Мимо огромных темных деталей, как будто бы пульсирующих от интенсивных вспышек сварки, мы идем вместе с заместителем начальника 31-го цеха Уралмашзавода Игорем Григорьевым. Ему в работу только-только поступили пять самых крупных узлов будущего гиганта - экскаватора ЭКГ-35, который к декабрю уралмашевцы должны закончить и отправить в кузбасский угольный разрез УГМК-Холдинга.

В названии этого карьерного монстра главное - цифры: 35 - это объем его ковша в кубических метрах. Таких громадных карьерных экскаваторов Уралмаш еще не делал. Более того - никто в России не делал. А горнякам они нужны, причем срочно (но об этом чуть ниже).

Серийно екатеринбургский завод выпускает ЭКГ-18, который меньше своего нового большого брата примерно в 2–2,5 раза, утверждают заводчане. Производственный цикл у обоих агрегатов - примерно одинаковый, только времени, сил и концентрации ЭКГ-35 требует настолько же больше, насколько объемнее его ковш.

Всего монстра в цехах завода мы с вами не увидим никогда. Он настолько велик, что собрать его на производственных площадках (несмотря на их внушительные объемы) невозможно. Перед отправкой заказчику на предприятии виртуально соединят каждую деталь с каждой, но целиком экскаватор соберут только тогда, когда он по частям доедет до разреза, где и будет работать.

Так же, как и эта рама, все узлы первого ЭКГ-35 пройдут один и тот же технологический путь. Сначала в заготовительном цеху №48 режут металл, создают заготовки будущих элементов экскаватора, обрабатывают их. Потом в процесс включается 31-й цех. Как утверждает Игорь Григорьев, над ЭКГ-35 цех работает «практически в полном составе».

Здесь заготовки соединяют между собой и сваривают под тяжестью специальных грузов, вес которых измеряется десятками тонн. «Без груза варить нельзя, он нужен, чтобы во время сварки деталь коромыслом не выгнулась», - объясняет замначальника цеха.

После сварки - проверка ультразвуком.

Игорь Григорьев, заместитель начальника сборочно-сварочного цеха №31 Уралмашзавода:

Ультразвук выявляет внутренние дефекты, если они есть. Это процесс небыстрый, каждую деталь проверяем по несколько дней. На них ведь потом, в работе, будут приходиться серьезные динамические нагрузки, и если, допустим, при варке шва была допущена одна, даже незначительная ошибка, если, к примеру, внутри шва образовалась пора - она может дать трещину, и весь экскаватор начнет разрушаться.

После проверки деталь увезут вот сюда:

Из печи - на повторную проверку ультразвуком. И всё, теперь можно красить.

Как рассказывают работники, пол на участке покраски периодически меняет свой цвет. Здесь детали будущей машины красят в соответствии со вкусом и потребностями покупателя. Как правило, экскаваторы Уралмаша едут на место работы желтыми или оранжевыми. Но один из ЭКГ-18, например, покрасили в цвета российского флага - так надо было заказчику.

После покраски детали переедут в другой цех - механический. Здесь в них сделают все необходимые технологические отверстия, чтобы позже можно было элементы будущего карьерного монстра соединить между собой в сборочном цехе.

Андрей Чистяков, ведущий инженер-конструктор, руководитель группы разработчиков ЭКГ-35:

К разработке и производству таких монстров завод подталкивает логика развития и модернизации горно-добывающих предприятий, добавляет директор дивизиона «Горное оборудования» дирекции по продажам Уралмашзавода Михаил Гуницев. По его словам, как раз сейчас - самое время выводить такую машину на рынок. И важно не упустить момент.

Михаил Гуницев, директор дивизиона «Горное оборудование» дирекции по продажам Уралмашзавода:

Технику горняки обновляют в рамках большого и общего процесса масштабной модернизации отрасли, продолжает г-н Гуницев. По его словам, рынок горной добычи развивается циклично. И сейчас настало время масштабных капиталовложений в продукцию машиностроителей.

Михаил Гуницев:

Отметим, ранее генеральный директор Уралмашзавода , что по итогам 2015 г. выручка предприятия составила 3,5 млрд руб. Эту цифру он назвал «откровенно плохой» и заявил, что по итогам текущего года она возрастет до 7,2 млрд руб., а в 2017 г. достигнет 9 млрд руб.

Андрей Кузнецов, генеральный директор Уралмашзавода:

В целом второй и третий кварталы этого года обеспечены заказами на 100%. Ключевой цех предприятия - механосборочный - работает в две смены и даже по субботам.

Очевидно, рост выручки предприятия во многом связан с тем самым циклом повсеместной модернизации горного оборудования, о котором говорит Михаил Гуницев. Дополнительный плюс для Уралмаша - курс иностранных валют, добавляющий конкурентных преимуществ отечественному производителю.

В ответ на вопросы о том, что будет с заводом, когда цикл пойдет на спад, а вместе с ним сократятся заказы на новые экскаваторы, руководители Уралмаша сначала замечают: не факт, что спад вообще будет. Но добавляют: продав десятки единиц новой техники, предприятие будет зарабатывать на ее ремонте и облуживании. Для этого в России и за ее пределами начинается строительство сервисных центров. В частности, один из них откроют в Кузбассе. Другой - в Красноярском крае, где в июне на месторождении компании «Полюс» ввели в эксплуатацию ЭКГ-18. И еще один - в Индии.

НОВОСТИ ГОРНОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ

ЭКГ-35 – новый экскаватор Уралмаша

Газпромбанк и Уралмашзавод реализуют большой проект в рамках импортозамещения. По заказу своего стратегического партнера УГМК-Холдинг Уралмаш изготавливает новую машину ЭКГ-35. Самому крупному экскаватору в продуктовой линейке Уралмаша предстоит работать в УК «Кузбассразрезуголь».

ЭКГ-35 рассчитан на эксплуатацию в сложных горно-геологических и климатических условиях. Мощный реечный напор, жесткая двухбалочная рукоять делают новую машину незаменимой при разработке тяжелых скальных грунтов. Как и все уралмашевские экскаваторы, ЭКГ-35 отличается надежностью и высокой производительностью.

ЭКГ-35 создается с учетом всех пожеланий УК «Кузбассразрезуголь», - рассказывает главный конструктор карьерных экскаваторов Александр Крагель. - В машине будут представлены передовые конструкторские разработки Уралмашзавода, которые не уступают мировым достижениям.

Одна из таких разработок - привод переменного тока. УК «Кузбассразрезуголь» уже знакома с этим решением: при эксплуатации ЭКГ-18 с приводом подобного типа компания получила хорошие результаты по экономии электроэнергии и сокращению затрат на техническое обслуживание.

Новая машина также будет оборудована современной информационной системой, системой видеонаблюдения и системой автоматических защит, которые позволят продлить срок эксплуатации экскаватора.

А по своим технологическим характеристикам (увеличенный радиус черпания и выгрузки, увеличенная высота забоя) уралмашевский экскаватор ЭКГ-35 даже превосходит зарубежные аналоги.

Производителей, которые выпускают большекубовые экскаваторы, в мире единицы, и Уралмаш благодаря созданию ЭКГ-35 теперь войдет в их число. Появление новейшей конструкторской разработки - значимое событие для Уралмашзавода и важный шаг для продвижения нашей продукции на российском и зарубежном рынках, - отмечает директор дивизиона «Горное оборудование» Михаил Гуницев. - У нашего заказчика есть опыт эксплуатации машин американских и китайских производителей. Но создание нового мощного экскаватора УГМК-Холдинг уже не в первый раз доверил именно Уралмашу. Не последнюю роль здесь сыграло наличие сервисного обслуживания и доступность оригинальных запчастей. Услуги западных компаний обходятся значительно дороже.

В цехах завода идет изготовление узлов новой машины. Отгрузка запланирована на конец 2016 г. В то же время Уралмашзавод ведет переговоры о поставке второго ЭКГ-35 для УК «Кузбассразрезуголь».

Карьерный экскаватор ЭКГ-35

Рабочая масса машины - 1200 т

Диапазон вместимости ковша - 26…40 куб. м

Наибольший радиус черпания - 24,5 м

Температурный диапазон работы экскаватора - от +40 ºС до -40 ºС

Расчетный средний ресурс до капитального ремонта - не менее 45 000 часов эксплуатации (включая время на перегоны, подготовку съездов и пр.)

Расчетный срок службы экскаватора - 23 года

УК «Кузбассразрезуголь» имеет большой опыт эксплуатации уралмашевской горной техники: на карьерах успешно работают ЭКГ-5, ЭКГ-18, ЭШ 20.90, ЭШ 40.85. Именно УК «Кузбассразрезуголь» - первый заказчик новой машины ЭКГ-18, а теперь и ЭКГ-35. Об опыте сотрудничества рассказывает начальник энергомеханического департамента УК «Кузбассразрезуголь» Игорь Кирилов:

- Игорь Николаевич, на разрезах УК «Кузбассразрезуголь» сегодня эксплуатируется несколько экскаваторов Уралмашзавода. Как они зарекомендовали себя в работе?

Горная техника производства Уралмашзавода является одной из самых надежных. Это касается и оборудования, разработанного еще в советские годы, и машины ЭКГ-18, поставленной Уралмашзаводом несколько лет назад. Этот современный экскаватор выполняет все производственные задачи, нравится он и бригаде машинистов.

- Задумываясь о приобретении новой техники, вы вновь обратились на Уралмашзавод…

Мы хотим, чтобы отечественное машиностроение развивалось, выходило на новый уровень. Только делая заказы на российских предприятиях, эксплуатируя нашу технику, можно этого добиться.

С Уралмашзаводом мы продуктивно работаем многие годы. Считаю, что, объединив знания и усилия специалистов Уралмаша и эксплуатационный опыт представителей нашей компании, мы сможем создать машину, которая будет на уровне лучших образцов мирового экскаваторостроения.

- Почему вы сделали выбор в пользу экскаватора с объемом ковша 35 куб. м?

Наша компания обладает большим парком экскаваторов - порядка 260 машин. Но оборудование стареет, его нужно менять. Причем менять на современные мощные экскаваторы, которые обеспечили бы высокие производственные показатели. Экскаватор ЭКГ-35 Уралмашзавода - самый оптимальный вариант машины для УК «Кузбассразрезуголь». Он позволит загружать используемые в разрезах 220-тонные самосвалы максимально эффективно по времени и затратам.

- ЭКГ-35, который будет изготовлен для УК «Кузбассразрезуголь», - это абсолютно новая машина Уралмашзавода…

Нас это нисколько не смущает! УК «Кузбассразрезуголь» можно назвать некой испытательной площадкой: мы первая компания в стране, закупившая американский, китайский экскаваторы. Свой первый ЭКГ-18 Уралмашзавод также поставил именно УК «Кузбассразрезуголь». В этом плане за нашей работой наблюдает весь угольный и рудный бизнес. Так что никаких проблем нет.

Мы видим, что Уралмашзавод хочет выпускать новые современные экскаваторы и может это делать. Нужен лишь заказчик. И мы - здесь!

Он настолько большой, что в собранном виде не может уместиться в цехе Уралмашзавода. Таких гигантов на предприятии ранее не собирали. Представьте, ему достаточно четыре раза копнуть, чтобы заполнить под завязку кузов 220-тонного самосвала. Речь про новый карьерный экскаватор ЭКГ-35, который выпустили на легендарном заводе.

– Было очень интересно, когда в цехе вели сборку поворотной основы – такого у нас никогда не было. Такая махина была тут! Фантастика! – делится с сайт воспоминаниями ведущий инженер-конструктор Андрей Чистяков.

Он один из тех, кто создавал ЭКГ-35 – экскаватор понадобился Кузбассразрезуглю, который входит в УГМК.

– Таких больших мы раньше не делали, это совершенно новый для нас проект. До этого момента самым большим был ЭКГ-20, который весит 800 тонн. Для сравнения, ЭКГ-35 – 1 200 тонн! Чтобы провести примерку нижней рамы с поворотной рамой, пришлось расчищать площадку в цехе, – рассказал заместитель директора по производству Уралмашзавода Владимир Шмотьев.



Увидеть экскаватор целиком можно будет только в угольном разрезе, когда его соберут в карьере на Кузбассе. Технология следующая: на Уралмашзаводе производят отдельные узлы (например, поворотную или нижнюю рамы), затем их собирают, тестируют, частично или полностью разбирают и отправляют на Кузбасс.

Последними деталями стали две гусеничные рамы – при нас рабочие устанавливали на одну из них катки ярко-красного цвета.



За процессом наблюдаю вместе с одним из конструкторов ЭКГ-35 Андреем Чистяковым. Он с таким удовольствием, со смакованием деталей рассказывает о том, как создавался этот гигант. Контракт на его поставку был подписан в июле 2016-го, а уже через год его соберут на разрезе.

– Конечно, мы использовали опыт создания более маленьких машин – ЭКГ-12 и ЭКГ-20, они зарекомендовали себя, они надёжны. Так что мы старались эти наработки перенести. Принципиальная разница есть в ходовой тележке, – говорит Андрей Чистяков.


Такую цветовую гамму для катков выбрал заказчик - УГМК.

Далее он в деталях и подробно объясняет, в чём принципиальная разница. Человеку без технического образования разобраться в этом решительно невозможно. Главное, что я понял, конструкторы сумели сделать так, чтобы вес экскаватора распределялся по всей длине гусеницы.

– Или представляете иногда значение имеет всего один миллиметр. Смотрите, есть ось, вокруг которой крутится поворотная платформа. И там зазор должен быть в миллиметр: если больше, то она начнёт скакать, если меньше, то не сможет повернуться. И каждые два месяца его должен человек проверять, – пытается далее просвещать меня Андрей.

Он улыбается. Чувствуется, что он по-настоящему получил удовольствие от работы над этим проектом.

– Для нас самое главное общение – с механиками, которые работают и на наших, и на американских, и на китайских экскаваторах. И они говорят, что по надёжности – времени простоя из-за поломок – наши машины ничем не уступают. Но вот кабина у нас пока несколько хуже – у американцев она фактически как небольшая квартира. Мы стараемся улучшить её, например, стали применять более качественные материалы. Но всё дело упирается в то, что у американцев есть здоровенные установки для кондиционирования. Стоят они очень дорого, а потому мы ставим пока бытовые кондиционеры, – честно признался Андрей Чистяков.





Первый узел экскаватора отправили на Кузбасс ещё в конце прошлого года. В июле его начнут собирать прямо на разрезе, а после испытаний его начнут использовать в рабочем режиме.

– Мы рассчитываем, что ЭКГ-35 станет такой же серийной машиной, как ЭКГ-20. Мы уже ведём переговоры с потенциальным заказчиком. Но вообще у нас производство полностью загружено и расписано на весь 2018 год, – рассказал Владимир Шмотьев.

Вообще, от посещения Уралмашзавода осталось исключительно положительное впечатление. Конечно, это уже не тот гигант, который был в советское время. Но работа в цехах кипит, народа трудится много.

Ранее мы писали, что Уралмашзавод . Как рассказывали сайт на заводе, за год предприятию удалось достичь положительного EBITDA (прибыль до вычета расходов по выплате процентов, налогов и амортизации). Если в 2015 году этот показатель был отрицательным – 1,36 миллиарда рублей, то в 2016 году уже положительным – 418 миллионов. По итогам 2017-го Уралмашзавод рассчитывает на оборот в 9 миллиардов рублей.



Краны - ещё одно ключевое направление Уралмашзавода.





Опытно-промышленная эксплуатация машины массой 1200 тонн началась на Краснобродском разрезе компании «Кузбассразрезуголь»

На Краснобродском разрезе УК «Кузбассразрезуголь» (предприятие сырьевого комплекса Уральской горно-металлургической компании) введен в опытно-промышленную эксплуатацию самый мощный российский экскаватор ЭКГ-35. Машина изготовлена в рамках долгосрочной программы сотрудничества УГМК-Холдинга и Газпромбанка, сообщают в пресс-службе УГМК.

«Запуск ЭКГ-35 в опытно-промышленную эксплуатацию – долгожданное событие для нашей компании и для «Уралмашзавода», с которым мы плотно работаем не первый год. На Краснобродском разрезе компании «Кузбассразрезуголь» прошли испытания уже несколько моделей экскаваторов ведущего в России предприятия тяжелого машиностроения. Теперь на нас вновь лежит большая ответственность, мы должны помочь запустить самую мощную на сегодняшний день модель в серии ЭКГ. В течение полугода нам предстоит испытать экскаватор под нагрузкой и оценить, как работает машина в промышленных условиях на открытых горных работах», – отметил начальник энергомеханического департамента ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» Игорь Кирилов.

ЭКГ-35 предназначен для разработки месторождений открытым способом, погрузки в транспортные средства полезных ископаемых и пород вскрыши. Это перспективный экскаватор типа прямой лопаты с реечным напором, с двухбалочной рукоятью и вантовой подвеской стрелы. Рабочая масса экскаватора – 1200 тонн. За счет привода переменного тока новая машина будет экономичнее, производительнее и надежнее в эксплуатации. Объем ковша составляет рекордные 40 куб. м.

«Мы создаем технику под нужды конкретного заказчика. В соответствии с техническим заданием объем ковша, например, может варьироваться от 24 до 40 куб. м. В данном случае мы предложили нашим партнерам принципиально новую модель экскаватора с увеличенным объемом ковша, благодаря чему предприятие сможет существенно увеличить показатели добычи угля и других полезных ископаемых уже в ближайшем будущем», – говорит генеральный директор ПАО «Уралмашзавод» Сергей Смолин.

Опытный образец ЭКГ-35 приступил к работе в забое Краснобродского разреза, где экскаватор будет задействован в производственном режиме в течение 6 месяцев. После достижения всех заявленных показателей, указанных в техническом задании, будет подписан акт ввода в промышленную эксплуатацию.

ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» — крупнейшая компания в РФ, специализирующаяся на добыче угля открытым способом. В 2006 году УК «Кузбассразрезуголь» перешла под управление ООО «УГМК-Холдинг», которому были переданы функции единоличного исполнительного органа. В состав компании входят шесть филиалов: Кедровский, Моховский, Бачатский, Краснобродский, Талдинский, Калтанский угольные разрезы.

Отечественный рынок получил уникальную машину, способную решать сложные задачи.

ЭКГ-35 – мощный экскаватор типа прямой лопаты с реечным напором, двухбалочной рукоятью, с вантовой подвеской стрелы. Рабочая масса экскаватора – 1200 тонн, диапазон вместимости ковшей машины от 26 до 40 метров кубических. Экскаватор предназначен для разработки открытым способом и погрузки в транспортные средства полезных ископаемых и пород вскрыши.

– В развитии линейки экскаваторов мы ориентируемся на выпускаемый автотранспорт и спрос горных предприятий. На ближайшее время прогнозируется потребность в автосамосвалах грузоподъемностью 220-240 тонн. Экскаватор ЭКГ-35 создан именно для них. В машине представлены все передовые конструкторские разработки Уралмашзавода, среди которых привод переменного тока, информационные системы и системы автоматических защит рабочего оборудования, – объясняет начальник технической службы дивизиона «Горное оборудование» Уралмашзавода Виталий Фурин.

Машина под заводским №1 поставлена в адрес УК «Кузбассразрезуголь» (входит в УГМК-Холдинг) в рамках большой программы по изготовлению горного оборудования при поддержке Газпромбанка. Машина создавалась при непосредственном участии представителей УК «Кузбассразрезуголь», что позволило учесть индивидуальные требования горняков.

– Благодаря доверию руководства УГМК-Холдинга и помощи инженеров угольного предприятия "Кузбассразрезуголь" удалось создать уникальную востребованную машину, – отметил председатель Совета директоров Уралмашзавода Ян Центер.

Новинкой Уралмашзавод сможет потеснить на отечественном рынке тяжелых экскаваторов американских и китайских конкурентов. За счет привода переменного тока новый экскаватор ЭКГ-35 экономичен, производителен и надежен в эксплуатации. Машина способна работать при температурах от +45 до -45 градусов. Уралмашевский экскаватор превосходит импортные аналоги по линейным параметрам рабочего оборудования – радиусу копания и зачистки, а также высоте копания. Максимальный радиус черпания – 25,5 метров, расчетная продолжительность цикла загрузки – 30 секунд. За счет этого объем экскавации ЭКГ-35 будет на 10% больше, чем у конкурентов.

– При разработке машины мы использовали опыт создания более маленьких экскаваторов – ЭКГ-12 и ЭКГ-20, они зарекомендовали себя на рынке, они надёжны. Принципиальная разница есть в ходовой тележке: конструктивное решение позволило распределить вес машины по всей длине гусениц, а значит снизить давление на грунт, – говорит конструктор ЭКГ-35 Андрей Чистяков.

На Краснобродском угольном разрезе начался монтаж экскаватора. Пуск машины запланирован на IV квартал текущего года.