Часто задумываются, что будет, когда двери учебного заведения для них закроются. Есть вы вообще смысл работать за маленькую зарплату в лаборатории какого-нибудь университета? Сегодня нельзя точно сказать, сможете ли вы найти достойную работу после окончания учебы. Иногда работать в вузе - это один из самых правильных вариантов. Но есть и другие интересные профессии .

Занимается монтажом, запуском, диагностикой оборудования. Проводит техническое обслуживание, ремонт оборудования в оперативных и гарантийных случаях. Оказывает техническую поддержку, консультирует клиентов, проводит технические семинары и обучает клиентов.

3. Педагог по направлению « »

Обучение может производиться в рамках школьной программы, а также в вузах. Такой специалист может преподавать на подготовительных курсах, проводить занятия с продвинутыми детьми по предмету, преподавать на дополнительных курсах по направлению «Робототехника».

Наиболее востребованные профессии - визуализатор и модельер. Первый является специалистом высокого класса в сфере трехмерной графики. Сегодня визуализаторы чаще всего занимаются архитектурно-строительными проектами, принимают участие в процессе архитектурной 3D-визуализации. Архитектурные визуализаторы создают экстерьеры и интерьеры зданий, которые проектируют. В итоге визуализатор должен представить готовую картинку. Профессия 3D-модельера становится все более привлекательной для творческих людей. Часто ею интересуются художники, архитекторы и скульпторы.

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (профильный) - профильный предмет, по выбору вуза
  • Физика - по выбору вуза
  • Химия - по выбору вуза
  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - по выбору вуза
  • Иностранный язык - по выбору вуза

Мехатроника - научная сфера, занимающаяся изучением объединенных компьютерных и электротехнических компонентов, на основании которых проектируются и создаются инновационные системы и машины. Робототехника - научная область, нацеленная на разработку и конструирование роботов и систем, способных заменить труд человека и автоматизировать сложные технологические процессы. В настоящее время данные отрасли активно расширяются, привлекая новые талантливые умы для совершения инновационных открытий и создания оптимальной продукции. Ввиду перспективности направления многие выпускники, хорошо разбирающиеся в точных науках, сегодня стремятся поступить на специальность 15.03.06 «Мехатроника и робототехника». Это довольно сложная отрасль, требующая глубоких математических знаний, поэтому освоить ее удается не всем.

Условия поступления

Поскольку каждый вуз имеет право устанавливать свой перечень экзаменов для поступления на определенный факультет, выпускникам рекомендуется заранее уточнять информацию о том, какие предметы нужно сдавать для зачисления на желаемое направление.

Тем не менее, в любом образовательном учреждении для освоения данной профессии требуется предъявить результаты ЕГЭ по профильной математике. Среди остальных же дисциплин могут присутствовать:

  • русский язык,
  • физика,
  • химия,
  • иностранный язык,
  • информатика и ИКТ.

Будущая профессия

На данном отделении воспитываются будущие специалисты высокого класса, готовые работать с техническими системами, агрегатами и комплексами, которые применяются для исполнения определенных функций и управления устройствами. Студенты направления готовятся к осуществлению научно-исследовательской деятельности, а также приобретают навыки проектирования и конструирования инновационных машин и роботов. Кроме того они проходят программу обучения по эксплуатации уже существующей техники и оттачивают свои организационные и управленческие способности.

Куда поступать

Сейчас многие вузы Москвы предлагают освоить эту непростую профессию. Наиболее популярными учебными заведениями, осуществляющими подготовку в данной области, считаются:

  • Московский государственный технический университет им. Н. Э Баумана;
  • Московский государственный технологический университет «Станкин»;
  • Московский государственный университет путей сообщения;
  • Московский технологический университет (МИРЭА, МГУПИ, МИТХТ);
  • Национальный исследовательский университет «МЭИ».

Срок обучения

Продолжительность образовательной программы на бакалавриате на очной форме обучения составляет 4 года, на заочной - 5 лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Среди основных предметов, которые предстоит изучить будущим студентам, наибольшее значение имеют:

  • теория математического управления,
  • основы мехатроники и робототехники,
  • физика,
  • детали мехатронных модулей, роботов и их конструирование,
  • инженерная и компьютерная графика,
  • микропроцессорная техника в мехатроние и робототехнике,
  • программное обеспечение мехатронных и робототехнических систем,
  • теория автоматического управления,
  • электронные устройства мехатронных и робототехнических систем,
  • электротехника,
  • электрические и гидравлические приводы мехатронных и робототехнических устройств.

Приобретаемые навыки

В результате освоения специальности выпускники приобретают следующие знания и умения:

  1. Владение одним иностранным языком.
  2. Анализ актуальности разрабатываемых продуктов.
  3. Разработка макетов инновационных машин и роботов.
  4. Создание специальных программ, способных управлять разрабатываемыми объектами мехатроники и робототехники.
  5. Составление технической документации для производства разнообразных деталей и модулей.
  6. Проектирование и составление особых схем для создания новых машин и роботов.
  7. Проведение экспериментальных работ на инновационных образцах.
  8. Умение осуществлять сборку проектируемых объектов.
  9. Обеспечение контроля за соблюдением всех необходимых норм и правил в процессе изготовления машин и роботов.
  10. Умение оформлять лицензии и патенты на вновь созданную продукцию.
  11. Постоянное совершенствование уже имеющихся продуктов, способность наладить их функционирование, а также осуществить их перепрограммирование.
  12. Составление инструкций по эксплуатации к производимой продукции.

Перспективы трудоустройства по профессии

Кем можно пойти работать, получив диплом? Специальность позволяет освоить наиболее востребованные в современном мире технологий профессии, среди которых:

Это активно растущая область, требующая в свои ряды настоящих профессионалов своего дела. При этом на рынке труда сегодня востребованы как специалисты-теоретики, которые проектируют и создают новые идеи, так и эксперты-практики, готовые осуществлять свою деятельность в коллективе, создающем новые узлы под необходимые параметры.

Прежде профессионалы данной области в основном были востребованы для разработок в военной и космической сферах, однако теперь их знания все чаще требуются и обычным фирмам и компаниям. Стоит отметить, что вышеперечисленные должности являются в России одними из самых высокооплачиваемых. Так, начинающий специалист может заработать от 30 000 рублей. Оклад же ведущего эксперта организации нередко представляет собой шестизначную цифру.

Преимущества поступления в магистратуру

Многие студенты, окончив бакалавриат, принимают решение продолжить обучение по более углубленным программам в магистратуре. И это дает им особые преимущества:

  1. Магистратура готовит профессионалов международного уровня, которые в дальнейшем могут найти высокооплачиваемую работу за границей.
  2. У магистрантов появляется шанс заблаговременно выбрать сферу своей будущей деятельности и усовершенствовать свою подготовку.
  3. Студенты магистратуры осваивают навыки подготовки и проведения самостоятельных исследований в изучаемой научной области.
  4. Магистранты имеют большую востребованность на рынке труда, нежели бакалавры.

Робототехник — специалист по разработке роботов и автоматизированных технических систем, а также их модернизации и обслуживанию.


Заработная плата

35.000–40.000 руб. (rabota.yandex.ru)

Место работы

Робототехников можно встретить в конструкторских бюро авиации и космонавтики, научно-исследовательских центрах, компаниях, цель которых — создание роботов.

Обязанности

Главная цель робототехника (роботехника) — создание роботов. Далее управление, обслуживание, модернизация или ремонт.

В основе современной робототехники заложены: механика, электроника и программирование. Специалист ставит задачу, которую можно решить благодаря роботу, продумывает механику, программную и электронную часть. Инженеры-роботехники всегда работают в команде.

Важные качества

Специальность предполагает наличие у кандидата таких качеств, как: интерес к точным наукам, аналитический ум, богатое воображение, структурированное мышление, усидчивость, нацеленность на результат.

Отзывы о профессии

«Робототехника может стать следующей технологией общего назначения, заняв место рядом с авиацией, производством электричества и интернетом. По оценке Европейской комиссии, через пять лет объем мирового рынка робототехники и необходимого программного обеспечения может достичь 120 миллиардов евро. Низкая конкуренция в развивающихся рынках сервисной, бытовой и медицинской робототехники делает ее одним из наиболее привлекательных инвестиционных направлений».

Специалисты Робототехнического центра Фонда «Сколково»

Стереотипы, юмор

Японские разработчики получили частный иностранный заказ на изготовление робота, умеющего париться в бане, петь под семиструнную гитару, быстро ездить и глотать напитки залпом. Национальность Заказчика держится в строжайшей тайне.

Обучение

Чтобы стать робототехником, необходимо получить высшее образование по специальности «мехатроника и робототехника». Специальность представлена в таких вузах, как: Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д. Ф. Устинова, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения.

Технические вузы Москвы: Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (МГТУ), Московский физико-технический институт.

ХХ век был очень плодотворным на возникновение новых наук, одной из которых является мехатроника. Кем работать после освоения данной дисциплины? Что она представляет собой и чем занимается? Насколько она важна в современной жизни? Какие она открывает нам перспективы? Кем работают люди, которые изучают данную дисциплину в университетах и самостоятельно? Вот неполный список вопросов, на которые будет дан ответ в статье.

Что такое мехатроника?

Данный термин был получен при соединении слов «механика» и «электроника». Впервые он был применён в 1969 году. На данный момент времени мехатроника - это наука, которая посвящена созданию и целенаправленной эксплуатации машин и систем, движение которых определяется электронно-вычислительной техникой. Она базируется на знаниях механики, информатики, электроники и компьютерном управлении движения агрегатов и машин. Изучить основы мехатроники можно при желании, поскольку научно-образовательной литературы по этому направлению достаточно. Для большего придётся приложить значительные усилия, чтобы найти необходимый материал. Хотя можно, теоретически, и самому додуматься, что представляет собой мехатроника. Что это такое мы уже выяснили, давайте перейдём к отдельным аспектам.

Связь с робототехникой

Очень часто их можно встретить вместе. Почему так? Дело в том, что робототехника - это самое перспективное направление мехатроники, которое может развиваться исключительно в её рамках. Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Дело в том, что сейчас мехатроника занимается автомобильной, авиационной, космической, бытовой, медицинской и спортивной техникой. Но чтобы изготавливать предметы этого типа существуют отдельные специальности. И специально, чтобы акцентировать внимание на том, что студенты будут заниматься проектированием роботов, станков с численно-программным управлением и подобных устройств, а также их созданием, направление подготовки и называется «мехатроника и робототехника».

Общее описание практической составляющей

Что нам даёт мехатроника? Что это такое с точки зрения практики создания? Давайте рассмотрим общую схему построения машин, которые имеют компьютерное управление и ориентированы на то, чтобы автоматизировать производственные и бытовые задачи. Внешней средой для них является технологическое окружение, с которым будет происходить взаимодействие. Когда мехатронная система выполняет свои функции, то это происходит благодаря рабочим органам. Следует отметить, что данное научное направление является довольно молодым, в нём много неточностей и расплывчатых формулировок даже в научной литературе, поэтому со временем некоторые теоретические принципы могут поменяться. Мехатронные системы формируются из трех частей, которые связаны между собой информационными и энергетическими потоками:

  1. Электромеханической. Сюда относят механические звенья, передачи, электродвигатели, сенсоры, рабочий орган, дополнительные электротехнические элементы, сенсоры. Все составляющие применяются для того, чтобы обеспечить необходимые движения. Особую важность для корректного выполнения поставленных задач имеют сенсоры. Они собирают данные про состояние объекта работ и внешней среды, непосредственно мехатронного устройства и его составляющих.
  2. Электронный. Сюда относят микроэлектронные устройства, силовые преобразователи и измерительные цепи.
  3. Компьютерной. Сюда относятся микроконтроллеры и высшего уровня.

Основные функции мехатронных систем

На данный момент времени их выделяют 4:

  1. Управление процессом механического движения в режиме реального времени с одновременной обработкой информации, что поступают с их сенсоров.
  2. Соорганизация своих действий с внешними источниками влияния.
  3. Взаимодействие с человеком посредством специального интерфейса в или в реальном времени.
  4. Организация обмена данными между сенсорами, и другими составляющими элементами системы.

Задача мехатроники

Они должна решать проблему преобразования входной информации, что поступает с верхнего уровня управления в необходимые При этом, как правило, используется принцип обратной связи. В проектировании эта задача выражается в том, что происходит интеграция в один функциональный модуль нескольких элементов, что имеют разную природу - в этом специфичность, которую имеет мехатроника. Специальность людей, которые занимаются выполнением данных целей может быть самой разной. В идеале при предоставлении планируемой информации будет получаться желаемый результат. Помочь в этой аппаратной составляющей должно программное обеспечение.

Преимущество мехатронного подхода при решении реальных задач

Сравнение будет проводиться с традиционными средствами автоматизации:

  1. Относительно низкая стоимость систем, что достигается благодаря значительной интеграции, стандартизации и унификации всех составляющих интерфейсов и элементов.
  2. Возможность реализации точных и сложных движений благодаря методам интеллектуального управления.
  3. Высокий уровень надежности, долговечности и помехозащищенности.
  4. Компактность используемых модулей, что позволяет обходиться меньшей площадью. Также их можно относительно легко совмещать для достижения возможности выполнения конкретных задач.
  5. Благодаря упрощению кинематических цепей машины обладают хорошими динамическими и массогабаритными характеристиками.

Вот благодаря чему развивается мехатроника и робототехника. Специальность в данном случае позволяет получить уже отобранные и готовые у изучению данные, тогда как при самообразовании придётся всё искать самому.

Примеры мехатроники в реальной жизни

Где можно найти подобные системы около нас? Для этого предлагаю взглянуть на такие области людской деятельности:

  1. Станкостроение и изготовление оборудования для проведения автоматизации технологических процессов.
  2. Робототехника.
  3. Военная, космическая и
  4. Автомобилестроение (так, мехатронными системами является стабилизация движения, автоматическая парковка и подобные разработки).
  5. Различные нестандартные средства передвижения и транспортировки (электророллеры, грузовые тележки, электровелосипеды).
  6. Контрольно-измерительные машины и устройства.
  7. Офисная техника (факсимильные и копировальные аппараты).
  8. Медицинское оборудование (реанимационное, реабилитационное, клиническое).
  9. Бытовая техника (швейные, посудомоечные, стиральные и иные машины подобного типа).
  10. Тренажеры для подготовки операторов, водителей, пилотов.
  11. Системы светового и звукового оформления.
  12. Микромашины (активно применяются в медицине, биотехнологиях, средствах телекоммуникации).

Продолжать этот список можно ещё очень долго.

Высшее образование: мехатроника и робототехника

Вузы предлагают возможность обучения широкому спектру профессиональных умений. Этот список может быть очень длинным, но постараемся сделать его как можно короче:

  1. Проводить оценку актуальности, перспективности и значимости проектов.
  2. Разрабатывать информационные, электромеханические, электрогидравлические, электронные и микропроцессорные макеты модулей систем.
  3. Создавать программное обеспечение, чтобы при необходимости осуществлять управление мехатронными приборами.
  4. Составлять проектные документы, в которых будет описываться конструкция и процесс изготовления отдельных деталей.
  5. Контролировать разработки на предмет соответствия стандартам.
  6. Изготавливать, собирать и испытывать проектируемую технику.
  7. Составлять патентные и лицензионные паспорта.
  8. Делать модернизацию и отладку мехатронных систем.
  9. Подготавливают инструкцию по использованию устройства.

Вот что может предоставить своим студентам любой лицензированный министерством образования факультет мехатроники и робототехники. Их мало, в основном существуют отдельные кафедры, но и на них можно получить необходимое образование.

Самореализация человека, которому известна мехатроника и робототехника: кем работать?

Где можно будет трудоустроиться после получения образования? Специалисты данного профиля создают и конструируют робототехнические системы промышленного и бытового использования. Также они могут разрабатывать программное обеспечение, чтобы обеспечить управление ими и удобную эксплуатациею. После получения образования обычно начинают работать на должности помощников конструкторов, программистов и техников, хотя перспективы дальнейшего места работы очень широкие, ведь облегчение труда человека и улучшение его результата - вот конечная задача, которую имеет мехатроника. Что это такое, мы уже изучили. И напоследок хотим сообщить, что потенциально можно будет заниматься одним из таких видов деятельности:

  1. Научно-исследовательской.
  2. Проектно-конструкторской.
  3. Эксплуатационной.
  4. Организационно-управленческой.

Особенностью данной специальности является то, что ощущается значительная нехватка кадров. Поэтому не редкостью являются факты трудоустройства даже самоучек, которые смогли продемонстрировать значительный уровень умений и практических навыков.

Заключение

Все профессии важны, все они нужны. Не преувеличивая, можно сказать, что описанная нами - одна из специальностей будущего. Спрос на работников умственного труда такого профиля постоянно растёт. Этот факт, а также хороший уровень денежного обеспечения позволяет говорить нам о том, что в это направление станет значительно популярней в ближайших десятилетиях. Возможно, что специальности юристов, экономистов и управленцев отойдут на задний план, и вперёд выйдет мехатроника. Что это такое, мы уже знаем, а с пониманием важности данной научной дисциплины будет приходить и согласие с данными словами.

Подходящие образовательные специальности: Инженер; Программист; Кибернетик.
Ключевые предметы: Мехатроника; Механика; Программирования; Теории автоматического управления; Теории проектирования автоматических систем.

Стоимость обучения (средняя по России): 393600 рублей


Описание профессии:


*стоимость обучения указана за 4 года бакалавриата на очном отделении.

Чешск. robot, от robota (подневольный труд) и rob (раб).

Особенности профессии

Робототехника (роботехника) - это прикладная научная отрасль, посвященная созданию роботов и автоматизированных технических систем. Такие системы также называют робототехническими системами (РТС).
Ещё одно название - роботостроение. Так называют процесс создания роботов, по аналогии с машиностроением.
Роботы особенно нужны там, где человеку работать слишком тяжело или опасно, и там, где каждое действие должно выполняться с нечеловеческой точностью.
Например, робот может взять пробы грунта на Марсе, обезвредить взрывное устройство или провести точную сборку прибора.

Конечно, для каждого вида работы нужен специальный робот. Роботов-универсалов пока не существует. Всю робототехнику можно разделить на промышленную, строительную, авиационную, космическую, подводную, военную. Кроме этого существуют роботы-помощники, роботы для игр и т.д.
Робот может работать по заранее разработанной программе либо под управлением оператора. Роботов с самостоятельным мышлением и мотивацией, со своим эмоциональным миром и мировоззрением пока тоже нет. Оно и к лучшему.

Робототехника находится в родстве с мехатроникой.
Мехатроника - это дисциплина, посвящённая созданию и эксплуатации машин и систем с программным управлением. Часто мехатроникой называют электромеханику и наоборот.

К мехатронике относятся заводские станки с программным управлением, беспилотные транспортные средства, современная офисная техника и пр. Иными словами, приборы и системы, предназначенные для выполнения какой-то конкретной задачи. Например, задача офисного принтера - печать документов.

А что такое робот по своей сути?
Как видно из самого названия, робот изначально представлялся как подобие человека. Но прагматизм берёт верх. И чаще всего роботу отводится роль технического приспособления, для которого внешность не имеет большого значения. По крайней мере, промышленные роботы на людей совсем не похожи.

Однако у роботов есть признак, который объединяет их со всеми живыми существами - движение. И способ движения порой довольно чётко копирует то, что встречается в природе. Например, робот может летать, подобно стрекозе, бегать по стене, словно ящерица, ходить по земле, словно человек и пр.
(См. ролик внизу страницы.)

С другой стороны, некоторые роботы специально рассчитаны на душевный отклик людей. Например, роботы-собаки скрашивают жизнь людям, у которых нет времени на настоящую собаку. А плюшевые «младенцы» облегчают депрессию.

Не за горами то время, когда среди прочей бытовой техники у нас появятся роботы, помогающие по хозяйству. Лично я предпочла бы слугу в виде улыбчивого пластикового кокона на колёсах. Но кому-то наверняка захочется, чтобы их роботы-мажордомы были как настоящие люди. В этом направлении уже сделаны потрясающие успехи.

Создание робота - это то, чем занимается робототехник . Точнее, инженер-робототехник . Он исходит из того, какие задачи робот будет решать, продумывает механику, электронную часть, программирует его действия. Такая работа - не для одиночки-изобретателя, инженеры-робототехники работают в команде.

Но робота нужно не только изобрести и разработать. Его нужно обслуживать: управлять работой, следить за «самочувствием» и ремонтировать. Этим также занимается робототехник, но специализирующийся на обслуживании.

В основе современной робототехники находятся механика, электроника и программирование.
Но, как подсказывают фантасты, со временем для изготовления роботов будут широко использовать био- и нанотехнологи. В результате получится киборг, т.е. кибернетический организм - что-то среднее между живым человеком и роботом. Чтобы не слишком радоваться по этому поводу, можно посмотреть фильм «Терминатор», любую его часть.

Начало истории роботов

Слово «робот» придумал Карел Чапек в 1920 г. и использовал его в своей пьесе «R.U.R.» («Россумские Универсальные Роботы»).
Позже, в 1941 г., Айзек Азимов использовал слово «робототехника» в научно-фантастическом рассказе «Лжец».

Но видимо, одним из первых робототехников в истории человечества можно считать арабского изобретателя Аль-Джазари, жившего в XII веке.
Остались свидетельства, что он создал механических музыкантов, которые развлекали публику, играя на арфе, флейте и бубнах.
Леонардо да Винчи, живший в XV-XVI веках, оставил после себя чертежи механического рыцаря, способного двигать руками и ногами, открывать забрало своего шлема.
Но эти выдающиеся изобретатели вряд ли могли представить, каких вершин достигнут технологии через несколько столетий.


Рабочее место

Робототехники работают в конструкторских бюро авиации и космонавтики. Например, в НПО им. С.А.Лавочкина. В научно-исследовательских центрах разной направленности (космос, медицина, нефтедобыча и пр.). В компаниях, специализирующихся на роботостроении.

Оплата труда

3арплата: 40 000 — 120 000 руб.


Важные качества

Профессия робототехник предполагает интерес к точным наукам и инженерному делу, аналитический склад ума, хорошо структурированное мышление в сочетании с богатым воображением.


Знания и навыки

По существу, робототехник - это универсальный специалист: инженер, программист, кибернетик в одном лице.
Ему необходимо знание механики, программирования, теории автоматического управления, теории проектирования автоматических систем.
Очень важны навыки конструирования, умение работать руками, например, пользоваться паяльником.

Где учат

Чтобы стать робототехником, нужно получить высшее образование по направлению «мехатроника и робототехника»
В частности, к этому направлению относится специальность «роботы и робототехнические системы».
Высшее образование даёт квалификацию «инженер».

Вузы

  • Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
    Факультет специального машиностроения,
    кафедра «Специальная робототехника и мехатроника».
  • Омский Государственный технический университет.
    Кафедра «Автоматизация и робототехника».
  • Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (СГУАП)
  • Магнитогорский государственный технический Университет.
  • Южно-Российский Федеральный Университет (Новочеркасский ГТУ).
  • Саратовский государственный технический Университет.

В общей сложности более 40 вузов готовят специалистов по направлению «Мехатроника и робототехника».

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана Факультет специального машиностроения, кафедра «Специальная робототехника и мехатроника». Омский Государственный технический университет. Кафедра «Автоматизация и робототехника». Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (СГУАП) Магнитогорский государственный технический Университет. Южно-Российский Федеральный Университет (Новочеркасский ГТУ). Саратовский государственный технический Университет.