В академических центрах и музеях, школах и других учреждениях среднего общего образования.

Историк изучает прошлое человечества во всем его многообразии, используя знания о всевозможных исторических фактах и процессах, воссоздает картину жизни государства, народов и отдельных людей в разные времена. Устанавливает закономерности развития общества и выявляет причинно-следственные связи между произошедшими событиями.

В зависимости от сферы интересов, история и специалисты делятся на следующие кафедры и дисциплины:

  • Всеобщая история - изучение истории современных народов, со времени образования письменности
  • Древний мир - изучение истории Древней Греции и Рима, Эллинистического периода , история Древнего Египта, Шумера, древних государств Индии и Китая .
  • История Древнерусского государства и отечественной истории (до Петра Великого)
  • Отечественная история от времен царствования Петра I и до Великой Октябрьской революции

История изучает жизнь человечества на протяжении нескольких тысяч лет. Можно выделить историю древнего мира, средних веков, историю нового времени. Основной работой историка является сбор и интерпретация исторической информации путем проведения исследовательских работ и изысканий, работой с архивными материалами и документами. Он должен прочитать древний текст. установить автора, адресата, дату написания, вид документа, затем синтезировать информацию источника и информацию об источнике и дать интерпретацию полученным данным. В этом ему помогают такие специальные дисциплины, как нумизматика, геральдика, сфрагистика (наука о печатях), палеография и т.д. Уровень общения в работе историка минимальный при исследовательской работе и достаточно интенсивный при исследовательской деятельности.

Специфика профессии: Интересный, но очень кропотливый труд в библиотеках, архивах и хранилищах, выставочных залах и запасниках музеев, общение с частными коллекционерами. Нередко историки выезжают в археологические и этнографические экспедиции, участвуют в научных конференциях и симпозиумах. Специалисты, изучающие историю зарубежных стран, нередко отправляются в зарубежные командировки. Эта профессия привлекает и мужчин, и женщин.

Области применения: Работают в учебных заведениях различного профиля, в архивах, библиотеках, музеях.

Доминирующая профессиональная направленность: На работу со знаковыми системами (тексты, числа, формулы и т. п.), а также на работу с людьми.

Доминирующие интересы: История. Обществоведение. Археология… Сопутствующие: География. Искусство. Иностранный язык.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Историк" в других словарях:

    См … Словарь синонимов

    - (греч., от histor знающий). Занимающийся историей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИСТОРИК греч. historikos, от histor, знающий. Бытописатель. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

    ИСТОРИК, историка, муж. Ученый специалист по истории. || Студент исторического института, факультета, отделения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ИСТОРИК, а, муж. Специалист по истории (во 2 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Осторожный, продуманный компромисс - чуть ли не единственный рецепт поведения для историка, имеющего амбицию работать за пределами чистой науки, быть кем-то большим, нежели просто госслужащий, влиять на умы, предпринимать самостоятельные действия в общественной сфере.

Человек, которого в наши дни именуют словом «историк», в подавляющем большинстве случаев - школьный учитель или университетский профессор. Реже - академический ученый, научный сотрудник института, библиотеки или музея, редактор научного журнала или издательства, наконец, архивист, занимающийся научными исследованиями.

Все перечисленные персонажи (к их числу относится и автор этих строк) живут на… скажем так, невеликую государственную зарплату и разного рода гранты, если с грантами повезет.

В подавляющем большинстве случаев русский историк нищ, как Иов. Социально незащищен. Не способен прокормить семью, если сидит на одной госзарплате. Добравшись, к изрядному возрасту, до высоких должностей (ведущего научного сотрудника в академическом институте или же профессора в университете), учёный муж наконец-то может перевести дух: он перешел из категории нищих в категорию просто бедных.

Разумеется, всё это очень слабо влияет на работоспособность ученого, который, по старой русской традиции, с головой погружен в свое дело. Настоящего энтузиаста безденежье никогда не останавливало, не останавливает и не будет останавливать. Так ли ему худо от нехватки средств? Да ничуть не бывало! Он стоит на переднем крае науки, ему интересно заниматься тем, чем он занимается, он делает открытия, двигает проекты, охотится в архивах за документами, которые никем доселе не вводились в научный оборот, едет на археологические раскопки. Он поглощен люто захватывающими исследованиями, обновляет учебные курсы, пишет книги, монографии, комментарии к источникам, выступает на конференциях, обильно общается со своими коллегами, среди которых лучшие - точно такие же, как он, безумные энтузиасты. Ведь только у таких людей, по большому счету, биография украшена крупными научными достижениями.

И он не без иронии относится к государству, оплачивающему, хоть и по низшему тарифу, возможность заниматься делом, которое интересует его, как ничто иное в жизни. Ему хорошо. А государство - пусть платит, раз уж так исторически сложилось!

Нищета и социальная уязвимость историка не становится проблемой для истории, пока продукт его труда востребован всего лишь несколькими десятками специалистов в соответствующей сфере исследований.

Иными словами, пока он не выходит за пределы чистой науки, пока «варится» в соку относительно небольшого сообщества профессионалов. Здесь он интересен немногим, зато все эти немногие - твердые специалисты. Здесь он выполняет свою функцию как ученый, и совершенно не нужен субъектам «больших игр» социума. Ни государству, ни общественным движениям, ни капиталу.

Но за пределами чистой науки существует иная история - социализированная, публичная, затрагивающая интересы тех самых акторов «больших игр», о которых говорилось в предыдущем абзаце. Это составление школьных учебников - не вузовских, пишущихся ныне для относительно небольшого числа учащихся, а именно школьных, выходящих миллионными тиражами. Школьный учебник - идеология с большой буквы. Это публичные дискуссии в телеэфире, затрагивающие исторические темы. Да вообще медийные дискуссии, включая полемику, инициируемую мощными сетевыми порталами. Это книги и фильмы, построенные на историческом материале и рассчитанные на массовую аудиторию, а значит, на массовые продажи.

Из всего перечисленного складывается громадная сфера влияния на умы. И, казалось бы, историк должен быть востребован в ней постоянно, каждый день, каждый час. Кому же еще выполнять его прямую и непосредственную функцию - доносить знания об истории до широких кругов образованной публики?

Но на место историка-профессионала весьма часто берут публициста-полузнайку, «начитанного» писателя или же - апофеоз! - журналиста, который «с этим немного работал в свое время» (другая формулировка: «у него недавно вышла очень интересная заметка на эту тему»). Дело тут не только в том, что современный профи-академист относительно редко имеет способности ритора и совсем уж нечасто разбирается в красотах литературного русского. И даже не в том, что попадание в «большую игру» обыкновенно опирается на связи, которые есть далеко не у всех.

Настоящий серьезный историк до крайности неудобен, потому что он настроен придерживаться истины. Таков его профессиональный кодекс, таков его этический императив. А истина, хоть большая, небесная, хоть малая, т.е. простая правда факта, то и дело противоречит идеологии. Притом неважно, какая она, эта идеология, официальная или оппозиционная, поскольку обе они в равной мере могут оказаться иссушающими.

Держась за истину, историк становится слабоуправляемой персоной. Публицист, писатель и журналист, для которых всё это не столь важно, оставляют впечатление… меньшей ершистости. А уровень аудитории сегодня вполне позволяет «рокировку»: профи - в угол, полузнайку - на оперативный простор. Ведь нас окружает мир, пребывающий в сумерках высокой культуры; всюду «работа с массами», всюду «технологии обработки масс», всюду «интеллектуальные запросы масс»… Дельный ремесленник в этих сумерках заведомо, «по условиям игры», поставлен в трудное положение. Он как высококвалифицированный рабочий на заводе полуавтоматов…

Допустим, историк все же призван к тому, чтобы участвовать в масштабной общественной дискуссии. Некая социальная сила (государство, партия, общественное течение, мощный медиа-холдинг) дает ему микрофон (ставит под камеру, заказывает цикл статей на сайт). Говори! Идеология требует от него занять какую-то сторону на баррикадах. Допустим, историк сторону выбирает. Он начинает говорить. Ему сообщают с укором: «Слишком сложно, упрости!» Он старается говорить яснее, проще, применительно к аудитории. Ему говорят: «Вот эта тема - второстепенная, ее не нужно освещать!». Что ж, створ возможностей стал уже, но работать все еще можно. Однако следующая реплика «сверху» куда страшнее: «Не туда идешь! Вон статья нашего лидера, вон брошюра нашего старшего эксперта, вон плакат на стене. Соответствуй!» А историк соответствовать не хочет. До сих пор он с кем-то полемизировал, зная, что правда - в широком смысле - на его стороне. Но теперь ему предлагают ужаться до шаблона, в рамках которого есть рекомендованные «тезисы», притом не факт, что опираются они на сколько-нибудь серьезное исследование. А истину не сузишь до «рекомендованного». Прав был Константин Николаевич Леонтьев, не сдавая своей интеллектуальной самостоятельности: «Ум мой упростить я не могу». Ведь упростишь ум - потеряешь истину.

Итак, историк от «цветущей сложности» отказаться не может и… теряет микрофон (камеру, сайт). Или все-таки отказывается и… какой он тогда историк?! Мизерабль, а не историк.

Есть множество иных способов налететь на глыбу идеологии. Классический пример - работа над школьным учебником. У любого школьного учебника есть заказчик, а заказчика представляют люди, предъявляющие набор правил. Этих правил много, они могут проявляться как в основополагающих концепциях, так и в мелочах. Итог: если историк соглашается заключить себя в жесткие рамки требований заказчика, он, по необходимости, начинает вести «позиционную войну», время от времени «сдавая» мелочи, но отстаивая свое право не солгать в чем-то главном. Ему говорят: «Текущий момент требует откорректировать формулировки». А он отвечает: «Только там, где это не противоречит твердо установленным фактам». Иными словами, практикует тонкое искусство компромисса. Потому что в противном случае он должен либо отказаться от работы в подобных условиях, либо спокойно принять то, что за его именем в свет выйдет какая-то чушь.

Осторожный, продуманный компромисс, та самая «позиционная война», в наши дни - чуть ли не единственный рецепт поведения для историка, имеющего амбицию работать за пределами чистой науки, быть кем-то большим, нежели просто госслужащий, влиять на умы, предпринимать самостоятельные действия в общественной сфере.

Белые одежды не столь уж трудно сохранить девственно чистыми, не выходя из маленькой комнаты «фундаментальной» науки. Здесь сухо, здесь каждое утро появляется уборщица со шваброй. Но покинув академические хоромы, оказавшись в большом мире, с его дождями, снегами, лужами у ног и ветром в лицо, мудрено совсем уж не замарать риз. Суть вопроса - в количестве грязных пятен. После какого их числа историк перестает быть таковым?

Вопрос о том, кто такой историк, чрезвычайно важен для понимания специфики исторической науки, поскольку такой индивид является ее главным представителем. Особенность его научной деятельности заключается в том, что он сам, будучи человеком, изучает человеческую деятельность и отношения в общем. При этом ему как ученому трудно оставаться объективным, особенно при исследовании духовной жизни общества.

Понятие

Изначально вопрос о том, кто такой историк, понимался описательном. Ведь во время зарождения историографической науки эти люди занимались не столько исследованием, сколько описанием событий прошлого. Впрочем, они часто сопровождали свои труды собственными наблюдениями и замечаниями, в чем можно усмотреть некоторые зачатки научного анализа. Уже в античное время стали зарождаться основы исследовательских методов работы, которые получили свое полное развитие в Средневековье и в Новое время. В эти эпохи определение того, кто такой историк, следует рассматривать под иным углом зрения. В первый упомянутый период авторы ориентировались на схоластическое учение, поэтому их еще нельзя называть учеными в прямом смысле этого слова. Но уже в 16-17 веках зародилась светская наука, и история стала специальной дисциплиной. Поэтому изменилось и само определение того, кто такой историк. Теперь данный термин означал научную профессию.

Особенности

Для понимания рассматриваемого выражения необходимо учитывать специфику исследовательской работы историков. Выше уже говорилось о том, что основным объектом их анализа являются результаты человеческой деятельности во всех ее проявлениях. При этом субъективный момент играет очень важную роль: ведь очень часто при оценке явлений прошлого ученый дает собственное ви́дение проблемы. В связи с этим во многом на основе личных наблюдений строит свои рассуждения историк. Определение слова поэтому должно учитывать указанную особенность профессиональной деятельности ученого.

Методы

Основой исследований историков являются сохранившиеся документы прошлого, которые содержат ценную информацию, а также артефакты, по которым можно реконструировать модели жилищ, предметов быта и т. д. Поэтому ученый применяет самые различные приемы и методы исследований, причем не только гуманитарных, но и естественно-математических наук. Так что необходимо учитывать данную специфику науки при упоминании того, кто такой историк. Определение данного понятия должно включать и оговорку на то, что ученый, исследующий прошлое, часто прибегает к методам не только смежных наук.

Тематика

При становлении историографической дисциплины первоначально в центре внимания авторов находились политические события. Как правило, составители первых исторических трудов описывали войны, реформы правителей своих и соседних стран, обходя стороной другие важные аспекты человеческой жизнедеятельности. Кроме того, некоторые из них описывали личности царей, императоров, полководцев (как, например, знаменитый составитель жизнеописаний Плутарх).

Но уже через некоторое время авторы пришли к пониманию необходимости исследования других тем: экономики, социального строя, духовной жизни общества. Ученые разработали специальные методы исследования, и таким образом история из описания событий прошлого превратилась в науку. Однако самым важным было то, что ученые пришли к пониманию значимости своей дисциплины. Стали появляться специальные монографии о том, что такое история.

Определения историков были самыми разнообразными, но общепризнанной считается точка зрения французского исследователя М. Блока.

Отечественная историография

В нашей стране, как и государствах Западной Европы, историческая наука зародилась из произведений, в которых события излагались по годам (в зарубежной историографии они называются хрониками, в нашей науке - летописями). В данных сочинениях уже можно заметить зачатки того, что впоследствии стали называть научным анализом. Многие авторы не только излагали события, но и пытались дать им объяснение, выявить причины, определить следствия и значение. Как наука история в России зародилась в 18 веке. Первым историком-ученым считается Он стал применять методы научного исследования, хотя выбрал летописную форму изложения материала. Поэтому его книги отличались несколько тяжелым языком и были непросты для восприятия обычным читателем.

Настоящим прорывом для отечественной историографии стали труды Н.М. Карамзина, который написал свою научную работу простым доступным литературным языком. Значение его «Истории государства Российского» заключается в том, что она пробудила интерес к прошлому нашей страны в обществе.

Развитие исторической дисциплины в России

Новый этап историографии в нашей стране связан с именем С.М. Соловьева, который стал изучать события прошлого не через личности и действия конкретных правителей, как делал его предшественник, а как естественный объективный процесс. Его теория о государстве и развитии общества имела огромное значение для науки, так как определила новые требования к становлению историка как профессионала.

На его трудах выросло новое поколение исследователей, которые понимали свою задачу как выявление естественных закономерностей в прошлом.

Наиболее известным продолжателем его идей стал который, впрочем, разработал собственный метод исследования. Таким образом, историк, определение которого было кратко раскрыто в настоящем обзоре, - это одна из наиболее важных профессий в обществе.

Дополняя высказанный здесь ответ, замечу, что история, пользуясь терминами геометрии, – это луч, т.е. у нее есть начало (точка), но пока нет конца (другой точки). Мы с вами живем сегодня и, во всяком случае, конец этой истории предугадать не можем. Таким образом, история есть процесс развивающийся, и мы смотрим на него не снаружи, как некий субъект, а как непосредственные его участники, т.е. как объект. Все это я к тому, что очень наивно полагать, что мы, руководствуясь знанием прошлого, можем предугадать будущее. Любое историческое событие уникально, так как было обусловлено целой массой причин и условиями существовавшей на тот момент исторической реальности. Повторить же некий исторический процесс, как лабораторный эксперимент, т.е. воссоздав все условия раз за разом, невозможно. Нельзя, к примеру, снова заставить Цезаря перейти Рубикон так, как он перешел его в 49 году до н.э. – иначе нам придется воссоздать Римскую республику со всеми ее социальными, экономическими и духовными противоречиями того времени. Таким образом, знание того, как поступил Цезарь (Юстиниан, Людовик Святой, Наполеон или кто-то иной), не дает нам никакого конкретного опыта, который помог бы нам в прогнозировании современных или предшествующих событий. Надежда же на то, что такой прогноз возможен – очень опасна тем, что мы слишком уверимся в своей предусмотрительности. В этом нас всегда утешит Цицерон, который некогда назвал историю учительницей жизни. Однако всегда полезно помнить, что сам же Цицерон и попался на эту удочку: опытный политик, он был слишком уверен в своей предусмотрительности и поддерживал Октавиана, полагая его лишь пешкой в своих руках, однако кем стал Октавиан и что стало с Цицероном – известно слишком хорошо.

Вторая проблема, с которой сталкивается историк, – это источники. Мы не знаем прошлого, – просто потому, что его нет. То, что было вчера, прошло, и мы имеем лишь источники: материальные, письменные, устные или какие-то еще. Попробуйте восстановить в памяти свой вчерашний день во всей полноте, – получится? Наверняка огромное количество деталей ускользнет. А как быть с днем позавчерашним или тем, который был тысячу лет назад? Картину приходится восстанавливать по источникам путем сопоставления данных, чтобы укрепиться в уверенности, что событие имело место. Таким образом, получается картина, близкая к объективности, не правда ли? Но мы еще упустили с Вами вот какой фактор: субъективность. Автор источника (если это письменный или устный рассказ о событии) тоже человек, он пишет под влиянием собственного мировоззрения. А представьте, если он пишет с чужих слов? А если не с одних? Геродот, к примеру, записывал рассказы множества людей, т.е. получал субъективную информацию, которую излагал также субъективно. Наконец, Вы, как исследователь-историк, также не лишены субъективности. Хотя Тацит и призывал историков работать без гнева и пристрастия, но не Тацит ли и нарушал это правило?

Таким образом, не стоит полагаться на прогнозы с опорой на историю, это шаткая база. Явное же преимущество историка – это умение работать с большими объемами информации и извлекать из этого потока сведения, который могут с большой долей вероятности быть достоверными . Кроме того, историк, как правило, владеет языками (современными, древними), а также особыми частными дисциплинами (нумизматика, эпиграфика, папирология), что помогает ему нестандартно подойти к анализу информации. По своему опыту скажу, что историк также имеет высокое качество памяти (так как нужно помнить и держать в голове одновременно множество деталей), а также владеет техникой быстрого чтения (так как читать иногда нужно быстро и в то же время внимательно). Лично я, как историк, усвоил также навык без труда излагать свою точку зрения, причем делать это в условиях хода мысли, так как иногда процесс изложения идет параллельно с мыслительным процессом: например, при анализе какого-то источника. Все это навыки, которые можно применить в самых разных сферах.

В чем суть профессии Историк?

Историки обеспокоены передачей и представлением истории человечества с целью документирования, передачи и принятия приемлемого прошлого. Они работают, например, в редакционной области, в управлении выставками, в сфере связей с общественностью или в области науки и образования.

От выставочной деятельности и управления культурой до связей с общественностью

В выставочном, культурном и художественном управлении историки разрабатывают концепции для выставок и экскурсий, организуют и покупают, например, исторические коллекционные объекты. Если они в основном участвуют в мемориальном образовании, историки разрабатывают, например, экскурсии по объектам, посвященным тем или иным событиям, в том числе трагическим (например, мемориалы жертвам национал-социализма).

В издательствах историки ищут авторов, корректируют и редактируют рукописи. Как журналисты, они исследуют исторические и культурно-исторические темы и пишут, например, технические комментарии или отчеты. Для деятельности в журналистике, обычно, в дополнение к завершенному высшему образованию необходима стажировка или практическая журналистская квалификация.

Если историки работают в сфере образования для взрослой аудитории, то они организуют и проводят лекции или семинары по историческим и культурно-историческим темам.

В центрах документации, библиотеках и архивах историки заботятся и поддерживают Исторические Отделы, создают медиа- и информационные-коллекции.

В области связей с общественностью историки, например, подготавливают пресс-интервью и пресс-конференции и пишут пресс-релизы.

Управленческие должности часто требуют степени магистра.

Историки в науке и образовании

Исследование, документирование и сохранение - это термины, используемые для обобщения большинства видов деятельности историков. Как правило, они специализируются на такой теме, как экономическая и социальная история, правовая и конституционная история, конкретный регион, такой как восточноевропейская или муниципальная история, особая эпоха, такая как древность, средневековье, новое время или новейшая история. Историки собирают, исследуют и анализируют хроники, письма, газеты, предметы раскопок или историческую одежду, а также проводят интервью с очевидцами, например, периода национал-социализма. Историки не получают никаких инструкций для настоящего из прошлого, но они могут дать рекомендации и тем самым способствовать более дифференцированному пониманию истории и настоящего. И последнее, но не менее важное: их работа защищает и сохраняет культурные ценности всех видов.

Историки записывают результаты исследований в журналах или книгах, делая их доступными для других ученых и студентов. На конференциях и конгрессах они рассказывают о полученных выводах. В лекциях они передают знания учащимся, контролируют научную работу и принимают экзамены.

Для самостоятельных научных исследований требуется степень магистра или докторская степень.