Сейчас никого не удивить многочисленными смартфонами, планшетниками и нетбуками у студентов и старших школьников. Это лет десять назад наличие банального КПК вызывало явно удивление у преподавателей, которые читали лекции “с бумажки”. Так будет ли способствовать эффективности образования повсеместно “разлитый” бесплатный Wi-Fi?

Бесплатный Wi-Fi должен появиться в российских ВУЗах и школах. Со временем 🙂

Вспоминая вполне позитивные итоги реализованного в 2007-м году нацпроекта “Образование”, частью которого было подключение десятков тысяч российских школ в сети Интернет на постоянной основе, могу только приветствовать новации депутатов Госдумы Михаила Дегтярёва и Ярослава Нилова: они уже второй раз пытаются обеспечить бесплатным Wi-Fi российских школьников и студентов. В осеннюю сессию 2012 года это у них не получилось, но они попробуют ещё раз. Идея вполне понятна: раз уж учебные заведения и так подключены к Сети, необходимо сделать эту услугу доступной не только в классах информатики. При том, что 3-4G доступ в Интернет по карману далеко не всем учащимся (400-500 руб. в месяц для USB-модема или интернет-планшета), полезные данные в Сети они всё-таки должны находить. И поможет этому пусть не самый скоростной, но бесплатный Wi-Fi. Благо любое современное мобильное устройство поддерживает эту технологию передачи данных. Да, сейчас бесплатный Wi-Fi есть в библиотеках многих ВУЗов, но этого явно недостаточно.

Что потребуется для всеобщего обеспечения студентов и учащихся бесплатным Wi-Fi? На среднюю школу – сотни метров Ethernet-кабеля, а также с десяток бытовых роутеров, которые можно будет настроить без особенных хлопот. Думаю, в этой ситуации с такой задачкой быстрее всего справятся сами школьники, а не учитель информатики или штатный “админ”, если он есть в школах. Для ВУЗов, конечно, понадобится побольше оборудования, поскольку корпусов там много, а Wi-Fi должен присутствовать вроде бы во всех без исключения учебных аудиториях. Правда, после установки множества точек доступа придется умощнять канал доступа в Интернет – полагаю, что как минимум раз в десять. Ибо нет ничего более сладкого, как безлимитный и бесплатный доступ в Сеть. Думаю, учебным заведениям придётся разориться на компьютер, который будет играть роль сервера – с его помощью можно будет устроить мониторинг Сети, устанавливать лимиты для пользователей по скорости и объёму трафика, а также фильтровать всевозможные торренты или загрузку, например, роликов с YouTube или видео с различных серваков, позволяющих смотреть фильмы, во время учебных занятий. Понятно, что такие хотспоты будут обязательно подключены к системам фильтрации “запрещённого контента”: так что порнуху через них будет качнуть сложновато (хотя если только формально – юные хакеры могут быстро разобраться с настройками систем).

Бесплатный Wi-Fi должен улучшить качество учебного процесса

Поможет ли бесплатный Wi-Fi учебному процессу? Это как сказать. С одной стороны, получить доступ в Сеть, пусть и на скорости 256-512 Кбит/с будет для студентов и преподавателей действительно удачей. Не секрет, что во многих учебных заведениях даже крупных городов страны сигнал 3-4G сетей от операторов связи – весьма слабый. Мешают мощные стенки да и откровенно слабая ёмкость сотовых сетей, которые выделены под передачу данных. Так что если будет бесплатный Wi-Fi, то общение в соцсетях и с помощью различных систем обмена сообщениями точно возрастёт. Полагаю, что лавинообразно. Но этот же повод даст учебным заведениям возможность для использования всех возможностей интерактивного обучения. Видеоролик сможет заменить занудный рассказ с демонстрацией слайдов. Презентация, запущенная одновременно на многих устройствах, даст возможность сосредоточиться на фиксации своих мыслей, а не на тупом копировании речи лектора. Ну а о тестовых заданиях, выполнить которые нужно будет на веб-сайте ВУЗа, и говорить нечего – сразу видно, кто и как с ними справляется. Кстати, на время экзаменов бесплатный Wi-Fi в учебных заведениях вполне может обеспечивать доступ только на внутренние ресурсы интранет-сети, не выпуская пользователей в поисковики для поиска ответов на каверзные вопросы преподавателей.

Очень может быть, что глобальных затрат бюджетных средств на бесплатный Wi-Fi в школах-ВУЗах и не потребуется – такие проекты готовы развивать операторы связи.

Выгодно такое приучение пользователей к современным технологиям связи и операторам сотовой связи. За относительно небольшие деньги они вполне легко смогут стать спонсорами “информатизации” отдельных ВУЗов и школ, чтобы “на выходе” получить лояльных пользователей, которые выберут “беспроводную мобильность” именно от той компании, которая несколько лет до их выпуска из учебного заведения обеспечивала им более-менее приличный доступ в Сеть. Если к вопросу деятельно подойдут компании “Большой тройки”, “Ростелеком”, “ТТК”, а также “ЭР-Телеком”, то проблему можно будет решить достаточно быстро. Финансирование можно предусмотреть из фонда Универсальной услуги связи: куда как полезнее будет, чем одинокие и занесённые снегом таксофоны финансировать. Может быть, кто знает, доступность скоростных каналов связи не только в учебных заведениях, но и в общежитиях ВУЗов наконец-то создаст условия для бурного роста числа технологических стартапов не только ИТ-направленности в России, даст импульс интернет-торговле, дополнительным сервисам операторов сотовой связи (например, IPTV или интерактивным многопользовательским играм).

Идея о том, что “беспроводной доступ в интернет должен быть обеспечен на всей территории высших учебных заведений 24 часа в сутки”, не нова – её обещал реализовать ещё бывший министр Минкомсвязи г-н Щёголев в 2011 году. Но – не случилось. Минкомсвязи и Минобрнауки так и не нашли времени, чтобы наладить взаимодействие с руководством ВУЗов для решения организационных и технических вопросов. Не помню я и о том, чтобы Департамент информационных технологий Москвы обеспечил точками Wi-Fi все обещанные 300 школ в городе. Кстати, нынешний министр г-н Никифоров к этому вопросу даже не возвращался в своих тезисах о развитии отрасли связи до 2018 года. А ведь реализовать тот проект можно куда как быстрее, чем проложить ВОЛС в тот же Норильск: и денег потребуется меньше, и пользы будет куда как больше.

Сейчас никого не удивить многочисленными смартфонами, планшетниками и нетбуками у студентов и старших школьников. Это лет десять назад наличие банального КПК вызывало явно удивление у преподавателей, которые читали лекции “с бумажки”. Так будет ли способствовать эффективности образования повсеместно “разлитый” бесплатный Wi-Fi?

Бесплатный Wi-Fi должен появиться в российских ВУЗах и школах. Со временем 🙂

Вспоминая вполне позитивные итоги реализованного в 2007-м году нацпроекта “Образование”, частью которого было подключение десятков тысяч российских школ в сети Интернет на постоянной основе, могу только приветствовать новации депутатов Госдумы Михаила Дегтярёва и Ярослава Нилова: они уже второй раз пытаются обеспечить бесплатным Wi-Fi российских школьников и студентов. В осеннюю сессию 2012 года это у них не получилось, но они попробуют ещё раз. Идея вполне понятна: раз уж учебные заведения и так подключены к Сети, необходимо сделать эту услугу доступной не только в классах информатики. При том, что 3-4G доступ в Интернет по карману далеко не всем учащимся (400-500 руб. в месяц для USB-модема или интернет-планшета), полезные данные в Сети они всё-таки должны находить. И поможет этому пусть не самый скоростной, но бесплатный Wi-Fi. Благо любое современное мобильное устройство поддерживает эту технологию передачи данных. Да, сейчас бесплатный Wi-Fi есть в библиотеках многих ВУЗов, но этого явно недостаточно.

Что потребуется для всеобщего обеспечения студентов и учащихся бесплатным Wi-Fi? На среднюю школу – сотни метров Ethernet-кабеля, а также с десяток бытовых роутеров, которые можно будет настроить без особенных хлопот. Думаю, в этой ситуации с такой задачкой быстрее всего справятся сами школьники, а не учитель информатики или штатный “админ”, если он есть в школах. Для ВУЗов, конечно, понадобится побольше оборудования, поскольку корпусов там много, а Wi-Fi должен присутствовать вроде бы во всех без исключения учебных аудиториях. Правда, после установки множества точек доступа придется умощнять канал доступа в Интернет – полагаю, что как минимум раз в десять. Ибо нет ничего более сладкого, как безлимитный и бесплатный доступ в Сеть. Думаю, учебным заведениям придётся разориться на компьютер, который будет играть роль сервера – с его помощью можно будет устроить мониторинг Сети, устанавливать лимиты для пользователей по скорости и объёму трафика, а также фильтровать всевозможные торренты или загрузку, например, роликов с YouTube или видео с различных серваков, позволяющих смотреть фильмы, во время учебных занятий. Понятно, что такие хотспоты будут обязательно подключены к системам фильтрации “запрещённого контента”: так что порнуху через них будет качнуть сложновато (хотя если только формально – юные хакеры могут быстро разобраться с настройками систем).

Бесплатный Wi-Fi должен улучшить качество учебного процесса

Поможет ли бесплатный Wi-Fi учебному процессу? Это как сказать. С одной стороны, получить доступ в Сеть, пусть и на скорости 256-512 Кбит/с будет для студентов и преподавателей действительно удачей. Не секрет, что во многих учебных заведениях даже крупных городов страны сигнал 3-4G сетей от операторов связи – весьма слабый. Мешают мощные стенки да и откровенно слабая ёмкость сотовых сетей, которые выделены под передачу данных. Так что если будет бесплатный Wi-Fi, то общение в соцсетях и с помощью различных систем обмена сообщениями точно возрастёт. Полагаю, что лавинообразно. Но этот же повод даст учебным заведениям возможность для использования всех возможностей интерактивного обучения. Видеоролик сможет заменить занудный рассказ с демонстрацией слайдов. Презентация, запущенная одновременно на многих устройствах, даст возможность сосредоточиться на фиксации своих мыслей, а не на тупом копировании речи лектора. Ну а о тестовых заданиях, выполнить которые нужно будет на веб-сайте ВУЗа, и говорить нечего – сразу видно, кто и как с ними справляется. Кстати, на время экзаменов бесплатный Wi-Fi в учебных заведениях вполне может обеспечивать доступ только на внутренние ресурсы интранет-сети, не выпуская пользователей в поисковики для поиска ответов на каверзные вопросы преподавателей.

Очень может быть, что глобальных затрат бюджетных средств на бесплатный Wi-Fi в школах-ВУЗах и не потребуется – такие проекты готовы развивать операторы связи.

Выгодно такое приучение пользователей к современным технологиям связи и операторам сотовой связи. За относительно небольшие деньги они вполне легко смогут стать спонсорами “информатизации” отдельных ВУЗов и школ, чтобы “на выходе” получить лояльных пользователей, которые выберут “беспроводную мобильность” именно от той компании, которая несколько лет до их выпуска из учебного заведения обеспечивала им более-менее приличный доступ в Сеть. Если к вопросу деятельно подойдут компании “Большой тройки”, “Ростелеком”, “ТТК”, а также “ЭР-Телеком”, то проблему можно будет решить достаточно быстро. Финансирование можно предусмотреть из фонда Универсальной услуги связи: куда как полезнее будет, чем одинокие и занесённые снегом таксофоны финансировать. Может быть, кто знает, доступность скоростных каналов связи не только в учебных заведениях, но и в общежитиях ВУЗов наконец-то создаст условия для бурного роста числа технологических стартапов не только ИТ-направленности в России, даст импульс интернет-торговле, дополнительным сервисам операторов сотовой связи (например, IPTV или интерактивным многопользовательским играм).

Идея о том, что “беспроводной доступ в интернет должен быть обеспечен на всей территории высших учебных заведений 24 часа в сутки”, не нова – её обещал реализовать ещё бывший министр Минкомсвязи г-н Щёголев в 2011 году. Но – не случилось. Минкомсвязи и Минобрнауки так и не нашли времени, чтобы наладить взаимодействие с руководством ВУЗов для решения организационных и технических вопросов. Не помню я и о том, чтобы Департамент информационных технологий Москвы обеспечил точками Wi-Fi все обещанные 300 школ в городе. Кстати, нынешний министр г-н Никифоров к этому вопросу даже не возвращался в своих тезисах о развитии отрасли связи до 2018 года. А ведь реализовать тот проект можно куда как быстрее, чем проложить ВОЛС в тот же Норильск: и денег потребуется меньше, и пользы будет куда как больше.

В рамках проекта модернизации региональных систем образования (МРСО) почти в каждой школе Астраханской области был установлен Интернет Wi-Fi, а в классы, перешедшие на новые образовательные стандарты, поставлены автоматизированные рабочие места учителя. О том, как проходит информатизация в регионе, рассказывает технический директор Института развития образовательных технологий Астраханской области Владислав Сушков.

Владислав, что сейчас вкладывается в понятие информатизации образования в Астраханской области? В школы и раньше поставлялась техника, еще в рамках нацпроекта «Образование» был подключен Интернет.
- В моем понимании, информатизация на данном этапе - это создание сетевой инфраструктуры с последующим созданием сетевых сервисов, непосредственно влияющих на учебный процесс.

Задача создания инфраструктуры была поставлена перед нашим институтом в июне 2011 года, когда только начиналась подготовка к реализации МРСО. Нужно было объединить все школы в единую сеть и дать им нормальный Интернет. Раньше подключение осуществлял Ростелеком по стандартной технологии ADSL - через телефонные провода, модемы, и скорость Интернета была не более 512 килобит в секунду, а для школы это очень мало.

Одна из сложностей подключения к Интернету, обусловленная географическим положением Астраханской области, - территориальная удаленность школ. Есть школы, расположенные далеко от райцентров, или же на островах, за несколькими речками. Поэтому было принято решение в корне поменять технологию - перейти на беспроводную связь Wi-Max.
Мы стали искать провайдера, у которого было бы максимальное число вышек, чтобы полностью охватить область, - им оказался Мегафон. Через вышки Мегафона мы начали подключать школы к Wi-Max - удалось обеспечить хорошую скорость. Wi-Max в отличие от обычного Wi-Fi, охватывающего небольшие пространства, позволяет дать Интернет в точку, которая находится на удалении более 20 километров от базовой станции, и поскольку он работает с отраженным сигналом, качество сохраняется и в отсутствии прямой видимости. Таким образом, на базовой станции есть сектор, направленный на конкретную школу, а в школе – приемник, который принимает сигнал.

То есть в школе на любом компьютере или другом устройстве благодаря этому постоянно есть доступ к Интернету?
- Чтобы «раздать» Интернет в школе, там должна быть сетевая инфраструктура, и мы ее тоже создали. Таким образом, каждая школа погружена, как в облако, в единую сеть Wi-Fi: по всему зданию стоят приемники, которые перехватывают сигнал от пользователя, переключают его на себя и предоставляют любые сетевые услуги, включая в Интернет. Мы выбрали американскую технологию, поставщик - фирма Ubiquiti Networks, по цене очень демократичную. Аналогичное решение есть на базе устройств Cisco, но тогда цена сетевой инфраструктуры в школе превысила бы стоимость ее здания.

Количество приемников в школе зависит от периметра и количества пользователей, и они обеспечивают Wi-Fi по всему зданию вплоть до туалетов.

Кто обеспечивает администрирование, решает технические проблемы, которые в школах уж точно возникают? Сколько сотрудников задействовано в этой работе?
- Все школьные приемники сводятся в единый центр, контролирующий их работу. Но поскольку в школах нет специалистов по обслуживанию сетевой инфраструктуры, нужно было обеспечить удаленное администрирование. Для этого в Астрахани был создан центр с коммутационным оборудованием, которое позволило объединить все школы региона в единую систему, прежде всего, для обеспечения ее работоспособности. Я могу, находясь в Астрахани, увидеть работу сети в любой школе: какова нагрузка, какое количество пользователей, могу принять меры, если, например, Интернет не «раздается». Иначе получается слишком много расходов на поездки по области. Из центра администратор может заблокировать доступ к Интернету любого устройства, которое он увидит в сети.

За техническую сторону вопроса в Институте развития образовательных технологий отвечаю я и еще два сотрудника. Был случай, когда нужно было установить Wi-Max модули в школах закрытого города Знаменска. Представители Ростелекома не могли туда поехать, потому что им нужно было порядка трех месяцев, чтобы получить согласование. В результате, чтобы ускорить процесс, мне пришлось ехать туда самому, лезть на крыши в прямом смысле этого слова и «вешать» модули. Все шесть школ города Знаменска «завесил» я сам - хотелось их подключить к Интернету в лучшем виде и побыстрее.

Понятно, что школьный Интернет ограничен фильтрами. В нескольких школах Астраханской области я, действительно, очень легко подключала свой айпад к Интернету, скорость отличная, но доступ дается к очень узкому сегменту ресурсов. Далеко не каждый сайт, предназначенный исключительно в помощь учителю или ученику, откроется.
- Да, фильтры - очень серьезное ограничение, этот вопрос на контроле прокуратуры. Согласен, есть ситуации, когда учителя хотят зайти на те или иные образовательные ресурсы, но фильтры этого не позволяют. Поэтому мы попросили начальников муниципальных управлений образования предоставить список сайтов, которые школы активно используют, и к ним можно будет открыть доступ. Например, сайт Сбербанка не является образовательным, но для работы школ он необходим. Надеемся, что ситуация в ближайшем будущем изменится.

- Каковы итоги проведения информатизации в Астраханской области с технической и содержательной точки зрения?

- Мы имеем большую, территориально распределенную сеть с большим количеством точек Wi-Fi. 100 процентов школ заведены в единую сеть, подключены к Wi-Fi 98 процентов школ. Оставшиеся 2 процента, то есть 15 школ - это отдаленные участки за переправами, для их подключения нужно дополнительное оборудование, по мощности значительно превосходящее стандартное. Пока они подключены через Ростелеком, но в перспективе и они войдут в общую систему.

В каждой школе, за исключением этих 2 процентов, создано два типа сетей. Одна - общественного доступа, к которой может подключиться каждый человек, проходящий мимо школы. Благодаря зонам общественного доступа решается проблема информатизации Астраханской области в целом. Другая сеть – школьная, она закрытая, требует пароля. На открытую сеть можно выделять не все 2 мегабита, а максимум 512 килобит, но если в школе в конкретный момент мало кто с Интернетом работает, можно 1-2 мегабита «раздать» всем.

Это, кстати, важный социальный аспект реформы образования. Интернет дает жителям села доступ к ресурсам, который раньше был только у городского населения вплоть до музеев, которые сегодня оцифровывает Google. Проводя Интернет в школы, мы требуем от провайдеров увеличения пропускной способности сети - они строят новые линии, и это также способствует развитию коммерческого Интернета. То есть школьная информатизация приводит к более широким социальным эффектам - развитию инфраструктуры в целом, решению задачи информатизации регионов.

В школах обновляется компьютерный парк. На средства МРСО в 2012 году было закуплено 2 тыс. ноутбуков - по школам их распределяли районные управления. А в 2011 году в ряде школ были закуплены не только ноутбуки, но медиатеки, планшеты, электронные доски, высокотехнологичные телевизоры последнего поколения с «умным экраном» и видеокамерой. Еще одна новинка - мобильные сканеры, похожие на лампу, с помощью которых можно переводить книжные страницы в формат pdf.

Во всех классах, которые переходят на новые стандарты, закуплены автоматизированные рабочие места (АРМ) для учителей. В 2011 году это были ноутбук, проектор, многофункциональное устройство (принтер, ксерокс, сканер), интерактивная доска, микроскоп, фотоаппарат, видеокамера. В 2012 году АРМы были модифицированы: вместо фотоаппарата и видеокамеры, которые уже в школе есть, учителя попросили купить документ-камеру - чтобы можно было на доске демонстрировать текст документа. Одновременно все учителя, работающие по новым стандартам, проходили повышение квалификации, и их учили, в том числе, работе с этой техникой. Таким образом, проблема информатизации школы решается комплексно.

Что касается содержательных изменений в школе, то Интернет становится основой для запуска самых разных проектов. Это и дистанционное образование, проведение совещаний, общение в формате видеоконференций через специальный сервер (1 сентября в видеоконференции с губернатором участвовали все школы), доступ к ресурсам. В идеале необходимые для школ интернет-ресурсы должны размещаться на наших серверах - тогда не нужны поисковики, нет проблем с фильтрацией, достаточно зайти на центральный медиа-портал и скачать необходимую информацию. Это привело бы и к экономии трафика - вместо Интернета школы задействуют интранет, внутреннюю сеть.

Не получается ли так, что всеми возможностями, которые дает школе Интернет, владеют только лучшие учителя, в том числе переходящие на новые стандарты в пилотном режиме?
- По мере решения вопросов технического оснащения, возможностей для работы с учителями становится больше, региональному институту повышения квалификации ставятся новые задачи именно в части подготовки учителей в области информационных технологий.

В этом учебном году на новый стандарт в пилотном режиме перешли 54 пятых класса, где учителя точно так же получили АРМы. Министерство образования и науки Астраханской области пересмотрело принцип подбора учреждений, переходящих на новый стандарт, - сделали репрезентативную выборку, чтобы в эксперименте участвовали самые разные школы, в том числе маленькие, а не только лучшие лицеи и гимназии.

Не готова сказать, может ли еще какой-то российский регион похвастаться фактически 100-процентным охватом школ Интернетом Wi-Fi, но точно есть регионы, где к астраханскому опыту относятся скептически. Зачем тратить деньги на Wi-Fi, когда школам хватает стационарного подключения?
- Дело в том, что эволюция электронной техники идет постоянно и достаточно быстро: на смену стационарным компьютерам приходят ноутбуки, а самое главное - планшетные компьютеры. Для них уже не нужны провода, они удобны и практичны, за ними ближайшее будущее. И если в школе нет Wi-Fi, то планшет, пусть даже купленный не в рамках программ государственных поставок, а принесенный в школу ребенком или учителем, подаренный спонсором, окажется бесполезным для учебного процесса. Еще одно преимущество подключения Wi-Fi обусловлено тем, что делать новую кабельную проводку в старых школьных зданиях сложнее и дороже.

Обеспечение школ доступом к Интернету через Wi-Fi для Астраханской области - пройденный этап, и сейчас наиболее актуальный вопрос - обеспечение образовательными ресурсами. Было бы хорошо, если бы оно осуществлялось с федерального уровня, и школы получали бы качественные образовательные ресурсы, прошедшие экспертизу, проверенные, отработанные. Для отдельного региона организовать такую работу в больших масштабах слишком дорого, но начинать ее необходимо. Ведь ждать можно сколь угодно долго, а качественный контент нужен школе здесь и сейчас. Без него обеспечение школ техникой и доступом в Интернет не имеет смысла.

Куда дети могут попасть через школьный wi-fi?

Интернетизация школ - это уже не только подключение ко Всемирной сети компьютеров на партах. Многие школы (в первую очередь, конечно, столичные) делают свои площади «территорией открытого wi-fi», где в Интернет может войти любой ученик со своего смартфона или планшета.

«МК» выяснил, кто отвечает и как обеспечивает безопасность школьного Интернета, оберегая детей от порно, педофилов, сектантов, экстремистов и прочей нечисти.

В Департаменте информационных технологий Москвы нам рассказали, что в столице уже около 1500 школ имеют внутренние wi-fi-сети. На сегодняшний день защита школьников от вредной интернет-информации лежит на плечах учебного заведения. От какой информации нужно оберегать детей - прописано в «Методических рекомендациях по ограничению доступа обучающихся к сети Интернет», разосланных Минобрнаукой по школам в 2014 году.

В школах нашего комплекса везде есть проводной Интернет, а в здании на Большой Академической - даже так называемый «бесшовный вай-фай». Сетью покрыта вся территория, и ученики могут ею пользоваться свободно при помощи своих смартфоном и планшетов, - говорит директор гимназии №1579 Инна Маевская. - Мы не мешаем нашим ученикам свободно пользоваться им - следим только, чтобы дети не тыкали в экраны прямо на уроке. И это, разумеется, безопасный Интернет!

Безопасность школьного Интернета начинается с компании-провайдера, которая обеспечивает школе доступ в Сеть. Первый рубеж обороны - фильтрация сайтов по общероссийскому запретному списку Роскомнадзора - исключает террористические, сектантские, наркоманские, суицидные и прочие ресурсы. Это делает провайдер для любых пользователей: и школ, и частных лиц, и всех прочих.

При этом обычным клиентам-гражданам не блокируется доступ к порносайтам, азартным играм и многому другому, что не нарушает закона. Но для школ все это нужно фильтровать и отсекать, - рассказал «МК» Алексей Морозов, технический директор крупной компании-провайдера, снабжающей доступом в Сеть десятки школ. - Делают это специальные программы-фильтры, которые мониторят миллионы сайтов и характеризуют их по собственным алгоритмам степени опасности для детей. Ученики на своих смартфонах и планшетах забивают в адресной строке какой-то сайт, этот запрос проходит через программу-фильтр, которая либо разрешает его открыть, либо нет.

- Это делает школа или провайдер?

Встречаются оба варианта. Важен конечный результат - защита школьников от вредной интернет-информации. А вот достигать его допустимо различными способами. Наши школы-клиенты предпочитают, чтобы программа-фильтр стояла на нашем DNS-сервере, чтобы у них голова не болела. А некоторые школы считают себя продвинутыми и получают трафик без ограничений - программы-фильтры установлены непосредственно в школе, и тамошние айтишники могут гибко их настраивать.

Для обхода фильтров популярны так называемые веб-прокси. Набрав это слово в поиске, вы увидите огромный список прокси-сайтов, через которые можно попадать на те сайты, которые закрыты. Такие хитрости пройдут в школе?

Веб-прокси, анонимайзеры, ТОР-браузер и разного рода туннельные сервисы блокированы. Но в принципе, если школьник будет перебирать одни веб-прокси за другими, не исключено, что он наткнется на работающие. Защита эффективна, но не стопроцентна.

При этом внутренний контроль над защитой позволяет школе, если нужно, снижать его строгость.

У нас, к примеру, заблокированы социальные сети - ВКонтакте, Одноклассники, Фейсбук, Инстаграм и Твиттер, - говорит руководитель IT-отдела гимназии №1576 Игорь Плужников. - Но если кому-то из преподавателей нужно что-то там найти или скачать, то мы по его просьбе легко снижаем уровень защиты на время.

Логика у разных программ-фильтров разная. Опробовав две из них, наиболее часто применяемые в школах (NetPolice и Internet Censor), мы с удивлением обнаружили, что одна из них запрещает сайт «МК», а другая - нет... Обе запретили известный сервис-переводчик Google по адресу translate.google.com - этот сервис некоторое время назад прославился тем, что интернет-пользователи обнаружили в нем скрытую, «недокументированную» функцию: он работал в качестве веб-прокси - если в поле для перевода забить заблокированный сайт, то через него он открывался. Но через другие веб-прокси обе сторожевые программы позволили открыть порноресурсы.

Впрочем, в регионах проблему фильтрации доступа в Сеть в школах решают часто по методу «белого списка». В школе местный айтишник настраивает фильтры на компьютерах или точках доступа только на пропуск сайтов (как правило, ресурсов образовательной тематики), названия которых вручную включены им в разрешенный список. Такой Интернет принципиально более безопасен, но крайне ограничен даже для чисто образовательных задач, не говоря уже о развлечениях на переменке. Ведь сайтов в списке всего несколько сотен, плюс большинство из них имеют не слишком выдающуюся информационную ценность.

К примеру, в школах Курской области используют «белый список» от местного областного комитета образования и науки.

В этом списке 1256 сайтов, большинство из которых познавательно-образовательные - посвященные школьным предметам, олимпиадам, экзаменам, поступлению в вузы, издательствам учебников и т.п., - рассказала нам Светлана Апенина, директор областного бюджетного учреждения «Информационно-аналитический центр», созданного для внедрения новых информационно-аналитических технологий в системе образования Курской области.

Прочесав курский «белый список» по диагонали, мы нашли там немало странностей. К примеру, в нем почему-то нет Википедии, хотя имеется ее куда менее популярный российский «аналог» «Викизнание». На ресурсе о космонавтике последние новости датированы 2007 годом, непонятно для чего в список сайтов для курских школ затесались… интернет-провайдер из Ярославля, сайт по ремонту квартир и т.д. То есть очевидно, что, используя систему «белого списка», его нужно почаще освежать и расширять.

P.S. Собственно, может возникнуть резонный вопрос: зачем школе фильтровать доступ в Интернет через wi-fi, если у каждого школьника в смартфоне и планшете есть сим-карта, при помощи которой он и без вай-фая зайдет куда хочет, пусть и небесплатно. Все просто: школа обязана сделать все, что в зоне ее ответственности. За пределами этой зоны начинается ответственность родителей, которые самостоятельно должны контролировать прогулки их чада во Всемирной сети - с домашнего компьютера, смартфона или планшета. Средства домашнего и мобильного контроля и ограничения доступа есть - каждый может их использовать.

В столичных школах в этом году подключат более 20 тысяч точек доступа к беспроводному интернету, а в 2018-му их число достигнет 60 тысяч.

В Москве создадут одну из крупнейших в мире Wi-Fi-сетей для образовательных учреждений. До конца этого года доступ к беспроводному интернету появится в 646 столичных школах, а в 2018-м к Wi-Fi планируют подключить дополнительно 1125 зданий.

Как отметили в Департаменте информационных технологий города Москвы, в 2016 году в рамках пилотного проекта беспроводная сеть была развёрнута в 69 школах. Там появилось 2,3 тысячи хот-спотов — точек доступа к Wi-Fi. Это позволило обеспечить там качественную связь для проведения интерактивных уроков. В 2017-м добавится ещё 20,5 тысячи хот-спотов.

Планируется, что в 2018 году сеть будет насчитывать 60 тысяч точек беспроводного доступа к интернету в 1840 школах города. В одном здании установят в среднем 32 хот-спота. К каждой точке одновременно может подключиться до 30 устройств.

« Когда московское школьное Wi-Fi-пространство будет полностью сформировано, оно станет одной из крупнейших в мире сетей беспроводного интернета в образовательных учреждениях. Аналогичный проект по объединению нескольких тысяч школ в единое интернет-пространство есть в Турции», — рассказали в ИТ-ведомстве.

В России схожий проект с подключением к cети WI-Fi 1 600 образовательных учреждений (восемь тысяч беспроводных точек доступа) реализуется в Казани.

Сегодня во всех московских школах есть проводной широкополосный интернет. Кроме того, в каждом здании имеется две-три точки доступа к Wi-Fi. Но они не обеспечивают покрытие всех учебных помещений.

Чтобы получить доступ к сети, ученикам и учителям нужно будет ввести логины и пароли от электронного дневника (журнала).

Контент-фильтрацию обеспечит оператор связи. Сегодня эта система фильтрации уже действует во всех школах.