В сегодняшней статье я Вам раскрою секреты участия в открытом звпросе предложений.

Система закупок предусматривает обстоятельное отношение к интересам всех участников. Именно для этого существует открытый запрос предложений , благодаря которому заказчик может ознакомиться с тем, что предлагают ему поставщики. Запрос предложений в открытой форме не относится к обязательным торгам, у него есть свои особенности:

— для участия конкурсантам не нужно вносить сумму обеспечения заявки, что упрощает доступ к запросу. Особенно этот пункт касается тех собственников, чье финансовое положение не является стабильным;

— заказчику открытый запрос предложений позволяет оценить ситуацию на рынке интересующих его товаров или услуг. Он может просмотреть технические аспекты и узнать ценовой диапазон;

— каждому конкурсанту предоставляется возможность заявить о себе как о поставщике с лучшей стороны;

— заказчик не обязан заключать контракт по итогам проведения запроса. Но у него есть право выбрать исполнителя и подписать с ним договор.

Фактически, предложения помогают заказчику наладить контакты с потенциальными исполнителями, при этом строгие обязательства с обеих сторон отсутствуют.

Практика открытого запроса предложений

Процедура проведения отличается от закрытого спроса предложений — публичность является существенным признаком. Объявление о запросе предложений публикуется сначала на официальном ресурсе предприятия, а затем непосредственно на электронной площадке.

Открытый запрос предложений проводится в три основных этапа:

1. Подготовка требований к участникам. Заказчик формулирует свои условия, согласно которым конкурсанты будут оформлять предложения.

2. Публикация извещения о начале процедуры. На сайте и ЭТП размещается объявление для всех заинтересованных лиц.

3. Подача заявок с предложениями.

4. Рассмотрение итогов запроса и выбор лучшего предложения.

Заказчик вправе вносить изменения в условия задания или вовсе отменить его действие, без каких-либо последствий.

Для многих крупных компаний открытый запрос предложений является хорошим способом отбора претендентов. Такие корпорации как РАО «ЕЭС России» и ОАО «ТНК» уже давно пользуются этим внеконкурсным методом выбора контрагентов. Явное отличие от стандартных торгов и запроса котировок лежит в основе практики опытных заказчиков. Отсутствие строгих рамок и возможность рассмотрения всех предложений позволяют выяснить все нюансы до заключения контракта.

Ваш проводник в мир тендеров.

Вы еще не получаете все самое Интересное и Полезное о новых секретных технологиях участия и победы в тендерах?!

ТОГДА СРОЧНО ДЕЙСТВУЙТЕ И ЗАБИРАЙТЕ СВОЙ ВИДЕОБОНУС!

В новом законе о госзакупках определены два, схожие способа определения поставщика - запрос котировок и запрос предложений. Проведение запроса котировок, ранее предусматривалось 94-ФЗ, а требования по его организации с 1 января 2014 года практически ничем не отличается от ранее существующих. Запрос предложений - новый способ, введенный Федеральным законом от 05.04.2013 № Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Федеральный закон Российской Федерации от 05.04.2013г. № 44-ФЗ: «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». // Российская газета.- 2013.-№ 6056.

Российское законодательство не содержит ни дефиниции неторговых способов закупки, ни даже примерного их перечня. В то же время положениями закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» закреплена возможность для заказчика предусмотреть в положении о закупке «иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки» (ч. 3 ст. 3 ФЗ от 18.07.2011 № 223-ФЗ). О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ // Российская газета. № 5535. 2011. 22 июля. Следовательно, любой предусмотренный заказчиком помимо аукциона и конкурса способ осуществления закупки считается неторговым. При этом на практике сложились три основных способа проведения таких закупок. Это: запрос предложений; запрос цен (некоторые заказчики именуют этот способ в своих документах запросом котировок или котировочной сессией); конкурентные переговоры.

Запрос котировок фигурировал среди разрешенных для госзаказчиков способов закупки в законе «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ // Российская газета. № 3832. 2005. 28 июля. Утратил силу с 01 января 2014 г. Действующий закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Федеральный закон Российской Федерации от 05.04.2013г. № 44-ФЗ: «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». // Российская газета.- 2013.-№ 6056. разрешил госзаказчику проводить наряду с запросом котировок и запрос предложений.

Согласно требованиям Закона № 223 - ФЗ при реализации права на включение в положение иных способов закупки, о которых говорилось выше, заказчик обязан определить порядок закупки такими способами. Логично предположить, что большинство заказчиков включило в свое положение о закупочной деятельности неторговые способы - ведь это возможность самостоятельно определить алгоритм выбора победителя, сроки и в целом специфику проведения процедуры применительно к внутренней организации предприятия. Выделение неторговых способов закупки связано с тем, что статьей 447 Гражданского кодекса к торгам отнесены исключительно конкурсы и аукционы. Запрос предложений, по сути, является упрощенным вариантом конкурса, а запрос цен -- неторговым аналогом аукциона. Проведение неторговых процедур не ограничивает заказчика требованиями статей 447-449 Гражданского кодекса, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: Федеральный закон № 14-ФЗ от 26.01.1996 г., (по состоянию на 31.12.2014) // Собрание законодательства РФ. положения которых регулируют порядок организации и проведения торгов, а также заключение договора по их итогам. Кроме того, специальной нормой Закона № 223-ФЗ (ч. 2 ст. 3 ФЗ № 223-ФЗ) О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ // Российская газета. № 5535. 2011. 22 июля. именно для торгов установлены сроки размещения извещения, а при проведении закупки неторговым способом организатор руководствуется собственным положением о закупке либо положениями регламента оператора электронной торговой площадки при проведении процедуры в электронной форме.

Стоит отметить и некоторые другие преимущества неторговых способов закупок. Например, в отличие от торгов, проведение таких процедур не порождает для заказчика обязанности заключить договор по итогам: пока не акцептована оферта одного из участников, организатор имеет право отклонить предложения всех поставщиков на любой стадии и завершить закупку без выбора победителя. Кроме того, привлекательной кажется гораздо меньшая формализованность неторговых способов закупки по сравнению с торговыми способами закупки.

При этом не стоит забывать, что победитель неторговых процедур не выбирается заказчиком произвольно: победителем запроса цен может стать лишь участник, предложивший лучшую цену, а победителем запроса предложений -- лучшие условия исполнения договора. Да и в целом нельзя сказать, что неторговые способы закупок полностью исключены из сферы регулирования действующего законодательства. На неторговые способы распространяется правило главы 28 Гражданского кодекса о том, что акцепт организатором закупки оферты поставщика (т. е. объявление победителя закупки) является заключением договора. Антимонопольные требования, установленные в законе «О защите конкуренции», являются общими для торгов и неторговых закупок (ч. 1 ст. 17 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ). О защите конкуренции: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 135-ФЗ // Российская газета. № 4128. 2006. 27 июля.

Исходя из смысла процедуры запроса предложений, при оценке заявок участников заказчиком рассматривается коммерческое предложение поставщика, в котором фигурируют как цена, так и условия исполнения договора в целом. Для соблюдения конкуренции все предложения должны рассматриваться и оцениваться заказчиком на основании четко определенных критериев, сформулированных при объявлении запроса предложений в закупочной документации.

При проведении запроса предложений заказчик заранее информирует поставщиков о потребности в товарах, работах, услугах и приглашает их подавать свои коммерческие предложения. Самым важным моментом организации и проведения запроса предложений является установление заказчиком критериев оценки и сопоставления заявок участников, причем заказчику следует закрепить в том числе значимость того или иного критерия, количество баллов, присваиваемых заявочным материалам участников по каждому критерию, алгоритм расчета итогового рейтинга по каждой заявке. Запрещено предъявлять к участникам, в том числе и неторговых закупок, требования, не опубликованные заранее в закупочной документации.

Анализ административной практики Федеральной антимонопольной службы России, и ее территориальных управлений по рассмотрению жалоб на действия заказчиков, при проведении закупочных процедур в соответствии с требованиями Закона № 223?ФЗ показывает, что большое количество заказчиков предпочитает проводить закупки именно неторговыми способами, причем запросов предложений среди таких процедур подавляющее большинство. Значительный объем решений о признании заказчиков, нарушивших положения закона касается именно несоблюдения требований о публикации порядка оценки заявок участников, запроса предложений.

Порядок проведения запроса цен с организационной точки зрения в целом схож с запросом предложений. Наиболее важное отличие - это наличие единственного критерия оценки заявок участников, в качестве которого выступает цена. Все остальные условия поставки в этом случае формулируются самим заказчиком в той же закупочной документации. В случае же, когда параметры закупаемого товара необходимо уточнить, заказчик может прибегнуть к проведению двухэтапного запроса цен. В таком случае на первом этапе привлекаются предложения поставщиков, содержащие технические, качественные и иные характеристики предмета процедуры, а на втором этапе заказчик (повысив свою осведомленность относительно предмета закупки) приглашает участников делать ценовые предложения. Аналогичный механизм может быть использован и при проведении запроса предложений. Если же заказчик уделяет особое внимание квалификации поставщика, то перед сбором заявок поставщиков заказчиком может быть проведен предквалификационный отбор, аналогичный предквалификационному отбору в рамках конкурса.

При проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее -запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

  • 1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
  • 2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений… преимущественных условий;
  • 3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
  • 4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Конкурентные переговоры. Данный способ проведения неторговых закупок является куда менее распространенной процедурой, чем запросы цен и запросы предложений. Тем не менее, некоторые специфические закупки, по мнению заказчиков, следует проводить именно этим неторговым конкурентным способом. Заказчик информирует неопределенный круг поставщиков о намерении провести конкурентные переговоры, после чего принимает от потенциальных участников заявки. Впоследствии заказчиком проводятся процедуры переговоров с каждым из участников отдельно. Переговоры могут вестись в отношении любых требований заказчика и любых предложений участника, касаться свойств и характеристик продукции, стоимости, условий поставки и оплаты, договорных условий. Важнейшее условие проведения такой процедуры, подлежащее закреплению в положении, документации и надлежащему исполнению, - ведение протоколов переговоров, на которых обсуждаются условия осуществления закупки. Заказчик может заключить договор с участником закупки, предложившим лучшие условия.

Стоит отметить, что уже сегодня все перечисленные выше неторговые способы могут быть реализованы в электронной форме. Некоторые эксперты указывают на необходимость нормативного закрепления порядка проведения неторговых способов закупок. Отдельные шаги в этом направлении уже предпринимаются. Так, например, в конце декабря 2013 года закончилось публичное обсуждение законопроекта о внесении изменений в Закон № 223?ФЗ в части закрепления закрытого перечня способов закупки. В этом перечне содержится лишь два конкурентных неторговых способа закупки - запрос котировок и запрос предложений, причем ни в одном из них не предусмотрены ни двухэтапные варианты, ни проведение предквалификации. В проекте приводятся дефиниции этих способов закупки, при этом за заказчиком остается право предусмотреть в положении о закупках порядок их организации и проведения. Стоит отметить, что жесткое определение порядка проведения неторговых способов закупки на законодательном уровне в некотором роде противоречило бы самой сути осуществления закупочной деятельности в соответствии с Законом № 223?ФЗ. Возможность для заказчика самостоятельно определить порядок проведения закупки отличными от аукциона и конкурса способами является своеобразной базой для специфического саморегулирования отношений в рассматриваемой отрасли - так отмечается особый статус субъектов Закона № 223 - ФЗ. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ // Российская газета. № 5535. 2011. 22 июля.

Перспективы нормативного регулирования. Нормативное регулирование базовых положений о неторговых способах закупки имеет смысл, прежде всего на уровне Гражданского кодекса, то есть на том же уровне, на котором закреплены базовые требования к торгам. В главе 28 указанного кодекса можно было бы упомянуть о том, что договор может быть заключен посредством реализации неторговых способов выбора поставщика. При этом указать, что к таким неторговым способам применяются правила статей 433, 435, 438 Гражданского кодекса Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: Федеральный закон № 14-ФЗ от 26.01.1996 г.,(по состоянию на 31.12.2014) // Собрание законодательства РФ. об обмене офертой и акцептом в том смысле, что объявление заказчика о закупке имеет статус приглашения поставщикам делать оферты, предложение поставщика имеет статус оферты, а объявление заказчиком победителя закупки имеет статус акцепта оферты. Собственно, соблюдение этих правил в коммерческой практике уже сейчас является базовым условием легитимности неторговых способов размещения заказа. Закрепление же соответствующих норм в гражданском законодательстве отразило бы развитие современной закупочной практики и позволило бы говорить о запросе цен и запросе предложений не просто как о «миниаукционе» и «миниконкурсе», а как об отдельных способах выбора поставщика. Кроме того, базовые требования Гражданского кодекса минимизировали бы риск недопустимых произвольных толкований содержания неторговых процедур и злоупотреблений со стороны заказчиков и поставщиков. Материал опубликован в журнале «Актуальная бухгалтерия». Май, 2014 г

Запрос котировок - одна из форм электронных торгов, обычно используемая для приобретения продукции с примерно одинаковыми характеристикам, например, бытовая химия, мебель канцелярские товары, оргтехника и т.д. При этом главным критерием для определения победителя становится минимальная цена.

Отличительные особенности запроса котировок. От других видов электронных торгов запрос котировок отличается следующим: небольшие сроки проведения тендера. Всю процедуру осуществления закупки (от публикации извещения до подписания контракта) теоретически можно провести за 12 дней; ограничение по начальной максимальной цене контракта, не более 500 000 тысяч рублей.

Форма котировочной заявки. Как правило, заказчик предоставляет универсальную форму котировочной заявки, включает ее в документы и прикладывает к извещению. Использование стандартной формы заявки облегчает заказчику их сравнение и ускоряет процедуру выбора победителя. Так как крупные организации проводят огромные по номенклатуре закупки.

Но заказчик не в праве требовать использования именно своей стандартной формы, если не указал этого в извещении. В этом случае у участника закупки всегда есть выбор, в каком виде предоставить нужную информацию. И неиспользование унифицированной формы не может стать причиной отклонения котировочной заявки. Но все-таки ее лучше использовать. Представитель тендерной комиссии, которую создает заказчик, может не найти всей необходимой информации в заявке, даже если она там есть, и отклонить заявку. Конечно, это неправомерно и можно подать жалобу в ФАС. Но зачем создавать себе лишние сложности, лучше с самого начала использовать стандартную форму, где отыскать нужные данные будет проще.

Причины отклонения котировочной заявки. Заказчик в праве, отклонить котировочную заявку только в двух случаях: если предлагаемая цена выше начальной цены, если заявка не соответствует извещению. При этом если заказчик не указал какое-то требование в извещении он не в праве, предъявлять его к участникам после. Только по этим двум причинам заказчик может отклонить котировочную заявку. Все остальные причины не правомерны.

Процедура запроса котировок. Обычно заказчик запрашивает конкретную модель, а не перечень требуемых технических характеристик. Каждый поставщик указывает цену, по которой он готов поставить продукцию (выполнить работу или оказать услугу) в заявке на запрос котировок. Потом эту цену нельзя будет изменить. Здесь нет торгов как на аукционе. Поэтому здесь лучше сразу оценить возможные предложения конкурентов и предложить достаточно низкую, удобную для себя цену. Ведь именно цена решает исход данного вида тендеров.

Из выше сказанного скрадывается вывод. Главное сходство при запросе котировок и запросе предложений заключается в том, что при их проведении заказчик должен с помощью единой информационной системы сообщить поставщикам о своих потребностях в работах, услугах и товарах.

Главным отличием является то, что победителем при запросе котировок признается тот, кто предложил наименьшую цену контракта. А при запросе предложений победителем становится тот, кто сделал предложение, наиболее отвечающее запросам заказчика.

При запросе котировок заказчик имеет право поменять информацию, которая содержится в извещении. В запросе котировок это не допускается. Кроме этого в законе закреплены случаи применения того или иного способа.

Проведение запроса котировок. Данный способ может быть использован заказчиком при соблюдении совокупности условий: цена контракта не должна быть больше 500 тыс. рублей; общий объем закупок данным способом должен составлять не более 10 % от всего объема средств заказчика, но не должен превышать 100 млн руб. в год.

Также Федеральный закон от 05.04.2013 № Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусматривает два специализированных вида запроса котировок: при обеспечении деятельности заказчика на территории иностранного государства; при оказании скорой и неотложной помощи и нормального жизнеобеспечения граждан.

Проведение запроса предложений. Законом определены девять случаев, когда возможно применение данного способа закупки:

  • - поставка электрической энергии; поставка спортивного инвентаря для сборных России;
  • - заключение договора на лечение гражданина между правительством России и иностранным государством;
  • - оказание преподавательских услуг и услуг экскурсовода;
  • - закупки, не превышающие 15 млн. рублей, осуществляемые представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, которые располагаются на иностранной территории;
  • - если контракт на поставку товаров, работ или услуг был, расторгнут в соответствии с ч. 9 ст. 95;
  • - закупка лекарственных препаратов по решению врачебной комиссии; если проведение повторного электронного аукциона было признано несостоявшимся;
  • - при закупке изделий народных художественных промыслов.

Отличительные особенности запроса, достоинства и недостатки, котировок и запроса предложений. Главным преимуществом формы закупки способом запроса котировок является простота и скорость. Слабым местом запроса котировок является потенциальная возможность заинтересованных лиц влиять на исход закупки, т.к. все предложенные цены известны организаторам до окончания срока приема заявок.

Тендер (торги)

Тендер (tender - предложение) - конкурентная форма отбора предложений на поставку товаров, предоставление услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Контракт заключается с победителем тендера - участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

Термин «тендер», используемый в повседневной речи, может являться как аналогом русских терминов конкурс или аукцион, так и других конкурентных процедур, например запрос котировок, запрос предложений. Торги в Российской Федерации подразделяются на открытые и закрытые, могут проводиться в один или два этапа, в форме конкурса или аукциона. Торги осуществляемые для государственных нужд в рамках государственного заказа проводятся только в один этап.

Законодательство о размещении государственных и муниципальных заказов (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд») предусматривает и другие способы закупок, которые не являются торгами - это запрос ценовых котировок - которые могут применяться при небольших объемах закупок (менее 500 000 рублей), а также закупки у единственного источника применяющиеся в случаях особо оговоренных в российском законодательстве.

Российское законодательство

21 июля 2005 года вышел федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вступил в действие с 1 января 2006 года. Этот закон регламентирует все государственные и муниципальные закупки в Российской Федерации, а также вводит ряд обязательных требований по публикации информации о проводимых закупках в сети Интернет.

В законе 94-ФЗ отсутствует термин «тендер», поскольку является заимствованным из английского языка путем калькирования (заимствования структуры элемента чужого языка) без его перевода и отражения истинного смысла слова. Вместо него используется более правильный термин, присутствующий в законодательстве РФ - открытый конкурс. Также закон определяет такие типы закупок как запрос котировок, открытый аукцион, открытый аукцион в электронной форме, предварительный отбор, биржевые торги.

24 июля 2007 года был принят федеральный закон № 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Данным законом внесены значительные изменения в процедуры размещения государственных заказов, расширен перечень оснований для закупки по способу «у единственного поставщика», изменен порядок исчисления сроков (с календарных дней на рабочие), и др. В дальнейшем были приняты Федеральные законы № 257-ФЗ от 08.11.2007, № 160-ФЗ от 23.07.2008, № 225-ФЗ от 01.12.2008, № 308-ФЗ от 30.12.2008, № 323-ФЗ от 30.12.2008, № 68-ФЗ от 28.04.2009, № 93-ФЗ от 08.05.2009 и № 144-ФЗ от 01.07.2009, № 147-ФЗ от 17.07.2009, № 155-ФЗ от 17.07.2009 и № 164-ФЗ от 17.07.2009 вносящие многочисленные уточнения и поправки к закону. Актуальная редакция содержит поправки, вступившие в силу 17 июля 2009 г. с выходом закона № 164-ФЗ (Ст. 7). По материалам ru.wikipedia.org

Типы госзакупок

  • С проведением торгов
    • Конкурсы
      • Открытый конкурс
      • Закрытый конкурс
    • Аукционы
      • Открытый аукцион
      • Закрытый аукцион
      • Электронный аукцион

Открытый конкурс

Самым распространенным способом конкурентных закупок является открытый конкурс, в котором может принять участие любой поставщик. Извещение об открытом конкурсе публикуется в специализированных изданиях, на сайте заказчика, в СМИ. Процедура открытого конкурса длится не менее месяца и требует больших ресурсов (подготовка конкурсной документации, оценка заявок и т. д.).

Конкурс проводит заказчик или его уполномоченный. Все требования к предмету закупки и поставщикам, а также критерии выбора победителя и процедура конкурса излагаются в конкурсной документации. Участники конкурса подают заявки, оформленные согласно требованиям. Если на конкурс подана только одна заявка, он считается несостоявшимся.

На публичной процедуре вскрытия предложений оглашаются участники конкурса и их ценовые предложения. Конкурсная комиссия оценивает все заявки и определяет победителя – участника, подавшего самое выгодное предложение. С ним проводятся переговоры о заключении контракта.

Если переговоры заходят в тупик, организатор конкурса проводит их с поставщиком, сделавшим следующее по выгодности предложение.

Закрытый конкурс

Правила закрытого конкурса такие же, как и в открытом конкурсе. Отличие состоит в выборе участников. Если в открытом конкурсе может принять участие любой правомочный поставщик, то приглашение к участию в закрытом конкурсе не публикуется. В нем могут участвовать только те поставщики, которых пригласил заказчик. Информация о результатах закрытого конкурса тоже не публикуется.

Закрытый конкурс проводится в следующих случаях:

  • продукция есть только у ограниченного числа поставщиков или ограниченное число поставщиков имеет квалификацию, устраивающую заказчика;
  • продукция закупается для нужд безопасности или закупка носит конфиденциальный характер;
  • ремя и расходы, которые потребуются для рассмотрения и оценки большого количества конкурсных заявок, несоизмеримы со стоимостью закупаемой продукции.

Открытый аукцион

Открытый аукцион позволяет реализовать госзаказ посредством подачи заявки через Интернет. Контракт на госзаказ, предусматривающий предоставление товаров, работ или услуг, называется лотом. Основным критерием определения победителя любого аукциона является цена. Поэтому победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта.

Извещение о проведении открытого аукциона публикуется в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за двадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. В определенных законом случаях извещение о проведении открытого аукциона может быть сокращено до семи рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок.

Ставки на аукционе могут быть дискретными (с определенным шагом)и непрерывными. Аукцион может состоять из нескольких раундов, на каждом из которых участники имеют возможность делать новую ставку. Если по завершению раунда новые ставки не сделаны, аукцион завершается.

Для подтверждения серьезности намерений участников аукциона, обычно с них берется невозвратный денежный взнос, залог или иное обеспечение заявок.

Закрытый аукцион

Как и конкурсы, аукционы бывают открытые и закрытые. Однако если в закрытых конкурсах правила точно такие же, как и в открытых, но к участию допускается ограниченный круг поставщиков, то в закрытых аукционах таких ограничений нет. Отличие закрытых аукционов состоит лишь в том, что аукционеры не знают заявок других участников, так как они подаются в запечатанных конвертах, тогда как в открытых аукционах каждая заявка становится известной всем участникам.

Извещение о проведении закрытого аукциона, документация об аукционе, изменения, внесенные в нее, а также разъяснения документации об аукционе не подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в Интернете. Заказчик, уполномоченный орган не позднее чем за двадцать дней до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе направляют в письменной форме приглашения принять участие в закрытом аукционе лицам, которые удовлетворяют требованиям закона, имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, и способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом аукциона.

Закрытые аукционы чаще всего используются для снижения рисков заказчика, в первую очередь связанных с возможным сговором участников. Однако платой за это является снижение эффективности.

Электронный аукцион

Открытый аукцион в электронной форме (ОАЭФ) - это аукцион в электронной форме на сайте электронных торговых площадках, аккредитованных Министерством экономического развития РФ. Его порядок регулируется главой 3.1. Федерального закона № 94-ФЗ и постановлениями правительства.

Извещение о проведении аукциона, а также иная информация о ходе проведения и результатах аукциона размещается непосредственно на электронных площадках.

С 1 июля 2010 года федеральные государственные заказчики, а с 1 января 2011 года - заказчики субъектов Российской Федерации и муниципальные заказчики обязаны проводить открытые аукционы в электронной форме. В таких условиях до завершения аукциона неизвестно, кто участвует в торгах, что обеспечивает конкуренцию и уменьшает возможность коррупции.

Аккредитованные электронные торговые площадки (ЭТП) для госзаказов

Согласно решению Минэкономразвития России, к 1 января 2010 года были выбраны пять электронных торговых площадок:

  • ЗАО «Сбербанк-АСТ»;
  • ОАО «Единая электронная торговая площадка»;
  • ГУП «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
  • ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа»;
  • ООО «РТС-тендер».
Отличия электронных аукционов от других видов торгов

Характеристики

Электронный аукцион

Запрос котировок

Подача предложений

Многократная/в электронной форме

Однократная/на бумажных носителях

Обязательства заказчика и победителя торгов

Юридически закреплены (на основе электронной цифровой подписи)

Отсутствуют

Юридически закреплены

Относительный объем документооборота

Минимальный, подается единоразово

Небольшой

Преимущества электронных аукционов

Помимо экономии бюджетных средств и снижения риска коррупции, ОАЭФ обеспечивают широкий доступ к государственному заказу для мелких и средних предприятий, расширяя рынки сбыта для производимых ими товаров и оказываемых услуг. В числе преимуществ электронных аукционов, по сравнению с обычными аукционами и конкурсами, можно назвать следующие:

  • Короткие сроки проведения;
  • Экономия бюджетных средств на организации и проведении торгов;
  • Прозрачность и открытость процесса закупок;
  • Честная конкуренция, исключающая неценовые методы ведения борьбы;
  • Равные права всех поставщиков товаров, работ и услуг;
  • Участие в торгах возможно из любой точки мира, не выходя из своего офиса;
  • Высокий уровень безопасности и защиты, применение средств электронной цифровой подписи;
  • Доступность для представителей среднего и малого бизнеса, которые раньше не могли войти область государственных закупок.
Регламент проведения открытых аукционов в электронной форме:
  • Для участия в аукционе нужно зарегистрироваться на электронной торговой площадке и в день проведения аукциона зайти на сайт аукциона используя средства идентификации или ЭЦП.
  • Аукцион проходит на понижение цены. Если цена опускается до нуля - то на повышение.
  • В момент начала аукциона участник может сделать ценовое предложение в рамках текущего шага аукциона, не превышающее начальную (максимальную) цену контракта, воспользовавшись специальной формой на сайте.
  • Участник может неоднократно подавать ценовые предложения.
  • Торги считаются завершенными, если через 10 минут с момента начала торгов или последнего ценового предложения от участника не поступило предложения, предусматривающего более низкую цену.
  • Победителем признается участник, предложивший самую низкую цену контракта.
  • Выявляется также участник, сделавший следующее после победителя лучшее предложение по цене.
  • Система в течение нескольких минут автоматически формирует протокол с итогами торгов.
  • Без проведения торгов
    • Запрос котировок цен
      • ограничение по сумме: до 500 тыс. руб. в квартал по одноименным товарам/работам/услугам
      • ограничение по товарам: должен быть существующий рынок товаров/работ/услуг, требования заказчика должны быть достаточно общими
      • ограничение по сумме: до 100 тыс. руб. в квартал по одноименным товарам/работам/услугам

Запрос котировок

Запрос котировок - это способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. Порядок проведения запроса котировок регламентируется главой 4 федерального закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года.

Этот способ обычно используется в тех случаях, когда речь идет о серийной, стандартной продукции, например, о компьютерах, канцелярских товарах, горюче-смазочные материалах, некоторых видах строительных работ, аренде помещений и т. д. Победителем признается участник, предложивший самую низкую цену контракта.

Граница размещения заказа путем запроса котировок по максимальной цене контракта не должна превышать 500 000 рублей.

Способ запроса котировок - самый простой и быстрый из конкурентных процедур. В этом случае не нужно разрабатывать конкурсную документацию и критерии оценки заявок, а поскольку чаще всего закупается серийная продукция, оценка котировочных заявок, с учетом всех согласований, происходит примерно за 1-7 дней.

Недостатком способа запроса котировок является возможность заинтересованных лиц влиять на исход закупки, т.к. все предложенные цены известны организаторам до окончания срока приема заявок.

Размещение заказа у единственного поставщика

При закупке из единственного источника заказчик направляет предложение о заключении контракта и ведет переговоры только с одним поставщиком.

Закупка у одного поставщика используется в следующих случаях:

  • когда продукция предоставляется только одним поставщиком или оборудование запатентовано и может быть приобретено только из единственного источника, а равноценной замены нет;
  • при продлении заключенного контракта, если он предусматривал такую возможность;
  • если подрядчик нуждается в закупке ключевых позиций у конкретного поставщика в качестве гарантии выполнения контракта;
  • при чрезвычайных обстоятельствах (ликвидация последствий стихийных бедствий);
  • если при проведении закупки конкурентным методом подходящих предложений не было.
У одного поставщика целесообразно закупать продукцию при незначительных суммах закупок, когда расходы заказчика на поиск и отбор поставщиков гораздо больше, чем цена приобретаемой продукции.

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ТОРГИ ОТ КОТИРОВКИ?

Наш ответ: К торгам относятся такие процедуры как аукцион и конкурс. Данные процедуры отличаются от запроса котировок своей большей прозрачностью, публичностью, более длительными сроками проведения процедур, методами определения победителя и тд. Подробнее см. главы 2, 3, 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ КОНКУРС ОТ ЗАПРОСА КОТИРОВОК?

Наш ответ: Под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения контракта. Заявки участников будут оцениваться комиссией Заказчика исходя из критериев оценки заявок на участие в конкурсе, установленных в конкурсной документации по таким показателям, как функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики, квалификация участника конкурса, сроки поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, объем предоставления гарантий качества и т.д. Таким образом, цена предложенная участником конкурса не будет является единственным критерием определения победителя конкурса.
Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором победителем признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта и котировочная заявка, которого отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.
Также данные процедуры отличаются сроками проведения.

ПРОЦЕСС ТОРГОВ НА АУКЦИОНЕ ГОСЗАКУПОК?

Наш ответ: Перед началом торгов объявляется «шаг аукциона» - денежный интервал, на который понижается цена предмета торгов на аукционе. Победитель определяется путем пошагового понижения цены. Победителем аукциона является лицо, предложившее самую низкую цену.

СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСЗАКУПОК?

Наш ответ: Размещение заказа может осуществляться:
1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

ГОСЗАКУПКИ В ЧЕМ СУТЬ?

Наш ответ: Государственные и муниципальные закупки регулирует Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ"О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

ПРЕДПОЛОГАЕМЫЕ УЧАСТНИКИ ЗАКУПКИ?

Наш ответ: Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

ГДЕ ПУБЛИКУЮТСЯ ЗАКРЫТЫЕ АУКЦИОНЫ?

Наш ответ: Приглашение к участию в закрытом аукционе не публикуется. В нем могут участвовать только те поставщики/исполнители/подрядчики, которых пригласил заказчик. Информация о результатах закрытого аукциона тоже не публикуется.

Электронный аукцион-что это?
Что представляет собой процедура открытого аукциона в электронной форме?

Наш ответ: В соответствии с главой 3.1. 94ФЗ: «…под открытым аукционом в электронной форме на право заключить государственный или муниципальный контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети «Интернет» в порядке, установленном настоящей главой». На текущий момент открытый аукцион в электронной форме (далее – ОАЭФ) доступен для проведения только федеральным заказчикам. С 1 января 2011 года он также станет доступен для остальных заказчиков системы государственных закупок, заменив собой форму «открытый аукцион». Особенности ОАЭФ состоят в том, что он:
- проводится дистанционно, без присутствия Участников, на сайте электронной площадки в сети «Интернет», которую Заказчик выбрал для проведения ОАЭФ;
- требует предварительной аккредитации на электронной площадке;
- требует обязательного внесения денежного обеспечения поданной заявки на участие в ОАЭФ;
- имеет разбивку по срокам, выделенным на подачу заявок на участие в ОАЭФ: для государственной закупки, чья первоначальная максимальная цена не превышает 3 млн рублей, количество дней от даты опубликования извещения до окончания приема заявок не должно быть менее 7 дней; для государственной закупки, чья первоначальная максимальная цена превышает 3 млн рублей, количество дней от даты опубликования извещения до окончания приема заявок не должно быть менее 20 дней;

Длительность и стоимость аккредитации
Сколько времени и средств отнимает аккредитация на электронной площадке?

Наш ответ: В зависимости от условий конкретной площадки аккредитация не может превышать 3-5 рабочих дней в зависимости от регламента конкретной электронной площадки. Аккредитация является бесплатной.

Отличие
Отличие открытого конкурса от открытого аукциона

Наш ответ: Различия между аукционом и конкурсом состоят в принципе определения победителя. Аукционом признается такая форма проведения торгов, при которой заказчик торгов заинтересован в получении минимальной цены, а победитель определяется путем пошагового понижения цены. Перед началом торгов объявляется «шаг аукциона» - денежный интервал, на который понижается цена предмета торгов на аукционе. Победителем аукциона является лицо, предложившее самую низкую цену.
Конкурсом признается такая форма проведения торгов, при которой победителем признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения контракта. Конкурс представляется оптимальной формой торгов, когда при заключении договора наибольшее значение имеют не стоимость товаров, работ, услуг, а условия и качество исполнения контракта.

конкурсы
где можно увидеть информацию о проводимых конкурсах в 2012г. , чтобы принять в них участие. О себе: ИП по продаже кафельной плитки и др материалов.

Наш ответ: Информацию о проводимых конкурсах в рамках Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ"О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" можно увидеть на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru/ .

проведение закрытого аукциона
Добрый день! Подскажите пожалуйста, какие сроки установлены для проведения закрытого аукциона, если закрытый аукцион согласовывается в Рособоронзаказе. Если возможно, поэтапно. Заранее спасибо.

Наш ответ: Добрый день! Подскажите пожалуйста, какие сроки установлены для проведения закрытого аукциона, если закрытый аукцион согласовывается в Рособоронзаказе. Если возможно, поэтапно. Заранее спасибо.
Добрый день! Проведение аукциона регулируется главой 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Закон), особенности проведения закрытого аукциона указаны в ст. 39 Закона.
Закрытый аукцион проводится по согласованию с уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти. При этом срок такого согласования не должен быть более чем десять рабочих дней со дня поступления обращения о согласовании проведения закрытого аукциона.
Заказчик не позднее, чем за двадцать дней до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе направляют в письменной форме приглашения принять участие в закрытом аукционе лицам, которые удовлетворяют требованиям и способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом аукциона.
Срок рассмотрения заявок на участие в аукционе не может превышать десять дней со дня окончания подачи заявок на участие в аукционе. Участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в аукционе и признанным участниками аукциона, и участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в аукционе и не допущенным к участию в аукционе, направляются уведомления о принятых аукционной комиссией решениях не позднее дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
Протокол аукциона размещается на официальном сайте заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в течение дня, следующего после дня подписания указанного протокола.
Контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня подписания протокола аукциона.
Александра
Оля

срок рассмотрения вторых частей
при рассмотрении вторых частей в случае части 2 статьи 41.5, как учитывать выходные, например аукцион 22.09.2011, когда должен быть протокол подведения итогов, будет ли нарушением протокол от 26.09.2011?

Наш ответ: Общий срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме при начальной (максимальной) цене контракта не превышающей три миллиона рублей не может превышать четыре дня со дня размещения на электронной площадке протокола проведения открытого аукциона в электронной форме. Конкретно в Вашей ситуации, при проведении аукциона 22.09.11 (четверг), начало течения срока рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе начинается с 23.09.11 (пятница). Предельный срок окончания рассмотрения вторых частей заявок выпадает на 26.09.11. Протокол рассмотрения вторых частей заявок размещается заказчиком в течение дня, следующего за днем подписания протокола, т.е. 27.09.11. Так же, обращаем Ваше внимание, что правила исчисления сроков указанны в ст.191-193 ГК РФ.

Российская специфика?
В чем заключается Российская специфика?

Наш ответ: Не понятна суть данного вопроса. В связи с тем, что в вашем вопросе не содержится указания на законодательство или на форму закупки, невозможно в полном объеме ответить на ваш вопрос. Вместе с тем обращаем ваше внимание, законом № 94-ФЗ для всех участников процедур определено полное равенство и устанавливаются единые требования. Исключением из указанных правил являются только прямо установленные в Законе преимущества учреждениям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов и субъектам малого предпринимательства и предоставление преференции товарам российского или белорусского происхождения.

технические задания
Чем отличаются техническое задание электронного аукциона, от технического задания открытого конкурса?

Наш ответ: Документация об аукционе и Конкурсная документация должны содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
За более подробной информацией можно обратиться к специалистам ООО «Центр тендерной документации».

Может ли иностранное юр.лицо участвовать в конкурсе в электронной форме
Добрый день.
Хотела уточнить следующий вопрос. Может ли иностранная компания, не имеющая ни филиала ни представительства на территории России участвовать в открытом конкурсе в электронной форме.

Заранее спасибо.
С уважением,
Алена Владимировна

Наш ответ: Добрый день! В соответствии с ч. 1. ст. 8 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Однако в том случае, если для принятия участия в процедуре необходимо пройди аккредитацию на электронной торговой площадке, то без зарегистрированного представительства на территории РФ сделать это будет невозможно.

Переход торгово через ноль
Добрый день. Прочитал статью Беленковой Т.В. "Отдельные проблемы процесса внедрения открытого аукциона в электронной форме в практику размещения государственного заказа.
"
Цитата оттуда: При этом, в соответствии с пп.1 п.18 ст.41.10 Закона: «…открытый аукцион в электронной форме в соответствии с настоящей частью проводится до достижения цены контракта не более чем сто миллионов рублей», цена же государственного контракта предположительно должна вновь быть установлена на уровне первоначальной максимальной цены контракта.
Дело в том что мы выиграли право заключить контракт, но нас понуждают заключить его по нулевой цене, хотя когда мы выигрывали - мы так и понимали что контракт будет заключен по максималке. Существуют ли реально практика заключения контрактов по максимальной цене? Убедить в нашей правоте заказчика пока не удается...

Наш ответ: В соответствии с пп.1 ч.18 ст.41.10 Закона 94-ФЗ в случае, если при проведении открытого аукциона в электронной форме цена контракта снижена до нуля, проводится открытый аукцион в электронной форме на право заключить контракт путем повышения цены контракта до достижения цены контракта не более чем сто миллионов рублей. При проведении открытого аукциона в электронной форме участник, сделавший последнее предложение о цене, признается победителем аукциона и с ним заключается контракт по предложенной цене.
Вместе с тем обращаем ваше внимание, что в соответствии с пп.1 ч.9 ст.41.10 Закона 94-ФЗ участник открытого аукциона не вправе подавать предложение о цене контракта, равное предложению или большее чем предложение о цене контракта, которые поданы таким участником открытого аукциона ранее, а также предложение о цене контракта, равное нулю, таким образом, при заключении контракта цена не может быть «нулевой».

О тендере
Как осуществить?

Наш ответ: Вам нужно подготовить соответствующую документацию и разместить её на тендерном сайте.
Более подробно можно узнать, позвонив нам.

Специфика государственных закупок
В чем заключается специфика размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее – государственных закупок)?

Наш ответ: Специфика этой области заключается в том, что она строго регламентируется специальной нормой, - Федеральным законом от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее 94ФЗ).

Суть процедуры закупки
В чем состоит процедура проведения государственных закупок?

Наш ответ: В соответствии с 94ФЗ существует несколько способов проведения процедуры государственных закупок. Основное деление происходит по принципу: с проведением процедуры торгов и без проведения процедуры торгов. При проведении процедуры торгов государственные закупки могут быть осуществлены с помощью:
- конкурса (открытого конкурса, закрытого конкурса);
- аукциона (открытого аукциона, открытого аукциона в электронной форме, закрытого аукциона).
Без процедуры торгов государственные закупки могут быть осуществлены с помощью:
- публичной закупки (до 100 000 рублей);
- запроса котировок;
- размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
По итогам данных процедур между государственным заказчиком (далее – Заказчиком) и поставщиком (исполнителем, подрядчиком) (далее – Исполнителем) заключается государственный контракт.


Вопросы 1 - 20 из 26
Начало | Пред. | 1 |

Рассмотрим класификацию способов закупок товаров, работ и услуг, характерные особенности и отличия каждой закупочной процедуры.

В первом приближении все способы закупок можно разделить на конкурентные и неконкурентные .

Конкурентые закупки строятся по принципу состязательности предложений независимых участников.

Неконкурентные - не подразумевают выбор поставщика.


Разновидности конкурентных процедур

Все конкурентные способы закупок могут видоизменяться организатором торгов в зависимости от сложности предмета закупки, имеющегося времени для проведения торгов и других факторов. Поэтому все конкурентные процедуры могут быть:

  • открытыми, закрытыми, с ограниченным участием
  • одноэтапные, двухэтапные, многоэтапные
  • без предварительного отбора, с предварительным отбором
  • без переторжки, с моно-переторжкой, с мульти-переторжкой
  • однокритериальные, многокритериальные
  • без альтернативый предложений, с альтернативными предложениями
  • в электронной, не в электронной форме
  • без переговоров, с разъясняющими переговорами, с переговорами по технике и финансам

Конкурентные закупки

Конкурентные закупки могут быть организованы двумя следующими способами:

  • путем проведения торгов,
  • без проведения торгов.

Проведение торгов предполагает объявление закупочной процедуры с публикацией параметров и требований к поставщикам и их продукции, сбор заявок участников, их анализ, выбор победителя и заключение контракта. Конкурентные торги имеют обширную законодательную базу и достаточно жестко регулируются, накладывая ограничения / требования на заказчиков, участников и сам процесс организации торгов.

Неторговые закупки - менее требовательная, а потому наиболее удобная и часто используемая форма закупочных процедур, сокращающая число требований к заказчикам и потенциальным поставщикам.

Если конкурентные закупки проводятся путем организации торгов, то согласно законодательству Российской Федерации (п. 4 ст. 447 ГК РФ) выделяют две формы конкурентной закупочной процедуры: конкурс и аукцион .

Чем отличается конкурс от аукциона?

Начнем с краткого описания этих торговых процедур.

Аукцион - способ отбора предложений, при котором сначала подаются заявки без ценового параметра, потом проводится аукцион, в ходе которого участники озвучивают ценовые предложения и устанавливается лучшая цена.

Конкурс (открытый конкурс) - способ отбора предложений, при котором подаются заявки на участия вместе с ценовыми параметрами, и победитель выбирается по нескольким критериям: цена, потребительские свойства, качество, квалификация участника конкурса, сроки, гарантия.

Первое различие указанных торговых процедур заключается в критериях отбора победителя: для аукциона критерием отбора является цена, для конкурса - совокупность характеристик, включая цену . Можно говорить о том, что определение победителя аукциона достаточно прозрачно, а вот в конкурсе может победить заявка не с самой низкой ценой, но с более высоким показателем надежности компании-поставщика или с выгодными условиями обслуживания - это зависит от субъективного решения конкурсной комиссии.

Второе различие состоит в принципе определения победителя. Решающее значение имеет субъект, уполномоченный определять победителя торгов. В точном соответствии с п. 4 ст. 447 ГК РФ "выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия" . Таким образом, в случае проведения аукциона - победителя определяет заказчик / организатор торгов; в случае проведения конкурса - победителя определяет конкурсная коммисия, назначенная организатором торгов .

Третье различие - конфиденциальность . Заявка на участие в аукционе отражает краткую информацию об участнике, запрашиваемую организаторами, иногда копии некоторых документов, но цену, которую участник готов предложить, не содержит, а соответственно не нуждается в конфиденциальности. Заявка на конкурс, как правильно, очень сложная и должна быть грамотно и детально оформлена. В ней содержится огромное количество сведений о каждом участнике, на основании которых и идет отбор победителя. Вся эта информация является конфиденциальной.

Последнее значимое различие - финансовое обеспечение . Обеспечить заявку на аукцион можно только путем внесения финансовых средств на счет заказчика, в то время как для конкурса можно использовать для этого банковскую гарантию. Однако для обеспечения исполнения контракта в обоих случаях закон разрешает применять официальную банковскую гарантию.

Чем отличается аукцион от редукциона?

Важно отметить, что указанная выше статья ГК РФ содержит формулировку "наиболее высокую цену", описывающую аукцион только как торги на продажу. На таком аукционе победитель определяется путем пошагового повышения цены на товар. Перед началом торгов объявляется «шаг аукциона» - денежный интервал, на который увеличивается цена предмета торгов на аукционе. Шаг аукциона устанавливается преимущественно в процентном соотношении к начальной (стартовой) цене. В подобном аукционе каждая последующая оферта по цене превышает предыдущую, и выигрывает последний оферент.

В каких областях торги организуются как аукцион? Активный аукцион чаще всего используется в сфере исполнительного производства, поскольку основной целью продажи имущества (недвижимости) должника является получение судебным приставом-исполнителем наибольшей суммы для покрытия задолженности по исполнительным листам. Также активные аукционы являются распространенным способом приватизации государственного и муниципального имущества, продажи земельных участков для жилищного строительства.

Аукцион с понижением начальной цены - редукцион

В настоящее время огромное количество торгов проводится не только на продажу, но и на приобретение товаров, работ или услуг. В этом случае организатор торгов заинтересован в получении минимальной цены. Такой аукцион называют редукционом , победитель которого определяется путем пошагового понижения начальной максимальной цены. Начальная максимальная цена (НМЦ) контракта - это предельная стоимость заключения контракта (договора) , которая указывается в информационной карте закупочной документации, либо извещении о закупке. НМЦ постепенно снижается до ее первого акцепта одним из участников, и торги выигрывает первый акцептант.

В каких областях торги организуются как редукцион? Редукционы наиболее распространены в сфере размещения государственных и муниципальных заказов.

Подробнее о конкурсе

Именно конкурс представляется оптимальной формой торгов при заключении договора на управление объектом недвижимости, так как в этом случае наибольшее значение имеют не стоимость услуг такой организации, а условия обслуживания здания и качество оказываемых услуг.

Конкурентные закупки без проведения торгов

Конкурентные закупки без проведения торгов обладают очень удобным и потому мега-привлекательным качеством по сравнению с торговыми конкурентными способами закупок. Речь идет о возможности заказчика отказаться от проведения закупочной процедуры на любом ее этапе, заказчик не обременен обязательством заключить договор с победителем . Разумеется, данное условие должно быть описано в закупочной документации.

Запрос котировок / запрос цен / мониторинг цен

Запрос котировок используется для закупок типовых, серийных товаров, работ и услуг. Федеральный закон 44-ФЗ "О контрактной системе" (ст. 72) определяет рамки для применения запроса котировок c целью отбора поставщика:

  • НМЦ контракта не должна превышать 500 000 рублей,
  • годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10 % совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 млн. рублей.

Запрос котировок еще называют запросом цен, поскольку цена - единственный критерий отбора поставщика . С помощью этого способа закупок приобретается типовая и недорогая продукция в короткие сроки, условия котировочных контрактов не сложные, котировочная заявка короткая и простая, в ней содержится лишь согласие участника исполнить условия контракта, основная информация о поставщике, и конечно предложение о цене.

Заказчику эта форма торгов также интересна - на запрос котировок он может пригласить интересующих его конкретных участников, что не допускается в иных случаях.

Проведение запроса котировок напоминает конкурс, т.к. заявки подаются в запечатанных конвертах, которые затем вскрываются заказчиком и сразу оцениваются на предмет определения победителя по единственному критерию - цене.