Глава 1. Общие положения
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 3. Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг
Статья 4. Основные принципы предоставления государственных и муниципальных услуг
Статья 5. Права заявителей при получении государственных и муниципальных услуг
Статья 6. Обязанности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги
Глава 2. Общие требования к предоставлению государственных и муниципальных услуг
Статья 7. Требования к взаимодействию с заявителем при предоставлении государственных и муниципальных услуг
Статья 8. Требования к взиманию с заявителя платы за предоставление государственных и муниципальных услуг
Статья 9. Требования к взиманию с заявителя платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг
Статья 10. Требования к организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме
Статья 11. Реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг
Глава 3. Административные регламенты
Статья 12. Требования к структуре административных регламентов
Статья 13. Общие требования к разработке проектов административных регламентов
Статья 14. Требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги
Глава 4. Организация предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах
Статья 15. Особенности организации предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах
Статья 16. Функции, права и обязанности многофункционального центра
Статья 17. Обязанности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, при предоставлении государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах
Статья 18. Требования к соглашениям о взаимодействии
Глава 5. Использование информационно-телекоммуникационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг
Статья 19. Общие требования к использованию информационно-телекоммуникационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг
Статья 20. Порядок ведения реестров государственных и муниципальных услуг в электронной форме
Статья 21. Порталы государственных и муниципальных услуг
Глава 6. Организация деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт
Статья 22. Универсальная электронная карта
Статья 23. Электронное приложение универсальной электронной карты. Порядок подключения электронного приложения
Статья 24. Основы организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт
Статья 25. Порядок выдачи универсальных электронных карт по заявлениям граждан
Статья 26. Порядок выдачи универсальных электронных карт гражданам, не подавшим в установленные сроки заявлений о выдаче им указанной карты и не обратившимся с заявлениями об отказе от получения универсальной электронной карты
Статья 27. Порядок выдачи дубликата универсальной электронной карты или замены указанной карты
Статья 28. Деятельность уполномоченной организации субъекта Российской Федерации и федеральной уполномоченной организации по организации предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием универсальной электронной карты
Глава 7. Заключительные положения
Статья 29. Обеспечение реализации положений настоящего Федерального закона
Статья 30. Вступление в силу настоящего Федерального закона

"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2010, N 10
КОММЕНТАРИЙ
К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 27.07.2010 N 210-ФЗ
"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ"
Устранение юридических пробелов
Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ определены принципы и процедуры предоставления государственных (муниципальных) услуг, условия и порядок их оплаты, права заявителей и обязанности органов власти.
В этом Законе дается понятие государственной услуги как деятельности по реализации функций соответствующего федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов РФ, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных федеральными и региональными нормативными правовыми актами полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
В Законе N 210-ФЗ проводится разграничение между государственными и муниципальными услугами. Так, под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, понимается деятельность по реализации функций этого органа, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.
В последние годы в России стали активно образовываться и развиваться многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, в которых располагаются государственные органы (регистрационная палата, кадастровая палата, БТИ, паспортный стол и др.), а также различные консультационные центры, адвокатские конторы, нотариусы и т.д. Заявителю не требуется ходить по разным адресам, и все свои вопросы можно решить в многофункциональном центре. Однако законодательного определения понятия "многофункциональный центр" не было, что вызывало различные его толкования. Данную законодательную брешь убрал Закон N 210-ФЗ. В соответствии с ним многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - это российская организация независимо от организационно-правовой формы, отвечающая требованиям Закона N 210-ФЗ и уполномоченная на организацию предоставления таких услуг, в т.ч. в электронной форме, по принципу "одного окна".
В последние годы активно развивается предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, несмотря на отсутствие их юридического определения. Закон N 210-ФЗ под таковым понимает предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в т.ч. портала государственных и муниципальных услуг, многофункциональных центров, универсальной электронной карты и других средств, включая электронное взаимодействие между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. Под заявителями понимаются физические или юридические лица (за исключением государственных органов, государственных внебюджетных фондов и их территориальных подразделений, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные или муниципальные услуги, с запросом о предоставлении данной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме.
Регламент предоставления услуг
Важным аспектом Закона N 210-ФЗ является определение основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг, в частности:
- правомерности предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги;
- заявительного порядка обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг;
- правомерности взимания с заявителей государственной пошлины и платы за предоставление государственных и муниципальных услуг;
- открытости деятельности органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги;
- доступности обращения за предоставлением и предоставления государственных и муниципальных услуг, в т.ч. для лиц с ограниченными возможностями;
- возможности получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Закон N 210-ФЗ определяет права заявителей при получении государственных и муниципальных услуг:
- получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом их предоставления;
- получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в т.ч. в электронной форме;
- получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя;
- досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб (претензий) в процессе получения государственных и муниципальных услуг;
- получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между этим центром и органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.
Органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, обязаны:
- предоставлять их в соответствии с административными регламентами;
- обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя;
- представлять в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, а также получать от иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций такие документы и информацию (данный пункт вступает в силу с 1 июля 2011 г.);
- исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:
- предоставления документов и информации или осуществления действий, не предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной или муниципальной услуги;
- предоставления документов и информации, находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами (данный пункт вступает в силу с 1 июля 2011 г.);
- осуществления действий, в т.ч. согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы или органы местного самоуправления (данный пункт вступает в силу с 1 июля 2011 г.).
При предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме должны выполняться следующие требования:
- предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах;
- подача заявителем запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и их прием с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг;
- получение заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги;
- взаимодействие органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления;
- получение заявителем результата предоставления государственной или муниципальной услуги, если иное не установлено федеральным законом;
- иные действия, необходимые для предоставления государственной или муниципальной услуги.
В целом все государственные и муниципальные услуги подлежат включению в соответствующие реестры. При этом предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. Сама структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие:
- общие положения;
- стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги;
- состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в т.ч. особенности выполнения административных процедур в электронной форме;
- формы контроля за исполнением административного регламента;
- досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.
Независимая экспертиза
Разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную или муниципальную услугу. Проект подлежит размещению в Интернете на официальном сайте органа, являющегося его разработчиком. Далее проекты административных регламентов подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой уполномоченным органом государственной власти или уполномоченным органом местного самоуправления. Предметом независимой экспертизы является оценка возможного положительного эффекта, а также возможных негативных последствий реализации положений проекта административного регламента для граждан и организаций.
Независимая экспертиза может проводиться физическими и юридическими лицами в инициативном порядке за счет собственных средств (за исключением физических и юридических лиц, принимавших участие в разработке проекта административного регламента, а также организаций, находящихся в ведении органа, являющегося его разработчиком). По результатам независимой экспертизы составляется заключение, которое направляется в орган - разработчик административного регламента. Этот орган обязан рассмотреть все поступившие заключения и принять решение по результатам каждой такой экспертизы.
Непоступление заключения независимой экспертизы в орган, являющийся разработчиком административного регламента, в срок, отведенный для ее проведения, не является препятствием для проведения экспертизы уполномоченными органами государственной власти или местного самоуправления, а также последующего утверждения административного регламента.
В свою очередь, предметом экспертизы проектов административных регламентов, проводимой уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления, является оценка их соответствия требованиям, предъявляемым к ним, а также оценка учета результатов независимой экспертизы в проектах административных регламентов.
Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта РФ устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта. А порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией.
В Законе N 210-ФЗ четко прописан стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, который предусматривает:
- наименование государственной или муниципальной услуги;
- наименование органа, их предоставляющего;
- результат предоставления государственной или муниципальной услуги;
- срок предоставления государственной или муниципальной услуги;
- правовые основания для предоставления государственной или муниципальной услуги;
- исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги;
- исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме указанных выше документов;
- исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги;
- размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги, и способы ее взимания;
- максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и при получении результата их предоставления;
- срок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги;
- требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги;
- показатели доступности и качества государственных и муниципальных услуг;
- иные требования, в т.ч. учитывающие особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах и в электронной форме.
Многофункциональные центры
Отдельное внимание в Законе N 210-ФЗ уделено особенности организации предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах. Так, предоставление этих услуг осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами, их предоставляющими, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии.
В целом многофункциональные центры, в соответствии с соглашениями о взаимодействии, осуществляют:
- прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг;
- представление интересов заявителей при взаимодействии с органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги;
- представление интересов органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, при взаимодействии с заявителями;
- информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах, о ходе выполнения соответствующих запросов, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
- взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг;
- выдачу заявителям документов органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, по результатам их предоставления;
- прием, обработку информации из информационных систем органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, и выдачу заявителям на основании такой информации документов, если это предусмотрено соглашением о взаимодействии;
- иные функции, указанные в соглашении о взаимодействии.
При реализации своих функций многофункциональные центры вправе запрашивать документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, в органах, предоставляющих данные услуги, а также получать от этих органов такие документы и информацию. При этом при реализации своих функций многофункциональные центры не вправе требовать от заявителя:
- представления документов и информации или осуществления действий, не предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной или муниципальной услуги;
- представления документов и информации, находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления;
- осуществления действий, в т.ч. согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы или органы местного самоуправления.
В свою очередь, при реализации своих функций в соответствии с соглашениями о взаимодействии многофункциональный центр обязан:
- предоставлять на основании запросов и обращений федеральных государственных органов и их территориальных подразделений, органов государственных внебюджетных фондов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц необходимые сведения по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности многофункционального центра;
- обеспечивать защиту информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральным законом, а также соблюдать режим обработки и использования персональных данных;
- соблюдать требования соглашений о взаимодействии;
- осуществлять взаимодействие с органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, в соответствии с соглашениями о взаимодействии, нормативными правовыми актами, регламентом деятельности многофункционального центра.
Кроме того, в Законе N 210-ФЗ предусмотрено, что органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги в многофункциональных центрах, обеспечивают:
- их предоставление при условии соответствия многофункциональных центров требованиям, установленным Законом N 210-ФЗ;
- доступ многофункциональных центров к информационным системам, содержащим необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг сведения;
- предоставление на основании запросов многофункциональных центров необходимых сведений по вопросам, относящимся к предоставлению государственных и муниципальных услуг;
- осуществление иных обязанностей, указанных в соглашении о взаимодействии.
В Законе N 210-ФЗ подчеркивается: предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах осуществляется на основании соглашений о взаимодействии. Данные соглашения должны содержать:
- наименования сторон;
- предмет соглашения о взаимодействии;
- перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре;
- права и обязанности органа, предоставляющего государственные и муниципальные услуги;
- права и обязанности многофункционального центра;
- порядок информационного обмена;
- ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей;
- срок действия соглашения о взаимодействии;
- материально-техническое и финансовое обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре.
Электронный документооборот
В России в последние годы происходит активное развитие электронного документооборота. Однако для полноценного развития процесса предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме до настоящего времени не хватало их документального регулирования. Данную проблему частично должно решить принятие рассматриваемого Закона. Закон N 210-ФЗ предусматривает создание единого портала государственных и муниципальных услуг, который является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление этих услуг в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием Интернета и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг. Органы государственной власти субъектов РФ вправе создавать аналогичные региональные порталы.
В целом единый портал государственных и муниципальных услуг должен обеспечивать:
- доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием Интернета и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение их реестров;
- доступность для копирования и заполнения в электронной форме запроса и иных документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги;
- возможность подачи заявителем с использованием информационно-телекоммуникационных технологий запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для ее получения;
- возможность получения заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги;
- возможность получения заявителем с использованием информационно-телекоммуникационных технологий результатов предоставления государственной или муниципальной услуги (данный пункт вступает в силу с 1 июля 2011 г.);
- возможность уплаты заявителем государственной пошлины и внесения платы за предоставление государственных и муниципальных услуг и услуг, необходимых и обязательных для их предоставления, дистанционно в электронной форме.
Универсальные карты
Значительное внимание в Законе N 210-ФЗ уделено понятию "универсальная электронная карта". Эта карта представляет собой материальный носитель, содержащий зафиксированную на нем в визуальной (графической) и электронной (машиносчитываемой) формах информацию о ее пользователе и обеспечивающий доступ к информации о пользователе, используемой для удостоверения его прав на получение государственных и муниципальных услуг, а также иных услуг, в т.ч. для совершения в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, юридически значимых действий в электронной форме. Пользователем универсальной электронной карты может быть гражданин Российской Федерации, а также (в случаях, предусмотренных федеральными законами) иностранный гражданин либо лицо без гражданства.
Универсальная электронная карта является документом, удостоверяющим личность гражданина, права застрахованного лица в системах обязательного страхования, иные права. Она также является документом, удостоверяющим право гражданина на получение государственных, муниципальных услуг и иных услуг. Универсальная электронная карта должна содержать следующие визуальные (незащищенные) сведения:
- фамилию, имя и отчество пользователя универсальной электронной карты;
- фотографию заявителя;
- номер универсальной электронной карты и срок ее действия;
- контактную информацию уполномоченной организации субъекта РФ;
- страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации.
Универсальная электронная карта хранится у ее пользователя и не может быть использована для получения государственных или муниципальных услуг другими лицами. Такая карта должна иметь федеральные электронные приложения, обеспечивающие:
- идентификацию пользователя универсальной электронной карты в целях получения им при ее использовании доступа к государственным услугам и услугам иных организаций;
- получение государственных услуг в системе обязательного медицинского страхования (полис обязательного медицинского страхования);
- получение государственных услуг в системе обязательного пенсионного страхования (страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования);
- получение банковских услуг (электронное банковское приложение).
С 1 января 2012 г. по 31 декабря 2013 г. включительно универсальные электронные карты будут бесплатно выдаваться гражданам на основании соответствующих заявлений.
С 1 января 2014 г. универсальная электронная карта будет выдаваться на бесплатной основе гражданам, не подавшим до 1 января 2014 г. заявление о выдаче им универсальной электронной карты и не обратившимся с заявлениями об отказе от ее получения.
В случае утраты универсальной электронной карты либо ее добровольной замены гражданин вправе обратиться в уполномоченную организацию субъекта РФ с заявлением о выдаче дубликата или о замене. В течение месяца со дня подачи гражданином такого заявления указанные организации на основании записи в реестре универсальных электронных карт о пользователе выдают ему дубликат указанной карты по предъявлении им документа, удостоверяющего личность.
В целом Закон N 210-ФЗ направлен на развитие электронной формы предоставления государственных и муниципальных услуг. С его принятием региональные власти будут обязаны создать такую систему по предоставлению государственных и муниципальных услуг, в т.ч. через государственные информационные порталы в Интернете и многофункциональные центры.
Для повышения доступности государственных и муниципальных услуг с 1 января 2012 г. планируется ввести универсальные электронные карты.
С их помощью граждане будут обращаться за получением данных услуг, совершать юридически значимые действия в электронной форме.
В будущем карта может заменить паспорт, медицинский полис, страховое пенсионное свидетельство и банковскую карточку.
Закон N 210-ФЗ вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных его норм.
М.В.Беспалов
К. э. н.,
доцент
кафедры бухгалтерского
учета и аудита
Тамбовского государственного
университета им. Г.Р.Державина
Подписано в печать
16.09.2010

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

3. Услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе утвердить дополнительный перечень услуг, оказываемых в субъекте Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) субъекта Российской Федерации или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 8. Требования к взиманию с заявителя платы за предоставление государственных и муниципальных услуг

3. В случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, государственные и муниципальные услуги оказываются за счет средств заявителя впредь до признания утратившими силу положений федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, в соответствии с которыми государственные и муниципальные услуги оказываются за счет средств заявителя.

Статья 9. Требования к оказанию услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг

1. Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, утверждается:

2) нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации государственных услуг;

3. Размер платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг, устанавливается федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственных услуг, предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг, устанавливается нормативным правовым актом соответственно высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа местного самоуправления.

Статья 11. Реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг

4. Реестр государственных услуг субъекта Российской Федерации содержит сведения:

1) о государственных услугах, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации;

2) об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации государственных услуг и включены в перечень, утвержденный в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона;

3) об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и оказываемых государственными учреждениями субъекта Российской Федерации и иными организациями, в которых размещается государственное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации;

4) иные сведения, состав которых устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

5. Формирование и ведение реестра государственных услуг субъекта Российской Федерации осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статья 13. Общие требования к разработке проектов административных регламентов

13. Экспертиза проектов административных регламентов, разработанных федеральными органами исполнительной власти, а также органами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, проводится уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Экспертиза проектов административных регламентов, разработанных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и проектов административных регламентов, разработанных органами местного самоуправления, проводится в случаях и порядке, установленных соответственно нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

14. Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статья 14. Требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги

Стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает:

9) размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;

Статья 15. Особенности организации предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах

3. В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах может осуществляться исключительно в электронной форме.

Статья 20. Порядок ведения реестров государственных и муниципальных услуг в электронной форме

3. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления в целях ведения соответственно реестра государственных услуг субъекта Российской Федерации и реестра муниципальных услуг в электронной форме вправе создавать региональные информационные системы и муниципальные информационные системы.

Статья 22. Универсальная электронная карта

2. В случаях, предусмотренных федеральными законами, универсальная электронная карта является документом, удостоверяющим личность гражданина, права застрахованного лица в системах обязательного страхования, иные права гражданина. В случаях, предусмотренных федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, универсальная электронная карта является документом, удостоверяющим право гражданина на получение государственных и муниципальных услуг, а также иных услуг.

Статья 23. Электронное приложение универсальной электронной карты. Порядок подключения электронного приложения

3. Региональные электронные приложения обеспечивают получение государственных услуг и услуг иных организаций в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

8. Высший исполнительной орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе определить перечень региональных и муниципальных электронных приложений, обеспечивающих авторизованный доступ к получению государственных, муниципальных и иных услуг.

14. Правила разработки, подключения и функционирования электронных приложений, указанных в части 8 настоящей статьи, и технические требования к ним определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и федеральной уполномоченной организацией.

Статья 24. Основы организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт

3. В целях выпуска, выдачи и обслуживания универсальных электронных карт высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации определяет уполномоченную организацию субъекта Российской Федерации. Функции уполномоченной организации субъекта Российской Федерации могут выполнять юридические лица, а также территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации на основании соглашений, заключаемых высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с федеральным органом исполнительной власти, Пенсионным фондом Российской Федерации. Несколько субъектов Российской Федерации могут определить в качестве уполномоченной организации субъекта Российской Федерации одно и то же юридическое лицо.

Статья 25. Порядок выдачи универсальных электронных карт по заявлениям граждан

3. Порядок подачи заявления о выдаче универсальной электронной карты устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

7. Порядок доставки универсальных электронных карт, выпускаемых и выдаваемых по заявлениям граждан, определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Статья 26. Порядок выдачи универсальных электронных карт гражданам, не подавшим в установленные сроки заявлений о выдаче им указанной карты и не обратившимся с заявлениями об отказе от получения универсальной электронной карты

3. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлен более ранний срок выдачи на территории соответствующего субъекта Российской Федерации универсальных электронных карт в порядке, установленном настоящей статьей.

8. В случае, если гражданин в установленный частью 5 настоящей статьи срок не обратился с заявлением об отказе от получения универсальной электронной карты и (или) в установленный частью 6 настоящей статьи срок не направил информацию о выборе банка, данному гражданину выдается универсальная электронная карта с электронным банковским приложением банка, выбранного субъектом Российской Федерации из числа банков, заключивших договор с федеральной уполномоченной организацией, по итогам проведенного субъектом Российской Федерации конкурса. Порядок проведения конкурса по отбору банка (банков) устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

9. Порядок доставки универсальных электронных карт, в том числе лично гражданину, определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Статья 27. Порядок выдачи дубликата универсальной электронной карты или замены указанной карты

3. Субъект Российской Федерации определяет порядок выдачи дубликата универсальной электронной карты и размер платы за выдачу такого дубликата.

4. Замена универсальной электронной карты осуществляется на бесплатной основе уполномоченной организацией субъекта Российской Федерации на основании заявления, поданного гражданином в порядке, определенном уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

5. Порядок замены универсальных электронных карт в случае подключения новых федеральных электронных приложений либо региональных или муниципальных электронных приложений устанавливается Правительством Российской Федерации либо законом субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральной уполномоченной организацией.

Статья 29. Обеспечение реализации положений настоящего Федерального закона

4. Установить, что в отношении реализации положений настоящего Федерального закона, предусматривающих предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, а также в отношении пункта 3 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 6, пункта 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона:

(в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)

1) переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме соответственно федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления;

6. Если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в субъекте Российской Федерации или в муниципальном образовании были выпущены и выданы гражданам универсальные электронные карты, электронные приложения которых полностью или частично совпадают с электронными приложениями, указанными в статье 23 настоящего Федерального закона, и указанные карты не приведены в соответствие с положениями статьи 23 настоящего Федерального закона, такие универсальные электронные карты подлежат погашению по истечении срока их действия, но не позднее 1 января 2014 года в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления.

Глава 1. Общие положения
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 3. Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг
Статья 4. Основные принципы предоставления государственных и муниципальных услуг
Статья 5. Права заявителей при получении государственных и муниципальных услуг
Статья 6. Обязанности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги
Глава 2. Общие требования к предоставлению государственных и муниципальных услуг
Статья 7. Требования к взаимодействию с заявителем при предоставлении государственных и муниципальных услуг
Статья 8. Требования к взиманию с заявителя платы за предоставление государственных и муниципальных услуг
Статья 9. Требования к взиманию с заявителя платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг
Статья 10. Требования к организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме
Статья 11. Реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг
Глава 3. Административные регламенты
Статья 12. Требования к структуре административных регламентов
Статья 13. Общие требования к разработке проектов административных регламентов
Статья 14. Требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги
Глава 4. Организация предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах
Статья 15. Особенности организации предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах
Статья 16. Функции, права и обязанности многофункционального центра
Статья 17. Обязанности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, при предоставлении государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах
Статья 18. Требования к соглашениям о взаимодействии
Глава 5. Использование информационно-телекоммуникационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг
Статья 19. Общие требования к использованию информационно-телекоммуникационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг
Статья 20. Порядок ведения реестров государственных и муниципальных услуг в электронной форме
Статья 21. Порталы государственных и муниципальных услуг
Глава 6. Организация деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт
Статья 22. Универсальная электронная карта
Статья 23. Электронное приложение универсальной электронной карты. Порядок подключения электронного приложения
Статья 24. Основы организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт
Статья 25. Порядок выдачи универсальных электронных карт по заявлениям граждан
Статья 26. Порядок выдачи универсальных электронных карт гражданам, не подавшим в установленные сроки заявлений о выдаче им указанной карты и не обратившимся с заявлениями об отказе от получения универсальной электронной карты
Статья 27. Порядок выдачи дубликата универсальной электронной карты или замены указанной карты
Статья 28. Деятельность уполномоченной организации субъекта Российской Федерации и федеральной уполномоченной организации по организации предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием универсальной электронной карты
Глава 7. Заключительные положения
Статья 29. Обеспечение реализации положений настоящего Федерального закона
Статья 30. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Государственная (муниципальная) услуга (работа) - услуга (работа), оказываемая (выполняемая) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами. В связи с использованием в законодательстве Российской Федерации близких терминов и понятий, необходимо различать понятия услуг, оказываемых в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ), и услуг, оказываемых в контексте Федерального закона от 08.05.2010 № 83- ФЗ.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ регламентирует предоставление государственных (муниципальных) услуг органами власти в ходе реализации ими своих функций при осуществлении возложенных на них или переданных с другого уровня полномочий (например, выдача разрешения на строительство, предоставление выписки из реестра недвижимого имущества).

Потребителями этих услуг являются только физические или юридические лица (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления).
Данные услуги предоставляются по запросам указанных лиц (заявителей) в соответствии с административными регламентами.
Кроме того, Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ регулирует правоотношения при оказании услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных (муниципальных) услуг в контексте данного закона (например, выдача справки о состоянии здоровья, которая необходима для получения государственной услуги «выдача водительского удостоверения»). Такие услуги могут оказываться заявителю, в том числе, на платной основе в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ.
Положения Федерального закона от 08.05.2010 № 83- ФЗ, которому посвящен настоящий раздел официального сайта Минфина России применяются к услугам, которые оказывают не органы власти, а подведомственные им учреждения в рамках определенных для этих учреждений заданий (например, реализация образовательных программ, оказание первичной медицинской помощи, хранение архивных документов). Потребителями таких услуг являются физические или юридические лица, а также органы власти.

Принято следующее условное разделение государственных услуг и государственных работ:
Услуга – это результат деятельности учреждения в интересах определенного физического (юридического) лица – получателя услуги (например, реализация образовательных программ среднего профессионального образования, первичная медико-санитарная помощь, библиотечное обслуживание пользователей библиотеки).
Работа – это результат деятельности учреждения в интересах неопределенного количества лиц или общества в целом (например, создание театральной постановки, организация выставок и соревнований, благоустройство территории).
Для «услуги» характерно определенное число потребителей и однородность оказываемой им услуги, как следствие, объем оказания услуги может быть измерен, и норматив затрат может быть рассчитан на единицу оказания услуги. Для «работы» оценить точное количество потребителей затруднительно, а сами работы значительно отличаются по своей сути, в результате нормирование затрат на единицу работы, как правило, не возможно.

Ведомственные перечни услуг (работ) оказываемых (выполняемых) подведомственными федеральным органам исполнительной власти государственными учреждениями, в основной сфере деятельности.

Государственное задание федеральному государственному учреждению формируется на основании ведомственного перечня услуг (работ) оказываемых (выполняемых) подведомственными федеральному органу исполнительной власти государственными учреждениями (далее – ведомственный перечень).
То есть, государственное задание (и как следствие, субсидия на финансовое обеспечение его выполнения), распространяется только на те услуги (работы), которые включены в ведомственный перечень.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 № 671 предусмотрено, что ФОИВ, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, вправе утвердить базовые (отраслевые) перечни государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными учреждениями в установленной сфере деятельности (далее – базовые перечни). При этом определено, что показатели ведомственных перечней могут быть дополнены и детализированы, но не должны противоречить показателям базовых перечней.

Следовательно, функции базового и ведомственного перечней разные:
Базовые перечни должны обеспечить единообразие представления аналогичных услуг во всех ведомственных перечнях.
Ведомственные перечни формируются федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции и полномочия учредителя на основании базовых (если таковые утверждены в соответствующей сфере деятельности) и определяют услуги (работы) выполняемые государственными учреждениями, подведомственными им.

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 № 671, федеральные органы исполнительной власти сформировали и утвердили Ведомственные перечни, разместили их в сети Интернет.
Вы можете ознакомиться с и с , размещенными в сети Интернет на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции и полномочия учредителей федеральных государственных учреждений.
Решение о формировании перечней государственных (муниципальных) услуг (работ) оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями субъекта Российской Федерации (муниципального образования) принимаются самим субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием).
В целях реализации положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83- ФЗ Минфин России рекомендует высшим органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации выбрать один из двух рекомендуемых ниже подходов:
1) формирование двухуровневой структуры перечня услуг, состоящей из отраслевого перечня услуг и ведомственного перечня услуг. Такой подход может применяться в случае, если в субъекте Российской Федерации разработана региональная программа социально-экономического развития и есть определенная позиция отраслевых органов исполнительной власти по осуществлению региональной политики в сферах деятельности;
2) формирование единого перечня услуг, в данном случае перечень услуг формируется учредителем в целях последующего формирования заданий для подведомственных учреждений. Перечень услуг утверждается правовым актом учредителя.

Возможность осуществления платных государственных (муниципальных) услуг.

В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации учреждение имеет право оказывать услуги на платной основе только сверх задания. Учреждение не имеет права отказаться от выполнения данного государственного (муниципального) задания в пользу оказания услуг на платной основе (статья 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона). Сверх установленного задания учреждение вправе оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, за плату физическим и юридическим лицам на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. При этом для бюджетных учреждений учредителем устанавливается порядок определения указанной платы, если иное не предусмотрено федеральным законом, а для автономных учреждений не предусмотрено установления федеральными законами порядка оказания таких услуг.