"Так случилось, что при его жизни о нем вообще ничего не писали, а после смерти - куда меньше, чем он того заслуживал." Я. Голованов.

"Эпитеты с превосходными степенями: талантливый, выдающийся, гениальный - шокируют воображение, но мало говорят по сути. Высшие награды и почетные звания скорее усиливают, чем рассеивают туман вокруг человека, имя которого носит пик на Памире, кратер на Луне, Малая планета". В.Платонов.

"С его именем связано возникновение принципиально нового направления в области ракетостроения. ... Очень важно отметить то, что Янгель обладал замечательной способностью не только выдвигать новые оригинальные идеи, но также воплощать их в конкретные конструкторские разработки и доводить до завершающего этапа - серийного выпуска" . Академик Б.Н.Петров

"Скажем прямо: он обладал гораздо более глубоким талантом, чем было принято считать в его время и чем считают сейчас". М.Кузнецкий.

М.К. Янгель родился 25 октября (по новому стилю) 1911 года в Сибири в д. Зырянова (ныне - Иркутская область). В 1926 году, после окончания шестого класса Янгель уезжает в Москву, где в то время учится его старший брат Константин. Работает на ткацкой фабрике и одновременно учится в фабрично-заводском училище. В 1931 году поступает в Московский авиационный институт. После окончания с отличием института в 1937 году направляется в конструкторское бюро Поликарпова Н.Н., "короля истребителей" тех лет. Является помощником главного конструктора. В 1938 году направлен в длительную командировку на авиационные заводы в США. Во время войны Янгель М.К. работает на одном из авиазаводов в Новосибирске. После войны - в КБ известных авиаконструкторов А.Микояна и В.Мясищева.

1948-1950 - учеба в Академии авиационной промышленности.

1951 - Михаил Кузьмич становится одним из заместителей С.П. Королева.

1952 , май - назначен директором Центрального научно-исследовательского института по ракетной технике, в состав которого входили ряд научно-исследовательских отделов, опытный завод, два филиала, экспериментальные цеха и более десяти КБ, в том числе конструкторское бюро Королева С.П.

1954, апрель - М.К. Янгель - главный конструктор особого конструкторского бюро в Днепропетровске.

1957, 22 июня - первое и успешное испытание первой янгелевской ракеты средней дальности Р-12 (по американской терминологии СС-4). Эта ракета имела много новых конструктивных достижении: применялись новые компоненты топлива, был принят ряд новых решений в системе управления ракеты, в конструкции испытательного оборудования и устройств для подготовки и пуска. Новые решения позволили обеспечить большую дальность полета (до 2000 км). Кроме того, и это было чрезвычайно важно, новые компоненты топлива для ракеты позволили разработать и в дальнейшем распространить во всей серии будущих боевых ракет принципиально новое решение - хранение ракет в постоянной боевой готовности в шахтных пусковых установках, что значительно повышало защищенность ракетных комплексов.

1959 - установка СС-4 на боевых позициях. Первые советские ракеты, развернутые в большом количестве.

1960, июнь - успешные испытания на полигоне следующей системы янгелевского КБ - ракеты промежуточной дальности Р-14 (СС-5).

В мае 1959 года вышли в свет два постановления правительства: одно - о разработке межконтинентальной ракеты Р-16 в КБ М.К. Янгеля, другое - о разработке Р-9 в ОКБ С.П. Королева. Янгелевская Р-16 обладала рядом преимуществ: во-первых, она заправлялась новыми компонентами топлива, что давало ей возможность находиться в заправленном состоянии до тридцати суток, а затем и более, во-вторых, ракета имела автономную систему управления, приводящую Р-16 к цели без всякой связи с Землей, в-третьих, она была проще в эксплуатации. Но главное преимущество ракеты Р-16 - это надежность и более высокая боевая готовность. К тому же Янгель опередил Королева на два года. И в дальнейшем Р-16 составила основу Ракетных войск стратегического назначения.

1960, 24 октября - во время выполнения предстартовых работ, примерно за 15 минут до намеченного первого испытательного пуска ракеты Р-16 (СС-7), первой межконтинентальной ракеты Янгеля М.К., произошел несанкционированный запуск двигателей второй ступени и ракета взорвалась на стартовой площадке. Расходившиеся на расстояние 100-120 метров от центра старта концентрические волны огненного смерча с большой скоростью поглощали все живое. В огненном аду сразу же сгорели 76 человек, среди них - командующий Ракетными войсками маршал М.Неделин, большая группа ведущих специалистов янгелевского КБ. Впоследствии в госпиталях из-за ожогов и отравлений скончалось еще 16 человек. Сам Янгель и еще несколько человек, отошедших в сторону покурить, чудом остались живы. Михаил Кузьмич очень тяжело перенес случившуюся трагедию.

1961, 21 февраля - первый успешный запуск СС-7. 1962, октябрь - попытка СССР разместить на Кубе 24 пусковые установки ракет СС-4 и 16 пусковых установок ракет СС-5 привела к возникновению Карибского кризиса. До разрешения кризиса 28 октября 1962 г. в полную боевую готовность были приведены, как полагали американцы, 20 из 24 пусковых установок ракет СС-4. СС-5 предполагалось развернуть в декабре.

Пожалуй, впервые в своей истории США оказались практически полностью беззащитными перед новым оружием. Америка была в шоке. Военные предлагали президенту Дж. Кеннеди немедленно начать бомбардировку Кубы. Более двухсот американских кораблей осуществляло блокаду острова. Мир находился на грани новой войны. К счастью, руководителям двух сверхдержав, Дж. Кеннеди и Н.С. Хрущеву, удалось достичь разрешения весьма серьезного противостояния мирным путем.

1965 - принятие на вооружение новой МБР Р-36 (СС-9), ракеты третьего поколения, на тот момент самой мощной боевой ракеты в мире, Впоследствии ее оснастили разгонной ступенью и получилась весьма эффективная ракета, получившая название глобальной. Председатель Госкомиссии по янгелевской глобальной ракете Ф.П. Тонких: "США создают систему ПРО (противоракетная оборона) "Сейфгард" от русских ракет с севера. Янгель как стратег, который не может взять сильную группировку противника в лоб, создает ракету, способную обойти ПРО США с юга. Американцы, наверное, думали, что мы не сумеем найти контрмеры, тем более создать глобальную ракету. Однако Янгель опроверг их прогнозы". Всего в период между 1965 и 1974 годом было развернуто 288 ракет СС-9 всех типов, состоявших на вооружении вплоть до 1980 года.

К 1965-1966 году относится пик развертывания в СССР ракет средней дальности СС-4 и СС-5, большинство из которых были нацелены на объекты в Западной Европе. Как отмечается, размещение этих ракет заметно повлияло на общую обстановку в мире.

Именно в КБ М.К.Янгеля в 60-х годах начинаются работы по созданию первых, полностью мобильных баллистических ракет. Одну из новых баллистических ракет сделали комбинированной: первая ступень работала на твердом топливе, вторая - на жидком. В целом новая ракета обладала рядом ценных новшеств и пионерских решений... Новинкой подвижного комплекса стал транспортно-пусковой контейнер, прямо из которого стартовала ракета. Тогда же был применен и так называемый "минометный старт": ракета вылетала из контейнера, как пробка из бутылки шампанского, а ее двигатели запускались уже в полете. Решение Янгеля М.К. о переходе на такой тип старта было настолько новым и необычным, что многим казалось рискованным. В США подобную задачу решили только через пять лет. Данный комплекс предвосхитил появление других подвижных комплексов, в частности железнодорожного.

С середины 60-х в КБ "Южное" начинается новый этап - проектирование и создание МБР четвертого поколения - РС-16 (СС-17) и РС-20 (СС-18). Ракеты нового поколения обладали более высокой точностью, оснащались боеголовками индивидуального наведения, имели высокую степень выживаемости и технику так называемого "холодного" запуска с возможностью перезарядки пусковой установки. В самом начале разразился настоящий дискуссионный ураган - у этого проекта была масса противников. Даже давний соратник Янгеля, главный конструктор шахтных пусковых установок Е.Г.Рудяк, и тот доказывал несостоятельность проекта: "Подбросить, как яблоко, жидкостную махину весом более двухсот тонн - это чистейший абсурд". Янгель этот "абсурд" претворил в реальность. Правда, ему пришлось расстаться с отдельными скептиками, в том числе и с прекрасным конструктором Е.Г.Рудяком. "Я не знал, что Янгель способен творить чудеса, - впоследствии чистосердечно признался Евгений Георгиевич. - Никогда не предполагал, что этот человек, перенесший три инфаркта, обладает такой силой и мужеством, когда отстаивает новое в технике". Американцы, узнав о новой ракете, окрестили ее "сатаной".

В 1988 году на ракетах СС-18 располагалась почти половина всех боеголовок, размещенных на межконтинентальных баллистических ракетах в РВСН. В Договоре о сокращении стратегических наступательных вооружений, подписанном 31 июля 1991 года между СССР и США имелся специальный пункт, согласно которому Советский Союз вдвое сокращал количество тяжелых баллистических ракет СС-18. Американцы давно мечтали о ликвидации СС-18, так как это была единственная система, обеспечивающая "ассиметричный ответ"(с нашей стороны), даже при наличии у Америки СОИ. Только сотня таких ракет, по оценкам экспертов США, способна вывести на орбиту не только 1000 боеголовок индивидуального наведения большой мощности, но также и 100 тысяч ложных целей.

СС-18 внесена в "Книгу рекордов Гиннесса" как "самая мощная межконтинентальная баллистическая ракета в мире". Технические решения, воплощенные в этой ракете, признаны классикой боевого ракетостроения.

СС-18 стала последней работой Михаила Кузьмича Янгеля. 25 октября 1971 года, в день своего 60-летия, сердце великого ракетчика остановилось навсегда.

Энциклопедическая справка
ЯНГЕЛЬ Михаил Кузьмич (1911-1971) - советский ученый, конструктор в области ракетно-космической техники, академик АН СССР (1966), дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1961)... В 1937 окончил МАИ им. С. Орджоникидзе. Работал в КБ Н. Н. Поликарпова (до 1944); принимал участие в разработке истребителей И-16, И-17, двухмоторного истребителя для сопровождения дальних бомбардировщиков и других самолетов. С 1944 работал в КБ Ар. И. Микояна и В. М. Мясищева. В 1950 окончил Академию авиационной промышленности; в 1952-54 директор НИИ. С 1954 главный конструктор КБ. Янгель создал новое направление и свою школу в разработке ракет и КА различного назначения, внес существенный вклад в развитие международного сотрудничества социалистических стран в области спутниковых исследований, а также в изучение верхней атмосферы и околоземного космического простринства по программе "Космос". Золотая медаль им. С. П. Королева АН СССР (1970)... Депутат Верховного Советта СССР 7-8-го созывов. Ленинскоя премия (1960), Государственная премия СССР (1967). Награжден 4 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, медалями. В Усть-Илимске установлен бронзовый бюст Янгелю. В Нижне-Илимске сооружен памятник ученому, его имя носит Харькосткий институт радиоэлестроники. Федероция космонавтики СССР учредила медаль его имени. Его имя носят улицы в Москве, Киеве. Днепропетровске и других городах. Именем Янгеля назван кратер на Луне.

«Отец Сатаны», академик Янгель Михаил Кузьмич, родился 25.10.1911 года в дер. Зырянова, Иркутской обл., происходил из семьи потомков поселенцев-каторжан. По окончании 6-го класса (1926 г.), Михаил уезжает в Москву - к своему старшему брату Константину, который там учился. Когда учился в 7-м классе, занимался подработкой, разносит стопки газет - заказы типографии. По окончании ФЗУ, трудился на фабрике и одновременно учился на рабфаке.

Студент МАИ. Начало профессиональной карьеры

В 1931 г., поступает учиться в МАИ - по специальности «самолетостроение», и заканчивает его в 1937 г. Еще студентом, Михаил Янгель устраивается в КБ Поликарпова, в дальнейшем, своего научного руководителя по защите дипломного проекта: «Высотный истребитель с герметической кабиной». Начав свою работу в КБ Поликарпова конструктором 2-й категории, через десять лет М.К. Янгель уж являлся ведущим инженером, занимался разработкой проектов для истребителей новых модификаций.

13.02.1938 г., М.К. Янгель в составе группы советских специалистов в области авиастроения СССР посещает Соединенные Штаты - с целью командировки. Стоит отметить, что 30-е годы ХХ века - это достаточно активный период в сотрудничестве СССР и США и не только в области машиностроения и самолетостроения, в частности, закупалось (достаточно ограниченными партиями) стрелковое оружие - пистолеты-пулеметы Томпсона и пистолеты Кольта.

Военные годы и послевоенный период

В период ВОВ, Михаил Константинович трудится на авиационном заводе, размещенном в Новосибирске. Это период, когда основным заданием считалось усовершенствование существующих самолетов, создание новых образцов требуещее отвлечения ресурсов, перепрофилирования производственных мощностей велось, но не являлось приоритетным. По окончании войны - в КБ Микояна и Мясищева. С 1948 по 1950 гг., М.К. Янгель продолжает свое образование в Академии авиапрома.

Карьерный путь в ракетостроении

12.04.1950 г., Михаил Кузьмич назначается руководителем отдела НИИ 88 КБ, руководимое Сергеем Павловичем Королевым. В 1951 г., Янгель был назначен одним из его заместителей. Это был старт как ведущего инженера в отрасли ракетостроения. В мае 1952 года, Михаилу Янгелю предлагают возглавить Центральный НИИ (ракетной техники). Института организационно включал завод и ряд КБ. Стоит отметить, что одним из этих подчиненных Янгелю конструкторских бюро, было КБ Королева. Весной 1954 г., М.К. Янгель был утвержден на должность главного конструктора в ОКБ гор. Днепропетровск.

Боевые ракеты Янгеля

22 июня 1957 г. - происходит испытания ракеты среднего радиуса действия Р-12, Испытание закончилось успехом. В американской военной терминологии, в дальнейшем, ракета будет проходить как СС-4. Новые конструкторские решения, дали возможность увеличить полет ракеты до 2000 километров. Применение новых топливных компонентов, позволило снизить время, необходимое на приведение пусковых установок к боевому применению. В 1959 году СС-4 устанавливаются на своих стартовых позициях. В июне 1960 года проходят новые пуски ракетной системы созданной в КБ Янгеля - Р-14. Ракета с промежуточной дальностью действия, согласно терминологии принятой специалистами США, получает индекс СС-5.

Май, 1959 года - правительство страны принимает решение о проектных работах по Р-16 в КБ, руководимым Янгелем и Р-9 в ОКБ, возглавляемым Королевым. По ряду технических характеристик, Р-16 превосходило решение, предложенное Королевым. Это был спор, практически, между учителем, «отцом» советского ракетостроения и учеником. Р-16 будет основой РВСН. Американские специалисты назовут ее СС-7. 24 октября 1960 года при испытательном запуске Р-16, произошла трагедия - Р-16 взорвалась. Всего, погибло 92 человека, в списке жертв и командующий РВСН, маршал Неделин. 21.02.1961 г. - проводятся успешные испытания Р-16 (СС-7). 1965 год ознаменовался вооружением РВСН ракетами нового, третьего поколения - Р-36.

На вооружении, такой тип МБР, находился до 1980 года - в количестве 288 комплексов. Создание более совершенных, четвертого поколения ракет, в КБ «Южное», началось с середины 60-х годов ХХ века. РС-16 и РС-20 - имеющих ряд уникальных характеристик - повышенную точность попадания, боеголовки с индивидуальным наведением, высокий уровень живучести. Американские военные окрестят РС-20 (СС-18) «Сатана». Именно «Сатана», была способна преодолеть СОИ США, села к минимуму разработки американских ученых в области противоракетной защиты.

Заключение

Являясь, самой мощной МБР в мире, РС-20 вписана в «Книгу рекордов Гиннеса» и явилась завершающим творением Михаила Кузьмича. Он скончался от сердечного приступа 25.10.1971 г. - в день своего шестидесятилетия.

Доктор технических наук (1960). Академик АН Украинской ССР (1961). Академик АН СССР (1966). Дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1961).

Биография

Родился 25 октября (7 ноября) 1911 года в деревне Зырянова Иркутской губернии (ныне - Нижнеилимского района Иркутской области, деревня затоплена водами Усть-Илимского водохранилища) в многодетной крестьянской семье (в семье Янгелей было 12 детей).

В 1926 году, окончив 6-й класс, переезжает в Москву к брату Константину. Учась в 7 классе, подрабатывает в типографии - разносит по городу стопки печатной продукции.

Окончив ФЗУ, работает помощником мастера текстильной фабрики им. Красной армии и флота (город Красноармейск , Московской области, 1929-1931). Одновременно учится на рабфаке.

В 1931 году поступает в Московский авиационный институт (МАИ), который заканчивает с отличием по специальности «Самолётостроение» в 1937 году. Позже с отличием окончил Академию авиационной промышленности СССР (1950).

Конструктор, ведущий инженер, помощник главного конструктора, зам. директора на авиационном заводе им. Менжинского в КБ Н. Н. Поликарпова (1935-1944). Зам. главного инженера ОКБ А. И. Микояна (1944). Ведущий инженер в КБ В. М. Мясищева (1945). Участвовал в разработке самолетов И-153, ТИС, работе акционерного общества «Амторг» в США. Организовал доводку истребителей И-180, И-185, модификацию самолета По-2. В Министертве авиационной промышленности СССР (1946-1948) координировал работы по развитию самолетостроения. Начальник отдела, зам. главного конструктора С. П. Королева ; директор, главный инженер НИИ-88 (город Калининград, Московской области, 1950-1954). Главный конструктор ОКБ-586 (КБ «Южное»), город Днепропетровск (1954-1971).

Основоположник нового направления в ракетной технике, основанного на использовании высококипящих компонентов топлива и автономной системы управления, что существенно повысило боеготовность ракет стратегического назначения. Участвовал в разработке проектов ракет Р-5 и Р-7, руководил разработкой проектов ракет Р-11 и Р-12, организовал исследования в области аэродинамики, баллистики, материаловедения и других проблем ракетной отрасли (1950-1954). Возглавлял создание ракетных комплексов Р-12, Р-14, Р-16, Р-36, космических ракет-носителей «Космос», «Космос-2», «Циклон-2», «Циклон-3», ракетного блока лунного корабля комплекса Н1-ЛЗ, космических аппаратов «Космос», «Интеркосмос», «Метеор», «Целина» (1954-1971).

Депутат городского совета г. Калининграда (Московской области) (1952-1954). Депутат Верховного Совета СССР (1966-1971).

М. К. Янгель умер в Москве от пятого инфаркта. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Известные проекты

  • Р-36М

Увековечение памяти

  • Дом-музей М. К. Янгеля в посёлке Березняки Нижнеилимского района Иркутской области.
  • Историко-художественный музей им. академика М. К. Янгеля (Иркутская область, г. Железногорск-Илимский).
  • Его имя присвоено Государственному конструкторскому бюро «Южное» (1991).
  • Федерации космонавтики СССР и Украины учредили медаль его имени.
  • Стипендия его имени в Московском авиационном институте, Днепропетровском государственном университете.
  • Его именем названы астероид и кратер на Луне, пик на Памире, океанский сухогруз («Академик Янгель»).
  • Имя Янгеля носил Харьковский институт радиоэлектроники в 1982-1993 годах.
  • В честь него названа школа № 13 города Усть-Илимска .
  • Его имя носила Московская школа № 860 недалеко от улицы Академика Янгеля (закрыта).
  • В его честь назван посёлок Янгель Нижнеилимского района Иркутской области.
  • Улицы его имени в Москве , Киеве , Днепропетровске , Братске , Байконуре , Красноармейске , Мирном, Знаменске .
  • Именем академика Янгеля названа одна из станций московского Метрополитена, расположенная на Серпуховско-Тимирязевской линии - станция «Улица Академика Янгеля».
  • Установлены памятные бюсты в городах (2010 год).

Награды и звания

  • Дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1961).
  • Награждён четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, а также медалями.
  • Ленинская премия СССР (1960).
  • Государственная премия СССР (1967).
  • Премия и золотая медаль им. С. П. Королёва АН СССР (1970).
  • Почетный житель г. Байконура .

Когда имя Михаила Янгеля было, наконец, рассекречено, за рубежом стали поговаривать, что он — чистокровный немец из тех специалистов-ракетчиков, которых вывезли в Советский Союз после войны. Более абсурдного предположения, пожалуй, нельзя было и придумать.

У «КОРОЛЯ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ»

Михаил Кузьмич Янгель родился в Сибири, в глухой деревушке Зыряновой, на берегу Илима, притока Ангары. Судьба же его, действительно, оказалась необыкновенной.

Авиация в те годы была в большом фаворе, провозглашалась «любимым детищем народа». Янгель поступил в Московский авиационный институт, а окончив его, попал в конструкторское бюро Николая Николаевича Поликарпова, «короля истребителей».

Янгелю, человеку практичному, ракеты и проекты межпланетных путешествий казались в то время, в конце 30-х годов, делом далеким от насущных задач. Позже Михаил Кузьмич признавался: «Тогда я мечтал только о самолетах. Они казались мне верхом совершенства». Как помощник Поликарпова, Янгель занимался истребителем И-180. Судьба этой машины и людей, имевших к ней отношение, оказалась трагической. Испытывая И-180, погиб в декабре 1938 года Валерий Чкалов, а меньше года спустя — летчик Томас Сузи. Многие специалисты, причастные к созданию этого истребителя, были обвинены во вредительстве и арестованы. Янгеля сия горькая чаша миновала, хотя угроза ареста висела и над ним.


СОПЕРНИКИ

Годы Великой Отечественной войны были и для Михаила Кузьмича очень тяжелыми. Работал на авиазаводах, а после войны — в конструкторских бюро Микояна и Мясищева — известных авиаконструкторов, потом недолго в министерстве. Чувствовал себя неудовлетворенным и не знал, что решительная перемена в его жизни уже близка.

Неожиданно он был назначен начальником одного из отделов ракетного конструкторского бюро Сергея Павловича Королева. Понятно, что Янгелю, новичку в ракетной технике, на первых порах пришлось нелегко. Михаил Кузьмич понимал это и старался побыстрее набраться опыта. Спустя год он уже занял пост заместителя Королева. Это породило настоящую драму. Столкнулись два сильных, властных характера.

Перенести такое Королеву — Главному конструктору, несравненно более опытному в ракетных делах и старшему по возрасту — было мучительно трудно, почти невозможно.

ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР

Соперничество их поутихло лишь с «разводом», когда Янгель летом 1954 года получил назначение в новое ракетное КБ в Днепропетровске. Михаил Кузьмич тоже становится Главным конструктором, как и Королев.

Перед Днепропетровским КБ были поставлены задачи проектирования и налаживания выпуска стратегических межконтинентальных ракет, способных стартовать без долгой подготовки к пуску. Поддержку от правительства Янгель получал всемерную. Тем не менее становление его КБ шло трудно.

Один из конструкторов рассказывал: «Работали мы в две-три смены. Помнится, конструкторы из цехов сутками не уходили. Койки стояли прямо в пролетах. Первую машину нашего КБ буквально на руках переносили с участка на участок, из цеха в цех».

Вот где проявился во всей силе организаторский талант Янгеля!

Михаил Кузьмич по несколько месяцев не покидал полигон. А там далеко не все проходило гладко.

КАТАСТРОФА НА «ЮЖНОМ»

Был он на казахском полигоне «Южный» (позже он стал называться Байконуром) и в тот день, когда при подготовке к пуску межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 днепропетровского КБ произошла ужасающая, небывалая еще катастрофа. Случилось это 24 октября 1960 года. Возле ракеты собралось немало людей, в их числе члены Государственной комиссии, создатели ее. Главнокомандующий Ракетными войсками, маршал М. И. Неделин выслушал доклады ответственных за пуск. Внезапно в чреве гигантской ракеты раздались сильные удары. Затем из двигателя второй ступени вырвалась огненная струя. Она рассекла бак с окислителем, и оттуда на бетон, на людей хлынул поток страшной азотной кислоты.

Через секунду всю ракету, пусковые конструкции охватил бушующий огонь. Жаркое пламя за секунды сожгло стоявших неподалеку. Ядовитые пары отравили находившихся поодаль. Погиб маршал Неделин и все высокое начальство. Всего же сгорело и умерло в больнице около сотни человек. Янгеля спасло лишь то, что в самый последний момент он отошел в сторону покурить.

ТРАГИЧЕСКИЙ ЮБИЛЕЙ

Надо ли говорить, какой трагедией для Михаила Кузьмича было произошедшее на полигоне, гибель его ближайших помощников. И все же он сумел найти в себе силы продолжать работу, преодолеть все преграды и стать лидером в мировой ракетно-космической гонке.

У него было немало званий и наград. Одних орденов Ленина — четыре. Он чувствовал себя очень нужным. Но какой дорогой ценой приходилось ему за это платить.

Янгель сжигал себя, перенес пять инфарктов, когда его буквально вытаскивали с «того света». Особенно тяжело болел в последний год жизни. Несмотря на болезнь, 60-летие со дня его рождения было решено отметить. В день юбилея, 25 октября 1971 года, Михаил Кузьмич приехал в Москву, в министерство. Поздравлений было множество. Потоку людей, соратников и товарищей Янгеля, казалось, не будет конца.

Кто-то вручил юбиляру красиво украшенный кавказский рог с тонкой серебряной цепочкой. Михаил Кузьмич взял подарок, и вдруг рука его разжалась. Рог упал на ковер, звякнув цепочкой. Янгеля подхватили, подбежали врачи. Но уже было поздно, смерть опередила. Янгель пережил своего соперника, Королева, всего на пять лет.


М. К. Янгель родился 25 октября (7 ноября) 1911 года в деревне Зырянова Иркутской губернии (ныне - Нижнеилимского района Иркутской области, деревня затоплена водами Усть-Илимского водохранилища) в многодетной крестьянской семье Кузьмы Лаврентьевича и Ангелины Петровны Янгелей (12 детей).

Дед Михаила Кузьмича по отцовской линии, Лаврентий, был выслан из Черниговской губернии за бунтарство в Бодайбо на восемь лет каторги на Ленских золотых приисках и вечное поселение в Сибири. С женой и детьми он в 1880-х годах поселился в д. Зырянова, где впоследствии родился будущий конструктор.

Конструктор, ведущий инженер, помощник главного конструктора, зам. директора, директор завода-филиала в КБ Н. Н. Поликарпова ( -) на авиазаводах № 39, № 84, № 156, № 1 и № 51. Зам. главного инженера завода № 155 в ОКБ А. И. Микояна (). Ведущий инженер в КБ В. М. Мясищева (). Участвовал в разработке самолётов И-153 , ТИС , работе акционерного общества «Амторг» в США . Организовал доводку истребителей И-180 , И-185 , модификацию самолёта По-2 . В Министерстве авиационной промышленности СССР ( -) координировал работы по развитию самолётостроения. Начальник отдела, зам. главного конструктора С. П. Королева ; директор, главный инженер НИИ-88 (город Калининград , Московской области , -). Главный конструктор ОКБ-586 (КБ «Южное») , город Днепропетровск ( -).

Принимал участие в испытании Р-16, случайно выжил в неделинской катастрофе 1960 года , отойдя в курилку.

Основоположник нового направления в ракетной технике, основанного на использовании высококипящих компонентов топлива и автономной системы управления, что существенно повысило боеготовность ракет стратегического назначения. Участвовал в разработке проектов ракет Р-5 и Р-7 , руководил разработкой проектов ракет Р-11 и Р-12 , организовал исследования в области аэродинамики, баллистики, материаловедения и других проблем ракетной отрасли (1950-1954). Возглавлял создание ракетных комплексов Р-12 , Р-14 , Р-16 , Р-36 , космических ракет-носителей «Космос », «Космос-2», «Циклон-2 », «Циклон-3», ракетного блока лунного корабля комплекса Н1-ЛЗ, космических аппаратов «Космос », «Интеркосмос », «Метеор », «Целина » ( -).

Депутат городского совета г. Калининграда (Московской области) ( -). Депутат Верховного Совета СССР ( -). С 1966 года являлся кандидатом в члены ЦК КПСС.

М. К. Янгель умер в Москве от пятого инфаркта . Похоронен на Новодевичьем кладбище .

После смерти Янгеля КБ «Южное» возглавил его ученик и соратник, конструктор ракетно-космической техники В. Ф. Уткин .

Сейчас не является секретом, что Михаил Кузьмич создал лучшие боевые ракеты в сравнении с Королевым. Лучшие по всем характеристикам, по всем показателям. То есть, взял на себя всю тяжесть обороны страны. И таким образом развязал Сергею Павловичу Королеву руки в космических исследованиях.

Были у Королева еще попытки сделать что-то подобное янгелевской межконтинентальной Р-16. Но его “Девятка” (Р-9) не выдержала конкуренции. И вскоре все королевские боевые ракеты были сняты с вооружения. По определению Леонида Кучмы (президента Украины 1994-2005 гг.), который работал в свое время под руководством Михаила Кузьмича, “Янгель - фантастически талантливый ученый и конструктор..." Но поскольку основным направлением работы Янгеля и КБ"Южное", которое он возглавлял, являлось создание боевых межконтинентальных ракет, то космос оставался на втором плане. Тем не менее, и в области создания космических аппаратов Янгель добился немалых успехов.

Первая же ракета средней дальности Р-12 стала не просто блестящим дебютом Михаила Янгеля в роли главного конструктора, но и заложила традицию «двойного использования» ракет КБ «Южное».

На базе модификации Р-12 – Р-12У (адаптированной для запуска из ШПУ – шахтной пусковой установки) была создана двухступенчатая легкая РН (в СССР их официально называли «ракеты космического назначения») 63С1 «Космос», ставшая первой в мире конверсионной РН шахтного старта. 16 марта 1962 года РН 63С1 впервые успешно вывела на орбиту спутника Земли космический аппарат ДС-2 № 1. Так начал функционировать первый разработанный в КБ «Южное» спутник, получивший официальное имя «Космос-1» и ставший первенцем обширнейшей одноименной программы космических исследований.

И в дальнейшем Михаил Кузьмич Янгель старался неуклонно придерживаться такой линии, чтобы создаваемые ОКБ-586 ракеты были «носителями двойного назначения» (как боевыми, так и космическими). Именно так появились знаменитые «ракетные дуэты»: БРСД Р-14 (SS-5 Skean/«Кинжал»)/РН семейства 11К65 (65С3)/11К65М «Космос-3»/«Космос-3М»; МБР Р-36 (SS-9 Scarp/«Эскарп» и SS-18 Satan/«Сатана») и РН серии «Циклон» (11К67 «Циклон-2А», 11К69 «Циклон-2» и 11К68 «Циклон-3»).

Наконец, как «изделие двойного назначения» замышлялся и проект сверхтяжелой (стартовой массой 1200 т) одновременно боевой орбитальной и научной ракеты Р-56. И как знать, если бы предпочтение было отдано ей, а не заведомо обреченному на неуспех проекту РН Н-1 ОКБ Сергея Королева (достаточно сказать, что на первой ступени Н-1 было установлено 30 двигателей, а на второй – «всего» 8; для сравнения: на первой ступени Р-56 должны были устанавливаться всего 4 двигателя, зато тягой по 640 тонн каждый), то советская пилотируемая экспедиция на Луну наверняка состоялась бы. Причем, возможно, даже раньше, чем американская.

По иронии судьбы при создании лунного проекта С.П. Королев непроизвольно вынужден был использовать идею М.К. Янгеля об объединении усилий конструкторских бюро страны для решения единой программы.

Объективную оценку позиции, занятой Главным, для которого государственные интересы всегда были выше личных амбиций, в этой непростой ситуации дает один из участников создания лунного проекта. Показательно, что это сотрудник не янгелевского, а королевского конструкторского бюро.

"Усилий нашего КБ Королева, - вспоминает ведущий конструктор лунного проекта В.Ф. Фомин, - явно не хватало… Руководство обратилось с просьбой к известной фирме академика М.К. Янгеля о дальнейшей разработке ракетного блока и лунного корабля. Михаил Кузьмич Янгель к этому времени со своим КБ создал уже не одну ракету как для научных целей, так и для оборонных. Опыт создания ракетных комплексов у фирмы накопился огромный. Но ракетные комплексы - это законченная продукция, она отмечалась и наградами и соответствующими премиями. А ракетный блок - это часть объекта, даже не комплекса! И надо отдать должное академику М.К. Янгелю, что он не отвернулся от этой цели, а наоборот, понимая, что это наша национальная задача, всячески поддержал нас".

Ход дальнейших событий показал, как далеко смотрел из ставших историей шестидесятых годов М.К. Янгель. Его техническую прозорливость, предвосхитившую развитие ракетной техники, вынуждены будут признать впоследствии даже сотрудники конкурирующей фирмы.

В цитировавшейся выше книге В.Ф. Фомина в изложении автора приводится содержание одной беседы М.К. Янгеля с представителем королевского конструкторского бюро. "А вам не кажется, что после "семерки" (так называлась в наших кругах ракета "Восток") мы делаем очень резкий скачок и хотим создать Н-1 со стотонной нагрузкой? Наше КБ готово разработать среднюю ракету, так на 40–50 тонн полезного груза на орбите ИСЗ. Вы передайте Главному, пусть он подумает и поддержит нас. Ведь кроме Луны трудно будет найти достойное применение громадной ракете, да к тому же дорогой. А наш носитель будет существенно дешевле, да и ездоков на нем будет в достатке.

Нам, совсем молодым инженерам, показалось, что предложения М.К. Янгеля были не о том, зачем мы приехали. Но впоследствии мы убедились, что сама жизнь подтвердила правильность предложений академика".

Через полтора десятилетия все вернется, как говорится, на круги своя.

А.Макаров, Генеральный директор завода "Южмаш": "Хочу рассказать еще об одной мало кому известной странице в нашей истории.

После успешного полета Гагарина и других космонавтов правительство совместно с Академией наук приняло решение о подготовке экипажа к полету на Луну. Выполнение этой престижной национальной задачи поручили ОКБ Сергея Павловича Королева. Он отлично понимал, что на семерке такой полет осуществить невозможно и задумал создать мощную ракету Н-1. Однако Королев понимал и другое: одному его КБ не под силу решить такую сложную и грандиозную проблему. Надо привлечь к работе над Н-1 другие организации и производственные базы и в первую очередь ОКБ Янгеля. Правда, у него с ним давние трения, не ссорились, но спорили крепко. Янгель многому научился у Королева, но и Королев, чего греха таить, взял у Янгеля не меньше технических решений. И оба достигли блестящих результатов. Не зря ведь и Королеву, и Янгелю одним Указом присвоили звания дважды Героев Социалистического Труда.

Не знаю, сколько размышлял Королев по поводу сотрудничества с Янгелем, но однажды по правительственной связи Сергей Павлович позвонил мне и стал осторожно интересоваться, как у нас идут дела. Я сразу понял, что была лишь зацепка: он отлично знал и о наших успехах, и даже о блестящих перспективах. Я тоже выжидал и не торопил событий. Мы поговорили еще пару минут, и Сергей Павлович перевел разговор на Янгеля: поинтересовался, как у него здоровье, чем занят, какие у меня с ним отношения. Я тут и выпалил Сергею Павловичу, что с таким Главным, как Янгель, я пойду хоть на край света, а живем мы и работаем душа в душу, понимаем друг друга, как говорят, с полуслова.

Королев был немного шокирован моим ответом, но, очевидно, он и не ждал ничего другого. "Александр Максимович, – обратился Сергей Павлович ко мне,  правительство поручило нам государственную задачу – полет на Луну. Хочу подключить ваш завод и КБ Янгеля к работе над этим проектом. Как ты думаешь, как воспримут мое предложение Михаил Кузьмич и сотрудники КБ?" Я ответил Королеву, чтобы он не беспокоился за завод, а насчет КБ обещал потолковать с Янгелем и выразил надежду, что Михаил Кузьмич с пониманием отнесется к этому предложению.

После звонка Королева я переговорил с Михаилом Кузьмичом, но он выслушал меня, как показалось, без особого энтузиазма… Я знал, что у него было свое мнение, свои планы по поводу полета на Луну. И все же мы договорились о встрече с Королевым. Буквально через пару дней я встретил Сергея Павловича в нашем аэропорту, и мы сразу приехали на завод. Королев не спеша прошелся по заводу. Побывал в сборочных цехах. Чувствовалось, Сергей Павлович почти не узнавал завод – так он изменился за последние восемь-девять лет, именно с того момента, когда он в последний раз побывал на нашем заводе.

"Ну и махину отгрохали! – заметил с улыбкой Королев. – Не завод – сад! С парками, бульварами. Скажу прямо, широко живете, не то, что мы в столице".

После осмотра завода мы часа три просидели у меня в кабинете. Говорили о предстоящей работе, о новой работе. На второй день встретились с Янгелем и его ближайшими помощниками. Сергей Павлович Королев рассказал о проекте полета на Луну, о ракете-носителе Н-1 и о посадочном блоке лунного корабля, который предполагалось создать в Днепропетровске. Обсуждение идеи полета на Луну прошло оживленно, как говорят, при взаимном интересе. К моей радости, Янгель заинтересовался идеей полета на Луну и в принципе не возражал разработать посадочный блок лунного корабля, о чем и был подписан соответствующий документ.

Королев еще несколько раз приезжал к нам в Днепропетровск, интересовался ходом работ над лунной программой."

Свое выступление на Международном конгрессе астронавтики Леонид Кучма, президент Украины 1994-2005 гг., посвятил Михаилу Янгелю, отметив, что чаще всего вспоминает не годы руководства КБ «Южное» и заводом «Южмаш», а «то первое десятилетие, когда я имел честь работать под руководством Янгеля».

«Сейчас я стою здесь не как конструктор космической техники, не как руководитель одного из крупнейших в мире космических производств и конструкторских бюро, даже не как глава (на протяжении целого десятилетия) космической державы и крупнейшего государства Европы. Я стою здесь как благодарный ученик одного из самых ярких, интересных, успешных и недооцененных конструкторов прошлого века - академика Михаила Янгеля», - сказал Леонид Кучма. Он также поведал о непростых взаимоотношениях Михаила Кузьмича с другим легендарным ученым - Сергеем Королёвым: «Это было не просто соперничество амбиций двух гениев - это были две космические философии, две разные дорожные карты движения в космос, каждая из которых казалась единственно правильной своему творцу… Оба искали свое решение и нашли. Жидкокислородные, низкокипящие носители Королёва и высококипящие компоненты разработок Янгеля вывели на орбиту сотни объектов космической программы СССР».

Умер великий ракетчик от пятого инфаркта в день своего 60-летия - 25 октября 1971 года. «Янгель жил, не щадя себя, - рассказал Леонид Кучма. - Жил, без оглядки сжигая свое жизненное топливо. Месяцы и годы на космодромах - в необжитой степи, в тайге. Четыре инфаркта. Лишь счастливая случайность уберегла Михаила Кузьмича в октябре 1960-го во время взрыва на старте первой янгелевской межконтинентальной баллистической ракеты. Тогда погибли почти сто человек, находившихся на стартовой площадке: командующий Ракетными войсками стратегического назначения маршал Митрофан Неделин, главные конструкторы систем ракет, испытатели, военные, сотрудники многих КБ. Янгеля тогда спасло то, что других медленно убивает: он отошел покурить. Он уцелел, но память о трагедии не отпускала его никогда».

Из-за засекреченности работы академика его имя впервые появилось в печати лишь на следующий день после кончины: «Горькая ирония: первое, что сообщили миру об этом человеке, прожившем уникальную жизнь, - это то, что его больше нет. Полная безвестность при жизни - и запоздалая слава легенды. День прихода в этот мир - и он же день ухода из него… Собственно, иначе, наверное, и не могла сложиться судьба этого человека. Он создал легендарную «Сатану». Но и имя, и фамилия его при этом означают «ангел».

«Разработанный под руководством Янгеля «блок Е» оказался единственным готовым элементом лунной пилотируемой программы Советского Союза, поскольку проект лунного носителя, который создавался Королёвым, потерпел неудачу, - рассказал Леонид Кучма. - Но мне хочется верить, что эти наработки не потеряли актуальности, несмотря на прошедшие десятилетия. Пилотируемые полеты на небесные тела солнечной системы, похоже, снова обещают стать реальностью. И в этом контексте днепропетровский лунный модуль Янгеля способен еще сослужить межпланетной космонавтике запоздалую службу».