Ирина Марьенкова

Цель : знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла .

Задачи : учить детей, поэтапно наносить элементы жостовской росписи . Выделять элементы узора : цветы, бутоны, листья, травку. Развивать у детей чувство композиции, умение красиво располагать узор на подносе (бумажном) . Воспитывать интерес к народным промыслам, уважительное отношение к труду взрослых, гордость за свою родину.

Материал : жостовские подносы разной формы , краски гуашь, кисти №1, №3, силуэт подноса , вырезанный из картона, стаканчик для воды.

Словарная работа : интерьер, династия, элементы жостовской росписи : «замолёвка» , «тенёжка» , «прокладка» , «бликовка» , «чертёжка» , «привязка» , орнамент.

Предварительная работа : беседы о жостовской росписи , рассматривание подносов с жостовским узором , цветных иллюстраций, чтение художественной литературы о народных промыслах.

Ход работы.

Ребята, давайте подойдём и рассмотрим нашу выставку.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает жостовские подносы и цветные иллюстрации жостовской росписи .

Какие красивые расписные подносы изготавливают народные мастера в деревне Жостово .

Цветущий край, родимые просторы –

Весенний луг, тенистые леса….

В них Жостово изящные узоры ,

Федоскина былинная краса!

И я – росток от корня векового,

Я – плоть и кровь Мытищинской земли.

Не зря наш край, исконный, родниковый,

Жемчужиной России нарекли!

Г. Степанова

Да, много сёл в Московской области, но о Жостове знают все , наслышаны о нём, по всей земле. Долгое время подносы изготавливали из папье – маше, но в богатых домах пользовались металлическими подносами . Подносы стали востребованы , когда появился напиток чай, а до этого были другие русские напитки, как сбитень, медовуха. Появился и ритуал – чаепитие.

Посмотрите, на эту красоту, назовите мне понравившийся цветок на этих подносах . Скажите, как называется цветок, где он прорастает, опишите его.

А скажите мне, если на лугу мы соберём по одному много цветов, как это будет называться? (Букет) .

- Послушайте стихотворение :

Цветы России собрались

В венок красивый заплелись

И не страшна им осень.

Ромашка прячет желтый глаз

Под белыми ресницами.

И листья скручены под ней

Зелеными косицами.

Г. Степанова

Ребята, скажите, какие формы подносов вы видите ?

Да правильно, разнообразие форм и размеров поражало воображение – это овальные и квадратные, прямоугольные, круглые, шести – восьмиугольные, и даже треугольные подносы для угловых столов .

В основном мастера покрывают подносы черной эмалью , хотя жостовские подносы бывают красные , зеленые, синие.

А теперь,

ответьте мне,

кто такою красотою

на подносе рисовал

и всех цветами удивлял

как называется профессия людей, которые расписывают подносы ? (Художники) .

А сейчас, я вам предлагаю тоже превратиться в художников села Жостово , согласны? Занимайте свои рабочие места.

Я вам рассказывала, этапы росписи жостовских подносов . Сначала мы продумаем рисунок будущего узора , так как будем рисовать сразу кистью , как настоящие мастера. 1 этап - сделаем замалёвок – нанесём силуэты цветов и листьев. Крупные цветы поместим в центре букета, а окружать их будут цветы поменьше, а совсем по краям располагаются мелкие цветы и листочки.

2 этап - тенёжка – мы нанесём цветные тени с помощью которых, наш букет, будет казаться объёмным.

3 этап – мы будем, высветлять некоторые детали и у нас получится более контрастный вид – этот этап называется прокладка.


Ну и закончим наш поднос чертёжкой – нанесём тонкой кистью небольшие штрихи, нарисуем прожилки и края листиков, в центре цветов обозначаем «семенца» .

Следом идёт приём привязка – это, когда в букет, мы прорисуем травинки, стебельки.


А потом займёмся уборкой, так называется приём украшения бортов подноса .


Проводится физкультминутка «Цветок» .

Утром рано он закрыт,

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки,

Красоту их вижу.

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик,

И теперь он будет спать

До утра, как птенчик.

Кисти рук плотно сомкнуты, бутон.

Кисти рук у запястья соединены, а пальцы

плавно расходятся в разные стороны,

напоминая раскрывшийся цветок.

Пальцы сомкнуты, образуя закрывшийся

Кисти рук возвращаются в исходное

положение.

Кладут кисти рук под щеку, имитируя сон.

А теперь, возьмём кисточки и начнём творить жостовские чудеса . В ходе занятия педагог следит за приемами рисования . Напоминает детям, если потребуется, что крупные цветы рисуются всем ворсом кисточки и рука с кисточкой находится под наклоном, а при рисовании мелких цветов кисточку нужно держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности подноса .

После росписи подносов дети оценивают свою работу.

Ребята, у каждого жостовского подноса есть красивые названия : «Нежность» , «Русь» , «Подмосковное утро» и другие. Придумайте и вы названия своим подносам .

О Жостовских подносах давно молва бежит ,

Купава золотая на полотне лежит.

Фиалки голубые в подносиках живут

И ласточки лихие летают там и тут.

Декоративно-прикладное искусство народов России - визитная карточка нашей страны. Среди народных промыслов занимает особое место жостовская роспись, поражающая свежестью цветочных композиций, а также чистотой и нежностью цветовой гаммы.

Территория развития

Жостовская роспись получила свое названия от места происхождения и производства. Металлические подносы, расписанные цветочными композициями, возникли в Подмосковье. Их родиной стала деревня Жостово под Мытищами.

Предшественниками жостовской росписи были росписи на подносах, возникшие в середине XVIII века на Урале, неподалеку от места расположения знаменитых заводов Демидовых. Лишь в первой четверти XIX столетия бывшие крепостные крестьяне, выкупившиеся из зависимости братья Вишняковы, скопившие небольшой капитал, открыли свою мастерскую в деревне Жостово. А чуть позже промысел стал развиваться и в других подмосковных селениях. Постепенно Жостовская мастерская стала ведущей в промысле.

Вишняковы были художниками-миниатюристами, а потому расписывали не только подносы, но и шкатулки, портсигары, чайницы, альбомы и другие бытовые предметы. Товар Осип Вишняков ходил продавать в Москву и постепенно скопил денег, на которые смог снять лавку на Цветном бульваре. Особый спрос на подносы Вишняковых возник с распространением в России традиций чаепития. Их использовали как поддоны под самовары.

В начале XX века интерес к народным промыслам упал, и поэтому в конце 30-х годов разрозненным артелям в соседствующих селениях и в Жостово пришлось объединиться. В результате была открыта целая фабрика по декоративной росписи металлических подносов - "Металлоподнос". А с 1960 года свет увидела Жостовская фабрика декоративной росписи.

Этапы создания изделий

От начала и до конца изготовления изделия процесс создания жостовской росписи проходит ряд этапов:

  1. Изготовление подноса овальной, восьмиугольной, круглой, прямоугольной или комбинированной формы.
  2. Грунтовка поверхности заготовки.
  3. Шпаклевка неровностей.
  4. Выравнивание поверхности основы до гладкого состояния.
  5. Покрытие лаком.
  6. Роспись масляными красками.
  7. Двухслойное покрытие изделия прозрачным лаком.

Особенности изготовления основы

Обычно основа-поднос куется вручную из листового железа, для чего используется хорошего качества кровельная сталь. Листы сначала штампуют, а затем вальцуют, чтобы борта были твердыми. При изготовлении подносов стандартной формы большие железные листы раскраиваются на заготовки необходимой формы и размера. Затем на электрическом прессе происходит "вырубка" и "вытягивание" подноса. При помощи прессформ и комбинированного штампа у будущего подноса формируются борта. Этот процесс называется "бортовкой" или "закаткой".

Поэтапная роспись жостовского подноса

Вот как все происходит:

  1. На этапе грунтовки выбирается и наносится фон - цвет подноса. Обычно он бывает черным, но встречаются изделия и с синим, красным, зеленым фоном. Для создания черного фона традиционно используется масляный лак. Секрет лака утерян, но известна его основа - пальмовая смола из Африки под названием копал. Благодаря особому лаковому составу подносы были необычайно прочными. По словам старых мастеров жостовской росписи, их изделия не боятся ни мороза, ни жары и сравниться могут только с китайскими. По тем временам это сравнение предполагало наивысшее качество товара.
  2. На втором этапе жостовской росписи создается замалевок - общие силуэты рисунка делаются разбавленной краской и несколько часов обжигаются в специальной печи. Для росписи и фона мастера используют обычную масляную краску, разбавленную льняным маслом или скипидаром, и широкую кисть. Когда мастер выписывает свой букет, он обычно вращает поднос, подставляя кисть под нужный участок.
  3. Тенежка - это этап, на котором также разбавленной краской на силуэты наносятся тени для создания первичного объема.
  4. Этап прокладки - самый важный в нанесении росписи. Именно здесь рисунку придается объем, способом пробеловки наносятся акценты и блики. Уточняются детали.
  5. На этапе бликовки наносятся световые блики, изображение кажется освещенным с разных сторон несколькими световыми источниками.
  6. На этапе чертежки очень тонкой кисточкой при помощи черной краски выполняются важные мелкие элементы рисунка: зубчики по краям листика, его прожилки, семена в центре цветка.
  7. Этап привязки необходим для прикрепления рисунка к основе, фону. Делается это путем пририсовки соединительных элементов: усиков, веточек и т. д.
  8. Последний этап - уборка - предназначен для оформления бортиков подноса. Орнамент наносится золотым порошком, разведенным в прозрачном лаке или скипидаре. Такой порошок называется "твореным" золотом. Или рисуется белой краской, смешанной с лаком - гульфаброй. Сверху гульфабру присыпают порошком алюминия. Иногда борта расписываются так называемым венком - орнаментом с включением цветов.

Сложность жостовской росписи заключается в том, что нанесенный рисунок не допускает никаких исправлений и делается сразу и с особой точностью. Каждый мастер использует в создании изделия свои особые приемы. Пишет не с натуры, не по заранее проработанным образцам, а по наитию. Фантазия и воображение делают каждое изделие неповторимым и уникальным. Как правило, мастер создает одновременно сразу несколько изделий.

Мотивы Жостова

Жостовские подносы очень нарядны и праздничны. Веками сформированный круг тем и мотивов росписи очень ярко и образно отражает традиции и душу русского народа.

Основными мотивами жостовской росписи являются:

  1. Букеты из садовых и луговых цветов.
  2. Растительные мотивы.
  3. Цветочные орнаменты.
  4. Вазоны.
  5. Гирлянды.
  6. Сценки народных гуляний.
  7. Пейзажи.
  8. Натюрморты.
  9. Сценки народного быта.
  10. Сценки народных свадеб.
  11. Сценки с чаепитием.

Наиболее популярным изображением является несущаяся во весь опор тройка лошадей, запряженная в сани и окруженная цветами.

Изучая содержание сюжетов и образцы росписей, можно многое узнать об истории и жизни русского народа. Интересно, что в годы Великой Отечественной войны весь металл в стране использовался для изготовления оружия. Поэтому жостовские мастера расписывали банки из-под консервов, детские металлические ведерки. Игрушечные ведерки также переплавляли и из них делали основу для подносов.

Букетные композиции. Принципы составления

Букеты в русской жостовской росписи украшают средник, или среднюю часть подноса, его дно. Обычно основу букета составляют 3-4 крупных садовых цветка: пион, георгин, роза, тюльпан и др. В канву букета "вкалываются" мелкие полевые и садовые цветы и бутоны: анютины глазки, незабудки и др. Между собой их связывают гибкие стебельки и веточки с листиками - так называемая "травка". В особых случаях в букеты включают фрукты и ягоды, украшают их птицами и бабочками. Как правило, в центре композиции располагается один или несколько больших цветков. По жостовской традиции большие цветы обязательно имеют розовый отсвет.

Мелкие бутоны делаются очень бледными, и на их фоне крупные яркие соцветия рельефно выступают из плоскости блюда. Для прорисовки цветов используют беличьи кисти. Выбирают их очень тщательно, так как подрезать волоски нельзя.


Поля, или борта подноса также расписываются. Но в их оформлении букетные элементы не используются. Традиционно поле украшается растительным орнаментом золотого цвета в виде причудливых переплетений стеблей и листьев - так называемая "травка".

По традиции, пришедшей в жостовское искусство из росписей Федоскино, фон или отдельные элементы могут покрываться перламутром. Такие изделия выглядят очень изысканно. Элементы гжели и хохломы в жостовской росписи также можно встретить, например "травку".

Визитные карточки Жостова

Жостовские подносы - одна из визитных карточек промысла. Чтобы основной узор выступал из глубины, напоминая нам об обратной перспективе, мастера прописывают вокруг едва различимые мелкие соцветия.

Вторая визитная карточка - это знак на подносе: изображение палитры художника, тюльпана и кисточки. Это давнее, исторически сложившееся клеймо мастерских. Рядом с клеймом или в самом клейме мастер оставляет свой автограф. Такая отметка стала разрешаться лишь после 1970 года, а в старину на изделиях ставили лишь клеймо с подписью владельца фабрики.


Еще одной удивительной визиткой жостовского промысла стали так называемые "копченые" подносы, расписанные примечательным узором, напоминающим растрескавшуюся поверхность. Такой прием росписи называют "под черепаху". А почему копченые? Да потому, что подносы на самом деле коптят на свечном пламени. Это самые раритетные изделия жостовских мастеров. Известно, что два из таких подносов были в коллекции у русского писателя Льва Толстого.

Жостовские подносы в современной жизни

В современном мире народные промыслы, в том числе и жостовский, занимают свое особое место. Спектр их сфер использования достаточно широк: от элементов декора интерьеров до элитной сервировки стола. В доме или на обеденном столе жостовский поднос - яркий, нарядный акцент, придающий атмосфере позитив и радостное настроение.


По традиции жостовские подносы можно разбить на две основные группы: для использования в быту (под самовары, фрукты, пищу и т. д.) и для украшения. В будничной жизни людям не хватает красоты и эстетики, экологические проблемы и проблемы дефицита общения с природой поддерживают стремление компенсировать недостачу за счет элементов природы в произведениях, окружающих нас в быту. Особая тяга людей замечается к изделиям, украшенным изображением цветов. Видимо, поэтому и мода на такую посуду остается стабильно высокой. Дизайнеры используют мотивы жостовской росписи в создании мебели, одежды, украшений.

Проблемы современного жостовского промысла

При всем интересе жителей и гостей России к народному жостовскому искусству необходимо заметить, что проблем у художников достаточно. Наиболее актуальной является проблема фальсификации изделий, подчас с нарушением традиционных технологий. Подделываясь под авторский стиль, плагиаторы стараются нажиться на покупателях, продавая некачественный и не авторский, а значит, не уникальный товар. Качество таких изделий крайне низкое, а изображения - примитивны и не входят в "золотой фонд" композиций жостовской росписи.

Научиться и научить

Как же научиться самим создавать изделия в стиле жостовской росписи? Это несложно, понадобится лишь желание, настроение и терпение. Первоначально необходимо запастись нужными материалами и оборудованием. Сейчас в хозяйственных магазинах и супермаркетах можно найти подносы, сахарницы и другие предметы быта, которые не декорированы и вполне могут послужить основой для росписи. А в магазинах для художественного творчества можно приобрести кисти из белки разных размеров и масляные краски, а также нужные растворители. Как нарисовать жостовскую роспись и научить этому детей? Давайте попробуем разобраться.

Искусству хохломы и жостовской росписи детей учат в старшей и подготовительной группе детского сада. Такая работа не представляет трудностей. Как обучаются ребята? Поэтапная жостовская роспись для детей начинается с выполнения наброска будущего цветка простым карандашом. Набросок имеет форму круга. Эта заготовка предназначена для георгина. Прием, использующийся для рисования цветка георгина красками, называется "двойной мазок". Выбираются две краски. Краска светлая набирается на кисть, а более темная - на кончик кисти. Мазки наносятся по краю круга и выполняются в определенной последовательности. Обычно это происходит сверху-снизу и справа-слева. Так же выполняется и второй ряд, причем его лепестки как бы слегка перекрывают нижнюю часть лепестков верхнего ряда. Затем аналогично заполняется серединка соцветия.


Поэтапное рисование жостовской росписи ромашки напоминает рисование головки георгина, и при этом также используется прием "двойного мазка". При той только разнице, что сначала рисуется сердцевина, а к ней в определенной последовательности в один ряд пририсовываются лепестки: строго сверху, снизу, слева, справа, затем заполняются равномерно промежутки между ними.

Чтобы нарисовать цветок клевера, необходимо сначала нарисовать светло-розовой краской круг, а затем внутри круга путем примакивания снизу вверх в веерном расположении нанести мазки более темного оттенка, например цвета фуксии. Используя также примакивание, зеленым цветом изображают листки чашечки под цветком.

После рисования центральных бутонов наступает этап изображения вокруг более мелких цветочков. Для рисования, например, незабудок, можно вместо кисти использовать ватные палочки. Они также изображаются с использованием приема примакивания, но торцевой поверхностью. Тонкой кисточкой в голубой кружок лепестка ставится небольшая белая точка. К слову сказать, детям не дают использовать масляные краски. Они рисуют при помощи гуаши.


Далее наступает этап рисования "травки". Листики у стебельков также изображаются двойным мазком. А вот загнутые кончики их и изогнутые стебельки выполняются при помощи аккуратного закручивания кисти против часовой стрелки. При изображении удлиненных изогнутых листиков мазки и подкручивание можно чередовать так, чтобы получился "зигзаг". При изображении более круглых листочков используют прием "запятой".

В последнее время интерактивные занятия и мастер-классы по жостовской росписи проводятся и в самом Жостово, и во многих центрах дополнительного образования как для детей, так и для взрослых. Если есть желание, то ничего невозможного нет!

«Роспись подноса жостовским узором» Мастер – класс с пошаговым фото.


Коломыцева Раиса Владимировна воспитатель МБДОУ « Радуга» станицы Тацинской Ростовской области.
Предназначен для старших дошкольников, школьников, педагогов, родителей, воспитателей, для всех желающих, кому нравится заниматься народно – прикладным искусством.
Цель: Знакомство с особенностями росписи жостовского промысла.
Задачи:
- Освоить основные приёмы жостовского письма в процессе выполнения творческой работы.
- Развитие чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте.
- Развивать творческое мышление, фантазию, внимание, память, интерес к народным промыслам.
- Использование данного вида работы, как источника, доставляющего радость не только ребёнку, но и окружающим его людям.

Немного истории.
История возникновения этой росписи начинается с села Жостово, которое находится недалеко от Москвы. Есть и другие сёла, но о Жостове знают все, наслышаны о нём и за рубежом. Подносы стали востребованы, когда появился напиток чай, а до этого были медовуха, сбитень, исконно русские напитки. Появился и ритуал – чаепитие. Долгое время подносы изготавливали из папье – маше, но в богатых домах пользовались металлическими подносами. Но технология не стоит на месте и подносы из металла стали изготавливать повсеместно, стали открываться целые подносные мастерские. Разнообразие форм и размеров поражало воображение – это и шести – восьмиугольные, прямоугольные, овальные и квадратные, круглые и даже треугольные подносы для угловых столов.
Много времени прошло с тех пор, но этот промысел не забыт и процветает, живёт полноценной жизнью. Конечно, технология изготовления усовершенствовалась, наука не стоит на месте, но сохранилось ощущение праздника и радости от работы мастера. Букет состоит из простых, незатейливых цветов, но как же он радует глаз, когда смотришь на поднос.
Очень приятно получить в подарок поднос с замечательным жостовским букетом!

Материалы:
-Краски гуашь
- Кисти №1, №3
- Силуэт подноса, вырезанный из картона.
- Стакан для воды.

Ход работы.

Как дом строится из кирпичей,предложение из слов, слова из букв – точно так же букеты состоят из цветов, цветы из лепестков, а лепестки из кистевых мазков.
Для начала хорошо продумаем композицию будущего узора, так как будем рисовать сразу кистью. Делаем замалёвок – наносим силуэты цветов и листьев. Чтобы цветок получался ровным и красивым, мысленно проведите линию равновесия и наносите лепестки в последовательности. Используем кисть №3, далее, на более мелких деталях, используем кисть №1. Крупные цветы размещаем в центре букета, их окружают цветы поменьше, а совсем по краям располагаются мелкие цветы и листочки.


Теперь делаем тенёжку – это наносим цветные тени с помощью которых обозначаем объём и теневые места нашего букета.





Затем уточняем и высветляем многие детали и получается более контрастный вид – этот этап называется прокладка.


А теперь займёмся бликами , этот этап так и называется – бликовка. Создаётся настроение и особый колорит нашего букета.


Ну и закончим наше творение чертёжкой – наносим тонкой кистью небольшие, но весьма значительные штрихи. Рисуем прожилки и кружевные края на листиках, в центре цветов обозначаем «семенца».


С букетом работа окончена, но теперь мы применяем приём привязка – это когда наш букет как бы вживается в фон при помощи тонких травинок, стебельков и всё это как бы вместе связывается и перекликается. Расположение травинок и стеблей придаёт лёгкость и пышность узору. Только после такой привязки поднос становится не просто подносом, а жостовским.
Займёмся самим подносом – украсим борта. Этот приём называется уборка , узор может быть скромным, а может быть и роскошным.
Можно изготовить поднос из папье – маше, покрыть его несколькими слоями краски и заняться росписью.




Если правильно научиться рисовать жостовской росписью, то картинки будут получаться очень быстро.

Так, мастера, овладевшие этим искусством, за один день могут оформить не один поднос.Художник сразу работает краской, без предварительных набросков. Мастер постоянно крутит поднос, что делает такие рисунки более живыми и подвижными.

Эта техника росписи используется при раскрашивании деревянных и металлических предметов. Жостовская роспись состоит из разнообразных изображений цветов, которые собираются в красивейшие композиции букетов.

Для детей уроки жостовской росписи очень полезны, так как они помогают развивать образное мышление, глазомер, умение пользоваться кистью и делать разнообразные мазки. Научиться этому за один урок практически невозможно, так как нужно поэтапное изучение техники исполнения мазков для изображения того или иного элемента.

Из этой статьи вы узнаете

С чего начать

Жостовская роспись требует подготовки необходимых инструментов. Для обучения идеально подойдет альбомный лист бумаги. Практиковаться на дереве или металле можно уже после приобретенных умений и знаний. Для первых занятий подготовьте такой инвентарь:

  • альбомные листы для рисования;
  • баночная гуашь;
  • круглые беличьи кисочки разной толщины;
  • банка с водой;
  • палитра для смешивания красок;
  • мягкая тряпка из натуральной ткани для вытирания и обмакивания красок с кистей.

Азбука кистевых мазков

Первое, что необходимо выучить, – это мазки, из которых и складывается жостовская роспись. Они бывают разными, поэтому каждый из них требует своего объяснения выполнения.

  • Плоский мазок – начинается с проведения всем ворсом, который со средины резко поднимается вверх. Лучше для него использовать кисть под № 6. Необходимо поупражняться проводить плоский мазок в разные стороны. Если соединить несколько таких элементов, то получится «коронка», которая используется для изображения цветка.
  • Мазок «Капелька» – кисть ставится вертикально, нажимается до средины и ведется вниз, рисуем второй мазок, располагая его рядом. В результате получается сердечко, которое используется также как лепестки цветов.
  • Мазок «Капелька» по своей технике очень похож с техникой исполнения плоского мазка, но к концу его закрученная часть поворачивается влево или вправо.
  • «Зигзаг» активно используется, если нужно обрамить поднос или картину. Начинается изображение с кончика кисти, и по мере хода она опускается до средины, и потом идет в обратном порядке к кончику. Используя соединение двух «зигзагов» вместе, получается «стебелек».

Одним мазком можно изобразить сразу два цвета. Для этого кисть макается в разные краски, а излишек убирается с помощью ткани. Таким образом, с детьми практикуются все вышеперечисленные мазки.

Потренируйтесь в изображении всех элементов и сочетания их в бутоны, цветы, листья.

Особенности техники

Следует отметить, что живость рисункам придает их неоднотонность. Поэтому, когда дети научатся изображать основные элементы, следует научить их поэтапному нанесению красок на картинку. Это придаст изображению живости.

Жостовская роспись для детей проходит в два этапа. На первом делается так называемый «замалевок». Это своеобразная наметка, где будут расположены цветы будущего букета. После высыхания делается «тенежка» рисунка.

Объясните детям, что вначале наносятся темные оттенки, а потом светлые. Это и есть вся техника исполнения рисунка.

Только после того, как у ребенка получается безошибочно делать элементы росписи и составлять из них цветочные композиции на бумаге, можно пробовать разрисовывать поднос, кружки, тарелки и другие предметы.

Удивляющая разнообразием и разными цветами, расплескиваясь на различной глади подносов, жостовская роспись создает красочные цветочные узорчики, украшенные тоненькими деталями. Восхитительные розочки и алые маки, обычные ромашки и милые васильки, объемные пионы и светлые астры сочетаются с неизвестными, но от этого не менее удивительными цветами. Птички и бабочки , разные ягодки и фрукты смотрятся как живые на таких легких и обыденных изделиях, как подносы. Сколько ни ищи, не найдешь ни одного похожего подносика – каждый из них чем-то выделяется! Решитесь начать, ведь рисование, это несложно!

Как создают цветные фоны на подносах?

Жостовская фабрика декоративных росписей и раскрасок, кроме подносов с классическим черным фоном, создает изделия, на которых есть красные, синенькие, зеленые и голубые фоны. Для их изготовления на поверхность подносика наносим тоненький слой светлого лака. Пока он засыхает, присыпают его бронзовым или алюминиевым порошком . После того, как этот фон высохнет, его окрашивают специальными красками нужного оттенка, благодаря этому получается яркий и насыщенный, но и одновременно с мерцанием, немножко просвечивающий, фон.

Роспись по цветному фону нуждается в изменениях, как цветных особенностей, так и технических приемов. Так, блики лишь немножко обозначаются, а тени слегка прорисовывают.

Художественная роспись жостовских подносов

Многие мастера этого дела выполняют роспись разными беличьими кистями и масляными красками, разведенными обычным льняным маслом. Каждый мастер всегда работает над несколькими произведениями. Для создания орнамента применяется белая краска с лаком, присыпаемая порошочком из алюминия либо так называемое твореное золото – разведенное в скипидаре или в лаке прозрачного цвета, золотой порошок.

создается в два этапа : замалевка и выправка. На этапе замалевки мастер большой кисточкой рисует главный силуэт композиции на всей поверхности подносика . Для ее создания применяются разбавленные краски. Потом, поднос с нашей замалевкой, просушим в течение 12 часов в специальных шкафах для сушки.

Материалы и инструменты для работы

Что нам понадобится для создания такой росписи:

Мастер-класс по жостовской росписи

Начнем наш мастер-класс с обычных шагов.

  • Первый шаг росписи считается замалевкой. Для жостовской технологии краски нужно разбавлять белилами и немножко добавить в смесь льняное масло . Потом большими мазками нанесем на поднос рисунок. В большинстве случаев в середине изделия размещают самые объемные бутоны, вокруг них – листья и более маленькие цветки.
  • После создания замалевки изделие нужно оставить для высыхания красочки на 12 часов.
  • Начнем рисовать тенежку, таким образом, как изображено на фото. Это нанесение более темных цветов на кончики лепесточков и листиков, чтобы выполнить иллюзию объема .
  • Потом белилами высветим нужные места – этот шаг называют прокладкой. Изделие сразу приобретает красивый вид.
  • Дальше по очереди – создание бликов. Этот шаг так и называется – бликовка.
  • Наша работа подходит к завершению. Выполним чертежку – самой тоненькой кисточкой выписываем маленькие детали – прожилки на листиках и лепестках, тычинки, прожилочки. Можно взять линейку, чтобы было проще создавать мазки.
  • Изображения на жостовском подносе – это всегда одна композиция, а не просто отдельно созданные цветы. Чтобы изготовить эту целостность применяется привязка – в промежутках между цветками и листиками изображаются завитки и травинки, узорчики и точки. Именно этот шаг изготавливает тот популярный «жостовский» рисунок.
  • Теперь осталось разукрасить бортики изделия . Их можно просто обводить контрастной линией или украсить цветочным орнаментом. Этот шаг называется «уборка».
  • Вот мы и завершили нанесение изображения. Как можно заметить, каждый шаг жостовской росписи имеет свое индивидуальное название, а в целом все шаги с 5 по 9 называются «выправка».
  • Готовый подносик после высыхания нужно покрывать двумя-тремя слоями лака, давая каждому слою просохнуть по два часа. Место для сушки должно располагаться в хорошо проветриваемом помещении, при этом нужно следить, чтобы к готовому изделию не прилипли маленькие соринки или, к примеру, тополиный пух.



Наш подносик завершен, можно начинать чаепитие!

Заключение.

Существует много раскрасок жостовой росписи для ребенка. Раскраски жостовой росписи для ребенка - это картинки для раскрашивания, с изображением популярных подносов, цветков, птичек, и других элементов. Раскрашивать раскраски будет очень интересно и увлекательно деткам любого возраста. Рисунки словно создаются из мерцающей глубины, вспыхивая красочными букетами цветов из крупных бутончиков и мелких цветков. С помощью таких раскрасок ребенок легко освоит технику жостовой росписи, и сможем сам раскрасить какое-нибудь изделие, к примеру, поднос.