1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

2. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

3. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

4. Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.

Местные налоги и сборы устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов), если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов) в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах.

В городском округе с внутригородским делением полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие и прекращению действия местных налогов на территориях внутригородских районов осуществляются представительными органами городского округа с внутригородским делением либо представительными органами соответствующих внутригородских районов согласно закону субъекта Российской Федерации о разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов.

Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе устанавливаются настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

При установлении местных сборов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, ставки сборов, а также могут устанавливаться льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.

5. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом.

6. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

7. Настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 - 15 настоящего Кодекса.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований в случаях, порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, вправе устанавливать по специальным налоговым режимам:

виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться соответствующий специальный налоговый режим;

ограничения на переход на специальный налоговый режим и на применение специального налогового режима;

налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;

особенности определения налоговой базы;

налоговые льготы, а также основания и порядок их применения.

Скачать PDF

Печать страницы

Предлагаем ознакомиться со статьей 12 НК РФ Главы 2 «Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налого». Информация актуальна на 2016 год. Если Вы считаете, что статья 12 НК РФ устарела и не является актуальной, просим Вас написать об этом в редакцию сайта через форму

Порядок установления, изменения и отмена налогов и сборов определяется высшим органом представительной власти страны. Правила расчета и отчисления платежей фиксируются в НК. В кодексе также разъясняются основные понятия и термины, с которыми связана система налогов и сборов в РФ. Рассмотрим основные из них в статье.

Общая характеристика налоговой системы РФ

Принципы обложения

Непосредственному взиманию с плательщика налога или сбора предшествует две взаимосвязанные и последовательные законодательные процедуры: установление и введение. Они обуславливают юридическую возможность отчуждения денежных средств в соответствии с положениями НК. Установление налога представляет собой принятие нормативного документа, с помощью которого определяется конкретный обязательный платеж. Эта процедура является своего рода юридическим фактом создания отчисления. Она позволяет определять государственные и территориальные платежи (налоги и сборы субъектов РФ). Вводятся региональные отчисления на основании ФЗ, а также нормативных документов, принятых территориальной властью.

Ключевые элементы

Необходимо отметить, что установить налог еще не означает назвать его. В ходе процедуры должны быть определены обязательные элементы отчисления. К ним, в частности, относят:

  • объект;
  • ставку;
  • период;
  • правила и сроки уплаты и пр.

Второй этап

Введение налога представляет собой принятие нормативного документа, которым устанавливается непосредственная обязанность осуществлять его выплату. Чтобы конкретное отчисление могло фактически осуществляться, его нужно определить. Это означает, что предусматривает возможность отчуждения денежных средств, именует элементы обложения. После этого формулируется обязанность плательщика осуществлять обязательное отчисление. Наличие рассмотренных этапов закрепляется в ст. 1 и 2 НК.

Прекращение обязанности

В НК предусматривается возможность отмены налога. Она представляет собой прекращение взимания платежа и исключение его из сферы обложения. Эти действия осуществляются в соответствии с нормативным документом, принятым представительным органом. Отмена налога может обуславливаться также окончанием срока действия документа, которым он был введен (если последний имел соответствующее ограничение).

Территориальные платежи

Налоги и сборы субъектов РФ вводятся при соблюдении ряда условий:

  1. Платежи предусмотрены в НК.
  2. Определены все обязательные элементы обложения.

Платежи, подлежащие отчислению на всей территории страны, определяются представительным органом. В соответствующей главе НК закрепляются элементы обложения, определяются конкретные плательщики. Налоги и сборы субъектов РФ вводятся в 2 этапа:

  1. На первой стадии высший представительный орган определяет плательщиков и ключевые элементы обложения. Эти сведения вносятся в НК. Для ставки и срока отчисления формулируются основные правила и конкретные пределы.
  2. На второй стадии территориальный представительный орган определяет в соответствии с главой НК конкретные тарифы и период осуществления обязательных отчислений.

Аналогично тому, как определяются налоги и сборы субъектов РФ, вводятся местные платежи.

Нюанс

Введение федеральных налогов производится одновременно с их установлением. Для территориальных отчислений определено другое правило. Налоги и сборы субъектов РФ вводятся с момента вступления в силу нормативного документа, принятого представительным органом соответствующей административной единицы. Именно он закрепляет обязанность плательщиков осуществлять отчисления в бюджет.

Типы территориальных платежей

Налоги и сборы субъектов РФ вводятся нормативными документами, не противоречащими НК. При их определении представительные органы административных единиц закрепляют:

  1. Сроки и правила отчисления.
  2. Ставки.

Другие элементы обложения определяются в НК. Дополнительно представительные органы вправе установить налоговые льготы, порядок и основания их применения. К территориальным обязательным платежам относят отчисления:

  1. С имущества предприятий.
  2. С транспорта.
  3. С игорного бизнеса.

Объект обложения

В качестве него для отечественных организаций выступает недвижимое и К нему, в числе прочего, относят материальные ценности, которые переданы во временное пользование, владение, распоряжение либо доверительное управление, а также внесенные в совместную деятельность. Это имущество должно учитываться на балансе как ОС по правилам ведения бухучета. Для иностранных предприятий, которые работают на территории страны через свои постоянные представительства, объектом обложения выступает недвижимое и движимое имущество, признаваемое основными средствами.

Особенности правового регулирования

Механизмом, с помощью которого осуществляется управление системой налогообложения в РФ, выступает особый комплекс юридических средств. Они организуются последовательным образом и способствуют преодолению препятствий, возникающих на пути удовлетворения потребностей участников правоотношений. Целью налогового регулирования выступает обеспечение движения интересов, имеющихся у субъектов, к тем или иным ценностям. Его принципы выступают в качестве ориентиров для формирования соответствующей государственной политики в сфере обложения. Они имеют ключевое значение в правоприменительной практике. Это обуславливается тем, что все положения нормативных документов, на основании которых закрепляются налоги и сборы субъектов РФ, а также отчисления в госбюджет, должны реализовываться в соответствии с базовыми подходами, закрепленными в НК.

Принципы

Налоговая система функционирует на основании руководящих начал. Они выступают в качестве базы регулирования соответствующих правоотношений. К ключевым налоговым принципам относят:

  1. Всеобщность, справедливость и равенство обложения. Этот принцип предполагает право каждого участника налоговых правоотношений на защиту собственных интересов в рамках правил, определенных в нормах. Каждое лицо обязано осуществлять отчисления, закрепленные в НК. При этом, независимо от их объема, участники правоотношений должны иметь равные права и обязанности.
  2. Однократность. Этот принцип означает, что для одного и того же объекта должен предусматриваться только один вид налога, которым он облагается только единожды за конкретный период.
  3. Льготность. Этот принцип предполагает наличие в законодательстве норм, определяющих для отдельных плательщиков некоторые послабления в сфере обложения.
  4. Экономическая сбалансированность. При определении обязательных отчислений должна учитываться фактическая способность лица их осуществлять.
  5. Отрицание обратного действия закона. Нормы, посредством которых корректируются суммы платежей, не могут распространяться на отношения, которые возникли до их принятия.
  6. Недискриминационное обложение. Этот принцип запрещает применять сборы и налоги по разным правилам исходя из расовых, идеологических, политических, половых, национальных, этнических и прочих различий между лицами.

Правоотношения

Связи, устанавливаемые в системе налогов и сборов РФ, являются урегулированными нормами общественными взаимодействиями. Они возникают в рамках различных процедур. К последним, собственно, относят установление, введение, отмену сборов и налогов, а также контроль исполнения положений НК и привлечение к ответственности их нарушителей. Участники правоотношений наделяются определенными правами и несут конкретные обязанности, связанные с процессом обложения. Эти взаимодействия:

  1. Появляются в рамках государственной политики по установлению и взиманию обязательных бюджетных отчислений.
  2. Обладают целевой направленностью. Налоговая система подчиняется конкретным задачам - установлению и взиманию платежей.
  3. Являются формально определенными. Налоговые правоотношения обеспечивают регулирование конкретных связей, устанавливающихся между определенными участниками.
  4. Обеспечиваются методами государственного принуждения. При нарушении нормативных положений, регламентирующих сферу обложения, проявляется ответная реакция со стороны охранительного механизма.

Налоговые отношения отличаются сложной структурой. Она раскрывается через такие категории, как:

  1. Основания возникновения отношений.
  2. Объект и субъект.
  3. Обязанности и права участников.

Классификация

Налоговые правоотношения могут быть материальными и процессуальными. В рамках первых предусмотренные обязанности и права ориентированы на получение определенных имущественных благ. Процессуальные отношения обуславливаются нормативными предписаниями. Они предусматривают определенные процедуры, закрепляют перечень действий, которые допускается совершать участникам, формулируют правила, сроки и пр. процессуальные отношения, в свою очередь, разделены на регулятивные и охранительные.

Первые направлены на упорядочение, закрепление и развитие общественных отношений, обладающих имущественным характером. Регулятивные отношения классифицируются на относительные и абсолютные, пассивные и активные. Последние выражают динамику налогового права. Пассивные отношения формируются в соответствии с запрещающими и управомачивающими нормами. Абсолютные взаимодействия индивидуализируются только в отношении одного участника, имеющего право требовать (государства, например). Относительные отношения индивидуализируются двусторонне. В таких взаимодействиях управомоченному субъекту противостоит конкретный участник, обладающий определенным комплексом юридических обязанностей.

Специфика отношений

Налоговые взаимодействия обеспечиваются государственной защитой. Они формируются в сфере обложения. Налоговые отношения являются общественными. Они формируются между различными лицами (физическими и юридическими). Налоговые отношения являются правовыми и возникают исключительно в области обложения. Юридическая связь участников обеспечивается за счет комплекса их прав и обязанностей.

Субъективные возможности принадлежат управомоченным лицам. Они вступают в отношения в качестве, например, контрольного органа и, соответственно, обладают определенными полномочиями. Плательщик в правоотношении выступает в качестве обязанного лица. Он должен совершить в пользу государства конкретные юридически значимые акты (заплатить налог, например). Обязанность плательщика может состоять и в воздержании от совершения каких-то действий (не нарушать нормы, например).

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ и зачисляемые в региональные и местные бюджеты.

При установлении регионального налога законодательными органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных налоговым Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

В соответствии с НК РФ к региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) транспортный налог;

5) налог на игорный бизнес.

Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ.

Налог на имущество организаций.

Плательщики налога - организации, в т.ч. иностранные, имеющие обособленный баланс, и основные средства на балансе.

Объект налога - движимое и недвижимое имущество организаций, учитываемое в качестве основных средств.

Налоговая база - среднегодовая стоимость ОС.

Ставка налога - до 2,2 процента.

Налоговый период - календарный год; отчетный период - 1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев.

Порядок исчисления : стоимость ОС на 01.01.+01.02.+….+01.12.+31.12 *2,2%

Срок уплаты - ежеквартально, не позднее 30 дней после отчетного периода.

Льготы - льготируются общественные организации инвалидов, религиозные организации, объекты ЖКХ и соц.сферы и др.

Транспортный налог.

Его плательщиками - организации и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.

Объект обложения - транспортные средства: автомобили, мотоциклы, автобусы, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, снегоходы, мотосани, моторные лодки, и другие водные и воздушные транспортные средства. Не являются объектом налогообложения: промысловые морские и речные суда; пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, для осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок; сельхозтехника, используемая при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции; и т.п.

Налоговая база - 1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя в лошадиных силах;

2) в отношении водных транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах; 3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, - как единица транспортного средства.

Ставки налога - твердые ставки в абсолютном значении (рублей) к лошадиным силам и т.п.

Налоговый период - календарный год.

Порядок исчисления и уплаты - организации исчисляют сумму налога самостоятельно, по физ.лицам исчисляют налоговые органы на основании сведений органов, осуществляющих гос.регистрацию транспортных средств на территории РФ.

Сроки уплаты - уплата производится н/плательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ (в Омской области - для организаций - до 15 марта следующего года (с авансовыми платежами ежеквартально), для физ.лиц - до 15 июля.

Льготы - установлены для отдельных категорий плательщиков.

Налог на игорный бизнес.

Налогоплательщики - организации или инд.предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса.

Объект налогообложения - игровой стол, автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы.

Налоговая база - общее количество соответствующих обектов н/о.

Налоговый период - календарный месяц.

Ставки налога - твердые ставки в абсолютном значении (рублей) к единице объекта н/о (за 1 автомат, стол и т.п.).

Порядок исчисления - сумма налога исчисляется н/плательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту н/о, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.

Сроки уплаты - не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период (до 20 числа следующего месяца).