Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию слухового восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Использование художественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме. Это особенно важно в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

Для пересказа на занятии используются небольшие тексты с четким делением на фрагменты и ясной логической последовательностью событий. Тексты могут быть познавательного содержания, обязательно доступными детям в плане лексико-грамматического материала. Для организованности внимания детей, подготовки их к восприятию текста эффективными будут следующие методы и приемы: информационно-коммуникативные технологии; составление описательного рассказа о дятле с использованием контурного нераскрашенного изображения дятла и отдельных его частей в цвете; договаривание предложений (такой прием формирует у детей умение планировать рассказ); прием моделирования. При разборе содержания произведения лучше всего использовать вопросно-ответную форму. При пересказе рассказа детьми - опорные картинки.

Таким образом, применение эффективных методов и приемов по развитию связной речи у старших дошкольников, имеющих речевые нарушения, на занятиях по развитию связной речи способствует повышению их речевого уровня и интереса к речевой деятельности.

Цель: развитие связной монологической речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • формировать у детей навыки связного последовательного пересказа текста с опорой на иллюстративный материал по цепочке;
  • обобщить и уточнить знания детей о дятле;
  • закреплять умение коллективно составлять рассказ-описание по контурному изображению, с использованием приема договаривания предложений.

Коррекционно-развивающие задачи:

развивать:

  • умение дешифровки графической модели;
  • общую и мелкую моторики;
  • общие речевые навыки (сила голоса);
  • восприятие.

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать:

  • умение слушать, говорить по очереди, не перебивая друг друга;
  • любовь к родной природе, лесным обитателям;
  • любознательность.

Оборудование: малый мяч с шипами, контурное нераскрашенное изображение дятла и отдельных его частей в цвете, иллюстрации разновидностей дятла, опорные предметные картинки для пересказа текста по цепочке, ковралин, адаптированный к пересказу текст, загадка про лису, схема моделирования правил поведения на занятиях, слайд-шоу "О дятлах", лиса.

Предварительная работа:

  • Рассматривание альбома "Зимующие птицы";
  • Чтение рассказа М. Пришвина "Дятел";
  • Чтение детям энциклопедических сведений о дятле;
  • Рисование "Птицы на кормушке";
  • Аппликация "Дятел";
  • Дидактическая игра "Узнай по описанию";
  • Дидактическая игра "Сложи из частей";
  • Просмотр презентации "Звуки в лесу";
  • Дидактическая игра "Угадай по голосу".

Ход занятия

1. Организационный момент, игра "Здравствуй!"

Дети стоят в кругу на ковре. Дети по кругу передают малый мяч с шипами и произносят слова: "Здравствуй, Ира!" и т. д. В конце хором произносят слова с движением:

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в родном краю!
Я вас всех приветствую!
Руки перед собой образуют круг
Руки поднять вверх
Поднятыми руками помахать
Присесть и показать какой маленький
Руки развести в стороны.

Дети проходят и садятся на стулья.

Ребята, к нам сегодня на занятия пришла необычная гостья:

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её : - Лиса!

Лиса рассказала такую историю. Бежала она по лесу и вдруг слышит стук. Стук слышит, а никого не видит. И ей стало интересно узнать: кто это?, где живет?, чем питается?, какую пользу приносит?.

О дятлах.

Встречаются пестрый дятел, зеленый дятел, черный дятел. Чаще всего встречается пестрый дятел.

Живут дятлы в дремучих лесах, держаться на деревьях и очень редко спускаются на землю.

Питаются гусеницами, личинками бабочек, ягодами, орехами, жуками.

Добывают корм острым крепким клювом. Любят семена еловых и сосновых шишек.

Дятел лечит деревья. За один день каждый дятел успевает осмотреть и очистить от вредителей не менее 100 деревьев.

Дятел - охранитель и защитник леса. Это очень трудолюбивая и умная птица. В народе его называют "лесным доктором".

Дятел - врач лесного царства.
Дятел лечит без лекарства.
Лечит липы, клены, ели,
Чтоб росли и не болели.

3. Физкультурная минутка с элементами логоритмики "Маленькие птички"

Дети встают в круг на ковре.

А сейчас я предлагаю отдохнуть:

Маленькие птички,
Птички-невелички
По лесу летают,
Песни распевают.
Буйный ветер налетел,
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло,
Там уютно и тепло.

Складывают ладошки;
Бегут по кругу, машут крыльями;
Останавливаются, поднимают руки вверх, качают руками;
Делают руками круг над головой, присаживаются на корточки и поворачивают голову влево, вправо

Повторяется 3 раза, слова произносятся с разной силой голоса.

4. Составление описательного рассказа по контурному изображению дятла, с использованием приема договаривания предложений

Выставляется контурное изображение дятла.

Ребята, давайте подробнее рассмотрим дятла и расскажем о дятле. А поможет нам в этом план-схема.

Рассматривается план-схема.

Дятел, какой по размеру? - Небольшой.

Давайте повторим: дятел небольшой.

Тело у него какой формы? - Продолговатое.

Давайте повторим: тело продолговатое.

Хвост у дятла, какой длины? - Короткий.

Давайте повторим: хвост короткий.

Лапы, какие? - Сильные, цепкие.

Давайте повторим: лапы сильные, цепкие.

Крылья, какие по длине? - Короткие.

Давайте повторим: крылья короткие.

Голова, какая по форме? - Круглая.

Давайте повторим: голова круглая.

Клюв, какой? - Острый, крепкий.

Давайте повторим: клюв острый, крепкий.

Оперенье, какое по цвету? - Пестрое.

Давайте повторим: оперенье пестрое.

Голова, спина, хвост и крылья, какие по цвету? - Серо-черные.

Давайте повторим: голова, спина, хвост и крылья серо-черные.

Грудка сверху, какая по цвету? - Белая.

Грудка пониже, какая по цвету? - Желтая.

А совсем в низу грудка, какая по цвету? - Красная.

Давайте повторим: грудка сверху белая, пониже желтая, а совсем в низу красная.

На голове что есть? - Красная шапочка, щечки.

А на крыльях зеркальца.

Давайте повторим: на голове красная шапочка, щечки; на крыльях зеркальца.

А теперь давайте повторим весь рассказ:

Дятел : небольшой. Тело : продолговатое. Хвост : короткий. Лапы : сильные, цепкие. Крылья : короткие. Голова : круглая. Клюв : острый, крепкий. Оперенье : пестрое. Голова, спина, хвост и крылья : серо-черные. Грудка сверху : белая, пониже : желтая, а совсем в низу : красная . На голове есть : красная шапочка, щечки. На крыльях есть : зеркальца.

5. Пальчиковая гимнастика "Птицы на кормушке"

Дети выполняют стоя у столов. Один ребенок показывает.

Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело, мы расскажем:
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках -
Всем хватило зернышек!

Повторяется гимнастика 3 раза, слова произносятся с разной силой голоса.

6. Чтение адаптированного для пересказа текста рассказа М. Пришвина "Дятел"

У писателя Михаила Пришвина есть рассказ, который так и называется "Дятел". Предлагаю вам послушать его.

М. Пришвин

Видел дятла: летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская по шелушению шишек. Пробежал вверх по стволу до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит старая шишка, а новую шишку некуда девать.

И горе, какое! Нечем сбросить старую шишку: клюв-то занят. Тогда дятел, совсем как сделал бы человек, зажал новую шишку между грудью своей и деревом, освободил клюв и выбросил старую шишку. Потом новую шишку поместил в мастерскую и заработал.

Такой он умный, всегда бодрый и деловой.

Как называется рассказ?

Кто написал этот рассказ?

Что нес дятел?

Как нес дятел шишку?

Куда он нес шишку?

Куда сел дятел?

Что у дятла на березе?

Какое горе у дятла?

Почему дятел не смог сбросить шишку?

Что придумал дятел?

Почему дятла называют лесным доктором?

Какую пользу приносит дятел?

8. Повторное чтение рассказа и пересказ текста с опорой на иллюстративный материал, по цепочке.

9. Итог занятия.

Чем мы сегодня занимались на занятии?

Понравилось вам занятие?

А что больше всего понравилось?

Нашей гостье тоже понравилось, как вы ей рассказали о дятле, и она вас хочет отблагодарить. У нее в кармашке кое-что для вас припасено.

«Писатель Пришвин» - Книжная выставка в библиотеке «Лесная капель». Помощь муниципальных организаций и учреждений. Установление памятника писателю М.Пришвину. Помощь участвующих в проекте организаций. Государственная поддержка. Февраль 2006 - июнь 2006г. Услуги волонтеров. Проведение Российской научно-практической конференции по творчеству писателя М.Пришвин В Карелии.

«Пришвин по литературе» - Учился в сельской школе, потом в Елецкой гимназии Липецкой губернии. К.Паустовский. Миша Пришвин 8 лет. Рассказ о жизни Насти и Митраши - сказка или быль? Михаил Михайлович Пришвин. Под Костромой 1931 Кабардино-Балкария 1936. Цель урока: Финал. Дом, в котором родился М. Пришвин. Михаил Михайлович Пришвин 1873-1954.

«Пришвин» - В 1885 году Пришвин с друзьями-гимназистами попытался совершить побег в “Азию”. Пришвин в детстве. В учёбе Пришвину везло и не везло одновременно. Туда поступали дети, уже умеющие читать и писать. Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу! Михаил михайлович пришвин.

«М.М.Пришвин Кладовая солнца» - Мастерство Митраши. Повышается мотивация обучения. Разработка и использование собственных авторских программ. Настя. Собирай в корзинки Клюкву – ягоду с перинки. Использование ресурсов Интернет http://rus.goruo.kostanay.kz/. Покажи мне – и я запомню. Бочонок. «Кладовая солнца». Работа с программой Microsoft Publisher.

«Пришвин Моя родина» - М.М. Пришвин «Моя Родина». 1873-1954. М. Пришвин на охоте. Общечеловеческие ценности. Пробуждение природы. М. Пришвин в Переславль-Залесском. М. Пришвин за работой. Высшая ценностьчеловеческая жизнь. К числу общечеловеческих ценностей относится и природа. Михаил Михайлович Пришвин.

«Урок Пришвин Кладовая солнца» - Почему Травке трудно было привыкать к дикой жизни? Почему Настя забыла о брате? Беседа по вопросам: Устное рисование Как изображает детей автор? Приключения Насти в лесу. Как автор относится к Митраше? Кто рассказывает историю? Тема урока: М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Как животные реагируют на появление детей в лесу?

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

компенсирующего вида №1 детский сад « Лесная сказка»

Конспект урока литературы «Чтение рассказа М. Пришвина «Дятел»

подготовила

учитель-логопед

Шлыкова Елена Евгеньевна

г. Саров

2010 г.

Тема: Чтение рассказа М. Пришвина «Дятел».

Цель:

    Познакомить детей с содержанием рассказа М. Пришвина «Дятел».

    Учить детей понимать смысл литературного текста.

    Расширить представление детей о повадках дятла.

    Обогатить словарный запас.

    Формировать положительный отклик на чтение авторского произведения.

Предварительная работа.

Чтение рассказов о птицах.

Рассматривание птиц на картинках.

Рассказывание о дятлах (по А.Э. Брему).

Беседа об особенностях строения дятла и его повадках.

Оборудование.

Демонстрационный материал: серия картин к рассказу «Дятел»; картинки — символы с предлогами, схемы слов «дятел», «сорока».

Раздаточный материал: предметные картинки: воробей, дятел, сорока, ворона; рисунок — схема к рассказу, карточки — цифры, карандаши.

I . Организационный момент.

Дидактическое упражнение «Выложи правильно».

Цель : Развивать слуховую память.

Инструкция педагога:

Послушайте название птиц, запомните и выложите в той же последовательности: воробей, сорока, дятел, ворона.

Дополнительное задание:

а) Скажите, название какой птицы начинается на мягкий согласный звук?

б) Положите картинку к подходящей схеме.

ОО ООО ОО ОО ОО

з к з к с с к с к с к

II. Работа по теме.

    Сообщение темы занятия:

    Чтение адаптированного текста рассказа М. Пришвина «Дятел».

Летел дятел и нёс в клюве большую еловую шишку. Сел на берёзу, где у него была мастерская для шелушения шишек. Пробежал вверх по стволу с шишкой в клюве до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит отработанная и несброшенная шишка, и новую шишку некуда девать.

И — горе какое! Нечем сбросить старую шишку: клюв — то занят. Тогда дятел, совсем как сделал бы человек, зажал новую шишку между грудью своей и деревом, освободил клюв и сбросил клювом старую шишку. Потом новую поместил в свою мастерскую и заработал.

    Повторное чтение текста, с установкой на запоминание слов — действий.

    Подбор действий к дятлу на материале рассказа М. Пришвина «Дятел».

Дидактическое упражнение «Прочитай и назови».

Цель : Упражнять в чтении слов на карточках и учить их выкладывать в правильной последовательности, в соответствии с текстом рассказа.

Инструкция педагога:

Вспомните слова — действия, которые помогли нам узнать больше о дятле, а для этого прочитайте слова на карточках:

Летел

Сел

Пробежал вверх по стволу

Зажал новую шишку

Освободил клюв

Выбросил старую шишку

Поместил в мастерскую

Заработал клювом

Шелушил шишку

а) карточки со словами разместить под картинками на доске;

б) проговорить фразы с опорой на картинки и слова.

III . Физкультминутка:

Отдых нам — физкультминутка,

Занимай свои места.

Мы согнёмся, разогнёмся,

Повернёмся, улыбнёмся.

Соберём руками солнце,

Из оконца, из оконца.

Пустимся потом мы вскачь,

Как большой упругий мяч.

IV . Продолжение работы по теме занятия.

    Беседа по содержанию рассказа.

Логопед: — Как называется рассказ?

Дети: — Дятел.

Логопед: — Кто его написал?

Дети: — Михаил Пришвин.

Логопед: — Что дятел нёс в клюве?

Дети: — Шишку.

Логопед: — Куда он нёс еловую шишку?

Дети — На берёзу, в мастерскую.

Логопед: — До какого места пробежал дятел с шишкой?

Дети: — До знакомого места, до развилины.

Логопед: — Что увидел дятел в развилине?

Дети: — Отработанную шишку.

Логопед: — Какое горе у дятла?

Дети: — Нечем сбросить старую шишку, клюв занят.

Логопед: — Что придумал дятел, чтобы сбросить отработанную шишку?

Дети: — Зажать новую шишку между грудью и деревом и освободить клюв.

Логопед: — С кем сравнивает автор дятла?

Дети: — С человеком.

Логопед: — Что дятел сделал потом?

Дети: — Поместил новую шишку в мастерскую и заработал.

Логопед: — О чем говорит этот поступок дятла? Какой он?

Дети: — Умный, сообразительный, мудрый, догадливый, трудолюбивый.

    Установление последовательности событий в рассказе с помощью карточек с цифрами и составление плана рассказа путём выделения ключевой фразы.

Дидактическое упражнение «Что было сначала, а что потом?»

Цель : Учить устанавливать последовательность событий, обозначая её цифрами.

Инструкция педагога:

Отметьте на картинке цифрами, что было сначала, а что потом?

    Проговаривание фраз с предлогами с опорой на картинки.

V . Итог. Что нового мы узнали о дятле?

Список использованной литературы

    БРЕМ А.Э. Жизнь животных. Птицы. — М.: ТЕРРА, Т.2, 1992.

    Кнушевицкая Н.А. Стихи и речевые упражнения по теме «ПТИЦЫ». — М.: » Издательство ГНОМ и Д», 2008.

    Коваленко В.В., Коваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001, с. 33-34.

    Коваленко В.В., Коваленко С.В. Развитие связной речи. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001, с. 13-17.

Рассказ Михаила Пришвина о лесном докторе - рассказ о дятле, который спас осину.

ЛЕСНОЙ ДОКТОР

Мы бродили весной в лесу и наблюдали жизнь дупляных птиц: дятлов, сов. Вдруг в той стороне, где у нас раньше было намечено интересное дерево, мы услышали звук пилы. То была, как нам говорили, заготовка дров из сухостойного леса для стеклянного завода. Мы побоялись за наше дерево, поспешили на звук пилы, но было уже поздно: наша осина лежала, и вокруг её пня было множество пустых еловых шишек. Это всё дятел отшелушил за долгую зиму, собирал, носил на эту осинку, закладывал между двумя суками своей мастерской и долбил. Около пня, на срезанной нашей осине, два паренька только и занимались тем, что пилили лес.

— Эх вы, проказники! — сказали мы и указали им на срезанную осину. — Вам велено сухостойные деревья, а вы что сделали?

— Дятел дырки наделал, — ответили ребята. — Мы поглядели и, конечно, спилили. Всё равно пропадёт.

Стали все вместе осматривать дерево. Оно было совсем свежее, и только на небольшом пространстве, не более метра в длину, внутри ствола прошёл червяк. Дятел, очевидно, выслушал осину, как доктор: выстукал её своим клювом, понял пустоту, оставляемую червём, и приступил к операции извлечения червя. И второй раз, и третий, и четвёртый... Нетолстый ствол осины походил на свирель с клапанами. Семь дырок сделал «хирург» и только на восьмой захватил червяка, вытащил и спас осину.

Лето в рассказах М. Г. Пришвина

Рассказ о природе в пожилую пору года

Первый рак

Гремел гром и шел дождь, и сквозь дождь лучило солнце и раскинулась широкая радуга из конца в конец. В это время распускалась черемуха, и кусты дикой смородины над самой водой позеленели. Тогда с какой-либо рачьей печури выдвинул главу и шевельнул усом своим первый рак

Недовольная жаба

Даже вода взволновалась, - вот к чему взигрались жабы. Потом они вышли из воды и разбрелись по земле: вечером было, - что ни шаг, то жаба

В эту теплую ночь все жабы тихонечко урчали и даже те урчали, кто был недовольный судьбой: в такую-то ночь стало хорошо и недовольной жабам, и она вышла из себя и, как все, заурчала

Осиновый пух

Снимал жгутики с осины, которые распускают пухнул. Против ветра, солнца, как пушинки, летели пчелы, не разберешь даже - пух или пчела, или семена растения летит для прорастания или насекомое летит за добычей

Так тихо, что за ночь летающий осиновый пух осел на дороги, на заводе, и все это словно снегом покрыто. Вспомнился осиновый трать, где пухнул в ней лежал толстым пластом. Мы его произвели поджог, огонь метнулся по роще, и стало все черным

Осиновый пух - это большое событие весны. В это время поют соловьи, поют кукушки и иволги. Но сразу поют уже и летные подкрапивнички.

Время вылета осинового пуха меня каждый раз, каждую весну чем-то огорчает: растрата насинь тут, кажется, больше даже, чем у рыб во время икрометания, и это подавляет меня и беспокоит

В то время, как со старых осин летит пух, молодежи переодеваются со своей коричневой детской одежды в зеленую, как сельские девушки в годовой праздник показываются на гулянку то в одном одежде, то вдругом.

После дождя горячее солнце создало в лесу парник с дурманным ароматом роста и тление: роста березовых почек и молодой травы и тоже ароматного, но по-другому, тление прошлогодних писем. Старое сено, соломины, мочально-желтые купены - все поростает зеленой травой. Позеленели и березовые сережки. Из осин летят семян-гусеницы и виснут на всем. Вот совсем недавно торчала высоко прошлогодняя высокая густая метелка белоуса раскачиваясь, сколько раз, наверное, она пугала и зайца и птичку. Осиновая гусеница упала на нее и сломила ее навсегда, и новая зеленая трава сделает ее невидимой, но это еще нескоро, еще долго будет старый желтый скелет одеваться, обрастать зеленым телом новой весны

Третий день уже сеет ветер осиной, а земля без усталости требует все больше и больше насинь. Поднялся ветерок, и еще больше полетело насинь осиновых. Вся земля закрыта осиновыми червяками. Миллионы насинь ложатся, и только немного из миллиона прорастет, и все-таки осинники вырастет сначала такой густой, что заяц, встретив его на пути, обежит.

Между маленькими осинками в скором времени начнется борьба корнями за землю и областями за свет. Осинники начинает прореживаться, и когда достигнет высоты роста человека, заяц тут начнет ходить грызть кору. Когда поднимется светолюбивый осиновый лес, под него пологом, прижимаясь робко к осинкам, пойдут теневыносливые елки, мало-помалу они обгонят осины, удушат своей тенью светолюбивое дерево с вечно трепещущими письмами

Когда погибнет весь осиновый лес и на него месте завьет сибирский ветер в еловой тайге, одна осина где-нибудь в стороне на лужайке уцелеет, в ней будет много дупел, узлов, дятлы начнут долбить ее, скворцы поселятся в дуплах дятлов, дикие голуби, синичка, белка побывает, куница. И, когда упадет это большое дерево, местные зайцы придут зимой грызть кору, за этими зайцами - лисицы: тут будет звериный клуб. И так, подобно этой осине, надо изобразить весь связанный чем-то лесной мир

Я даже устал смотреть на этот посев: ведь я - человек и живую постоянно в изменении горя и радости. Вот я утомлен, не надо мне этих осин, этой весны, вот мне кажется, даже именно "я" мое растворяется в боли, даже сама боль исчезнет, - нет ничего. Так на старом пне, опустив главу на руки, глаза в землю, сижу я, не оборачивая никакого внимания, которые осиновые гусеницы обсыпают меня. Ничего ни плохого, ни хорошего... Существую как продолжения старого пня, который обсыпается насиннями осины

Но вот я отдохнул, с удивлением из необычно приятного моря покоя прихожу у себя, оглядываюсь и снова все делаю замечание и всему радуюсь

Красные шишки

Росы холодные и свежий ветер днем уменьшают пожилой жар. И только потому еще можно ходить в лесу, а то бы теперь видимо-невидимо было оводов днем, а по утрам и по вечерам комаров. По-настоящему теперь бы время мчаться обезумевшей от оводов коням в поле прямо сповозками.

В свежее солнечное утро иду я у лес полями. Рабочие люди спокойно отдыхают, окутываясь паром своего дыхания. Лесная лужайка вся насыщена росой холодной, насекомого спят, много цветов еще не раскрывали венчиков. Шевелятся только письма осины, из тучной верхней стороны письма уже обсохли, на нижней бархатная роса держится мелким бисером

Здрастуйте, знакомые елки, как поживаете, что нового?

И они отвечают, что все благополучно, что за это время молодежи красные шишки дошли до половины настоящей величины. Это правда, это можно проверить: старые порожни рядом с молодыми висят на деревьях

Из еловых пропастей я поднимаюсь к солнечной опушке, по пути в глуши встречается ландыш, она еще сохранил всю свою форму, но слегка пожелтел и больше не пахнет

Пень-Муравейник

Есть старые пни в лесу, все покрытые, как швейцарский сыр, дырочками, и сохранившие крепкую свою форму. Если, однако, придет сесть на такой пень, то перегородки между дырочками, наверное, разрушаются, и чувствуешь, что сам на пне немного осел. И когда ощутишь, что немного осел, то вставай немедленно: из каждой дырочки этого пня под тобой выползет множество муравьев, и ноздреватий пень окажется весь сплошным муравейником, который сохранил обличие пня

Запад года

Для всех теперь только начало лита, а у нас мера года: деньки ведь уже убывают, и, если рожь зацвела, значит, по пальцам можно подсчитать, когда ее будут жать

В косых утренних лучах на опушке ослепительная белизна берез, белее мраморных колонн. Тут, под березами, еще цветет своими необыкновенными цветами жостер, боюсь, что неважно завязалась рябина, а малина сильная и смородина сильная, с большими зелеными ягодами

С каждым днем теперь все реже и реже слышится в лесу «ку-ку», и все больше и больше нарастает сытое пожилое молчание с перекличкой детей и родителей. Как редчайший случай - барабанная трель дятла. Услышишь вблизи, даже вздрогнешь и думаешь: «нет или кого?» Нет больше общего зеленого шума, вот и певческий дрозд - поет как хорошо, но поет он один-одинешенек. Может быть, эта песенка теперь и лучше звучит - впереди самое лучшее время, ведь это самое начало лита, через два дня Семик. Но одинаково, того чего-то больше уж нет, то прошло, началась мера года

Темный лес

Темный лес хороший в яркий солнечный день, - тут и прохлада и чудеса световые райской птицей кажется дрозд или сойка, когда они, пролетая, пересекут солнечный луч, письма простейшей рябины в подлеске вспыхивают зеленым светом, как в Казкахшехерезади.

Чем ниже спускаешься чащей к реки, тем гуще заросли, тем более прохлада, пока, в конце концов, в черноте теневой, между завитыми хмелем ольхами, не сверкнет вода бочага и не сдастся на березе его влажный песок. Надо тихо идти: можно увидеть, как горлинка тут пьет воду. После на песке можно любоваться отражениями ее кавычек и рядом - всяких лесных жителей: вот и лисица прошла

Тому лес называется темным, что солнце смотрит у него, как в оконце, и не все видит. Так вот нельзя ему увидеть барсуковые норы и возле них хорошо втрамбовану песчаную площадку, где катаются молодые барсуки. Нор тут нарито множество, и, очевидно, все через лисицу, которая поселяется в барсуковых норах и смрадом своей, неопрятностью выживает барсука. Но место замечательное, сменить не хочется: песчаный холм, со всех сторон овраги, и все такой чащей заросло, что солнце смотрит и ничего увидеть не может в свое небольшое окошко

лужайка, Щозаростае,

Лесная лужайка. Вышел я, стал под березкой. Что делается! Елки, одна к другой, так сильно густели и вдруг останавливались все у большой лужайки. Там, на другой стороне лужайки, были тоже елки и тоже остановились, не смея тронуть дальше. И так вокруг всей лужайки стояли густые высокие ели, каждая высылая впереди себя березку. Вся большая лужайка была покрыта зелеными бугорками. Это было все наработано когда-то кротами и потом заросло и покрылось мхами. На эти взрытые кротами бугорки падало семена и вырастали березки, а под березкой, под ее материнской защитой от мороза и солнца вырастала тенелюбивая елка. И так высокие ели, не смея открыто самые выслать своих малышей на полянку, высылали их под покровом березок и под их защитой переходили лужайку

Пройдет сколько-то положенных для дерева лет, и вся лужайка зарастет одними елками, а березы-покровительницы зачахнут в тени

Рожь наливает

Рожь наливает. Жара. По вечерам солнце косыми лучами ложится на рожь. Тогда каждая полоска ржи, как перина: это вышло поэтому, что воде между полосками было хорошо стекать. Так на перышке со скатами рожь выходит лучше. В лучах призахидного солнца теперь каждая полоска-перина так пышная, так привлекательная, что самому на каждую хочется лечь и поспать

Ель и березка

Ель хорошая только при сильном солнечном свете: тогда ее обычная чернота просвечивает самой густой, сильнейшей зеленью. А березка мыла и при солнце, и в самый серый день, и при дождика

Дятел

Видел дятла: летел короткий (хвостик у него ведь маленький), насадивши себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская для шелушения шишек. Пробежав вверх по стволу с шишкой на клюве к знакомому месту, он увидел, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчала отработанная и несброшенная шишка, и новую шишку ему никуда было упекать. И нельзя было ему, нет чем было снять старую: клюв был занят

Тогда дятел, совсем как сделал бы в него положении людин, новую шишку зажал между грудью своей и деревом, а уволенным клювеом быстро выбросил старую шишку, потом новую поместил в свою мастерскую и заработал

Такой он умный, всегда бодрый, бодрый и деловой

Лесные жилье

Мы нашли осинку со старым дятловим гнездом, которая сейчас облюбовала пары скворцов. Еще видели одно старое квадратное дупло, очевидно желни, и узенькую длинную щелку на осине, из которой выскочила гаечка.

Нашли на елях два гайна (Гайно - Беличьи гнезда), темные клубки прутов, в которых снизу ничего не рассмотришь. Оба гайна содержались на елках средней высоты, так что во всем большом лесу белки занимали средний сверх. Нам удалось также застать белку внизу и загнать ее невысоко на дерево. Белка была еще во всем зимнем мехе

Сарычи вились над вершинами деревьев, наверное, тоже у гнезда. Дежурный ворон или едва не за полкилометра от своего гнезда с криком делал свой облет

С чрезвычайной скоростью промчалась тетерка и удачно взбила полет преследующего ее ястреба. Промахнувшись, он разочарованно сел на сук дерева. У него была белая глава: очевидно, это был кречет или сокол

Дупла дятлов приходится искать точно так же, как и грибы: все время напряженно смотришь перед собой по сторонам, куда только хватает зрения, и все ничком и ничком, хотя дупла дятлов, конечно, вверху. Это поэтому, что именно вот в это время дятлы начинают долбить себе гнезда и роняют светлую посорку на еще темную, не покрытую зеленью землю. По этим посоркам и узнаешь, какое дерево избрал себе дятел. Очевидно, ему не так-то легко выбрать себе подходящее дерево: постоянно видишь близ дупла, отработанного дятлом, начала их на этом дереве или на соседние. Чудесно, что огромное большинство найденных нами дупел располагалась непременно под осиновым грибком. Делается это, чтобы предохранить гнезда от дождя, или гриб показывает дятлу выгодное ему, мягкое для долбление место, - мы пока решить не могли

Интересно было дупло в верхушки небольшой березы, которая распадается от гниения. Высота ее - метра четыре, одно дупла было у самого верха, другое делалось немного ниже под грибком. Рядом с этим стовбуром деревья валялась его верхняя часть, порохнява, насыщенная, как губка, водой. И самый ствол с дуплом неважно держался, - стоило едва качнуть его, и он бы свалился. Но, может быть, долбления была не для гнезда

У старого пня

Пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется пусто, то сам виноватый

Старые умершие деревья, их огромные старые пни окружаются в лесу полным покоем, сквозь области падают на их тьму горячие лучи, от теплого пня вокруг все согревается, все растет, двигается, пень прорастает всякой зеленью, покрывается всякими цветами. На одном только светлом солнечном пятнышке на горячем месте расположились десять коньков, две ящерицы, шесть больших мух, два шлака... Вокруг высокие папортники собрались, как гостей, редко ворвется к ним самое нежное дыхание где-то шумящего ветра, и вот в гостинной у старого пня один папортник наклонился к другому, шепнет что-то, и тот шепнет третьему, и все гости обменяются мнениями

Г. Пришвин "Поры года"