Конопля окружена «наркоманским» ореолом, и обсуждение этого растения с позиций медицины часто воспринимается лишь как повод для разговора о легализации марихуаны. Текст, который вы читаете, не связан с дискуссией на эту тему. Речь пойдет о том, что может дать это растение медицине.

Растения для веревок

Естественным источником каннабиноидов является конопля посевная (Cannabis sativa ) (рис. 1) - двудомное растение, у которого отдельно существуют особи с мужскими и женскими цветками. Конопля достаточно неприхотлива, чтобы выращивать ее в промышленных масштабах.

Конопля долгое время была источником материала для тканей и веревок: знаменитые пеньковые веревки делали именно из конопляных волокон. Также разные части каннабиса использовали в качестве косметических средств и пускали на корм скоту. Психотропное действие конопли людям также было известно, но в этом качестве она применялась относительно редко.

Промышленное использование конопли серьезно ограничили в 1961 году из-за вступления в силу «Единой конвенции о наркотических средствах». Несмотря на этот факт и на то, что во многих странах были приняты законы, запрещающие употребление производных каннабиса, сегодня во всем мире ее в качестве наркотика употребляют от 130 до 230 миллионов человек .

Воздействие конопли на психику вызвано каннабиноидами - группой терпенфенольных соединений растительного происхождения. Всего известно несколько десятков каннабиноидов, но самое сильное психотропное действие оказывает Δ 9 -тетрагидроканнабинол (ТГК) (рис. 2). Другие представители этого семейства обладают им в меньшей степени. В растениях каннабиноиды образуются двумя путями (рис. 3). Поликетидный путь позволяет синтезировать каннабиноиды из оливетоловой кислоты. Второй механизм более сложный: он основан на получении геранилдифосфата и последующем синтезе монотерпенов .

Интересно, зачем конопле вообще нужна эта группа веществ? Скорее всего, как и в случае с никотином, каннабиноиды защищают растение от насекомых-вредителей. Не вполне ясно, оказывают ли они прямое воздействие на центральную нервную систему насекомых или действуют как-то по-другому, но их эффективность в этой роли не оспаривается.

В поисках рецептора

Возможность воздействия химического вещества на организм человека подразумевает наличие точки приложения (проще говоря, мишени действия ). Это может быть конкретный рецептор, как в случае с дигоксином, содержащимся в наперстянке . Другой вариант - глобальное воздействие препарата на самые разные процессы и связывание со множеством рецепторов. Подобным действием обладает алкоголь (но это не точно) .

Ученые долго пытались найти мишень действия каннабиноидов в организме человека. Это удалось сделать в 1988 году, когда были описаны каннабиноидные рецепторы 1-го типа (CB 1 -рецепторы) . В 1993 году открыли и второй класс рецепторов к каннабиноидам (CB 2 -рецепторы) . CB 1 -рецепторы располагаются в центральной нервной системе. Активация и блокировка CB 1 влияют на процессы памяти, нейропротекцию, ноцицепцию . Кроме мозга их можно найти в печени, миокарде, почках, желудочно-кишечном тракте, легких, а также в эндотелиальной выстилке и мышечной стенке сосудов. CB 2 широко представлены на иммунных и эндотелиальных клетках (рис. 4) . Синтетические каннабиноиды, которые содержатся в курительных смесях, в основном стимулируют CB 1 -рецепторы - поэтому эти наркотики так серьезно меняют психическое состояние человека .

CB 1 - и CB 2 -рецепторы на 44% совпадают по своей аминокислотной последовательности . Оба типа рецепторов относятся к классу рецепторов, связанных с G-белком (на нашем сайте можно прочесть подборку статей об этом типе клеточных структур). Сейчас ученым с высокой точностью известна кристаллическая структура каннабиноидного рецептора . Кроме этого, в последние годы удалось понять, как рецепторы изменяются при взаимодействии с ТГК и другим каннабиноидом - гексагидроканнабинолом . Интересно, что при помощи фармакологических методов можно раздельно блокировать CB 1 - и CB 2 -рецепторы, но при этом стимулировать их по отдельности пока не получается.

Встает вопрос: а зачем в нашем организме рецепторы к веществу каннабиса? За год до описания второго типа рецепторов журнал Science опубликовал работу, где рассказывалось про анандамид - представителя эндоканнабиноидной системы нашего организма . Другими словами, это вырабатываемая в организме человека молекула, которая действует на те же рецепторы, что и каннабиноиды. Кроме него к эндогенным каннабиноидам относится 2-арахидоноилглицерин . CB 1 -рецепторы находятся в нейронах коры головного мозга, базальных ганглиях, мозжечке и гиппокампе. Функция этих рецепторов заключается в том, чтобы снижать выделение нейромедиаторов - ГАМК или глутамата (рис. 5) .

Рисунок 5. Роль рецепторов CB 1 в нервной системе. Стимуляция постсинаптических рецепторов приводит к выработке 2-арахноидилглицерина (2-AG), который, связываясь с пресинаптическим рецептором, уменьшает выработку нейромедиаторов по механизму обратной связи. Кроме этого, 2-арахидоноилглицерин уменьшает выработку АТФ в митохондриях астроцитов, понижая интенсивность обменных процессов. Условные обозначения: mGluR5 - метаботропный глутаматный рецептор 5-го типа; M1 - мускариновый рецептор; CB1 - CB 1 -рецептор; MAGL - моноацилглицерин липаза; NAPE-PLD - N-арахноидилфосфатидилэтаноламин фосфолипаза D; ATP - АТФ; 2-AG - 2-арахноидилглицерин; AA - анандамид; ABHD6 - белок 6, содержащий α/β-гидролазный домен; PIP 2 - фосфатидилинозитолбисфосфат; DAGLα - диацилглицерин липаза α; PLCβ - фофсфолипаза C β; COX-2 - циклооксигеназа-2; FAAH - гидролаза амидов жирных кислот; PGE2-GE - глицериновый эфир простагландина Е2. Чтобы увидеть рисунок в полном размере, нажмите на него.

Конопля в белом халате

Несмотря на ограничения в применении, саму марихуану и изолированные активные вещества конопли стали использовать в медицине. Выращивание конопли в медицинских целях и последующее производство лекарств из нее строго регулируются государством. Вряд ли подобную деятельность ученых можно рассматривать как аргумент в пользу легализации марихуаны или ее безопасности для человека. Когда речь заходит о конопле и ее медицинском использовании, на ум приходит другой пример «естественного» лекарства - пенициллин. Изобретение пенициллина было связано с тем, что определенный вид плесени подавлял рост бактерий в лабораторных условиях. Нобелевский лауреат Александр Флеминг , совершивший это открытие, в дальнейшем планировал выделить действующее вещество, синтезировать его в промышленных масштабах и использовать как лекарство .

С коноплей и каннабиноидами ситуация похожа: зачем заставлять людей курить марихуану, если можно просто определить действующее вещество, синтезировать или выделить его из растений и применять в лечении заболеваний? Медицинское применение каннабиноидов напоминает то, как артемизинин из однолетней полыни начали использовать для лечения малярии. Китайская исследовательница Юю Ту получила за это открытие Нобелевскую премию по физиологии и медицине в 2015 году .

Источник шума

Теперь поговорим о том, как связаны каннабиноиды и шизофрения. Шизофрения - это хроническое психическое расстройство, представленное тремя группами симптомов. К первой группе (продуктивная симптоматика) относятся бредовые идеи и галлюцинации. Во вторую группу вошли негативные симптомы: волевое снижение, сглаженность эмоциональных реакций. Третья группа (когнитивные симптомы) - специфические искажения в обработке информации мозгом пациента. Более подробно о шизофрении можно прочесть в статье «Болезнь потерянных связей » на нашем сайте .

Ощущение слежки, постоянное внутреннее напряжение и подозрительность, которые испытывает человек, - это феномен, часто встречающийся при шизофрении. Для простоты его можно назвать паранойей. Как сообщает нам уже упомянутая группа «Каста», при употреблении марихуаны может возникнуть ощущение слежки. Под воздействием каннабиноидов человеку может казаться, что люди вокруг смотрят на него, обсуждают его или смеются над ним. Испытывая подобные ощущения, человек начинает бояться и избегать людных мест, старается вести себя скрытно.

Такое сходство наталкивает на мысль о том, что каннабиноиды способны изменить работу головного мозга здорового человека так, чтобы она стала похожа на работу мозга пациента, больного шизофренией. Наши нейроны постоянно обмениваются электрическими сигналами, и у здорового человека этот процесс идет стабильно и без значимых сбоев. В случае шизофрении сигналы становятся менее стабильными, нарастает величина нейронного шума в них . Чем больше шума, чем выше случайный компонент в сигнале, тем менее стабильна связь между нейронами. Это явление наблюдается при шизофрении, и им объясняется часть симптоматики заболевания. При этом повышенный уровень нейронного шума наблюдается в период без выраженных продуктивных симптомов . Уровень нейронного шума становится значительно больше в период обострения заболевания .

При использовании каннабиноидов у здоровых участников эксперимента отмечалось увеличение уровня нейронного шума, и вместе с этим они испытывали ряд симптомов, характерных для шизофрении . Возможно, увеличение уровня нейронного шума вызывается нарушением работы ГАМКэргических интернейронов, которые стабилизируют сигнал в нормальных условиях. Стимуляция этой популяции нервных клеток каннабиноидами нарушает их функцию, и сигнал становится более хаотичным. Однако если получится найти каннабиноид, который сможет действовать наоборот (то есть улучшать работу интернейронов), то мы сможем получить еще одно лекарство от шизофрении.

Каннабиноиды, несмотря на их «наркотический» шлейф, являются всего-навсего одним из множества классов химических соединений. Они могут быть использованы в медицинских целях, и это происходит уже сейчас. Спектр их применения на сегодняшний день не очень широк, но он может быть увеличен за счет дальнейших исследований. Получим ли мы новое лекарство из конопли? Вопрос остается открытым. Открытым и интересным.

Препараты на основе каннабиноидов

На мировом рынке существуют три препарата на основе каннабиноидов, которые уже применяются:

  • Набиксимолс - спрей, содержащий смесь из двух каннабиноидов: ТГК и каннабидиола. Используется для лечения спастичности и болей при рассеянном склерозе. Также применяется для лечения болевого синдрома при онкологических заболеваниях.
  • Дронабинол - синтетический ТГК, обладающий противорвотным действием и увеличивающий аппетит. Используется истощенными пациентами со СПИДом и пациентами с тошнотой и рвотой при химиотерапии.
  • Набилон - препарат, основой которого стал каннабиноид, структурно близкий к ТГК. Применяется при тошноте и рвоте, вызванных химиотерапией.

Литература

  1. Всемирный доклад о наркотиках, 2015 год . Издание Организации Объединенных Наций, 2015. - 266 с.;
  2. Andre C.M., Hausman J.F., Guerriero G. (2016). Cannabis sativa : the plant of the thousand and one molecules . Front. Plant Sci. 7 , 19;
  3. Действие алкоголя на мозг: найден сайт связывания молекул спиртов ;
  4. Devane W.A., Dysarz F.A. 3rd, Johnson M.R., Melvin L.S., Howlett A.C. (1988). Determination and characterization of a cannabinoid receptor in rat brain . Mol. Pharmacol. 34 , 605–613;
  5. Sean Munro, Kerrie L. Thomas, Muna Abu-Shaar. (1993). Molecular characterization of a peripheral receptor for cannabinoids . Nature . 365 , 61-65;
  6. Sandeep Singla, Rajesh Sachdeva, Jawahar L. Mehta. (2012).
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГБОУ ВПО «ДАГЕСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ

АКАДЕМИЯ МЗ РФ»

КАФЕДРА ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ, ЛУЧЕВАЯ ДИАГНОСТИКА
ЭТИКА СЁСТРИНСКОГО ДЕЛА. ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ
2.10.1. Философия сестринского дела.

Этические кодексы медицинских сестер

Кодексы профессиональной этики медицинских сестер.

Система ценностей сестринского дела как профессии прежде всего выражена в профессиональной этике. Более 80 лет назад по аналогии с врачебной "Клятвой Гиппократа" в одной из американ­ских сестринских школ была создана "Клятва Флоренс Найтин­гейл" (см. Приложение 1). В 1950 г. Американская ассоциация мед­сестер разработала национальный "Моральный кодекс медсестер". Для всех медсестер особенно важен "Кодекс профессиональной этики медсестер", созданный Международным Советом медицин­ских сестер (см. Приложение 2). В 1996 г. в нашей стране по ини­циативе Межрегиональной ассоциации медицинских сестер России автором этих строк разработан "Этический кодекс медицинской сестры России" (далее - "Этические кодекс...", см. Приложе­ние 3), который был принят на 3-й Всероссийской конференции медицинских сестер под эгидой названной Ассоциации. Этот факт приобретает особую значимость в контексте истории отечественной медицины XX в.

Ранее отмечалось, что в первые десятилетия после Октябрь­ской революции 1917 г. в нашей стране официально насаждалось нигилистическое отношение к медицинской этике, что, безусловно, никак не повлияло на преданность своей профессии тысяч отечест­венных медиков. В 20-30-е годы подвергалось нападкам само поня­тие "медицинская сестра", которое предлагалось заменить понятия­ми "помврача", "замврача", "медтехник" и т.п.: "Само слово «сест­ра», да еще «сестра милосердия», как понятие, включающее в себя нечто религиозное, монашеское, не соответствует задачам советско­го здравоохранения и типу медработника, который нам нужен..." .

Принятие "Этического кодекса медицинской сестры России" стало закономерным этапом реформы сестринского дела в нашей стране. Кодекс составлен в духе идей биоэтики, которые во мно­гом определили содержание профессиональной этики в медицине последних двух-трех десятилетий. Во главу угла поставлено развер­нутое представление о правах пациента, гарантиях, защите этих прав в современном обществе.

На сегодняшнем этапе развития сестринского дела в России прежде всего требует ответа исходный вопрос о том, каким долж­но быть содержание собственно сестринской профессиональной эти­ки. Ниже мы излагаем конкретные вопросы профессиональной эти­ки медицинских сестер в виде краткого комментария к "Этическо­му кодексу...". Учитывая главную трудность решения этой задачи - практически полное отсутствие работ в нашей стране по данной те­матике, - мы были вынуждены в основном опираться на зарубеж­ную (прежде всего - американскую) литературу . Разумеется, необходимо иметь в виду немалые различия орга­низации и уровней развития сестринского дела в России, с одной стороны, и в США и в других западных странах - с другой. При­ведем пример: в начале 1990-х годов 30% медсестер в США имели степень бакалавра, 7-8% - магистра, 2- 3% - доктора . В то же время никто не будет возражать, что у сестринской профессии есть универсальные черты. Реформа сестринского дела в нашей стране, направленная на утверждение автономии, самодос­таточности и целостности сестринской профессии, на повышение ее социального статуса, все больше в этом убеждает.

2.10.2. Гуманность сестринской профессии.

Профессиональная компетентность медицинской сестры

"Этический кодекс..." начинается с определения миссии сест­ринской профессии: "Этической основой профессиональной деятель­ности медсестер является гуманность и милосердие. Важнейшими задачами профессиональной деятельности медицинской сестры яв­ляются: комплексный всесторонний уход за пациентами и облегче­ние их страданий; восстановление здоровья и реабилитация; содей­ствие укреплению здоровья и предупреждение заболевания". В ком­ментарии к американскому "Моральному кодексу медсестер" изла­гаются цели сестринской профессии - защита и восстановление здоровья, "включая отдельных людей, семьи, социальные группы и общество в целом" . Распространение круга профессио­нальных обязанностей медсестры на семью, близких пациента пред­ставляется нам очень важным.

Этическое требование гуманности, милосердия к повседневной профессиональной деятельности медсестры кажется само собой ра­зумеющимся. Что же конкретно означает это требование ? У ответа на данный вопрос есть два аспекта: общий для всех медицинских профессий, в равной степени касающийся медсестер, врачей, фар­мацевтов и т.д., и специальный, выделяющий профессию медсест­ры из других медицинских профессий.

Рассмотрим первый аспект. В Лиссабонской декларации о пра­вах пациента говорится, что все работники здравоохранения несут коллективную ответственность за признание и осуществление осно­вополагающих прав пациента. Важнейшим из них является право пациента на высококачественную медицинскую помощь. Соот­ветственно, статья 1 "Этического кодекса..." гласит: "Медицинская сестра должна уважать неотъемлемые права каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здо­ровья и на получение адекватной медицинской помощи." Для мед­сестры (врача, акушерки и т.д.) главным условием достижения об­щей цели в сложной, многопрофильной медицинской деятельности является необходимая профессиональная подготовка, соответствую­щая профессиональная компетентность (статья 2 "Этического ко­декса...").

Очевидно, что основной вопрос реформы сестринского дела, начавшейся в нашей стране на четверть века позднее, чем в других развитых странах, касается компетентности, уровня профессионализ­ма, строгого определения профессиональных обязанностей, а вслед за этим - повышения престижа, авторитета и социального статуса отечественных медсестер.

В этой главе мы используем материалы книги Патриции Бен-нер "По пути обретения опыта. В чем сила и совершенство мед­сестры" (1984, by Addison-Wesley Publishing Company, Inc.) . Необходимо, в порядке отступления, сказать несколько слов о ней и ее труде.

П. Беннер - зарегистрированная медсестра, доктор философии и профессор сестринского дела Калифорнийского университета. Ис­полнительный директор Американской ассоциации медсестер Миртл К. Айделотт назвал ее труд "книгой, внесшей выдающийся вклад в развитие сестринского дела" . Главные ее достоинства - документальный характер и высокий научный уровень. Автор, ис­пользуя методы анкетирования , интервью и развернутых бесед, опро­сила 1200 американских медсестер, предприняв опыт описания "ана­томии сестринского дела".

В своем исследовании П. Беннер описала 7 областей компе­тенции медсестры:

1) оказание помощи;

2) просвещение и обучение;

3) диагностика и наблюдение;

4) эффективная работа в стремительно меняющейся обстановке;

5) терапевтические процедуры и режим;

6) соблюдение и обеспечение безопасности лечебного процесса;

7) организационные вопросы.

В пределах каждой из этих областей компетенции медсестра должна владеть особыми профессиональными навыками (можно также сказать, что это ее профессиональные функции). Например, в пределах такой области компетенции, как "диагностика и наблю­дение", опытные медсестры владеют навыками:

1) выявления и фиксирования важных изменений;

2) распознавания первых тревожных сигналов (предвосхищение приступа и ухудшения до появления явных симптомов);

3) предвидения проблем (умение думать о будущем);

4) понимания требований, накладываемых конкретной болезнью (предвосхищение запросов пациента);

5) оценки нацеленности пациента на выздоровление и его по­тенциальных возможностей .

Эмпирическим путем П. Беннер выделила 5 уровней профес­сиональной квалификации, профессионального мастерства медсестер:

1) новичок (уровень начинающего специалиста);

2) уровень освоения навыков;

3) компетентный специалист;

4) умелый специалист;

5) опытный специалист .

Большинство примеров казусов из работы П . Беннер, которые мы будем приводить ниже, иллюстрирует работу опытных медсес­тер, в которой особую роль играет профессиональная интуиция, от­ражающая специфический, уникальный опыт наблюдения, ухода за пациентами, предвосхищения кризисных ситуаций при оказании ме­дицинской помощи и т.д.

Как же обстоят дела с определением компетентности, уровня квалификации медсестры в нашем здравоохранении? Прежде чем отвечать на этот вопрос, приведем соответствующие нормы "Эти­ческого кодекса...". "Медицинская сестра всегда должна соблюдать и поддерживать профессиональные стандарты деятельности, опре­деляемые Министерством здравоохранения РФ" (статья 2). "Ме­дицинская сестра несет личную моральную ответственность за под­держание, внедрение и улучшение стандартов сестринского дела. Она не должна претендовать на ту степень компетентности, кото­рой не обладает" (статья 11).

Согласно Положению об аттестации средних медицинских и фар­мацевтических работников (действует с 1.10.1995 г.), в нашей стра­не выделяется 4 уровня квалификации медсестер (и других средних медицинских работников). Молодые специалисты - со стажем ра­боты до 3 лет - не имеют квалификационной категории. Вторая, первая и высшая квалификационные категории присваиваются сдав­шим квалификационные экзамены (собеседование или тестовые за­дания) и имеющим стаж работы по аттестуемой специальности, как минимум, 3, 5 и 8 лет соответственно . Как мы по­лагаем, самый трудный вопрос (а именно - определение содержа­тельных критериев каждой из вышеназванных квалификационных категорий) еще ждет своего окончательного разрешения. Приведен­ная здесь "юридическая модель специалиста" в значительной степе­ни еще должна наполниться конкретным профессиональным содер­жанием.

Характерно, что большая часть комментария к "Моральному кодексу медсестер" Американской ассоциации медсестер посвящена именно вопросам профессиональной компетенции и ответственно­сти. Таким образом, содержательные моменты решения проблемы профессиональной квалификации медсестер в основном определяет само профессиональное сестринское сообщество: "Индивидуальная профессиональная лицензия - защитный механизм, узаконенный в обществе, для обеспечения основной и минимальной компетент­ности профессиональной сестры. Исходя из этого общество, наде­лило профессию медсестры правом регулировать свою собственную практику... Обязанности медсестры изложены в изданиях Нацио­нальной ассамблеи медсестер «Сестринское дело - социальная политика» и «Стандарты сестринской практики». Определяя права пациентов, эти стандарты описывают отношения сотрудничества между сестрой и пациентом через сестринский процесс... Сест­ринское сообщество несет ответственность за принятие в свои ря­ды только тех лиц, которые продемонстрировали знания, навыки и убеждения, считающиеся основными для профессиональной прак­тики. Преподаватели сестринского дела должны быть убеждены, что компетентность и продемонстрированные убеждения достигну­ты до того, как человек начал заниматься сестринским делом про­фессионально" .

П. Беннер подчеркивает, что уровень квалификации медсестры ни в коем случае не может измеряться только стажем ее работы. Она пишет: "Очень мало известно о том, как измерить способ­ность человека узнавать проблемы и отыскивать проблемы, требую­щие решения, как оценить его умение правильно выбирать методы и способы их решения" (, подчеркнуто П. Беннер). Прав­да, отдельные профессиональные качества медсестер все-таки под­даются идентификации, очевидным объективным оценкам. Автор, в частности, относит к таким качествам следующие: "способность справляться с критическими ситуациями; психологическая устойчи­вость; сострадание и надежность при уходе за новорожденными, коматозными больными и другими пациентами, находящимися в со­вершенно беспомощном состоянии, а потому требующими особого ухода; умение быстро обнаружить и быстро решить «горящую» проб­лему (т.е. возникшую в кризисной ситуации или в условиях дефи­цита времени); умение унять боль; забота об умирающем пациенте" .

Таким образом, как ни тривиально это звучит, этическое тре­бование гуманности, милосердия в повседневной профессиональной деятельности медсестры (врача, фармацевта и т.д.) прежде всего означает требование их высокого профессионализма.

Рассмотрим теперь специальный аспект гуманного, милосердно­го отношения к пациенту, характерный именно для профессии меди­цинской сестры. Пациент обращается к медсестре, как правило, со своей болью, своими страданиями. Тот факт, что болью как симп­томом занимаются врачи и что существует особая врачебная дис­циплина анестезиология, совсем не исключает справедливости тон­кого замечания П. Беннер: "Определение причины возникновения боли и выбор адекватного средства для ее облегчения или устране­ния попадает в область компетенции медсестры" .

Тема отношения человека к страданию - старейшая в исто­рии религии, философии и этики . Ф.М. Достоевский видел в добровольном принятии страдания личностью на себя выс­ший нравственный акт человеческого бытия. В 1936 г. Т. Манн в своей речи в день 80-летия 3. Фрейда восславил его любовь к истине, говоря, в частности, о том, как ученый использовал опыт болезни для познания. О том же пишет М. Фаулер, но как специ­алист по философии и этике сестринского дела она видит две сто­роны данной проблемы: "Я считаю, что человек учится в страда­ниях, с другой стороны, мне кажется, чтобы учиться, человеку со­всем не обязательно страдать." Далее автор приводит следующий пример: у ее подруги родился внук с многочисленными пороками развития, друзья и знакомые бесконечно ее утешали и успокаивали. В итоге "участливые утешения истощили ее желание осмысливать ситуацию и невольно превратились в источник еще более сильной боли" .

Рассмотрев отдельные аспекты профессиональной деятельности медсестры (оказание помощи, обучение пациентов и т.д.), П. Бен>-нер задает вопрос: что же в целом должно быть присуще опытной медсестре - участие или отстраненность? В медицинской среде ши­роко распространено мнение, что в профессиональном отношении медиков к пациентам необходимо отстранение (желательно устанав­ливать "дистанцию"). Однако исследование П. Беннер выявило не­что иное: в своих анкетах и устных ответах многие опытные мед­сестры подчеркивали, что "им очень важно лично прочувствовать, что испытывают их пациенты, страдающие различными недугами" . П. Беннер отмечает особый язык, которым пользуются опытные медсестры при общении со своими пациентами, например, перенесшими илеостомию или колостомию (когда с полуслова ясно, о каких моментах ухода за собой, особенностях образа жизни идет речь). В свою очередь, М. Фаулер замечает, что с пациентом надо разговаривать не на своем, а на его языке . Высшим при­знанием профессионализма медсестры, которая проводила инструк­таж пациентки перед операцией мастэктомии, стал вопрос этой пациентки : "А вам что, тоже мастэктомию делали?" .

Среди выделенных П. Беннер нескольких десятков профессио­нальных функций (навыков) медсестры необходимо обратить вни­мание на функцию, которую она назвала "Присутствие: умение по­быть с пациентом". Вот слова одной из медсестер-респондентов: "Это же очень по-человечески - просто посидеть с кем-то, пого­ворить по-настоящему... Мне не всегда есть, что им ответить, но даже если я просто сижу и молчу, то иногда даже лучше все полу­чается, чем когда говорю" . Интересен в этом смысле рас­сказ Митрополита Антония - православного епископа, возглавляю­щего епархию Русской православной церкви в Великобритании (по первоначальному образованию - врача). Владыка Антоний вспо­минает, как в начале войны он был хирургом; в его отделении уми­рал молодой солдат, и он облегчил ему минуты умирания именно присутствием, сначала разговаривая с ним, а когда пациент уже пе­рестал реагировать на речь, взяв его за руку, продолжая держать ее до самого конца .

Не случайно П. Беннер выделяет такую профессиональную функцию медсестры, как "умение прикосновением успокоить па­циента, наладить с ним связь". Вот слова опытной медсестры (у ее пациента метастазы рака прямой кишки, колостома, он мра­чен и неразговорчив): "Мне нравится делать ему растирание спи­ны, поскольку это дает возможность лишний раз поговорить с ним и само по себе служит неким средством общения". Далее П. Бен­нер отмечает, что медсестры традиционно используют прикоснове­ния в терапевтических целях: "Прикосновения могут не только со­общать о моральной и личной поддержке, но и физически стиму­лировать или успокаивать пациента" . Однако нельзя оставить без внимания и заключительное замечание П. Беннер: "Но физические прикосновения, как и другие формы общения, не­сут в себе слишком многое, чтобы пользоваться ими бездумно" .

Наиболее полно специфика этических требований гуманности и милосердия в сестринском деле выражена в понятии "забота о пациентах ". Раскрывая содержание этого понятия, П. Беннер пи­шет: "Из примеров прекрасной работы медсестер можно сделать и более общие выводы. Практически в каждом из них подчеркива­ется важность заботливого, человеческого отношения к пациентам... Можно даже ввести понятие «степень заботы», поскольку она под­дается количественной оценке. Когда в природе сестринского дела выделяются «инструментальная» и «эмоциональная» составляющие, необходимо отдавать себе отчет, что это искусственное разделе­ние". Приведя пример с искусно проведенной перевязкой у боль­ной с длительно незаживающими ранами и абдоминальными фис­тулами (после чего пациентка воскликнула: "Надо же! Настоящее искусство!"), П. Беннер заключает: "Перевязка несла одновремен­но техническую, эмоциональную и информационную нагрузку" .


files -> Оценка элементного статуса в определении нутриентной обеспеченности организма. Значение нарушений элементного статуса при различной патологии
files -> Проблема безопасности продуктов питания
files -> Примерная программа профессионального модуля

Профессиональная компетентность

Медицинская сестра должна всегда поддерживать профессиональный уровень своей деятельности. Постоянное накопление специальных знаний и умений — профессиональный долг медицинской сестры. Она должна быть компетентной в отношении моральных и юридических прав пациента. Профессиональная компетентность дает медицинской сестре моральное право самостоятельно принимать соответствующие решения в неординарных ситуациях и осуществлять руководство младшим медицинским персоналом.

Уважение к своей профессии

Медицинская сестра должна поддерживать авторитет и репутацию сестринской профессии. Она несет личную моральную ответственность за поддержание на должном уровне и совершенствование стандартов сестринского дела. Медицинская сестра должна критически оценивать уровень своей профессиональной подготовки и практических навыков и не претендовать на ту степень компетентности, которой не обладает. Право и долг медицинской сестры — отстаивать свою моральную, экономическую и профессиональную независимость. Она должна отказываться от подарков и лестных предложений со стороны пациента, если в основе этого лежит его желание добиться привилегированного положения по сравнению с другими пациентами. Медицинская сестра вправе принять благодарность от пациента, если она выражается в форме, не унижающей человеческого достоинства обоих, не противоречит принципам справедливости и порядочности и не нарушает правовых норм. Медицинская сестра не должна допускать злоупотребления своим профессиональным положением и своими знаниями. Интимные отношения с пациентом осуждаются медицинской этикой.

Медицинская сестра и коллеги

Во взаимоотношениях с коллегами медицинская сестра должна быть честной, справедливой и порядочной, признавать и уважать их знания и опыт. Медицинская сестра обязана в меру своих знаний и опыта помогать коллегам по профессии, рассчитывая на такую же помощь с их стороны, а также оказывать содействие другим участникам лечебного процесса. Она должна участвовать в разработке объективных критериев оценки сестринской деятельности и стремиться к тому, чтобы ее деятельность была беспристрастно рассмотрена и оценена коллегами. Медицинская сестра должна избегать отрицательных высказываний о работе коллег в присутствии пациентов и их родственников, за исключением случаев обжалования действий медицинских работников. Завоевание себе авторитета путем дискредитации коллег неэтично.

Моральный и профессиональный долг медицинской сестры — помочь пациенту выполнять назначенную врачом программу лечения. Высокий профессионализм медицинской сестры — важнейший моральный фактор товарищеских, коллегиальных взаимоотношений медицинской сестры и врача. Если медицинская сестра сомневается в целесообразности лечебных рекомендаций врача, она должна тактично обсудить эту ситуацию сначала с самим врачом, а в случае сохраняющегося сомнения после этого — с вышестоящим руководством.

Участие в медико-санитарном просвещении населения

Моральный долг медицинской сестры как члена медицинского сообщества — заботиться об обеспечении доступной и качественной сестринской помощи населению. Медицинская сестра должна активно участвовать в медико-санитарном просвещении населения, помогающем пациентам сделать правильный выбор между государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения. Медицинская сестра в меру своей компетенции должна участвовать в разработке и осуществлении коллективных мер, направленных на совершенствование методов борьбы с болезнями, предупреждать пациентов, органы власти и общество в целом об экологической опасности, вносить свой вклад в дело организации спасательных служб.

(практический опыт), умений и знаний,

которыми должен овладеть студент

Результатом учебной практики является формирование общих и профессиональных компетенций по разделу модуля « Безопасная больничная среда для пациента и персонала».

Студенты должны овладеть ОК:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.

ОК 7. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 8. Соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности и техники безопасности.

Студенты должны овладеть ПК:

ПК 2.1 Обеспечивать инфекционную безопасность.

ПК 2.2 Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

ПК 2.3 Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.

ПК 2.4 Владеть основами гигиенического питания.

ПК 2.5 Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

В результате изучения раздела профессионального модуля, обучающийся должен:



Приобрести практический опыт:

Обеспечения санитарных условий в учреждениях здравоохранения и на дому.

Обеспечения гигиенических условий при получении и доставке лечебного питания для пациентов в ЛПУ.

Применения средств транспортировки пациентов и средств малой механизации с учетом основ эргономики.

Соблюдения требований техники безопасности и пожарной безопасности при уходе за пациентом во время проведения процедур и манипуляций.

Освоить умения:

Обеспечивать безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;

Проводить текущую и генеральную уборку помещений с использованием различных дезинфицирующих средств;

Составлять памятки для пациента и его окружения по вопросам ухода и самоухода, инфекционной безопасности, физических нагрузок, употреблении продуктов питания;

Использовать правила эргономики в процессе сестринского ухода и обеспечения безопасного перемещения больного.

Знать:

Факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;

Принципы санитарно-гигиенического воспитания и образования среди населения;

Основы профилактики внутрибольничной инфекции, основы эргономики.

Методы оценки освоения общих и профессиональных компетенций

По результатам учебной практики.

Для оценки освоенных студентом компетенций используются:

Метод тестирования (проводится на каждом практическом занятии с целью оценки знаний по теме);

Дневник студента с данными об освоении компетенций (на каждом практическом занятии оцениваются освоенные студентом профессиональные компетенции с занесением оценки в дневник);

Демонстрация умений (оценивается на каждом практическом занятии).

Демонстрация компетенций по индивидуальному заданию (проводится студентом повторно при неудовлетворительном результате);

Результаты освоения компетенций фиксируются в контрольной ведомости.

Контрольная ведомость студента ____________________________________

ФИОгруппа_________специальность______________________________________

Критерии оценки студента. Студент может самостоятельно выполнить следующие действия Да / Нет Если нет, то что должен сделать студент дополнительно
Студент знает современные антисептические средства для обработки рук медицинской сестры.
Студент умеет соблюдать санитарно-эпидемиологический режим различных помещений ЛПУ.
Студент умеет осуществлять гигиеническую уборку различных помещений ЛПУ.
Студент умеет проводить дезинфекцию уборочного инвентаря.
Студент умеет проводить текущую и заключительную уборки процедурного кабинета.
Студент умеет обрабатывать руки.
Студент знает режимы дезинфекции при использовании современных дезинфектантов.
Студент умеет смоделировать технику приготовления дезинфицирующих растворов.
Студент умеет проводить дезинфекцию предметов ухода за пациентом.
Студент умеет проводить дезинфекцию изделий медицинского назначения.
Студент умеет проводить утилизацию отходов медицинского назначения.
Студент знает режимы работы современных дезинфектантов, совмещающих предстерилизационную очистку.
Студент умеет приготовить моющий раствор.
Студент умеет приготовить дезинфицирующий раствор по инструкции препарата.
Студент умеет приготовить дезинфицирующий раствор по инструкции препарата, совмещающий и предстерилизационную очистку.
Студент умеет осуществить этапы предстерилизационной очистки.
Студент умеет провести контроль качества предстерилизационной очистки.
Студент знает режимы работы автоклава.
Студент знает режимы работы воздушного стерилизатора.
Студент знает режимы работы химической стерилизации.
Студент знает упаковочные материалы для стерилизации.
Студент знает методы контроля стерилизации.
Студент знает режимы газовой стерилизации.
Студент умеет работать с биксом.
Студент умеет одевать стерильные перчатки.
Студент умеет применить приемы биомеханики при организации рабочего места и в процессе деятельности медицинской сестры.
Студент умеет применять спецодежду при осуществлении различных видов деятельности.
Студент знает виды двигательной активности.
Студент может обучить пациента принципам безопасного пребывания в лечебно-профилактическом учреждении.
Студент знает, как проводить мероприятия, по профилактике профессионального заражения (вакцинопрофилактика, антиретровирусная терапия).
Студент умеет снять использованные перчатки, и знает режим их дезинфекции и утилизация.
Студент знает устройство лечебного отделения.
Студент знает принципы получения и доставки лечебного питания.
Студент умеет раздавать пищу пациентам, соблюдая гигиенические требования.
Студент умеет осуществить транспортировку пациента (фантом) различными способами.
Студент умеет осуществить перемещение пациента (фантом) различными способами.
Студент умеет осуществить размещение пациента в постели (фантом).
Студент умеет провести консультирование пациентов и их родственников по вопросам здорового образа жизни.
Студент знает приемы терапевтического общения с целью профилактики ятрогений.
Итого:

1. профилактика внутрибольничной инфекции;

2. дезинфекция изделий медицинского назначения;

3. предстерилизационная очистка инструментов, стерилизация;

4. принципы работы централизованного стерилизационного отделения

5. организация безопасной среды для пациента и персонала;

6. лечебно-охранительный режим лечебно-профилактических учреждений.

Виды деятельности Практический опыт Умения
Раздел практики
1. Профилактика внутрибольничной инфекции Виды работ: 1. Изучение современных антисептических средств для обработки рук медицинской сестры. 2. Соблюдение санитарно-эпидемиологического режима различных помещений ЛПУ. 3. Осуществление гигиенической уборки различных помещений ЛПУ. 4. Проведение дезинфекции уборочного инвентаря. 5. Проведение текущей и заключительной уборки процедурного кабинета. 6. Обработка рук. + + + + + + + +
2. Дезинфекция изделий медицинского назначения Виды работ: 1. Изучение режимов дезинфекции при использовании современных дезинфектантов. 2. Моделирование техники приготовление дезинфицирующих растворов. 3. Проведение дезинфекции предметов ухода за пациентом. 4. Проведение дезинфекции изделий медицинского назначения. 5. Утилизация отходов медицинского назначения. + + + + +
3. Предстерилизационная очистка инструментов, стерилизация изделий медицинского назначения. Виды работ: 1. Изучить режимы работы современных дезинфектантов, совмещающих предстерилизационную очистку. 2. Приготовить моющий раствор. 3. Приготовить дезинфицирующий раствор по инструкции препарата. 4. Приготовить дезинфицирующий раствор по инструкции препарата, совмещающий и предстерилизационную очистку. 5. Осуществить этапы предстерилизационной очистки. 6. Провести контроль качества предстерилизационной очистки. + + + + +
4. Принципы работы централизованного стерилизационного отделения. Виды работ: 1. Изучить режимы работы автоклава. 2. Изучить режимы работы воздушного стерилизатора. 3. Изучить режимы работы химической стерилизации. 4. Изучить упаковочные материалы. 5. Изучить методы контроля стерилизации. 6. Изучить режимы газовой стерилизации. 7. Работа с биксом: – Подготовка материала для укладки, – укладка бикса, – работа со стерильным биксом. 8. Надевание стерильных перчаток. + +
5. Организация безопасной среды для пациента и персонала. Виды работ: 1. Отработать приемы биомеханики при организации рабочего места и в процессе деятельности медицинской сестры. 2. Соблюдение спецодежды при осуществлении различных видов деятельности медицинской сестрой 3. Изучить виды двигательной активности. 4. Обучить пациента принципам безопасного пребывания в лечебно-профилактическом учреждении. 5. Изучить мероприятия, проводимые с целью профилактики профессионального заражения (вакцинопрофилактика, антиретровирусная терапия). 6. Снятие использованных перчаток, режим их дезинфекции и утилизация. + + + + +
6. Лечебно - охранительный режим лечебно-профилактических учреждений. Виды работ: 1. Изучить устройство лечебного отделения. 2. Изучить принципы получения и доставки лечебного питания. 3. Уметь раздавать пищу пациентам, соблюдая гигиенические требования. 4. Осуществить транспортировку пациента (фантом) различными способами. 5. Осуществить перемещение пациента (фантом) различными способами. 6. Осуществить размещение пациента в постели (фантом). 7. Провести консультирование пациентов и их родственников по вопросам здорового образа жизни. 8. Отработать приемы терапевтического общения с целью профилактики ятрогений. + + + + + + + + +

Перечень заданий для индивидуальной работы студентов;

1. Составление памятки для пациента и его родственников по профилактике внутрибольничной инфекции.

2. Реферативные сообщения по темам:

- «Дезинфекция: зачем она нужна?»,

- «Виды дезинфекции»,

- «Методы дезинфек­ции»,

- «Химическая дезинфекция»;

- «Стерилизация: зачем она нужна?»,

- «Профессиональные заболевания медицинских сестер»,

- «Факторы риска в работе медсестры»,

- «Стресс в работе медсестры»,

- «Профилактика ВИЧ инфекции у медработников»,

- «Профилактика гепатита В у медработников»,

- «Приспособления, позволяющие облегчить перемещение пациента»,

- «Вредные влияния на плод».

3. Составление санпросвет бюллетеня по заданной тематике

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Левина Вера Александровна. Формирование профессиональной компетентности специалиста сестринского дела с квалификацией базового среднего профессионального образования: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: Саратов, 2004 207 c. РГБ ОД, 61:05-13/512

Введение

ГЛАВА 1 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛИСТА СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА 13

1.1. Компетентность и компетенция. Модели компетентности в современной педагогике 13

1.2. Основные положения организации профессионального образования 28

1.3. Особенности профессиональных и личностных качеств специалиста сестринского дела 34

ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА 47

2.1. Построение модели компетентности специалиста сестринского дела с квалификацией базового среднего образования 47

2.2. Выявление условий формирования профессиональной компетентности специалиста сестринского дела 64

ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА79

3.1. Методические основы формирования профессиональных компетенций у студентов медицинского колледжа 79

3.2. Анализ сформированности качеств, определяющих профессиональную компетентность выпускников медицинского колледжа 184

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 192

ВЫВОДЫ 193

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 196

Введение к работе

Актуальность темы. Вхождение России в новые социально-экономические условия выдвинуло на первый план необходимость проведения изменений в национальной системе образования. Стратегия этих изменений, изложенная в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, предусматривает, в частности, существенное обновление содержания и структуры профессионального образования. Задача коренного улучшения системы профессионального образования, качества подготовки специалистов имеет фундаментальное значение для будущего нашей страны.

В последние годы акцент в определении целей профессиональной подготовки сместился с усвоения студентами знаний и умений на формирование такой комплексной структуры, как профессиональная компетентность. Это понятие, широко распространенное в зарубежной системе образования, в последнее десятилетие, в связи со стремлением России интегрироваться в европейское сообщество, становится в отечественном образовании базисным для определения не только стратегии общего и профессионального образования, но и для выбора подходов, методов, средств обучения и т.д.

Социальные, экономические преобразования в России не могли не затронуть систему здравоохранения, систему подготовки медицинских кадров. С 1991 года в России проводится модернизация сестринского дела, конечной целью которой является приведение системы подготовки медицинских сестер к мировым стандартам и повышение профессиональной компетентности (решение коллегии МЗ РФ «О состоянии и перспективах развития сестринского дела в Российской Федерации 1994 г.).

Главной целью Доктрины среднего медицинского и фармацевтического образования (2000 г.) является обеспечение уровня и качества среднего медицинского образования в соответствии с перспективами развития здравоохранения и медицинской техники. Модернизация отраслевого образования предусматривает подготовку совершенно нового поколения специалистов,

хорошо знающих свое дело, ориентированных на достижение высоких результатов в охране здоровья населения, способных работать в условиях рыночной экономики. Сегодня отрасль испытывает высокую потребность в творчески мыслящих специалистах, обладающих социальной и профессиональной активностью, мобильностью и конкурентоспособностью на современном рынке труда.

Современный уровень развития медицинской науки и здравоохранения определяется:

внедрением в практику новых операций, малых инвазивных вмешательств, новых видов, методов и методик обследования;

реформами в здравоохранении, направленными на повышение качества, доступности и экономической эффективности медицинской помощи населению в условиях рыночных отношений;

развитием рынка медицинских услуг в рамках программ обязательного и добровольного медицинского страхования;

повышением роли медицинской сестры, расширением ее полномочий;

изменением требований ГОС СПО к квалификационной характеристике медицинской сестры;

современным статусом пациента, подтвержденным новыми юридическими и этическими нормами.

Объективные потребности общества диктуют необходимость повышения профессиональной компетентности специалиста сестринского дела на этапе его обучения в среднем профессиональном образовательном учреждении. Введение Государственных образовательных стандартов 0406 «Сестринское дело» предполагают пересмотр программ и содержания профессиональной подготовки, разработку качественно иных методов обучения, создание нового, отвечающего современным требованиям учебного процесса.

Развитие сестринского дела в России нельзя считать законченным. В нашей стране традиционно сложилось представление о медицинской сестре, как о помощнице врача, выполняющей только вспомогательные медицинские

функции. Не было научного подхода к изучению организации работы сестринских кадров и их профессиональной подготовки. В социалистической России сестринское дело не представляло собой самостоятельного социального института. В связи с данным положением, проблемы формирования профессиональной компетентности студентов медицинских ССУЗаад не получили должного освещения в методической литературе и являются одной из малоисследованных проблем профессиональной педагогики.

Недостаточная разработанность методологических, организационно-методических основ педагогической теории профессиональной подготовки специалиста сестринского дела послужило поводом к выполнению данного диссертационного исследования.

Актуальность исследования проблемы обусловлена необходимостью:

совершенствования качества подготовки профессионально компетентного специалиста сестринского дела в медицинских ССУЗах России;

определения научно-педагогических основ формирования компетенции сестринских манипуляций, как основной составляющей профессиональной компетентности специалиста сестринского дела;

разработки методики формирования компетенции сестринских манипуляций на этапе обучения студентов в медицинских колледжах (содержания, форм, методов и средств развития умений и навыков).

Разработка теоретических основ системы формирования компетенции сестринских манипуляций в процессе профессиональной подготовки (на занятиях по сестринскому делу) призвана обозначить пути разрешения следующих объективных противоречий:

Между возросшими требованиями современной реформы сестринского де
ла, направленными на достижение новых качественных параметров струк
туры обучения будущих медицинских сестер и невозможностью решения
поставленных задач в условиях сложившейся системы обучения студентов
медицинского ССУЗа;

между объективной необходимостью формирования компетенций сестринских манипуляций на интегративной основе путем взаимосвязей дисциплин и консерватизмом традиционного подхода, при котором не акцентируется внимание на преемственность специальной подготовки;

между большими потенциальными возможностями курса сестринского дела в формировании профессиональных компетенций и отсутствием специально разработанных форм и методов реализации этих возможностей. Поиски путей разрешения указанных противоречий определили проблему

нашего исследования. В теоретическом плане - это проблема формирования компетенций сестринских манипуляций в процессе профессиональной подготовки специалиста (на занятиях по сестринскому делу). В практическом плане - проблема определения форм и методов формирования компетенций сестринских манипуляций.

Недостаточная разработанность указанной проблемы, большая практическая значимость ее разрешения позволили сформулировать тему исследования.

Цель исследования: повышение уровня профессиональной компетентности студентов, будущих специалистов сестринского дела, на основе разработки системы методических приемов и путем реализации теоретически обоснованной и экспериментально проверенной методики формирования компетенций сестринских манипуляций.

Объект исследования: профессиональная подготовка специалиста сестринского дела.

Предметом исследования является процесс формирования профессиональной компетентности у студентов медицинских ССУЗов.

Рабочей гипотезой исследования послужило предположение о том, что
процесс формирования профессиональной компетентности выпускника ме
дицинского колледжа - будущего специалиста сестринского дела с квалифи-
кацией среднего ПО может быть более эффективным, если: \

построенная структурно-функциональная модель формирования компетентности специалиста сестринского дела позволит осуществить отбор и систематизацию качеств личности студента, необходимых для осуществления профессиональной деятельности;

совершенствование общепрофессиональной и специальной подготовки преподавателей сестринского дела в клинических дисциплинах организовано на базе медицинского колледжа;

методика формирования компетенций сестринских манипуляций на основе их алгоритмизации реализует единство формирований профессиональных компетенций;

активные формы обучения в медицинском колледже обеспечить систематизированным дидактическим материалом.

Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы оказалось необходимым решить следующие задачи:

    Построить и научно обосновать структурно-функциональную модель формирования компетентности специалиста сестринского дела.

    Определить организационно-педагогические условия совершенствования общепрофессиональной и специальной подготовки преподавателей сестринского дела в клинических дисциплинах на базе медицинского колледжа.

    Разработать, апробировать и внедрить в образовательный процесс методику формирования компетенций сестринских манипуляций на основе их алгоритмизации.

    Разработать дидактический материал, обеспечивающий системное использование активных форм обучения в процессе подготовки специалистов сестринского дела.

Теоретико-методологической основой исследования явились:

методология и методика педагогического исследования (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский и др.);

результаты фундаментальных психологических исследований в рамках учения о личности и деятельности (К.А. Альбуханова-Славская, П.А.

Гальперин, В.П. Зинченко, Н.А. Менчинская, Дж. Равен, С.Л. Рубинштейн

системный и системно-деятельностные подходы (В.Г. Афанасьев, П.К. Анохин, А.А. Богданов, В.Д. Могилевский и др.);

общей теории обучения (В.И. Андреев, В.И. Загвязинский, B.C. Леднев, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый и др.);

теории развивающего обучения, личностно ориентированного образования (В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, И.А. Зимняя и др.);

теории профессионального развития (А.П. Беляева, B.C. Безрукова, А.К. Маркова A.M. Новиков и др.);

педагогической квалиметрии и управления качеством образования (В.П. Беспалько, В.А. Кальней, А.И. Суббето, Ю.К. Чернова, В.В. Щипаное и др.).

Методы исследования: теоретические исследования включали теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизацию, аналогию и моделирование, а эмпирические методы - изучение философской, педагогической и психологической литературы; изучение образовательных программ и учебных планов подготовки специалистов сестринского дела; изучение нормативных и методических документов; наблюдение за учебным процессом, констатирующий и обучающий эксперимент; анкетирование; статистическая обработка данных.

Организация и этапы исследования

На первом этапе (1998 - 1999 г.г.) проводилось углубленное изучение теории и методики профессионального образования. Положено начало систематическому анализу условий повышения эффективности процесса обучения в медицинском среднем профессиональном учреждении. Исследовалась проблема обеспеченности процесса практической подготовки специалиста сестринского дела современными средствами обучения.

Второй этап (1999 - 2000 г.г.) структурировались алгоритмы выполнения сестринских манипуляций, на основе которых разрабатывалась методика формирования программированных умений. Апробация данной методики в опытно-экспериментальном обучении, внедрение в образовательный процесс. На основе структурированных алгоритмов выпущено учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов, которое внедрили в учебный процесс.

Третий этап (2001- 2003 г. г.) выявлялись организационно-педагогические условия подготовки преподавателей сестринского дела в клинических дисциплинах. Подготовка сборника ситуационных задач по программе дисциплины «Основы сестринского дела». Разработка сценариев деловых игр для медицинских сестер. Построение структурно-функциональной модели формирования компетентности специалиста сестринского дела. Начата экспериментальная проверка гипотезы исследования.

Четвертый этап (2003 - 2004 г.г.) проводилась оценка результатов экспериментального обучения, обобщались итоги экспериментальной работы, проводилась литературная обработка диссертации.

Базой исследований явился Энгельсский медицинский колледж. В иссле
довании участвовало 510 студентов, 50 преподавателей колледжа, 308 прак
тикующихся медицинских сестер, 60 пациентов БСМП і Энгельса. *\ 7

Научная новизна исследования заключается:

в построении структурно-функциональной модели формирования компетентности специалиста сестринского дела;

в определении стратегических направлений общепрофессиональной и специальной подготовки преподавателей сестринского дела в клинических дисциплинах на базе медицинского колледжа;

В разработке системы ситуационных задач и деловых игр, обеспечиваю- J щих использование активных форм обучения в процессе подготовки специалистов сестринского дела.

Теоретическая значимость исследования состоит в конкретизации общетеоретических представлений о подходах к организации процесса совершенствования общепрофессиональной и специальной подготовки преподавателей сестринского дела в клинических дисциплинах на базе медицинского колледжа. Получила подтверждение гипотеза о том, что построенная и научно обоснованная структурно-функциональная модель формирования компетентности специалиста сестринского дела позволила осуществить отбор и систематизацию качеств личности, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. Теоретически обоснована методика формирования компетенций сестринских манипуляций на основе созданного комплекса алгоритмов. Актуализированы теоретические основы методического обеспечения активных форм обучения в медицинском колледже.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная (теоретически обоснованная и экспериментально проверенная) методика формирования компетенций сестринских манипуляций на основе алгоритмизации является основой для совершенствования профессиональной подготовки специалистов сестринского дела. Созданное на основе результатов исследования учебно-методическое пособие обеспечивает управление аудитор- і / ной и внеаудиторной самостоятельной работой студентов. Комплекс ситуационных задач и деловых игр методически обеспечивает моделирование профессиональной деятельности медицинской сестры в учебном процессе.

Структурно-функциональная модель формирования компетентности специалиста сестринского дела может использоваться в качестве инструмента ^"контроля процесса подготовки медицинских сестер в ССУЗах России. - ~ ~^ Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечиваются исходными методологическими позициями, выбором и реализацией комплекса вариативных способов и методов в контрольно-

11 оценочном и мотивационном аспектах; опорой на общепризнанные психологические и педагогические идеи; личным участием автора в опытно-экспериментальной работе. Проведенный количественный и качественный анализ, статистическая значимость экспериментальных данных доказывает объективность и правомерность выводов, стабильный характер выявленных связей и закономерностей.

Апробация и реализация результатов исследования. Результаты исследований доложены на заседании областного методического совета медицинских средних специальных учебных заведений в 2000 и 2002 г.г., на заседании ЦМК клинических дисциплин Энгельсского медицинского колледжа (2000, 2001, 2002, 2003, 2004 г.г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Организация сестринского дела на рубеже веков» (Арзамас 2000 г.), на областной научно-практической конференции «Новые сестры -для новой России» (Саратов 2002 г.), на заседании научно-методического совета Саратовского военно-медицинского института (2004 г.).

Учебно-методическое пособие для студентов, разработанное на материалах исследования, внедрено в учебный процесс в Саратовском областном медицинском колледже, Энгельсском медицинском колледже, Саратовском медицинском колледже Министерства здравоохранения РФ. По материалам исследований опубликовано 11 печатных работ.

На защиту выносятся:

    Положение о необходимости общепрофессиональной и специальной подготовки преподавателей сестринского дела в клинических дисциплинах на базе медицинского колледжа.

    Теоретически обоснованная и экспериментально проверенная методика формирования компетенций сестринских манипуляций, как основы для совершенствования профессиональной подготовки специалистов сестринского дела.

    Комплекс алгоритмов сестринских манипуляций, обеспечивающий формирование профессиональных компетенций специалистов сестринского дела.

4. Положение о необходимости использования активных форм обучения на основе моделирования профессиональной деятельности специалиста сестринского дела для повышения его профессиональной компетентности. Объем и структура диссертации: работа выполнена на 207 страницах машинописного текста и состоит из введения, обзора литературы, двух глав собственных исследований, заключения, выводов, практических рекомендаций и списка используемой литературы. Работа содержит 9 таблиц, 19 рисунков. Библиографический список литературы содержит 139 источников, в том числе 128 отечественных и 10 зарубежных.

Компетентность и компетенция. Модели компетентности в современной педагогике

В последнее десятилетие внимание учёных, педагогов, исследователей переместилось с описания функций и присущих им умений специалиста, в том числе медицинской сестры, на так называемые компетенции. Общая тенденция современной системы образования тоже носит схожее название - компе-тентностное образование (это касается как системы общего образования, так и профессионального).

Компетенция - это совокупность качеств личности, а также её знаний, навыков и умений, которые в комплексе помогают человеку действовать в различных, в том числе и в новых для него ситуациях. Под профессиональной компетенцией, в таком случае, понимают совокупность качеств личности и профессиональных умений, которые помогают человеку осуществлять его профессиональную деятельность, самостоятельно принимая решения, касающиеся реализации его функций, в изменяющихся условиях протекания деятельности .

Вопросами/ компетентностного образования занимаются как лингвисты, так и психологи. При этом лингвисты употребляют именно термин «компетенции» в качестве различных характеристик личности, в то время как психологи говорят о «компетентности», как психологическом образовании личности в целом. Так, например, Г. Вайлер и Я. Лефстед считают компетентность суммой знаний, умений и навыков в широком смысле, приобретённых в процессе школьного и внешкольного образования. При этом развитие компетентности обусловлено всем процессом образования, то есть приобретения социального опыта, и является интеграцией интеллектуальных, моральных, социальных и других аспектов знаний. Таким образом, компетентность понятие более широкое по отношению к отдельно взятым компетенциям .

СЕ. Шишов и В.А. Кольней (2000) в своих работах определяют компетенцию, как общую способность, основанную на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам.

Настройка человеческого поведения на бесконечное разнообразие жизненных ситуаций связана с общей способностью «мобилизовать в определённой ситуации приобретённые знания и опыт» в личной биографии, вписывающейся в общую историю. Кроме того авторы обращают внимание на различие компетенции и умений. Умение - это действие в специфической ситуации. Это проявление компетенции или способности, более общей подготовленности к действию или возможность совершать действие в специфической ситуации. Однако только умения поддаются наблюдению; компетенция (или габитус - как единство компетенций) - это характеристики, которые можно извлечь из наблюдений за действиями, за умениями.

Таким образом, умения представляются как компетенция в действии. Компетенция - это то, что порождает умение, действие.

Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для проблемы .

Компетенция не может быть определена через определённую сумму знаний и умений, т.к. значительная роль в её проявлении принадлежит обстоятельствам. Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. При обсуждении компетенции внимание обращается на конкретные ситуации, в которых они проявляются.

Компетенция не может быть изолирована от конкретных условий её реализации. Она одновременно тесно связывает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, настроенных на условия конкретной деятельности. Настоящее обучение и будущая деятельность тесно взаимосвязаны. Тот факт, что компетенция тесно связана с условиями реализации, приводит одновременно к двойственному взгляду: один направлен на условия будущей деятельности, другой - на существующие школьные условия, в которых молодёжь может или не может применять с сегодняшнего дня ожидаемые компетенции.

Возникновение понятия компетенции вписывается в историю профессиональной подготовки. Тогда компетенцию определяют, как способность мобилизовать в профессиональной деятельности свои знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий . Умения, обычно характеризующие выполнение какой-либо профессии, уже недостаточны. Нужно ещё уметь предвидеть трудности, принимать решения, сотрудничать и координировать свою деятельность .

Те же авторы дают определение ключевой компетенции. Это определяющая компетенция, потому что она соответствует условиям реализации, которые ни ограничены, ни слишком специфичны, но являются до определённой степени универсальными. По этой причине в плане подготовки отдают предпочтение развитию компетенций «широкого спектра», способных проявить себя в самых разнообразных ситуациях и условиях.

В условиях перестройки системы образования затруднительно определение перечня ключевых компетенций. Поэтому авторы говорят о некоторой совокупности компетенций, особо актуальных для становления демократического общества и развития рыночной экономики. Эту совокупность ключевых компетенций они предлагают в виде списка, который выглядит так:

Уметь извлекать пользу из опыта;

Организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их;

Организовать свои собственные приёмы обучения;

Уметь решать проблемы;

Самостоятельно заниматься своим обучением. ИСКАТЬ:

Запрашивать различные базы данных;

Опрашивать окружение;

Консультироваться у эксперта;

Получать информацию;

Уметь работать с документами и классифицировать их. ДУМАТЬ:

Организовать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;

Критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;

Уметь противостоять неуверенности и сложности;

Занимать позицию в дискуссиях и выковывать своё собственное мнение;

Видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;

Оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;

Уметь оценивать произведения искусства и литературы. СОТРУДНИЧАТЬ:

Уметь сотрудничать и работать в группе;

Принимать решения;

Улаживать разногласия и конфликты;

Уметь договариваться;

Уметь разрабатывать и выполнять контракты. ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО:

Включаться в проект;

Нести ответственность;

Войти в группу или коллектив и внести свой вклад;

Доказать солидарность;

Уметь организовывать свою работу;

Уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами. АДАПТИРОВАТЬСЯ:

Уметь использовать новые технологии информации и комммуникации;

Доказать гибкость перед лицом быстрых изменений;

Показать стойкость перед трудностями;

Уметь находить новые решения.

В 1997 году Советом Европы были названы пять базовых компетенций, необходимых любому образованному гражданину объединённой Европы.

Одна из целей выделения этих компетенций - приведение системы образования и требований к выпускникам различных учебных заведений на территории единой Европы к общему знаменателю, выделение некоего ориентира, на который необходимо нацеливаться при составлении различных образовательных программ. В этом же году данные компетенции были взяты за основу в Государственной концепции развития образования в России. Рассмотрим эти базовые компетенции подробнее

Построение модели компетентности специалиста сестринского дела с квалификацией базового среднего образования

Построение адекватной модели формирования компетентной медицинской сестры дает возможность целостно подойти к изучаемой нами проблеме.

Анализируя уже предложенные модели компетентности, мы не нашли комплексного подхода к условиям формирования профессиональных компетенций выпускника.

В основе модели Дрейфуса, которую П.Беннер применила к профессии медицинской сестры - лежит ситуативный, опытный подход, который четко отделяет уровень знаний и навыков, которого можно достичь, изучая теорию, от уровня практических суждений и навыков применительно к контексту ситуации. Данная модель ситуативная и не принимает во внимание личные качества специалиста, что на наш взгляд, недопустимо, когда речь идет о компетентном специалисте.

Модель, которую предложил Р. Джонсон, не учитывает конкретной ситуации, в которой оказывается индивид, и которая непосредственно влияет на формирующиеся у него ценности и на возможность развития и овладения новыми компетентностями. Она создает впечатление, что изменение некоторых особенностей среды приведет к росту (или снижению) качества определенного поведения при сохранении неизменной мотивации и способности индивида.

Нам представляется перспективной идея изучения условий подготовки компетентного специалиста, медицинской сестры с квалификацией базового среднего профессионального образования на основе моделирования, с использованием в качестве элементов модели формирования структурных единиц, отражающих наиболее существенные качества и свойства личностного потенциала и профессиональной культуры выпускника образовательного учреждения ССУЗа. Аналогичная технология, основанная на системно-деятельностном подходе, прошла апробацию в исследованиях личностного потенциала, предпринятых Ю. К. Черновой и В. В. Щипановым (, ). Многообещающим способом исключения возникающих при этом трудностей формализации может стать, по нашему мнению, следование по предложенной В. П. Беспалько цепочке: квалификационная характеристика - профессиограмма - модель личности . В нашем случае речь идет о построении на завершающем этапе модели формирования компетентного специалиста.

Квалификационные характеристики используются в системе ССУЗа для описания целей подготовки квалифицированных кадров и служат для оценки степени мастерства специалистов. Авторы квалификационных характеристик не идут далее описания желаемого опыта личности, оставляя другие качества личности стихийному формированию. Профессиограмма, по мнению В. П. Беспалько , является дальнейшим развитием квалификационной характеристики, к которой добавлены диагностичные параметры интеллектуальных свойств личности.

Профессиограмму можно определить как описание профессии или группы профессий по различным критериям: технологическим, экономическим, педагогическим, медицинским, психологическим . В этих описаниях разносторонне характеризуется профессия или специальность, устанавливаются профессиональные противопоказания, особенно в области медицины и психики. Профессиограмма - это модель проектирования профориентационной и профконсультационной работы, профотбора, организации специального профессионального воспитания, образования, обучения и развития молодежи. Составляется она, как правило, учеными на основе долгих поисков, наблюдений, опросов, изучения деятельности.

По мнению В. С. Безруковой, в профессиограмму должны входить три важных раздела: характеристика деятельности, психологическая характеристика специалиста и санитарно-гигиенические требования к деятельности и личности . При характеристике деятельности выделяются функции, преобладающие виды деятельности, типовые профессиональные задачи и профессиональные умения - перечень того, чем должен профессионально владеть специалист. Психологическая характеристика включает в себя перечень социально значимых и профессионально важных качеств личности и динамических характеристик психики, которые следует сформировать у выпускника. Санитарно-гигиенические требования к личности и труду определяют режим труда, допустимую нервно-психическую напряженность, сенсомоторную и перцептивную сферы работающего и медицинские противопоказания.

В интерпретации А. К. Марковой, «профессиограмма - это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создавать условия для развития личности самого работника» . В структуру профессиограммы А. К. Маркова включила тру-дограмму, характеризующую специалиста как субъекта профессиональной деятельности, и психограмму, в которой специалист предстает как индивид. В этой модели, как справедливо отметили Ю. К. Чернова и В. В. Щипанов, за пределами рассмотрения оказались вопросы личности специалиста, включающие в себя социально значимые качества человека, социальные нормы профессии, ценностные ориентации, отношения, позиции, профессиональную обучаемость и профессиональное саморазвитие, социальные черты профессионального роста и распада профессиональной деятельности. По нашему мнению, наибольший интерес в контексте проблемы оценки компетентности специалиста вызывает предлагаемая Ю. К. Черновой и В. В. Щипановым трехблочная структура профессиограммы, включающая

трудограмму - описание труда в профессии;

психограмму - описание человека в труде;

социограмму - описание личности в профессии,

и открывающая возможность включения в состав блоков соответствующих элементов личностного потенциала и профессиональной культуры. При этом профессиограмма, не теряя дескриптивный потенциал, усиливает свою нормативную значимость, становится действенным инструментом оценки компетентности специалиста.

На этапе построения профессиограммы специалиста с квалификацией ССУЗа целесообразно провести анализ структурно-функциональных моделей личностного потенциала и профессиональной культуры. При этом мы будем базироваться на результатах исследований Ю. К. Черновой и В. В. Щипано-ва, использовавших методологию, разработанную Центром управления качеством подготовки специалистов . В основе этой методологии лежит представление о возможности выделения системы качеств и характеристик личности специалиста и использования отдельных элементов этой системы для формирования блоков, составляющих профессионально-квалификационную структуру личности.

В первый блок - блок профессионально важных качеств (ПВК) -включаются все обязательные профессионально важные качества будущего специалиста, такие как компетентность, интеллект, индивидуальный стиль деятельности, мотивация и др.

Во второй блок, называемый блоком креативных качеств (КК), входят все личностные качества, характеризующие творческие возможности специалиста. "Эти качества - пишет Ю. К. Чернова - позволят выпускнику стать конкурентоспособным, быстро адаптироваться в изменяющихся экономических условиях" . Третий блок содержит набор таких качеств, которые позволяют сформировать специалиста высшей квалификации. Для каждой специальности будет свой набор качеств, поэтому третий блок целесообразно назвать блоком вариативных качеств (ВК).

Каждый блок расчленяется на компоненты Kt по видам деятельности, содержанию или принципам для построения диагностируемых требований D{ к формированию личности. Именно в наличии диагностируемых требований состоит основное достоинство системно-деятельностного подхода. Однако здесь приходится мириться с ограниченностью набора диагностируемых требований, что связано с тем, что объективный, надежный и разумный времязатратный инструментарий диагностики разработан лишь для незначительной части личностных свойств. При этом для всех введенных в блоки компонентов необходимо не только описание тех или иных качеств, но и определение планируемого уровня, который должен достичь обучаемый.

Методические основы формирования профессиональных компетенций у студентов медицинского колледжа

Формирование профессиональных умений начинается с первого курса, на практических занятиях по дисциплине «Основы сестринского дела», на фантомах и тренажерах. На последующих курсах формирование умений находит продолжение при изучении клинических дисциплин.

Основной раздел дисциплины «Манипуляционная техника» методически был обеспечен учебным пособием С.А. Мухиной, И.И. Тарновской «Атлас по манипуляционнои технике сестринского ухода». Это пособие использовалось в учебном процессе с 1995 года. В атласе в доступной и наглядной форме представлены цели и подробная методика выполнения практически всех сестринских манипуляций, необходимых для базовой подготовки медицинской сестры. Особо следует отметить форму представления учебного материала, избранного авторами: все манипуляции представлены в виде алгоритмов последовательности действий.

Алгоритм - есть правило, предписывающее последовательность элементарных действий, которые в силу их простоты однозначно понимаются и исполняются всеми . Одним из преимуществ алгоритмизации обучения является возможность формализации и модельного представления этого процесса .

На момент выхода данного учебного пособия в свет, оно полностью соответствовало действующей программе дисциплины «Основы сестринского дела». В 1998 году подготовка специалистов сестринского дела стала проводится по новым программам, согласно ГОС по специальности 0406 «Сестринское дело». Данные алгоритмы уже не соответствовали требованиям, обнаружился ряд существенных недостатков: - действия медицинской сестры определялись как действия манипулятора (техническая сестра);

Описанные действия не обосновывались (почему именно нужно сделать так, а не по-другому);

Не указаны показания и противопоказания к проведению данной манипуляции (для выполнения процедуры медицинская сестра должна обладать знаниями о самой процедуре);

Оснащение, необходимое для проведения манипуляции, обнаруживалось только непосредственно при действиях;

Пациент выступал в роли «объекта» манипуляционной техники.

Изучив учебные материалы по клинической сестринской практике, предоставленные Европейским региональным бюро ВОЗ, мы нашли рекомендации по стандартизации сестринских технологий.

В практическом здравоохранении вопрос стандартизации сестринских услуг находится в стадии разработки. Однако утвержденных стандартов пока нет (исключение составляет ОСТ по профилактике пролежней). Между тем эти документы регламентируют нормативные требования к выполнению сестринских манипуляций и являются эталоном правильности и оценки качества их выполнения.

Мы, не претендуя на стандарты нормативного документа, решили структурировать алгоритмы программированных умений студентов колледжа по курсу «Сестринское дело в клинических дисциплинах».

При структурировании алгоритмов учитывались все условия, необходимые для формирования профессиональных умений.

Перед каждым алгоритмом ставилась цель, указывались показания и противопоказания к проведению данной манипуляции, оснащение, необходимое для ее проведения. Собственно алгоритм делился на две графы. В первой графе описывались поэтапные действия, во второй давалось научное обоснование каждого действия. Действия любой манипуляции начинаются с эффективного общения с пациентом, с объяснения пациенту цели и хода предстоящей манипуляции, с получения согласия пациента на проведение манипуляции и, собственно действий по выполнению манипуляции.

Таким образом, был разработан комплекс структурированных алгоритмов сестринских манипуляций по 11 темам, согласно программе дисциплины «Основы сестринского дела».