По советской документации лодки 633 проекта строились в Китае и Северной Корее. Шесть ПЛ пр.633 поставлено в Египет 1966-1968 годах. Две ПЛ - в Болгарию в 1984 и 1986 годах. Две ПЛ - в Алжир в январе 1982 года (С-7) и феврале 1983 года (С-28). Две ПЛ - в Сирию в 1985 и 1986 годах.

История проектирования Проектирование ПЛ пр.633 было начато по Постановлению СМ N 1454-808 от 9.08.1955 г. Проектирование велось в ЦКБ-112, главным конструктором проекта был З.А. Дерибин, заместителями - А.К. Назаров и Е.В. Крылов, главным наблюдающим от ВМФ был И.И. Чуфрин. Технический проект N 633 был утвержден постановлением СМ N 1117-580 от 15 августа 1956 года. Подводная лодка пр.633 двухкорпусная, по своим главным размерениям близка к ПЛ пр.613, по характеру же обводов наиболее соответствует ПЛ пр.611, в котором форма миделевого сечения приближается к окружности. Обводы корпуса ПЛ в основном подчинены обеспечению большей ходкости в подводном положении за счет надводных характеристик. Рубка и ее ограждение выполнены относительно малых размеров и обтекаемой формы (за счет некоторого стеснения ходовой вахты) - для уменьшения сопротивления при ходе в подводном положении. Размерения лодки проектировались с учетом возможности транспортировки по Волго-Балтийскому, Волго-Донскому и Беломорско-Балтийскому водным путям в плавучих доках. До реконструкции Мариинской системы на участке Черновец-Вытегра транспортировка лодок предусматривалась в специальных облегченных доках пр.768 при максимальной разгрузке лодок, а также в доках пр.28К при снятой аккумуляторной батарее. Прочный корпус делится на семь отсеков шестью водонепроницаемыми переборками. В отсеках ПЛ размещено следующее основное оборудование. В первом отсеке (торпедном) расположены торпедные аппараты, запасные торпеды или мины на специальных стеллажах, торпедопогрузочный люк, 13 коек для команды, приводы носовых горизонтальных рулей и шпиля, пост аварийного продувания систем главного балласта.

Во втором отсеке (аккумуляторном) расположены: одна группа аккумуляторной батареи и емкости для дистиллированной воды, каюта командира, две двухместные каюты и кают-компания офицерского состава, рубка радиосвязи, помещение умывальной, батарейный автомат, 5 баллонов ВВД и цистерна пресной воды. В третьем отсеке (центральный пост) расположены: рубки радиолокации, гидроакустики и штурманская с аппаратурой, посты управления рулями, погружения и вентиляции, управления дифферентной системой, станции ВВД и ВСД, аппаратура ПУТС, автоматический регулятор напряжения и гирокомпас. В трюме центрального поста расположены: пост управления трюмной системой и главными осушительными насосами, насосная установка системы гидравлики, аппаратура лага, провизионная кладовая с рефрижераторной установкой, шифр-пост, гальюн, цистерны пресной воды и грязной воды. Кроме того, в центральном посту расположены подъемно-мачтовые выдвижные устройства рамочной антенны, антенны ВАН-C, станции Накат, перископной атаки и зенитный, подъемно-поворотное устройство антенной станции Флаг. В четвертом отсеке (аккумуляторном) размещены: вторая группа аккумуляторной батареи и емкости для дистиллированной воды, кают-компания и кубрик для рядового и старшинского состава на 20 спальных мест, помещения камбуза и душевой, три баллона ВВД, батарейный автомат и пульт дистанционного управления дизелями, а также цистерна чистого масла. В пятом отсеке (дизельном) расположены: два двигателя 37Д со вспомогательными механизмами и трубопроводами, валопроводы и второй пост управления дизелями. Кроме того, в отсеке расположены; электрокомпрессор, электровентиляторы общесудовой и батарейной вентиляции, система кондиционирования воздуха, цистерны циркуляционного и чистого масла, цистерна сточного топлива и цистерна грязной воды.

В шестом отсеке (электромоторном) расположены: два главных гребных электродвигателя ПГ-101 со щитами управления, два электродвигателя экономического хода ПГ-103 и щит управления ими, валопроводы с муфтами, две трехместные каюты для старшинского и рядового состава, сточный баллон гальюна, цистерна чистого масла и цистерна грязной воды. В седьмом отсеке (кормовом торпедном) расположены: торпедные аппараты с трубопроводами, устройство для хранения торпед, входной люк, четыре подвесных койки, трюмный насос 2П-1 и гальюн с умывальником, цистерны - дифферентная и кольцевого зазора, а также цистерна пресной воды. Прочный корпус сварной, выполнен из стали повышенной прочности марки АК-25. Прочный корпус длиной 59,4 м состоит из цилиндров (диаметром 5 300 мм в районе центрального поста и 4 900 мм в остальных участках) и усеченных конусов в концевых отсеках. Вертикальный, кормовые и носовые горизонтальные рули балансирного типа, сварной конструкции, обтекаемой формы. Управление вертикальным рулем и горизонтальными рулями производится посредством гидропривода из центрального поста. В качестве резервного средства управления кормовыми горизонтальными рулями предусмотрен электропривод. Переключение с гидравлического на электрический привод и управление рулями с помощью электропривода производится из центрального поста. Предусмотрено управление вертикальным рулем в режиме надводного хода с мостика, посредством механического привода к манипулятору в центральном посту.

Для обеспечения жизнедеятельности и спасения команды из затонувшей ПЛ, на последней три отсека-убежища выгорожены прочными сферическими переборками, испытанными на 20 кгс/см2 со стороны вогнутости и на 7 кгс/см2 со стороны выпуклости. Торпедные аппараты оборудованы специальной системой, обеспечивающей выход команды в снаряжении ИСП с глубин до 120 метров, способом шлюзования аппаратов и способом затопления отсека с глубины до 100 метров. Центральный пост и прочная рубка, выполненная как шлюзовая камера, обеспечивают выход команды в снаряжении ИСП с глубин до 100 метров. На лодке обеспечена возможность спасения команды из кормовой части лодки с помощью специального колокола с глубин до 200 метров, что является новым по сравнению с предыдущими проектами. Система топлива и замещения состоит из топливных цистерн полезной емкостью 144,03 м3 и топливно-балластных цистерн полезной емкостью 155,12 м3. Согласно проекту расчетные безопасные радиусы корпусных конструкций ПЛ при взрывах атомной бомбы среднего калибра: при подводном взрыве для прочного корпуса - 1 600 м, для цистерны главного балласта -1 100 - 1 600 м; при воздушном взрыве для цистерны главного балласта - 1 390 - 1 850 м, для надстройки - 1 900 м. В прочном корпусе расположены 8 торпедных аппаратов калибра 533 мм.

Шесть носовых торпедных аппаратов расположены двумя вертикальными рядами параллельно диаметральной плоскости ПЛ, а два кормовых - симметрично относительно диаметральной плоскости, с том растворения между осями труб 3°. Погрузка торпед и мин в ПЛ осуществляется при помощи торпедно-минно-погрузочного устройства, обеспечивающего погрузку полного комплекта (14 торпед) за 10 часов, без учета времени подготовки лодки к приему боезапаса. Время погрузки полного комплекта мин (28-16 мин в аппраты и 12 в стеллажи) равно 9 часам. На ПЛ пр.633 установлена серийная система ПУТС Ленинград-633. Вырабатываемые системой ПУТС Ленинград-633 данные торпедной стрельбы (движение торпед по направлению и характер зигзага) автоматически и непрерывно передаются в торпедные отсеки и устанавливаются в торпеды, находящиеся в трубах аппаратов, приводами управления гироскопическими приборами (УПМ-Э). Установка глубины хода на гиростатах торпед производится приводом ПУГ вручную из отсека. Дальности работы ПУТС до 100 каб (18,5 км). Гребные винты с обтекателями вращаются в насадках. Винты шестилопастные, малошумные, переменного шага, диаметром 1,6 метра. Проектом была предусмотрена возможность установки четырехлопастных гребных винтов. Такие винты были установлены на второй ПЛ пр.633 - С-351 и показали неудовлетворительные результаты. Экипаж лодки по штату - 52 человека, в тем числе 9 офицеров. Всего на корабле 55 спальных мест. Средняя свободная площадь на одного человека в жилых отсеках - 0,8 м2, объем - 9 м3.

Строительство и испытания Головная ПЛ С-350 (зав. N 331) была заложена на стапеле N 3 завода "Красное Сормово" 22.10.1957 г., спущена на воду 30.05.1958 г. Заводские ходовые испытания лодка прошла с 22.10 по 20.12.1958 г. Государственные испытания С-350 проведены с 21.12.1958 г. по 31.08.1958 г. на Черном море, а затем продолжены на Северном флоте. Входе испытаний проведен прием топлива с танкера Сейма на ПЛ С-350 на ходу при скорости танкера 6 узлов, волнении моря 2-3 балла. Всего было принято 75,2 т топлива за 1 час 40 мин. Расчетное время приема топлива во все топливно-балластные цистерны (252 т) - 6 часов 05 минут. В ходе испытаний было выстрелено 18 торпед типа 53-56, ЭТ-56, ЭТ-46 и 53-39МП. Все стрельбы прошли безотказно. Время перезарядки шести торпедных аппаратов торпедами ЭТ-46 - 40 минут, торпедами других образцов - 70 минут, вместо 20 минут по проекту. В ходе испытаний была осуществлена двухсторонняя связь С-350 с узлами связи КБФ (830 миль), ККФ (720 миль) и СФ (1750 миль). Результаты связи хорошие. Кроме того, проверена связь на шестиметровую штыревую антенну с узлом связи ТОФ (Владивосток), результаты хорошие. Ход ПЛ в режиме РДП: минимальный 5 узлов под одним дизелем, 10 узлов под двумя дизелями. Недостатком РДП является прием забортной воды (до 400 л) при ходе 8-10 узлов при волнении моря в 4 балла. Результаты испытаний радиолокационных и гидроакустических станций. РЛС Флаг по эсминцу 56 проекта: в подводном положении ПЛ - 120 каб (22,2 км). Поисковая станция Накат по эсминцу пр.30-бис (С-350 под перископом);при работе станции Риф - 150 каб (27,8 км); при работе станции Залп - 220 каб (40,7 км); то же по самолету с РЛС (С-350 в надводном положении) 252-300 каб (46,6-55,5 км);

Гидроакустическая станция Арктика-М: а) по крейсеру пр.68, идущему со скоростью 20 узлов, при маневрировании ПЛ на глубине 50 м со скоростью 12,5 узлов: дальность шумопеленгования в режиме автоматического сопровождения - 125 каб (23,15 км), дальность эхопеленгования (измерения диапазона) - 41 каб (7,6 км); б) по эсминцу пр.56, идущему со скоростью 20 узлов, при маневрировании ПЛ на глубине 80 м со скоростью 5,5 узла: дальность шумо-пеленгования - 100 каб (18,5 км), дальность эхопеленгования - 29 каб (5,4 км). На испытаниях выявлена неэффективность гидрологической станции кругового обзора Тулома. На ее экране практически невозможно отличить пеленгуемую цель от ложных целей (засветок), создаваемых гидродинамическими и шумовыми помехами. Решением замглавкома ВМФ от 15 ноября 1958 года станция Тулома на вооружение не принята, а дальнейшая ее разработка прекращена. Всего в 1959-1962 годах на заводе "Красное Сормово" было построено 22 ПЛ пр.633: С-4, С-6, С-7, С-9, С-11, С-28, С-34, С-36, С-37, С-38, С-41, С-49, С-53, С-57, С-101, С-128, С-212, С-323, С-350, С-351, С-352 и С-354. По советской документации лодки 633 проекта строились в Китае и Северной Корее. Шесть ПЛ пр.633 поставлено в Египет 1966-1968 годах. Две ПЛ - в Болгарию в 1984 и 1986 годах. Две ПЛ - в Алжир в январе 1982 года (С-7) и феврале 1983 года (С-28). Две ПЛ - в Сирию в 1985 и 1986 годах. Подводная лодка С-350 погибла при взрыве 11 января 1962 года. С-37 в 1967 году переоборудована по пр.6ЗЗЛ (для исследования обтекаемости корпуса и испытания новых гидроакустических станций). Черноморские ПЛ С-11 и С-49 переоборудованы в опытовые ПЛ пр.6ЗЗРВ. В носовой части лодки получили надстройку с двумя 650-мм торпедными аппаратами для испытания новых торпед.

Русская Цивилизация

Проектирование ПЛ «633 Ромео» было начато по Постановлению СМ №1454-808 от 9.08.1955 г. Проектирование велось в ЦКБ-112, главным конструктором проекта был З.А.Дерибин, заместителями-А.К.Назаров и Е.В.Крылов, главным наблюдающим от ВМФ был И.И.Чуфрин.

Технический проект «633 Ромео» был утвержден постановлением СМ №1117-580 от 15 августа 1956 года.

Подводная лодка «633 Ромео» двухкорпусная. Обводы корпуса ПЛ в основном подчинены обеспечению большей ходкости в подводном положении за счет надводных характеристик.

Рубка и ее ограждение выполнены относительно малых размеров и обтекаемой формы (за счет некоторого стеснения ходовой вахты) - для уменьшения сопротивления при ходе в подводном положении.

Размерения лодки проектировались с учетом возможности транспортировки по Волго-Балтийскому, Волго-Донскому и Беломорско-Балтийскому водным путям в плавучих доках. До реконструкции Мариинской системы на участке Черновец-Вытегра транспортировка лодок предусматривалась в специальных облегченных доках.

Прочный корпус делится на семь отсеков шестью водонепроницаемыми переборками. В отсеках ПЛ размещено следующее основное оборудование.

В первом отсеке (торпедном) расположены торпедные аппараты, запасные торпеды или мины на специальных стеллажах, торпедопогрузочный люк, 13 коек для команды, приводы носовых горизонтальных рулей и шпиля, пост аварийного продувания систем главного балласта.

Во втором отсеке (аккумуляторном) расположены: одна группа аккумуляторной батареи и емкости для дистиллированной воды, каюта командира, две двухместные каюты и кают-компания офицерского состава, рубка радиосвязи, помещение умывальной, батарейный автомат, 5 баллонов ВВД и цистерна пресной воды.

В третьем отсеке (центральный пост) расположены: рубки радиолокации, гидроакустики и штурманская с аппаратурой, посты управления рулями, погружения и вентиляции, управления дифферентной системой, станции ВВД и ВСД, аппаратура ПУТС, автоматический регулятор напряжения и гирокомпас.

В трюме центрального поста расположены: пост управления трюмной системой и главными осушительными насосами, насосная установка системы гидравлики, аппаратура лага, провизионная кладовая с рефрижераторной установкой, шифр-пост, гальюн, цистерны пресной воды и грязной воды.

Кроме того, в центральном посту расположены подъемно-мачтовые выдвижные устройства рамочной антенны, антенны ВАН-C, станции «Накат», перископной атаки и зенитный, подъемно-поворотное устройство антенной станции «Флаг».

В четвертом отсеке (аккумуляторном) размещены: вторая группа аккумуляторной батареи и емкости для дистиллированной воды, кают-компания и кубрик для рядового и старшинского состава на 20 спальных мест, помещения камбуза и душевой, три баллона ВВД, батарейный автомат и пульт дистанционного управления дизелями, а также цистерна чистого масла.

В пятом отсеке (дизельном) расположены: два двигателя 37Д со вспомогательными механизмами и трубопроводами, валопроводы и второй пост управления дизелями. Кроме того, в отсеке расположены; электрокомпрессор, электровентиляторы общесудовой и батарейной вентиляции, система кондиционирования воздуха, цистерны циркуляционного и чистого масла, цистерна сточного топлива и цистерна грязной воды.

В шестом отсеке (электромоторном) расположены: два главных гребных электродвигателя «ПГ-101» со щитами управления, два электродвигателя экономического хода «ПГ-103» и щит управления ими, валопроводы с муфтами, две трехместные каюты для старшинского и рядового состава, сточный баллон гальюна, цистерна чистого масла и цистерна грязной воды.

В седьмом отсеке (кормовом торпедном) расположены: торпедные аппараты с трубопроводами, устройство для хранения торпед, входной люк, четыре подвесных койки, трюмный насос «2П-1» и гальюн с умывальником, цистерны - дифферентная и кольцевого зазора, а также цистерна пресной воды.

Прочный корпус сварной, выполнен из стали повышенной прочности марки АК-25. Прочный корпус длиной 59,4 м состоит из цилиндров (диаметром 5300 мм в районе центрального поста и 4900 мм в остальных участках) и усеченных конусов в концевых отсеках.

Вертикальный, кормовые и носовые горизонтальные рули балансирного типа, сварной конструкции, обтекаемой формы. Управление вертикальным рулем и горизонтальными рулями производится посредством гидропривода из центрального поста. В качестве резервного средства управления кормовыми горизонтальными рулями предусмотрен электропривод. Переключение с гидравлического на электрический привод и управление рулями с помощью электропривода производится из центрального поста. Предусмотрено управление вертикальным рулем в режиме надводного хода с мостика, посредством механического привода к манипулятору в центральном посту.

Рубка подводной лодки «633 Ромео» с поднятыми выдвижными устройствами

Для обеспечения жизнедеятельности и спасения команды из затонувшей ПЛ, на последней три отсека-убежища выгорожены прочными сферическими переборками, испытанными на 20 кгс/см2 со стороны вогнутости и на 7 кгс/см2 со стороны выпуклости.

Торпедные аппараты оборудованы специальной системой, обеспечивающей выход команды в снаряжении ИСП с глубин до 120 метров, способом шлюзования аппаратов и способом затопления отсека с глубины до 100 метров.

Центральный пост и прочная рубка, выполненная как шлюзовая камера, обеспечивают выход команды в снаряжении ИСП с глубин до 100 метров.

На лодке обеспечена возможность спасения команды из кормовой части лодки с помощью специального колокола с глубин до 200 метров, что является новым по сравнению с предыдущими проектами.

Система топлива и замещения состоит из топливных цистерн полезной емкостью 144,03 м3 и топливно-балластных цистерн полезной емкостью 155,12 м3.

Погрузка торпед и мин в ПЛ осуществляется при помощи торпедно-минно-погрузочного устройства, обеспечивающего погрузку полного комплекта (14 торпед) за 10 часов, без учета времени подготовки лодки к приему боезапаса. Время погрузки полного комплекта мин (28-16 мин в аппраты и 12 в стеллажи) равно 9 часам.

На «633 Ромео» установлена серийная система ПУТС «Ленинград-633». Вырабатываемые системой ПУТС «Ленинград-633» данные торпедной стрельбы (движение торпед по направлению и характер зигзага) автоматически и непрерывно передаются в торпедные отсеки и устанавливаются в торпеды, находящиеся в трубах аппаратов, приводами управления гироскопическими приборами (УПМ-Э). Установка глубины хода на гиростатах торпед производится приводом «ПУГ» вручную из отсека. Дальности работы ПУТС до 100 каб (18,5 км).

Гребные винты с обтекателями вращаются в насадках. Винты шестилопастные, малошумные, переменного шага, диаметром 1,6 метра. Проектом была предусмотрена возможность установки четырехлопастных гребных винтов.

По советской документации лодки «633 Ромео» строились в Китае и Северной Ко

Проектирование ПЛ пр.633 было начато по Постановлению СМ №1454-808 от 9.08.1955 г. Проектирование велось в ЦКБ-112, главным конструктором проекта был З.А.Дерибин, заместителями - А.К.Назаров и Е.В.Крылов, главным наблюдающим от ВМФ был И.И.Чуфрин. Технический проект №633 был утвержден Постановлением СМ №1117-580 от 15 августа 1956 года. Подводная лодка пр.633 двухкорпусная, по своим главным размерениям близка к ПЛ пр.613, по характеру же обводов наиболее соответствует ПЛ пр.611, в котором форма миделевого сечения приближается к окружности. Обводы корпуса ПЛ в основном подчинены обеспечению большей ходкости в подводном положении за счет надводных характеристик.

Рубка и ее ограждение выполнены относительно малых размеров и обтекаемой формы (за счет некоторого стеснения ходовой вахты) - для уменьшения сопротивления при ходе в подводном положении. Размерения лодки проектировались с учетом возможности транспортировки по Волго-Балтийскому, Волго-Донскому и Беломорско-Балтийскому водным путям в плавучих доках. До реконструкции Мариинской системы на участке Черновец-Вытегра транспортировка лодок предусматривалась в специальных облегченных доках пр.768 при максимальной разгрузке лодок, а также в доках пр.28К при снятой аккумуляторной батарее. Прочный корпус делится на семь отсеков шестью водонепроницаемыми переборками. В отсеках ПЛ размещено следующее основное оборудование.

В первом отсеке (торпедном) расположены: торпедные аппараты, запасные торпеды или мины на специальных стеллажах, торпедопогрузочный люк, 13 коек для команды, приводы носовых горизонтальных рулей и шпиля, пост аварийного продувания систем главного балласта. Во втором отсеке (аккумуляторном) расположены: одна группа аккумуляторной батареи и емкости для дистиллированной воды, каюта командира, две двухместные каюты и кают-компания офицерского состава, рубка радиосвязи, помещение умывальной, батарейный автомат. 5 баллонов ВВД и цистерна пресной воды. В третьем отсеке (центральный пост) расположены: рубки радиолокации, гидроакустики и штурманская с аппаратурой, посты управления рулями, погружения и вентиляции, управления дифферентной системой, станции ВВД и ВСД, аппаратура ПУТС, автоматический регулятор напряжения и гирокомпас. В трюме центрального поста расположены: пост управления трюмной системой и главными осушительными насосами, насосная установка системы гидравлики, аппаратура лага, провизионная кладовая с рефрижераторной установкой, шифр-пост, гальюн, цистерны пресной воды и грязной воды.

Кроме того, в центральном посту расположены подъемно-мачтовые выдвижные устройства рамочной антенны, антенны ВАН-С, станции «Накат», перископной атаки и зенитный, подъемно-поворотное устройство антенной станции «Флаг». В четвертом отсеке (аккумуляторном) размещены: вторая группа аккумуляторной батареи и емкости для дистиллированной воды, кают-компания и кубрик для рядового и старшинского состава на 20 спальных мест, помещения камбуза и душевой, три баллона ВВД, батарейный автомат и пульт дистанционного управления дизелями, а также цистерна чистого масла. В пятом отсеке (дизельном) расположены: два двигателя 37Д со вспомогательными механизмами и трубопроводами, валопроводы и второй пост управления дизелями. Кроме того, в отсеке расположены: электрокомпрессор, электровентиляторы общесудовой и батарейной вентиляции, система кондиционирования воздуха, цистерны циркуляционного и чистого масла, цистерна сточного топлива и цистерна грязной воды.

В шестом отсеке (электромоторном) расположены: два главных гребных электродвигателя «ПГ-101» со щитами управления, два электродвигателя экономического хода «ПГ-103» и щит управления ими, валопроводы с муфтами, две трехместные каюты для старшинского и рядового состава, сточный баллон гальюна, цистерна чистого масла и цистерна грязной воды. В седьмом отсеке (кормовом торпедном) расположены: торпедные аппараты с трубопроводами, устройство для хранения торпед, входной люк, четыре подвесных койки, трюмный насос «2П-1» и гальюн с умывальником, цистерны - дифферентная и кольцевого зазора, а также цистерна пресной воды. Прочный корпус сварной, выполнен из стали повышенной прочности марки АК-25. Прочный корпус длиной 59,4 м состоит из цилиндров (диаметром 5300 мм в районе центрального поста и 4900 мм в остальных участках) и усеченных конусов в концевых отсеках.

Вертикальный, кормовые и носовые горизонтальные рули балансирного типа, сварной конструкции, обтекаемой формы. Управление вертикальным рулем и горизонтальными рулями производится посредством гидропривода из центрального поста, в качестве резервного средства управления кормовыми горизонтальными рулями предусмотрен электропривод. Переключение с гидравлического на электрический привод и управление рулями с помощью электропривода производится из центрального поста. Предусмотрено управление вертикальным рулем в режиме надводного хода с мостика, посредством механического привода к манипулятору в центральном посту. Для обеспечения жизнедеятельности и спасения команды из затонувшей ПЛ, на последней три отсека-убежища выгорожены прочными сферическими переборками, испытанными на 20 кгс/см со стороны вогнутости и на 7 кгс/см со стороны выпуклости.

Торпедные аппараты оборудованы специальной системой, обеспечивающей выход команды в снаряжении ИСП с глубин до 120 метров, способом шлюзование аппаратов и способом затопления отсека с глубины до 100 метров. Центральный пост и прочная рубка, выполненная как шлюзовая камера, обеспечивают выход команды в снаряжении ИСП с глубин до 100 метров. На лодке обеспечена возможность спасения команды из кормовой части лодки с помощью специального колокола с глубин до 200 метров, что является новым по сравнению с предыдущими проектами. Система топлива и замещения состоит из топливных цистерн полезной емкостью 144,03 м и топливно-балластных цистерн полезной емкостью 155,12. Согласно проекту расчетные безопасные радиусы корпусных конструкций ПЛ при взрывах атомной бомбы среднего калибра;
- при подводном взрыве для прочного корпуса - 1600 м, для цистерны главного балласта - 1100-1600 м;
- при воздушном взрыве для цистерны главного балласта - 1390-1850 м, для надстройки -1900 м.

В прочном корпусе расположены 8 торпедных аппаратов калибра 533 мм. Шесть носовых торпедных аппаратов расположены двумя вертикальными рядами параллельно диаметральной плоскости ПЛ, а два кормовых - симметрично относительно диаметральной плоскости, с учетом растворения между осями труб 3°. Погрузка торпед и мин в ПЛ осуществляется при помощи торпедно-минно-погрузочного устройства, обеспечивающего погрузку полного комплекта (14 торпед) за 10 часов, без учета времени подготовки лодки к приему боезапаса. Время погрузки полного комплекта мин (28-16 мин в аппараты и 12 в стеллажи) равно 9 часам.

На ПЛ пр.633 установлена серийная система ПУТС «Ленинград-633». Вырабатываемые системой ПУТС «Ленинград-633» данные торпедной стрельбы (движение торпед по направлению и характер зигзага) автоматически и непрерывно передаются в торпедные отсеки и устанавливаются в торпеды, находящиеся в трубах аппаратов, приводами управления гироскопическими приборами (УПМ-Э). Установка глубины хода на гиростатах торпед производится приводом «ПУГ» вручную из отсека. Дальности работы ПУТС до 100 каб (18,5 км). Гребные винты с обтекателями вращаются в насадках. Винты шестилопастные, малошумные, переменного шага, диаметром 1,6 метра. Проектом была предусмотрена возможность установки четырехлопастных гребных винтов. Такие винты были установлены на второй ПЛ пр.633 - «С-351» и показали неудовлетворительные результаты. Экипаж лодки по штату - 52 человека, в том числе 9 офицеров. Всего на корабле 55 спальных мест. Средняя свободная площадь на одного человека в жилых отсеках - 0,8 м, объем

Строительство и испытания
Головная ПЛ «С-350» (зав.№331) была заложена на стапеле №3 завода «Красное Сормово» 22.10.1957 г., спущена на воду 30.05.1958 г. Заводские ходовые испытания лодка прошла с 22.10 по 20.12.1958 г. Государственные испытания «С-350» проведены с 21.12.1958 г. по 31.08.1958 г. на Черном море, а затем продолжены на Северном флоте. В ходе испытаний проведен прием топлива с танкера «Сейма» на ПЛ «С-350» на ходу при скорости танкера 6 узлов, волнении моря 2-3 балла. Всего было принято 75,2 т топлива за 1 час 40 мин. Расчетное время приема топлива во все топливно-балластные цистерны (252 т) - 6 часов 05 минут. В ходе испытаний было выстрелено 18 торпед типа «53-56», ЭТ-56, ЭТ-46 и 53-39МП. Все стрельбы прошли безотказно. Время перезарядки шести торпедных аппаратов торпедами ЭТ-46 - 40 минут, торпедами других образцов - 70 минут, вместо 20 минут по проекту.

В ходе испытаний была осуществлена двухсторонняя связь «С-350» с узлами связи КБФ (830 миль), ККФ (720 миль) и СФ (1750 миль). Результаты связи хорошие. Кроме того, проверена связь на шестиметровую штыревую антенну с узлом связи ТОФ (Владивосток), результаты хорошие. Ход ПЛ в режиме РДП: минимальный 5 узлов под одним дизелем, 10 узлов под двумя дизелями. Недостатком РДП является прием забортной воды (до 400 л) при ходе 8-10 узлов при волнении моря в 4 балла. Результаты испытаний радиолокационных и гидроакустических станций. РЛС «Флаг» по эсминцу 56 проекта: в подводном положении ПЛ - 120 каб (22,2 км). Поисковая станция «Накат» по эсминцу пр.30-бис («С-350» под перископом): при работе станции «Риф» - 150 каб (27,8 км); при работе станции «Залп» - 220 каб (40,7 км);

То же по самолету с РЛС («С-350» в надводном положении) 252-300 каб (46,6-55,5 км);
Гидроакустическая станция «Арктика-М»:
а) по крейсеру пр.68, идущему со скоростью 20 узлов, при маневрировании ПЛ на глубине 50 м со скоростью 12,5 узлов: дальность шумопеленгования в режиме автоматического сопровождения - 125 каб (23,15 км), дальность эхопеленгования (измерения диапазона) - 41 каб (7,6 км);
б) по эсминцу пр.56, идущему со скоростью 20 узлов, при маневрировании ПЛ на глубине 80 м со скоростью 5,5 узла: дальность шумопеленгования - 100 каб (18,5 км), дальность эхопеленгования - 29 каб (5,4 км).

На испытаниях выявлена неэффективность гидрологической станции кругового обзора «Тулома». На ее экране практически невозможно отличить пеленгуемую цель от ложных целей (засветок), создаваемых гидродинамическими и шумовыми помехами. Решением замглавкома ВМФ от 15 ноября 1958 года станция «Тулома» на вооружение не принята, а дальнейшая ее разработка прекращена. Всего в 1959-1962 годах на заводе «Красное Сормово» было построено 22 ПЛ пр.633: С-4, С-6, С-7, С-9, С-11, С-28, С-34, С-36, С-37, С-38, С-41, С-49, С-53, С-57, С-101, С-128, С-212, С-323, С-350, С-351, С-352 и С-354. По советской документации лодки 633 проекта строились в Китае и Северной Корее. Шесть ПЛ пр.633 поставлено в Египет в 1966-1968 годах. Две ПЛ - в Болгарию в 1984 и 1986 годах. Две ПЛ - в Алжир в январе 1982 года (С-7) и феврале 1983 года (С-28). Две ПЛ - в Сирию в 1985 и 1986 годах. Подводная лодка С-350 погибла при взрыве 11 января 1962 года. С-37 в 1967 году переоборудована по пр.633Л (для исследования обтекаемости корпуса и испытания новых гидроакустических станций). Черноморские ПЛ С-11 и С-49 переоборудованы в опытные ПЛ пр.633РВ. В носовой части лодки получили надстройку с двумя 650-мм торпедными аппаратами для испытания новых торпед.

Тактико-технические характеристики подводной лодки проекта 633
Кораблестроительные элементы
Основные размеры, м:
а) длина наибольшая 76,68
- прочного корпуса 59,45
б) ширина наибольшая 6,72
- прочного корпуса (без обшивки) 5,3
в) высота от основной:
- наружного корпуса на миделе 6,72
- обтекателя РДП 12,85
- настила мостика 8,41
- головки выдвинутого перископа атаки 15,0
г) осадка наибольшая при водоизмещении с усиленным запасом топлива:
- носом с обтекателем "Арктика-М", на 4 шп. 5,11
- на миделе от основной 5,07
- кормой с учетом подзора киля, на 128 шп. 5,19
д) осадка наибольшая при водоизмещении c нормальным запасом топлива:
- носом с обтекателем "Арктика-М", на 4 шп. 4,57
Водоизмещение (в тоннах, при плотности воды 1.000):
а) надводное нормальное 1328
б) надводное, с усиленным запасом топлива 1478
в) подводное 1712
г) позиционное 1644
Запас плавучести (в %):
а) от нормального водоизмещения 29,4
б) от водоизмещения с усиленным запасом топлива 16,0
в) в позиционном положении 4,1
Запас водоизмещения на модернизацию, т 6,0
Глубина погружения,м:
а) перископная 10,0
б) под РДП 7,5
в) рабочая 270
г) предельная 300
Время погружения, сек:
а) погружение без хода, из крейсерского в подводное положение под топ перископа атаки, с заранее заполненными цистернами быстрого погружения и топливно-балластными цистернами №№4,7 и 8 не более 42
Время продувания главного балласта (в мин. и сек.):
а) воздухом ВД 01.18
б) воздухом НД 05.30
Длительность непрерывного пребывания под водой, час. не менее 600

Энергетическая установка
Главные двигатели для надводного хода:
а) число, тип 2 - 37Д
б) полная мощность, л.с. 2x2000
Гребные электродвигатели для полного подводного хода:
а) число, тип 2 - ПГ-101
б) полная мощность, л.с. 2x1350
Гребные электродвигатели для экономического подводного хода:
а) число, тип 2 - ПГ-103
б) полная мощность, л.с. 2x50
Аккумуляторная батарея:
а) тип 46СУ
б) количество аккумуляторов (групп) 224 (2)
в) время полной разрядки батареи при наибольшем разрядном токе (в минутах, приведенное к температуре электролита 50С) 64

Скорость хода
Над водой, при водоизмещении с нормальным запасом топлива:
а) полным ходом, уз. 15,31
б) экономическим ходом, уз. 9,2
Над водой, при водоизмещении с усиленным запасом топлива:
а) полным ходом, уз. 15,15
б) экономическим ходом, уз. 8,95
Под водой;
а) полным ходом 13,18
б) полным ходом, при зарядке аккумуляторной батареи в режиме РДП, уз. 3,85
в) экономическим ходом, уз. 2,14
Под РДП:
г) полным ходом, уз. 10,0
д) экономическим ходом, уз. 8

Дальность плавания
В надводном положении при водоизмещении с нормальным запасом топлива 121,7 тонны:
а) полным ходом, мили 2400
б) экономическим ходом, мили 7400
В надводном положении при водоизмещении с усиленным запасом топлива 252,7 тонны:
а) полным ходом, мили 5000
б) экономическим ходом, мили 14590 (14300)
В подводном положении:
а) полным ходом, мили 14,0
Под электродвигателями экономического хода:
а) полным ходом, мили 195
в) экономическим ходом, мили 350 (360)
Под РДП скоростью 8 узлов:
а) с нормальным запасом топлива 121,7 тонны, мили 4400
б) с усиленным запасом топлива 252,7 тонны, мили 9150
Одна полная зарядка аккумуляторной батареи сокращает дальность плавания:
а) над водой:
- полным ходом, мили 42
- экономическим ходом, мили 122
б) под РДП, со скоростью 8 узлов 76
Корабельные запасы и автономность (в тоннах, без мертвого запаса.)
Полный полезный запас топлива ДС 240,0
Полный запас топлива ДС в том числе:
- в топливных цистернах (нормальный запас) 121,7
- в топливно-балластных цистернах №№4, 7 и 8 (усиленный запас) 131,0
Полный полезный запас смазочного масла ДП-11 17,1
Пресной воды:
- питьевой 19.2
- мытьевой 5,8
- для технических нужд 2,4
Дистиллированной воды 2,1
Воздуха высокого давления в м пpи давлении 200 кг/см 15,9
Провизии 6,55
Автономность плавания, сут. 60

Штурманское вооружение (число, тип, марка установленных приборов)
Гирокомпасы 1 - "Курс-5"
Магнитные компасы 1 - "КМД"
Эхолоты 1-"НЭЛ-5"
Лаги 1-"ЛР-2"
Радиопеленгаторы 1 - "АРП-53"
Автопрокладчик 1 -"АП-2"
Эхоледометр 1 -"ЭЛ-1"

Торпедное вооружение
Торпедные аппараты для торпед 533 мм:
а) в носу. шт. 6
б) в корме, шт. 2
Число торпед 14
Глубина торпедной стрельбы, м 80
Приборы управления торпедной стрельбой (тип. зав.) ПУТС "Ленинград-633"

Минное вооружение
Полный запас мин МДТ 28
Из них:
а) в торпедных аппаратах 16
б) в стеллажах (в носу) 12

Средства связи и наблюдения
Радиопередатчики:
- коротковолновый 1 - Р-641-Д
- коротковолновый 1 - Р-647
Радиоприемники:
- коротковолновый I класса 1 - Р-670
- длинноволновый 1 класса 1 - Р-672
- всеволновый II класса 1 - Р-673
Приемопередатчик УКВ 1 - Р-609

Перископы;
а) атаки 1 - ПА-10
б) зенитный, с навигационным и гидравлическим поворотными устройствами 1 - ПЗН-10
Наблюдение в перископы обеспечивается на скорости хода, уз. 10

Радиотехническое вооружение
Радиолокационная станция обнаружения надводных целей 1 - "Флаг"
Радиолокационная станция обнаружения и пеленгования радиолокационных станций противника 1-"Накат"
Радиолокационная станция опознавания:
- ответное устройство 1 - "Хром-К"
Гидролокационно-шумопеленгаторная станция 1 -"Арктика-М"
Гидроакустическая станция обнаружения и пеленгования гидролокационных станций противника 1 - "Свет-М"
Гидроакустическая станция звукоподводной связи и измерения дистанции между кораблями, вступившими в связь 1 - "МГ-15"
Гидроакустическая станция кругового обзора 1 - "Тулома"

Основную ударную силу в вооруженной борьбе на море в период Второй Мировой Войны составляли подводные лодки. Они уничтожили больше транспортов и боевых кораблей, чем авиация и надводные корабли вместе взятые (60% потопленного тоннажа, в основном торгового, пришлось на долю подводных лодок). Поэтому неудивительно, что в первые два десятилетия после окончания Второй Мировой Войны приоритет в строительстве советского ВМФ был отдан развитию подводных лодок. В 50-е годы основой подводных сил ВМФ СССР стали дизель-электрические лодки проекта 613. В создании этих ПЛ был максимально учтен германский опыт, в частности, прославленных лодок XXI серии. Проектирование ПЛ пр.613 было поручено ЦКБ-18 (ныне ЦКБ морской техники "Рубин"). Технический проект был утвержден в августе 1948 года, а с 1950 года началась серийная постройка. За семь лет было построено 215 лодок этого проекта. Эта достаточно простая в устройстве и надежная дизель-электрическая ПЛ была любима советскими подводниками. При всей простоте оборудования она оказалась одной из самых малошумных дизельных лодок ВМФ СССР, а глубина ее погружения была увеличена в два раза по сравнению со всеми советскими ПЛ, построенными ранее.
Дальнейшим развитием ДЭПЛ пр.613 стала ее усовершенствованная модификация - ДЭПЛ проекта 633. Проект этой лодки был разработан также в ЦКБ-18 ("Рубин").Главными конструкторами проекта были З.А. Дерибин, А.К. Ноаров и Е.К.Крылов. По сравнению с ПЛ пр.613 изменились форма и размеры корпуса - прочный корпус лодки был выполнен, как и на пр.613 цельносварным, разделенным на 7 отсеков, но имел "восьмеркообразное" сечение на большей части длины, а ПЛ пр.613 - только в районе аккумуляторных батарей. Лодка пр.633 стала длиннее на 0,8 м, шире - на 0,7 м, водоизмещение ее возросло примерно на 350 т, а автономность увеличилась вдвое - до 60 суток! Кроме того, было усилено и основное вооружение лодки - теперь в носовой оконечности размещалось не 4, а 6 торпедных аппаратов. На лодке была установлена новая система управления торпедной стрельбой, которая позволяла при совместной работе с гидроакустической станцией проводить глубоководные торпедные атаки в режиме автоматического сопровождения цели.
ПЛ проекта 633 отличалась также от ПЛ пр.613 и многими другими усовершенствованиями, повысившими надежность работы систем и механизмов и удобство их обслуживания. Обитаемость ПЛ также улучшилась (была, в частности, применена новая система кондиционирования воздуха и общекорабельной вентиляции).
Подводная лодка была оборудована более современным гидроакустическим и радиолокационным вооружением. Новые гидроакустические станции дали возможность обнаруживать работающие гидролокаторы и устанавливать связь в подводном положении с лодками при их групповом использовании. В целом на подводной лодке этого проекта были внедрены такие технические новшества, которые увеличили ее боевую эффективность и дали основание считать проектирование этой подводной лодки переходом к созданию подводных лодок нового поколения.
Таким образом, ПЛ пр.633 стала достойной преемницей лодки пр.613. Это был бы самый большой по численности тип ДЭПЛ. Планировалось построить 560 лодок этого проекта. Но в начале 60-х годов основной упор был перенесен на ПЛ с атомной энергетической установкой, поэтому лодок проекта 633 было построено только 20 единиц. Серийная постройка продолжалась с 1957 по 1962 год на заводе "Красное Сормово" в Горьком (головная лодка заложена 22 октября 1957г, спущена на воду 30 мая 1958г. и принята в состав ВМФ в декабре 1959г.). Все лодки этого проекта прослужили в составе ВМФ СССР не менее 20-25 лет, после чего большая их часть была передана другим странам (Алжиру - 2, Болгарии - 4, Египту - 6, Сирии - 3), а оставшиеся пять лодок служили в составе Черноморского флота до начала 90-х гг., при этом три из них (две были перестроены по пр.бЗЗРВ, и одна - по пр.бЗЗКС) использовались в 475-м Феодосийском дивизионе обеспечения испытаний оружия. В 1992-94 гг. были разобраны на металл С-11, С-37 и С-128. Как учебно-тренировочное судно использовалась С-350 и как плавучая зарядная станция - С-49. Следует добавить, что большими сериями лодки проекта 633 строились в Китае и КНДР (после лодки пр.613 ПЛ пр.633 стала второй советской лодкой, проект которой был реализован за рубежом)

Отечественная подводная лодка проекта 633 разрабатывалась Центральным Конструкторским Бюро под руководством Дерибина З. А. Последующая деятельность по ее созданию контролировалась Назаровым А. К и Е. В. Крыловым. Модель относилась к дизель-электрическим типам субмарин, изготавливалась по заказу СМ Советского Союза № 1454-808 от 9.08.1955. За время серийного производства выпущено несколько десятков экземпляров, состоящих не только на вооружении советской армии, но и других стран мира.

История создания

Пробный проект 633 подводной лодки, фото которой приведено выше, презентовали весной 1955 года в двух версиях. Эти варианты получили кодовые названия в базе ВМФ (пр.633 и И-633). Для технического воплощения в жизнь специальная комиссия выбрала второй вариант.

Закладка головного экземпляра субмарины под заводским номером 331 выполнялась на комбинате «Красное Сормово» в Горьком. Спуск на воду осуществлен в конце мая 1958 года. Ходовое тестирование подлодки производилось с 22 октября по 20 декабря того же года. Государственные испытания прошли в следующем полугодье в акватории Черного моря. Позже субмарина получила дежурный номер С-350 и была отправлена на Северный флот для дальнейшей проверки.

По некоторым данным, планировалось соорудить не менее 500 лодок указанной серии. В реальности построили только чуть более двух десятков машин. Экспортные версии выпускались во второй половине 60-х годов прошлого столетия.

Конструкционные особенности

Проекта 633 относится к двухкорпусным субмаринам, по габаритам приближена к аналогам проекта 613, а по конфигурации корпуса — к 611. Форма остова выбиралась с учетом особенностей эксплуатации подлодки по Беломорским, Балтийским и Волжским путям без необходимости применения аккумуляторных батарей.

Конфигурация субмарины сделана для обеспечения оптимальных показателей мореходности при подводном плавании. Сам корпус изготовлен из прочной стали посредством сварки, его длина — 59,4 метра, компоновка включает в себя несколько цилиндров разного диаметра. В качестве защитного покрытия использовался материал, соответствующий технической документации ЦКБ-112 (1960 год), тип — ПЛ НППРК-7.

Расчетная защита от среднего ядерного взрыва составила:

  1. В усиленном корпусе на расстоянии 1,6 километра.
  2. Основной цистерны балласта — до 1,6 км.
  3. В надстройке — 1,0 км (воздушный взрыв).

Двигатели

Подводная лодка проекта 633 Romeo оснащается силовой установкой по типу аналога № 613 с парой Дизельные моторы произведены Коломенским заводом, имеют мощность две тысячи лошадиных сил, количество оборотов в минуту — 500. Конструкция двухтактных агрегатов — стандартного действия с прямоточной продувкой клапанного типа и бескомпрессорным шестицилиндровым блоком.

Обдув узла обеспечивает пара роторных воздуходувок. Стабильная работа движительного агрегата гарантирована при волнении воды до четырех баллов на борт с поступлением до 400 литров воды (при минимальной расчетной скорости движения). Также в двигательный блок входит два гребных электрических мотора ПГ-101 (1350 «лошадок», 420 оборотов в минуту). Их конфигурация — агрегаты с поворотными остовами, водяным охлаждением подшипников и парой якорей. Дополнительно использовались два экономичных электродвигателя мощностью по 50 кВт, развивающих 420 оборотов в минуту.

Механическая часть

В механическом блоке проекта 633 предусмотрено два малошумных винта с шестью лопастями. Переменный шаг элементов составляет 1600 мм, вращаются они в кольцевых насадках, пришли на замену неудачным экспериментальным четырехлопастным предшественникам.

Управляется субмарина при помощи направляющего, кормового и носовых рулей. Они оснащены гидравлическим контроллером, активируемым из центрального поста. Запасной привод — электрический, агрегирует с кормовыми горизонтальными рулями. Контроль данного узла возможен с ходового моста в надстроечной части. Здесь штурвал имеет механическое соединение с рабочим механизмом. Блок энергетики состоит из 224 аккумуляторов, объединенных в две группы по 112 штук.

Система спасения и вооружение

Подводная лодка проекта 633 оснащена спасательным оборудованием, включающим в себя торпедные аппараты. Они позволяли экипажу со специальным снаряжением покидать субмарину с глубины до 120-ти метров. Эвакуация осуществлялась посредством шлюзования. С глубин до 200 метров операция по спасению команды проводилась при помощи специального колокола из кормовой части. Центральный пост и рубка также давали возможность эвакуироваться с глубин до 100 метров со средствами ИСП. Для тушения пожаров на субмарине предусмотрена воздушно-пенная система типа ВПЛ-52.

Экипаж лодки проекта 633 состоит из 52 человек, количество спальных мест — 55, средняя жилая площадь в отсеках — 0,8 кв. м, объем — около 9 кубических метров. Вооружение субмарины:

  • шесть носовых торпедных установок калибра 533 мм;
  • пара аналогичных орудий на корме;
  • боевой запас — 14 торпед;
  • контроль ведения стрельбы — ПУТС «Ленинград-633»;
  • привод глубинных торпед — ручного типа.

Параметры технического плана

Характеристики подводной лодки проекта 633:

  • длина/ширина/осадка — 76,6/6,7/5,07 м;
  • водоизмещение под/над водой — 1,72/1,47 т;
  • вес топлива — 252 т;
  • надводная/подводная скорость по максимуму — 15,3/13,8 узла;
  • дальность походная — 14590 миль (по максимуму над водой);
  • предельная глубина погружения — 30 м;
  • автономность — 45-60 суток.

Среди оборудования пеленгации и пассивной защиты на субмарине имеются системы ГАС «Арктика-М», шумовой пеленгации «Свет-М», обнаружения «Флаг», поиска мин МГ-15. Также в комплектацию входит станция радиоразведки, пеленгатор, радиостанции, перископы атаки и зенитного наблюдения, гидрологическая система кругового обзора.

Модификации

Устройство подводной лодки проекта 633 (фото ниже) практически идентично для нескольких модификаций. Среди них выделяют:

  1. Модель И-633 (эскизный проект, разработанный в 1955 году).
  2. Серийный базовый проект.
  3. Опытная субмарина от ЦКБ «Лазурит» под руководством Е. Крылова.
  4. Модификация С-350 (средне специальная) с увеличенной обтекаемостью корпуса.

Опытные проекты от базовых аналогов отличались наличием девяти центробежных насосов, дополнительного вертикального стабилизатора, отсутствием запасного боезапаса, предельной глубиной погружения до 100 метров.

В завершение

Субмарины рассматриваемого типа широко экспортировались в братские Советскому Союзу страны. Подлодки проекта 633 были на вооружении ВМФ Египта, Болгарии, Алжира, Китая, Кореи, Сирии. Одна из последних модификации в составе отечественного флота находится в Южной бухте Севастополя. Лодка показала себя вполне прилично для того времени, как по техническому оснащению, так по вооружению и скоростным параметрам. Все возведенные экземпляры для советской армии выведены из военного флота до 1987 года. Китайские конструкторы использовали марку 633, как прототип для создания собственных субмарин.