От (греч. lithos - камень и grapho - пишу, рисую) - вид тиражной графики, способ плоской печати: оттиски (литографии) выполняются переносом краски под давлением с плоской поверхности камня (плотный известняк) или с заменяющей его металлической пластинки (цинк, алюминий).

Литографию художник исполняет, рисуя на камне жирным литографическим карандашом (по зернистой поверхности) или специальной жирной тушью (кистью и пером по гладкой, чисто отшлифованной поверхности). После травления камня кислотой (воздействующей на не покрытую жиром поверхность) рисунок смывают; взамен валиком наносится на увлажненный камень типографская краска, пристающая лишь к непротравленным частям камня, в точности соответствующим рисунку. Печатают Литографию на специальном станке.

Существует много разновидностей литографской техники (хромолитография, выскребание, размывка, гравюра на камне). Нередко оригинал исполняется не на камне, а на переводной бумаге - корнпапире.


Литографии присущи большая свобода авторского исполнения, разнообразие художественных средств при большой точности воспроизведения, сравнительная простота техники, многотиражность и дешевизна.

Изобретенная в 1796-1798 гг. в Германии А. Зенефельдером, Литография стала во 2-й четв. 19 в. популярной художественной техникой. В 19- 20 вв. она сыграла важную роль в развитии карикатуры (в т. ч. политической сатиры), иллюстрации, плаката, прикладной графики..

Литография относится к плоской печати, при которой печатающие и пробельные элементы печатной формы расположены на одном уровне и обладают способностью избирательного смачивания краской и отталкивания ее.

Литография (от греч. «litho» - камень, «grapho»- пишу) открыта в конце XVIII века Алоизием Зенефельдером во время поисков новых способов тиражирования нот, которые не было возможности набирать типографским способом, и они переписывались от руки. Изобретение отличалось в принципе от всех ранее известных печатных техник. Первоначально использовалась только литографская тушь, и печать велась в один тон, но изобретатель разрабатывает состав литографского карандаша, необходимого для получения полутоновых рисунков

В Европе начинают открываться литографические заведения, а с 1813 года появляются в России.

Резцовая гравюра на меди или дереве были трудоемкие, редко кто из художников гравировал сам. Они использовали труд граверов-ремесленников, которые многие месяцы затрачивали на изготовление одной печатной формы. Полутоновой рисунок переводился на условный язык гравюры, что приводило к потере авторской легкости исполнения.

Литография, основанная на химических свойствах камня, не требовала от исполнителя физических усилий при рисовании. Самое главное в том, что изображение, нанесенное художником на камень, после обработки раствором коллоида становится без каких-либо изменений готовой печатной формой. Это привлекло к увлечению литографией известных художников: Жерико, Домье, Гаварни, Орловского, Кипренского и других. Фактура литографского карандаша на шероховатой поверхности камня очень близка к фактуре итальянского карандаша, излюбленного графического материала художников 18-19 веков. Одним из неудобств литографии было то, что изображение на оттиске получалось зеркальным. Применение специальных переводных бумаг избавило от этого недостатка.

Сначала литография была одноцветной, но уже в 1833 году московский художник К.Л. Тромонин получил первый литографский многокрасочный оттиск. Способ Тромонина назвали хромолитографией (греч. "chroma"- цвет), при котором количество красок, использованных для получения одного оттиска, соответствовало количеству камней. Широкое применение хромолитография нашла в репродукционной технике, заменив сложную по исполнению цветную акватинту. Двести лет мало что изменили в ручной литографии, но в промышленной полиграфии способ плоской печати нашел широкое применение. Камень заменили алюминиевыми и стальными пластинами, которые укрепляют на барабаны офсетных машин и со скоростью до 50 тысяч оттисков в час выпускают разнообразную печатную продукцию. Не смотря на все достижения офсетной печати, любители и ценители изобразительного искусства отдают предпочтение авторским литографиям, которые непосредственно выполнены на камне художником и напечатаны в ручном литографском станке.

Copyright © 2000 Аверьянов В.В.Дизайн

Литография (от греч. lythos - камень, grapho - рисую) - вид печатной графики, обычно относимый к гравюре (хотя приемы гравирования в нем отсутствуют), при котором изображение печатается с плоской поверхности камня.

Видео YouTube

Принцип работы заключен в самом названии - с греческого оно переводится как «рисую на камне». Так как изображение не прорезается и печатная поверхность не имеет рельефа, то технику литографии относят к «плоской печати». На тщательно отшлифованном камне особой породы известняка голубоватого, желтоватого или серого цвета рисуется изображение - специальным жирным карандашом, пером или кистью. Затем поверхность камня протравливают раствором гуммиарабика или азотной кислотой, при этом рисунок остается непротравленным, так как кислота не действует на жир. Потом на увлажненный камень наносят жирную типографскую краску - она закрепляется только на рисунке, буквально повторив его, и не пристанет к протравленным поверхностям камня. После этого камень закрепляют в станке и делают оттиск.

Литографию, которую художник делает сам от начала до конца, не отдавая свой рисунок в работу репродукционисту, называется автолитографией (греч. autos - сам, самостоятельный). В конце XIX в. родилась техника цветной литографии - хромолитография (от греч. chromos - цвет) с нескольких камней или пластин (т. е. смешанные цвета получается за счет наложения красок трех основных цветов одна на другую).

Литография - одна из самых распространенных гравировальных техник. Ее почти случайно в 1796 г. изобрел актер, драматург и музыкант из Богемии Алоизиус Зенефельдер, которому был остро необходим быстрый и дешевый способ печатания нот. Однажды он записал счет от прачки жирной тушью на камне и неожиданно обнаружил, что с этого камня можно получать отпечатки. Свое открытие он оценил достойно - в 1806 г. открыл собственную типографию в Мюнхене, а в 1818 г. издал руководство по литографской печати. С этого времени литография фактически завоевала книжный рынок и область печатной графики, потеснив ксилографию. Ее популярность объяснялась и тем, что давно уже была необходима такая печатная графика, которая лучше всего передавала бы карандашный штрих, мазок кисти, но главное - позволяла бы самому художнику делать гравюру, не пользуясь услугами резчиков. Кстати, именно поэтому литографию широко внедрили в книжную печать в XIX в. в странах Ислама, где запрещалось нерукописное техническое воспроизведение священной книги Корана.

Литография давала художнику полную свободу, но в ней таилась и опасность - потери особенностей графической техники как таковой, превращения в копию рисунка обычным карандашом, сангиной, акварелью и пр. Линейность и четкая контурность не подходят литографии, ибо ее красота и очарование - в шероховатом, бархатистом штрихе, густых или просветляющихся тенях, воздушной сложности пространства. Именно благодаря легкости рисунка ее стали широко использовать для печати плакатов, модных картинок, журнальных иллюстраций, листовок. А за выразительные качества полюбили французские и английские романтики, барбизонцы, импрессионисты и символисты конца XIX века.

В 1-ой половине XIX в. литография привлекла и русских художников, работавших в портрете и пейзаже - О. Кипренского, А. Венецианова, К. Брюллова. Чуть позже, во 2-й половине XIX в. появились жанровые литографии, сатирические листы, карикатура и книжная иллюстрация. В это же время к литографии обращается ряд крупных художников - И. Шишкин в пейзаже, И. Репин в жанровых сценах, В. Серов - в портрете. Если в первой половине - середине XIX в. литографическая техника использовалась, прежде всего, как удобный репродукционный способ, то с 1900-х гг. рождается оригинальная литография - художники ищут способы раскрыть ее возможности, не превращая в простое дублирование карандаша, сангины, угля и т. п. В этом направлении весьма успешно работали представители художественного объединения «Мир искусства» - А. Бенуа, А. Остроумова-Лебедева , М. Добужинский, П. Кузнецов.
В эпоху авангарда, в 1910-е годы литография нашла широкое применение в изданиях поэтов - кубофутуристов. В это время широкое распространение получили литографированные книги, которые иллюстрировались выдающимися авангардистами А. Лентуловым, Н. Гончаровой, О. Розановой, М. Ларионовым.

В советское время литография также имела своих значительных мастеров. В литографии работали выдающиеся художники-графики В. Лебедев, Н. Тырса, Н. Купреянов, Е. Чарушин, К. Рудаков, Е. Кибрик, А. Каплан и другие. Экспериментальные литографские мастерские давали широкие возможности для развития и усовершенствования техники.

Во 2-й половине XX в. литография оказывается востребованной представителями неофициального искусства, «второго русского авангарда», концептуалистами, такими, как М. Гробман, И. Макаревич, Д. Плавинский, М. Шемякин и многие другие.

Литография

Литогра́фия - способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.

Под литографией понимают:

  • вид эстампа , основанный на технике плоской печати ;
  • способ плоской печати ;
  • произведение искусства , выполненное техникой плоской печати .
  • в микроэлектронике технологию, которая применяется при изготовлении полупроводниковых приборов , интегральных микросхем , а также некоторых сверхпроводниковых наноструктур.
    • В общем случае: универсальный способ получения изображения элементом микросхемы на кристалле полупроводника; делится на три основных вида: оптическую, рентгеновскую и электронную.
      1. Оптическая литография или фотолитография .
      2. Рентгеновская литография (рентгенолитография), требующая более сложного технологического оборудования, за счёт длины лучей короче, чем световые, позволяет получить более высокую разрешающую способность.
      3. Электронная литография (электронно-лучевое экспонирование) выполняемый в специальных вакуумных установках легко автоматизируемый процесс позволяющий получить более 10 5 элементов на кристалле.
    • В частном случае: планарную технологию , заключающуюся в формировании в активночувствительном слое, нанесенном на поверхность подложек, рельефного рисунка и последующего переноса этого рисунка на подложки.

Возникновение литографии

Печать изображения

Литографский камень закрепляется в литографском станке. Исходное изображение смывается. Взамен валиком на увлажненный камень наносится печатная краска на основе олифы, пристающая лишь к непротравленным частям камня, в точности соответствующим рисунку. Бумага посредством литографского станка плотно прижимается к покрытому краской литографскому камню или пластине (прокатывается или «протаскивается»; во втором случае, исторически - первом, изображение перетискивается с камня на бумагу, благодаря заданному давлению, оказываемому на печатную плоскость т. н. ребером через скользящие под ним папки). Таким образом, на оттиске рисунок получается покрытым краской, а фон остается белым.

Различные техники подготовки изображения и печати

Для цветной литографии подготавливаются отдельные камни или пластины для основных цветов и черного цвета, и печать производится на один лист последовательно. Есть и другие способы создания изображения, которые можно комбинировать между собой. Как правило, художник выполняет только рисунок, а обработку камней и процесс печати осуществляет мастер. Иногда сам художник выполняет всю цепочку производства литографии - от шлифования камня смесью песка и воды до конечного этапа печати. В таком случае сама техника и полученный оттиск получают название «авторская литография», или «автолитография». Литография имеет очень много разновидностей, например, литохромия, литогравюра. Но теперь все литографические техники чаще всего имеют общее название - «литография». Сегодня, спустя двести лет, мало что изменилось в технике литографии. Разве что камень практически повсеместно заменили алюминиевыми и стальными пластинами - по той причине, что природные камни очень тяжелы.

Произведение искусства , выполненное техникой плоской печати

Литография обладает большой свободой в передаче фактуры и в других средствах художественной выразительности, причем каждый оттиск является оригиналом и имеет самостоятельную художественную ценность. Авторская тиражная графика (Эстамп) выполняется всегда ограниченным тиражом, о чем свидетельствует нумерация каждого оттиска тиража, обязательная для оригинальных литографий. Каждый лист литографии является подлинным авторским произведением, о чем свидетельствует обязательная подпись автора.

Русская литография XIX в

В становлении литографии в России как самостоятельной художественной дисциплины приняли непосредственное участие А. Е. Мартынов , А. О. Орловский , А. Г. Венецианов , П. Ф. Соколов , Е. И. Гейтман, К. П. Беггров , А.А.Васильевский, О. А. Кипренский , А. П. Брюллов , Е.И.Эстеррейх, С. Ф. Галактионов , П. Ф. Борель , В. И. Погонкин , П. И. Разумихин, А.М.Калашников, Л.А.Белоусов, И. С. Щедровский , А.А.Тон

Художники, использовавшие технику литографии

  • Джованни Баттиста Пиранези (Giovanni Battista Piranesi)
  • Оноре Домье (Honoré Daumier)
  • Эжен Делакруа (Eugène Delacroix)
  • Одо Добровольский (Odo Dobrowolski)
  • Анри де Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec)
  • Пьер-Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir)
  • Анри Матисс (Henri Matisse)
  • Марк Шагал (Marc Chagall)
  • Пабло Пикассо (Pablo Picasso)
  • Станислав Выспянский (Stanisław Wyspiański)
  • Наполеон Орда (Napoleon Orda)
  • Сальвадор Дали (Salvador Dalí)
  • Георгий Семенович Верейский (Vereiski Georgi)

Примечания

См. также

Источники

  • П.И. Суворов Искусство литографии. - М .: Искусство, 1952.
  • Дж.Родс. Генри Литографское искусство. - Л. : Техника и производство, 1928.
  • А.Ф. Коростин Русская литография XIX века. - Л. : Искусство, 1953.
  • А.А. Половцев Русский биографический словарь.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Литография" в других словарях:

    Литография … Орфографический словарь-справочник

    - (от греч. lithos камень и grбpho пишу, рисую), специфический вид тиражной графики, способ плоской печати, при котором оттиски получаются переносом краски под давлением с плоской (нерельефной) печатной формы непосредственно на бумагу;… … Художественная энциклопедия

    - (гр., от lithos камень, и grapho пишу). 1) искусство печатать рисунки, сделанные на камне. 2) заведение, где печатают с камня, т. е. литографским способом. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛИТОГРАФИЯ … Словарь иностранных слов русского языка

    литография - и, ж. lithographie f., нем. Lithographie < lithos камень + grapho пишу. 1. То же, что литология. Ян. 2 574. 2. Рисование на литографском камне; способ печатания с плоской поверхности камня, на которой сделан рисунок; литографирование. БАС 1. В … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от лито... и...графия) способ плоской печати, при котором печатной формой служит поверхность камня (известняка). Изобретена в 1798 А. Зенефельдером. Изображение на литографский камень наносят жирной литографской тушью или литографическим… … Большой Энциклопедический словарь

    ЛИТОГРАФИЯ, метод ПЕЧАТАНИЯ с плоской, покрытой типографской краской поверхности. Этот метод, изобретенный в 1790 х гг., основан на том, что жир и вода не смешиваются. Литография позволяла быстро делать много копий одного и того же изображения и… … Научно-технический энциклопедический словарь

    Жен., греч. искусство писать, рисовать на литографическом камне и печатать с него; камнепечатание. | Заведение, где печатают с камней, камнепечатня. | Писание или картина, этим способом сделанная. Литографировать, изображать на камне и переводить … Толковый словарь Даля

    Автография, размывка, олеография, эстамп Словарь русских синонимов. литография сущ., кол во синонимов: 11 автография (2) … Словарь синонимов

    - (от лито... и...графия), способ плоской печати, где печатной формой служит поверхность камня (известняка), на которую жирной литографской тушью или карандашом наносится изображение. Изобретена в 1798. Наибольшее распространение получила в… … Современная энциклопедия

    ЛИТОГРАФИЯ, литографии, жен. (от греч. lithos камень и grapho пишу). 1. только ед. Печатание с камня (а не с набора). 2. Мастерская для печатания с камня. 3. Рисунок, изготовленный посредством печатания с камня. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова

    ЛИТОГРАФИЯ, и, жен. 1. Печатание с поверхности камня, на к рой сделан рисунок. 2. Предприятие, где печатают таким способом. 3. Рисунок, напечатанный таким способом. | прил. литографский, ая, ое и литографический, ая, ое. Литографский камень.… … Толковый словарь Ожегова


λίθος - камень и γράφω - пишу, рисую) - способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.

Под литографией понимают:

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Как делается Литография.

    ✪ Литография (Lithography)

    ✪ Страницы русского прошлого в портретной литографии XIX века

    ✪ Антонова Лариса Львовна (так делается литография).m2ts

    ✪ Русская портретная литография XIX века

    Субтитры

    Литография Введение Литография основана на том, что жир не растворяется в воде. Работа целиком выполняется на поверхности, рисунок не высекается. Художник рисует на камне жирным карандашом, покрывая его затем тонкой водяной пленкой. Нанесенная краска пристает только к жирному изображению, а не к воде, которая заполняет остальную часть камня. Подготовка камня Этот художник выбрал для работы баварский известняк. Он подготавливает камень, использованный ранее. Специальной шлифовальной смесью художник обрабатывает камень. Гладкость поверхности и качество конечного изображения зависит от степени зернистости состава, выбранного художником. Поверхность камня может быть как шероховатой, так и абсолютно гладкой. C помощью второго камня он определяет, что поверхность камня выровнена, а значит, готова к печати. Если она недостаточно гладкая, то камень разломится под тяжестью пресса. Нанесение рисунка на камень В литографии художник рисует на камне масляными красками. В данном случае он использует литографскую тушь. После того, как он развел тушь до необходимой консистенции, художник наносит ее на камень, создавая фон рисунка. Для нанесения рисунка, он копирует его на корнпапир. И распределяет по поверхности окись железа. В процессе печати рисунок отобразится зеркально, поэтому он накладывает бумагу лицом вниз. Когда он переводит рисунок, окись железа переносится на поверхность камня. Литография дает художнику свободу действий. Он может пользоваться жирным литографским карандашом. А также литогрфским мелом или пастелью. Поскольку рисунок жирный, он может размазаться. Поэтому художник рисует через дощечку, чтобы не оставить следов. Иглой можно выцарапать наиболее светлые участки изображения. Обработка изображения Обработка изображения начинается с нанесения талька, который впитывает излишки жира с карандаша и туши. Кистью он наносит порошок канифоли, чтобы смягчить действие кислоты. Чтобы закрепить рисунок на камне, его вытравливают раствором гуммиарабика с небольшим количеством азотной кислоты. Кислота "впечатывает" изображение в камень, делая непрорисованные места невосприимчивыми к краске. Художник наносит раствор на те места, которые необходимо сильнее вытравить. Чтобы проверить, что все места вытравлены, художник просматривает камень через увеличительное стелко. При подготовке к печати с камня удаляется исходный рисунок с помощью растворителя на масляной основе. Поскольку все области были вытравлены раствором гуммиарабика, на камне остается след рисунка. Художник добавляет битум, чтобы сделать изображение более восприимчивым к краске. Когда камень подсох, он готов к печати. Печать Художник размешивает густую и липкую литографкую краску и наносит ее на красочную плиту. Кожаным валиком он равномерно распределяет ее по поверхности. Учитывая то, что в литографии жирная краска не пристает к воде, художних должен периодически смачивать поверхность камня. Вода собирается в непрорисованных местах и не впитывает жирную краску, а прорисованные впитывают и отталкивают воду. После нанесения ровного слоя краски, он аккуратно прикладывает к камню листок бумаги. Сверху прикладывают немного газетной бумаги и пластину, чтобы равномерно распределить давление пресса. Все это прижимается планкой, и камень прокатывается через пресс. С камня осторожно снимается бумага с отпечатанным на ней изображением, которое зеркально отражает рисунок на камне.

Возникновение литографии

Печать изображения

На отшлифованную пластину камня, обычно плотного и однородного известняка с помощью жирного литографского карандаша и/или жирной литографской туши наносится исходное изображение.

После нанесения рисунка поверхность камня слегка протравливается кислотным составом. Протравленные участки легко смачиваются водой, но отталкивают литографскую краску, а на места, где был нанесен жировой рисунок, легко прилипает краска, но они не смачиваются водой.

Произведение искусства , выполненное техникой плоской печати

Литография обладает большой свободой в передаче фактуры и в других средствах художественной выразительности, причем каждый оттиск является оригиналом и имеет самостоятельную художественную ценность. Авторская тиражная графика (Эстамп) выполняется всегда ограниченным тиражом, о чем свидетельствует нумерация каждого оттиска тиража, обязательная для оригинальных литографий. Каждый лист литографии является подлинным авторским произведением, о чем свидетельствует обязательная подпись автора.

Русская литография XIX - XX вв

Большой вклад в развитие литографического дела в России внес И.Д. Сытин . Именно с первой литографической машины, купленной Сытиным И.Д. в 1876 году на заемные средства, началась его издательская и просветительская деятельность. Даже когда типография т-ва Сытина И.Д. заняла первое место в России по объему печати книжной продукции, печать литографиий по прежнему оставалась любимым детищем Сытина И.Д. По совету академика М.П. Боткина , рядом с художественным отделом которого выставлялся на Всероссийской промышленной выставке 1882 года, Сытин привлекал для своих литографий самых прославленных, самых талантливых художников.

В становлении литографии в России как самостоятельной художественной дисциплины приняли непосредственное участие А. Е. Мартынов , А. О. Орловский , А. Г. Венецианов , П. Ф. Соколов , Е. И. Гейтман , К. П. Беггров , А. А. Васильевский, О. А. Кипренский , А. П. Брюллов , Е. И. Эстеррейх, С. Ф. Галактионов , П. Ф. Борель , В. И. Погонкин , П. И. Разумихин, А.М.Калашников, Л. А. Белоусов, И. С. Щедровский , А. А. Тон

Иконная литография XIX века

В 1830-1840-х годах в России появляются первые литографии и хромолитографии, выпущенные в монастырских типографиях. На первых литографиях, выпущенных в монастырских мастерских, воспроизводились наиболее известные и почитаемые в народе святыни (личные вещи преподобного Сергия, кресты мощевики и в редких случаях наиболее известные чудотворные иконы). Подобные печатные изображения стали пользоваться большим спросом, особенно у простого народа.

Художники, использовавшие технику литографии

  • Георгий Семенович Верейский (Vereiski Georgi)
  • Станислав Выспянский (Stanisław Wyspiański)
  • Сальвадор Дали (Salvador Dalí)
  • Эжен Делакруа (Eugène Delacroix)
  • Одо Добровольский (Odo Dobrowolski)
  • Оноре Домье (Honoré Daumier)
  • Джон Маклафлин (John Dwyer McLaughlin)
  • Анри Матисс (Henri Matisse)
  • Альфонс Мариа Муха (Alfons Maria Mucha)
  • Наполеон Орда (Napoleon Orda)
  • Пабло Пикассо (Pablo Picasso)
  • Джованни Баттиста Пиранези (Giovanni Battista Piranesi)
  • Роберт Раушенберг (Robert Rauschenberg)
  • Пьер-Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir)
  • Анри де Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec)
  • Марк Шагал (Marc Chagall)
  • Мауриц Корнелис Эшер (Maurits Cornelis Escher)

См. также

Источники

  1. «В 1894 в С. губ. было 12 типо- и литографий». И. Красноперов. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

В век, когда всюду нас окружают 3 D -принтеры и виртуальная реальность, литография может показаться устарелым понятием. Когда-то эта техника была популярна, однако сейчас она практически исчезла из виду, уступая место новым идеям и методам.

Сам по себе процесс печатания не нов. Он впервые возник в 3000 году до н.э. в колыбели человеческой цивилизации, Месопотамии, где круглые печати для вдавливания оттисков в глину явились первым вещественным доказательством создания эстампов. После трафаретов, которые широко использовались в древнем Египте для украшения тканей, пришёл черёд ксилографии (гравюры на дереве). Она впервые появилась примерно в 220 году н.э. в Китае и вскоре распространилась практически по всей Азии, а со временем – и в Европе. Через 800 лет, в 1040 году, вновь в Китае, возникла печать посредством подвижных литер. Это произвело революцию в распространении печатной информации. Данная система печати использовала подвижные элементы металлических литер (их отливали в формах, вытисненных буквенными штемпелями).

Эта более быстрая и надёжная технология легла в основу печатной машины, которая появилась на свет в 1439 году, с подачи Йоханнеса Гутенберга из немецкого города Майнц. Наряду с инновационным способом создания и использования маслосодержащих чернил (которые сохранялись дольше, чем краски на водной основе, используемые ранее), печатные машины заполонили всю Европу, ускоряя распространение знаний и таким образом становясь главной движущей силой эпохи Возрождения. В то же время, создание изображений посредством гравирования, травления и меццо-тинто оставались нормой в течение нескольких столетий. Каждый из этих методов подразумевал различные способы создания углублений на печатной пластине (обычно металлической). Эти углубления затем покрывались чернилами и использовались для многократного создания изображений оригинального проекта. При гравировке для создания аккуратных чётких линий на медной поверхности использовалась острая игла. Травление основывалось на покрытии поверхности воском, на котором впоследствии рисовали. Пластину погружали в кислоту, которая разъедала непокрытый воском металл, оставляя после себя линии, погруженные в жёсткий литографский материал. Меццо-тинто – это первый способ, который позволил изобразить полутона без использования техник на основе линий или точек. Череда инноваций продолжалась, и в 1796 году возникла новая техника, ставшая центром внимания минимум на век, – литография.

Так что же такое литография?

Слово « » происходит от древнегреческих слов “lithos”, «камень» и “graphein”, «писать». Оно обозначает метод планографической печати (печати на плоской поверхности), а также процесс печатания с применением расслоения жира и воды, которые контактируют друг с другом. Литографию изобрёл Алоиз Зенефельдер в Королевстве Бавария в конце XVIII века. В отличие от предыдущих методов, основывавшихся на различных формах травления, литография – это более «художественное» средство. Используя набор масляных мелков, художник пишет отзеркаленное изображение подлинного произведения живописи на гладкой каменной скрижали (как правило, известняковой). После того, как изображение воссоздается в оптимальном для художника виде, оно покрывается чернилами. Площадь пробельных элементов притягивает влагу к пластине и отражает литографскую тушь, в то время как области с изображением её удерживают. Вода затем вытирается с неокрашенных областей, чтобы не дать чернилам размазаться. Когда тушь (чернило) высыхает, она образует сетчатый узор. Сетеобразные элементы остаются на камне и обычно присутствуют и на конечном изображении в виде уникальной визуальной особенности литографии на камне.


Чтобы закрепить изображение, слить его воедино с камнем, на пластине готовится раствор аравийской камеди и азотной кислоты. При контакте с камнем азотная кислота реагирует с масляной кислотой (жиром) до создания олеомагната извести. Благодаря кислоте тёмные области начинают принимать чернила и отталкивать воду, в то время как со светлыми областями происходит обратное. Затем посредством специального пресса вся поверхность покрывается листом бумаги с высоким содержанием хлопка. Если мы имеем дело с , может потребоваться несколько серий с четырьмя различными цветными чернилами – жёлтым, красным, голубым и чёрным. Затем тот же самый лист бумаги необходимо будет помещать над пластинами, повторно покрытыми чернилами. Сделать это необходимо очень точно, чтобы создать литографский оттиск удовлетворяющего вас качества. С тех пор исконный метод претерпел небольших изменений, но идея, лежащая в его основе, продолжала использоваться.

История литографии – XIX век

1796 год ценен изобретением нового революционного метода, который господствовал в печатной индустрии в течение всего последующего века и даже позднее. Алоиз Зенефельдер использовал лучший известняк из карьеров Зольнхофена, что в Баварии. Изобретенная им литография сперва позволяла создавать лишь монохромные (одноцветные) оттиски. Но это всё ещё было передовым открытием, так как позволяло художнику использовать традиционные техники, создавая оттиски, которые могли с лёгкостью конкурировать с оригинальными произведениями в плане деталей, тонов и добавление цветовых вариаций. Изначально единственным способом придания изображению цветности было ручное добавление нескольких мазков акварели художником. После того, как данный способ печатания приобрёл широкую популярность в 1820-е годы, примерно в 1830 году возникла хромолитография (цветная литография), которая привнесла богатство новых цветовых эффектов и впечатление максимальной приближённости к картине. Это был трудоёмкий процесс, часто включающий использование нескольких камней для печатания. Камни необходимо было с большой осторожностью выравнивать так, чтобы все линии и тона совпадали. Новый метод распространился с молниеносной скоростью, и вскоре репродукции и оттиски известных картин, книжные иллюстрации, яркие ботанические исследования, плакаты, ручные веера, - всё это создавали в форме литографии. был первым художником, который исследовал возможности данного художественного средства. Вскоре за ним последовали Теодор Жерико и Эжен Делакруа. В попытке изобразить каждую птицу в Северной Америке натуралист и художник Джон Джеймс Одюбон выпустил труд «Птицы Америки», который приобрел огромную популярность, будучи переизданным ограниченным тиражом в виде хромолитографии в 1844 году. Плакаты Тулуз-Лотрека для Фоли Бержер и Мулен Руж, созданные в 1890-х годах, остаются знаковыми образами декаданса эпохи «конца века». В то же время, элегантные композиции Альфонса Мухи являются воплощением гламура в стиле модерн.

Произведение печати как отдельный вид искусства в XX веке

Расцвет рукотворной литографии пришёлся на1820-1900 годы. Творческий процесс требовал колоссального количества времени и был дорогим удовольствием. Развитие издательского дела требовало более доступных по цене средств, и вскоре, чтобы удовлетворить потребностям времени, были изобретены новые техники печатания с форм, изготовленных фотомеханическим способом. I Мировая война порвала со старым во многих смыслах, и литография стала еще одним явлением, отошедшим в прошлый век. Самый популярный способ печатания скрылся из виду, отходя в свой последний оплот – мастерскую художника. С тех самых пор литография и осталась там, не как экономически рентабельный проект, но как самоцель, ещё одно средство художественного выражения. Марк Шагал, Анри Матисс, Жоан Миро и Пабло Пикассо, - все они исследовали литографию вплотную, открывая новые техники сообразно своим языкам визуального общения. Цветовые плоскости Матисса составляли контраст более монохромному линейному и несколько грубому литографскому стилю Пикассо, в то время как Мауриц Корнелис Эшер представил на стенах галерей свой герметичный тщательно продуманный сюрреализм. Нельсон Мандела, человек, которого чаще всего ассоциируют с борьбой с апартеидом, важная политическая фигура и филантроп, также обладал творческой жилкой. Его оттиски и литографии в наше время высоко ценятся на рынке, несмотря на некоторую сложность в их распознавании.

Нанолитография. Использование старой технологии в новом тысячелетии

В большинстве случаев тот факт, что конечный продукт принимается творческим миром в качестве новой техники или метода, является побочным результатом совершенствования технологии. Иногда происходит совершенно иначе: наука может взять за основу проверенную временем методику из мира искусства и развить её дальше для достижения далёкой от искусства цели. Наряду с некоторыми общепризнанными техниками, развиваются и новые перспективные технологии. Погружаясь в мир микро- и нано-частиц, исследование и применение новых микроскопических структур находится на подъеме как очень активно развивающаяся область исследований в науке и промышленности. Нанопечатная литография используется для изготовления структур нанометрового масштаба, в то время как то же самое можно создать при помощи интерференционной литографии, но без использования сложных оптических систем или фотомасок. Рентгенолитография используется для избирательного удаления частей тонкой пленки посредством перенесения геометрического рисунка с так называемой маски на светочувствительный химический фоторезист на подложке. Литография крайнего ультрафиолетового диапазона, магнитная литография, молекулярная самосборка, написание протонными пучками и литография измерительной головкой непрерывного контакта (также известная как нанолитографический метод погружного пера) также находятся на острие современных научных исследований. Многие из этих новых методов сейчас успешно используются в некоторых коммерческих, а также научно-исследовательских сферах.

Литографская печать как предмет коллекционирования

Несмотря на появление всё новых революционных технологий, глубоко укоренилась как вид искусства. В эру массового производства, печати жикле сомнительного качества, решение проблем на скорую руку является нормой. Трудоёмкий способ литографской печати в таких условиях немедленно придаёт ценности произведению искусства. К тому же, следует учитывать уровень известности творца, качество работы, тип использованных чернил, редкость печати и т.д., - и тогда ценность в качестве объекта перепродажи на рынке оказывается значительно выше, чем ожидалось. Конечно, есть множество других способов создания репродукции оригинальной работы, но очень важно понимать, что представленные на рынке изделия литографии не обязательно имеют ограниченный тираж. Острый взор и принятие во внимание всех факторов могут увенчаться успехом. Авторизованная копия оригинальной работы редко стоит больше оригинальной работы и может стать хорошей отправной точкой для новичка, рассчитывающего собрать свою коллекцию. Последний и не менее важный момент, который необходимо учесть – это уровень вовлеченности художника в процесс. Так, для дифференциации уровней участия самобытного художника был учреждён британский стандарт BS 7876:1996. Категория «А» означает, что художник создал матрицу и напечатал работу, в то время как Категория «F» и последующие за ней указывают на представителя художника, которого уполномочили создать отпечаток существующего произведения искусства, без дополнительного участия художника. Учитывая всё это, литография, несомненно, является увлекательным и разноречивым явлением, как для деятеля изобразительного искусства, так и для коллекционера.

Жаклин Клайд

Ключевые слова: что такое литография, история литографии, виды литографии, как сделать литографию, Йоханнес Гутенберг, этимология, Алоиз Зенефельдер, как закрепить литографию, монохромная литография, хромолитография, цветная литография, Гойя, Жерико, Делакруа, Одюбон,