В январе 1867 года вышел закон о «воспрещении промысла водить медведей для забавы народа». То есть проблема была – на улицах стало много медведей. О них, формируя стереотип, даже стали болтать иностранцы.

Против медведей на улицах

Раньше по улицам России действительно ходили медведи. И не только ходили. Ещё плясали, участвовали в театральных постановках и даже пели. Случались, конечно, нападения на людей, но до массового террора медведям было далеко. С медведями в городе боролись неоднократно. Так, в 1648 году был издан царский указ о запрете медвежьих потех. Тогда свою роль сыграла и церковь: противником "медвежьих плясок" был протопоп Аввакум. Потом "запретили" самого Аввакума, а медведи, судя по всему, продолжили плясать.

К слову, миф о медведях, которые гуляют по улицам русских городов "на хвосте" принесли в Европу бежавшие от русской армии французы.

Стоит ли говорить, что и закон 1867 года сработал не совсем убедительно: до 20-х годов ХХ века медвежьи потехи проводились с завидной регулярностью.

Против кулачных боев

Боевой системы, подобной боевым системам Востока, в России не было, но при этом мы как-то выигрывали войны и в обиду себя не давали. Всё дело в кулачных боях. Первые упоминания о них были сделаны летописцем Нестором в 1048 году. Самым почитаемым видом боя был «сам на сам» или «один на один» . Он напоминал старый бокс голыми руками в Англии. Поединки «сам на сам» иногда даже служили для подтверждения правоты ответчика в судебном деле. Этот способ доказать свою правоту назывался «поле».

В 1274 году митрополит Кирилл, собрав во Владимире собор, среди других правил постановил: «отлучать от церкви участвующих в кулачных боях и боях кольями, а убитых не отпевать». По этому правилу можно понять: были и убитые, но бои продолжались. Их отчаянно запрещали Михаил Фёдорович, Елизавета Петровна, Александр I. Их любил Петр I и Екатерина II. Григорий Орлов был хорошим "кулачником" и сам устраивал бои. Иностранцы знали всегда: драки русский не боится. А что еще можно было предположить, когда видишь схватку "стенка на стенку" на городской улице.

Против бород

На Руси мужчин встречали не по одежке, а по бороде. Ее густоте и окладитости. Густая растительность считалась внешним отражением хорошей породы человека, и его мужской силы. Люди с плохо растущей бородой признавались чуть ли не вырожденцами. Безбородые, как правило, оставались в бобылях.В XIX веке борода воспринималась признаком вольнодумства. Не вызывали подозрений бороды у священников, старообрядцев, купцов. Разночинцы же, отпускавшие бороды расценивались как потенциально опасный, ненадёжный элемент. В советскую эпоху борода была атрибутом зажиточного крестьянина, священника или академического ученого, а позднее также поклонников подозрительных интеллектуалов вроде Хемингуэя или неформатного Высоцкого. Запрещали бороды неоднократно, от Василия III до Петра, от Лжедмитрия до Сталина, но в представлении иностранца русский мужчина продолжал быть бородатым.

Против браги

Миф о русском пьянстве будет иметь право на существование, пока взрослые люди на улицах будут хлестать у скамеечки "Ягу". Сейчас получает развитие версия, что пьянство в России появилось только в начале ХХ века, но очевидно, что это не так. Пьянство было и раньше, только другое к нему было отношение. Князь Владимир и христианство принял отчасти из-за того, что "Руси есть веселье пити, не можем без того быти".

Отношению к пьянству на Руси было непочтительное по одной очевидной причине: пьющий человек со временем становился иждевенцем и лишним ртом в дому. Сохранять работоспособность и постоянно пить - такое дано не каждому, поэтому пьяницы, непригодные к крестьянскому труду, оказывались за чертой общественного уважения. Народ не забывал "троллить" пьяниц произведениями смеховой культуры. Такими как «Служба кабаку» и «Повесть о бражнике», песня «Непослушливый молодец» и «Повесть о горе-злосчастии»... В XV веке особую известность приобрело на Руси «Слово о высокоумном хмеле и о худоумных пьяницах»".

"Сухой закон" 1914 года был объявлен по причине участия России в Первой мировой. В 1985 - по причине "перестройки". И из первого и из второго вышли в результате сговора.

Владимир Даль записал народную "мерку"

Первую чашу пить - здраву быть, вторую пить - ум веселить, утроить - ум устроить, четверту пить - неискусну быть, пятую пить - пьяну быть, чара шестая - мысль будет иная, седьмую пить - безумну быть, к осьмой приплети - рук не отвести, за девятую приняться - с места не подняться, а выпить чарок десять - так поневоле взбесят.

Против семьи

Множество интересных законов и декретов было в первые годы советской власти. Так, строительство "нового мира" было решено начать со свального греха. Большевиками был издан документ, который назывался «Декрет Саратовского Губернского Совета Народных Комиссаров об отмене частного владения женщинами».
В нем провозглашалось, что семья - это пережиток прошлого и все женщины в возрасте от 17 до 30 лет теперь принадлежат всему трудовому народу. Мужчинам же разрешено «пользоваться женщинами не чаще четырех раз в неделю». Некоторые газеты того времени даже перепечатали декрет, приняв его всерьез, впрочем позже оказалось, что на самом деле декрет не имеет никакой силы. Вопрос: все ли газеты напечатали опровержение в следующем номере?

Против балалайки

Сейчас кажется невероятным, но были годы, когда в России запрещали музыкальные инструменты и народное творчество. Провокаторами издания этих законов выступали скоморохи, но могло достаться всем. Отобранные балалайки отвозили за город и сжигали. Тем не менее в американских фильмах русский через раз с балалайкой, что говорит о том, что борьба Алексея Михайловича и Никона не принесла долговременных результатов. Балалайка получила своё второе рождение в середине XIX века - Василий Андреев, дворянин и одаренный музыкант сделал балалайку снова модной.

Против бранной речи

Говорить "как есть" - отличительная черта русского человека. "Завернуть по пятое число" умеет всякий русский человек. Другое дело, что не все это показывают. Так вот, против тех, которые показывают публично, существует в России свой закон, потому что выражаться нецензурно - плохо. Нельзя позволять себе опускаться. Особенно если рядом дерутся на кулаках два пьяных бородатых медведя.

В опубликованной в 1881 году книге Н.E. Зегимеля «Необходимые правила для купцов, банкиров, комиссионеров и вообще для каждого человека, занимающегося каким-либо делом» сформулирован «кодекс чести», или общепринятые правила поведения российских предпринимателей XIX века. Они выкристаллизовывались в течение предыдущих веков развития российского предпринимательства. Более ста лет спустя эти правила не потеряли своей актуальности.

Деловые качества: здравый рассудок, быстрое соображение, твердость характера в исполнении всех дел. Каждый порядочный человек может выработать эти качества непоколебимой решимостью и силой воли.

Любезность и вежливость. Часто случается выслушивать незаслуженные дерзости; чрезвычайно важно не потерять самообладания и отнестись к подобным случайностям с полным тактом и хладнокровием.

Наблюдайте за порядком во всех, даже малейших ваших делах. Назначьте всякой вещи свое место, чтобы при первой необходимости вы могли найти ее безо всякого затруднения и без затраты времени. Это чрезвычайно важное условие для каждого делового человека. Не ложитесь спать, пока все ваши вещи не приведены в порядок. Дорожите копейкой, как дорожите рублем.

Будьте систематичны и регулярны. Никакое дело у вас не может идти правильно и успешно, если вы не обладаете устойчивым характером и не имеете твердых правил. Регулярность вы должны соблюдать не только в ваших делах, но и в домашних обстоятельствах.

Держите всегда данное слово. Лучше не обещайте, если не уверены в том, что вы в состоянии исполнить обещанное, но, раз давши слово, вы должны его помнить и свято исполнять.

Сосредоточение сил – одно из главных условий успеха. Занимайтесь только одним делом, всесторонне изучайте его выгодные и дурные стороны и не бросайте его, пока не убедитесь в невозможности его успеха.

Относитесь к своему делу с полным усердием, чем бы вы ни занимались. Работайте, когда случится надобность: рано и поздно, вовремя и не вовремя, одним словом, не пропускайте ни одного случая, который бы мог, хотя и медленно, служить успехам ваших занятий.

Говорите ясно и точно с вашими покупателями.

Никогда не скучайте.

Записывайте всё и никогда не держите в памяти того, что может быть записано сейчас.

Всякое дело основано на доверии, поэтому вы должны всеми силами стараться снискать себе полное доверие тех, с кем вам приходится иметь дело. Этого вы можете достичь разными путями, а главное – честностью и добросовестностью.

Соблюдайте экономию в ваших личных расходах, лучше живите ниже ваших средств, чем выше.

Работайте сами. Не полагайтесь на своих помощников. То, что вы можете сделать сами, не давайте делать другим. Если необходимо что-то делать другим, то, по крайней мере, наблюдайте за ними.

Не гонитесь за делом, обещающим большие барыши, но сопряженным с риском. Лучше занимайтесь такими предметами, которые дают хотя малую, но верную пользу.

Соблюдайте трезвость и выдержанность. Не входите в подробности чужих дел, не расспрашивайте о них ни прямо, ни косвенно, иначе почтут за назойливого человека.

Держитесь спокойно и хладнокровно в спорах о делах как с покупателями, так и с продавцами. Как бы ни был оживлен ваш спор, никогда не горячитесь и не жестикулируйте, не подавайте повода посторонним подслушивать ваш разговор и судить по выражению вашего лица и по жестикуляции, о чем вы толкуете.

Взято у pardus.livejournal.com/

Сохранено

В середине XIX века термин "купец" обозначал являющееся членом купеческого общества лицо, записанное в гильдию, наделявшей его, при взятии им свидетельства на торговлю или промысел, особыми экономическими правами, а также личными преимуществами.

Манифестом 17 марта 1775 года впервые российское купечество было разделено на привилегированное гильдейское купечество (из трех гильдий) и мещанство. Единственным основанием такого разделения "был принят размер капитала: имеющие капитала не свыше 500 руб., были отнесены к мещанам, а те, чей капитал превышал указанную норму, были отнесены к купцам" (*1).

В 1775 году было установлено, что вступление в гильдию зависело от размера капитала, которым владел предприниматель. К третьей гильдии причислялись купцы, имевшие капитал от 500 до 1 000 рублей. Ко второй гильдии причислялись купцы с капиталом от 1 000 до 10 000 рублей. Купцы первой гильдии должны были иметь капитал от 10 000 рублей и более. Гильдейское купечество было освобождено от уплаты подушной подати, которая была заменена для нее однопроцентным сбором с объявляемого капитала (в XIX веке сбор составил 4%). В 1776 году гильдейское купечество было освобождено от рекрутской повинности, замененной денежным взносом в 360 рублей (с 1783 года взнос составил 500 рублей).

Определение прав, обязанностей купечества (вместе с несколько измененными нормами капиталов) нашло свое отражение в Жалованной грамоте городам 1785 года. Основанием для "принадлежности к разряду гильдейского купечества служило объявление капитала соответствующего размера"(*2). В статье 92 "Городового положения" говорилось: "Дозволяется всякому, какого бы кто ни был пола, или лет, или рода, или поколения, или семьи, или состояния, или торга, или рукоделия, или ремесла, кто за собою объявит капитал выше тысячи рублей до пятидесяти тысяч рублей, записаться в гильдии»(*3). Для записи в третью гильдию требовалось объявить капитал от 1 000 рублей до 5 000, для записи во вторую гильдию необходимо было объявить капитал от 5 000 до 10 000 рублей, а для включения в 1-ю гильдию объявленный капитал должен был составлять от 10 000 до 50 000 рублей. Крупные купцы (с капиталом более 50 000 рублей), банкиры (с капиталом от 100 до 200 тысяч руб.) и некоторые другие горожане были выделены в разряд "именитых граждан", имевших право на внешнюю торговлю, на заведение фабрик и заводов, на возможность иметь сады, загородные дворы, быть освобожденными от телесных наказаний, иметь морские и речные суда и т. п. Купцам 1-й гильдии разрешалось производить оптовую и розничную внутреннюю и внешнюю торговлю, иметь морские суда. Купцам 2-й гильдии разрешалось вести внутреннюю оптовую и розничную торговлю, иметь речные суда. Купцам первых 2-х гильдий разрешалось иметь фабрики, заводы, быть свободными от телесных наказаний. Купцам же 3-й гильдии позволялось производить мелочный торг по городу и уезду, иметь станы, малые речные суда, содержать трактиры, герберги, торговые бани, постоялые дворы, производить рукоделия. Срок записи в гильдии и платеж с капитала производился с 1 декабря по 1 января. Объявление капитала по 97 статье оставалось "на показании по совести каждого"(*4), и утайка его не преследовалась.

В первой половине XIX века издан был ряд законов, которые уточняли и дополняли прежние права, обязанности купцов, их статус. Изданное 14 ноября 1824 года "Дополнительное постановление об устройстве гильдий и о торговле прочих состояний" разрешало купцам 1-й гильдии вести внутреннюю и внешнюю оптовую торговлю российскими и иностранными товарами, иметь собственные корабли, магазины, фабрики, заводы (кроме винокуренных), банкирские дома, страховые конторы и т. п. Также они могли входить в казенные подряды и откупа, заключать частные контракты и "маклерские условия" на всякую сумму. Розничная торговля разрешалась купцам этой гильдии лишь в тех городах где они были записаны, но если они имели желание вести данную торговлю в других, то обязаны были взять "особое свидетельство по окладу того города купца 3-ей гильдии". Кроме того, "первостатейные" купцы могли иметь звание банкира, коммерции-советника, они и их дети могли поступать на гражданскую службу, равно как и дети личных дворян, но все это возможно было после 12-летнего пребывания в 1-й гильдии "с ряду". Также купцы данной гильдии обязаны были принимать на себя должности: городского головы, заседателей палат, совестных судов, приказов общественного призрения, депутатов торговли, директоров банков и их контор, церковных старост. От иных должностей они были вправе отказаться.

Купцам 2-й гильдии "Дополнительное постановление..." 1824 года предоставляло право ведения оптовой и розничной торговли, равно как и купцам 1-й гильдии, но устанавливались ограничения на торговые обороты, объемы продаж, суммы сделок и пр. Также им разрешалось иметь страховые конторы, банкирские дома, позволялось содержать гостиницы и т. п. заведения. Кроме того, купцы данной гильдии не могли, равно как и купцы 3-й гильдии, быть на гражданской службе, но обязаны были принимать на себя должности: бургомистров, ратманов, членов судоходных расправ и т. п. Купцы 3-ей гильдии могли заниматься розничной торговлей в городе (где были записаны) и уезде всякими отечественными и иностранными (купленными от российских купцов первых двух гильдий и от крестьян, торгующих по свидетельствам первых 2-х родов) товарами. Они могли иметь собственные суда для внутреннего сообщения, содержать в городе и уезде (где были записаны) трактиры, ренсковые погреба, торговые бани, постоялые дворы, питейные дома, различные "фабрики и заводы" и т. п. небольшие домашние заведения. При таких заведениях купцы 3-й гильдии могли иметь не более 32 работников. Также купцы данной гильдии могли вступать в контрактные отношения на сумму, не превышающую 20 000 рублей. Важной для купцов была возможность записи в нескольких городах. В §13 об этом так говорится: "Купцам 3 гильдии не возбраняется записываться и в нескольких городах, но не иначе, как со взятием из сих городов особенного свидетельства купца 3 гильдии и с исправлением городских и земских повинностей по каждому, отправление же городских служб в таком случае будет лежать на них только по тому городу, где они имеют постоянное жительство"(*5). Купцы 3-ей гильдии должны были принимать на себя должности городских старост, членов шестигласной думы и т. п.

Теперь, рассмотрев торговые и личные права и обязанности купечества, остановимся на самом термине, понятии "купец" в законодательстве. Это важно для выявления составляющих, которые приводят к образованию того социального слоя, который мы называем "купечество". Итак, для определения, кого же следует называть "купцом", обратимся к §48 "Дополнительного постановления об устройстве гильдий и о торговле прочих состояний" 1824 года. Там сказано: "Только одно то лицо из купеческого семейства, на имя коего выдано свидетельство на торговлю или промысел, приемлет название купца, и пользуется присвоенными гильдии торговыми правами и личными преимуществами", и далее продолжение: "Все прочия, к семейству по вышеозначенному правилу принадлежащия лица, именуются купеческими детьми, братьями, внуками и проч. и, не имея сами по себе отдельного права торговли, пользуются однако же, яко члены семейства, теми же Гражданскими правами, которые принадлежат и главе онаго"(*6). Из 507 статьи Свода законов о состояниях 1842 года следует, что купеческие дети при жизни их отца пользуются его "званием", но до тех только пор, пока они сами не выделены из семейства и пока отец платит гильдейскую подать. Для того, чтобы закончить смысл последнего предложения о статусе остальных членов семейства, процитруем §50 "Дополнительного постановления": "Купеческий сын или внук и вообще Член купеческого семейства, может действовать по доверенности отца или начальника семейства только на праве прикащика на счет общаго капитала с отдачею отчета"(*7). Статья 506 Свода законов о состояниях сообщает о положении жены купца: "Как мещанин, так и купец, сообщают состояние своей жене, буде она происхождения низшаго, но жена купца пользуется сим званием до тех только пор, пока муж ея сам состоит в гильдии"(*8). Это значит, что после смерти начальника семейства (мужа) жена, к примеру, если она была из мещан, снова попадала в мещанское сословие.

Возвращаясь к понятию "купец", мы можем выделить ряд признаков, составляющих вышеприведенную формулировку данного термина. Итак, из §48 видно, что "купец" - это:

1.) член купеческого семейства, а следовательно, и купеческого общества;

2.) лицо, владеющее торговым свидетельством;

3.) лицо, числящееся в гильдии;

4.) лицо, обладающее и реализующее свои права и преимущества.

Согласно §36 и 37 "Дополнительного постановления...", купец должен был платить кроме городских и земских повинностей, еще и подать за право торговли. Само это право приобреталось записью в гильдию со взятием торгового свидетельства. Размер подати за право торговли определялся в зависимости от размера капитала и, соответственно, от принадлежности к какой-либо гильдии. Для купцов 3-ей гильдии размер капитала должен был составлять от 8 000 до 20 000 руб., для купцов 2-й гильдии от 20 000 до 50 000 руб. и для купцов 1-й гильдии от 50 000 руб. и выше. Цена торгового свидетельства для 3-й гильдии составляла 220 руб., для 2-й гильдии - 880 руб., для 1-й гильдии - 2 200 руб. Для получения свидетельства на торговлю или промысел купцам необходимо было предоставить в уездное казначейство удостоверение от городской думы или ратуши о заплате городских и земских повинностей с указанием, в какую гильдию были записаны предъявители. При отсутствии законных препятствий уездное казначейство (того уезда, где был записан купец) выдавало торговое свидетельство со взысканием положенной за каждое свидетельство пошлины. Выдача свидетельств проходила в период с 1 ноября по 1 января ежегодно, а срок действия их оканчивался к 1 января следующего года. Купца, не взявшего к 1 января торгового свидетельства, записывали в посадские и об этом публиковали в газетах. Но законодательство вновь бывшему купцу позволяло вернуться в свое сословие: "Купцу, который за необъявление в положенный законами срок, желания записаться в которую либо гильдию, по прекращении торговли, выписан в мещане, дозволяется в течении года вновь таковое желание; и, заплатив городские и земские повинности за весь год, явиться в Казначейство для получения свидетельства на торговлю, с заплатою полной годовой пошлины, и еще четвертой части оной. Сие же относится и к мещанам, желающим получить в течении года свидетельства на торговлю или промысел, или записаться в гильдию"(*9).

О переходе мещан в купечество говорилось, что он должен был совершаться по предварительному увольнению от их общества и по объявлению гильдейского капитала, с платежом изложенных в Торговом уставе повинностей. Примечательно, что бывшему купцу для записи в гильдию надо было объявить "желание записаться", а мещанину - "гильдейский капитал".

Говоря о социальных перемещениях купечества, следует сказать, что при определенных обстоятельствах купцы могли укрепить свое положение и статус. Достигалось это, как правило, при переходе в более привилегированное сословие - потомственных почетных граждан.

Скажем еще и несколько слов о правах иногородних купцов. Закон требовал, чтобы иногородние купцы первых 2-х гильдий, служащие, занимающиеся торговлей в каком-либо городе, имеющие там постоянное жительство и промысел, должны были быть записаны в том городе в "гости" или купцы и нести все "личныя службы и повинности наравне с местным купечеством" (§57)(*10). Купцы же 3-й гильдии, записанные в городах, должны были платить все городские повинности, взяв и особое свидетельство по роду своего торга, наравне с местным купечеством, "хоть если б и не имели недвижимой собственности" (§58)(*11) .

Таким образом, подводя итог всему вышеобозначенному, можно сказать, что в середине XIX века термин "купец" обозначал являющееся членом купеческого общества лицо, записанное в гильдию, наделявшей его, при взятии им свидетельства на торговлю или промысел, особыми экономическими правами, а также личными преимуществами.

В государственной и городской политике Швеции в XIII и особенно XIV-XV вв. регулирование рынка приобрело особое значение. В XIII в. разделы о торговле (о правонарушениях в области торговли – Köpmalabalker) вошли в судебники Упланда, Эстерйётланда, Сёдерманланда, Вестманланда и Хельсингланда. Соответствующие разделы включались затем в Земские уложения – Ландслаги середины XIV и середины XV в. Но уже с XIII в. регулирование торговли все более предстает как регулирование главным образом городской торговли.

Соответственно законы о городском рынке вписаны в Биркрэтт: это гл. 8, 12, 38. Глава 8 гласит: "Если кто-либо приходит на корабле в гавань (города), то прежде всего он должен переправить привезенные товары (gods) на берег, в склад (hus, т. е. varuhus), и в полной сохранности. Затем он, как положено, предлагает фогду купить привезенные товары в течение трех дней и до их истечения ничего другим лицам не продает". § 1. Купивший на корабле какие-либо товары, кроме зерна и тюленины (siäl), независимо от количества платит 3 марки штрафа 237 . Жители Людоса могут продавать на своих кораблях сельдь и полотно, "но не раньше, чем все остальные товары отгрузят на сушу..." (§ 3). Все можно покупать от троицы до дня св. Мартина (11 ноября) и "на любом месте между теми крайними сооружениями, которые город выстроил от юга и до севера" 238 .

Перед нами – зафиксированные в городском законе нормы торгового права гавани или порта (hamnrätt): обязательная разгрузка и хранение товаров на складе; запрет торговли на корабле, причем наказывается не продавец, а покупатель, что должно было предупредить спекуляцию; регламентация времени и места торговли импортными товарами (время, когда эта торговля может проводиться свободно, совпадает со временем навигации па Балтике) 239 ; торговые привилегии властей. Здесь же – характерное для городской политики регулирование номенклатуры товаров; зерно и тюленина могут продаваться с корабля, но такие же льготные условия для сельди и полотна даются лишь как привилегия купцам отдельных городов (в данном случае – Старого Людоса, но аналогичных прав добились для своих купцов Стокгольм, позднее – ботнийские гавани). Вероятно, зерно и тюленина имели здесь более широкий рынок.

Вместе с тем следует отметить некоторые моменты, характерные уже для городской политики. Так, на кораблях можно покупать отечественные товары широкого потребления, а местные купцы могут торговать с корабля также и экспортными товарами (сельдью и полотном). Следовательно, запрет торговли на корабле относится прежде всего к иноземным товарам, а это свидетельствует о стремлении шведских городов XIII в. осуществлять контроль над внешней торговлей, о зачатках будущей монополии в этой области. Центром торговли, где собиралось наибольшее число заинтересованных лиц, была торговая (или "публичная") площадь (aldra manna torgh, almånt torg); не случайно глава 12 включает ее в число общественных мест, находящихся под охраной "королевского мира". Наконец, уже в XIII в. нормировалась плата за хранение в городских амбарах и погребах шерсти, вина и других иноземных товаров 240 .

Глава 38 запрещала розничную торговлю гостей (gestir) импортными товарами, прежде всего вином и пивом. Вино поступало в продажу лишь после его предварительного осмотра и оценки городскими властями; на продажу вина "из бочек" (vinfat), т. е. в розлив, требовалось особое разрешение фогда и родманов. Город строго следил также за соблюдением мер, весов и объявленного качества товаров; за преднамеренную фальсификацию (при совершении сделки) грозило суровое наказание.

Роль торговли, особенно морской, в жизни города видна из про-странного предписания относительно аренды и эксплуатации кораблей: условия того и другого приравнивались к условиям найма жилого помещения и соответствовали законам об охране недвижимости и морскому праву 241 . Наконец, в Биркрэтте подробно регламентируются отношения кредита; наказание за неуплату долга было высоким, в возмещение его шло все имущество должника; ростовщичество строго наказывалось 242 .

Приведенные предписания о контроле за торговлей от первой половины XIII в. интересны с разных точек зрения. Так, очевидно, что ассортимент дальнего ввоза в XIII в. – в основном вино и пиво – вследствие своей специфики не мог существенно влиять на характер производства в стране. Напротив, вывозились из Швеции те товары, производством которых была занята подавляющая масса населения страны: продукция морского промысла и рыбной ловли, земледелия и домашнего ткачества; это не могло не воздействовать на само их производство. Ясно, что город в то время выступал как средоточие внешней и внутренней торговли; не случайно большое внимание в Биркрэтте уделено оформлению сделок в магистрате в присутствии свидетелей (символом прав нового владельца являлось клеймо) 243 , отношениям кредита и т. д. Наконец, явный интерес к делам торговли, к ее сосредоточению в городах проявляет центральная власть.

Материал областных законов и особенно жалованных грамот того же столетия существенно дополняет Биркрэтт. В свейских областных законах рынок ближайшего полноправного города выступает как законодатель цен на фураж в своей округе 244 , как центр торговых сделок и кредита для тех же бондов 245 . В двух хартиях Йёнчёпингу (северо-западный Смоланд) от 1284 г., где город называют civitas (т. е. полноправный), его две ярмарки освобождались от внутренних пошлин и поступали под охрану "королевского мира". Город обладал правом монопольной торговли в Смоланде и переселения на свою территорию всех лиц, занимающихся торговлей в этой области. Торговля вне узаконенного места (torgstagh), особенно в деревне, запрещалась. Чужаки могли торговать в Йёнчёпинге лишь на ежегодных ярмарках и с согласия его жителей 246 . В 1288 г. город получил новые привилегии, где речь шла, в частности, о торговле серебром, наказании за "фальшивую работу" 247 . Аналогичными привилегиями в XIII в. располагали и другие полноправные города.

В XIII в. государственное и общегородское законодательство обращало главное внимание на внешнюю торговлю; поэтому роль города как центра внутреннего, прежде всего местного, рынка более выпукло выступает не в общих и даже не в областных законах, а в жалованных грамотах отдельным городам. Это "расхождение" отчасти сохранилось и в последующие столетия 248 . Но при всех условиях можно констатировать, что в XIII в. шведский город имел, во-первых, рыночные (ярмарочные) права, т. е. совокупность правовых установлений в области торговли, чеканки монет, сбора пошлин, мер, весов и т. п.; во-вторых, такие специфические городские свободы и привилегии, как преимущественные права в торговле, сильное ограничение чужаков – иностранцев, сельских жителей, жителей других городов, что говорит о наличии определенной монополии не только на торговлю, но и на производство некоторых товаров.

Унаследовав достаточно сложившуюся основу торговых привилегий, законодательство XIV в. значительно расширяет регулирование вопросов рынка. Наряду с отдельными дипломами они фиксируются в "законах о торговле", наименьших по объему в Земском уложении, но самых обширных в Стадслаге. Помимо 34 глав этого раздела Стадслаг в той или иной связи включил проблемы рынка в законы о мореплавании, о правах короля, о постройках и др. Там рассмотрены: номенклатура товаров, порядок оформления, место и время сделок, правомочия сторон, организация обмена и надзора за ним, условия сделок в городе и вне его, между всеми группами местного населения и с приезжими купцами; там нормируется положение торговцев-чужаков; даны правила эксплуатации транспорта и иных средств торговли; обусловливаются права в торговле разных социальных групп; фиксируются пошлины и другие фискальные моменты, связанные с торговлей 249 . Соединив и развив традиции торгового и купеческого права, законов о мореплавании (морское и береговое право), пошлинных и ссудно-долговых распорядков и включив их в административно-правовой государственный режим, Стадслаг предложил развернутую и детализированную систему рыночного регулирования.

Предписания о торговле в общегородских кодексах неоспоримо свидетельствуют о заметном росте городов как центров товарного хозяйства именно в период конца XII – начала XIV в. и приобретении ими ведущей роли в коммерческой жизни страны.

237 Особо оговаривается аналогичный штраф за покупку в боте . Термин siäl мог означать также ворвань (Björköarätten, s. 455).
238 В этом стокгольмском списке речь идет о "городе между мостами" (впоследствии "старый город") – ядре Стокгольма, сложившемся на о. Стаден и ограниченном мостами (см. карту № 4).
239 Ср.: Schück A. Studier, s. 268.
240 Ср.: MESt, КглВ, XXXIII, § 1: epter gambla stadgha.
241 Bjr, b. 20.
242 Bjr, b. 5, 9 (3), 38, 40. Подробнее см. ниже.
243 Bjr, Ь. 6 (3).
244 UL, Km 9 (2); SdmL, Km, Ь. 10 (3); VmL, Km, b. 12 (2).
245 SdmL, Km, b. 2, 23; s. b. 9.
246 PRF, N 3.
247 Ibid., N 7.
248 Подробнее см.: Сванидзе А. А. Муниципальные привилегии, табл. 1 (с. 136-137).
249 О. Хольмбек и Э. Вессeн (Stadslag, s. 133) предложили систематизировать торговое право ("Законы о торговле") Стадслага следующим образом: общее регулирование (гл. 1-13), внутренняя торговля (гл. 14-24), внешняя торговля и торговля зарубежными товарами (гл. 25-34). Для такой систематизации имеются известные основания, но в целом для данного кодекса она чересчур формальна, так как и порядок рассмотрения отдельных вопросов в кодексе отнюдь не столь последователен, и круг самих вопросов шире, многообразнее, да и грань между внутренней и внешней торговлей внутри самого городского рынка не была механической, жесткой.

Торговать - дело непростое, и чтобы вас не постигла в нем неудача, изучите купеческие секреты для удачной торговли, которые издревле собирали и использовали славянские купцы. И тогда даже в кризис вы будете с большой прибылью, потому что будете знать как надо хорошо торговать!

Если вы приняли решение заниматься торговлей (крупной или мелкой - неважно), посадите дома денежное дерево. Это не обязательно должна быть знакомая всем толстянка. Вашим денежным деревом может стать любое комнатное растение. Просто при посадке на дно горшка нужно положить 3 белые монеты разного достоинства и сказать:

"Дерево сажаю - в торговых делах удачу закликаю. Дереву ветвиться, а мне с пути не сбиться - торговать смело, продавать умело, покупателей привечать, прибыль получать".

И тогда ваши дела пойдут успешно.

Хорошей приметой для любого продавца считается иметь при себе маленькую иконку или просто образ, распечатанный на принтере, святого мученика Анатолия Никейского. В любой трудной ситуации, связанной с торговыми делами, вы сможете попросить его о заступничестве:

"Святой Анатолий Никейский, всего торгового люда покровитель, про меня не забудь, мне заступником будь, дела мои улаживай - недругов отваживай".

Вы обязательно распродадите товар и привлечете солидную прибыль, если, отправляясь торговать, насыплете под коврик в прихожей горсть пшена и скажете:

"Торгу большого - товару назад никакого. Сколько крупинок под ковром - столько сегодня тысяч в мой дом".

Чтобы защитить товар от воров, возьмите маленький пучок соломы, перевяжите его красной лентой и произнесите:

"Солома золота, запирай ворота, не упусти деньги - товар от вора береги".

Привяжите этот оберег под прилавком или под столом, на котором разложен товар.

Перед тем, как приступить к продажам, обойдите торговое место (здание магазина) или просто пройдите туда-сюда возле входной двери своего торгового павильона, повторив про себя 3 раза:

"Матерь Божья, с твоей помощью пусть день задается; пусть на каждый товар свой купец найдется".

После этого торговля пойдет бойко.

Если вы продаете овощи, фрукты или еще что-либо со своего подворья, постарайтесь утром первому покупателю или просто прохожему отдать что-то бесплатно (яблоко, пучок зелени, букет цветов и так далее). Это привлечет удачу. Только отдавая, не забудьте про себя сказать:

"Тебе дарую, себе наторгую. Истинно".

Если Вам случилось разменять кому-то из коллег-продавцов деньги, отдавая монету или купюры, прежде зажмите их в кулаке, а потом скажите так:

"Деньги меняю, но сам не прогадаю".

Если так не сделать, то можно отдать свою торговую удачу.

Упредить происки конкурентов, которые хотят всевозможными способами расстроить ваши торговые дела, можно с помощью обычной соли. Насыпьте небольшую горку соли себе на правую ладонь, а потом, подставив ее под тонкую струю воды, скажите:

"Вода соль смывает, мое дело защищает. Как соли за ладонь не зацепиться, так и черным помыслом моих конкурентов не дано сбыться. Им моим неудачам не радоваться, мне - не печалиться".

На вашу торговую удачу никому не удастся навести порчу и сглазить успех, если вы обвяжете вокруг запястья левой руки зеленую шерстяную нитку, на которой завяжете 7 узелков. Пока это делаете, произносите 7 раз (на каждый узелок) такой заговор:

"Узелок к узелку ложится, сглаз и порча на торговый успех не случится".

Если какой-то товар залежался, поведите над ним карманным зеркальцем, говоря:

"Что в зеркале отразится - на прилавке не залежится, на то покупатель найдется, ко мне звонкой монетой вернется".

И все действительно скоро будет распродано.

Если у вас "случился" очень выгодный покупатель, сделайте обряд на то, чтобы он стал постоянным клиентом. Отдайте ему сдачу или карту, которую он предъявлял для оплаты за товар, левой рукой, а про себя скажите:

"Добрый покупатель любому продавцу люб, но ты теперь мимо не пройдешь, к нам всегда завернешь. Как сказано - так и будет".

На следующий день продадите значительно больше, если вы положите самые крупные купюры, которые удастся получить от покупателей за день, в нагрудный карман и скажите так:

"Денежка к денежке потянется, мое дело без крупной прибыли не останется. Что сегодня получено - завтра удвоится. Слово мое купеческое крепко".

Чтобы избежать неприятностей от проверяющих вашу торговую точку служб, сделайте оберег. В полнолуние налейте в самый маленький пузырек, который только сможете найти, любое масло и бросьте в него льняное семя. Скажите над пузырьком:

"По масляной дорожке от моего порожка неприятности отважу, чистым семенем добро приважу. Коль проверке быть, то ей делам моим не навредить, просчетов не найти, ни с чем уйти".

Пузырек спрячьте в укромное место в своей торговой точке.

Заканчивая день, обязательно уберите свое торговое место. Сделайте это особенно тщательно, если прошедший день был неудачным: не порадовал выручкой, случились ссоры с покупателями, вам предъявили претензии за проданный товар. Когда работа по уборке будет закончена, зажгите церковную свечу и так скажите:

"Сожги, горяч огонь, все плохое - пошли хорошее. День дню не ровня, коль сегодня плачу, завтра жду удачу. Так по таковому".

Затем погасите ее и оставьте на торговом месте. И на следующий день вам точно повезет в делах.