но они этот жест не оценили…Посетивший недавно развернутый в межвидовом центре боевой подготовки в Мулино автономный полевой лагерь АПЛ-500 замминистра обороны РФ Юрий Борисов, сообщил, что Россия своими силами дооснастила этот объект после выхода из контракта немецкой компании Rheinmetall. Ранее эта фирма была рада сотрудничеству с нашим оборонным ведомством - выход на российский рынок сулил ей хорошие перспективы. Концерн был должен, в частности, оснастить центр системами лазерной имитации стрельбы и мобильными пунктами управления. При этом в случае успешной реализации контракта Минобороны России готово было привлечь немцев к строительству еще четырех подобных объектов. Однако санкции поставили на этих планах крест, и в итоге все, что раньше планировалось закупить у Rheinmetall, будет приобретено через компанию «Гарнизон», которая и завершает сейчас этот контракт.Как сообщил замглавы российского военного ведомства, полигон в Мулино будет сдан в срок. Этот масштабный проект Минобороны России кардинальным образом изменит подготовку военнослужащих. Здесь планируется ежегодно обучать до 30 тысяч военнослужащих с использованием компьютерных технологий, имитаторов, новейших тренажеров, позволяющих выстраивать трехмерные пространственные модели и практически любую тактическую обстановку на поле боя.Министром обороны РФ принято решение не закупать иностранное оборудование для полигонов и организовать его производство и выпуск из отечественных материалов и с максимальной локализацией. Наши инженеры уже создали отечественные групповые тренажеры, позволяющие вести «огонь» из всех видов оружия, в том числе из артиллерии. Уже сейчас привлеченная к этой работе компания СЭТ обеспечила производство с уровнем локализации 80 % , оставшиеся 20 % пока закупаются по импорту, сказал Юрий Борисов. Со временем и эти 20 % станут отечественными, считает он.А на концерн Rheinmetall AG российское военное ведомство подало в суд. И хотя на предприятии всю ответственность за срыв контракта возлагают на власти своего государства и даже заявляют о готовности завершить работу, им придется выплатить многомиллионную неустойку. Кроме того, компании придется пожалеть о собственной репутации, которая после этой истории оказалась весьма подпорченной…Жертвоприношение по-украински О том, что санкционное противостояние бьет как по объекту этих «атак», так и по атакующим, сказано было уже немало. Дошло до того, что США и Евросоюз выразили обеспокоенность российской политикой импортозамещения. Как было отмечено весной этого года на заседании Комитета по торговым аспектам инвестиционных мер Всемирной торговой организации, США и ЕС, а также Канада и Япония «недовольны нынешними требованиями по госзакупкам, которые предусматривают первоочередное использование российской продукции».Что уж говорить про Украину. По мнению многих экспертов, ее политика по свертыванию промышленного сотрудничества с Россией, в том числе в военно-технической сфере, сродни самоубийству.«Практически вся продукция военного назначения украинского производства поставляется в Россию, и эта страна рискует не только потерять главного покупателя на мировом рынке, но оставить без работы сотни тысяч граждан, - считает бывший начальник международно-договорного управления Минобороны РФ генерал-лейтенант Евгений Бужинский. - Обрывая военно-технические контакты с Россией, Украина "стреляет себе в ногу", уничтожая главный сектор своей промышленности - оборонно-промышленный комплекс».«Клинической смертью» украинского ВПК назвал решения Петра Порошенко, блокирующие контакты с Россией в военно-промышленной сфере, депутат Государственной Думы РФ, вице-президент Союзмаша России Владимир Гутенев. Ему вторит и его коллега по парламенту, лидер КПРФ Геннадий Зюганов.«Отказ президента Украины сотрудничать с Россией в сфере оборонно-промышленного комплекса - бездарное и преступное решение, которое нанесет гигантский удар по украинской экономике, повлечет за собой безработицу и рост социальной напряженности», - считает он.В том, что запрет на экспорт товаров военного и двойного назначения в Россию уничтожит военно-промышленный комплекс Украины, убежден и директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. Он уверен: предприятия украинского ВПК без российских заказов не выживут.«Западу их продукция не нужна. Рано или поздно война закончится, но украинская оборонная промышленность и машиностроение к этому времени умрут, - считает эксперт. - В нынешних экономических условиях президент Порошенко не сможет выполнить свое обещание - дать более 3 млрд долларов на перевооружение украинской армии и обновление военной техники в 2015-2017 годах, их неоткуда взять, таким образом внутренний заказ не заменит внешний российский».