«Джеймс Г. Брестед, знаменитый чикагский историк и востоковед, сказал однажды: «Изобретение письма и удобной системы для записи на бумаге имело большее значение для дальнейшего развития человеческого рода, чем какое бы то ни было другое интеллектуальное достижение в истории человека». К этому утверждению можно присоединить мнение многих других великих людей, среди них Карлейля, Кантя, Мирабо и Ренана, веривших, что изобретение письма положило подлинное начало человеческой цивилизации. Такого рода взгляды получили поддержку этнографов, неоднократно утверждавших, что, подобно тому, как язык отличает человека от животного, так письмо отличает цивилизованного человека от варвара».

«Невозможно даже представить себе, каким путем могло пойти развитие цивилизации, если бы на определенном этапе своего развития люди не научились фиксировать с помощью определенных символов нужную им информацию и таким образом передавать и сохранять ее. Очевидно, что человеческое общество в таком виде, в каком оно существует сегодня, просто не могло бы появиться».

«В нашем современном обществе трудно представить себе интеллигентного и культурного человека, который не умел бы читать и писать. Искусство письма стало столь распространенным, что оно составляет теперь органическую и необходимую часть нашей культуры. Мы прошли долгий путь с той поры, когда гордые, но неграмотные короли средневековья ставили вместо своего имени крест. В наши дни неграмотный человек не может рассчитывать на успешное участие в прогрессе человечества, и это касается как отдельных индивидуумов, так и любых групп индивидуумов, а также целых социальных слоев или этнических единиц. Значение письма нетрудно понять, если попытаться представить себе наш мир без письма. Что бы мы делали без книг, газет, писем? Что бы произошло с нашими средствами коммуникации, если бы мы вдруг утратили способность писать, или с нашими знаниями, если бы мы не смогли прочесть о достижениях прошлого? Письмо имеет такое значение в нашей повседневной жизни, что я готов утверждать, что наша цивилизация скорее могла бы существовать без денег, металлов, радио, парового двигателя или электричества, нежели без письма» .

На мой взгляд, важность письменности заключается также и в том, что на сегодняшний день каждый из нас имеет возможность узнать не только о традициях своей нации, но и прочитать о жизни и традициях практически любого народа мира. Чтение книг о других государствах может расширить кругозор человека. Благодаря письменности мы можем без искажения (которое непременно бы появилось, если бы информация передавалась от человека к человеку на словах) прочитать интересующие нас книги.

Однако вследствие широкого распространения письма нанесен непоправимый ущерб устной традиции. Если сравнить знания современного человека о своих предках со знаниями о предках народа, у которого нет письменности, то мы увидим большую разницу. У народов, у которых нет письменности, нет возможности фиксировать информацию, поэтому они просто ее запоминают. Мне кажется, что из-за этого у народов без письменности намного сильнее развита память и больше возможностей к запоминанию разнообразных вещей и текстов.

Письменность также очень тесно взаимосвязана с языком. Без языка письменность просто не могла бы существовать. Но и язык тоже неотделим от письменности. Я считаю, что, например, в настоящее время современному человеку будет очень сложно выучить иностранный для него язык без письменных источников.

Кроме того, письменность оказывает непосредственное воздействие на сам язык. Она отчасти тормозит его развитие, поскольку многие вновь появившиеся в языке слова просто не употребляются в письме. Это доказывает тот факт, что мы можем с легкостью прочитать документы столетней и даже двухсотлетней давности .

На основе изложенного материала можно сделать вывод, что развитие письменности оказало решающее влияние на развитие человечества в целом.

Так как появление письменности оказало влияние на развитие науки. Трудно себе представить развитие таких научных дисциплин, как химия, физика, математика, биология и др. без письменности. Если бы не существовало письменности, был бы очень затруднен обмен информацией между различными учеными, поскольку с развитием науки объемы знаний также увеличиваются. В случае, если бы не было письма вообще невозможно было бы говорить о науке, как таковой, существовали бы отдельные, обрывочные знания. А без науки был бы просто невозможен прогресс человечества. А это означает, что невозможно было бы создать те условия для жизни, которые есть сейчас.

Я думаю, каждому ясно, что без письма рушится фундамент образования, а это само по себе не может вести к прогрессу. Таким образом изобретение письменности является необходимой ступенью к повышению социальной организации живого существа, дающей возможность к дальнейшему прогрессу и совершенствованию на пути вверх от обезьяны к Человеку.

письменность символ слоговый коммуникация

Письмо - искусственно созданная система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее во времени

Действительно, звуковая речь, которая является одним из самых гениальных изобретений человечества, ограничено в пространстве и времени. С помощью звукового языка невозможно передать информацию на большие расстояния, как и невозможно передать и ее непосредственно будущим поколениям. Поэтому вполне естественно, что человечество искало вспомогательное средство передачи информации, который бы устранил названы препятствия. Таким средством стало письмьмо.

Изобретение письма без преувеличения можно считать важности вторым после языка изобретением человечества. Появление письма знаменовала интеллектуальную революцию. Люди получили возможность передавать свой опыт пр рийдешним поколением, а потомки получили возможность слышать"голос прошлого"Это повлияло на ускорение развития науки, техники, культуры и вообще всей цивилизации. Опыт поколений стал общемировые овым достоянием, научные идеи и открытия стали общедоступными, исчезла необходимость открывать уже открытое, а все это сказалось на интенсификации мышления и на научно-техническом и культурном пр огреси. Загалоогресі загалом.

Возросла и объединяющая роль языка, поскольку письмо способствовало оптимальной организации общественной жизни, производства, торговли. Административные документы, общественно-политическая и художественная литература згуртовув валы и этнос, пользовавшийся одном языке, и цивилизованные народы всего миру.

Даже в наше время, когда изобретены средства хранения и передачи на расстояние звукового вещания (технические средства вещания, радио), роль письма в жизни общества ничуть не уменьшилась

Письмо возникло примерно шесть тысяч лет назад. Правда, первые примитивные попытки графической передачи информации, найденные в пещерах на севере. Испании, относятся к значительно более раннему периоду - 20 тыс рок ков к не, к однако достаточных оснований назвать это письмом. НЕТемає.

В науке встречаются утверждения, что письмо появилось еще до возникновения звуковой речи. Однако это не является достоверным, потому о чем могли писать безмолвные люди. Все было как раз наоборот: между возникновением языка и изобретет дневные письма прошло много временису.

Письмо возникло в эпоху, когда у людей появилась потребность передать информацию удаленным членам рода или иным племенам или что-то увековечить, то есть в период уже сложных общественных отношений

Возникновению письма предшествовал длительный подготовительный период начала попытки передачи на расстояние информации способами, которые мало напоминали графическое письмо. Речь идет о так называемом"предметное письмо» или протописьмо, - оптические мнемонические системы, которые не воспроизводят непосредственного вещания, а является напоминанием или подсказкой для лица, принимающего сообщение. Такие средства информации практиковали разные пле мена уже в эпоху неолита (восьмого-III тысячелетия до. НЕоліття до н.е.).

мнемонические и символическим знаком мог быть предмет или несколько предметов и ритуальные действия с ними. Такие способы общения сохранились и до наших дней. Так, в частности, в североамериканских индейцев перед дача томагавка означала объявление войны, а общее выкуривания трубки - заключение мира. В Украине символические знаки использовали в обряде сватовства. Если девушка соглашалась выйти замуж за парня, щ в сватался, то связывала сватов рушниками, а руку жениха платком, если нет, то вручала парню тыква, откуда и пошли выражения тыквы достать, тыквы съесть, означающие"отказ той, к к ого сватаешся; потерпеть неудачу"К предметам-символам можно отнести"хлеб и соль", определенные цветы (в подарок), а в мнемонических - связан на память узелок на платке рудимент"предметного письм а"можно считать выставленные на витрине хлебного магазина хлебобулочные изделия , подвешенный сапог у входа в обувную мастерскую тощбіля входу у взуттєву майстерню тощо.

Интересный факт"предметного письма"описал греческий историк. Геродот (V в до. Не). Скифы послали персам лягушку, мышь, птицы и пять стрел. Жрецы персидского царя. Дария"прочитали"это"послание"так:"Если вы, персы, не умеете летать, как птицы, прыгать по болотам, как лягушки, и прятаться под землей, как мыши, вы все будете уничтожены нашими стрелами"Разгадывая это"послание", персы учитывали и то знание"контек сту", кто такие скифы, который у них образ жизни, как они воюют тощuot;, хто такі скіфи, який у них спосіб життя, як вони воюють тощо.

Все приведенные факты - примеры мнемонического и символического"письма"Однако существовала, а иногда и до сих пор существует условная сигнализация, когда сами вещи ничего не выражают, а используются как условные знаки. Н. Например, перуанское узелковое письмо кипу и. Ирокезские. Ракушечное письмо вампуисьмо вампум.

Письмо кипу - палочка с разноцветными шнурками с узелками. Содержание передают цветами шнурков и количеством и формой завязанных на них узелков

Письмо вампум - это пояс или жезл с прикрепленными к нему различными по цвету и размеру ракушками. Информацию передают порядком расположения, способом соединения и цветом ракушек. Понятно, что посторонний человек не прочитает такого послания, потому о значении такого письма необходимо предварительно договоритьсяся.

"предметным письмом"можно передать только очень простые, элементарные сообщение (указания, сигналы бедствий - землетрясение, наступление врагов и т.д.). Поиски форм и способов передачи сложных сообщений обусловили появление графического письмного письма.

Литература

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. Изд. 6-е, переработанное и дополненное. – М., 1984.

Горбачевич К.С. Изменение норм русского литературного языка. – Л., 1971. – С. 90-107.

Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989. – С. 110-131.

Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. – М., 1983.

Русское сценическое произношение / Отв. ред. С.М. Кузьмина. – М., 1986.

Графика

Понятие о графике

Графика (греч. graphikē, от graphō – пишу, черчу, рисую) – это, во-первых, совокупность средств письменности, система отношений между буквами и звуками (фонемами), а также сами начертания букв, знаков; во-вторых, раздел языкознания, изучающий начертания к звуковые значения письменных знаков, в первую очередь букв.

Как указывалось ранее, в транскрипции, которая является особым видом письма, используются также другие графические знаки (знак мягкости, долготы, слоговости и т.д.).

Степень совершенства графической системы языка определяется соответствием букв звукам (фонемам). Идеальной графической системой является система, обеспечивающая однозначное соответствие между буквой и звуком (фонемой).

Современная русская графика делится на рукописную и печатную. Рукописная графика русского языка основывается на древнерусском письме, Основы печатной графики были заложены реформой Петра I, в результате которой был введен гражданский шрифт с округлым очертанием букв и без надстрочных знаков.

Происхождение и основные этапы развития письма.
Значение письма в истории развития общества

Письмо представляет собой знаковую систему фиксации речи, которая позволяет передавать информацию в пространстве и во времени.

Первичным способом общения является устная речь, возникшая примерно 500 тысяч лет тому назад. Вторичным способом общения является начертательное письмо, появившееся около 6 тысяч лет тому назад (древнеегипетское письмо известно с конца 4-го тысячелетия до н.э., критское, китайское – со 2-го тысячелетия до н.э. и т.д.); буквенное письмо существует около 3 тысяч лет.

Письменность является величайшим изобретением человечества, закрепляющим достижения науки, техники, культуры, оказывающимся основой цивилизации.

Предметное письмо как предыстория
начертательного письма

Можно выделить два этапа развития письма: 1) письмо, не связанное с языком, с его лексикой, грамматикой и фонетикой, – предметное письмо, символическая или условная сигнализация; 2) письмо, связанное с языком, – начертательное письмо.

Первоначально возникло предметное письмо, в котором средствами общения являлись предметы, звери, птицы и т.д.

Письмо, не связанное с языком, предметное письмо, подразделяется на символическую и условную сигнализацию.

При символической сигнализации предмет оказывается символом. Примером символической сигнализации является послание скифов персам, упоминание о котором содержится у греческого историка Геродота в V веке до н.э. Скифы послали лягушку, мышь, птицу и пять стрел; это послание предостерегало персов от возможности быть осыпанными стрелами при вступлении на землю скифов, если персы не научатся прыгать по болотам, как лягушки, прятаться в норы, как мыши, летать, как птицы.

При условной сигнализации предметы сами по себе являются не символами, а условными знаками, о значении которых договариваются заранее. В качестве примеров условной сигнализации можно привести перуанское письмо кипу, состоящее из палочки, к которой привязаны шнурки разных цветов и размеров с узелками; письмо североамериканских индейцев; ирокезское письмо вампум, в котором использовался пояс или жезл с ракушками разного цвета и размера.

Значение узелков на шнурках и комбинаций ракушек обычно было известно жрецам. Таким способом передавалась схематичная, заранее определенная информация, например, предупреждение о бедствии.

Способы передачи сообщений при помощи предметов, имеющих условное значение:
а – вампум; б – кипу; в – бирки (целая и расколотая).

Элементами письма можно считать стрелки, показывающие направление пути, семафоры, светофоры, морские и речные сигналы флагами, фонарями; поднесение хлеба и соли как признак гостеприимства у славян, брошенная перчатка как вызов на дуэль, тыква как отказ от супружества на Украине; использование цвета предметов: белого как символ чистоты, красного как символ любви, черного как символ траура и печали; использование числа предметов: четное число цветов – покойнику, семь – символ хорошей семьи.

Начертательное письмо, т.е. собственно письмо, связано с использованием специальных графических знаков и имеет большие, чем предметное письмо, возможности для общения и сообщения информации.

Этапы развития начертательного письма

Первый этап начертательного письма – пиктография , т. е. письмо рисунками (от лат. pictus – живописный и греч. graphō – пишу). Археологами и этнографами обнаружены образцы пиктографического письма на стенах пещер, на скалах, камнях.

РИСУНОЧНОЕ ПИСЬМО ИНДЕЙЦЕВ СИУ

Эта надпись рисунками, судя по всему, гласит: четверо мужчин поймали буйвола. Один остановил его, накинув ему лассо на шею. Другой воскликнул: "Я набросил ему лассо на передние ноги". Третий закричал: "Я отрублю ему голову топором". Четвертый выпустил в буйвола четыре стрелы. В это время женщина говорит своему мужу: "Вот тебе твой лук и стрелы, помоги им убить буйвола".

Пиктограмма представляет собой схематический рисунок определенной жизненной ситуации (охоты, сражения, поездки и т. д.), передающий целое сообщение, не расчлененное на слова. В пиктограмме несущественна художественная выразительность, а важно, в какой степени рисунок отражает значение сообщения.

Известны, например, такие пиктограммы, как "дневник" эскимоса-охотника; в нём рассказывается об охоте человека на двух животных, о встрече с другим охотником, с которым он на лодке перебрался к жилищу; в пиктограмме "прошение" индейцев передано обращение к президенту семи племен (журавля, трех куниц, медведя, морского человека и морского кота) относительно права на рыболовство в некоторых озерах (см. рис. на с. ____).

Обнаружены также наскальные изображения военных походов, мирного труда, предупреждения об опасности в горах, сделанные индейцами. Росписи в храмах, рассказывающие о сотворении мира, о рождении, жизни и смерти Христа, тоже являются своеобразными пиктограммами. Пиктограммы помогают понять причины возникновения изобразительного искусства как способа отражения действительности, передачи информации современникам и потомкам.

В пиктографии хорошо отражается все конкретное, значительно труднее отразить абстрактное. Переход от пиктографии к идеографии и вызван прежде всего необходимостью передавать на письме абстрактные понятия – любовь, дружбу, отечество и др.

Петиция, посланная семью индейскими племенами Конгрессу США относительно права на рыболовство в некоторых озерах. Линии, соединяющие глаза и сердца животных, показывают, что все семь племен единодушны с главным племенем ошкабави, которое представлено в виде журавля; линия, соединяющая глаз журавля с озерами, о которых идет речь (внизу, слева), и линия, уходящая вперед, по направлению к Конгрессу, указывают на просьбу, с которой обращаются племена.

В настоящее время пиктография используется как средство наглядности (особое значение это имеет для неграмотного или малограмотного человека, для иностранца). Пиктограммами являются рисунки на вывесках – бублик, конфеты, сапог; некоторые дорожные знаки, например, с изображением ножа и вилки, велосипеда; картинки в букварях, с которыми дети знакомятся до того, как начинают читать; изображение официанта, уборщицы и т. д. у кнопок звонков в гостиницах.

С развитием абстрактного мышления для выражения понятия возникает идеография , т.е. письмо понятиями (от греч. idea – идея и graphō пишу).

Идеограмма, как и пиктограмма, в начале развития идеографии остается таким же рисунком, поэтому часто одни и те же образцы письма расцениваются то как пиктограммы, то как идеограммы. Но идеограмма, в отличие от пиктограммы, обозначает не предмет, жизненный факт, а понятие, т. е. рисунок (графический знак) становится символом, знаком понятия. Так, например, изображение змеи как эмблемы медицины связано не с самим животным, а с функцией исцеления, принадлежащей змеиному яду; рисунок выступает как бы в переносном значении. Знак начинает соотноситься со словом, поэтому идеограмма называется также логограммой (от греч. logos – слово).

Увеличение размеров текста привело к необходимости ускорения письма, а следовательно, к схематизации рисунков, которые превратились в иероглифы (от греч. hieroglyphoi – священные письмена, резьба жрецов). В результате этого знак лишился конкретности и стал условным.

С развитием письма происходит изменение и в используемом для письма материале, и в пишущих инструментах. Если сначала производились надписи на скалах, камнях, коре деревьев, то в дальнейшем стал использоваться папирус, нильский тростник, пергамент (специально обработанная кожа); впоследствии в Китае была изобретена бумага. Орудия, с помощью которых наносились царапины на древесную кору, заменились пишущими инструментами – кисточкой, пером. Облегчение способа письма приводило к дальнейшему упрощению и схематизации иероглифов.

Иероглифическое письмо было распространено в Месопотамии, Египте, Китае.

Идеография более удобна, чем пиктография, так как иероглифы передают понятия. Идеографическое письмо не связано с передачей слов в их грамматическом и фонетическом оформлении, понятно носителям различных диалектов одного и того же языка.

Но при идеографическом письме необходимо запоминать большое количество знаков, так как каждое понятие имеет свое обозначение. Так, например, в современном китайском языке отмечается около 40 тысяч иероглифов, правда, реально используется от 2 до 6 тысяч.

Элементы идеографии в настоящее время используются в дорожных знаках: восклицательный знак – осторожно, прямоугольник – проезд запрещен, крест – перекресток и т. д.; в картографии и топографии: обозначение населенных пунктов, полезных ископаемых, железных дорог и т. д. Иероглифами являются цифры, научные символы: математические – +,,,:, <, >, , химические – Na, Сu, О, Н, Н 2 О, НСl, шахматные – Фв3-d5 и т. д.

Использование идеографии в научной терминологии объясняется необходимостью выразить научное понятие точно, кратко.

С развитием торговли, с установлением государственности возникала необходимость сделать письмо более простым, доступным все большему числу людей.

Одно направление в упрощении письма было связано с лексикой и возникло в китайской письменности. Для обозначения понятия стали сочетать знаки; например, понятие "лаять" обозначалось объединением знаков "собаки" и "рта". Такой путь сокращения количества идеограмм был непродуктивным, так как сочетания знаков понимались с трудом и требовали дополнительного запоминания.

Другое направление было связано с грамматикой, но оно могло использоваться только в языках с морфемной членимостью слов. При этом корни обозначались уже имеющимися иероглифами, а аффиксы – новыми. Но такой способ тоже не сокращал количества идеограмм, так как и количество корней бесконечно, и аффиксы требуют введения все новых и новых иероглифов.

Третьим этапом в развитии письма явилась фонография , в которой графические знаки стали отражать звуковую сторону языка.

Фонография возникла у египтян и ассиро-вавилонян.

Первоначальным этапом в развитии фонографии явилось силлабическое, или слоговое, письмо, распространенное у ассиро-вавилонян, индийцев. В нем иероглиф обозначал слог. Графическим знаком здесь была не буква, передающая звук (фонему), а силлабема, соответствующая слогу. Такое письмо значительно сокращает алфавит, так как количество слогов определяется десятками или сотнями (100-300 знаков). Употребление письма не требует грамматических знаний. Элементы слогового письма в русской графике используются при обозначении гласными буквами твердости-мягкости предшествующих согласных и в употреблении йотированных букв.

Следующим этапом фонографии являлось звуковое письмо, распространенное у древних евреев и финикиян. Оно носило консонантный характер: буквами обозначались согласные, а гласные обозначались диакритическими знаками, т. е. различными надстрочными и подстрочными знаками. По существу, этот тип письма был переходным этапом от письма слогового к буквенно-звуковому. Первоначально он имел характер консонантно-слогового письма. Алфавит становится еще более экономным: например, в арабском письме было 28 букв для согласных и несколько надстрочных знаков для гласных.

Консонантное письмо, таким образом, возникло из слогового. В слоговом письме были разновидности: могли передаваться сочетания различных согласных с гласными, как в японском письме кана; могли передаваться сочетания различных согласных с определенными гласными, а для обозначения сочетания согласных с другими гласными или без гласных использовались надстрочные знаки, как в современном индийском письме деванагари.

Последним, наиболее совершенным, этапом развития фонографии является буквенно-звуковое письмо, в котором буквами стали передаваться как согласные, так и гласные. Такой тип письма впервые стали использовать греки в начале I тысячелетия до н.э. Графические знаки, обозначающие согласные, были взяты у финикийцев, а для обозначения гласных использовались знаки финикийских согласных, отсутствовавших в греческом языке (финикийские согласные алеф, хе, вав, айн соответствуют греческим гласным альфа, эпсилон, ипсилон, омикрон); для греческих придыхательных согласных были придуманы особые буквы (тата, фи, хи).

Греческий алфавит послужил основой для латинского, славянских и других алфавитов.

Современная русская графика

Графика современного русского языка в той или иной степени отражает все этапы истории письменности.

Пиктография используется, как вспомогательное средство общения, например, в дорожной сигнализации (изображение детей, означающее "Осторожно, дети!"; рисунок руки с вытянутым указательным пальцем как знак направления и т.п.), в указателях на выставках, на международных соревнованиях и т.п. Пиктография играет важную роль в условиях многоязычия или неграмотности населения, а также как художественное средство (детские и юмористические рассказы в картинках).

Идеография применяется в составе вспомогательных подсистем письма: цифры, знаки четырех арифметических действий (+, , , :), алгебраические и химические формульные знаки, некоторые дорожные знаки (прямоугольник – "кирпич", обозначающий, что проезд запрещен; зигзаг как знак крутого поворота; крест как знак пересечения дорог и т. п.).

Силлабическое письмо используется при обозначении гласными буквами твердости-мягкости согласных и при передаче слога йотированными буквами.

Буквено-звуковое (консонантное) письмо находит отражение в написаниях типа СПб (Санкт-Петербург).

Основным видом графики современного русского языка является фонография.

Типы алфавитов

I. Алфавитом (азбукой) называется совокупность букв, расположенных в определенном порядке. Слово "алфавит" образовано из названий первых двух греческих букв: альфа (α) и бета, по-новогречески вита (β). Слово "азбука" образовано из названий двух первых славянских букв: аз (а) и буки (б).

II. Буквы – письменные знаки, передающие звуковой облик слов языка, его отдельные звуковые элементы.

В зависимости от способа обозначения гласных существует три типа алфавитов: 1) гласные обозначаются особыми буквами – греческий, латинский, алфавиты славянских, романских языков, алфавиты большинства языков мира; 2) гласные обозначаются отдельно стоящими диакритическими (надстрочными или подстрочными) знаками – арабский, еврейский и другие алфавиты; 3) гласные обозначаются диакритическими знаками, присоединенными к буквам, обозначающим согласные, – индийский, эфиопский и другие алфавиты.

Все современные алфавиты восходят к финикийскому (древнесемитскому) буквенному консонантному письму.

Первоначально каждый из 22 знаков финикийского письма воспринимался как соответствие сочетанию определенного согласного с любым гласным, а впоследствии – как соответствие только определенному согласному. Чисто консонантное письмо затрудняло понимание текстов, и поэтому уже в первой половине 1-го тыс. до н. э. начали прибегать к использованию знаков, соответствующих согласным, близким по месту образования к гласным.

Финикийское письмо было заимствовано окружавшими финикиян народами: к нему восходят еврейское и арабское письмо, письменности Центральной Азии и Индии; оно было усвоено и усовершенствовано греками, а у последних позаимствовано римлянами.

До возникновения алфавитного письма греки пользовались слоговой письменностью.

Греческое алфавитное письмо предположительно возникло в 9-8 вв. до н. э. В греческом письме, в отличие от финикийского письма, кроме букв, обозначавших согласные, появились буквы для передачи гласных звуков, что явилось новым этапом в развитии письма и сыграло важную общекультурную роль. Алфавитное греческое письмо разделялось на две ветви: восточногреческое письмо и западногреческое. Восточногреческое письмо развилось в классическое древнегреческое и византийское письмо; оно легло в основу славянского кириллического, а также армянского, отчасти грузинского письма. Западногреческое письмо стало исходным для латинского письма.

Классический общегреческий алфавит имел 27 букв; новогреческий алфавит имеет 24 буквы. Первоначально греки, подобно финикийцам, писали справа налево, потом – попеременно, а уже затем слева направо.

Латинское письмо – буквенное письмо, которым пользовались древние римляне и которое легло в основу письма большинства народов Западной Европы. Название происходит от названия древнего племени латинов, населявших область Лаций, центром которой был Рим. Древнейшие латинские надписи датируются 7 в. до н. э. Искусство письма было перенесено в Лаций греками с Пелопоннеса; они поселились на Палатинском холме в центре будущего Рима во 2-й половине II-го тыс. до н. э. В Греции тогда употреблялось еще слоговое письмо. Греческое алфавитное письмо на территории Италии развивалось медленно; собственно латинский алфавит сложился в 4-3 вв. до н.э.

В древнейших латинских надписях письмо имеет направление и справа налево, и слева направо; использовался и способ "бустрофедон": первая строка справа налево, вторая – слева направо и т.д.; с 4 в. до н.э. прочно установилось направление письма слева направо. Знаков препинания в античном письме не было. Отсутствовало деление на прописные и строчные буквы. Слова отделялись друг от друга обычно словоразделительн ыми знаками, которые ставились на уровне середины букв. В латинской письменности большинство занадногреческих букв сохранило исконное значение. Но в латинский алфавит вошли не все греческие буквы; некоторые буквы изменили свое значение, начертание; появилось и новые буквы. Так, во II в. появилась начертание W; в XVI веке были введены буквы J и U.

В послеантичное время возникло деление букв на прописные и строчные, появились знаки препинания.

Латинское письмо еще в эпоху Римской империи приобрело международный характер. В средние века латинский язык стал богослужебным языком во всех государствах Западной Европы и языком науки. На базе латинского письма сформировались современные системы письма народов Западной Европы (немецкая, английская, французская, испанская, португальская, датская, шведская и др.), системы письма Америки, Австралии, большинство алфавитов Африки, некоторые алфавиты народов Азии.

В национальных системах письма, которые имели в своей основе латинское письмо, его приспособление к соответствующим фонетическим системам осуществлялось главным, образом за счет введения диакритических знаков, например: ö, ä, ü в немецком языке, в польском и литовском языках, ñ в испанском языке. Отдельные звуки (фонемы) стали передаваться сочетаниями букв, например: ch, sh, th, ph, ea, ou в английском языке; ch, sch, tsch – в немецком языке.

Современный латинский алфавит имеет два типографских вида: латиница (или антиква) и готический шрифт (или фрактура); первый вид, близкий к древнему, является господствующим.

Латинский алфавит

Прописные

Строчные

Названия

Произношение

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра истории, культуры и социологии.

Реферат по культурологи на тему:

«Значение письменности в человеческой культуре»

Выполнил:

студент группы Э-158

Ковалёва Ю.Д.

Руководитель работы:

Введение

Мы прекрасно знаем кто изобрел первый печатный станок, радио, телевизор. Но эти, несомненно важные изобретения, перевернувшие жизнь людей никогда не состоялись бы без изобретения письма - самого, по моему мнению, великого открытия за всю историю человечества.

Письменность сделала мысль человека бессмертной, изобретя письмо, человек стал общаться не только с современниками, но и с далёкими предками. Перед нами открылась целая картина жизни прошлых поколений с их взглядами, идеями, стремлениями.

Еще только два столетия назад наша история начиналась с Гомера и преданий Ветхого завета. А сегодня, благодаря колоссальной работе проделанной учеными наша история удлинилась, по меньшей мере вдвое. И это во многом «заслуга» сохранившихся письменных источников. То, что письменность имеет большое значение видно уже из этих строк. Но какое именно? Поиск ответа на этот вопрос станет целью моего реферата.

Для того чтобы выполнить такую непростую задачу необходимо проследить путь письменности на протяжении всей истории человечества: от примитивных графических до словесно-слоговых, слоговых и алфавитных систем письма, определить факторы, повлиявшие на эволюцию письменности, выявить особенности каждого ее этапа, а также выяснить имеет ли она развитие на современном этапе.

Пытаясь раскрыть тему реферата, я прочитала немало интересной литературы, узнала много нового, о чем раньше даже не задумывалась. Например, все знают, что кириллицу изобрели братья Кирилл и Мефодий, но вряд ли кто-нибудь задумывался над тем, кто изобрел глаголицу, и почему она не прижилась в древнеславянском обществе.

Все это я постараюсь осветить в реферате, а также затронуть многие другие интересные вопросы.

Зарождение и эволюция письменности

Человечество не знало письма на протяжении большей части своего существования. Долгими путями оно шло к нему, и только несколько тысячелетий назад знаки стали применять для записи речи.

По мере накопления человеком опыта и знаний появилась необходимость хранить и передавать информацию. Сначала это осуществлялось при помощи общения, однако из-за несовершенства человеческой памяти многие знания утрачивались.

Первым шагом на пути к письму стало использование предметов. Сначала в виде напоминательных средств. Они не передавали мысль, а только напоминали о ней. До сих пор мы завязываем узелки на память.

Позже за предметами стали закреплять конкретные значения. Этот вид письма называют предметным . Например, для правильного расчета применялись счётные шнуры. Их можно увидеть у перуанских пастухов и у некоторых других народов Африки и Латинской Америки. Количество голов в стаде соответствует количеству узелков на шнуре. В древней Европе, Древнем Китае, у австралийских и африканских племен существовал «жезл вестников» - своеобразный документ, подтверждающий полномочия прибывшего посланника. Огромный интерес для историков представляют кипу инков. «Кипу представляет собой толстую верёвку или палку, на которую нанизаны шнуры с узелками и сплетениями. Смысловое значение придавалось количеству шнуров и узлов, их величине, расположению и цвету» .

Несмотря на распространенность предметного письма, оно не могло решить самой главной задачи - хранения информации.

Следующим шагом на пути к современному письму стала пиктография -изображение предметов, событий и действий с помощью рисунков. Пиктография – внеязыковая знаковая система (пиктограмму может прочитать любой человек, независимо от языка не котором он говорит), поскольку она напрямую выражает мысли, а не слова и предложения.Её недостатком было то, что рисунки передавали мысль целиком, без выделения каких-то составных частей.

Возникла пиктография ещё в эпоху позднего палеолита-40-10 тыс. лет назад. Сначала люди запечатлевали на стенах своих пещер животных и людей, затем эпизоды из жизни, различные события. Композиции становились всё сложнее, стали использоваться символы. Окончательное формирование пиктографии, по мнению ученых, произошло «в эпоху неолита, когда разрозненные родовые группы стали объединяться в племена» . Считается что пиктография - это первый способ выражения мысли человека. Она удобна, поскольку не связана с конкретным языком и всем понятна.

Пока записи были редкими и случайными недостатки пиктограмм (невозможность точной передачи сведений) не замечались. Однако по мере развития государственности, когда письмо прочно входит в жизнь людей, становится неотъемлемой ее частью, возникает потребность в ускорении записей, точной их передачи. В результате «рисунок каждого изображения постепенно упрощается и всё отчетливее расчленяется на отдельные графические знаки». За каждым предметом и понятием закрепляется только ему соответствующее изображение.

Таким образом, следующей ступенью в развитии письма стала идеография. Вряде стран (Египет, Китай, о. Крит, Шумер) идеография возникает вместе с рабовладельческим государством. Образование знаков- идеограмм протекало по линии упрощения графического начертания.

Иногда один знак обозначал несколько понятий (например, знак солнца обозначал также слова день, светлый, белизна). Зачастую сложные понятия передавались при помощи комбинации из нескольких знаков. Позже чтобы получить новое значение слова, прибегли к изменению формы или положения знака.

Идеограммой довольно сложно было передавать имена собственные. Для этого был изобретен «ребусный» способ написания: имена разбивались на части, которые по звучанию совпадали с какими-либо словами. Такая запись отражает звуковую сторону языка и называется логограммой (в отличие от идеограммы, которая связана со значением). Большой минус идеографического письма в том, что на овладение им требуется огромное количество времени.

Следующим шагом стало изобретение слогового письма. Это был очень трудный для человечества шаг, так как требовалось отделить звуковую оболочку слова от его смысла. Для этого потребовалось почти две тысячи лет, оно возникло только во втором-первом тысячелетии до нашей эры. Слоговая система существовала в древнеегипетской, шумерской, китайской и других системах письменности. И все же она имела недостаток: при развитом языке, с большим словарным запасом письмо становилось громоздким.

Дальнейшее развитие письменности прошло по пути дробления звукового потока на мельчайшие частицы-звуки. Первыми были выделены согласные звуки в древнеегипетском письме, так как в нем имелись логограммы состоящие из одного звука.

Алфавитное письмо

Итак, я остановилась на том, как из звукового потока был выделен звук. Это, несомненно, повлекло за собой создание алфавита. Первый «алфавит» создали финикийцы во втором тысячелетии до нашей эры. Он состоял из 22 букв, обозначающих согласные звуки или слоги, так как финикийский язык принадлежал к семейству семитских, в котором главную роль играли согласные звуки. В связи с этим фактом ученые отводят финикийскому алфавиту «промежуточное положение между слоговыми и буквенно-звуковыми системами языка».

Финикийский алфавит был заимствован греческой и арамейской письменностями. Арамейская дала начало восточным буквенно-звуковым системам, а от греческой произошли все западные буквенно-слоговые системы письменности. Финикийский алфавит был заимствован греками в первом тысячелетии до нашей эры. Именно там появился первый настоящий, в полном понимании этого слова, алфавит. Огромной заслугой греков стало то, что они ввели в алфавит символы, обозначающие гласные звуки. В таком виде греческий алфавит существует и по сей день.

С появлением алфавита письменность больше не пыталась напрямую передавать смысл, как пиктография или иероглифика, она просто фиксировала звуковой поток, и этот путь оказался самым эффективным.
Буквенно-звуковое, или алфавитное, письмо стало венцом графической эволюции. Оно наиболее экономно (звуков в языке меньше, чем слогов, а слогов меньше, чем слов) и подходит для языков всех типов, чего нельзя сказать о других видах письма.

«Изобретение алфавитного письма было тем великим шагом, который привел человечество от варварства к цивилизации» .

Славянская письменность

Существующие мнения насчет этапов развития письменности на Руси достаточно противоречивы. Одни ученые считают, что славянская письменность прошла все стадии своего развития, начиная с рисунка и заканчивая звуками. Другие утверждают, что идеографическое письмо не могло существовать у славян, поскольку славянские языки имеют много грамматических форм требующих изменений в словах. Слоговое письмо тоже не было пригодно – слишком много слогов имели славянские языки. Подходящей для передачи речи могла быть только буквенная система.

Время возникновение славянской письменности учеными до сих пор точно не установлено. По одним данным это 11 тыс. до н. э., по другим 1 тыс. до н. э., по третьим 6 век н. э.

Указания на славянскую письменность, существовавшую до Кирилла и Мефодия, встречаются в письменных источниках 9-10 веков. В сказании Черноризца Храбра говорится о том, что до принятия христианства славяне книг не имели, но использовали «черты и резы». После принятия христианства записи вели латинскими и греческими буквами. Одна из самых ранних летописей - «Повесть временных лет» - свидетельствует о наличии письменности в Киевской Руси в 9 веке. Академик Б.А.Рыбаков относит ее возникновение к правлению киевского князя Оскольда. Ярчайшими доказательствами можно считать записи договоров с Византией(10 век).

Итак, точно установлено, что накануне деятельности Кирилла и Мефодия славяне пользовались тремя видами письменности: пиктографией, «чертами и резами», получившими к тому времени буквенно-смысловое значение, и, наконец, они использовали латинские и греческие буквы в записи слов.

Переломным моментом в истории Руси стала деятельность братьев Кирилла и Мефодия. Кирилл и Мефодий родились в македонском городе Солуни. Мефодий в 820 году, Кирилл в 826. Братья свободно говорили на славянском языке и были очень образованными людьми. Интересна фигура Кирилла. На рубеже 60х годов 9 века он совершал миссионерскую поездку. В городе Херсонесе (раньше город Корсунь) он встретил человека с Евангелием, написанным «протокирилловским» языком, т. е. греческими буквами, приспособленными к передаче славянской речи. Это натолкнуло его на создание славянской азбуки. Уже с 863 года все богослужения стали вестись на родном языке, книги переводились с греческого на славянский. Кириллица быстро вошла в жизнь славянского народа. Но неправильно думать, что братья создали письменность на пустом месте, они опирались на уже существовавшую к тому времени греческую письменность. Для обозначения звуков присущих как греческому, так и славянскому языку использовались греческие буквы. Для звуков встречающихся лишь славянской речи было придумано 19 новых букв. Таким образом, она состояла из 43 букв. «Кириллица учитывала и правильно передавала фонетический состав старославянского языка» , но у нее был недостаток: она включала в себя 6 греческих букв не нужных для передачи славянской речи. Параллельно с кириллицей в 10 веке существовала глаголица. Она была короче кириллицы на 3 буквы, совпадала с ней по звуковому звучанию, расположению и названиям букв, однако отличалась довольно их сложным начертанием. Существует несколько версий ее происхождения. Одни ученые склоняются к тому, что и кириллица и глаголица были созданы Кириллом, но в разное время. Другие ученые придерживается мнения, что кириллица создана в Болгарии, чтобы приблизить славянское письмо к византийскому, а глаголица - результат кропотливой работы Кирилла. Выяснят ли ученые правду, покажет время, а пока нам остается строить лишь предположения.

Довольно долгое время российские и зарубежные историки думали, что письменность на Руси была уделом только священников. Однако берестяная грамота, которая была найдена в 1951 участницей новгородской экспедиции, опровергла эти убеждения. На берестяных грамотах (всего их было найдено около 900) содержались обыкновенные послания, записки, письма, что доказывает, что грамота на Руси была популярна в широких кругах населения.

Доказательством широкого распространении письменности служат многочисленные надписи (надпись сделанная на Тмутараканском камне в 1068), граффити (Софии Киевской), первые библиотеки (библиотека Ярослава).

Возникновение старославянского языка имело огромное значение в культурном развитии славянских народов. Благодаря созданию алфавита стало возможным развивать знания, накапливать культурный опыт народа, для последующей передачи его новым поколениям. Это стало огромным событием не только в истории русского народа, но и в мировой истории: «на путь цивилизации вступили новые народности, которым предстояло славное будущее» .

Каллиграфия и стенография

Людям свойственно стремление к улучшению всего того, что их окружает, того, что они создают. С момента зарождения письменности, люди стремились усовершенствовать ее в двух направлениях: научиться писать, во-первых, красивее и, во- вторых, быстрее. Так возникли каллиграфия (от греч. «kalligraphia» -«красивый почерк») – искусство красивого письма, и скоропись – мастерство быстрого письма.

Каллиграфия делает письмо сродни искусству. Выдающиеся писцы годами вырабатывали особые почерки, на основе которых постепенно сложились известные шрифты. Мастерами вне конкуренции в искусстве каллиграфии считаются народы Востока, особенно арабы. Для китайцев, японцев и корейцев иероглиф был не только письменным знаком, но одновременно и произведением искусства. Текст, написанный некрасиво, не мог считаться совершенным по содержанию.

Не изменявшаяся в течение тысячелетий египетская иероглифика, бесспорно, самая красивая система письма в Древнем мире. Египтяне совершенствовали своё письмо и в другом направлении. Наряду с иероглификой они изобрели и системы скорописи: сначала иератику (от греч. «hieratikos» - «священный»), письмо жрецов, потом демотику (от греч. «demotikos» - «народный») - народное письмо. Ведь скорость – необходимое качество хорошего писца. Об этом гласит и шумерская поговорка: «Только тот настоящий писец, чья рука не отстаёт от уст».

В скорописи вырабатывались приёмы упрощённого написания знаков, их соединение в лигатуры (от лат. «ligatura» - «связь»), т.е. слитные написания; допускались определённые сокращения слов и словосочетаний.

Отсюда и произошла система сокращённой записи речи – стенография (от греч. «stenos» - «узкий», «тесный», и «grapho» - «пишу»).

Первая собственно алфавитная система стенографии была изобретена в Англии Джоном Уиллисом, издавшим в 1602 г. книгу «Искусство скорописи, или Стенография». С тех пор появился и термин «стенография». В дальнейшем возникло множество различных систем стенографии для записи речей в судах, дебатов в парламенте. Они увеличивали скорость в несколько раз, но и овладеть ими было труднее, чем выучить несколько иностранных языков. Рекорд в скорости стенографической записи, отмеченный в «Книге рекордов Гиннеса», был установлен в Нью-Йорке в 1922 г. и составил 350 слов в минуту – быстрее говорить, наверное, просто невозможно.

Современные системы стенографии основаны на фонографическом принципе, т.е. на записи звуков речи, поэтому их легко приспособить к различным языкам. Так, систему Питмана, изобретённую им в 1837 г., можно использовать для 20 языков, включая японский; ею по сей день записывают отчёты о заседаниях английского парламента. Это - единая государственная система стенографии, которая с некоторыми усовершенствованиями используется до сих пор.

Будущее письма

Если внимательно изучить эволюцию письменности, то можно заметить, что толчком к новому этапу развития письменности служит точность. Древним людям чтобы ориентироваться во времени достаточно было четырех насечек: зима, весна, лето, осень. Сейчас нам важен не только день, но и час, минута, секунда. Потребность во всевозрастающей точности (и не только во времени) является характерной чертой нашего времени.

Что позволяет нам точно передавать интонацию речи? Конечно же, знаки препинания. Они появились сравнительно недавно. В 17 веке появилась точка- первый из знаков, остальные еще моложе. В русской грамматике система пунктуации начинает складываться в 18 веке. Современные правила сформулированы в 19-начале20 века.

Наше письмо сколь бы ни было оно совершенно, продолжает развиваться. И не исключено, что человек будущего глядя на наше письмо, сочтет его столь же неудобным, каким мы считаем глаголицу.

Еще в конце позапрошлого века был создан язык эсперанто - первый международный язык. Он призван облегчить общение между людьми разных национальностей, так как изучение живого языка весьма затруднительно. Естественный язык сложен, так как в нем много специфического связанного с менталитетом и историей народа. Эсперанто же графически прост. В нем всего 16 правил и ни одного исключения

Эсперанто не единственный искусственный язык, их существует около 300. Предложено также много проектов фонетической записи языка. Например «Международный фонетический алфавит» (МФА)- это система знаков для записи звуков любого языка. Однако запись знаками МФА очень сложна.

Существует довольно необычная система записи звуков называемая «видимая речь». Суть ее состоит в том, что записываются не сами звуки, а положение органов речи при его произнесении.

Цель, которой пытались добиться современные создатели систем письменности, заключается в стремлении найти универсальный способ записи речи, пригодный для любого языка. Я не сомневаюсь, что когда-нибудь он будет обязательно найден.

Стремительный рост объема информации стал характерной чертой нашего времени. Ученые назвали его «информационным взрывом». В восьмидесятых годах объем информации был так велик, что легче было провести какие-либо исследования, чем искать результаты аналогичных. Чтобы систематизировать имеющуюся информацию прибегали к помощи компьютеров. Перед творцами тех первых компьютеров стояла сложная задача- создание компьютерного языка. Сейчас я смело могу сказать, что свою задачу они выполнили на отлично. В 21 веке мы по-прежнему живем в информационном веке. Но благодаря созданной компьютерной сети Интернет, поиск любой информации не составляет никакого труда и не требует много времени, мир становится более взаимосвязанным, целым. Выравниваются возможности людей в приобщении к культурным ценностям.

Итак, мы живем в век, когда человечество усиленно ищет способы преодоления языковых барьеров. Одни ученые видят будущее языка в постепенном слиянии ныне существующих. Другие придерживаются противоположной точки зрения, и говорят об укреплении национальных языков.

И еще один важный момент. Меня очень волнует судьба книг. В наше время люди все больше заменяют их телевидением, компьютерными играми, Интернетом. В частности чаты, как мне кажется, являются суррогатом личного общения. Что значительно сказывается на личности человека.

Но несмотря на это, мы все равно склоняемся над книгой, чтобы постичь азы знаний. Книга приносит радость встречи с литературными героями, и ничто не может сравниться с тем чувством которое испытываешь держа ее в руках. Она одаривает людей счастливыми моментами общения с духовным наследием человечества.

Не хочется верить, что книгам суждено погибнуть. Ведь они прошли такой длинный путь от глиняных табличек до современных томов.

Заключение. Значение письма

Д. Брестед американский историк однажды сказал: « Изобретение письма и удобной системы для записи на бумаге имело большее значение для дальнейшего развития человеческого рода, чем какое бы то ни было другое интеллектуальное достижение в истории человечества» .

И я не смею с ним не согласиться. Изобретение письма положили подлинное начало человеческой цивилизации, а значит и всему, что с ней связано.

Современные дети, выводящие свои первые буквы-каракули, вряд ли задумываются в этот момент о своих предках. Они пришли в мир, который невозможно представить без письменности. Чтобы жить в этом мире, нужно уметь читать и писать, иначе окажешься вне цивилизации, вне общества. Я думаю, каждому ясно, что без письма рушится фундамент образования, а без последнего и сам человек остаётся лишь безвольной щепкой, вынужденной мотаться по воле волн, поскольку нет возможности рассчитывать на продуктивный опыт предыдущих поколений. Таким образом изобретение письменности является необходимой ступенью к повышению социальной организации живого существа, дающей возможность к дальнейшему прогрессу и совершенствованию на пути вверх от обезьяны к Человеку.

В дописьменные времена человечество жило в неизвестности. Появлялись и пропадали племена не оставляя ничего после себя. Но в тот момент, когда человек выцарапал первую надпись, появилась история. С появлением письменности человек стал ее частью. Итак, второе, чем обязано человечество письму, – история, а с ней – новая значимость всех событий и поступков. Он теперь знает о событиях, которых никогда не видел, может сообщить о себе потомкам, с которыми никогда не поговорит.

Большую роль сыграла письменность и в развитии науки. Древние вавилоняне много времени уделяли изучению небесных тел. Астрономия складывалась веками, данные накапливались, уточнялись, передавались из поколения в поколение. Накопленные ими сведения позволили грекам построить первую научную картину мира, заложить основы естествознания. Всё это не могло состояться без письменности. Наука – это прежде всего диалог, чтобы сделать свой шаг, учёный должен оттолкнуться от того, что сделали предшественники, подвергнуть критическому переосмыслению всё, в чём, казалось бы, нельзя сомневаться. Поэтому письменность- основа технологического прогресса.

Обращу ваше внимание на другое значение письменности – в религии. Вера древних людей была основана на устных мифах и легендах, не терпящих никакого сомнения. Записанный же текст предания уже мог подвергаться критике, что давало повод вдумываться в тексты, анализировать их смысл. Право религии единолично, монопольно решать вопросы о смысле жизни, сущности человека, принципах нравственности осталось в прошлом. Письменность стала шагом к свободе мысли, к свободе совести.

А теперь попробуем себе представить что в современном мире исчезло понятие документально зафиксированной договорённости.

Мне кажется, что цивилизация мгновенно рассыпалась бы. Экономика, политика, законы – всё потеряло бы смысл. Надёжность и достоверность информации и как следствие развитая экономика и правовая система – это тоже плоды письменности.

Подумайте только, как при большом количестве людей можно управлять страной, городом. Делать это как в старину общим сбором на площади уже не представляется возможным, времена, когда за всех решали вожди, цари или диктаторы тоже прошли. Важнейшие решения должны приниматься всеобщим голосованием, которое сегодня невозможно представить без письменности. Таким образом, возможность граждан влиять на решения, которые их касаются, т.е. демократия, – тоже плод письменности.

Конечно, это не всё, что дала человечеству письменность. Можно вспомнить о великой литературе, о письмах, связывающих людей, разделённых тысячами километров, о множестве жизней, спасённых благодаря записке в бутылке. Но у всех разнообразных даров письменности есть нечто общее. Это – свобода. Свобода от времени и расстояния, от невежества и обмана, свобода принимать решения, общаться, верить, творить. И сам путь развития письменности – путь свободы. Совсем недавно по историческим меркам письмо имело эзотерический характер, а книги – недоступным сокровищем. Сегодня мир стоит на пороге всеобщей грамотности. Миллионы книг, богатства Интернета – всё в распоряжении человека, готового принять бесценный дар предков – письменность.

Список используемой литературы

1. Власов В.Г. Славянская азбука и славянские просветители.- М., 1989.

2. Гельб. И. Опыт изучения письма. - М., 1982.

3. Драчук. В. Дорогами тысячелетий. - М.:«Молодая гвардия», 1977.

4. Детская энциклопедия. Том 11.- М.: « Просвещение», 1968.

5. Тейлор. Э. Первобытная культура. - М., 1989 г.

6. Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык. Т. 10. – М..

«Кирилло-мефодиевской письменности суждено было сыграли значительную культурную и политическую роль. Созданная ими письменность расценивается как фундамент новой славянской культуры -- той культуры, которая выводит славянство на уровень «великих» народов. Таким образом, Константин и Мефодий, положив начало христианской образованности славян, дав христианский импульс их национальному духовному развитию, предрешили тем самым их особую культурно-историческую роль среди Других европейских народов. Через все дошедшие до нас памятники красной нитью проходит идея, что все народы равны между собой и что все они имеют право черпать лучшие ценности из сокровищницы мировой культуры, -- идея, придающая подвигу Первоучителей высокое гуманистическое звучание. Возникновение старославянского языка было огромным событием и в мировой истории: на путь цивилизации вступили новые народности, которым предстояло славное будущее».

Значение письменности для человечества

«Джеймс Г. Брестед, знаменитый чикагский историк и востоковед, сказал однажды: «Изобретение письма и удобной системы для записи на бумаге имело большее значение для дальнейшего развития человеческого рода, чем какое бы то ни было другое интеллектуальное достижение в истории человека». К этому утверждению можно присоединить мнение многих других великих людей, среди них Карлейля, Кантя, Мирабо и Ренана, веривших, что изобретение письма положило подлинное начало человеческой цивилизации. Такого рода взгляды получили поддержку этнографов, неоднократно утверждавших, что, подобно тому, как язык отличает человека от животного, так письмо отличает цивилизованного человека от варвара».

«Невозможно даже представить себе, каким путем могло пойти развитие цивилизации, если бы на определенном этапе своего развития люди не научились фиксировать с помощью определенных символов нужную им информацию и таким образом передавать и сохранять ее. Очевидно, что человеческое общество в таком виде, в каком оно существует сегодня, просто не могло бы появиться».

«В нашем современном обществе трудно представить себе интеллигентного и культурного человека, который не умел бы читать и писать. Искусство письма стало столь распространенным, что оно составляет теперь органическую и необходимую часть нашей культуры. Мы прошли долгий путь с той поры, когда гордые, но неграмотные короли средневековья ставили вместо своего имени крест. В наши дни неграмотный человек не может рассчитывать на успешное участие в прогрессе человечества, и это касается как отдельных индивидуумов, так и любых групп индивидуумов, а также целых социальных слоев или этнических единиц. Значение письма нетрудно понять, если попытаться представить себе наш мир без письма. Что бы мы делали без книг, газет, писем? Что бы произошло с нашими средствами коммуникации, если бы мы вдруг утратили способность писать, или с нашими знаниями, если бы мы не смогли прочесть о достижениях прошлого? Письмо имеет такое значение в нашей повседневной жизни, что я готов утверждать, что наша цивилизация скорее могла бы существовать без денег, металлов, радио, парового двигателя или электричества, нежели без письма».

На мой взгляд, важность письменности заключается также и в том, что на сегодняшний день каждый из нас имеет возможность узнать не только о традициях своей нации, но и прочитать о жизни и традициях практически любого народа мира. Чтение книг о других государствах может расширить кругозор человека. Благодаря письменности мы можем без искажения (которое непременно бы появилось, если бы информация передавалась от человека к человеку на словах) прочитать интересующие нас книги.

Однако вследствие широкого распространения письма нанесен непоправимый ущерб устной традиции. Если сравнить знания современного человека о своих предках со знаниями о предках народа, у которого нет письменности, то мы увидим большую разницу. У народов, у которых нет письменности, нет возможности фиксировать информацию, поэтому они просто ее запоминают. Мне кажется, что из-за этого у народов без письменности намного сильнее развита память и больше возможностей к запоминанию разнообразных вещей и текстов.

Письменность также очень тесно взаимосвязана с языком. Без языка письменность просто не могла бы существовать. Но и язык тоже неотделим от письменности. Я считаю, что, например, в настоящее время современному человеку будет очень сложно выучить иностранный для него язык без письменных источников.

Кроме того, письменность оказывает непосредственное воздействие на сам язык. Она отчасти тормозит его развитие, поскольку многие вновь появившиеся в языке слова просто не употребляются в письме. Это доказывает тот факт, что мы можем с легкостью прочитать документы столетней и даже двухсотлетней давности.