Казанский авиационный завод им. Горбунова - одно из крупнейших отечественных предприятий авиационной промышленности, единственный в России производитель стратегических бомбардировщиков последнего поколения. Завод производит и обслуживает ракетоносец Ту-160, бомбардировщик Ту-22М3, а также различные модификации пассажирского самолёта Ту-214.
1. В годы Великой Отечественной войны Казанский авиационный завод им. Горбунова выпускал для фронта пикирующий бомбардировщик Пе-2 и дальний бомбардировщик Пе-8. Тогда каждые сутки завод отправлял на фронт по 10-12 боевых самолётов. Так за годы войны их было выпущено более 10 тысяч.
2. Новую эпоху отечественной дальней авиации открыл самолёт Ту-16 с турбореактивными двигателями, который был призван заменить винтомоторный бомбардировщик Ту-4, вдвое превосходя его по скорости. Затем на базе бомбардировщика Ту-16 было налажено производство пассажирского авиалайнера Ту-104. Позже появилась модификация Ту-110 для государственных нужд. В 1960-х годах высшее руководство страны пересело на дальнемагистральные Ил-62М, также изготовленные на Казанском авиационном объединении.
За годы своего существования КАЗ им. Горбунова выпустил более 23 тысяч единиц авиационной техники различного типа.
3. , вооружённый крылатыми ракетами большой дальности. Состоит на вооружении ВКС России. Самолёт предназначен для решения разнообразных задач в широком диапазоне дозвуковых и сверхзвуковых скоростей полёта независимо от метеоусловий и времени суток.
4. Это самый мощный сверхзвуковой самолёт в истории военной авиации, самый скоростной бомбардировщик, самый тяжёлый в мире боевой самолёт по взлётной массе. За светлое антибликовое покрытие лётчики называют Ту-160 «Белый лебедь».
5. Одной из главных особенностей Ту-160 стала изменяющаяся в полёте форма крыла. В процессе полёта стреловидное крыло способно по мере необходимости изменять свою форму для достижения сверхзвуковой скорости.
6. Ту-160 без дозаправки преодолевает 12 тысяч километров, развивая максимальную скорость 2200 км/ч. На машинах этого типа было установлено 44 официальных мировых рекорда.
7. На самолёте установлена электродистанционная автоматическая бортовая система управления с четырёхкратным резервированием и дублированием механической проводкой. Управление самолётом сдвоенное, установлены не штурвалы, как принято на тяжёлых машинах, а ручки.
8. Экипаж самолёта состоит из четырёх человек.
9. Самолёт после соответствующего переоборудования может оснащаться также свободнопадающими бомбами (до 40 000 кг) различного калибра, в том числе и ядерными, разовыми бомбовыми кассетами, морскими минами и другим вооружением.
10. Ту-160 с бортовым номером «14» (RF-94103), получивший название «Игорь Сикорский». Данный борт совершил первый полёт в 1988 году и является одним из восьми Ту-160, полученных российской стороной в 1999 году с Украины из состава бывшего 184-го гвардейского тяжёлого бомбардировочного полка в Прилуках.
11. С апреля 2015 года по поручению министра обороны РФ Сергея Шойгу на Казанском авиационном заводе возобновлён выпуск Ту-160.
12. В настоящее время развёрнуты работы по подготовке опытного образца Ту-160М2.
13. Работы предполагают обновление всего бортового оборудования, замену двигателей и применение современных видов вооружения.
14. Новый самолёт только внешне будет похож на существующий Ту-160, «начинка» планируется совсем другая.
15. По заявлению Минобороны РФ, будут построены дополнительные 50 модернизированных стратегических бомбардировщиков Ту-160М2.
16. . Предназначен для поражения наземных и морских целей противника во всём диапазоне скоростей с больших, средних и малых высот.
17. Для выполнения ряда военных задач стране требовался самолёт с улучшенными взлётно-посадочными характеристиками, способный не только выполнять сверхзвуковой бросок на большой высоте, но и совершать длительный полёт на малой высоте с высокой околозвуковой скоростью.
18. Ракетоносец решает две основные задачи: нанесение ударов по стратегическим целям и поражение крупных морских целей. Основное вооружение Ту-22М3 - неуправляемые авиабомбы и ракетное вооружение.
19. Преемственность поколений.
21. Характерной конструктивной особенностью самолётов Ту-22М3 является смещённый влево на 2-3 градуса «ноль» руля направления, для компенсации вращающего момента двигателей.
22. Крыло состоит из неподвижной части и поворотных консолей. Крыло переставляется на углы от 20° до 65°.
23.
24. Испытания всех воздушных судов, производимых и ремонтируемых на предприятии, осуществляются на заводском аэродроме «Борисоглебское».
26. Длина взлётной полосы лётно-испытательной станции составляет 3300 метров, что позволяет обслуживать военные и гражданские самолёты.
27. Максимальная взлётная масса Ту-22М3 составляет 126 000 кг, максимальная посадочная - 88 000 кг.
28. Экипаж располагается в катапультных креслах. Подход к рабочим местам - через четыре крышки входных люков, открываемые вверх.
31. является усовершенствованной грузопассажирской модификацией Ту-204.
33. Современный самолёт в своей конструкции имеет около 200 тысяч болтов и 2-3 млн заклёпок .
35. Работа с шасси.
36. Ту-214 оснащен двумя двигателями ПС-90А.
40. По спецзаказу управления делами президента РФ силами ПАО «Туполев» были разработаны специальные модификации: Ту-214СР (самолёт-ретранслятор), Ту-214 ПУ (пункт управления) и Ту-214СУС (специальный узел связи). Дальность полёта этих спецбортов увеличена до 10 000 км за счёт установки дополнительных топливных баков.
41. Ту-214ОН разработан специально для реализации Международного проекта «Открытое небо».
Самолёт предназначен для инспекционных полётов. Борт оборудован приборами аэрофотосъёмки и позволяет с воздуха ознакомиться с военной инфраструктурой других стран. Ту-214ОН - первый в истории Договора по открытому небу самолёт, оснащённый всеми видами разрешённой аппаратуры наблюдения.
42. Ту-214СР - самолёт-ретранслятор, который был разработан специально для администрации президента.
Самолёт оснащён радиотехническим комплексом, обеспечивающим через спутниковые системы связь с наземными объектами и другими воздушными судами. Руководители РФ пользуются радиорелейной связью. Однако такая связь работает только в пределах прямой видимости, поэтому для неё нужна система наземных радиостанций, самолётов-ретрансляторов и спутников.
Самолеты Ту-22М были передовыми для своего времени машинами, реализованные при их проектировании наработки использовались затем в СССР для создания как боевых, так и гражданских самолетов. Впервые в Советском Союзе самолет получил эффективный и сложный комплекс взаимосвязанных цифровых и аналоговых систем авиационного и радиоэлектронного оборудования. Первый опытный бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3 совершил первый полет 20 июня 1977 года.
После выполнения программы летно-доводочных испытаний самолет в 1978 году был запущен в серийное производство, при этом в окончательном виде самолет был принят на вооружение лишь в марте 1989 года. Последний самолет Ту-22М3 был построен в 1993 году (ввиду неоплаты со стороны заказчика данная машина стала памятником, установленным возле Казанского авиационного завода). Всего на КАПО - Казанском авиационном производственном объединении было собрано 268 самолетов данного типа .
Ту-22М3 (изделие 45-03), по натовской кодификации Backfire («встречный пал», способ тушения лесных и степных пожаров), - советский, а затем и российский дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла. Бомбардировщик Ту-22М3 был выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низко расположенным крылом изменяемой геометрии. Конструкция планера самолета была выполнена главным образом из легких алюминиевых сплавов.
Фюзеляж самолета типа полумонокок, в нижней его части находится отсек РЛС, который закрыт радиопрозрачным обтекателем. Передняя часть фюзеляжа самолета обладает сечением, близким к овальному. В центральной части фюзеляжа находится отсек вооружения, конструкция створок которого позволяет подвешивать в нем одну управляемую ракету типа Х-22 в полуутопленном положении. Экипаж дальнего бомбардировщика находится в герметизированной кабине, которая состоит из двух отделений: в переднем отделении находятся места командира экипажа и помощника командира, расположенные рядом друг с другом, во втором отсеке - также размещенные рядом находятся места штурмана-навигатора и штурмана-оператора.
Крыло дальнего бомбардировщика состоит из неподвижной части и поворотных консолей (которые могут быть установлены в положение с углом стреловидности 20, 30 или 65 градусов). На носке консолей по всему размаху были смонтированы предкрылки. На задней кромке имеются элевоны и трехсекционные закрылки, перед которыми были размещены трехсекционные интерцепторы. В крыле самолета были расположены топливные баки.
Шасси ракетоносца-бомбардировщика Ту-22М3 трехопорное. Основные стойки шасси, оснащенные шестиколесными тележками, в полете убираются в крыло и фюзеляж самолета поворотом по размаху. Носовая двухколесная стойка шасси убирается в фюзеляж бомбардировщика поворотом назад. В шасси самолета используются бескамерные шины. Для сокращения расстояния пробега самолета при посадке с большим весом или в случае посадки на ограниченную по длине взлетно-посадочную полосу используется парашютно-тормозная система ПТК-45, которая включает в себя два крестообразных парашюта. Контейнеры с ними расположены в корме бомбардировщика снизу между двумя двигателями.
Силовая установка самолета состоит из двух турбореактивных двухконтурных двигателей с форсажной камерой НК-25 (тяга на форсаже - 2х25000 кгс), которые были созданы специалистами ОКБ Н.Д. Кузнецова. Данный авиационный двигатель является дальнейшим развитием ТРДДФ НК-144, который был специально создан для сверхзвукового пассажирского авиалайнера Ту-144. Модификация бомбардировщика Ту-22М3 изначально создавалась именно под этот двигатель.
Ту-22М3 в отличие от своих предшественников имел новый, «ковшовый» воздухозаборник с горизонтальным клином, что позволило обеспечить двигателям самолета более комфортные условия работы. Также конструкторам удалось улучшить аэродинамику бомбардировщика за счет придания удлиненной на 0,8 метра носовой части фюзеляжа самолета более острых обводов. Помимо этого с бомбардировщика исчез «аппендикс» штанги топливоприемника системы дозаправки самолета в воздухе, который был демонтирован на всех самолетах Ту-22М в соответствии с протоколом договора ОСВ-2 (впрочем, на первых серийных ракетоносцах-бомбардировщиках Ту-22М-3 штангу топливоприемника успели установить, она была снята уже позднее, после передачи боевых самолетов в строевые части).
Конструкторы самолета также несколько «обжали» хвостовую часть машины, в которой вместо двух установили одну двуствольную 23-мм пушечную установку ГШ-23 (скорострельность до 4000 выст/мин). Максимальный угол стреловидности крыла дальнего бомбардировщика для достижения им более высоких скоростей полета был увеличен с 60 до 65 градусов. При этом специалистам удалось облегчить ряд силовых элементов конструкции планера, с целью уменьшения массы конструкторы отказались и от раздвижения средней пары колес основного шасси (практика эксплуатации самолета показала, что использование бомбардировщиков класса Ту-22М с грунтовых ВПП - дело достаточно сомнительное).
Наряду с этим была несколько усилена конструкция крыла самолета (с учетом накопленного опыта эксплуатации Ту-22М ранних модификаций). Также дальний бомбардировщик оснастили электрической системой переменного тока стабильной частоты, которая включала в себя гидромеханические привод-генераторы постоянных оборотов (это решение позволило отказаться от громоздких электромашинных преобразователей). В системе постоянного тока самолета появились аккумуляторы и бесконтактные генераторы новой конструкции. Более эффективной и компактной стала система кондиционирования воздуха, была улучшена компоновка кабины экипажа бомбардировщика.
Дальний бомбардировщик Ту-22М3 может нести УР класса «воздух-поверхность» типа X-22 с различными вариантами снаряжения боевых частей и систем наведения . Эти ракеты размещаются на балочных держателях внутри бомбового отсека, а также на двух точках внешней подвески под крылом самолета. Также возможна комплектация ракетного вооружения в варианте до 10 гиперзвуковых УР X-15 класса «воздух-поверхность», установленных на внутрифюзеляжной многопозиционной катапультной установке и на 4-х внешних крыльевых катапультных установках.
На балочных и кассетных держателях, расположенных внутри бомбового отсека и на внешних узлах подвески, могут подвешиваться авиабомбы калибром 100, 250, 500, 1500 и 3000 кг, а также авиационные мины в габаритах бомб калибра 500-1500 кг. Максимальная бомбовая нагрузка самолета составляет 24 000 кг . Для защиты задней полусферы бомбардировщика от атак истребителей противника он был оснащен пушечным вооружением, в кормовой части самолета находится пушечная установка ГШ-23, а также радиолокационный стрелковый прицел ПРС-4КМ, тепловизионный прицел ТП-1КМ и вычислительный блок ВБ-157А5.
По данным на 2016 год на вооружении ВКС России остается 63 самолета Ту-22М3 и Ту-22МР (самолет-разведчик) . До 2020 года на КАПО планируется провести модернизацию 30 бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М3 путем установки на них новой элементной базы, а также расширения номенклатуры используемых вооружений, в том числе образцов современного высокоточного оружия. Помимо этого в Казани планируется провести комплекс работ по продлению ресурса эксплуатации самолетов до 40 лет. Детальная информация о проводимых в рамках программы модернизации работах является закрытой.
Боевое применение Ту-22М3
Самолеты Ту-22М3 ограничено применялись во время заключительного этапа войны в Афганистане в 1988-1989 годах, где наносили мощные бомбовые удары по скоплениям войск противника, используя, в том числе, авиабомбы большой мощности ФАБ-3000. Также они использовались на раннем этапе Первой войны в Чечне. Во время чеченской кампании бомбардировщики Ту-22М3 ограниченно использовались для подсветки работы российской штурмовой авиации путем последовательного сброса осветительных авиабомб типа (САБ).
В августе 2008 года дальние бомбардировщики Ту-22М3 наносили ракетно-бомбовые удары по складам с боеприпасами грузинской армии, базам, аэродромам и скоплениям грузинских войск в Кодорском ущелье. Согласно официальным данным один самолет Ту-22М3 был сбит грузинской системой ПВО на высоте примерно 6 тысяч метров. Скорее всего, самолет был сбит ракетой ЗРК «Бук-М1». Сбитый самолет пилотировал экипаж из 52-го тяжелобомбардировочного авиаполка, базировавшегося в Шайковке. Самолет был сбит, возвращаясь с вылета на бомбардировку базы одной из грузинских пехотных бригад, из четырех членов экипажа двое погибли, один пропал без вести, один попал в плен и 19 августа 2008 года возвращен России. После этой потери ВВС России до самого завершения конфликта не использовали самолеты дальней авиации.
Начиная с 17 ноября 2015 года, самолеты Ту-22М3 начали использоваться в рамках проведения военной операции России в Сирии. В этот день бомбовые удары по объектам террористической организации ИГ, расположенным в провинциях Ракка и Дэйр-эз-Зор, нанесли 12 дальних бомбардировщиков Ту-22М3. Усиленная эскадрилья дальних бомбардировщиков Ту-22М3 наносила удары, взлетая с аэродрома Моздок. В ходе выполнения ударов по террористам в Сирии за один вылет, который длился 5 часов 20 минут, бомбардировщики преодолели расстояние в 4510 км, сообщала в тот день пресс-служба Минобороны РФ. Таким образом, самолет вновь доказал свою боевую эффективность и полезность, оставаясь одним из козырей российской дальней авиации.
Летно-технические характеристики дальнего бомбардировщика Ту-22М3:
Габаритные размеры:
— длина - 42,46 м,
— высота - 11,05 м,
— размах крыла - 23,3-34,3 м,
— площадь крыла - 175,8 м 2 (стреловидность 20 градусов) и 183,57 м 2 (стреловидность 65 градусов).
Максимальная взлетная масса - 124 000 кг.
Масса топлива максимальная - 53 500 кг.
Масса полезной нагрузки максимальная - 24 000 кг.
Силовая установка - 2 ТРДДФ НК-25, тяга на взлетном режиме - 245,1 кН.
Максимальная скорость полета - 2300 км/ч.
Крейсерская дозвуковая скорость - 900 км/ч.
Тактический радиус действия - 2200 км.
Практический потолок - 14 000 м.
Экипаж - 4 человека.
А сегодня вот появилась новость по еще одной модификации ТУ - 22. Давайте почитаем:
Самолеты дальней авиации ВВС России Ту-22М3 привлекли к уничтожению морских целей. Как сообщил "Известиям" источник в главкомате ВМФ России, дальние бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3 успешно поразили учебные цели во время учений на Северном флоте. Теперь их вернут к выполнению одной из основных боевых задач для самолетов данного типа — это уничтожение с воздуха кораблей противника, в первую очередь авианосцев.
— Раньше эти самолеты были в составе морской авиации ВМФ. Но в 2011 году их передали в ВВС. Теперь "сухопутные" летчики стали выполнять морские задачи уже в новом качестве, — пояснил представитель в главкомате ВМФ.
При этом в Главном штабе ВВС "Известиям" пояснили, что под противокорабельные задачи будут заточены все имеющиеся на вооружении Ту-22М3 — около 40 машин.
— Фактически этот самолет и разрабатывался как "убийца авианосцев". Просто после распада СССР эти задачи отошли на второй план и вообще у флота авиация была как падчерица.
Напомним, что Ту-22М был создан в 1969 году, в разгар холодной войны с США, как носитель сверхзвуковой ракеты Х-22 ("Ха"-22, а не "Икс"-22), предназначенной для поражения американских авианосцев. Для поиска массивного корабля на водной глади в ракету была встроена система самонаведения по радиоконтрастной цели. Через несколько лет ракету доработали для уничтожения наземных целей.
Однако до 2012 года противокорабельная функция самолетов практически не использовалась — последние стрельбы по морским целям проводились в 1989 году. Поэтому все летчики Ту-22М3, в том числе и те, кто перешел вместе с самолетами из ВМФ в ВВС, учатся "работать" по кораблям противника с нуля.
— До 2012 года у пилотов нашей авиационной группы не было даже теоретических навыков полета над морем. Мы отрабатывали удары только по наземным целям. Сейчас мы уже умеем ориентироваться и искать корабли противника. В апреле этого года отрабатывали пуски ракет Х-22Н по надводным целям, — рассказал "Известий" один из пилотов Ту-22М3.
По словам летчика, с начала 2012 года Ту-22М3 каждый месяц совершают учебное патрулирование над Японским и Баренцевым морями.
— В дальнейшем предполагается, что дальняя авиация будет работать против военно-морских целей противника комплексно и сразу всеми типами своих самолетов. Ту-22М3 будут охотиться за кораблями, а стратегические ракетоносцы Ту-95 и Ту-160 — уничтожать порты и военно-морские базы, — пояснил "Известиям" представитель главного командования ВМФ России.
По его словам, Ту-22М3 может обнаруживать и наносить удар по кораблям противника в радиусе 2 тыс. км от своего аэродрома, а Ту-95МС и Ту-160 с новыми крылатыми ракетами Х-101 смогут уничтожить даже хорошо защищенную военно-морскую базу противника на расстоянии до 10 тыс. км от места пуска. У надводных и подводных сил ВМФ такой возможности нет, если не считать ядерное оружие, которое в локальных конфликтах применяться не будет.
По мнению главного редактора профильного издания "Взлет" Владимира Щербакова, самолеты дальней авиации ВВС в несколько раз увеличат боевые возможности ВМФ России.
— В ВМФ СССР уничтожать корабельные группировки противника в дальней морской зоне должны были подводные лодки и ракетоносная авиация. Сейчас подводный флот значительно сократился и не может решать эти задачи. После передачи морских ракетоносцев из ВМФ в ВВС России бомбардировщики дальней авиации остались единственным элементом, который может решать эту задачу, — пояснил "Известиям" Владимир Щербаков.
По данным британского справочника Military Balance, на вооружении ВВС России сейчас находится 16 самолетов ТУ-160, 32 Ту-95МС (из них около 60 на хранении), а также 115 бомбардировщиков Ту-22М3, из которых способно летать только 40. (ссылка )
Посмотрим на этот самолет подробнее:
В январе 1974 года ВПК при Совете Министров СССР принимает решение по дальнейшей модификации Ту-22М2 под двигатели НК-25. В ходе проработки возможных путей модификации ОКБ, основываясь на своих наработках, предлагает не ограничиваться только заменой двигателей, а провести дополнительные улучшения в конструкции и аэродинамике самолета.
В результате 26 июня 1974 года вышло Постановление Совета Министров СССР П 534-187, определявшее развитие Ту-22М с двигателями НК-25, с улучшенной аэродинамикой планера, со сниженной массой пустого самолета и с улучшенными тактическими и эксплуатационными характеристиками. Новая модификация Ту-22М получила официальное обозначение Ту-22МЗ.
Помимо применения НК-25, по предложению ОКБ провело следующие конструктивные мероприятия значительно изменившие самолет. Заменили воздухозаборники с вертикальным клином на воздухозаборники с горизонтальным клином. Увеличили максимальный угол отклонения поворотной части крыла до 65З, убрали в контур обтекателя гидравлические агрегаты узла поворота. Ввели новую удлиненную носовую часть фюзеляжа с измененной штангой топливозаправки. Заменили спаренную двухпушечную кормовую установку на однопушечную с улучшенной аэродинамической формой.
Облагородили съемные узлы, уплотнили щели, заменили обтекатели и т.д. Провели мероприятия по снижению массы пустого самолета: облегчили основные стойки шасси (перешли на другой тип колес, отказались от раздвижной системы средней пары колес), ввели облегченный стабилизатор и укороченный руль направления, конструкцию средней части крыла сделали неразъемной, перешли на титан в конструкции противопожарных перегородок и хвостовых стекателей, изменили тип теплоизоляции и герметиков, ниппельные стыки труб заменили на паяные, заменили гидронасосы и генераторы на более легкие, отказались от тяжелых и громоздких однофазных электромашинных преобразователей, перешли на более теплостойкие электропровода, облегчили агрегаты СКВ, элементы изготовлявшиеся штамповкой и литьем стали делать с минусовыми допусками. Все мероприятия по уменьшению массы, даже с учетом увеличившейся массы новых двигателей, должны были обеспечить общее снижение массы пустого самолета на 2300-2700 кг.
Важным отличием Ту-22МЗ от предыдущих модификаций стало использование в системе электроснабжения бесконтактных генераторов постоянного тока и интегральных гидромеханических приводов-генераторов переменного тока стабильной частоты, применение которых, помимо снижения массы агрегатов, позволило поднять надежность энергосистемы и качество бортового электропитания. Провели изменения в элементах навигационного комплекса. Рассматривали вопросы по расширению вариантов ударного вооружения и модернизации РЭП. В результате всех проведенных улучшений в конструкции самолета его летно-тактические характеристики наконец должны были достичь значений, соответствующих требованиям постановления 1967 года. Слаженная работа всех подразделений ОКБ и серийного завода позволила в кратчайшие сроки провести глубокую модернизацию самолета и подготовить к летным испытаниям первый опытный Ту-22МЗ, который совершил первый полет 20 июня 1977 года. После выполнения программы летно-доводочных испытаний Ту-22МЗ с 1978 года запускается в серийное производство. До 1983 года Ту-22МЗ строится параллельно с Ту-22М2, а начиная с 1984 года в серии идет только Ту-22МЗ. Всего на Казанском авиационно-производственном объединении (КАПО) построили 268 Ту-22МЗ. Серийное производство было завершено в 1993 г.
Кликабельно
Испытания первых Ту-22МЗ показали, что по своим летно-тактическим характеристикам самолеты новой модификации значительно превосходят Ту-22М2: максимальная скорость увеличилась до 2000-2300 км/ч, тактические радиусы действия — на 14-45 % в зависимости от режима полета. Суммарная боевая эффективность Ту-22МЗ возросла по сравнению с Ту-22М2 в 2,2 раза. Совместные государственные испытания Ту-22МЗ завершились в 1981 году и самолет был рекомендован к принятию на вооружение. С 1981 по 1984 годы самолет проходил дополнительный комплекс испытаний в варианте с расширенными боевыми возможностями. Новые системы вооружения потребовали дополнительного времени на их доводку и испытания, поэтому в окончательном виде Ту-22МЗ официально принимается на вооружение только в марте 1989 года.
Помимо основных вариантов дальнего ракетоносца-бомбардировщика вооруженного бомбами и ракетами Х-22М. ОКБ подготовило и передало в производство несколько модификаций Ту-22М, отличавшихся от базовых составом вооружения и оборудования. Введение в состав прицельного комплекса аппаратуры разведки и целеуказания позволило довооружить Ту-22М противорадиолокационными ракетами. Еще в 70-е годы применительно к Ту-22М2 начались работы по оснащению самолета аэробаллистическими ракетами малой дальности типа Х-15. В 80-е годы эти работы увенчались успехом — Ту-22МЗ получил вариант ракетного вооружения с Х-15 на фюзеляжной многопозиционной катапультной установке и на крыльевых катапультных установках.
В декабре 1985 года начались летные испытания дальнего самолета-разведчика Ту-22М3Р, спроектированного на базе Ту-22М3. Новый разведчик предназначался для замены в строевых частях самолетов Ту-22Р. Самолет-разведчик, предназначенный для для действий на сухопутных и морских ТВД, оснащался современным комплексом разведывательного оборудования, который в сочетании с высокими летными качествами самолета-носителя, обеспечивал значительное увеличение эффективности воздушной разведки. В оборудование входили РЛС бокового обзора, размещенная в гондоле под фюзеляжем, система радиотехнической разведки, тепловизионная разведывательная система, а также средства фоторазведки. В 1989 году самолет-разведчик под обозначением Ту-22МР передали в серийное производство. Построено или переоборудовано в разведывательный вариант из бомбардировщиков Ту-22М3 12 самолетов. Аналогичным образом с 1994 г. модернизируется в самолеты-разведчики и часть бомбардировщиков Ту-22М2.
Для замены самолетов-постановщиков помех Ту-22ПД, в 70-е годы была предпринята попытка создания постановщика на базе Ту-22М. В ходе этих работ переоборудовали в постановщик серийный Ту-22М2. Самолет, получивший обозначение Ту-22МП, проходил испытания, но в серию и на вооружение не передавался из-за недоведенности комплекса РЭП. Как отмечалось выше, на Ту-22МЗ предполагалось устанавливать двигатели НК-32, тем самым улучшить его характеристики. Для испытаний новой силовой установки переоборудовали один из серийных Ту-22МЗ, но до установки новых двигателей дело не дошло, в дальнейшем эта машина использовалась в качестве летающей лаборатории для испытаний новых образцов оборудования и вооружения. В 1992 году ОКБ совместно с ЛИИ и ЦАГИ на базе одного из первых серийных Ту-22МЗ создало летающую лабораторию Ту-22МЛЛ, предназначенную для проведения широкого круга натурных летных аэродинамических исследований.
Помимо перечисленных построенных вариантов Ту-22М в ОКБ прорабатывались несколько проектов модификаций и модернизацией самолета, работы по которым не вышли из начальных стадий проектирования. В 1972 ОКБ для авиации ВМФ подготовило техническое предложение по кардинальной модернизации Ту-22М. Проект получил обозначение «45М». Согласно проекта, «45М» должен был оснащаться двумя двигателями НК-25 и по своей аэродинамической компоновке в какой-то степени напоминал американский разведчик SR-71, ударное вооружение — две ракеты Х-45. Существовали проекты создания на базе различных модификаций Ту-22М дальнего перехватчика Ту-22ДП (ДП-1), способного бороться не только с ударными самолетами на больших удалениях от защищаемых объектов, но и с самолетами ДРЛО, соединениями транспортных самолетов («рейдеры»), а также выполнять ударные функции.
Описание | ||
---|---|---|
Конструкция | ОКБ им. А.Н.Туполева | |
Обозначение | Ту-22М3 («45-03») | |
Тип | Многорежимный дальний ракетоносец-бомбардировщик | |
Первый полет | 20 июня 1977 | |
Принятие на вооружение | 1983 | |
Объем выпуска | 268 | |
Экипаж, чел | 4 | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина самолета, м | 42,46 | |
Высота самолета, м | 11,05 | |
Размах крыла, м | x = 20 град | 34,28 |
x = 65 град | 23,3 | |
Площадь крыла, м 2 | x = 20 град | 183,57 |
x = 65 град | 175,8 | |
Взлетная масса, кг | максимальная | 124000 |
со стартовыми ускорителями | 126000 | |
нормальная | 112000 | |
Посадочная масса, кг | максимальная | 88000 |
нормальная | 78000 | |
Масса топлива, кг | 53550 | |
Силовая установка | ||
Число двигателей | 2 | |
Двигатель | ДТРДФ НК-25 | |
Тяга двигателя, кгс | максимальная | 14500 |
форсажная | 25000 | |
Удельный расход топлива на дозвуке, кг/кгс*час | 0,76 | |
Летные данные (расчетные) | ||
Скорость, км/ч (М=) | максимальная | 2000-2300 |
макс. у земли | 1050 | |
крейсерская | 930 | |
взлетная | 370 | |
посадочная | 285 | |
Практический потолок, м | 13300 | |
Дозвуковая дальность полета, км | 7000 | |
Радиус действия с боевой нагрузкой 12 т, км | на сверхзвуковой скорости | 1500-1850 |
на дозвуковой скорости у земли | 1500-1650 | |
на дозвуковой скорости по смешанному профилю | 2410 | |
Длина разбега, м | 2000-2100 (370) | |
Длина пробега, м | 1200-1300 | |
Вооружение | ||
Крылатые ракеты | 1-3 Х-22М | |
Аэробаллистические ракеты | 10 Х-15 | |
нормальная | 12 | |
максимальная | 24 | |
Оборонительное | пушка ГШ-23 23 мм |
Настоящее Ту-22М3.
В строю ВС Российской Федерации находятся около 165 бомбардировщиков-ракетоносцев дальнего действия. Большая часть находится на длительном хранении. Еще 3 самолета имеется в ВВС Индии. Украинские Ту-22М3 были ликвидированы при выполнении Украиной обязательств по отказу от ядерного оружия.
Перспективное будущее - создание коммерческого проекта для вывода на орбиту малых спутников и другого оборудования, и создание перспективного проекта для вывода на заданную высоту новейших гиперзвуковых аппаратов.
Использование сегодня на вооружении Ту-22М3 возможно благодаря отработанной годами системе эксплуатации, в которую входит:
-обеспечение живучести - поставка техсредств, средств НО, ГСМ, ЗиП, боезапаса, дополнительных материалов для успешного проведения работ по обслуживанию и боевому применению самолета;
- радиотехническое обеспечение полетов в заданном районе;
- остальные виды обеспечения для поддержания самолета в полной боеготовности.
Ту-22М3 может быть передислоцирован с основной базы на оперативный аэродром, вооружение может быть перемещено в неснаряженном виде, внутри самолета. Снаряжение самолета на оперативном аэродроме выполняется с помощью мобильного оборудования обслуживания самолетов дальнего действия и техаптечек, которые используют ИТС при совершении перебазирования.
Это позволяет использовать Ту-22М3 в любом заданном районе.
Конструкторские работы по модернизации бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М3 практически никогда не прекращались.
Настоящие работы по продлению срока эксплуатации данных самолетов на ближайшие 25 лет являются работами по модернизации Ту-22М3.
источники
http://topwar.ru
http://www.testpilots.ru
http://nechtoportal.ru