Оказавшись внезапно без работы и финансовой опоры, не стоит отчаиваться и опускать руки. Быть может, настало самое время осуществить мечту о собственном бизнесе?

Начать свое дело даже при отсутствии финансовых средств и шансов на получение банковского кредита вполне реально. Помощь в данном вопросе может прийти и со стороны государства: правительственные программы самозанятости населения реализуются уже не первый год и стали особо актуальными при финансовом кризисе.

Получить государственную поддержку при организации собственного дела могут именно безработные или незанятые граждане. Программы содействия самозанятости граждан разрабатываются отдельно по каждому региону (краю, области). В их рамках предусматриваются как материальные виды помощи, право на получение которых, к сожалению, имеют не все (об этом чуть ниже), так и нематериальные, рассчитывать на которые может каждый. К нематериальной помощи относится:

Предоставление информации о приоритетных направлениях предпринимательской деятельности;
- консультации специалистов в области создания собственного дела;
- тестирование на наличие способностей к организации и ведению бизнеса;
- обучение основам предпринимательства;
- консультации по составлению бизнес-планов и т.д.

Для того чтобы получить указанные виды помощи, желающим получить поддержку в рамках программы поддержки самозанятости населения, необходимо лишь обратиться с заявлением в одну из местных служб занятости, для которых подобные программы на сегодняшний день относятся к разряду наиболее приоритетных направлений.

Рассчитывать на финансовую помощь, как было указано выше, могут не все, а только те лица, которые уже зарегистрировались в качестве индивидуального предпринимателя или оформили юридическое лицо. К свидетельству о регистрации предпринимательской деятельности в обязательном порядке должен прилагаться бизнес-план и заявление на получение субсидии. Обращаться опять же необходимо в центр занятости, который и отправляет все бизнес-планы на экспертизу. Финансовые средства на самозанятость выделяются только после одобрения бизнес-плана экспертами и предоставления выписки о регистрации юридического лица/индивидуального предпринимателя из Единого государственного реестра юридических лиц/индивидуальных предпринимателей. Размер субсидии равен годовому размеру причитающегося конкретному лицу пособия по безработице (минимум – 6120 руб., максимум – 70560 руб.). По истечении трех месяцев с момента предоставления субсидии необходимо отчитаться об использовании финансовых средств и соответствии произведенных расходов предусмотренным в бизнес-плане.

Однако финансовая помощь в рамках программы содействия самозанятости населения не ограничивается субсидиями. Возможно также получение грантов, механизм предоставления которых различен. Максимальный размер гранта – 100 тысяч рублей.

Естественно, в первую очередь государственными органами будут одобрены те проекты, которые направлены на развитие приоритетных и наиболее важных для экономики региона направлений. Определиться с родом деятельности также поможет главный в этом вопросе друг и советчик - служба занятости. Это может быть:

Производственная деятельность (товары народного потребления, сельскохозяйственная продукция и ее переработка и т.д.);
- различного рода услуги (жилищно-коммунальные, транспортные, образовательные и т.д.)
- торгово-коммерческая деятельность и пр.

Государство заинтересовано в самозанятости населения не меньше самих безработных граждан, поскольку борьба с безработицей – одна из приоритетных задач любого региона, особенно в условиях кризиса. Ведь организовав свое дело, человек трудоустраивается сам и возможно даже организовывает еще определенное количество рабочих мест, тем самым способствуя решению такой серьезной и актуальной проблемы.

Начать свое дело безработным гражданам можно с помощью программы самозанятости населения. Возможно, кому-то суждено стать крупным предпринимателем благодаря такой поддержке...

Формы социальной поддержки Денежная форма предоставления социальной поддержки граждан Социальные субсидии

Единовременная субсидия безработным гражданам для создания собственного бизнеса на федеральном уровне предоставляется в соответствии с "Правилами предоставления и распределения субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения" (Приложение N 6 к государственной программе Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 298) - в дальнейшем по тексту Правила.

Принятые Правила устанавливают порядок и условия предоставления и распределения субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения.

Субсидия предоставляется в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией в рамках государственных программ субъектов РФ дополнительных мероприятий, направленных на повышение мобильности трудовых ресурсов, предусматривающих привлечение трудовых ресурсов.

Критериями отбора регионов для предоставления субсидии являются:

  • включение субъекта Российской Федерации в перечень;
  • наличие в субъекте Российской Федерации работодателей, испытывающих потребность в трудовых ресурсах;
  • привлечение работников в рамках региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия по повышению мобильности трудовых ресурсов, из субъектов Российской Федерации, не включенных в перечень (далее - привлеченные работники), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  • наличие в субъекте Российской Федерации социальной инфраструктуры и условий для жилищного обустройства привлеченных работников.

Условиями предоставления субсидии являются:

  • наличие региональной программы, утвержденной региональным нормативным правовым актом, предусматривающей дополнительные мероприятия по повышению мобильности трудовых ресурсов;
  • наличие в региональном бюджете необходимых бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства, софинансирование которого осуществляется в соответствующем финансовом году из федерального бюджета;
  • заключение соглашения о предоставлении субсидии в соответствии с Правилами.

При расчете потребности региона, реализующего дополнительные мероприятия по повышению мобильности трудовых ресурсов, в субсидии, предоставляемой в целях софинансирования региональной программы, предусматривающей дополнительные мероприятия по повышению мобильности трудовых ресурсов предусматривается размер финансовой поддержки, предоставляемой работодателю для привлечения одного работника от 225 тыс. рублей до 1 млн. рублей для работодателей, осуществляющих деятельность в регионах Дальневосточного федерального округа и включенных в перечень и 225 тыс. рублей для работодателей, осуществляющих деятельность на территориях иных субъектов Российской Федерации, включенных в перечень.

То есть, федеральные приоритеты направлены на создание дополнительных рабочих мест. Таким образом, бизнес-план при открытии производственной деятельности по этому направлению должен содержать сведения о количестве нанятых работников.

Для самозанятых требования к получателям субсидий на организацию бизнеса устанавливаются региональным законодательством. Типовые условия предоставления субсидии на открытие собственного дела следующие:

  • Достижение возраста 18 лет.
  • Официальный статус безработного, то есть регистрация в качестве безработного в государственных органах содействия занятости населения.
  • Представление свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя и бизнес-плана.
  • Заключение договора об организации самозанятости с центром занятости населения.

Размер субсидии безработным гражданам для создания собственного бизнеса в рамках мероприятий по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости, устанавливается также на региональном уровне.

Патент на самозанятость – нововведение в системе налогообложения, цель которого вывести из «тени» предпринимателей микробизнеса. Под последними понимаются физические лица, способные зарабатывать самостоятельно – это репетиторы, фрилансеры, работники сферы услуг, подрабатывающие заказами на дому. Согласно статистике около 20 млн. граждан РФ ничем не занимаются, так как не производят никаких выплат по налогам, не делают отчислений в ПФР и другие внебюджетные организации. Для этой категории граждан и ввели новую систему – патент на самозанятость.

Что такое самозанятость

Понятие «самозанятость» довольно спорное. Найти его точное определение в официальных документах и законах невозможно. Но под ним принято понимать деятельность граждан, способных самостоятельно себя обеспечивать и производить отчисления во внебюджетные организации – ПФ, ФОМС. То есть они сами для себя работодатели.

Многие граждане, в связи с безработицей в конкретном регионе, не могут найти себе работу и встают на учет в службу занятости. Если трудоустроиться не удалось, им предлагают воспользоваться программой самозанятости. Она предусматривает выдачу субсидии в размере выплат пособия по безработице за год. Эта сумма должна быть использована на развитие бизнеса. То есть гражданину предлагают стать предпринимателем за счет государства. Для того чтобы получить субсидию потребуется:

  • Составить подробный бизнес-план.
  • Обосновать все расходы на бизнес-начинания.

Получение денег от государства – дело непростое и хлопотное. Предпринимателю придется отчитываться за каждую копейку. Проверки и инспекции будут проходить постоянно. Более того, тратить полученные деньги можно будет только на приобретение основных средств, а также сырья и других, нужных для развития предприятия материалов. Выплата, например, заработной платы сотрудникам не входит в понятие «целевая трата субсидии».

Помимо субсидии в размере выплат по пособию за год предусматривается и более солидная сумма. Но получить ее сможет не каждый. Требования на субсидию по программе самозанятости свыше суммы выплат по пособию за год:

  • Гражданин должен быть моложе 30 лет.
  • Иметь законченное высшее образование.
  • На субсидию могут также претендовать люди, имеющую инвалидность, которая дает возможность трудиться.

Как показала практика, получение субсидии не пользуется большим спросом. Программа самозанятости не подразумевает получение оптимальной суммы на открытие бизнеса. Это либо около 60 000 рублей (сумма пособий по безработице за год), либо 300 000 рублей, которые весьма сложно получить. Излишний бюрократизм и ничтожный размер субсидии останавливает будущего предпринимателя, поэтому он предпочитает оставаться в тени. В связи с этим в налоговую систему ввели патент на самозанятость, работа с которым простая и прозрачная.

Кому можно работать по патенту?

Пока этот вопрос остается спорным, так как окончательный список деятельности еще не утвержден. В перечень на официальном уровне введено лишь три позиции:

  • Получить патент смогут граждане, занимающиеся репетиторской деятельностью.
  • Уборка помещений на дому, а также приготовление пищи – вызов повара.
  • Деятельность, связанная с ремонтом помещений.

На этих трех пунктах перечень не заканчивается, так как планируется ввести больше видов деятельности. Список пополнят:


Для получения сертификата недостаточно простого соответствия вида деятельности данному перечню. Для этого необходимо удовлетворять следующим требованиям:

  • Работать самостоятельно без найма рабочей силы. Если у человека кто-то работает, он не имеет права на получение патента на самозанятость.
  • Доход за весь календарный год не должен превышать 1 млн. рублей.

Условий для получения патента не так уж и много. Практически все предприниматели микробизнеса им соответствуют.

Стоимость и порядок оплаты

Стоимость документа, позволяющего вести предпринимательскую деятельность, невелика – 20 000 рулей. Причем эта сумма не фиксированная. То есть окончательная стоимость патента остается на усмотрение региона. Однако она не должна превышать 20 000 рублей. Стоимость патента разбивается на несколько выплат:

  • 1 000 рублей уходит на оплату взноса в ФОМС.
  • 9 000 рублей выплачиваются в качестве взноса в ПФР.
  • 10 000 рублей – это налог.

Будущий предприниматель вносит оплату один раз и сразу, если иное не предусмотрено регионом. Стоимость патента будет варьироваться, но она не должна превышать 20 000 рублей. Бизнесмену не придется беспокоиться о расчетах и выплатах, которые предусмотрены, например, для ИП. Казначейство автоматически распределит сумму патента и произведет необходимые выплаты не позднее 10 дней после внесения оплаты за патент. Патент на самозанятость имеет преимущества:

  • Стоимость документа не зависит от суммы предположительного дохода, как это, например, подразумевается на режиме ПСН.
  • Не нужно вести бухгалтерский отчет.
  • Предприниматель оплачивает весь налог и отчисления в ПФР, ФОМС сразу при покупке патента. Ему не нужно больше что-либо делать. Купили и забыли на целый год о выплатах.
  • При получении патента гражданин автоматически регистрируется в органах ФНС, но не получает статуса ИП. То есть он трудиться легально, но без особых бюрократических проволочек в виде отчетов, расчетов и бесконечного хождения по инстанциям.
  • Бизнесмену не придется чем-либо рисковать – например, своим имуществом, как это предусмотрено в случае ИП.

Наряду с плюсами имеются и минусы. Нельзя нанимать кого-либо на работу. Если дело идет хорошо, необходимо следить за лимитами доходов за год. В случае превышения, более 1 млн. рублей, предприниматель лишается права на получение патента. Он обязан открывать ИП и выбирать иной режим налогообложения. К минусам относят и ограниченный список видов деятельности – только три пункта, утвержденных и одобренных. Остальные находятся на стадии обсуждения.

Разница между ПСН и патентом на самозанятость

могут пользоваться только ИП, которые уже зарегистрированы или только собираются открывать предприятие. Принцип работы этого режима по сути такой же, что и у патента на самозанятость. Разница в стоимости патентов, причем довольно большая. Цена на приобретение патента для ИП зависит от вида деятельности, которой собирается заниматься гражданин. Ее выводят из потенциально возможного дохода за календарный год и умножают на 6%. Полученную сумму и выплачивает предприниматель. Каков возможный доход от той или иной деятельности решают власти региона. То есть фиксированной платы как таковой не существует. Все будет зависеть от вида деятельности и ставок региона.

Есть и общее между этими двумя режимами – бизнесмену не нужно платить взносы и вести налоговую отчетность в течение года. Стоимость патента не будет зависеть от дохода. ИП на ПНС имеют ряд преимуществ перед теми, кто трудится на патенте самозанятости:

  • Предприниматель может нанимать работников, но не более 15 человек.
  • Бизнесмен регистрируется как ИП и имеет большие возможности в плане расширения и сотрудничества с партнерами.

Предприниматель освобождается от уплаты НДФЛ, НДС и налога на имущество в отличие от тех, кто работает на режиме ОСНО. Если у бизнесмена микробизнеса доходы превышают лимит, установленный для патента на самозанятость, ему будет выгодней зарегистрировать ИП и сразу перейти на ПСН. На этом режиме сумма максимального дохода за год намного выше, если сравнивать с требованиями для получения патента на самозанятость. Это 60 млн. рублей, но не менее 1 млн. рублей. Если доход менее 1 млн. рублей, выгодней приобрести патент на самозанятость, если выше – открыть ИП и перейти на ПСН. В любом случае от бизнесмена не потребуется производить авансовые платежи в течение года. Предприниматели на ПСН ведут книгу учета доходов.

Еще одна весомая разница между ПСН и патентом на самозанятость – это список видов деятельности, на которые приобретаются патенты. Перечень для предпринимателей, работающих на режиме ПСН, намного шире и охватывает практически все виды трудовой деятельности:

  • Швейное производство. В частности ремонт, пошив трикотажных вещей, вязание. Ремонт, пошив изделий из меха и кожи.
  • Пошив обуви, а также ее ремонт, чистка.
  • Оказание услуг в косметической сфере, услуги парикмахера.
  • Химическая чистка вещей, услуги прачечной, крашение изделий.
  • Изготовление ключей, знаков и другой металлической галантереи, а также ее ремонт.
  • Техническое обслуживание бытовой техники, радиоэлектронной аппаратуры, ее ремонт. Изготовление изделий из металла.
  • Ремонт автотранспорта, его обслуживание.
  • Ремонт предметов мебели.
  • Услуги фото- и киностудий.
  • Оказание услуг по перевозке грузов на автотранспорте, а также по перевозке пассажиров.
  • Ремонт и отделка жилых/нежилых помещений.
  • Репетиторство, услуги няни, а также уход за больными.
  • Оказание услуг по остеклению балконов и других объектов строительства.
  • Оказание ветеринарных услуг.
  • Сдача жилья в аренду (квартиры, дачи, земельные участки).
  • Предметы народного художественного промысла, их изготовление и реализация.

Этот список не заканчивается и включает в себя другие производственные услуги, а также ремонт и изготовление различных предметов потребления для населения. В перечень включены практически все виды деятельности творческих профессий. Полный список видов деятельности можно найти в главе 26.5 НК статье 346.43.

Патентная система имеет минусы. Например, если предприниматель ведет свою деятельность не только в одном регионе, а сразу в нескольких, то и получать патенты ему нужно для каждого региона. Это неудобно и весьма проблематично. Более того, стоимость патента в разных регионах будет разной. Ее устанавливают местные власти. То же правило будет касаться и самозанятых граждан. То есть они будут осуществлять свою деятельность в пределах того региона, где им выдали патент и заниматься только той деятельностью, которую они указали в заявлении.

Для тех, кто собирается осуществлять деятельность, не входящую в список, предусмотренный для получения патента на самозанятость, придется оформлять ИП. Тот факт, что новая система налогообложения не предусматривает широкий выбор, до сих пор вызывает возмущение граждан. В связи с этим законопроект находится на доработке, перечень планируется пополнить. Но в любом случае он будет намного уже того, что предусмотрен для ИП.

Спорные вопросы по нововведению

Решение правительства в отношении легализации труда самозанятых граждан в целом оправдано. Это хороший способ пополнить казну. Казалось бы, наконец-то люди смогут перестать бояться страшного слова «предпринимательство», с которым связано много негативного – бесконечные отчеты, выплата налогов и много другой «бюрократической возни». Более того, открытие ИП и его возможное банкротство скажется на «кармане» бизнесмена, можно лишиться буквального всего. Благодаря новой инициативе, патента на самозанятость, все эти страшные последствия и бумажная волокита не предусматриваются. Но наряду с простотой и прозрачностью новой системы налогообложения существует и ряд спорных, неясных моментов.

Во-первых, до сих пор неясно, какие виды деятельности однозначно войдут в список, и кто сможет воспользоваться правом на приобретение патента. Пока сошлись только на трех видах деятельности, но планируется включить до 40 пунктов. Государство и бизнес в этом отношении пока не могут прийти к единому мнению. По этой причине закон о патенте на самозанятость находится на доработке.

Во-вторых, процесс получения патента также носит весьма противоречивый характер. Планируется ввести поэтапную процедуру получения. То есть гражданин должен будет подать заявление в ФНС за десять дней до получения патента и заплатить при этом 100 рублей. Все эти «мелочи» еще дорабатываются и многие граждане уже побаиваются того, что и получение патента на самозанятость станет такой же «тягомотиной», как и в случае открытия ИП. Все, что пока понятно и прозрачно в новом проекте – это стоимость патента.

В-третьих, приходится сомневаться в том, что самозанятые граждане валом побегут в ФНС. Дело в том, что в сельской местности, например, у таких граждан доход непостоянный и стоимость патента для них остается неподъемной. Им просто нет никакого смысла себя светить. У определенной категории граждан существует такой доход как написание научных работ на заказ. Эти люди не захотят афишировать свой труд, так как он априори нелегален.

Ну и, наконец, понятие «самозанятый гражданин» так и не определено в законодательной базе. То есть, по сути, его нет. Для того чтобы разобраться с нововведением, необходимо начать с самого начала и определить конкретно и четко, что же такое самозанятость и какие физические лица к ней относить. Это должно быть прописано в законе. Всеобъемлющие и широкие формулировки слишком спорны и непонятны простому человеку. Также спорным вопросом остается разница между собственно индивидуальным предпринимателем и самозанятым лицом, трудящимся по патенту. Все эти моменты должны быть зафиксированы и отражены на законодательном уровне. Пока разницу между этими двумя категориями можно лишь выяснить самостоятельно путем обычного сравнения. В остальном конкретных документов по этому вопросу пока нет.

Патент на самозанятость – нововведение еще спорное, но оно имеет право на жизнь, так как решает множество государственных проблем и проблем законопослушных граждан, которые хотят работать легально, но в силу неосведомленности в налоговых вопросах бояться себя афишировать.

  • Программа повышения мобильности трудовых ресурсов в Пермском крае на 2015-2017гг
  • Порядок высвобождения работников.
  • Профессиональное обучение
    • Обучение безработных граждан
    • Обучение женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет
    • Обучение пенсионеров
    • Графики
  • Услуги психолога-профконсультанта
    • Профессиональная ориентация
    • Cоциальная адаптация
    • Психологическая поддержка
  • Самозанятость
    • Фотогалерея
    • Программа "Ты - предприниматель"
    • Лаборатория социального предпринимательства.
  • Нормативные документы
  • Рынок труда
    • Cитуация на рынке труда
    • Профессии, востребованные на рынке труда
  • Документы. Бланки
    • Работодателям
    • Соискателям
  • Электронные услуги службы занятости
  • Содействие самозанятости, развитию малого предпринимательства безработных граждан

    Содействие самозанятости безработных граждан - это государственная услуга службы занятости, результатом предоставления которой является выдача безработному гражданину заключения о предоставлении государственной услуги, содержащего рекомендации о ведении предпринимательской деятельности путем создания юридического лица, государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства либо сведения о принятии безработным гражданином решения о нецелесообразности осуществления предпринимательской деятельности.
    Получатели государственной услуги : граждане, признанные в установленном порядке безработными, и граждане, признанные в установленном порядке безработными и прошедшие профессиональное обучение или получившие дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости.
    Последовательность действий заявителя для получения услуги
    по содействию самозанятости и развитию малого предпринимательства:
    1. Обратиться лично в ЦЗН по месту постоянной регистрации.
    2. Представить в ЦЗН необходимые документы:
    а) документы, удостоверяющие личность: паспорт гражданина РФ или документ, его заменяющий; для иностранных граждан - паспорт иностранного гражданина или иной документ, удостоверяющий его личность в РФ; для лиц без гражданства - документы, удостоверяющие личность лица без гражданства в РФ.
    б) трудовую книжку или документ, ее заменяющий - кроме безработных граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших);
    в) документ об образовании - для безработных граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности);
    г) индивидуальную программу реабилитации инвалида, выдаваемую в установленном порядке, - для безработных граждан, относящихся к категории инвалидов.
    д) заполненное заявление о предоставлении государственной услуги.
    Заявление заполняется безработным гражданином разборчиво от руки, на русском языке. Не допускается использование сокращений слов и аббревиатур. Заявление-анкета заверяется личной подписью безработного гражданина.
    Предложение о предоставлении государственной услуги по содействию самозанятости заполняется работником ЦЗН, подписывается безработным гражданином, который фиксирует свое согласие (несогласие с указанием причины отказа) на получение государственной услуги.
    3. Пройти профессиональное тестирование у специалиста ЦЗН (анкетирование) на выявление способности к предпринимательской деятельности.
    4. Для желающих получить единовременную финансовую помощь на самозанятость (далее - ЕФП)оформить заявление о получении ЕФП .
    5. Подготовить бизнес-план по выбранному виду деятельности, защитить бизнес-план в ЦЗН.
    6. Получить рекомендации ЦЗН о государственной регистрации в качестве юридического лица (юр. лицо), индивидуального предпринимателя (ИП) или крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ), реализации самозанятости.
    7. Принять решение о целесообразности осуществления предпринимательской деятельности (юр. лицо, ИП, КФХ).
    8. Подписать договор об оказании ЕФП на самозанятость с ЦЗН.
    9. Обратиться в налоговую инспекцию для государственной регистрации юридического лица, ИП, КФХ.
    10. Представить в ЦЗН свидетельство о государственной регистрации юридического лица, ИП, КФХ
    11.Для желающих получить компенсацию произведенных затрат на регистрацию предпринимательской деятельности (единовременную финансовую помощь на подготовку документов) - в течение 30 дней дополнительно представить в ЦЗН документы, подтверждающие расходы на подготовку документов, предоставляемых при государственной регистрации предпринимательской деятельности, оплату государственной пошлины, оплату нотариальных действий и услуг правового и технического характера, приобретение бланочной документации.
    12. Представить в ЦЗН отчет о целевом расходовании ЕФП.
    13. В течение срока, установленного договором об оказании ЕФП, заниматься предпринимательской деятельностью и обеспечивать условия для проверок ЦЗН.
    14. Представить в ЦЗН выписку из ЕГРИП (ЕГРЮЛ), выданную не ранее, чем за 10 рабочих дней до окончания срока действия договора об оказании ЕФП.

    Результат предоставления государственной услуги по самозанятости безработных граждан - выдача безработному гражданину заключения о предоставлении государственной услуги, содержащее рекомендации о ведении предпринимательской деятельности путем создания юридического лица, государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства, либо содержащее сведения о принятии безработным гражданином решения о нецелесообразности осуществления предпринимательской деятельности.
    Основаниями для отказа в предоставлении услуги являются:
    - отсутствие решения о признании гражданина безработным в установленном порядке
    - отсутствие согласия безработного гражданина с предложением работника ЦЗН о предоставлении услуги;
    - снятие гражданина, признанного в установленном порядке безработным, с учета в качестве безработного.
    ______________________________________________________________________________

    Услуга предоставляется в соответствии с требованиями "Административного регламента по содействию самозанятости безработных граждан... " (Утвержден Приказом Агентства по занятости населения Пермского края от 20.11.2014 №СЭД-40-01-07-390)

    Порядок предоставления ЕФП утвержден постановлением Правительства Пермского края от 23 марта 2012 г. № 139-п (с изменениями в соответствии с постановлениями Правительства Пермского края от 14 февраля 2013 г. № 54-п,от 6 сентября 2013 г. № 1183-п, а также №1074 от 29.09.2014г.).
    Порядок обжалования решений , принятых в ходе предоставления государственной услуги, действий или бездействия работников в вышестоящие органы в досудебном и судебном порядке.

    Уже несколько лет государство тестирует новые формы организации рабочих мест. Большое внимание уделяется формам деятельности, которые позволяют человеку самому себя обеспечивать и привлекать к своему бизнесу иных безработных. Такой вариант формирования и развития нового дела предполагает программа самозанятости населения на 2019 год.

    Давайте разберем, как она может поспособствовать человеку создать собственный источник дохода. Какие подводные камни повстречает безработный, решивший воспользоваться возможностями самозанятости.

    Общая информация о программе

    Основными идеями разработки мероприятий являются:

    1. Предоставление активным гражданам возможности для самореализации.
    2. Использование имеющегося творческого потенциала населения.
    3. Вывод из тени доходов граждан.
    4. Наполнение госбюджета путем образования новых налогоплательщиков.
    5. Применение на практике образования и навыков граждан.
    Внимание: согласно статистическим данным более 20 млн человек в Российской Федерации не платят налогов, но как-то себя обеспечивают. Данное положение дел является критическим. Оно создает массу проблем для государства.

    Программа работает только с людьми, у которых уже есть официальный статус безработного. На основании представленного и утвержденного бизнес-плана гражданину предоставляется субсидия. Потратить он ее обязан для создания нового налогоплательщика.

    Важно: если гражданин в течение пяти лет не трудоустроен и не ищет работу, то его в программу не примут и на учет в органах занятости не поставят.

    Практическая реализация мероприятий по самозанятости


    Законодательно данная форма деятельности закреплена в Федеральной программе поддержки малого и среднего бизнеса на 2005-2020 годы. Кроме того, основные моменты работы регулируются Федеральным законом от 14.06.1995 № 88-ФЗ. В указанных актах заложена возможность предоставления различных видов помощи, в том числе финансовой, гражданам для организации собственных предприятий.

    Скачать для просмотра и печати:

    Мероприятия проводятся в таких формах:

    1. Консультирование безработных по юридическим и практическим вопросам.
    2. Помощь специалистов при выборе конкретных видов деятельности, анализе рынка.
    3. Проведение обучающих курсов, затрагивающих вопросы организации коммерческой деятельности.
    4. Практическая поддержка на этапе написания бизнес-проекта. Предоставление экспертной оценки.
    5. Обучающий курс по вопросам нормативов, на которых опирается работы индивидуального предпринимателя (ИП). Его отличие от деятельности юридического лица.
    6. Представление информации по поводу госорганизаций, работающих с предпринимателями.
    7. Оказание помощи в выборе и аренде необходимых нежилых помещений для своего предприятия. Вероятно, заключение договора аренды по сниженной стоимости.
    Важно: претенденты на самозанятость получают все указанные услуги на безвозмездной основе.

    Размер субсидии

    Госфинансирование инициативы гражданина в данном случае зависит от нескольких факторов:

    • средний заработок на предыдущем рабочем месте, на основании которого исчисляется пособие по безработице;
    • идея бизнеса, так как иногда за гражданина расходы по регистрации берет на себя бюджет.
    Внимание: субсидия в 2018 году была равна расчётной сумме пособий за календарный год. В среднем в 2016 году получали по 58 800 рублей.

    Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

    На какие цели выделяют субсидию

    Денежные средства, полученные из бюджета, нельзя потратить куда вздумается. Их использование строго ограничивается и контролируется. Так, разрешено на них оплатить:

    • бензин для деловых поездок;
    • расходные, подсобные материалы;
    • сырье или запчасти;
    • оргтехнику;
    • аренду необходимого помещения (нежилого);
    • приобретение недвижимости для реализации бизнес-плана;
    • программного обеспечения, если оно включено в план;
    • сертификацию будущей продукции или услуг;
    • иное, что содержится в расходной части плана.
    Важно: зарплата сотрудникам считается нецелевым использованием денег.

    Критерии отбора участников

    Термин «самозанятость» подразумевает инициативу гражданина по созданию себе источника дохода, причем официального. Программа с таким названием направлена только на людей, которые находятся в активном поиске места деятельности. Следовательно, критериями отбора участников являются такие факторы:

    1. Совершеннолетие. Молодые люди, не отпраздновавшие 18-летия в претенденты не принимаются, хотя вполне могут получить статус безработного.
    2. Наличие не только вышеуказанного статуса, но и назначение соответствующего пособия (на него имеет право не каждый безработный).
    3. Наличие желания участвовать в программе самозанятости (оно подается письменно).
    4. Минимальные умения заниматься бизнесом (проверяется в форме теста).
    5. Отсутствие подходящего места для трудоустройства.
    Важно: стоять на учете следует не менее одного месяца. Если за этот период отказаться от 2-х предложений трудоустройства, то в программу не возьмут.

    Запрет на участие

    В документах программы прописаны категории людей, которым не оказывается господдержка для создания рабочего места. К ним относятся:

    • беременные, а также женщины, ухаживающие за малышами;
    • несовершеннолетние;
    • лица, обеспеченные пенсионным содержанием;
    • студенты-очники;
    • трудоустроенные лица;
    • действующие индивидуальные предприниматели, а также недавно закрывшие ИП или юрлицо, если после закрытия предприятия не прошло еще полгода;
    • военнослужащие и призывники;
    • уволенные в связи с отбытием тюремного наказания (запись в трудовой книжке);
    • осужденные и приговоренные к исправительным работам;
    • регулярно отказывающиеся от трудоустройства;
    • нарушители режима консультаций со специалистами службы занятости;
    • достигшие пенсионного возраста лица.

    Порядок оформления субсидии


    Претенденту на самозанятость предстоит проделать непростую работу. Начинается она с заявления, что является самым простым этапом. Затем, следуют такие шаги:

    1. Прохождение тестирования. Его следует сдать успешно, чтобы доказать свою способность организовать предприятие.
    2. Составление проекта - самый сложный этап. К плану должны прилагаться обосновывающие документы. Их перечень зависит от конкретной идеи.
    3. Передача плана на экспертную оценку.
    4. Вероятно, доработка документов.
    5. Защита своего плана на заседании комиссии.

    Внимание! Предпочтение отдается идеям, позволяющим:

    • занять как можно больше людей;
    • развивать сферы, в которых нуждается регион;
    • способствует производству недостающей продукции;
    • обеспечивать население услугами в той сфере, которая в данной местности недостаточно развита;
    • усовершенствовать:
    • народные промыслы;
    • сельское хозяйство;
    • другое (по ситуации в регионе).

    После получения положительного решения комиссии, предстоит этап заключения договора со службой занятости. В документе описываются конкретные требования к человеку, который будет заниматься организацией предприятия.

    Дальнейшие действия по реализации программы самозанятости


    Подписание соответствующего договора - это первый шаг на пути организации рабочего места. Действовать предстоит в рамках условий, описанных в документе. Как правило, они предполагают оформление ИП или юрлица.

    Внимание: иногда расходы по оплате госпошлины и другого берет на себя бюджет. Этот пункт заносится в договор.

    Ксерокопии оформленных документов следует отнести в службу занятости. Только после этого деньги поступают на счет будущего предпринимателя. Действовать придется быстро. Так как через три месяца предстоит отчитываться за деньги.

    Важно: следует собирать и сохранять все документы на оплату. Они потребуются для составления отчета.

    Сотрудники службы занятости имеют право в любой момент проверить, чем занят гражданин, получивший субсидию. Они обязаны контролировать средства.

    Предоставление отчета


    По истечении трехмесячного срока нужно будет продемонстрировать документально, куда делись деньги. Для этого в службу, выдавшую субсидию, необходимо отнести собранные счета и другие доказательства целевого использования средств. А именно:

    • товарные чеки;
    • счет-фактуры;
    • договора на услуги;
    • платежки;
    • приказы о трудоустройстве наемных работников;
    • налоговую декларацию;
    • ведомости на оплату социальных взносов и другое.

    К документам следует приложить акт о целевом использовании денег. Все бумаги тщательно и придирчиво проверяются, в том числе и контролирующими органами.

    Важно: если человек не в состоянии объяснить, куда потратил субсидию, либо предоставил недостоверные или липовые документы, то его обяжут вернуть все до копейки. На руки незадачливому предпринимателю вручается приказ службы занятости. Для осуществления перевода денег на счет дается 15 дней. В случае отказа взыскание происходит в судебном порядке.

    Вместо заключения: преимущества программы


    Участники программы самозанятости населения получают весомые преимущества. Они заключаются в следующем:

    1. Профессиональную поддержку в формировании бизнес-идеи, составленной плана.
    2. Информационную помощь по юридическим и специальным вопросам, касающимся развития бизнеса.
    3. Постоянный контроль со стороны специалистов, имеющих достаточный опыт.
    4. Получает в случае успеха трудовое место, где сам является начальником. А если идея хороша, то еще товарищам по статусу безработного помогает заняться полезной и прибыльной деятельностью.
    5. Повышает свой образовательный уровень, в том числе на практике.

    Дорогие читатели!

    Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

    Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.