Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Центральный институт труда
(ЦИТ )


Здание на Петровке, в котором располагался ЦИТ
Основан
Директор Гастев, Алексей Капитонович
Расположение Москва
Юридический адрес Улица Петровка , 24
Объект культурного наследия, объект № 7749566000
объект № 7749566000

Центральный институт труда, (ЦИТ) - научно-методический центр в области научной организации труда Российской Советской Республики (1921-1924) и СССР (1924-1940) .

История

Будущий основатель института, революционер и поэт - А. К. Гастев был убеждён в необходимости систематической работы по исследованию трудовых процессов с целью их совершенствования. В ходе своей работы на ряде предприятий в России и за рубежом он занимался изучением отдельных операций и впервые выступил в печати с методикой классификации работ в зависимости от приёмов, которые употребляются рабочими на заводе. В - годах, будучи секретарем ЦК ВСРМ (Всероссийского союза рабочих-металлистов), он активно занимается профсоюзной и культурно-организаторской работой и активно участвовал в продвижении идей научной организации труда .

В феврале 1921 на I конференции по научной организации труда А. К. Гастевым были впервые оглашены правила «Как надо работать», эти правила были напечатаны в газетах Известия , Труд , перепечатаны во всех рабочих газетах и журналах по научной организации труда. К правилам были обширные комментарии, пояснения и дополнения. Сами правила были широко опубликованы в виде плакатов, листовок. Также в начале 1921 г. Гастевым была выпущена брошюра «Наши задачи» в которой была дана краткая характеристика состояния организации труда в Советской России и за рубежом, изложен план работ, структура Института труда при ВЦСПС и методология его работы.

Памятка Как надо работать
1. Сначала продумай всю работу досконально. План
2. Приготовь весь нужный инструмент и приспособления. Заготовка
3. Убери с рабочего места всё лишнее, удали грязь. Чистота
4. Инструмент располагай в строгом порядке. Порядок
5. При работе ищи удобного положения тела: наблюдай за своей установкой, по возможности садись; если стоишь, то ноги расставляй, чтобы была экономная опора. Установка
6. Не берись за работу круто, входи в работу исподволь. Вход в работу
7. Если надо сильно приналечь, то сначала приладься, испробуй на полсилу, а потом уже берись вовсю.
8. Не работай до полной усталости. Делай равномерные отдыхи. Режим
9. Во время работы не ешь, не пей, не кури. Делай это в твои рабочие перерывы.
10. Не надо отрываться в работе для другого дела.
11. Работай ровно, работа приступами, сгоряча портит и работу, и твой характер. Выдержка
12. Если работа не идёт, не волнуйся: надо сделать перерыв, успокоиться и снова за работу.
13. Полезно в случае неудачи работу прервать, навести порядок, прибрать рабочее место, облюбовать его и снова за работу.
14. При удачном выполнении работы не старайся её показывать, лучше потерпи.
15. В случае полной неудачи - легче смотри на дело, попробуй сдержать себя и снова начать работу.
16. Кончил работу и прибери всё до последнего гвоздя, а рабочее место вычисти. Ещё раз чистота и порядок

3 июня 1921 г. состоялась встреча А. К. Гастева с В. И. Лениным , с которым Гастев был знаком ещё по швейцарской эмиграции. Гастев получает поддержку всех своих идей, направленных на научную организацию труда (НОТ).

Во второй половине 1930-х деятельность ЦИТ подвергается критике, прикладные науки о труде обвиняют в идеализме и методологической нейтральности, им навешивается ярлык «буржуазных» наук. Закрываются все лаборатории по промышленной психотехнике и психофизиологии труда, в значительной степени свертывается работа ЦИТа и местных институтов труда (в 1920-х годах их было свыше 10). В 1939 основателя и бессменного руководителя ЦИТ Гастева расстреляли за антисоветскую деятельность.

В настоящее время правопреемником ЦИТ является (НИАТ) .

Ведомственная принадлежность

Направления деятельности

ЦИТовскиие инструкторы по СССР, 1926

Основным направлением деятельности ЦИТа были проблемы рационализации приемов и методов труда, подготовки рабочих кадров. ЦИТ разработал на основе доктрины «трудовых установок» Гастева оригинальную технологию профессионального обучения - «систему (метод) ЦИТа», ориентированную на стандартизованную, ускоренную, программированную и массовую подготовку квалифицированных рабочих. Этот метод был основан на обучении рабочих определённым, наиболее рациональным трудовым приёмам изготовления продукции на основе расчленения операций на приёмы и движения, изучения их и отбора наиболее рациональных. Система ЦИТа использовалась при подготовке инструкторов производственного обучения, промышленных администраторов, военных кадров и других, а также при создании программ для школ ФЗУ и профшкол.

В 1924 г. при Центральном институте труда было организовано акционерное общество «Установка» , занимавшееся внедрением новшеств на предприятиях. По характеру деятельности его сравнивают с крупной современной консалтинговой фирмой. Услуги «Установки» быстро приобрели популярность у большого числа руководителей, хотя за них нужно было платить. У института появились деньги, через полгода он отказался от государственного финансирования.

Расцвет практической деятельности ЦИТа пришелся на 1930-1934-е годы, масштаб его деятельности характеризуют следующие данные:

Инструкторы ЦИТ действовали во всех ведущих отраслях народного хозяйства - в машиностроении, металлургии, строительстве, лёгкой и лесной промышленности, на железных дорогах и автотранспорте, в сельском хозяйстве и даже в военно-морском флоте. ЦИТ также проводил «трудовые чемпионаты» - прообраз профессиональных конкурсов.

Правильное расположение инструмента. Из памятки ЦИТ для рабочих, 1924

Основными направлениями деятельности ЦИТа, после того как он окончательно сформировался, были:

  1. Общеметодологическая работа по научной организации труда и производства, состоящая из исследования различных форм современной организации труда и производства, выработки методов и системы их рационализации, а также технической реконструкции производства.
  2. Проектирование организации труда и производства на основе разрабатываемых методов проектирования как организации рабочих мест, так и организации труда и производства в подразделениях и на предприятиях.
  3. Организация производственной подготовки промышленных кадров по издаваемым методам обучения для текстильной, строительной, машиностроительной, угледобывающей и металлургической промышленностей, авто, транспорта и сельского хозяйства.
  4. Психофизиологические исследования производственного поведения работников в так называемой трудовой клинике ЦИТ, в которой изучалась работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем человека, осуществлялся контроль его утомляемости, энергетических затрат, количества и качества выполняемой работы.
  5. Разработка и внедрение новых методов работы, рациональных инструментов, приспособлений, а также конструирование политехнического оборудования.
  6. Работа в армии по улучшению её боевой и технической подготовки, в частности, работа по подготовке пилотов.

Отличительной особенностью методов исследования и рационализации трудовых процессов, проводимых ЦИТ, было сосредоточение внимания на отдельном рабочем месте и на строго ограниченных операциях - так называемое исследование на узкой базе. ЦИТ стал первым учреждением, разрабатывавшим проблемы подготовки квалифицированных рабочих на экспериментальной основе. Его базами были лаборатории и «трудовая клиника» ЦИТа, опытные станции («оргастанции»), учебно-установочные цехи на предприятиях; АО «Установка», имевший экспериментальные заводы для подготовки учебного, опытного оборудования.

Также впервые в мировой практике ЦИТ начал разработку методов проектирования организации труда при проектировании предприятий. Обобщая этот опыт, А. К. Гастев писал: «Было очень симптоматично, что производственники-инженеры, имевшие солидный производственный стаж, пробывшие в длительных командировках в Германии и Америке, вначале не только изумлялись какому-то такому проектированию рабочего состава, но и подкрепляли своё изумление компетентной ссылкой на то, что ничего подобного нет ни в Германии, ни в Америке»". Там же он писал: «Постановка самой проблемы - проектирования - инициатива самого ЦИТа».

ЦИТ шел от разработки организационных стандартов к проектированию на их основе организации труда на рабочих местах, затем к проектированию так называемого рабочего фронта, а затем к построению всей сложной системы организации труда и производства в цехе и на предприятии в целом.

Особое значение придавалось проработке вопросов «развертывания» предприятий, то есть проектированию таких процессов организации, как ввод производства в эксплуатацию и доведение его до проектной мощности, обеспечение предприятия работниками, их подготовка, производственное обучение.

Проектировочные работы ЦИТ осуществлялись в следующих направлениях:

  • проектирование характерных «рабочих типов» на предприятиях (иначе - типизация разновидностей работников). Например: выделение работников, осуществляющих работу по изготовлению изделия целиком (универсальные работы); специализация работников на выполнении отдельных операций; выделение работников, на вспомогательные и обслуживающие работы;
  • проектирование производственных характеристик рабочего состава, то есть работников;
  • проектирование организации труда (функциональной расстановки работников) на каждом рабочем месте, в пролёте, цехе;
  • проектирование необходимого количества работников на основе расчетов по обслуживанию оборудования и технологических процессов;
  • проектирование установочных (опытных, экспериментальных) цехов предприятия, где будут вести подготовку работников, а также проводить опытные работы по оснащению рабочих мест и механизмов различными приспособлениями, оснасткой.

На основе всех указанных видов проектирования ЦИТ добивался получения новых, более высоких форм организации труда на производстве. Объектами проектирования стали десятки крупнейших предприятий страны, в том числе Ростовский завод сельскохозяйственных машин . Харьковский и Сталинградский тракторные заводы, Уралмашстрой - гиганты машиностроения.

Публикации и периодические издания

Институт был самым крупным и продуктивным научно-исследовательским институтом в области организации труда и управления. А. Гастев написал более 200 монографий, брошюр, статей. Под его руководством институт превратился в ведущий исследовательский, учебный и практико-рационализаторский центр России в области научной организации труда и управления. Институт сочетал в себе исследовательское, педагогическое и консультационное учреждение, чего ещё не было даже в Европе.

А. Гастев с 1932 по 1936 гг. был главным редактором журнала «Вестник стандартизации» (ныне - «Стандарты и качество»).

ЦИТ издавал собственные труды, методические материалы, журналы «Установка рабочей силы» (1926-31) и «Организация труда» (1921-33). Специалисты ЦИТ публиковали статьи, освещающие зарубежные события в области НОТ с анализом передовых методик и новинок. В 1924 году доклад Гастева на Международном конгрессе по НОТ в Праге был выслушан с особым интересом, поскольку русские предложили практическую методику обучения и тренировки инструкторов на базе нового понимания организации труда, которой не было даже на Западе. Один из «отцов современного трудоведения» в США и сподвижник Тейлора Фрэнк Гилбрет (англ. Frank Bunker Gilbreth ) признался, что «русские глубже нас входят в НОТ». Появились статьи и очерки в профессиональных журналах, в том числе в немецком журнале «Организация труда в промышленном хозяйстве», в «Бюллетене Тейлоровского общества», в промышленном журнале США «Менеджмент инженеринг».

Cтраница 1


Центральный институт труда (ЦИТ) - в СССР в 1920 - 1940 гг. ведущая научно-исследовательская организация, занимавшаяся разработкой важнейших проблем организации социалистического труда и практическим внедрением результатов исследований в производство.  

Центрального института труда; о броне подростков.  

Например, Гастев А.К. организовал центральный институт труда, коллективом которого была разработана концепция трудовых установок.  

Совета Труда и Обороны об организации Центрального института труда (ЦИТ) при ВЦСПС и его задачах.  

По инициативе В. И. Ленина в 1921 г. был создан Центральный институт труда (ЦИТ), ставший ведущим научно-методическим центром страны в области НОТ.  

Ведущими подведомственными организациями Министерства труда РФ являются Институт труда, Центральный институт труда, Всероссийский центр производительности. Институт труда проводит исследования и разрабатывает рекомендации в области оплаты труда и занятости населения. Центральный институт труда осуществляет научные исследования и разрабатывает методические рекомендации в области нормирования труда, организации труда, занятости населения, подготавливает к изданию информационные материалы Международной организации труда.  

Уже в начале 20 - х годов в стране был создан Центральный институт труда (ЦИТ), деятельность которого была направлена на выработку научно обоснованных предложений по совершенствованию трудовой деятельности и оказанию практической помощи предприятиям.  

В СССР научная разработка вопросов организации труда началась в 1921 г., когда был организован Центральный институт труда (ЦИТ), ставший ведущим научно-методическим центром страны в области научной организации труда. Работники института разработали и внедрили на ряде предприятий рациональный режим труда и отдыха, разработали рекомендации по улучшению гигиенических условий труда, а также другие мероприятия, связанные с совершенствованием трудовых процессов, которые широко внедрялись на заводах и фабриках.  

Постановлением Совета Труда и Обороны от 24 августа 1921 г., подписанным В. И. Лениным, был создан Центральный институт труда (ЦИТ) для изучения передового опыта предприятий в разработке вопросов НОТ.  

Ряд исследовательских институтов, находящихся в подчинении Министерства труда РФ, - Институт труда (НИИ труда), Центральный институт труда, Всероссийский центр производительности - занимаются научными исследованиями и разработками, близкими по тематике, дублируя тем самым друг друга. Это касается вопросов нормирования трудовых процессов, оплаты труда, уровня жизни населения. С другой стороны, весьма слабой остается связь между государственными органами, в частности Министерством труда РФ и МОТ, рекомендации которой учитываются всеми странами, подписавшими международную Конвенцию в области трудовых отношений.  

Одним из лидеров нового поколения стал А.К.Гастев (1882 - 1941), видный революционер, писатель, создавший в 1921 г. Центральный институт труда (ЦИТ), затем репрессированный и погибший в лагере. В центре внимания АТастева - конкретные вопросы организации и культуры труда, прикладная социология и социальная инженерия.  

Отметим кратко и некоторые аспекты вклада в управленческую науку еще одного видного российского ученого, автора более 200 серьезных исследований по проблемам управления и научной организации труда, основателя и бессменного руководителя созданного в 1921 г. при ВЦСПС Центрального института труда (ЦИТ) - Алексея Капитоновича Гастева.  

В нашей стране были развернуты значительные по тем масштабам исследования, широко изучался отечественный и зарубежный опыт организации труда. В 1921 г. был создан Центральный институт труда (ЦИТ), сыгравший значительную роль в развитии научно-методических основ научной организации труда.  

В 1932 г. заводом Красный пролетарий был изготовлен первый опытный револьверный станок для завода им. Серго Орджоникидзе; в том же году Центральный институт труда (ЦИТ) впервые применил принципы агрегатирования при конструировании станков; в 1933 г. были выпущены первые зубофрезерные полуавтоматы и одношпиндельные токарные прутковые автоматы. В 1934 г. в Экспериментальном научно-исследовательском институте металлорежущих станков (ЭНИМС) под руководством главного конструктора, ныне чл.  

Практика воспитания нового человека 20 - х - начала 30 - х годов. Алексей Капитонович Гастев, рабочий, профессиональный революционер, становится руководителем Центрального института труда.  

А.К. Гастев (1882-1941), возглавлявший Центральный институт труда (ЦИТ). Институт был самым крупным и продуктивным научно-исследовательским институтом в области организации труда и управления. А. Гастев написал более 200 монографий, брошюр, статей. Под его руководством институт превратился в ведущий исследовательский, учебный и практико-рационализаторский центр России в области научной организации труда и управления. Институт сочетал в себе исследовательское, педагогическое и консультационное учреждение, чего ещё не было даже в Европе. Таким образом, А. Гастеву и его соратникам удалось сделать одну из наиболее ценных находок в истории мировой организационно-управленческой мысли, а именно - сформулировать и опробовать на практике идею триединого механизма развития научного менеджмента.
Основная заслуга Гастева заключается в разработке теоретических и экспериментальных идей новой науки - социальной инженерии (социального инженеризма), соединявшей в себе методы естественных наук, социологии, психологии и педагогики. Под его руководством на десятках предприятий внедрялись инновационные методы организации труда и производства. По методикам ЦИТа подготовлено более 500 тыс. квалифицированных рабочих, тысячи консультантов по управлению и НОТ. Значителен его вклад в разработку идей кибернетики и общей теории систем.
Гастев и сотрудники института понимали, что в условиях крайней разрухи и полной отрезанности от всего культурного мира от них ждут практических указаний того, как следует планировать производство, стимулировать труд, как эффективно работать в конкретной обстановке, чтобы добиться восстановления промышленности страны. Однако, по мнению А. Гастева, проблема, стоявшая перед страной, была гораздо радикальнее, ибо требовалась полная органическая реконструкция всей производственной структуры и прежде всего главной производительной силы - трудящегося.
Решение этой грандиозной задачи ЦИТ связывал с развитием науки о труде и управлении производством, которая должна была выявить и сформулировать принципы, а также разработать методы организации, позволяющие коренным образом преобразовать процесс труда из тяжелого ярма для рабочих в положительный творческий процесс. А. Гастев был убежден, что для создания собственной теории необходимо критически переосмыслить теоретические достижения и практический опыт, накопленные в промышленно развитых странах: ученый считал в равной степени недопустимыми не только подобострастное отношение к новейшим западным научным системам, но и абсолютное неприятие этих же знаний. В связи с этим можно отметить, что идейные постулаты ЦИТ сформировались как оригинальная, самобытная, но вместе с этим вобравшая в себя все самое ценное западной управленческой мысли (прежде всего Ф. Тейлора) концепция. Она охватывала в комплексе сферы техники и технологии, биологии, психофизиологии, экономики, истории, педагогики, а также содержала в себе зачатки таких наук, как кибернетика, инженерная психология, эргономика, праксеология, которые получили широкое развитие и распространение в последующие годы. Не случайно сами авторы называли свою концепцию технобиосоциальной.
По мнению Гастева, культурный переворот неотделим от промышленного возрождения России. Поэтому, уничтожение «стихийной распущенности» начинается у автора с физической и бытовой культуры- рационального режима дня, правильного питания, отдыха и движения, затем закрепляется в социально-психологической культуре поведения, искусство владения собой и своими эмоциями, взаимоотношениями, и в результате- подъем общей культуры производства. Трудовая культура начинается с постепенного привыкания к единому, выдержанному темпу работы.
Гастев считал, что на тяжелой, неритмичной работе приобретается больше вредных привычек. По его мнению, русскому человеку не хватает элементарной исполнительской культуры:умения подчиняться.

Памятка- правила А.К.Гастева.
1. прежде чем браться за работу,надо всю ее продумать так, чтобы в голове окончательно сложилась модель готовой работы и весь порядок трудовых приемов. Если все до конца продумать нельзя, то продумать главные вехи, а первые части работы продумать досконально.
2. не браться за работу, пока не приготовлен весь рабочий инструмент и все приспособления для работы.
3. на рабочем месте не должно быть ничего лишнего, чтобы попусту не тыкаться и не искать нужного среди ненужного.
4. весь инструмент и приспособления должны быть разложены в определенном, по возможности раз и навсегда порядке, чтобы все это находить наобум.
5. за работу никогда не надо браться круто, сразу: не срываться с места, а входить в работу исподволь. Голова и тело сами разойдутся и заработают; а если приняться сразу, то и скоро и себя, как говорится, зарежешь и работу запорешь». После крутого начального порыва работник скоро сдает:и сам будет испытывать усталость и работу будет портить.
6. по ходу работы надо иногда усиленно приналечь: или для того, чтобы осилить что-нибудь из ряда вон выходящее или чтобы взять что-нибудь сообща, артельно. В таких случаях, не надо сразу налегать, а сначала приладиться, надо все тело и ум настроить, надо, так сказать, зарядиться: дальше надо слегка испробовать, нащупать потребную силу и уже после этого приналечь.
7. работать надо как можно ровнее, чтобы не было прилива и отлива; работа сгоряча, приступами может портить человека и работу.
8. посадка тела при работе должна быть такая, чтобы и удобно было работать, и в то же время не тратились силы на совершенно ненужное держание тела на ногах. По возможности надо работать сидя.
9. во время работы надо обязательно отдыхать. В тяжелой работе чаще отдыхать и по возможности сидеть, в легкой работе отдышки редкие, но равномерные.
10. во время самой работу не надо есть, пить чай, пить в крайних случаях, только для утоления жажды; не надо и курить, лучше курить в рабочие интервалы, чем во время самой работы.
11. если работа нейдет, то не горячиться, а лучше сделать перерыв, одуматься и применить снова.
12. во время самой работы, особенно когда дело нейдет, надо работу прервать, привести в порядок рабочее место, уложить старательно инструмент и материал, смести сор и снова приняться за работу и опять-таки исподволь, но ровно.
13. не надо в работе отрываться для другого дела, кроме необходимости в самой работе.
14. есть очень дурная привычка после удачного выполнения работы сейчас же ее показать; вот тут обязательно надо «вытерпеть», так сказать, привыкнуть к успеху, смягчить свое удовольствие, а то в другой раз в случае неудачи получится «отравление» воли и работа опротивеет.
15. в случае полной неудачи надо легко смотреть на дело и не расстраиваться, начиная снова работу, как будто в первый раз, и вести себя так, как указано в 11 правиле.
16. по окончании работы надо все прибрать, все положить на определенное место.

«Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни. Нужно же научиться так работать, чтобы работа была легка и чтобы она была постоянной жизненной школой»

«Если бы даже все производство было механизировано, если бы все было поставлено на конвейеры и движущиеся ленты, мы знаем, что вместе с этим надо поставить задачу воспитания особого скоростного человека с его быстрой реакцией, с его способностью всегда быть настороженным и в то же время расходовать минимум нервной энергии»

А.К. Гастев


Принято считать, что в то время, как в Америке повсеместно внедрялись идеи Тейлора и Форда, отсталая Россия, истерзанная Первой мировой войной и разрухой, была не способна задумываться о таких вопросах, как производственная культура или научный подход к труду. Однако именно тогда в нашей стране и появились эти понятия, изменившие мировую культуру труда. Их родоначальником является удивительный и деятельный Алексей Капитонович Гастев, дерзкий поэт и убежденный революционер, основатель Центрального института труда и основоположник всемирно известной НОТ – Научной Организации Труда.

Алексей Капитонович Гастев родился 26 сентября 1882 г. в г. Суздале Владимирской губернии. По окончании городского училища, а затем технических курсов Гастев поступил в учительский институт, но был исключен оттуда за политическую деятельность. С 1900 г. он участвует в революционном движении, одновременно занимаясь поэзией и публицистикой. Сборники его художественных произведений издавались несколько раз под заголовком "Поэзия рабочего удара". Последний из них вышел в Москве в 1923 г.

В начале 20-х годов Гастев оставил деятельность в области художественной литературы и всецело посвятил себя работе по организации труда. Своим последним художественным произведением Гастев считает организованный им в 1920 г. в Москве ЦИТ (Центральный институт труда) ВЦСПС, которым он заведует и который воплощает все легендарные замыслы, вложенные в его художественную работу.

Где источник уникальных идей и замыслов? В чем причина поиска подходов к повышению качества организации труда?

В глубине проникновения в тему рабочих процессов (вплоть до мельчайших элементов) и в масштабе целей, которые ставил перед собой Гастев, не ограничивая себя реальностью проблем сегодняшнего дня и всегда устремляясь в будущее.

Находясь на нелегальном положении до 1917 года, Гастев часто бывает в Париже. Там он обучается в Высшей школе социальных наук и одновременно работает слесарем на металлозаводе, где производство организовано системе Фредерика Тейлора.

Эти два факта позволяют ему изучить новейшие мировые подходы к организации труда как непосредственно на практике - в шумных залах французского завода, так и теоретически - за скромными партами Высшей школы. Лишь после революции Гастеву наконец удается вернуться на Родину, где он сразу же начинает активную деятельность по внедрению изученных за рубежом систем организации производства.

Занимая ключевые посты в профсоюзном движении, Гастев видит ситуацию на заводах Москвы, Николаева, Петрограда, Нижнего Новгорода. Для него становится очевидным, что невозможно привить на советские заводы скопированную зарубежную систему. Необходима не просто адаптация. Требуется такое изменение увиденных и изученных ранее методов и подходов к эффективности труда, чтобы они смогли безболезненно дополнить и расширить существующие на заводах порядки. Главная проблема – культура труда, которая, по мнению Гастева, является результатом тщательных тренировок, а не только агитации. Ее не хватает на предприятиях прежде всего. Нужно формировать новые трудовые привычки – установки, а также научиться сочетать их с особенностями нашей коллективной ментальности и возможными источниками трудового энтузиазма.

Гастев, в отличие от Форда, полагает, что основой повышения эффективности производства является не совершенствование техники, а сам человек, его мотивация, его желание расти над собой, стремление к радости труда. Поэтому в системе организации труда человеку необходимо уделять больше внимания, чем любым другим компонентам.

Для реализации такого подхода были необходимы тщательные, глубокие и многофакторные исследования, а также последовательное внедрение результатов в подготовку рабочих – страна нуждается в быстром росте качества и производительности труда. И Гастев создает свое главное детище - Институт Труда, в последствие получивший название ЦИТ (Центральный Институт Труда).

Активная деятельность Института позволяет разработать систему не только более гуманную, чем система Тейлора. Новый подход унифицирован, прост в элементах и понятен каждому. Нам он известен под названием НОТ – Научная Организация Труда.

Научная Организация Труда становится основной деятельностью ЦИТ. На базе Института работают лаборатории, нацеленные на создание методов повышения эффективности производства, разрабатываются учебные программы, по которым полномасштабная подготовка рабочих происходит в немыслимо сжатые сроки – от 3 до 6 месяцев. Гастев уделяет особое внимание времени, его рациональному и качественному использованию, а также балансу эмоционального и физического состояния человека в трудовом процессе. Его рекомендации действенны и в наши дни, их легко узнать в «тайм-менеджменте» и модных идеях экологичного труда.

Основным научным трудом Гастева является книга "Трудовые установки" (издана в 1924 г.), где изложена методика ЦИТа по обучению трудовым приемам. А книгу «Как надо работать» можно смело назвать основой «социальной инженерии» - науки о рациональном, организованном, производительном и красивом человеческом труде. Уже к 1935 году Гастев выходит на международный уровень разработок в области стандартизации процессов, успешно выступает в Стокгольме и по этой теме. Однако в 1938 году его репрессируют, в апреле 1939 года трагически обрывается его жизнь, а вместе с ней останавливается и развитие его детища – ЦИТ – на долгие годы, вплоть до реабилитации в 1956 году.

В период «оттепели» идеи научной организации труда находят живой отклик и реализуются в создании научно-исследовательских институтов, авиационных конструкторских бюро, ложатся в основу кибернетических разработок и становятся неотъемлемой частью интеллектуального труда, перейдя из основ рабочих профессий в инженерно-технические, исследовательские и прикладные научные области. Работы Гастева дважды переиздаются и получают «второе рождение» вместе с новым витком развития института – Всесоюзного научно-исследовательского института Труда.

Можно с уверенностью сказать, что Гастев намного опередил свое время. Именно он ввел понятие «организационная культура», разработал теоретические и экспериментальные идеи новой науки - социальной инженерии. Под его руководством на десятках предприятий внедрялись инновационные методы организации труда и производства. По методикам ЦИТа подготовлено более 500 тысяч квалифицированных рабочих, тысячи консультантов по управлению и НОТ. Значителен его вклад в разработку идей кибернетики и общей теории систем.

Взгляд поэта, революционера и социального инженера был устремлен в будущее и обращен к нам сегодняшним. Идеи А.К. Гастева снискали мировую известность, и в наши дни изучаются в Германии, США, Великобритании. В Японии его методы в соединении с особенностями национальной культуры легли в основу столь популярных ныне концепций «Точно в срок» и «Бережливое производство». Его подходы уникальны сочетаемостью с любыми видами трудовой деятельности и применимостью в кросскультурном пространстве.

На сегодняшний день идеи Алексея Капитоновича Гастева никому не кажутся чудными, в них верят, они многократно доказаны и крайне работоспособны. Никто не может сказать, каких еще технологических высот смогла бы добиться наша страна, если бы исследования в этой области не прекращались. Однако точно известно, что проекты и разработки этого вне всякого сомнения выдающегося человека сохранились в НИИ Труда. Остается лишь использовать их во благо, возвращая радость и ценность труда каждому человеку.

Выдержки из книг

«Труд любого работника может быть легко разложен на ряд операций или функций, которым можно обучить и которыми можно управлять. Вот эти функции, составляющие непрерывный ряд и одинаковые, как для рабочего, так и для директора: расчет - установка - контроль - учет - расчет»

Семь правил Гастева для всякого труда:

1. Что такое научная организация труда? Это организация, основанная на строго учтенном опыте.
2. Если хочешь вводить научную организацию труда, стань мастером хоть одной операции, рассчитай ее и дай ускорение. Тогда ты будешь говорить фактами, а не зубрежкой.
3. Прежде чем изменить способы работы, надо их тщательно изучить.
4. Не старайся сразу сделать переворот, начинай с пустяков.
5. Не надоедай со своим изобретением, не хлопочи, а во что бы то ни стало претвори его в вещь.
6. Никогда не говори о безвыходности. Не склоняйся перед происшествиями. Настойчивая мысль и упорная воля сумеют их победить.
7. Знающий, но не умеющий - это механизм без двигателя.

Мудрые правила повышения производительности труда:

1. Сначала продумай свою работу досконально.
2. Приготовь весь нужный инструмент и приспособления.
3. Убери с рабочего места все лишнее, удали грязь.
4. Инструмент располагай в строгом порядке.
5. При работе ищи удобного положения тела: наблюдай за всей установкой, по возможности садись; если стоишь, то ноги расставляй, чтобы была экономная опора.
6. Не берись за работу круто, входи в работу исподволь.
7. Если надо сильно приналечь, то сначала приладься, испробуй вполсилы, а потом уж берись вовсю.
8. Не работай до полной усталости. Делай равномерные отдыхи.
9. Во время работы не ешь, не пей, не кури. Делай это в твои рабочие перерывы.
10. Не надо отрываться в работе для другого дела - работай ровно.
11. Работа приступами, сгоряча портит и работу, и твой характер.
12. Если работа не идет - не волноваться; надо сделать перерыв, успокоиться - и снова за работу.
13. Полезно в случае неудачи работу прервать, навести порядок, прибрать рабочее место, облюбовать его - и снова за работу.
14. При удачном выполнении работы не старайся ее показывать, хвалиться, лучше потерпи.
15. В случае полной неудачи легче смотри на дело, попробуй сдержать себя и снова начни работу.
16. Кончил работу - прибери все до последнего гвоздя, а рабочее место вычисти.

Адрес: г. Москва, ул. Петровка, д. 24

Центральный институт труда (ЦИТ) был создан в 1920 году и расформирован в 1940 году, после ареста его бессменного директора и создателя А. К. Гастева. Организация эффективного обучения рабочих на протяжении 20-х годов реализовывалась ЦИТом как альтернатива концепции принудительного труда периода «военного коммунизма», однако к концу 20-х была признана «недостаточно идеологизированной».

Петровка, 24. 1916– 23 гг. Фото: PastVu

Научная организация трудового процесса

Экономика в послереволюционный период находилась на грани полного развала, так что советская власть была остро заинтересована в поиске способов преодоления анархии на производстве и повышения производительности труда. Провозглашенные первоначально ценности свободного и инициативного труда сменяются попытками установить жёсткую дисциплину, усиливающуюся по мере обострения ситуации под влиянием гражданской войны и разорения страны. В 1918 году провозглашается (и закрепляется в Кодексе законов о труде) всеобщая трудовая повинность. Декретами, принятыми СНК 12 апреля 1919 года и 27 апреля 1920 года, запрещались самовольный переход на новую работу и прогулы, устанавливалась строгая трудовая дисциплина на предприятиях. Принятый 17 июня 1920 года декрет СНК РСФСР «Общее положение о тарифе» устанавливал для всей страны средние нормы выработки и оплаты труда.

К концу гражданской войны идея принудительной мобилизации доводится до своего логического завершения в системе милитаризации труда. В докладе Л. Д. Троцкого на объединенном заседании III съезда Совнархозов и Московского совета рабочих и крестьянских депутатов звучали такие слова:

Как мобилизовать крестьянскую рабочую силу? …Необходимость привлечения военного ведомства к этой задаче слишком ясна, чтобы нуждаться в доказательствах.

Троцкий Л. Д. Мобилизация труда // Газета «Экономическая Жизнь» за 28 января 1920, № 18

На IX съезде РКП(б) в 1920 году Троцкий объявляет, что каждый должен считать себя «солдатом труда, который не может собой свободно располагать». Для «дезертиров трудового фронта» в качестве наказания предусматривались публикация списков дезертиров, создание штрафных батальонов и заключение в концентрационные лагеря (КПСС в резолюциях, решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898–1986). М.: Политиздат, 1982. Т. 2) (см. также слой Принудительный труд в 1920-е). Однако введение всеобщей трудовой повинности, принудительная мобилизация труда, уравниловка, презрение к техническим специалистам и интеллигенции привели к катастрофическому снижению производительности труда. В итоге от мобилизационных мероприятий пришлось перейти к добровольному привлечению рабочей силы. В 1921 году были отменены всеобщая трудовая повинность и трудовые армии. Новый кодекс законов о труде, принятый в 1922 году, допускал трудовую повинность только в исключительных случаях (ст. 11).

Вследствие послереволюционного хаоса и гражданской войны произошёл огромный спад в промышленном производстве и непосредственно сократилось число рабочих. Важным обстоятельством было и то, что приостановилось воспроизводство рабочей силы, и уже не происходило регулярного пополнения рабочего слоя за счёт обученной молодёжи. В условиях продовольственных и жилищных затруднений города не были столь привлекательны для крестьянской молодёжи, которая была основным источником рабочих кадров. Более того, наблюдался даже существенный отток городских рабочих в деревню. На занимавшихся трудоустройством безработных биржах труда были зарегистрированы тысячи рабочих, но в большинстве своём они не имели квалификации, отвечающей нуждам промышленности.

В печати и на различных ведомственных совещаниях активно обсуждалось критическое положение с рабочей силой. В этой ситуации было принято решение о развитии профессионального обучения, были открыты фабрично-заводские училища (ФЗУ), создавались различные школы по обучению и переобучению рабочих. Тогда же к исследованию новых методов обучения рабочих был привлечён и Центральный институт труда (ЦИТ).

ЦИТ был создан в 1920 году по инициативе Алексея Капитоновича Гастева, бывшего его директором вплоть до расформирования института в 1939 году. По мнению А. К. Гастева, перед страной встала задача полной реорганизации всей производственной структуры и коренного преобразования процесса труда.

Если бы нужно было формулировать кратко наши боевые задачи воздействия, то их надо было бы выразить так: прививка трудовой культуры; выразить это совсем популярно можно словами: передача трудовой выдержки.

Гастев А. К. Наши задачи. Институт труда. М., 1921

Решение этой задачи в ЦИТе связывали с развитием науки о труде и управлении производством. Эта наука, «социальная инженерия», была призвана сформулировать принципы и разработать новые методы организации труда, позволяющие коренным образом преобразовать производственные процессы. Труд должен был превратиться «из тяжёлого ярма для рабочего» в «положительный творческий процесс». Подобные идеи научного подхода к решению проблемы рабочей силы и повышения производительности труда хорошо вписывались в концепцию построения социализма с внедряемым повсеместно рационализмом и наукообразием, и в то же время они находились в общем русле с теми практиками, которые вводились в оборот на зарубежных предприятиях (например, заводах Форда в США).

Внедрением теоретических и практических достижений ЦИТа в области научной организации труда занимались «установочные бюро» и «организационные станции» (орга-станции), создаваемые непосредственно на заводах. Основным направлением их деятельности была рационализация производства. На основе договоров с заводоуправлениями они исследовали организацию труда на конкретных предприятиях и разрабатывали производственный баланс, в котором рассчитывался оптимальный объём работы и количество необходимых для её выполнения трудовых ресурсов. Орга-станции изучали возможности наиболее эффективной эксплуатации оборудования, занимались рационализацией графика работы персонала, гармонизацией взаимодействия человека с машиной, оптимизацией внутрипроизводственных отношений.

В 1924 году в ЦИТе разработали установочный (инженерный) метод обучения, отличавшийся универсальностью, краткосрочностью и массовостью. В результате комплексной работы, сопровождавшейся многочисленными лабораторными исследованиями и экспериментами (в области биомеханики, энергетики, психотехники и т. д.), была создана методика быстрого и массового обучения трудовым приемам и операциям. Новый способ подготовки квалифицированных рабочих предполагал практические занятия по овладению научными методами организации труда на конкретном рабочем месте, формирование навыков и приемов выполнения трудовых операций в соответствии с требованиями научной организации труда. Подготовка рабочих по методу ЦИТа требовала 3–6 месяцев, тогда как в тогдашних школах ФЗУ для этого требовалось несколько лет. Для осуществления массового переобучения рабочих при ЦИТе было создано акционерное общество «Установка».

Под руководством ЦИТа на предприятиях применялись инновационные методы организации труда и производства, по его методикам осуществлялась подготовка квалифицированных рабочих, консультантов по управлению и научной организации труда. При институте функционировали курсы инструкторов производства, промышленных администраторов и бухгалтеров. К концу 1920-х годов на 400 учебных базах института, входивших в акционерное общество «Установка», было подготовлено свыше 500 тысяч рабочих по 200 профессиям, которые пользовались высочайшим спросом на рынке труда в условиях НЭПа, несмотря на безработицу.

Критика подхода ЦИТа

Однако с начала 30-х годов деятельность ЦИТа подвергается всё нарастающей критике, прикладные науки о труде начинают обвинять в идеализме и методологической нейтральности, недостаточной идеологической и агитационной работе, на них навешивается ярлык «буржуазных» наук. Нарастающее давление приводит к постепенному закрытию лабораторий по промышленной психотехнике и психофизиологии труда, сворачиванию и ограничению деятельности ЦИТа и местных институтов труда.

В 1929 году на страницах журнала для рабочей молодёжи «Смена», печатного органа ВЛКСМ, писали:

Вот заслуги ЦИТ’а, которые нельзя отрицать, которыми восхищается вся страна. Но… мы все-таки против ЦИТ’а, против его системы дрессировки «на основе рефлексов и инстинктов», наконец, против капиталистического взгляда на образование рабочих подростков. <…> ЦИТ выпускает квалифицированных работников - это верно. Они умеют работать опрятно, экономя каждое движение, и это тоже верно. Но они работают механически, не вникая в процессы производства, не понимая этих процессов, они безоружны теоретически. <…> Методы ЦИТ’а долго будут жить, их использует фабзавуч, за которым будущее.

ЦИТ // Журнал «Смена». 1929. № 21

Публикация в том же выпуске этого же журнала за 1930 год уже выдержана в резко обвинительном тоне:

…линии партии противостоят узко-тренировочные методы Гастева <…> «Нужно добиться того, чтобы рабочий стал придатком к машине», большего не нужно. К чему, мол, рабочему заниматься вопросами ликвидация кулачества как класса - он должен уметь применять нажим, лишь стоя у тисков! К чему рабочему думать об ударничестве - ему необходим лишь чёткий удар по зубилу под углом в столько-то градусов. Зачем шофёру обмозговывать все повороты революционной тактики - он должен лишь правильно поворачивать руль машины. Для чего печатнику знать правила арифметического счёта - ротация точно отбивает счёт отпечатанным листам.

«Нам нужен боец, а не автомат» // Журнал «Смена». 1930. № 16

Нарком просвещения А. В. Луначарский считал, что «Гастев является главным проводником идеи разрыва подготовки рабочей силы и рабочего образования. Рабочий не должен быть придатком машины (Луначарский А. В. Инженер -человек // Спорные проблемы марксистской педагогики: Сб. ст. М., 1930) . Возмущенный Луначарский восклицал: «Занесена рука, чтобы нанести удар нашему завтрашнему дню. Поэтический темперамент Гастева увлек его слишком далеко. Он впал в машиномаляйство, не смотрит вперед, не берет промышленность в ее развитии» (Луначарский А. В. Фантастическое машиномоляйство // Спорные проблемы марксистской педагогики: Сб. ст. М., 1930). Идея об устранении разрыва между умственным и физическим трудом озвучивалась и на XV съезде Советов, где говорилось в том числе о политехнизации массовой школы. Критика институтов, занимавшихся разработками в сфере научной организации труда, возростала параллельно со сворачиванием новой экономической политики.

Бессменный руководитель ЦИТа А. К. Гастев был арестован уже в годы Большого террора, ночью 8 сентября 1938 года в своей квартире, расположенной в доме, примыкающем к зданию ЦИТа. Формальным основанием для ареста было обвинение Гастева в «антисоветской террористической деятельности». После ареста больше никто из родных уже не видел его живым, и долгое время его судьба оставалась неизвестной. В 1955 году Ю. А. Гастев, сын А. К. Гастева, инициирует процесс реабилитации отца. В следующем году Военная коллегия Верховного суда СССР вынесла заключение о невиновности А. К. Гастева и реабилитировала его и его супругу Софью Абрамовну. 28 марта 1956 года родственникам было выдано ложное свидетельство о смерти, в котором утверждалось, что Гастев умер 1 октября 1941 года, отбывая наказание по приговору. Лишь рассекречивание следственного дела Центрального архива ФСБ в начале 1990-х годов позволило, наконец, узнать точную дату и обстоятельства его гибели.

ЦА ФСБ. Ф. уголовных дел. Д. Р-4556: Следственное дело Гастева А. К. Опись

1. Оглавление
2. Справка об «изобличении Гастева в антисоветской террористической деятельности» на основании показаний Кривицкого, Владимирова и Оборина - 22/08/1938
3. Ордер на арест Гастева и обыск его квартиры
4. Протокол обыска квартиры Гастева - 8/09/1938
5. Протокол обыска дачи Гастева - 7/09/1938
6. Квитанции на сданное арестованным имущество
7. Постановление об избрании меры пресечения и предъявлении обвинения - 3/11/1938
8. Анкета арестованного
9. Пакет с двумя фотографиями Гастева, в профиль и в анфас, сделанными после ареста
10. Заявление сотрудников НКВД о том, что сыновья Гастева «мешали нормальному производству обыска» - 8/09/1938
11. Рапорт о том, что во время ареста и обыска в квартире Гастева находился брат его жены - 8/09/1938
12. Выписка из протокола допроса Владимирова
13. Протокол допроса Владимирова
14. Протокол допроса Кривицкого
15. Протокол допроса Михайлова
16. Протокол допроса Гастева - 5/01/1939
17. Постановление о продлении срока следствия и содержания Гастева под стражей
18. Протоколы допросов Гастева - 7, 8, 9, 12, 16/01/1939
19. Постановление о продлении срока следствия
20. Протоколы допросов Гастева - 26, 27,