У каждого человека есть определенный набор потребностей и желаний. Все, что он делает, в конечном итоге вытекает из этих ценностей и потребностей: в любви, признании, общении, саморазвитии, продолжении рода, получении материальных благ и т. д.

Что такое мотив

Необходимость человеческих существ в чем-то (например, в общении с другими людьми, в определенных переживаниях) имеет свои объяснения.

Тот предмет, который побуждает, заставляет человека поступать определенным образом, называется мотивом. Другими словами, это некие причины, объясняющие поступки людей.

Тема достаточно актуальная. Рассмотрим более глубоко, что такое мотив. В психологии давно занимаются внутренними причинами человеческих поступков и стараются понять, ради чего человек совершает определенные действия. Это делается, чтобы можно было классифицировать мотивы, хоть как-то их упорядочить. А поняв их, предугадать и защититься от негативных поступков других. Ведь далеко не все они направлены на добро.

Но не только мотивы являются движущей силой в поведении. Есть еще страх, привычка, жизненные цели и ценности, состояние аффекта. Что такое мотив деятельности? Это всегда глубоко личное. Он отвечает на вопрос о том, почему именно этот человек поступил так, а не иначе. Все другие позиции восприятия не такие личностные.

Продолжим разговор о том, что такое мотив. Причины человеческих поступков делятся на разные категории.

Мотивы: благородные и низменные

Здесь можно говорить про два распространенных противопоставления — «хочу» и «надо». Высокие (благородные) мотивы всегда связаны с желанием помочь другим, иногда это может быть даже в ущерб себе.

Низменные же направлены исключительно на себя любимого. При таком виде мотивов человек не только игнорирует других и их желания, но и действует в ущерб своему будущему, занимаясь удовлетворением только сегодняшних проходящих потребностей.

Готовность отказаться на время от комфорта ради достижения какой-либо цели (в учебе, любви, карьере) — это благородные мотивы. Так, занятия спортом (тогда, когда не очень хочется, вместо отдыха на диване, прогулок с друзьями) имеют благородные мотивы. А вот обжорство, наоборот - низменные.

Мотивы скрытые и явные

Не всегда можно сразу понять и объяснить поведение человека. То есть мотив может быть неявным, или же будут присутствовать сразу несколько причин поступка - лежащие на поверхности, явные мотивы и скрытые, запрятанные глубоко внутри, которые человек не открывает не только окружающим, но и самому себе.

Последние причины может не понимать и сам человек, не начав разбираться и копаться в себе. Иногда за внешне красивыми словами и благородными поступками скрывается банальная выгода или расчет. Так часто бывает в любовных отношениях между женщиной и мужчиной. Один любит по-настоящему, а другой только позволяет любить, пользуется, при этом желая выглядеть положительно в глазах других.

Люди часто стыдятся скрытых мотивов своих поступков. Они чаще не так красивы, как хотелось бы. Поэтому на первое место в таких случаях выходят мотивы явные.

Реактивные и проактивные состояния

Есть два варианта мотивации.

Первый, когда человек рассматривает существующие обстоятельства, анализирует их, делает выводы, на основании которых потом действует. Это осознанный выбор и мотив акции (проактивный).

Второй вариант — реактивный, когда уже обстоятельства начинают определять поведение человека. Тогда его выбор перестает быть свободным. Человеком начинает управлять ситуация.

Поступки человека с точки зрения закона

Что такое мотив? Этот вопрос очень важен при расследовании различных преступлений. Ответ на него может напрямую повлиять на следствие, приговор, меру наказания и дальнейшую жизнь совершившего какое-либо противоправное действие.

По уголовному закону, ответственность лица наступает только в случае установления вины. Необходимо соблюдать права человека и никого не обвинять голословно. Для этого как раз и необходимо понять, что такое мотив преступления, и установить его. Это также помогает впоследствии предотвращать преступления.

Что такое мотив, и какие формы его проявления встречаются в преступной деятельности? Список широк: зависть, месть, ревность, хулиганство. На первом месте среди мотивов стоит корысть. Под ее отрицательным влиянием люди чаще всего идут на преступления. Особенно этот мотив стал ярко проявляться с появлением частной собственности, больших денег и возможностей.

Есть преступления, совершенные, на первый взгляд, спонтанно, без каких-либо целей. Мотив также не просматривается. Такие ситуации чаще всего встречаются у людей, действующих под напором эмоций, а не разума. Либо за компанию. Например, кражи в маленьких магазинчиках группой подростков или угон автомобиля, чтобы просто покататься.

Таким образом, знание основных мотивов поступков человека может помочь нам эффективнее взаимодействовать друг с другом.

Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п. Так, ученого к научной деятельности могут побуждать следующие мотивы: самореализация, познавательный интерес, самоутверждение, материальные стимулы (денежное вознаграждение), социальные мотивы (ответственность, стремление принести пользу обществу).

Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация.

Мотивы - это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация.

Мотив не может быть объяснен сам по себе. Он может быть понят в системе тех факторов - образов, отношений, действий личности, которые составляют общий строй психической жизни. Его роль заключается в том, чтобы придать поведению импульс и направленность к цели.

Побуждающие факторы можно распределить на два относительно самостоятельных класса:

§ потребности и инстинкты как источники активности;

§ мотивы как причины, которые определяют направленность поведения или деятельности.

Потребность - это необходимое условие любой деятельности, однако потребность сама по себе еще не способна задать деятельности четкого направления

Таким образом, потребность побуждает к активности, а мотив - к направленной деятельности. Можно сказать, что мотив - это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта

Одни мотивы являются основными, ведущими, другие - второстепенными, побочными, они не имеют самостоятельного значения и всегда подчинены ведущим.

Мотив достижения - стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.

Мотивация достижения (и поведение, которое направлено на высокие результаты) даже у одного и того же человека не всегда одинакова и зависит от ситуации и предмета деятельности. Кто-то выбирает сложные задачи по математике, а кто-то, наоборот, ограничиваясь скромными целями в точных науках, выбирает сложные темы по литературе, стремясь достичь именно в данной области высоких результатов. Что же определяет уровень мотивации в каждой конкретной деятельности?

Ученые выделяют четыре фактора:

1. значимость достижения успеха;

2. надежда на успех;

3. субъективно оцениваемая вероятность достижения успеха;

4. субъективные эталоны достижения.

Деятельностные мотивы могут быть самые разные:

§ органические - направлены на удовлетворение естественных потребностей организма и связаны с ростом, самосохранением и развитием организма;

§ функциональные - удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например занятия спортом;

§ материальные - побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов;

§ социальные - порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение;

§ духовные - лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека.

Органические и функциональные мотивы в совокупности составляют мотивацию поведения и деятельности личности в тех или иных обстоятельствах и могут не просто влиять, но изменять друг друга.

Мотивы не только побуждают человека к действию, но и придают его поступкам и действиям личностный, субъективный смысл. На практике важно учитывать, что люди, совершая одинаковые по форме и предметным результатам поступки, нередко руководствуются разными, порой противоположными мотивами, придают разное личностное значение своему поведению, действиям. В соответствии с этим и оценка поступков должна быть различной: и нравственной, и правовой.

Мотивация и личность.

Мотивы личности - это потребность (или система потребностей) личности в функции побуждения. Внутренние психические побуждения к деятельности, поведению обусловлены актуализацией тех или иных потребностей личности.

Виды мотивов личности

Ксознательно обоснованным мотивам следует отнести ценности, убеждения, намерения.

Ценность

Ценность - это понятие, используемое в философии для указания на личностную, социально-культурную значимость определенных объектов и явлений. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, элементов внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации составляют основу сознания и деятельности личности. Ценность - личностно окрашенное отношение к миру, возникающее на основе не только знания и информации, но и собственного жизненного опыта. Ценности придают смысл человеческой жизни. Непреходящее значение в мире ценностных ориентаций человека имеют вера, воля, сомнение, идеал. Ценности - часть культуры, получаемая от родителей, семьи, религии, организаций, школы и окружающей среды. Культурные ценности - это широко поддерживаемые убеждения, определяющие, что желательно и что верно. Ценности могут быть:

§ самоориентированными, которые касаются индивида, отражают его цели и общий подход к жизни;

§ ориентированными другими, которые отражают желания общества, касающиеся взаимоотношений между индивидом и группами;

§ ориентированными окружающей средой, которые воплощают представления общества о желательных взаимоотношениях индивида с его экономической и природной средой.

Убеждения

Убеждения - это мотивы практической и теоретической деятельности, обоснованные теоретическими знаниями и всем мировоззрением человека. Например, человек становится учителем не только потому, что ему интересно передавать знания детям, не только потому, что он любит работать с детьми, но и потому, что хорошо знает, как многое в создании общества зависит от воспитания сознательности. Это значит, что он выбрал свою профессию не только из интереса и по склонности к ней, но и по своим убеждениям. Глубоко обоснованные убеждения сохраняются на протяжении всей жизни человека. Убеждения - наиболее обобщенные мотивы. Однако если обобщенность и устойчивость - характерные признаки свойств личности, то убеждения уже нельзя назвать мотивами в принятом смысле слова. Чем более обобщенным становится мотив, тем ближе он к свойству личности.

Намерение

Намерение - сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с четким представлением средств и способов действия. Здесь объединяются побуждение к действию и планирование. Намерение организует поведение человека.

Рассмотренные типы мотивов охватывают лишь основные проявления мотивационной сферы. В реальности существует столько различных мотивов, сколько возможно отношений человек-среда.

Теории мотивации

С точки зрения классификации Х. Шольца, представляется целесообразным деление теорий мотивации - в зависимости от предмета анализа - на три главных направления:

· Теории, в основе которых лежит специфическая картина работника - эти теории исходят из определенного образа работника, его потребностей и мотивов. К ним относятся «XY-теория» Дугласа Макгрегора, теория «Z» Уильяма Оучи (англ.)русск..

· Процессуальные теории - выходят за рамки отдельного индивида и изучают влияние на мотивацию различных факторов среды. К теориям этого типа относят теорию трудовой мотивации Д. Аткинсона, теорию справедливости С. Адамса, теорию мотивации В. Врума, теорию Портера - Лоулера, теорию 12 факторов Ричи и Мартина.

В своей работе «Мотивация и личность» (1954) Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, или инстинктивные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. Данные работы продолжили и другие ученые.

Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.
Ступени (снизу вверх):
1. Физиологические
2. Безопасность
3. Любовь/Принадлежность к чему-либо
4. Уважение
5. Познание
6. Эстетические
7. Самоактуализация
Причем последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)

Понятие и виды общения.

Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди.

В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным , связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее - реципиентом.

В общении можно выделить ряд аспектов : содержание, цель и средства. Содержание общения - информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому.

Цель общения -- отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?».

У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому.

Кодирование информации -- это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Процесс общения (коммуникации). Во-первых , он состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять "считывать" со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается). В-третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи.

Структура общени я. К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения состоит во взаимном обмене информацией между партнера между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, идей, мнений, чувств. Выделяют два типа информации - побудительную и констатирующую.

Интерактивная сторона общения заключается в обмене действиями, то есть организации межличностного взаимодействия, позволяющимся реализовать для них некоторую общающимся реализовать для них некоторую общую деятельность.

Перцептивная сторона общения есть процесс воспитания, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений и означает процесс воспитания «социальных объектов».

В общении выделяют : содержание, цель, средства, функции, формы, стороны, виды, барьеры.

Материальное - обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов. - Когнитивное -обмен знаниями.

Деятельное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками. Кондиционное - обмен психическими или физиологическими состояниями. Мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями.

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. По целям общение делится на биологическое и социальное .

Биологическое - это общение, необходимое для подержания, сохранения и развития организма.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов , установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить биологических и социальных потребностей. Назовем основные из них:

Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности.

Личностное общение , напротив, сосредоточено в основном вокруг психологи-ческих проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека.

Инструментальное - общение , которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

Целевое - это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае-потребности в общении.

Четыре основные функции общения : инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия; интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей; самовыражение функция определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста; трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т.д.

Специфическое свойство межличностной коммуникации - его двухуровневой организации . В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном , так и невербальном уровне.

На вербальном ,уровне в качестве средства передачи информации используется человеческая речь. К невербальной коммуникации относятся воспринимаемый внешний вид и выразительные движения человека - жесты, мимика, позы, походка


Похожая информация.


Мотив – это сама потребность, которая может стимулировать человека на совершение каких-либо действий, необходимых для достижения поставленных целей (в данном случае – удовлетворение потребности).

Практически любые действия человека основаны на его потребностях, каждая из которых носит свой иной характер. Также человеческим потребностям свойственна изменчивость.

Это значит, что с изменением возраста, местонахождения или круга общения, меняются и приоритеты человека, его взгляды на то, что ему необходимо в данный момент.

Главенство потребностей тоже изменяется – самой важно становится наиболее соответствующая моменту, взглядам и смыслу жизни человека.

Именно это и способствует появлению мотивов в жизни человека. Потребность – это самый важный стимул, направляющий и мотивирующий человека на деятельность.

Что такое мотив, мотивация, мотивирование?

Мотивы могут быть, как отрицающими, так и побуждающими к работе.

Если в первом случае мотивом будет являться протест, то во втором напротив – выполнение предложенной работы.

Что может являться мотивом?

  • потребность;
  • эмоция;
  • чувства;
  • желания.

Мотивационно-потребностная сфера личности формируется из целой совокупности мотивов, которые были у человека на протяжении всей его жизни.

Считается, что именно эта сфера и формирует личность человека, отражая его жизненные принципы.

Мотивация – это процесс, побуждающий на действия, необходимые для достижения целей одного человека или целой группы.

Главным отличием этого понятия от понятия «мотив» является его двусмысленность. С одной стороны, мотив — это целая система различных факторов, оказывающих влияние на человека, его поступки, мотивы и намерения. С другой стороны, мотив — это процесс, поддерживающий деятельность человека.

Благодаря правильной мотивации, человек может компенсировать недостатки той или иной деятельности.

Упор идёт на успех действия, обязательное достижение цели и удовлетворения потребности. Значит, и сам успех будет зависеть не только от способностей, умений или накопленных знаний, но и от силы мотивации.

Высокий уровень мотивации способен заставить человека приложить максимум усилий для достижения результата. Как правило, высокомотивированные люди не только больше работают, но и справляются со своими заданиями намного успешнее.

Мотивирование – это непосредственно влияние на человека через его собственные мотивы. Главной целью такого воздействия является побуждение человека к действиям и достижению поставленных задач.

Какие могут быть мотивы у человека?

Вся жизнь человека основана на мотивах. Именно они заставляют индивидуума двигаться вперёд к созданным целям.

В зависимости от того, чем является мотив, будет отличаться и конечная цель.

Мотивами могут быть:

  • различные интересы;
  • самореализация и самоутверждение;
  • чувства и эмоции;
  • ответственность;
  • долг перед общественностью;
  • материальный стимул.

Однако следует понимать, что мотив и потребность – совершенно разные понятия. Мотив побуждает человека к направленной деятельности, к завершению работы и достижению поставленной цели. Такие действия придают человеку характер личности, выделяют его поступки и деятельность на общем фоне.

А потребность заставляет человека действовать ради удовлетворения секундных желаний, что в следствии может перерасти в мотив.

В чем смысл мотивированной деятельности?

Если проанализировать процесс достижения человеком цели, то можно понять – удовольствие приносит не только конечный результат, но и сами действия. Обычно человеку нравится процесс умственной или физической активности, направленной на самосовершенствование.

Деятельностные мотивы

  1. Органические мотивы –будут касаться обеспечения физиологических потребностей человека. Обеспечение его жизни: чувство голода, холода, самосохранения. Естественно, что именно эти потребности человек будет удовлетворять в первую очередь. А потому такие мотивы являются самыми сильными, так как обеспечивают функциональность организма и его защиту.
  2. Функциональные мотивы – обеспечивают культурный и духовный рост человека. Это желание человека саморазвиваться, посещать различные заведения, заниматься спортом или иным видом деятельности, направленным на улучшение физических и личностных качеств человека.
  3. Материальные мотивы – ориентируют на получение вещей, необходимых для комфортных условий жизни человека. Деньги, предметы роскоши или быта.
  4. Социальные мотивы – деятельность человека, как личности. Проявление социальных интересов человека в обществе. Статус, слава и многие другие.
  5. Духовные мотивы – эти мотивы схожи с функциональными, однако подразумевают стремление человека к религии и Богу. Уход от тела и реального мира, в надежде на получение духовного насыщения и спокойствия.

Сознательно обоснованные мотивы

Убеждения – это мотивы, в первую очередь основанные на мировосприятии человека, его принципах и правилах жизни. Убеждения формируются в человеке, начиная с его сознательного возраста, до самого конца жизни. Однако убеждения, признанные человеком самыми важными, остаются с ним навсегда.

Ценность – это отношение человека к миру. Его взвешенная система, основанная на личностном опыте, знаниях и характере. Формируя свои ценности, человек формирует значимость определённых предметов, событий и людей в его жизни.

Именно ценность, как сознательный мотив, придаёт жизни человека ярко окрашенный смысл. Она может быть создана .

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь (Лев Толстой).

Мотивация (motivatio) – система стимулов, побуждающих человека к выполнению действий. Является динамическим процессом физиологической природы, управляемым психикой личности и проявляемым на эмоциональном и поведенческом уровнях. Впервые понятие «мотивация» было употреблено в труде А. Шопенгауэра.

Понятия мотивация

Несмотря на то, что изучение мотивации является одним из актуальных вопросов исследования психологов, социологов, педагогов, на сегодняшний день не установлено единого определения этого явления. Существует много довольно противоречивых гипотез, пытающихся на научной основе дать объяснения феномену мотивации, ответить на вопросы:

  • почему и из-за чего человек действует;
  • на удовлетворение каких потребностей нацелена активность личности;
  • почему и как особа выбирает определенную стратегию действий;
  • какие результаты индивид рассчитывает получить, их субъективная значимость для человека;
  • почему некоторым персонам, обладающим более сильной мотивацией в сравнении с другими, удается добиться успеха в тех сферах, в которых наделенные аналогичными способностями и имеющие те же возможности терпят крах.

Одна группа психологов отстаивает теорию о преобладающей роли внутренней мотивации – врожденных, приобретенных механизмов, управляющих поведением человека. Другие ученые полагают, что ведущей причиной мотивации являются значимые внешние факторы, воздействующие на личность из окружающей среды. Внимание третьей группы направлено на изучение основополагающих мотивов и попытки их систематизации на врожденные и приобретенные факторы. Направление исследований четвертых – исследование вопроса о сути мотивации: как главенствующей причины для ориентирования поведенческих реакций человека с целью достижения конкретной цели либо как источника энергии для деятельности, управляемой другими факторами, например, привычкой.

Большинство ученых понятие мотивации определяет как систему, основанную на единении внутренних факторов и внешних стимулов, определяющих поведение человека:

  • вектор направленности действий;
  • собранность, целеустремленность, последовательность, действий;
  • активность и напористость;
  • устойчивость избранных целей.

Потребность, мотив, цель

Термин мотив – один из ключевых понятий психологии, понимаемый учеными по-разному в рамках различных теорий. Мотив (moveo) – условно идеальный предмет, не обязательно материальной природы, на достижение которого ориентирована деятельность личности. Мотив воспринимается индивидом как своеобразные, специфичные переживания, которые можно охарактеризовать как позитивные ощущения от предвкушения достижения предмета потребностей, либо негативные эмоции, возникшие на фоне неудовлетворения, либо неполного удовлетворения от имеющегося в настоящем положения. Для выделения и осознания конкретного мотива человеку необходимо осуществить внутреннюю целенаправленную работу.

Наиболее простое определение мотива представлено А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном в теории деятельности. По выводу ведущих ученых: мотивом выступает мысленно очерченная, «опредмеченная» потребность субъекта. Мотив по своей сути – отличное явление от понятий потребность и цель. Потребность является неосознанным желанием особы избавиться от имеющегося дискомфорта (читать про ). Цель – желаемый результат сознательных целенаправленных действий (читать про ). Например: голод – естественная потребность, желание принять пищу – мотив, а аппетитный шницель – цель.

Виды мотивации

В современной психологии используют различные способы классификации мотивации.

Экстринсивная и интринсивная

Экстринсивная мотивация (внешняя) – группа мотивов, обусловленных действием внешних факторов на объект: обстоятельств, условий, стимулов, не связанных с содержанием конкретной деятельности.

Интринсивная мотивация (внутренняя) имеет внутренние причины, связанные с жизненной позицией личности: потребностями, желаниями, стремлениями, влечениями, интересами, установками. При внутренней мотивации человек действует и поступает «добровольно», не руководствуясь внешними обстоятельствами.

Предмет дискуссии о целесообразности такого деления мотиваций освящен в работе X. Хекхаузена, хотя с точки зрения современной психологии, такие дебаты – беспочвенны и бесперспективны. Человек, являясь активным членом социума,не может быть полностью независимым от влияния окружающего общества в выборе решений и поступках.

Положительная и отрицательная

Различают мотивацию положительную и отрицательную. Первый вид основан на стимулах и ожиданиях положительного характера, второй – отрицательных. Примерами положительной мотивацией являются конструкции: «если я выполню какое-то действие, то получу какое-то вознаграждение», «если я не буду предпринимать этих действий, то меня вознаградят». Примерами отрицательной мотивации могут быть утверждения; «если я поступлю так, меня не накажут», «если я не буду действовать таким образом, меня не накажут». Иными словами, основное различие: ожидание позитивного подкрепления в первых случаях, и негативных – во вторых.

Устойчивая и неустойчивая

Основы устойчивой мотивации – нужды и потребности личности, для удовлетворения которых индивид выполняет осознанные действия, не нуждаясь в дополнительных подкреплениях. Например: утолить голод, согреться после переохлаждения. При неустойчивой мотивации человеку необходима постоянная поддержка, стимулы извне. Например: сбросить мешающие килограммы, избавиться от курения.

Психологи также различают два подвида устойчивой и неустойчивой мотивации, условно именуемой «от кнута к прянику», различия между которыми иллюстрирует пример: стремлюсь избавиться от лишнего веса и достигнуть привлекательных форм.

Дополнительная классификация

Существует деление мотиваций на подвиды: индивидуальные, групповые, познавательные.

Индивидуальная мотивация объединяет потребности, стимулы и цели, направленные на обеспечение жизнедеятельности организма человека и поддержание гомеостаза. Примерами являются: чувство голода, жажда, стремление избежать болевых ощущений, обеспечить температурный оптимум.

К явлениям групповой мотивации относятся: забота родителей о детях, выбор вида деятельности для получения признания социума, поддержание государственного устройства.

Примерами познавательной мотивации выступают: научно-исследовательская деятельность, получение ребенком знаний через игровой процесс.

Мотивы: движущая сила поведения людей

Психологи, социологи, философы на протяжении столетий предпринимают попытки для определения и классификации мотивов – стимулов, потенцирующих определенную деятельность личности. Ученые выделяют следующие виды мотивации.

Мотив 1. Самоутверждение

Самоутверждение – потребность человека быть признанным и оцененным обществом. Мотивация основанана честолюбии, чувстве собственного достоинства, самолюбии. Руководствуясь желанием самоутвердиться, индивид старается доказать социуму, что он – стоящая личность. Человек стремится занять определенное положение в обществе, получить социальный статус, добиться уважения, признания, почитания. Этот вид схож по сути с мотивацией престижа – жаждой достигнуть и впоследствии сохранить формально высокий статус в обществе. Мотив самоутверждения – значимый фактор в мотивации активной деятельности человека, побуждающий личностное развитие и интенсивную работу над собой.

Мотив 2. Идентификация

Идентификация – стремление человека быть похожим на кумира, которым может выступать как реальная авторитетная личность (например: отец, учитель, известный ученый) либо вымышленный персонаж (например: герой книги, киноленты). Мотив идентификации – веский стимул для развития, совершенствования, прикладывания волевых усилий для формирования определенных черт характера. Мотивация быть схожим на кумира часто присутствует в ювенальном периоде, под влиянием которой подросток обретает высокий энергетический потенциал. Наличие идеального «образца», с которым хотел бы отождествлять себя молодой человек, наделяет его особой «заимствованной» силой, придает вдохновение, формирует целеустремленность и ответственность, вырабатывает . Наличие мотива идентификации – важная составляющая для эффективной социализации подростка.

Мотив 3. Власть

Мотивация власти – потребность индивида оказывать значимое влияние на иных людей. В определенные моменты развития, как личности, так и общества в целом, мотив является одним из существенных движущих факторов деятельности человека. Стремление выполнять лидирующую роль в коллективе, желание занимать руководящие должности мотивирует личность на последовательные активные действия. Для осуществления потребности руководить и управлять людьми, устанавливать и регламентировать их сферу деятельности человек готов прикладывать огромные волевые усилия и преодолевать существенные преграды. Мотивация власти занимает важное положение в иерархии стимулов деятельности.Стремление господствовать в социуме – отличное явление от мотива самоутверждения. При такой мотивации человек действует ради обретения влияния над другими, а не в целях получения подтверждений собственной значимости.

Мотив 4. Процессуально-содержательный

Процессуально-содержательная мотивация побуждает человека к активным действиям не из-за влияния внешних стимулов, а благодаря личной заинтересованности индивида в самом содержании деятельности. Является внутренней мотивацией, оказывающей сильное действие на активность личности. Суть явления: человек интересуется и испытывает наслаждение от самого процесса, ему нравится проявлять физическую активность, задействовать интеллектуальные возможности. Например, девушка занимается танцами, так как ей очень нравится сам процесс: проявление своего творческого потенциала, физических способностей и интеллектуальных возможностей. Ей доставляет удовольствие сам процесс танца, а не внешние мотивы, такие как: ожидание популярности, достижения материального благополучия.

Мотив 5. Саморазвитие

Мотивация саморазвития основана на стремлении человека к развитию имеющихся природных способностей,усовершенствованию имеющихся позитивных качеств. По мнению выдающего психолога Абрахама Маслоу, эта мотивация побуждает личность прикладывать максимум волевых усилий для полного развития и реализации способностей, руководствуясь потребностью ощутить компетентность в определенной сфере. Саморазвитие дает человеку ощущение собственной значимости, требует самообнажения – возможности быть самим собой и предполагает наличие смелости «бытия».

Мотивация саморазвития требует мужества, отваги, решимости для преодоления страха риска потерятьдостигнутую в прошлом условную стабильность, отказаться от комфортного покоя. Человеку свойственно держаться и возвеличивать былые достижения, и такое почитание личностной истории – основные препятствия на пути саморазвития. Эта мотивация побуждает личность принять однозначное решение, сделав выбор между стремлением двигаться вперед и желанием сохранить безопасность. По утверждению Маслоу, саморазвитие возможно лишь в том случае, когда шаги вперед приносят особе больше удовлетворения, чем ставшие обыденностью былые достижения. Хотя при саморазвитии часто возникает внутренний конфликт мотивов, движение вперед не требует насилия над собой.

Мотив 6. Достижения

Мотивация достижения подразумевает стремление человека достигнуть наилучших результатов в выполняемой деятельности, овладеть вершинами мастерства в привлекательной сфере. Высокая эффективность такой мотивации основана на сознательном выборе индивидом трудных заданий, стремлении разрешить сложные задачи. Этот мотив – движущий фактор для достижения успехов в любой сфере жизнедеятельности, ведь победа зависит не только от природного дара, развитых способностей, освоенных навыков и полученных знаний. Успех любого начинания базируется на высоком уровне мотивации достижения, которая обуславливает целеустремленность, настойчивость, упорство, решительность человека для достижения поставленной цели.

Мотив 7. Просоциальный

Просоциальная – общественно значимая мотивация, основана на имеющемся чувстве долга человека перед социумом, личной ответственности перед общественной группой. В случае если личность руководствуется просоциальной мотивацией, происходит идентификация человека с определенной ячейкой общества. При воздействии общественно значимых мотивов особа не только отождествляет себя с конкретной группой, но и имеет общие интересы и цели, принимает активное участие в разрешение общих задач, преодолении проблем.

Человек, движимый просоциальной мотивацией, имеет особый внутренний стержень, ему присущ определенный набор качеств:

  • нормативность поведения: ответственность, добросовестность, уравновешенность, постоянство, совестливость;
  • лояльное отношение к принятым в группе стандартам;
  • принятие, признание и защита ценностей коллектива;
  • искреннее стремление достигнуть цели, поставленной ячейкой общества.

Мотив 8. Аффилиация

Мотивация аффилиации (присоединения) основана на стремлении индивида установить новые контакты и поддерживать отношения со значимыми для него людьми. Суть мотива : высокая ценность общения как процесса, захватывающего, привлекающего и приносящего удовольствие человеку. В отличие от проведения контактов сугубо с корыстными целями, аффилиативная мотивация – средство удовлетворения духовных потребностей, например: желание любви или симпатии со стороны друга.

Факторы, определяющие уровень мотивации

Невзирая на вид стимула, движущего деятельность человека, – имеющегося у него мотива, уровень мотивации не всегда одинаков и постоянен у человека. Многое зависит от вида выполняемой деятельности, сложившихся обстоятельств и ожиданий человека. Например, в профессиональной среде психологов некоторые специалисты выбирают для изучения сложнейшие задачи, другие же ограничиваются «скромными» проблемами в науке, планируя достичь в выбранной области значимых достижений. Факторами, определяющими уровень мотивации, являются критерии:

  • значимость для личности перспективного факта достижения успеха;
  • вера и надежда на выдающееся достижение;
  • субъективная оценка человеком существующей вероятности получения высоких результатов;
  • субъективное понимание личностью стандартов, эталонов успеха.

Способы мотивации

На сегодняшний день успешно применяются различные способы мотивации, которые можно условно распределить на три большие группы:

  • Социальная – мотивация персонала;
  • Мотивация для обучения;

Вкратце приводим короткую характеристику отдельных категорий.

Мотивация персонала

Социальная мотивация – специально разработанная комплексная система мер, включающая моральное, профессиональное и материальное стимулирование деятельности работника. Мотивация персонала нацелена на повышение активности трудящегося и достижения максимальной эффективности его труда. Меры, используемые в побуждении деятельности персонала, зависят от разнообразных факторов:

  • система стимулирования, предусмотренная на предприятии;
  • система управления организации в целом, и кадрового менеджмента в частности;
  • особенности учреждения: сфера деятельности, численность персонала, опыт и избранный стиль управления руководящего звена.

Способы мотивации персонала условно разделяют на подгруппы:

  • экономические методы (материальная мотивация);
  • организационно-административные меры, основанные на власти (необходимость подчиняться регламенту, соблюдать субординацию, следовать букве закона с возможным применением принуждения);
  • социально-психологическиефакторы (воздействие на сознание трудящихся, активизируя их эстетические убеждения, религиозные ценности, социальные интересы).

Мотивация учащихся

Мотивация школьников и студентов – важное звено для успешного обучения. Верно сформированные мотивы, четко осознаваемая цель деятельности придают образовательному процессу смысл и позволяют получить требуемые знания и навыки, достигнуть необходимых результатов. Произвольное возникновение мотивации к учебе – довольно редкое явление в детском и подростковом возрасте. Именно поэтому психологами и педагогами разработано множество приемов для формирования мотивации, позволяющей плодотворно заниматься учебной деятельностью. В числе наиболее распространенных методов:

  • создание ситуаций, привлекающих внимание, заинтересовывающих учеников в предмете (занимательные опыты, нестандартные аналогии, поучительные примеры из жизни, необычные факты);
  • эмоциональное переживание поданного материала благодаря его уникальности и масштабности;
  • сравнительный анализ научных фактов и их житейского толкования;
  • имитация научного спора, создание ситуации познавательных дебатов;
  • позитивная оценка успеха путем радостного переживания достижений;
  • придание фактам элементов новизны;
  • актуализация учебного материала, его приближение к уровню достижений;
  • использование позитивной и негативной мотивации;
  • социальные мотивы (стремление обрести авторитет, желание быть полезным членом группы).

Самомотивация

Самомотивация – индивидуальные способы мотивации, основанные на внутренних убеждениях личности: желаниях и стремлениях, целеустремленности и последовательности, решительности и стабильности. Примером успешной самомотивации является ситуация, когда при интенсивных внешних помехах человек продолжает действовать для достижения поставленной цели. Существуют различные способы для самостоятельной мотивации, в числе которых:

  • аффирмации –специально подобранные позитивные утверждения, которые оказывают влияние на индивида на подсознательном уровне;
  • – процесс, подразумевающий самостоятельное воздействие личности на психическую сферу, нацеленный на формирование новой модели поведения;
  • биографии выдающихся людейэффективный метод, базирующийся на изучении жизни успешных личностей;
  • развитие волевой сферы – выполнение деятельности «через не хочу»;
  • визуализация – действенная методика, основанная на мысленном представлении, переживании достигнутых результатов.