15.11.2014 ,

Новость вроде незначительная на вид, но на самом деле очень важная.

Если по атомоходам наше продолжающееся нахождение на передовых рубежах с принятием на вооружение «Бореев» и «Ясеня» сомнению уже не подлежит, то с неатомными подводными лодками ситуация немного запутаннее. Попробую её прояснить на отличном примере, которым является неатомная подводная лодка Лада проекта 677.

«Санкт-Петербург», проекта 677

Почему бы нам не сосредоточиться на атомоходах?

…как американцы? Потому, что:

  • Для множества задач атомоход избыточен.
  • Из-за реактора на атомоходах приходиться реализовывать дорогостоящие и технически сложные решения по достижению приемлемого уровня шума. А для подводных лодок тот, кто меньше шумит, тот и победил. Современные дизельные лодки под водой ходят на электромоторах и не шумят больше, чем окружающая среда, за что, например «Варшавянку» прозвали «черной дырой».
  • Цена кардинально меньше у НАПЛ (неатомных подводных лодок).
  • Атомоход требует соответствующей обслуживающей инфраструктуры, что далеко не каждая страна может потянуть.
  • Страны НАТО, которые производят дизельные лодки позволяют американцам самим не заморачиваться, а покупать их или брать в аренду по необходимости. У нас такой возможности нет.
  • Неатомные подводные лодки имеют несравнимый с атомоходами экспортный потенциал.

Почему бы не остаться на «Варшавянках»?

«Варшавянка» — это очень успешный проект дизель-электрических подводных лодок, третья модернизация которого сейчас производится для черноморского флота, а также экспортный вариант продается за рубеж. Например во третья из шести заказанных лодок должна попасть еще до начала 2015 года .


«Варшавянка», проект 636

Но у обычных дизельных лодок, к которым относиться «Варшавянка», при всех несомненных достоинствах (главное из которых — малошумность ) есть несколько фундаментальных недостатков:

  • Время нахождения под водой — всего несколько суток. А дальность хода под водой 400 миль. Потом аккумуляторы разряжаются и надо всплывать, чтобы с помощью дизелей их зарядить. Поэтому классические дизельные лодки и называют не подводными, а ныряющими.
  • Из-за необходимости экономии энергии, скорость движения под водой невысока, как правило в районе 3-х узлов (~5,5 км/час). Критично при преследовании.
  • Недостаток энергии обуславливает и ограничения на оборудование и вооружение.

Лада (проект 677) — долгожданный прорыв?

Лодки этого проекта должны прийти на смену отлично зарекомендовавшим себя и ставшим хитом продаж восьмидесятых — девяностых годов , во многом за счет поставки на экспорт которых наш морской ВПК и пережил девяностые.

Проект 677 разрабатывается с начала 90-х, но по известным причинам, только сейчас доводится до того состояния, когда становятся подводной лодкой, способной повлиять на расклад сил на море.


Подводная лодка «Санкт-Петербург», проекта 677

Так что давайте рассмотрим, чем так хороша «Лада».

Вооружение

Помимо традиционного минно-торпедного вооружения (6 торпедных аппаратов 533-мм, 18 торпед или мин), стреляет из всех 6 торпедных аппаратов ракетами («Варшавянка» только из двух верхних).

Кроме того 677-й проект – первая в мире неатомная подводная лодка, оснащённая специализированными пусковыми установками для крылатых ракет (10 вертикальных ПУ в средней части корпуса).


Экспортный вариант проекта 677 — «Амур-1650»

Эти ракеты могут быть:

  • оперативно-тактическими,
  • противокорабельными,
  • крылатыми ракетами большой дальности , предназначенными для поражения стратегических целей в глубине территории противника (вообще новое применение для НАПЛ).

Причем все это разнообразие можно выпустить залпом , что повышает вероятность поражения цели и чего другие неатомные подводные лодки не могут.

Сразу значительно расширяются области применения .

Другие инновации

  • Для снижения шумности лодки применены виброизоляторы и всережимный гребной электродвигатель на постоянных магнитах.
  • Снижение водоизмещения с 2350 (цифра для проекта 636.3) до 1765 тонн, а также численности экипажа с 52 до 35 человек. Это сделало лодку более компактной и менее заметной.
  • Существенное, в разы, понижение уровня акустического поля (при том, что даже «Варшавянки» продолжают оставаться одними из самых малошумящих субмарин в своем классе.
  • Снижение неакустических полей.
  • Ресурс оборудования в среднем повышен в два раза.
  • «Лада» оснащена радиоэлектроникой нового поколения. Управление кораблем, его вооружением и механизмами сведено в единую автоматизированную систему и осуществляется с пультов в командном пункте.
  • Корпус лодки покрыт материалом «Молния», поглощающим сигналы гидролокаторов.
  • На «Ладе» установлен современный гидроакустический комплекс «Лира» с антенными системами, которые по своей площади сравнялись с применяемыми на атомных подводных лодках и превосходят таковые на дизель-электрических подлодках проекта 636. Что позволяет обнаруживать противника раньше, а это эквивалентно победе в противостоянии с ним.
  • «Санкт-Петербург», головная лодка проекта 677 с 2010 года на вооружении и бОльшая часть инноваций опробована и отлажена.
  • Литий-ионные батареи . Их можно легко установить на место штатной свинцово-кислотной, при этом лодка получит большую длительность подводного плавания. «Проведены опытные работы, выделено финансирование и изготовитель работает над производством штатной установки. Если она будет готова в срок, то обретет место на серийных корпусах ПЛ четвертого поколения ».

В результате мы имеем лодку, способную погружаться на 300 метров, имеющую скорость полного подводного хода до 21 узла и автономность 45 суток и являющуюся прекрасным наследником «Варшавянок». Но одна инновация может вывести эту лодку в абсолютные лидеры в своем классе в мире. А именно воздухонезависимая энергетическая установка (ВНЭУ).

Воздухонезависимая энергетическая установка (ВНЭУ)

Из названия следует, что данной установке для выработки электроэнергии не нужен воздух, как дизелям. Следовательно лодке не нужно всплывать для зарядки аккумуляторов. Точнее нужно, но гораздо реже.

Время нахождения под водой возрастает в 10 раз, до 25 суток .

На самом деле подобные энергетические установки начали использовать шведы, у которых все лодки выпускаются сейчас с подобными энергетическими установками.

А также немцы с проектом 212/214. То есть здесь мы в русле новых разработок.

Так же как и у немцев, в ее основе электрохимический генератор. Электричество будет вырабатываться при преобразовании химической энергии в электрическую без движения и горения . При соединении кислорода и водорода электроэнергия выделяется бесшумно, а единственным побочным продуктом процесса является дистиллированная вода. КПД такой установки достигает 70 процентов, а уровень шума подлодки на анаэробном ходу ниже естественных морских шумов. Но у нас помимо этого используются дополнительные усовершенствования.

  • Чтобы не возить водород высокой чистоты на борту подлодки, в установке предусмотрено получение водорода в объеме потребления с помощью реформинга дизельного топлива. Поэтому российская ВНЭУ будет значительно экономичнее немецкого аналога
  • Также используются топливные элементы, которые позволяют обогатить кислородом дизельную силовую установку.

Есть два пути развития механизмов подзарядки аккумуляторов в подводном положении. Электрохимический генератор (ЭХГ) или двигатель Стирлинга . Более перспективным считается двигатель Стирлинга, используемый шведами. У нас видимо используется ЭХГ, как у немцев, но с исключением дорогостоящей структуры хранения и зарядки топливных элементов на борту водородом. Выбор технологии явно происходил с учетом большого количества факторов, часть которых не очевидна для сторонних наблюдателей.

В соединении с другими вышеуказанными преимуществами Лада становится вне конкуренции.

К тому же при ее производстве можно будет варьировать комплектацию в зависимости от желаний и возможностей заказчика.

Конкуренты

Конкурентов достаточно:


Германия, проект 212/214
Швеция, Готланд
Франция, Scorpene

Действительно ли неатомные лодки так эффективны?

Примеры эффективности неатомных подводных лодок:

  • В своем первом выходе из базы на Камчатке только что принятая флотом первая тихоокеанская «Варшавянка» (подводная лодка проекта 877) обнаружила американскую атомную подводную лодку типа Los Angeles.
  • В октябре 2006 года китайская субмарина класса Song всплыла в непосредственной близости (пять миль) от авианосца Kitty Hawk (CV-63), когда ударная группа маневрировала возле островов Окинава. Лодка была обнаружена визуально летчиком одного из пролетавших самолетов, отрабатывавших учебное задание. Этот случай стал еще одним свидетельством недостаточной эффективности противолодочной обороны авианосного соединения даже по отношению к субмаринам типа Song, которые ONI считает менее опасными противниками в сравнении с проектами 636 и 677
  • во время учений в Карибском море экипаж немецкой лодки Тип 212А смог преодолеть незамеченным систему обороны американского авианосца «Enterprise» и имитировал пуск торпедного веера. В другом случае пострадала репутация американского подводного хищника – многоцелевой подлодки типа «Los Angeles», вокруг которой немцы нарезали несколько кругов, а американцы так ничего и не заметили.
  • на учениях в акватории Средиземного моря израильские подлодки типа «Долфин» (модификация Тип 212) условно «потопили» половину Шестого флота США.
  • в 2003 году, «Готланд» продемонстрировал уникальные возможности в борьбе со своим самым опасным противником – подлодками врага. Шведская субмарина выследила и «потопила» атомную французскую лодку и американскую ПЛА SSN-713 «Хьюстон» во время учений в Средиземном море.
  • Во время морских учений Joint Task Force Exercise 06-2 «Готланд» «перетопил » всю седьмую авианосную ударную группу во главе с авианосцем «Рональд Рейган».

Асимметричный ответ

Лодка разрабатывается очень давно. Первый экземпляр принят на вооружение с обычной дизельной двигательной установкой. При проектировании лодки возникло множество проблем, как финансового, так и технического характера. К тому же из-за отсутствия средств пришлось связать судьбу головных лодок с проблемами опытной эксплуатации, доводкой, устранением возникших неполадок.

Но указанная в эпиграфе новость говорит о том, что скоро российский ВМФ получит эту лодку со всеми ее новейшими технологиями (включая ВНЭУ).

Нам подобные лодки нужны. А гарантировано получить их мы можем, как показывает эпопея с «Мистралями», только сделав самостоятельно. С этой задачей наш ВПК справился, создав действительно конкурентную на мировом уровне неатомную подводную лодку. И что не менее важно — создав кооперацию предприятий для ее производства.

  • пр.677 — LADA
    • сейчас по проекту 677 в дополнение к «Санкт-Петербургу» строится «Кронштадт» и по «Севастополю» должен быть подписан госконтракт. Эти лодки строятся без ВНЭУ.
    • ВНЭУ будет скорее всего начиная с четвертой лодки. По плану в 2016 году в виде дополнительного отсека.

    Большая дизель-электрическая подводная лодка

    Проект 677 "Лада" разработана ЦКБ МТ "Рубин", главный конструктор - Ю.Н.Кормилицын. Разработка начата в 1987 г. Строительство серии лодок планировалось вести на заводах "Ленинградское Адмиралтейское объединение" (г.Ленинград), "Севмаш" (г.Северодвинск), "Красное Сормово" (г.Нижний Новгород) и "Им. Ленинского Комсомола" (г.Комсомольск-на-Амуре)..

    Технический проект подводной лодки проекта 677 утвержден в 1993 г., но был отправлен на переработку. Второй вариант технического проекта утвержден в 1997 г. Головная лодка серии Б-585 (заводской №01570) заложена на ФГУП "Адмиралтейские верфи" (г.Санкт-Петербург) 26 декабря 1997 г. Головная лодка спущена на воду 28 октября 2004 г. первый выход на ходовые испытания лодка совершила 14-21 декабря 2005 г. Испытания лодки продолжались около 5 лет и в итоге 22.04.2010 г. подводная лодка Б-585 "Санкт-Петербург" лодка принята Флотом в опытную эксплуатацию.

    В 2013 г. подписан контракт на строительство серийных подводных лодок проекта - "Кронштадт" и "Великие Луки".

    Подводная лодка "Санкт-Петербург" проекта 677
    (http://www.ckb-rubin.ru)

    Проект 677 в ВМФ России

    Головная подводная лодка "Санкт-Петербург" несет опытно-боевую службу в составе Северного флота ВМФ России. Предполагается, что первые серийные подводные лодки "Кронштадт" и "Великие Луки" также будут нести службу на Северном флоте.

    Конструкция подводной лодки

    Конструкция лодки одно-полуторакорпусная. В конструкции корпуса используется сталь АБ-2 разработки ЦНИ КМ "Прометей". За счет применения самых современных средств акустической защиты предполагается, что шумность подводной лодки будет в несколько раз ниже шумности подводных лодок проекта 877. На лодке установлены рубочные горизонтальные рули. Используется специальное противогидроакустическое покрытие лодки.

    Двигательная установка

    На лодках проекта обеспечивается полное электродвижение с единым всережимным электродвигателем главного хода.

    2 х дизель-генератора 28ДГ постоянного тока мощностью по 1000 кВт, в генераторе используется 8-цилиндровый V-образный дизель Д-49;

    1 х главный гребной электродвигатель СЭД-1 (бесколлекторный низкооборотный всережимный электродвигатель с возбуждением постоянными магнитами) мощностью 4100 л.с. разработки ЦКБ МТ "Рубин" совместно с ФГУП НИИЭФА им. Д.В.Ефремова.

    2 х выносных винтовых колонки РДК-35 с электродвигателями ПГ-102М мощностью по 140 л.с.

    ТТХ подводной лодки

    Экипаж - 35 чел Длина - 66.8 м Ширина - 7.1 м Осадка - 6.7 м Водоизмещение надводное - 1765 т Водоизмещение подводное - 2650 т Скорость надводного хода - 10 уз Скорость подводного хода - 21 уз Дальность плавания: - 16000 миль (экономическим ходом) - 6500 миль (под РДП) - 650 миль (подводная) Глубина погружения предельная - 300 м Автономность - 45 сут

    Компоновочная схема подводной лодки "Амур-1650" проекта 677Э (http://www.ckb-rubin.ru)

    Вооружение

    6 х носовых 533-мм торпедных аппаратов с воздушной системой стрельбы и устройством автоматического быстрого бесшумного перезаряжания "Мурена"; Боезапас - мины, 18 торпед (типов САЭТ-60М, УГСТ и УСЭТ-80К), крылатые ракеты типа "Калибр-ПЛ" (Club-S); Зенитные комплексы - 6 х переносных зенитных ракетных комплексов "Игла-1М".

    Главный командный пункт ПЛ пр.677 (http://www.ckb-rubin.ru)

    Оборудование

    Комплексная система автоматизированного управления кораблем "Литий" разработки НПО "Аврора" Автоматизированная система управления движением "Лиана"Гидроакустический комплекс "Лира" РЛС КРМ-66 "Кодак" Цифровой комплекс средств радиосвязи "Дистанция" Навигационный комплекс "Апассионата" Унифицированный перископный комплекс УПК "Парус-98" с командирским перископом и оптронной мачтой непроникающего типа.

    Модификации:

    пр.677 / 06770 "Лада" - серия подводных лодок для отечественного ВМФ. Производство серии ведется на заводе ФГУП "Адмиралтейские верфи" (г.Санкт-Петербург).

    пр.677Э "Амур" / "Амур-1650" - экспортная модификация подводной лодки проекта 677.

    Амур-1650ВНЭУ - проект варианта большой неатомной подводной лодки проекта 677 с воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ).

    Головные лодки серии - пр.677 «Лада» - Б-585 (иногда встречается название Б-100 и С-100, заводской №01570) и головная пр.677Э «Амур» («Амур-1650″) заложены на заводе ФГУП «Адмиралтейские верфи» (г.Санкт-Петербург) 26 декабря 1997 г. В 1997 г. ПЛ Б-585 получила название «Санкт-Петербург». Лодка спущена на воду 28 октября 2004 г.

    Серия ПЛ пр.677 находится в производстве - всего по планам 2009 г. планируется для отечественных ВМФ построить 8 ПЛ такого типа. Согласно же Госпрограмме вооружений на 2007-2015 гг., запланирована постройка 6 ПЛ пр.677.

    1. ПЛ Б-585 «Санкт-Петербург» пр.677 на Неве в Санкт-Петербурге в День ВМФ

    2. ПЛ Б-585 «Санкт-Петербург» пр.677 в Кронштадте, ноябрь 2010г.

    3. Качество и состояние противогидроакустического покрытия ПЛ Б-585 «Санкт-Петербург»

    4. Полное электродвижение с единым всережимным электродвигателем 2 х дизель-генератора 28ДГ постоянного тока Коломенского завода и АО «Электросила» мощностью по 1000 кВт, в генераторе используется 8-цилиндровый V-образный дизель Д-49 с диаметром поршня 260 мм, ходом поршня 260 мм и частотой вращения до 1000 об/мин. Дизель-генераторы управляются дистанционно из центрального поста с помощью цифровой системой управления.

    5. Автономность - 45 суток Гарантированный срок эксплуатации - 25 лет Гарантированный срок эксплуатации до первого ремонта - 10 лет Шумность ПЛ - по заявлениям в СМИ шумность пр.677 должна составлять 50% от шумности ПЛ пр.877, что означает в штиль уровень шума около 30 дБ

    6. 1 вал и 1 винт 7-лопастный фиксированного шага с саблевидными лопастями

    7. Экипаж - 35 чел

    8. 1 вал и 1 винт 7-лопастный фиксированного шага с саблевидными лопастями

    10. Выносная винтовая колонка РДК-35, ПЛ Б-585 «Санкт-Петербург»

    11. Вооружение: 6 х носовых 533-мм торпедных аппаратов с воздушной системой стрельбы и устройством автоматического быстрого бесшумного перезаряжания «Мурена» (2 ТА верхнего яруса приспособлены для стрельбы телеуправляемыми торпедами). Согласно ТТЗ на создание ПЛ предполагалось установить 4 ТА с боезапасом в 12 торпед. Боезапас - мины, 18 торпед (типов САЭТ-60М, УГСТ и УСЭТ-80К), ракеты-торпеды «Шквал» и ПКР «Бирюза» (Club-S), запускаемые из торпедных аппаратов или 22 мины типа ДМ-1.

    12. Прибор №1 ГАК «Лира» - носовая квазиконформная шумопеленгаторная антенна большой площади Л-01 Бортовые квазиконформные шумопеленгаторные антенны ГАС в носовой части корпуса

    13. Общий вид и фрагмент квазиконформных шумопеленгаторных антенн ГАС (носовой и боковой) ГАК «Лира»




    МОСКВА, 4 окт - РИА Новости. Строящиеся в настоящее время две неатомные подводные лодки новейшего проекта 677 "Лада" - "Кронштадт" и "Великие Луки" войдут в боевой состав Северного флота, заявил во вторник заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов.

    Головная подводная лодка этого класса "Санкт-Петербург" находится в опытной эксплуатации ВМФ РФ.

    "Что касается неатомных подводных лодок проекта 677, то сейчас осуществляется строительство двух субмарин этого проекта: "Кронштадт" и "Великие Луки", которые будут базироваться в зоне ответственности СФ".

    П.С. Сдача Б-586 - "Кронштадт" запланирована на 2017г., Б-587-"Великие Луки" - 2018 г.

    В отличие от головной, эти ПЛ строятся по усовершенствованному проекту 677М (с учётом опытной эксплуатации ПЛ "Санкт-Петербург"). В настоящее время ЦКБ МТ "Рубин" проектирует ДЭПЛ 5 -го поколения "Калина" с кислород-водородной анаэробной установкой подводного хода в режиме патрулирования на основе топливных элементов. Начало постройки - 2018 г.

    Подводная лодка проекта 677 «Лада».

    Обозначение НАТО – LADA (AMUR-1650).

    Построено – 1 ед., Б-585 «Санкт-Петербург». Вступила в строй – 22.04.2010 г.

    Разработчик – ЦКБ МТ «Рубин».

    Изготовитель – ФГУП «Адмиралтейские Верфи».

    Дизель-электрическая подводная лодка, однокорпусная, прочный корпус разделён на 5 отсеков.


    Основные тактико-технические элементы Проекта 677:

    Водоизмещение: надводное – 1765 т, подводное – 2650 т.

    Размеры: длина – 66,8 м., ширина – 7,1 м, осадка – 6,7 м.

    Глубина погружения: рабочая – 240 м, предельная – 300 м.

    Энергетическая установка – дизель-электрическая с полным электродвижением:

    2 дизель-генератора переменного тока 28ДГ по 1250 кВТ с выпрямительной установкой

    1 гребной электродвигатель на постоянных магнитах мощностью 4100 кВт.

    2 группы аккумуляторных батарей по 126 элементов -.Основные АБ - свинцово-кислотные. Возможна установка литий-ионных разработки ОАО "Ригель", Санкт-Петербург. При этом ёмкость АБ возрастёт примерно на 40%, а следовательно и дальность подводного хода. Госиспытания литий- ионной АБ были завершены на заводе в 2013 г. Вполне возможно, что они и будут на серийных ПЛ.

    Движители – 1 7-лопастный саблевидный малошумный винт. 2 подруливающих водомета (электродвигатели ПГ-102М мощностью по 102 л.с.)

    Скорость хода: надводная – 10 уз, подводная до 21 уз.

    Дальность плавания: максимальная – 16000 миль, под РДП – 6500 миль (7 уз.), под водой (без перезарядки АБ)– 650 миль (3 уз).

    Автономность – 45 сут.

    Экипаж – 35 человек.

    Вооружение:

    6 533-мм носовых торпедных аппарата с устройством быстрого заряжания, боекомплект – 18 ед., (торпеды УСЭТ-80К, УГСТ, ракето-торпеды "Шквал-М" ракеты комплекса «Калибр») или 22 мины ДМ-1, система управления торпедными аппаратами «Мурена». Торпеды и ракеты могут оснащаться ЯБЧ.

    6 ПЗРК «Игла».

    Радиотехническое вооружение:

    БИУС (боевая информационно-управляющая система) «Литий»

    ГАК (гидроакустический комплекс) «Лира» с буксируемой антенной, 2 бортовыми антеннами, носовым излучателем.

    Унифицированный перископный комплекс «Парус-98». Электронный, с лазерным дальномером.

    КНС (навигационная система) «Андога»

    История создания.

    26 декабря 1997 г. на стапелях государственного предприятия «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге были заложены две новые дизель-электрические подводные лодки так называемого 4-го поколения. Первая из них строится по проекту 677 (шифр - «Лада») для ВМФ России, она получила номер Б-585 и название «Санкт-Петербург»; вторая - по экспортному варианту этого проекта 677Э (шифр - «Амур-1650»), эта лодка предназначена для иностранного заказчика.

    Разработка проекта 677 была начата в ЦКБ МТ «Рубин» в 1987 г. на основании тактико-технического задания ВМФ России. Хотя по архитектуре новая ПЛ близка к лодкам проектов 877 и 636, проект 677 создан практически «с нуля», и, по словам генерального конструктора ЦКБ МТ «Рубин» Ю. Н. Кормилицына, в нем не использована ни одна единица оборудования, применявшегося ранее на лодках упомянутых выше проектов.

    ПЛ проекта 677 выполнена по однокорпусной архитектуре. Осесимметричный прочный корпус изготовлен из стали АБ-2 и практически по всей длине имеет одинаковый диаметр. Носовая и кормовая законцовки имеют сферическую форму. Плоскими переборками корпус разделен по длине на пять водонепроницаемых отсеков, посредством платформ корпус разделен но высоте на три яруса.

    Легкому корпусу в оконечностях ПЛ придана обтекаемая форма, обеспечивающая высокие гидродинамические характеристики. Ограждение выдвижных устройств имеет такую же форму, как у лодок проектов 877 и 636, в то же время кормовое оперение выполнено крестообразным, а передние горизонтальные рули размещаются на ограждении, где они создают минимальные помехи работе гидроакустического комплекса.

    Все жилые помещения ПЛ размещены в третьем отсеке. Для всех членов экипажа предусмотрены каюты: для командного состава - двухместные, у командира - уютная одноместная, хорошо оборудованная.

    Для приема пищи имеется кают-компания с буфетной. Все запасы продовольствия размещены в специальных кладовых, охлаждаемых и неохлаждаемых. Камбузное оборудование новой разработки при малых габаритах и энергопотреблении способно обеспечить быстрое приготовление горячей пищи с сохранением вкусовых и питательных качеств продуктов.

    Пресная вода хранится в цистернах из нержавеющей стали. Это благоприятно сказывается на сохранении ее качества. Пополнение запасов воды возможно с помощью водоопреснительной установки, утилизирующей тепло дизелей. В целом водоснабжение вполне достаточно как для питьевых, так и для гигиенических целей (мытье посуды, душевые). Условия обитаемости и запасы топлива, продовольствия и питьевой воды обеспечивают автономность 45 суток.

    Лодка имеет дизель-электрическую главную энергетическую установку, разработанную по схеме полного электродвижения. В ее состав входят размещенная в четвертом отсеке дизель-генераторная установка в составе двух дизель-генераторов с выпрямителями, две группы аккумуляторных батарей по 126 элементов в каждой, находящиеся в первом и третьем отсеках, а также всережимный гребной электродвигатель с постоянными магнитами типа СЭД-1 мощностью 4100 кВт.

    Выбранная мощность дизель-генераторов позволяет осуществлять не только «обычную» зарядку аккумуляторной батареи, но и специально разработанный российскими специалистами режим ускоренной зарядки, позволяющий значительно сократить время нахождения подводной лодки в перископном положении. Отсутствие щеточного токосъемного устройства повышает безопасность эксплуатации генераторов.

    Всережимный гребной электродвигатель выполняет функцию главного гребного электродвигателя и электродвигателя экономического хода. Он приводит в действие семилопастный малошумный гребной винт большого диаметра. Наибольшая скорость подводного хода достигает 21 узла, при движении в надводном положении лодка развивает скорость хода 10 узлов. Дальность плавания в режиме РДЛ достигает 6000 миль, в подобном положении при движении экономическим ходом лодка может преодолеть 650 миль. Здесь следует отметить, что на основе ПЛ типов «Лада» и «Амур-1650» в ЦКБ МТ «Рубин» разработан проект ПЛ с комбинированной главной энергетической установкой в составе дизель-электрической установки и воздухонезависимой установки на основе электрохимических генераторов во-дородно-кислородного типа. Эта лодка отличается существенно большей дальностью непрерывного подводного плавания, обеспечиваемой воздухонезависимой установкой.

    Лодка имеет торпедно-ракетное вооружение. На ней установлены 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм. Боезапас составляет 18 единиц, в который могут входить универсальные торпеды, противолодочные ракето-торпеды, крылатые ракеты, мины. Предусмотрена возможность использования скоростных противолодочных ракет «Шквал».

    Система стрельбы позволяет выстреливать боезапас одиночно и залпом до 6 единиц. Готовность к залпу двумя торпедами из дежурных торпедных аппаратов измеряется секундами. Традиционное для российских подводных лодок механическое устройство заряжания позволяет быстро автоматически произвести перезарядку торпедных аппаратов и осуществить второй и последующий залпы. Весь цикл подготовки комплекса к использованию оружия и стрельба автоматизированы и осуществляются с пульта оператора из главного командного пункта подводной лодки.

    Координация работы всех средств радиоэлектронного вооружения обеспечивается боевой информационно-управляющей системой «Литий».

    Гидроакустический комплекс включает высокочувствительные шумопеленгаторные антенны. В состав комплекса входят носовая и две бортовые антенны в носовой оконечности ПЛ. Размеры антенн увеличены в максимально возможной степени. Они занимают большую часть поверхности носовой оконечности. Гидроакустическими антеннами столь большой площади не располагает ни одна из аналогичных подводных лодок в России и за рубежом.

    Кроме стационарных антенн, на ПЛ размещена выпускная буксируемая гидроакустическая антенна с точкой выхода в верхнем вертикальном стабилизаторе.

    Низкая шумность разрабатываемого для ПЛ комплектующего оборудования, системное применение новейших средств акустической защиты, оригинальные технические решения позволяют прогнозировать снижение шумности ПЛ в 8-10 раз по сравнению с ПЛ предыдущего поколения класса «Варшавянка». Сочетание высокой эффективности гидроакустического комплекса с низкой шумностью самой ПЛ обеспечивает гарантированное упреждающее обнаружение кораблей противника, в том числе особо малошумных подводных лодок, на значительном расстоянии. Тем самым созданы благоприятные возможности для принятия оптимальных решений на атаку.

    Навигационный комплекс включает инерциальную навигационную систему и обеспечивает безопасность кораблевождения и выработку данных о месте нахождения и параметрах движения подводной лодки с необходимой для использования оружия точностью.

    На ПЛ применен командирский перископ с каналом ночного видения и лазерным дальномером. Комплект средств радиосвязи позволяет осуществлять надежную двустороннюю радиосвязь с береговыми командными пунктами, кораблями, судами и самолетами при нахождении в надводном и перископном положениях. Для приема командных сообщений при нахождении на большой глубине имеется выпускная буксируемая радиоантенна. Выпуск антенны производится из прочного корпуса. Радиолокационная система с размещенными на одном подъемно-мачтовом устройстве активной и пассивной антеннами имеет канал повышенной скрытности в активном режиме и дает полную информацию и надводной, и воздушной обстановке, не демаскируя подводную лодку.

    russianarms.ru›forum/index.php…


    Подводные лодки проекта 677 (шифр «Лада») — серия российских дизель-электрических подводных лодок, разработанных в конце XX века в ЦКБ «Рубин». Предназначаются для выполнения разведывательных и диверсионных мероприятий против надводных кораблей и подлодок противника, защиты прибрежных районов от вражеских десантов, а также для постановки минных заграждений и прочих подобных задач.

    Подводные лодки проекта 677 «Лада» — видео

    Таким образом, подводная лодка «Лада», является оптимально подходящей именно для задач современной войны, которая требует максимальной мобильности и незаметности. Особенностью подлодок этой серии является схема их постройки, называемая «полуторной». Дело в том, что корпус (изготовленный из стали АБ-2) имеет одинаковый диаметр по всей длине. В отличие от больших атомных лодок, нос и корма имеют хорошо выраженную сферическую форму. Благодаря переборкам корпус делится на пять независимых отсеков. Палуб на корабле три.

    Впечатляющие гидродинамические характеристики обеспечиваются благодаря корпусу специально разработанной, особенно хорошо обтекаемой формы. Выдвижные устройства имеют точно такое же заграждение, которым характеризуются корабли проекта 877, но кормовое оперение сделано крестообразным, а передние рули смонтированы на ограждении. Сделано это для того, дабы они создавали как можно меньше помех при работе гидролокационного оборудования, которым оснащена подводная лодка. Проект «Лада» в этом смысле является настоящим эталоном: она чрезвычайно тихая, ее крайне сложно обнаружить средствами гидролокации и гидроакустики.


    Вооружение подлодки проекта 677 «Лада»

    Главным средством защиты и нападения являются шесть аппаратов для запуска торпед калибра 533 мм, причем две шахты на верхней палубе предназначены для стрельбы управляемыми боеприпасами. В стандартный боезапас входит 18 торпед. Чаще всего подводная лодка «Лада 677» использует боеприпасы универсального типа (САЭТ-60М, УГСТ), специальные торпеды для уничтожения вражеских подлодок. На борту могут находиться крылатые ракеты, а также 22 мины модели ДМ-1.

    Имеется возможность боевого использования противолодочных ракет типа «Шквал». Система ведения огня допускает как одиночные выстрелы, так и залповые стрельбы из шести шахт одновременно. За перезарядку торпедных аппаратов отвечает комплекс «Мурена», который позволяет провести всю операцию в полностью автоматическом режиме. Весь процесс полностью контролируется из командного командирского пункта, которым оборудована подводная лодка. Проект «Лада» был первой в Советском Союзе разработкой неатомного подводного корабля, в котором бы использовалось такое количество сложной и высокоэффективной автоматики.

    Чтобы обеспечить защиту лодки от боевой авиации противника, экипаж может воспользоваться шестью ПЗРК модели «Игла-1М». Координация работы всех боевых систем обеспечивается посредством использования системы «Литий». Таким образом, подводная лодка «Лада», вооружение которой мы расписали, при своих небольших габаритах способа доставить большие проблемы любому противнику.

    Гидролокационный комплекс

    За гидролокационную разведку отвечает комплекс «Лира», в состав которого входят мощные чувствительные антенны. В состав установки входит сразу три антенны, одна из которых расположена на носу подводной лодки, а две – смонтированы по ее бокам. Инженеры максимально увеличили их диаметр ради точности измерения подводных шумов. Так, передняя антенна занимает едва ли не все пространство на носу подлодки. На случай повреждения бортового оборудования имеется выпускаемая гидролокационная аппаратура, которую подводная лодка «Лада» (проект 677) может буксировать за собой на марше.

    Система навигации

    Навигационная система – инерциального типа. Отвечает за предоставление данных о точном месторасположении корабля, а также за определение той оптимальной скорости, при которой имеющееся на борту вооружение может быть использовано с максимальной эффективностью.

    В составе системы имеется перископное оборудование типа УПК «Парус-98», в состав которого входят следующие элементы:

    • Непроникающий перископ командирский, «Парус-98КП». Имеет дневной и низкоуровневый каналы (оптический и ТВ). Степень увеличения варьируется от 1,5 до 12Х, есть возможность видеозаписи наблюдаемых данных.
    • Мачта оптронная, непроникающего типа «Парус-98УП». Фактически является многофункциональным универсальным перископом. В составе конструкции – два канала (дневной и низкоуровневый), степень увеличения – как у командирского телескопа, имеется высокоэффективный лазерный дальномер.

    Таким образом, подводная лодка «Лада», ТТХ которой мы вкратце расписали, может с равным успехом использоваться в дневных и ночных условиях. Она всегда оставаясь незаметной для противника.


    Прочие элементы навигационной системы

    Важнейшим элементом является радиолокационная система модели РЛС КРМ-66 «Кодак». Включает в свой состав активный и пассивный радиоканалы, может работать в совмещенном режиме. При активном использовании может быть активирован особо защищенный, скрытый канал связи. Он дает полную картину окружающей подлодку обстановки (в том числе и надводной), но при этом никак не демаскирует корабль. В этом смысле подводная лодка «Лада» (проект 677) является во многом уникальным объектом, аналогов которого в мире действительно нет, как бы избито не звучало данное выражение.

    Цифровая система связи модели «Дистанция». Позволяет обмениваться информацией по двунаправленному защищенному каналу передачи информации с береговыми командными пунктами, кораблями и самолетами (при условии нахождения на перископной глубине). Если возникает необходимость отправить экстренно важное сообщение с большой глубины, используется выпускная буксируемая антенна. Это оборудование находится в особо прочном корпусе, способном защитить его даже в случае боевых действий. Проще говоря, «Лада» — лодка весьма живучая.

    Наконец, комплекс навигационного оборудования «Аппассионата». Содержит систему навигации инерциального типа, а также модуль спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС. Точность определения местонахождения при его использовании чрезвычайно велика, но зависит от близости расположения базовой станции корректировки для того или иного «провайдера».


    Силовая установка

    «Сердцем» подлодки является дизель-электрическая силовая установка, выполненная по схеме, которая предусматривает движение исключительно на электрическом ходу. Этим и отличается от зарубежных аналогов подводная лодка «Лада». ТТС (транспортно-технические системы) зарубежных кораблей этого класса могут обеспечивать движение только на дизельном двигателе.

    Дизельный двигатель располагается в четвертом отсеке. Для выработки электричества служат два генератора марки 28ДГ, сопряженные с выпрямителями мощностью по 1000 кВт каждый. Энергия запасается в двух группах аккумуляторных батарей. В каждой из них находится 126 элементов (они находятся в первом и третьем отсеках). Общая совокупная мощность всей установки в пиковом состоянии — 10580 кВт/ч. Рабочий двигатель – электрический, возбуждается постоянными магнитами. Марка СЭД-1, удельная мощность равна 4100 кВт.

    Выбранная мощность двигателя и емкость аккумуляторных батарей не случайны. Дело в том, что именно при таком соотношении становится возможной ускоренная загрузка батарей, которая практически в два раза сокращает нахождение подлодки на перископной глубине. Так как в составе генератора нет щеточного токосъемного устройства, обслуживание и эксплуатация всей установки резко упрощается и становится намного безопаснее. В этом отношении «Лада» — лодка, во многом опередившая свое время.


    Основная схема работы двигателей

    Всережимная электрическая силовая установка исполняет роль главного движителя во всех походных состояниях корабля. В принципе, мы уже говорили о том, что движения на одном только дизельном ходе не предусмотрено в принципе. Гребной винт имеет семь лопастей, выполнен по особой, малошумной технологии. Такое положение вещей во многом было достигнуто благодаря саблевидной форме лопастей, которая выдает минимальный уровень шума при движении. Кроме того, подлодка имеет две выносных рулевых колонки марки РДК-35.

    Максимально достижимая скорость в надводном положении достигает 21 узла. В подводном положении подлодка не разгоняется свыше 10 узлов. Дальность плавания составляет порядка 6000 миль, но при движении экономичным ходом можно увеличить ресурс приблизительно еще на 650 миль.


    Об условиях жизни и работы экипажа судна

    В состав экипажа входит 35 человек. Для спасения людей в случае ЧП предусмотрена спасательная система КСУ-600. Она предполагает дистанционный автоматический выпуск спасательных плотов модели ПСНЛ-20. Всего их две штуки, они расположены в надстройке для выдвижных устройств. Жилая зона на подлодке располагается в третьем отсеке. В отличие от надводных кораблей СССР и РФ, для экипажа созданы весьма неплохие условия проживания. Для личного состава предназначены двухместные каюты. Каждому офицеру положено отдельное помещение.

    Прием пищи происходит в кают-компании, совмещенной с буфетной комнатой. Запасы пищи, в зависимости от их характеристик и требований к хранению, располагаются в охлаждаемых и неохлаждаемых кладовых. В последние годы на подлодки этой серии стали устанавливать камбузное оборудование нового образца: при весьма компактных размерах оно обеспечивает приготовление полноценного и разнообразного пищевого довольствия экипажа.

    Запасы пресной воды хранятся в цистернах из пищевой нержавеющей стали. Пополнить запас пищевой пресной воды можно прямо в походных условиях. Для этой цели предусмотрены опреснительные установки, которые для работы используют тепло от работающих дизельных двигателей. В общем и целом, при штатном протекании похода запасов воды вполне достаточно для обеспечения не только бытовых, но и технических нужд. Полностью загруженная всем необходимым подлодка остается автономной на протяжении 45 суток.


    Что нового?

    Нововведений в конструкцию хорошо себя зарекомендовавшего корабля будет внесено немало. Разработчиком выступает знаменитое предприятие ЦКБ МТ «Рубин». В середине 2013 года было окончательно решено, что подводная лодка «Лада» продолжит стоять на вооружении ВМФ РФ. В модернизированном, конечно же, варианте. Большое внимание отечественные специалисты уделили модернизации бортовых электронных систем. Была полностью переосмыслена автоматика торпедной установки, практически полностью переделана (с учетом использования современных технологий) механика электрической силовой установки. Не осталась «обойденной» и навигация: учитывая, сколько новых решений было в нее заложено, можно смело говорить о том, что эта система заново создана. Неудивительно, что такая подводная лодка «Лада» неминуемо привлекает внимание иностранных заказчиков.

    На сегодняшний день субмарины проекта 677 «Лада» стали одними из наиболее совершенных неатомных подводных лодок во всем мире. Можно с уверенностью говорить о том, что при условии сохранения темпов работ их с удовольствием будет приобретать не только отечественный ВМФ, но и многие иностранные заказчики, поддерживая бюджет страны.