Понятие «библиотечное обслуживание». «Узкое» («внутрибиб­лиотечное») и «широкое» («социальное») понимание сути библиотечного обслуживания. Основные функции библиотеч­ного обслуживания; этапы их формирования.

Принципы библиотечного обслуживания сегодня (полнота, оперативность, комфорт, дифференцированный подход). Зада­чи библиотечного обслуживания по отношению к личности и обществу.

Влияние социально-философских теорий (воспитательная ценность знания, личность как субъект воспитания, личность как субъект и объект социализации, суверенность развития личности, доступ к информации как основа развития личности и др.) на формирование теоретических основ (теории просве­щения, теории руководства чтением, библиотечной педагоги­ки, теории библиотечного обс­луживания как средства социа­лизации личности, теории свободного доступа к информации и др.) библиотечного обслуживания.

Анализ основных концепций (просветительской, идеологи­че­ской, педагогической, социализирующей, информационной и др.) библиотечного обслуживания в России.

Основные документы, обеспечивающие библиотечное об­слу­жи­вание в Российской Федерации (Законы «О библиотеч­ном деле», «Об информации, информатизации и защите ин­формации»; документы, принятые Российской библиотечной ассоциацией: «Кодекс этики российского библиотекаря», «Мо­дельный стандарт деятельности публичной библиотеки» и др.)

Литература

Библиотечное обслуживание: теория и методика: учебник / А. Я. Айзенберг [и др.] ; под ред. А. Я. Айзенберга. – М. : Изд-во МГУКИ, Либерея, 1996. – С. 171–183.

Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание как система: учеб. пособие. – М.: МГИК, 1992.– С. 68–97.

Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность: лекции. – М.: МГУКИ, 2000.– С. 6–9, 32–38.

Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание: теоретический аспект. – М. : МГИК, 1993.– С.147–167.

МакДоналд Э. Планирование и дизайн библиотечного пространства // Управление библиотеками: связи Востока и Запада / Рос. гос. б-ка. – М., 1996. – С. 17–38.

О библиотечном деле: Федер. закон (с изм. на 26 июня 2007 г.) [Элект­ронный ресурс]. – URL: http://www.gpntb.ru/win/rus­zak/ip/pra­vo9.html (дата обращения 16.03.2011).

Об информации, информатизации и защите информации: Федер. закон Рос. Федерации от 25 янв. 1995 г. // Библиотека и закон. – М., 1996. – Вып. 2. – С. 103–114.

Об участии в международном информационном обмене: Федеральный закон Российской Федерации от 4 июля 1996 г. // Библиотека и закон. – М., 1999. – Вып. 6. – С.26–33.

Общественный договор между учреждениями и пользователями // Библиотека. – 2001. – № 3. – С. 6–9.

Фирсов В. Правовое обеспечение процессов формирования и использования информационных ресурсов библиотеки // Библиотековедение. – 1995.– № 4–6.– С. 35–39.

2 Библиотечное обслуживание как социокультур­ный процесс. Читатель и библиотекарь как его равноправные участники

Обоснование необходимости изучения читательского кон­тин­гента (из опыта изучения читателей).

Центры изучения читателей в советский период. Централи­зованные исследования чтения («Советский читатель», «Спе­циалист – библиотека – библиография», «Книга и чтение в жизни небольших городов» и др.). Региональные исследования чтения.

Современное состояние исследований чтения. Развитие взглядов на понятие «читатель библиотеки», обоснование тер­минов «абонент», «пользователь», «клиент» и др. Изменение объекта исследования: от читательского контингента библио­теки – к потенциальному читателю и «местному сообществу».

Социологический подходк изучению читателей: опыт Рос­сии («Этюды о русской читающей публике» Н. А. Рубакина). Основная проблематика при социологиче­ском изучении (предпочитаемая тематика чтения, место чте­ния в структуре свободного времени и др.).

Психологический подход к изучению читателя. «Библиопсихология» Н. А. Рубакина и ее влияние на современные исследо­вания. Основная проблематика изучения (мотивы чтения, чи­тательские интересы, читательские потребности, общение по поводу прочитанного, восприятие и понимание прочитанного, сила влияния (прямого и опосредованного) чтения и библио­теки по сравнению с влиянием электронных коммуникаций и др.).

Основные исследовательские методы изучения читателя при социологическом и психологическом подходах: анализ до­кументов, устный и письменный опрос, наблюдение, экспери­мент, контент-анализ, тестирование и др., их суть и классифи­кация.

Типология читателейкак результат интегрального исследо­вания чтения. Концепции С. И. Трубникова, Ю. С. Зубова, Л. И. Беляевой и др.

Особенности современного подхода к выделению читатель­ских типов (групп) на основе социально-психологических при­знаков: лица с особыми читательскими потребностями (инва­лиды), маргиналы, национальные меньшинства, мигранты и т. п.

Информационная культура личностикак интегральный ре­зультат исследования личности читателя и основной показа­тель читательского развития. Формирование структуры поня­тия «информационная культура»: культура чтения, библиотечно-биб­лиографическая культура; компьютерная грамотность и др. Методы изучения структуры информационной культуры личности.

Создание социологической и психологической службы в библиотеках – основа улучшения качества библиотечного об­служивания.

Дворкина М. Я. Библиотечно-информационная деятельность: теоретические основы и особенности развития в традиционной и электронной среде / М. Я. Дворкина. – М. : «Издательство ФАИР», 2009. – 256 с. – (Специальный издательский проект для библиотек).

Впервые комплексно исследуется библиотечно-информационная деятельность, дается анализ ее эволюции в традиционной и электронной среде. Данная деятельность рассматривается с позиций системно-деятельностного, эволюционного и синергетического подходов. Характеризуются ее сущность, структура, виды, технологические и организационные вопросы, инновационные процессы. Библиотечно-информационная деятельность представлена в контексте управления знаниями.

Книга предназначена для библиотековедов, специалистов библиотек, может быть использована в качестве учебного пособия при изучении дисциплин «Введение в специальность», «Библиотековедение: общий курс» и специального курса «Библиотечно-информационная деятельность теория: технология, организация».


Введение
Библиотечно-информационная деятельность как научная проблема
Раздел 1. Основы теории, технологии и организации библиотечно-информационной деятельности
1.1 Сущность и структура библиотечно-информационной деятельности. Библиотечно-информационная деятельность среди других видов человеческой деятельности 19
1.2 Виды библиотечно-информационной деятельности 58
1.3 Технологические процессы. Методика библиотечно-информационной деятельности 98
1.4. Организация библиотечно-информационной деятельности 108
Раздел 2. Эволюция библиотечно-информационной деятельности
2.1 Основные этапы, тенденции и механизмы развития библиотечно-информационной деятельности 125
2.2 Особенности библиотечно-информационной деятельности в электронной среде 160
2.3.Библиотечно-информационная деятельность и управление знаниями 205
Заключение 220
Список использованной литературы 232
Предлагаемые определения некоторых терминов 339
Предметный указатель 241

Введение
Библиотечно-информационная деятельность к научная проблема

В профессиональной литературе достаточно широко используется понятие «библиотечная деятельность». Однако его определения нет в ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения», хотя понятие «библиотечная деятельность» присутствует в самом названии ГОСТа в термине «информационно-библиотечная деятельность», а понятия «библиографическая деятельность» и «научно-информационная деятельность» в том же ГОСТе дефинируются.

В терминологическом словаре «Библиотечное дело» (РГБ, 1997) библиотечная деятельность рассматривается как «область социогуманитарной деятельности по удовлетворению информационных, культурных и образовательных потребностей населения посредством библиотек» . Здесь дефиниция термина «библиотечная деятельность» дается через более широкую деятельность, что показывает ее направленность на удовлетворение ряда потребностей населения (которые, кстати, удовлетворяют и многие другие учреждения: учебные заведения, театры, кино, музеи и т. п.), но не раскрывает хотя бы в общих чертах, как это делает библиотека, в чем специфика этой деятельности. Но в этом же словаре имеется и другой термин «библиотечная работа», в определении которого показана специфика: «выполнение различных технологических процессов (комплектования, обработки и хранения документов, ведения каталогов, баз и банков данных, разнообразных форм обслуживания и др.) в библиотеке». Поскольку словари русского языка рассматривают понятия «деятельность» и «работа» почти как синонимы, отнесем определение «библиотечной работы» и к понятию «библиотечная деятельность».

В «Библиотечной энциклопедии» (2007) представлена статья И.В. Лукашова о библиотечной деятельности, где последняя рассматривается в широком смысле как «любые индивидуальные или общественные инициативы, действия по созданию библиотек и организации их работы» и в профессиональном плане как «работа библиотекаря по формирования сети библиотек, библиотечного фонда, других информационных ресурсов и представлению их пользователям библиотеки». Как вспомогательные направления библиотечной деятельности автор характеризует научно-исследовательскую, научно-методическую работу, библиотечно-библиографическое образование. В энциклопедии имеется еще дефиниция понятия «библиотечная работа», дающая отсылку к термину «библиотечная деятельность», повторяющая сведения о видах деятельности и процессах, изложенные в статье И.В. Лукашова, и дополнительно рассматривающая библиотечную работу как библиотечный труд.

Анализ литературы свидетельствует о том, что при наличии значительного числа работ по отдельным видам и аспектам библиотечной деятельности, исследования ее как целостности отсутствуют. Так сложилась история библиотековедения, что огромный интерес к общетеоретическим вопросам деятельности в психологии (особенно в 1960–1970-е гг.), философии (1980-е гг.), отражение этого интереса в библиографоведении (монографии М.Г. Вохрышевой «Библиографическая деятельность: структура и эффективность (1989), Н. А. Слядневой «Библиография в системе Универсума человеческой деятельности: опыт системно-деятельностного анализа» (1993)), в библиотечной науке не нашел отклика. Библиотековедение в общетеоретическом плане сосредоточилось на объектах – документах, читателях, общих для этой науки и смежных наук (назовем это направление исследований элементным, или объектным, подходом), а деятельностные характеристики изучало на уровне конкретных дисциплин – формирование библиотечного фонда, аналитико-синтетическая обработка документов, обслуживание читателей (ранее использовался термин «работа с читателями»), управление библиотеками (ныне – библиотечный менеджмент), библиотечная работа с детьми, библиотечное обслуживание инвалидов и др.

Чем отличается библиотечная деятельность от других видов деятельности – этот вопрос теоретически не ставился. В 1995 г. В.П. Леонов пытался представить в одной работе все библиотечные процессы (так называемый процессный подход в библиотековедении), однако общие их черты и отличия не были выявлены, к тому же процесс не тождествен деятельности, о чем будет сказано далее.

Между тем, целостное видение библиотечной деятельности имеет большое значение для профессии. Оно позволяет получить общее представление о библиотечной специальности, дает возможность идентифицировать ее и отличить то, что является другим видом деятельности. Сегодня это актуально прежде всего потому, что в библиотеках возникают новые виды деятельности, связанные с автоматизацией, внедрением современных информационных технологий. Целостное видение библиотечной деятельности необходимо для управления всем многообразием ее видов, организационных структур, разработки их классификации, ответа на вопрос о сохранении или изменении сущности этой деятельности в связи с технологическими и социокультурными переменами. Таким образом, целостный взгляд на библиотечную деятельность может выступить как метод для оценки будущего библиотеки.

Анализ библиотечно-информационной деятельности в целом необходим и потому, что в государственном образовательном стандарте зафиксирована специальность «Библиотечно-информационная деятельность», но это понятие не раскрыто.

Методологической основой данной работы выступает системно-деятельностный подход, который наиболее адекватен при исследовании структуры деятельности, взаимосвязей ее элементов. При этом имеются в виду разные взгляды на деятельностный подход, сформировавшийся во второй половине ХХ в. , и его критика. Так, в отличие от психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Г.П. Щедровицкий подчеркивал, что «в реальном мире... деятельность и действие могут и должны существовать только вместе с мышлением и коммуникацией. Отсюда и... выражение «мыследеятельность», которое... должно заменить и вытеснить выражение «деятельность» как при исследованиях, так и в практической организации» . Нельзя не согласиться с тем, что деятельность существует вместе с мышлением и коммуникацией, но для целей исследования структуры и элементов конкретной деятельности приходится в ряде случаев абстрагироваться от этого. П.Г. Щедровицкий в отличие от психологического взгляда на деятельность обращал внимание на то, что «человеческая социальная деятельность должна рассматриваться не как атрибут отдельного человека, а как исходная универсальная целостность, значительно более широкая, чем сами «люди»... Каждый человек, когда он рождается, сталкивается с уже сложившейся, с непрерывно осуществляющейся вокруг него и рядом с ним деятельностью...» . В данной книге учитывается психологический подход к деятельности и в то же время она рассматривается не как атрибут отдельного человека, а как атрибут определенной профессиональной группы, т. е. в качестве профессиональной деятельности, которая включена в универсальную человеческую деятельность через цели, нормы, средства, технологию, условия деятельности.

Здесь используется также эволюционный подход, позволяющий «изучать социальную эволюцию с точки зрения исторической последовательности развития, в которой более поздние достижения зависят от ранних» , и цель которого, по мнению Б.А. Семеновкера, «установить возникновение нового явления и путь его развития вплоть до настоящего времени» . Эволюционный подход позволяет преодолеть и недостаток «психологических теорий деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева», в которых, по замечанию В.С. Лазарева , «деятельность не определяется как развивающаяся», и это дает возможность проследить изменения элементов библиотечно-информационной деятельности.

При анализе эволюции библиотечно-информационной деятельности как саморазвивающейся системы и ее организации применяется связанный с системным подходом синергетический подход. Используются также сравнительный метод исследования, методы терминологического анализа, элементы теории организации.

Применение системно-деятельностного подхода позволило рассмотреть элементы библиотечно-информационной деятельности и ее видов в отдельной библиотеке и организационную структуру библиотечно-информационной деятельности в библиотечной отрасли, ее место в системе других видов деятельности. Анализ видов и подвидов библиотечно-информационной деятельности и их сравнение с другими видами человеческой деятельности дает возможность увидеть их общность, универсальность ряда подвидов библиотечно-информационной деятельности. В этой связи интересно высказывание Н. Винера: «... всякий организм скрепляется наличием средств приобретения, использования, хранения и передачи информации» . Именно поэтому возникает необходимость информационной, и в частности, библиотечно-информационной, деятельности в любом учреждении. Следовательно, прав Ю.Н. Столяров, который сформулировал закон о том, что «библиотека – обязательный компонент всякого социального института, располагающего профильным документированным знанием» .

Проанализируем основные термины, связанные с понятием «библиотечно-информационная деятельность».

Термин «традиционный» по отношению к библиотечно-информационной деятельности обозначает деятельность, связанную с рукописными и полиграфическими документами .

Рассмотрим соотношение понятий «библиотечное дело» и «библиотечная деятельность», «библиотечная технология», «библиотечный процесс» как важнейших категорий библиотековедения.

Терминологический словарь «Библиотечное дело» (1997) дает дефиниции трех названных терминов.

Библиотечное дело дефинируется как «отрасль информационной, культурно-просветительной и образовательной деятельности, включающая создание и развитие сети библиотек, формирование и использование их фондов, организацию библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания населения, подготовку библиотечных кадров, научное и методическое обеспечение работы библиотек» . В «Библиотечной энциклопедии» (2007) в статье Ю.А. Гриханова библиотечное дело определяется как отрасль профессиональной деятельности, обеспечивающая создание и развитие библиотек как социальной системы, основными целями которой являются сохранение и передача новым поколениям интеллектуальных достижений человечества, отраженных в документном (информационном) потоке и организация общественного пользования документными (информационными) ресурсами библиотек. К основным составным частям библиотечного дела автор статьи относит библиотечные сети, библиотечные фонды, библиотечные кадры, систему библиотечного обслуживания населения, управление библиотечным делом, научно-исследовательскую и научно-методическую работу. В этой части Ю.А. Гриханов полностью повторяет содержание текста из дефиниции библиотечного дела, данной в терминологическом словаре. Если сравнить определения «библиотечное дело» и «библиотечная деятельность» (по наиболее полной статье И.В. Лукашова), то заметны пересечения в части формирования сети, библиотечного фонда, обслуживания, научно-исследовательской, научно-методической работы, подготовки библиотечных кадров, которые словарь и энциклопедия относят к библиотечному делу, а И.В. Лукашов – к библиотечной деятельности.

В ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» библиотечное дело определяется как «область деятельности по организации библиотечного обслуживания» .

В учебнике В.В. Скворцова «Общее библиотековедение» (в 2 ч., 1996–1997) термин «библиотечное дело» определен как «область профессионального труда, назначением которой является удовлетворение информационных потребностей общества с помощью информационных ресурсов, сосредоточенных в библиотеках, а также совокупность библиотек, действующих на той или другой территории. В юридическом смысле библиотечное дело – отрасль информационной, культурно-просветительной и образовательной деятельности, задачами которой является создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек. Библиотечное дело – сфера исследований и приложений библиотековедения» .

В.В. Скворцов расширяет понятие «библиотечное дело», объединяя в определенной мере дефиниции «библиотечное дело» и «библиотечная деятельность» из терминологического словаря.

Не рассматривая специально термин «библиотечная деятельность», автор, тем не менее, при раскрытии объекта библиотековедения называет элементы этой деятельности: предмет труда, субъект труда, посредник труда .

Несколько шире представление о библиотечной деятельности (без употребления этого термина) дано в § 2.2.2.2 второй части учебника Н.С. Карташова «Общая теория библиотечного дела», где рассматривается «процесс деятельности библиотеки». Автор характеризует этот процесс как деятельность по созданию библиотечных услуг и продукции, как единый процесс, включающий основную и вспомогательную (обеспечивающую) и управленческую деятельность . Н.С. Карташов включает библиотечную деятельность в библиотечное дело и выделяет три вида деятельности.

Проведенный анализ показывает, что в библиотековедении при использовании терминов «библиотечное дело» и «библиотечная деятельность» нет ясности относительно соотношения содержания этих понятий.

В чем видится разница между рассматриваемыми понятиями?

Термин «библиотечное дело» возник задолго до термина «библиотечная деятельность». Обратим внимание на то, что последний появился в терминологическом словаре 1997 г., а в словаре 1986 г. его еще не было.

Термин «библиотечное дело» сложился аналогично терминам «книжное дело», «горное дело» тогда, когда появилась необходимость найти обобщающее понятие для выражения множества проблем, касающихся библиотек. Не случайно материалы библиотечного съезда (1911) были названы «Труды Первого Всероссийского съезда по библиотечному делу», а А.Р. Войнич-Сяноженцкий назвал свой доклад на этом съезде «Библиотечное дело как особая самостоятельная специальность и библиотекари как обособленная группа в ряду других специалистов». Еще ранее, в конце XIX в., вышла книга Е.В. Балобановой «Библиотечное дело».

Материалы по библиотечному делу Первого библиотечного съезда включали широкий спектр вопросов: о различных типах библиотек, их проблемах, организации сети библиотек, профессиональной подготовке библиотекарей, библиотечной печати, т.е., говоря современным языком, охватывали работу (деятельность) библиотек и всю инфраструктуру, связанную с этой деятельностью. Этот смысл у понятия в основном сохранился и до настоящего времени. Не случайно при его определении употребляется слово «отрасль».

Библиотечное дело, по моему мнению, – это отрасль культуры и информации, включающая систему библиотек, библиотечных фондов, других информационных, интеллектуальных, материально-технических ресурсов библиотек, инфраструктуру (библиотечную науку, специальные учебные заведения, библиотечную печать). Возможно, термин «библиотечное дело» целесообразно заменить термином «библиотечная отрасль». С.А. Басов предлагает в качестве замены терминов «библиотека» и «библиотечное дело» использовать обобщающее, по его мнению, понятие «библиотечный социальный институт». В него он включает практику, образование, науку, коммуникации, управление . Однако в профессиональной литературе сама библиотека понимается как социальный институт (например, по мнению Н.В. Жадько, Ю.П. Мелентьевой), одновременно ее рассматривают и как учреждение («Библиотечная энциклопедия», с. 139). Думается, что использование понятия «библиотека» в двух значениях вполне допустимо. Но если принять предложение С.А. Басова, то понятие «библиотека» как учреждения трудно будет обосновать.

Для этого исследования важно, что понятие «библиотечное дело» не является синонимом понятия «библиотечная деятельность», оно значительно шире. «Библиотечную деятельность» предварительно определим как комплекс разных видов работ, обеспечивающих выполнение библиотекой (как учреждением) своих основных функций и миссии перед обществом.

Понятие «функция», согласно «Краткой философской энциклопедии» (1994), определяется значениями – обязанность, круг деятельности. Понятие «миссия» происходит от латинского слова, переводимого как «посылать». Согласно словарю С. И. Ожегова, понятие «миссия» имеет много значений, среди которых наиболее подходящее для определения миссии библиотеки – «ответственное задание, поручение».

Миссия библиотеки – это ответственное задание, «поручение» библиотеке как социальному институту, данное обществом. Представляется, что каждое конкретное общество, существующее в конкретное время, дает «поручение» библиотеке. Поэтому в разное время и в разных обществах у библиотеки может быть особая миссия.

В то же время библиотеке (как учреждению не только социальному, но и социокультурному) присуща миссия, определяемая характером развития цивилизации (цивилизационная миссия). Через эту миссию библиотека связана как с ситуацией конкретного общества, так и с мировым культурным процессом в целом, в ней отражены этапы духовных исканий человечества. Так, в XIX в. – первой половине XX в. миссия библиотеки состояла в просвещении широких слоев народа (началом этого периода можно считать эпоху Возрождения). Библиотекарь осознавал себя просветителем.

Научно-технические, экологические, культурные изменения, мировые кризисные явления XX в. привели к изменению миссии библиотеки. Антитоталитарные идеи, идеи интеллектуальной свободы определили новую цивилизационную миссию библиотеки – обеспечение свободного доступа пользователей к мировым ресурсам информации («информация для всех»). Формулировка «миссия библиотеки» привнесена в библиотечное дело из внебиблиотечной среды. Сегодня библиотекарь все более осознает себя посредником в мире информации, содействующим гуманизации этого мира.

Теперь попытаемся выявить соотношение понятий «библиотечная деятельность» и «библиотечная технология».

В терминологическом словаре «Библиотечное дело» понятие «библиотечная технология « определяется как «совокупность библиотечных процессов и операций, а также приемов, методов и средств их осуществления, направленных на создание и сохранение библиотечной продукции и выполнение библиотечных услуг» . Соотношение между понятиями «библиотечная деятельность» и «библиотечная технология» в словаре не показано. В статье Е.Г. Астапович в «Библиотечной энциклопедии» библиотечная технология рассматривается как комплекс технологических процессов, ориентированных на реализацию задач библиотечной деятельности, а также методология библиотечно-информационного производства, современное знание о сущности библиотечных технологических процессов, закономерностях и принципах их развития. В статье подчеркивается, что библиотечная технология выступает способом упорядочения системы организации библиотечной деятельности и социального развития библиотеки. Из этой дефиниции вытекает, что библиотечная деятельность задает задачи библиотечной технологии, что это понятие более широкое, чем «библиотечная технология».

В.П. Леонов в книге «Библиотечно-библиографические процессы в системе научных коммуникаций» понимает библиотечно-библиографическую деятельность «не как совокупность неподвижных объектов и предметов, а как совокупность процессов» . Он включает процессы в структуру библиотечной деятельности, т. е., по его мнению, понятие, «библиотечная деятельность» шире понятия «библиотечный процесс», которое можно соотнести с понятием «библиотечная технология», хотя последнее в книге не используется, но процессы разделяются на составляющие элементы, подэтапы.

В работах И.С. Пилко «Библиотечная технология: общий курс», «Информационные и библиотечные технологии: учебное пособие» (2006) и ее докторской диссертации понятие «библиотечная деятельность» видится более широким, чем «библиотечная технология».

В данной работе понятие «библиотечная деятельность» также рассматривается как более широкое понятие, чем «библиотечная технология» (далее соотношение между этими понятиями будет раскрыто более глубоко). Кроме того, библиотечная деятельность здесь представлена как разновидность информационной деятельности и потому названа «библиотечно-информационной деятельностью».

Sup>8 Григорян, Г. Г. Размышления о музейном деле в Старом доме на Новой площади. Публикации и выступления (1988–2005 гг.) / Г. Г. Григорьян. – М. : МГФ «Знание», 2005. – С. 253.

9 Столяров, Ю. Н. Что такое библиотека? (о ее сущности и исходных функциях) / Ю. Н.Столяров // Столяров, Ю. Н. Библиотековедение. Избранное. 1960–2000 годы. – М. : Пашков дом, 2001. – С. 264.

10 См. хронологические части (бесписьменное общество, рукописная информация, полиграфическая информация, техногенная информация) в книге: Семеновкер, Б. А. Эволюция информационной деятельности: Бесписьменное общество / Б. А. Семеновкер; Рос. гос. б-ка. – М. : Пашков дом, 2007. – С. 12.

11 Библиотечное дело: терминол. словарь / Рос. гос. б-ка. – М., 1997. – С. 22.

12 ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения». – С. 3.

13 Карташов, Н. С. Общее библиотековедение: учебник / Н. С. Карташов, В. В. Скворцов. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 7–8.

14 Там же. – С. 27.

15 Карташов, Н. С. Общее библиотековедение: учебник / Н. С. Карташов, В. В. Скворцов. – Ч. 2. – М., 1997. – С. 29–30.

16 Басов, С. А. Библиотека и демократия: первое вступление в проблему / С. А. Басов; [Петербург. библ. о-во]. – СПб., 2006. – С. 14–16.

17 Библиотечное дело: терминол. словарь / Рос. гос. б-ка. – М., 1997. – С. 21.

18 Леонов, В. П. Библиотечно-библиографические процессы в системе научных коммуникаций / В. П. Леонов; Рос. акад. наук, Б-ка Рос. акад. наук. – СПб., 1995. – С. 5–6.

Значение внестационарных форм обслуживания пользователей. Организация внестационарного обслуживания читателей. Роль передвижных библиотек, пунктов выдачи и книгоношества. Использование библиобуса для обслуживания читателей. Коллективный и заочный абонемент.

Тема 13. Виртуальное электронное библиотечное обслуживание

Виртуальное (электронное) библиотечное обслуживание как современная форма деятельности библиотеки. Библиотечное обслуживание в режиме «он – лайн» и «оф – лайн». Электронная библиотека как новая форма организации библиотечного обслуживания. Виртуальное (электронное) библиотечное обслуживание. Правовая основа виртуального (электронного) библиотечного обслуживания. Этика работы в электронном пространстве корпоративного и индивидуального пользователя.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Арзуханов А.С. Технолог информационных систем: учеб.-метод. пособие для вузов. – М.: Либерея-Бибинформ, 2008. – 112 с.

2. Арзуханов А.С. Эффективность обслуживания в научно-технической библиотеке: метод. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2007. – 144 с.

3. Библиотечное обслуживание: теория и методика: учебник / Под ред. А.Я.Айзенберга. – М.: Издательство МГУК, Изд-во ТОО «Либерея», 1996. – 200 с.

4. Бородина В.А. Библиотечное обслуживание: учеб.-метод. пособие. – М.: Либерея, 2004. – 168 с.

5. Брежнева В.В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий: учеб.-практ. пособие. – Спб.: Профессия, 2004. – 304 с.

6. Дворкина М.Я. Библиотечная среда: теория и организация: науч.-практ. пособие. – М.: Литера, 2009. – 93 с

7. Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание как система: учеб. пособие. М.: Издательство МГИК, 1992. – 136 с.

8. Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность. Лекции. – М.: Изд-во МГУКИ, 2000. – 48 с.

9. Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание: теоретический аспект: монография. – М.: Изд-во МГИК, 1993. – 248 с.

10. Дворкина М.Я. Библиотечно-информационная деятельность: теоретические основы и особенности развития в традиционной и электронной среде. – М.: ФАИР, 2009. – 256 с.

11. Дворкина М.Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход. – М.: ИПО «Профиздат», 2001 – 112 с.

12. Домаренко Е.В. Культурно-досуговая деятельность библиотеки: науч.-практ. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2006. – 80 с.

13. Дрешер Ю.Н. Библиотерапия: теория и практика: учеб. пособие. – Спб,: Профессия, 2008. – 202 с.

14. Дрешер Ю.Н. Библиотерапевтическая деятельность. Методология и методика: монография. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – 240 с.

15. Дригайло В.Г. Технологии работы библиотеки: науч.-практ. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – 544 с.

16. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности библиотеки: учеб.-метод. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2008. – 240 с.

17. Збаровская Н.В. Выставочная деятельность публичных библиотек. – СПб.: Профессия, 2004. – 224 с.

18. Земсков А.И., Шрайберг Я.Л. Электронные библиотеки: учеб. пособие для студентов ун-тов и вузов культуры и искусств и др. учебных заведений / А.И. Земсков, Я.Л. Шрайберг. – М., 2001. - 72 с. – Библиогр.: 34 назв.

19. Земсков А.И., Шрайберг Я.Л. Электронные библиотеки: учебник для студентов вузов культуры и искусств и др. высших учебных заведений // А.И. Земсков, Я.Л. Шрайберг. – М.: Либерея, 2003. - 352 с. – Библиогр.: 110 назв.

20. Коновалова М.П. Инвалид – общество – библиотека: учеб. – метод. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ. – 2006. – 136 с.

21. Коряковцева Н.А. Техники информационно-библиотечной работы: учеб.-практ. пособие / Предисл. и науч. ред. В.А.Фокеева. – М.: Либерея, 2004. – 136 с.

22. Ловкова Т.Б. Библиотека как центр досуга: учеб. - метод. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – 104 с.

23. Макменеми Л. Предоставление электронных услуг. Руководство для публичных библиотек и центров обучения. – М., 2006. – 248 с.: ил., табл.

24. Мейжис И.А. Социально-психологические основы библиотечного обслуживания: учеб. пособие. – Николаев, 1994. – 192 с.

25. Олзоева Г.К. Массовая работа библиотек: учеб. - метод. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2006. – 120с.

26. Савельева Н.Ю. Настольная книга библиотекаря. – Р/н/Д.: Феникс, 2006. – 384 с.: ил.

27. Стандарты библиотечно-информационной деятельности / Сост. Т.В. Захарчук. – Спб.: Профессия, 2003. - 576 с.

28. Сухотина Е.А. Библиотеки и экологическое просвещение в интересах устойчивого развития: учеб. - практ. пособие. – М.: Литера, 2010. – 240 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Массовая работа с читателями в ЦБС: метод. рекомендации / Гос. Б-ка СССР им. В.И. Ленина; ред. сост. С.Г. Матлина. - М., 1989. - 72 с.

2. Амлинский Л.З. Композиционно-планировочные решения и техническое оснащение научных библиотек: библиотековедческий аспект. - Киев, 1988. - 296 с.

3. Андреев О.А., Хролив Л.Н. Техника быстрого чтения. - Минск, 1987. - 204 с.

4. Банк Б.В. Изучение читателей в России (XIX в.). - М.: Книга, 1968. - 262 с.

5. Беляков Л.В. Массовая работа библиотеки. - М.: МГУК, 1973. - 160 с.

6. Библиотека и чтение: проблемы и исследования: сборник науч. трудов / Рос. нац. б-ка, Рос. гос. б-ка. - СПБ., 1995. - 260 с.

7. Библиотечное обслуживание пользователей информации: сборник науч. трудов ГПНТБ России. - М., 1996. - 80 с.

8. Ваганова М.Ю. Трудности чтения в контексте междисциплинарного подхода // Вестник ЧГАКИ. – 2010. - № 3. – С. 32-36.

9. ГОСТ 7.31 - 89. Единая государственная система межбиблиотечного абонемента: общие требования. Введ с 01.01.90. - М.: изд-во стандартов, 1989. - 160 с.

10. Губанова М.И., Либова О.С. Библиотекарь и читатель: проблемы общения. - СПб., 1993. - 130 с.

11. Дворкина М.Я. Эффективность и качество работы с читателями: лекция // МГИК. - М., 1988. - 32 с.

12. Езова С.А. Библиотечное общение / Сиб. Гос. ин-т культуры. - Улан-Удэ: Бурят кн. изд-во, 1990. - 69 с.

13. Езова С.А. Формирование и развитие положительной “Я” - концепции библиотеки: соц. - психологический тренинг. - Улан-Удэ, 1995.

14. Зыков О. Выставочная работа публичных библиотек: опыт практ. пособия. - Л., 1990. - 53 с.

15. Индивидуальная работа с читателями в ЦБС: метод. рекомендации / Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина: сост. М.Я. Дворкина. - М., 1987. - 56 с.

16. Карташов Н.С., Скворцов В.В. Общее библиотековедение: учебник: в 2-х ч. - М.: МГУК, 1996. - Ч. 1. - 88 с.

17. Книга и чтение в зеркале социологии // Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина. - М.: Кн. Палата, 1990. - 207 с.

18. Концепция маркетинга для публичных библиотек / Н. Бохарди и др.; Пер. с нем. Е.М. Ястребовой. - М.: НВЦ “Библиомаркет”, 1993. - 144 с.

19. Крейденко В.С. Библиотечные исследования. Научные основы: учеб. пособие. - М.: Книга, 1983. - 140 с.

21. Матлина С.Г. Библиотечный маркетинг: практ. пособие для работников публ. библиотек. - Пермь, 1993. - 66 с.

22. Мелентьева Ю.П. Библиотеки и социализация личности: учеб. пособие / МГИК. - М., 1993. - 71 с.

23. Мелентьева Ю.П. Культура чтения: лекция / МГИК. - М., 1992. - 16 с.

24. Мелентьева Ю.П. Роль библиотек в социализации юношества: лекция /МГИК. - М., 1990. - 31 с.

25. Муминова В.В. Педагогическое общение в библиотеке: лекция / МГИК. - М., 1992. - 20 с.

26. О библиотечном деле. Федеральный закон: принят Государственной думой 23 ноября 1994 // Библиотека. - 1995. - № 3. - С. 41-48.

27. Павлова И.А. Библиотечный интерьер: Требования и задачи // Науч. и техн. библиотеки. - 1995. - № 7. - С. 48-57.

28. Решетникова О.В. Психологический контакт библиотекаря с читателем? Практическое пособие для библиотекарей. - М.: РГБ, 1994.

29. Рубакин Н.А. Психология читателя и книги: Краткое введение в библиологическую психологию. - М.: Книга, 1977. - 263 с.

30. Рубакин Н.А. Этюды о русской читающей публике // Рубакин Н.А. Избранное: в 2 т. - М., 1975. - Т. 1. - С. 33-104.

31. Руководство чтением детей и юношества в библиотеке // Под ред. Т.Д. Полозовой. - М.: Изд-во МГИК, 1992. - 231 с.

32. Сметанникова Н.Н. Чтение и грамотность в современном мире // Вестник ЧГАКИ. – 2010. - № 4. – С. 12-15; № 3. – С. 13-19.

33. Шапошникова А.Е. Библиотечное обслуживание инвалидов: учеб. пособие / МГУК. - М., 1992. - 179 с.

34. Шира Д.Х. Введение в библиотековедение: Основные элементы библиотечного обслуживания / Пер. с англ. В.В. Скворцова, З.Г. Азгальдова: под. ред. Н.С. Карташова. - М.: Высш. шк., 1983. - С. 63-155.

Темы контрольных работ

1. Принципы работы с читателями.

2. Автоматизация процессов обслуживания.

3. Роль абонемента в обслуживании читателей библиотек различных типов. Виды абонементов.

4. Организация работы с читателями в читальных залах. Система читальных залов.

5. Значения внестационарного обслуживания читателей. Формы внестационарного обслуживания.

6. МБА: значения, порядок пользования.

7. Профессиограмма библиотекаря отдела обслуживания.

8. Цели и задачи изучения читателей в библиотеке.

9. Изучение читательских интересов в дореволюционной России.

10. Библиопсихология Н.А.Рубакина, ее достоинства и недостатки.

11. Характеристика основных социально-демографических факторов, влияющих на формирование читательских интересов.

12. Типология читателей.

13. Характеристика методов изучения читателей.

14. Формы и методы индивидуальной работы в массовых и научных библиотеках.

Вопросы к экзамену

1. Эволюция социальных функций и основные принципы обслуживания читателей в библиотеках.

2. Система обслуживания читателей в библиотеке.

3. Педагогические аспекты обслуживания.

4. Роль технологии в обслуживании читателей.

5. Организация обслуживания читателей на абонементе.

6. Организация обслуживания читателей в читальных залах.

7. Обслуживание читателей в условиях открытого доступа к книжным фондам (история, основные требования к организации обслуживания, проблемы).

8. Внестационарное обслуживание читателей, его значение, формы.

9. Межбиблиотечный абонемент (значение, организация, техника, стандартизация).

10. Меры по устранению задолженности у читателей библиотеки.

11. Библиопсихология Н.А. Рубакина, ее достоинства и недостатки.

12. Понятие о читательской направленности (потребности в чтении, интересы, стимулы чтения).

13. Основные социально-демографические факторы, влияющие на формирование читательских интересов.

14. Изучение читательских интересов в дореволюционной России (Х.Д. Алчевская, Н.А. Рубакин и др.)

15. Основная проблематика социологических исследований чтения в современный период.

16. Основные принципы и система методов изучения читателей.

17. Применение методов опроса (анкетирование, интервьюирование) для изучения читателей.

18. Анализ библиотечной документации как метод изучения читателей.

19. Организация изучения читателей в России. Роль социологических служб исследовательских центров.

20. Культура чтения и ее воспитание. Динамическое чтение.

21. Типология читателей и ее учет в процессе библиотечного обслуживания.

22. Особенности обслуживания студентов на абонементе учебной литературы.

23. Международный межбиблиотечный абонемент

24. Новые формы работы с читателями (премьера книги, пресс конференции).

25. Пропаганда литературы каналом массовой информации. Значение пути совершенствования.

26. Комплексные массовые мероприятия информационного характера (“День информации”, “День специалиста”).

28. Клубы по интересам, любительские объединения при библиотеках, их использование для рекомендации книг.

29. Читатели с ограниченными возможностями пользования библиотекой.

30. Читательские конференции и диспуты (значение, виды, методика подготовки и проведение).

31. Особенности проведения громких чтений и групповых бесед с читателями в настоящее время (при работе в детьми, читателями - слепыми и др.).

32. Устный обзор литературы (значение, виды обзора, методика подготовки и проведения).

33. Книжные выставки, просмотры, стенды периодических изданий и книжные развалы в библиотеке (виды, методика разработки).

34. Индивидуальное библиотечное обслуживание.

38. Значения и особенности массовой работы библиотек. Реклама библиотек среди населения.

39. Подготовка библиотекаря к индивидуальной работе с читателями.

40. Индивидуальное информирование читателей (организация, формы и методы).