Примерные тесты по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»

    Отношения, характеризующие финансы в качестве экономической категории, рассматриваются как …

а) товарные;

б) денежные;

в) регулируемые государством;

г) возникающие на стадии потребления общественного продукта;

д) распределительные.

    Функции финансов:

    государственная и международная;

    первичная и вторичная;

    фискальная и социальная;

    распределительная и контрольная.

    Обязанность государства проводить перераспределение денежных средств для решения общегосударственных задач реализуется при помощи … функции финансов:

а) стимулирующей;

б) контрольной;

в) распределительной;

г) регулирующей.

    Совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает государство и которые находятся в его распоряжении, – это …

а) финансовые ресурсы;

б) финансовые отношения;

в) средств и бюджетов всех уровней;

г) территориальные финансы.

    За счет государственных финансов обеспечивается:

а) изменение демографической ситуации в стране;

б) экономический рост в стране;

в) снижение уровня инфляции;

г) выполнение функций государства.

    Звенья государственных финансов – это …

    финансы предприятий;

    коммерческое страхование;

    финансы домашних хозяйств;

    бюджетная система.

    Территориальные финансы оказывают влияние на развитие:

а) регионов;

б) предприятий;

в) государства;

г) мирового сообщества.

    Основным субъектом финансового регулирования выступает:

а) регион;

б) население;

в) государство;

г) отрасли народного хозяйства.

    Материальными носителями финансовых отношений являются …

а) финансовые ресурсы;

в) все денежные средства;

г) национальный доход;

д) доходы и расходы денежных фондов целевого назначения.

    В состав муниципальных финансовых ресурсов включаются …

а) средства государственных внебюджетных фондов;

б) финансовые ресурсы коммерческих организаций, находящихся на территории муниципального района;

в) средства муниципальных бюджетов;

г) средства региональных бюджетов субъектов РФ;

д) средства федерального бюджета.

    Финансовые ресурсы экономических субъектов включают …

а) амортизационные отчисления;

б) прибыль;

в) налог на прибыль;

г) оборотные средства;

д) излишек оборотных средств.

    Финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов создаются главным образом за счет:

а) поступления страховых возмещений;

б) получения дохода от производственно-предпринимательской деятельности;

в) финансовой помощи от физических и юридических лиц;

г) арендной платы.

    В качестве текущего финансового ресурса предприятие не может использовать:

а) кредиторскую задолженность;

б) амортизационный фонд;

в) прибыль;

г) дебиторскую задолженность.

    Источником формирования государственных финансовых ресурсов не является:

а) часть национального богатства;

б) вновь созданный чистый доход;

в) часть чистой прибыли предприятия;

г) привлекаемые средства из новых источников.

    К государственным финансовым ресурсам, полученным в порядке перераспределения, относится (относятся):

      эмиссия ценных бумаг;

      государственный кредит;

    1. доход от деятельности государственных унитарных предприятий.

    Совокупность финансовых институтов, каждый из которых, являясь относительно самостоятельным звеном, способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, – это …

а) финансовые отношения;

б) структура финансовой системы;

в) финансовая политика;

г) централизованные финансы.

    Сферы финансовой системы страны – это …

а) финансы индивидуальных предпринимателей;

б) государственные и муниципальные финансы;

в) финансы экономических субъектов;

г) финансы страховых организаций;

д) финансы бюджетных учреждений.

    Сферой финансовой системы является:

а) внебюджетные фонды;

б) финансы некоммерческих организаций;

в) государственные и муниципальные финансы;

г) финансы коммерческих организаций.

    К централизованным финансам относятся…

    муниципальные финансы;

    финансы коммерческих организаций;

    финансы домохозяйств.

    К децентрализованным финансам относится:

    финансы домохозяйств;

    муниципальные финансы;

    финансы финансовых посредников;

    финансы коммерческих организаций.

    Для федеративного государства характерна … финансовая система:

а) трехуровневая;

б) четырехуровневая;

в) двухуровневая;

г) одноуровневая.

    Местные финансы организованы согласно Закону «О финансовых основах местного самоуправления» на принципах …

а) самостоятельности;

б) режима экономии;

в) автономности;

г) гласности;

    Финансовый рынок функционирует в форме рынка …

а) ссудных капиталов;

б) информационного;

в) ценных бумаг;

г) коммерческих услуг.

    Государственные органы управления финансами в РФ – это …

а) территориальные органы Федерального казначейства РФ;

б) Министерство финансов РФ;

в) муниципальные финансовые органы;

г) кредитные организации;

д) финансовые органы на уровне субъекта РФ.

    В системе управления государственными финансами Правительства РФ реализует следующие задачи:

а) представляет в Государственную Думу РФ проект федерального бюджета;

б) обеспечивает проведение в РФ единой финансовой политики;

в) осуществляет оперативный финансовый контроль;

г) рассматривает и утверждает проект федерального бюджета;

д) разрабатывает предложения по совершенствованию финансового механизма.

    Функциональные элементы управления финансами – это …

а) финансовые ресурсы;

б) финансовое планирование;

в) стратегическое управление;

г) оперативное управление;

д) органы управления финансами;

е) финансовый контроль.

    Полномочиям Государственной Думы РФ соответствуют следующие функции:

а) составление отчета об исполнении федерального бюджета;

б) составление проекта федерального бюджета;

в) разработка программы государственных заимствований;

г) утверждение отчета об исполнении федерального бюджета;

д) рассмотрение и утверждение федерального бюджета;

ж) разработка прогноза социально-экономического развития РФ.

    Полномочия Министерства финансов РФ следующие:

а) рассмотрение и утверждение федерального бюджета;

б) утверждение отчета об исполнении федерального бюджета;

в) разработка программ государственных заимствований;

г) составление отчета об исполнении федерального бюджета;

д) составление проекта федерального бюджета;

е) принятие финансового законодательства;

ж) утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

з) представление в Правительство РФ отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета;

и) методическое руководство в области бюджетного планирования, направленного на повышение результативности бюджетных расходов;

к) управление государственным долгом РФ;

л) выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг.

    Основные вопросы финансового контроля, осуществляемого Счетной палатой РФ, - это …

а) экспертиза проектов бюджетного и финансового законодательства;

б) контроль за внебюджетными средствами, используемыми министерствами и ведомствами;

в) финансовый контроль в процессе составления проекта бюджета и организации его исполнения;

г) контроль за исполнение федерального бюджета.

    Функции управления финансами включают …

а) финансовый анализ;

б) распределительную функцию;

в) финансовое прогнозирование;

г) планирование финансовых ресурсов и финансовой деятельности;

д) стабилизирующую функцию;

е) оперативное регулирование финансов;

ж) регулирующую функцию;

з) контроль за состоянием финансов.

    По форме проведения различают финансовый контроль …

а) государственный и ведомственный;

б) негосударственный;

в) аудиторский;

г) последующий;

д) бюджетный;

е) текущий;

ж) налоговый;

з) предварительный.

    Основными методами проведения финансового контроля являются:

а) бюджетирование;

б) ревизия;

в) проверка;

г) калькулирование.

    Вид финансового контроля, который имеет целью детальное изучение периодической или годовой финансовой и бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования, – это…

    экономический анализ;

    обследование;

    По методам проведения финансового контроля различают …

а) текущий финансовый контроль;

б) проверки;

в) последующий финансовый контроль;

г) ревизии;

д) обследования;

е) надзор;

ж) предварительный финансовый контроль;

з) анализ финансовой деятельности;

и) наблюдение;

к) мониторинг.

    В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, он разделяется на:

а) государственный;

б) частный;

в) внутрихозяйственный;

г) публичный.

    Какой контроль осуществляют неправительственные организации:

а) последующий;

б) ведомственный;

в) общегосударственный;

г) независимый;

    Какой контроль осуществляют неправительственные органы:

    ведомственный;

    последующий;

    независимый;

    общегосударственный;

    общественный.

    Проведение финансовой политики не включает:

а) разработку проекта федерального бюджета;

б) разработку экономической политики;

в) определение источников финансирования дефицита бюджета;

г) определение уровня заработной платы.

    Финансовый механизм – это …

а) способы мобилизации финансовых ресурсов;

б) виды финансовых отношений;

в) совокупность форм организации финансовых отношений, способов и методов формирования и использования финансовых ресурсов;

г) совокупность объектов финансового распределения;

д) деятельность финансового аппарата страны.

    Финансовое планирование – это …

а) элемент финансового механизма;

б) элемент финансовой политики;

в) функциональный элемент системы управления финансами;

г) элемент финансовой системы страны.

    Федеральные финансы России включают …

а) федеральный бюджет;

в) Пенсионный фонд РФ;

г) бюджеты субъектов РФ;

д) бюджет г. Москвы;

е) бюджет г. Ярославля;

ж) местные бюджеты;

з) бюджеты городских округов;

и) бюджет Краснодарского края;

л) Федеральный фонд ОМС;

м) Территориальные фонды ОМС.

    Субфедеральные (региональные) финансы России включают …

а) федеральный бюджет;

б) государственные внебюджетные социальные фонды;

в) Пенсионный фонд РФ;

г) бюджеты субъектов РФ;

д) бюджет г. Москвы;

е) бюджет г. Ярославля;

ж) местные бюджеты;

з) бюджеты городских округов;

и) бюджет г. Санкт - Петербурга;

к) Фонд социального страхования РФ;

л) Федеральный фонд ОМС;

м) Территориальные фонды ОМС.

    Местные финансы организованы согласно закону «О финансовых основах местного самоуправления» на принципах …

а) самостоятельности;

б) режима экономии;

в) автономности;

г) гласности;

д) государственной финансовой поддержки.

    К бюджетным муниципальных образований (местным бюджетам) относятся …

а) бюджеты городских округов;

б) областные бюджеты;

в) краевые бюджеты;

г) окружные бюджеты;

д) бюджеты муниципальных районов;

е) бюджеты сельских поселений;

ж) бюджеты городских поселений;

з) бюджет г. Москвы;

и) бюджет г. Воронежа;

к) бюджет Подольского района Московской области;

л) бюджет Кабардино-Балкарской республики;

м) бюджет республики Карелии.

    Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством, одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, при которых государство выступает в качестве …

а) заемщика;

б) кредитора;

в) гаранта.

    Государственный кредит не выполняет … функцию

      распределительную;

      регулирующую;

      уравновешивающую;

      компенсирующую.

    По эмитентам государственные займы классифицируются как …

а) внутренние заимствования;

б) внешние заимствования;

г) займы, размещаемые региональными и местными органами управления;

д) рыночные займы;

е) нерыночные займы.

    Государственные займы делятся на внешние и внутренние по:

а) субъектам заемных отношений;

б) формам доходности;

в) формам обращения на рынке;

г) месту размещения.

    По обращению на рынке государственные займы классифицируются как …

а) внутренние заимствования;

б) внешние заимствования;

в) займы, размещаемые федеральными органами власти;

г) займы, размещаемые региональными органами управления;

д) рыночные займы;

е) нерыночные займы.

    По субъектам отношений государственные займы подразделяются на:

а) займы, размещенные центральными и местными органами власти;

б) краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные;

в) рыночные и нерыночные;

г) внутренние и внешние.

    Управление государственным долгом РФ осуществляет:

а) орган местного самоуправления;

б) правительство РФ;

в) орган исполнительной власти субъекта РФ и орган местного самоуправления;

г) орган исполнительной власти субъекта РФ.

    Изменение условий обслуживания и погашения обязательств государственного долга носит название:

а) рефинансирование;

б) унификация;

в) реструктуризация;

г) погашение.

    В зависимости от степени охвата совокупности обязательств (по экономическому признаку) государственный и муниципальный долг подразделяется на …

а) внутренний;

б) капитальный;

в) внешний;

г) основной;

д) текущий;

е) государственный долг;

ж) муниципальный долг.

    Роль государственных финансов минимальна в …

        конфедеративном государстве;

        парламентской республике;

        федеративном государстве;

        унитарном государстве.

    Государственный бюджет РФ является основным источником финансовых ресурсов:

а) федеральных органов власти;

б) домохозяйств;

в) граждан;

г) органов власти субъектов федерации.

    К формам бюджетного финансирования не относятся…

а) межбюджетные трансферты;

б) государственный кредит;

в) субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

г) трансферты населению.

    Через государственный бюджет происходит перераспределение финансовых ресурсов между …

а) гражданами и предприятиями;

б) отдельными административно-территориальными образованиями;

в) гражданами;

г) различными уровнями государственной власти.

    К основным функциям бюджета относятся (несколько ответов):

    распределительная;

    стимулирующая;

    регулирующая;

    организационная.

    Что относится к функциям бюджетной системы в РФ?

а) обеспечение связи и перераспределения средств между бюджетами различных административно-территориальных образований;

б) обеспечение бездефицитного исполнения бюджетов РФ;

в) обеспечение своевременного поступления доходов и полного финансирования государственных функций;

г) обеспечение одинакового объема потребления бюджетных услуг на всей территории страны.

    К принципам бюджетной системы не относится …

    принцип равномерности;

    принцип самостоятельности бюджетов;

    принцип гласности;

    принцип единства бюджетной системы.

    Одним из принципов бюджетного устройства является:

а) полнота;

б) достоверность;

в) целостность;

г) негативность

    Бюджетная система РФ не включает в себя...

    бюджет семьи;

    региональный бюджет;

    местный бюджет;

    федеральный бюджет.

    Составление бюджета напрямую не основывается на …

    Конституции РФ;

    прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;

    бюджетном послании Президента РФ;

    балансе финансовых ресурсов.

    В бюджетную систему унитарного типа включаются следующие виды бюджетов:

а) федеральный бюджет;

б) государственный бюджет;

в) местные бюджеты;

г) региональные бюджеты.

    К отличительным особенностям бюджетной системы унитарного типа относятся …

а) гибкая бюджетная политика на местах;

б) единые стандарты финансирования и виды общественных услуг;

в) высокая степень самостоятельности местных бюджетов;

г) высокая степень контроля за сбором и расходованием бюджетных средств на местах.

    Доходы бюджетов согласно бюджетной классификации делятся …

а) по целевым статьям расходов бюджета;

б) в соответствии с экономическим содержанием;

в) в соответствии с органами власти их взимающими;

г) в соответствии с источниками их формирования.

    Федеральная налоговая служба в РФ осуществляет следующие функции:

а) составление и исполнение доходной части бюджета;

б) реформирование бюджетной сферы;

в) ведение учета налогоплательщиков;

г) контроль за перечислением налоговых доходов в бюджеты различных уровней.

    Фискальная политика представляет собой … политику государства:

а) денежную;

б) налоговую;

в) ценовую;

г) бюджетную.

    Элементы налога – это…

    ставка процента;

    единица площади;

    единица веса;

    объект налога.

    Средства, полностью или частично поступившие в соответствующий бюджет, называют … доходами

    косвенными;

  1. целевыми;

    собственными.

    Объемы поступлений косвенных налогов в доходы бюджета зависят от факторов:

    доходы от использования государственного имущества;

    уровень инфляции (изменение потребительских цен);

    объем золотовалютных резервов;

    динамика курса национальной валюты.

    Расходы государственного бюджета включают финансирование:

а) отраслей производственной сферы;

б) отраслей непроизводственной сферы;

в) выплату государственных долгов;

г) отраслей производственной и непроизводственной сферы и выплату государственных долгов.

    К основным налоговым доходам федерального бюджета относят …

              налог на игорный бизнес;

              водный налог;

              земельный налог.

    Федеральные налоги поступают в …

    министерство финансов РФ;

    федеральный бюджет;

    муниципальный бюджет;

    центральный банк РФ.

    К федеральным налогам относятся …

б) транспортный налог;

в) земельный налог;

д) акцизы;

е) водный налог;

ж) гос. пошлина;

    К налоговым вычетам, применяемым при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, не относится:

а) коммунальный;

б) имущественный;

в) профессиональный;

г) социальный.

    Таможенные пошлины и таможенные сборы зачисляются …

а) федеральный бюджет;

б) в бюджеты субъекты РФ;

в) в консолидированный бюджет РФ;

г) в бюджет г. Москвы.

    К неналоговым доходам федерального бюджета РФ относятся … (несколько ответов)

    местные налоги и сборы, зачисленные в региональный бюджет в соответствии с федеральным законодательством;

    федеральные налоги и сборы, зачисленные в федеральный бюджет в соответствии с федеральным законодательством;

    таможенные пошлины;

    доходы от деятельности организаций, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ.

    К региональным налогам относятся …

б) транспортный налог;

в) земельный налог;

д) акцизы;

е) водный налог;

ж) налог на игорный бизнес;

з) налог на имущество организаций.

    Бюджеты субъектов РФ своими доходами и расходами …

а) входят в федеральный бюджет;

б) не входят в федеральный бюджет.

    К региональным налогами и сборам относятся:

а) земельный налог.

б) налог на имущество физических лиц;

в) налог на имущество организаций;

г) транзитный налог.

    К неналоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся:

а) доходы от деятельности организаций, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ;

б) таможенные пошлины;

в) местные налоги и сборы, зачисляемые в региональный бюджет в соответствии с федеральным законодательством;

г) федеральные налоги и сборы, зачисляемые в региональный бюджет в соответствии с федеральным законодательством.

    Консолидированный бюджет области включает:

а) областной бюджет;

б) бюджет городов;

в) бюджет районной области;

г) поселковые бюджеты;

д) федеральный бюджет.

    Бюджетная классификация включает:

а) классификацию доходов бюджета РФ;

б) классификацию финансовых ресурсов;

в) классификацию источников финансовых ресурсов;

г) классификацию расходов бюджета.

    В зависимости от экономического содержания расходы бюджета делятся на:

а) защищенные и незащищенные;

б) текущие и капитальные;

в) безвозмездные и возмездные;

г) экономические и социальные.

    Проект закона о бюджете становится законом после …

    рассмотрения и утверждения Госдумой РФ;

    одобрения на референдуме;

    одобрения Правительством РФ;

    утверждения Правления Банка России.

    Последовательность осуществления бюджетного процесса – это …

а) рассмотрение проекта бюджета и его утверждение;

б) утверждение отчета об исполнении;

в) исполнение бюджета;

г) составление проекта бюджета.

    Государственная дума рассматривает федеральный бюджет в … чтениях

    В бюджете РФ в настоящее время:

а) бюджетный дефицит;

б) бюджетный профицит;

    Превышение доходной части бюджета над расходной – это …

          1. профицит;

            сбалансированное состояние.

    Дотация – это …

    финансовые средства для обеспечения долгосрочных проектов;

    нецелевая финансовая помощь нижестоящим бюджетам;

    целевая помощь для финансирования отдельных текущих расходов предприятий;

    финансирование на возвратной основе.

Организация государственных и муниципальных финансов зависит от государственного устройства и особенностей построения местного самоуправления. В Российской Федерации в составе государственных финансов выделяют федеральные и региональные финансы. Федеральные финансы призваны обеспечить деятельность федеральных органов государственной власти. За счет региональных финансов осуществляются функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Самостоятельность местного самоуправления, предусмотренная Конституцией Российской Федерации, позволяет отделять муниципальные финансы от государственных. Муниципальные финансы обеспечивают решение органами местного самоуправления вопросов местного значения. Формирование и использование государственных и муниципальных финансовых ресурсов осуществляется в двух формах:

  • - бюджета органа государственной власти или органа местного самоуправления;
  • - внебюджетного фонда. Основной объем государственных и муниципальных финансовых ресурсов концентрируется в бюджетах органов государственной власти и органов местного самоуправления. Бюджет органа государственной власти и органа местного самоуправления - форма образования и использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов, направляемых на обеспечение деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления с целью удовлетворения общественных потребностей. Общественный характер бюджета органа государственной власти и органа местного самоуправления предусматривает:
  • - обязательность участия организаций и граждан в формировании средств бюджета;
  • - расходование бюджетных средств по различным направлениям, отвечающим задачам социально-экономической политики государства;
  • - отсутствие закрепления доходов и поступлений в бюджет за определенными расходами (за рядом исключений, например, при получении и использовании субсидий и субвенций из других бюджетов и др.);
  • - нормативную правовую регламентацию полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, их утверждению и исполнению;
  • - утверждение бюджета законодательными органами государственной власти и представительными органами местного самоуправления;
  • - применение мер ответственности за нецелевое, нерациональное, неэффективное использование бюджетных средств и иные нарушения бюджетного законодательства. Внебюджетные фонды являются формой образования и использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов, предусматривающей целевое направление средств на удовлетворение определенных общественных потребностей (социальных, экономических, экологических и т.д.).

Целевое назначение внебюджетных фондов является их основным отличительным признаком. Внебюджетные фонды обеспечивают реализацию полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по определенным направлениям деятельности. За счет средств внебюджетных фондов осуществляется реализация прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь и др.

На сегодняшнее время экономика имеет большое количество различных моделей, и определяется тем, что являет собой социально-ориентировочное хозяйство с государственным регулированием.

Рыночные отношения безусловно включают в себя государственные , которые влияют как на структуру этих отношений, так и на сам механизм со стороны государства.

Государственные финансы позволяют понять сущность государственного управления, основные типы и формы государственной власти, дают возможность увидеть структуру и компетенцию органов законодательной и исполнительной власти, судебной власти и органов местного самоуправления.

Основные понятия государственных финансов

Как только возникло человеческое общество, государство еще не существовало. Люди владели и распоряжались ресурсами вместе, а все добытые ресурсы делились по возрасту и половому признаку. Но как только стали появляться индивидуальные производства, частная собственность, и социальное расслоение появилось такое понятие как государство .

В целом государство представляет собой ряд определенных признаков показанных на схеме.

Государством называют не только саму территорию, на которой проживают люди, которых объединяет общий язык, культура, традиции, но и основную публичную власть, которая состоит из важнейших институтов (армия, полиция, организации принимающие и разрабатывающие законы). Именно эти институты становятся основой государства, поскольку в них участвуют люди, имеющие опыт и знания.

Основной особенностью институтов власти становится выполнение функций в обществе, которые не приводят к производству благ (продукты, жилье и т.д.). Но при всем этом для осуществления своих функций люди должны получать одежду, есть, пить, платить за транспорт. Поэтому с момента возникновения государства стало важным искать ресурсы для содержания этих институтов. В начале развития государства это были подать населения в виде вещей, продуктов, но как только стали появляться товарно-денежные отношения – население стало платить деньгами. Денежные ресурсы, накопленные от населения и представляли такое понятие как государственные финансы .

Следовательно государственными финансами называют совокупность экономических отношений, методы образования и пути распределения денежных фондов, которые необходимы государству для поддержания жизнеспособности его органов и выполнение присущих им функций. Они могут быть представлены как доходы (налоги, платежи в ) или как расходы государства (инвестиции, социальные выплаты, занятость, государственные закупки).

Этапы развития понятия « государственные финансы »

Поскольку государственные финансы составляют финансовую систему страны, их сущность будет определяться важнейшим способом производства и классовыми особенностями государства.

В феодальном обществе государственные финансы служили своеобразным орудием, для дополнительной эксплуатации трудящихся, поскольку основная часть налогов и сборов была на них, а полученные средства шли на содержание классового аппарата и поддержку высших классов.

До капитализма государственные финансы представляли собой натуральную форму. Рабы трудились и произведенные ими продукты покрывали потребности рабовладельческого государства. Армия рабов а заодно и казна пополнялись за счет военных грабежей и дани собираемой с народа.

После создания централизованных государств стали расти их расходы, и как следствие появилась система налогов и пошлин, казна стала самостоятельной и отделилась от средств главы государства, а средства все чаще стали принимать форму денег. Перестали собирать с народа, вместо этого появились и централизованная эмиссия денег. В итоге так сложилась система государственных финансов.

В период капитализма государственные финансы в основном обеспечивали материальные условия функционирования и существования государства. Расходы направлялись на содержание органов государственной власти, армию, флот, войны, строительство железных дорог, оплата государственного долга и т.д. Эти расходы покрывались главным образом изъятием части доходов в форме налогов и сборов у населения, выдачи государственных займов и эмиссии ценных бумаг и денег.

При империализме роль государственных финансов существенно увеличилась, поскольку развивался капиталистический и тем самым увеличивались и государства. В то время государственные финансы использовались как способ стимулирования и регулирования капиталистической экономики. Поэтому их роль в распределении национального дохода становится значимой.

В период социализма государственные финансы становятся главным орудием осуществления финансовой и социальной политики государства. В СССР финансы в государстве использовались на социальную индустриализацию в стране, коллективизацию сельского хозяйства и проведение культурной революции с развитием входящих в СССР народных республик.

Государственные финансы были тесно связанны с материальным производством , и включали в себя :

  • Общегосударственные финансы (государственный бюджет, государственное страхование);
  • Финансы отраслей хозяйствования;
  • Финансы государственных предприятий.

Финансы государственных предприятий и отраслей хозяйства составляют основу государственных финансов и являются основным источником ресурсов, пополняющих финансовую систему, а государственный бюджет является в свою очередь ведущим звеном финансовой системы.

Во времена начала построения социалистического и коммунистического общества государственные финансы начинают использоваться для создания материально-технической базы коммунизма, совершенствования социалистических отношений в производстве, а также для удовлетворения растущих потребностей трудящихся.

В последние годы финансовая система Российской федерации изменилась прежде всего из-за развития рыночных отношений и децентрализации бюджетной системы.

Понятие государственных финансов было расширено за счет:

  • Нового Бюджетного Кодекса;
  • Определение трехуровневой бюджетной системы;
  • Определение понятия государственного долга;
  • Определение финансов государственных внебюджетных социальных фондов;
  • Отдельное существование муниципальных финансов как основы местных органов самоуправления.

Функции государственных финансов

Функции государственных финансов происходят от функций самого государства , которые состоят из :

1) Охраны права, защиты спокойствия граждан и предотвращения конфликтов;

2) Защиты прав собственности, специфика и особенности ее регистрации;

3) Наличия возможностей и путей обмена товарами и услугами;

4) Создания и защиты способов обмена информацией;

5) Создания и сохранности стандартов измерений, а также денег (осуществление поддержки национальной денежной единицы как инструмента и способа измерения обменных операций);

6) Производство общественных благ.

Государственные финансы с точки зрения экономики выполняют основные 5 экономических функций : планирование, организация, мотивация, контроль, распределение.

  1. Планирование . Эта функция способствует определение целей и путей их достижения на основании распределения полномочий и обязанностей между государством, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Реализация этой функции на практике осуществляется при составлении бюджетов на текущий период и на перспективу, а также балансов и порядков налогообложения.
  1. Организация . Эта функция включает в себя устройство бюджетирования, классификацию бюджетов, определяет порядок составления, выполнения бюджетов, распределение полномочий между органами власти в бюджетном процессе и определение обязанностей структурных подразделений финансовых органов. С организацией связывают процесс построения системы регулирования и контроля бюджетного распределения и финансовых ресурсов внутри государства.
  1. Стимулирование или мотивация . Эта функция связана с путями реализации целей. С ее помощью берутся во внимание факторы, которые влияют на финансовую деятельность государства и учитывают потребность в деньгах.
  1. Контроль . Эта функция способствует реализации установленных целей. Целями выступают разработка нормативов и норм, которые являются эталоном и фактором оценивания результатов. Сравниваются достигнутые результаты с поставленными целями, внесение при необходимости изменений в условия финансовой деятельности.
  1. Распределение . Функция государственных финансов, которая состоит в том, что через пути распределения национального продукта обеспечиваются потребности государства, формируются источники для финансирования общественного сектора в экономике, проводится сбалансированность бюджетов в границах единой бюджетной системы Российской федерации.

Но государственные финансы так же имеют ряд функций , имеющих решающее значение :

  1. Экономическая - состоит в том, чтобы производить финансирование регулирующей деятельности государства осуществляемая в национальном хозяйстве.
  2. Оборонная - функция означает направление государственных финансов на финансирование органов полиции, безопасности, армии и т.д.
  3. Социальной - является функция, которая означает оказание поддержки малоимущему населению, финансирование безработных, инвалидов, больных с помощью выплачиваемых пособий.
  4. Экологическая - функция самая современная функция, которая заключается в обеспечении предприятий возможным субсидированием для внедрения в производство инноваций, которые снижают вредные факторы воздействия на окружающую среду.

Структура государственных финансов

Функционирование государственных финансов происходит на государственном, региональном и местном уровнях.

Государственные финансы включают :

  • Государственный бюджет;
  • Государственные внебюджетные фонды;
  • Государственные кредиты;
  • Финансовые ресурсы государственных предприятий;
  • Бюджеты региональных и местных органов власти.

Именно благодаря разным составляющим государственных финансов и их функциям, государство по разному может влиять на экономические и социальные процессы, которые происходят в обществе.

  1. Государственный бюджет является наиболее важным элементом государственных финансов, он представлен крупным денежным фондом, который используется для финансирования деятельности верхушки правительства. Благодаря ему накапливаются финансовые ресурсы. За счет этих ресурсов проводится финансирование государственных целевых программ, мер по стабилизации экономики, выполнение обязательств, обеспечение обороноспособности государства, и государственное управление.

Кроме государственных бюджетных средств, государственные финансы включают также финансы, находящиеся в государственной собственности предприятий.

  1. Денежные ресурсы поступающие из внебюджетных фондов направляются исключительно на определенные цели (финансирование целевых программ). Государственные внебюджетные фонды функционируют самостоятельно и отделены от государственного бюджета.

К этим внебюджетным фондам относятся :

  • Фонды социального предназначения (для охраны здоровья, социальную помощь по инвалидности, потери кормильца и т.д.)
  • Другие целевые государственные и (экологические фонды, фонды развития и т.д.)

Главным источником государственных финансов выступает национальный доход. Но в случае непредвиденных обстоятельств источником формирования является ранее накопленное страны, некоторые из элементов (золотовалютный запас, страховые резервы) которого находятся в хозяйственном обороте.

Государственные финансы так же формируются из налогов, постоянно параллельно с ними увеличиваются дивиденды от эксплуатации государственной собственности, от ее продажи. Поскольку возрастает расширяются и государственные займы.

  1. Государственные кредиты или займы позволяют мобилизовать временно свободные денежные средства, которые направляются от физических и юридических лиц в распоряжение органов государственной власти с условиями оплаты и возврата. Направленные финансы необходимы для финансирования расходов, которые не обеспечиваются доходами из бюджета. Государственные займы проходят в виде продажи государственных ценных бумаг на финансовых рынках. Государственный кредит дает возможность покрыть дефицит бюджета.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Функции государственных финансов

Государственные финансы представляют собой часть финансовой системы , в той ее части, которая относится к централизованным (публичным) финансам. Главное назначение государственных финансов - обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов у государства, необходимых для реализации его функций.

Государственным финансам, также как и другим категориям финансов присущи функции:

  • распределительная
  • контрольная
  • регулирующая

Структура государственных финансов

Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В Российской Федерации к государственным финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся:

  • Бюджеты субъектов Российской Федерации;
  • Внебюджетные фонды Российской Федерации (централизованные федеральные бюджетные и внебюджетные фонды)
  • Внебюджетные фонды субъектов Российской Федерации.
  • налоговая система , формирующая основные источники поступления средств в бюджет и внебюджетные фонды;
  • неналоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды
  • другие понятия финансов, которые необходимы для формирования и использования фондов денежных средств, управление которыми осуществляет государство и его органы.

Управление государственными финансами

Управление государственными финансами осуществляют органы государственной власти , в первую очередь законодательные (Федеральное собрание , принимающее соответствующие законы в области государственных финансов) и исполнительные (Президент , Правительство , Центральный банк , Министерство финансов и др.)

Коррупция в сфере управления государственными финансами

Коррупция в сфере управления государственными финансами - старая и распространенная проблема. Коррупция в этой сфере, в частности, подразумевает использование финансов в личных целях, недополучение средств, хищение или нецелевое использование собранных средств. Коррупция в сфере государственных финансов вредит темпам развития страны и препятствует использованию ресурсов на общее благо. Риск появления коррупции повышают такие факторы, как ограниченность функциональных возможностей, неэффективность внутреннего контроля, недостаточная прозрачность, слабость руководства и надзора, недостаточная подотчетность в области расходов .

Примечания

Литература

  • Финансы: Учебник /Под ред. В.В. Ковалева М:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004
  • Многоликая коррупция. Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления = The Many Faces of Coruption: Tracking Vulnerabilities at the Sector Level. - М .: «Альпина Паблишер», 2010. - 552 с. - ISBN 978-5-9614-1062-4

См. также

  • Бюджетный кодекс Российской Федерации

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Государственные финансы" в других словарях:

    - (public finance) 1. Финансирование товаров и услуг, осуществляемое национальными и местными органами власти за счет налоговых поступлений и иных средств. 2. Экономический анализ проблем, возникающих в связи со сбором и расходованием средств в… … Финансовый словарь

    Государственные финансы - (public (state) finance) денежные отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов государства, включая бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий … Экономико-математический словарь

    государственные финансы - Денежные отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов государства, включая бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий. [ОАО РАО "ЕЭС… … Справочник технического переводчика

    - (public finance) 1. Финансирование товаров и услуг, осуществляемое национальными и местными органами власти из налоговых поступлений и иных средств. 2. Экономический анализ проблем, возникающих в связи со сбором государством денежных средств и их … Словарь бизнес-терминов

    - (public finance) Состояние финансовой деятельности правительства. Оно включает налогообложение, расходы государственных организаций на реальные товары и услуги, трансфертные выплаты, доходы от государственной собственности, займы и долги, а также … Экономический словарь

    государственные финансы - ‘финансы’ Syn: государственный бюджет … Тезаурус русской деловой лексики

    Совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций. Впервые термин «Г. ф.» стал применяться во Франции в 16 в.… … Большая советская энциклопедия

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ - 1) денежные средства, поступающие в распоряжение государства в соответствии с государственными бюджетами, бюджетами развития, а также в государственные внебюджетные фонды (в РФ Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд медицинского… … Внешнеэкономический толковый словарь

    Государственные финансы - (public finance), доходы и расходы гос ва. Эконом, теория Г.ф. анализирует фискальную политику и изучает воздействие налогообложения и гос. расходов на физ. лиц, фирмы, а также совокупные эконом, показатели. Особой сферой теории Г.ф. является… … Народы и культуры

    Государственные финансы - PUBLIC FINANCE Экономическая теория, изучающая проблемы доходов и расходов государства и их влияние на экономику страны в целом. Экономисты классики рассматривали проблему лишь с точки зрения доходов, т.е. налогообложения. Со времен Кейнса все… … Словарь-справочник по экономике

Книги

  • , . Учебник "Финансы и кредит" состоит из двух томов. Том первый "Государственные финансы. Финансовые рынки и институты" посвящен общетеоретическим вопросам содержаниягосударственных финансов.…