Тренинговое занятие
«Жизненные ценности, или искусство жить достойно»
Цели:
1.Помочь студентам понять, что такое настоящие жизненные ценности, помочь расставить приоритеты в жизненных ценностях.
2.Способствовать формированию нравственной культуры, позитивного отношения к жизни, к своей личности.
Предварительная подготовка: проведение анкетирование студентов «Что ценно в моей жизни»
Форма классного часа: час общения
Ход классного часа.
1.Час общения начинается с рассказа психологом притчи (показ видеоролика)
Притча полная банка камней.
Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре.
В конце спросил студентов, полна ли банка?
Ответили: да, полна.
Тогда он открыл банку горошка и высыпал её содержимое в большую банку, немного потряс её. Горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?
Ответили: да, полна.
Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл.
Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.
Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок.
Студенты смеялись.
- А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка - это ваша жизнь. Камни - это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети - всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горошек - это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок - это всё остальное, мелочи.
Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное - это только песок.
Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода?
Профессор улыбнулся.
- Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.Психолог: - Как вы думаете, о чем рассказывает видеоролик?
- О чем мы сегодня с вами поговорим?
Психолог: сегодня мы поговорим с вами о жизненных ценностях (слайд 1)
- Мне бы хотелось, чтобы вы ответили на вопрос, а что такое «жизненные ценности»? (слайд 2)
-Вы видите высказывания двух великих людей о жизненных ценностях, как вы их понимаете? (слайд 3)
Психолог: В жизни по-разному можно жить,
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить.
Вовремя делать гадости.
А можно так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженной солнце достать
И подарить его людям!
- О чем это стихотворение?
- у всех ли людей одинаковые ценности? От чего это зависит, как вы думаете?
Психолог: действительно, мы с вами каждый выбираем, какими нам быть: добрыми или злыми, правдивыми или лживыми, милосердными или жестокими.
Среди студентов наше техникума в том году был проведен опрос «Что для меня ценно в жизни» И я думаю, что вам интересно будет узнать результаты этого опроса.
-Как вы думаете, какая жизненная ценность у наших студентов расположилась на первом месте, втором, третьем? (слайд 4)
Психолог: мы с вами ознакомились с результатами опроса, а какие ценности главными являются в вашей жизни? Предлагаю отметить это на колесе жизни. Перед вами листочки с изображением ценностей отметьте на них ваши сегодняшние ценности (беседа по полученным результатам)
Психолог: как вы думаете, поменяются ли ваши жизненные ценности через десять лет, когда у вас будут свои семь и дети, будет свой бизнес и карьерный рост? (ответы студентов)
Психолог: а сейчас я предлагаю поиграть вам в игру «Аукцион ценностей»
Перед началом игры каждый из вас получит по десять жетонов. Каждый жетон представляет собой частицу вас самих - одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов, индивидуальности. На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность.
(раздать каждому учащемуся жетоны, заготовить достаточное количество карточек с названиями ценностей)
Правила игры.
Жетоны можно «потратить» или «сэкономить».
Выбрать можно одну вещь или никакую, но не обе сразу.
Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу.
Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с «торгов».
Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить.
Итак, предлагаю сделать выбор.
Первая пара ценностей:
Хорошая просторная квартира либо дом. (1 жетон)
Новый автомобиль. (1 жетон)
Следующая пара:
Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга. (2 жетона)
Полная гарантия того, что девушка (юноша), на которой вы мечтаете жениться (за которого мечтаете выйти замуж), действительно в будущем станет вашей женой (вашим мужем). (2 жетона)
Затем:
Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет. (1 жетон)
Один настоящий друг. (2 жетона)
Следующая пара:
Хорошее образование. (2 жетона)
Предприятие, приносящее большую прибыль. (2 жетона)
Далее:
Здоровая семья. (2 жетона)
Всемирная слава. (3 жетона)
Потом:
Изменить любую черту своей внешности. (1 жетон)
Быть всю жизнь довольным собой. (2 жетона)
Дальше:
Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения. (2 жетона)
Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените. (2 жетона)
Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить еще один жетон, если они еще остались. Ведь в жизни есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.
Следующая пара:
Чистая совесть. (2 жетона)
Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали. (2 жетона)
Затем:
Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите. (2 жетона)
Возможность заново пережить (повторить) любое одно событие прошлого. (2 жетона)
И, наконец:
Семь дополнительных лет жизни. (3 жетона)
Безболезненная смерть, когда придет время. (3 жетона)
Больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.
Обсуждение игры.
Ответьте на следующие вопросы:
Трудно ли было сделать вам свой выбор? Почему?
Какой покупкой вы более всего довольны?
Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?
Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?
Психолог: у каждого свои собственные жизненные ценности. Но главное, какими бы они не были, они должны быть значительными, не вредить другим людям и нести собой добро. Человек не может жить без цели, без идеалов, без морали, если он хочет быть достойным своего звания. Качества эти не врожденные, и не генетический код передает их. Их нужно воспитывать.
Основы воспитания закладываются в семье, но каждый человек может и должен воспитывать себя сам.
Психолог: говорят, где-то на Кавказе есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить примерно такие надписи: «Сулейман Бабашидзе. Родился в 1820 году, умер в 1858 году. Прожил 3 года«, или «Нугзар Гаприндашвили. Родился в 1840 году, умер в 1865 году. Прожил 120 лет».
Может быть, на Кавказе считать не умеют? Или эти приписки на могильных плитах делались с определенным смыслом? Если так, то какой смысл вложен в эти надписи?
Психолог: Смысл приписок в том, что таким образом односельчане оценивали
насыщенность жизни человека и то, какие ценности были главными в его жизни. Давайте и мы будем задумываться над тем, какие ценности мы ставим во главу своей жизни, и каким путем мы их достигаем.

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
Усть­Удинский районный Дом детского творчества
Сообщение по теме: «Жизненные ценности»

По ВР Орлова В.С.
Подготовила методист

ноябрь 2016 г.
Тема тренинга: «Жизненные ценности»
Задачи тренинга:
1) Познакомить участников с понятием «ценность» и выявить специфику
жизненных ценностей.
2) Сформировать отношение участников тренинга к ценностям как очень
важной составляющей личности, которая определяет наше отношение к жизни
вообще.
3) Сформировать навык выявления ценностей в конфликтах между разными
поколениями.
Разминка:
Игра фруктовый салат: Ведущий тренинга спрашивает у трех первых
частников тренинга, какой у них самый любимый фрукт, (например яблоко,
апельсин, киви) следующих участников ведущий называет по цепочке. Когда
ведущий произносит слово «Фруктовый салат» яблоки меняются местами с
яблоками, апельсины с апельсинами итд.
Упражнение на разогрев: «Делимся по признаку»
Пояснение: один человек выходит за дверь, группа тем временем
договаривается о том, по какому признаку она делиться и расходиться на две
подгруппы (например, те, у кого есть шнурки, и те, у кого их нет). Задача
вошедшего угадать, по какому признаку группа разбита на две части. При
желании упражнение можно повторить несколько раз.
Инструкция №1: Сейчас один из вас выйдет за дверь и войдет только тогда,
когда мы его позовем.
Кто хочет быть таким человеком? Отлично. (Участник доброволец выходит)
Инструкция группе: сейчас вы все должны будете разделиться на две части.
Но разделить вас сможет только какой­то один признак, например, «мальчики
и девочки», или «светлые и темные волосы». Инструкция добровольцу: в твое
отсутствие группа поделилась, по какому ­ то признаку. Твоя цель – угадать
этот признак и назвать его.

Отлично вы хорошо справились с этим упражнением с чем я вас и поздравляю
мы еще раз потренировались в наблюдательности. Это очень важное качество!
Если быть хоть чуточку наблюдательней, можно открыть много интересного
вокруг себя. Наблюдайте за собой и другими,
вам легче будет избежать неприятных ситуаций.
Следующее упражнение позволит нам поближе познакомиться с темой
сегодняшнего занятия – «Жизненные ценности»
Пояснение: Это упражнение направлено на осознание участниками всего, что
для них ценно, оно помогает ребятам ответить на вопросы: без чего мы не
можем себя помыслить? Что для нас по­ настоящему важно и значимо?
Реквизит: лист А ­4 с изображением ромашки цветные карандаши ножницы.
Инструкция: каждому из вас предстоит сделать ромашку ромашка должна
состоять из центра (круг) надписи на лепестках 6 штук в сердцевине
напишите «Я». Хорошо пойдем дальше будем делать надписи на лепестках.
На каждый вопрос вы должны будите ответить а, ответ записать на лепесток,
вопросы: «Без чего я не был бы я?», «Что мне особенно дорого, ценно и важно
в жизни?», «Без чего я себя не представляю», «Кого я больше всего люблю»,
«Что я больше всего люблю делать», «Моя мечта?». На лепестках, например,
могут быть написаны: какие­то важные вам люди: родители, друзья; важные
чувства, любовь, понимание, ваше хобби, учеба, какие­то очень важные для
вас вещи: плеер, чей­то подарок. На эту работу время около 5­7 минут.
Вырежьте ромашку.
Инструкция №2: Давайте теперь сядем в круг. Посмотрите, пожалуйста, все
на свои ромашки. Какие у вас получили красивые и непохожие друг на друга.
(Ведущий со своей ромашкой)
Мы по очереди будем аккуратно отрывать лепестки цветка, без которых мы с
вами можем прожить в этой жизни и нужно оставить 1­2 лепестка без которых
мы не представляем своей жизни.
Анализ упражнения:
Какого вам было раз за разом, отрывая от ромашки лепестки, расставаться с
тем, что для вас ценно? Что вы сейчас чувствуете? Как вам без всего того, что
вам дорого? Как вы думаете, что за лепесточки были на наших ромашках?

Что же вам не хотелось от себя отрывать? МЫ с вами при помощи этого
упражнения узнали что для нас ценно. Какие еще ценности есть у людей, но
вы их не назвали? Свобода, любовь, дружба, здоровье, семья.
Если такая ценность как здоровье была упомянута, переходим к ее
обсуждению.
Как вам кажется, почему вы забыли про здоровье? (выслушиваем ответы
детей). Не потому ли что, когда оно есть, мы о нем даже не вспоминаем. Но
стоит ему испортиться, как это сразу становиться для нас значимо.
Какие виды поведения, по вашему, вредят здоровью? (вредные привычки)
Упражнение «Клиника по пересадке органов»
Ребята: представьте себе что, вы являетесь хирургами медицинской клиники.
У вас в больничном отделении лежат 4 пациента: 1­ старый профессор,
разрабатывающий вакцину против рака, его работа уже близка к завершению;
2­ шестнадцатилетняя беременная девушка сирота; 3­ мать двух детей, муж
которой недавно погиб в автомобильной катастрофе; 4­ известный актер.
Всем им необходима пересадка почки, без этой пересадке они погибнут, но
сейчас в клинику была доставлена только одна почка. Вам за 10 минут нужно
решить кому из пациентов операция необходима. Важные правила:
Нельзя принимать решения голосованием;
С групповым решением должен согласиться каждый из участников.
Нельзя оставаться в стороне от обсуждения;
Каждый должен в ходе дискуссии высказать свое мнение;
Почему вы отдали предпочтение именно этому пациенту?
Какая разделяемая вами ценность стоит за этим выбором?
Как вам кажется, кому бы врачи отдали почку в нашем обществе?
Упражнение «Конфликт ценностей»
Ребята деляться на подгруппы, обсуждение каждой ситуации.

Ситуация 1. Отец хочет, чтобы сын уделял больше времени учебе, т.к. в
следующем году ему поступать вуз. А сын, между тем тратит много времени
на общение с друзьями: ходит гулять, приводит друзей домой.
Ситуация 2. Родители считают, что «девушку украшает скромность», а их
дочь одевается слишком вызывающе и пользуется косметикой.
Ситуация 3. Родители и дедушки хотят, чтобы их сын и внук поступал на
юридический факультет. Сын хочет быть музыкантом, все вечера он проводит
на репетициях своей начинающей рок­группы.
Ситуация 4. Соседи жалуются родителям подростков на то, что те шумят
поздно вечером под окнами. Подростки не считают, что они в чем­то
виноваты.
Вопросы:
Какая ценность лежала в основе поведения взрослых?
Какая в основе поведения подростков? (список ценностей)
В чем выражается конфликт ценностей вопросе, который вы слышали?
Сталкивались ли вы с подобными ситуациями в вашей жизни?
Приведите свои примеры ситуаций, в которых конфликтуют ценности детей и
взрослых?
Обычно люди с разными системами ценностей тяжело уживаются друг с
другом. Отказаться от того, что для нас значимо – такой вариант нас не
устраивает. Это ведь наша ценность (вспомните ромашку, которую мы делали
в самом начале нашего занятия). Единственным способом из подобного
противоречия является поиск некого третьего, нейтрального для обеих
конфликтующих сторон варианта. Это может быть компромисс или решение,
построенное на взаимоуважении ценностей друг друга.
Рефлексия: Что запомнилось на занятии, что нового вы узнали.

Тренинговое занятие на тему:

«Мои жизненные ценности»

Тренинг посвящен проблеме выбора нравственных ценностей. Эта проблема необычайно актуальна в настоящее время. Социологи утверждают, что для современной молодежи все большее значение приобретают ценности материально-бытового плана, преобладают личные жизненные мотивы и экономические цели. В структуре ценностных ориентаций современной молодежи доминируют не ценности-цели, а ценности-средства. Сценарий тренинга позволяет организовать общение детей на тему истинных и мнимых ценностей. Затрагивается также проблема жизненных целей. Тренинг не требует длительной подготовки. В основном строится в форме беседы.

Цели: дать детям первоначальное представление о нравственных ценностях; формировать умение различать истинные и мнимые ценности; побуждать к самосовершенствованию, саморазвитию; способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни.

Подготовительная работа: поручить 2 ученикам найти в словарях толкование слов «счастье», «успех», «цель» и установить логическую связь между этими словами (образец ответа в тексте сценария).

Оборудование:

Бумажная фигурка мистера Икс, скотч;

Альбомные листы бумаги (по количеству учеников) положить на каждую парту перед тренингом.

Оформление:

В левой части доски нарисовать мелом гору жизни с «Пиком счастья», лестницу с тремя перекладинами (деньги, власть и слава);

В правой части доски записать: Нравственные ценности

Прилежание, пунктуальность, трудолюбие, бережливость, ответственность, любовь к порядку;

Благодарность, уважение, сострадание, толерантность;

Чуткость, способность сопереживать, милосердие;

Любовь к ближнему, смирение, вера и т. д.

Задания для групп

1. Преуспевающий человек - это тот, кто...

2. Неудачник - это человек, который...

3. Человек в жизни состоялся, если он имеет...

4. Человек в жизни не состоялся, если он не имеет...

5. Истинные ценности - это...

6. Мнимые ценности - это...

План классного часа

I. Интерактивная беседа «Что такое счастье?».

II. Проблемная ситуация «Помогите мистеру Икс».

III. Обсуждение ситуации «Мнимые ценности».

IV. Интерактивная беседа «Истинные ценности человека».

V. Проект «Лестница к счастью».

VI. Словарная работа.

VII. Работа в группах «Допиши предложения».

VIII. Заключительное слово.

IX. Подведение итогов (рефлексия).

Тренинговое занятие

I. Интерактивная беседа «Что такое счастье?»

Психолог: Ребята, поднимите руки, кто хочет стать счастливым.

А что такое счастье? Примерные ответы детей:

Это когда все получается.

Когда все живы и здоровы.

Когда все есть, чего только ни пожелаешь.

Когда сбываются мечты.

Когда тебя все уважают.

Когда ты известен, все тобой восхищаются.

Когда занимаешься любимой работой.

Психолог. А как стать счастливым?

Примерные ответы детей:

Выиграть в лотерею.

Достать волшебную палочку.

Иметь богатых родителей.

Найти клад.

Много работать, чтобы воплотить свою мечту.

II. Проблемная ситуация «Помогите мистеру Икс»

Классный руководитель.

Нет, наверное, на Земле человека, который бы не мечтал о счастье. Иногда мечта становится жизненной целью, достигнув которой человек чувствует себя счастливым. Тогда возникают новые мечты и новые цели.

Жизнь - лестница, ведущая в будущее.

Каждая ступенька - наши желания и мечты.

Как построить свою лестницу жизни, чтобы чувствовать себя счастливым?

Об этом мы и будем говорить сегодня на классном часе.

Я назвала его «Вверх по лестнице жизни».

Но прежде чем начать наш разговор, я хотела бы познакомить вас с нашим гостем, мистером Икс. (Прикрепляет на доску силуэт человека в цилиндре.) Он разработал свой проект лестницы к счастью и пришел, чтобы услышать ваше мнение о своем проекте.

Свою жизнь мистер Икс представляет в виде высокой, крутой горы, вершину которой он назвал «Пик счастья». Кто покорит эту вершину, тот и будет счастливым.

Люди карабкаются по крутым склонам, цепляясь за малейшие уступы, но вновь и вновь падают, получая синяки и ушибы.

У некоторых получается быстро вскарабкаться на вершину, но долго удержаться там никому не удается, и они кубарем катятся вниз, набивая все новые шишки.

Мистер Икс подошел к делу по-научному. Он решил построить свою жизненную лестницу и взбираться по ней постепенно, от ступеньки к ступеньке. Каждая ступенька - это маленькая цель, достигнув которой он тоже будет испытывать счастье. Так, перемещаясь от ступеньки к ступеньке, он и достигнет заветного «Пика счастья», которое озарит всю его жизнь.

Материал для своей лестницы он выбрал самый благородный - свои жизненные ценности. А их у нашего героя всего три:

деньги , на которые можно купить почти все,

власть , дающая то, чего не купишь за деньги,

и слава - символ общественного признания, когда ты в восхищенных глазах людей видишь отражение своего жизненного успеха.

III. Обсуждение ситуации «Мнимые ценности»

Психолог:

Как вы считаете, ребята, прочными ли будут эти ступеньки?

Можно ли будет подняться по ним на «Пик счастья»?

Истинные или мнимые ценности выбрал для себя мистер Икс?

Давайте разберем каждую ступеньку в отдельности.

Примерные ответы детей:

Деньги - это очень непрочная ступенька, даже самый богатый человек может разориться и потерять все.

Это мнимая ценность.

И власть тоже можно потерять: президентов переизбирают, царей свергают с престола, жестоких тиранов убивают.

Власть - это тоже мнимая ценность .

Слава - это тоже мнимая ценность.

Славу легко можно потерять.

Даже очень известные люди в старости чувствуют себя забытыми и одинокими.

IV. Интерактивная беседа «Истинные ценности человека»

Психолог:

А вот еще одна лестница жизни. Православный монах Иоанн Лествичник описал ее в книге «Лествица».

Он тоже советует своим братьям по вере не спеша подниматься по лестнице жизни.

На каждой ступеньке человек должен побороть какой-то свой недостаток: зависть, гордость, уныние, лживость, болтливость, обжорство.

Каждая ступенька - это обретение таких ценностей,

как вера, любовь к людям, милосердие, доброта, смирение, скромность.

Как вы считаете, если человек будет опираться на такие ценности, достигнет он своей вершины счастья?

Примерные ответы детей:

Это истинные ценности. Они не изменят человеку.

- Вера дает человеку силы на всю жизнь, дает надежду на помощь и защиту у Бога.

- Любовь к людям тоже дает человеку силы, дает смысл жизни.

Доброта, милосердие никуда не уходят, они согревают человека.

Если он делает добро, вокруг него люди тоже становятся добрее.

Скромность всегда украшает человека.

Если он заслуживает славы, его все равно заметят

и он добьется успеха в жизни.

Смирение - это такая ценность, которая понятна только верующему человеку.

Он понимает, что все беды, горести и неприятности посылаются ему свыше для возвышения и очищения души.

Смиренный человек никогда не впадет в депрессию, в уныние, до конца дней своих будет трудиться, верить и надеяться.

V. Проект «Лестница к счастью»

Психолог:

Итак, мы увидели, что мнимые ценности создают лишь видимость счастья и успеха.

Только истинные ценности могут сделать человека счастливым.

Посмотрите на доску. Здесь перечислены различные ценности:

Ценности повседневной жизни: прилежание, пунктуальность, трудолюбие, бережливость, ответственность, любовь к порядку;

Ценности человеческих отношений: благодарность, уважение, сострадание, толерантность;

Ценности высшей сферы духовной жизни: чуткость, способность сопереживать, милосердие;

Христианские ценности: любовь к ближнему, смирение, вера и т. д.

Какие же из них мы можем предложить мистеру Икс для его «лестницы к счастью»?

Может быть, кто-нибудь сможет нарисовать свою «лестницу к счастью»?

(Дети поднимают руки, учитель приглашает к доске 3-4 учеников, которые изображают свои проекты лестниц.)

VI. Словарная работа

Психолог:

Пришла пора уточнить значение слов, которыми мы с такой легкостью оперируем. Разобраться в значениях слов «счастье», «успех», «цель» и установить логическую связь между ними нам помогут (имена, фамилии).

VII. Работа в группах «Допиши предложения»

Психолог:

Предлагаю вам сделать выводы из сегодняшней беседы. Для этого нужно поработать в группах и дописать незаконченные предложения, которые представлены на доске.

VIII. Заключительное слово

Психолог:

В заключение нашего разговора я расскажу вам древнюю притчу о каменотесах.

Три каменотеса усердно работали в каменоломне. Философ спросил, что они делают.

Неужели ты не видишь - дроблю эти проклятые камни! - раздраженно буркнул один.

Зарабатываю себе на жизнь, - пожал плечами другой.

Я строю храм! - гордо ответил третий.

Мне кажется, все эти три каменотеса тоже идут по лестнице к счастью.

Первый никогда не будет счастлив, потому что у него нет никакой цели.

Второй будет счастлив, пока сможет зарабатывать себе на жизнь.

Только третьего можно назвать по-настоящему счастливым:

он видит большую, красивую цель, ради который работает и живет.

Желаю и вам в вашей повседневной работе не просто дробить камни или зарабатывать себе на жизнь, а строить храм, то есть ставить перед собой высокие цели и добиваться их осуществления. Только тогда вы будете по-настоящему счастливыми людьми.

IX. Подведение итогов (рефлексия)

Психолог:

Понравился ли вам наш сегодняшний разговор? Что вы открыли для себя за эти 40 минут? Примерные ответы детей:

Разговор о ценностях был очень полезным.

Полезно было узнать, что мечты осуществляются, когда становятся жизненными целями.

Полезно было задуматься о жизни, о том, на каких ценностях ее строить.

Понял, что главное - это иметь цель в жизни. От цели зависит жизненный успех.

Мало поставить цель, нужно все делать для ее осуществления.

Ученик 1. Мы просмотрели толковые словари двух авторов: С.И. Ожегова и В.И. Даля - и нашли такие значения указанных слов.

Ученик 2. Цель - предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить.

Ученик 1. Успех - удача в достижении чего-либо, общественное признание, хорошие результаты в чем-либо.

Ученик 2. Счастье - чувство и состояние полного высшего удовлетворения, успех, удача.

Ученик 1. Мы можем установить такую смысловую связь между этими словами: цель - успех - счастье.

Ученик 2. Иными словами, чтобы достигнуть успеха в каком- либо деле, человек ставит перед собой жизненные цели. И, достигнув успеха, осуществив эти цели, испытывает счастье.


Тренинговое занятие «Здоровье – главная ценность человека»

Тема: «Путь к здоровью»

Предоставленная работа будет интересна для педагогов, социальных работников, учащихся 13-16 лет и студентов. Мероприятие построено с учетом психолого-возрастных особенностей подростков и рассчитано на активное усвоение материала. В разработке подробно расписаны цели предложенных упражнений, которые можно применять отдельно для развития у детей творчества, нестандартного мышления, коммуникативных способностей. Данный материал можно применять на уроках, внеклассных и внешкольных мероприятиях.

Продолжительность тренинга 60 минут. Количество участников 15-20 человек.

Цель: способствовать определению собственных духовных ценностей и ориентации на здоровый образ жизни.
Задачи: объяснить значение понятия «здоровье»; воспитывать чувство ответственности за сохранение здоровья; формировать у подростков стремление занимать активную жизненную позицию.
доказать приоритетность здоровья среди других ценностей человека и негативное влияние вредных привычек на самочувствие подростка.

Результаты обучения
В конце занятия ученики:
- объясняют значение терминов: здоровье, составные здоровья, холистическое представление о здоровье;
- приводят аргументы в пользу здоровья;
- демонстрируют навыки получения информации, критического мышления, ответственности за свои поступки.
- показывают умение осознавать ценности собственного здоровья и навыки принятия решений по сохранению собственного здоровья.

Методические рекомендации (для достижения цели ): учитывая психолого-возрастные особенности детей старшего подросткового возраста, разговоры о здоровье следует вести в деликатной форме, чтобы это не воспринималось как давление и поучение. Для более эффективного воздействия на восприятие, понимание и запоминание информации, уместно использовать примеры из жизни их сверстников, различные визуальные материалы.
Оборудование: плакат-изображение горы с вершиной «здоровье»; тетради, бумага, ручки, фломастеры, стикеры, канцелярские скрепки, изображения следов (по два на каждого участника)
Содержание работы
1. Актуализация знаний (1-2 мин).
2. Знакомство (5-7 мин).
3. Ожидание (2-3 мин).
4. Упражнение «Интервью» (9-10 мин).
5. Информационный блок «Холистический подход к здоровью» (5 мин).
6. Упражнение «Скрепочка» (5 мин).
7.Упражнение «Найди себе пару» (3 мин).
8. Упражнение «Угроза жизни» (2 мин).
9. Работа в малых группах. Упражнение «Преимущества здоровья» (15 мин).
10. Подведение итогов. Упражнение «Обратная связь» (3 мин).
11.Упражнение «Путь к здоровью» (5 мин).
12.Завершение тренинга (2 мин).

1.Актуализация знаний (1-2 мин). На доске написан эпиграф к уроку:
Главным сокровищем жизни являются не земли, которые ты завоевал, не богатство, которое ты приобрел... Главным сокровищем жизни является здоровье, и чтобы его сохранить, нужно много знать.
Авиценна

Мастер-класс

на тему:

«Ценности. Их роль

в жизни человека»

Составитель: Попова Татьяна Николаевна,

педагог-психолог МБОУ Наро-Фоминской сош №9

Т ема : «Ценности. Их роль в жизни человека».

Цели: - осознание участниками собственных жизненных ценностей; повышение уровня коммуникативной компетенции; формирование умения сотрудничать; сплочение коллектива.

Задачи:

- создание положительного эмоционального фона, атмосферы доверия;

Формирование представления о различных способах и средствах общения;

Активизация процесса познания себя и окружающих.

Оборудование: распечатка к упражнению «Моя Вселенная», набор карточек для игры «Цена и ценность», ленточки для браслета дружбы, цветочки 2-х цветов, шарик-трансформер, записки-пожелания.

Технологии: коммуникативно-диалоговые технологии, ИКТ.

Ход занятия.

  1. Знакомство. Разминка.
  1. Упражнение «Пропой свое имя». (слайд 1)

Цель: создание эмоционального положительного настроя.

Я рада приветствовать вас. Сейчас мы с вами познакомимся, пропев свое имя, и, передавая по кругу шарик. А теперь я прошу вас выбрать цветочек того цвета, который вам нравится. (Участники распределяются на группы)

2. Повторение правил. (слайд2)

Давайте оговорим правила, по которым мы сегодня будем работать:

Список правил:

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего.

3. Уважать мнение друг друга.

4. Искренность.

5. Безоценочность суждений.

6. Активность.

7. Правило «стоп».

  1. Упражнение «Моя Вселенная»

Цель: дать возможность участникам посмотреть на свою жизнь со стороны и одновременно изнутри.

Инструкция. Каждый участник на отдельном листе бумаги рисует «галактику своей жизни» со всеми ее «планетами» и «звездами».

Посмотрите, когда мячик вернулся ко мне, он поменял свой цвет. Так и в нашей жизни мы видим других снаружи, не всегда вспоминая про внутренний мир.

Перед вами «ваша вселенная». Каждый из вас – центр этой вселенной. Закончите предложения и расскажите о вашей вселенной».

Комментарий. По желанию участники, выбрав роль астронома могут рассказать всем о «планетах» своей «жизненной галактики». (по одному участнику от каждой команды)

II. Основная часть. (слайд 3)

Тема нашей встречи «Ценности. Их роль в жизни человека».

Увидев ваши работы, можно сказать, что вселенная у каждого получилась своя.

1. «Эпиграф».

Обсуждения ключевой фразы, которая записывается на доске: «Каждый человек движется по жизни, опираясь на свои ценности. Каждый человек – центр мира, но именно каждый, и мир только тем и ценен, что полон таких центров. Э. Канетти»

  1. Упражнение «Жизненные ценности».

Цель: повышение уровня саморегуляции, самоконтроля, определение своих жизненных ценностей, соотнесение их с жизненными ценностями подростков.

Работа с таблицей:

Инструкция: Ведущий зачитывает основные ценности взрослых. (работа в подгруппах)

А сейчас давайте посмотрим, какие же ценности существуют, для начала мы познакомимся с ценностями взрослых (слайд 4)

Давайте же подумаем, как мы можем обозначить эти ценности для подростков (работа в группах).

Ценности взрослых

Подросток

Слава, успех

Старается выделиться хорошим или плохим

Деньги

Стремится иметь много денег, дорогих вещей

Дружба

Имеет много друзей

Любовь

Дорожит отношениями с родственниками

Творчество

Любит придумывать, создавать новое

Спорт

Занимается спортом

Искусство

Любит слушать музыку, рисовать и т.п.

Природа

Любит бывать среди природы, путешествовать

Польза

Стремится приносить пользу, радость окружающим

  1. Упражнение «Список ценностей». (слайд 5)

Цель: определение своих жизненных ценностей.

Сейчас я предлагаю вам немного подумать и решить, какие ценности для вас очень важны, а какие можно отодвинуть на второй план. И поставить рядом с каждой ценностью, указанной в вашем листочке ее номер в порядке убывания по значимости.

Предлагается список ценностей, из которого необходимо выбрать важные для себя и записать, расставить номера значимости рядом:

Комментарий. По желанию участники, могут познакомить окружающих со списком ценностей. (по одному участнику от каждой команды)

  • Интересная учёба;
  • Признание со стороны других;
  • Материальный достаток;
  • Семья;
  • Друзья;
  • Удовольствие и развлечение;
  • Здоровье;
  • Доброта;
  • Честность;
  • Творчество.
  1. Упражнение «Цена и ценность»

Цель: показать принципиальное отличие того, что имеет цену, от того, что принято называть ценностью.

Фабула: идут торги между владельцем и покупателем, покупатель готов дать самую высокую цену за то, что в руках у владельца. Он говорит: «Продай мне, я дам тебе хорошую цену». В ответ он услышит либо «Продаю», либо «Нет, я не могу продать даже за самую высокую цену».

(работа в подгруппах)

Я предлагаю вам продать ту вещь или предмет, который обозначен на карточке. Подумайте, сможете ли вы продать ее мне и за какую цену?

  1. Кошка, живущая у вас десять лет;
  2. Килограмм шоколадных конфет;
  3. Семейный фотоальбом;
  4. Ручка, которую подарил лучший друг;
  5. Красный шерстяной шарф;
  6. Пишущая машинка, доставшаяся от дедушки.

Дискуссия.

- Почему одно продается легко и спокойно, а другое владелец не может продать, как бы его ни упрашивали? (слайд 6)

Вывод: оказывается, есть понятие «цены» и «ценности», отмечаются их сущностные признаки:

Цена - все то, что имеет денежную стоимость.

Ценность - все то, что значимо для жизни человека.

В чем же заключается самая важная ценность?

(это наша ЖИЗНЬ) (слайд 7)

  1. Подведение итогов.

Подходит к концу наше занятие. За это время мы узнали друг друга, научились многим способам правильного общения. Мне бы очень хотелось, чтобы своими новыми познаниями вы поделились со своими друзьями.

1. Упражнение «Браслет дружбы». (слайд 8)

Цель: способствовать формированию дружеских отношений с участниками через включение в совместную творческую деятельность.

Инструкция:

Перед вами лежат ленточки. Возьмите их со своего стола и подарите любому человеку с пожеланием чего-то доброго, хорошего.

Итог: Пока мы вместе, рядом, чувствуем плечо и поддержку друзей, мы будем делать добрые дела и помогать друг другу. И это тоже очень ценно.

2. Упражнение «Мне сегодня …..» (слайд 9)

Спасибо вам за вашу откровенность!

Но время приближается к завершению нашей встречи, и я предлагаю её закончить так:

Каждый участник продолжает фразу, высказывая своё отношение к занятию, тому, что понравилось или вызвало чувство дискомфорта.

Анкета «Обратная связь»

1. Имя участника _____________________________________________

2. Дата занятия _______________________________________________

3. Степень включенности: 012345678910

4. Самые значимые (полезные) для Вас эпизоды, упражнения:___________________________________________________________________________________________________________________

5.Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия и т.п.):__________________________________________________________________________________________________________________________

Литература.

  1. Смирнова Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой. (Программа уроков психологии для младших подростков) С.-Пб., РЕЧЬ, 2007.
  2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? (Психологические игры и упражнения, часть1-4 ) М., ГЕНЕЗИС, 2010.
  3. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. (Уроки психологии в средней школе) М., ГЕНЕЗИС, 2012.
  4. Щуркова Н.Е. Игровые методики: классное руководство. М., ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО РОССИИ, 2002.