Если для пленочной камеры главным было качество оптики и затвора, а уже выбором пленки, способов проявки и печати можно было значительно варьировать качество кадров, то у цифровой камеры первое - это матрица: ее, увы, поменять не выйдет.

Немного вспомним физику: при работе на максимальном разрешении каждый физический пиксель соответствует одному пикселю изображения. Чем больше реальные размеры этого пикселя, тем лучше у него будет соотношение сигнал/шум, меньше на качество изображения будут влиять соседние пиксели матрицы и даже ее шлейф (какие-то помехи, особенно в пластиковом корпусе, он всегда будет собирать).

Итак, чем матрица больше, а пикселей на ней меньше - тем лучше. Но тут уже вступает в силу необходимость иметь достаточное их количество, особенно, если Вы планируете печатать снимки в большом формате или публиковать фото в высоком разрешении. Что же касается размера матрицы, то «точкой отсчета» является фуллфрейм, иначе говоря - матрица размеров обычного кадра малоформатной фотопленки, 24*36 мм. Все меньшие матрицы описываются кроп-фактором, соотношением размера к фуллфрейму - то есть, если у ФФ-матрицы кроп-фактор равен 1, то матрица с кроп-фактором 1,5 будет именно в полтора раза меньше. С развитием современных технологий более чем приличное качество обеспечивают матрицы APS-C с кропом 1,5-1,6, Four Thirds (обычно используемые Olympus) и даже дюймовые с кропом 2,7. Меньшие же размеры уже потребуют внимания, особенно столь часто используемые в недорогих компактах 1/2,3” (кроп 6).

Некоторым аналогом фотопленки в цифровой фотографии является формат RAW - по сути в файл при этом сохраняются необработанные данные с матрицы, открывающие широкие возможности редактирования исходника. Съемка в JPEG проще, особенно начинающим фотографам, но часто фото либо пережимается с неизбежной потерей качества, либо «замыливается» программным антишумом, маскирующим низкое качество матрицы.

Текст статьи обновлён: 23.02.2019

Совсем скоро, уже с 14 ноября 2013 года, начнутся продажи нового поколения зеркальной камеры начального уровня Nikon D5300. Стоимость тушки на 300 долларов дороже моего Никон Д5100. Давайте попробуем проанализировать стоит ли овчинка выделки, имеет ли смысл новичку при покупке первой зеркалки заплатить за фотоаппарат без объектива на 300 баксов больше?


По многим параметрам новая модель превосходит мою камеру, а также предыдущую модель D5200 и еще более простую и старую версию D3100. Поэтому, на первый взгляд, у начинающего фотолюбителя ответ на вопрос «какой фотоаппарат купить?» сомнений не возникает: тот, который обладает более совершенными техническими характеристиками. Однако, с учетом моего двухгодичного опыта съемок на зеркальную камеру, я готов оспорить это мнение.

На мой взгляд, такой подход имеет право на жизнь при покупке профессиональных зеркалок, которыми вы будете конкурировать за заказы ваших клиентов. Но Nikon D5300 – это любительская камера начального уровня. И, да не навлеку я гнев маркетологов компании Никон Корпорейшн, начинающему фотолюбителю логичнее было бы потратить минимум денег на «пожилую» модель фотоаппарата и хороший объектив, получить максимально качественную картинку и остаться довольным полученным результатом. А для следования этой логике, как раз новая камера не очень то и подходит. И вот почему…

Сравнение фотоаппаратов Nikon D3100, D5100, D5200 и D5300

Сначала давайте посмотрим, кто есть кто в моем сравнительном обзоре.

Камера Nikon D3100 – младшая модель в линейке зеркальных аппаратов от Никон. Поступила в продажу в 2010 году. Имеет несколько более простые технические характеристики, чем мой D5100 KIT 18-55. Однако с хорошим объективом она способна выдавать картинку лучше моей камеры со штатным стеклом.

Моя зеркалка Nikon D5100 находится в продаже со второго квартала 2011 года. Я приобрел ее в ноябре 2011 года как раз для съемок в самостоятельной поездке в Китай, Гонконг и Филиппины (отзыв о той поездке еще не опубликован в блоге). Но вы можете посмотреть отчет о поездке дикарями за рулем арендованной машины по Шри-Ланке с примерами фоток, снятых на эту связку: камера + китовый объектив AF-S DX VR Zoom-Nikkor 18-55mm f/3.5-5.6G. И вообще, на указанную систему сняты почти все фотографии, полученные до июня 2013, когда я стал покупать дополнительные объективы (телевик Nikkor 70-300, широкоугольник Samyang 14 мм/2,8 и универсальный зум Никкор 17-55/2.8).

Зеркальная камера Nikon D5200 пришла на смену моему старичку в конце 2012 года. До сегодняшнего дня я не вникал в детали технических параметров данной зеркалки, но чуть ниже мы увидим, в чем отличия и имеют ли они существенные преимущества перед Nikon D5100.

Ну и предмет сегодняшнего обзора – новинка Никон Д5300. Продажи стартуют с середины ноября 2013 года. По очень многим параметрам она превосходит перечисленные ранее камеры. Недостаток один – наверняка, вначале продаж магазины будут просить за неё неадекватные деньги.

Зайдем на официальный сайт компании в России и проставим галочки для сравнения параметров камер. Я еще добавил старшую модель D7100 (напрямую сравнивать в статье ее не буду, но в конце пару замечаний сделаю). И еще, прежде, чем мы приступим к обсуждению преимуществ и недостатков каждой фотокамеры, хочу сделать важные замечания:

Как я обрабатываю фотографии для статей

Если интересно, можете почитать В нём мы обсуждаем, чем отличаются форматы JPEG и RAW, какие основные шаги обработки существуют, и в чём разница между Лайтрумом и Фотошопом.

Вам понравилась статья? Хотите получать извещения о новых публикациях? Тогда присоединяйтесь к 657 подписчикам сайта!

* indicates required

  • Следующая публикация Обзор карбонового штатива для фотоаппарата модели Sirui T-2204X с головкой G-20X

комментария 433

    Да, вы правы. Около месяца я уже пользуюсь Nikon D5200 со штатным KIT 18-55. (Навыки фотографии у меня пока на начальном уровне). Только после покупки камеры я более детально ознакомился с основами фотографии и сравнил характеристики данных в вашем обзоре камер и понял, что Nikon D5100 действительно ничем не уступает Nikon D5200. Ведь не все продвинутые возможности используются при съемке в реальности. Спасибо за грамотный обзор.

    • Андрей, спасибо за отзыв! Справедливости ради нужно сказать, что Ваша зеркалка имеет параметры, из-за которых есть повод подумать о приобретении именно её, а не моей модели. Я имею ввиду разрешение матрицы и количество точек фокусировки. Все дело в СПРАВЕДЛИВОСТИ цены. Так, сегодня стали известны цены на Nikon D5300 в самом известном и дешевом магазине фототехники в Екатеринбурге. Ее предлагают за 29990 рублей. Даже дороже, чем я прогнозировал…

    • Сравнение зеркальных камер Nikon D3200 и D5100

      Виталий, благодарю за отзыв.

      Когда мы проводим сравнение моего фотоаппарата Nikon D5100 c камерами, перечисленными в анализе, то все относительно ясно. Моя зеркалка технически лучше, чем Никон Д3100, а цена на обе модели практически не отличается. Две другие камеры имеют несколько более продвинутые технические возможности (часто, спорные), но цена на них неоправданно завышена. Поэтому Nikon D5100 выигрывает по соотношению цена/качество в этом отзыве.

      Когда же мы хотим сравнить Nikon D3200 и D5100, то решить, какой фотоаппарат купить становится значительно сложнее. Такое чувство, что маркетологи компании перешли на работу от сотовых операторов, где составляли запутанные тарифные планы. По крайней мере, все они закончили на отлично курсы «Кручу, верчу, покупателя запутать хочу»! 🙂

      Ответ на вопрос, что выбрать, не столь очевиден. Оба фотоаппарата почти не отличаются по техническим характеристикам.

      • У зеркалки Nikon D3200 матрица имеет большее количество пикселей (24,2 против 16,2), но светочувствительность одинаковая: в диапазоне 100-6400 единиц ИСО.

      С количеством пикселей не все так однозначно. Например, я уже мечтаю перейти на полный кадр. Если вы прочитаете обзоры и отзывы со сравнением Никон Д610 и Nikon D800, то узнаете, что среди фотографов идут жаркие споры. Камера D800 дороже на 20 тысяч рублей. И у нее датчик имеет огромное количество точек (36 мегапикселей против 24,3). Мало того, что не каждый компьютер потянет обработку RAW таких гигантских размеров, так еще и имеется проблема микросмаза. Многие фотографы утверждают, что чем больше количество пикселей при одинаковом физическом размере матрицы, тем выше вероятность микросмаза и требования к объективу. Чтобы получить качественное фото с такой матрицей, нужен объектив высочайшего качества (и цены) и буквально требуется переучиваться, как правильно нажимать на кнопку спуска затвора. У многих владельцев камер Nikon D800 количество бракованных фотографий из-за микросмаза больше, чем на фотках с Никон Д5100.

      • Зеркальный фотоаппарат Nikon D3200 может снимать видео с частой 60 кадров в секунду. Моя камера Nikon D5100 записывает 30 кадров в секунду. Поскольку я почти не снимаю видео на зеркалку, то мне трудно судить. В отчете о самостоятельном путешествии по Мексике за рулем арендованной машины можно посмотреть ролики, снятые на мыльницу в качестве 720px. Видео раньше мне казалось хорошим. Но потом я поехал дикарем, тоже на машине, взятой напрокат по Шри-Ланке, и пару раз снял видео на Nikon D5100 KIT 18-55 в формате 1080px. Качество изображения явно лучше (только настройте в Youtube 1080px при просмотре).

      Этот ролик снят на Шри-Ланке во время самостоятельной экскурсии в Форт Галле (Fort Galle).

      Второй ролик снят во время экскурсии в слоновий приют Pinnawala Elephant Orphanage тоже на Шри-Ланке.

      Как видно, видеоператор из меня еще хуже, чем фотограф… 🙂 Посмотрите больше примеров видео, снятых на мою зеркалку и на Nikon D3200 и решите, какая камера снимает лучше.

      • Светочувствительность у обеих моделей одинакова.
      • Количество точек фокусировки и кадров в секунду при мультисъемке тоже одно и то же.
      • У Nikon D3200 нет брекетинга экспозиции, что не очень удобно при съемке в JPEG.
      • Нет поворотного экрана.

      Цена на обе любительские зеркалки Nikon D5100 и D3200 одинаковая. Вам самому стоит определиться, что важнее: большее количество пикселей в матрице или наличие поворотного экрана.

        Здравствуйте!!! Очень впечатлен вашими фотографиями!!! Прочитав вашу статью хочу остановиться на Nikon D5200, хотя изначально был нацелен на Никон D5300. Подскажите какой объектив будет для меня более универсальным, как для начинающего???!!!

        • Андрей, в статье я уже ответил на Ваш вопрос: я бы рекомендовал для начинающих фотографов объектив Nikon 16-85 mm f/3.5-5.6G ED VR AF-S DX Nikkor. Себе такой собирался купить перед поездкой на Шри-Ланку. По нему много восхищенных отзывов.

          Один из моих читателей (Апис Красноярский) владеет камерой Nikon D5200 с объективом NIkkor 18-105. Говорит, что данное стекло тоже очень нравится.

          Советую посмотреть примеры фотографий по этим двум вариантам. У них удобный диапазон фокусных для новичков.

          И спасибо за комплименты моим фоткам! 🙂

          • А еще подскажите вспышку какую приобрести, или она в комплект входит.

    • Сравнение моделей Nikon D3200, Nikon D3300 и Nikon D3400

      Недавно был анонсирован выход новой модели начального уровня Никон Д3400. Я решил, что некоторым начинающим фотолюбителям, делающим свой выбор при покупке, будет полезно, если я попробую описать, чем они отличаются друг от друга.

      Начнем, пожалуй, с описания того, чем отличаются модели 3*** серии от других типов фотоаппаратов Nikon: все камеры можно разделить на кропнутые и полнокадровые. Модели Nikon D7000, D7100, D7200 и D500, Nikon D5100, D5200, D5300 и D5500, Nikon D3200, D3300 и D3400 относятся к КРОПам, т.е. матрица у них имеет меньший размер, чем у полного кадра.

      В статье о том, как предугадать красивый рассвет (ссылка в тексте обзора выше) мы видели, что все кропнутые модели Никон мало отличаются друг от друга по таким важным параметрам, как динамический диапазон, цветопередача и рабочее ИСО. Так в чём разница между тремя группами кропнутых зеркалок?

      Всё дело в маркетинге: как Nikon, так и Canon (и производители беззеркальных камер Fujifilm, Sony, Samsung) идут по одному пути – создают нормальный, удобный в управлении, с хорошими техническими характеристиками фотоаппарат, а затем создают «младшие» модели, в которых специально ухудшается управление или исполнение.

      Так, премиальная кропнутая зеркалка Nikon D7200, в отличие от любительской Nikon D5500 оснащается «отверткой» (т.е. может работать со старыми объективами Nikon без двигателя), имеет 51 точку фокусировки (против 39-ти у младшего конкурента), имеет большую скорость непрерывной съемки, есть возможность внутрикамерной подстройки точности системы автофокуса (удобно, потому что многие объективы могут промахиваться и требуют регулировки), больше возможностей при съемке с внешними источниками света в студии. У Никон Д7200 имеется пыле- и влагозащита, 2 слота под карты памяти.

      В свою очередь, Никон Д5500 отличается от Никон Д3400 тем, что у неё есть поворотный экран, у неё больше точек фокусировки (39 vs 11), дольше служит батарейка и есть возможность снимать с брекетингом экспозиции. И Nikon D5500, и Nikon D3400 не имеют «отвертки» и не позволяют подстраивать систему АФ внутрикамерно. В отличие от старших моделей, в Никон Д3400 работает только в режиме «включить/выключить» — не предлагается несколько ступеней воздействия на картинку (слабый, средний, сильный).

      При этом, у Nikon D3400, Nikon D5500 и Nikon D7200, параметры матрицы, фактически, идентичны. Т.е., технических препятствий для того, чтобы на Никон Д3400 снять кадр, аналогичный тому, что будет получен на Nikon D7200, нет (если мы говорим о резкости и сочности картинки). По крайней мере, Никон Д3400 с хорошим объективом точно выдаст изображение лучше, чем Никон Д5500 с плохими стеклами. У младших моделей есть неудобства в съемке, которые иногда не позволят снять так же качественно, как на старшие (например, хуже фокусировка в сумерках или меньшая скорость непрерывной съемки приведут к тому, что на Nikon D3400 при фотоохоте на птиц в джунглях будет большая доля нерезких кадров).

      На мой взгляд, модели 3*** серии имеет смысл покупать тем фотолюбителям, кто хочет получить качество картинки лучше, чем с мыльницы, но точно не будет серьезно увлекаться фотоделом, читать книги, обрабатывать снимки и т.п. Тем, кто собирается глубже вникать в вопросы фотографии, лучше приобрести, как я отмечал выше, подержанную кропнутую модель Nikon D7000 с б/у объективом KIT 18-105 или фотоаппарат 5000-й серии.

      Чем же отличаются между собой камеры Nikon D3200, Nikon D3300 и Nikon D3400?

      Ну, в камере Nikon D3300, в сравнении с Nikon D3200, появилась возможность съемки видео в формате Full HD при 60fps (в предыдущей Nikon D3200 видеосъемка со скоростью 25/30fps при разрешении FullHD). Частота непрерывной съемки: 4 vs 5 кадров в секунду. Время работы аккумулятора: 700 против 540.

      Если сравнивать Nikon D3300 и Nikon D3400, то у новинки больше заряд батареи (1200 кадров против 700), убрали микрофонный вход (теперь нет возможности при видеосъемке использовать менее шумный внешний микрофон) и самое главное — больше нет встроенной системы удаления пыли с матрицы путем вибрации, сделать это можно только вручную… В общем, если вы считаете, что емкость аккумулятора имеет важное значение, советую посмотреть цены на Nikon D3200 и Nikon D3400, а затем узнать, сколько стоит дополнительный аккумулятор. Возможно, вы решите, что лучше приобрести Никон Д3200 и батарейку к нему. Тем более, что экономия заряда батарейки, похоже, достигнута за счет снижения мощности встроенной вспышки (ведущее число 7,8 вместо 12,13).

      По сути получается, что Nikon D3400 имеет худшие характеристики, чем Nikon D3300, а стоит дороже.

  1. Андрей, не совсем понял Ваш вопрос по поводу фотовспышки. В фотоаппарате есть встроенная фотовспышка, позволяющая делать достаточно неплохие кадры. Но ее главный недостаток — она делает изображение плоским, так как освещение получается фронтальное.

    Поэтому для более качественного результата можно приобрести внешнюю вспышку. Во-первых, она мощнее. Во-вторых, она позволяет направить свет в потолок, например, и осветить объект съемки непрямым светом. Тогда картинка смотрится намного лучше. И вообще, резкость, цветопередача при съемках с использованием внешней вспышки значительно лучше.

    Но у меня внешней вспышки нет и опыта ее использования тоже. Знакомый купил Speedlight SB-900 от Nikon и результат очень хороший. Себе я собирался купить китайскую вспышку (заказать на ТАОБАО), Yongnuo YN-560 II. С доставкой она вышла бы тысяч пять рублей. Но пока что руки не дошли, так как я редко снимаю людей.

    Еще хочу отметить, что встроенная вспышка хорошо подходит для объектива KIT 18-55, но ее нельзя использовать при фотографировании на мои Nikkor 17-55 и 70-300, так как в кадр попадает тень от объектива. Имейте это ввиду. Если решите купить Nikon D5200 с тем объективом, что я порекомендовал (Никкор 16-85), уточните на форумах или проверьте в магазине, будет ли от него тоже появляться тень в кадре.

    Удачной Вам покупки! И поскорее присоединяйтесь к нашей армии фотолюбителей! 🙂

    Спасибо!!!)) Заказал Nikon D5200. Жду,что приедет в воскресение. Еще раз прочитав вашу статью и немного поразмыслив, пришел к выводу, что хочу научиться снимать людей, а для этого мне нужен фикс Nikon 50mm f/1.8G AF-S Nikkor (как у девушки, чьи работы размещены выше). Правильным ли будет выбор объектива для этих целей, как вы считаете?!

    • Андрей, поздравляю с покупкой! И с тем, что теперь у Вас почти закончились муки выбора.. 🙂 Правда еще много раздумий по покупке объективов, штатива, фотосумки, фильтров и т.п… 🙂 Ответить на вопрос правильно или нет вы сделали, заказав полтинник, можете только Вы сами, когда начнете фотографировать.

      В любом случае, каждый фотограф мечтает иметь в своем наборе стекол — полтинник. Качество картинки потрясающее! Цена — смешная. Конечно, из-за узкого угла им довольно трудно выстраивать композицию. Но я уверен, что Вы быстро научитесь.

      И еще, если уж будет не хватать других фокусных, ну купите тогда Nikkor 18-55 mm F/3.5-5.6 VR бывший в употреблении. Пользованный он стоит 2000-2500 рублей. И, фотографируя им поймете каких еще фокусных расстояний Вам не хватает.

      От всей души желаю Вам порадоваться своей покупке и получить побольше потрясающих кадров!

    • Здравствуйте! Прошу прощения за назойливость, но сам нигде не могу найти информации по светофильтрам для объективов. Какие нужны и какие из них качественные, помогите разобраться, пожалуйста?

      • Андрей, пока светофильтры не покупайте. Полгода хотя бы пофотографируйте и потом примите решение. Тем более, что Вы собрались людей в основном снимать. Для этого вообще фильтры не нужны.


  2. Я хочу вставит свои «пять копеек» по поводу фильтров. Защитный фильтр надо покупать сразу же с покупкой объектива. Этот фильтр защищает не только от воздействия солнечных лучей, но и от царапин.

    • Мне кажется, что фильтры, даже защитные, нужно покупать дорогие или вообще не покупать, чтобы они не портили картинку объектива. Поэтому на китовую линзу Никкор 18-55 ВР или, скажем, полтинник фильтр не имеет смысл приобретать, так как он будет стоить треть от цены объектива.

      Когда я покупал репортажный зум Nikkor 17-55/2,8, то основной аргумент для снижения цены был тот, что у него нет защитного фильтра. Продавец искренне удивлялся: «Зачем он нужен. Я уже второй владелец и посмотрите — ни одной царапинки». По завершению сделки он еще раз поинтересовался, действительно ли я собираюсь покупать к нему UV-фильтр. Я собирался… Но пока не купил и, наверное, уже не буду покупать… 🙂

    Защитные фильтры отфильтровывает ультрафиолетовые лучи, тем самым повышая резкость и контраст фото. Продавец слукавил. Царапины не всегда видны невооруженным глазом. И всегда есть разница: либо вы меняете объектив или вы просто поменяете фильтр. Да и цены не так уж кусаются на UV фильтры. А простые защитные стоят около 700 руб.

    Сергей, наконец-то и я присоединилась к твоим дискуссиям! 🙂 Я полностью согласна со Svetlana. У меня все объективы имеют защитные фильтры. И мне это нисколько не мешает. Наоборот, я чувствую себя более спокойной за своё стекло. Проще поменять фильтр, чем объектив… Когда я брала свой объектив Nikkor 17-55/2.8, то продавец сразу сказал, что это будет кощунство — без защитного фильтра его использовать… 🙂

    Моя старая тушка Nikon D40 уже не устраивала меня: максимальное реально рабочее ISO 400(800), 3 точки фокусировки, матрица 6 мегапикселей практически не дает пространства для кадрирования, иногда хотелось бы использовать возможность съемки видео (но эта функция не критичная). После долгого чтения обзоров пришел к выводу, что для меня фотокамера Никон Д5100 оптимальна и, в принципе, согласен с вашими аргументами.

    Ваш обзор нашел уже после покупки камеры. В принципе, как и вы я согласен с тем, что по соотношению цена/качество D5100- лучший, а на Nikon D5200 и Никон Д5300 слишком задрана цена.

    • Благодарю за Вашу реплику. Честно говоря, когда я писал статью, то не задумывался о том, что на Nikon D5100 могут переходить те, кто уже имеет опыт съемки на зеркалку. Я думал, что люди покупают первую зеркальную камеру и либо остаются с ней навсегда, либо переходят на полный кадр… А о существовании такого сегмента покупателей, как Вы я не задумывался даже… 🙂 На Яндекс Фотки уже можно по запросу «Nikon D5300» увидеть первые кадры первых владельцев. Мне кажется, что подтверждается мнение, которое я высказывал в статье: главное хороший объектив, а камера, даже Nikon D5100, еще способна давать отличный результат. А со штатным объективом Nikon D5300 снимает не лучше… Ну, конечно, не нужно сбрасывать со счетов, что даже не объектив, а тот, кто нажимает кнопку спуска затвора, имеет самое большое значение…

      Надо же, Nikon D40 — аж в 2006 году начали выпускать… Какой у Вас старичок! 🙂 Удачных кадров с новым фотоаппаратом!

    • Какой фотоаппарат выбрать из следующего списка: Nikon D5200, D5300 и Никон Д7000

      Здравствуйте, Сергей!

      Мне кажется, в Вашем случае произвести сравнение этих зеркальных камер можно по следующей схеме.

      Первое: зеркалки Nikon D7000 и D5100 оснащены одинаковыми матрицами. Поэтому в большинстве случаев технически качество картинки будет абсолютно одинаковым. При этом, камера Д7000 имеет опции, делающие ее приятнее для заработка на фотографии: она удобнее для съемки репортажа (например, свадебных мероприятий, спортивных соревнований) и работы в студии (например, свадебная фотосессия с применением нескольких вспышек в качестве источника света).

      К таким опциям относятся:

      • Возможность использования выдержки вдвое короче, чем у младшей камеры (1/8000 секунды).
      • Имеется возможность быстрой синхронизации с внешними вспышками на кратчайшей выдержке.
      • Штатная вспышка, встроенная в камеру может использоваться, как управляющая для внешних.
      • Можно выбрать для фокусировки режим 39 или 11 точек.
      • Скорость фотографирования в режиме мультисъемки самая высокая из камер, представленных в обзоре: до 6 кадров в секунду.

      Кроме того, ряд опций делают в принципе более комфортной работу с Nikon D7000:

      • В видоискателе показывается полноразмерная картинка.
      • Имеется «отвертка». Поэтому камера может работать с широким диапазоном объективов, в т.ч. и с безмоторными.
      • Есть возможность точной настройки фокуса. Если удача Вам отвернется и вы купите объектив с бэкфокусом или фронтфокусом, то вы сможете настроить фокус в камере. В младших моделях зеркалок такой возможности нет.
      • Можно вручную установить значение цветовой температуры в диапазоне от 2500 до 10000 кельвинов (эта функция удобна при съемке в JPEG).
      • Фотоаппарат оснащен двумя гнездами для карт памяти. Вы можете на одну карточку писать видео, на другую - фото. Или на одну JPEG, на другую - RAW. Или дублировать фотки на обе флешки.
      • На корпусе камеры имеется намного больше управляющих кнопок, которыми значительно удобнее и быстрее регулировать режимы съемки.
      • Аккумулятор большей ёмкости.

      Второе. По большому счету, нам с Вами нужно провести анализ все той же тройки: Nikon D5300, D5200 и D5100… И из моей статьи Вы поняли, что я считаю, что наиболее оптимальный вариант по соотношению цена/качество - Никон Д5100. Также, из обзора видно, что по набору технических опций эти три модели практически одинаковы и менее функциональны, чем фотоаппарат Nikon D7000.

      Для наглядности проведем аналогию с арендой автомобиля в самостоятельном путешествии по Европе. Вы решили арендовать Опель Астра в базовой, голой комплектации с двигателем 105 лошадей за 15000 рублей. Доплатив, вы можете взять напрокат машину с таким же движком, но в максимальной версии (антипробуксовочная система ABS, противозаносная система ESP) за 28000 рублей. При движении по городам Европы, возможно, разница в управлении этими транспортными средствами не будет заметна. Но, если Вы отправитесь на машине в горы в гололед или во время дождя, то автомобиль с противозаносной системой будет намного безопаснее и ездить на нём более комфортно.

      Также Вам предлагают арендовать машину этой же модели в базовой комплектации, но с двигателем 115 и 120 лошадиных сил за 26000 и за 30000 рублей соответственно, или взять напрокат Опель Корса за 14000 рублей с движком 80 лошадок (D3100).

      В сравнительном обзоре зеркальных фотоаппаратов от Nikon я пытался сказать следующее: «Ребята, если вы хотите организовать интересное путешествие дикарем по Европе на арендованной машине, то вам хватит машины за 15000 рублей с 105 сильным мотором. Потратьте разницу в цене на полет на воздушном шаре вокруг Эйфелевой башни и посещение Диснейленда под Парижем…»

      Теперь, чтобы принять решение, какую зеркалку выбрать, чтобы получить качественные фотографии, вам нужно ответить на два простых вопроса. Во-первых, будете ли Вы ездить по горам в гололед и дождь (Nikon D7000)? Во-вторых, что Вы считаете лучше: скучная поездка на машине с движком, на 10-15 лошадей более мощным, чем у других моделей (Nikon D5200 и D5300) или красивое путешествие с полетом на воздушном шаре и развлечениями в парке аттракционов?..

      Лично мне сердце посоветовало бы купить Nikon D7000. Но голова была бы категорически против. Если Вы посмотрите фотографии в моем блоге, то увидите, что основной мой жанр - пейзаж. И даже в путешествиях дикарем, я практически не участвую в съемках на экстремальных режимах (наверное, если я пойду фотографировать корриду, скачки на быках и т.п., то я пожалею, что у меня нет Никон Д7000 с мультисъемкой 6 кадров в секунду). У меня нет ни одной внешней вспышки. Я очень дотошно проверял качество объективов перед покупкой (делал пробные фотки, сбрасывал на компьютер и изучал качество), поэтому критической надобности в камерной подстройке фокуса объектива не имею. Три из четырех объективов имеют мотор, поэтому отсутствие «отвертки» не страшно. Мануальный ширик Samyang 14/2.8 меня устраивает и без моторчика. Как я писал в анализе выше, карта памяти на 32 Гб у меня закончилась только один раз в самостоятельной поездке по Китаю, Гонконгу и Филиппинам. Я просто скинул все фотки на жесткий диск вечером и стал снимать далее. Вообще, в отпуске я каждый вечер просматриваю фотографии, удаляю неудачные и копирую качественные на переносной жесткий диск (см. статью «Что подарить фотографу») и нетбук. Поэтому вопросов с необходимостью второй флешки не возникало. Правда, я мало снимаю видео на свою зеркалку Nikon D5100. В первом самостоятельном путешествии я снимал в формате RAW+JPEG FINE. Но уже полтора года использую только формат RAW (NEF), а значит необходимости в настройке цветовой температуры тоже нет (одно движение ползунка в Лайтруме). И, кстати, у семитысячника нет поворотного экрана.

      Представьте, Вам нужно снимать свадьбу. Режимы освещения, сюжеты, объективы меняются стремительно. Чтобы успеть заснять интересные моменты, Вам нужно беспрерывно менять настройки, снимать две тысячи кадров за вечер. Тогда, конечно, в сравнении Nikon D7000 или Nikon D5300, Nikon D5200 или D5100, победит камера более высокого класса.

      А мне голова подсказывает, что для моих условий съемки на разницу 11000 рублей между Никон Д5100 и Д7000 лучше купить новый фикс Nikkor 50/1.8G

  3. Спасибо вам за ответ. Мне было важно узнать мнение профессионала, так как это будет моя первая зеркалка. Я уже решил, что мне подойдет, благодаря вам. Это — Никон Д5100 и объектив.

    • Сергей, благодарю Вас за «профессионала»… Но я любитель, которые пользуется первой зеркалкой чуть больше 2-х лет… 🙂

      Кстати, стоит упомянуть, что многие более опытные фотографы укоряют меня в том, что этот обзор написан с точки зрения того, кто будет фотографировать в RAW. Камеры Nikon D5200 и D5300 имеют более продвинутый процессор. Поэтому, если начинающий фотограф будет снимать только в JPEG, то качество фоток у этих камер может быть немного выше, чем у D5100.

      В статье « » я показывал, что можно сделать с файлом в формате RAW в сравнении с JPEG. Все мои друзья по увлечению фотографией, даже те, кто раньше говорил, что лень заниматься постобработкой, перешли на съемку в NEF. Или, по крайней мере, RAW + JPEG. Понравилась фотка в JPEG — не обрабатывают. Не понравилась — обработали RAW. Как показывает практика, многие фотографы, занимаются постобработкой в 100% случаев, если хотят получить результат выше среднего.

    Здравствуйте Сергей! Вопрос по выбору объектива. С моделью я определился — это, без сомнений, Никон Д5100. Стоит ли мне, как новичку, брать его со штатником Никкор 18-55 или взять тушку без объектива и прикупить к нему более хорошую оптику? Посоветуйте мне, пожалуйста, для портретов и пейзаж + портрет, в основном, хорошую оптику, но не начального уровня. А более достойную (среднячек, не ниже)! Про фиксу я понял, про полтинник! И какой-нибудь не сильно дорогой и чтоб впечатляла фотография! Спасибо вам! Хорошую работу делаете. Будем следить за вашими статьями и далее сами принимать, надеюсь, участие вскоре!

    • Здравствуйте, Сергей! Очень большое Вам спасибо за добрые слова. Честно, приятно! Я уже не могу ничего добавить к тому перечню объективов, который обсуждался в этой статье и в «Примерах фотографий, снятых на Nikkor 70-300». Многие опытные фотографы пеняют мне, что, например, линза 16-85, которую я посоветовал, неоправданно дорога для новичков. Что и Никкор 18-105мм даст картинку не хуже.

      Я бы выбор объектива для начинающих сравнил с советами, какую купить машину новичку. Когда я учился на права, то планировал купить б/у ВАЗ 2109, так как думал «все равно разобью». Но нашелся опытный человек, который сказал: «Сергей, любой разбитый автомобиль так или иначе придется чинить. Водить ты научишься за 1 месяц, а потом будешь страдать, так как захочется ездить на качественной тачке, а через 1 месяц свою девятку не станешь продавать». Он оказался прав.

      Со стеклами та же история. Я уже писал, что своим КИТ 18-55 был доволен до тех пор, пока не увидел фотки с Sigma 18-250. Поэтому советовать KIT 18-55 язык не поворачивается. Если будете его брать, то покупайте подержанный за 2500 рублей и учитесь снимать. Умеренная по цене альтернатива для такого объектива – это Sigma AF 17-50mm f/2.8 EX DC OS HSM и Tamron SP AF 17-50mm f/2.8 XR Di II LD Aspherical (IF) Nikon F. Обе линзы имеют свои преимущества и недостатки. Много копий сломано по поводу качества. В интернете можно найти как отрицательные, так и положительные отзывы владельцев. Я более конкретно сказать по ним ничего не могу, так как вживую не сталкивался. Себе планировал купить Sigma AF 17-50mm/2.8 … Но, как и многие другие фотографы, грешен сомнениями…

      Короче говоря, что я могу посоветовать? Определяйтесь с моделью стекла, находите реальных владельцев и смотрите примеры. Вот Вы меня спрашиваете, стоит ли брать Nikkor 18-55mm F/3.5-5.6G AF-S VR DX Zoom-Nikkor в качестве штатника? Вы прочитали эту статью с примерами фото, снятых на данную связку Nikon D5100 body + КИТ 18-55, посмотрели фотографии с самостоятельной поездки по Мексике, Шри-Ланке и Китаю, снятые на эту же фототехнику. Ответьте тогда на такой вопрос: «Что Вам не нравится в этих фотографиях, что заставляет Вас сомневаться в правильности покупки 18-55 в качестве КИТа?» 😉

    Вставлю свои «три копейки » по поводу китового объектива Nikkor 18-55 мм. Он не то что бы плох. Скорее он для продвинутых любителей уже плох, а для начинающих любителей или просто для людей, кто любит фотографировать особо не заморачиваясь на настройках и качестве картинки, он очень даже ничего.

    • Светлана, соглашусь с Вами. Наверное, еще добавлю, что если купить камеру body и подержанный объектив Nikkor 18-55mm F/3.5-5.6G AF-S VR DX Zoom за 2500 рублей, то это — самый дешевый способ для новичка узнать, какое фокусное расстояние ему больше подходит. Я сам писал, что однажды сел и посчитал, на каких фокусных расстояниях сняты мои фотографии из поездки самостоятельно по Мексике. Оказалось, что подавляющее большинство кадров снято на широком угле, немного меньше на 55, 48 и 35 мм, и очень мало на 24 мм. Исходя из этого я решил, что следующим моим приобретением будет широкоугольник и…. купил телевик Никкор 70-300…. 🙂 Но это из желания получить хорошие кадры во время поездок по национальным паркам. Мне телевика очень не хватало в заповеднике Селестун, где мы наблюдали за фламинго и в Yala National Park, где миллион всякой живности было.

      Здравствуйте, Светлана! По поводу качества картинки (не заморачиваться)… Не согласен полностью, что надо новичку сразу не беспокоиться, по настройкам думаю, что не сразу познаются! По большому счету, объектив дает очень много даже не в руках профессионала! А так спасибо вам за комментарий! Много мнений разных людей — истинна так и рождается! Будем брать без объектива Body, так как цена на него у нас на Дальнем Востоке в Хабаровске — 15300 рублей. К нему планирую уже что-то подобрать. Будем смотреть примеры! Еще раз спасибо за советы вам обоим!

Если бы какой-либо из брендов выпускал действительно лучшие фотоаппараты, второй бы банально сдался давно ушел из рынка, не выдержав конкурентной борьбы. Поэтому мы не можем утверждать, что Кэнон лучше Никон и наоборот. Впрочем, есть принципиальные различия между камерами этих двух производителей, которые мы и оговорим ниже. Прежде, чем перейти к сравнению, важно понимать: мы не собираемся сравнивать конкретные модели, мы будем сравнивать системы в целом.

Вы не знали: Canon и Nikon – единственные бренды (в отличие от своих конкурентов), которые имеют практику производства полупроводников и проекты в космических программах.

Итак, к сравнению.

Оптика


Canon и Nikon предлагают своим покупателям огромный выбор оптики. Canon выпускает объективы EF и EF-S со встроенными приводами фокусировки, и они полностью поддерживаются всеми камерами EOS. Nikon, напротив, производит объективы без сервопривода, поэтому они подходят только для фотоаппаратов с отверткой (встроенным моторчиком). Если обратиться к плюсам и минусам, то выигрывает Кэнон, ведь объективы данного производителя дешевле и проще в изготовлении. За объектив от Nikon почти с теми же параметрами придется заплатить на 15% больше. При этом качество объективов обеих компаний очень и очень хорошее.

Качество картинки

Качество картинки разных камер определяется благодаря тестам DxOMark. Судя по ним, то уверенно выигрывает в данном случае системы Nikon. Тест оценивает качество картинки по той информации, которую из картинок можно добыть.

По качеству изображения при низком ISO, ширине динамического диапазона и глубине цвета Nikon бесспорно лидирует – первые две строчки принадлежат камерам этого производителя. Самый близкий конкурент – девайс который находится на 30 позиции. Однако на практике, если не обращаться к тестам, заметить разницу в качестве изображения невозможно, и чтобы найти эту разницу в качестве между приблизительно равными моделями придется очень сильно постараться.


Автофокус

Включительно до 2012 года компания Никон уверенно лидировала, если брать этот параметр отдельно. В ее арсенале была 51-точечная система фокусировки, которая даже в сложных условиях демонстрировала прекрасные результаты. Снимая динамические объекты, можно было получить 9 точных снимков из 10. По этой причине многие фотографы переходили на девайсы от Никон.

Впрочем, в Кэнон не хотели уступать, и в результате конкурентной борьбы на рынке появился фотоаппарат – модель с 61-точечной фокусировке, которая автоматически адаптировалась к поведению снимаемых объектов. И теперь уже некоторые фотографы опять были вынуждены менять религию переходить на фотоаппарат .

Все же, если брать системы фокусировки в целом, то все равно Nikon является лидером. Т.к. даже в недорогих моделях типа D5300 используется 39-точечная фокусировка. А вот в фотоаппаратах Кэнон часто нужно повозиться с настройками.

Дисплей

Дисплей – это настолько второстепенный параметр, что сравнивать их как-то не очень и хочется. На качество снимка они никакого влияния не оказывают, поэтому преимущество одной из компаний будет очень мизерным по данному параметру.

Canon обычно устанавливает дисплеи из закаленного стекла, девайсы среднего или начального уровня могут даже иметь поворотные конструкции, сенсорное управление. Все это больше маркетинговые ходы, чем действительно полезные дополнения. Кстати, есть одна модель (EOS 6D) с экраном с унылой пластиковой защитой дисплея. Все остальные почему-то из закаленного стекла и олеофобным покрытием.

Nikon делает все логичнее: на недорогие камеры ставит пластиковую защиту дисплея, на дорогие – из закаленного стекла. В остальном, существенных различий нет.

Видео

Ранее зеркальные камеры были ориентированы исключительно на профессиональных фотографов, которые для видеозаписи использовали видеокамеры. Далее, чтобы удовлетворить запросы начинающих фотографов и окончательно исключительно глупые вопросы типа: «А что он видео не снимает?» были внедрены функции записи видео. Самой первой зеркалкой с возможностью записи видео стал Nikon D90 , однако фурора девайс не произвел. Настоящий бум – это появление Canon EOS 5D Mark II – зеркального фотоаппарата, который поддерживал запись видео 1080p.


Nikon D90 – первый зеркальный фотоапарат с видеозаписью

Кстати, фотоаппарат Canon EOS 5D Mark II использовали при записи знаменитых сериалов, например, «Доктор Хаус». А на Nikon D800 снимали «Декстера».

Обе системы в руках профессионалов показывают прекрасные результаты, вот только Canon более уверенно и быстро развивает технологию видеосъемки. Новые модели Dual Pixel CMOS уже умеют фокусироваться при видео плавно и автоматически.


Производство

Как это ни странно, но страна производства играет роль в нашем сравнении и отчасти оказывает влияние не качество. Девайсы Никон производятся в Японии, но это касается лишь флагманских продуктов. Прочие продукты изготавливаются в Китае или Таиланде. Кэоно предпочитает родину, и даже недорогие камеры производит в Японии. Плацдарм внешнего изготовления – страна Тайвань с прекрасными и высококвалифицированными сотрудниками и жестким контролем качества.

Профессиональные зеркалки

Профессиональные зеркальные фотоаппараты – это верхушка эволюции фототехники со сменной оптикой. Они дорогие и многофункциональны. Если у Вас нет хотя бы 5000 долларов, то о покупке такого фотоаппарата можно даже не мечтать.

Сильная сторона профессиональных зеркалок от Nikon – это работа вспышек и идеальный замер. Canon отличается очень быстрым автофокусом и объективами с прекрасной стабилизацией.

В 2007 году компания Никон продемонстрировала миру камеру Nikon D3, которая подняла качество изображения на высоком ISO на новую вершину. Далее, через 7 лет, появилась камера Никон D4s с обеспечением максимального ISO 409 600 и серийной съемки скоростью 11 кадров в сек.


Canon в высшей лиге представлена двумя репортерскими камерами – это 18-мегапиксельный девайс EOS-1D X (14 кадров в секунду) и EOS-1D C , которая «умеет» снимать 4K-ролики частотой 60 кадров в секунду.


Какая камера среди них лучшая почти невозможно определить. Они – для разных задач.

Зеркалки высокого ценового сегмента

Модели в этом сегменте хуже профессиональных зеркалок и стоят дешевле. В этой лиге Canon и Nikon предлагают только полнокадровые модели. Самые первые из них это Canon EOS 6D и Nikon D610 . Обе камеры по характеристикам похожи.

Камера D610 имеет 24 Мп, серийную съемку с частотой 6 кадров/сек, влаго- и пылезащитный корпус, два слота для карт памяти.

Девайс EOS 6D имеет всего 20 Мп, медленную по сравнению с конкурентом серийную съемку, одну карту памяти и меньшее количество точек автофокуса. Однако здесь есть GPS и Wi-Fi модули. К тому же, при слабом освещении эта камера демонстрирует себя немного лучше.


Иные похожие камеры – Nikon D810 и Canon EOS 5D Mark III . Первая камера D810 – это чемпион по разрешению (36 мегапикселей). Canon EOS 5D Mark III – 22-мегапиксельная, но зато отличается 61-точечной фокусировкой и прекрасной скоростью серийной съемки.

Средний ценовой диапазон

Девайсы средней ценовой категории – с сенсорами APS-C. Они отличаются прекрасной эргономикой, качественными удобными корпусами. В этой категории Кэнон предлагает один из самых старых фотоаппаратов EOS 7D и относительно новый EOS 70D. Старый EOS 7D имеет 19-точечную фокусировку и частоту съемки 8 кадров в секунду. EOS 70D – это 20-мегапиксельная камера с фазовой фокусировкой, Wi-Fi модулем и поворотным экраном, который вообще не нужен.


Также есть камера , которая по стоимости близка к Canon EOS 700D (из более низкого сегмента). Тут 39-точечная система фокусировки, поворотный дисплей и прочими плюшками достоинствами.


Начальный уровень

Зеркалки начального уровня – это самые дешевые девайсы с зеркальным видоискателем и сенсором APS-C. Для привлечения покупателя разные компании применяют разные приемы. Например, Кэнон предлагает самую легкую зеркалку в мире EOS 100D , а также 18-мегапиксельную камеру EOS 700D с гибридной функцией фокусировки для видеозаписи и сенсорным экраном.


Nikon в данном сегменте может предложить лишь модель D3300, которая быстро приобрела популярность. Этот девайс получил 24 Мп, 11-точечную фокусировку и достаточно быструю серийную съемку с частотой 5 кадров/сек. Здесь нет низкочастотного фильтра, поэтому любители делать снимки природы с насыщенными деталями точно оценят.

Беззеркалки фотоаппараты

Ранее мы о разнице между зеркальными и беззеркальными фотоаппаратами. Фирма Canon Недавно представила модель EOS M c сенсором APS-C и разрешением 18 Мп. Для нее есть даже целая линейка объективов. Однако тут слабая фокусировка и батарея, которая разряжается ну очень быстро.

Nikon предлагает покупателю целых 3 модели, которые в большей степени ориентированы на любителей. Особо выделяется Nikon 1 AW1 – фотоаппарат способен снимать под водой, он даже защищен от ударов.

Все девайсы хвастают очень быстрой съемкой – 20 кадров в секунду, обладают буфером памяти 1 Мб. Есть даже 10 объективов для беззеркалок Nikon, что уже достаточно много. Вроде бы все хорошо, вот только есть один большой недостаток – вся линейка использут крохотный 1″ CMOS-сенсор, и по качеству картинки он сильно уступает APS-C.

Если интересуют беззеркальные фотоаппараты, то уж лучше обратиться к Olympus или Panasonic – там девайсы куда более интересные.

Вывод: невозможно сравнить системы компаний объективно и выделить какую-либо лучшую из них. Следовательно, невозможно и ответить на вопрос: что лучше: кэнон или никон, т.к. оба производителя имеют конкретные плюсы и минусы. Их девайсы подходят для разных задач.


Я постоянно обновляю и дополняю эту статью. Последний раз статья редактировалась 13.06.2018 (добавил новые имена для 2000D, 4000D). Свои вопросы задавайте в комментариях (мой сайт ‘Радожива’ не требует абсолютно никакой регистрации, и можно не указывать ни e-mail, ни имя).

Каждый день в комментариях на моем блоге ‘Радожива’ раздается один и тот же вопрос — ‘какую зеркальную камеру Canon купить? ‘. В данной статье я поделюсь своими соображениями по этому поводу. Обратите внимание, что статья сильно наполнена субъективными факторами, так как при выборе фотоаппарата следует учитывать очень много мелочей. Я работаю профессиональным фотографом, а также делаю обзоры фототехники, снимал практически на все зеркальные фотоаппараты Canon и Nikon, можно сказать, съел собаку с этими фотоаппаратами и объективами.

Все цифрозеркальные камеры Canon можно условно разделить на 3 класса:

  1. Любительские - эти камеры нацелены на людей, которым просто нужно получить качественное фото без вникания в тонкости и настройки камеры. Чаще всего любительские камеры лучше всего подходят людям, которые не занимаются фотографией профессионально, а просто хотят хорошую камеру для дома, отдыха, путешествий, семьи, природы и т.п., чтобы камера была легкой, простой в управлении и недорогой. Собственно, компания Canon имеет самый большой модельный ряд камер именно в этом сегменте.
  2. Продвинутые любительские - имеют расширенный функционал с большим количеством специфических настроек, с которыми можно долго разбираться. Эти камеры подходят продвинутым любителям, которые уже умеют разбираться в настройках, либо хотят получить хороший потенциал для освоения навыков в фотографии. Так же эти камеры заметно дороже и тяжелее. Отличительной чертой продвинутых любительских камер является наличие дополнительного монохромного дисплея на верхней панели камеры, который помогает получить быстрый доступ к ряду настроек.
  3. Профессиональные - это камеры созданы для людей, которые занимаются фотографией профессионально, знают толк в фотографии и не боятся ручных настроек. Обычно такие камеры имеют гораздо лучший корпус и функционал. Отличительной чертой таких камер является отсутствие встроенной вспышки (для профи она не особо важна). Обычно это полноформатные камеры или камеры с Kf=1.3. Также камеры высшего ценового диапазона имеют комбо-корпус со специальной дополнительной ручкой, которая помогает держать камеру в портретной (вертикальной) ориентации. Этот класс камер я специально не затрагиваю в этой статье, ибо есть миллион и один нюанс при выборе профессиональной техники, да и профессионалы зачастую сами знают, какая камера им нужна.

Камера - это сложное техническое устройство, а техника не стоит на месте. В табличке я указал свой рейтинг камер исходя из даты выпуска камеры в свет и ее технических характеристик . Считаю, что сейчас лучшей любительской камерой является Canon 800D , это видно из таблички, представленной ниже.

Что же касается продвинутой любительской камеры, то, на мой взгляд, полноформатные Canon 6D и Canon 6D Mark II являются очень интересным вариантом. Если с полным кадром связываться нет желания, то отличной продвинутой любительской камерй Canon является модель Canon 7D Mark II .

Рейтинг Модель Год МП Кадро в секунду Точки фокусировки Видео Дислпей
1 Canon 7D Mark II 2014 20,2 10 65 (65 к, Dual Pixel AF )
2 80D 2016 24 7 45 (45 к, Dual Pixel AF ) Full HD 60fps, стерео звук, следящая фокусировка 3-х дюймовый, 1 040 000 пикселей
3 77D 2017 24 6 45 (45 к, Dual Pixel AF ) Full HD 60fps, стерео звук, следящая фокусировка 3-х дюймовый, 1 040 000 пикселей
4 2013 лето 20,2 7 19 (19 к, Dual Pixel AF ) Full HD 30fps, стерео звук, следящая фокусировка 3-х дюймовый, 1 040 000 пикселей, поворотный и сенсорный
5 2009 осень 17,9 8 19 (19 к) Full HD 30fps, моно звук
6 2010 лето 17,9 5,3 9 (9 к) Full HD 30fps, моно звук 3-х дюймовый, 1 040 000 пикселей, поворотный
7 50D 2008 лето 15,1 6,3 9 (9 к) Tолько LiveView 3-х дюймовый, 920 000 пикселей
8 2007 лето 10,1 6,5 9 (9 к) Tолько LiveView 3-х дюймовый, 230 000 пикселей
9 2006 зима 8,2 5 9 (1 к) Heт 2.5-х дюймовый, 230 000 пикселей
10 2004 лето 8,2 5 9 (1 к) Heт 1.8 дюйма, 118 000 пикселей
10 2003 зима 6,3 3 7 (1 k) Heт 1.8 дюйма, 118 000 пикселей
12 D60 2002 лето 6,3 3 3 (1 k) Heт 1.8 дюйма, 118 000 пикселей
13 2000 весна 3,1 3 3 (1 k) Heт 1.8 дюйма, 114 000 пикселей

Камеры Canon 20Da и 60Da я не включил в таблицу из-за их специфических особенностей, мало интересных обычному фотолюбителю. Если Вы ограничены в средствах, то неплохим вариантом продвинутой любительской камеры Canon является , .

Обычно фотоаппараты продвинутых любительских и профессиональных классов продаются отдельно от объектива, такой комплект продажи называют ‘body’, а когда фотоаппарат продается с каким-либо объективом, это называется ‘kit’ (так чаще всего продаются фотоаппараты из любительского сегмента), а объектив из комплекта поставки называется ‘китовым объективом‘ (иногда сокращают и называют просто «китом», что порождает путаницу — и комплект и просто объектив из такого набора называют одним и тем же словом).

Внимание: фотографировать на один фотоаппарат «body» нельзя, фотографировать нужно всегда с объективом:)

Важно: обычно, если покупать камеру вместе с китовым объективом (так называемый китовый комплект), то такой набор будет стоить дешевле, чем покупать камеру и такой же объектив по отдельности.

Выбор других объективов требует отдельной большой статьи, но в дополнение к штатному (универсальному китовому) объективу я рекомендую обзавестись светосильным дискретным объективом. Такой объектив не умеет зуммировать, но имеет более высокую чем «китовый». Это позволит без проблем снимать в условиях с плохой освещенностью, управлять глубиной резкости (создавать ), создавать ‘эффект боке’, получать более яркие и сочные цвета на фотографиях.

January 1st, 2020 , 07:13 pm

Данный рейтин отличается от многих коммерческих обзоров тем, что все аппараты представленные в рейтинге действительно тестировались в этом журнале и многие из них участвовали в сравнительных обзорах.
Ниже в этой статье вы можете ознакомиться с таблицей всех учитываемых параметров, описанием критериев присвоения той или иной оценки и т.д. Некоторые параметры являются субъективными и основаны на моем личном опыте использования аппарата, другие получены расчетным способом используя параметры технических характеристик аппаратов.


Рейтинг аппаратов с точки зрения качеств наиболее важных для начинающего фотографа


При формировании этого рейтинга я исходил из того, что какие-то функции и параметры более важны начинающему пользователю, а какие-то менее. Кроме того, приоритетно учитывались параметры аппарата, которые позволили бы получить начинающему пользователю наилучшие по качеству фотографии с минимальными усилиями. В общем-то этот рейтинг на основании рейтинговых параметров и коэффициентов как раз представляет собой список, который я рекомендовал бы начинающему фотографу. В данном рейтинге учитывается и фактор стоимости аппарата, но он не не столько высок чтобы мы получили только дешевые аппараты на первом месте. Здесь как раз представлен сбалансированный список учитывающий и характеристики и стоимость. Начинающему пользователю достаточно взять вервые пять аппаратов из списка и определиться с критериями выбора - наиболее дешевый вариант или наиболее качественные снимки прямо из камеры или выбрать аппарат снимки с которого нравятся больше всего.
Выбирая аппараты из последникх пяти пунктов из списка начинающий пользователь не только потратит значително больше средств, но и с очень большой долей вероятности будет получать из этих аппаратов снимки значительно хуже качественно, чем приобретая аппараты в первой пятерке. Аппарат для начинающего фотографа это максимально качественный JPEG прямо из камеры, удобный интерфейс, небольшой вес и ценовой диапазон от невысокого до выше среднего.

Рейтинг аппаратов обладающих высокими потребительскими качествам наиболее востребованными любителями


Как и в предыдущим рейтинге результат не говорит о том, что Sony A7 будет лучшим и единственным выбором для любителя. Рейтинг показывает 5 лучших камер, которые подошли бы любителю. Дальше выбор за потребителем - какой корпус привык использовать любитель, на сколько важна цена, вес, есть ли предпочтения по бренду и т.д. Например здесь в первым пунктом идет Sony A7 потому, что это легкая и маленькая камера с полноформатной матрицей, обладающая характеристиками превышающими характеристики других камер в этом списке.

Рейтинг камер для профессионалов


Делать рейтинг для профессионалов занятие неблагодарное. Они знаю все сами. Здесь я скорее привожу рейтинг для любителей и начинающих фотографов какой аппарат выбрать, если они серьезно нацелились стать профессионалами. Я сторонник того, чтобы в этом случае выбирать сразу профессиональную камеру т.к. учеба в этом случае будет максимально эффективной - вы будете сразу видеть все свои ошибки и будете учиться пользоваться профессиональными функциями аппаратов.

Рейтинг для пейзажистов, которые ходят в походы или в длительные путешествия в которых встречаются с самымим разными погодными условиями. Первый рейтинг предназначен для любителей, которые, например, просто идут в поход и выбирают для этого подходящую камеру.


Камера для съемок пейзажа должна обладать определенными характеристиками. Например важна гоубина цвета иначе вы можете потерять цветовую гамму, динамический диапазон, важна влагозащита, важно количество снимков, которые можно сделать на одной зарядке, важен вес. Эти параметры в некоторых случаях взаимоисключают друг друга. Здесь в первой пятерке присутствуют самые разные варианты.

Рейтинг для пейзажистов профессионалов


Рейтинг получился практически одинаковым за исключением того, что в одном случае на первом месте Canon во втором Nikon. Разница в данном случае заключается в том, что для получения максимально качественных снимков Nikon необходимо в большинстве случаев пользоваться штативом, а c Canon 5D Mark III можно снимать с рук тогда, когда на Nikоn потребовался бы штатив.
В этом рейтинге мне не совсем понятно почему Fujifilm X-T1 оказался в конце списка. Нужно проанализировать т.к. с моей точки зрения для похода он вполне подойдет.

Краткое описание аппаратов принимавших участие в тестировании:


  • Один из самых популярных аппаратов среди профессионалов, любителей и даже начинающих фотографов. Аппарат очень хорошо известен, является одним из самых массовых аппаратов на рынке, обладает приятной гармоничной цветопередачей, реализует очень точный экспозамер и практически не ошибается с балансом белого. Для новичка этот аппарат может стать моделью не требующей больших усилий при съемке,а для профессионала прекрасным инструментом фото художника. Несмотря на то, что аппарат обладает не самым выдающимся на сегодняшний день динамическим диапазоном это компенсируется прекрасной работой на высоких ISO

  • Сравнительный обзор

  • Сравнительный обзор Nikon D800 и Canon 5D mark III:

  • Сравнительный обзор Canon EOS 5D Mark III и Nikon D800:


  • Сравнительный обзор Canon EOS 5D Mark III:

  • Сравнительный обзор Canon EOS 5D Mark III и Samsung NX210:

  • Сравнительный обзор Canon EOS 5D Mark III и Panasonic G5:

  • Canon EOS 5D mark III, Panasonic G5x, Leica X2, Sigma DP2 Merrill:

  • Продолжение обзора: Canon EOS 5D mark III, Panasonic G5x, Leica X2, Sigma DP2 Merrill:

  • Норвегия с Canon EOS 5D mark III, Olympus OM-D EM-5 и Canon 650D:



  • Аппарат начинающего и продвинутого любителя. Приятная цветопередача, прекрасный экспозамер, неплохой JPEG, отличный поворотный сенсорный экран. Стоит отметить новый тип матрицы со сдвоенными пикселями, которые являются также и фазовыми датчиками. Зто значительно упрощает фокусировку в режиме видеосъемки.

  • Сравнительны обзор Canon EOS 70D и Sony A7:

  • Предварительный сравнительный обзор Canon 70D:



  • Один из самых популярных любительских аппаратов. Причиной этому служит невысокая цена, приятная цветопередача, хорошая работа экспозамера и минимальное время на редактирование снимков. Неплохо выглядит и JPEG прямо из камеры.

  • Сравнительный обзор Canon 700D и Samsung NX300:


Fujifilm X-T1


  • Новый влагозащищенный аппарат от Fujifilm. В свое время X Pro1 произвел фуррор на рынке компактных камер со сменной оптикой. В этот раз фуррора не случилось. Те же технологии, теже недостатки, тот же цвет, такое же разрешение матрицы. Единственно, что ощутимо изменилось это автофокус - он ощутимо быстрее. Камера на любителя т.к. имеет особенности цветопередачи, а так же не всегда понятные режимы расширенного динамического диапазона которы не так просто использовать. Камера либо очень нравится, либо не нравится совсем. Я не встречал о камерах Fuji других мнений. Нужно сказать, что поклонников этой системы достаточно много и есть большое количество снимков, сделанных камерами Fuji, которые можно было бы назвать произведением искусства. На самом деле камера хорошая, но если быть объективным нужно принимать во внимание и недостатки, которыми она обладает.

  • Сравнительный обзор Fujifilm X-T1 и Sony A7r:




  • Прекрасный аппарат профессионала. В связи с большим разрешением матрицы круг его использования несколько ограничен. В виду большого разрешения матрицы снимать этим аппаратом следует на коротких значениях выдержки или с использованием штатива. Иначе многие снимки после фотосессии будут отбракованы в виду заметного смаза. Аппарат совсем не для начинающего и я не рекомендовал бы его любителям. На много проще снимать Nikon D610, а качество снимков с D610 вы вряд ли сможете отличить от кадров полученных с Nikon D800. В руках профессионала это прекрасный инструмент, а в руках начинающего пользователя и даже любителя головная боль.

  • Сравнительный обзор Nikon D800:

  • Сравнительный обзор Nikon D800 и Canon EOS 5D Mark III:

  • Сравнительный обзор Canon EOS 5D Mark III и Nikon D800/В600:



  • Прекрасный аппарат. Отличная цветопередача, прекрасные характеристики матрицы, отличная эргономика, доступная цена. Рекомендую всем. Объективно один из лучших если не лучший аппарат в своем классе на сегодня. Я не тестировал именно D610. Тесты делались аппаратом D600. Отличают эти модели разные механизмы спуска. В камере D600 бдительными фотографами обнаружилась проблема - механизм спуска при съемке брызгает маслом на матрицу (фотографа, окружающих) оставляя на них масляные пятна. В новом аппарате механизм изменили.

  • Сравнительный обзор Nikon D600 и Pentax K-5 II:

  • Сравнительный обзор Nikon D600, Nikon D5200, Fujifilm X-E1:

  • Фотоальном Nikon D600:

  • Сравнительный обзор Canon EOS 5D Mark III и Nikon D800/В600:


Nikon D7100


  • Прекрасный аппарат для любителя, профессионала и даже начинающего пользователя т.к. может удовлетворить требования любого пользователя. Обладает прекрасными параметрами матрицы. Очень удобная эргономика, как и у всех аппаратов Nikon. С моей точки зрения обладает одним недостатком - являясь конкурентом Canon 70D не имеет поворотного экрана. Поворотный экран сейчас в такого рода аппаратах нужен и может значительно упростить работу фотографа.


Olympus OM-D E-M1


  • Новая модель Olympus. Что сказал компания выпустив этот аппарат - они сказали, что это лучший аппарат из того, что они делали. Учитывая, что в данном аппарате нет практически никаких технологических новшеств можно сказать, что предыдущие модели Olympus были плохими и наконец они сделали хорошую - завинтили наконец хорошо все винтики, убрали баги из программного обеспечения, убрали с матрицы ненужный низкочастотный фильтр. Учитывая стоимость аппарата, скорее всего, они его сначала нанесли, а потом убрали и может быть даже не один раз. Тем не менее аппарат весьма достойный для любителей системы Olympus. Для приобретающих же систему Olympus впервые хочу сказать, что есть и более достойные варианты, учитывая, совершенно конскую цену на данный аппарат при условии наличия в нем матрицы с кроп фактором 2. Сейчас несколько дешевле можно купить аппараты с полноформатной матрицей. Судя по тенденции в обозримом будущем появятся и среднеформатные аппараты стоимостью ниже стоимости Olympus c матрицей 4/3 и других аппаратов системы 4/3. Очень похвально, что у Olympus теперь есть хороший аппарат, но лично мне хотелось бы понимать ценообразование этого аппарата. Стоимость полноформатной матрицы по заявлению производителей в 2 - 10 раз больше стоимости матриц APS-C в виду большего брака и неиспользуемых остатков. Хотелось бы понять как компании Olympus удалось создать матрицу с кропфактором 2 дороже полноформатных матриц при условии совершенно посредственных параметров самой матрицы. Именно это сейчас занимает меня значительно больше, чем сам аппарат и картинки, которые с него можно получить. Почему я говорю о дороговизне матрицы? Да потому, что на рынке есть камеры с намного более технологичными и удобными корпусами, а стоимость электронной начинки и механики примерно одинакова сейчас для любого аппарата.

  • На самом деле аппарат неплохой. Хорошая цветопередача, очень качественный корпус, влагозащита. смотрите снимки с этого аппарата и выбирайте. Аппарат вас не разочарует.



  • Новый аппарат Pentax. Это самый неоднозначный аппарат, которым мне доводилось когда-либо пользоваться. В некоторых случаях аппарат выдает совершенно замечательную картинку, а в некоторых случаях происходят просто чудеса, которые сложно объяснить - меняется цвет определенных объектов, камера выдает серый невнятный задний план при условии, что другие аппараты в этих же условиях дают совершенно другую картинку. Если вы видели снимки тестов из Лондона, то при съемках заката я сделал 1 кадр заката на Nikon и он меня полностью устроил, как вы это видите на снимке, а потом я сделал 40 снимков Pentax и не смог получить то, что меня бы устроило. Очень странный результат если учитывать, что объективы использовались на этих камера равнозначные. Камера выдает бледные цвета. Казалось бы это не страшно, но в некоторых случаях мне не удавалось поправить картинку чтобы она выглядела так, как мне нравится. Я очень много тратил времени на редактирование снимков с этой камеры при том, что такой же сюжет с другой камеры занимал у меня не более нескольких секунд. Не рекомендую пока никому покупать эту камеру.

  • Ссылка на обзор:

  • Фотоальбом Pentax K-3:


Pentax K-5 II


  • Очень много было написано о камерах Pentax K-5 и Pentax K-5 II. Самое примечательное, что мне удалось вынести из обзоров это то, как тянутся тени у этих камер. Я даже ожидал появления в ближайшее время нового направления в фотографии тене-тянение или как-то так, которое бы заключалось в съемке теней их их последующем вытягивании. Не хочу никого обидеть - у этой модели, как и компании Pentax в целом немало поклонников. Однако, я пока не видел цветопередачи Pentax, которая бы меня вдохновила со времен моделей Pentax K10/K20. Так же у моделей K-5 есть одна общая проблема - усиление синего. Она проявляется достаточно часто. Ничего страшного в этом нет и это компенсируется конечно же вытягиванием теней, но лично мне это доставляло неудобства.

  • Нужно отдельно отметить очень хорошую влагозащиту аппратов. Это объективно лучшая реализация влагозащиты на данный момент.

  • Сравнительный обзор Pentax K-5 II и Nikon D600:


Samsung NX300


  • Аппарат по крайней мере интересный. У аппарата приятная цветопередача, достаточно удобное управление, небольшой корпус и неплохая оптика Samsung дополняет положительные качества этого аппарата. Однако на момент тестирования у аппарата было по крайней мере 2 проблемы - неточное определение баланса белого и проблема в некоторой степени похожая на проблему Pentax K-3. На малоосвещенных или сильноосвещенных объектах аппарат теряет информацию о цветах - цвета становятся серыми. И я говорю не о пересвете или перетени. В середине диапазона освещенности все хорошо, но шаг всево шаг вправо возникает проблема. Причем, если снимать малоконтрастрый объекти другим аппаратом все решается за несколько секунд - поднимается контрастность в редакторе, увеличивается насыщенность и/или вибранс и фотография как новая. С Samsung это не проходит. Вы можете видеть увидеть это на тестовых фотографиях. С балансом белого неприятно, конечно, но совсем не смертельно - все быстро правится. Причем баланс белого во время теста был неправильным восновном только когда использовался новый фикс объектив. Думаю, что к написанию этого рейтинга это уже поправили. К сожалению проверить уже не могу. В общем аппарат и не особенно хороший и не особенно плохой. Никакой. Он совершенно не запоминается почему-то и расставаться с ним не жалко. Несмотря на достойные параметры матрицы он не стал массовым и им не будет. Какие причины купить этот аппарат? Никаих. Есть и другие варианты аппаратов на которые имеет смысл обратить внимание. Если нужен маленький аппарат я бы лучше посмотрел на Canon EOS M или Canon Powershot G15. Если просто нужен аппарат, то можно выбрать достойный вариант из представленных в этом рейтинге аппаратов.

  • Обзор Samsung NX300:

  • Сравнительный обзор Samsung NX300 и Sony A55V:

  • Сравнительный обзор Samsung NX300 и Canon 700D:



  • Я никогда не был поклонником цветопередачи Sony кроме аппаратов Sony A850/A900 и изначально относился к этим аппаратам скептически. Однако, как оказалось, цветопередача у этих аппаратов гармоничная. Согласитесь, предложение иметь полноформатну камеру в компактном корпусе с прекрасными характеристиками очень заманчиво. Камера уже стала очень популярной. Единственная проблема это отсутствие оптики. Пока для камер доступно только 3 достойных объектива. В остальном все очень хорошо на мой взгляд.

  • Обзор Sony A7:

  • Сравнительный обзор Sony A7 и Fujifilm X-T1:



  • Камера визуально почти не отличается от камеры A7, обладает такой же цветопередачей и очень похожими характеристиками матрицы. Отличия между этими моделями заключаются в разрешении матрицы - у 7r оно равно 36,6 мкгапикселе, а у камеры A7 24 мегапикселя. Есть и другие отличия - шторка у камеры A7 электронная, а в матрицу встроены фазовые датчики, чего нет у A7r. Зато в A7r на матрице нет низкочастотного фильтра. О A7r можо сказать многое из того, что я писал о Nikon D800. При таком большом разрешении матрицы возможен смаз. Поэтому я рекомендую всем брать камеру A7 тем более, что по некоторым параметрам она даже более технологична.

  • Ссылка на обзор:

  • Ссылка на сравнительный обзор Fujifilm X-T1 и A7r:


Sigma SD1 Merrill


  • Аппарат технологически очень интересный за счет применения матрицы Merrill разрешением 43Мп. Однако, технология имеет и недостатки, а именно не всегда предсказуемый результат. Редактировать снимки с Sigma достаточно сложно. Несмотря на то, что отредактировав снимок можно получить интересный результат сам процесс редактирования одного снимка может занимать более 10 - 20 мин на одну фотографию и значително более и это захватывает не менее и даже боле, чем сам процесс съемки. В камере Sigma более важен процесс проявки, чем сам процесс съемки.

  • Не рекомендую приобретать этот аппарат тем, кому нужен стабильный результат. Снимая Sigma, например, на свадьбе вы получите зеленые лица, совершенно невообразимые цвета казалось бы обычных вещей и потратите целую сумку батареек. Но, если же вы хотите почувствовать себя художником, не боитесь быть побитым людьми, которых вы снимали вы приложив усилия, можете получать снимки, которые пока невозможно получить с других аппаратов. Если вас это устраивает, то это может быть ваш выбор. Тем не менее перед покупкой посмотрите снимки с этого аппарата не на коммерческих ресурсах, а снимки обычных пользователей.

  • Сравнительный обзор Sigma SD1 Merrill и Fujifilm X-Pro1:

  • Фотографии Sigma SD1 Merrill:

  • Обзор SD1 Merrill:


Samsung GH3


  • Еще один аппарат системы 4/3. Разрешение стандартное для этой системы 16Мп. Я только недавно опубликовал картинку в этом журнале на которой можно сравнить размеры аппарата и размеры матрицы Panasonic GH3 и Sony A7. Картинка впечатляет. Аппараты 4/3 создавались в основном для сокращения размеров аппарата. Сейчас это стало совершенно неактуальным. Появились аппараты с матрицей APS-C и полноформатной матрицей размеры которых сопоставимы и в некоторых случаях даже меньше камер системы 4/3.

  • Теперь о самом аппарате - отличный корпус, удобное управление это пожалуй все, что можно сказать об аппарате. Качество снимков ничем выдающимся не отличаается. Цветопередача с особенностями присущими аппаратам Panasonic. В оабщем аппарат неплохой, но покупать его не нужно. Есть гараздо более интересные и перспективные варианты.

  • Сравнительный обзор Panasonic GH3:

Leica X2

  • Какова основная ценность этого аппарата - отличное качество снимков прямо из камеры и красная точка на корпусе. Аппарат действительно выдает прекрасную картинку не нуждающуюся в редактировании. Камера идеальна если не знать ее цену - 100 000 руб. Технические характеристики камеры значительно ниже средних, объектив фиксированный, экран худший из всех однокласников на рынке, видоискатель отсутствует. Сейчас уже появилась новая камера Leica Vario X c объективом с переменных фокусным расстоянием. Лет 5 назад Leica базраздельно номинировала ны рынке качественных компактных камер. Если вам нужна была такая камера была одна альтернатива - Leica. Что сейчас? А сейчас есть Fujifilm и самое главное на рынок вышла Sony RX1 стоимостью сопоставимой со стоимостью Leica X2 и ниже стоимости Leica Vario X. Назовите хоть одну причину почему я должен не то что купить, а просто включить в список рассмотрения фотоаппараты серии Leica X? Я не нахожу.

  • Сравнительный обзор Leica X2:

Дополнение:

Для оценки аппарата применялся набор определенных параметров. Часть параметров показана ниже. Параметры, как правило, оценивались по шкале от 1 до 20. Некоторые параметры основаны на субъективной оценке, например, цветопередача, удобство использования аппарата, а некоторые параметры рассчитываются автоматически на основании фактических параметров заявленных в технических характеристиках. Каждому из параметров присвоен вес - степень влияния данного параметра на потребительские качества аппарата. Так же аппарат оценивается не только с точки зрения суммы параметров, но и с точки зрения важности данных параметров для определенных групп пользователей. Например, параметр "качество JPEG из камеры" важен для начинающего пользователя, но практически не представляет ценности для профессионала т.к. любой профессионал для получения максимального эффекта от работы камеры пользуется RAW форматом и не включает режим создания камерного JPEG не только в силу ненужности, но и для сохранения энергии аккумулятора и экономии места на флеш диске. Таким образом, один и тот де аппарат может быть крайне интересен профессионалу и не представлять ценности для начинающего любителя. Каждый трестируемый аппарат ранжируется по области применения. что дает более адекватную картину при выборе аппарата.