Раз - птичка, два - птичка…

Традиционно в первые выходные дни октября по всему миру проходят Международные Дни наблюдений птиц. Цель этих дней - привлечь внимание людей к миру птиц, к проблемам сохранения мест их обитания. Учет птиц ведут взрослые и дети, специалисты и любители, и даже те, кто впервые взял в руки бинокль и определитель птиц.

Страны - участники Дней наблюдений - соревнуются между собой: где будет отмечено наибольшее количество видов птиц, учтено наибольшее число особей, в какой стране будет максимальным число участников акции. В последние годы чемпионский титул Дней наблюдений завоевывается россиянами.

В минувшие выходные небольшая группа энтузиастов из числа сотрудников природного парка «Самаровский чугас», музея Природы и Человека и общества краеведов Ханты-Мансийска прошли двумя маршрутами:

Всего в учетах приняло участие 5 человек, было учтено 254 птиц, представленных 15 видами.

Каждый год наблюдения приносят интересные встречи с птицами, которые являются важными с точки зрения фенологии*. Так в этом году наблюдатели встретили одинокую желтую трясогузку, которая грелась на солнышке. Желтая трясогузка - насекомоядная птичка, а стало быть, перелетная. В теплые края трясогузки летят одиночно или небольшими группами. Её отлет в наших краях заканчивается в конце сентября - начале октября. Из перелетных птиц были отмечены сизые чайки в количестве 4 штук. Больших скоплений этих птиц по берегам Иртыша уже нет, значит, многие уже отправились в дальний путь к Каспию. Остались либо молодые и неокрепшие, либо отставшие от основной стаи мигранты с Севера. К концу октября и эти запоздалые путники улетят на Юг.

Лес ожил стайками кочующих и оседлых птиц: свиристели, чечетки, синицы, чижи, щеглы, клесты. Многие мелкие пичужки объединяются в стайки на холодное время года, чтобы пережить лютую северную зиму. Вместе мелким теплее в стужу, корм найти легче, и, главное, безопасней.

Встреча со стайкой длиннохвостых синиц вызвала у наблюдателей много положительных эмоций. Издали птицы кажутся почти круглыми, черно-белыми, хвостатыми шариками, так как у них крошечный клювик и обычно втянутая в плечи головка. Отсюда и другое название - «ополовник»: силуэтом птички очень похожи на поварёшку или половник. В XIX веке эту синицу считали самой красивой из мелких птиц России и называли «аполлоновка». Заметно активизировались и знакомые всем большие синицы. Из таежной чащи они перебрались поближе к людям. В холодное время года у человеческого жилья всегда найдется чем поживиться. Даже маленькая буроголовая гаичка, которая редко встречается вблизи жилья человека, тоже спешит проверить давнюю кормушку.

*Феноло́гия (от греч. φαινόμενα — явления) — система знаний и совокупность сведений о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки, а также наука о пространственно-временных закономерностях циклических изменений природных объектов и их комплексов, связанных с годичным движением Земли вокруг Солнца.

Смотреть на его картины особенно приятно, когда вокруг монохромная зимняя реальность. Они поднимают настроение, напоминают о том, какой насыщенной бывает жизнь, как много в ней ярких красок, а следовательно, и эмоций, впечатлений, событий. Знакомьтесь – украинский художник Евгений СЕМЕНЮК.

Евгений, когда вы стали художником?
-Сколько себя помню, столько и был художником. Есть много детских фотографии, где я что-то рисую большими кисточками. С 8-ми лет я посещал изостудию. И, обладая талантом и способностями, всегда ощущал себя художником.
- Ваши работы очень яркие и сочные. Это соответствует вашему характеру и мироощущению?
- Однажды в Японии проводилось исследование, в ходе которого выяснилось, что дети различают до пяти тысяч цветовых оттенков. Мы ничем от японцев не отличаемся. У нас глаза построены одинаково, и все цвета и краски мира мы тоже видим. Другое дело, что японцы знают, как называется какой-то оттенок серого или розового. Мы названия оттенков не знаем, но это не означает, что мы их не видим. У меня нет любимого яркого или неяркого цвета. Я просто пользуюсь теми возможностями, которые дают мне зрение и палитра.
- Традиционно цветом соблазна считается красный – своего рода символ женственности. А в каком цвете вы как художник видите женщину?
- Думаю это штампы. В теории цвета Василия Кандинского алый выступает цветом уверенности и постоянства, выражает мужественную зрелость, силу, энергию,решимость, радость, и ему соответствует звук фанфар. Он же, между прочим, и революционный цвет. А я его еще называю "счастливый красный" в отличие от холодного красного. Женщин я бы предпочел видеть в сочетании розового и синего, фиолетового и оранжевого, синего и желтого, алого и зеленого.
-Какой, на ваш взгляд, должна быть современная женщина?
- Прежде всего - женственной. У нас ведь сейчас, как в плохих сериалах, мужчины богатые и крутые, а женщины - самостоятельные и мужественные. Как по мне "мужественная женщина" это ужасное сочетание - "мужчина-женщина". Не мудрено, что современные мужчины больше времени проводят в соляриях и спа-салонах, холят ногти, хвастают друг перед другом покупками... Это странное поведение для мужчин. Но поскольку дамы стали мужественными, мужчины становятся более женственными. В мире ведь должно быть равновесие!
Я хочу видеть в женщине женщину, а уже потом все остальное - сексуальность, грацию, нежность. А свобода и независимость не отменяют женственности. Я совершенно не против, чтобы такая личность была еще и свободной, независимой, умной... Хотя это, наверное, уже на грани фантастики.

Беседовала Таша Люкова

Птички, раз! П тички, два!

Цели: упражнять, детей в выполнении движений; учить счету.

Ход игры Воспитатель говорит: «Сейчас будем играть. Сколько у птички лапок? А глазок, крылышек?» Птички, раз! (Дети выдвигают вперед одну ногу.) Птички, два! (Выдвигают другую ногу.)

Скок-скок-скок! (Дети скачут на обеих ногах.)

Подвижные игры зимой

Дед мороз

Цель: прививать умение выполнять характерные движения.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям начать игру. Все вместе вспоминают, что Дед Мороз живет в лесу и приносит зимой детям подарки. Воспитатель говорит грубым голосом:

Подвижные игры осенью

Листопад

Цели: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по пло­ щадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад».

Материал: осенние листья.

Ход игры

Воспитатель говорит: «Ребята! Все вы будете листочками, выберите листочек, который по­ нравится: кто желтый, кто красный, кто большой, кто маленький».

Каждый ребенок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине.

Воспитатель рассказывает: «Листья легкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками.)

Листопад! Листопад! Листья желтые летят! Кружатся красивые желтые листочки.(Действия выполняют дети с желтыми листочками.) Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками.) Покружились и уселись на землю. (Дети приседают.) Сели! Уселись и замерли. (Дети не шевелятся.)

Игры в песочнице от 2 до 3 лет

Основная цель игр в песочнице в этом возрасте – развитие умения отличать предметы по форме, цвету, размеру, звуку.

Вариант 1 . Развиваем память Кладем перед ребенком три игрушки. Потом просим его закрыть глаза и одну игрушку закапываем. Малышу нужно догадаться, какая игрушка исчезла. Ее ищем вместе. Если ребенок легко справился с тремя игрушками, добавляем еще одну. Легко запоминает четыре – добавляем еще одну.

Вариант 2 . Развиваем память и воображение Малыш закрывает глаза, а мама прячет игрушку. Теперь начинаем постепенно ее откапывать. Можно попробовать отгадать, что там спряталось, в тот момент, когда из песка показалась только какая-то часть игрушки.

Вариант 3 . Изучаем форму предметов Закапываем в песок несколько игрушек и предлагаем ребенку на ощупь отгадать, что это за игрушка.

Развивающие игры в песочнице

Какие игрушки взять на детскую площадку? Чем поиграть? Давайте разберемся.
Совочки, лопатки позволят копать песок, насыпать его в машинки, насыпать большую гору или наоборот сделать туннель во влажном песке.

Фигурки, формочки для песка. Лучше, если они будут разными по тематике: просто куличики, фигурки животных, башни, фрукты… Не обязательно брать все с собой в один день. Сегодня возьмите фрукты и сделайте сад, а завтра – куличики, напеките тортиков и угостите соседских мишек и зайчиков.

Подвижные игры летом

Цыплята и собачка
Цель: упражнять детей в выполнении различных действий, в лазании и подлезании под шнур.
Материал: эмблемы с изображениями цыплят, крупная игрушечная собачка, шнур.
Ход игры
Воспитатель раздает детям эмблемы. Закрепляет протянутый шнур на высоте 60-70 см от земли. Это домик цыплят. На расстоянии 2 м от шнура домик собачки - будка.

Дети («цыплята») находятся за шнуром. Воспитатель («курочка») созывает «цыплят»: «Ко-ко-ко! Идите зернышки поклевать!» «Цыплята» подлезают под шнур, бегают по площадка пе­ред собачкой, пищат.Воспитатель подходит к собачке, берет ее в руки: «Гав! Гав!». Цыплята убегают в разные стороны. «Курочка» зовет «цыплят» спрятаться в домике (подлезать под шнур), а сама грозит собаке: «Не пугай моих деток». Игра повторяется 3-4 раза.

Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет.

Цель - расширить представления детей о зимующих и перелетных птицах.

Ход прогулки

Наблюдение: Предложить послушать голоса птиц. Рассказать, что птичкам стало тепло, но земля еще полностью не оттаяла, им нечего есть: нет ни травинок, ни червячков, ни мошек. Предложить покормить птиц. Обсудить строение тела птиц. С детьми старших групп найти разницу между зимующими и перелетными птицами, вспомнить их названия. Понаблюдать за скворцами, спросить, как называются домики скворцов.

Стихи по теме:

Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
А. Плещеев

О чем поют воробышки
В последний день зимы?
- Мы выжили! Мы дожили!
Мы живы! Живы мы!
В. Берестов

Возвращаются скворцы -
Наши старые жильцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся,
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
Г. Ладонщиков

Загадки

Кто приклеил майским днем
Рукавичку под окном,
Поселил в нее жильцов -
Непоседливых птенцов?
{Ласточка)
Н. Красильников

Чик-чирик!
К зернышку прыг,
Клюй, не робей,
Кто это?
{Воробей)

Черный, проворный,
Кричит: "Грак!"
(Грач)

Белый как снег,
Надутый как мех,
Лопатами ходит,
А рогами ест.
(Гусь)

Дидактические игры

"Угадай птицу по описанию" . Цель - научить составлять описательный рассказ, развивать связную речь.

"Назови одним словом". Цель - активизировать в речи обобщающие слова.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

Покрошить хлеб для птиц.

Пальчиковая гимнастика "Ласточка".

На каждую строчку большой пальчик "здоровается" дважды с каждым палъчиком, начиная с указательного, - сначала на правой, потом на левой руке.

Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты где была,
Ты с чем пришла?
- За морем бывала,
Весну добывала,
Несу, несу
Весну-красну.
(Русская народная потешка)

Труд и индивидуальные физические упражнения

Покормить птиц.
Спрыгивание с крыльца, приземляясь на две ноги.

Подвижная игра "Птички, раз! Птички, два!"

Цель - научить детей выполнять движения, счету. Ход игры:

Сколько у птички лапок, глаз, крыльев?
Птички, раз! Выставляют вперед одну ногу.
Птички, два! Выдвигают другую ногу.
Скок, скок, скок! Скачут на обеих ногах.
Птички, раз! Поднимают одну руку.
Птички, два! Поднимают другую руку.
Хлоп! Хлоп! Хлоп! Хлопают в ладоши.
Птички, раз! Закрывают рукой один глаз.
Птички, два! Закрывают другой глаз.
Все, улетели! Открывают глаза, бегают, машут крылышками, чирикают, пищат.

Игра проводится 2-3 раза.

Занятие во второй мл. группе ДОУ "Вот какие птички, Птички - невелички".

Тема : "Вот какие птички, Птички - невелички".
Цели .
Образовательная:
1. Продолжать знакомить с характерными признаками весны.
2. Закрепить знания детей о птицах, об их жизни в весенний период.
3. Расширять представление об особенностях внешнего вида, повадках птиц.
4. Продолжать знакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда (различные виды гнезд).
Воспитательная.
1. Воспитывать чувство любви к родной природе;
2. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям;
3. Воспитывать любознательность, сочувствие.
Развивающая.
1. Развивать интерес к жизни птиц;
2. Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей, учить их выбирать и запоминать из потока информации нужное;
3.Развивать речь детей, обогащать их словарь;
4. Учить понимать образный смысл загадок.
Развитие словаря.
1. Продолжать развивать связную речь детей;
2. Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя;
3. Активизировать словарь: "гнездо", "скворечник", "грач", "чирикают", "щебечут", "ласточка"; "стайки воробьев".
Предварительная работа:
1. Наблюдение за птицами во время прогулок.
2. Прослушивание аудиокассет "Наедине с природой", "Звуки окружающего мира", "Природа, птицы и животные".
3. Загадывание загадок.
4. Рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций.
5. Дидактические игры "Назови птичку, которой не стало", "Угадай, какой наш дом", "Угадай по описанию", "Чьи детки" и др.
6. Подвижные игры "Воробушки и автомобиль", "Кто, где живет" и др.
Материал к занятию.
1. Демонстрационный материал "Птицы".
2. Звуковая фонограмма явление природы.
3. Шапочки с изображением птиц для подвижной игры.
4. Изображения птичьих гнезд.

Ход занятия.

1 часть. Игра "Доскажи предложение".
Вос-ль: Какое сейчас время года? Когда наступает весна?
Дети: После зимы.
Далее воспитатель начинает предложение, а дети самостоятельно его заканчивают.
- Погода весной (какая?):
- Ручьи весной (что делают?):
- Солнце весной (какое?)
- Сосульки весной (что делают?):
- Листочки на деревьях (что делают?):
- Весной травка вырастает (какая?):
- Снег (что делает?):

Весной птицы (что делают?):
Вос-ль: Как приятно проснуться, встать,
Синее небо в окно увидать
И снова узнать, что повсюду весна,
Что солнце и утро прекраснее сна.
Вос-ль: Весной все оживает, просыпается вокруг. Но самое главное чудо, которое происходит в природе весной - это то, что именно весной к нам из теплых стран пернатые друзья. Самыми первыми прилетают грачи (показывает картинку). Это крупные, черные птицы с длинным клювом. Ходят важно, длинными носами землю ковыряют: червяков ищут. Кричат: "Крак! Крак! Весна! Весна!". В далекие времена говорили: "Грач зиму ломает".
Есть еще и такая примета: " Если грач на горе, то весна во дворе".
2 часть. "Звуки и голоса природы".
Раздается стук в дверь. Входит Матрешка.
Матрешка: Здравствуйте, ребята! Я - Матрешка. Шла в гости к малышам, да случайно услышала как вы здесь о весне, о птицах беседуете. И подумала, какие же эти ребятки наблюдательные. Все вокруг видят, все вокруг подмечают, что весной на улице происходит. А вот умеют ли они весну слушать? Давайте проверим. Когда я хлопну в ладоши, закрывайте глаза и слушайте. А потом расскажите, что же вы услышали.
Звучит музыкальная запись "Звуки и голоса природы": шум дождя, шелест листвы, журчание дождя, капель, голоса птиц.
После прослушивания дети рассказывают, какие весенние звуки они слышали.
3 часть. "Отгадай загадку".
Матрешка: Ребята, а у меня для вас есть еще один сюрприз. У меня есть шкатулка, но не простая, а волшебная. Если правильна отгадать загадку, то в шкатулке появится птичка. Хотите проверить? Тогда садитесь на стульчики и внимательно слушайте.
1.Вот вещунья - белобока,
А зовут её: (сорока)

2. Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ласточка)

3. Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей
Кто же это: (воробей)

4. Не ворона, не синица
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку
Раздалось вокруг "ку-ку"
(кукушка).

5. Кто присел на толстый сук
И стучит "Тук-тук, тук-тук"
(дятел).

6. На шесте дворец.
Во дворце певец,
Как зовут его:(скворец)
После каждой правильно отгаданной загадки, Матрешка вытаскивает фигурку птицы и прикрепляет её на фланелеграф.
Матрешка: Какие вы молодцы. Все загадки отгадали правильно. Таким умным, хорошим ребяткам я хочу подарить сувениры. Сейчас я за ними схожу, а вы не скучайте.
Матрешка уходит за сувенирами.
4 часть. Игра "Назови, кого не стало".
Вос - ль: Пока матрешка ходит за сувенирами, давайте продолжим наше занятие. Вы обратили внимание, какой красивый получилась веселая, весенняя картинка (показывает на фланелеграф). Давайте еще раз назовем птиц, которых вы здесь видите.
Дети перечисляют птиц: сорока, воробей, дятел, ласточка, скворец, кукушка, грач.
Вос- ль: Сейчас я хочу поиграть с вами в игру: "Назови, кого не стало". Когда вы отвернетесь, я спрячу одну из птиц. Повернувшись, вы должны назвать ту птицу, которой не стало.
Проводится игра "Назови, кого не стало"
5 часть. Подвижная игра "Найди волшебную шапочку".
Воспитатель предлагает стать детям в круг.
Вос-ль: Ребята, а вы сами хотели бы стать птичками? Для этого вам нужно найти волшебные шапочки, одеть их и произнести волшебные слова. Разойдитесь по группе и поищите волшебные шапочки.
Раз, два, три,
Волшебные шапочки ищи.
Дети ходят по группе, ищут шапочки с изображением птиц. Найдя, одевают их и становятся в круг.
Вос-ль: Я уже вижу, что все одели волшебные шапочки. Теперь нам осталось произнести волшебные слова. Повторяйте за мной:
Раз, два, три (хлопают в ладоши),
На одной ножке повернись (поворачиваются вокруг себя),
И быстро в птичку превратись!
Вос-ль: Назовите, в какую птичку вы превратились (название птицы должно соответствовать изображению на шапочке). Скажите, сколько у птички лапок? А глазок, крылышек?
Давайте посчитаем:
Лапка, раз! (выдвигают вперед одну ногу).
Лапка, два! (выдвигают другую ногу).
Скок-скок-скок! (скачут на обеих ногах).
Крылышко, раз! (одну руку в сторону).
Крылышко, два! (другую руку в сторону).
Хлоп, хлоп, хлоп! (хлопают крыльями).
Глазик, раз! (закрывают один глаз).
Глазик, два! (закрывают другой глаз).
Открыли глазки и бегают, машут крылышками, чирикают, пищат.
Прилетали птички,
Птички - невелички.
Весело скакали
Зернышки клевали
И быстро улетали.
6 часть. Игровое упражнение "Найди свое гнездо".
Вос-ль: Как вы думаете, куда могли полететь птички?
Ответы детей.
Вос-ль: Правильно, в свой домик. А как называется дом птицы? (гнездо) А вы знаете, что гнезда у птиц бывают разные? Где строит свое гнездо дятел, ласточка, сорока? А где живет скворец?
Оглянитесь вокруг. Посмотрите сколько у нас гнезд для птиц. Но каждая птичка должна найти свое гнездышко. По моему сигналу вы должны полететь в свое гнездо.
Раз, два, три
Птичка в гнездышко лети.
Детям предлагают изображения 4 гнезд. Каждый ребенок занимает свое гнездо.
Вос-ль: Вот и подошло к концу наше занятие. Вам понравилось. А о чем мы с вами говорили на занятие.
Ответы детей.
Вос-ль: Ой, ребята, посмотрите, появилась волшебная шкатулка. Там, наверное, сюрприз для вас. (смотрят, находят конфеты).