И стория жостовского подноса в трех словах: смекалка, династия, мода. Крепостные Вишняковы «подглядели» технологию изготовления лаков в соседнем Федоскино, добавили роспись на подносы - и 24 декабря 1825 года основали свою мастерскую .

1. Успех Жостово - от личности в ремесле. Осип Вишняков удачно соединил два промысла: уральский - производство подносов - и федоскинские лаки. Уже открыв свое дело, хозяин мастерских стал ходить в Москву в торговые ряды - продавать товар, и капитала хватило для лавки на Цветном бульваре.

2. Мода на чай в России стала поистине судьбоносной для подмосковного Жостово. Местные ремесленники едва освоили производство лаков и поставили на поток подносы. Тут как нельзя кстати - новая традиция: чаепитие. Так мода и обеспечила спрос: поднос - лучшая пара для самовара.

Жостовская роспись. 1975. Фотография: Б. Корзина / Фотохроника ТАСС

Жостовская роспись. 1985. Фотография: Н. Малышева / фотохроника ТАСС

3. Главный секрет Жостово - лак. Состав до сих пор держат в тайне. Основа, правда, известна: копал, пальмовая смола из Африки и Азии. Именно лак хранит годами жостовские подносы . Старые мастера говорили: «Не боится ни жара, ни холода, получше аглицкого будет и равняется только с… китайским».

4. Визитная карточка жостовских подносов - букет. И здесь не без хитрости. Мастера добавляют объем работе, рисуя по краям мелкие цветы, едва различимые на темном фоне. В итоге основной узор выступает из глубины. Кисти собирают вручную из беличьих хвостов. Подрезать и обламывать волоски нельзя.

Фирменное клеймо Жостовской фабрики декоративной росписи на подносе. Фотография: С. Красильников / ИТАР–ТАСС

Покрытие подноса лаком на Жостовской фабрике декоративной росписи. Фотография: С. Красильников / ИТАР–ТАСС

5. На каждом фабричном подносе есть собственный знак - палитра, кисть, тюльпан. Историческое клеймо мастерской. Ставит свою подпись на подносе и художник. Правда, право на авторскую метку мастера получили после 1970 года. На старинных подносах лишь одно клеймо - фабрики с именем хозяина.

6. Особая гордость Жостово - «копченый» поднос. Называют такой узор «под черепаху» или «под червячка». Железные подносы в прямом смысле коптят пламенем свечи. Два таких подноса в конце ХIХ века были в хозяйстве писателя Льва Толстого. Сейчас они - раритеты в экспозиции музея-усадьбы в Хамовниках .

Жостовские подносы. В музее Жостовской фабрики декоративной росписи. Фотография: Б. Кавашкин / ИТАР–ТАСС

Художники расписывают подносы на Жостовской фабрике декоративной росписи. Фотография: Б. Кавашкин / ИТАР–ТАСС

7. В 30-е годы ХХ века молодая советская власть высадила на фабрику «художественный десант». С мастерами артели занимались маститые художники - Петр Кончаловский, Павел Спасский, Борис Ланге. Мастер-классы дали результат. Достояние тех лет - знаменитая цветочная роспись.

8. В годы войны главные силы артели бросили на производство печек-буржуек. Но мастера не оставили кисть, дабы не утратить роспись. Весь металл шел на нужды фронта, но в мастерской рисовали на банках из-под тушенки и переплавляли и расписывали… детские ведерки.

Жостовская роспись – русский народный промысел, заключающийся в росписи металлических подносов, придуманный в деревне Жостово Московской области.

Что везут иностранные туристы из России? Какие сувениры предпочитают? Среди традиционных предметов русских народных промыслов это и произведения жосковских мастеров- росписные металлические подносы. Жостовская роспись – русский народный промысел, заключающийся в росписи металлических подносов, придуманный в деревне Жостово Московской области.

История возникновения росписи металлических подносов.

Роспись металлических подносов возникло в середине 18 века на Урале, там, где располагались заводы металлургической направленности, и только лишь в первой половине 19 века промысел стал народным и перекочевал в деревни Московской области – Жостово, Троицкое и других. За короткие сроки жостовская роспись стала ведущей. В наше время производство подносов с этой росписью сосредоточено в деревне Жостово и в Нижнем Тагиле.

История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в нескольких подмосковных селах и деревнях — Жостове, Осташкове, Хлебникове и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.

В 1825 г. художник-миниатюрист О.Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью. В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч. существует с 1825 г.». В 1922 г. в деревне Новосельцево возникла «Новосельцевская трудовая артель» по выпуску железных лакированных подносов; в 1924 г. в деревни организовались «Жостовская трудовая артель» и «Спецкустарь»; в 1925 г. — «Лакировщик» и одновременно в селе Троицкое — артель «Свой труд» по росписи подносов. Все они были объединены в 1928 г. в специализированную артель «Металлоподнос» с центорм в деревне Жостово.

1920 — 1930 — е годы были нелегкими в истории Жостово. Общие для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации пытались изменить традиционное направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные художниками — профессионалами без учета специфики местного искусства и несущие черты станковизма и натурализма. Ведущие художники понимали чужеродность подобных новаций самой сущности народного творчества, сумели противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства. В 1960 — е годы начался новый этап в истории Жостово, продолжающийся и поныне.

Особенности производства и росписи жостовских подносов

Основной особенностью жостковской рописи это цветочный букет преимущественно на черном или красном фоне. Значительно реже фоном служат другие цвета. Традиционной особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной композиции. Художник пишет не с натуры и не по образцам, а ориентируясь на свое воображение и композиционные приемы, поэтому двух одинаковых подносов не бывает. Существует несколько сложившихся типов композиций. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц.

Другая особенность производства жостовских подносов- применение тонкой кровельной стали: листы штампуют, затем подносы проходят вальцовку для придания жесткости бортам. После этого подносы грунтуют, шлифуют и несколько раз покрывают масляным лаком обычно черного цвета с просушкой каждого слоя в печи. Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, полагаясь на собственную фантазию.

Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Орнаментальный узор наносится «твореным» золотом (золотым порошком, разведенном в прозрачном лаке или скипидаре) или гульфарбой (белой краской с лаком), которую присыпают алюминиевым порошком. Основной мотив росписи - цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Вначале делается замалевка (основные силуэты букета), затем выправка: накладываются тени, прописываются светлые места, наносятся плотные мазки, блики, тонкими линиями - прожилки листьев, тычинки, а потом крупные цветы связываются с более мелкими элементами узора травами, стеблями и т.д., в последнюю очередь наносится орнамент, расположенный на бортах (т.н. уборка).

После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком с просушкой в печи и полируют тонким порошком вручную до зеркального блеска.

За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными предметами, а ремесло обрело статус уникального вида русского народного искусства. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле.

Во всех уголках мира, во всех сувенирных лавках и магазинчиках, где выставляются предметы русского народного творчества всегда найдется место жостовской росписи. Произведению русского народного промысла росписи металлических подносов. Его яркий, красочный вид расскажет иностранцу, что Россия это не серая и унылая страна, а у наших соотечественников вызовет гордость за свою Родину.

«Жостово или секрет бархатного букета.(Экскурсия Жостово-Федоскино)»

… Фабрика представляет собой обычные серые вытянутые вширь и ввысь корпуса. Располагается немного в стороне от села Жостово. К ней ведёт красивый указатель на дороге в виде цветочного подноса.
…«Посещение» магазина при фабрике, вряд ли можно назвать просто посещением. Скорее всего, это было почище татаро-монгольского нападения на русское поселение, разве только без дымка пожарищ на руинах.
… Что там творилось - это неописуемо. Матросы, взявшие Зимний дворец, здесь нервно курят в стороне. Звуковое сопровождение было, исключая русские народные выражения, примерно таким: «Куда….блин…коза… паскуда…лезешь…дайте мне…ай…ой…щас я тебе….сама такая и т.д.».


Подъезжаем к симпатичному селу Жостово , чувствуется, что подносы здесь есть в каждом доме. :) Автобус едет по узкой, окаймлённой заснеженными берёзами, деревенской улице и на красивом указателе в виде цветочного подноса, поворачивает на дорогу к Жостовской фабрике.

Фабрика в Жостово

Фабрика представляет собой обычные серые вытянутые вширь и ввысь корпуса. Располагается немного в стороне от села. В фойе выдают чехлы на обувь, сдаём вещи в раздевалку, и толпимся вокруг женщины-художницы , сидящей у окна за столиком. Она, видимо, ждёт именно нас и начинает рисовать. На коленях у неё небольшая черная заготовка подноса, на столе палитра с красками, рука лежит на линейке, чтобы не смазать рисунок. Но сначала она несколько раз провела твёрдым концом кисточки над подносом. «Зачем вы крестите поднос? » - её тут же спросили из нашей толпы. «Это я намечаю центр композиции » - ответила художница. Рисует она пока «замалёвок» белилами, но ощущения, когда за ней наблюдаешь восхитительные. Уверенная рука, мягкие мазки, буквально через 5 минут буквально из ничего появился чудный розовый букет. Я уже различаю в нём будущие розу и цветы яблони. По красоте композиции понимаешь, что этот поднос рисуется по серьёзному, а не просто на потеху прибывшей публике. Хотя некоторая часть публики уже недовольна: «Ну пойдёмте наконец в маг…м-м-музей ! » - слышится капризный голос какой-то нетерпеливой тёти .

«Посещение» магазина при фабрике, вряд ли можно назвать просто посещением . Скорее всего, это было почище татаро-монгольского нападения на русское поселение, разве только без дымка пожарищ на руинах. Начнём с того, что ещё на половине рассказа экскурсовода в Жостовском музее за окнами, выходящими на улицу, промелькнули шапки группы бегущих женщин из нашего автобуса. Бежали они в направлении магазина (вход - с улицы). Верховодила, очевидно, та самая, сильно нервничающая по поводу «медленно» работающей художницы, дама. Желание как можно скорее умчаться в заветный магазин вместе с подругами, зашкаливало у неё за все и так низко сниженные правила приличия.

После официального завершения экскурсии всех пригласили посетить фирменный магазин подносов при фабрике. Вход в него находился снаружи музея, в начале самого фабричного здания, и был украшен плакатом с жостовской росписью . Туда, сломя голову и забывая снять с сапог поэлителеновые мешки, понеслась практически вся оставшаяся автобусная масса.

Что там творилось - это неописуемо. Матросы, взявшие Зимний дворец, здесь нервно курят в стороне. Я уже писала про «издержки» автобусного тура в этом плане в рассказе про Гжель; едва сдерживаясь, обозначила «это» и в рассказе про Федоскино; но тут описать творимое нашим народом на волне покупательской горячки обычными словами очень затруднительно.

Магазин. Подносы

Знаете, в детстве у меня была любимая книжка «Приключения Незнайки» с замечательными рисунками Валька. Так вот смешные рисованные взаимоотношения потешных донельзя коротышек очень напомнили мне обстановку в магазине.
В одном углу две тёти в длинных шубах, пыхтя, тянули один поднос в разные стороны. Не верите? :) Он был один единственный - с рябинками. Вот его и делили. Победил естественно сильнейший. В другом углу, кто-то на плечах у кого-то снимал прикреплённые подносы со стены. Первая волна щастливчиков, зацементировала наглухо подход к прилавку. Вторая волна брала первую штурмом в виде тарана, т.е. с разбегу билась о мохнатые шубные спины, стоящие монолитной стеной. Звуковое сопровождение было, исключая русские народные выражения, примерно таким: «Куда….блин… коза… паскуда…лезешь…дайте мне…ай…ой…щас я тебе….сама такая и т.д .». Продавщица за прилавком кричала на крик: «Люди, ну куда, куда вы потащили этот поднос…, зачем снимаете… ой, что вы делаете…ааа ».

Я, конечно, сначала хотела изобразить из себя гордую девушку с высоко поднятой головой и переждать весь этот колхоз на улице. Но потом быстро оценила суровые реалии, и поняла, что при таком раскладе я не привезу домой вообще ничего - народ там скупал подносы в немыслимых количествах, практически оптом. Поэтому, вспомнив любимые тренажёры, йогу и кубинские танцы в посещаемом некогда World Class-e, помчалась карабкаться по мохнатым шубам. Из того, что помню: вроде как, пробив оборону, схватила какой-то чёрный поднос, стоящий вдоль стен; вцепилась в один белый, на стене; и потащила к себе, уроненный кем-то небольшой салатовый. Прибило к кассе - оплатила. Дальше народной волной откинуло к стене. Но я с подносами! :) Чего роптать! :)

Очередь за подносами

Самое смешное, что в самый разгар позвонил муж. А как тут отвечать - я уже почти пролезла! :):) Слыша шум и звуки битвы, муж поинтересовался: «Ты где? » - «В музее », - загнанно дыша, пробивая себе щель, под чьим-то мохнатым рукавом, культурно сообщила я. «А чё, это вы там делаете? » - неподдельно удивился муж.

Но отвечать мне было уже некогда, моя всунутая в продолбленную микродырку рука, уже нашарила что-то невидимое и твёрдое на прилавке, и мне было не до разговоров.

В общем, теперь, как матёрый зубр, могу теперь бесплатно давать советы . Если вы приехали на автобусе, то надо выбирать товарищи - либо песни, либо пляски. То есть, либо полноценно наслаждаетесь экскурсией - остаётесь в музее и разговариваете с экскурсоводом, либо так же полноценно удовлетворяете естественные покупательские потребности - сразу по приезду чихаете на музей и заворачиваете в магазин. Есть ещё третий вариант: посещаете музей и пережидаете накал страстей в магазине на улице, но тогда вам остаётся лишь скупить остатки былой роскоши на прилавке и широкий ассортимент, оставшихся авторских подносов от 10 т.р. :). Есть и другой вариант - спокойно купить эти подносы в их салоне на ВВЦ - но это, согласитесь уже совсем не то! Трофей, добытый в рукопашной схватке сердцу гораздо милей, чем пресно купленный. :) И ещё есть один просто отличный (от других:)) вариант. Сесть на машину и приехать в Жостово. На фабрике договориться с экскурсией. Спокойно приехать, спокойно посмотреть и спокойно купить подносы (даже не верится, что такое бывает).

Да, - что купила. Только дома смогла рассмотреть. Художественный глаз меня не подвёл даже в такой «накалённой» обстановке. Чёрный прямоугольный - с ярко-рыжими розами, белый круглый - с букетом полевых цветов, и небольшой ярко-салатовый с колокольчиками и жёлтыми кувшинками. По подписи поняла, что один из них нарисован той самой художницей, которая показывала нам мастер-класс. Приятно.

Магазин. Подносы

Теперь надо освоить хитроумную конструкцию из 3-х петель для шуб, нанизанных на верёвочку, и повесить эту красоту на стену. А на зелёном буду подавать гостям яблочное варенье и тульские печатные пряники:).

Поднос Николая Антипова. «Цветы на золотом фоне». Фото из музея

Среди российских брендов с мировым именем особняком стоят различные народные промыслы. Оренбургские пуховые платки, деревянная посуда с хохломой, вологодские кружева и множество других, уникальных художественных промыслов широко известны как в России, так и за пределами нашей Родины. Одним из таких является жостовская роспись. История появления ее начинается в 19 веке и продолжается по сей день. Основами техники этой росписи можно овладеть, изучив различные методические материалы. А стать настоящим мастером поможет вдохновение и практика.

Жостовская роспись берет свое начало от традиционной тагильской художественной росписи. Попав в центральную Россию, промысел был подхвачен мастерами в селах нынешней московской области - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком. Изначально цветочными мотивами расписывались лакированные предметы из папье-маше. Чуть позже, с развитием металлургии, мастера перешли на более прочные и практичные металлические подносы. В начале XX века разрозненные мастерские объединились в артель «Металлоподнос». Преодолев множество противоречий предвоенного и кризис военного времени, в 1960 году сформировалась жостовская фабрика декоративной живописи. В настоящее время жостовские подносы можно встретить по всему миру, традиционные цветочные букеты узнаваемы и любимы. Они участвуют в различных выставках и конкурсах, представлены в музеях. Жостовскую роспись копируют, имитируют, создают изделия «по мотивам».

Чтобы создать вещь в стиле Жостово, необходимо придерживаться определённых правил:

Основой для росписи является металлический (кованый или штампованный) поднос.

Мастера на фабрике Жостово расписывают подносы масляными красками с помощью беличьих кистей. Однако, для имитации жостовской росписи можно использовать и акриловые краски с синтетическими кистями. Для того, чтобы акрил не высыхал слишком быстро и давал большую свободу действий, можно добавить в него замедлитель высыхания.

Поднос грунтуется и окрашивается в основной цвет. Чаще всего встречаются жостовские подносы чёрного цвета, однако фон может быть и другим - красным, синим, зелёным или даже белым. Поскольку изделие предполагает глянцевое покрытие, поверхность должна быть идеально ровной.

На изделие набрасывается общая композиция рисунка - так называемая замалевка. Поскольку нашей целью является лишь имитация жостовской росписи, для облегчения работы можно заранее нанести контур карандашом.

Замалевка - рисунок слегка забелёнными красками, передающий основной сюжет будущей росписи. Как правило, это декоративные натюрморты из фантазийных цветов и фруктов, реже - узнаваемые виды цветов.

Рисунок наносится от центра по кругу.

После нанесения замалевки работу необходимо просушить. На фабрике подносы сохнут 12 часов в специальных сушильных камерах. Акриловые краски сохнут значительно быстрее масляных, поэтому одного-двух часов будет достаточно, чтобы рисунок полностью высох.

Так называемая выправка состоит из нескольких операций - тенежка, бликовка, чертежка, посадка семенцов и привязка. Из названия можно понять суть процесса. Тенежка – прорисовка теней на элементах; бликовка – создание светлых бликов, придание объема; чертежка - детализация рисунка, добавление мелких элементов; привязка – объединение разделенных элементов в один цельный рисунок. Задача всех этих процессов - выделить детали, придать росписи максимальную детализацию и декоративность, «оживить» рисунок. Именно в этот момент проявляется индивидуальность мастера, его виденье изделия в целом.

После того, как роспись центрального элемента закончена, бортики подноса необходимо украсить легким растительным орнаментом контрастного цвета. Удобнее всего сделать это тонкой кистью-лайнером. Изделие покрывается тремя-четырьмя слоями лака (в нашем случае акрилового) с промежуточной просушкой. Лак лучше использовать глянцевый или полуглянцевый - он придаст изделию необходимую яркость и декоративность. Если предполагается использование подноса по назначению, можно завершить обработку термостойким лаком - например, нитролаком «Цапон», в 2-3 слоя.


Конечно, созданную таким образом вещь нельзя назвать настоящей жостовской. Это всего лишь имитация или стилизация. Однако, практикуясь, можно значительно приблизиться к идеалу, научившись создавать оригинальные композиции и перейдя на технологии, используемые непосредственно на фабрике декоративной росписи в Подмосковье. А возможно, со временем стать родоначальником нового направления в декоративной росписи - ведь когда-то даже жостовская роспись была лишь "вариацией на тему".

Уникальная техника лаковой росписи была придумана отнюдь не под Москвой, а на уральских заводах купцов Демидовых, в Нижнем Тагиле. Крепостной Худояров изобрел «хрустальный» лак, который «на железе, меди и дереве ни мало не трескается». Особая техника росписи развивалась в Тагиле с конца XVIII века, затем ее освоили и в других мастерских — очень уж всем нравились эти нарядные подносы с красивыми букетами цветов!

Подносный промысел в Подмосковье возникает в начале XIX века, и связано это с деятельностью семьи Вешняковых, местных уроженцев.

У каждого мастера в Жостове свое клеймо, по которому можно узнать подлинность подноса.

Вешняковы были откупившимися на волю крестьянами, талантливыми мастерами и успешными предпринимателями. Они основали мастерские, в которых занимались изготовлением разнообразных изделий из папье-маше с миниатюрной росписью. Красивые мелочи пользовались большим спросом среди населения, дело быстро развивалось, и Филипп Вешняков, старший из клана, вскоре перебрался в Москву. Однако его сын Осип отделился от отца, вернулся на малую родину и открыл свое собственное дело в деревне Жостово. Троицкая волость, где находилась деревня, была тогда центром подмосковного ремесленного производства. Во множестве деревень были мастерские, в которых искусные ремесленники занимались различными промыслами, а в деревне Жостово таких мастерских было двадцать две.

Осип Вешняков выпускал табакерки, коробочки, чайницы, шкатулки, портсигары, козырьки для фуражек, а заодно и расписные подносы. К сожалению, они были слишком хрупкими и непрактичными, хотя и красивыми, а вот тагильские железные подносы пользовались большей популярностью у покупателей.

Жостовские подносы есть в коллекциях испанских и британских монархов.

Железные подносы

Осип Вешняков принял решение отказаться от папье-маше и тоже перейти к изготовлению железных подносов, ведь спрос на них постоянно увеличивался. У жостовских мастеров перед тагильскими конкурентами было преимущество — они знали секрет более прочного лака, который долго не трескался, сохраняя роспись. Это стало решающим фактором в конкурентной борьбе. Мастерская в Жостове практически целиком перешла на изготовление железных подносов, то и дело расширяя производство, и только совсем старые мастера продолжали делать милые безделушки из папье-маше.

Как и у тагильских подносов, главным мотивом жостовских были цветочные букеты. У этой росписи много источников. Она напоминает народную вышивку бисером, павлопосадские платки, ивановские яркие ситцы, курские ковры. Здесь та же яркость красок, смелое сочетание цветов, пышная декоративность. Похожие мотивы можно заметить также в народных росписях крестьянских сундуков и прялок, на деревянной и керамической посуде. Все эти народные орнаменты мастера фабрики брали на заметку, и в результате у них сложился собственный уникальный стиль, узнаваемый всеми. Цветочные букеты жостовских подносов не спутаешь ни с какими другими.

Каждый мастер одновременно делает несколько подносов, в день опытный профессионал расписывает от пяти до десяти изделий. Во время росписи поднос лежит не на столе, а у мастера на колене, и художник вращает или двигает поднос, как бы подставляя нужный участок под кисточку.

Жостовская фабрика

Жостовская фабрика успешно развивалась на протяжении всего XIX века. Подносы покупали и в богатые купеческие дома, и в квартиры рабочих, да и в знаменитых московских чайных угощения подавали именно на них. Многие приобретали жостовские подносы для украшения дома, а не для использования — так приятны были глазу эти яркие «картины».

Однако, как и многие кустарные производства, в начале ХХ века фабрика переживает нелегкие времена. Спрос на подносы начал падать, а их производство — неуклонно сокращаться. Мастера были вынуждены заниматься крестьянским трудом или отправляться на заводы.

Дальнейшие события истории — война, революция, первые годы советской власти — поставили, было, крест на этом красивом ремесле, но в начале 1920-х годов началось постепенное возрождение многих художественных артелей, в том числе и Жостова. Кустарные производства соседних деревень в 1928 году были объединены в одну крупную фабрику под названием «Металлоподнос» (в 1960-м ее переименовали в Жостовскую фабрику декоративной росписи — так она называется и до сих пор).

Новая власть требовала от художников идеологической поддержки. Но жостовские мастера сумели не отказаться от своего искусства, не переключились на революционные и социалистические сюжеты. Были попытки сделать росписи подносов более реалистичными, с использованием приемов станковой живописи, но они оказались неудачными, и от этих идей мастера отказались. На подносах Жостовской фабрики по-прежнему расцветали на черном фоне красочные букеты и вились гирлянды цветов, выполненные с неизменным высочайшим мастерством.

Японские ученые исследовали жостовские подносы с помощью специального прибора и пришли к выводу, что они излучают добрую энергию. По их заказу были изготовлены подносы с изображением сакур и иероглифов.

Наверное, наибольшего расцвета Жостовская фабрика достигла в 60-70-е годы ХХ века. Красивые, нарядные подносы ручной работы были во многих советских семьях, служили украшением дома, считались отличными подарками. Большим спросом эти уникальные авторские изделия пользовались и за рубежом, иностранные туристы увозили их как русский сувенир наряду с хохломой, гжелью, матрешками и дымковской игрушкой.

В наши дни старинное ремесло по-прежнему живо, и на смену прежним мастерам приходят молодые, с интересом и удовольствием перенимающие секреты их изысканного искусства.

Секреты мастерства

Изготовление жостовских подносов — долгий и кропотливый процесс. Современные мастера неукоснительно соблюдают старинную технологию. Загрунтованные и зашпатлеванные, покрашенные черной краской и покрытые двумя слоями лака подносы попадают, наконец, к художникам. Они пишут масляными красками, обильно разбавленными скипидаром и льняным маслом. Такая краска легко стекает с беличьей кисти, и это позволяет делать упругий и тонкий мазок.

Первая стадия росписи называется замалевкой, вторая — выправкой. В замалевке художник при помощи широкой кисти набрасывает силуэт букета. После чего поднос сушится в течение 12 часов. Роспись делается без предварительного рисунка, сразу набело — так, что исправить потом ничего нельзя. На стадии выправки прорисовывают мелкие детали, наводят тени и блики.

Готовую роспись покрывают тремя слоями светлого лака. Каждый слой просушивают и полируют пемзой и грубым сукном. Последний этап — наводка зеркального блеска на лак: ее делают вручную, при помощи мела тончайшего мучного помола.