ВОСПРИЯТИЕ - целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях; процесс формирования - посредством активных действий - субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. Детерминировано предметностью мира явлений. Возникает при непосредственном воздействии раздражителей физических на рецепторные поверхности (‑> рецептор) органов чувств. Вместе с процессами ощущения обеспечивает непосредственно‑чувственную ориентировку во внешнем мире. Будучи необходимым этапом познания, всегда в некоей мере связано с мышлением, памятью, вниманием. Направляется мотивацией и имеет определенную аффективно‑эмоциональную окраску (‑> эмоция). В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет - в совокупности его инвариантных свойств. На уровне человека чувственно‑воспринимающая деятельность весьма сложна и совершенна. Высокая избирательность и подвижность восприятия дают возможность активно отбирать элементы познавательной информации, адекватные стоящей задаче. В целом ранние теории восприятия соответствовали положениям традиционной психологии ассоцианистской. Решающий шаг в преодолении ассоцианизма при трактовке восприятия был сделан благодаря развитию И. М. Сеченовым рефлекторной концепции психики, а также благодаря работам представителей гештальт‑психологии, показавших обусловленность самых важных феноменов восприятия - таких, как константность - неизменными отношениями между компонентами образа перцептивного. Изучение рефлекторного строения восприятия привело к созданию теоретических моделей восприятия, где важная роль отводится эфферентным (центробежным), в том числе двигательным процессам, подстраивающим работу системы перцептивной к характеристикам объекта. Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность коего, согласно А. Н. Леонтьеву, возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. Нужно различать восприятие, адекватное реальности, и иллюзии. В процессе восприятия отображаются также импульсы, восходящие из внутреннего телесного мира человека. Они обусловливают появление ощущения и восприятие самого себя - осознание собственного Я. Чувство своего Я сопровождает ощущение и восприятие внешних явлений и способствует познавательному различению всего того, что происходит вне тела, внутри тела и внутри сознания. В обыденной жизни восприятия кажутся простыми и понятными; между тем они весьма сложны и трудно доступны исследованию. Сложность механизмов их появления наглядно обнаруживается в патологии - в симптоматике расстройств сенсорных. Современные исследования раннего онтогенеза восприятия подтверждают существование ряда его форм, жестко обусловленных особенностями постоянных сочетаний стимулов. Но развитые процессы восприятия находятся под контролем стоящих перед личностью целей. Интенциональный (‑> интенция), направленный характер этих процессов позволяет рассматривать их как перцептивные действия, позволяющие выделить информативное содержание ситуации, по коему можно сличать воспринимаемые объекты с хранимыми в памяти отображениями и описаниями, и опознавать эти объекты - относить их к некоему семантическому классу (категории). Динамика процесса опознания в большинстве случаев адекватно описывается законом перцепции: первоначально выделяется лишь общее и диффузное представление о предмете, кое затем сменяется более определенным и детальным восприятием. Происходящее на основе выделения обобщенных, иногда социально фиксированных систем признаков, опознание реализуется за много более короткое время (порядка долей секунды), чем процессы первоначального перцептивного научения, на кои могут уходить месяцы и годы (например, формирование навыков чтения). Производимая при опознании (благодаря взаимодействию восприятия и памяти) категоризация предметов, событий и ситуаций близка, а иногда идентична категоризации понятийной. С процессами мышления восприятие сближает и возможность трансформации образа для приведения его к виду, пригодному для принятия решения. Подобные преобразования, часто неосознаваемые, могут способствовать решению стоящих перед субъектом задач. В психологии социальной содержание понятия восприятия не всеми авторами раскрывается одинаково. Иногда этот термин означает лишь отражение партнером внешнего облика и видимой картины поведения другого человека. Иногда восприятие и понимание друг друга рассматриваются как два неразрывно связанных процесса. В других случаях под восприятием понимается совокупность внешнего облика партнера и его поведения и в зримой, и во внутренней - психологической части: в акт восприятия включается интерпретация воспринятого на уровне мышления. Восприятие - познание качества целого, а не его отдельных свойств; не пассивное копирование мгновенного воздействия, но живой, творческий процесс познания. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете, ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, - от чего зависит, от какого анализатора информация будет признана приоритетной. По модальности, позволяющей предметно отразить мир, выделяются восприятия зрительные, слуховые и осязательные. Если объектом внимания становится отдельное качество объекта, можно говорить о восприятиях вкусовом, обонятельном, болевом и пр. Специализованными по объему являются восприятия пространства, времени, изображений, спектаклей и кинофильмов, восприятие человека человеком (‑> человековосприятие): они выделяются в силу содержания самой деятельности предметной. При этом особенно важную роль во всех видах восприятия играют ощущения двигательные, или кинестетические, кои регулируют по принципу связи обратной реальные взаимоотношения субъекта с предметом. В частности, в восприятии зрительном вместе с собственно зрительными ощущениями интегрируются и ощущения кинестетические, сопровождающие движения глаз (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение). Так же и в процессе восприятия слухового активную роль играют слабые движения артикуляционного аппарата. Для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют в себе использование речи. За счет словесного обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения свойств предметов. Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность, категориальность, апперцепция. В числе важных свойств восприятия следует отметить: соотношение фигуры и фона (‑> фигура | фон), предметность, целостность и константность. Свойства восприятия, существующие на уровне сознания - это осмысленность, категориальность, избирательность и апперцепция. Микрогенез образа восприятия содержит ряд фаз, связанных с решаемыми перцептивными задачами: от недифференцированного восприятия - к формированию целостного образа предмета, на базе коего можно строить адекватную деятельность. Изучение восприятия интенсивно ведется представителями психологии, физиологии, кибернетики и других научных дисциплин. В этих исследованиях широко применяются наблюдение и эксперимент, сочетаются методы эмпирического анализа и моделирования. Данные о функции, развитии и структуре восприятия имеют общенаучное и прикладное значение. Они применяются при создании систем отображения информации, в технической эстетике и художественном конструировании, в педагогике, спорте и пр.

ВОСПРИЯТИЕ: ЕДИНИЦА ОПЕРАТИВНАЯ (оперативная единица восприятия) - единицам, восприятия оперативным соответствует некое выделение в поле перцептивном единичных предметов. В ходе развития деятельности содержание этих единиц меняется. Так, при изучении телеграфного кода вначале как самостоятельная единица восприятия воспринимается каждая отдельная - точка или тире, но затем - все более длинные последовательности телеграфных знаков - буквы, слова « даже словосочетания. Переход ко все более крупным единицам восприятия оперативным, основанный на смысловом объединении, обобщении и перекодировании информационных элементов, позволяет повысить скорость восприятия.

ВОСПРИЯТИЕ: ПРОЦЕСС: ОНТОГЕНЕЗ (онтогенез процессов восприятия) - структурные изменения, происходящие в восприятии по мере индивидуального развития. Основным фактором, обусловливающим построение адекватных действий перцептивных, являются практические действия - деятельность - по преобразованию предметов внешнего мира. При развитии деятельности происходит сокращение внешних практических компонент, за счет чего действия перцептивные свертываются. У ребенка вырабатывается целостная система единиц восприятия эталонов оперативных и сенсорных, опосредующих восприятие. Эталоны сенсорные, используемые как чувственные мерки для систематизации свойств внешнего мира и усваиваемые в этом процессе, соответствуют общественно выработанным системам сенсорных качеств (звуковысотная шкала музыкальных звуков, фонемы языка, система геометрических форм).

ВОСПРИЯТИЕ: РАЗВИТИЕ - качественное видоизменение процессов восприятия по мере роста организма и накопления индивидуального опыта - его процесс и результат. Характерно, что самые существенные изменения восприятия происходят в первые годы жизни ребенка. При этом решающую роль играет усвоение выработанных обществом эталонов сенсорных и приемов обследования раздражителей. Уже до полугодовалого возраста - в условиях взаимодействия со взрослыми - возникают активные действия поисковые: ребенок смотрит - видит - хватает и ощупывает предметы руками. На этой основе образуются интерсенсорные связи между различными системами рецепторными - зрительной, слуховой, осязательной. Так ребенок обретает способность воспринимать сложные комплексные раздражители, узнавать и различать их. В возрасте 6‑12 месяцев происходит быстрое развитие системы двигательной и в качестве деятельности ведущей выступают действия и манипуляции предметные, что требует константности восприятия (‑> константность). При этом основным способом восприятия становятся движения воспроизводящие, моделирующие особенности воспринимаемых объектов. В дальнейшем развитие восприятия происходит в теснейшей связи с развитием различных видов деятельности - игровой, изобразительной, конструктивной, элементов деятельности трудовой и учебной. После четырехлетнего возраста развитие восприятия становится относительно самостоятельным.

ВОСПРИЯТИЕ ТИП - на основе исследований Г. Роршах выделил четыре типа восприятия («типа переживания»):

1) тип двигательный (В‑тип) - характерен тем, что люди этого типа склонны воспринимать образы теста пятен Роршаха в движении; в продуцируемых ими образах акцентируется динамический аспект, это соответствует интровертивному типу личности: если нормально интровертивный тип характерен лишь преобладанием кинестетических ответов, то патологически интровертивный - полным отсутствием цветовых;

2) тип цветовой (Fb) - характерен тем, что люди этого типа фиксируют в ответах цветовой аспект; это соответствует экстравертивному типу личности: если нормально экстравертивный тип характерен лишь преобладанием цветовых ответов, то патологический - полным отсутствием кинестетических;

3) тип суженный - для него характерно малое количество ответов, связанных с движением и цветом или даже полное их отсутствие;

4) тип амбиэквальный - связанный с большим, но равным количеством цветовых и кинестетических ответов. Тип восприятия, согласно Г. Роршаху, характеризует преимущественно интровертивные или экстравертивные тенденции личности, причем он понимает интроверсию и экстраверсию несколько иначе, чем К. Г. Юнг. Типы восприятия коррелируют с определенными компонентами интеллекта, динамикой аффективной, чертами характера и видами патологии психической.

ВОСПРИЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЕ - совокупность процессов построения образа зрительного внешнего мира. Еще И. М. Сеченов доказал объективное сходство между предметом, его физическим изображением на сетчатке глаза и изображением в сознании. Человек не ощущает того, что происходит в его глазах при видении: он видит то, что находится перед глазами. Такую объективацию изображения можно сравнить с построением образа предмета плоским зеркалом, - но это зеркало сознания строит образы перед собой, видимый образ проецируется вовне и сливается с видимым предметом, совпадает с ним. Этот эффект ярко проявляется при диплопии. Из процессов восприятия зрительного более простые обеспечивают восприятие цвета (‑> цветовосприятие), причем его основные механизмы и операции врожденны. К более сложным относятся операции восприятия формы, достаточно поздно формируемые и в филогенезе, и в~ онтогенезе. Их основой выступает восприятие пространственных группировок как объединения однотипных элементов, расположенных в достаточно узком поле зрительном.

ВОСПРИЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЕ: МИКРОГЕНЕЗ (микрогенез зрительного восприятия) - последовательные фазы построения образа зрительного объекта, начиная с пространственной и временной локализации предмета восприятия до выделения в нем частных особенностей.

ВОСПРИЯТИЕ МЕЖГРУППОВОЕ - процессы перцепции социальной, в коих субъектом и объектом восприятия выступают группы или общности социальные. Характерно стереотипностью (‑> стереотип социальный), большой слитностью когнитивных и эмоциональных компонент, яркой аффективной окрашенностью и резко выраженной оценочной направленностью. Именно поэтому отличается пристрастностью (‑> предубеждение), а сами межгрупповые представления весьма уязвимы в том, что касается их истинности, точности и адекватности. Эти характеристики и особенности восприятия межгруппового концентрированно выражаются в таких эффектах, как дискриминация межгрупповая и фаворитизм внутригрупповой. В отличие от распространенной в зарубежной психологии позиции, согласно коей эти эффекты - изначальные, универсальные и неизбежные компоненты отношений межгрупповых, в отечественной психологии отмечался вторичный по отношению к деятельностному плану характер, в частности была показана их зависимость от уровня развития группового и типа совместной межгрупповой деятельности, их нетипичность для коллектива. Специфика восприятия межгруппового по сравнению с восприятием межличностным:

1) объединение индивидуальных представлений в некое целое, качественно отличное от составляющих его элементов;

2) длительный и значительно менее гибкий процесс формирования, ибо восприятие межгрупповое, будучи сформированным, становится устойчивым к внешним влияниям;

3) схематизация и упрощение возможного диапазона сторон восприятия и оценки другой группы.

ВОСПРИЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ - восприятие, понимание и оценка человека человеком. Специфика по. сравнению с восприятием неодушевленных предметов - в большей пристрастности, что проявляется в слитности когнитивных и эмоциональных компонент, в ярче выраженной оценочной и ценностной окраске, в более прямой зависимости представления о другом человеке от мотивационно‑смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. Значительное число исследований восприятия межличностного посвящено изучению формирования первого впечатления о человеке. В них выясняются закономерности «достраивания» образа другого человека на основе наличной, обычно ограниченной информации о нем, а также при выявлении актуальных потребностей воспринимающего субъекта; фиксируется действие механизмов, приводящих к искажению восприятия межличностного (‑> эффект недавности; эффект ореола).

Важная особенность восприятия межличностного - не столько восприятие качеств человека, сколько восприятие его во взаимоотношениях с другими людьми (восприятие предпочтений в группе, структуры группы и пр.). Исследование роли деятельности совместной в восприятии межличностном - одна из центральных теоретических проблем в этой области психологии социальной. Важнейшие из изученных механизмов восприятия межличностного следующие:

1) идентификация - понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним;

2) рефлексия социально‑психологическая - понимание другого путем размышления за него;

3) эмпатия - понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания;

4) стереотипизация - восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик некоей группы социальной и пр. Предпринимаются попытки вычленить более универсальные механизмы восприятия межличностного, кои обеспечивают стабилизацию, категоризацию, отбор и ограничение информации, что является необходимым условием любого процесса перцептивного. На открытие таких универсальных механизмов претендовали теория диссонанса когнитивного, теория личности имплицитная; но ни одна из них не дает удовлетворительного решения проблемы (‑> атрибуция каузальная).

ВОСПРИЯТИЕ ПОДПОРОГОВОЕ (восприятие бессознательное) - предметное восприятие, реализуемое без контроля сознания: феномен, когда информация преодолевает порог физиологический, но не достигает порога осознанного восприятия. Она все же воздействует на организм и способна вызвать ответные реакции. Так, в работах В. Г. Тершуни и его сотрудников экспериментально показано, что возможна выработка рефлексов условных на неосознаваемые раздражители.

ВОСПРИЯТИЕ СУБСЕНСОРНОЕ - форма непосредственного отражения психического действительности, обусловливаемая такими раздражителями, влияние коих на субъекта безотчетно; одно из проявлений бессознательного. Неосознанное восприятие и переработка сигналов, поступающих через органы чувств и не достигающих пороговой величины (‑> порог восприятия абсолютный). Факты воздействия на поведение неосознаваемых раздражителей были обнаружены при анализе проблемы определения порогов ощущения. Для их обозначения были также предложены понятия «предвнимание» (У. Найссер) и «область субсенсорная» (Г. В. Гершуни). Областью субсенсорной названа зона раздражителей - неслышимых звуков, невидимых световых сигналов и прочих, вызывающих непроизвольную, но регистрируемую реакцию и способных осознаваться, если им придано сигнальное значение. С переработкой информации за пределами произвольно контролируемой деятельности связаны процессы предвнимания, обеспечивающие реакцию приспособительную на еще не распознанные изменения ситуации. Изучение процессов предвнимания и раздражителей субсенсорных позволяет выявить резервные возможности органов чувств.

ВОСПРИЯТИЕ ХАПТИЧЕСКОЕ (восприятие гаптическое) - одна из форм механорецепции. Система сенсорная, ответственная за построение образа осязательного при восприятии хаптическом, состоит из анализатора кожного (тактильный, температурный) и кинестетического. Само же построение образа осязательного обусловлено ощупывающими движениями рук, благодаря коим воспроизводится контур предмета. В обследовании предмета принято выделять две стадии:

1) сначала, на ориентировочной стадии, с помощью мелких движений выделяются самые информативные части фигуры;

2) затем, посредством более размашистых движений руки, строится окончательный образ осязательный.

(Головин С.Ю. Словарь практического психолога - Минск, 1998 г.)

ВОСПРИЯТИЕ (англ. perception ).

1. Субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (употребляются также термины «образ восприятия», «перцептивный образ»).

2. Сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа (употребляются также термины «перцепция», «перцептивный процесс»). Иногда термином В. обозначается система действий , направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств , т. е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения (см. Перцептивное действие ).

Как образ В. есть непосредственное отражение предмета (явления, процесса) в совокупности его свойств , в его объективной целостности. Это отличает В. от ощущения , которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на анализаторы.

При рассмотрении гносеологических вопросов (в философии) значения терминов «В». и «ощущение» совпадают. Для психологии указанное их различие является принципиально важным. В некоторых направлениях психологии, напр. Гештальт-психологии , В. рассматривается как исходная форма чувственного познания (и познания вообще), а ощущение - как абстракция , как результат «препарирования» В. сознанием (см. Отражение чувственное ). Однако большинство психологов рассматривают ощущение (напр., тепла, солености, боли) как исходную форму познания, а В. - как синтез ощущений, формирующийся в процессе активного отражения объективно существующего целостного предмета. В филогенезе переход от ощущения к В. был обусловлен переходом живых существ от жизни в гомогенной, вещно (предметно) неоформленной среде к жизни в среде, вещно оформленной (А . Н . Леонтьев ).

Поскольку любой предмет как раздражитель (см. Стимул , Дистальный стимул ) является сложным, обладает рядом свойств, то в формировании его образа участвует обычно несколько анализаторов; т. о., В. формируется на основе ощущений разных модальностей .

В зависимости от того, какой из анализаторов ведущий в данном акте В., различают зрительное В., слуховое (см. Слух ), осязательное (см. Осязание ), вкусовое (см. Вкус ) и обонятельное В. (см. Обоняние ). Важную роль во всех видах В. играют двигательные (кинестезические) ощущения, хотя последние и не всегда отчетливо осознаются человеком. Так, зрительное В., помимо собственно зрительных ощущений (цвета, света и т. д.), включает также кинестезические ощущения , возникающие при движениях глаз (аккомодация глаз , конвергенция и дивергенция глаз и т. д.). Особенно велика роль кинестезических ощущений в осязательном В. Большую роль во вкусовом В. играют движения языка, а в обонятельном - движения органов дыхания. В процессе слухового В. активное участие могут принимать слабые движения артикуляционного аппарата. Движения, включенные в акт восприятия, имеют значение в процессе анализа воздействующих раздражителей, уточнении ощущений, их синтезе в целостный образ предмета и его пространственно-временной локализации.

У человека, владеющего речью , последняя опосредствует В., обеспечивая его осмысленность, осознанность , преднамеренность (произвольность). Участие речи в В. создает возможность абстракции и обобщения свойств предметов и явлений путем их словесного обозначения (называния) (см. Лингвистической относительности гипотеза ).

Основными свойствами В. являются предметность , целостность , константность , категориальность , избирательность .

В. зависит от прошлого опыта, знаний , содержания и задач выполняемой деятельности , индивидуально-психологических различий людей (потребностей , склонностей , интересов , мотивов , эмоционального состояния и т. д.). Под влиянием этих факторов создается характерная для каждого человека апперцепция , обусловливающая значительные различия при восприятии одних и тех же предметов разными людьми или же одним и тем же человеком в разное время.

Формирование перцептивного образа представляет собой процесс, включающий ряд фаз (переходов): от нерасчленного В. («что-то мелькнуло», «что-то коснулось кожной поверхности», «появился какой-то звук», «чем-то пахнет» и т. д.) к формированию дифференцированного целостного образа предмета (или явления), адекватного оригиналу (см. Микрогенез восприятия ). Динамика формирования перцептивного образа определяется пространственно-временными условиями процесса В. Это отчетливо обнаруживается при изменении времени воздействия стимулов на анализатор, их дистанции и положения в сенсорном поле.

В.м. б. преднамеренным и непреднамеренным .1-е в отличие от 2-го связано с постановкой определенной перцептивной задачи ; оно характеризуется целенаправленностью, плановостью и систематичностью. В этом случае В. выступает как познавательная перцептивная деятельность (наблюдение ). Непреднамеренное В. выступает как компонент к.-л. др. деятельности, либо является неуправляемым и случайным процессом, целиком зависимым от колебаний непроизвольного внимания (ср. «пустой взор»). Преднамеренное В. более эффективно, чем непреднамеренное.

В поведении и деятельности человека В. - необходимое условие ориентировки в окружающей среде. Перцептивный образ выполняет функцию регулятора действий. Вместе с тем деятельность - основное условие развития В. Что и как воспринимает человек, зависит от того, что и как он делает. В практической деятельности В. становится активным, целенаправленным процессом познания действительности. См. Орган чувств , Отражение чувственное , Сенсорная система . (В. П. Зинченко.)

ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ (англ. time perception ) - отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. В основе В. в. лежит ритмическая смена возбуждения и торможения в больших полушариях головного мозга. В В. в. участвуют различные анализаторы , наиболее точную дифференцировку промежутков времени дают кинестезические и слуховые ощущения. И . М . Сеченов называл слух измерителем времени, а слуховую память - памятью времени (см. Память слуховая ). Субъективное восприятие продолжительных периодов времени в значительной степени определяется характером переживаний, которыми они были заполнены, и эмоциональным состоянием субъекта. Время, заполненное интересной, глубоко мотивированной деятельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии. Однако в ретроспективном отчете (см. Ретроспекция ) соотношение м. б. обратным: время, проведенное в безделье и скуке, кажется короче, когда о нем вспоминают спустя некоторое время. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицат. - субъективно несколько растягивают временные интервалы. (Т. П. Зинченко.)

Добавление ред.: Человек переживает и осознает время в значительной степени с помощью культурно-исторических средств его измерения и отражения (разнообразных часовых механизмов, календарей, учебников истории, внутренних сенсорных эталонов временных промежутков т. д.). На культуральном уровне Л. Н. Гумилев (1979) выделил 7 типов отсчета времени и отношения к нему: атемпоральность, фенологический и циклический календари, живая хронология и линейный счет, квантование и релятивизация времени. Важную роль в В. в. у древних людей и в традиционных культурах играли производственные процессы, согласованные с природными циклами, что находило прямое отражение в названиях «месяцев» народных календарей (напр., в нанайском календаре есть «месяц горбуши», «месяц летней кеты», «месяц осенней кеты», «месяц петель на соболя» и т. п.).

В своих долголетних исследованиях сов. психолог Д . Г . Элькин показал, что у человека на протяжении его культурного развития происходит постепенное усвоение социальных эталонов длительности, составляющих систему временных шкал и мер. Такое опосредствование позволяет не только точнее оценивать различные интервалы, но и выходить далеко за пределы возможностей непосредственного В. в. Отметим также, что культурно опосредствованное чувство времени играет огромную роль в различных видах практической деятельности (напр.: охотника и рыболова, крестьянина и кузнеца, рабочего и инженера, ученого и педагога, космонавта и спортсмена, актера и музыканта). Т. о., В. в. основывается, с одной стороны, на сигнальном значении временных характеристик собственных произвольных движений и ритмов непроизвольных вегетативных процессов («биологические часы» ), как натуральных мерках, при посредстве которых осуществляется оценка времени; с др. стороны, на исторически развивающейся системе социальных эталонов и технических средств. См. Восприятия времени нарушения . (Б. М.)

ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА (англ. space perception ) - чувственно-наглядное отражение пространственных свойств вещей (их величины и формы), их пространственных отношений (расположения относительно друг друга и воспринимающего субъекта и в плоскости, и в глубину) и движений. К В. п. иногда относят также восприятие пространственных свойств и отношений частей собственного тела наблюдателя (т. н. схема тела). В любом случае верно, что в процессе В. п. участвуют все органы чувств человека, но ведущая роль в В. п. принадлежит совместной деятельности зрительного, двигательного (кинестезического), кожного и вестибулярного анализаторов .

В. п. основано на «измерениях» расстояний и углов в окружающем человека пространстве (Г . Гельмгольц , И . М . Сеченов ), осуществляемых органами внешних чувств и движениями мускулатуры. Высказывалась т. зр. о том, что необходимым условием для чувственного различения пространственных основных направлений (вверх и вниз, вперед и назад, направо и налево) является асимметрия человеческого тела: не столько морфологическая, сколько функциональная. Ярко выраженная функциональная асимметрия, как известно, обнаружена и в работе больших полушарий головного мозга (см. Латерализация функций , Межполушарная организация психических процессов ). Это дало основание утверждать, что морфологическая симметрия органов чувств (и человеческого тела вообще) в сочетании с функциональной асимметрией составляют одно из обязательных условий В. п. (Б . Г . Ананьев .)

При В. и. человек исходит из нормального положения своего тела, когда его вертикальная ось перпендикулярна плоскости земли. Ощущения, поступающие от аппарата равновесия (вестибулярной системы ), помогая поддерживать это положение, обеспечивают восприятие направления вверх-вниз.

Наибольшую информацию о пространстве (до 95%, Ф. Кликс) человеку дает зрение. В. п. начинается с превращения плоскостного восприятия в глубинное. К 2 воспринимаемым измерениям - в высоту и в ширину - добавляется 3-е - вдаль. В пространственном зрении на плоскости значительная роль принадлежит аккомодации и конвергенции глаз , а при восприятии глубины к ним присоединяются функции, выполняемые корреспондирующими и диспаратными точками сетчатки. В процессе В. п. осуществляется зрительная локализация предметов. Необходимо отметить и то, что пространственная ориентация у человека в большой степени опирается на выработанные культурой знаковые средства отображения пространственных отношений, часть из которых подвергается интериоризации (сюда относятся и знаковые когнитивные карты ). См. Аккомодация глаз , Безориентирное поле , Бинокулярное зрение , Восприятия пространства нарушения , Глубинное зрение , Зрительное восприятие , Иллюзия Луны , Константность восприятия , Макропсия , Микропсия , Монокулярное зрение , Монокулярный параллакс движения , Поле зрения , Реафферентации принцип , Стереопсис .

ВОСПРИЯТИЕ СЛОЖНЫХ ЗВУКОВ (англ. perception of complex sounds ) - процесс приема и переработки слуховым анализатором звуков сложного спектрального состава (см. Спектр звуковой ), как правило, меняющегося во времени по характерному для данного источника «алгоритму». Мир звуков отличается огромным разнообразием, однако в нем можно выделить некоторые группы с относительно общими признаками и принципами восприятия: звуки природной и синтетической среды (технических объектов), речевые и музыкальные .

К природным звукам относятся, напр., шелест листвы, плеск и журчание воды, треск сучьев, грохот обвала, биение сердца; к техническим - тиканье часов, удары молота, рев мотора и т. п. Звуки такого рода возбуждаются одиночными импульсами (ударами) с периодическим или апериодическим повторением. Частота и регулярность повторения (или его отсутствие) определяют один из существенных признаков восприятия. Важным признаком восприятия выступает индивидуальная характерность структуры спектра - мы квалифицируем звуки как глухие и звонкие, мягкие и резкие, низкие или высокие.

Особую группу представляют речевые звуки, которые выступают в качестве элементов словесного сообщения, заключая в себе при этом одновременно звуковые признаки, выражающие настроение говорящего, его отношение к содержанию того, о чем он говорит, отношение к собеседнику или аудитории и т. п. Интонационные, громкостные оттенки речи, характерные задержки, изменение темпа, акцентирование и т. п. - все это лежит в основе восприятия сопровождающих речь эмоций . Эмоции, возникающие при восприятии речевых звуков, находятся также в определенной зависимости от содержания вызываемых речью образов и представлений (см. Восприятие устной речи ).

В восприятии музыкальных звуков на первый план выступают признаки, которые формируют музыкально-звуковую ткань: высота, в ее ладогармоническом содержании, и расчлененность звуков во времени, определяющая ритмическую канву произведения. Важнейшей формой одновременного восприятия нескольких музыкальных звуков является восприятие их консонантности и диссонантности, взаимоотношений в аккордах и в гармоническом движении. В основе музыкального восприятия высоты звуков лежит объективный признак гармоничности структуры их спектров, т. е. соотношения частот спектральных компонентов (тонов) в простой кратности (1, 2, 3, 4 и т. д.) к частоте первого (нижайшего или т. н. основного) тона. В восприятии музыкальных звуков тембровые признаки приобретают специфическую функцию выразительности - как самих звуков, так и музыкального образа в целом. Имеется целый ряд др. специфических признаков восприятия музыкальных звуков, относящихся к исполнительским приемам (напр., вибрато, глиссандо), тембровым сочетаниям звуков в оркестровом целом и т. п.

ВОСПРИЯТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ (англ. perception of oral speech ) - одна из высших психических функций человека. В. у. р. - внутренняя психическая сторона такого вида речевой деятельности, как слушание (аудирование). Будучи «опосредствованным по своему строению и социальным по своему генезу» (А . Р . Лурия ), В. у. р. является смысловым, т. к. «нормально включает акт понимания , осмысления» (С . Л . Рубинштейн ).

Речевое восприятие - неоднородный процесс, в котором (с генетической и функциональной т. зр.) м. б. выделены уровни различения и узнавания (Н . И . Жинкин ). С т. зр. характера «обработки» речевого сигнала выделяются сенсорный , перцептивный и смысловой уровни восприятия. Так, в процессе В. у. р. на сенсорном уровне осуществляется акустический анализ и выделение звуков в составе слова, которое узнается на перцептивном уровне восприятия. На смысловом уровне устанавливается смысл предложения и всего сообщения в целом.

С т. зр. сформированности самого процесса смыслового восприятия оно м. б. сукцессивным (развернутым) и симультанным (одномоментным). Так, в ходе формирования слушания как вида речевой деятельности на родном и затем во время обучения на иностранном языке восприятие характеризуется сукцессивностью, тогда как при сформированности этих видов речевой деятельности восприятие симультанно.

В. у. р. включает в себя процесс вероятностного прогнозирования .Слушатель воспринимает речевое сообщение, начиная с предположения о сигнале на входе. Речевое восприятие может характеризоваться разной глубиной и уровнем прогнозирования, как хода развития мысли, так и появления наиболее вероятного для данного контекста слова.

Смысловое восприятие речевого сообщения обусловливается целым рядом факторов, и прежде всего, включенностью в активную деятельность человека. Обусловливаясь системой языка ,В. у. р. зависит также и от характера самого речевого сообщения (логико-смысловой структуры речи, длины и глубины фраз, коммуникативной насыщенности речи и т. д.).

В. у. р. обусловливается также и индивидуально-личностными особенностями слушающего или читающего: особенностями их мышления (напр., гибкость, продуктивность), памяти (напр., ее объем, тип), направленности личности , характера установок и т. д. См. Виды речи , Речь , Речь устная .

ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ (англ. interpersonal perception ) - процесс психологического познания людьми друг друга в условиях непосредственного общения . Син. межличностное восприятие. Этот процесс включает в себя все уровни психического отражения, начиная от ощущения и кончая мышлением . В этом смысле процесс В. ч. ч. подчиняется общим закономерностям психического отражения, несмотря на своеобразие объекта восприятия, которое определяется его особой социальной значимостью в ряду др. предметов окружающего человека мира. Особая социальная значимость человека как объекта восприятия выводит его на 1-е место в процессе узнавания среди др. объектов. При восприятии нового для себя человека главное внимание субъект уделяет таким особенностям внешности (см. Габитус ), которые наиболее информативны в отношении психических свойств личности: экспрессии лица и выразительным движениям тела. Доминирующими элементами человеческого лица являются волосы (прическа) и глаза. При опознании людей в качестве отличительного признака может выступить любой из компонентов внешности ,который наиболее ярко выделяет конкретного человека из ряда др., т. е. подчеркивает его индивидуальность .

В процессе В. ч. ч. формируются представления людей друг о друге, умение определять черты характера , способности , интересы , эмоционально-динамические особенности, профессии людей и т. д. Первое место среди этих особенностей занимает профессиональная характеристика личности , как наиболее значимая в социальном отношении. Осознание этой характеристики формирует более устойчивое отношение к личности по сравнению с первым впечатлением, которое складывается на основе оценки привлекательности внешнего облика. Связь внешности и личностных характеристик - одна из главных проблем в изучении В. ч. ч. Современная психология рассматривает ее как проблему социально-психологической интерпретации личности по внешности. Экспериментально обнаружены 4 основных способа интерпретации: 1) аналитический , когда каждый из элементов внешности связывается с конкретным психологическим свойством личности (напр., плотно сжатые губы - человек волевой), 2) эмоциональный - качества личности приписываются человеку в зависимости от эстетической привлекательности его внешности, 3) индивидуально-ассоциативный - человеку приписываются качества др. человека, внешне на него похожего, 4) социально-ассоциативный - человеку приписываются качества того социального типа, к которому он отнесен на основе восприятия внешности. Практическое значение В. ч. ч. определяется регуляторной ролью психически сложившихся образов в процессах труда и общения.

ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ НАРУШЕНИЯ (англ. disturbances , или impairments of time perception ) - утрата или снижение способности ориентироваться в коротких (с, мин, ч.) и длинных (дни, мес, гг.) промежутках времени; проявляются в 2 основных формах. 1. В. в. н., связанные с нарушением сознания и проявляющиеся в виде общей дезориентировки во времени. Подобные нарушения возникают как при локальных поражениях мозга (лобных долей, глубоких структур правого полушария и др.), так и при психических заболеваниях (в синдромах различных нарушений сознания). 2. В. в. н., имеющие более частный характер и проявляющиеся как невозможность правильно оценить относительно короткие интервалы времени (с, мин). Эта форма нарушений возникает при поражении височных отделов мозга (преимущественно правого полушария) в синдроме др. расстройств в работе слухового анализатора (см. Агнозия ). В. в. и. возможны при различных экстремальных состояниях: при стрессе , длительной сенсорной депривации, алкогольном опьянении и др. (Е. Д. Хомская.)

ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТРАНСТВА НАРУШЕНИЯ (англ. disturbances , или impairments of space perception ) - утрата или снижение способности ориентироваться (трудности ориентировки) во внешнем (зрительном, слуховом) и внутреннем (кожно-кинестезическом) пространстве. В. п. н. возникают вследствие различных патологических состояний мозга, а также при искажении сенсорных сигналов. Существуют различные формы В. п. н.

1. Нарушения, связанные с нарушением сознания (см. Сознания патология ) и проявляющиеся в виде дезориентировки в окружающем внешнем пространстве (месте нахождения и др.), подобные нарушения часто наблюдаются одновременно с нарушениями восприятия времени (см. Восприятия времени нарушения ).

2. В. п. н., проявляющиеся как невозможность ориентироваться во внешнем зрительном пространстве, в трудностях понимания право-левых и верхне-нижних координат, зрительного пространства. Возникают при поражении теменно-затылочных отделов мозга . Существует 2 варианта подобных нарушений: один характеризуется трудностями ориентировки в реальном пространстве и встречается чаще при поражении теменно-затылочных отделов правого полушария; др. - трудностями ориентировки в символическом пространстве - картах, схемах, рисунках и т. п.; чаще наблюдается при поражении тех же отделов левого полушария (см. Нейропсихологические синдромы , Агнозия , Афазия , Апраксия ).

3. В. п. н., проявляющиеся в трудностях определения направления и удаленности звукового сигнала, возникают при поражении подкорковых уровней слуховой системы в синдроме нарушения бинаурального слуха .

4. В. п. н., проявляющиеся в трудностях ориентировки во внутреннем пространстве как одно из проявлений соматоагнозии (см. Агнозия ), чаще наблюдаются нарушения в левой части тела (при поражении теменных отделов правого полушария).

5. В. п. н., приводящие к трудностям ориентировки в пальцах своей руки, известные как пальцевая агнозия, чаще наблюдаются при поражении нижне-теменных отделов правого полушария (у правшей).

6. В. п. н., связанные с длительной сенсорной депривацией или искажением сенсорных (зрительных, кожно-кинестезических) сигналов.

См. также Головокружение , Макропсия , Микропсия . (Е. Д. Хомская.)

(Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь - 3-е изд., 2002 г.)

Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возни­кающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем, являясь результатом синтеза изолированных ощущений в пределах одной или нескольких модальностей.

Целостное отражение образов выходит за пределы изолированных ощущений, опираясь на совместную работу органов чувств. Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов и ситуаций.

Этот синтез может протекать как в пре­делах одной модальности (например, когда мы смотрим кинокартину, происходит объединение отдельных зрительных ощущений в целые образы), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые ощущения).

Поэтому основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, целостное отображение предмета.

Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в ор­ганах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действи­ем раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные цент­ры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекцион­ные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сен­сорная информация.

описанный выше механизм является механизмом воз­никновения ощущений.

Следовательно, ощущения могут быть рассмотрены как струк­турный элемент процесса восприятия.Собственные физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа па последую­щих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Поэтому интегративные зоны коры головного мозга, за­вершающие процесс восприятия,часто называют перцептивными зонами. Их фун­кция существенно отличается от функций проекционных зон.

при нарушении деятельности интегративных зон люди перестают понимать человеческую речь

или не понимает, что он видит – короче, агнозии наступают.

Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тес­но связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами. Следовательно, начавшись в орга­нах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, пере­ходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями. Вся эта сеть возбужде­ний, взаимодействующих между собой и широко охватывающих разные зоны коры, и составляет физиологическую основу восприятия.

Поскольку восприятие тесно связано с ощущением, можно предположить, что оно, как и ощущение, является рефлекторным процессом. Рефлекторную основу восприятия раскрыл И. П. Павлов . Он показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, т. е. временные нервные связи, образующиеся в коре боль­ших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. При этом последние выступают в качестве комплекс­ных раздражителей, так как при обработке вызванного ими возбуждения в ядрах корковых отделов анализаторов протекают сложные процессы анализа и синтеза.

Помимо ощущений в процессе вос­приятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспри­нимается, т. Е. В процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Восприятие связано с опознанием, с пониманием и осмысливанием предметов или явлений, с отнесением их к определенной категории. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.

Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим вовлечения процессов мышления и памяти. А именно: аналитико-синтетическая работа (выделение из всего комплекса воздействующих признаков основных ведущих признаков (анализ); объедине­ние группы основных существенных признаков и их сопоставление с прежними знаниями о предмете (синтез и память)). В процесс восприятия всегда включены двигательные компо­ненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривание соответствующих звуков при воспри­ятии речи).

Причем следует иметь в виду, что восприятие знакомых пред­метов (чашка, стол), их узнавание происходит очень быстро, при восприятии новых или незнакомых предметов узнавание их протекает гораздо сложнее и в более развернутых формах. Полное восприятие таких предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической ра­боты, при которой выделяются одни, существенные, признаки, тормозятся дру­гие, несущественные. Затем воспринимаемые признаки объединяются в одно осмыс­ленное целое. Поэтому скорость узнавания или отражения объекта реального мира во многом определяется тем, насколько восприятие, как процесс, активно, т. Е. Насколько активно идет отражение этого объекта.

Огромную роль в восприятии играет наше желание восприни­мать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, в восприя­тии предмета реального мира задействованы внимание и направленность. Интересный предмет будет восприниматься нами более активно.

С практической точки зрения главная функ­ция восприятия заключается в обеспечении рас­познавания объектов, т. Е. Их отнесении к той или иной категории.

Различные виды восприятия имеют свои специфические закономерности. Но существуют общие закономерности восприятия, которые проявляются в его свойствах: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность (или избирательность).

Предметность восприятия - это способность отражать объекты и явления ре­ального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожден­ным свойством восприятия, она развивается и совершенствуется в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка.

Наиболее простой формой осмысливания предметов и явлений является узнавание. Здесь восприятие тесно связано с памятью. Узнать предмет – это значит воспринять данный предмет и соотнести его с ранее сформировавшимся образом. Узнавание может быть обобщенным, когда предмет относится к какой-либо общей категории, и дифференцированным, когда воспринимаемый объект отождествляется с ранее воспринимавшимся единичным предметом. Это более высокий уровень узнавания. Для такого рода узнавания необходимо выделение специфических для данного предмета признаков, его примет. При узнавании человек не выделяет всех признаков предмета, а использует его характерные опознавательные признаки. Для узнавания материальных объектов существенное значение имеют их контуры, характерное для данного предмета сочетание линий.

Целостность восприятия - характеристика восприятия, которая заключается в том, что отдельные признаки какого-либо объекта, которые актуально не воспринимаются, все же оказываются интегрированными в целостный образ восприятия этого объекта. Даже в тех случаях, когда мы воспринимаем лишь некоторые признаки знакомого объекта, мы мысленно дополняем недостающие признаки и части этого объекта.

Структурность восприятия – это способность узнавать различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии осуществляется вычленение взаимоотношений, частей, сторон предмета. Мы воспринима­ем фактически абстрагированную от ощущений обобщенную структуру, ко­торая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слу­шает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают зву­чать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. Е. Воспринимает ее структуру в целом.

Константность восприятия - независимость отражения объективных качеств предметов (величины, формы, цвета) от временных условий. Одни и те же предметы воспринимаются нами в различных изменяющихся условиях: при различной освещенности, с разных точек зрения, с разного расстояния. Однако объективные качества предмета воспринимаются нами в неизменном виде. Цвет мела даже в сумерках для нас будет белым.

Константность восприятия - не наследственное качество, она формируется в опыте, в процессе обучения. В ходе исследования восприятия людей, постоянно живущих в густом лесу, которые не видели предметов на большом расстоянии, обнаружено, что они воспринимают их как маленькие, а не как удаленные. В некоторых непривычных условиях константность восприятия может быть нарушена – возникает аконстантность. Так, если мы смотрим вниз с большой высоты

Избирательность в (активность) восприятия - преимущественное выделение объекта из фона. Из бесчисленного количества окружающих нас предметов и явлений мы выделяем в данный момент лишь некоторые из них. Это зависит от того, на что направлена деятельность человека, от его потребностей и интересов.

Более отчетливо воспринимаемый объект, на который ориентировано восприятие, субъективно интерпретируется как «фигура», а все остальные объекты воспринимаются как ее «фон». Выделение объекта из фона осуществляется по его контуру. Чем резче, контрастнее контур предмета, тем легче его выделение. И наоборот, если контуры объекта размыты, вписаны в линии фона, то объект трудно различить. Легче выделяется то, что в действительности является отдельным предметом и хорошо знакомо из прошлого опыта.

Восприя­тие целого обусловлено восприятием его частей и свойств, в то же время оно само влияет на их восприятие. Важность роли восприятия части в восприятии целого не означает, что для узнавания предмета необходимо воспринимать все его части. Многое из того, что имеется в объекте, совсем не воспринимается, или воспринимается неясно, но тем не менее мы узнаем предмет.

Это происходит потому, что каждый пред­мет имеет характерные, только ему присущие опознавательные признаки. Отсут­ствие именно этих признаков в восприятии мешает нам опознать предмет, в то же время отсутствие других, менее существенных признаков при наличии в восприя­тии существенных не мешает узнать то, что мы воспринимаем.

Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией . особенности восприятия определяются всем практическим и жизненным опытом человека, поскольку процесс вос­приятия неотделим от деятельности.

Воспринимая ряд незнакомых фигур, мы уже на первых фазах восприятия стараемся найти какие-то этало­ны, с помощью которых можно было бы охарактеризовать воспринимаемый объект. В процессе восприятия, для того чтобы классифицировать то, что воспри­нимаете, вы будете выдвигать и проверять гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов.

Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия.

Явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется ил­люзией восприятия . Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зритель­ного, слухового и др.). Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т. П., но и физическими факторами и явлениями: освещенность, положение в пространстве и др.

Следующим свойством восприятия является его осмысленность. Хотя воспри­ятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Как мы уже говорили, восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет - это значит мысленно назвать его, т. Е. Отнести к опреде­ленной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незна­комого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воз­действующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилуч­шего толкования имеющихся данных.

Основные виды восприятия

В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой орган чувств (или какая модальность) играет в воспри­ятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кине­стетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.

Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются

Основой другого типа классификации являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

По степени преднамеренности принято выделять непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произ­вольное) восприятие. При непреднамеренном восприятии мы не руководствуем­ся заранее поставленной целью или задачей - воспринять данный предмет. Вос­приятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей - воспринять тот или иной пред­мет или явление, ознакомиться с ним.

Наши знания, инте­ресы, привычные установки, эмоциональное отношение к тому, что воздействует на нас, влияют на процесс восприятия. Поскольку все люди различаются как по своим интересам и установкам и целому ряду других характеристик, мы можем утверждать, что существуют индивидуальные различия в восприятии.

Целостный, или синтетический, тип восприятия: у склонных к нему лиц ярче всего представлено общее впечатление от предмета, общее содержание восприятия, общие особенности того, что воспринято. Люди с этим типом восприятия меньше всего обращают внимание на детали и подроб­ности.

Они больше улавли­вают смысл целого, чем детальное содержание.

Лица с другим типом восприятия - детализирующим, или аналитическим, - наоборот, склонны к четкому выделению деталей и подробностей. Предмет или явление в целом, общий смысл того, что было воспринято, отходит для них на второй план.

Лица, относящиеся к описательному типу, ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат. Они не пытаются объяснить себе суть воспринято­го явления. Лица, относящиеся к объяснительно­му типу

Всегда стремятся объяснить увиденное или услышанное. Этот тип поведения чаще сочетается с целостным, или синтетическим, типом восприятия.

Для объек­тивного типа восприятия характерно строгое соответствие тому, что происходит в действительности. Лица же с субъективным типом восприятия выходят за пре­делы того, что им дано фактически, и привносят многое от себя. Их восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается.

Виды восприятия (Столяренко «Основы психологии»): восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека.

При описании процесса построения образа воспринимаемого объекта различают стимулъную и деятелъностную парадигму (С. Д. Смирнов). Стимульная парадигма рассматривает процесс построения образа как реактивный (рефлекторный) процесс, в котором можно выделить три этапа:

1. Получение и селекция чувственных ощущений различной модальности от воздействующих на организм раздражителей.

2. Складывание из полученных таким образом ощущений целостного образа предмета в результате присоединения к этим ощущениям образов памяти о прошлых воздействиях данного предмета на органы чувств той же модальности, что и актуальное воздействие.

3. Применение к полученному таким образом чувственному образу различных приемов смысловой обработки (обобщение, категоризация, абстрагирование и т. п.).

Таким образом, подчеркивается, что воздействующие раздражители являются главным фактором в возникновении психических образов. Но в любой момент мы испытываем огромное количество воздействий, но не все воздействия «перерабатываем». Стимульной парадигме противостоит деятелъностная парадигма, согласно которой любой психический образ, кроме ощущения, имеет подлинно активную, а не реактивную природу. Стимуляция органов чувств служит не толчком к началу построения образа, в лишь средством для проверки, подтверждения, и, если необходимо, коррекции перцептивных гипотез, которые строятся субъектом. Пока гипотезы (пусть даже ошибочной) нет, процесс построения образа даже не может начаться. образ, который мы видим, есть не что иное, как наша собственная перцептивная гипотеза, апробированная сенсорными данными. Согласно деятелъностной парадигме познавательное действие возникает в ответ на рассогласование прогнозируемых событий на «сенсорном входе» с тем, что реально имеет место или в ответ на совершение самим субъектом действия, которое должно привести к прогнозируемому изменению чувственных впечатлений.

Дополнительно : развитие в онтогенезе . По мнению Б. М. Теплова, признаки предметного восприятия у ребенка начи­нают проявляться в раннем младенческом возрасте (два-четыре месяца), когда на­чинают формироваться действия с предметами. К пяти-шести месяцам у ребенка отмечается возрастание случаев фиксации взора на предмете, которым он опери­рует. Однако на этом развитие восприятия не останавливается, а, наоборот, толь­ко начинается. Так, по мнению А. В. Запорожца, развитие восприятия осуществ­ляется и в более позднем возрасте. При переходе от преддошкольного к дошколь­ному возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, иссле­дуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.

В процессе обучения ребенка в школе активно происходит развитие восприя­тия, которое в этот период проходит несколько этапов. Первый этап связан со ста­новлением адекватного образа предмета в процессе манипуляции этим предме­том. На следующем этапе дети знакомятся с пространственными свойствами пред­метов при помощи движений рук и глаз. На следующих, более высоких ступенях психического развития дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга. Причем в процессе восприятия уже не принимают участия какие-либо действия или движения.

Можно спросить, что является важнейшим условием развития восприятия? Таким условием является труд

Не менее важно для ребенка участие в игре. В процессе игры ребенок расширяет не только свой двигательный опыт, но и представление об окружающих его предметах.

  • III.6 Определение расчетных сил нажатия тормозных колодок на ось подвижного состава, учетного веса локомотивов, мотор-вагонного подвижного состава
  • IV. Определение победителей и призеров мероприятий фестиваля
  • VIII. Задания для выполнения в процессе самоподготовки. 1. Опишите основные патологические свойства возбудителя столбняка

  • Восприятие (перцептивный процесс) - это познавательный психический процесс, обеспечивающий целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств.

    В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к простой сумме ощущений. Воспринимая, мы не только выделяем группу ощущений и объединяем их в единый образ, но и осмысливаем этот образ, привлекая прошлый опыт, т.е. восприятие неразрывно связано с памятью и мышлением.

    Виды восприятия.

    В зависимости от доминирующего анализатора выделяют следующие виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое . Во всех видах восприятия в той или иной степени всегда участвуют двигательные ощущения.

    Также выделяют восприятие преднамеренное (например, при наблюдении) и непреднамеренное .

    Основой еще одного типа классификации являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

    Восприятие пространства - необходимое условие ориентировки человека. Оно включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления. Восприятие не всегда дает нам адекват-ное отражение предметов объективного мира, в литературе описаны многочис-ленные факты и условия ошибок в восприятии, главным образом зрительные иллюзии .

    Восприятие времени - отражение объектив-ной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Отражая объективную реальность, вос-приятие времени дает человеку возможность ориентироваться в окружающей среде. Восприятие продолжительных периодов времени в значитель-ной степени определяется характером переживаний. Так время, которое было заполнено интересной, глубоко мотивированной дея-тельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии. Восприятие времени изменяется и в зависимости от эмо-ционального состояния. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные — субъек-тивно несколько растягивают временные промежутки.

    Восприятие движения - отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве. Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестезический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, ускорение и направление.

    4. Свойства восприятия.

    Наиболее важные особенности восприятия - предмет-ность, целостность, структурность, константность и осмыс-ленность.

    Предметность восприятия — это способность отражать объекты и явления ре-ального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожден-ным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И. М. Се-ченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечиваю-щих контакт ребенка с предметом. Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенности к объектам внешнего мира.


    Целостность . В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной инфюрмации до целостного образа конкрет-ного предмета.

    С целостностью восприятия связана и его структурность . Данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринима-ем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, ко-торая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слу-шает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают зву-чать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом. Таким образом, восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с кото-рым мы столкнулись в реальном мире.

    Следующим свойством восприятия является константность . Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изме-нении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомо-биль воспринимается как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изо-бражение, когда мы стоим возле него.

    Благодаря свойству константности , проявляющемуся в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия, мы восприни-маем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

    Восприятие зависит не только от характера раздраже-ния, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек. Поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности чело-века. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией .

    Огромную роль в апперцепции играют знания человека, предшествующий опыт, прошлая практика.

    Следующим свойством восприятия является его осмысленность. Хотя воспри-ятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к опреде-ленной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незна-комого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воз-действующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилуч-шего толкования имеющихся данных.

    Активность (или избирательность) восприятия заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании.

    Все свойства восприятия приобретаются нами при жизни (прозревшие в зрелом возрасте люди так и не могут пользоваться всеми возможностями зрения).

    Последнее обновление: 07/06/2015

    Восприятие позволяет нам чувствовать мир вокруг нас. Подумайте обо всём, что вы воспринимаете каждый день. В любой момент вы можете увидеть знакомые предметы вокруг себя, ощутить прикосновение к своей коже, почувствовать аромат любимого блюда или услышать, как сосед сверху включил музыку. Всё это составляет наш сознательный опыт и позволяет нам взаимодействовать с миром и людьми вокруг нас.

    Что такое восприятие?

    Восприятие - чувственное познание мира вокруг нас, оно включает в себя как перцепцию стимулов окружающей среды, так и действия в ответ на них. Через процесс восприятия мы получаем информацию о свойствах и элементах окружающей среды, которые имеют решающее значение для нашего выживания.

    Восприятие не только создает нашу картину мира; оно позволяет нам действовать в рамках нашей окружающей среды.

    Восприятие включает в себя осязание, зрение, вкус, обоняние, проприоцепцию (способность организма обнаруживать изменения в положении тела), а также познавательные процессы, необходимые для обработки информации (узнавание лиц, знакомых запахов).

    Процесс восприятия и его элементы

    Процесс восприятия представляет собой последовательность шагов, которая начинается с события, происходящего в окружающей среде, за которым следует восприятие нами стимула и наши действия в ответ на него. Этот процесс происходит постоянно; мы не тратим много времени или усилий на анализ самого процесса восприятия, поскольку в любой отдельный момент мы воспринимаем слишком большое количество стимулов.

    Процесс преобразования света, который попадает на сетчатку, в реальный визуальный образ происходит бессознательно и автоматически.

    Для того, чтобы полностью понять, как работает процесс восприятия, давайте разобьём его на элементы:

    • стимулы окружающей среды;
    • стимул, привлёкший внимание;
    • перенос изображения на сетчатку;
    • трансдукция (преобразование) изображения;
    • нейронная обработка сигнала;
    • восприятие;
    • узнавание;
    • действие.

    Рассмотрим их поподробнее.

    Стимул окружающей среды

    Мир полон стимулов, которые могут привлечь наше внимание используя наши органы чувств. Стимулом окружающей среды может стать всё, что может быть воспринято - всё, что можно увидеть, потрогать, попробовать на вкус, понюхать или услышать. Кроме того, нельзя забывать и о проприоцепции - нашей способности ощущать движения рук и ног, а также изменения в положении тела по отношению к объектам окружающей среды.

    Например, представьте, что вы находитесь на утренней пробежке в местном парке. Пока вы тренируетесь, ваше внимание могут привлечь самые разные стимулы: лёгкий ветерок; играющий со своей собакой человек; проезжающий мимо автомобиль, из приоткрытых окон которого раздаётся громкая музыка; утка, плескающаяся в пруду неподалёку. Всё это-стимулы окружающей среды, которые выступают в качестве отправной точки для процесса восприятия.

    Стимул, привлёкший внимание

    Данный стимул - конкретный объект окружающей среде, на котором сосредотачивается наше внимание.
    В большинстве случаев мы фокусируемся на стимулах, которые нам знакомы - например,это может быть лицо друга в толпе незнакомых людей. Иногда - наоборот, на стимулах, которые обладают некоторой новизной для нас.

    Давайте вернёмся к предыдущему примеру с парком. Представим, что во время тренировки вы сконцентрировались на утках, плавающих в близлежащем водоёме. Стая уток представляет собой как раз стимул, привлёкший ваше внимание. На следующем этапе восприятия будет преобладать уже визуальный процесс.

    Перенос изображения на сетчатку

    Далее стимул преобразуется в изображение на сетчатке. Вначале свет проникает через роговицу и зрачок, попадая на хрусталик. Роговица помогает сфокусировать свет, а радужная оболочка глаза контролирует размер зрачков, необходимый для того, чтобы определить, сколько света нужно.

    Как вам, возможно, уже известно, изображение на сетчатке на самом деле перевернуто. На данном этапе восприятия это не так уж и важно, поскольку это изображение ещё не воспринимается нами, и позже эта визуальная информация будет изменена.

    Трансдукция (преобразование) изображения

    После этого изображение на сетчатке преобразуется в электрические сигналы, что позволяет передавать в мозг визуальные сообщения с тем, чтобы они интерпретировались.

    Сетчатка содержит много фоторецепторов - палочек и колбочек. Палочки отвечают, прежде всего, за сумеречное зрение (восприятие объектов в условиях низкой освещенности), в то время как колбочки связаны с восприятием цвета и формы при нормальном уровне освещенности.

    Палочки и колбочки содержат белок (ретиналь), который отвечает за преобразование света в визуальные сигналы, которые затем передаются в мозг с помощью нервных импульсов.

    Нейронная обработка сигнала

    На следующем этапе электрические сигналы подвергаются нейронной обработке. Путь определённого сигнала зависит от его модальности (т.е. звуковой это сигнал или визуальный).

    По нейронам, расположенным по всему телу, электрические сигналы поступают от рецепторов к головному мозгу. В нашем предыдущем примере изображение уток, плавающих в пруду, поступает на сетчатку, преобразуется в электрический сигнал, а затем обрабатывается с помощью нейронов.

    О том, что вы на самом деле воспринимаете стимул и осознаёте его присутствие в окружающей среде, можно говорить только на следующем этапе.

    Восприятие

    Именно на данном этапе мы осознаём присутствие раздражителя. Но одно дело - просто быть в курсе его существования, и совсем другое - полностью осознавать его.

    Узнавание

    Восприятие подразумевает не только осознание стимулов. Нашему мозгу необходимо классифицировать и интерпретировать то, что он воспринимает. Наша способность интерпретировать информацию, получаемую в процессе восприятия, и придавать смысл, значение объекту - и есть следующий элемент.

    Так, находясь в парке и наблюдая за утками, на данном этапе вы понимаете, что это утки и что они плавают в воде.

    Этап узнавания является неотъемлемой частью восприятия, так как он позволяет нам понять мир вокруг нас. Распределяя объекты по категориям, мы можем понимать мир вокруг нас и реагировать на него.

    Действие

    Последний этап процесса восприятия предполагает какое-то действие в ответ на стимул окружающей среды - мы можем повернуть голову для того, чтобы удобнее было рассматривать уток, или, наоборот, отвернуться от них, чтобы посмотреть на что-то ещё. Это может быть как небольшое действие (к примеру, моргание в ответ на пыль, принесённую ветром), так и целая серия (например, несколько действий, направленных на помощь человеку в беде).


    Есть что сказать? Оставть комментарий!.