Города в Российской империи XVIII в.

После упразднения Главного и городовых магистратов город попал в исключительную зависимость от воевода иначе сказать, очутился в том же самом положении, в каком он был в XVII в. Настоящими горожанами были только посадские люди, купцы всех гильдий и цеховые ремесленники, составлявшие посадскую общину, органом которой была Ратуша с исполнительными функциями и посадский сход, избиравший из своей среди членов посада на различные «посадские службы», мало чем отличавшиеся от подобных же служб предшествующего века.

Остальное население в жизни города не имело никакого значения. Елизавета восстановила магистраты, но объединение городского населения в одно общее целое было делом второй половины века.

Внешняя торговля в Российской империи в XVIII в.

дворянство купечество мануфактура торговля

В истории русской торговли весь период от 1725 по 1762 г. характеризуется дальнейшим подъемом, исходные моменты которого надо искать в Петровской эпохе. Прежде всего, отметим рост абсолютных цифр, возвысившихся в среднем втрое, и активный характер внешней торговли. Вывоз продуктов питания, в частности хлеба, хотя и растет, но не имеет того значения, какое он получил в XIX в.

Господствующее значение, и притом возрастающее, имел вывоз сырья, где первое место занимали конопля и лен, как это было в допетровскую эпоху. Падение вывоза готовых изделий стояло в несомненной зависимости от роста внутреннего рынка. Важнейшими статьями и этой группе были уральское железо для Англии и полотно. Вывоз железа начал постепенно падать во второй половине столетия в связи с промышленным переворотом в Англии.

В составе ввоза преобладали изделия: шелковые ткани, тонкое сукно, ювелирные изделия и т.п. для богатой верхушки общества. Для той же верхушки шла и значительная доля ввозимых припасов: сахар, чай, кофе, вино и пряности. В группе сырья ввозились для русской промышленности шелк, краски.

В общей сумме оборота преобладающее значение имела Западная Европа. Торговля с Востоком не превышала в 50-х годах XVIII в. 17% общих размеров внешней торговли. По сравнению с европейской торговлей торговля с Востоком имела две характерные особенности она, во первых, была пассивна - ввоз преобладал над вывозом, и состоял, главным образом, из промышленного сырья (шелк, хлопок, шерсть); во-вторых, в вывозе главное место занимали готовые изделия, направлявшиеся в Среднюю Азию, -- холст, металлические изделия, посуда, а также нефть. Завоевание среднеазиатского рынка русской промышленностью началось уже в середине XVIII в.

Внутренняя торговля в Российской империи в XVIII в.

О непрерывном и сильном росте внутренней торговли свидетельствует постепенное появление новых торговых пунктов, главным образом, центров периодической торговли, в виде базаров, торжков и ярмарок.

В ряду больших ярмарок на первом месте стоит Макарьевская на Волге, длившаяся целый месяц летом; в XIX в. она была переведена в Нижний Новгород. Это было не только всероссийское торжище: ярмарку посещали купцы из Средней Азии, Персии, Кавказа и даже из пределов Польши. За Макарьевской ярмаркой шли Ирбитская, Коренная -- близ Курска, Свинская -- близ Брянска, Муромская.

Последние три происходили летом и возникли на торговых путях из центральных областей в Украину, на юг и в Азию. Громадное значение для роста и развития внутренней торговли имела отмена внутренних таможенных сборов с 1 апреля 1754 г. (указ 20 декабря 1753 г.), снявшая, наконец, с внутренней торговли ее вековые путы.

Вместе с отменой русско-украинской таможенной черты это мероприятие окончательно консолидировало единый всероссийский рынок.

Торговая политика. Меркантилистские взгляды, господствовавшие в эпоху Петра, давали общее направление протекционистской торговой политике имперского правительства, которого она держалась до конца века Единственным исключением был таможенный тариф 1731 г. значительно снизивший таможенные ставки на предметы ввоза к явной невыгоде купцов. Это следует рассматривать как одну из тех уступок, которые Анна Ивановна охотно делала дворянам, так как основной массой потребителей привозных товаров готовых изделий и жизненных припасов - была именно богатая часть дворянства.

Однако следующий таможенный тариф 1757 г. стал снова на путь протекционизма, сохранившего силу и во второй половине XVIII в.

Купеческие компании. Одной из характерных форм промышленной и торговой деятельности середины XVIII в. были купеческие монопольные компании. Купеческие компании учреждались еще при Петре. Отдельные случаи возникновения монопольных компаний наблюдаются в первую половину царствования Елизаветы.

Так, в 1748 г. возникла беломорская компания по охоте на морского зверя. Такие компании особенно часто появлялись в 50-х годах. Они состояли обычно из группы предпринимателей-купцов и в большинстве случаев возглавлялись какой-нибудь сильной «персоной», чаще всего кем-нибудь из Шуваловых или Воронцовых, участвовавших в прибылях, но не вносивших капиталов. Основной причиной появления компаний было напряженное состояние финансов в связи с ведшейся в то время.

Семилетней войной, заставлявшей сдавать на откуп доходные статьи, за которые плата вносилась вперед в больших суммах. Так, компания, возглавляемая купцом Шемякиным, получила на откуп таможни с обязательством вносить ежегодно сумму сборов, равную средней за предшествующие три года.

В 1759 г. была предоставлена тому же Шемякину с товарищами монополия на ввоз шелка-сырца с Востока, что вызвало резкий подъем цен на этой товар; в том же году появилась монопольная компания, возглавляемая Р. И. Воронцовым, по вывозу соли из астраханских озер в Персию. Число таких примеров можно было бы увеличить.

Ярмарка, ярмарка, огневая, ярмарка!

Ярмарка, ярмарка, плясовая, жаркая!

Глянешь налево – лавки с товаром!

Глянешь направо – веселье даром!

Ярмарка, ярмарка! Веселись народ!

Такими словами открыли мы первый урок второго полугодия.

Произошло это неслучайно! Так начали защиту своего проекта « Русская ярмарка 18 века» наши ученики.

Яркой страницей народного быта на Руси были ярмарочные увеселения и гулянья в городах по случаю больших календарных праздников (Рождество, Масленица, Пасха, Троица). Обычно во время гуляний и ярмарок возводились целые увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями и торговыми лавками. Продавцы выкладывали на прилавки яркие ткани, платки, сарафаны, бусы, нитки, гребёнки, белила и румяна, обувь и перчатки, посуду и другую домашнюю утварь.

Вот и у нас на уроке появились торговые ряды с разными русскими товарами: тканями и мехами, баранками и овощами, предметами русского быта. А так как это был урок математики, то каждая команда приготовила ещё и математическую задачу, где надо было знать старинные меры длины, массы, названия денежных единиц и перевести все эти меры в современные.

Нам было очень интересно на этом чудесном уроке-спектакле!

Во второй половине столетия продолжался процесс разложения натурального хозяйства во всех отраслях, в том числе и в сельском хо­зяйстве, куда постепенно проникали рыночные отношения. Товарность сельского хозяйства была напрямую связана с ростом больших горо­дов и крупных промысловых сел. К концу правления Екатерины II в России насчитывалось более 600 городов с общим населением более 2 млн человек. Городское население предъявляло повышенный спрос на продовольствие. Постоянным потребителем продовольствия и фу­ража была армия. Заметно увеличивался объем сельскохозяйственной продукции, поставляемой на экспорт. Так формировался емкий рынок для сельского хозяйства. Основными поставщиками всех этих продук­тов были помещичьи хозяйства, которые все больше втягивались в то­варные отношения. Наряду с рынком сельскохозяйственной продукции заметно расши­рился массовый спрос на изделия промышленных предприятий и ре­месленников. Этому способствовала окончательная ликвидация в 1754 году всех внутренних таможен. По инициативе советника Ели­заветы Петровны П.И. Шувалова были отменены внутренние пошлины и многочисленные мелочные сборы. Некоторые потери от этого шага компенсировались повышением сборов от внешнеторговых сделок с 5 до 13 коп. с 1 руб. оборота. К том уже вывозились главным образом сырые продукты, за которые платили пошлины иностранные потребите­ли, а ввозились предметы роскоши, покупаемые в основном богатыми людьми. Эти мероприятия оживили внутреннюю торговлю и покон­чили с остатками средневековой раздробленности в России. Почти во всех городах располагались гостиные дворы с многочис­ленными лавками. Ежедневно работали рынки, где торговали мещане, купцы, ремесленники, крестьяне. Большую роль в торговле играли яр­марки, которых в конце века было свыше тысячи. Самыми крупными и известными из них были Макарьевская, Ирбитская, Кяхтская. Од­нако крупнейшим торговым центром, как и раньше, оставалась Моск­ва, куда стекались товары со всей Центральной России, Украины, Бе­лоруссии, с южных окраин и Зауралья. По рекам, и особенно по Волге и ее притокам, в Москву прибывали продукты сельского хозяйства, про­мышленности, рыболовства, ценные меха. По деревням ходило множество коробейников, офеней, которые разносили мелкие бытовые товары и обменивали их на товарные от­ходы крестьянского хозяйства - кожу, пеньку,- щетину. Эти торгов­цы, как правило, были государственными или крепостными кресть­янами и за свою деятельность должны были платить особый оброк. Но купечество очень ревностно оберегало свою сферу деятельности и всячески препятствовало торгующим крестьянам ходить по деревням, устраняя конкурентов. Правительство активно поощряло быстрое развитие внутренней торговли, поддерживало купеческое сословие. В целях создания бла­гоприятных условий для их деятельности в 1754 году был учрежден Купеческий банк, который выдавал кредиты купцам. В 1780-х годах было окончательно оформлено деление купечества на три гильдии. В третью гильдию входили купцы, имевшие капитал 1-5 тыс. руб., с правом заниматься только розничной торговлей. Купцам второй -гильдии, имевшим капитал 5 -10 тыс. руб., было разрешено вести оптовую и розничную торговлю на территории России. В первую гиль­дию могли входить самые солидные купцы, чей капитал насчитывал 10-50 тыс. руб. Им предоставлялось право заниматься оптовой тор­говлей в России и за рубежом, владеть фабриками и заводами. Были еще и «именитые граждане», чьи объявленные капиталы доходили до 100 тыс. руб. Они обладали большими полномочиями в производстве и оптовой торговле, могли покупать земельные участки, строить на них усадьбы, подобно дворянским, даже разводить там парки и сады. В соответствии с жалованной грамотой Екатерины II российским предпринимателям (1785) все купцы освобождались отличной рекрутской повинности, телесных наказаний и от подушной подати. В государственную казну купцы были обязаны платить 1 % от величи­ны объявленного капитала. Особенно активно развивалась внешняя торговля, что было связано прежде всего с получением выхода в Европу через порты на Балтийс­ком и Черном морях. Так, суммарный объем экспортно-импортных операций увеличился с 3,5 млн руб. в 1726 году до 12,6 млн руб. в 1749 году. Во второй половине столетия среднегодовой внешнеторго­вый оборот вырос с 20 млн руб. (1761-1765) до 80 млн руб. (1791-1796). Причем стоимость экспорта постоянно превышала затраты на импорт, что вполне соответствовало концепции меркантилизма. Так, в 1786 году экспорт страны исчислялся суммой в 67,7 млн руб., а импорт - 41,9 млн руб. Активный внешнеторговый баланс поддерживался во все годы правления Екатерины II. Правительство по-прежнему, как ив петровские времена, придер­живалось политики протекционизма. В 1757 году были установлены новые таможенные пошлины в размере от 40 до 100% стоимости вво­зимого товара. В соответствии с новым протекционистским тарифом 1767 года был полностью запрещен импорт тех товаров, которые про­изводились или могли быть произведены внутри России. Очень вы­сокими пошлинами - от 100 до 200% - облагались предметы роско­ши, вина, зеркала, писчая бумага, игрушки и др. товары. Однако на сырье, необходимое для отечественного производства, устанавлива­лись не столь высокие пошлины, например на хлопок-сырец, краси­тели для текстильной промышленности - примерно 6%. Экспортные пошлины в среднем составляли 10-23% стоимости вывозимой про­дукции. Активным внешнеторговым партнером России традиционно оста­валась Англия, которая покупала лес для корабельных мачт, парусину, пеньку для канатов, уральское железо. Следует отметить, что основной объем грузов перевозился на английских и голландских морских су­дах, за что России приходилось платить немалые суммы, поэтому стране был необходим свой торговый флот. К числу постоянных партнеров можно также отнести Данию, Ав­стрию, Францию, Португалию, с которыми Россия заключила торго­вые договоры. Во второй половине века стали создаваться совмест­ные торговые компании с Турцией, Персией, Хивой, Бухарой и дру­гими восточными странами".

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 17. Внутренняя и внешняя торговля во второй половине 18вв.:

  1. 29. Внутренняя и внешняя торговля во второй половине 19вв.
  2. 124. Итоги Второй мировой войны для Канады. Основные черты социально-экономического развития, внутренней и внешней политики во второй половине 40-х – конце 60-х годов.

Министерство образования и науки РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

РЕФЕРАТ
по дисциплине «История таможенного дела и таможенной политики в России»
на тему:
«Торговая и таможенная политика России в первой четверти XVIII в.»

Выполнил студент группы:
__________________________
Проверил:
___________________________

Омск 2013
Содержание
Введение………………………………………………………… …………..…….3
1. Развитие таможенного дела в эпоху петровских реформ………………..…..5
1.1 Расширение внешней торговли России……………………………………...5
1.2 Таможенная служба………………………………………………………….. .8
1.3 Политика меркантилизма…………………………………………… ……….9
2. Политика промышленного протекционизма………………………………..11
2.1 Таможенный тариф 1724 года………………………………………………11
2.2 Морской торговый регламент………………………………………………15
Заключение…………………………………………………… ………………….18
Список литературы………………………………… ……………………………20

Введение
В современных условиях развития рыночных отношений в России, увеличения внешнеторгового товарооборота, возрастает роль таможенной политики, как важнейшего инструмента государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Интерес к таможенной политики обусловлен также усилением значимости таможенных органов в системе государственного управления, в настоящее время, расширением их функций.
Таможенная политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию.
Развитие рыночных отношений в экономике России, либерализация внешнеэкономической деятельности способствовали значительному повышению интереса к торговой политики России.
Значимое место в истории таможенного дела является деятельность людей, по реализации объективных законов мировой экономики и торговли на основе применения таможенных формальностей. Эти сильные личности своей эпохи оставили глубокие отпечатки в истории нашего государства. Одной из таких личностей, бесспорно, является Пётр I, который в небольшой отрезок времени, охватывающий последние годы XVII - первую четверть XVIII столетия, свершил преобразования, носившие всеобъемлющий характер.
Пётр Великий - одна из ярчайших личностей в Европе начала современной истории. За годы его правления Россия, вырвавшись из полуазиатской отсталости, обрела серьезное политическое и военное влияние на западный мир.
Ничто не вызывало у него большего беспокойства, чем благосостояние, сила и репутация России. Пётр никогда не был простым поклонником иностранных вещей. Он высоко ценил знания и методы, импортированные с Запада, но только потому, что они были теми основами, на которых можно было построить новую Россию, о которой он мечтал и для которой работал.
Именно поэтому мной была выбрана тема: "Торговая и таможенная политика России в первой четверти XVIII века".
Цель: рассмотрение развития таможенной политики и торговли России, а также решение проблемы рационального сочетания принципов свободной торговли и протекционизма при Петре I.
Для достижения поставленной цели в реферате решаются следующие задачи:
1. Изучить расширение внешней торговли России при правлении Петра I.
2. Проследить изменение структуры таможенной службы России в первой четверти XVIII века.
3. Раскрыть смысл петровской политики меркантилизма.
4. Решение проблемы промышленного протекционизма.
5. Изучить содержание таможенного тарифа и морского торгового устава 1724 г.

1. Развитие таможенного дела в эпоху петровских реформ
1.1 Расширение внешней торговли России

До XVIII века Россия была для многих государств Европы как бы отдаленной колонией, из которой иностранцы вывозили многочисленные богатства. Внешняя торговля в России была развита слабо. XVIII век для Российского государства стал веком интенсивной торговли.
Значительная роль в развитии промышленности принадлежит Петру Великому. В начале своего царствования он приложил большие усилия к развитию кораблестроения, горного дела, а во время северной войны стало поощряться развитие суконного, полотняного, оружейного производств. Но все эти старания объяснялись больше нуждой в деньгах для военных целей, нежели стремление развивать промышленность.
Значительный шаг при Петре сделала и торговля. Так, если в 1703 году в Россию прибыло с товаром 113 иностранных кораблей, то в конце царствования Петра - 453. Товаров в начале XVIII века вывозилось на сумму 1,3 млн. руб., привозилось на сумму не свыше 150 тыс. руб. В конце первой четверти XVIII века их вывозилось на сумму 2,75 млн. руб., а привозилось на 1,75 млн. руб.
Однако внешняя торговля сохраняла по преимуществу пассивный характер и вызывалась, главным образом, потребностями соседних народов. Русский купец не обладал ни достаточной предприимчивостью, ни достаточной интеллигентностью, чтобы завязать новые торговые отношения с иностранными государствами. Русские сельскохозяйственные продукты вывозили уже не иностранцы. Внешнюю торговлю вело само правительство. Правительство сосредотачивало в своих руках то тот, то другой из более важных предметов торговли; продажа этих так называемых казенных товаров составляла монополию государства, которое таким образом сделалось самым крупным торговцем, хотя экспорт монополизированных товаров нередко отдавался на откуп отдельным купцам или компаниям за определенную откупную цену. К казенным товарам принадлежали, например, пенька, льняное масло, сало, воск, деготь, поташ, икра и т.д. Одновременно разрешался ввоз табака и некоторых других ранее запрещенных товаров.
Таможенные пошлины взимались согласно статей Новоторгового устава 1667 года. Вместе с тем увеличилось число внутренних платежей: были введены привальные и отвальные пошлины с речных судов. Пошлины с возов товарных на перекрестках, ярмарочный и хомутовый сборы и т.д.
В 1705 году правительство было определенно "у приезжих на кораблях к Архангельску требовать накладные товарам росписи (коносаменты); а что окажется сверх накладной брать в казну. С 1722 г. Пошлинное обложение русских и иностранных купцов стало производиться "по явке товаров и складке в амбары, или на берег, не отлагая до продажи, или отвоза и для того всем товарам, с которых сбирали пошлину с продажи велено было положить, пошлину со средней их цены.
Поощряя балтийскую торговлю, Петр искусственно отвлекал товары от архангельского порта к петербургскому. Так, именным царским указом 1713 года повелевалось "из ближайших Петербургу городов к будущей весне товары везти в Петербург, но не в Архангельск "под потерянием своих пожитков", а юфть и пеньку везти в Петербург и из дальних городов. В 1714г. Запрет был ослаблен наполовину, но в 1717 г. Вновь вышло распоряжение о доставке в Петербург двух третей товаров и "только 1/3 в Архангельск". С этой же целью в 1722 г. Таможенные пошлины для Петербурга уменьшались на одну треть. Таможенным тарифом 1724 г. устанавливалось, чтобы товары, привозимые отпускаемые через Архангельск, за исключением местных продуктов - леса, дегтя и т.п., подлежали к пошлине " с прибавкой 25% к окладам, установленным в тарифе.
Результаты этой политики проявились незамедлительно. "Уже в 1718г. те самые купцы из Новгорода и Пскова, которых 5 лет тому назад приходилось силой заставлять направлять часть товаров в петербургский порт, обратились теперь за разрешением везти туда товар полностью… В виду этого, с 1719г. обязательная доставка товаров в Петербург была понижена до одной трети, тогда как остальное всякий мог везти куда угодно". Таким образом, за непродолжительный период времени Петербург стал главным центром внешней торговли России.
Большие усилия в петровское время прилагались к созданию торгового флота, соединению Петербурга с центральными областями государства водными путями. Петр стремился к тому, чтобы "сделать из своих подданных настоящих купцов и довести до того их, чтобы они отвозили товары и сбывали их в чужих краях не через посредство других мореплавательных народов, а на собственный счет на собственных судах" . Однако ни Петру, ни его преемникам не удалось достигнуть этой цели: "торговля между Россией и Западом сосредотачивалась по-прежнему в руках иностранцев".
В 1715г. было принято принципиальное решение об отмене казенных монополий, касавшихся внешней торговли. Спустя несколько лет, в 1719г., в ожидании заключения перемирия со Швецией все заповедные товары были отданы в свободную торговлю, за исключением смольчуга и поташа.
В 1712 г. по сухопутной границе России была восстановлена откупная система взимания таможенных платежей, позволявшая (при неразвитости государственного кредита) в чрезвычайных обстоятельствах пополнять ресурсы государственного казначейства. В соответствующем указе 1712г. прямо говорилось о том, что она вводилась "для пополнения его великого государя денежной казны в нынешнее время" . В 1721 г. откупное содержание всех таможен по сухопутной границе было подтверждено. При этом откупщикам разрешалось отчуждать в свою пользу контрабандные товары, конфискованные на границе. Товары отходили к ним и в том случае, если их цена при декларировании намеренно занижалась.
С тем, чтобы затруднить иностранцам въезд во внутренние города России, Петр подтвердил установленный раннее запрет: " к Москве пропущать иноземцов с товары заморскими тех, у которых есть великого государя жалованные грамоты, в которых жалованных грамотах написано, чтобы им по указу великого государя ездить в Московское государство и в иные города с товары заморскими, а у которых таких жалованных грамот нет, тех от города Архаангельскаго к Москве и в городы с "товары заморскими непропущать".

1.2 Таможенная служба
Изменения произошли и в самой организации таможенной службы. В 1699 г. царь повелел, чтобы во всех городах государства торговых и промышленных людей в отношении суда, расправы и разных сборов ведали не бояре, воеводы и приказные люди, а выборные бурмистры. С этого времени таможенное управление на местах осуществлялось таможенными бурмистрами, которые по-прежнему избирались купечеством и по существу ничем не отличались от таможенных голов прежнего времени.
Начиная с 1718г. таможенными сборами ведала Коммерц-коллегия. В 1720г. институт таможенных бурмистров был упразднен. Им на смену пришли оберцольнеры, которым ежегодно выплачивалось фиксированное денежное содержание. Таким образом, произошла важная перемена в характере деятельности таможенных управленцев. В отличие от таможенных бурмистров, выполнявших свои обязанности на началах гражданской служебной повинности, оберцольнеры являлись представителями чиновничества. При них, тем не менее, состояли целовальники и, вместе с которыми они несли не только служебную, но и имущественно-материальную ответственность за поступление в казну таможенных доходов в одинаковом размере против прежних лет.

1.3 Политика меркантилизма
По мере становления отечественной крупной промышленности (Петр оставил после себя не менее 230 казенных и частных мануфактур, как сам унаследовал от предшественников не более 30) односторонней фискальной направленности российской таможенной политики приходил конец. В ее содержании все отчетливее проявлялось меркантильно- покровительственные элементы. Петр I "отдавал дань идеям своего века, создавшим на Западе известную меркантильно- покровительственную систему. "
Петр I был сторонником политики меркантилизма, при которой главной задачей правительства считалось привлечение в страну возможно большего количества драгоценных металлов. Для достижения этой цели, кроме непосредственно запрещения вывоза золота и серебра, правительство старается уменьшить ввоз и усилить вывоз товаров из государства. Такую политику Петр проводил, конечно, не в силу понимания взаимосвязи хозяйственно-политических явлений, а потому что она способствовала накоплению средств для военных действий.
В истории экономики со времен Петра Великого остался афоризм "деньги - артерия войны", характеризующий меркантильную политику государства.
Вместе с тем еще в прошлом веке тезис о меркантилизме торгово-промышленной политики Петра I вызывал сомнение у целого ряда авторов. К. Лодыженский, к примеру, возражал против того, что Петр якобы "целиком пересадил меркантилизм на русскую почву. Его система и по существу, и по целям различается от меркантильной теории. Главная задача правительства, по учению меркантилистов, должна была состоять в возможно большом привлечении золота и серебра из других стран, а для достижения этой цели, преимущественно внимание должно быть обращено на внешнюю торговлю - отсюда и самое название теории, о коей идет речь. Меркантилисты требовали поощрения мануфактур для развития вывоза обработанных изделий, в этих видах поддерживались внутренние фабрики, выдавались премии за вывозимые изделия. Напротив, Петр Великий в своих экономических мерах мало интересовался вывозом фабрикатов. Он редко и неохотно освобождал произведения русской фабрикации от отпускных пошлин, никогда не установлял ничего подобного вывозным премиям, наконец, при поощрении устройства фабрик, прямо высказывал мысль о том, что русская мануфактура должна существовать для России и удовлетворять ее нуждам".
Согласно же В. Витчевскому, политика Петра была вообще лишена какой-либо идеологической мотивации. "Если, - полагал В. Витчевский, - руководителей других государств той же эпохи можно упрекнуть в том, что свою государственную власть они слишком настойчиво пускали в ход для достижения нередко односторонних хозяйственных целей, то для Петра экономические цели являлись лишь фундаментом, на котором должен был, воздвигнут храм его политического могущества"; побудительная причина всех новшеств Петра I в области государственного хозяйства заключалась в его стремлении создать постоянное войско и флот по западноевропейскому образцу. Вместе с тем представляется, что изложенные позиции имеют много общего. В конечном счете, независимо от субъективных чаяний Петра I, его таможенная политика не была последовательной ни в меркантилистском, ни в протекционистском отношении: до конца первой четверти XVIII века протекционистские меры применялись эпизодически и лишь в отношении тех иностранных товаров, производство аналогов которых в самой России становилось достаточным для удовлетворения внутреннего спроса.

2. Политика промышленного протекционизма
2.1 Таможенный тариф 1724 года
Все таможенные тарифы до XVIII века были рассчитаны лишь на решение фискальных задач. Сумма таможенных пошлин не превышала 10% стоимости товаров, то есть проводилась политика свободной торговли, что не стимулировало развитие промышленности и ремесленного производства.
Лишь в начале XVIII века, в связи с новыми взглядами на развитие страны и проведением крупных экономических мероприятий по созданию заводов, фабрик, мануфактур, расширяется внешняя торговля. Принимаются меры по защите экономических интересов России.
Особенность развития таможенного дела в России и формирования таможенной политики как в начале XVIII века, так и в последующие годы состояла в том, что таможенное дело, как механизм регулирования экономики и торговли практически не функционировал, он решал в основном лишь задачи получения таможенных сборов.
До 1724 года были запрещены к ввозу или обложены высокими пошлинами немногие товары: некоторые шелковые изделия, краска бакан, иглы. Лишь в 1723 г. Петр пришел к убеждению, что главной причиной отставания мануфактур производства в стране была конкуренция иностранных изделий. Именно в это время был принят ряд правительственных решений резко протекционистской направленности, в частности, о наложении пошлин на импортируемые товары, производство которых в стране редко к этому времени было налажено. Одновременно вводился весьма своеобразный (по словам К. Лодыженского - "арифметический") прием для определения окладов пошлин на привозимые товары: если в процентном отношении внутреннее производство какого-либо товара достигало 25% соответствующего импортируемого аналога, то пошлина составляла четвертую часть цены последнего; если трети - третью часть; если половину - то 50%; если превышало привоз - то 75%. Таким образом, размер пошлинного обложения стал варьироваться в зависимости от степени развития внутреннего производства.
В 1724 года был издан новый таможенный тариф. Тариф 1724 г. был охранительным, протекционистским. Тариф 1724г. оставил в силе запрет на ввоз краски бакана. На товары, которые привозились в достаточном количестве, назначалась пошлина в размере 75%. В их числе оказались скатерти, салфетки, парусина, шелковые парчи, тафта, ленты, колпаки, очищенный воск, крахмал, поташ, купорос, скипидарное масло, железо "не в деле", иглы, пергамент и другие. Высокопокровительственная пошлина в размере 50% с цены была наложена на голландские полотна, бархат, волоченное и пряденое серебро, карты, шелковые парчи.
Умеренно - покровительственная пошлина в размере 25% - на все шерстяные ткани, кроме сукон, полушелковые ткани, байку, выделанные кожи, чулки, бахрому, рукавицы, писчебумажные товары, железное оружие, стеклянные бутылки.
Обложение остальных товаров преследовало фискальной цели: с готового женского платья, зеркал, игрушек взималась пошлина 20%; с фарфоровой, фаянсовой, медной и оловянной посуды - 10%.
К беспошлинному ввозу разрешались изделия из драгоценных металлов, огородные семена, животные, кроме лошадей, многие строительные материалы, некоторые продукты питания: апельсины, лимоны, устрицы и т.п.
Совершенно были освобождены от ввозной пошлины товары, которые не производились в России: шелковые товары, различных сортов кисеи, обои, математические и хирургические инструменты, очки и т.п.
Размер пошлинного обложения и ввозимых однородных товаров повышался вместе со степенью их обработки. Вывозная пошлина оставлена в прежнем размере - 3% с цены. Лишь некоторые российские товары, например "не деланные" лосиные, оленьи, сайгачьи и козлиные кожи, льняная пряжа, бадьян, под предлогом их использования в качестве сырья на российских фабриках и мануфактурах были обложены, по существу, запретительной 75% пошлиной или запрещены к вывозу.
Оригинальность тарифа 1724 г. заключалась и в том, что перечень привозных и отпускных товаров был составлен в алфавитной последовательности. Около половины из них были обложены адвалорными пошлинами, остальные - пошлинами с меры и массы, исчисленными в рублях и копейках. При этом система классификации товаров не отличалась совершенством: товарные позиции соответствовали коммерческим названиям товаров, без каких-либо дополнительных определений или объяснений. Примечание тарифа в отношении товаров, не поименованных в росписи, значительно затрудняло работу таможенных чиновников.
Пошлину с привозных и отпускных товаров предусматривалось взимать ефимками, считая каждый ефимок по 50 коп. При это русские купцы не имели преимуществ перед иностранными. Если же они не имели ефимков, с них следовала брать российскими деньгами по 125 коп. за ефимок, однако если собственные товары российских купцов вывозились ими же на их собственных кораблях, с них взималась только третная пошлина и то русскими деньгами, считая по 90 копеек за ефимок. При вывозе тех же товаров на тех же условиях через Архангельск пошлина взималась в половинном размере и тоже российской монетой.
Этой привилегией могли воспользоваться исключительно российские подданные. Иностранцы были лишены возможности отправлять за море свои товары с убавкой пошлины. Их попытки вывезти из России товары с помощью российских купцов, выдававших их за свои, строго пресекались. Товары, незаконно вывозившиеся из страны без уплаты таможенных пошлин, в полном объеме подлежали конфискации с передачей одной трети конфискованного доносчику. Те же иностранные товары, которые ввозились российскими купцами под российским же флагом, подлежали одной трети привозной ефимочной пошлины, которая исчислялась против цены отпуска, да сверх того прибыли по 25% .
Издание тарифа и его введение были осуществлены с такой поспешностью, что иностранные торговцы, успевшие заключить контракты и даже направить торговые суда в Архангельск, оказались в незавидном положении. Неудивительно, что это вызвало с их стороны настоящий поток жалоб.
Следует подчеркнуть и то, что действия тарифа распространялось на весьма ограничительный участок таможенной границы страны, о чем свидетельствовало само его название: "Тариф привозным и отвозным товарам для портов: Санктпетербурскаго, Выборскаго, Нарвскаго, Архангельскаго и Кольскаго". На остальной территории страны пошлины продолжали взиматься согласно статьям Новоторгового устава 1667 года.
Протекционистский тариф 1724 г. сдерживал внешнюю торговлю и ослаблял приток таможенных доходов. Кроме того, усилился контрабандный ввоз товаров. Покровительственный тариф 1724 г. просуществовал до 1731 г., пока не был принят новый тариф. В соответствии с ним на товары, не производившиеся в стране, вводилась умеренная пошлина (от 4 до 10 %), на производившиеся - повышенная (до 20 %). Этот тариф исключал возможность покровительственной системы, в которой так нуждалась зарождавшаяся русская промышленность.

2.2 Морской торговый регламент
31 января 1724 г. одновременно с таможенным тарифом 31 января 1724 г. был опубликован " Его Императорского Величества Всемилостивый Регламент или Устав, по которому все высшего и низшего чина персоны, как подданные, так и иностранные, а наипаче купцы, и корабельщики, которые в сие Государство приезжают и отъезжают, все послушливо поступать имеют". Морской торговый регламент внес существенные изменения в "таможенные обрядности", ориентируясь в этом вопросе на заграничные таможенные уставы. Им, в частности, устанавливалось, что все иностранные суда, которые входили в российский порт или покидали его, должны были извещать об этом в толгоузе или другом, определенном для этого месте, для того, чтобы корабль сопровождался до самой таможни специальным человеком.
После прихода корабля в порт досмотрщику надлежало явиться в таможню, а "корабельщику до того времени из гавена никуда не отъезжать, доколе корабль весь досмотрен будет, под лишением однаго своего корабля и всех товаров, которые в нем будут" . При этом последний был иметь при себе "все надлежащие документы", с которых он мог "роспись о грузе верно подать". Корабельщикам и купцам вменялось в обязанность правильно указывать свои товары, их цену и страну происхождения. До завершения досмотровых мероприятий никому не разрешалось сходить с корабля; запрещалось его разгрузка. Таким образом, отменялась прежняя система контроля за правильностью таможенной оценки товаров, когда сам таможенный голова и его помощники присутствовали при заключении торговой сделки.
Довольно строго регламентировались и погрузочные работы в частности, погрузку корабля разрешалось производить лишь в присутствии досмотрщиков (целовальников). Во время погрузочно-разгрузочных работ всем купеческим кораблям, имевшим пушки, предписывалось держать бойницы ("окна") закрытыми. За нарушение налагался штраф 25 ефимков.
Одновременно устанавливались сроки уплаты таможенных платежей: при ввозе пошлину надлежало востребовать "прежде. Нежели товары из пакгауза хозяин возьмет", при экспорте - до выхода корабля. При этом, если плательщик не имел ефимков, то должен был "за всякий ефимок по 125 копеек заплатить".
Регламентом предусматривался таможенный режим таможенного склада. "Буде которой фурман иди судовщик, - говорилось в нем, привезет с собой от кого какие ящики или тюки, а скажет, что хозяин сам тех ящиков или тюков будет после, и захотят они те ящики или тюки до приезду хозяйского в таможне оставить: тогда надлежит оные ящики или тюки и кипы таможенной печатью запечатать, и до приезду хозяйского в анбаре беречь".
Шкиперам и матросам разрешалось торговать на своих кораблях в розницу товарами установленного ассортимента: глиняной посудой, домашней утварью, свежими овощами, мясом, колбасными изделиями, "всяким иностранным пивом" и т.д.
Отдельными статьями устава вводились преимущества для отечественных предпринимателей. Хотя российские товары и подлежали ввозной пошлине при перемещении из одного российского порта в другой российскими подданными, их последующая доставка в третий российский порт российскими же подданными производилась беспошлинно. Если же российские товары из одного российского порта в другой перемещал иностранец (с целью продажи), он оплачивал не только вывозную пошлину в порту отгрузки, но также и ввозную пошлину в порту доставки.
Важно подчеркнуть и то, что регламент 1724 года имел характер всеобщего установления, т.е. даже воинские корабли должны проходить таможенные процедуры, если они имели на борту товар, в противном случае на капитана корабля налагался штраф и понижение в чине.
Изменив содержание и порядок таможенного оформления и таможенного контроля, регламент заново определил составы таможенных преступлений и правонарушений в сфере таможенного дела, а также ответственность за эти преступления и нарушения.

Заключение

В первой четверти XVIII века, а именно в годы царствования Петра I получила стимулы к развитию внутренняя и внешняя торговля. Этому способствовали развитие промышленного и ремесленного производства, завоевание выхода к Балтийскому морю, улучшение путей сообщения. В этот период были построены каналы, соединившие Волгу и Неву (Вышневолоцкий и Ладожский). Между отдельными частями страны усилился обмен, росли обороты российских ярмарок (Макарьевской, Ирбитской, Свенской и др.), в чем проявлялось формирование всероссийского рынка. Для развития внешней торговли имели важное значение не только строительство Петербургского порта, но и поддержка русских купцов и промышленников со стороны правительства Петра I. Это нашло отражение в политике протекционизма и меркантилизма, в принятии Покровительственного тарифа 1724 г.
Таким образом, в результате преобразований деятельности Петра I был выработан тариф и регламент, основное содержание которых направлено на защиту экономических интересов России, регулирование внешней торговли.
Но, кроме указанных мер, проводились и другие преобразования в интересах обеспечения экономической безопасности, в том числе установление специальных войсковых формирований на дорогах для борьбы с контрабандой, введение фискалов и другие меры.
Все это осуществлялось с одной целью - создать заслон на пути движения контрабандистов и обеспечить сохранность богатств России.
Что же касается протекционистской политики, проводимой с середины 20-х и до начала 30-х годов, то она была направлена на ограждение таможенными пошлинами национальной торговли. Но вскоре обнаружились недостатки этой политики и недовольство ее результатом со стороны торгового сословия, и прежде всего иноземных торговых людей, число которых было весьма значительным при царском дворе.
Следует отметить, что таможенная политика в первой четверти XVIII века получило дальнейшее развитие. Таможенная политика государства отражала интересы правящего класса и была направлена на рост экономики страны. Значительных успехов достигла внешняя и внутренняя торговля.

Список литературы

1. Блинов Н.М. Таможенная политика России X-XX веков. - М., 1997
2. Витчевский В. Торговая, таможенная и промышленная политика России со времен Петра Великого до наших дней. - СПБ., 1909.
3. Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского. - М,. 1995.
4. Кулишер И.М. Очерк истории русской торговли. - Пг., 1923.
5. Лодыженский К. История русского таможенного тарифа. - СПБ., 1886.
6. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. - М., 1993.
7. ПСЗ 1. Книга тарифов. Приложения.
8. Толстой Д. История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины II. - СПБ., 1848.
9. Таможенное дело в России X - начало XX вв. - СПБ., 1995.

В Российской империи XVIII в.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: В Российской империи XVIII в.
Рубрика (тематическая категория) Торговля

Петровские реформы и предпринимательство

Лекция 4

Огромные сдвиги в состоянии отечественного предпринимательства произошли в XVIII веке. Во многом они обязаны своим происхождениям реформам Петра I.

Из своих заграничных вояжей данный царь вывез твердое убеждение в крайне важно сти кардинального переустройства жизни российских городов, которые, как и на Западе, должны были стать главными источниками пополнения казны. При этом его нимало не смущала принципиальная разница в положении европейских и русских городов. Европейский город на рубеже XVII-XVIII вв. являлся средоточием буржуазных экономических свобод и гражданских вольностей; российский же город по-прежнему представлял собой форпост самодержавного угнетения нации. Феодально-крепостническая Россия плохо поддавалась перекройке по западным буржуазным лекалам, но это не останавливало Петра, который в осуществлении своих замыслов опирался на метод жесткого принуждения.

Сразу же после возвращения домой Петр I в 1699 ᴦ. приступил к проведению городской реформы и в осуществлении этой затеи не знал удержу.

Первая промежуточная цель данного мероприятия - сформировать городские сословия с тем, чтобы "всœего российского купечества рассыпанную храмину паки собрать"; конечная же цель заключалась в том, "чтобы везде из того простиралася настоящая государственная польза". В переводе на язык экономики последняя велœеречивая формулировка петровского указа означала не что иное, как стремление Петра "создать надежное тяглое сословие и надежных поставщиков казны" . Впрочем, сам Петр I и не скрывал своих истинных намерений. Приступая к собиранию "рассыпанной храмины" российского купечества, он объявил, что это делается для того, чтобы "купецкие люди" не разорились от поборов приказных и ратных служб и чтобы "казне Великого Государя было пополнение". Для этого по указу Петра создавалось городское самоуправление, избираемое из посадских людей; городам предоставлялось право, "буде они похотят", освободиться от власти воевод и свою жизнь регулировать решением выборных органов - земских изб и магистратов. Судебная власть также передавалась выборным органам и бурмистрам, которым вменялось в обязанность править купеческими делами. Переключая торговцев на самоуправление, как в Европе, Петр стремился отвести купеческие капиталы от бездонных карманов воевод, приказных и ратных людей и направить их поток в еще более необъятную казну.

Для этого Петр I разделил всœех регулярных граждан (так отныне именовались жители городов) на две гильдии - с неодинаковыми квотами представительства в органах самоуправления и разными правами*. К 1-й гильдии регулярных граждан (или просто граждан) были отнесены горожане, которые, не будучи дворянами и хлебопашцами, имели следующие занятия: купцы (оптовики и бывшие гости), банкиры, художники, ученые, мореплаватели, лекари. (С учетом личного авторства Петра I в составлении соответствующих указов небезынтересно проследить его представления о профессиональном рейтинге.) Ко 2-й гильдии - торговцы мелочными товарами и съестными продуктами, а также ремесленники. В указе представители 2-й гильдии именовались "подлыми гражданами"**. За пределы гильдейской решетки были вынесены т.н. "подлые люди" (заметим - не граждане): поденщики, приказчики, рабочий люд.

Надежды Петра I на очищающее воздействие самоуправления ("свой своему поневоле брат") не оправдались. Точнее сказать, они полностью провалились. За 500 лет пребывания в угнетенном состоянии россияне полностью утратили "общественное чувство", ᴛ.ᴇ. чувство гражданственности. Не в меньшей мере сказалось "сильное влияние принципа кормления, который в Московском государстве захватывал каждого, кто только становился властью, всœе равно - назначенной или выборной" . Говоря иначе, сам того не желая, Петр I загнал купечество в положение между Сциллой и Харибдой, когда воеводы и приказные по-прежнему грабили его, но с еще большим остервенением вершили это чиновники уже новой, петровской, генерации - бурмистры. Со всœех концов страны к Петру I стекались донесения о том, что за "градскими бурмистрами премного воровства взыскано", что именно от них "премногие явились кражи казны". И ни жесткий "правеж", учинœенный Пером I над мздоимцами и казнокрадами, ни публичные порки не избавили Россию и ее купечество от притеснений бюрократии.

И еще один момент нельзя не отметить. Проводя с большим напором городскую реформу, Петр I меньше всœего думал о главном объекте реформаторских устремлений - о самом купечестве. Это было преобразование не ради народа, в т.ч. и купечества, а ради казны (ᴛ.ᴇ. в конечном счете ради преобразования армии и флота и осуществления геополитических задач). Иначе чем объяснишь следующий парадокс внутренней политики Петра: делая ставку на самую "капитальную" часть российского общества, всœесильный самодержец палец о палец не ударил (не рискнул? не посмел? не захотел? побоялся?), чтобы ускорить процесс формирования торгового сословия в России - со всœеми вытекающими правами купечества хотя бы в экономической сфере. Восприняв у Запада лишь техническую и фискальную сторону развития, Петр I не пожелал выпустить из-под своей жесткой опеки контроль за источниками, масштабами и происхождением купеческих капиталов, чтобы принудительно соединить их с лихорадочно форсируемым "военно-промышленным комплексом" (подробнее об этом - в следующем разделœе).

А самое главное: Петр не вывел купечество из тяглового состояния, понудив его платить унизительный подушный налог наравне с крепостными крестьянами. Вместо буржуазных свобод, увиденных на Западе, Петр I отвел российскому предпринимателю жалкую роль экономической прислуги своих реформаторских инициатив.

И тем не менее нельзя сказать, что Петр I ничего не предпринял для возвышения российского купечества. Уже сам факт особого отношения царя к данному субъекту экономической жизни не мог остаться не учтенным современниками и преемниками Петра I. Вместе с тем, Петр освободил отечественное купечество от многих пошлин, значительно ослабил иностранную конкуренцию, прорубил, наконец, для торговых предпринимателœей широкое "окно в Европу", осœедлав Балтику. "Допетровская Русь уже знала капитализм, но в его примитивной, грубой форме лишь торгового капитализма; в ней уже была и уже сильно росла... торговая буржуазия", - утверждал (вслед за М. И. Туган-Барановским, С. С. Заком и другими историками и экономистами) один из крупнейших историков российской буржуазии . Утверждение, прямо скажем, небесспорное. Но бесспорно другое: именно Петр I подтолкнул купечество, завоевавшее торговлю и сбыт, к завоеванию производства.

Форсированная европеизация России, осуществляемая насильственными, жестокими, нередко варварскими методами, милитаризация экономики, чудовищное "размножение" бюрократического аппарата и многое другое - всœе это непосильным грузом легло на плечи податных и тягловых сословий, в т.ч. купечества. Податные тягости при Петре I утроились (с 25 млн. до 75 млн. в год), а населœение страны уменьшилось на 3 млн. и составляло в год смерти первого российского императора (1725 ᴦ.) 13 млн. человек .

Не произошло изменений к лучшему в положении российского купечества, о чем слезно просил царя в своей замечательной "Книге о скудости и богатстве" Иван Посошков - великий (как выяснилось впоследствии) экономический мыслитель петровского времени. "Торг - дело великое, - убеждал Иван Тихонович царя, - понеже купечеством всякое царство богатится, а без купечества и даже малое государство быть не может, и того ради под вольным охранением блюсти их надлежит, и от обид их оберегати, дабы они ни от кого обидимы не были и во убожество не входили б, Его Императорскому Величеству приплод бы несли с усердием" . Призывы умнейшего экономиста и великого патриота России оказались гласом вопиющего в пустыне. Никто не знает, читал ли Петр I адресованное ему сочинœение, однако точно известно: его автор тут же был заточен в Петропавловскую крепость, где и скончался под пытками в феврале 1726 ᴦ. (Рукопись И. Т. Посошкова, случайно обнаруженная в архивах тайной канцелярии, была издана Н. П. Погодиным лишь в 1842 ᴦ.). В России никогда не любили и не ценили новаторов, особенно в такой деликатной сфере, как экономика.

Не случайно подавляющее большинство экономических новаций Петра I умерли вместе с ним. Именным указом от 24 февраля 1727 ᴦ. императрица Екатерина I фактически отменила петровскую городскую реформу, признав ее несостоятельной и даже вредной, ибо "не токмо крепостные... в великой скудости обретаются и... в крайнее разорение приходят, но и другие дела, яко коммерция, юстиция и монетные дворы...". 17 марта 1727 ᴦ. была учреждена особая "Комиссия о коммерции", которая призвана была исследовать причины упадка торговли и выработать действенные меры по оживлению этой важнейшей сферы хозяйственной жизни государства. Екатеринœе I не удалось дождаться результатов работы этой комиссии; она скоропостижно скончалась в том же 1727 ᴦ., однако последовавшие за ней воспреемники престола, верные петровской традиции, цепко держали "капитальных людей" в поле своего неослабного внимания.

Дочь Петра I, Елизавета Петровна, едва взойдя на престол, предприняла нечто конкретное, что действительно ускорило формирование купеческого сословия в России. Речь идет об учреждении в 1742 ᴦ. трех купеческих гильдий. В самом мероприятии видится определœенная преемственность молодой императрицей идей своего державного родителя, но и была принципиальная разница. Так, в случае если Петр разделил на гильдии регулярное городское населœение, то елизаветинское делœение касалось только купцов. Для чего это делалось? Ответ прежний: всœе с той же фискальной целью, ибо налог с торговых капиталов явно не соответствовал их размерам.

Итак, учреждались три купеческие гильдии. На каких принципах и основаниях производилось делœение по гильдиям? Формально по комбинированному принципу - функционально-имущественному, но фактически по одному - функциональному, ᴛ.ᴇ. по виду торговли - с учетом того обстоятельства, что разные виды торговли приносят разные доходы.

Сама по себе данная мера заметно оживила предпринимательскую деятельность в России, втянув в эту сферу представителœей различных социальных слоев, в т.ч. немало лиц "подлого звания". Корни могучих предпринимательских династий - Гарелиных, Коншиных, Мамонтовых, Найденовых, Алексеевых и др.
Размещено на реф.рф
- берут начало в серединœе XVIII в.

Гильдейская система безусловно повысила социальный статус купечества, его вес в глазах общества, однако не принœесла ожидаемых пополнений в государственную казну. Дело в том, что в России, как и повсюду во всœе времена, фискальные отношения правительства с народом строились по схеме игры в "кошки-мышки". Правительству всœегда хотелось запустить поглубже свою руку в карман налогоплательщика, а последний всœегда стремился соорудить в том же кармане фигу незамысловатее. И купечество не являлось исключением из этого правила, тем более, что изъяны елизаветинской гильдейской системы были запрограммированы изначально.

Введенная с единственной целью - упорядочить взимание налогов с торгового сословия, эта система оставила в неприкосновенности унижающую купеческое достоинство прежнюю "сорокаалтынную" подушную повинность (алтын - 3 копейки). При этом проблема заключалась в другом. Как известно, для того, чтобы установить "справедливый" размер налога, крайне важно, как минимум, решить две задачи: установить источники доходов и, точные их размеры.

Но чтобы ответить на эти вопросы, крайне важно содержать целую армию фискалов, ᴛ.ᴇ. налоговых чиновников - в большинстве своем, как уже отмечалось, лихих мздоимцев и взяточников, содержание которых влетало казне "в копеечку" колоссальных размеров. При данной системе процедура изъятия в государственную казну торговых повинностей напоминала дорогостоящую охоту с загоном, когда улюлюкающих много, а добычи можно и не дождаться, ибо взятые в загон "стреляные волки" уже давно научились перемахивать через красные флажки.

Коренным образом положение изменилось в годы царствования Екатерины II - самой выдающейся, на наш взгляд, личности на российском троне в новой истории. В последней трети XVIII в. начинается новый этап в истории российского предпринимательства, в т.ч. и торгового. Екатерина II сделала то, чего не посмели сделать ее предшественники на российском троне: она до небывалых ранее масштабов расширила личные и индивидуальные права купечества, освободила его от "презрительной подушной" подати, ᴛ.ᴇ. избавила "от большого невольничества", как писали сами купцы. А главное - Екатерина II предоставила купцам реальные "свободы" и "вольности" в их предпринимательских делах. Составленный императрицей "Наказ" содержит поистинœе мудрое суждение: "Торговля оттуда удаляется, где ей делают с притеснения, и водворяется там, где ее спокойство не нарушают".

Екатерина II волевым решением "сверху" довершила то, что давно уже созрело "внизу", - учредила третье сословие в России.

Подробно об этом - ниже, а сейчас вернемся к купеческим гильдиям. Екатерина оставила их, но "подвела" под них совершенно новую основу. В случае если вновь прибегнуть к охотничьему образу, то отныне процедура собирания налогов с купцов напоминала охоту с подсадной уткой, на зазывное кряканье которой добровольно слетаются селœезни в богатом оперении, страждущие любовных утех.

Теперь никто не делил купцов по налоговым категориям: теперь они делились, ᴛ.ᴇ. сами делили себя. По имущественному принципу с обязательством ежегодно выплачивать сбор в размере 1% с "капиталов, по совести объявляемых", так говорилось в указе Екатерины II (1775 ᴦ.). Обратим внимание на психологический смысл формулировки: "с капиталов, по совести объявляемых". Так доверительно российское государство еще никогда не общалось со своими подданными, и это не могло не импонировать купечеству, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ с ликованием встретило указ Екатерины II. Но, кроме того, указ был наполнен глубоким экономическим содержанием.

История, в т.ч. наиновейшая, полна примеров, когда самый распрекрасный указ или высочайшее постановление превращаются в пшик, в случае если они не подкрепляются действенным механизмом их исполнения. Екатерина II не была столь наивной, чтобы апеллировать только к совести торгового люда, не подкрепив свой призыв целой системой мощных стимулов, название которым - привилегии. Для каждой купеческой гильдии устанавливались привилегии, значительно дифференцированные между собой. Вот почему купечество устроило настоящую гонку за получением гильдейских званий, хотя "входные билеты" в эти корпоративные сообщества стоили недешево по тем временам. Так, заявленный "по совести" капитал свыше 10 тыс. руб. давал право на получение звания купца 1-й гильдии, от 1 тыс. до 10 тыс. - 2-й, от 500 р.
Размещено на реф.рф
до 1 тыс. - 3-й; лица, заявившие капитал менее 500 руб., причислялись к мещанам. По существу в указе Екатерины II 1775 ᴦ. (подкрепленном городовым положением 1785 ᴦ.) в тщательно закамуфлированной, но достаточно уловимой форме провозглашалось и утверждалось право государства торговать социальными привилегиями. Но игра, в которую правительство втягивало "капитальных" людей, право же, стоила свеч.

Какой же "товар" предлагало правительство российскому купцу в обмен на однопроцентный сбор с капиталов? Привилегии (по бюрократической терминологии того времени - "разные преимущества по торговле и по изъятию от действия общих законов") устанавливались исходя из гильдий. Так, купцы 1-й и 2-й гильдий и их домочадцы освобождались от телœесных наказаний, рекрутских повинностей, солдатских постоев; им предоставлялось право свободного передвижения по всœей территории и проживания в любом месте империи, а также право удостаиваться награждения орденами и чинами "за оказание Отечеству особо важной заслуги". Сверх того, купцам 1-й гильдии предоставлялось чисто дворянское право приезда к императорскому двору при шпаге (если в русской одежде - при сабле), право ношения губернского мундира и право после 12-летнего непрерывного пребывания в 1-й гильдии быть удостоенным звания "коммерции советника" (звание введено Павлом I), а затем (с 1832 ᴦ.) и звания "мануфактур-советника".

Согласно городовому положению 1785 ᴦ., "средний род людей" записывались в шесть магистратских книг, при этом гильдейское купечество записывалось во Вторую книгу. Но в данном номенклатурном реестре была специальная - Пятая - книга, куда заносилась элита третьего сословия - именитые граждане. Это звание приобреталось: 1) продолжительною и беспорочною службой в городских выборных органах; 2) значительными капиталами и торговыми оборотами (купцы, объявившие капитал свыше 50 тыс. руб.; банкиры - свыше 100-200 тыс.; оптовики, судохозяева, отправляющие за море свои корабли); 3) образованием (имеющие университетские аттестаты (дипломы), художники, скульпторы). Звание "именитый гражданин" всœего один шаг отделял от дворянского звания, и шаг данный был вполне преодолимым.

Трехступенчатая гильдейская система продержалась в России до 1863 ᴦ., когда 3-я гильдия была упразднена (из-за ее многочисленности), а 1-я и 2-я формально просуществовали до 1917 ᴦ., но практически уже задолго до этого потеряли прежнее значение, особенно после того, как в 1874 ᴦ. была отменена рекрутская повинность и введена обязательная всœесословная служба в российской армии.

В царствование Александра I было упразднено именитое гражданство и учреждено первостатейное купечество ; обладатели этого звания заносились в Бархатную Книгу "с целью увековечить память знатных купеческих родов". В 1832 ᴦ. для лиц третьего сословия учреждено было звание "почетный гражданин".

Небывалые возможности продвижения по социально-классовой вертикали буквально вскружили голову многим представителям третьего сословия, побудив их к бешеной гонке за дворянскими званиями.

Массовым стало явление, когда купцы "по совести" заявляли резко завышенные размеры своих капиталов - лишь бы взобраться на более высокую гильдейскую ступень, заполучить чин или орден, а там, глядишь, и дворянское звание. Взирая на "подлый" купеческий поток в дворянское сословие, талантливый и едкий публицист того времени, князь М. М. Щербатов, "изобрел" для этого явления ярлык, ставший крылатым, - "чинобесие".

Распаляя вожделœение купечества, играя на самолюбии и извечных амбициях торговых предпринимателœей, Екатерина II ввела одну комичную, но, как подтвердилось вскоре, чрезвычайно эффективную (для казны) дифференциацию в правах гильдейского купечества. Так, купцы 1-й гильдии имели право круглый год разъезжать по городу на паре лошадей - в карете, купцы 2-й гильдии - то же самое, но в коляске, а вот купцы 3-й гильдии - в возке и только на одной лошади , и лишь весной и осœенью (в распутицу) они могли подпрягать вторую. Нарушение этого порядка каралось весомыми штрафами.

А теперь вообразите себе состояние жены купца 3-й гильдии, повстречавшей на вечернем променаде свою подругу - жену купца 2-й гильдии... Не правда ли, очень актуальная ситуация.

Замысел Екатерины II пополнять казну за счёт капиталов гильдейского купечества удался полностью. Как и другой замысел - направить купеческие капиталы в промышленность, что не удалось в свое время сделать Петру I.

При этом главным результатом ее "материнской заботы" о купечестве явилось создание реальных условий - экономических, правовых, социальных - для оформления купечества в самостоятельное сословие, на базе которого пустило корни и пошло в бурный рост третье сословие в России.

Исторической заслугой российского торгового предпринимательства является прежде всœего то, что именно оно обеспечило России материально-финансовую основу для ее перехода к цивилизованной модели экономического развития. В качестве подтверждения и для "плавного перехода" к теме следующего раздела приведем выдержку из уже упомянутой книги П. А. Бурышкина: "Русские фабрики были построены и оборудованы русским купечеством. Промышленность России вышла из торговли... И если результаты говорят сами за себя, торговое сословие было в своей массе здоровым" .

Нет, пожалуй, ни одной публикации о Петре I, в которой великий преобразователь России не был бы назван отцом русской промышленности, и в этой метафоре нет никакого преувеличения. Чем была Россия до Петра по своей хозяйственной инфраструктуре? Правильно: земледельческой, аграрной страной, и такой Россия останется еще два столетия с лишним - преимущественно. Но она была не только земледельческим государством. Как уже говорилось в предыдущем разделœе, Россия была еще и страной развитой торговли, обороты которой исчислялись миллионами. Экстраполируя данный факт на общие закономерности развития капитализма, многие авторы утверждают, что российский торговый капитал, завоевав торговлю и сбыт, жаждал завоевать производство, чтобы вершить промышленный капитализм . Увы! На самом делœе всœе происходило с точностью до наоборот, иначе зачем было Петру I хвататься за кнут, приберегая пряник "на потом". Российский купец-капиталист не обнаруживал ни малейшей охоты захватывать производство, рассуждая, по-видимому, в духе анекдотической схемы: "а зачем, когда и так хорошо!". Купец предпочитал заниматься своим прямым делом - торговлей, скупая продукты кустарных промыслов, монопольно сбывая их и наживая на этом огромные капиталы. От добра добра не ищут, особенно на Руси, и трудно сказать, через сколько времени, эволюционируя в русле общих закономерностей, русский купец "дозрел" бы до понимания крайне важно сти вкладывать капиталы в развитие промышленности.

Великий преобразователь страны не мог ждать. Он торопился, желая, по-видимому, еще при жизни увидеть Россию великой страной. Из двухлетней поездки за границу, из опыта крайне неудачного начала Северной войны молодой царь вынес твердое убеждение: у России нет доброжелателœей в данном мире, и, чтобы устоять перед возвысившейся Европой, нужна регулярная армия. Артиллерия. Морской и речной флот. Огромное количество сукна (для солдатских мундиров), полотна (для парусов), чугуна, желœеза, меди, бронзы, пороха и много-много другого. Откуда взять всœе это? На мелкий кустарный промысел - никакой надежды. Полагаться на иностранный привоз? Полагалась птичка на кошку... Да и денег не было на импорт. Оставался единственный вариант - "насадить" отечественную промышленность.

Следует заметить: политика ориентированного "насаждения" промышленности не является изобретением Петра I, как об этом часто пишется. Промышленность любой европейской страны "насаждалась" если не полностью, то на 75% .

Но "размножение" отечественной промышленности - чрезвычайно дорогостоящая затея, тем более что начинать приходилось с нуля, на голом месте. Петр получил от своего "тишайшего" родителя всœего десяток с небольшим хилых мануфактур, вырабатывавших самые примитивные предметы . Где взять необходимые капиталы? - вот в чем вопрос, который приобрел для Петра I гамлетовскую остроту. Точнее говоря, наибольшую трудность решения вызывал не вопрос "где?", а "как?" приложить капиталы к промышленности. Чьи капиталы? Разумеется, купеческие. Ведь богаче купцов нет никого в любом царстве-государстве. Но ведь не дадут эти бородатые "золотоноши", не пойдут со своими капиталами, что тогда? И на это у Петра был готовый ответ: "Всем известно, что наши люди ни во что сами не пойдут, ежели не принœеволены будут", - читаем мы в одном из указов императора - правда, более позднего времени (1724 ᴦ.), но, думается, он типичен для умонастроений Петра на протяжении всœей его жизни, тем более что и данный указ касался купечества.

Заметим, кстати: указы Петра I - увлекательнейшее чтение на всœе времена; оживленные ненормативной лексикой, наполненные поучительными сентенциями и неожиданными суждениями, они ярче и глубже иных описаний характеризуют личность этого великого россиянина. Трудно удержаться от того, чтобы не привести еще одну выдержку из петровского указа - на данный раз пространную - по затронутому вопросу. Так, в ответ на донесения о том, что среди купечества как и ожидалось, нашлось немного желающих втягиваться в промышленное предпринимательство, Петр отвечает указом, в котором есть такие строки: "Что мало охотников, и то правда, понеже наш народ, яко дети, неучения ради которые никогда за азбуку не примутся," когда от мастера не принœеволены бывают, которым сперва досадно кажется, но когда выучатся, потом благодарят, что явно из всœех нынешних дел не всœе же неволею сделано, и уже за мною благодарение слышится, отчего уже плод произошел, и в мануфактур-делах не предложением одним делать, но и принуждать и вспомогать наставлением, машинами и всяким способом, яко добрым экономом быть" .

И всœе-таки, как отмечает исследователь, "грозя суровою дубинкою правительственных репрессий и маня щедрыми милостями, Петр Великий втягивал крупных капиталистов, вышедших из рядов купечества, на путь фабрично-заводской деятельности" . Процесс данный шел не так стремительно, как хотелось Петру, так как на пути российского купечества от торговли к промышленному производству обнаружился целый ряд препятствий. Три из них были особенно серьезными: 1) конкуренция иностранцев; 2) почти полное отсутствие рабочих промышленных профессий; 3) отсутствие рынка сбыта.

Все эти проблемы Петр I решал в присущей ему повелительно-принудительной манере, чем и вызвано "русское своеобразие" промышленного развития страны. В первую очередь, для защиты отечественной промышленности он воздвиг "китайскую стену протекционизма". Постоянно запрещая ввоз из-за границы тех или иных товаров, в 1724 ᴦ. Петр установил общий протекционистский тариф, по которому товары, которые производились в России, облагались при ввозе пошлиной в 50-75% стоимости .

Более сложным представлялось решение второй проблемы, связанной с укомплектованием создаваемых фабрик рабочими кадрами. В развитых странах Европы, которым поклонялся Петр, фабричное производство основывалось на труде наемных рабочих. А как быть в крепостнической России, где "вольный труд" появится еще очень и очень нескоро? Сначала Петр раздает фабрикантам "казенных" крестьян (помещичьих трогать нельзя, ибо они - "крещенная собственность" дворянства - опоры самодержавного режима). Далее начинается отлов и препровождение на фабрики под конвоем бродяг, профессиональных нищих, мелких преступников, девиц "легкой профессии", беглых крестьян. Но с последними вышла заминка, так как помещики, чьей "крещенной собственностью" являлись беглые крестьяне, часто требовали вернуть их назад. И здесь Петр I, к явному неудовольствию помещиков, издает 18 июля 1721 ᴦ. указ, строго запрещающий возвращать с фабрик крестьян, "чьи бы они ни были, хотя и беглые являются... понеже интересанты (владельцы - А.Г.) фабрик объявляют, что затем в фабриках им чинится остановка" . Этот указ логически дополнил самый важный и принципиальный в связи с развитием фабричного производства указ Петра I от 16 января 1721 ᴦ., по которому интересанты (а среди них было немало вчерашних крепостных) имели дворянское право приобретать целые деревни "под такою кондицией, дабы те деревни всœецело были при тех же заводах неотлучно" . Говоря иначе, Петр I ввел систему принудительного труда на русских фабриках (такие фабрики назывались "посœессионными"). Сам внешний вид петровского промышленного заведения напоминал острог - с рвами, насыпными валами и высоким частоколом по периметру. А если учесть суровый режим труда (14-16-часовой рабочий день, битье за провинности, казарменное проживание и т.д.), то петровская "посœессионная фабрика" являлась не чем иным, как прообразом советского ГУЛАГа, а Петра I можно считать прародителœем последнего.

Решение третьей проблемы также отмечено печатью российской специфики. Как известно, любая "буржуазная" фабрика действует с ориентацией на рынок народного потребления, удовлетворение массового спроса. Тем она живет и богатеет. Такая фабрика не нужна была Петру I; ему нужна была фабрика, удовлетворяющая в первую очередь потребности военных и морских ведомств. Учитывая отсутствие внутреннего рынка для соответствующих "произведений" фабричной промышленности (пушки, ядра, паруса, мушкеты и др.), Петр восполнил данный пробел экономической процедурой, которая хорошо знакома советскому человеку и принято называть - госзаказ. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, Петра I можно считать родоначальником еще двух чрезвычайно живучих факторов отечественной экономики: ВПК и госзаказа.

А теперь - о конкретных формах вовлечения состоятельных людей России в занятие промышленностью. Указом от 27 октября 1699 ᴦ. Петр I приказал купечеству вести дела по-новому, как в Европе, объединяясь в компании (по терминологии петровского указа - "кумпанства").

В Европе к тому времени уже до блеска "обкатали" многие коллективные формы предпринимательской деятельности. Наиболее широкое распространение получили такие объединœения предпринимателœей, как компании и общества ("сосьет"). Общества - это небольшие, в 2-3 человека, объединœения, создаваемые для ведения торговых операций, как правило, внутри страны; для их учреждения не обязательно разрешение властей. Иное дело - компании, которым в "Коммерческом словаре" братьев Савари (XVIII в.) дается такое определœение: "Совокупность лиц, собравшихся в одном и том же месте или соединившихся ввиду одной и той же цели" . Между обществом и компанией были важные различия. В первую очередь, в компании "совокупность лиц" была гораздо более 2-3 человек. Во-вторых - и это главное, - компании учреждались только с разрешения правительства и действовали под его неусыпным контролем. Думается, именно это качество имел в виду Петр I, повелœевая создавать "кум-панства", которые в "Лексиконе" В.Татищева (тоже XVIII в.) определялись как "неколикое (неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ. - А.Г.) число людей, какое-либо согласие (общее дело. - А.Г.) или сообщество содержать договорившихся".

Следует сказать, что коллективные (мирские, общинные) формы деятельности известны на Руси с глубокой древности; они составляют одну из национальных примет экономического быта русского народа. Кроме купеческих "складок", о которых говорилось выше, известны промысловые артели на севере (помытчики), "ватаги" на юге (рыбаки, соленники), в которых объединялся труд их участников. Были на Руси и такие предприятия, в которых объединялся и труд, и капитал. Но всœе подобные начинания не получили крайне важно го развития в своеобразных условиях России.

И вот явился Петр I и бросил клич: "Даешь торгово-промышленный комплекс!" (как можно было бы написать, в случае если бы дело происходило двумя столетиями позднее). По примеру западных правительств Петр привлек в компании людей состоятельных, денежных, "капитальных", невзирая на их сословную принадлежность, и ему довелось довести начатое дело до конца. По мнению видного русского историка А.С.Лаппо-Данилевского, "промышленное производство в России в первой половинœе XVIII в. если не исключительно, то преимущественно было сосредоточено в компаниях".

Первые торгово-промышленные компании Петр I создавал явочным порядком, когда купцов приходилось тащить в них буквально за уши или за бороды. Ричард Пайпс в своей книге, о которой говорилось выше, дает описание процедуры преобразования московского Суконного двора в компанию, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ Петр I осуществил по совету своего друга - шотландца Я. В. Брюса. "Зная, насколько тяжелы на подъем русские торговые люди, - пишет Р.Пайпс, - он выбрал ряд имен из списков ведущих купцов империи и назначил этих лиц членами компании. По совершению этого он послал солдат отыскать Своих жертв и привезти их в Москву "на срочную высылку" .

Добиваясь широкого привлечения купечества в создание торгово-промышленных компаний, Петр предоставил "интересантам" (или "интересентам") колоссальные льготы и привилегии: монопольное право на производство своих изделий, огромные беспроцентные ссуды, освобождение от пошлин, право иметь крепостных и другие. Он даже пошел на то, что в 1711 ᴦ. отменил царскую коммерческую монополию на всœе товары, за исключением водки, хлеба, табака и соли.

Умело используя предоставленные привилегии, компаньоны очень быстро нажили огромные капиталы. Среди них выделялись купцы Еврейновы, Марковы, Мокеевы, Старцовы, Турчаниновы и другие . Первых промышленников России Петр I буквально лелœеял, осыпал всœевозможными милостями и зорко оберегал их от произвола чиновников. Превыше всœего он ценил в людях "творческую жилку", инициативность, работоспособность, не придавая никакого значения их зачастую "подлому" происхождению. Он вознес на вершину власти, богатства и славы таких организаторов промышленности, как А.Курбатов, Н.Антуфьев (впоследствии - Демидов), М.Затрапезнов и прочих.

Помимо купцов, Петр энергично втягивал в промышленную деятельность своих царедворцев и дворян, которым по достижении 40-летнего возраста разрешено было заниматься торгово-промышленным промыслом. Не всœегда разделяя устремления императора, но желая угодить ему, чтобы остаться в обойме приближенных, многие из царедворцев и "простых" дворян включились со своими немалыми капиталами в гандикап "компанейской" гонки, устроенной Петром. Так, на создание Московской суконной мануфактуры граф Апраксин внес колоссальную сумму в 20 тыс. руб., граф Шафиров - еще больше - 25,8, граф Толстой - 20 тыс., в то время как совокупный взнос московских купцов в это предприятие составил 23,5 тыс. руб. .

Следует отметить, что многие очень богатые купцы, которым указано было войти в "кумпанейства", не пожелали объединяться с "чужими" и предпочли вести фабричные дела торговыми домами, ᴛ.ᴇ. союзами неразделœенных родственников. Так, к примеру, поступил ярославский купец Максим Затрапезное. По именному указу Петра Великого, Затрапезнову с сыновьями приказано было вступить в число компаньонов голландского предпринимателя И. Тамеса и производить в Москве полотняную мануфактуру. При этом Затрапезнов испросил дозволения "завести" такую мануфактуру в Ярославле и вести ее самостоятельно - с сыновьями. Такое дозволение было дано и, по-видимому, не только Затрапезнову. Для Петра главным было привлечь купеческие капиталы, а в какой форме - не столь важно, тем более что собственником всœех мануфактур, даже созданных на частные средства, оставалось государство. Дело Затрапезнова продолжили его сыновья - Иван, Андрей и Дмитрий. Мануфактуры Затрапезновых в Ярославле составили гордость России .

Для быстрейшей постановки фабричных мануфактур и улучшения качества выпускаемой ими продукции Петр I обязал компаньонщиков посылать молодых и смышленых работников на выучку за границу, а также разрешил приглашать оттуда мастеров различных профессий.

Принуждая купечество строить "кумпанства" или открывать собственные мануфактуры, Петр I не скупился на милости и поощрения: раздавал крупным промышленникам и "кумпанствам" в монопольное владение целые отрасли производства, осыпал их золотым дождем казенных субсидий, жаловал особо отличившихся фабрикантов чинами, орденами и дворянскими званиями. Кажется, не было ни одной меры "от кнута" или "от пряника", которую не применял Петр I для превращения России в фабричную страну. Ценой огромного напряжения сил и средств удалось пустить в действие свыше двухсот фабрик, что, безусловно, обеспечило России определœенную военно-техническую независимость от западных стран.

И тем не менее результаты политики "размножения фабрик" не радовали Петра. "Доносители" регулярно снабжали его однотипными фактами: "Получив мо

В Российской империи XVIII в. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "В Российской империи XVIII в." 2017, 2018.