Постройка и служба

Общие данные

Бронирование

Вооружение

Торпедные катера серии Г-5 - первая серия торпедных катеров ВМФ СССР . В период 1933-1944 годов было построено более 300 единиц. Катера принимали участие во Второй мировой войне , Корейской войне . Не смотря на то, что к началу войны катера уже были устаревшими и не сыграли особенной роли в боевых действиях, своим появлением они дали толчок к развитию советского "москитного флота".

Предпосылки к разработке

В начале 20-х годов вновь созданному флоту Рабоче-Крестьянской Красной Армии для ведения «малой войны на море» понадобилось создание «москитного флота» из сотен катеров на всех театрах. Предполагалось, что катера, взаимодействуя с крейсерами и авиацией, встретят противника у берега Советского Союза. Требовался катер, способный при мощном торпедном вооружении развить максимально возможную скорость. Дальность действия являлась малосущественной характеристикой.

Прототипами являлись, оказавшимися в руках советских моряков, трофейные английские катера CMB 40- и 55-футового типов. Их действия в Финском заливе в 1919 году, особенно потопление одиночным катером крейсера «Олег» , произвели на советское военно-морское руководство глубочайшее впечатление.

Разработку проекта и строительство первого советского торпедного катера поручили ЦАГИ . Главное требование - катер должен превысить скорость трофейных. С февраля 1925 года началось проектирование, а через полгода - строительство катера, получившего название ЦАГИ АНТ-3 «Первенец». Задача была весьма непростой: создать полноценный боевой корабль силами организации никогда не занимавшейся ничем подобным.

30 апреля 1927 года на Черном море начались испытания «Первенца», представлявшего собой цельнометаллический катер, оснащенный двумя авиационными моторами «Райт-Тайфун» американского производства, вооруженный одной 450-мм торпедой в желобном торпедном аппарате (запланированная 533-мм отставала от сроков завершения работ), с установленным приемопередатчиком, дневным и ночным торпедными прицелами. Рубка управления была открытой. В процессе испытаний обнаружились явления кавитации , не позволявшие при развитии моторами полного числа оборотов развить полную скорость. Под руководством А. Н. Туполева провели работы по изменению шага винтов. Результат превзошел самые оптимистические ожидания - получили 56 узлов . 16 июля, в последний день испытаний, произошло кульминационное событие: гонки английского и советского катеров, показавшие полное преимущество последнего.

Моряки также оказались довольны и сделали заказ на новый катер. Новый катер должен был иметь водоизмещение не больше 10 тонн, скорость не ниже 56 узлов, с вооружением из двух 450-мм торпед. Одновременно необходимо было устранить выявленные недостатки: коррозию материала корпуса (авиационный дюралюминий подвержен коррозии при контакте с морской водой), плохое качество окраски, интенсивное брызгообразование и, как следствие, интенсивное заливание рубки. В ноябре 1927 года были начаты работы над первым катером АНТ-4, а уже в сентябре его представили на испытания. Результаты работ полностью устроили заказчика: для уменьшения брызгообразования изменили теоретические обводы корпуса, рубку сделали закрытой.

Первые модели

Серийное производство поручили ленинградскому заводу им. А.Марти. В октябре 1928 года одновременно с принятием в состав морских сил Черного моря головного катера, на заводе заложили первые серийные катера. Флот присвоил им обозначение «Ш-4», как оно расшифровывается - неизвестно . Всего в период с 1928 по 1931 года было выпущено 59 единиц в пяти сериях. Моряков в новых катерах устраивало практически все, кроме вооружения. Для 30-х годов 450-мм торпеды были явным анахронизмом. Для «Ш-4» они были вынужденной мерой и теперь необходимо было вооружить катер 533-мм торпедами. Через год начинается постройка катера АНТ-5, прототипа Г-5.
Строительство шло медленными темпами, оборудование, поставляемое заказчиком не в срок, тормозило процесс. Проектирование велось под американские моторы «Райт-Циклон», но при этом не исключалась установка американских же «Паккардов», отечественных ГМ-13. В итоге на катер установили итальянские моторы фирмы «Изотто-Фраскини» АССО-1000. В феврале 1933 года катер построили и отправили на Черное море. От своего прародителя новый катер отличался увеличенной за счет вставки длинной корпуса, изменениями в рубке и моторном отсеке, и главное - увеличенным калибром торпед. АНТ-5 прошел испытания и был принят флотом 1 августа 1934 года под обозначением «Г-5» (глиссирующий - пятый).

Описание конструкции

Катера выпускались девятью сериями, различие между которыми были в основном, в толщине листов обшивки (усиление ее проводилось на каждой последующей серии), двигателях (на части стояли импортные АССО и «Паккард», а на других различные модификации ГАМ-34), скорости, запасе топлива и вооружении (См. таблицу Серия Г-5). Внешних отличий между катерами очень мало.

Окраска катеров не отличалась разнообразием. Корпус грунтовался свинцовым суриком и окрашивался в шаровый цвет различного оттенка в зависимости от театра действий. Подводная часть окрашивалась кузбасс-лаком, либо железным или свинцовым суриком.

Корпус

Корпус имел глиссирующие обводы с плавными образованиями скуловых линий, большим развалом шпангоутов в носовой части и палубой округлой формы. Материал корпуса - дюралюминий, продольная прочность обеспечивалась килевой балкой коробчатой формы и стрингерами. Поперечные водонепроницаемые переборки делили катер на 5 отсеков: І- форпик, ІІ- моторный, ІІІ- отсек управления и радиорубка (с иллюминатором в правом борту), ІV- бензиновые цистерны, V - транец.

І и V отсеки в море задраивались, причем в последний можно было попасть только сбросив торпеды, закрывавшие горловины. Моторный и командный отсеки сообщались между собой через дверь, для командира устанавливался съемный настил из гофрированного листа, в бензоотсек вел герметически задраиваемый лаз. Рубка по конструкции была аналогична корпусу: клепаная из дюралюминия с пятью окнами из бронированного стекла в передней части.

Энергетическая установка и ходовые качества

Катер оснащался двумя авиационными моторами АМ-34 конструкции Микулина производства завода № 24. Изменения в моторах заключались в приспособлении их к морским условиям, в частности, в снятии нагнетателей. В корабельном варианте они обозначались ГАМ-34, с соответствующей модификацией. Установка производилась на специальные баки, со смещением правого мотора вперед, а левого - назад. Мощность моторов зависела от серии, частота вращения достигала 2000 об./мин., охлаждение осуществлялось пресной водой, в случае повреждений - забортной.

Для вращения трехлопастных гребных винтов диаметром 680 мм использовались длинные гребные валы, первоначально из легированной стали, а затем - из нержавеющей. Наибольшую скорость (51 уз) катер мог поддерживать в течении 15 минут, полную (47 уз) - в течении часа, экономическую (36 уз) - чуть больше семи часов. Использовались два вида горючего: либо бензин Б-74, либо смесь из 70 % бензина Б-70 и 30 % спирта.

Вспомогательное оборудование

Центром управления катером была рубка. В ней находились: штурвал для управления рулями, машинный телеграф, навигационное оборудование - гирокомпас КГМК и два спиртовых магнитных компаса КИ-6 и ПМ-3, столик с картами, рамка с таблицей скоростей, тахометры, автомат-коробка торпедной стрельбы, прибор газоуправления, аварийный контакт, дифферентометр, авиационные часы, термометр. На крыше рубки располагался торпедный прицел КП-3 (комбинированный для дневного и ночного боя).

На катерах устанавливались две динамо-машины постоянного тока ГА-4630 мощностью по 250 ватт. Имелись и два аккумулятора типа 6СТК-VIII. В состав электрооборудования входили: один ламповый прожектор МСПТ- Л2,5 применявшийся как для освещения, так и для сигнализации; приемопередающая радиостанция типа «Штиль-К». Она имела мощность 10-20 ватт, диапазон 75-300 м, дальность действия 20 миль, могла работать в телефонном режиме. Для растяжки лучей антенны служили две мачты Т-образной формы: одна располагалась на носу катера, а другая - за рубкой правления.

Устанавливалась также аппаратура для постановки дымзавес. Стационарная система, размещавшаяся за рубкой, обозначалась ДА-Т4. Она обладала следующими тактико-техническими характеристиками (ТТХ): вес 540 кг, производительность 25-30 кг/мин, время действия 6 минут, время пуска 2 секунды, могли быть поставлены три дымзавесы средней высотой 20-30 метров. Применялись также четыре дымовых шашки МДШ с такими ТТХ: вес 45 кг, производительность 3 кг/мин, время действия 10 минут, время пуска 50 секунд, одна дымзавеса высотой 15-20 метров.

Экипаж и обитаемость

Экипаж катера по штату состоял из шести человек. Наибольший круг обязанностей ложился на плечи единственного офицера - командира катера. Он должен был осуществлять общее руководство действиями команды, вести штурманскую прокладку, непосредственно удерживать катер на курсе, регулировать скорость хода, производить расчеты для торпедной стрельбы и выводить катер в атаку, производить пуск торпед, включать дымаппаратуру. При получении катером повреждений - руководить борьбой за жизнь, при выполнении обязанностей командира группы катеров - организовывать совместные действия ее состава.

В экипировке экипажей учитывались особенности этого типа катеров - большое брызгообразование на волнении и пронзительный ветер. Одевался экипаж в теплое водолазное белье, кожаное обмундирование, верхняя вахта носила кожаные летные шлемы и защитные очки, механики пользовались танковыми шлемами для защиты от рева двигателей.

Также в торпедные желоба мог приниматься десант в количестве 20-22 человека, а с перегрузкой - до 30-50. Поскольку десантный вариант оказался весьма распространенным, в итоге пришли к выводу о необходимости изготовления специальных банок и решеток для удобства размещения бойцов.

Вооружение

Основным оружием катеров Г-5 являлись две торпеды в желобных торпедных аппаратах. Их конструкция первоначально была позаимствована у английского прототипа. Торпеда располагалась на направляющих и удерживалась стопорами. Выстрел осуществлял механизм, основанный на пороховом газогенераторе, в котором 250-граммовый заряд бездымного пороха обеспечивал, посредством поршня и телескопического толкача, вылет торпеды из аппарата со скоростью 5-6 м/с. Залп производился электрической автомат коробкой с возможностью пуска одной торпеды или обеих залпом. На случай несрабатывания электрозапалов предусматривалось использование механических ударников.

Торпеды были двух модификаций. Первоначально на вооружении стояли торпеды 53-27к, имевшие следующие ТТХ: калибр 533,4 мм, длина 6,9 м, масса 1675 кг, скорость хода 43,5 уз на дальности 3700 м, вес боевой части 200 кг. В 1937 году закупленная в Италии, и воспроизведенная в СССР торпеда под обозначением 53-38 улучшила основное оружие катеров. Ее ТТХ: длина 7,2 м, масса 1615 кг, вес боевой части 300 кг (400 кг в варианте 53-38У), режим движения: 44,5 уз на дистанции 4000 м, 34,5 уз на 8000 м, 30,5 уз на 10 км. Торпеды оснащались лобовым и инерционным ударниками и не имели ни устройств фигурного курса, ни неконтактных взрывателей.

В торпедных желобах вместо торпед могло размещаться разнообразное вооружение. При установке стеллажей в желобе принимали двадцать четыре глубинные бомбы типа М-1 и четыре - непосредственно в командирскую рубку. Существовал вариант при котором сохранялась одна торпеда, а вместо второй брали 12 бомб. Бомбы типа М-1 обладали следующими ТТХ: полный вес 41 кг, заряд 25 кг, диапазон глубин от 15 до 100 м, радиус поражения 4-5 м.

Также катер мог выступать и в роли минного заградителя. Вместо торпед принимались мины в различных вариантах. По одной из них на специальных стеллажах находились три мины образца 1926 года (заряд 242-254 кг). Могли приниматься более современные образцы - мины КБ (заряд 230 кг), но в количестве двух штук, либо одна мина и один минный защитник. Другим вариантом были восемь малых мин типа «Р-1» (заряд 40 кг).

До Великой Отечественной бортовое вооружение катеров Г-5 составляли пулеметы. Первоначально устанавливалась авиационная турель со спаркой пулеметов ДА. При максимальном угле возвышения в 60 градусов она обладала круговым обстрелом. Пулемет имел следующие ТТХ: вес 10,1 кг, калибр 7,62-мм, емкость магазина 63 патрона, скорострельность 600 выстр/мин (максимальная) и 80-150 выстр/мин (практическая), дальность стрельбы 1500 м, боезапас восемь дисков на ствол. На некоторых катерах устанавливали турель с одним ШКАС. Очевидно, что пулемет винтовочного калибра был малоэффективен против морских и воздушных целей второй половины 30-х годов. В начале Великой Отечественной (начиная с Х серии) устанавливали пулемет ДШК с сохранением одного ДА в качестве выносного пулемета с возможностью установки либо на рубке, либо в носовой части на битенге перед сходным люком в машинное отделение. Характеристики ДШК: вес 150 кг (с турелью), калибр 12,7-мм, емкость лент в патронных коробках 50-100 патронов, пробивает 15 мм брони на дистанции 500 м, скорострельность 560-600 выстр/мин (максимальная) и 250 выстр/мин (практическая), дальность стрельбы 7000 м, потолок 3500 м, угол возвышения 80 градусов, боекомплект 1000 патронов.

История службы

Построенные по концепции разработанной в середине 20-х годов, торпедные катера вступили в бой во второй половине следующего десятилетия, то есть, совершенно не в тех условиях на которые рассчитывали их создатели. Пришлось совершать дальние рейды, действовать на коммуникациях, бороться с авиацией противника. Техническая концепция катера изначально была морально устаревшей: исходили не из возможного уровня развития техники, а из уровня имеющихся трофейных образцов. Требование достижения максимально возможной скорости, единственного козыря корабля, ограничивало любые попытки установки более мощного зенитного вооружения и брони. Не было и ясности в использовании катеров, слишком много от них требовали и слишком мало они могли реально сделать.

Гражданская война в Испании

В июле 1936 года мятеж республиканского правительства Испании стал началом трехлетней войны. К этому времени в составе испанского флота не было торпедных катеров. Это для националистов исправили Италия и Германия, поставками катеров типа MAS и люсерновских «шнелльботов» . Не остался в стороне и флот Советского Союза, направивший в Испанию в мае 1937 года четыре катера типа Г-5. Базой для них служил Порман.

Не смотря на то, что недостаточная дальность плавания и мореходность не позволили катерам действовать в роли собственно торпедных катеров, они несли конвойную службу. Но тут проявились и другие недостатки: слабое зенитное вооружение, высокая пожароопасность (из-за авиационного топлива) и отсутствие даже самой минимальной гидроакустической аппаратуры. Непригодность пулеметов для борьбы с самолетами самым трагическим образом проявилась в боях.

30 июля недалеко от Барселоны республиканский конвой был атакован летающей лодкой «Савойя» . По словам Конвея: один катер сопровождавший транспортник был потоплен, второй - очень пострадал, сам транспортник выбросился на берег.

В целом советские торпедные катера в ходе гражданской войны в Испании особой роли не сыграли, и их дальнейшая судьба остается неясной. Единственный шанс отличиться они упустили в марте 1938 года, когда из-за сравнительно небольшого волнения не смогли принять участие в бою, в ходе которого был потоплен крейсер «Балеарис» .

Великая Отечественная война

Основная деятельность торпедных катеров Г-5 во время Второй Мировой войны была развернута на Балтийском театре военных действий . К 22 июня 1941 года торпедные катера Краснознаменного Балтийского флота (КБФ) были сведены в две бригады и отдельный отряд, насчитывавшие в своем составе 56 катеров типа Г-5.

«Москитные силы» КБФ активно участвовали в боях за острова Моонзундского архипелага, боролись с немецкими конвоями, направлявшимися в Рижский залив, проведя ряд атак на суда противника, но не добились особых успехов. Несмотря на многочисленные потопленные вражеские транспортники с войсками и грузами, их собственные потери были достаточно тяжелыми. Доставалось, в основном, от авиации врага, противопоставить которой было нечего.

В конце сентября состоялась единственная за всю войну атака катерников советского флота на соединение крупных надводных кораблей, которые напали на полуостров Сырве. Оставшиеся боеспособными четыре катера обогнули Сырве и направились к бухте Лыу, где находилась эскадра противника. В её состав входили легкие крейсера «Лейпциг» и «Эмден» с миноносцами охранения «Т-7», «Т-8» и «Т-11», а неподалеку действовали еще и тральщики из состава 17-й флотилии.

При выходе из Ирбенского пролива катера атаковал вражеский гидросамолет, который отогнали истребители прикрытия, затем отразившие попытку еще двух «стервятников» расправиться с катерами. Немецкие корабли, предупрежденные сигнальными ракетами гидросамолета, успели подготовиться к атаке и по катерам был открыт ураганный огонь. Ущев (командир отряда катеров) приказал дать сигналы - «Дым», «Атака». Под прикрытием дымзавесы два катера ударили по крейсеру «Лейпциг», два - по миноносцам. В это время был подбит первый катер начал тонуть. Не одна из торпед не попала в цель. Возвращавшиеся в Мынту катерники потопили вспомогательный тральщик «М-1707» (экс-траулер «Люнебург»). Немецкие крейсера, расстрелявшие большую часть боезапаса основного калибра по катерам, были вынуждены уйти. Больше в обстрелах советских войск они не участвовали.

Так как боевые качества корабля на момент начала боевых действий были морально устаревшие и не выдерживали конкуренции с вооружением вражеских войск, основной формой боевой деятельности торпедных катеров Г-5 во время войны были минные постановки и транспортировка десанта. Им на смену приходили новые более совершенные торпедные катера по ленд-лизу или от промышленности. По окончанию войны катера Г-5 выполняли обязанности минных тральщиков.

Знаменитый советский авиаконструктор А.Н. Туполев в конце 20-х годов получил приказ о необходимости разработки мощного военного катера, снабжённого сразу несколькими торпедными установками. Предполагалось создание с мощным вооружением и с минимальной дальностью хода, так как в теории судно должно было на постоянной основе находиться у берегов СССР. Именно с таких торпедных катеров берет свое начало советское развитие военно-морского флота.

История создания

В течении всего полугода катер был спроектирован и сразу же, специально созданный отдел ЦАГИ начали его строительство. Так как организация не имела подобного опыта и не смогла обеспечить проект необходимыми комплектующими, было принято решение о сторонней покупке. Именно из Италии прибыли первые двигатели под названием Изотта-Фраскини. В середине 1930-ых годов на Черное море отравляют на испытание первый катер. При полной боевой готовности катер достиг скорости около 37 узлов, при весе менее 10 тонн. Результатом испытаний стало выявление недостаток в виде малой скорости и соответственно плохой манёвренности. Также перед ЦАГИ была поставлена задача исправить следующие недочеты:

  • Качество покраски, в контакте с морской водой стала образовываться коррозия металла;
  • Рубка управления открыта, подвергалась заливанию водой;
  • Возникновение каверн на гребне винта, не позволяющей развить максимально предельную скорость.

ЦАГИ провела работу по изменению и устранению всех недочетов и вновь пустила на воду новый торпедный катер. Результат не заставил себя долго ждать и уже руководство наслаждалось гонкой между ново-созданным советским торпедным катером типа Г-5 и английским который брали за основу создание. Советский торпедный катер показал самые наилучшие результаты, развил скорость 56 узлов, и даже обогнал соперника, что не могло не обрадовать руководство ЦАГИ.

В 1934 году ленинградский завод Андре Марти получает заказ на производство свыше 300 единиц торпедных катеров. Моряки были довольны скоростными характеристиками катера, но боевое вооружение в виде нескольких пулеметов с калибром в 450 мм считалось устаревшим даже на тот момент. Было принято решение снабдить катер торпедами 533 мм, с присвоением номера АНТ-5. Производство следующей серии надолго затянулось из-за медленной поставки оборудования. После внесенных небольших изменений и прохождения испытаний, было принято решение изменить номер на Г-5, что означало «Глиссирующий катер 5-ой модели».

Конструкция торпедного катера

Материал корпуса изготовлен из сплава на основе алюминия с добавлением магния, марганца и меди. Корпус состоял из пяти отсеков – отсек управления, топливный, крайний носовой, моторный отсек и конечно же установка из торпедных аппаратов. Катер на своем борту вмещал максимально 11 человек, хотя документально по штату было рекомендовано, всего 6. Смотровое стекло было изготовлено из брони и на панели управления расположились два полубалансирных руля, также пара компасов, тахометры, термометр, аварийный контакт, столик с картами, прибор управления газом, а также ручной пулемёт для стрельбы. В установленный комплект помимо всего перечисленного многообразия, входили машины с постоянным током, производимой мощностью 250 ват, ламповый прожектор, два аккумулятора, радиостанция приемопередающая работая на дальность до 20 миль. Установленные две торпеды считались главным оружием на катере. На их месте была возможность размещать любое вооружение, например, вместо торпеды возможно было разместить четыре мины.

Модель торпедного катера с реактивной установкой

Торпедный катер типа Г-5 мог поддерживать в течении 15 минуть скорость до 51 узла. Для заправки катера использовали бензин.

Всего было выпушено 9 серий катеров данного типа. Основные различия между ними крылись в толщине обшивки, запасе топлива, двигателе и вооружении.

В 37 году прошлого столетия состоялась передача торпедных катеров типа Г-5 . Сделано это было из-за небольшой дальности плавания, которой не хватало для значительным водных границ СССР.

Позже данные торпедные катера успели поучаствовать не только в Великой Отечественной войне, но и в Корейской, которая в последующем для них оказалась последней. Впоследствии было принято решение уничтожить все имеющиеся катера. В Крыму, Латвии, Балтийске и Очакове были установлены памятники в честь памяти конструкторов торпедных катеров серии Г-5.

10 сентября 1943 г. в 2 часа 44 минуты пополуночи захваченный гитлеровцами Новороссийск ярко осветили взрывы авиабомб и тяжелых артиллерийских снарядов. Спустя минуту стремительные катера группы прорыва ударили торпедами по вражеским огневым точкам и высадили на молы штурмовые отряды, уничтожившие боносетевое заграждение. Тем временем катера группы атаки берега выпустили торпеды по пушкам и пулеметам, установленным у западного мола и на берегу Новороссийской бухты. Ровно через 12 минут после начала операции новая волна катеров прорвалась в порт, и мощные взрывы торпед сотрясли причалы. А в 3 часа 09 минут начал высаживаться в порту первый эшелон знаменитого Новороссийского десанта. Успех операции во многом был обеспечен боевыми действиями торпедных катеров типа Г-5.

К проектированию кораблей этого класса наши конструкторы приступили в середине 20-х годов, когда молодая Советская республика, еще стесненная в материальных средствах, решила противопоставить сверхдредноутам потенциальных противников крохотные и быстрые торпедные катера. В том, что такое противопоставление эффективно, убеждал опыт первой мировой войны.

К ее началу в Англии, Германии и Италии были построены довольно удачные торпедные катера. Лучшими из них по праву считались английские деревянные реданные глиссеры водоизмещением около 12 т. Вооруженные двумя торпедами и пулеметами, они развивали скорость до 41 узла и могли безнаказанно мчаться по минным полям. Но хотя итальянские катера были похуже, максимальный успех выпал именно на их долю. В течение года три австро-венгерских линкора, в том числе новейшие дредноуты были пущены на дно крохотными дешевыми катерами.

Несмотря на такой успех, в Англии, Германии и США торпедным катерам не уделяли особого внимания вплоть до 1935 года. Большую заинтересованность в этих кораблях проявили флоты Италии, Франции и СССР. 23 мая 1927 года Начальник Морских Сил (Наморси) докладывал Совету Труда и Обороны:

"Доношу предварительные результаты испытаний глиссера, построенного ЦАГИ по заказу технического управления ВМС:

1. Вес глиссера 8,9 т против 9,4 т по проекту.

2. Скорость

а) с одной торпедой 21 дюйм - 53 узла,
б) с двумя торпедами 18 дюймов - 52 узла,
в) без торпед - около 55 узлов.

3. Прочность корпуса, построенного из кольчугалюминия нашего производства, хорошая.

4. Мореходность вполне удовлетворительная.

5. В настоящее время Техническое управление ВМС уже заказало ЦАГИ еще один головной глиссер и переходит к серийному производству".

Деятельное участие в проектировании отечественных торпедных катеров принимал А. Н. Туполев.

Спустя год Наморси уже мог доложить: "Строительство 1-й очереди в количестве 6 единиц протекает удовлетворительно. Глиссер, послуживший прототипом для 1-й серии, вступил в строй Черноморского флота... ВМС РККА по распоряжению РВС СССР выдало Судотресту заказ еще на 24 единицы с готовностью 18 к осени 1929 года и 6 - к весне 1930 года".

1 ноября 1928 года в составе Балтийского флота появился первый дивизион торпедных катеров отечественной постройки.

Война показала, что предназначенные для нанесения торпедных ударов по крупным кораблям противника советские торпедные катера на деле оказались весьма универсальными. Дешевые, маленькие, маневренные, скоростные - они могли выполнять разную боевую работу: охранять конвои, ставить минные заграждения, ходить в разведку, высаживать в тыл врага диверсионные отряды.

Отлично действовали торпедные катера на коммуникациях противника. В августе-сентябре 1942 года эти корабли совершили 14 выходов и потопили в районе Феодосии и бухты Двуякорной 11 вражеских кораблей и судов. 1 августа отряд катеров вошел в Якорную бухту, потопил 2 баржи и, прикрываясь дымовой завесой, ушел к себе в базу; гитлеровцы же, не поняв, в чем дело, открыли зенитный огонь. 29 сентября тем же способом было потоплено 8 барж на Анапском рейде. Во всех боевых и в особенности десантных операциях торпедные катера выполняли роль передовых групп, высаживая на вражеский берег ударные отряды.

В первые дни войны, когда немецкие самолеты систематически забрасывали подходы к Севастопольской бухте магнитными и акустическими минами, торпедные катера превратились в тральщики. Правда, метод траления был необычным: в заминированном районе катер на полном ходу сбрасывал за борт глубинные бомбы. Пока они погружались на заданную глубину, катер успевал отходить от места взрыва на безопасное расстояние. Магнитные мины рвались от детонации, а акустические срабатывали от звука взрыва.

Рассчитанные для действий в стесненных прибрежных условиях, наши катера водоизмещением в 17 т и с двигателями мощностью в 2 тыс. л.с. не требовали сложного и тяжелого оборудования для постройки. На последних этапах войны, когда фашистские полчища уже катились на запад, советскому флоту понадобились катера, приспособленные для действия в открытых морях и на океанских просторах. Именно такие катера водоизмещением 50 т, со скоростью хода 40 узлов и с двигателем мощностью в 3600 л.с., обладающие высокой мореходностью, начали строиться судостроительными заводами и в больших количествах поступать на Северный и Тихоокеанский флоты.

Еще перед войной, стараясь восполнить недостаток крупных кораблей, советские моряки испытывали на черноморских катерах безоткатные орудия больших калибров, а когда появились, наконец, легкие и компактные реактивные установки, флот не упустил возможности установить их на катерах, в том числе и на торпедных. В течение месяца весной 1944 года две бригады таких катеров - прообразов современных торпедных и ракетных катеров - 268 раз выходили на коммуникации противника, потопив десятки фашистских кораблей и судов.

Г-5 – первый советский торпедный катер

14 марта 1930 года был спущен на воду первый советский торпедный катер АНТ-3 «Первенец».

Андрей Николаевич Туполев известен у нас как великий авиаконструктор, и мало кто знает, что из-под его кульмана вышли не только первый советский тяжёлый бомбардировщик , но и первый советский торпедный катер .

Заказ на проектирование первого в нашей стране глиссера для речных флотилий Андрей Николаевич Туполев получил еще в 1920 году, и уже следующим летом на реке Москве начались испытания ГАНТ-1 – однореданного глиссирующего катера водоизмещением 1 т. с двигателем в 160 л. с., развивавшего скорость до 75 км/ч. Вслед за первым образцом последовал второй – с воздушным винтом, и, когда в начале 1923 года Наркомат по морским делам РСФСР поставил вопрос о создании отечественных глиссирующих торпедных катеров. Центральному аэрогидродинамическому институту не пришлось начинать на пустом месте. Задел оказался таким, что ученые и конструкторы ЦАГИ почти сразу же смогли предоставить эскизный проект и смету на постройку ГАНТ-3 – так назвали новый катер в институте. По ряду причин дальнейшую разработку катера. прекратили. И только 2 февраля 1925 года Наркомат по морским делам выдал уточненное задание на торпедный катер, вооруженный одним пулеметом и одной торпедой, со скоростью не меньше 50 узлов, водяным винтом и мореходностью до 3 баллов. Корпус корабля должен был иметь водонепроницаемые переборки и приспособления дл подъема на борт крейсера. Желательна также броневая защита сверху от мелких осколков и пуль.
Туполев представил на рассмотрение два эскизных проекта – большого мореходного двухмоторного катера с одной 533-мм торпедой и малого одномоторного катера с одной 450-мм торпедой, предназначенного для подъема на корабли. Выбор пал на первый, но без утяжеляющих конструкцию переборок и с временным приспособлением для установки 450-мм торпеды. 30 июля 1925 года ЦАГИ приступил к изготовлению ГАНТ-3 , названного "Первенцем" (100). Доставленный по железной дороге в Севастополь, он 17 марта 1927 года был спущен на воду.
На испытаниях катера, продолжавшихся 4 месяца, обнаружили ряд конструктивных недостатков. Так, в кормовой части днища первоначально была установлена на петлях плоскость, угол атаки которой изменялся вертикальными винтами с маховиками. На испытаниях эта плоскость из-за ударов о камни и дно быстро оторвалась, и Туполев больше никогда не ставил на свои катера такого устройства. Оказалось также, что при волнении и ветре в 3-4 балла открытую рубку сильно заливало водой, а корпус испытывал резкие сотрясения, ударяясь днищем о воду. Катер к тому же плохо управлялся на заднем ходу, а прицельно стрелять из пулемета при скорости выше 30 узлов было практически невозможно. Но в целом "Первенец" оправдал ожидания проектировщиков: моторы работали безукоризненно, равно как приборы управления, а также электро– и радиооборудование. Можно было считать вполне удовлетворительными управляемость на переднем ходу, реверс, торпедную стрельбу и мореходность при волнении до 3 баллов. Сравнивая "Первенец" с одним из трофейных СМВ, выяснили, что английский катер уступал нашему и в скорости и в маневренности.
16 июля 1927 года опытный катер зачислили в состав военно-морских сил на Черном море.
B соответствии с этой программой уже 12 декабря 1926 года Техническое управление Наркомата по военным и морским делам предложило ЦАГИ создать новый, более совершенный, чем "Первенец", катер. При проектировании ГАНТ-4 (впоследствии названного "Туполев ") конструкторы учли недостатки, выявленные при испытаниях ГАНТ-3 . Так, на новом катере упразднили стабилизатор для регулировки угла атаки, увеличили развал носовой части, усилили корпус, приняли меры против коррозии кольчугалюминиевой обшивки, командирскую рубку сделали закрытой. Вооружение состояло из двух 450-мм торпед и одного пулемета.
ГАНТ-4 строили в Москве, в мастерских ЦАГИ , и спустили на воду в Севастополе 3 сентября 1928 года. И пока на Черном море шли испытания головного образца, на Балтике велась усиленная подготовка к серийному производству новых катеров. Первый из них, катер типа Ш-4 (101), спустили на воду 1 октября 1928 года, а 21 ноября его включили в списки флота. Прошло еще совсем немного времени – и флот стал быстро пополняться современными торпедными катерами. За четыре года их было выпущено 56 единиц, и это позволило сформировать соединенмий торпедных катеров на Балтике в 1928 году, на Черном море в 1929-м и на Тихом океане в 1939 году.


Пока промышленность осваивала выпуск серийных Ш-4, туполевский коллектив в ЦАГИ приступил к проектированию нового, более совершенного катера с двум отечественными двигателями и двумя торпедными аппаратами, названного Г-5 (глиссирующий № 5). Задание на такой корабль было выдано ЦАГИ 29 июня 1928 года, а уже через год – 13 июня 1929 года – начали строить опытный образец ГАНТ-5. Поскольку у нового катера обводы были почти такими же, как у ГАНТ-4, корпус изготовили сравнительно быстро, но потом дело застопорилось: подвели моторостроители. Пришлось экстренно закупить тысячесильные авиационные моторы Изотта-Фраскини, а затем приспосабливать их к работе в морских условиях. Поэтому катера отправили в Севастополь только 15 февраля 1933 года, а испытания затянулись до последних чисел декабря. Но зато результаты были получены выдающиеся...


Максимальная скорость без нагрузки составила 65,3 уз. Максимальная скорость в полной боевой нагрузке – 58 узлов. Мореходность была выше, чем у катеров типа "Туполев". Корпус ведет себя хорошо, нет вибрации, устойчив на курсе как без нагрузки, так и с торпедами и при различном состоянии моря (проверен до четырех баллов)... Комиссия считает, что настоящий торпедный катер является лучшим из существующих у нас как по вооружению, так и по техническим свойствам, и рекомендует его для серийной постройки..."
Скоростные характеристики катеров. шедших в серии, были скромнее, так как на них вместо двух моторов по 1000 в. с. стояли отечественные ГАМ-34 конструкции Микулина мощностью по 850 л. с. Испытания серийного Г-5 завершились в январе 1934 года, после чего начались поставки флоту легких торпедных катеров. За годы второй пятилетки (1933-1937 гг.) наша промышленность их выпустила 137, а к началу Великой Отечественной войны из 269 торпедных катеров, находившихся в строю, львиная доля приходилась именно на Г-5 , которые строились до 1944 года.
В процессе эксплуатации эти катера непрерывно модернизировались, повышались мореходность, прочность, живучесть и надежность. Совершенствовались и методы их боевого использования. Если в предвоенные годы торпедные катера считались составной частью ударной силы флота, предназначенной для уничтожения надводных боевых кораблей и транспортных судов противника в прибрежных водах, то война поставила перед катерниками множество новых задач. Экипажи торпедных катеров несли дозорную службу, конвоировали транспортные суда, ставили активные минные заграждения во вражеских водах, высаживали десанты, вели борьбу против подводных лодок и тралили фарватеры, бомбардируя глубинными бомбами немецкие донные неконтактные мины. Особенно трудные, а порой и необычные задания выполняли в годы Великой Отечественной войны черноморские катерники. Им приходилось конвоировать... поезда, идущие вдоль Кавказского побережья. Они стреляли торпедами по... береговым укреплениям Новороссийска. И наконец, обстреливали ракетами немецкие и румынские корабли и даже аэродромы.



При разработке операции по высадке десанта в Новороссийске торпедным катерам бригады поставили задачу уничтожить батареи и доты на новороссийском молу. И вот в ночь на 10 сентября 1943 года через 1 минуту 15 секунд после первого артиллерийская залпа наших кораблей советские катера выпустили торпеды... "Почти одновременный удар семи торпед по молу так тряхнул его, – вспоминал Проценко, – что малокалиберные автоматические пушки и пулеметы слетели с треног и очумевшие фашисты свалились с ног. А взрывы торпед, выпущенных под основание самого мощного дота на оконечности мола, разрушили его так, что тяжелая броневая плита придавила весь расчет. Уцелевшие фашисты не успели прийти в себя, когда на них навалились наши моряки-автоматчики.
Не менее интересным и необычным было боевое применение первых в истории ракетных катеров, которые начали поступать в бригаду летом 1943 года. На этих кораблях не было торпед, вместо них на удлиненной рубке устанавливалась пусковая установка с подвешенными к ней 132-мм реактивными снарядами.
В ночь на 11 июня 1943 года три ракетных и два торпедных катера вышли к Новороссийску, чтобы подавить вражескую четырехорудийиуюбатарею, досаждавшую нашим войскам и кораблям на Южной Озерейке. Скрытно заняв исходную позицию. катерники дождались, когда летчики сбросят осветительные бомбы, после чего к берегу на полном ходу устремились два торпедных катера, чтобы вызвать на себя огонь вражеских орудий. Как только в 2 часа 18 минут прогремели первые выстрелы, ракетные катера дали пристрелочный залп, я легший у кромки берега, а потом небо прочертили десятки оранжево-красных хвостов от реактивных снарядов. На берегу взметнулись к небу огненные столбы, заполыхало пламя. Через несколько дней сдавшийся в плен румынский офицер рассказал, что снаряды "катюш" падали с большой точностью От их разрывов взлетели в воздух штабеля заготовленных для стрельбы боеприпасов. В результате три из четырех орудий были выведены из строя и почти вся прислуга уничтожена.
В ночь на 28 августа четыре ракетных катера совершили огневой налет анапский аэродром, а три дня спустя эти же ракетоносцы, находясь в дозоре, огнем своих установок сумели рассеять девять вражеских катеров.

Г-5 продолжили службу и после войны. Благодаря немагнит ному корпусу, они использовались при разминировании полей мин магнитно-контактного действия.

Последним оператором торпедных катеров Г-5 стала Корейская Народно-Демократическая Республика, получившая в конце 40-х годов из СССР пять катеров этого типа.

Смотрите также:

Предыдущие дни в русской истории :

Торпедные катера типа «Г-5» - проект советских глиссирующих торпедных катеров, созданный в 1930-х годах.

История проектирования

29 июня 1928 года ЦАГИ под руководством известного авиаконструктора А. Н. Туполева было выдано задание на строительство глиссирующего торпедного катера с двумя отечественными двигателями и двумя торпедными аппаратами. 13 июня 1929 началось строительство опытного образца ГАНТ-5, обводы которого были точно такими же, как у Ш-4. Промышленность не смогла обеспечить проект необходимой силовой установкой, в связи с чем пришлось закупать двигатели «Изотта-Фраскини» мощностью 1000 л. с.

История строительства

Катер отправили в Севастополь на испытания только 15 февраля 1933 года. Во время испытаний катер без вооружения достиг скорости 65,3 узлов, а в полной боевой нагрузке - 58 узлов. Однако, на серийные катера стали устанавливать отечественные двигатели (2 × 850 л. с. вместо 2 × 1000 л.с. на опытном образце). Испытания первых серийных катеров завершились в январе 1934 года. Строительством занимался завод имени Андре Марти (завод № 194) в Ленинграде. Всего было построено свыше 300 единиц всех серий.

Конструкция

Материал корпуса - дюралюминиевый, как и у катеров типа Ш-4. Килевая балка коробчатой формы, 10 шпангоутов - закрытые профиля. Обшивка крепилась с помощью заклёпок.

4 поперечными водонепроницаемыми переборками корпус разделен на 5 отсеков: I - форпик; II - моторный; III - отсек управления; IV - топливный; V - жёлобные торпедные аппараты (ТА). Экипаж по штату - 6 человек (практически иногда доходил до 11 человек).

Два полубалансирных руля. Переднее смотровое стекло бронированное.

Силовая установка

Два авиационных мотора АМ-34 конструкции Микулина производства завода № 24. Для работы в морских условиях моторы были модернизированы (сняты нагнетатели) и получили обозначение ГАМ-34. Частота вращения 2000 об/мин. Трёхлопастные гребные винты диаметром 680 мм. Для бесшумного хода выхлоп мог переключаться на подводный.

Могли поддерживать максимальную скорость в течение 15 минут, полную - 1 час, экономическую - 7 часов.

Горючее - бензин Б-74 или смесь из 70 % Б-70 и 30 % спирта.

Электроустановка - две динамомашины постоянного тока мощностью по 250 Вт каждая.

1 сентября 1934 года в мастерских ЦАГИ заложили Г-6 (увеличенный Г-5) - который должен был стать головным катером. Но в серию он не пошел.

Боевое применение

1 мая 1937 года на палубе испанского грузового судна Santo Tome в Картахену прибыли четыре Г-5, где их встречал Н. Г. Кузнецов (тогда еще советский военно-морской атташе в Испании). Уже тогда стала очевидна их низкая профпригодность, 2 из них были потеряны.

На Северном флоте служил только один Г-5 (№ 16), который из-за малого радиуса действия из боевой единицы был переведён в плавсредство.

На других театрах военных действий ситуация сложилась так, что только один раз за всю Великую Отечественную войну торпедные катера этого типа вышли в атаку на крупное соединение кораблей германских Кригсмарине. Германское соединение в составе крейсеров «Лейпциг», «Эмден» и эсминцев «Т-7», «Т-8», «Т-11» при участии тральщиков из 17-й флотилии обстреливали советские войска на полуострове Сырве. На перехват им вышли 4 торпедных катера. Описание развития дальнейших событий разнятся в зависимости от того, кто их описывает. Подтверждённым фактом является то, что немецкие корабли ушли и больше для обстрела советских войск на Саарема не участвовали.

В подавляющем большинстве остальных случаев боевого применения торпедные катера использовались не по прямому назначению: для высадки десанта, постановки минных заграждений, доставки грузов, обстрела побережья, противоборства с катерами и минными тральщиками противника,связи,разведки. Активно Г-5 применялся для нарушения морских коммуникаций противника.

5 катеров Г-5 в период войны попали также и в руки противника - два ТКА ((№111, №163) были захвачены немецкими войсками на Черном море и Балтике, три (№54, №64, №141) - финнами. Последние вошли в состав ВМС Финляндии (V-3, V-1 и V-2 соответственно), но после выхода Финляндии из войны в 1944 году возвращены СССР. Наиболее результативным из них, в составе ВМС Финляндии, оказался V-2, потопивший совместно с двумя другими финскими ТКА канонерскую лодку Балтийского флота «Красное Знамя».

В годы ВОВ, на черноморском флоте находилось 2 бригады торпедных катеров (Новороссийская и Севастопольская бригады). Обе принимали активное участие в боевых действия. Благодаря скорости, и деревянному корпусу использовались при разминировании полей мин магнитно-контактного действия.

Последним оператором торпедных катеров Г-5 стала Корейская Народно-Демократическая Республика, получившая в конце 40-х годов из СССР 5 катеров этого типа. 2 июля 1950 г. северо-корейский отряд из 4-х катеров Г-5 попытался атаковать крейсера союзников «Джюно» (США) и «Джамайка» (Великобритания), блокировавших прибрежные воды в районе Чумунжина, но были обнаружены противником и почти все уничтожены артиллерийским огнем (спастись удалось лишь 1 катеру) так и не выпустив торпед.