Корректировка управленческой политики.

Заключительный этап комплексного управленческого анализа в торговле проводится по тому же алгоритму, как и для промышленных предприятий:

Дается нормативная оценка результатов первых двух этапов анализа;

Выявляются «сопряженные» и «конфликтные» цели управленческой политики;

На основе «увязки» конфликтных целей производится разработка основных направлений

оперативной и стратегической управленческой политики компании. При освещении методологии проведения комплексного управленческого анализа в промыш­ленности мы отмечали важность модельного подхода при нормативной оценке результатов изуче­ния отдельных сегментов бизнеса. Напомним, что суть модельного подхода заключается в том, что развитие компании за анализируемый период «укладывается в рамки» одной из типизиро­ванных моделей управления бизнесом, и именно в контексте эффективности данной модели для рассматриваемого предприятия дается нормативная оценка результатов первых двух этапов исследования. Для торговой организации существует несколько типовых сценариев (моделей) развития бизнеса:

Развитие на основе ускорения оборачиваемости капитала. Здесь главный упор делается на ускорении финансового цикла предприятия, за счет чего относительно небольшие по величине активы компании за рассматриваемый период могут «обернуться» n-е количе­ство раз и обеспечить большой объем продаж (товарооборот). Данная модель относится к разряду экстенсивных, так как прирост прибыли достигается за счет роста товарооборота. Наиболее применима такая модель развития при наличии двух условий - внешнего (бла­гоприятная рыночная конъюнктура) и внутреннего (недостаток собственных средств для увеличения ресурсной базы компании). Также надо отметить, что подобная модель разви­тия имеет свои ограничения, так как последние существуют для чисто технического уско­рения оборота капитала по отдельным стадиям финансового цикла;

Развитие на основе увеличения «рабочего» капитала. Эта модель также относится к числу экстенсивных. Здесь рост товарооборота достигается за счет повышения величины оборот­ного капитала предприятия. Таким образом, при достаточно небольшом числе оборотов за период каждый финансовый цикл приносит значительную массу валовых и чистых фи­нансовых поступлений;

Развитие на основе сокращения издержек. Это модель интенсификации бизнеса. При ней рост конечных финансовых результатов (прибыли) определяется повышением рентабель­ности товарооборота и валовой маржи (показатели «прибыль от продаж/товарооборот», «чистая прибыль/товарооборот», «прибыль от продаж/валовая маржа» и др.). Основной упор, как следует из самого названия модели, здесь делается на сокращении расходов и задействовании доходных факторов на каждой стадии финансового цикла (сокращение издержек обращения, оптимизация условно-постоянных расходов, эффективное ценооб­разование на основе анализа «издержки-объем-прибыль» и пр.).

Есть свои особенности и в структуре источников финансирования, присущих отдельным типизированным моделям развития бизнеса. Так, обычно модели развития, требующие боль­шой величины вовлеченных в оборот ресурсов (это, кстати, может быть характерно не только для модели увеличения «рабочего» капитала, но и для модели сокращения издержек), в боль­шей степени используют краткосрочные заемные средства и поэтому имеют большую степень финансового риска. Хотя, конечно, здесь многое определяет величина первоначального (акци­онерного) капитала предприятия, вкладываемого в дело. Еще многое определяется характером торгового бизнеса; для отдельных видов торговых операций срок оборота капитала объективно является достаточно длительным, и поэтому фактор скорости оборота не может быть в полной мере задействован для роста конечных финансовых результатов.

В реальности, конечно, управленческая политика конкретного предприятия в той или иной мере сочетает в себе, как правило, черты нескольких типизированных моделей, и поэтому правильно будет говорить о приоритетности того или иного фактора в развитии бизнеса. Для нашего предприятия «подъем» бизнеса начался с III квартала 2009 г., и он был вызван двумя основными факторами:

Увеличением скорости оборота капитала и, как следствие, достижением относительной экономии условно-постоянных расходов (так называемая «экономия на масштабах»). В силу первоначально высокого уровня операционного рычага (компания находилась в первые два квартала года вблизи «точки безубыточности») ускорение оборота капитала дало мультипликативный эффект на чистую прибыль фирмы;

Сокращением расходов в части себестоимости закупок (увеличение валовой маржи) и издержек обращения. Так, показатель «валовая маржа/выручка» возрос с 0,071 в I квартале года до 0,075 в IV квартале, а показатель «доход от основной деятельности/выручка увеличился с 0,0157 до 0,0222. При этом вследствие недостатка собственного капитала на этапе образования предприятия весь 2009 г. компания работала преимущественно на привлечении краткосрочных заемных средствчто генерировало повышенную степень финансового риска.

ВЫВОДЫ

Генеральной целью финансовой политики в торговой организации, как и на предприятиях промышленности, является поддержание оптимального уровня финансовой устойчивости орга­низации и недопущение ситуации потери платежеспособности компании. В рамках этой обшей постановки вопроса выделяются три основные задачи финансовой политики:

Поддержание репрезентативных показателей финансовой устойчивости на уровне нормативных значений;

Недопущение ситуации вторичного финансового дефицита по бюджету движения денежных средств;

Достижение положительного значения дифференциала финансового рычага (т.е. превы­шения отдачи на используемые активы над стоимостью (процентом) привлекаемых в хозяйственную деятельность заемных средств).

Вопросы для самоконтроля

1.Анализ реализации товаров в кредит

2.Анализ товарооборота с подразделением на продажу фасован­ных и нефасованных товаров

3.Анализ розничного товарооборота по товарному составу

4.Основные факторы, влияющие на объем розничного товарообо­рота

5.Порядок использования способа абсолютных разниц

Тема 16. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ

    Государственная политика и управление как категории политической науки.

    Функции и виды государственного управления.

    Критерии эффективности государственного управления.

Ключевую роль в жизнедеятельности общества играет государство. Оно обеспечивает упорядочение и регулирование протекающих процессов и явлений в социальной, экономической, политической, духовной и других сферах общественной жизни. В той или иной степени государственное воздействие затрагивает интересы всего общества, отдельных социальных групп, слоев, организаций, движений и каждого гражданина. При этом государство воздействует не только на развитие процессов и явлений, протекающих в обществе, но и общественные отношения, на проблемы, касающиеся мировоззренческих установок, политической системы, ее жизнеспособности и эффективного функционирования.

Государственная политика – это совокупность взаимосвязанных действий государства, направленных на достижение отдаленных целей в обществе. Поскольку она регулирует ту область общественных отношений, которая не относится к частной сфере жизни людей, в англоязычном мире ее называют публичной политикой (public policy). Понятие «государственная политика» указывает на содержательное измерение феномена политики, раскрывая процесс принятия решений, и на ее формальное измерение, раскрывающее институциональный аспект осуществления государственной власти законодательными, исполнительными и судебными органами при данном конституционном строе. Таким образом, государственная политика – это ценностно-идеологическое ядро управления. Она олицетворяет стратегический курс общества, определяет средства и методы его реализации, иерархию и пространство действий институтов власти, применение ими легитимной компетенции и норм взаимоотношений.

Признаками государственной (публичной) политики являются, во-первых, наличие официально признанных общественно значимых целей, во-вторых, использование этих целей для осуществления государством взаимосвязанных действий.

В соответствии с характером и масштабами участия государства в обслуживании общества можно выделить три типа государств : 1) государство – «ночной сторож», которое занято, прежде всего, поддержанием законности и правопорядка как условий, при которых граждане в состоянии сами позаботиться о собственном благополучии; 2) полицейское государство , регулирующее все сферы жизни граждан с тем, чтобы любая сфера деятельности превращалась в служение государству; 3) государство всеобщего благоденствия (социальное государство), которое стремится перераспределить национальное богатство, чтобы организовать наиболее эффективное регулирование в таких сферах, как занятость, образование, здравоохранение.

В соответствии с наборами функций, выполняемыми государствами, Г. Алмонд и Дж. Пауэлл выделили четыре направления государственной политики: 1) извлечение ресурсов (денег, людей, товаров и услуг) из внутренней и внешней среды; 2) их распределение между различными группами общества; 3) регулирование поведения людей , т.е. использование методов убеждения и принуждения, а также иные способы привлечения людей к извлечению и распределению ресурсов; 4) символические действия, предназначенные для поддержания духа общности – речи, церемонии, памятники и др. Важным критерием эффективности государственной политики служит соответствие ее результатов поставленным целям.

Управление – это общественное явление. Оно создано людьми в целях сознательного регулирования своей жизнедеятельности и является одной из труднейших и ответственных сфер интеллектуальной и практической деятельности людей, от состояния которой во многом зависит благосостояние общества. Под управлением понимают процесс перевода системы из одного состояния в другое посредством целенаправленного воз­действия на объект управления с целью изменения его состояния. В социальном управлении задействованы различ­ные социальные силы, сочетается сознательный и спон­танный способы регулирования.

Признаки управления:

    Управление имеет место там, где осуществляется совместная деятельность людей.

    Управление призвано обеспечить целенаправленность совместной деятельности.

    Управление достигает заданной цели путем организации, то есть объединения, согласования и координации поведения и действий людей.

    Объектом управления является совместная деятельность людей, их поведение и отношения.

    Управление выполняет общие для совместной деятельности людей функции, обеспечивая согласованность между индивидуальными действиями.

    Управление осуществляется на началах подчинения участников деятельности общей воле.

    Особый механизм реализации управления осуществляется субъектом управления, в роли которого может выступать как группа людей, так и отдельные уполномоченные на это люди.

Политическое управление – это процесс поста­новки общенациональных задач развития, разработки по­литического курса, принятия решений на общегосударст­венном уровне. В условиях демо­кратии возникает соучастие граждан в процессе управле­ния, проведении политических курсов, разработке и реа­лизации властно-управленческих решений, отборе самих управленцев на основе прямого и (или) опосредованного участия в этом процессе граждан, включая осуществление контроля над деятельностью властных структур. Понятие «политическое управление» используется на­ряду с понятием «политический менеджмент». Политиче­ский менеджмент - это вид управленческих отношений в политике, где субъект (политическая организация, госу­дарственный деятель, группа давления) не может опереться на институционализированные процедуры нормотворче­ства либо административный ресурс.

В механизме управления центральное место занимает принятие политических решений – сознательный выбор субъектами политики стратегии и тактики политических действий. Эти решения принимаются на центральном уровне (к ним можно отнести законы и постановления парламента, декреты и указы главы государства, программы социально-экономического развития).Процесс принятия и реализации политических решений включает следующие процедуры:

    сбор и системный анализ информации о социальной необходимости решений и наличных ресурсах для достижения общественных целей;

    формирование проблемы и включение ее в повестку дня властных институтов;

    разработка и рассмотрение (обсуждение) альтернативных вариантов решения проблемы;

    окончательный выбор и легитимизация решения;

    выполнение решений и контроль их социальной эффективности.

Управление обществом на основе законов власть осуществляет с помощью своего бюрократического аппарата. В разработанной М. Вебером классической теории бюрократии сформулированы основные требования к чиновничеству, которые являются актуальными и сегодня. Согласно М. Веберу, чиновник должен:

1) быть отделен от собственности на средства управления, подчиняться только служебному долгу;

2) действовать в рамках устойчивой служебной иерархии;

3) иметь четко определенную структуру компетенции и власти;

4) работать в силу контракта (на основе свободного выбора);

5) работать в соответствии со специальной квалификацией;

6) вознаграждаться постоянными денежными окладами;

7) рассматривать свою службу как единственную или главную профессию;

8) предвидеть свою карьеру в соответствии со старшинством или заслугами;

9) руководствоваться принципом безличности, т.е. системой правил, рекомендаций и инструкций, сохранять полнейшую беспристрастность;

10) подчиняться в своей деятельности единой и систематической дисциплине и контролю.

Бюрократию, отвечающую перечисленным параметрам, М. Вебер назвал «рациональной», в отличие от «иррациональной» традиционных обществ. Чтобы избежать превращения бюрократии в замкнутую касту, стоящую над обществом и не способную к инновациям, он предлагал осуществлять регулярную ротацию управленцев и обеспечивать контроль над ними со стороны политических институтов.

Таким образом, управление, как объективная реальность, имеет место во всех странах, во всех сферах общественной жизнедеятельности людей и представляет собой целенаправленное взаимодействие субъекта и объекта управления ради достижения социально значимых результатов.

Государственное управление воплощается в государст­венной политике, в выработке конкретного политического курса и призвано обеспечивать целостность и жизнеспособность политической системы, ее устойчивость и адаптивность к требованиям внутренней и внешней среды. Это разновидность социального управления, опирающийся на легитимные властные полномочия, механизмы и ресурсы национального государства.

Государственное управление рассматривается в качестве целенаправленного воздейст­вия государства на общественные процессы и явления, отношения и деятельность людей. Эта социальная деятельность осуществляется на профессиональных началах органами государственного управления и должностными лицами. Государственное управление можно рассматривать в широком и в узком смыслах. В широком смысле государ­ственное управление - это осуществление государствен­ной власти через принятие политико-государственных ре­шений и их реализацию . В данном контексте государственное управле­ние выступает как разновидность социального управления. В узком смысле государственное управление - это государственное администрирование, то есть административная, исполнительно-распорядительная дея­тельность государственных органов, которая направлена на регулирование процессов, отношений, связанных с жиз­недеятельностью общества и осуществляющаяся на про­фессиональной основе.

Субъектами государственного управления могут выступать центральные государственные органы и органы местного управления и самоуправления. Управляемыми объектами в зависимости от уровня социальной общности могут быть человек, коллективы и объединения людей, общество в целом; в зависимости от сферы общественной жизни можно выделить экономические, политические, социальные и духовно-идеологические объекты.

Природу и специфику государственного управления определяет: во-первых, субъект управления – государство; во-вторых , то, что управление представляет собой способ реализации государственной власти, так как законы, решения, нормы и т.д., установленные государственной властью, являются общеобязательными и обеспечиваются авторитетом и силой государства; в-третьих, специфический характер и объем охватываемых управлением общественных явлений – в центре внимания лежат решения общих дел, согласование действий всех граждан, защита совместного (публичного) интереса, удовлетворение потребностей всего общества; в-четвертых, комплексный характер методов и средств государственного воздействия (применяются не только экономические, социально-психологические, политические методы, но и методы принуждения – административно-распорядительные).

Среди основных принципов организации государственного управления можно выделить принцип системности, научности (в основе управленческих действий лежат научные подходы и методы), гуманизма, который тесно связан с принципом социальной направленности, демократизма, законности, гласности (граждане должны быть информированы о целях и задачах органов госуправления), разделения властей, объективности (предполагает познание объективно существующих закономерностей и создание управленческой парадигмы с их учетом), оптимальности (направлен на достижение максимального результата при минимальных затратах).

Возможности государственного управления определяются:

    волей и силой государственной власти, ибо безвольное и не имеющее стратегической линии государство не способно выполнить свои задачи и функции;

    уровнем развития и отлаженностью системы государственного управления (формами и методами государственного управления, политической и юридической культурой государственных служащих, их профессионализмом, моральными качествами и т.д.).

    располагаемыми ресурсами (не только природными, материальными, трудовыми, но и политическими, идеологическими).

Виды государственного управления :

    В зависимости от характера взаимоотношений центральной власти и органов административно-территориальных единиц выделяют координационное (характерное для федераций и конфедераций, когда наряду с едиными центральными органами власти существуют и периферийные, обладающие полной или частичной самостоятельностью) и субординационное (основано на административном подчинении периферии центру, характерно для унитарных государств) управление.

    По воздействию на объект и в зависимости от самого объекта управления выделяют отраслевое (предполагает наличие вертикали соподчиненности от центра до предприятия) и функциональное (осуществляется органами исполнительной власти по направлениям: экономика, социальное развитие, оборона, безопасность и т.д.).

    В зависимости от масштаба временных рамок: стратегическое управление (определят долгосрочную перспективу развития как по всем, так и по отдельным сферам и направлениям. Выделяют стратегии отраслевые – ресурсосберегающие технологии и т.д., функциональные – подавление инфляции, привлечение инвестиций и т.д., общеполитические – стабилизация, перестройка и т.д.); тактическое управление (кратковременное управление, которое предполагает конкретные действия по реализации намеченных целей); оперативное управление (направлено на решение текущих задач и возникающих в процессе управления новых проблем).

    По способам учета интересов субъектов управления и использования методов управление может быть административное (означает непосредственное влияние на интересы, управляемые методами директивного принуждения (разрешение, запрет, дисциплинарные санкции и др. и используется через назначение, увольнение, поощрение) и экономическое (означает воздействие на объект через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную систему, т.е. косвенно через его экономические интересы). Можно выделить и доверительное управление , когда оно носит договорной характер между органами госуправления и предприятием на основе паритета сторон и осуществляется специальными управляющими.

    По уровням: национальный, региональный и местный уровень государственного управления. Каждому из уровней отведена особая, автономная сфера компетенции, каждый подчинен в политическом отношении другим органам.

Цели государственного управления должны быть реально достижимы, согласованы и взаимодополняемы, понятны управляющим и управляемым, локальные и частные цели всегда подчинены общим, распределены по функциям государственных органов.

Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государственного управления общественными делами.

По направленности и месту воздействия выделяют внутренние и внешние функции. К внутренним функциям относятся: экономическая – выработка стратегии и тактики экономического развития страны и реализация этой политики; политическая – обеспечение ценности и сохранности того общества, формой которого выступает данное государство, социальная – определение социальной политики, обеспечение нормальных условий жизнедеятельности всего общества; нормативно-правовая – принятие нормативно-правовых документов, регулирующих всю общественную жизнь; экологическая – регулирование деятельности людей в области использования окружающей среды. Внешние функции – это основные направления деятельности государства на международной арене: оборонная, дипломатическая, внешнеэкономическая, внешнеполитическая, сотрудничество в области решения глобальных проблем современности.

По своему характеру можно выделить политические и административные функции. Выполнение политических функций означает, что государственные органы имеют право издания нормативно-правовых актов в узаконенной сфере. Сущность административных функций состоит в обеспечении исполнения законов, правил, норм порядка и т.д.

Существует также ряд универсальных управленческих функций, которые реализуются на всех этапах управленческого процесса – это целеполагание, принятие решений, организация их исполнения. Специфическими , требующими профессиональной управленческой квалификации, являются планирование, прогнозирование, мотивация, организация, регулирование, координация, контроль. Специфические функции находят свое проявление в конкретных ситуациях, где необходимо действовать от имени государства – это правоприменение, проведение выборов и референдумов, переписи населения, лицензирование вида деятельности, регулирование особых правовых режимов (введение чрезвычайного положения, свободных экономических зон) и другие.

Характерная черта государственного управления в Республике Беларусь – вовлечение граждан в процесс выработки и принятия решений. Активно используется в стране такая форма прямого участия граждан в принятии политических решений, как референдумы. К новым формам участия граждан в формировании политики государства относятся республиканские и местные собрания. В них подготовке принимают участие граждане, коллективы, институты государства и общественные объединения. Проекты документов собраний публикуются в печати и имеют широкий общественный резонанс, предоставляют возможность внести предложения и высказать замечания по вопросам государственной политики. В1996 г. на первом Всебелорусском народном собрании мнение граждан определило выбор политического курса молодого суверенного государства. Избранные гражданами представители рассмотрели и утвердили проект программы преодоления кризисных процессов в социально-экономическом развитии страны. Состоявшееся в 2001 г. Второе Всебелорусское народное собрание приняло программу социально-экономического развития на 5 лет, которая явилась стратегическим курсом системных реформ и повышения качества жизни. Политическая стратегия, направленная на укрепление суверенной государственности, эффективную экономику и социально ответственную политику получила поддержку участников третьего Всебелорусского народного собрания 2006 г. и четвертого Всебелорусского народного собрания 2010 г.

Применительно к системе государственного управления эффективность следует рассматривать как комплексную характеристику потенциальных и реальных ресурсов функционирования системы с учетом степени соответствия полученных результатов целям и задачам ее развития. Эффективность управления означает его результативность, достижения наилучших результатов по возможности в кратчайшие сроки при наименьших затратах всех видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых и др.). Запаздывание сроков реализации управленческой задачи ведет, подчас, вообще к нецелесообразности ее решения.

Необходимость оценки эффективности государственного управления обусловлена :

    невозобновимостью потерь, понесенных обществом вследствие необдуманного и слабого управления;

    порождением новых проблем, способных длительное время влиять на снижение уровня управления;

    снижением доверия к управлению, его общественному престижу.

Исходя из многообразия стоящих перед государством задач, связанных с управлением внутри страны, а также в зависимости от объекта и уровня управления, выделяют различные виды эффективности государственного управления: экономическую, социальную, экологическую, внешнеполитическую, а также эффективность отраслевого, регионального и местного управления и самоуправления.

Для достоверного и обоснованного суждения об эффективности государственного управления используются критерии и показатели, отражающие результат управления и полученный эффект. Для характеристики процессов, происходящих в экономике динамично развивающихся стран, главным критерием выступает наращивание общественного производства на базе новейших научно-технических достижений, ведущее к росту производительности труда, повышению качества, разнообразия и технологичности выпускаемой продукции. В социальной сфере очевидно стремление к осуществлению принципа социальной справедливости, с учетом закономерностей и форм современных общественных отношений, которые в каждой стране своеобразны. В духовной сфере зреет понимание того, что каждый человек должен развиваться физически, нравственно и эстетически состояться как личность в свободном, демократическом обществе.

Важнейшими группами показателей являются:

    общий объем и расчеты на душу населения ВВП, ВНП и НД;

    отраслевая структура национальной экономики. Здесь важное значение имеют отрасли, обеспечивающие научно-технических прогресс – машиностроение, химическая промышленность, а также удельный вес топливно-энергетического, агропромышленного, строительного, оборонного и других комплексов;

    производство основных видов продукции на душу населения. Эти показатели позволяют судить о возможностях страны удовлетворять потребность в основных видах продукции, наиболее значимых для развития национальной экономики, а также об удовлетворении потребностей населения в продуктах питания, товарах длительного пользования и т.д.

    уровень жизни населения, который оценивается по таким показателям, как ВВП на душу населения, структура использования ВВП (особенно на конечное потребление – личные потребительские расходы). Для анализа уровня жизни используются показатели: потребительская корзина, прожиточный минимум, средняя продолжительность жизни, уровень образования населения, потребление на душу населения основных продуктов питания в калориях и протеиновом содержании, уровень квалификации трудовых ресурсов, численность студентов и учащихся на 10 тысяч населения, а также показатели, характеризующие развитие сферы услуг (число врачей на 10 тысяч населения, обеспеченность жильем и др.). В последние годы для определения качества жизни применяется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), используемый как альтернатива ВВП. Он позволяет оценить характер и приоритеты в развитии страны, дать наглядное сравнение ее достижений. ИРЧП – интегральный показатель человеческого развития, состоящий из трех компонентов: долголетия, образованности и уровня жизни.

Показатели экономической эффективности в наибольшей степени характеризуют уровень экономического развития страны, прямо или косвенно отражая качество, состояние и уровень использования основного и оборотного капитала, трудовых ресурсов. Наибольшую значимость при оценке эффективности общественного производства имеют следующие показатели:

    производительность общественного труда (исчисляется как отношение производственного валового внутреннего продукта к численности работников, занятых в отраслях народного хозяйства);

    фондоотдача (характеризует эффективность использования производственных фондов в народном хозяйстве в целом и в его отдельных отраслях, на предприятиях;

    материалоемкость, которая характеризует уровень материальных затрат на единицу ВВП, а на уровне отдельных отраслей и предприятий – эффективность использования предметов труда. Для оценки уровня использования топливно-энергетических ресурсов и затрат металла используют показатели энегроемкости и металлоемкости.

Всемирная экономия материальных ресурсов является одним из важнейших признаков интенсивного развития экономики. Для Республики Беларусь эта проблема весьма актуальна. Это связано с тем, что большинство отраслей промышленности работает на привезенном сырье, материалах, топливе. Для решения проблемы ресурсосбережения на государственном уровне выработан комплекс мер, направленных на обеспечение и рациональное использование материальных ресурсов, в том числе программы «Энергосбережение», «Ресурсосбережение» и другие.

Оценка эффективности государственного управления является объективно необходимой. Результаты государственного управления оцениваются всем обществом, его отдельными группами и каждым человеком в отдельности, ибо они наглядно просматриваются через изменения уровня и качества жизни населения, через развития социальной и духовной сферы, через результаты, полученные в сфере экономики, международного сотрудничества, национальной безопасности и т.д.

Из всех способов оценки следует выделить: отчеты органов государственной власти, управленческих структур, а также должностных лиц о результатах их деятельности; общественное мнение , которое представляет собой совокупность суждений, взглядов, позиций, точек зрения множества людей; средства массовой информации , которые призваны объективно оценивать происходящие в жизнедеятельности общества события и результаты управления; а также обращения граждан , содержание которых формирует представление о жизни людей, их потребностях. Они позволяют обнаружить недостатки, упущения и слабые места в системе государственного управления.

Совершенствование системы государственного управления и повышения ее эффективности в Республике Беларусь на современном этапе ведется по следующим направлениям:

    оптимизация и повышение устойчивости структуры политических институтов государства посредством укрепления их правовых основ и повышения результативности в области социальной политики;

    улучшение взаимодействия трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной, а также сотрудничество и партнерство институтов власти и гражданского общества;

    повышение уровня профессионализма, теоретической, практической компетентности и ответственности кадров государственного аппарата;

    создание механизма управления обществом на основе сочетания методов государственного и рыночного регулирования, использования современных организационных, информационных социальных и политических технологий;

    претворение в жизнь стратегического курса государства, нацеленного на демократические политические изменения, формирование развитой рыночной инфраструктуры и социально эффективной экономики, интеграцию страны в мировую экономическую систему.

на тему: Управленческая учетная политика и затраты предприятия

Москва 2011

Разработка и реализация учетной политики связана с методом бухгалтерского учета, который представляет собой совокупность приемов: первичное наблюдение (документация и инвентаризация), стоимостное измерение (оценка и калькуляция), текущую группировку (счета и двойная запись), итоговое обобщение (баланс и отчетность) фактов хозяйственной деятельности. Все указанные сложнейшие процессы должны быть надлежащим образом обоснованно урегулированы на законодательном, подзаконном и методическом уровне. При этом императивные нормы права следует гибко сочетать с диспозитивными, с одной стороны, для достижения единообразия применения методологии бухгалтерского учета, а с другой - для предоставления необходимой меры самостоятельности организациям, осуществляющим самые разнообразные виды экономической деятельности. На практике каждый из перечисленных приемов может быть реализован по-разному, ибо в арсенале бухгалтерского учета имеется большое число разнообразных способов его ведения. Из всей совокупности способов необходимо выбрать пригодные для конкретной хозяйственной ситуации.

Возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов и др., особенности использования этих приемов - и составляет в целом степень свободы предприятия в формировании учетной политики в части управленческого аспекта. Учетная политика, являющаяся реализацией одного и того же метода бухгалтерского учета, обязательно будет отличаться на разных предприятиях, иметь существенные отличия.

Вопросы эффективного финансового управления на предприятиях все чаще становятся предметом активного обсуждения. Актуализация этой темы связана с "взрослением" отечественного бизнеса - все большее количество предприятий с увеличением оборота и объемов производства (или наоборот в условиях финансового кризиса) приходят к необходимости пересмотра технологий внутреннего управления. Финансовое управление занимает среди них одну из ведущих позиций и достаточно часто ассоциируется с бюджетированием.

Под этим термином в силу исторических причин часто подразумеваются различные аспекты бюджетного управления. Так называемое "традиционное" бюджетирование заключается в планировании бюджета ("составлении сметы расходов") на предстоящий год. Практика показала неэффективность такого бюджетирования. Новые тенденции - беспрецедентное количество слияний и поглощений, массовые онлайновые продажи и т.д. -сделали старые бюджетные подходы неэффективными и потребовали новых инструментов, обеспечивающих управляемую реакцию бизнеса на изменение внешней среды.

Одним из таких инструментов может стать современное бюджетирование, представляющее собой непрерывный технологический процесс. Он включает:

♦ постановку бизнесу целей: планирование прибыли и ее структуры по видам доходов, расходов;

♦контроль исполнения: управление ресурсами, подведение промежуточных итогов;

♦ подведение окончательных итогов: расчет показателей, анализ в разрезах "план/ факт", "факт/факт" (по периодам) и др.;

♦ экономический анализ: выяснение причин отклонений;

♦ внесение корректив: регулирование корпоративных стандартов и норм - внутренних цен, нормативов и т.п.

Упомянутая годовая цикличность все более превращается в архаизм. Тенденции таковы, что циклы становятся все короче, а их применение учащается - вплоть до ежемесячного. Целью является повышение эффективности бюджетного процесса, включая максимально возможный учет изменчивости внешней среды. Таким образом, речь может идти о принятии корпоративного бюджета в течение нескольких недель и о его корректировке в пределах одной недели. Это возможно лишь при устранении итераций в ходе планирования с последующим делегированием полномочий и ответственности звеньям низшего уровня, наделением ресурсами и известной хозяйственной самостоятельностью подразделений. Необходимо возникновение финансовой ответственности подразделений, включающей мотивацию персонала в зависимости от результата, зависящего от собственных затрат и доходов, т.е. переход к управлению и оценке деятельности подразделений в терминах приносимой ими прибыли, даже если это - внутренние обеспечивающие подразделения предприятия. При этом включается следующий принцип: "Отвечаем за то, чем полностью управляем".

Переход к такой технологии внутреннего финансового управления невозможен без переосмысления и реструктуризации исторически сложившихся на предприятии методов принятия решений.

Для целей бюджетирования необходимо определиться с основными принципами ведения учета и методами оценки активов и обязательств, расчета собственного капитала, признания доходов и расходов. Как известно, полноценное финансовое управление невозможно без организации адекватного и полноценного учета. Отражением финансовой эффективности предприятия и его подразделений, подтвержденной данными учета, является отчетность. Известно, что в различных целях используются различные виды отчетности. Так, интересам акционеров предприятия ближе такие показатели, как стоимость предприятия, норма прибыли на капитал, норма прибыли на активы, собственный капитал. Интересам менеджмента в большей мере соответствует структура активов и обязательств, виды и структура доходов и расходов, соотношения, характеризующие эффективность предприятия в целом (например, соотношение административных расходов к операционным доходам, выручка от продажи на работника и т.д.). Формы и методики формирования отчетных показателей и отчетности сопрягаются с учетными системами предприятия. Столь же близко к этому стоят вопросы планирования, так как многие из отчетных форм интегрированы с учетом ранее запланированных и фактически достигнутых значений. Поэтому проектирование технологии планирования должно опираться на структуру отчетных форм и доступность учетных данных.

Все вышеперечисленное заставляет относиться к бюджетированию как к единой технологии, включающей в себя три компонента: учет, отчетность и планирование. В целях управления предприятием и интересах менеджмента эти компоненты должны выстраиваться с учетом именно управленческой специфики. В число ее требований входят: необходимость учета активов, обязательств, капитала и финансовых результатов по подразделениям; полноценное аналитическое сопровождение, позволяющее осуществлять многофакторный анализ на основании не только финансовых, но и иных показателей, связанных, возможно, с состоянием рынка, динамикой производительности труда, управлением ресурсами и т.д. Даже этот неполный список показывает, что прямое применение в данных целях РСБУ, IAS или GAAP встретит значительный объем методологических и практических трудностей, поскольку упомянутая выше специфика не является предметом рассмотрения в стандартах бухгалтерского учета.

В бухгалтерском учете для отражения способов его ведения и оценки фактов финансово-хозяйственной деятельности предназначена бухгалтерская учетная политика предприятия, а сами принципы ведения учета и методы оценки активов и обязательств определяются нормативными законодательными или имеющими иную силу (как, например, в случае IAS для предприятий РФ) актами. В управленческом же учете - не менее, а, с уверенностью можно сказать, более важном для целей управления предприятием, чем финансовый - формирование адекватной и полной учетной политики часто необоснованно откладывается, что связано с недопониманием ее роли в системе управления предприятием. Управленческий учет не регламентирован внешними нормативными актами, а ведется по правилам, установленным самим предприятием, учитывая специфику деятельности. Если ценность такого учета для предприятия выше, чем ценность данных официальной бухгалтерской отчетности, то к вопросу постановки и его организации необходимо подходить не менее серьезно. Вся принятая совокупность способов ведения управленческого учета (по аналогии с финансовым) должна быть урегулирована во внутреннем документе - "Положении об управленческой учетной политике".

Основным принципом управленческого учета является фиксирование совокупности совершаемых операций по существу бизнеса, в дополнение к установленным со стороны регулирующих органов правилам и нормам, т.е. имеет место абсолютное доминирование содержания над формой.

Следствием этого является характеристика деятельности предприятия и его подразделений в терминах финансово-хозяйственных схем, а именно: совокупности финансово-хозяйственных операций, отражающихся в балансе связанным финансовым или инвестиционным результатом. Отдельно взятые операции, оторванные от контекста, не дают представления об их истинной сути. Так, расходы, осуществляемые предприятием в рамках инвестиционного проекта в соответствии с определенными требованиями, могут классифицироваться как инвестиции, а не как текущие расходы. Однако при рассмотрении вопроса в отрыве от контекста такое суждение ошибочно не может быть вынесено. Следующей иллюстрацией применения данного принципа служит установление нижнего предела стоимости объекта основных средств на определенном уровне: предусмотренном в настоящее время правилами бухгалтерского учета в 20 000 руб., или в 100 000 руб., или любом ином. Следовательно, главным является отнесение данных расходов по существу бизнеса. Если, например, в силу объективных требований предприятие вынуждено раз в полгода производить замену оборудования в связи с необходимостью осуществления тестирования драйверов на новейших дорогостоящих процессорах и контроллерах, то на предприятии может быть принято решение рассматривать расходы на приобретение такого оборудования как текущие. Альтернативно, в другом случае для дифференциации затрат на приобретение основных средств и текущих расходов может использоваться временной критерий.

Например, предприятие осуществляет приобретение в собственность или взятие в аренду имущественных комплексов (точек сбыта). Состояние зданий таково, что они нуждаются в ремонте. В течение определенного периода времени не функционирующие объекты нуждаются в хозяйственном обеспечении. Соответствующие затраты относятся на расходы будущих периодов. Момент списания затрат в управленческом учете может совпадать в зависимости от решений, принятых на самом предприятии, с моментом ввода объектов в эксплуатацию, или затраты должны списываться в течение 1-го года эксплуатации, или в течение договорного срока аренды здания, или немедленно, или как-то иначе. Допустимы разнообразные варианты. Например, если такая операция не характерна для предприятия и осуществляется единожды, то может быть принято одно решение. Если же суть бизнеса предприятия состоит в непрерывном на протяжении ряда лет приобретении объектов недвижимости в собственность или взятии их в аренду, то обоснованным может быть иной подход. Все определяется исключительно целесообразностью.

Отдельным и весьма актуальным вопросом являются заведомо приближенные схемы учета в рамках управленческой учетной политики, которые также обусловлены спецификой деятельности предприятия. Источники погрешности могут быть разными. Объективным источником погрешности является, например, учет косвенных затрат на предприятии, ведь это заведомо и по своей сути связано с определенными допущениями.

Другим объективным источником погрешности является распределение активов, обязательств и, тем более, собственного капитала предприятия по подразделениям, если таковое производится. В качестве примера субъективного источника погрешности рассмотрим учет дебиторской задолженности в рамках предполагаемых правил управленческой учетной политики предприятия. Если масштабы деятельности таковы, что объем дебиторской задолженности незначителен по сравнению с активами (валютой баланса), то в управленческой отчетности предприятие может посчитать целесообразным ее списание на расходы. При этом в финансовом учете для отражения дебиторской задолженности делается следующая проводка:

Бухгалтерский баланс: Дебет дебиторы Кредит касса

Отчет о прибылях и убытках: нет

В управленческом же учете (как вариант) вышеприведенная проводка может быть трансформирована в иную схему:

Бухгалтерский баланс: Дебет прибыль текущего периода Кредит касса

Отчет о прибылях и убытках: прочие расходы

В итоге при трансформации из финансового учета в управленческий учет дебиторская задолженность отражается как расходы текущего периода в отчете о прибылях и убытках и в балансе полностью списывается. Данный подход будет правильный, если учет или не учет дебиторской задолженности не может повлиять на отражение финансового состояния предприятия и в реальности не является фактором, влияющим на управленческие решения.

Многообразие возможных решений по отношению к учету даже близких по содержанию операций велико. И при этом, как правило, невозможно утверждать, что какие-то из них являются неверными. Единственным мерилом в каждом конкретном случае выступает принцип целесообразности.

Отсутствие документа под названием "Положение об управленческой учетной политике" значительно снижает достоверность представления информации об истинном состоянии бизнеса предприятия и связанных с ним перспектив, приводит к ошибочным оценкам и управленческим решениям (в том числе - в разрезе по подразделениям предприятия). Это, в свою очередь, компрометирует затраты финансовых и временных ресурсов, ранее направленных на построение системы управленческого учета и отчетности.

Учетная политика для целей управленческого учета является локальным нормативным актом, обязательным для исполнения всеми сотрудниками предприятия, которые в соответствии с должностными обязанностями имеют отношение к сбору, обработке, передаче и анализу информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Управленческая учетная политика не имеет отношения к порядку ведения бухгалтерского финансового и налогового учета, так как определяет базовые принципы ведения управленческого учета, а также устанавливает порядок учета активов, обязательств и капитала в целях принятия оптимальных управленческих решений.

Литература

1.Бороненкова С.А. Управленческий анализ: учеб. пособие. - М., 2001.

2.Бочаров В.В. Финансовый анализ. - СПб., 2007.

.Риполь-Сарагоси Ф.Б. Основы финансового и управленческого анализа. - М., 2009.

.Сахчинская Н.С. Управленческая учетная политика как основной источник информации о затратах предприятия // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2010. N 4. C. 66-70.

Управление - систематическое, целенаправленное воздействие субъекта управленческой деятельности на управляемый объект с целью его упорядочения, сохранения и развития. Но процесс управления не сводится только к «воздействию» субъекта на объект, а предполагает также и обратную связь или, иными словами, «ответную реакцию» управляемой системы на воздействие управляющего субъекта.

Таким образом, возникает взаимодействие между субъектом и объектом управления.

Общество (политическая система), как и любая система, подвержено действию различных регуляторов, в том числе и стихийных. Управление - высшая форма сознательного регулирования процессов функционирования и развития системы.

Структура управления состоит из следующих основных элементов:

Субъект управления - индивид, группа, организация, социальный (политический) институт, являющиеся носителями управленческого воздействия на объект.

Объект управления - социальная (политическая) система (общество, социальная общность, организация, индивид и т. п.), на которую направлены все виды управленческого воздействия.

Ресурсы управления - это все то, что может «заставить» управляемый объект выполнять распоряжения (указания, приказы) субъекта. Это может быть: материальное вознаграждение, физическое принуждение, харизма и властные полномочия субъекта управления, моральные и правовые нормы, традиции, идеи, и другое.

Цель управления - сохранение стабильного функционирования управляемого объекта, дальнейшее его развитие или перевод объекта в новое качественное состояние (реформирование).

Политика является лишь одним из видов управления социальными отношениями в обществе. Кроме политических, существуют и другие виды управления: административные, правовые, экономические, социокультурные и т. д. Политическое управление благодаря тому, что обладает монополией на политическую власть в обществе, доминирует над всеми другими видами управления. Поэтому там, где все иные виды управления в решении возникающих общественных проблем и конфликтов оказываются малоэффективными, возникает необходимость применения политических методов, опирающихся на силу власти. Именно атрибут власти и возможность ее применения отличает политическое управление от всех остальных его видов.

Политическое управление - это одна из форм взаимодействия субъектов в связи с разработкой, принятием и реализацией политических решений. В его основе такие ключевые понятия, как управление, политика, государство, власть. Каждое из них придает политическому управлению свою специфику и пределы компетенции: 1)

являясь одной из разновидностей управления, политическое управление в решении функциональных задач «использует» многие принципы и методы общей теории управления; 2)

с позиции государства политическое управление является одним из видов государственного управления наряду с такими видами, как административное, экономическое, социальное и другие; 3)

с точки зрения политики политическое управление не есть только прерогатива государства, а входит в компетенцию всей политической системы. В этом смысле политическое управление в демократической политической системе значительно шире государственного управления; 4)

понятие власти в политическом управлении предполагает отношения господства и подчинения, возникающие между субъектом и объектом управления.

Существует несколько подходов к определению понятия и сущности политического управления.

Первый подход исходит из того, что в основе политического управления находятся классовые антагонистические противоречия, а сущность самого управления заключается в организованном насилии господствующего класса по отношению к порабощенным классам. Такой подход называется классовым или марксистским.

Второй подход предполагает лишь субъект-объектные отношения в системе политического управления, когда основной субъект политики (правящая партия, определенные государственные органы) разрабатывает и принимает политические решения, а исполнительно-распорядительные структуры исполняют принятые решения.

При таком подходе управление имеет политический характер лишь для доминирующих в обществе и госу- дарстве институтов политической власти, а исполнительно-распорядительная деятельность является только средством реализации политической воли.

Третий подход основывается на том, что в тоталитарных и авторитарных политических системах происходит поглощение политических отношений административными и превращение политического управления в административное, предполагающее монополию государства на власть и управление. В истории России административное управление нередко приобретало форму безальтернативного политического принуждения и прямого физического насилия60.

Четвертый подход предполагает, что для политического управления наиболее характерными являются субъект-субъект- ные отношения, при этом не исключаются и субъект-объектные отношения. Это особая сфера взаимодействия между субъектами политики и управления по поводу разработки, принятия и реализации политических решений, когда ни одна из позиций не является безусловно доминирующей, когда существует постоянная необходимость диалога и поиска компромиссов, когда управленческие решения направлены на разрешение общественно значимых проблем".

Каждый из представленных выше подходов к определению понятия и сущности политического управления имеет теоретические обоснования и практические примеры в истории различных стран. Но в наибольшей степени современным представлениям о политическом управлении соответствует четвертый подход, который предполагает как субъект-субъектные, так и субъект-объект- ные политические отношения. Например, в период выборов представителей в законодательные и исполнительные органы власти социальные группы (избиратели) функционируют как субъекты политического управления. От их политической воли (политического выбора) во многом зависит кадровый состав выборных органов власти и проводимая ими политика.

После избрания выборные институты функционируют как субъекты политического управления, а объектами их управления становятся, в частности, большие и малые социальные группы общества. Но это не исключает участия гражданского общества и отдельных его структур в разработке и принятии политических решений как непосредственно (выборы, референдум, митинги, демонстрации, общественное мнение и другие), так и опосредованно, через своих представителей в государственных органах и институтах гражданского общества.

Такой подход к политическому управлению является наиболее характерным для демократических стран, в которых имеются правовое государство и развитое гражданское общество. Кроме того, политическое управление предполагает наличие эффективной нормативно-правовой системы («правил игры»), которая не позволяет ни одному субъекту занять доминирующие позиции и навязывать свою волю другим. Ведь политическое управление должно учитывать все многообразие общественных интересов; обладать цивилизованными методами урегулирования возникающих конфликтов и искусством компромиссов и консенсуса.

Демократическая система политического управления представляет собой непрерывный процесс взаимного учета и согласования общественных интересов на всех стадиях разработки, принятия и реализации управленческих решений. Это такая система политических отношений, в которой субъекты и объекты управления находятся в постоянной взаимозависимости друг от друга, когда прямая и обратная связь как бы уравновешивают друг друга.

Но если в стране нет развитого гражданского общества и правового государства, то демократический вариант политического управления в принципе невозможен.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Качество персонала. Привести примеры

2. Показатели стандартизации и унификации. Привести примеры

4. Список используемой литературы

1. Качес тво персонала. Привести примеры

Найти достойную работу трудно, но хорошо работать еще труднее. Сотрудники играют наиболее важную часть в компании; они служат основой, поскольку без коллектива, никакое предприятие не будет существовать. Вот почему стоит обратить внимание на качество персонала, не только принимаемого на работу, но и в первую очередь, работающего в вашей организации. Производительность напрямую зависит от такого качества сотрудника, как качественная работа. А качественная работа сотрудников зависит от качеств каждого из сотрудников в отдельности.

Вот 9 качеств, которыми должен обладать хороший сотрудник.

1. Трудолюбие. Трудолюбивый сотрудник постоянно повышает производительность и тем самым помогает компании расти. Благодаря своему качеству трудолюбия сотрудник может добиться более высокого положения.

2. Пунктуальность. Как показывает статистика, в последнее время участились увольнения сотрудников из-за частых опозданий на работу. Постоянные опоздания мешают рабочему процессу и говорят о несерьезном отношении человека к работе. Качество пунктуальности играет существенную роль в персонале организации.

3. Отличное образование в данной сфере. Сотрудник должен быть хорошим специалистом, знать ответы на все вопросы, подавать новые, яркие идеи. Образование - это скорее не качество, а важнейший критерий в будущем сотруднике. Опыт работы, навыки - это то, что в конечном счете влияет на результативность в выполнении работы персоналом.

4. Выполнение работы в срок. На такого человека всегда можно положиться, доверить ему любое важное задание, зная, что он выполнит его в срок и никогда не подведет. Если Вам поручают выполнить серьезный проект, сделайте его качественно и вовремя. Когда Вы на работе, приоритет всегда должен быть на стороне работы, про личную жизнь нужно забыть.

5. Коммуникабельность. Отчуждение себя среди других сотрудников только мешает Вам, общайтесь с ними, поскольку они могут помочь, когда Вам потребуется помощь. Коммуникабельность - это те качества сотрудника, которое помогает в работе не только внутри организации, но и формирует имидж предприятия во внешней среде, коммуникабельность важна для менеджеров и другого персонала, работающего с клиентами.

6. Заслуживающий доверия. Такому сотруднику всегда можно доверять. Вся информация, файлы и документы, все, что Вы видели и услышали в пределах компании, должны остаться конфиденциальными.

7. Взаимодействие. Не отказывайтесь от работы в команде, высказывая свои идеи и предложения, всегда сотрудничайте с другими членами команды.

8. Никогда не распространяйте на работе сплетни и слухи, чтобы впоследствии избежать проблем.

9. Будьте скромны, заносчивость ни к чему, всегда помогайте Вашим коллегам, когда им требуется Ваша помощь.

Не бухгалтерские активы, а именно качество персонала определяет в первую очередь способность предприятия достигать своих целей. Любой руководитель со стажем начинает интуитивно понимать, что за какое бы задание ни брался сотрудник, способ и эффективность выполнения задачи определяются тем, что это за человек. Сама постановка вопроса о разном качестве сотрудников - не нова, хотя некоторые аспекты этой проблемы до сих пор в методологическом плане разработаны крайне слабо: оценка качества персонала, связь качества персонала с эффективностью функционирования предприятия, да и в само понятие “качество человека (сотрудника)” зачастую вкладывается разный смысл. Применительно к конкретному предприятию правильнее говорить о качестве его персонала в целом и качестве его отдельных сотрудников. Качество отдельного сотрудника предприятия представляет собой единство: потребностей (побудительной силы человека) - “хочу” и способностей человека к деятельности - “могу”. Следует различать: а) информационную готовность сотрудника к деятельности (усвоение знаний), формируемую в процессе его образования; б) операционную готовность приобретение умений всех уровней - навыков, привычек, приемов, методов, способов), формируемую в процессе обучения; в) мотивационную готовность (мотивационную культуру), формируемую в процессе воспитания. Таким образом, качество сотрудника предприятия - это единство потребностей к эффективной деятельности и способностей к ней. Определяющим, является не стиль управления, а качество персонала, психологические особенности сотрудников фирмы. Стиль управления является вторичным и определяется категорией сотрудников, к которым он применяется.

Качественные характеристики персонала - совокупность профессиональных, нравственных и личностных свойств, являющихся конкретным выражением соответствия персонала тем требованиям, которые предъявляются к должности или рабочему месту. Различают три основные группы качественных характеристик: способности, мотивации и свойства персонала.

Рисунок 1 - Качественные характеристики персонала.

Основная цель обучения персонала - обеспечить такую квалификацию кадров предприятия, которая позволят качественно выполнять возложенные на них функции, задачи и работы в процессе разработки, производства и поставки продукции объединения.

Обучение (подготовка, переподготовка и повышение квалификации) осуществляется по двум направлениям: профессиональная подготовка и переподготовка; обучение в области обеспечения качества продукции.

Профессиональная подготовка и переподготовка направлены на повышение уровня и обновление профессиональных знаний, умений и навыков персонала объединения, а также на обеспечение соответствия квалификации каждого работника уровню сложности выполняемой им работы. При этом решаются следующие задачи:

* восполнение знаний специалистов с высшим и средним специальным образованием в соответствии с достижениями научно-технического прогресса;

* подготовка (переподготовка) кадров для новых направлений деятельности, по которым в учебных заведениях еще не выпускают специалистов;

* непрерывное обновление и пополнение знаний специалистов после окончания учебных заведений.

В области обеспечения качества целями обучения являются повышение уровня знаний и навыков в данной области и воспитание у каждого работника объединения чувства ответственности за качество разрабатываемой и выпускаемой продукции. Задачи обучения в области обеспечения качества состоят в том, чтобы;

* довести до каждого работника в приемлемой для него форме политику объединения в отношении качества;

* ознакомить персонал с принципами и структурой системы качества объединения;

* обеспечить овладение персоналом знаниями, методами и навыками. необходимыми для правильного выполнения работ в соответствии с требованиями действующей в объединении нормативной, конструкторской, технологической и другой документации, в том числе документации по системе качества.

Обучение персонала - это основа для реализации и успешного функционирования системы качества и, в конечном счете, эффективной деятельности объединения. Вложение средств в обучение рассматривается руководством объединения как стратегическое направление при достижении целей в области качества.

Кадровая политика объединения в отношении обучения состоит в выявлении потребностей в обучении и организации обучения персонала. К обучению привлекаются, прежде всего, те, чья деятельность непосредственно влияет на качество выпускаемой продукции. Процедура обучения включает определение перечня работ и функций, требующих определенной квалификации персонала, при отсутствии которой эти работы и функции будут выполнены недостаточно качественно. Обучение охватывает персонал всех уровней. Постоянное обучение, повышение квалификации считается прямой обязанностью каждого работника.

Обучение новых работников заканчивается сдачей квалификационного экзамена, который состоит из квалификационной пробной работы и проверки теоретических знаний путем устного опроса в пределах требований соответствующей учебной программы и Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

Специальное обучение технике безопасности организует и проводит инженер по охране труда и технике безопасности в соответствии с инструкциями для конкретных категорий работников.

2. Показатели стандартизации и унификации. Привести примеры

Показатели стандартизации и унификации продукции характеризуют степень использования в конкретном изделии стандартизированных деталей, сборочных единиц, блоков и других составных элементов, а также уровень унификации составных частей изделия (стандартизированные, унифицированные и оригинальные).

Эти показатели позволяют определить степень конструктивного единообразия изделия. Они свидетельствуют о возможности применения минимально необходимого количества типоразмеров составных частей изделия в целях повышения качества продукции и эффективности производства.К стандартизированным относятся составные части изделия, выпускаемые по международным, государственным и отраслевым стандартам.

К унифицированным относятся составные части изделия, которые:

* изготавливаются по стандартам предприятия, являющегося головным в отрасли, и используются не менее чем в двух типоразмерах или видах изделий, выпускаемых данным или смежным предприятием;

* предприятие получает в готовом виде как комплектующие составные части, находящиеся в серийном производстве;

* ранее спроектированы как оригинальные для конкретного изделия и затем применены не менее, чем в двух типоразмерах или видах изделий.

К оригинальным относятся составные части изделия, разработанные только для данного изделия.

Основными показателями стандартизации и унификации являются:

* коэффициент применяемости по типоразмерам;

* коэффициент применяемости по составным частям изделие;

* коэффициент повторяемости;

* стоимостной коэффициент применяемости.

В числе показателей стандартизации и унификации продукции могут также использоваться коэффициент межпроектной унификации группы изделий.

Правильное определение показателей стандартизации и унификации необходимо как для оценки уровня качества продукции, так и для обоснования эффективности планируемых мероприятий по стандартизации и унификации.

Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации ее по сравнению с другими изделиями аналогичного назначения. Под составными частями понимают детали или сборочные единицы. Составные части подразделяются на стандартные, унифицированные и оригинальные.

К стандартным относят составные части, выпускаемые в соответствии с ГОСТ и ОСТ, к оригинальным - разработанные только для данной конструкции. Унифицированными являются составные части: 1) выпускаемые по стандартам предприятия, если они используются хотя бы в двух различных изделиях данного предприятия; 2) получаемые с других предприятий в порядке кооперирования; 3) заимствованные из других разработок.

К показателям стандартизации и унификации относятся:

– коэффициент применяемости;

– коэффициент повторяемости;

– коэффициент взаимной унификации для группы изделий.

Коэффициент применяемости:

где n - общее количество типоразмеров составных частей изделия; n о - количество типоразмеров оригинальных составных частей.

Коэффициент повторяемости составных частей:

где N - общее количество составных частей изделия.

Коэффициент взаимной унификации:

где n i - количество типоразмеров составных частей в i-ом изделии; n max - максимальное количество типоразмеров составных частей одного из изделий группы; Z - общее количество неповторяющихся типоразмеров составных частей изделий, из которых состоит группа; H- общее количество изделий в группе.

Параметр продукции -- это количественная характеристика ее свойств. Наиболее важными параметрами являются характеристики, определяющие назначение продукции и условия ее использования:

– размерные параметры (размер одежды и обуви, вместимость посуды);

– весовые параметры (масса отдельных видов спортинвентаря);

– параметры, характеризующие производительность машин и приборов (производительность вентиляторов и полотеров, скорость движения транспортных средств);

– энергетические параметры (мощность двигателя и пр.).

Продукция определенного назначения, принципа действия и конструкции, т.е. продукция определенного типа, характеризуется рядом параметров. Набор установленных значений параметров называется параметрическим рядом. Разновидностью параметрического ряда является размерный ряд. Например, для тканей размерный ряд состоит из отдельных значений ширины тканей, для посуды -- отдельных значений вместимости. Каждый размер изделия (или материала) одного типа называется типоразмером. Например, сейчас установлено 105 типоразмеров мужской одежды и 120 типоразмеров женской одежды.

Процесс стандартизации параметрических рядов (параметрическая стандартизация) заключается в выборе и обосновании целесообразной номенклатуры и численного значения параметров. Решается эта задача с помощью системы предпочтительных чисел, подробно рассмотренной в предыдущей теме.

Применение системы предпочтительных чисел позволяет не только унифицировать параметры продукции определенного типа, но и увязать по параметрам продукцию различных видов. Например, практика стандартизации в машиностроении показала, что параметрические ряды деталей и узлов должны базироваться на параметрических рядах машин и оборудования. При этом целесообразно руководствоваться следующим правилом: ряду параметров машин по R5 должен соответствовать ряд размеров деталей по R10, ряду параметров машин по R10 -- ряд размеров деталей по R20 и т.д.

В целях более эффективного использования тары для консервных банок и транспортных средств для их перевозки предлагается ряд грузоподъемности железнодорожных вагонов и автомашин, ряд размеров контейнеров ящиков и отдельных консервных банок строить по ряду R5.

Унификация продукции. Деятельность по рациональному сокращению числа типов деталей, агрегатов одинакового функционатьного назначения называется унификацией продукции. Она базируется на классификации и ранжировании, селекции и симплификации, типизации и оптимизации элементов готовой продукции. Основными направлениями унификации являются:

– разработка параметрических и типоразмерных рядов изделий, машин, оборудования, приборов, узлов и деталей;

– разработка типовых изделий в целях создания унифицированных групп однородной продукции;

– разработка унифицированных технологических процессов, включая технологические процессы для специализированных производств продукции межотраслевого применения;

– ограничение целесообразным минимумом номенклатуры разрешаемых к применению изделий и материалов.

Результаты работ по унификации оформляются по-разному: это могут быть альбомы типовых (унифицированных) конструкций деталей, узлов, сборочных единиц; стандарты типов, параметров и размеров, конструкций, марок и др.

В зависимости от области проведения унификация изделий может быть межотраслевой (унификация изделий и их элементов одинакового или близкого назначения, изготовляемых двумя или более отраслями промышленности); отраслевой и заводской (унификация изделий, изготовляемых одной отраслью промышленности или одним предприятием).

В зависимости от методических принципов осуществления унификация может быть внутривидовой (семейств однотипных изделий) и межвидовой или межпроектной (узлов, агрегатов, деталей разнотипных изделий).

Степень унификации характеризуется уровнем унификации продукции -- насыщенностью продукции унифицированными, в том числе стандартизированными, деталями, узлами и сборочными единицами. Одним из показателей уровня унификации является коэффициент применяемости (унификации) К,%, который вычисляют по формуле

где п -- общее число деталей в изделии, шт.; n 0 -- число оригинальных деталей (разработанных впервые), шт.

Коэффициент применяемости можно рассчитывать применительно к унификации деталей общемашиностроительного (ОМП), межотраслевого (МП), отраслевого (ОП) применения.

Согласно плану повышения уровня унификации машиностроительной продукции предусмотрено снижение доли оригинальных изделий и соответственно повышение доли изделий (деталей, узлов) ОМП, МП, ОП.

Коэффициенты применяемости могут быть рассчитаны: для одного изделия; для группы изделий, составляющих ти-поразмерный (параметрический) ряд; для конструктивно-унифицированного ряда.

Примером использования унификации в типоразмерном ряду изделий может быть ГОСТ 26678 на параметрический ряд холодильников. В стандартном параметрическом ряду находятся 17 моделей холодильников и три модели морозильников, коэффициент применяемости ряда составляет 85%. В ГОСТе указываются перечень составных частей, подлежащих унификации в пределах параметрического ряда (допустим, холодильные агрегаты двухкамерных холодильников с объемом камеры 270 и 300 см3 и объемом низкотемпературного отделения 80 см3), и перечень составных частей, подлежащих унификации в пределах одного типоразмера (например, холодильный агрегат по присоединительным размерам, конденсатор).

Агрегатирование -- это метод создания машин, приборов и оборудования из отдельных стандартных унифицированных узлов, многократно используемых при создании различных изделий на основе геометрической и функциональной взаимозаменяемости. Например, применение в мебельном производстве щитов 15 размеров и стандартных ящиков трех размеров позволяет получить при различной комбинации этих элементов 52 вида мебели.

Агрегатирование очень широко применяется в машиностроении, радиоэлектронике. Развитие машиностроения характеризуется усложнением и частой сменяемостью конструкции машин. Для проектирования и изготовления большого количества разнообразных машин потребовалось в первую очередь расчленить конструкцию машины на независимые сборочные единицы (агрегаты) так, чтобы каждая из них выполняла в машине определенную функцию, что позволило специализировать изготовление агрегатов как самостоятельных изделий, работу которых можно проверить независимо от всей машины.

Расчленение изделий на конструктивно законченные агрегаты явилось первой предпосылкой развития метода агрегатирования. В дальнейшем анализ конструкций машин показал, что многие агрегаты, узлы и детали, различные по устройству, выполняют в разнообразных машинах одинаковые функции. Обобщение частных конструктивных решений путем разработки унифицированных агрегатов, узлов и деталей значительно расширило возможности данного метода.

В настоящее время на повестке дня переход к производству техники на базе крупных агрегатов (модулей). Модульный принцип широко распространен в радиоэлектронике и приборостроении; это основной метод создания гибких производственных систем и робототехнических комплексов.

Комплексная стандартизация. При комплексной стандартизации (КС) осуществляются целенаправленное и планомерное установление и применение системы взаимоувязанных требований как к самому объекту комплексной стандартизации в целом, так и к его основным элементам в целях оптимального решения конкретной проблемы. Применительно к продукции -- это установление и применение взаимосвязанных по своему уровню требований к качеству готовых изделий, необходимых для их изготовления сырья, материалов и комплектующих узлов, а также условий сохранения и потребления (эксплуатации). Комплексная стандартизация обеспечивает взаимосвязь и взаимозависимость смежных отраслей по совместному производству готового продукта, отвечающего требованиям государственных стандартов. Например, нормы, требования, указываемые в стандарте на автомобиль, затрагивают металлургию, подшипниковую, химическую, электротехническую и другие отрасли промышленности. Качество современного автомобиля определяется качеством более 2000 изделий и материалов -- металлов, пластмасс, резинотехнических и электротехнических изделий, лаков, красок, масел, топлива, смазок, изделий легкой, целлюлозно-бумажной промышленности и др. В таких случаях отдельные стандарты, даже когда в них заложены перспективные показатели, не всегда могут обеспечить нужные результаты.

Комплексная стандартизация позволяет устанавливать наиболее рациональные в техническом отношении параметрические ряды и сортамент промышленной продукции, устранять ее излишнее многообразие, неоправданную разнотипность, создавать техническую базу для организации массового и поточного производства на специализированных предприятиях с применением более совершенной технологии, ускорять внедрение новейшей техники и обеспечивать эффективное решение многих вопросов, связанных с повышением качества изделий, их надежности, долговечности, ремонтопригодности, безотказности в условиях эксплуатации (потребления).

Основными критериями выбора объектов КС являются технико-экономическая целесообразность стандартизации и уровень технического совершенства продукции. Принципы комплексной стандартизации основаны на выявлении взаимосвязей между показателями качества составных частей изделия и предметов труда. Для нее характерны три главных методических принципа:

– системность (установление взаимосвязанных требований с целью обеспечения соответствующего уровня качества);

– оптимальность (определение оптимальной номенклатуры объектов КС, состава и количественных значений показателей их качества);

– программное планирование (разработка специальных программ КС объектов, их элементов, включаемых в планы государственной, отраслевой и республиканской стандартизации).

Одним из главных показателей, определяющих степень комплексной стандартизации, является интегральный коэффициент охвата изделий стандартизацией Кнтт получаемый перемножением частных коэффициентов, характеризующих уровень стандартизации сырья, полуфабрикатов, частей и деталей конструкций, комплектующих изделий, оснащения, методов испытаний, готовой продукции и др.:

Кинт = К1 К2 К3... Кп,

где Кп -- частные коэффициенты стандартизации каждого элемента конструкции, компонента, входящего в изделие.

Частный коэффициент К,%, представляет собой отношение количества разработанных нормативно-технических документов на стандартизированные элементы конструкции (КСТ) к общему количеству нормативно-технических документов, необходимых для выпуска данной продукции (Кобщ), т.е.

К=(Кст/Кобщ)*100.

Частные коэффициенты стандартизации делятся на группы по их отношению к орудиям труда (оборудование, оснастка, инструмент и т.п.); к предметам труда (сырье, материалы, полуфабрикаты и т.п.).

В современных условиях инструментом практической организации работ по КС продукции является разработка и реализация программ комплексной стандартизации (ПКС). Они направлены на решение важнейших народнохозяйственных проблем, предусматривают «сквозные» требования на сырье, материалы, полуфабрикаты, детали, узлы, комплектующие изделия, оборудование, инструменты, технические средства контроля и испытаний, метрологическое обеспечение, методы организации и технологической подготовки производства, хранения, транспортировки, регламентирующие условия работы для достижения установленного НТД технического уровня и качества изделий. Многие ПКС представляют собой крупные межотраслевые комплексы.

Ввиду сложности создания и освоения новых высокоэффективных видов сырья, материалов, изделий планы и программы комплексной стандартизации целесообразно разрабатывать на пять и более лет. Разработку конкретных стандартов следует планировать с разбивкой по годам.

Один из наиболее серьезных вопросов в методологии программно-целевого планирования комплексной стандартизации -- оценка эффективности ПКС продукции. Она может проводиться на четырех этапах планирования: утверждения перечня ПКС, разработки проекта ПКС, научно-технической экспертизы проекта, реализации. Достоверность оценки эффективности ПКС имеет большое значение, так как по ней принимается решение о целесообразности ее реализации.

При вынесении окончательного решения учитывается необходимость разработки и реализации ПКС для нормативно-технического обеспечения ранее запланированных целевых комплексных программ.

В отрасли автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения осуществляется комплексная программа стандартизации, направленная на максимальную унификацию конструкций деталей и узлов общего назначения. Для целенаправленного выполнения этой работы составлены альбомы рабочих чертежей унифицированных узлов и деталей, разработана нормативно-техническая документация на организацию специализированных производств и освоение унифицированных изделий непосредственно на заводах -- изготовителях сельскохозяйственных машин. Установлена обязательность применения унифицированных узлов и деталей при проектировании новых сельскохозяйственных машин, использования их в качестве запасных частей для действующего парка машин.

Опережающая стандартизация. Метод опережающей стандартизации заключается в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм и требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время.

Стандарты не должны только фиксировать достигнутый уровень развития науки и техники, так как из-за высоких темпов морального старения многих видов продукции они могут стать тормозом технического прогресса. Для того чтобы стандарты не тормозили технический прогресс, они должны устанавливать перспективные показатели качества с указанием сроков их обеспечения промышленным производством. Опережающие стандарты должны стандартизировать перспективные виды продукции, серийное производство которых еще не начато или находится в начальной стадии.

К опережающей стандартизации можно отнести применение в стандартах отраслей (стандартах организаций) прогрессивных международных стандартов и стандартов отдельных зарубежных стран до их принятия в нашей стране в качестве государственных.

В ряде случаев опережающие стандарты влияют на организацию специализированного производства совершенно новых видов продукции. Например, в конце 1980-х гг. было утверждение международного стандарта на аудиокомпактный диск до начала производства самого изделия. Это позволило обеспечить полную совместимость компакт-диска с другими техническими средствами и тем самым избежать непроизводительных затрат.

Задача №1

Таблица 1 - Исходные данные, млн. грн.

Показатели

Себестоимость окончательного брака

Расходы по исправлению брака

Себестоимость брака по цене использования

Суммы, удержанные с лиц - виновников брака

Суммы, взысканные с поставщиков

Себестоимость товарной продукции

Стоимость товарной продукции (в действующих ценах)

1. Абсолютный размер брака, А рб, определяем по формуле:

где S соб - себестоимость окончательного брака, грн.;

S рнб - расходы по исправлению брака, грн.

1997) А рб = 29+20=49 (млн.грн.)

1998) А рб = 31+21=52 (млн.грн.)

1999) А рб = 33+22=55 (млн.грн.)

2000) А рб = 35+23=58 (млн.грн.)

2001) А рб = 37+24=61(млн.грн.)

2. Абсолютный размер потерь от брака, А рпб, определяем по формуле:

где, А рб - абсолютный размер потерь от брака, грн.;

S бци - стоимость брака по цене использования, грн.;

S бул - сумма, удержания с лиц - виновников брака, грн.;

S бвп - сумма, взыскания с поставщиков, грн.

1997) А рпб =49 - (18.7 + 3.5 + 24.3) = 2.5 (млн. грн.)

1998) А рпб = 52 - (19.7 + 4.5 + 25.3) = 2.5 (млн. грн.)

1999) А рпб = 55 - (20.7 + 5.5 + 26.3) = 2.5 (млн. грн.)

2000) А рпб = 58 - (21.7 + 6.5 +27.3) = 2.5 (млн. грн.)

2001) А рпб = 61 - (22.7 + 7.5 + 28.3) = 2.5 (млн. грн.)

3. Относительный размер брака определяем по формуле:

где, С стп - себестоимость товарной продукции,

1997) О рб =49 / 330 * 100% = 14.85%

1998) О рб = 52 / 430 * 100% = 12.09%

1999) О рб = 55 / 530 * 100% = 10.38%

2000) О рб = 58 / 630 * 100% = 9.21%

2001) О рб = 61 / 730 * 100% = 8.36%

4. Относительный размер потерь от брака определяется по формуле:

1997) О рпб = 24.3 / 330 * 100% = 7.36%

1998) О рпб = 25.3 / 430 * 100% = 5.88%

1999) О рпб = 26.3 / 530 * 100% = 4.96%

2000) О рпб = 27.3 / 630 * 100% = 4.33%

2001) О рпб = 28.3 / 730 * 100% = 3.88%

5. Сокращение (увеличение) абсолютного размера потерь от брака:

1998) ДА рпб =24.3 - 25.3= -1 (млн. грн.) - увеличение

1999) ДА рпб =25.3 - 26.3= -1 (млн. грн.) - увеличение

2000) ДА рпб =26.3 - 27.3= -1 (млн. грн.) - увеличение

2001) ДА рпб =27.3 - 28.3= -1 (млн. грн.) - увеличение

6. Сокращение (увеличение) абсолютного размера потерь от брака в %:

1998) ДА рпб% =100% - 25.3/24.3*100% = -4.12%

1999) ДА рпб% =100% - 26.3/25.3*100% = -3.95%

2000) ДА рпб% =100% - 27.3/26.3*100% = -3.8%

2001) ДА рпб% =100% - 28.3/27.3*100% = -3.66%

7. Изменение относительного размера потерь от брака:

1998) ДО рпб = 14.85-12.09 = 2.76%

1999) ДО рпб = 12.09-10.38 = 1.71%

2000) ДО рпб = 10.38-9.21 = 1.17%

2001) ДО рпб = 9.21-8.36 = 0.85%

8. Стоимость годной продукции, которая могла бы быть при отсутствии брака, Дq:

1997) d об =24.3/330=0.074

Дq=450*0.074=33.3

1998) d об =25.3/430=0.059

Дq=550*0.059=32.45

1999) d об =26.3/530=0.0496

Дq=650*0.0496 =32.24

2000) d об =27.3/630=0.043

Дq=750*0.043=32.25

2001) d об =28.3/730=0.039

Дq=850*0.039=33.15

9. проверка: определяем фактический уровень рентабельности:

1997)УРф=(450-330)/330=0,36

1998)УРф=(550-430)/430=0,28

1999)УРф=(650-530)/530=0,23

2000)УРф=(750-630)/630=0,19

2001)УРф=(850-730)/730=0,16

потери товарной продукции от брака:

1997) Дq=24.3*(1+0,36)=33.048

1998) Дq=25.3*(1+0,28)=32.384

1999) Дq=26.3*(1+0,23)=32.349

2000) Дq=27.3*(1+0,19)=32.487

2001) Дq=28.3*(1+0,16)= 32.828

Небольшие расхождения в расчетах Дq связаны с округлением данных.

Рисунок 1.1 - Технико-экономические показатели производственно-хозяйственной деятельности мебельного комбината

Рисунок 1.2 - Динамика абсолютного размера брака и размера потерь от брака по годам на мебельном комбинате

Рисунок 1.3 - Показатели относительного размера брака и относительного размера поетрь от брака на мебельном комбинате по годам

Рисунок 1.4 - Потери товарной продукции от брака на мебельном комбинате

персонал стандартизация унификация агрегатирование брак

Список используемой литературы

1. Всеобщее управление качеством: Учебник для Вузов / Под ред. О.П. Глудкина - М., 1999.

2. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2000.

3. Управление качеством /Под ред. профессора Ильенковой С.Д. - М., 1998.

4. Чижикова Т.М. Стандартизация, сертификация, метрология: Учебное пособие. - М.: Колос, 2002.

Размещено на Allbest

Подобные документы

    Система профессионального обучения на предприятии. Формы и виды подготовки и переподготовки кадров на предприятии на примере ОАО "Горизонт". Характеристика персонала, пути совершенствования системы подготовки и переподготовки кадров на предприятии.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2010

    Основные задачи кадровой и социальной политики. Рассмотрение путей профессиональной адаптации новых работников и профессиональной адаптации персонала на фирме ООО "Юргинский машзавод"; повышение квалификации и переподготовки кадров на предприятии.

    дипломная работа , добавлен 22.07.2011

    Общая характеристика политики управления кадрами. Анализ состояния проведения подготовки и переподготовки кадров в ООО "Азот-Черниговец". Разработка рекомендаций по совершенствованию кадровой политики, направленных на развитие системы обучения персонала.

    дипломная работа , добавлен 25.09.2011

    Подготовка кадров на предприятии как компонент системы развития персонала. Деятельность организаций в области профессиональной подготовки кадров. Анализ современных методов профессиональной подготовки персонала и их применения в российских компаниях.

    творческая работа , добавлен 20.06.2013

    Система профессиональной подготовки. Цели и задачи подготовки персонала. Подготовка, переподготовка персонала на отечественных предприятиях. Анализ эффективности применяемых форм повышения квалификации персонала на предприятии на примере ООО "МаГиК".

    курсовая работа , добавлен 24.04.2015

    Изучение структуры кадров промышленно-производственного персонала предприятия. Расчет абсолютного и относительного изменения численности кадров. Определение абсолютного излишка или недостатка работников. Анализ уровня и динамики средней заработной платы.

    курсовая работа , добавлен 31.03.2010

    Роль мероприятий по обучению и переподготовки персонала в эффективности работы предприятия. Формы обучения и переподготовки рабочих кадров. Характеристика ООО "Сервис-профиль". Совершенствование механизма управления качеством рабочей силы на предприятии.

    дипломная работа , добавлен 15.01.2017

    Теоретические аспекты организации работы по подготовке, переподготовке и повышения квалификации персонала на предприятии. Анализ системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала в ООО "Универсал-Сервис". Функции отдела кадров.

    презентация , добавлен 22.12.2010

    Роль, значение и основные цели комплектования штатов на предприятии, организация процесса отбора персонала. Проведение анализа практики формирования кадров, подготовки персонала на предприятии ОАО "Газпромнефть", методы совершенствования данной системы.

    дипломная работа , добавлен 06.04.2011

    Необходимость использования новых форм и методов подготовки кадров для работы с новейшей техникой. Организационная диагностика и анализ проблем системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на ОАО "Белгородский молочный комбинат".