50 лет назад советская военная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд по скорости движения под водой – более 80 километров в час. Ни одна торпеда в те времена не могла угнаться за этим подводным ракетоносцем. Вслед за ним Советский Союз выпустил в Мировой Океан еще более десятка скоростных подводных «убийц авианосцев». Но сейчас ни одного из них уже нет. Кто и как торпедировал отечественный скоростной подводный флот?


Ровно полвека назад в списки кораблей Военно-морского флота СССР была зачислена подводная лодка К-162 (известная позднее также как К-222). Самой лодки как таковой на тот момент еще не было – она только строилась на стапелях «Севмаша». Однако, ни у военных, ни у отечественных корабелов не было ни малейшего сомнения в том, что К-162 через несколько лет будет достроена, сдана в эксплуатацию, и вступит в строй.

Эта уверенность, видимо, основывалась на том, что первая атомная подводная лодка проекта 661 «Анчар» должна была ознаменовать собой появление у Советского Союза совершенно нового класса подводных лодок, предназначенных для торпедно-ракетных ударов по авианосным соединениям противника.

Напомню, что к середине прошлого века в США окончательно сложилась новая военная стратегия, которая предусматривала создание тотального господства этой страны на просторах Мирового Океана. Основным инструментом для этого было выбрано наращивание мощности морских наступательных сил в виде авианосных ударных групп (АУГ). У СССР, который к тому времени еще не оправился от войны, денег на строительство авианосцев не было. И не было, по сути, и эффективных средств борьбы с ними в открытом океане. Дальность стрельбы торпедами советских субмарин того времени не превышала 3-4 км. А для того, чтобы произвести ракетный залп по американским АУГ, советским подлодкам пришлось бы сначала всплывать на поверхность, что лишало атаку на АУГ всякой внезапности. Поэтому политическое и военное руководство СССР поставили перед советскими конструкторами и инженерами задачу создать крылатую ракету, которая бы с подводного старта могла поражать крупные надводные корабли на расстояние несколько десятков километров, и соответствующий подводный носитель этого .

Такой ракетный комплекс П-70 «Аметист» в ОКБ-52 под руководством Владимира Челомея был создан в конце 60-х годов прошлого века. Низколетящая противокорабельная ракета (ПКР) с подводным стартом, конечно, проигрывала ПКР, запускаемой с поверхности, по дальности (до 80 км) и по массе боевой части. Однако, на тот момент это был революционный шаг. Во – первых, ни у кого в мире такой ракеты еще не было, а во-вторых, советским корабелам удалось создать уникальный корабль для несения и запуска этих ракет.

Носитель П-70 - подводная лодка К-162, разработанная ЦКБ-16 (ныне – «Малахит») под руководством академика Николая Исанина, на тот момент представляла из себя, фактически, квинтэссеницию советской военной инженерной кораблестроительной мысли. В советской кораблестроительной школе как-то так повелось, что степень технической новизны при создании головного, а затем и серийного проекта не должна превышать 20-25% по сравнению с предыдущим поколением лодок. В случае же с опытно-экспериментальной лодкой пр.661 конструкторам было прямо запрещено использовать уже существующие решения. В итоге эту лодку проектировали и строили более 10 лет – с конца 50-х годов прошлого века по 31 декабря 1969 года, когда был подписан приемный акт и корабль вступил в строй. Но что это была за лодка!!!

В первом «Анчаре» были воплощены в жизнь почти 400 совершенно новых технических решений. Специально для него, например, была разработана двухвальная атомная пароэнергетическая установка мощностью по 40 тысяч л. с., на каждом валу (эта мощность вдвое превосходила на тот момент мощностью любых подлодок в мире). Эта установка включала в себя две автономные группы оборудования левого и правого бортов и состояла из двух реакторов, двух главных турбозубчатых агрегатов, двух автономных турбогенераторов и вспомогательного оборудования. Запасы ядерного горючего в реакторах могли обеспечить более четырех кругосветных плаваний полным подводным ходом без перезарядки активной зоны реактора. Управление пароэнергетической установкой осуществлялось оператором дистанционно из поста управления, путем задания необходимого режима с автоматическим выводом на мощность по заданному режиму хода с помощью автоматизированной системы управления защиты и контроля. Степень автоматизации и телеметрии на К-162 вообще на порядок превосходила ту, что применялась в тот момент на советских и зарубежных атомных подводных лодках. Степень комфорта для экипажа – тоже. К-162 даже внешне кардинально отличалась от советских атомных подводных лодок 1-го поколения - носителей крылатых ракет (пр.659, 675). Если первые были узкие и длинные, с заостренными носами, то корпус «Анчара» напоминал кита с большим закругленным носом.

Однако, главным отличием К-162 от всех существующих на тот момент подводных лодок мира являлся материал, из которого был изготовлен его прочный корпус – титан. В отличие от маломагнитных сталей, из которых строились и строятся сейчас корпуса всех подводных лодок мира, титановый сплав обладает более высокой прочностью, немагнитностью и стойкостью к коррозии. Правда, на тот момент не только в СССР, но и в мире не существовало технологий изготовления деталей из титана больших размеров и сварки их воедино с необходимыми прочностными характеристиками. Поэтому для строительства первой титановой подводной лодки длиной около 120 метров была радикально преобразована вся советская титановая индустрия. В результате Запорожский и Березниковский титаномагниевые комбинаты смогли производить крупные слитки массой четыре – шесть тонн для подлодок, а на «Севмаше» было создано самое совершенное сварочное производство титановых сплавов с аргоногелиевой защитой.

Итогом все этих усилий стала атомная подводная лодка с 10 установками для подводного запуска крылатых ракет, которая на государственных испытаниях в конце 1969 года при мощности реактора 80% на глубине 100 метров развила скорость 42 узла (77 км в час). Годом позже новая советская подводная лодка официально установила мировой рекорд скорости движения под водой, разогнавшись на той же глубине до скорости 44,7 узла (почти 83 км в час). Что это значило для вероятного противника, российские военные моряки продемонстрировали в 1971 году, когда К-162 в Атлантическом океана «села на хвост» ударному авианосцу 6-го флота США «Саратога», возвращавшегося из Средиземного моря в Майами, и несколько часов преследовала его, периодически обгоняя под водой идущий «на всех парах» авианосец (его скорость в тот момент составляла 30 узлов).

Таким образом, благодаря ПЛ проекта «Анчар», Советский Союз получал мощное средство борьбы против подводных лодок и авианесущих соединений вероятного противника. Эти лодки могли стремительно приближаться к вражеским кораблям, эффективно атаковать их из-под воды, и столь же стремительно уходить из-под удара. «Анчар» на тот момент физически не могли догнать не только корабли противника, но и выпущенные им в сторону новых советских подводных лодок торпеды (скорость торпед в 70-е годы прошлого века не превышала 25 узлов в режиме поиска цели и 40 узлов в режиме сближения с нею).

Однако, в серию подводные лодки пр.661 «Анчар» так и не пошли. Прослужив почти 20 лет, в 1988 году К-162 была выведена из состава ВМФ и осенью 2010 года утилизирована.

Наиболее очевидной причиной того, что «Анчар» так и не пошел в серию, является стоимость лодки. Титановый корпус подводной лодки, по словам генерального директора «Малахита» Владимира Дорофеева, стоит в 5-6 дороже, нежели корпус из маломагнитной стали. И даже с учетом огромных мобилизационных возможностей советского времени, экономика СССР, очевидно, не могла потянуть серийное строительство ПЛ пр.661 «Анчар». По некоторым данным, стоимость первой лодки могла составить до 1% годового ВВП Советского Союза периода 60-х годов прошлого века. Второе обстоятельство, повлиявшее на судьбу проекта «Анчар» - акустическая заметность лодки. С одной стороны, титановый корпус делал эту лодку практически незаметной для гидролокаторов противника. Но только до скорости хода 35 узлов. Когда же лодка разгонялась свыше этой скорости, появлялся сильный внешний гидродинамический шум, созданный турбулентным потоком при обтекании корпуса ПЛА. Причем в районе центрального поста лодки этот шум достигал уровня 100 децибелл. Это равносильно шуму вагона метро, проходящего от вас в нескольких метрах, или недалеким раскатам грома. Причем, никто в мире об этом не знал – этот факт обнаружился как раз при эксплуатации К-162. И что с этим делать, до сих пор толком тоже никто не знает. Поэтому скорость всех крупных и российских, и американских подводных лодок третьего-четвертого поколения, построенных в последние полтора десятка лет, по открытым данным, не превышает 35 узлов.

В итоге, проект «Анчар» трансформировался по двум направлениям. Еще во времена строительства в Северодвинске К-162, в Нижнем Новгороде, на судостроительном заводе «Красное Сормово» по проекту ЦКБ «Лазурит» для несения новых крылатых ракет «Аметист» начали строить атомные лодки проекта 670 «Скат». За счет стального корпуса они были относительно дёшевы, обладали меньшим, чем «Анчар» водоизмещением (3580 тонн надводного водоизмещения против 5197 тонн), ходили под водой на скорости 25 узлов, но со своей задачей – караулить вражеские авианосцы, вполне справлялись. В 60-70-х годах прошлого века было построено, в общей сложности, 17 таких лодок, на каждой из которых стояло по 8 пусковых установок П-70 . Все «Скаты» были уничтожены с 1991 по 1994 годы.

Эстафету в скорости «Анчар» передал атомным подводным лодкам «Лира». У них тоже были титановые корпуса, и эти небольшие (надводным водоизмещением 2300 тонн) лодки могли развивать скорость до 41 узла. Ракет на них не было - только торпеды, поскольку лодки этой серии предназначались для поиска и уничтожения вражеских субмарин. При этом лодки получились чрезвычайно верткими – на разгон до полного хода им требовалось не более 1 минуты, а за 42 секунды лодка могла развернуться на 180 градусов. По открытым данным, с 1971 по 1981 год в Ленинграде и на «Севмаше» было построено 7 таких лодок. Все они были выведены из состава флота также в начале 90-х годов прошлого века. Вот так, по сути, закончилась история советских скоростных подводных лодок с титановыми корпусами. Далее конструкторы пошли по пути применения других технических решений для увеличения скорости подводных лодок до 35 узлов. При этом несколько подводных лодок с корпусами из титана, построенных в советское время, по-прежнему находятся в составе ВМФ России – две лодки проекта 945 «Барракуда» (одна из них сейчас модернизируется), две лодки проекта 945А «Кондор», и, предположительно, одна лодка пр.941 «Акула» (ее прочный корпус также сделан из титановых сплавов). Но это уже другая история.

Самой быстрой подводной лодкой на текущий момент считается К-222 - советская подлодка, вооруженная ракетами П-70 «Аметист». Ее максимальная скорость составляла 42 узла или чуть более 80 км/ч. Обошлась нашему государству в кругленькую сумму, за что ее даже называли «Золотой рыбкой».

Решение о создании этого плавучего средства было принято в 1959 году. Тогда же началась работа над скоростной подводной лодкой с корпусом из титана, новой атомной энергетической установкой и крылатыми ракетами на борту, которые могли наносить удары по авианосцам . Руководство запретило работникам использовать уже освоенное ими оборудование и приборы, что повлекло за собой не только увеличение сроков работ, но значительное удорожание проекта.

В 1961 году были утверждены первые чертежи, а год спустя на заводе «Севмаш» стартовало производство конструкций для корпуса из титана, который до этого момента вообще не использовали при строительстве подлодок. Создание самой лодки началось в 1963-ем, в 1968-ом ее успешно спустили на воду, а 31 декабря 1969 года был подписан акт о приеме плавсредства.

Что касается скорости, то на первых испытаниях подводная лодка смогла развить скорость в 42 узла при 80% мощности реактора, хотя создатели считали, что выше 38 узлов судно вряд ли разгонится. В 1971 году на мерной миле (это специальный участок в море, предназначенный для определения различных характеристик судна, включая скоростные) К-222 смогла показать скорость в 44,7 узла (около 83 км/ч). Однако уже на скорости выше 35 узлов появлялся шум, возникающий из-за из-за турбулентного характера обтекания лодки - он достигал отметки в 100 децибел на центральном посту, что приводило не только к дискомфорту экипажа, но и сводило на нет всю скрытность судна.

Первый дальний поход К-222 состоялся в сентябре 1971 года. Лодка прошла путь от Гренландского моря до Бразильской впадины и вернулась в порт 4 декабря. Во время похода она показала свои высокие скоростные характеристики. Интересно, что на борту находился экипаж из 129 человек, вместо положенных 83. За это время на поверхность воды судно поднималось лишь единожды.

В 1984 подводная лодка была выведена из эксплуатации и поставлена на прикол в Северодвинске. В 2008-ом началась подготовка по утилизации К-222. Спустя два года была утилизирована.

50 лет назад советская военная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд по скорости движения под водой – более 80 километров в час. Ни одна торпеда в те времена не могла угнаться за этим подводным ракетоносцем. Вслед за ним Советский Союз выпустил в Мировой Океан еще более десятка скоростных подводных «убийц авианосцев». Но сейчас ни одного из них уже нет. Кто и как торпедировал отечественный скоростной подводный флот?

Ровно полвека назад в списки кораблей Военно-морского флота СССР была зачислена подводная лодка К-162 (известная позднее также как К-222). Самой лодки как таковой на тот момент еще не было – она только строилась на стапелях «Севмаша». Однако, ни у военных, ни у отечественных корабелов не было ни малейшего сомнения в том, что К-162 через несколько лет будет достроена, сдана в эксплуатацию, и вступит в строй.

Эта уверенность, видимо, основывалась на том, что первая атомная подводная лодка проекта 661 «Анчар» должна была ознаменовать собой появление у Советского Союза совершенно нового класса подводных лодок, предназначенных для торпедно-ракетных ударов по авианосным соединениям противника.

Напомню, что к середине прошлого века в США окончательно сложилась новая военная стратегия, которая предусматривала создание тотального господства этой страны на просторах Мирового Океана. Основным инструментом для этого было выбрано наращивание мощности морских наступательных сил в виде авианосных ударных групп (АУГ). У СССР, который к тому времени еще не оправился от войны, денег на строительство авианосцев не было. И не было, по сути, и эффективных средств борьбы с ними в открытом океане. Дальность стрельбы торпедами советских субмарин того времени не превышала 3-4 км. А для того, чтобы произвести ракетный залп по американским АУГ, советским подлодкам пришлось бы сначала всплывать на поверхность, что лишало атаку на АУГ всякой внезапности. Поэтому политическое и военное руководство СССР поставили перед советскими конструкторами и инженерами задачу создать крылатую ракету, которая бы с подводного старта могла поражать крупные надводные корабли на расстояние несколько десятков километров, и соответствующий подводный носитель этого оружия.

Такой ракетный комплекс П-70 «Аметист» в ОКБ-52 под руководством Владимира Челомея был создан в конце 60-х годов прошлого века. Низколетящая противокорабельная ракета (ПКР) с подводным стартом, конечно, проигрывала ПКР, запускаемой с поверхности, по дальности (до 80 км) и по массе боевой части. Однако, на тот момент это был революционны шаг. Во – первых, ни у кого в мире такой ракеты еще не было, а во-вторых, советским корабелам удалось создать уникальный корабль для несения и запуска этих ракет.

Носитель П-70 - подводная лодка К-162, разработанная ЦКБ-16 (ныне – «Малахит») под руководством академика Николая Исанина, на тот момент представляла из себя, фактически, квинтэссеницию советской военной инженерной кораблестроительной мысли. В советской кораблестроительной школе как-то так повелось, что степень технической новизны при создании головного, а затем и серийного проекта не должна превышать 20-25% по сравнению с предыдущим поколением лодок. В случае же с опытно-экспериментальной лодкой пр.661 конструкторам было прямо запрещено использовать уже существующие решения. В итоге эту лодку проектировали и строили более 10 лет – с конца 50-х годов прошлого века по 31 декабря 1969 года, когда был подписан приемный акт и корабль вступил в строй. Но что это была за лодка!!!

В первом «Анчаре» были воплощены в жизнь почти 400 совершенно новых технических решений. Специально для него, например, была разработана двухвальная атомная пароэнергетическая установка мощностью по 40 тысяч л. с., на каждом валу (эта мощность вдвое превосходила на тот момент мощностью любых подлодок в мире). Эта установка включала в себя две автономные группы оборудования левого и правового бортов и состояла из двух реакторов, двух главных турбозубчатых агрегатов, двух автономных турбогенераторов и вспомогательного оборудования. Запасы ядерного горючего в реакторах могли обеспечить более четырех кругосветных плаваний полным подводным ходом без перезарядки активной зоны реактора. Управление пароэнергетической установкой осуществлялось оператором дистанционно из поста управления, путем задания необходимого режима с автоматическим выводом на мощность по заданному режиму хода с помощью автоматизированной системы управления защиты и контроля. Степень автоматизации и телеметрии на К-162 вообще на порядок превосходила ту, что применялась в тот момент на советских и зарубежных атомных подводных лодках. Степень комфорта для экипажа – тоже. К-162 даже внешне кардинально отличалась от советских атомных подводных лодок 1-го поколения - носителей крылатых ракет (пр.659, 675). Если первые были узкие и длинные, с заостренными носами, то корпус «Анчара» напоминал кита с большим закругленным носом.

Однако, главным отличием К-162 от всех существующих на тот момент подводных лодок мира являлся материал, из которого был изготовлен его прочный корпус – титан. В отличие от маломагнитных сталей, из которых строились и строятся сейчас корпуса всех подводных лодок мира, титановый сплав обладает более высокой прочностью, немагнитностью и стойкостью к коррозии. Правда, на тот момент не только в СССР, но и в мире не существовало технологий изготовления деталей из титана больших размеров и сварки их воедино с необходимыми прочностными характеристиками. Поэтому для строительства первой титановой подводной лодки длиной около 120 метров была радикальна преобразована вся советская титановая индустрия. В результате Запорожский и Березниковский титаномагниевые комбинаты смогли производить крупные слитки массой четыре – шесть тонн для подлодок, а на «Севмаше» было создано самое совершенное сварочное производство титановых сплавов с аргоногелиевой защитой.

Итогом все этих усилий стала атомная подводная лодка с 10 установками для подводного запуска крылатых ракет, которая на государственных испытаниях в конце 1969 года при мощности реактора 80% на глубине 100 метров развила скорость 42 узла (77 км в час). Годом позже новая советская подводная лодка официально установила мировой рекорд скорости движения под водой, разогнавшись на той же глубине до скорости 44,7 узла (почти 83 км в час). Что это значило для вероятного противника, российские военные моряки продемонстрировали в 1971 году, когда К-162 в Атлантическом океана «села на хвост» ударному авианосцу 6-го флота США «Саратога», возвращавшегося из Средиземного моря в Майами, и несколько часов преследовала его, периодически обгоняя под водой идущий «на всех парах» авианосец (его скорость в тот момент составляла 30 узлов).

Таким образом, благодаря ПЛ проекта «Анчар», Советский Союз получал мощное средство борьбы против подводных лодок и авианесущих соединений вероятного противника. Эти лодки могли стремительно приближаться к вражеским кораблям, эффективно атаковать их из-под воды, и столь же стремительно уходить из-под удара. «Анчар» на тот момент физически не могли догнать не только корабли противника, но и выпущенные им в сторону новых советских подводных лодок торпеды (скорость торпед в 70-е годы прошлого века не превышала 25 узлов в режиме поиска цели и 40 узлов в режиме сближения с нею).

Однако, в серию подводные лодки пр.661 «Анчар» так и не пошли. Прослужив почти 20 лет, в 1988 году К-162 была выведена из состава ВМФ и осенью 2010 года утилизирована.

Наиболее очевидной причиной того, что «Анчар» так и не пошел в серию, является стоимость лодки. Титановый корпус подводной лодки, по словам генерального директора «Малахита» Владимира Дорофеева, стоит в 5-6 дороже, нежели корпус из маломагнитной стали. И даже с учетом огромных мобилизационных возможностей советского времени, экономика СССР, очевидно, не могла потянуть серийное строительство ПЛ пр.661 «Анчар». По некоторым данным, стоимость первой лодки могла составить до 1% годового ВВП Советского Союза периода 60-х годов прошлого века. Второе обстоятельство, повлиявшее на судьбу проекта «Анчар» - акустическая заметность лодки. С одной стороны, титановый корпус делал эту лодку практически незаметной для гидролокаторов противника. Но только до скорости хода 35 узлов. Когда же лодка разгонялась свыше этой скорости, появлялся сильный внешний гидродинамический шум, созданный турбулентным потоком при обтекании корпуса ПЛА. Причем в районе центрального поста лодки этот шум достигал уровня 100 децибелл. Это равносильно шуму вагона метра, проходящего от вас в нескольких метрах, или недалеким раскатам грома. Причем, никто в мире об этом не знал – этот факт обнаружился как раз при эксплуатации К-162. И что с этим делать, до сих пор толком тоже никто не знает. Поэтому скорость всех крупных и российских, и американских подводных лодок третьего-четвертого поколения, построенных в последние полтора десятка лет, по открытым данным, не превышает 35 узлов.

В итоге, проект «Анчар» трансформировался по двум направлениям. Еще во времена строительства в Северодвинске К-162, в Нижнем Новгороде, на судостроительном заводе «Красное Сормово» по проекту ЦКБ «Лазурит» для несения новых крылатых ракет «Аметист» начали строить атомные лодки проекта 670 «Скат». За счет стального корпуса они были относительно дёшевы, обладали меньшим, чем «Анчар» водоизмещением (3580 тонн надводного водоизмещения против 5197 тонн), ходили под водой на скорости 25 узлов, но со своей задачей – караулить вражеские авианосцы, вполне справлялись. В 60-70-х годах прошлого века было построено, в общей сложности, 17 таких лодок, на каждой из которых стояло по 8 пусковых установок П-70 . Все «Скаты» были уничтожены с 1991 по 1994 годы.

Эстафету в скорости «Анчар» передал атомным подводным лодкам «Лира». У них тоже были титановые корпуса, и эти небольшие (надводным водоизмещением 2300 тонн) лодки могли развивать скорость до 41 узла. Ракет на них не было - только торпеды, поскольку лодки этой серии предназначались для поиска и уничтожения вражеских субмарин. При этом лодки получились чрезвычайно верткими – на разгон до полного хода им требовалось не более 1 минуты, а за 42 секунды лодка могла развернуться на 180 градусов. По открытым данным, с 1971 по 1981 год в Ленинграде и на «Севмаше» было построено 7 таких лодок. Все они были выведены из состава флота также в начале 90-х годов прошлого века. Вот так, по сути, закончилась история советских скоростных подводных лодок с титановыми корпусами. Далее конструкторы пошли по пути применения других технических решений для увеличения скорости подводных лодок до 35 узлов. При этом несколько подводных лодок с корпусами из титана, построенных в советское время, по-прежнему находятся в составе ВМФ России – две лодки проекта 945 «Барракуда» (одна из них сейчас модернизируется), две лодки проекта 945А «Кондор», и, предположительно, одна лодка пр.941 «Акула» (ее прочный корпус также сделан из титановых сплавов). Но это уже другая история.

Советские подводные лодки – не просто шедевр инженерной мысли или инструмент для обеспечения национальной безопасности. Многие из построенных и принятых в состав флота атомных субмарин поставили целую серию мировых рекордов, большинство которых не побито до сих пор.Королевская «Акула» Термин «подводная лодка» к субмаринам 941-го проекта применить можно лишь отчасти. Тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения значительно крупнее, мощнее и гораздо лучше оснащен, чем все атомные субмарины с баллистическими ракетами на борту. Масштаб подводного крейсера, пока тот находится у причальной стенки, оценить сложно. Над поверхностью воды гордо возвышается лишь небольшая его часть. Остальное скрыто под водой.Многосекционный прочный корпус, за счет которого повышается живучесть субмарины. В этом же корпусе скрыт главный секрет подводного крейсера – 20 пусковых установок для баллистических ракет Р-39. Историки флота отмечают, что одного полного залпа Р-39 в период холодной войны хватило бы, чтобы стереть в порошок практически все западное побережье США. Учитывая плотность населения, а также мощность каждой ракеты Р-39 после отделения головной части и разведения боевых блоков, так называемый «неприемлемый» ущерб территории и объектам инфраструктуры наносился с применением всего одной субмарины.Рекорды начали ставиться еще до того, как первая субмарина была спущена на воду. Для создания уникальной подводной лодки на заводе «Севмаш» построили огромный сборочный цех № 55 – самый большой из существующих цехов закрытого типа в то время. Другой рекорд также связан с процессом строительства подводного крейсера: до сих пор АПЛ 941-го проекта удерживают абсолютное лидерство по количеству задействованных в производственной цепочке подрядчиков.Историки отмечают, что каждое из тысяч предприятий поставляло заказчику не просто готовые решения для использования на борту, а оборудование, равного которому в мире не было еще десятки лет. Экипаж подводного стратегического крейсера из 160 человек мог совершать длительные боевые походы не только к «дальним рубежам», но и в сложные климатические зоны, боевое патрулирование в которых было сопряжено с огромным риском.К числу «особых» районов относится и Арктика, где «Акула», пробираясь подо льдами, могла длительное время оставаться невидимой для любых средств обнаружения. Ничего подобного подводным крейсерам стратегического назначения ни до, ни после советский и зарубежный военный флот на вооружение не принимал.«Подводная гончая» За максимальную скорость передвижения всегда боролись не только авиастроители и производители автомобилей. Способность передвигаться под водой быстрее противника играла на руку армии и государству практически в любом военном конфликте, ведь всего за пару дней субмарина с ракетным вооружением могла совершить «марш-бросок» и оказаться практически «на пороге вражеского дома». К истреблению корабельных соединений противника разработчики из ЦКБ-16 подошли основательно.Помимо ракетного вооружения, стараниями ученых и инженеров подводную лодку проекта 661 «Анчар» оснастили уникальной силовой установкой, благодаря которой АПЛ развивала фантастическую скорость – более 82 километров в час. Забегая вперед, стоит отметить, что подобными показателями не могут похвастаться многие современные субмарины, подводная скорость которых в среднем в два раза ниже. АПУ подводной лодки К-222 мощностью в 40 тысяч лошадиных сил на каждый вал позволяла перебрасывать уникальный противокорабельный комплекс молниеносно, и засечь передвижения подводной лодки на таких скоростях противник не мог даже с использованием самых современных средств разведки.Над созданием титанового корпуса К-222, благодаря которому и стали возможны подобные скоростные рекорды, трудилось большинство крупных металлургических предприятий Советского Союза. Еще одним редким свойством субмарины была автоматизация управления. Практически все ключевые операции производились операторами дистанционно, а система защиты реактора и других жизненно важных систем субмарины многократно дублировалось и была «отказоустойчивой»: даже при критических нагрузках и запредельных режимах функционирования вся автоматика работала надежно.При помощи десяти пусковых установок П-70 «Аметист» одна подводная лодка проекта 661 могла гарантированно отправить ко дну авианосец, а затем на полном ходу скрыться от преследования. Строительство уникальной подводной лодки обходилось стране недешево: на головную субмарину Советский Союз потратил около двух миллиардов рублей. Требования, предъявляемые к перспективному «подводному охотнику», советская промышленность удовлетворяла с успехом.В разговоре о конструктивных особенностях корабля слово «впервые» употребляется так часто, что любая АПЛ того времени, да и многие подлодки, построенные после, вполне справедливо могли бы позавидовать. Производство металла, его сварка и обеспечение прочности, автоматика, силовая установка, комплексы обнаружения и управления вооружением – многое из того, что было смонтировано внутри «Золотой рыбки», разрабатывалось специально.«Альфа-охотник» Продолжением уникальных технологий строительства «охотников за авианосцами» стали подводные лодки проекта 705 «Лира». От своего предшественника «Лиры» унаследовали ключевую особенность – прочный и вместе с тем легкий титановый корпус. Благодаря такому решению АПЛ проекта 705 могли действовать с маневренностью, недоступной любой другой субмарине. Серьезный опыт, накопленный советскими КБ и профильными НИИ в области строительства атомных подводных лодок, позволил возвести «Лиру» в ранг настоящего «убийцы авианосцев и подлодок».В движение подводная лодка проекта 705 приводилась с помощью уникального ядерного реактора с жидкометаллическим теплоносителем. Благодаря уникальной технологии экипаж «Лиры» мог разгонять боевой подводный снаряд до скорости в 76 километров в час. И хотя «Лира» уступает в максимальной скорости хода своему предшественнику, советским подводникам не составляло труда оторваться от любого преследования или, наоборот, настигнуть любое надводное и подводное судно. Над управлением и средствами автоматизации подводного истребителя разработчик поработал отдельно.Боевая информационно-управляющая система «Аккорд» и просчитанные алгоритмы работы позволили избавиться от ненужных средств контроля и оборудования, и в конечном счете все приборы для управления подводной лодкой были сосредоточены в одном месте – на центральном командном посту. «Комплексной автоматизацией такое решение назвать сложно. Это скорее переработка существовавших на тот момент схем и математики управления всей субмариной целиком», – отмечает историк флота Геворг Мелконян.Подводным лодкам принадлежит абсолютно уникальный рекорд: титановый гигант, благодаря совокупности качеств и профессионализму экипажа, был способен на полном ходу выполнять полный разворот на 180 градусов всего за 42 секунды. И хотя АПЛ была лишена ракетного вооружения, для борьбы с АУГ противника и подводными лодками хватало и торпед.Специалисты указывают, что при небольшой доработке проект 705 можно снова пустить в серию и создать на базе уникальной технологии современные многоцелевые АПЛ, эффективность которых за счет современных средств автоматизации и программного обеспечения можно повысить в разы. Советский «альфа-охотник» оказался практически неуязвимым для средств противолодочной борьбы ВМС США: глубина погружения и скорость позволяли советским подлодкам безнаказанно действовать в непосредственной близости от корабельных соединений.Глубоководный «Плавник» Глубина погружения подводной лодки – еще одна свойство, улучшения которого добивались и советские, и американские кораблестроители. Сложностей при строительстве АПЛ, способной на серьезные энергичные погружения, еще больше, чем при создании «гоночного охотника за авианосцами». При погружении на глубину на первый план выходит прочность корпуса подводной лодки, а не ее способность максимально быстро настичь жертву.Советская АПЛ 3-го поколения К-278 «Комсомолец» до сих пор является абсолютным рекордсменом по глубине погружения. 1027 метров – таков официальный результат АПЛ проекта 685 «Плавник». Единственная построенная по этому проекту подводная лодка была не только сверхпрочной и обладающей уникальными характеристиками, но и под завязку набитой современным вооружением. Шестью носовыми 533-миллиметровыми торпедными аппаратами, спроектированными с учетом высокой интенсивности работы, экипаж мог работать по подводным и надводным целям противника на любой глубине, в том числе на недоступных для зарубежных АПЛ глубинах.Экипаж АПЛ «Комсомолец» первым среди подводников отработал стрельбу торпедами на глубине в 800 метров. До советских подводников таким достижением похвастаться не мог никто. Эксперты отмечают, что погружения до такой глубины достаточно, чтобы затаиться и в нужный момент «обрушиться снизу» на любую подводную лодку противника. Однако самое большое достижение советской промышленности, науки и личного состава ВМФ – погружение «Комсомольца» на глубину 1027 метров.До сих пор ни одна из существующих АПЛ не побила этот рекорд. Не в последнюю очередь этого удалось добиться при помощи уникальной БИУС «Омнибус-685». Использование боевой информационно-управляющей системы нового типа позволяло максимально автоматизировать и упростить управление субмариной на любых глубинах. Историки и специалисты отмечают, что благодаря внедренным в конструкцию «Комсомольца» новшествам одна субмарина с опытным экипажем была способна затопить корабли противника с любым водоизмещением.Противокорабельный нож Необходимость обладания эффективным средством для борьбы с АУГ противника на определенном этапе холодной войны потребовала от разработчиков не только создания современной атомной подводной лодки, но и оснащения ее достаточным количеством специализированного вооружения. Успешная защита проекта АПЛ «Антей» 949-го проекта и серийное производство этих субмарин позволили не только получить универсальный «нож» для любой надводной «консервной банки» зарубежного производства, но и довести вероятность уничтожения АУГ противника практически до абсолютной.Рекорд, поставленный субмаринами этого проекта, как раз и связан с вооружением. Двадцать четыре противокорабельные ракеты 3М-45 комплекса П-700 «Гранит», размещенные внутри 12 спаренных пусковых шахт, позволяют за пару минут решить вопрос существования целой группы кораблей – от огромного авианосца до «конвойных» эсминцев и кораблей сопровождения. Согласно расчету экспертов, для гарантированного поражения авианосца из состава АУГ требуется три-четыре противокорабельные ракеты с обычной боевой частью или одна так называемая «специальная».Учитывая количество ракет на борту, одна АПЛ проекта 949 в состоянии обеспечить поражение АУГ, а группа АПЛ в состоянии зачистить целый ТВД от присутствия противника. К технологическому рекорду АПЛ проекта 949А «Антей» специалисты относят и потенциал для модернизации. По сообщениям экспертов, для «убийц авианосцев» разработана программа доработки, которая позволит переоснастить подводные лодки современным ракетным вооружением и бортовым оборудованием.Эксперты отмечают, что согласно разработанным программам вместо массивных пусковых шахт ракет комплекса П-700 на подводные лодки этого проекта можно смонтировать пусковые установки ракет комплекса «Калибр». Таким образом, планируется не только существенно нарастить боекомплект, но и значительно расширить список целей для поражения. Эксперты считают, что группа из нескольких модернизированных АПЛ 949-го проекта будет в состоянии не просто уничтожать объекты корабли противника и целые промышленные районы, но и выводить из строя объекты военной инфраструктуры в разных точках одновременно.

Подлодке К-162 проекта 661 «Анчар » принадлежит рекорд подводной скорости 44,7 узла (80,4 км/час) . Ее появление в середине 70-х годов ознаменовало качественное новое управление в строительстве советских подводных лодок, но в силу ряда причин эта субмарина оказалась в составе ВМФ СССР единственной.

Осенью 1971 года в Пентагоне в обстановке повышенной нервозности обсуждался неожиданный и неприятный морской инцидент. С борта ударного авианосца 6-го флота США «Саратога » пришло сообщение, верить которому специалисты поначалу просто отказывались. Авианосец возвращался из Средиземного моря на базу в Майями, когда американские моряки обнаружили у себя «на хвосте» подлодку. Неоднократные попытки оторваться от загадочной субмарины к успеху не приводили.

Подлодка легко обгоняла шедший полным ходом (30 узлов) авианосец , являющийся гордостью ВМС США. Ситуация казалась попросту невероятной и даже мистической, так как ни одна из подлодок всех известных на то время флотов не имела таких технических возможностей. Военное командование США было всерьез озадачено этой необычной ситуацией. Их безраздельное господство в мировом океане оказалось под сомнением. Американцы даже не знали, что советская подлодка обошла лишь на одной из своих турбин. Что же за таинственная субмарина неслась со скоростью торпеды наперегонки с военным кораблем?

Это была субмарина особо секретного проекта, по определению создателей — «убийца авианосцев» . По причинам секретности о некоторых важных событиях происходящих в советском флоте мы узнали спустя десятки лет, причем это относится не только к катастрофам и крупным авариям, но и бесспорным достижениям победы.

Парадоксально, но лишь по сообщению о трагедии с подлодкой «Комсомолец» мы узнали, что у нас была подлодка, способная погружаться на глубину до одного километра. В истории с американским авианосцем принимала участие самая быстроходная в мире подлодка. Об этом тогда мало кто знал даже среди военных, не говоря уже о гражданских.

Что заставило создать подлодку проекта 661?

В середине XX века США разработали новый военный план — стратегия реалистического устрашения. В его рамках появилась так называемая океанская стратегия. Американцы шли на резкую перестройку военно-морского флота с тем, чтобы перенести основную мощь своих наступательных сил на просторы мирового океана. Основой этой силы становились авианосные ударные группы (АУГ).

В 60-е года у Советского Союза авианосцев не было и прежде всего, по причинам экономическим. На строительство больших не хватало денег, и все же Никита Хрущев хотел заставить Америку считаться с геополитическими амбициями СССР. Американским авианосцам можно было что-то противопоставить и ставку сделали на подводный флот.

Существенным недостатком подлодок начала 60-х годов было то, что для запуска ракеты субмарина должна была вплывать на поверхность , а ведь себя обнаружить — значит на половину проиграть. Перед ракетными конструкторами была поставлена задача — создать крылатую ракету с подводным стартом для поражения крупных надводных кораблей.

Созданный в конце 60-х годов под руководством Челомея подводный ракетный комплекс «Аметист » был принят на вооружение. Это и стало первой в мире ракетой с подводным стартом. Хотя дальность стрельбы и масса ее боеголовки ниже, чем головки надводного старта, эти недостатки с лихвой компенсировались фактором скрытности и внезапности удара.

Кроме того, новые ракеты имели автономную систему управления и наведения на движущуюся цель, так что сразу после ракетной атаки советская подлодка могла не обнаруженной уйти от кораблей сопровождения противника. Однако и такая уникальная крылатая ракета это только средство доставки заряда. Сразу родилась идея создания подлодки, которая могла нести на борту несколько таких крылатых ракет.

Как создавалась подлодка проекта 661

Над созданием этого уникального корабля работали тысячи специалистов, и каждый из них был обязан хранить тайну. Конструкторам этой подлодки были поставлены условия — запрещалось использовать решения отработанные на подводных лодках построенных ранее . Речь шла не просто о создании новой подлодки, разработчикам предписывалось создать субмарину будущего. По замыслу военных заказчиков эта подлодка должна была развивать максимально возможную скорость.

Крылатые ракеты «Аметист » имели не большую дальность полета — всего 80 км, именно по этой причине и необходима была высокая скорость движения , чтобы максимально быстро подойти к авианосцу на дистанцию ракетной атаки. Руководить проектом должен был по-настоящему крупный ученый, способный бросить вызов времени.

Таким был академик Николай Исанин. Один из ведущих специалистов в области кораблестроения. Всю жизнь он был одним из самых секретных людей страны — он не давал интервью и не выступал публично. Инструкторы под его руководством работали круглыми сутками, и в декабре 1960 года проект подлодки будущего был завершен. В нем обрели жизнь 398 совершенно новых технических решений .

Описание множества компонентов и узлов этой подлодки можно смело начинать со слова впервые. У этой субмарины вместо типичных рулевых органов был штурвал как у самолета. Никогда еще в таком объеме не применялась телемеханика. Для наблюдения за работой систем в опасных для человека отсеках стали использовать телекамеры. Гораздо шире, чем ранее, работу отдельных узлов подлодки и их взаимодействия контролировала автоматика.

Конструкторы подводной лодки обратились к новой для того времени науке — эргономике. На суше собирались макеты командных пунктов и постов управления в натуральную величину. Энергетику подлодки должны были обеспечивать два новых атомных реактора . На подлодке проекта 661 была применена новая специально для нее разработанная двухвальная атомная пароэнергетическая установка мощностью по 40 тысяч л.с. на каждом валу. Эта мощность превосходила в два раза показатели зарубежных и отечественных подлодок.

Установка включает в себя две автономные группы оборудования левого и правового бортов и состоит из двух реакторов, двух главных турбозубчатых агрегатов, двух автономных турбогенераторов и вспомогательного оборудования. Запасы ядерного горючего в реакторах могли обеспечить более четырех кругосветных плаваний полным подводным ходом без перезарядки активной зоны реактора.

Управление пароэнергетической установкой осуществляется оператором дистанционно из поста управления, путем задания необходимого режима с автоматическим выводом на мощность по заданному режиму хода с помощью автоматизированной системы управления защиты и контроля. Эта технология была на порядок экономичнее и безопаснее. Подобных реакторов до сих пор нет ни у кого в мире, а для США эта разработка является предметом неприкрытой зависти.

Особое внимание при проектировании подлодки было обращено на снижение подводной шумности и уровня акустических помех и работе гидроакустических станций . С этой целью впервые в практике отечественного подводного судостроения амортизирован блок паропроизводительной установки, создан главный турбозубчатый агрегат в моноблочном исполнении, применены регулируемые приводы наиболее шумных вспомогательных механизмов паротурбинной установки, использованы более эффективные амортизирующие крепления механизмов.

Широкое применение средств автоматизации позволило сократить численность личного состава, а также обеспечить управление всеми техническими средствами и оружием подлодки из пяти постов централизованного управления. Условия обитаемости обеспечивало подводникам благоприятные возможности для труда и отдыха.

На подлодке находились комфортабельные каюты с кондиционированием воздуха и люминесцентного освещения, кают-компания, столовая команды, медицинский блок, душевая и другие помещения. Была обеспечена необходимая вентиляция, очистка и регенерация воздуха, рациональное водоснабжение и отопление, приготовление горячей пищи, прохладительных напитков и мороженного.

Даже внешне подлодка К-162 не была похожа на своих предшественниц. Если все предыдущие дизельные и атомные субмарины все-таки напоминали надводный корабль, то эта подлодка была похожа на кита. Сохраняя живой символ соединения морской биологии и корабельной архитектуры. Впрочем, на советском флоте К-162 звали не китом, а «Золотой рыбкой».

Революционным решением стал выбор материала для внешнего корпуса подлодки. Рассматривались три варианта — корабельная сталь, авиационный алюминий и титан . Взвесив все за и против, конструкторы остановились на титане. Впервые в мире корабль стали строить из титанового сплава . Примененный на подлодке в качестве конструкционного материала титановый сплав обладает такими отличительными качествами как высокая прочность, малый удельный вес, немагнитность, коррозийная стойкость.

Это стало решающим фактором достижения подлодкой рекордных скоростей. До середины XX века титан не находил практического применения из-за сложности обработки. Сварку титановых конструкций приходилось производить в аргоновой среде. Эти работы требовали ювелирной точности и хирургической чистоты.

Многоцелевая атомная подводная лодка К-162 была заложена 28 декабря 1963 года на Северодвинском судостроительном предприятии «Севмаш» под заводским номером 501, но ее строительство постоянно задерживалось как на чертежных досках, так и на стапелях:

во-первых , по ходу дела вносились серьезные изменения в конструкцию корпуса. Титан не корабельная сталь, здесь требовались другие методики расчета прочности;

во-вторых , по существу рождалась новая отрасль в металлургии, а также производственных мощностей по изготовлению изделий из титана в промышленных масштабах. Все это создавалось параллельно, а время шло.

Задержка сроков строительства новой подлодки вызвали рост недовольства «наверху». Также торопили военные. В итоге было решено в сжатые сроки построить подлодку с таким же ракетным комплексом, но из обычной корабельной стали. Этот заказ был передан Горьковскому конструкторскому бюро — конкурентам Исанина. Горьковчане умело использовали аргумент, что военным нужен был любой корабль с ракетами подводного старта, причем в серийном производстве.

Коммунистической партией ставилась задача — за каждым американским авианосцем закрепить «подводного пастуха» с крылатыми ракетами для чего нужны были подлодки в количестве не меньшим числа американских авианосцев.

Стальной атомный подводный ракетоносец проекта 670 «Charlie»

В 1967 году в Горьком на заводе «Красное Сормово» благополучно сходит на воду стальной атомный ракетоносец проекта 670 . На вооружение ВМФ СССР было поставлено 17 таких подлодок. Именно они войдут в историю как «убийцы авианосцев». В справочниках НАТО эти подлодки получили название «Charlie », а титановая субмарина все еще стояла на стапелях.

Боевая служба атомной подлодки «Анчар»

На финиш в Северодвинске кораблестроители вышли в декабре 1969 года. Спуск на воду в это время года было трудным. Несколько суток рабочие кололи лед буксирами, растапливали паром, чтобы подлодка могла спуститься в воду. Приближалась ритуальная дата, 17 декабря день рождения Брежнева, и подлодка К-162 должна была стать своего рода подарком генеральному секретарю, но для Советского Союза это был дорогой подарок — стоимость атомной подлодки «Анчар» была равна 1 проценту бюджета страны .

Подлодка «Анчар» вышла на ходовые испытания в 02:30 в понедельник 13 декабря , но подводникам было не до суеверия, так как это было время максимального прилива. Канал, по которому спускались к морю, не был рассчитан на восьмиметровую осадку атомохода.

Подлодка должна была идти на глубине 100 метров. Напряженно застыли на постах горизонтальные и вертикальные рулевые, счёлкнуло реле автопилота. Подлодка стала набирать скорость. Чтобы не упасть, все в центральном посту схватились за закрепленные предметы. В уши ворвался гул обтекающей корпус воды. Он нарастал, превращаясь в самолетный надсадный рев. Матросы следили за счетчиками лага и глубиномера.

Скорость постепенно возрастала — 20 узлов, 30 узлов, 42 узла (77 км/час) под водой и всего лишь при 80% мощности реактора. Это был рекорд. Ни один эсминец США теперь был не в силах догнать летящую подлодку К-162 в те далекие годы . И вот подлодка подошла к первой поворотной точке. Подводники впервые ощутили ускорение и крен как в самолете. Палуба под ногами накренилась так, что чуть не посыпались на правый борт. Еще чуть-чуть и подлодка могла бы свалиться в самый настоящий авиационный штопор со всеми печальными последствиями. Над рубкой было 100 метров. В это время приборы показали скорость 44,7 узла, что равняется скорости торпеды.

Представьте себе подлодку размером с четырехэтажный дом, несущуюся со скоростью автомобиля. Вот уже более 30 лет и до сегодняшнего дня это абсолютное мировое достижение. Из-за секретности оно не попало в книгу рекордов Гиннеса, но в историю советского подводного флота этот рекорд вписан золотыми буквами.

После испытания у родных причалов те, кто встречал, с трудом узнали подлодку. Ее корпус стал другим. Вся краска слетела, весь титановый корпус был отполирован водой, загладились даже сварочные швы.

Вскоре подлодка была заново покрашена и 13 января 1970 года единственная в мире титановая субмарина вступила в боевой состав Северного флота . В сентябре 1971 года К-162 вышла в свой первый боевой поход и прошла от Гренландского моря до Бразильской впадины в район экватора. В этом-то походе и произошел знаменитый случай с американским авианосцем «Саратога ».

Созданная советскими учеными и специалистами подлодка К-162 со своими феноменальными скоростными возможностями и новейшим вооружением поразила американцев. По самолюбию США в те годы она нанесла весьма ощутимый удар. И все же подлодка была сложна и неудобна в эксплуатации. Часто находилась в ремонте. За все время службы подлодки К-162 не было человеческих жертв, а аварии были.

Самая серьезная авария произошла в конце 70-х. Плановый ремонт предполагал перезарядку обоих реакторов. Ремонт затягивался, техников торопили. Из-за спешки монтаж системы управления защиты реактора был проведен по старым чертежам, и это дало о себе знать. В один момент реактор стал набирать мощность или как говорят атомщики — разгонятся, без подачи воды второго контура.

Однако всех спасло чудо, лопнул компенсатор главного насоса, который сработал как нештатный предохранительный клапан. Несколько тонн радиоактивной воды вытекло в один из отсеков. К счастью людей там не было. Решение госкомиссии звучало как приговор подлодке — замена вышедших из строя агрегатов и механизмов. Но запасных комплектов не существовало, ведь подлодка была в единственном экземпляре, а чтобы их изготовить, надо было восстанавливать давно уничтоженные производственные линии, на что могли уйти годы.

Ситуацию спасли специалисты технического управления флота — сумели заварить трещину. После испытаний шов выдержал. Через несколько дней подлодка вышла в море. Так с заваренной трещиной в первом контуре атомная подлодка К-162 и ходила еще 10 лет до конца своей морской службы. Подлодка проекта 661 «Анчар» находилась в боевом составе ВМФ 17 лет, выведена из состава флота в 1988 году .

Технические характеристики подлодки проекта 661 «Анчар»:
Водоизмещение — 8000 тонн;
Длина корпуса — 106 м;
Высота — 14,5 м;
Ширина корпуса — 11,5 м;
Средняя осадка — 8,1 м;
Скорость надводная — 19 узлов;
Скорость подводная — 44,7 узла;
Глубина погружения — 550 м;
Экипаж — 85 человек;
Автономность плавания 70 суток
Вооружение :
Ракетный комплекс «Аметист» — 10 ракет (пуск производится с глубины 30 м);
Торпедные аппараты 533 мм — 4 (боекомплект 12 шт.);

Сегодня легендарная подлодка доживает свой век у последнего в своей жизни причала – её готовят к утилизации. Даже через 30 лет все поверхности ее корпуса находятся в идеальном состоянии. Переоборудовать и перевооружить ее оказалось дороже, чем построить новую субмарину.

По натовской классификации подлодка К-162 называется «Papa ». Говорят, что такое имя ей было дано совершенно случайно, однако, по сути, подводный крейсер К-162 является прародителем целого направления в строительстве отечественных подлодок следующих поколений. За эти годы были разработаны другие корабельные системы, повышена живучесть и скрытность отечественных субмарин. Появились новые типы ракет более эффективные и мощные, и все же именно этот проект стал подлинным родоначальником целого направления в подводном кораблестроении.

/По материалам korabley.net и ru.wikipedia.org /