1. Изучив текст параграфа, сформулируйте общие признаки типа Моллюски

Тело мускулистое, мягкотелое

2. Покажите на конкретных примерах, что строение органов дыхания моллюсков обусловлено средой их обитания

Улитки обитают на суше. Водное животное дышит жабрами

3. Как вы считаете, с какой целью раковины моллюсков измельчают и добавляют в корм домашней птице?

Считается, в раковине имеются минеральные вещества и кальций

4. Выберите из перечисленных терминов те, которые обозначают части тела определенных моллюсков

А - 1, 6, 7, 8, 14, 15

Б - 3, 9, 11, 12, 13

5. Изучив текст параграфа, заполните таблицу

Передвижение моллюсков

6. Используя рисунок 31 учебника,опишите, как осуществляется кровообращение у моллюсков

Кровеносная система незамкнута. У моллюсков многокамерное сердце

7. Изучив текст параграфа,заполните таблицу

8. Закончите предложения

Не имеющее раковину тело моллюска покрыт густой слизью .Она защищает тело от излишнего испарения и высыхания. Это моллюски ведут преимущественно ночной образ жизни и прячутся под палками, досками и т.д.

9. Изучив текст параграфа и рисунки,выполните лабораторную работу №4 "Особенности строения и жизни моллюсков". Зарисуйте раковины брюхоногих идвухстворчатых моллюсков и подпишите их названия

10. Рассмотрите рисунки 32, 33,34 учебника (с.49, 51).Каких из нарисованных моллюсков вы видели? Выпишите их названия

Брадибена Вайриха, прудовик обыкновенный, слизень голубой

11.Изучив весь материал учебника по типу Моллюски, заполните таблицу

12. Дайте определения понятий

Реактивное движение - движение, происходящее за счет отделения тела со скоростью его части

Чернильный мешок - орган головоногих моллюсков, в котором образуется черный пигмент

Пищеварительная железа - железа пищеварительной системы

Слюнная железа - железы ротовой полости

Мантийная полость - полость, снаружи которой мантия, внутри - тело животного

Терка - покрытый рядами зубчиков "язык"

13. На основании текста параграфа докажите, что моллюски стоят на более высокой ступени эволюционного развития,чем черви

Моллюски более чевствительны, у них более развита дыхательная система

14. Заполните схему

Класс - брюхоногии

Класс - двустворчатые

Класс - Головоногие

15. Внимательно рассмотрите рисунок и обозначьте внутренние органы моллюсков.

1. нервные узлы

5. кровеносные сосуды

7. желудок

Какие новые органы появились у моллюсков по сравнению с червями?

Сердце, почки, ноги

Кроссворд №2. "Моллюски"

3. кальмар

В чем особенность строения и жизнедеятельности одноклеточных животных?
Какие приспособления в строении и деятельности появляются у многоклеточных животных в отличие от одноклеточных?
Каково значение появления трехслойности в усложнении организации тела животных?
Почему формирование наружного хитинового скелета способствовало приспособлению насекомых к жизни на суше и их расселению по Земле?
Какие прогрессивные черты хордовых обеспечили их дальнейшую эволюцию?
Назовите основные отличия позвоночных от их предков - бесчерепных в строении и функциях организма.
Какие изменения в строении и функциях организма появились у древних земноводных в связи с изменением климата? К чему это привело?
В чем преимущество в строении и жизнедеятельности птиц и млекопитающих перед рептилиями?
Назовите основные этапы эволюции беспозвоночных и хордовых животных.

1)Какова роль растительноядных птиц в природных экосистемах?

2)Расскажите о значении насекомоядных птиц в природе.
3)Назовите два-три вида промысловых птиц. Где они обитают, какой образ жизни ведут?4)Охарактеризуйте две-три породы домашних птиц. Какую продукцию от них получают? Где и как их разводят?
5)Назовите основные сходные признаки у птиц и пресмыкающихся.
6)Рассмотрите рисунок 189. Назовите особенности строения археоптерикса. Сравните его с современной птицей. В чем их различия?

1)назовите основные систематические группы типа плоских червей и их характерные отличительные признаки признаки на примере представителей каждой группы. Этология - наука о... . Назовите имена и труды ученых, впервые исследовавших разных животных. Перечислите царства живой природы. Назовите их особенности.

Какие признаки живого организма характерны для животных? Сравните их с характерными признаками растений. Как вы объясните многообразие животных в природе? Сравните животную и растительную клетки по строению. Назовите их сходство и различия. Какие особенности передвижения и питания характерны для растений и для животных? В соответствии с правилами систематики расположите последовательно следующие систематические категории: отряд, царство, класс, тип, семейство, вид, род. Поясните на конкретных примерах. Дайте определение тканям. Назовите основные типы животных тканей. В чем их отличие от растительных? Назовите и кратко охарактеризуйте строение и функции тканей: эпителиальной; соединительной; мышечной; нервной. Дайте определение системе органов. Назовите органы, образующие одну из систем у млекопитающих: опорно-двигательную; пищеварительную; дыхательную; выделительную; кровеносную; нервную.

Каково значение каждой из этих систем?

Какими эволюционно прогрессивными чертами обладают птицы и млекопитающие? Перечислите, с какими уровнями организации органического мира вы познакомились при изучении животных. Какую роль играют животные в биоценозах? Какую роль играли животные в развитии человеческой цивилизации? Почему необходимо рационально использовать и охранять диких животных?

1. Что такое ткань? Перечислите четыре типа животных тканей и пять типов растительных.

Ткань - это группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям. Клетки тканей соединены между собой межклеточным веществом. В растениях различают образовательную, основную, покровную, механическую и проводящую ткани, у животных - эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную ткани.

2. Рассмотрите рисунок на с. 20-21. Докажите, что он не противоречит информации о том, что различают четыре типа животных тканей.

У животных различают четыре типа тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную ткани.

На рисунке мы видим эпителиальную и нервную ткань.

Мышечная ткань представлена двумя видами - гладкой и поперечнополосатой (скелетной). Их основное свойство - возбудимость и сократимость.

К четвертому типу (соединительная ткань) относятся костная ткань, хрящ, жировая ткань, кровь. Несмотря на большое многообразие, все виды соединительной ткани объединяет одна особенность - наличие большого количества межклеточного вещества.

3.Какие ткани относятся к соединительным?

К этому типу относятся костная ткань, хрящ, жировая ткань, кровь и другие. Несмотря на большое многообразие, все виды соединительной ткани объединяет одна особенность - наличие большого количества межклеточного вещества. Оно может быть плотным, как в костной ткани, рыхлым, как в тканях, заполняющих пространство между органами, и жидким, как в крови.

4. Назовите особенности строения эпителиальной ткани.

Клетки её очень плотно прилегают друг к другу, а межклеточное вещество почти отсутствует. Такое строение обеспечивает защиту нижележащих тканей от высыхания, проникновения микробов, механических повреждений.

5. Какая ткань обеспечивает рост растений?

Рост растений обеспечивает образовательная ткань.

6. Из какой ткани состоит клубень картофеля?

Клубень картофеля состоит из основной ткани.

7. Используя текст и рисунки параграфа составьте схемы «Классификация растительных тканей» и «Классификация животных тканей».

8. Что такое кровь?

Кровь - это жидкая соединительная ткань, состоящая из плазмы и форменных элементов: эритроцитов (красные кровяные тельца), лейкоцитов (белые кровяные тельца), тромбоцитов (кровяные пластинки).

9. Каковы основные свойства мышечной ткани?

Основные свойства мышечной ткани - возбудимость и сократимость.

10. Как устроены нервные клетки?

Любая нервная клетка имеет тело и многочисленные отростки различной длины. Один из них обычно особенно длинный, он может достигать в длину от нескольких сантиметров до нескольких метров.

11. Каковы особенности строения образовательной ткани растительных организмов?

Образовательная ткань образована мелкими, постоянно делящимися клетками с крупными ядрами, в их цитоплазме совсем нет вакуолей.

12. В каких частях растения находится образовательная ткань?

Зародыш растения целиком состоит из образовательной ткани. По мере его развития большая её часть преобразуется в другие виды тканей, но даже в самом старом дереве остаётся образовательная ткань: она сохраняется на верхушках всех побегов, во всех почках, на кончиках корней, в камбии - клетках, обеспечивающих рост дерева в толщину.

13. Какая ткань обеспечивает опору тела растения и его органов?

Опору растению и его органам придаёт механическая ткань.

14. Назовите ткань, по которой в растениях передвигаются вода, минеральные соли и органические вещества.

Вода, растворённые в ней минеральные и органические вещества передвигаются по проводящим тканям.

15. Как особенности строения тканей связаны с выполняемыми ими функциями?

Особенности строения любой ткани позволяют выполнять определенные функции. Например, покровные ткани, если образованы мёртвыми клетками, то они имеют толстые и прочные оболочки, которые не пропускают ни воду, ни воздух. Они очень прочно соединены друг с другом. Так эти клетки обеспечивают защиту других тканей.

16. Какое значение для многоклеточного организма имеет специализация клеток?

Строгая специализация клеток необходима для выполнения многочисленных функций живого организма. Это повышает эффективность работу всего организма, усложняет его структуру и обеспечивает более сложные формы поведения.