Печать или штамп заверяет любой документ, без их присутствия последний не имеет юридической силы. Наличие печати и штампа – непременное, и можно сказать обязательное условие, с которого берет свое начало коммерческая и государственная деятельность.
Поэтому печати и штампы нужны практически всем – от правительственного учреждения самого высокого уровня, до частного предпринимателя.

Причем в России юридическую силу имеют только печати круглой формы, их размер и форма обусловлены нормативными актами. Печати и штампы не всегда являются обязательными, но часто их наличие значительно облегчает жизнь и бережет нервные клетки. К слову, штампы, в отличие от печатей, согласно требованиям, действующим в России, могут быть различной формы. В зависимости от потребностей, форма печатей и штампов может быть разной (круглая печать, овальная печать, прямоугольный и треугольный штамп)

«Без бумажки - ты букашка, а с бумажкой - человек». Эти строки давно стали народной поговоркой. И можно без сомнения сказать, что сама по себе бумажка оставалась простой бумажкой, но все кардинально менялось при наличии оттиска печати или штампа. Издавна на Руси печатям и штампам оказывали огромное внимание. В некоторых случаях наличие штампа расценивалось как мистика. И действительно, часто были случаи, что небольшие обрывки бумаги с отпечатками синего цвета спасали жизни и обладали невероятной силой.

Заменять подпись печатью стали гораздо позже. Печать начали делать круглой формы, по кругу в которой вырезали имя владельца, в центре – личный знак или изображение, которое служило владельцу отпечатка отличительным знаком.

В отличие от настоящего времени, в прошлом печати и штампы изготавливались из различных материалов. Чаще всего использовали металл: свинец был основным материалом для изготовления, но в некоторых случаях использовали золото или серебро. Попытки использовать воск в чистом виде для производства печатей и штампов оказались неудачными ввиду его хрупкости и подверженности перепадам температур. Для решения этой проблемы в состав воска стали вносить добавки - это могли быть различные смолы, краска, мел и т.д.
Эмблемы, которые вырезались на печатях во времена Петра Первого, с течением времени переродились в родовые гербы знати. Это отразилось и на современной печати, которая с тех пор содержит изображения.
В Советском государстве, которое отменило частную собственность, собственной печатью обзаводилось подавляющее большинство организаций и предприятий. А все бланки и договора, не имеющие печати или штампа, со временем стали просто неликвидными.

Попытки заменить дорогие рукописи на дешевые оттиски предпринимались очень давно. Во II веке в Китае изобретена бумага, впоследствии заменившая дорогой пергамент; в VII веке в Корее, Китае и Японии тексты печатали с деревянных гравированных досок. Позже, в XI веке китайские мастера изготовляли уже отдельные иероглифы из керамики, а монолитная форма была заменена составной наборной, что позволяло печатать большими таражами; в XIII веке в Корее буквенные знаки изготавливались из металла.

В Европе попытки печати книг датируются концом XIV - началом XV века. В 1390 году в Нюрнберге Штромер построил первую „бумагоделательную мельницу“, 1418 годом датируется первый известный оттиск с деревянной доски, а в 1446 г. была выполнена первая печать с медных досок.

Иоганн Гутенберг родился в конце XIV века, в городе Майнце. Он изобрёл и осуществил полный цикл современного печатного производства: объединил в одно целое систему металлических литер; создал сплав из свинца, цинка и сурьмы (гарт), а также оборудование для отливки литер из этого сплава; придумал и изготовил наборную кассу и приспособление для набора строк из литер и столбцов из строк; изобрёл типографскую краску (ламповая сажа и лак), а также тампон для нанесения её на готовый набор; изготовил печатный станок, которая позволяла получать прекрасные оттиски книжных страниц; создал систему финансирования и сбыта книжной продукции. Кроме того, есть данные, позволяющие считать, что Гутенберг создал школу. Почти все европейские печатники того времени были выходцами из Германии. Большинство из них родом из Майнца - родины Гутенберга. Как минимум о четырех учениках Гутенберга имеются достоверные сведения.

Гутенберг печатал Библию на латинском языке, учебники, календари, словари, индульгенции - свидетельства об отпущении грехов. За считанные годы после выхода в свет первой книги Гутенберга - знаменитой 42-х страничной Библии - книгопечатание распространилось по всей Европе: в 1460 г. - в Бамберге и Страсбурге, в 1466 г. - в Кёльне, в 1467 г. - в Рими и Венеция, в 1470 г. в - Нюрнберге и Париже.

Влияние начала книгопечатания на европейскую цивилизацию огромно. Печатная книга изменила представление европейцев о науке и образовании, привела к усилению роли светского государства. Журнал Time назвал Гутенберга Человеком Тысячелетия. Понадобилось шестьсот лет, чтобы понять -- главную роль в истории последнего тысячелетия сыграли не полководцы, герои или ученые, а ювелир из города Майнца, первым начавший отливать буквы из металла.

Зарождение отечественного книгопечатания. Книга пришла к нашим предкам с принятием христианства, и уже Киевская Русь поражала Европу грамотностью. В древнейшей русской летописи - "Повести временных лет" под 1037 годом сообщается, что киевский князь Ярослав Мудрый, почитавший книжное учение, собрал в храме Софии множество книгописцев для перевода и переписки книг. Так был создана первая библиотека, насчитывавшая к концу ХI века около ста тысяч рукописей.

Начало книгопечатания на Руси датируется 1550 - началом 1560-х годов. Есть исторические факты, свидетельствующие о существовании некой типографии, выпускавшей церковные книги, но без указания выходных данных. Судя по тому, что в изданиях отсутствует указание на царское повеление их печатать, исследователи предполагают частный характер их производства. Невыясненным является вопрос и о работниках этой типографии. Называются имена Маруша Нефедов - «мастер печатных дел», новгородский мастер Васюк Никифоров, косвенные свидетельства более поздних источников говорят о работе в анонимной типографии Ивана Федорова и Петра Мстиславца.

Но так или иначе 19 апреля 1563 года церковный дьякон Иван Федоров открыл в Москве первую "печатню". Открыл он ее по царскому веленью. Правил тогда Иван Грозный -- царь страшный и жестокий. Зато значение книги царь понимал и, решив не отставать от Европы, повелел построить Государев Печатный двор.

О Федорове известно немного - только то, что он сам о себе рассказал в своих изданиях. Известно, например, что он учился книгопечатанию у некоего датского мастера, которого король Дании прислал в Москву специально по просьбе Ивана Грозного. Можно считать принятым в науке факт обучения Ивана Федорова в Краковском университете в 1529-1532 гг., где он получил степень бакалавра. В нем Иван Федоров познакомился с, античной литературой, изучил греческий язык.

1 марта 1564 года в Москве из-под пресса станка Ивана Федорова вышла книга, положившая начало издательскому делу в России. «Деяния и Послания Апостолов», хотя чаще говорят просто «Апостол». Его отличает высочайшая редакторская культура. В нем не обнаружено ни одной орфографической ошибки, подчистки или опечатки. Исследователей продолжают восхищать высокохудожественные гравюры, филигранный рисунок шрифта, оригинально выполненные заставки и прекрасное качество двухкрасочной печати.

Иван Федоров сам резал и отливал буквы, гравировал рисунки и заставки, редактировал и набирал текст, и с помощником Петром Мстиславцем лист за листом печатал весь "завод" - около 1200 книг! Всего 60 экземпляров этого издания хранятся в крупнейших библиотеках и музеях мира. Мы мало знаем о жизни Ивана Федорова. Неизвестна дата рождения первопечатника, имена его учителей. Вызывает недоумение тот факт, что, выпустив две книги, он уехал из Москвы.

Новые веяния в книжном деле не очень-то пришлись по вкусу старым монахам-переписчикам. Еще бы -- такая конкуренция! Труд переписчика становился абсолютно невыгоден, ведь станок позволял печатать книги куда быстрее и дешевле! Мы знаем, что в 1566 году в типографии Федорова произошел пожар, и есть все основания считать, что он не был случайным. В итоге Ивану Федорову и Петру Мстиславцу пришлось бежать в Литву, а потом и на Украину. "Зависть и ненависть нас от земли и отечества и от рода нашего изгнали и в иные страны, неведомые доселе", -- написал Федоров. Но и там компаньоны продолжили заниматься печатным делом -- издали "Псалтырь" и "Азбуку". Но и там продолжал печатать книги для русских читателей, настойчиво повторяя в своих послесловиях "Иван Федоров - друкарь з Москвы"

В Литве он издает "Учительное Евангелие", на Украине - Библию. Во Львове увидели свет второй вариант "Апостола" и первый учебник - "Букварь", по которому Русь более двухсот лет постигала грамоту.

"Возлюбленный и чтимый русский народ, - обращался он к читателям "Апостола". - Если труды мои окажутся достойными вашей милости, примите их с любовью...".

Дело Ивана Федорова, с чьим именем связано появление печатной книги в России, принесло великие плоды, ибо, несмотря на то, что печатная книга в XVI веке и следующем столетии носила преимущественно духовный характер, - она заложила основу новой книжной культуры, на которой развивалась вся последующая культура Нового времени. Введение книгопечатания в России стало началом «новой письменности», «новой азбуки» и новой эпохи в истории книги.

Первый печатный деревянный станок, сконструированный Гуттенбергом в середине 15 века, состоял из талера - стола, на который устанавливали печатную форму, и пиана - плоской плиты прижимающей бумагу к форме. Пиан приводился в движение вручную с помощью винтового устройства. Краска наносилась также вручную. Производительность такого станка не превышала 100 оттисков в час.

Увеличение тиражей к концу 18 века привело к изобретению стереотипии, которая позволяла получать с наборной формы нужное количество монолитных копий и печатать одно и тоже издание одновременно на нескольких машинах.

Первая печатная машина была сконструирована в Германии Фридрихом Кёнигом в 1808 году. В этой машине движение талера, опускание пиана и нанесение краски на форму были механизированы. Производительность машины составляла 400 оттисков в час. В 1812-1814 гг. Кёниг создал новую печатную машину. В этой машине плоский талер был заменен печатным цилиндром, который, вращаясь, создавал давление на печатную форму. Эта машина имела производительность до 800 оттисков в час.

Первую в мире машину, осуществлявшую набор и отливку строк, построил в 1886 г в Америке немецкий изобретатель О. Мергенталер. Машина позволяла отливать отдельные строки по этому изобретатель назвал ее линотипом (от лат. «linea» - линия и греч. «typos» - отпечаток).

Первые сведения о глубокой печати относятся к 15 веку. В качестве материала для изготовления печатных форм использовали медные пластины. Изображение на формный материал наносили вручную, а углубляли печатные элементы режущим инструментом. Способ изготовления форм назывался резцовая гравюра. Мастера того времени этот способ не только для гравирования портретов и текста, но и для целых книг. Известна гравюра Василия Андреева «Лист сошного письма» (1685), содержащая очень мелкий шрифт, который можно читать только с помощью лупы.

Дальнейшее развитие ручных способов изготовления форм привело к появлению так называемых химических способов гравюры, при которых печатные элементы заглублялись не вручную, а при помощи кислоты. Нанесение же рисунка на цинковую или медную пластины по прежнему выполнялись вручную. К химическим способам гравюры относят офорт (16 век) и акватинта (18 век).

Обычно для офорта применяли цинковую пластину, которую сначала покрывали кислотоупорным лаком, а затем копотью. После этого острой стальной иглой процарапывали слой лака по линиям рисунка до металла. Травление осуществляли в слое азотной кислоты. Затем печатные элементы заполняли краской и прикладывали запечатываемую поверхность. Таким образом в 1694 г. появился «Букварь», сочиненный монахом Карпоном Истоминым. Все 42 страницы букваря гравированы на меди мастером Леонтием Буниным. А в 1701 г. гравер Михаил Карновский оформил «Арифметику» Леонтия Магницкого - учебника, по которому учился Ломоносов.

В случае акватинты медная пластина сначала припудривается порошком смолы, а потом нагревается, в результате чего порошок плавится и прочно закрепляется на пластине, образуя кислотоупорные зерна. Пластину травят в растворе хлорного железа в несколько приемов с последовательным выкрыванием от светлых тонов к темным. Кислота проникает в промежутки между слипшимися зернами и на поверхности образуется множество мелких печатающих элементов, различных по глубине.

В отличие от офорта оттиск акватинта представляет собой не штриховое, а полутоновое изображение, сходное с рисунком кистью. Формы изготовленные ручным способом, при печатании закатывали краской и вручную очищали пробельные элементы

В настоящее время указанные способы не являются промышленными.

На смену ручным способам получения печатных форм пришел фотохимический. В 1879 г. чешский художник и фототехник Карел Клич объединил два способа изготовления печатной формы - акватинта и перенос изображения на формный материал с помощью пигментной бумаги.

В начале 20 века взамен плоскопечатных машин появились ротационные машины глубокой печати. Также появился новый способ изготовления печатных форм глубокой печати - электромеханический с применением электронно-гравировальных автоматов.

До недавнего времени способом высокой печати печатались высоко иллюстрированные многокрасочные журналы, портреты, книжные вклейки, открытки, марки плакатная и рекламная продукция. В настоящее время использование метода глубокой печати приостановлено из-за применения экологически вредных красок.

В зависимости от материала, применяемого для изготовления печатной формы, и способа передачи изображения с формы на бумагу существует несколько разновидностей плоской печати: литография, фототипия и офсет.

Литография (греч. «lithos» - камень, «grapho» - пишу) была изобретена в конце 18 века в Германии Алоизием Зенефельдером. Сущность способа заключалась в следующем. Но поверхность известкового камня после ее подготовки (шлифование, очистка, сушка) изображение наносилось вручную жирной тушью или жирным карандашом. Эти участки на форме являлись печатающими элементами. Участки поверхности камня не занятые изображением, - пробельные элементы - подвергались химической обработке. В результате чего пробельные элементы в процессе печатания воспринимали воду и отталкивали краску. При печатании сначала поверхность камня увлажняли, а за тем накатывали валиком краску, которая удерживалась только на печатающих элементах. Таким образом, принцип разделения печатающих и пробельных элементов на форме не пространственный, а физико-химический

Основное достоинство литографии заключается в том, что по сравнению с гравюрой на дереве или металле является менее трудоемкой, более дешевой и многотиражной.

Совершенствование литографии заключалось в изобретении способа фотографического переноса изображения на камень, а за тем были открыты копировальные слои. Затем каменные формы были заменены металлическими пластинами. Печатание с форм осуществлялось на плоскопечатной машине с электроприводом. Первая такая машина появилась в 50-х годах 19 века. Производительность не превышала 800 оттисков в час. В начале 20 века была изобретена литографская ротационная машина, но качество оттисков значительно уступало плоскопечатным машинам.

Фототипия - способ факсимильного (точного) воспроизведения самых сложных по характеру штриховых и полутоновых изображений. Во второй половине 19 века чешский фототехник Якуб Гусник использовал в качестве основы для изготовления печатной формы толстую стеклянную пластину и нанес на ее поверхность слой хромированного желатина. Проэкспонировав пластину под полутоновым негативом и проявив изображение, Гусник получил печатную форму. На форме площадь печатающих элементов (задубленных зерен) и уровень их расположения определялись плотностью участков негатива. Отсюда тона изображения оригинала на оттиске передавались не только площадью печатающих элементов, но и толщиной слоя краски. Это способствовало получению оттисков, не уступающих по точности воспроизведения фотографическим отпечаткам.

Фототипия применяется в настоящее время для воспроизведения высокохудожественных оригиналов небольшими тиражами.

Дальнейшее развитие плоской печати связано с разработкой Иваном Орловым в 1890 году машинного способа печатания денежных купюр. Суть способа заключалась в том, что на бумагу переносилась не одна краска, а все краски одновременно, что создает на оттиске радужное многокрасочное изображение. Этого можно было добиться на специальной орловской машине, печатный аппарат которой состоял из нескольких форм, по числу красок, и сборной формы, печатающие элементы которой составляли рисунок. Характерной особенностью машины была промежуточная поверхность - специальный валик, передающий краску с одной формы на другую. Новый способ получил название печати с переносом. В настоящее время методом орловской печати выполняют некоторые элементы ценных бумаг и денежных знаков РФ.

В начале 20 века американские изобретатели Айра Рубель и Каспар Германн воспользовались данными методом и назвали его офсетной печатью (англ. «offset» - печать с промежуточной поверхности). В офсетных печатных машинах красочное изображение с печатной формы передается на бумагу через промежуточную обрезиненную поверхность. Изобретателем офсетной машины считают Айру Рубеля. Им в 1904 году была сконструирована однокрасочная офсетная машина, а в 1921 появилась двухкрасочная машина, а в 1930 году четырех красочная машина.

Глава II. Происхождение печатей и гербов. Внешний вид печатей. Теоретическая геральдика


Происхождение печатей. Происхождение печатей восходит к глубокой древности. Его нужно искать в тех знаках, которые первобытный человек ставил на предметах, ему принадлежавших. Каждый род первобытнообщинного строя обожествлял какое-нибудь животное, иногда даже принимал его имя, делал это животное тотемом. Изображение такого животного служило родовым знаком, отличающим данный род от других родов. С развитием человеческого общества, с появлением собственности связана замена изображений животных на отдельных предметах изображениями орудий труда или элементов бытового характера. Постепенно родовой знак заменяется семейным и ставится на предметах, находящихся в частной собственности семьи.

Изобретение письменности влечет за собой некоторые изменения знаков собственности. Очень часто знаком принадлежности являются инициалы, т. е. начальные буквы имени главы семьи.

Знаки собственности в большом количестве дошли до нашего времени от периода Древнерусского государства. Они вырезаны или нацарапаны на мелких предметах домашнего обихода, на денежных слитках и являются уже не родовыми и семейными, а скорее личными знаками.

Один из исследователей русского юридического быта П. С. Ефименко в 1874 г. в статье "Юридические знаки" сообщил свои наблюдения над знаками собственности, какие он имел возможность видеть у населения бывшей Архангельской губернии - русских, карелов, саамов (лопарей) и ненцев. У русских крестьян эти знаки собственности назывались "знаменами", "пятнами", "метками", "отметками", "рубежами", "клеймами". В метках русского населения преобладали главным образом прямые линии, так называемые рубежи (от слова рубить, делать зарубки). У других народов знаки собственности были более закругленными. Эти "знамена" были условными знаками для обозначения собственности на тот или иной предмет. В частности, у русского населения встречались такие знаки, как рубеж, крест, сорочья лапа, воронья лапа и др. Такие отдельные знаки обычно имели домохозяева. Взрослые сыновья, пока они жили вместе с отцом, пользовались общим семейным знаком. Но если сын отделялся от отца, он выбирал себе новый знак собственности, причем в начертании этого знака сохранялись черты прежнего, семейного. Если, например, у отца был знак три рубежа, то первый отходящий сын получал новый знак, в котором полностью сохраняется отцовское знамя и, кроме того, присоединяется лишняя маленькая черточка, которая придает известную индивидуальность знаку нового домохозяина. Второй сын получает знак, несколько отличный от знака первого сына и т. д. Эти знаки крестьяне ставили на различных предметах, принадлежавших им, в том числе и на предметах, предназначавшихся для продажи.

Усложнялись знаки собственности, переходящие по наследству и на гончарных изделиях XI-XII вв. Очевидно, гончарное дело переходило по наследству от отца к сыну.

В южных районах в XVI-XVII вв. существовал обычай отмечать знаками-знаменами бортные деревья. Поставленные знаки означали право владения на бортные деревья. Обычай этот сложился еще задолго по появления Русской Правды * . Среди бортных знаков-знамен встречаются изображения орудий труда, предметов хозяйственного быта, вооружения и т. д.

* (Г. Н. Анпилогов. Бортные знамена как исторический источник. (По Путивльским и Рыльским переписным материалам конца XVI и 20-х годов XVII в.). "Советская археология". 1964, № 4, стр. 153. )

Условные знаки употребляли и древнерусские князья. Княжеские знаки изображались на монетах, медных подвесках, оружии, поясах дружинников и воинских знаменах, ставились на предметах ремесла, производившихся ремесленниками-холопами на княжеском дворе. Княжескими знаками был помечен весь живой и мертвый инвентарь княжеского хозяйства - кони, бортные угодья, границы земель.

Со временем знаки собственности стали изображать на печатях.

Обычай употреблять печати возник на Востоке. В вавилонских, египетских и других источниках мы находим упоминания о них.

Вопрос о появлении печатей на Руси в настоящее время не может быть разрешен вследствие отсутствия источников, но несомненно, что еще до официального принятия христианства (конец X в.) русские князья употребляли печати, на которых изображались родовые знаки Рюриковичей. Об этом свидетельствует печать князя Изяслава Владимировича - старшего сына Владимира Святославича, найденная в Новгороде в 1953 г. Князь Иаяслав Владимирович умер в 1001 г., т. е. в самом начале XI в. На его печати изображен знак Рюриковичей, являющийся простейшим усложнением знака Владимира Святославича * .

* (В. Л. Янин. Актовые печати Древней Руси X-XV вв., т. I. М., 1970. стр. 41 (далее - "Актовые печати"). )

В древности, когда еще не была достаточно развита письменность, печатью удостоверялась не только подлинность документа. Печати имели и более широкое значение: они заменяли верительные грамоты. Если обратиться к такому источнику древнерусской истории, как договор князя Игоря с греками, записанный в Начальной Летописи под 944 г., то в нем можно найти следующие сведения о печатях: "А великий князь Рускии и боляре его да посылають въ Греки к великим цесарем Гречьским корабли, елико хотять, со слы и с гостьми. Якоже им оуставлено есть, ношаху ели печати злати, а гостье сребрени. Ныне же уведел есть князь нашь посылати грамоту ко цесарьству нашему. Иже посылаеми бывают от них (посли) и гостье да приносить грамоту, пишюче сице: яко послах корабль селько" и от тех да оувемы и имы, оже с миромь приходить" * .

* (ПСРЛ, т. I, вып. 1, изд. 2-е. Л., 1927, стр. 48. )

Смысл этого места договора сводится к следующему. Раньше русские послы и торговые люди, которые приезжали по дипломатическим либо торговым делам в Византию, имели при себе в качестве удостоверения того, что они действительно являются послами или торговыми людьми, золотые и серебряные печати. Теперь, по новому договору, устанавливался иной порядок: послы обязаны предъявлять не печати, а грамоты, в которых указывается, сколько кораблей было послано из Руси в Византию, причем на основании этих верительных грамот греки имели возможность убедиться, что послы и торговые люди приходят "с миром" и не замышляют никакой вражды.

Если обратиться к истории монголов, то тоже можно найти подтверждение того, что металлические предметы играли роль верительных грамот. Эти предметы представляли собой золотые или серебряные дощечки, на которых вырезалось повеление хана. Такие дощечки назывались по-монгольски - байса. Байса - металлическая дощечка до 20-30 см длины. В верхней части ее было отверстие для шнура, посредством которого байса привешивалась к поясу. Надпись изображалась вертикально. Байса служила подтверждением полномочий, данных ханом своим посланцам.

В связи с дальнейшим развитием письменности печати стали употребляться для удостоверения письменных документов. Печать, или байса, стала даваться не взамен верительных грамот, а как подтверждение их. Привешенные или приложенные к грамоте печати свидетельствовали, что документ достоверен. О таких верительных грамотах говорится в цитированном выше отрывке договора Руси с греками 944 г.

Внешний вид печати. Печати делятся на матрицы и оттиски. Матрицы - это рисунки печатей, вырезанные на твердых предметах: металле, камне, кости, стекле, в более позднее время - на каучуке. Оттиском называется отпечаток, который получается на металле, воске, бумаге в результате применения матрицы.

Печати-оттиски различаются либо по способу прикрепления печати к документу, либо по материалу, употребленному для получения оттиска.

По способу прикрепления печати делятся на вислые и прикладные. Первые привешивались к документу, вторые прикладывались. Основной формой печатей до XV в. включительно были вислые печати. На документе, написанном на пергаменте или бумаге, в его нижней части под текстом делалось небольшое отверстие, через которое продевался шелковый или льняной шнур, концы которого скреплялись печатью.

Несколько иным способом была привешена древнейшая вислая печать X в., найденная археологами в 1953 г. в Новгогороде. Печать принадлежала старшему сыну князя Владимира Святославича князю Изяславу Владимировичу - родоначальнику ветви полоцких князей. Печать оттиснута на неправильно обрубленном свинцовом бруске и была привешена не на шнурке, а на широком кожаном ремешке. На печати видны остатки сквозной щели и ремешка.

Только с конца XIV в. появляются прикладные печати. Правда, и до этого времени использовались прикладные печати, оттиснутые перстнями.

Печати делятся на металлические, восковые, воско-мастичные, сургучные, копченые. Для изготовления печатей употреблялись золото, серебро и чаще всего свинец. Это объясняется как сравнительной мягкостью свинца, так и его дешевизной.

Для изготовления печатей применялся воск: чистый белый или желтого цвета, или смешанный с краской - черной, красной или темно-коричневой. В некоторых документах есть указания на цвет восковой печати. Например, в списках грамот очень часто имеются приписки: "а под подлинной грамотой печать черного воска", "а у подлинной грамоты печать красного воска".

Но воск очень непрочный материал. Чтобы предохранить печать от быстрого разрушения, стали приготовлять особую восковую мастику. Воск смешивали с краской, мелом или мукой, смолами, жирами и от этого масса, из которой приготовляли печати, делалась более прочной. Печати, сделанные из такой смеси, назывались воско-мастичными. Воско-мастичные печати сохранялись лучше, чем восковые. Краска для них бралась главным образом красного цвета, поэтому воско-мастичные печати имели либо красный, либо бледно-красный цвет.

Иногда, правда, редко, в качестве материала для получения оттиска печати употреблялась смола. В источниках встречается упоминание: "печать на черном дегте".

Приблизительно с конца XVII в. входят в употребление красные и черные сургучные печати. В Центральных учреждениях сургучные печати начали употреблять в конце XVII в., в местных учреждениях - в XVIII в. В Посольском приказе в конце XVII в. красным сургучом печатали "почтовые сумы" и "приказные всякие письма" * . Внутренние таможни, как местные учреждения, нередко еще в 40-х годах XVIII в. попеременно используют и воско-мастичную смесь и сургуч ** .

* (ЦГАДА. Городовые книги по Новгороду Великому, № 136, л. 106, об., № 139, л. 24, об., 88; № 149, лл. 2, 120 об. № 121. )

** (Н. Ф. Демидова. Русские таможенные печати XVII- XVIII веков. "Аграрная история Европейского Севера СССР". Вологда. 1970, стр. 190. )

Сургуч для печатей продавался в Москве вместе с бумагой в Овощном ряду.

На документах XVIII - XX вв. встречаются еще так называемые "копченые" печати. Материалом для получения таких печатей-оттисков являлась сажа. Металлическая или каменная матрица коптилась на огне и затем прикладывалась к бумаге. Поле такой матрицы давало черный отпечаток на бумаге, а вырезанный на ней рисунок или надпись получались белого цвета. Таковы, например, печати казахских ханов XVIII в., приложенные к письмам, адресованным русскому правительству. В XIX в. "копченые" печати употребляли волостные правления, сельские старосты. "Копченые" печати встречаются и на документах, исходивших из городских учреждений XVIII -XIX вв.

Наконец, с появлением каучуковых штемпелей в XIX - XX вв. в качестве материала для получения оттиска стала употребляться особая жидкая мастика.

Известно два основных вида печатей-матриц. Во-первых, матрицы для вислых печатей. Вислая печать имеет изображение с обеих сторон. Чтобы придать печати двустороннее изображение, нужна соответствующая матрица. Матрица для вислых печатей имела форму щипцов. На обоих концах щипцов в том месте, где они плотно прилегают друг к другу, вырезались соответствующие изображения или надписи. Когда мягкая масса, свинец или воск, зажималась этими щипцами, то на обеих ее сторонах получался отпечаток изображения, вырезанного на концах щипцов.

Такие матрицы назывались тисками. В Печатном или Посольском приказах, где прикладывались печати к царским грамотам, было несколько разных размеров и рисунков матриц-тисков. Так, в августе 1696 г. кузнец Константин Иванов с товарищами изготовили по заказу Посольского приказа тиски "для печатанья его, великого государя, грамот малороссийскою печатью". Эти тиски были сделаны из железа и имели деревянные ручки * .

* (ЦГАДА. Городовые книги по Новгороду Великому, № 146, лл. 20-20 об. )

Для вислых печатей употреблялся главным образом металл, воск или восковая мастика. Для получения золотой или серебряной вислой печати брали две тонкие золотые или серебряные пластинки, между этими пластинками прокладывали шнур, а затем пластинки вместе со шнуром зажимали щипцами матрицы.

Вторым видом матрицы был металлический или каменный круг, иногда четырехугольник, на котором вырезалось обратное изображение и надпись. Когда такая матрица прикладывалась к мягкой массе, например к воску, получался оттиск. При помощи такой матрицы можно было получить прикладную печать-оттиск, одна сторона которого плотно прилегала к бумаге, а на другой оттискивалось изображение - копия матрицы.

Восковые и воско-мастичные прикладные печати прикреплялись к документам следующим образом. В том месте, где нужно было приложить печать, в документе прорезалось два небольших отверстия длиною от 0,5 до 1 см на расстоянии 2-4 см друг от друга. Через эти отверстия пропускалась узкая полоска бумаги, сложенная вдвое или вчетверо, длиной 8-10 см. Концы этой полоски накладывались друг на друга на лицевой стороне документа. На эту полоску прикладывалась печать. Когда воск или восковая мастика плотно прижимались металлической или каменной матрицей к документу, то полоска, пропущенная через бумагу документа, врезалась в восковую массу, и восковая или воско-мастичная печать прочно держалась на документе. Такие печати назывались "отворчатыми", потому что они держались на бумажных петлях * . Кроме наименования "отворчатая печать" в источниках встречаются названия: "печать под кустодиею" или "отворчатая печать под кустодиею" (кустодия - от латинского слова custodia - стража, охрана). Для предохранения воско-мастичной печати от разрушения ее прикрывали сверху бумажным кружком, диаметр которого был несколько больше диаметра печати. Этот кружок приклеивался к документу с левой стороны печати и закрывал ее лицевую сторону. Чтобы увидеть печать, нужно было отогнуть кружок. "Печати под кустодиею" прикладывались к жалованным грамотам, к грамотам с прочетом и другим документам, исходившим от верховной власти.

* (Отворчатый, по В. И. Далю, повешенный на петлях, на крюках. )

Для предохранения печатей от разрушения использовался и другой прием. Вокруг печати помещался специальный жгутик из перевитой и завязывающейся узлом полоски бумаги.

Разновидностями матрицы для прикладных печатей были каучуковый штемпель и матрица-перстень. В металлическую оправу перстня вставлялся камень, на котором вырезалось какое-либо изображение или надпись. При помощи такого перстня можно было получить оттиск прикладной печати.

Матрицы для прикладных печатей часто делались из серебра и золотились. К их изготовлению привлекались мастера серебряного дела. Печати-матрицы хранились в особых деревянных ящиках, оклеенных бархатом или атласом, с серебряными пробоями и личинками. Иногда лицо, ответственное за приложение печати, носило печать в сафьяновом мешочке (мошне), на шелковом шнуре на шее. Когда изготовлялась новая печать, то вместе с ней заказывались ящики для ее хранения (обычно два) и сафьяновый мешочек. Так, в сентябре 1692 г. в Посольском приказе была сделана новая серебряная вызолоченная печать для Ярославля. К выполнению этой работы был привлечен крупнейший резчик по серебру, жалованный мастер Оружейной палаты Василий Андреев. В делопроизводстве Новгородского приказа, из средств которого была оплачена эта работа, сохранилась следующая запись, содержащая сведения об объеме работ и их стоимости: "зделана печать серебряная и вызолочена, а знак вырезан по Государственной книге - княжества Ярославского - медведок стоячей. Да к той же печати зделаны ящик, оклеен бархатом черевчатым, а другой поменьши, с лица и внутри оклеен атласом черевчатым. У обоих пробои и петли и личинки серебряные. Да к той же печати привязана мошна и шнур шолковой с золотом". Изготовление печати обошлось Новгородскому приказу в 13 руб. 10 алт., из них полтора рубля было уплачено за работу серебряного резного дела мастеру Василию Андрееву * . Гораздо дешевле обошлось Новгородскому приказу изготовление серебряной печати для Пскова в ноябре 1693 г. При той же оплате труда резчика Василия Андреева приказ получил экономию на оформление печати: вместо двух ящиков был изготовлен один, причем на железных, а не серебряных петлях и т. д. Вся работа обошлась в 6 руб. 1 алт ** .

* (ЦГАДА. Приказные дела старых лет, 1961, гд., д. 261, л. 295; Городовые книги по Новгороду Великому, № 136, лл. 7-7 об. )

** (ЦГАДА. Городовые книги по Новгороду Великому, № 139, л. 16. )

Употребление различных материалов для печатей-оттисков находится в некоторой связи с назначением документов, которые они скрепляют.

Золотые печати в Русском централизованном государстве привешивались обычно к трактатам, заключаемым с императорами Священной Римской империи. Дипломатические акты, отражающие сношения с этими императорами, признавались документами особой важности. Золотые печати привешивались и к так называемым шертным грамотам татарских царей и царевичей. В процессе усиления Русского государства и одновременно ослабления и распада государственных образований монгольско-тюркских народностей монголо-татарские цари и царевичи начали принимать русское подданство и приносить присягу на верность. Эта присяга называлась шертью. В ответ на такую присягу русское правительство выдавало шертные грамоты, обещавшие защиту и покровительство новым подданным.

Серебро в качестве материала для вислых печатей встречается довольно редко. В период феодальной раздробленности вся территория Русского государства была разделена на ряд мелких княжеств, одни из которых считались великими, другие удельными. Например, сложились великие княжества Московское, Тверское, Ярославское, Нижегородское. Каждое из этих великих княжеств имело свои удельные княжества, с которыми состояло в дружбе, о чем и заключались договоры между князьями. В XIII - XIV вв. к таким междукняжеским договорам привешивались серебряные печати. Встречаются серебряные печати и под договорами московских и тверских великих князей с Новгородом. Серебряные печати иногда привешивались к духовным завещаниям князей. В частности, серебряные печати имеют обе духовные грамоты великого князя московского Ивана Даниловича Калиты (первая половина XIV в.).

Наиболее распространенный тип металлических вислых печатей - свинцовые печати. Они привешивались к документам самого разнообразного содержания, в том числе и к дипломатическим актам - к междукняжеским договорам и к договорам великих князей с Новгородом.

С конца XV в. получают распространение печати восковые и воско-мастичные, которые, как и свинцовые, привешивались к документам разнообразного содержания. С этого же времени прикладные печати почти совершенно вытесняют из приказного делопроизводства вислые. Вислые печати сохраняются лишь для удостоверения важнейших документов.

Происхождение гербов. Гербы возникли в Западной Европе в XI-XII вв. в эпоху так называемых крестовых походов. Одной из главных причин, вызвавших их появление, были особенности рыцарского вооружения той эпохи. Огнестрельного оружия еще не было; сражались мечами, саблями, копьями, стрелами. Необходимость предохранить воина от поражения этим оружием вызывала особый характер вооружения. Рыцари - лица, принадлежащие к социальным верхам общества, были с головы до ног закованы в металл: шлем, кольчуга, латы, наколенники, сапоги, щит. Шлем и забрало целиком закрывали голову рыцаря. Узнать, кто именно скрывается под вооружением, было невозможно. Необходимостью отличать рыцарей друг от друга объясняется появление на рыцарских щитах изображений знаков, особых для каждого рыцаря. Впоследствии рыцарские знаки сделались родовыми, стали передаваться по наследству от отца к сыну и называться гербами.

В Западной Европе в средние века были распространены военные игры, военные состязания, так называемые рыцарские турниры. На турнир рыцари являлись вооруженными с головы до ног и распознать, кто именно скрывается под тяжелым вооружением, можно было только по гербу на щите рыцаря.

Перед турниром герольды объявляли перечень лиц, явившихся участвовать в турнире, при этом они не только называли имя рыцаря, но и описывали его герб. Поскольку этими вс росами стали специально заниматься, то были выработаны правила, при помощи которых составлялись гербы. Появились особые требования к гербам, и возникла критика того или иного герба с точки зрения соответствия этим требованиям. Гербоведение, или геральдика, приобрело, таким образом, известную систему.

Теоретическая геральдика. Правила составления гербов - предмет теоретической геральдики. Знание этих правил, применявшихся в XVIII - начале XX вв., помогает определить принадлежность гербов или гербовых печатей.

По правилам геральдики, составными частями герба являются: щит, шлем, корона, нашлемник, намет, щитодержатели, девиз, мантия и особые украшения вокруг щита. Все эти части не всегда были налицо в каждом гербе. Одни из них считались главными и обязательными, другие - второстепенными и необязательными.

Главной частью герба на основе тех приемов составления гербов, какие были выработаны западноевропейской геральдикой, является щит треугольной, или варяжской (рис. 5,1), овальной, или итальянской (2), квадратной с закруглением внизу, или испанской (3), четырехугольной с заострением внизу, или французской (4), и вырезанной, или германской, форм (5). Наиболее распространенной в русской геральдике была французская форма щита.

Гербы составлялись обычно как рельефные изображения. В качестве материала для их составления употреблялись металлы, цветные финифти (или эмали) и меха; иногда рельефное изображение заменялось цветным.

Для изображений на гербах употреблялось золото и серебро. Причем при рельефных изображениях золотые фигуры чаще всего были не золотыми, а позолоченными. На цветных изображениях золото давалось золотой или желтой краской, серебро - серебряной.

Герб изображался на различных предметах, принадлежащих его владельцу, в том числе и на металлических. Например, он гравировался на фамильном серебре. В подобных случаях краска заменялась условными графическими изображениями. Допускалось графическое изображение гербов и на бумаге. Золото графически изображалось черными точками на белом поле, серебро - в виде белого поля без заштриховки.

Финифтей употреблялось пять: красная, голубая, или лазоревая, зеленая, пурпуровая и черная. Красный цвет изображался красной краской, а графически - вертикальными линиями (рис. 6,1); голубой цвет - голубой краской, графически - горизонтальными линиями (2); зеленый цвет - зеленой краской, графически - диагональными линиями справа (3). Необходимо оговориться, что геральдическая правая сторона считается от того лица, которое держит щит. От зрителя геральдическая правая сторона будет левой, и наоборот.

Пурпуровый цвет изображался сиреневой краской, а графически - диагональными линиями слева (4); черный цвет - черной краской, графически - взаимно пересекающимися линиями (5).

На гербах изображались также и человеческие фигуры, причем в этом случае допускался еще телесный цвет.

При составлении гербов употреблялись горностаевый и беличий меха. Горностаевый мех изображался в виде белого поля, усеянного черными хвостиками (рис. 7, 1). Иногда вместо естественного изображения давалось стилизованное (2). Когда горностаевый мех изображался черными знаками по белому полю, он назывался горностаевым; когда же краски распределялись в обратном порядке: поле делалось черным, а знаки - белыми, мех назывался противогорностаевым. Беличий мех обычно изображался по белому полю голубыми значками, напоминающими развернутую шкурку белки (3).

Основное правило при составлении гербов: металл на металл и финифть на финифть не накладываются. Можно накладывать либо финифть на металл, либо металл на финифть. Если поле золотое, то фигуры на нем могут быть только финифтяные, серебряных накладывать нельзя. Золотые и серебряные фигуры могут быть даны только на поле, покрытом финифтью того или иного цвета.

Иногда щит на гербе был одноцветным, а иногда он по своей раскраске делился на части (рис. 8). Щит мог быть разделен пополам по вертикали; одна половина одного цвета, другая - другого. Такой щит назывался рассеченным. Щит мог делиться пополам не по вертикали, а по горизонтали. В этом случае он назывался пересеченным. Щит, который делился по диагонали из правого или из левого верхнего угла, назывался скошенным справа или слева.

В геральдике встречались различные комбинации этих основных делений щита. Каждая комбинация имеет свое особое название. Иногда щит разделялся на четыре равные части, т. е. он являлся одновременно и рассеченным и пересеченным.

Фигуры, которые помещались на щите, делились на два основных раздела: фигуры геральдические и негеральдические. Основных геральдических фигур шесть. Первая из них называлась главой щита (рис. 9,1). Щит имел главу в том случае, когда 2/7 его длины вверху давалось другим цветом. Если 2/7 длины щита снизу давались другим цветом, то геральдическая фигура, получавшаяся при этом, называлась оконечностью, или подножием, щита (2). Третья геральдическая фигура - столб - получалась, когда другим цветом давалась 1/3 ширины щита (3). Если другим цветом выделялась 1/3 длины щита, то это составляло четвертую фигуру - пояс (4). Пятая фигура - перевязь; это выделение другим цветом 7з щита по диагонали. Перевязь может быть и справа и слева (5 и 6). Шестая фигура - стропило: две встречные перевязи, не доходящие до верха щита (7).

Употреблялись и другие геральдические фигуры, представляющие собой различные комбинации основных. Из них следует отметить два креста - они очень часто встречались в гербах. Первый крест - комбинация из столба и пояса (5), второй - две взаимно пересекающиеся перевязи (9).

Кроме геральдических фигур, в геральдике употреблялись фигуры негеральдические. Они, в свою очередь, делились на фигуры естественные, искусственные и легендарные.

Естественными фигурами назывались изображения живых существ, небесных светил и стихий (человек, животные, птицы, рыбы, растения, солнце, луна, звезды, огонь, вода). По геральдическим правилам все живые существа должны изображаться обращенными в правую геральдическую сторону, т. е. в левую от зрителя.

Искусственные фигуры - это изображения предметов, сделанных человеческими руками, например лук, стрела, серп, молот.

К легендарным фигурам относятся изображения таких предметов или животных, каких не существует в природе, например единорог, двуглавый орел, дракон, грифон (легендарное животное, имеющее туловище льва, орлиную голову и крылья) и т. д.

Щит - обязательная часть герба, остальные части необязательны. Часто щит на гербе венчался шлемом, т. е. над щитом давали изображение воинского головного убора. При этом шлем имел круглую - западноевропейскую - форму или же древнерусскую - остроконечную. Шлем изображался в фас или в профиль, обращенный в правую геральдическую сторону.

Герб мог венчаться не только шлемом, но и короной. Корона иногда заменяла шлем, иногда помещалась над шлемом или под ним.

В русской геральдике различалось несколько видов корон: княжеская, графская, баронская и дворянская. Княжеская корона представляла собой шапку темно-малинового бархата с горностаевой опушкой и тремя золотыми дугами, усеянными жемчугом. Наверху короны помещалась золотая держава, т. е. шар с крестом. Графская корона - золотой обруч с вставленными в него девятью жемчужинами. В русской геральдике было два вида баронских корон: российская баронская корона, которая представляла собой золотой обруч, перевитый жемчужными нитями в трех местах, и прибалтийская баронская корона - золотой обруч с вставленными в него семью жемчужинами. Такие же короны были и на гербах баронов иностранного происхождения, приехавших из Западной Европы и поступивших на русскую службу. Дворянская корона представляла собой золотой обруч с тремя листовидными зубцами и двумя жемчужинами между ними.

Герб, кроме шлема и короны, украшался еще особой фигурой, как бы выходящей из шлема или короны. Такая фигура называлась нашлемником. Это мог быть конь, птица и др.

Мантия и намет как части герба своим происхождением непосредственно связаны со средневековым рыцарским вооружением. Мантия и намет изображали плащ, который рыцари носили поверх металлического вооружения.

Мантия в русской геральдике встречается только на княжеских гербах. Она представляет собой бархатное полотнище малинового цвета, выпущенное из-под короны, снизу подложенное горностаевым мехом. На фоне мантии помещался гербовый щит со всеми изображениями на нем.

Намет представлял собой украшение, которое спускалось со шлема и имело вид вырезной виньетки. Верхняя сторона намета была красного, голубого или иного цвета, а нижняя - золотая или серебряная. Например, говорилось: голубой намет подложен серебром.

К необязательным частям герба следует отнести щитодержателей - фигуры, которые поддерживали щит. Эти фигуры могли быть естественными и легендарными (люди, животные, птицы, мифические существа). Например, на гербе графа А. А. Аракчеева щитодержателями были с одной стороны воин, закованный в латы, с другой - единорог.

Последней составной частью герба являлся девиз, т. е. словесное выражение, как бы характеризующее правила жизни и деятельность человека - владельца герба. Например, на гербе А. А. Аракчеева был девиз: "без лести предан", на гербе графа М. М. Сперанского - "Sperat in adversis", т. е. надеяться и в несчастьи". Девиз обычно помещался на ленте, которая волнообразно извивалась под щитом. По геральдическим правилам, расцветка ленты девиза и букв на ней должны были соответствовать расцветке гербового поля и его главной фигуры. Если поле щита было голубым, а основная фигура серебряной, то девиз давался серебряными буквами на голубой ленте.

● Впервые печати появились в конце IV века в Риме. Позже они широко использовались в Западной Европе и Византии. Как правило, в средние века печати употреблялись для удостоверения подписи или для защиты подлинности подписи. В эпоху Римской республики печать применялась только для сохранения документа от подлога. Вот как описывался одним из авторов (Н.П. Ляпидевским - прим. ред) процесс приложения печати: "Документ свертывался в трубку или складывался в квадратную форму, обертывался в холст, прошнуровывался ниткой, конец которой, в том месте, где они сходились с оберткой, скреплялся посредством куска воска, и на нем клалась печать". На таких документах печати прилагались должностными лицами, а в некоторых случаях и свидетели прикладывали свои личные печати. Таким образом, для того чтобы в дальнейшем можно было ознакомиться с документом, сначала нужно было сломать печать. Так римляне охраняли свои документы от подделок и любопытных глаз. Однако, как уже подчеркивалось, печать не свидетельствовал подписи сторон. Например, для того чтобы подтвердить подпись дарителя в договоре, он должен был лично явиться в суд и подтвердить свою подпись и факт дарения, в противном случае одаряемый не вправе был претендовать на этот подарок.

● Первоначальный способ прошнуровки и проставления печатей был произвольным, но впоследствии, во времена правления император Нерона, сенат постановил, чтобы документы сшивались тройной ниткой, для чего в середине полей надлежало просверливать отверстия, через которые эти нити пропускались, а затем припечатывались на обороте документа.

Удивительно, что в наш век автоматизации и прогресса в отношении документов все еще используется такой архаичный способ, который до сих пор не изжил себя, оберегая документы от подлогов.

До XI века употребление печати в странах Европы не имело никаких определенных правил. Печать как средство утверждения документов появляется позже в Германии, при Короле Карле Великом.

Однако с XI в. механизм употребления печати перерос в право печати. Каждый гражданин, принадлежавший к дворянству, имел право иметь свой герб, но отнюдь не каждый дворянин имел право на личную печать и право утверждать документы. Такое право носило характер особой привилегии.

Вассалы при заключении различного рода сделок могли воспользоваться печатью своего господина; лица, проживающие на церковных землях, - печатью церкви или монастыря; дети - печатью своих родителей. Лишение печати рассматривается в этот период как наказание в виде лишения особых прав.

● В XI-XII веках внешний вид печатей Германии и Франции не имел особых различий, но, как правило, на рыцарских и баронских печатях были изображения всадника в полном вооружении, предметов охоты, драконов, орлов, звезд; на печатях женщин - изображение лилии. Печати имели и различные формы: печати светских лиц - круглые, духовных лиц и женщин - овальные. Можно было встретить и печати необычных форм, например, имеет форму сердца печать Конрада Тюрингского, форму груши - Рудольфа Габсбургского.

Кроме того, печати подразделялись на публичные и частные, на односторонние и двусторонние (одна сторона которых была простой, а другая - изящной, с различными украшениями для особых торжественных случаев).

Материалом для изготовления печатей служил воск или металл. Родиной металлической печати является Византия, откуда металлическая печать постепенно перешла на Запад. Императоры и короли обыкновенно употребляли золотые и серебряные печати. Другие употребляли печати свинцовые, медные, оловянные. Железными пользовались крайне редко.

● Не менее интересен вопрос о цвете печати. Самым древним цветом печати был белый, зачастую он встречался на королевских документах - со времен Меровингов до времен императора Фридрих III. Желтая восковая печать употреблялась в XII-XV веках. В Германии ей пользовались герцоги, епископы, а также монастыри и частные лица. А вот во Франции использование желтой печати относилось к исключительной привилегии королей. В начале XIV века лишь самым знатным и почетным гражданам разрешалось пользоваться зеленой печатью, однако уже со второй половины XIV в. и до XVI столетия она стала общеупотребляемой. В XVII веке германские императоры ставили красновосковые печати. Исключительное право на употребление королевской красной печати, и то лишь в виде великой милости, дозволялось только избранным особам. Но уже во второй половине XVI в. она полностью вытесняет из оборота зеленую печать, даже на документах частных лиц. Древнейшая черновосковая печать известна в дипломатии с 1248 года. Ей также пользовался Гроссмейстер мальтийского ордена, а также она была в ходу у некоторых дворянских родов.

Содержание оттисков печатей, как правило, определялось принадлежностью к какому-либо сословию, это мог быть родовой герб, однако чаще всего были надписи, состоящие из имени владельца, иногда с присоединением года рождения владельца или года изготовления самой печати. При обозначении имен в XI столетии употреблялись обычные литеры, позже готические. Сами же имена и некоторые слова надписей, как и в текстах документов, исполнены в сокращенном виде.

Не менее интересен и способ прикрепления печатей к грамотам. Практиковались два способа: прикрепление вислых печатей и проставление оттисков на самих документах.

Вислые печати чеканились на отдельных кусочках воска, свинца, золота, серебра и прикреплялись к документам на шнурках. Названия печати так же носили различные: для металлических и восковых употреблялся термин "булла"; свинцовые печати назывались моливдовулами; золотые - хрисовулами.

● На Руси печати появились в XI веке. Основным местом находок древнерусской печати является Новгород, где при археологических раскопках находят в изобилии печати посадников, тысяцких князей, тиунов, архиепископов, наместников. При покупке земли составлялись грамоты с вислыми печатями, на которых подвешенные печати в большей степени были показателями согласия сторон, нежели носили характер государственного укрепления, так как печати могли принадлежать и сторонам сделки, и свидетелям, и специальным лицам, составляющим эти грамоты. В Новгороде печатями скреплялись завещания или духовные грамоты, все сделки по передаче вотчин, холопов, и вообще все "купчие", "меновые", "выкупные", "приговорные", "вкладные" и т.д. Приведем в качестве примера использования печатей выдержку из историко-исследовательского обзора о Новгороде: "При оформлении сделок с движимым имуществом, при покупке различных изделий новгородских ремесленников особое внимание уделяли качеству продаваемых вещей. Специальные чиновники ставили на товары печати с оттиском слов "Товар Божий". Это означало, что данное изделие не является фальшивкой, а изготовлено "по Божьей правде".

(В Москве действовал Печатный приказ, в обязанность которого входило и прикладывание государственной печати к крепостям - доб. ред.).

Изданный Петром I в 1720 г. Генеральный регламент возводит документ в особый ранг. В соответствии с данным Регламентом все инстанции сверху вниз и снизу вверх сносятся между собой письменно, "ибо как в Сенате, так и в коллегиях словесные указы никогда отправляемы быть не надлежат". Историки считают, что "в этой формуле изложена суть бюрократических порядков, бумага превращена в полновластного хозяина положения". И, несомненно, больший вес хозяину положения - бумаге - придает не что иное, как печать, которая превращает ее во всесильный документ.

Со времен Петра Великого происходило немало преобразований и реформ, направленных на ограждение документов от подделок, и до настоящего времени ведущую роль в этом занимают бумага и печати, изменяющиеся по форме и содержанию, но не по сути.

С незапамятных времен вошли в употребление символические знаки, которые вырезались на наперстках, рисовались на оружии, знаменах и т.д.

Знаки эти являлись, как результат желания выделить себя из массы, придать себе значительное отличие от всех, заметное у воинов, к примеру, иногда даже в разгар боя. Такие знаки известны уже со времен Гомера (XII-VII вв. до н.э.), Виргилия (70-19 гг. до н.э.), Плиния (65 г. до н.э.) и др.

Характерной особенностью этих знаков было то, что они были лишь случайными, они могли меняться по произволу его владельца. И еще. При их изготовлении не было никаких правил. В этом их главное отличие от герба.

Но шло время. Человеческое общество не стояло на месте, оно постоянно и неуклонно разминалось, осуществляя поступательное движение вперед. Изменялись и отличительные знаки и, что главное, изменялись их функции, т.е. назначение, роль, которую они были признаны выполнять.

Наступили средние века и различии человеческого общества. В этот период велись многочисленные войны и усобицы, и которых участвовало огромное количество воинов, главной задачей которых было во что бы то ни стало разгромить, победить своего врага. А это заставило ценить лиц, отличавшихся своей доблестью, храбростью, смелостью, силой и выносливостью. Именно эти лица (воины), как и герои древности, помещали на своей военной одежде и вооружении особые символические изображения (знаки) в память о своих военных делах и успехах.

Во время крестовых походов, когда рыцарство всей Западной Европы двинулось на Восток для освобождения гроба Господня, стремление к та-ким знакам стало еще более настоятельным. Эти рыцарские знаки - уже знаки храбрости, доблести, геройства.

Знаки на вооружении с этого времени становятся постоянными. Это и есть еще одна особенность этих знаков, в отличие от древних.

Но истинные гербы, в полном смысле их понимания, как наследственные знаки появились в Западной Европе в XI-XII вв. в эпоху турниров и крестовых походов. Непосредственные же причины появления гербов кроются (заключены) в особенностях вооружения воинов (участников турниров и крестовых походов, в первую очередь) - все скрыто железом. Так как тогда огнестрельного оружия еще не было, то сражались меча-ми, саблями, копьями, стрелами, топорами и т.д., от них можно было защищаться только снаряжением из железа, из которого изготавливали стрелы, шлемы, кольчуги, латы, нашлемники, сапоги, щиты. Шлемы и забрала целиком закрывали голову рыцаря, как бы доканчивая скрытие воинов в этой массе металла. А поэтому узнать, кто именно скрывается под грозным и массивным вооружением (снаряжением) было невозможно. Именно необходимостью отличить рыцарей друг от друга (особенно в бою или во время состязания на турнирах) объясняется появление на рыцарских щитах отличительных знаков, особых для каждого рыцаря. Впоследствии рыцарские знаки стали постоянными, о чем мы уже говорили выше. Но главное это то, что знаки сделались родовыми, стали передаваться по наследству от отца к сыну, из поколения в поколение, и только после этого они стали называться гербами.

Таким образом, характерной особенностью и отличительной чертой герба (прежде всего от всех предшествующих ему знаков) является наследственность. Да и само слово «герб» в переводе с польского означает «наследник», «наследство». После всего сказанного о гербе ему можно дать такое условное определение с учетом времени и условий его появления и использования, затрагивая и вопрос (хотя бы косвенно) о его функциях: «Гербами называются особые фигуры или символические изображения -эмблемы, составленные на основании точно определенных правил и служащие постоянным отличительным знаком отдельного лица, рода, обще-ства, учреждения (а также корпорации, союза и т.д.), города, области и целого государства».

Существование любого государства немыслимо без наличия непременных знаковых атрибутов - государственных символов, олицетворяющих систему его государственных, социальных и духовных ценностей, отражающих особенности исторического развития и функционирования данного общества, сложившиеся в нем обычаи и традиции. Возникновение государства почти сразу же обуславливается появлением некоего изображения, которое отражает, как правило, внутреннее устройство этого государства, его могущество, территории, входящие в его состав, и т. д.

Существуют особые правила составления этого рисунка, которые устанавливает и изучает наука геральдика. В данной науке выделяются два основных направления: геральдическое и историко- геральдическое. Если первое занимается изучением гербов как «рисунков», по которым можно определить принадлежность хозяина этого рисунка к той или иной фамилии, его происхождение и т. п., то историко-геральдическое направление предполагает собой изучение герба в контексте того или иного исторического процесса.

Герб и государство - эти два понятия тесно связаны друг с другом. Возникновение государства почти сразу же обуславливается появлением некоего изображения, которое отражает, как правило, внутреннее устройство этого государства, его могущество, территории, входящие в его состав, и т.д.

Существуют особые правила составления этого рисунка, которые устанавливает и изучает наука геральдика, которая занимается изучением гербов как «рисунков», по которым можно определить принадлежность хозяина этого рисунка к той или иной фамилии, его происхождение и т.п. Нельзя ограничивать свои знания лишь правилами составления герба, но и, что немаловажно, необходимо довольно хорошо знать историю того государства или рода, о котором идет речь.

Российская геральдика официально зародилась при Алексее Михайловиче Романове. Алексей Михайлович, согласно историографической традиции, не был деятельным государем, степень его участия в принятии важнейших политических решений историкам достоверно не известна, хотя за время его царствования в России произошли события, имевшие долговременное влияние на русскую историю

Дело в том, что развитие орла, как гербовой эмблемы, началось с Византии, и лишь потом он появился на Руси. Первые исторические упоминания об отношениях России и Византии датируются 957 годом - годом когда княгиня Ольга совершила путешествие в Царьград и приняла христианство

Сразу же после появления орла на Руси началось его становление как государственного герба. Однако герб того времени почти никогда не подчинялся геральдическим правилам.

Лишь Петр I установил изображение орла правильным, благодаря чему обширное развитие получила русская геральдика. Именно с него начинается новая веха в истории герба России.

Основными историческими событиями, которые отражаются на государственном гербе, являются изменение границ или заключение мира с каким-нибудь государством. Однако и смена правителей, их личные привязанности и личные качества также сказываются на государственном гербе.

Это заметно, например, когда на престол восходит женщина - государственный герб становится более изящным, контуры более плавными и т.д. На Российском гербе это отражалось лишь дважды - при Елизавете Петровне и Екатерине II (предшественник Петра III, преемник Павел I)

Сам орел, как государственная эмблема, известен с незапамятных времен. Его изображение используется в гербах многих стран мира: Австрия, Германия, Ирак, Испания, Мексика, Польша, Сирия, США. Но двуглавый орел сохранился лишь в гербе Албании и Сербии, что подчеркивает их древнее происхождение.

Российский же двуглавый орел претерпел множество изменений с момента его появления и становления как элемента государственного герба. Эти изменения появились под влиянием истории.