Испокон веков людей тянуло к прекрасному. На протяжении всей истории искусство претерпевало изменений, а его формы либо находили отклики в обществе, либо беспощадно критиковалось. Не удивительно, что непосвященному человеку очень сложно разобраться во всех тонкостях. Однако есть специалисты, которые профессионально занимаются изучением истории искусства, его видов и направлений – это искусствоведы.

Что делает искусствовед

Что делает и чем занимается искусствовед? Искусствоведение предполагает следующие направления: литературоведение, музыковедение, театроведение, киноведение. Как правило, специалисты посвящают свою жизнь определенному историческому периоду (Древний мир, Средние века, Эпоха Возрождения).

Представители профессии искусствовед владеют не только теоретическими знаниями. Профессиональная деятельность накладывают отпечаток на жизнь человека, и из простого ценителя он превращается в коллекционера.

Часто искусствоведы занимаются продажей антиквариата, организовывают выставки и галереи.

Профессия искусствовед требует от специалиста глубоких знаний истории периода, который он изучает, влияния деятелей на общественно-политическую жизнь и события эпохи. По результатам исследований он публикует научные работы в печатных изданиях, проводит лекции, семинары и конференции. Специалист должен уметь отличить подлинность произведений искусства, их возраст и «руку автора».

Освоить профессию искусствовед сможет человек, у которого «лежит душа» к искусству и его изучению. Он должен обладать широким кругозором, эрудицией, уметь анализировать идеи, которые автор хотел донести своей работой. Для публикаций в газетах и журналах необходимы хорошие редакторские навыки.

Нередко произведения искусства находятся на другом конце планеты. Для их изучения понадобиться знания иностранного языка, желательно не одного.

Не пропустите:

Плюсы и минусы профессии искусствовед

Преимущества:

  • работа с тайнами истории искусства;
  • возможность вживую прикоснуться к редким произведениям;
  • поездки за границу;

Недостатки:

  • отсутствие стремительного карьерного роста;
  • без опыта работы трудно получить достойную зарплату.

Карьерный рост и оплата труда

Основное место работы искусствоведа – это НИИ, музеи и художественные галереи. Получив специализированные знания и опыт можно стать оценщиком или антикваром. Таких знаний вполне достаточно для организации выставок и других подобных мероприятий.

  • Аукционист
  • Музыковед
  • Арт-менеджер
  • Театровед
  • Литературовед
  • Киновед

Заработная плата

  • от 20 000 ₽ Начинающий специалист
  • до 80 000 ₽ Ведущий специалист

График работы и характер труда

  • Подвижный график
  • Офисная работа

Что делает искусствовед

  • Изучение специфики видов и жанров искусства
  • Систематизация произведений отдельных мастеров, различных школ и направлений
  • Обеспечение сохранности исторических памятников
  • Предоставление заключения о необходимости реставрации той или иной работы
  • Решение спорных вопросов авторства, подлинности вещи, оценка стоимости
  • Организация экспозиции (подбор экспонатов, развеска)

Какими качествами должен обладать искусствовед

  • Интерес к искусству, любовь к прекрасному
  • Эрудиция и широкий кругозор
  • Креативность в сочетании с системностью

Книги для саморазвития

  • Джорджо Вазари "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих"

    Именно эта книга прославила в веках имя своего создателя: сохранив для потомков, будущих искусствоведов, массу важных сведений и занимательных подробностей о жизни и творчестве титанов эпохи Возрождения, Вазари фактически положил начало современному искусствознанию.

  • Ирвинг Стоун "Жажда жизни"

    Винсент Ван Гог - гениальный безумец, при жизни испытавший и презрение критиков живописи, и полное непонимание собратьев по кисти, а после смерти признанный великим художником. Его манера писать казалась странной и нелепой даже привыкшим к творческим экспериментам обитателям Монмартра. Его либо равнодушно отвергали, либо цинично использовали женщины. Над ним посмеивались друзья. Его жалели родные... Именно Ван Гогу посвящен самый известный биографический роман Ирвинга Стоуна. Книга будет интересна начинающим искусствоведам.

  • Джон Бёрджер "Портреты" (сборник)

    Если в XX веке и были искусствоведы, достойные эпитета "великий", то к их числу безусловно относится англичанин Джон Бёрджер. Каждая из его многочисленных книг становилась событием, предложенные им интерпретации давно считаются классикой, а снятый на Би-би-си фильм "Искусство видеть"; вошел в программы всех западных университетов. Он превосходно писал во всех жанрах, документальных и художественных, и - единственный из всех искусствоведов стал лауреатом Букеровской премии.

Искусства. Он без труда отличит работы непревзойденного Моне от произведений профессионала Мане. Он знаком со всеми тонкостями направлений, в которых трудятся художники, музыканты, скульпторы и артисты. Но обладание энциклопедическими знаниями в творческой области еще не обеспечивает звание заслуженного и признанного искусствоведа. Здесь нужно владеть и техникой визуального восприятия, и манерами, и обладать неутолимой жаждой видеть, слушать, созерцать шедевры мирового искусства воочию.

История возникновения

Искусствоведение (-знание) - это наука, которая зародилась в древние времена. Об этом мы можем судить по трактатам Аристотеля, Платона или Сократа, живших еще до нашей эры. В то время искусствоведение не было самостоятельным учением, и скорее носило познавательный характер, являлось частью философии и религии тех времен.

Свой расцвет наука искусствознания получает во времена Цицерона (I век до н. э.), а начало нашей эры ознаменовалось художественными работами Азии. В Средние века мир искусства становится частью теологических умозаключений Августина и Фомы Аквинского. Но особым и основным временем в становлении арт-науки явилась эпоха Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Сандро Боттичелли), когда были созданы настоящие шедевры, являющиеся сейчас главными наглядными примерами для знатоков высокого искусства.

В XVIII веке искусствоведение оформляется в самостоятельную дисциплину, прародителем которой считается немецкий историк, любитель старины - Иоганн Винкельман. В это же время появляются первые эксперты в области мировых творений. А уже как профессия искусствоведение стало формироваться на рубеже XIX—XX веков. Сегодня эту специальность может освоить любой желающий, благо учреждения, воспитывающие будущих знатоков мировых шедевров и раритетов, расположены по всему миру. Лучше, конечно, выбирать вузы, находящиеся вблизи выдающихся работ, например, в Европе или России.

Такая работа - искусствовед

Профессия в некотором смысле уникальная, по-своему интересная и познавательная. Увлекает она тем, что охватывает несколько направлений, в которых будущий специалист может себя реализовать. Но среди них доминируют два: теоретик искусства и историк искусства. Деятельность первого в основном направлена на исследование и изучение мира искусства: его проблем, закономерностей, специфики развития видов, жанров и взаимосвязи с обществом в целом. Второе направление более многогранно, оно охватывает такие области, как:

  • изучение коллекций;
  • систематизация произведений различных мастеров, школ и направлений;
  • обеспечение сохранности экспонатов музея, составление карточек для них;
  • предоставление заключения о необходимости реставрации той или иной работы;
  • установка авторства спорной работы, подлинности вещи, ее стоимости;
  • открытие новых имен в области искусства;
  • участие в археологических экспедициях;
  • проведение экскурсий, лекций, факультативов;
  • издание научных и научно-популярных брошюр, сборников, путеводителей, которые выпускают художественные музеи и галереи;
  • рецензии и статьи с объективной оценкой, критикой, аналитикой, затрагивающие арт-науки;
  • организация экспозиций, выставок (в том числе международных).

Область деятельности

Искусствовед - это не только профессия. Это определенный образ мышления, особый стиль мироощущения, жизни. Это талант! И применить его можно в совершенно разных областях жизнедеятельности человека. Свои знания можно использовать, работая в художественной галерее, музеях, на отдельных выставках или экскурсионных мероприятиях, возможно, выездных. Также навыки и умения искусствоведа окажутся полезными в редакторской работе, например, в каком-нибудь крупном издательстве. Кроме того, специалист такого профиля может посвятить свою жизнь научно-исследовательской работе или найти себя в антикварном деле. Также хорошо у него получится реализовать себя в качестве педагога и художественного критика.

Качества искусствоведа

Выбирая ту или иную профессию, прежде всего, каждый из нас ориентируется на свои У тех, кто имеет аналитический и тягу к скорее всего, не получится освоить ремесло искусствоведа. Какими же качествами должен обладать человек, хорошо знающий мир искусства?

Если говорить о способностях, то у него должен быть развит художественный вкус, сенсорная память. Он должен тонко чувствовать, на интуитивном уровне мыслить, понимать, быть предельно внимательным, беспристрастным и объективным в своих суждениях, критике, уметь заинтересовать и всегда находиться в гуще событий, особенно что касается мира шедевров и антиквариата.

Из личных же качеств можно выделить собранность, аккуратность, тактичность, усидчивость, общительность и, конечно, стремление к саморазвитию.

Тяжело в работе...без практики

Любой труд сопряжен с рядом начальных знаний, умений, навыков. И наша задача состоит в том, чтобы овладеть ими до уровня настоящего профессионала своего дела. Так, искусствовед - это человек, который обязан запоминать большое количество информации (имен, названий, терминов, дат); писать статьи, руководства, эссе, рецензии на определенные темы; по отрывку произведения определять, кому и какому периоду оно принадлежит. Поэтому работа эксперта в области искусства невозможна без практики. В его задачи входит обязательное посещение галерей, выставок, экспозиций, а также непосредственное участие в их подготовке и организации с целью получения неоценимого опыта.

Также важно совмещать свои теоретические знания с применением на практике. Если вы собираетесь писать отзыв или научный труд о каком-нибудь великом творении, то нужно постараться увидеть его своими глазами. Для тех, кто собирается стать экспертом, специализирующимся в определенной области (раритетные вещи, определенная эпоха, стиль, направление), такой подход в работе особо актуален. Он позволит наиболее точно показать весь свой профессионализм.

Известные искусствоведы

Искусствовед - это не профессия, это высокое звание! Которое человек носит гордо, а заслуживает благодаря тонкому восприятию окружающего мира, академическим знаниям и неиссякаемой любви к искусству. Таких настоящих знатоков своего дела немного, но среди них есть и наши соотечественники. Например, Анатолий Васильевич Луначарский - деятель государственного масштаба, искусствовед, литературный критик, драматург, переводчик. Сергей Павлович Дягилев (1872-1929) - театральный деятель, искусствовед, пропагандист русского искусства за рубежом.

Они посвятили свою жизнь делу, которое их не просто увлекало, а вдохновляло на то, чтобы узнавать, творить и создавать. Идти в ногу со временем, но отчетливо понимать, насколько важно ценить и сохранять культурное наследие прошлого.

"Искусствовед - это профессия?" - вопросительно восклицают многие люди, которые далеки от искусства и вообще не понимают, для чего оно существует. Тем не менее без представителей этой профессии цивилизованному обществу и государству не обойтись, поскольку искусство играет колоссальную роль для всего человечества, поэтому вопрос об изучении его, систематизации и анализе появляется сам собой.

Профессия искусствовед

В современном мире, где существует великое множество различных жанров, направлений и течений в искусстве, сложно ориентироваться без хорошей базы знаний в этой области. Углубленным изучением, научными исследованиями в этой области, прогнозами и выявлениями влияния того или иного искусства на социум, а также многими другими вопросами занимаются искусствоведы. Это те люди, которые посвятили всю свою жизнь искусству.

Однако не стоит путать людей искусства (художников, писателей, музыкантов, актеров и т. д.) с искусствоведами. Это совершенно разное. Одни создают искусство, другие его изучают.

Чем занимаются искусствоведы?

Представители этой профессии в первую очередь изучают искусство как научный объект, исследуя его целиком или отдельными частями. Как правило, искусствоведы специализируются на каком-либо отдельном жанре или виде. Есть и более узкоспециализированные ученые, которые исследуют определенный феномен, личность, эпоху и т. д. Большинство представителей этой профессии стремятся сузить направление своих исследований как можно сильнее, став настоящими экспертами в каком-то определенном вопросе.

Профессия искусствовед дает широкие возможности для применения своих знаний на практике. Высококвалифицированные специалисты с профильным образованием являются довольно востребованными на трудовом рынке. Так чем же все-таки занимаются искусствоведы? Это интересует большинство людей, которые узнают об этой профессии.

Где работают искусствоведы?

Как уже говорилось выше, профессионал с высоким уровнем квалификации и широким багажом знаний в своей области легко может найти применение своим навыкам. Искусствоведы могут работать в разных сферах, где будут полезны их знания.

Это могут быть и музеи, галереи, школы искусств и университеты, министерство культуры и т. д. Также такие эксперты будут просто незаменимы в антикварных магазинах и торговых аукционах, где продаются предметы искусств. К тому же сертифицированные и лицензированные искусствоведы могут проводить историко-культурные экспертизы и консультировать по тем предметам, которые связаны с их специализацией.

Из вышеизложенного видно, что искусствовед - это довольно многогранная профессия, которая хоть и не слишком распространена в России, но ее представители пользуются хорошим спросом в узких кругах. Однако, чтобы достичь успеха на этом поприще, нужно иметь немалый объем знаний, получить хорошее образование, но даже при наличии всего этого новичку вряд ли удастся на первых порах получать достойную и соразмерную оплату. Лишь со временем и опытом доход от такой работы станет расти.

Ассоциация искусствоведов

В нашей стране есть целая ассоциация представителей этой профессии, которая располагается в Москве. Эта общественная организация занимается проведением различных экспертиз предметов искусства, подготовкой квалифицированных специалистов, а также на ее базе проводятся различные научно-практические конференции, исследовательские работы и проектные выставки.

Также ассоциация поддерживает искусствоведов и представителей творческих профессий со всей России. При поддержке государства она выделяет стипендии, выдвигает своих коллег на премии, гранты и награды, осуществляет их защиту и т. д.

Помимо общероссийской ассоциации и ее представительств, существуют и другие независимые организации. Практически в каждом крупном городе РФ есть своя ассоциация искусствоведов, которая выполняет в целом те же функции, но в меньших масштабах.

Заключение

Искусствовед - это не просто профессия. Чтобы добиться в ней успеха, нужно с головой погрузиться в нее, посвятить себя целиком и полностью этому делу. Это должно нравиться настолько сильно, чтобы человек мог постоянно заниматься расширением своих познаний, понимать в искусстве очень многое.

Вместе со всеми сложностями, искусствовед - это очень интересная и увлекательная профессия, которая позволяет не только наслаждаться произведениями искусства, но и постоянно находиться в окружении образованных и творческих людей, неординарных личностей, которые посвящают свою жизнь искусству, созидая и создавая его.

Поэтому можно смело сказать, что быть искусствоведом - это призвание, но в то же время и профессия, которая подойдет не каждому. Но те, кому она приходится по душе, растворяются в ней полностью, погружаясь в этот чудесный мир искусства и творчества, креатива и нестандартного мышления.

Малика Уразгалиева

27 лет, искусствовед, национальный музей РК

Стаж работы - 3 года

ПУТЬ К ПРОФЕССИИ

Выбор профессии сложился спонтанно. Мой папа хотел, чтобы я стала финансистом, и были даже попытки поступить на эту специальность. Но однажды мама просто спросила, а не хочу ли я работать в сфере искусства. У меня не было никакого представления о том, кто такой искусствовед. На тот момент картины для меня были предметом эстетики, которые доставляют удовольствие, когда смотришь на них и не более. Подумав, я решила поступать на искусствоведение. Так я начала учиться в Казахской национальной академии искусств имени Жургенова и поняла, что учиться на искусствоведа не просто.

Я благодарна своим педагогам: Ольге Владимировне Батуриной, Юсуповой Ардак Кенесовне, Светлане Аркадьевне Яшкиевой. В академии я начала увлекаться операторским искусством и режиссурой. Был риск не закончить искусствоведение, но мне помогла Ольга Владимировна, она сказала, что быть искусствоведом - это призвание, а у меня есть определенные способности, видение, и она попросила их сохранить. Это помогло мне продержаться и, более того, перевестись в университет в Санкт-Петербурге.

Учиться в Санкт-Петербурге было сложно, но интересно. Часами у нас проходили лекции в Государственном русском музее, Эрмитаже, мы могли по два-три часа сидеть перед одной картиной и рассматривать ее. А когда у нас начался предмет «Экспертиза» была возможность дотрагиваться до холста, анализировать тактильно. В такой момент неимоверно захватывает дух, потому что до этого произведение было для тебя картинкой в журнале, а здесь ты стоишь перед легендарным произведением и понимаешь, что сейчас контактируешь с картиной напрямую. Это были такие произведения как «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, произведения импрессионистов Клода Моне, Ван Гога, Ренуара. В русском музее это были произведения Кандинского, Малевича и многих других.

Процесс обучения давался нелегко. Мы сдавали по пять-шесть экзаменов, по каждому предмету учили по 900 произведений искусства, нужно было знать точно название, автора, размеры, место хранения, и легенду, связанную с данным произведением искусства.

В общем, процесс обучения в Санкт-Петербурге и в Казахстане занял шесть лет. В Санкт-Петербурге у нас было интегрированное обучение, по окончанию я имею два диплома, как переводчик с английского языка в сфере культуры и искусства, и искусствовед. Я не работаю переводчиком, но мне помогло владение английским языком и некоторыми другими европейскими языками в получении новой информации для своих исследований.

По возвращению с Санкт-Петербурга были опасения по поводу того, насколько я буду востребована . Потому что там высокая конкуренция: для того, чтобы стать экскурсоводом в Эрмитаже, нужно пройти специализированные годовые курсы обучения и иметь красный диплом историка-искусствоведа. Они относятся к искусствоведу как к человеку науки.

Приехав в Астану, я попала в хороший коллектив музея, который находился при Назарбаев Центре. Это была интересная работа, я окунулась в экспозиционно-выставочную деятельность: мы организовывали выставки, выстраивали экспозицию, продумывали концепции выставок. Сейчас я решила развиваться и продолжать совершенствовать свои знания, работая в Национальном музее.

Мне предстоит многое сделать, чтобы назвать себя полноценным искусствоведом . В частности закончить кандидатское исследование и опубликовать большое количество статей, которые станут полезными. Как у искусствоведа у меня в глубине души таится мечта, чтобы в будущем мои статьи и монографии были интересны и стали цитируемы.

О СПЕЦИФИКЕ И СЛОЖНОСТЯХ

Я рада и не жалею, что выбрала эту специальность . Эта профессия для души. В Санкт-Петербурге я поняла, что искусствовед - это не куратор и не арт-критик, это, в первую очередь, знаток. Человек, который понимает искусство. А что значит понимать искусство? Это значит не только понимать, что изображено на картине, но понимать методологию, философию, историю искусства.

Картина - это часть нашей жизни. Каждый из нас имеет свою картину мира, которая формируется из наших впечатлений, воспоминаний, опыта. Эту самую картину мы можем проецировать на холст, мрамор и создавать тем самым свое произведение жизни.

Я посетила все музеи Санкт-Петербурга и Москвы, также была в музеях Парижа: Лувр, Орсе, в Риме, во Флоренции, в музеях изобразительного искусства в Вашингтоне, также в исторических музеях Альбукерке, и других музеях США. Но могу сказать, что посетила не так много музеев, как необходимо для искусствоведа.

Для искусствоведа важно быть насмотренным. Это значит не лениться, смотреть постоянно как можно больше репродукций, печати, каталогов, заходить на сайты музеев, интересоваться какие сейчас проходят выставки. В моем представлении искусствовед - это еще и визуал, то есть человек, который воспринимает мир визуально и чувствует свет, видит композицию.

Для понимания произведения важно знать, когда оно было создано и воспринимать его в контексте истории или определенного творческого этапа в жизни художника. В этом помогают путешествия, поездки.

Работа искусствоведа - это не та специальность, которая сразу дает возможность зарабатывать большие деньги. Для начала нужно любить то, что ты делаешь. Будучи искусствоведом, ты постоянно находишься в процессе саморазвития, становления собственной личности, расширения кругозора.

Работать в искусстве - это сплошные открытия, потому что постоянно сталкиваешься с интересными выставками, проектами, художниками. Когда я приехала в Астану, это был совершенно новый опыт. Для меня было открытием, насколько власть может влиять на развитие искусства. Есть даже ряд диссертационных исследований, где люди пишут о том, что такое эстетика власти, и как министерство и правительство способствуют формированию и развитию искусства и культуры в стране. Это то, что я пытаюсь понять в своей диссертации, поднимаю актуальные вопросы развития современного искусства Казахстана.

О ГЛАВНЫХ КАЧЕСТВАХ ИСКУССТВОВЕДА

Для искусствоведа, во-первых, нужно усердие . Как-то на лекциях один из наших профессоров рассказывал, что вышел из сферы искусства на три года. Небольшой период, но когда он вернулся, ему казалось, что он пропустил целую эпоху. Потому что искусство развивается стремительно. Оно никого не ждет. Когда у человека наступает творческий процесс, он не имеет никаких рамок: ни временных, ни пространственных. Я говорю о художниках, исследователях, о всех, кто по кирпичику формирует развитие искусства.

Для человека, который хотел бы посвятить свою жизнь искусствоведению, изучению искусства, важно развивать в себе быстроту. Быстроту понимания, чуткость, стремление познать как можно больше, важно иметь профессиональное любопытство. Также важно быть в хорошем настроении, потому что у картин есть своя аура и эта энергетика пропитывает человека. Причем она лучше и легче впитывается, когда человек расположен к произведению. Отсюда идет и прямое понимание самого произведения.

Чувство ответственности важно для искусствоведа, когда ты интерпретируешь какие-то произведения, ты несешь ответственность перед зрителем.

Нет таких людей, которые не способны понять искусство . Я считаю, что искусство - это часть культуры. Каждый человек формирует культуру, а значит человек состоит из культуры и искусства. Мне встречались люди, которые не имели никакого отношения к сфере искусства, видели произведение впервые, и удивительным образом четко и точно формулировали главную идею создания этого произведения. Это волшебство.

Сегодня, к счастью, складывается тенденция, что увлекаться искусством - это не просто модно. Это уже необходимо человеку для наполнения своей души, внутреннего мира. На мой взгляд, именно художественные произведения помогают заполнять пробелы в процессе становления человека как личности.

Выражаем благодарность Национальному Музею РК за предоставленную возможность проведения съемок.