Для кого-то публичные выступления являются родной стихией, а кто-то испытывает затруднения, выступая перед . Но и той, и другой категории людей наверняка знакомо такое понятие, как «самопрезентация».

Что входит в понятие «самопрезентация»?

Согласно известному философскому закону, форма всегда соответствует содержанию. Поэтому самопрезентация подразумевает и внешний вид человека, и его речь. Самопрезентацией считают вербальную и невербальную демонстрацию собственной личности в системе коммуникаций.

Когда приглашенный лектор или руководитель рассказывает о себе коллективу, он привлекает к себе внимание не только словами, но и жестами, и своими непроизвольными движениями. Во время самопрезентации важно достичь гармонии между внешним видом, текстом и жестикуляцией.

Как провести эффективную самопрезентацию?

Как провести самопрезентацию и построить свое выступление так, чтобы окружающие увидели в вас человека, личная эффективность, компетентность и харизма которого с первых минут захватывают внимание аудитории? Рассмотрим несложный алгоритм.

Главное, чтобы костюмчик сидел.

Крылатая фраза очень точно отражает тот эффект, который должна производить одежда оратора на аудиторию. Выбор костюма зависит от того, каким выступающий хочет казаться окружающим. Если цель — выглядеть умным, деловым, концентрированным и строгим, то подойдут темные тона, минимум деталей, хорошая ткань и один яркий акцент. Когда стоит задача показать слушателям компетентность, гибкость, целеустремленность, то можно использовать несколько средних тонов в одежде, и даже какое-нибудь украшение, а порой, в зависимости от аудитории, к месту может быть и стиль «кэжуал».

Наши мысли на бумаге и вслух.

Перед выступлением все учат речь. Но часто с таким упражнением можно переусердствовать. Лучше основательно подготовиться за два дня до выступления, а за день до него дать голове отдохнуть. Намного полезнее провести вечер накануне презентации не перед компьютером, а на природе. И начать свое выступление с уместной шутки, чем выглядеть уставшим от бесконечной зубрежки и перейти сразу к тексту презентации.

Рассказывать о себе всегда непросто. Поэтому личная эффективность должна заключаться в полном внутреннем спокойствии. Тем, кто панически боится выступать перед публикой, стоит выпить малую дозу успокоительного. Это поможет избежать сбивчивой речи. Лучше, когда речь слегка замедленная и плавная.

От того, что вы рассказываете о себе, люди не должны засыпать. На одну самопрезентацию должна приходиться одна хорошая шутка, один случай из жизни и максимум конкретизированной информации. Во время своего выступления для публики вы сродни артисту: даже в бизнес презентации люди хотят видеть « зрелище» , так как все мы очень ценим свое время и не хотим тратить его впустую.

Жесты, мимика, движения.

Нервные подергивания и «пританцовывания» портят всю презентацию. Движения должны соответствовать словам, улыбки допустимы там, где это уместно. Совсем лишить ваше выступление юмора будет критической ошибкой. Эмоциональность и вовлеченность вас самих в вашу самопрезентацию поможет завладеть и вниманием аудитории.

«Встречают по одежде, провожают по уму» — эта народная пословица хорошо отражает суть самопрезентации. На самом деле, люди презентуют себя ежедневно, когда подбирают костюм и макияж, когда рассказывают о себе своим близким и малознакомым людям. И если не становиться трагедией в собственной голове, то и на деле вопрос, как провести удачную самопрезентацию, не окажется непосильно сложным.

Как расположить к себе людей?

Обычно самопрезентация не длится долго. Но даже во время непродолжительного выступления несложно заинтересовать людей, слушающих вас.

  • Перед началом выступления можно обратиться к кому-либо с небольшой просьбой. Например, попросить прикрыть дверь, окно или включить дополнительное освещение. Просьба об услуге располагает человека к более открытому взаимодействию;
  • Если во время выступления лектора внимательно слушают, стоит поблагодарить людей за это прямо в середине речи, ведь к концу любого выступления внимание ослабевает;
  • Иногда полезно скопировать непроизвольный жест кого-то из аудитории. Например, поправить волосы, как та девушка в синем жакете, или щелкнуть ручкой, как молодой человек справа. Но не стоит использовать этот прием слишком часто, иначе он будет заметен;
  • Нужно говорить спокойно, искать зрительный контакт с залом, время от времени искренне улыбаться. Тогда люди будут расположены больше узнать о говорящем и с большим интересом слушать выступление. Сухие слова, как бы красиво они ни были изложены на бумаге, никогда не будут должным образом восприняты публикой.

Нас часто просят рассказать о себе в двух словах: на собеседовании, при знакомстве, на тренингах, в анкетах социальных сетей. Эта на первый взгляд простая задача ставит в тупик многих людей. Действительно рассказ о своей жизни сложно уложить в формат короткой презентации, да и не понятно с чего нужно начинать рассказ, что важно, а что нет. Сегодня мы поговорим о самопрезентации и о том, как нужно правильно рассказывать о себе, о том, как рассказывать о себе кратко, красиво и с юмором. Так же разберём примеры самопрезентаций.

Что такое самопрезентация

Самопрезентация – это умение самостоятельно строить рассказ о себе исходя из потребностей слушателя. Вы должны понимать — что, хочет от вас услышать тот кому вы будете рассказывать о себе. То есть по сути вы должны понимать потребность вашего слушателя. Но рассказать о себе вас просят не знакомые вам люди, как вы можете понимать их потребность? Для этого существует .

Все просто: любителю кошек мы рассказываем про кошек, любителю собак про собак. Только так и никак не наоборот. У любого человека есть что рассказать и для тех, и для других, нужно просто научиться смотреть на себя со стороны и видеть, чем вы занимаетесь. Ну и самое трудное не стесняться об этом говорить.

Цели самопрезентации

На самом деле, всем важно только 2 вещи – кто вы и чем вы можете быть полезны. Ничего другого людям от вас не нужно. Любые связи между людьми, служат для удовлетворения потребностей, долгие связи могут быть установлены если потребности удовлетворяются взаимно. Это можно назвать симбиозом, хотя в последние годы всё чаще используется слово синергия. Поэтому помните, что — у каждого диалога есть цель, у каждого собеседника есть потребность.

Давайте разберём какие цели мы преследуем, проводя самопрезентацию. Если говорить очень широко, то нам , то есть понравится вашему собеседнику. Отношение к вам у собеседника складывается за первые 30 секунд общения. В следующие 3 минуты оно укрепляется. Изменить отношение после первых трёх минут диалога очень трудно, а порой просто невозможно. Поэтому вы чётко должны поставить цель на первые 30 секунд и первые 3 минуты общения.

Первые 30 секунд диалога

При , первые 30 секунд диалога, важно не вызвать естественного отторжения всего нового. Отторжение - это естественный процесс, то что по мнению человека ему не нужно он отторгает, что нужно принимает. У каждого человека есть свой фильтр отсева всего «не нужного. Этот механизм есть у всех людей и формируется он в течении всей жизни под влиянием полученного жизненного опыта. Этот опыт можно разделить на две составляющие:

  • Бессознательный опыт – в большей степени формируется в раннем детстве, как правило до 3х лет, хотя может и позднее. Отличается тем что мы его не можем объяснить и сами не понимаем, что действуем исходя из бессознательного опыта. У каждого из нас есть защитный механизм свой-чужой, его мы обсуждали в статье ;
  • Сознательный опыт – наши принципы которые сформировались в более позднем возрасте. Как правило он сопоставим с жизненными ценностями человека. Данные принципы человек может описать объяснить логику этих принципов и рассказать про них другим людям;

Бессознательный опыт очень схож у различных людей, и чтобы нравиться людям бессознательно нужно один раз понять механизмы , следовать правилам этикета, выбирать правильную одежду и следить за своей внешностью. Самое главное иметь богатый опыт общения с людьми, чем больше общаетесь, тем лучше это у вас получается. Люди, которые нравятся бессознательно называют харизматичными. Они нравятся сразу, но часто пообщавшись с таким человеком по дольше вы начинаете терять к нему интерес.

Первые 3 минуты диалога

Для того чтобы понравиться человеку по-настоящему нужно уметь передавать полезную смысловую нагрузку. Весёлые люди нравятся всем, но дел с ними иметь не будут. Поэтому в первые минуты диалога важно достичь следующих целей:

  • Показать, что у вас есть общие интересы. Когда у людей есть общая тема для разговора это их сближает;
  • Продемонстрировать свою полезность для собеседника. Покажите, что с помощью вас он может достичь своих целей;
  • Предложить выгодную сделку. Если вы сделаете интересное предложение, то с вами будут общаться;
  • Показать, что вы понимаете человека. Это важно, часто знакомства завязываются именно за счёт того, что вы разделяете взгляды вашего собеседника;

Подготовка к самопрезентации

Помните, что лучшая импровизация - это подготовленная импровизация. Если вы заранее соберете информацию о том, перед кем вам проводить презентацию. Подумаете, чтобы хотел от вас услышать собеседник задача значительно упростится. На самом деле почти все моменты рассказа о себе можно продумать заблаговременно. И когда наступит ответственный момент вы будете четко знать о чём вам предстоит говорить.

О 90% самопрезентаций вам известно заранее. Например, идя на собеседование, будьте уверены, что вас попросят рассказать о себе. Когда у вас первый рабочий день и вам нужно познакомится с коллективом и коллегами, у вас тоже будут спрашивать о себе. Если вы идёте на конференцию с целью установить деловые связи – вы обязаны будете что-то сказать про себя.

Несмотря на очевидность необходимости проводить подготовку, многие люди не делают этого. Почему я так думаю? Просто потому что я еженедельно в течении последних 10 лет провожу собеседования и знакомлюсь с новыми людьми. Что 10 лет назад, что сейчас большинство людей даже не готовят ответы на самые распространенные вопросы на собеседовании.

А подготовиться совсем не трудно. Важно ответить на вопросы:

  • С кем я буду общается?
  • Что ждёт человек от общения со мной?
  • Что я могу дать?
  • Кто мои конкуренты?

Это своеобразное . От того насколько вы хорошо понимаете потребность собеседника зависит насколько рассказ о себе будет ему интересен. Если вы нашли ответы на эти вопросы всё что вам остаётся это продумать мысли которые вы будете доносить при общении и подготовить конкретные фразы и формулировки. К примеру, если компания ищет кризис . То на собеседовании стоит рассказывать про то как вы выпутывались из трудных ситуаций, какие навыки и знания и опыт вам помогут для решения задач. Ну и точно не стоит говорить, что вы ищите спокойную работу, без переработок.

Виды самопрезентации

Современный человек вынужден общаться с большим количеством людей. Более того успех человека напрямую зависит от того сколько он поддерживает деловых и личных контактов. Фраза «не имей сто рублей, а имей сто друзей» весьма точно отображает действительность, деньги приходят и уходят, а надёжные связи будут вам верно служить долгие годы. Давайте разберём где и в каких жизненных ситуациях чаще всего приходится рассказывать о себе.

«О себе» в резюме

Что написать о себе в резюме вопрос актуальны для всех кто когда-либо искал работу. Пункт может называться «личные качества» или «дополнительная информация». Есть разные мнения о полезности данной строчки в резюме. На самом деле пункт «о себе» просматривают менее половины рекрутеров. Очевидно, что никто там не напишет ничего плохого, но отсутствие данного пункта или откровенный бред в нём покажут вашу некомпетентность в вопросах продажи себя и поиска работы. Это недопустимо для управленцев и продавцов, но совсем не критично для рабочих специальностей.

Как мы разбирали ранее необходимо провести анализ вакансии и компании, в которую вы устраиваетесь. Почти вся необходимая информация для заполнения графы «о себе» указаны в вакансии в графе «требования». Можно просто переделать то что там указано. Хорошая информация содержится на сайтах компаний работодателей. Зайдите на сайт и почитайте о ценностях компании.

Важно не переусердствовать и не писать слишком много. Указывать все умные слова, которые вы прочитали в интернете не стоит. Кроме того, будьте готовы потвердеть то что вы написали на собеседовании. К примеру, написав, что вы стрессоустойчивый, вы можете услышать такие вопросы:

  • Что такое стрессоустойчивость?
  • Расскажите, когда вы проявили стрессоустойчивость?
  • Почему вы считаете себя стрессоустойчивым?

Такие вопросы легко дадут понять думали ли вы над тем что писали. А поверьте поймать вас могут захотеть, поскольку есть фразы, которые приелись и изрядно раздражают . По статистике чаще всего указывают такие качества 34% ответственность, 30% коммуникабельность, 16% стрессоустойчивость, 14% целеустремленность.

Рассказ о себе на собеседовании

В любой крупной компании первое собеседование проводится с сотрудником из отдела персонала – рекрутером. Этот сотрудник проводит первичный отсев кандидатов, убирая откровенно слабых. Один из самых распространенных вопросов на таком собеседовании – расскажите о себе в двух словах.

Давайте разберём что оценивает рекрутер, задавая такой вопрос:

  1. Понять мотивы сотрудника, для чего ему работа, что он от неё ждёт. Обычно на человек говорит наиболее важное с его точки зрения. И работодатель как раз хочет понять, что для вас важно. Каждый кандидат пытается приукрасить действительность, а работодатель пытается понять, как дела обстоят на самом деле;
  2. Умение себя презентовать, уверенность, грамотность речи, умение формулировать свои мысли. Если вы идёте на позицию, связанную с общением с людьми, на этот вопрос вы должны отвечать не просто информативно. Но ещё и интересно;
  3. Узнать, что вы умеете и какую пользу вы принесёте работодателю.

Обязательно стоит упомянуть следующие пункты:

  • Семейное положение возраст, тут должно быть кратко и лаконично;
  • Образование, не ограничивайтесь названием ВУЗа, укажите специальность, если вакансия профильная, то можно указать факультет и тему дипломной работы;
  • Опыт работы. Самый важный пункт, указывайте важные этапы вашего развития. Если у вас стаж 20 лет не нужно перечислять всё, укажете что стаж 20 лет и расскажите о том опыте, который может пригодится;
  • Ваши сильные стороны, желательно с примерами;

То есть вам важно показать, что ваши интересы совпадают с интересами работодателя. Это очень важно, к примеру, если вы ищите работу на 2,3 месяца, потому что потом вы уезжаете в другой город. А работодатель хочет получить сотрудника на долгое время, то ваши истинные намерения лучше не говорить.

Не стоит рассказывать о вашей личной жизни слишком много. Лучше обойтись фразами: женат, есть двое детей, поэтому деньги нужны или холост, девушки нет, ни что не отвлекает от работы. Помните, что у каждый минус можно преподнести как плюс, и наоборот. Соберите все фаты из вашей жизни о которых вы будете говорить и подумайте, как их можно преподнести.

Дело в том, что всё что вы написали в резюме никто, не воспринимает на веру. Если конечно у вас нет опыта в известных компаниях. Если у вас написано, что вы работали руководителем 5 лет, это не значит, что вы хороший менеджер. Доказать это могут только факты из жизни, это самый надёжный и проверенный способ произвести положительное впечатление. К примеру:

«…я работал обычным торговым представителем всего полгода. За этот срок, я стал лучшим 4 раза из коллектива в 20 человек . Меня заметили, так как я эффективно заменял руководителя во время отпуска и назначили супервайзером на новый район…»

Я подчеркнул факты, которые можно извлечь из рассказа. Самое главное, что тут соблюдена логика и рекрутер поймёт почему вас, повысили. Такие факты как правило в резюме не указаны. И именно о них следует прежде всего говорить. Это кстати поможет вам выставить в лучшем свете отрицательные моменты вашего резюме. Например, если вы не закончили ВУЗ:

«…в семье в которой я вырос была острая нехватка денег, поскольку отец болел. А мама зарабатывала немного. Поэтому, когда мне предложили работу я сразу принял решение идти трубится. А высшее образование сейчас получаю по заочной форме обучения…»

Не стоит умалчивать о очевидных фактах, они сами всплывут. Поэтому лучше показать, что вы не скрываете проблему. А наоборот её видите и решаете.

Не стоит очень сильно раздувать рассказ о себе, лучше всего собрать в него как можно больше фактов и примеров. А всю воду постарайтесь убрать.

Пример краткой самопрезентации

Короткая самопрезентация пригодится при знакомствах, её должен составить каждый. Я настоятельно рекомендую её напечатать в ворде и постараться ужать, выбросив всё ненужное. После этого отрепетировать её произношение перед зеркалом. Обратите внимание на мимику, жесты и интонацию – это очень важная составляющая вашего имиджа.

Пример короткой самопрезентации продавца

Добрый день! Меня зовут Аркадий, я работаю в продажах 5 лет. За этот короткий срок я приобрёл знания продаж физическим и юридическим лицам. Имею опыт общения себя как с крупными корпорациями, так и с обычными клиентами магазинов. Еще в начале карьеры мне очень нравилось обучать молодых продавцов и это у меня хорошо получалось. Поэтому сейчас активно развиваюсь как тренер по продажам, не забывая наращивать свой опыт и знания.

Пример короткой самопрезентации для друзей

Добрый день! Меня зовут Аркадий, мне 21 год у меня есть девушка и большие планы J! Я работаю вэб разработчиком, мне очень нравится моя работа. В свободное время я путешествую и развиваю свой блог о туризме. За прошедший год я сделал больше 50 выездов на природу, самые интересные это Алтай и Чукотка. Планирую в этом году посетить Кавказ. Ищу тех, кто любит природу и готов к совместным походам.

Всем когда-то приходилось устраиваться на работу. После собеседования руководитель принимает решение. Чтобы вас взяли, при устройстве нужно показать себя как хорошего специалиста. Как это сделать?

При приеме на работу нужно предоставить работодателю анкету. Вот важные правила, как писать о себе в анкете, чтобы убедить руководителя в том, что вы - тот специалист, который ему нужен:

  1. Пишите точную должность, на которую претендуете, без фразы «любая должность»;
  2. Укажите свои сильные стороны, например, коммуникабельность, гибкость, тактичность;
  3. Очень важны опыт работы, запись в трудовой книжке, а также хорошая характеристика с предыдущего места работы;
  4. Сообщите, почему вы выбрали именно эту компанию: «престижность, стабильность, успешность компании; уверенность в том, что у вас будет достойнная заработная плата и возможность карьерного роста».
  5. Не должно быть никакой лишней информации;
  6. Владение иностранными языками и компьютерными программами очень вам пригодится.

Серьезный, опрятный вид, чистая обувь, ровная осанка, минимум аксессуаров, уверенный взгляд - это те внешние данные, которые помогут вам выгодно представить себя.

Меньше лишних слов, говорите о себе кратко. Старайтесь говорить только то, что характеризует вас как работника и специалиста в той области, в которую вы устраиваетесь.

Обязательно переведите свой телефон в беззвучный режим. Звонок во время собеседования - дурной тон.

Не скрещивайте руки и ноги, прямо смотрите на собеседника, сильно не жестикулируйте, сидите на стуле спокойно, иначе вас могут воспринять как человека скрытного, неуравновешенного, которому нельзя доверять. Серьезные фирмы таких людей избегают.

Покажите аудитории, что общение с ней вам интересно, но не переусердствуйте. Все эмоции должны быть уместны.

После презентации поблагодарите присутствующих за внимание.

Докажите директору, что вы тот сотрудник, которого он долго ждал, и что без вас ему не справиться. Укажите на ваши полезные навыки в этой профессии, предоставьте все дипломы, корочки, сертификаты о прохождение курсов, практик в этой области. Покажите хорошие рекомендации от предыдущего работодателя.

Не забудьте указать на вклад, который вы внесли в компанию, где работали раньше. Если у вас есть личное портфолио, то обязательно покажите его - для этого случая вы его и собирали. Отлично работает презентация в слайдах. Она демонстрирует ваши навыки на деле, а работодатель увидит ваше мастерство. Голос должен звучать ровно, размеренно, потренируйтесь заранее перед выступлением.

При развитых навыках самопрезентации можно начать карьеру продавцом, а через год уже занимать должность управляющего магазином. Обычный педагог проходит путь от воспитателя до заместителя директора по воспитательной работе быстро благодаря тому, что умеет правильно вести себя на собеседованиях и в диалогах. Развить в себе такие навыки несложно, главное - учиться и развиваться.

Мы дадим вам образец самопрезентации, которую вы можете изучить перед тем, как идти на прием к начальнику. Как презентовать себя коллегам в офисе, чтобы точно им понравиться.

Здравствуйте. Меня зовут Игорь Владимирович. Я ответственный человек, свои обязанности всегда выполняю на совесть. Прекрасно вливаюсь в любой коллектив благодаря гибкости характера. Мои моральные принципы - честность, достоинство, порядочность.

Я человек целеустремленный. Всегда знаю, чего хочу от жизни, четко иду к цели, следуя плану. Своих результатов я добиваюсь сам, в том числе строю карьеру. Я не иду по головам, а использую только свои навыки и силы.

Скрупулезно отношусь к обязанностям, учитывая все детали и нюансы. На прошлой работе прислушивались к моему мнению, и я с радостью поделюсь своими мыслями о возможных проблемах, путях их устранения, если потребуется.

У меня за спиной большой опыт в сфере продаж. Но я готов учиться новому, развиваться дальше, приобретать ценные знания, совершенствовать свое мастерство, чтобы достигать все больших результатов и высот в карьере.



Я могу подтвердить наличие высшего образования по специальности дипломом, а опыт можно увидеть в трудовой книжке. Также я имею положительную характеристику от предыдущего работодателя.

Я уверенный пользователь компьютера. Знаю, практикую много офисных бухгалтерских программ, великолепно разбираюсь в документации. Могу найти подход к каждому клиенту, чем однозначно привлекаю его. Этим навыкам я научился на специальных психологических курсах и практиках. Я могу продать любой продукт, умею заинтересовать человека, убедить его в нужности покупки. Все потому, что я идеально знаю свое дело и каждый товар.

Я читаю много разной, в том числе профессиональной литературы, занимаюсь спортом, веду активный здоровый образ жизни. Люблю посещать научные выставки, ярмарки, форумы лидеров. Знаю несколько иностранных языков: английский, французский, чешский, немецкий.

Почему я выбрал вашу фирму? Потому что считаю компанию успешной, современной и престижной. У вас чувствуется стабильность, и я уверен в том, что я буду получать достойную оплату труда, полный социальный пакет, что у меня будет возможность карьерного роста. Мне очень интересна ваша компания, привлекает ее деятельность, и я бы хотел внести свою лепту в ее дальнейшее развитие.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие самопрезентации и ее реализация у подростков, значение в социализации формирующейся личности. Сущность теорий самопрезентации. Влияние индивидуально-психологических особенностей подростка на выбор стратегий и тактик визуальной самоподачи.

    курсовая работа , добавлен 07.10.2010

    Теоретические аспекты изучения самопрезентации в современной психологической науке. Взаимосвязь мотивации самовыражения и самовосприятия. Первое впечатление: оценка внешнего вида и "языка тела". Гендерные различия в самопрезентации и их социализация.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2014

    Роль самопрезентации и делового стиля в переговорном процессе. Экспериментальное исследование этого явления на примере профессиональной деятельности социальных работников. Методические рекомендации по совершенствованию инструментов самопрезентации.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2012

    Нарциссизм как субъективно-эгоцентричное самовлечение субъекта к самому себе. Модальности проявления нарциссизма. Программа "Королевство кривых зеркал": понятие, особенности. Самопрезентация как способ представления своей роли и значения личности.

    практическая работа , добавлен 10.09.2011

    Сущность интенциональных оснований вербальной коммуникации. Проявление личностных особенностей субъекта в речевой продукции. Влияние коммуникативного контекста на организацию речи. Самопрезентация субъекта в дискурсе как психологический феномен.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2010

    Понятие и социальные аспекты процесса адаптации, его особенности в условиях студенческой жизни. Исследование методик психологической защиты личности в зарубежной и отечественной психологии. Эмпирическое исследование социальной адаптации студентов.

    курсовая работа , добавлен 12.04.2010

    Социализация в подростковом возрасте как условие для самореализации личности подростка. Содержание понятия - самореализация личности. Теоретические основы процесса самореализации подростков. Самореализация личности подростка - эмпирическое исследование.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2008

    Особенности формирования личности в подростковом возрасте. Исследования проблемы тревожности в отечественной и зарубежной психологии. Практическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и агрессивности у детей. Аспекты межличностных воздействий.

    дипломная работа , добавлен 03.12.2012

Традиционно выделяют три группы теорий. Первую группу составляют мотивационные теории. В их основе лежит допущение, что самопрезентация обусловлена внутренними факторами - мотивацией. Вторую группу составляют ситуативные теории, согласно которым самопрезентация подвержена влиянию внешних факторов, т.е. параметрами конкретной ситуации, в которой действует человек. Сторонники теорий третьей группы придерживаются мнения, что на самопрезентацию оказывают влияние как те, так и другие факторы.

Мотивационные теории различаются по тому, какие именно побуждения, по мнению их сторонников, лежат в основе самопрезентации. Так, например, с точки зрения И. Гоффмана, это - потребность одобрения и стремление избежать неодобрения. По И. Джонсу и Т. Питтману, в основе самопрезентации лежит мотив власти. Похожая позиция у А. Адлера, он объясняет самопрезентацию стремлением к превосходству. По мнению Дж. Уайта и Р. Де Чармза - это стремление чувствовать свою эффективность, и потребность в уважении, по мнению Р. Харе.

Некоторые авторы выделяют как самостоятельный мотив - мотив самовыставления или мотив привлечения внимания к себе. В теориях, апеллирующих к ситуативным факторам, основной упор делается на параметры ситуации - степень знакомства с окружением, длительность общения, зависимость от окружения, значимость ситуации для человека с точки зрения его жизненного пути.

Р. Викланд в этой связи предположил, что попытка заставить человека осознать самого себя, вызывает его внимание к самому себе во взаимосвязи с его нормами. Таким образом, объективное самосознание - это способ индивида осознать, насколько хорошо или плохо он живет, согласно своим представлениям об этике, морали и эстетики.

Самопрезентация, по Г. Глейтману, - это поведение, побуждаемое повысившейся мотивацией субъекта в результате фокусировки его внимания на себе. Повышение мотивации может иметь улучшающий или разрушающий эффект. Это зависит от многих факторов.

Например, насколько привычным для человека является данное поведение (социальный контекст) или насколько высок конечный уровень мотивации.

Теории третьего типа объединяют и те, и другие факторы, полагая, что они оказывают влияние на самопрезентацию.

Рассмотрим теории зарубежные теории самопрезентации.

Впервые анализ проблемы управления впечатлением о себе мы находим в работах Э. Гоффмана. Э. Гоффман является автором, выдвинувшим особую концепцию «социальной драматургии». Суть ее заключается в проведении полной аналогии между реальными жизненными ситуациями и театральным представлением. Автор исходит из того, что человек в процессе социального взаимодействия способен не только смотреть на себя глазами партнера, но и корректировать собственное поведение в соответствии с ожиданиями другого с целью создания наиболее благоприятное впечатление о себе и достижения наибольшей выгоды от этого взаимодействия.

По мнению Э. Гоффмана, независимо от конкретного намерения, индивид заинтересован в осуществлении контроля за поведением других. Такой контроль осуществляется преимущественно путем воздействия на «определение» ими ситуации. Индивид может воздействовать на это «определение ситуации», подавая себя таким образом, чтобы окружающие добровольно действовали в соответствие с его собственными планами.

Приняв во внимание, что другие люди, по-видимому, проверяют более контролируемые аспекты поведения с помощью менее контролируемых, автор считает, что иногда индивид будет использовать эту возможность для того, чтобы управлять впечатлением, посредством поведения, которое как считается, несет в себе надежную информацию. Обычно «определение ситуации» разными участниками взаимосогласовано для избежания открытого противоречия. Существует реальное согласие по поводу желательности избегания открытого конфликта разными людьми. Это своего рода рабочее соглашение, которое устанавливается для каждой ситуации.

Необходимо также учитывать, что другие участники взаимодействия, какой бы пассивной не представлялась субъектам самопрезентации их роль, могут эффективно проектировать определение ситуации посредством своих реакций на индивида и посредством определенной линии действий по отношению к нему. Автор считает, что первоначальная самоподача индивида обязывает его придерживаться того, что он уже представил.

Э. Гоффман также предполагает, что в процессе взаимодействия могут произойти события, которые будут дискредитировать или ставить под сомнение это «определение ситуации». Для предотвращения этих замешательств постоянно предпринимаются превентивные корректирующие действия. Защитные и охранительные действия включают методы, используемые для гарантии сохранности впечатления, созданного индивидом в течение его пребывания перед другими.

Дж. Тедеши и М. Риес определяют самопрезентацию как намеренное, осознаваемое поведение, направленное на создание определенного впечатления у окружающих. Очевидно, что речь идет о полностью осознаваемом процессе, который рассматривается с полюса коммуникатора. Субъект в этом случае активен, он достигает объективных целей психологическими средствами, управляя впечатлением о себе. Значимая аудитория - это реципиент, именно на него направлено воздействие. Реципиент рассматривается как объект, т.е. речь идет о субъект-объектно ориентированных отношениях.

Б. Шленкер и М. Вейголд, а также М. Лири и Р. Ковальски считают, что самопрезентация - средство подтверждения Образа-Я и поддержания самооценки.

Таким образом, самопрезентация по Б. Шленкеру и М. Вейголду, а также М. Лири и Р. Ковальски - это осознаваемый или неосознаваемый, в зависимости от ситуации, процесс, осуществляемый активным субъектом. Аудитория значима как внешняя, так и внутренняя, внешняя - для самореализации, внутренняя - для самооценки. Рассматривается только коммуникатор, достигающий психологических целей психологическими средствами - техниками самопрезентации.

Самопрезентация, по Д. Майерсу - средство поддержания завышенной самооценки, проявляющееся в особом, «подыгрывающем» поведении. Процесс «подыгрывания» не осознается субъектом. Значимая аудитория для субъекта - он сам. Цель - поддержание самооценки и средства «подыгрывание» - психологические. Рассматривается процесс только с полюса коммуникатора, реципиент - средство самоутверждения.

Самопрезентация, по Г. Миду и Ч. Кули - средство формирования Образа-Я и самооценки. Этот процесс не осознается субъектом, хотя субъект и активен в выборе целей и средств. Цель - формирование Образа-Я, средства (реализация внутреннего потенциала) - психологические. Очевидно, что значимая аудитория - сам человек. Процесс разворачивается во вне, но для себя. Рассмотрение ведется с полюса коммуникатора, хотя авторы и относятся к интеракционистскому направлению.

Реципиент здесь - средство самопознания. Самопрезентация, по Р. Баумейстеру и А. Стейнхилберу, - это самораскрытие в межличностном общении через демонстрацию своих мыслей, характера и т.д. Это неосознаваемый процесс, он отражает социальную природу человека, его потребность в признании другими людьми. Субъект - активен, значима как внешняя, так и внутренняя аудитория. Цель (произвести впечатление) психологическая. Средство - демонстративное поведение, тоже психологическое. Рассматривается только коммуникатор.

Самопрезентация, по Ф. Хайдеру и Л. Фестингеру - прием устранения когнитивного диссонанса. Это неосознаваемый процесс, рассматриваемый с полюса коммуникатора, значимая аудитория, очевидно, внутри. Субъект добивается психологических целей - устранения когнитивного диссонанса между отдельными установками личности, психологическими средствами - искажением мнений других о себе или целенаправленно выбирая партнеров по общению, приближая мнения других к желаемой самооценке.

Самопрезентация рассматривается Р. Аркином и А. Шутцем как поведенческая реализация мотивации человека, отражение мотивации достижения или мотивации избегания неудач. Р. Аркин и A. Шутц по этому признаку различают приобретающую и защитную самопрезентации. Приобретающая самопрезентация выражает мотивацию достижения. Для нее характерен выбор адекватных ролей и задач (соответствующих социальному положению, образованию и пр.), выбор социальной среды, соответствующей уровню идентификации субъекта (человек общается с равными себе). Таким образом, человек осознанно выстраивает свое поведение для решения объективных задач психологическими и объективными средствами. Значимая аудитория - вне субъекта, он стремится максимально соответствовать конкретной ситуации.

Защитная самопрезентация - поведенческое проявление мотивации избегания неудач. Она чаще всего не осознается. Человек выбирает неадекватную для решения задач среду: либо с заниженными требованиями, либо с непомерно высокими (авантюристическая самопрезентация). Это происходит потому, что под видом объективной решается психологическая задача, и значимая аудитория - внутри. Рассматривается в обоих случаях только коммуникатор.

По мнению Р. Викланда, самопрезентация - это фокусировка внимания на себе в результате внимания к человеку со стороны других людей. В процессе осознания чужих оценок возникает особое психологическое состояние - состояние объективного самосознания.

В этом случае мы имеем дело с осознаваемым процессом. Р. Викланд не разделяет полюсов коммуникатора и реципиента, он их объединяет: человек одновременно и коммуникатор, и реципиент чужих оценок. Субъект - пассивен, зависим от оценок социума, нормы, этика и мораль ему навязаны, он оценивает себя на предмет соответствия требованиям социального окружения. Внимание фокусируется на себе, значимая аудитория в моменты объективного самосознания - внутри. Самосознание объективное, т.е. человек выступает для самого себя объектом оценки. Это психологическая задача, решаемая психологическими средствами

Самопрезентация, по Г. Глейтману, - это поведение, побуждаемое повысившейся мотивацией субъекта в результате фокусировки его внимания на себе. Значимая аудитория - внутри, процесс - осознается, цели и средства - психологические.

И. Джонс и Т. Питтман считают, что в основе самопрезентации лежит стремление расширить и поддержать влияние в межличностных отношениях, т.е. стремление к власти. Заметим только, что самопрезентация понимается И. Джонсом и Т. Питтманом как полностью осознаваемый процесс, сознательно выстраиваемое поведение. Субъект активен, он работает на внешнюю аудиторию психологическими средствами - стратегиями самопрезентации - и достигает объективных целей. В поле зрения авторов только коммуникатор, реципиент выступает как объект манипуляции.

В работах А. Фенигстейна, М. Шейера и А. Басса проводится связь между самосознанием и самопрезентацией. На основе анализа экспериментальных данных они выделили три вида самосознания: личное самосознание, публичное самосознание и социальную тревогу. Каждый из видов самосознания свойственен индивидам в различной степени, различия в самосознании приводят к различиям и в поведении, т.е. и в самопрезентации. Таким образом, склонность к самопрезентации, по мнению А. Фенигстейна, М. Шейера и А. Басса, по-разному выражена у различных людей.

Итак, если самосознание как черта присуще индивиду, то его самопрезентация будет осознанной, ориентированной и на коммуникатора как на объект воздействия, и на себя самого как объект самосознания. Значимая аудитория - и вне, и внутри субъекта, достигаемые цели как психологического, так и объективного плана. Однако субъект пассивен, т.е. несвободен в выборе средств, которые в данном случае лишь психологические.

В противном случае, когда человеку не свойственно все время осознавать (рефлексировать, отлеживать) свое поведение и оценки окружающих, его самопрезентация будет спонтанной, непродуманной, т.е. неосознанной. Значимая аудитория только внутри - это прежде всего сам субъект. Его цели и средства, а также степень активности аналогичны случаю высокого самосознания.

М. Снайдер также предположил, что не все люди в одинаковой степени управляют впечатлением о себе. Высоко саморефлексирующие личности выстраивают свое поведение, руководствуясь внутренним Я. Низко саморефлексирующие работают на впечатление, которое хотят произвести (проективное Я - проекция чужих мнений).

Таким образом, высоко саморефлексирующие личности не утруждаются преднамеренной самопрезентацией, значит, их поведение выстраивается спонтанно, т.е. не осознанно. В фокусе их внимания только их ценности и мнения, значимая аудитория внутри, рассматривается только полюс коммуникатора. Активность субъекта весьма высока, он абсолютно свободен в выборе целей и средств.

Однако цели ставятся только психологические, такие как самоуважение, чувство удовлетворения от собственного поведения. В свою очередь низко саморефлексирующие люди, озабоченные мнением и оценками окружающих, сознательно занимаются самопрезентацией, чтобы, произведя на коммуникатора нужное впечатление, достичь своих психологических или объективных целей. Они также свободны в выборе целей и средств, т.е. очень активны. Значимой является только внешняя аудитория, на которую они работают, внутренняя аудитория - «голос совести» не принимается в расчет.

Е.Л. Доценко рассматривает самопрезентацию как управление коммуникатором образами реципиента. Мы имеем дело с осознанным процессом: активный, свободный в выборе средств субъект намеренно выстраивает свое поведение для достижения вполне реальных целей психологическими средствами. Это пример субъект-объектно ориентированного подхода.

Г.В. Бороздина считает самопрезентацию процессом управления восприятием реципиента путем целенаправленного привлечения его внимания к таким особенностям своего внешнего облика, своего поведения, ситуации, которые запускают механизмы социального восприятия Процесс самопрезентации Ю.М. Жуков рассматривает в рамках делового общения. Он формулирует правила общения как средства регуляции коммуникативного поведения. Таким образом, они работают и на внешнюю, и на внутреннюю аудиторию. Кроме того, очевидно, что подобное происходит со всеми участниками коммуникативного процесса, т.е. охвачен полюс и коммуникатора, и реципиента. Правила самоподачи (техники общения) это выход на уровень практического применения

Таким образом, все существующие на данный момент подходы к рассмотрению явления самопрезентации можно разделить на три группы: мотивационные, ситуативные теории и теории, объединяющие в себе основные положения первых двух групп.