2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;

3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

2. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи, и в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 2 , - 7 части 1 настоящей статьи.

3. В случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя - индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя - юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3 - и 7 части 1 настоящей статьи, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией.

4. В случае проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, на период до утверждения отчета о ее проведении не допускается ухудшение положения работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проводится внеплановая специальная оценка условий труда, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения специальной оценки условий труда, результаты которой получены с нарушениями требований настоящего Федерального закона.


Судебная практика по статье 17 ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ

    Решение № 21-368/2018 от 8 августа 2018 г. по делу № 21-368/2018

    Решение № 7/2-593/2018 от 7 августа 2018 г. по делу № 7/2-593/2018

    Верховный Суд Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия)) - Административные правонарушения

    Оценке условий труда» работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. Пунктом 6 ч.1 ст. 17 названного Федерального закона установлено, что внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в случае произошедшего на рабочем месте...

    Решение № 21-369/2018 от 6 августа 2018 г. по делу № 21-369/2018

    Тюменский областной суд (Тюменская область) - Административные правонарушения

    Рабочее место бетонщика в обособленном подразделении «Тобольск» организовано и введено в эксплуатацию 01 мая 2017 года, а поскольку в силу п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» внеплановая специальная оценка условий труда проводится на вновь организованных рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня ввода...

    Решение № 2-1960/2018 2-1960/2018~М-1726/2018 М-1726/2018 от 30 июля 2018 г. по делу № 2-1960/2018

    Ухтинский городской суд (Республика Коми) - Гражданские и административные

    Реже чем один раз в пять лет (ч.4 ст.8 ФЗ №426-ФЗ). Случаи, в которых проводится внеплановая специальная оценка условий труда, предусмотрены ст. 17 ФЗ №426-ФЗ. Так, в частности, внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться при наличии мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников...

    Решение № 21-1005/2018 от 26 июля 2018 г. по делу № 21-1005/2018

    Не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. По смыслу пп. 6 ч. 1 ст. 17 того же Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ, основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда является произошедший на рабочем месте несчастный случай...

    Решение № 21-1004/2018 от 26 июля 2018 г. по делу № 21-1004/2018

    Самарский областной суд (Самарская область) - Административные правонарушения

    Федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. В соответствии с п. 6 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" установлено, что основанием для внеплановой специальной оценки условий труда является произошедший на...

    Постановление № 4А-161/2018 от 23 июля 2018 г. по делу № 4А-161/2018

    Верховный Суд Республики Хакасия (Республика Хакасия) - Административные правонарушения

    К трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в случае ввода в эксплуатацию вновь...

Какие организации не должны проводить спецоценку, а для кого она обязательная в 2017 году? Для вторых предлагаем инструкцию и простой алгоритм действий.

Из статьи вы узнаете:

Как проводится спецоценка условий труда: Закон 426-ФЗ

Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ, далее - Закон № 426 является основным документом, регламентирующим и устанавливающим обязанность работодателей в отношении проведения оценочных мероприятий.

Обязанность по проведения специальной оценки условий труда (далее – СОУТ, спецоценка) установлена и действует в отношении всех работодателей. Она обязательно проводится на любом рабочем месте, для любой должности, специальности и профессии. Никаких исключений ни для малых предприятий, ни для индивидуальных предпринимателей не установлено. Единственное отступление от общих правил – не проводят работодатели – физические лица, которые не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей.

Скачайте документы по теме:

Но в то же время ФЗ о специальной оценке условий труда 426-ФЗ называет категории работников, в отношении которых СОУТ не проводится. Исключение из общего правила составляют:

Все эти исключения предусмотрены пунктом 3 статьи 3 Закона № 426-ФЗ.

Справка. Порядок проведения спецоценки регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Этот документ определяет, как сам порядок процедуры, так и права и обязанности работодателей.

Сроки проведения спецоценки

Закон о специальной оценке условий труда устанавливает сроки для поведения мероприятий по СОУТ. По общему правилу, спецоценка проводится один раз в пять лет. Но в этом вопросе предусматриваются нюансы. Так, например, в отношении вновь созданных и введенных в эксплуатацию рабочих мест надо провести в течение 12 месяцев.

Обращаем внимание! Ранее, до 1 мая 2016 года этот срок составлял только шесть месяцев. Но сейчас временной период для проведения мероприятий по спецоценке новых рабочих мест увеличен до одного года.

Также в статье 17 ФЗ о специальной оценке условий труда предусмотрены иные условия для проведения внеплановой СОУТ. К ним относятся:

ситуация, когда провести процедуру предписал инспектор ГИТ;

изменение технологических условий труда. Сюда входит переоборудование рабочего места или изменение сырья, то есть факторов, которые могут сказаться на степени вредности;

мотивированное предложение профсоюза.

Во всех этих ситуациях СОУТ также проводится в течение шести месяцев. Для этих ситуаций срок проведения спецоценки не был увеличен.

Если в организации имеются еще действующие результаты аттестации рабочих мест, СОУТ потребуется проводить после окончания их действия. Но в любом случае, поскольку ФЗ о спецоценке условий труда применяется с 1 января 2014 года, до конца 2018 года спецоценку должны уже будут пройти все организации, поскольку результаты действия ранее проведенной аттестации рабочих мест уже закончатся.

Алгоритм действий при проведении спецоценки

Итак, когда в организации наступили основания для проведения СОУТ, необходимо предпринять несколько последовательных действий для проведения данных мероприятий.

Шаг 1.

Выбираем специализированную компанию, которая осуществляет данный вид работ . Главное в этой ситуации – проверить у организации наличие аккредитации Минтруда России. Для этого надо зайти на официальный сайт Минтруда России, на нем представлены все организации, имеющие соответствующую аккредитацию.

Целесообразно на этом этапе сравнить цены и собрать отзывы о подходящих компаниях.

Шаг 2.

После того, как вы определитесь с компанией, которая будет проводить СОУТ, надо перейти к организационным моментам.


Форма отчет

Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по его заполнению приведены в приказе Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Вредные и опасные условия труда

Сотрудникам, чьи условия труда по результатам проведения спецоценки отнесены к 3 и 4 классу, положены и доплаты и льготы. Их размеры и состав зависит не только от класса, но и подкласса, на которые подразделяется класс 3.

Когда должность, профессия или специальность работника не включены в списки профессий, признанные законом и опасными, выполнять трудовые обязанности на рабочем месте, условия труда на котором признаны опасными, он не должен. В этом случае сотрудник должен быть немедленно прекратить работу, а само рабочее место должно быть аннулировано.

Закон № 426 прямо запрещает продолжение работы в и работодателю в случае нарушения этого запрета грозит уголовная ответственность. К исключительным ситуациям, при которых возможно продолжение трудовой деятельности на таком рабочем месте, относятся аварии и катастрофы. То есть, такие случаи, когда последствия непредотвращения разрушений могут быть более серьезными, чем деятельность работника в условиях, признанных опасными.

Сотрудникам, работающим во вредных и опасных условиях труда, полагается:

  1. доплата не менее 4% от оклада или тарифной ставки;
  2. выдача молока;
  3. ежегодный – не менее семи календарных дней (кроме подкласса 3.1);
  4. сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю (кроме подклассов 3.1 и 3.2);
  5. на работах с особо вредными условиями труда бесплатно предоставляют работникам лечебно-профилактическое питание.

Ответственность за непроведение спецоценки

Работодателям надо внимательно относиться к своей обязанности по проведению СОУТ. Дело в том, что за нарушение правил проведения специальной оценки условий труда предусмотрена отдельная административная ответственность.

В соответствии с п.2 ст.5.27.1 КоАП РФ за это правонарушение организации грозит штраф в размере от 60 000 до 80 000 рублей. Предприниматель может быть оштрафован на сумму от 5 000 до 10 000 рублей. Должностное лицо организации также может быть привлечено к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа в размере от 5 000 до 10 000 рублей.

1. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:

1) сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным статьей 19 настоящего Федерального закона требованиям;

2) перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;

3) карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;

4) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;

5) протокол оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом, проводимой в целях снижения класса (подкласса) условий труда (в случае проведения такой оценки);

6) протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 статьи 12 настоящего Федерального закона (при наличии такого решения);

7) сводная ведомость специальной оценки условий труда;

8) перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;

9) заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

2. Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.

3. Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

4. В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы, в отчете о проведении специальной оценки условий труда указываются сведения, предусмотренные пунктами 1 - , и 9 части 1 настоящей статьи.

5. Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

5.1. Работодатель в течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда обязан уведомить об этом организацию, проводившую специальную оценку условий труда, любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтверждения факта такого уведомления, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета о проведении специальной оценки условий труда заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью. При наличии в отчете о проведении специальной оценки условий труда сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, направление копии указанного отчета осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

6. Работодатель с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.


Судебная практика по статье 15 ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ

    Постановление от 27 августа 2018 г. по делу № А13-8003/2017

    Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (14 ААС)

    01.2017 № 5-2449-16-ПВ/102/1/2 Больница заключила договоры возмездного оказания услуг от 31.01.2016 № 80/А-2017/16/17, от 15 . 02.2017 № 80/А-2017/25/17, от 06.03.2017 № 80/А-2017/46/17 на проведение внеплановой специальной оценки условий труда на общую сумму 13 ...

    Решение № 21-158/2018 от 14 августа 2018 г. по делу № 21-158/2018

    Ивановский областной суд (Ивановская область) - Административные правонарушения

    Труда, а именно в нарушение ст.ст. 212, 219 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), а также ч. 2 ст. 4, ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в ОБУЗ «Кардиологический диспансер» не проведена специальная оценка условий труда рабочих мест; механик, допущенный...

    Решение № 07-789/2018 от 8 августа 2018 г. по делу № 07-789/2018

    Волгоградский областной суд (Волгоградская область) - Административные правонарушения

    Гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 ФЗ «О специальной оценке условий труда»). В силу ст. 15 ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее...

    Решение от 31 июля 2018 г. по делу № А26-3723/2018

    Арбитражный суд Республики Карелия (АС Республики Карелия)

    Соответствии с ч.2 ст. 5 Закона № 426-ФЗ работник обязан ознакомиться с результатами проведения на его рабочем месте специальной оценки условий труда. Согласно ст. 15 Закона № 426-ФЗ работодатель организует ознакомление работников с результатами специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем 30 календарных дней...

    Решение № 12-541/2018 от 30 июля 2018 г. по делу № 12-541/2018

    Абаканский городской суд (Республика Хакасия) - Административные правонарушения

    По делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств. В соответствии п. 5 ст. 15 ФЗ от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах...

    Решение от 30 июля 2018 г. по делу № А56-113771/2017

    Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

    Лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; 2) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее...

    Решение № 12-30/2018 12-536/2017 от 27 июля 2018 г. по делу № 12-30/2018

    Куйбышевский районный суд (Город Санкт-Петербург) - Административные правонарушения

    5.27.1 ч.2 КоАП РФ. По версии должностного лица изложенной в оспариваемом постановлении: юридическим лицом ООО «» в нарушение п. 6 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», как работодателем с учётом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской...

    Решение № 2-1622/2018 2-1622/2018~М-1433/2018 М-1433/2018 от 26 июля 2018 г. по делу № 2-1622/2018

    Альметьевский городской суд (Республика Татарстан) - Гражданские и административные

    Потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности (ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"). Статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" определено, что организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее...

    Решение № 2-4302/2018 2-4302/2018~М-2874/2018 М-2874/2018 от 25 июля 2018 г. по делу № 2-4302/2018

    Решение № 2-4301/2018 2-4301/2018~М-2872/2018 М-2872/2018 от 25 июля 2018 г. по делу № 2-4301/2018

    Советский районный суд г. Казани (Республика Татарстан) - Гражданские и административные

    Производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности. Согласно статье 15 ФЗ № 426-ФЗ (части 1 и 5) организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются результаты проведения специальной оценки условий труда...

1. Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Процедура осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается методикой проведения специальной оценки условий труда, предусмотренной частью 3 статьи 8

2. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией, формируемой в порядке, установленном статьей 9 настоящего Федерального закона.

3. При осуществлении на рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов должны учитываться:

1) производственное оборудование, материалы и сырье, используемые работниками и являющиеся источниками вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицируются и при наличии которых в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников;

2) результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;

3) случаи производственного травматизма и (или) установления профессионального заболевания, возникшие в связи с воздействием на работника на его рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов;

4) предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

4. В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся.

5. В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов в порядке, установленном статьей 12 настоящего Федерального закона.

6. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении:

1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости;

2) рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

7. Перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов на указанных в части 6 настоящей статьи рабочих местах определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, исходя из перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, указанных в частях 1 и 2 статьи 13 настоящего Федерального закона.

8. Эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда, в целях определения перечня, указанного в части 7 настоящей статьи, может осуществлять:

1) изучение документации, характеризующей технологический процесс, используемые на рабочем месте производственное оборудование, материалы и сырье, и документов, регламентирующих обязанности работника, занятого на данном рабочем месте;

2) обследование рабочего места;

3) ознакомление с работами, фактически выполняемыми работником на рабочем месте;

4) иные мероприятия, предусмотренные процедурой осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, согласно методике проведения специальной оценки условий труда.


Судебная практика по статье 10 ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ

    Решение № 7-320/2018 от 27 августа 2018 г. по делу № 7-320/2018

    Г. жалоба Манягина В.Г. удовлетворена частично, постановление должностного лица от 25 июня 2018 г. изменено в части назначения наказания, размер административного штрафа снижен до 10 000 рублей. В жалобе, адресованной в Тамбовский областной суд, Манягин В.Г. просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава...

    Решение № 7-319/2018 от 27 августа 2018 г. по делу № 7-319/2018

    Тамбовский областной суд (Тамбовская область) - Административные правонарушения

    С законодательством о специальной оценке условий труда. Согласно ч.6 ст.27 Закона № 426-ФЗ в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее, чем 31 декабря 2018 г. Отсутствие в действующих в 2015-2016 ...

    Постановление от 20 августа 2018 г. по делу № А43-3646/2018

    Первый арбитражный апелляционный суд (1 ААС)

    На 2 полугодие 2017 года, на основании распоряжения администрации Володарского района от 11.09.2017 № 265-р в период с 20.09.2017 по 26. 10 . 2017 уполномоченные должностные лица провели плановую выездную проверку Учреждения. Уведомление о проведении проверки с приложением распоряжения, копией программы проверки и требованием о предоставлении документов вручено директору Учреждения...

    Решение № 2-281/2018 2-281/2018~М-221/2018 М-221/2018 от 26 июля 2018 г. по делу № 2-281/2018

    Решение № 2-280/2018 2-280/2018~М-220/2018 М-220/2018 от 26 июля 2018 г. по делу № 2-280/2018

    Юргамышский районный суд (Курганская область) - Гражданские и административные

    Учреждения, в котором они просят обратиться в суд в их интересах. В нарушение ст. 212 ТК РФ, ч. 1, 2 ст. 3, ч. 6 ст. 10 , ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценки условий труда», специальная оценка условий труда в учреждении не проведена, аттестация рабочих...

    Решение № 2-282/2018 2-282/2018~М-222/2018 М-222/2018 от 26 июля 2018 г. по делу № 2-282/2018

    Юргамышский районный суд (Курганская область) - Гражданские и административные

    Учреждения, в котором они просят обратиться в суд в их интересах. В нарушение ст. 212 ТК РФ, ч. 1, 2 ст. 3, ч. 6 ст. 10 , ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценки условий труда», специальная оценка условий труда в учреждении не проведена, аттестация рабочих...

Трудовых условий является важнейшим принципом функционирования любого предприятия. В этой статье будет рассказано о порядке осуществления контрольно-оценочных работ на промышленных объектах.

Специальная оценка условий труда: что это такое?

Оцениванием трудовых условий именуется комплекс специальных мероприятий, направленных на качественную и вредных факторов производства и трудового процесса. По итогу проверки может оказаться, что имеющиеся на производственном объекте условия труда не соответствуют установленным правительством нормативам. В этом случае представители проверяемой организации будут должны реализовать определенный ряд мер, направленных на устранение вредных производственных факторов.

По итогу проверки предприятиям присваиваются специальные классы или подклассы, благодаря которым можно определить степень несоответствия условий труда установленным нормативам.

Правовая основа

Представленный процесс должен регулироваться законодательно. Самый важный нормативный акт, который стоило бы здесь выделить, - это 426-ФЗ "О Предметом регулирования данного законопроекта являются отношения, возникающие между представителями проверяемой организации и непосредственно самими экспертами, осуществляющими контрольно-оценочную деятельность. Представленным федеральным законом определяются организационные основы прав, ответственности и обязанностей участников оценивания.

Стоит отметить, что ФЗ № 426 "О специальной оценке условий труда" - это далеко не единственный нормативный акт, закрепляющий условия и принципы функционирования оценочных работ на том или ином предприятии. Существует еще российский Трудовой кодекс, а также отдельные нормативные акты локального уровня.

Отдельно необходимо выделить важную норму, закрепленную в статье № 2 Федерального закона "О специальной оценке условий труда". Здесь указан принцип приоритета международного права перед национальным. Рассматриваемый нормативный акт, таким образом, должен соответствовать еще и международным нормам.

О полномочиях и обязанностях работодателей и работников

В рассматриваемом законопроекте закрепляются правила поведения для работодателей и работников в тех случаях, когда их организация подвергается оценочной экспертизе. Вот какими правами обладают работодатели:

  • возможность проводить внеплановые процедуры оценивания условий труда;
  • право требовать от инстанции, которая осуществляет проверку, обоснования результатов оценивания;
  • право требовать документы, подтверждающие статус контрольно-оценочной организации;
  • возможность обжаловать результаты проверки.

А какими обязанностями обладает работодатель? Закон гласит о необходимости предупреждать работников о проведении оценивания условий труда, а также о реализации мер, направленных на улучшение существующих условий.

Сам работник также обладает определенными правами. Здесь стоит выделить возможность присутствовать при проведении проверок, право на обращения к работодателю или эксперту, проводящему оценивание, а также возможность обжаловать результаты контрольно-оценочной деятельности. Работник обладает, помимо всего прочего, одной очень важной обязанностью. Речь идет о необходимости знакомиться с результатами оценивания трудовых условий.

О полномочиях и обязанностях контрольно-оценочных организаций

Какими правами и обязанностями наделена инстанция, осуществляющая специальное оценивание трудовых условий? Ответ на этот вопрос предоставляет статья 6 рассматриваемого нормативного акта. Так, организация имеет право:

А какими обязанностями обладает представленная организация? Здесь стоит отметить:

  • предоставление по требованию работодателя итогов оценочных работ;
  • качественное применение специальных измерительных средств;
  • предоставление работодателю отказа в проведении проверки, если последний не передал всю необходимую документацию.

И все же, что это такое - специальная оценка условий труда? Несложно догадаться, что это совокупность большого количества обязанностей как одних участников рассматриваемых правоотношений, так и других.

О подготовке к проведению специальной оценки условий труда

Оценивание трудовых условий - процесс, на самом деле, очень сложный и весьма продолжительный. Именно поэтому на его подготовку может уходить большое количество сил и времени. Но как спланировать все таким образом, чтобы контрольно-оценочные работы прошли быстро и эффективно? Ответ на этот вопрос предоставляет статья 9 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".

Работодатель должен сформировать комиссию. График ее работы, стоимость проведения работ - все эти и многие другие моменты фиксируются в договоре. Комиссией руководит либо сам работодатель, либо его представитель. Составляется список рабочих мест, подлежащих проверке и оцениванию. Как только такой перечень будет готов, появится возможность приступать к работе.

О проведении специального оценивания

Что еще можно сказать о специальной оценке условий труда? Что это такое и как данный процесс функционирует? Статья 8 рассматриваемого нормативного акта гласит, что все обязанности по финансированию и организации оценивания возлагаются на работодателя. Весь процесс должен строго соответствовать установленным в законах нормам и не реже, чем один раз в пять лет. Для чего выходит соответствующий приказ о проведении специальной оценки условий труда (образец см. ниже на фото).

Как уже было сказано, основной целью рассматриваемого процесса является идентификация опасных и вредных характера. При достижении этой цели важно учитывать:

  • результаты ранее проведенных проверок;
  • качество оборудования на производстве;
  • предложения, жалобы и пожелания работников организации, в отношении которой проводится контрольно-оценочная деятельность;
  • частота случаев травматизма на проверяемом предприятии;

ФЗ "О специальной оценке условий труда" гласит, что по итогу проведения проверки должен быть составлен специальный документ с результатами оценивания. Что с этим документом следует делать?

О применении результатов оценки

Статья 7 рассматриваемого нормативного акта гласит, что результаты специальной оценки условий труда должны применяться для следующих типов деятельности:

  • осуществление контрольных функций за состоянием трудовых условий;
  • информирование трудящихся лиц о возможных рисках;
  • планирование и качественная реализация мероприятий, целью которых является улучшение трудовых условий;
  • расчет дополнительных страховых тарифов;
  • подготовка статистических данных;
  • привлечение медицинских работников для решения проблем у заболевших от условий труда работников;
  • анализ и урегулирование разногласий, которые связаны с безопасностью трудовых условий и т. д.

Результатом проведения оценивания условий труда может также стать составление специальной классификации. Именно об этом и будет рассказано далее.

О классификации трудовых условий

Статья 14 ФЗ "О специальной оценке условий труда" закрепляет основные виды классов и подклассов, которые могут присваиваться предприятиям по итогам контрольно-оценочных работ. Всего существует четыре класса.

Четвертый класс включает в себя условия труда с очень высоким уровнем опасности. Особенностью этой группы является наличие факторов, способных угрожать жизни работника.

Третий класс присваивается предприятиям, вредные условия труда на котором могут угрожать организму и, соответственно, здоровью работника. Здесь имеются 4 степени, они же подклассы третьего класса. Первая степень касается предприятий с трудящимися лицами, которые более суток не могут восстановиться после рабочей смены. Вторая степень присваивается организациям, если у работающих там лиц имеются легкие профессиональные заболевания. Третья и четвертая степень касаются, соответственно, опасных для трудоспособности профессиональных заболеваний.

Второй класс является самым распространенным среди промышленных предприятий. Характеризует он условий труда, при которых человек может восстановиться менее чем за сутки. Первый же класс присваивается предприятиям с полным отсутствием вредных трудовых условий, либо с ничтожным их количеством.

Государственная информационная система оценивания

Специальная оценка условий труда организации не проходит бесконтрольно. Согласно статье 18 рассматриваемого нормативного акта, существует специальная система информационного учета сведений об участниках контрольно-оценочной деятельности.

Так, в отношении работодателя и его организации в системе должна быть указана следующая информация:

  • наименование лица;
  • место нахождения, ИНН, номер гос. регистрации, код по классификатору типов экономической деятельности;
  • количество рабочих мест;
  • распределение классов и подклассов условий труда;
  • информация об изменении специальной оценки трудовых условий, если проводились повторные контрольные мероприятия.

Должны быть указаны сведения и о рабочем месте. Так, в информационной базе хранятся данные:

  • о числе трудящихся лиц;
  • о распределении классов;
  • о коде работников и об их ИНН;
  • об основаниях для формирования прав работников и т. д.

Оператором информационной системы является российское правительство.

Кто проводит оценку?

Организации, имеющие специальное удостоверение на проведение оценочной деятельности того или иного предприятия, должны быть внесены в государственный реестр соответствующих инстанций, а сведения о них обязаны передаваться в информационную систему, о которой было рассказано выше.

Как ни сложно догадаться, оценочные функции осуществляют специально уполномоченные эксперты. Это физические лица, прошедшие аттестацию и имеющие сертификат на право выполнения работ. Требования к экспертам довольно простые:

  • наличие высшего образования;
  • наличие практического опыта.

Все эксперты обладают независимостью. Надо сказать, это важнейший принцип всей Именно о нем и будет рассказано далее.

О принципе независимости

Что это такое - специальная оценка условий труда? Это, в первую очередь, независимый и очень сложный процесс, контролировать который может только государство. В чем заключается независимость контрольно-оценочных инстанций? Закон гласит, что процедуры оценивания условий труда не могут осуществляться следующими лицами и органами:

  • должностные лица исполнительной власти;
  • учредители и работодатели самой проверяемой организации;
  • эксперты, являющиеся близкими родственниками учредителей и работодателей проверяемой организации.

Несложно догадаться, что принцип независимости сформирован законом для предупреждения возможных коррупционных преступлений.

Как известно, любые проявления коррупции, тем более во время осуществления столь важных процессов, могут повлечь за собой ухудшение трудовых условий. Ухудшение же условий труда с высокой долей вероятности повлечет за собой человеческие жертвы.

О государственном контроле и экспертизе оценочных работ

Исполнительный орган власти федерального уровня должен контролировать соблюдение требований рассматриваемого законопроекта. Специальные инспекции труда, создаваемые государственными инстанциями, должны периодически проверять организации, которые осуществляют оценочные работы.

Отдельно стоит выделить проведение специальной экспертизы, которая проводится исполнительными властными органами. Контрольно-оценочные организации, не удовлетворяющие требования экспертизы, могут лишиться специальной лицензии на осуществление трудовой деятельности.